автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Становление молодежной протестантской субкультуры в России

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Петрова, Ирина Эдуардовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Становление молодежной протестантской субкультуры в России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление молодежной протестантской субкультуры в России"

гс...

На правах рукописи

^■С с с.

ПЕТРОВА ИРИНА ЭДУАРДОВНА

СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОТЕСТАНТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Специальность 22.00.04 -Социальная структура, социальные институты и процессы

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Нижний Новгород 1998

Диссертация выполнена на кафедре общей социологии и социальной работы факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им.Н.И. Лобачевского

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор, действительный член АГН Саралиева 3-Х.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Матиашвили В.М.

кандидат исторических наук, доцент Сарычев В.В.

Ведущая организация - кафедра социологии и правоведения МАТИ Российского государственного технологического университета им.К.Э.Циолковского (г.Москва)

Защита состоится 29 декабря 1998 г. в 15.00 на заседании специализированного Совета К 063.77.16 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата социологических наук в Нижегородском государственном университете им.Н.И.Лобачевского по адресу: 603600, Нижний Новгород, Университетский пер. д.7, к.205.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского.

Автореферат разослан^ ноября 1998 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат социологических наук

М.В .Масловский

Актуальность темы исследования

Молодежь как часть всего общества - это целостная большая социальная группа, выполняющая свои специфические социальные функции. Своеобразие молодежи состоит в состоянии ожидания и подготовки в преддверии будущего. Неразвитость понятийного мышления ограничивает ее самоанализ и самоидентификацию, потому молодежь остро переживает переходность своего состояния. Любое общество в той или иной степени инвестирует в молодое поколение, тратит на него свои экономические, политические и духовные ресурсы и рассчитывает на реальный результат. Характер самого общества в настоящее время меняется, оно становится более инновационным, и, как следствие этого, усложняются социальные ожидания, связанные с молодежью. Можно говорить, что общество стремиться сформировать сильную, волевую, ответственную молодежь.

Молодежь во всяком обществе своеобразна и неповторима. Это является следствием не только воздействия общества на молодежь, но и ее саморазвития и самоактуализации. У формирующейся молодежи характерно желание не только оптимально вписаться в социальную структуру, но и сохранить своеобразие как в настоящем, так и в будущем. Формирование идеологии поколения и его культуры происходит именно на стадии его молодости.

Современная российская молодежь опережает другие социальные группы в адаптации к новой реальности рыночных отношений и к политической реальности демократического государства Молодежь современной России, отличает более высокая, чем в других поколенческих группах, дифференциация материально-экономического положения.

Вместе с тем, как показывают опросы, молодежь современной России больше, чем другие поколенческие ' группы, характеризует размытость основных жизненных принципов, ориентиров, целей. Это приводит к тому, что молодежь ничему не противостоит - ни ложному, ни истинному. Особенно ярко это проявляется в отношении различных религиозных течений, движений,

количества которых в последние 8-10 лет увеличилось во много раз. Практически, российская молодежь оказалась захваченной врасплох «великим нашествием» на российскую землю многочисленных религиозных и внерелигиозных пастырей и миссионеров с Запада, Востока, из бывших республик СССР, а также многих вневероисповедальных пропагандистов.

В свете этого представляется актуальным и своевременным исследовать религиозные ориентации молодежи, чтобы узнать, какому влиянию более всего подвержена молодежь. Наше общество сейчас не может похвастаться обилием молодежных нерелигиозных организаций, тогда как многие религиозные общины собирают в свои ряды значительное число молодых людей. Этому способствует также и то, что чаще всего религиозные организации, и особенно пришедшие из Америки, используют клубные методы, привлекающие молодежь. Какие ценности исповедует молодежь, включенная в такие общества - вот вопрос, который достаточно важен для социума. После того как в нашем обществе прошли уже жаркие дискуссии о необходимости запрета всякой миссионерской деятельности, когда, наконец, общество выяснило свое отношение к так называемым тоталитарным, деструктивным сектам, настал черед изучать сообщества, не приносящие на российскую землю явно негативных ценностей, но все же приобщающие молодежь к новой культуре, стилю жизни, ценностным ориентациям.

Среди них интересно рассмотреть деятельность протестантских христианских организаций. Можно говорить о том, что именно протестантские организации наиболее ориентированны на потребности людей. В этой связи исследование становления протестантской молодежной субкультуры в России, специфики Нижегородского региона как одного из наиболее значимых в экономическом, политическом и социокультурном аспекте представляется несомненно актуальным.

Степень разработанности проблемы

Изучение основных проблем молодежи связано, в первую очередь, с трудами европейских и американских ученых начала века и особенно 20-30-х годов и начала века, таких как Г.Холл, Ш.Бюлер, Э.Шпраигер, О.Тумлирц, Ф.Хоффман, М.Мид. Важное влияние на развитие социологии молодежи оказали выдающиеся исследователи мирового масштаба - Л.Выготский, Л.Леонтьев, Т.Парсонс, С.Рубинштейн, П.Сорокин, Д.Узнадзе, З.Фрейд, Э.Эриксон. Возникновение и формирование основных направлений в социологическом изучении молодежи связано с именами таких ученых как Р.Бенедикт, Л.Фойер, Л.Шелефф, Ш.Айзенштадт, развивших теории классиков структурно-функционального анализа (Э.Дюркгейма, Р.Мертона, Т.Парсонса) применительно к социологии молодежи.

Основы культурологического направления заложены в работах А.Щюца, П.Бергера, Т.Лукмана. Классическим образцом исследования данного направления являются работы немецкого социолога К.Маннгейма. Важный вклад в развитие этого направления внесли М.Мид, Г.Шельский, а также К.Беднарик, К.Кенистон.

Впервые понятие «субкультура» появляется в работах А.Коэна и К.Кенистона. В дальнейшем Р.Линтон делает вывод о существовании особой «молодежной культуры», а М.Гордон вводит термин «субкультура» в научный обиход. В разработке различных теорий субкультуры, и, в частности, молодежной субкультуры, принимали участие Г.Сибольд, шведский исследователь Б.-Э.Андерссон, Р.Флэкс, американский юнолог Д.Колеман, Д.Бреннан, Д.Статера, Ф.Масгроув, Л.Фойер, Ч.Рейч, Ф.Слейтер и многие другие.

Развитие отечественной социологии молодежи, в первую очередь, связано с работами советских ученых, опубликованных в 1920-30-е годы. Это прежде всего ИА.Арямов, П.П.Блонский, А.Б.Залкинд. Возрождение

социологии молодежи в СССР после долгого периода забвения началось с организации социологических лабораторий в подразделенияхВсероссийского Ленинского Коммунистического союза молодежи и связано с именами В.Васильева, В.Чупрова, А.Кулагина. В дальнейшем исследования продолжали Э.Абгарян, Т.Порфирьева, В.Григорьев, В.Бовкун, Б.Владимирова, Г.М.Журавлева, Г.М.Андреева, В.К.Бакшутов, Н.М.Блинов, В.Н.Боряз, Ю.Е.Волков, Б.А.Грушин, А.Г.Здравомыслов, Ю.А.Замошкин и другие.

. Формирование социокультурного направления в российской социологии связано с работами таких социологов, как С.Н.Иконникова, Л.М.Коган, И.С.Кон, В.И.Добрынин, И.М.Ильинский, А.С.Капто, В.Ф.Левичева, В.Г.Харчева, С.А.Кугель, В.П.Култыгин, В.Чурбанов, А.И.Шендрик, А.И.Ковалева, Г.Г.Квасов.

Основными центрами социологического изучения молодежи в настоящее время являются Москва (Институт Молодежи, МГУ), Санкт-Петербург (СПбГУ), Екатеринбург (УрГУ) и другие. Исследования проводятся такими известными социологами, как В.Т.Лисовский, Ю.Р.Вишневский, В.Т.Шапко, М.П. Мчедлов, О.Н.Козлова, Б.А.Ручкин, ПИ.Бабочкин, ВА.Родионов, Минюшев Ф.И., Болотин И.С., Алещенок C.B., Кухтевич Т.Н., Добрынина В.И., Чупров В.И., Ильинский И.М.

В социологическом изучении религии и, в частности, протестантизма основными, несомненно, являются труды Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера.. Тезис о религии как факторе социальной интеграции, выдвинутый Э.Дюркгеймом, оказал значительное влияние на развитие социологии религии. В отличие от Э.Дюркгейма, М.Вебер рассматривал религию, в первую очередь, как фактор социального изменения, считая основной функцией религии смыслополагание, рационализацию деятельности человека. М.Вебер изучал мировые религии, оказывающие наибольшее влияние на ход истории. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он доказывал, что протестантская Реформация способствовала пробуждению духа предпринимательства и

социально-экономическому развитию общества. Второе важное направление исследований М.Вебера — изучение процесса «расколдовывания» мира. Вопреки тем, кто рассматривал упадок религии как триумф человеческого разума, М.Вебер увидел в угасании религии симптомы духовной болезни общества, вызванной сверхрациональностью - технология и бюрократия подчиняют себе мир, и из сознания человека уходят любовь к прекрасному, религиозный опыт, а вместо них остаются прагматический расчет, забота о комфорте и тяга к «полезности». Еще одно важное направление, намеченное М.Вебером совместно с Э.Трельчем - типология религиозных организаций. Значение работ М.Вебера состоит и в том, что он разработал понятийный аппарат социологии религии, который используется и сейчас. Дальнейшее развитие социологии религии связано с именами Б.Малиновского, А.Рэдклифф-Брауна, Э.Трельча, Дж.М.Йингера, Т.Парсонса, П.Бергера, В.Франкла, А.Гарнака, Ч.Глока, ЛЛеви-Брюля, Д.Лукача, Р.Беллы, Дж.Фрэзера, К.Маннгейма, П.А.Сорокина, Н.М.Никольского.

В советской науке развитие социологии религии можно выделить два периода. В 1920-30-е годы было издано довольно много работ, посвященных исследованию конкретных церквей и сект. В научном отношении они были неравнозначны, но все же свидетельствовали о достигнутом уровне в изучении конкретных религиозных организаций и намечали перспективы дальнейших исследований. Развитие социологии религии в СССР в 1920-30-е годы связано с работами представителей как официальной, так и неофициальной идеологии: А.В.Луначарского, В.Д.Бонч-Бруевича, В.Ф.Марцинковского, Ф.М.Путинцева, Е.Востокова, Е.Ярославского, И.Морозова, М.Искринского, И.Степанова и других.

В конце 1950-х гг. авторы, пишущие на атеистические темы, ощутили необходимость более тщательного изучения состояния религий. В 1960-70 годы в СССР стали широко практиковаться конкретно-социологические исследования современной религии. В период с начала 1960-х по конец 1980-х

годов в Советском союзе было опубликовано огромное количество работ, в том числе - диссертационных исследований, посвященных изучению деятельности религиозных организации на его территории. Труды данного периода советской социологии религии еще не систематизированы, это только предстоит сделать. Часть из них посвящена изучению всех аспектов религиозности индивида и средств ее преодоления, часть - изучению истории религиозных движений в СССР, еще некоторая часть - исследованию экономической и политической деятельности различных религиозных организаций. Проводились исследования протестантских организаций на территории всего Советского Союза: в большинстве этих работ фиксировалось уменьшение количества прихожан, «старение» общин протестантов, и вообще объективное угасание религии, никак не связанное с «надуманными» гонениями. Необходимо отметить также, что среди многих явно тенденциозных работ можно найти значительное число исследований, выполненных весьма корректно по отношению к чувствам верующих граждан (скорее всего, к ним относились как к больным, которые требуют кропотливого лечения). В связи с господством теорий, основанных на взглядах на религию К.Маркса, в советской социологии религии практически отсутствуют работы, в которых развивались бы идеи Э.Дюркгейма и М.Вебера, в том числе исследовались бы такие функции религии, как смыслополагание. Практически не существует работ, в которых объективно исследуется целостная система ценностей протестантов, и тем более протестантской молодежи. Среди всех работ можно выделить труды М.Г.Писманика, хотя автор не выделяет отдельно ценности культуры протестантизма.

В целом советская социология религии представлена трудами .

A.И.Клибанова, Л.Н.Митрохина, А.А.Чечулина, В.Н.Шердакова, Ш.А.Надирашвили, Н.Н.Обозова, Ж.М.Ляшевой, Н.НЛблокова,

B.Д.Кобецкого, В.И.Гараджи, М.Г.Писманика, А.С.Кожевникоьа, А.И.Шпинова, Н.С.Гордиенко и многих других.

В начале 1990-х годов в связи со сменой социально-экономических условий в стране, социология религии получила возможность развиваться в различных направлениях, без ограничения какой-либо идеологией. Однако, на фоне глубинных изменений в обществе находились более актуальные темы, нежели изучение современного состояния религии, да и восприятие опыта зарубежной социологии религии требовало времени от исследователей. Поэтому в течение некоторого периода социологии религии наблюдалось как бы затишье. Причинами возрождения интереса к социологии религии стали, во-первых, процессы, происходящие в стране и обусловленные сложившимися социальными условиями, как-то: деятельность множества зарубежных религиозных проповедников на террйтории России, рост числа религиозных организаций, деятельность различных тоталитарных сект, а, во-вторых, появилась реальная возможность ознакомления с зарубежной социологией религии. Сейчас в России уже изданы и продолжают издаваться труды основоположников социологии религии. Основные центры изучения современного состояния религии на территории России находятся в Москве, Санкт Петербурге, Уфе, Казани, а также Перми и Новосибирске. Работа этих центров представлена трудами В.И.Гараджи, М.П.Мчедлова, М.Г.Писманика, многих теоретиков и практиков востоковедения и исламоведения, исследователей «религий нового времени».

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Основой исследования явились общесоциологические подходы к изучению социальных институтов и социальных процессов: диалектико-системный, структурно-функциональный, историко-компаративистский, социокультурный. Это позволило проанализировать теоретические концепции социологии молодежи, определить факторы молодежной субкультуры, многомерную дифференциацию молодежного социума.

В основание методологии предпринятого исследования легли также положения М.Вебера о религии как факторе социального изменения,

осуществления религией функции смыслонолагания, его идеи о протестантской этике, а также предложенная им типология религиозных организаций; концепция соотношения «церковь-сектг.» Э.Трельча; классификация религий Р.Беллы; типология религиозных организаций, предложенная Р.Нибуром; идеи основателей культурологического направления социологии А.Щюца, П.Бергера, Т.Лукмана, концепции молодежной субкультуры А.Коэна, Ф.Масгроува, Л.Фойера.

Эмпирической. базой диссертации послужили результаты

социологических исследований, проведенных непосредственно автором или с его участием

1. «Молодые предприниматели России: состояние, тенденции, перспективы» ноябрь - декабрь 1994 года. Программа исследования разработана в НИЦ Института Молодежи под руководством д.и.н. проф. Ручкина Б.А. В исследовании были рассмотрены ориентации и установки предпринимателей в сфере бизнеса, влияющие на развитие молодежного предпринимательства. Всего было опрошено 1150 молодых предпринимателей различных сфер деятельности.

2. Ежегодный мониторинг «Молодежь России», проводившийся в течение 1995 - 1997 годов и включающий пять исследований: «Молодежь России - 95», «Молодежь России - 95 (Выборы)», «Молодежь России - 96», «Молодежь России - 96 (Выборы)», Молодежь России - 97». Программа исследования разработана в НИЦ Института Молодежи под руководством д.и.н. проф. Ручкина Б.А. В исследовании изучались представления молодых россиян о социально-экономической и политической жизни страны, состав и иерархия жизненных ценностей. Всего было опрошено 8178 молодых россиян.

3. Компаративное исследование ценностных ориентаций молодых нижегородцев и молодых протестантов Нижнего Новгорода и области. Исследование проведено в апреле - мае 1998 года под руководством заведующей кафедрой Нижегородского госуниверситета, профессора

Саралиевой З.Х., в нем принял участие £7?; молодь/у нижегородца В исследовании анализировались состав и иерархия ценностей молодых людей, социальные страхи, а также степень знакомства молодежи с деятельностью различных религиозных организаций и осведомленности в вероучении различных религий. 4. «Молодые нижегородские протестанты», проведено автором в июне - июле 1998г. В исследовании обобщались материалы о мотивации вступления молодых протестантов в члены конкретной конфессии и общины. Всего в исследовании приняли участие 203 человека.

Диссертантом применялись такие методы исследования, как анкетирование, включенное наблюдение, анализ документов, интервьюирование, изучение религиозной периодики.

(^Объектом данного исследования является молодежь в возрастном интервале от 15 до 29 лет.

/ПредметомЧ диссертационного исследования выступает процесс становлениятйолодежной протестантской субкультуры в России, с акцентом на специфику Нижегородского региона.

^Цель исследования: обосновать правомерность понятия «молодежная протестантская субкультура» и применения его для анализа социокультурных процессов, развивающихся в современном российском обществе. Задачи исследования:

1. Выявление основных характеристик российской молодежи как социокультурного феномена, включая религиозную ориентацию и религиозные ценности молодежного сознания.

2. Рассмотрение особенностей протестантской культуры.

3. Анализ процесса становления молодежной протестантской субкультуры в России.

4. Выявление основных черт социокультурного портрета нижегородской молодежи.

5. Анализ протестантской субкультуры молодых нижегородцев.

6. Изучение практики социальной активности молодых протестантов в современном социуме.

Научная новизна диссертации

1. Введено понятие «молодежная протестантская субкультура» как самостоятельная категория социологического анализа современных социокультурных процессов.

2. Обобщены результаты социологических и демографических исследований 90-х годов, посвященных основным тенденциям, направлениям в развитии современной молодежи.

3. Сделана попытка создать социокультурный портрет нижегородской молодежи.

4. Выявлены особенности формирования протестантской молодежной субкультуры в современном российском обществе и в Нижегородской области, в частности.

5. Дан сравнительный анализ ценностных ориентаций верующей и неверующей молодежи.

6. Охарактеризована мотивационная ориентация протестантской молодежи на социальную практику.

7. Предпринята попытка обосновать возрастающую роль протестантизма среди прочих конфессий, существующих в Нижегородской области.

Научная и практическая значимость исследования:

Теоретические выводы, методический инструментарий и эмпирические материалы диссертации могут быть использованы при подготовке конкретных социологических исследований в области социокультурных процессов в современной России, для прогнозирования динамики молодежной религиозности. Возможно использование выводов исследования для выработки региональных программ молодежной социальной политики.

Результаты исследования применимы в образовательном процессе для чтения курсов по социологии молодежи, молодежной субкультуре, ценностной ориентации молодежи, религиоведению.

Некоторые разделы диссертации могут быть применены для работы студентов над дипломными проектами.

Апробация работы

Выводы и материалы диссертации докладывались автором на шести международным и всероссийских конференциях: «Возрождение России: Проблема ценностей в диалоге культур» г. Н.Новгород: ННГУ, 1995.), «Региональная социальная политика: молодежный аспект», (г. Н.Новгород, ННГУ, 1996.), «Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции.» (Казань, КГУ, 1997), «Факторы становления социального облика молодого российского предпринимателя.» (Н.Новгород, ННГУ, 1994), «Молодежь и общество» (г.Москва, ИМ, 1996), «Молодежь и общество» (г. Москва, ИМ, 1997), «Молодежь и общество на рубеже веков» (г.Москва, ИМ, 1998), «XXIV Гагаринские чтения» (г. Москва, МАТИ-РГТУ , 1997).

По материалам диссертации опубликовано 6 научных статей и тезисов, которые стали обоснованием для получения (в соавторстве) Гранта Института «Открытое Общество» «Работа благотворительных организаций с молодежью» (1998).

Основное содержание работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографического списка литературы.

В первой главе «Теоретические проблемы становления молодежной протестантской субкультуры в России» показывается, что конституирование молодежной фазы жизненного цикла происходит на этапе перехода от традиционного общества к индустриальному. Основным ее содержанием предстает социализация как единство социальной адаптации и

индивидуализации, самоидентификация молодежи как социокультурной общности.

Раздел 1.1 «Молодежь как социокультурный феномен» посвящен анализу методологических подходов социологии молодежи. В центре внимания социологов социальные проблемы молодежи оказываются в начале XX века. На протяжении вековой истории развития социологии молодежи как специальной социологической теории в разные периоды доминировали различные методологические подходы: психоаналитический (восходящий к идеям З.Фрейда), генерационный (базирующийся на подходах Х.Ортеги-и-Гассета, К.Маннгейма), структурно-функциональный (развивающий идеи Т.Парсонса, Р.Мертона), социокультурный (восходящий к А.Щюцу, П.Бергеру, Т.Лукману).В рамках данного раздела анализируется социокультурный подход, в котором молодежь рассматривается как социокультурная группа, интегрирующаяся в существующую систему сложившихся общественных связей и институтов, с отложенным гибким статусом и большим количеством степеней свободы. В рамках социокультурного подхода сущностные определения молодежи интерпретируются как формы субкультуры. Концепция молодежной субкультуры как культурного комплекса в западной традиции исследования социальных проблем молодежи зарождается в 1920-30-е гг. Уже накануне Второй мировой войны она стала преобладать в исследовательских подходах. Основными механизмами становления молодежной субкультуры предстают социально-культурная идентификация и социально-психологическая оппозиция. Компенсаторная функция молодежной субкультуры осуществляется в различных формах молодежного движения.

В разделе 1.2 «Протестантизм и особенности протестантской культуры» проанализированы методологические подходы основоположников социологии религии к исследованию проблем функционирования протестантской религии как социального института.

Развитие социологии религии в XIX в. связано с именами О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Э.Дюркгейм рассмагривал религию в первую очередь как фактор социальной интеграции. М.Вебер определил главную функцию религии как смыслополагание, рационализация человеческой жизнедеятельности. Согласно подходу Т.Парсонса, религия находится на стыке социальной системы и системы культуры. Протестантизм представляется как раннесовременная (по типологии Р.Беллы) религия, которая сумела направить дисциплину и энергию религиозной мотивации на преобразование светского мира.

Возникновение протестантизма связано с развитием широкого религиозного, социокультурного и общественно-политического движения XVI-XVII вв., получившего название Реформации. Согласно его догматам, выполнение человеком долга в рамках своей мирской деятельности является наивысшей задачей религиозно-нравственной жизни. В России наиболее влиятельными протестантскими вероисповеданиями являются баптизм (зарождается в первой половине XIX века), течение евангельских христиан (появляется в середине XIX века), пятидесятничество, адвентизм, меннонизм, движение Свидетелей Иеговы, мормоны.

Исследователи отмечают, что в начале 1990-х гг. наблюдался бурный рост числа христианских организаций в России, который несколько стабилизировался к настоящему времени. До 1991 года в стране насчитывалось только восемь протестантских конфессий, сегодня - более двадцати. К концу 1996 года количество протестантских организаций превысило число мусульманских. В Москве каждое третье религиозное объединение -протестантское, в Московской области - каждое пятое. Сегодня исследователями отмечается инновационное явление - возникновение большого числа межконфессиональных религиозных объединений, подавляющее большинство . которых составляют миссии, носящие экуменическую направленность. Протестантские церкви оказываются в

значительной степени ориентированными на решение социальных проблем общества, помощь России в духовном возрождении.

Отличительной особенностью культуры протестантизма является сосуществование общечеловеческих и социальных ценностей. Это приводит к расширению самой системы ценностей по сравнению с традиционной, придает новый смысл общечеловеческим ценностям, устанавливает отличную от традиционной иерархию ценностей. В российском протестантизме существуют свои традиции и используется язык, насыщенный библейскими терминами, что существенно отличает его от общеупотребительного.

Раздел 1.3 «Особенности становления молодежной протестантской субкультуры» посвящен изучению факторов, обусловливающих возникновение и формирование в России молодежной протестантской субкультуры.

К числу таких факторов относятся продолжающийся процесс секуляризации общества, законодательное закрепление свободы вероисповедания, что привело к реальной возможности адаптации протестантских конфессий в социальную структуру, возросшее влияние культуры протестантизма стран Запада.

Протестантизм на всем протяжении своего существования широко использовал клубные формы работы с молодежью. В настоящее время, в отсутствие в стране системы нерелигиозных молодежных организаций, протестантские общины активно привлекают в свои ряды молодежь. Основной канал рекрутирования, как выяснилось в ходе исследования, является личное общение с уверовавшими ранее сверстниками или родными. В результате общины пополняются большим количеством светской молодежи, привносящей секулярные идеи и ценности, что в совокупности с влиянием иностранных проповедников приводит к изменению ценностных ориентации молодых российских протестантов, нарушению некоторых традиций российского протестантизма, возникновению молодежного жаргона в среде протестантов.

Подобные перемены говорить -о процессе формирования в России специфической молодежной протестантской субкультуры.

Во второй главе «Становление молодежной протестантской субкультуры в Нижегородской области» проанализированы данные массовых опросов и результаты проведенных автором исследований. На основании анализа предпринята попытка составить социокультурный портрет нижегородской протестантской молодежи.

В разделе 2.1 «Социокультурный портрет современной российской молодежи» подтверждается, что в среде молодых россиян ширятся асоциальные явления: выявлена тенденция все более раннего вступления в половые отношения, резко увеличивается число курящих, снижается возраст приобщения к спиртному, отмечается легкомысленное отношение к потреблению наркотиков. Духовный мир многих молодых россиян отличают потеря смыслообразующих целей, ощущение социальной ущемленности, экстремизм, растущая групповая замкнутость, деперсонализация установок, разрушение трудовой мотивации, предпочтение пассивного образа жизни.

На этом неоднозначном фоне вполне объяснимым представляется значительный рост числа молодых верующих. Выявлена тесная связь религиозного и национального самосознания. Религиозное мировоззрение молодежи характеризуется структурной сложностью и размытостью. Религиозная молодежь в целом в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей и совершенно не стремится к преобразованию жизни социума.

Раздел 2.2 посвящен анализу социокультурных характеристик . нижегородской молодежи.

По данным исследований общественного мнения молодежи Нижегородской области, интересы молодежи прежде всего направлены на пассивное потребление. Молодые нижегородцы совершенно не связывают свои жизненные планы с широкомасштабными задачами общества. В позиции

молодых людей ощущается желание замкнуться в интимном кругу семьи, дополнив семейные радости тихим благополучием. Среди выбранных молодыми людьми ценностей лидируют семейное счастье, здоровье, любовь, чистота окружающей среды. Иерархия жизненных ценностей молодых людей начинается с совокупности ценностей, которые можно скорее назвать эгоцентрическими, чем социабельными. В среде молодых нижегородцев наблюдается рост интереса к религии, хотя ими более осознаются ценности веры и бога, нежели иные религиозные ценности.

В разделе 2.3 «Протестантская субкультура нижегородской молодежи» подчеркивается, что в настоящее время в среде российской молодежи сформирована, и продолжает формироваться довольно большая по численности группа молодых последователей протестантских конфессий. Группа эта обладает сплоченностью, отдельные коллективы в регионах связаны между собой. Члены этой группы с постоянством идентифицируют себя как верующих, демонстрируя при этом знание вероучения и принятие религиозных ценностей.

По данным проведенных автором исследований молодых нижегородских протестантов, культура данной группы, в том числе ценности и нормы, традиции, язык, отличаются от культуры нерелигиозной молодежи. Можно говорить о процессе становления молодежной протестантской субкультуры как одной из составных частей молодежной культуры России, характерными особенностями которой являются:

1. Специфический набор основных ценностей, включающий в себя религиозные;

2. Религиозные ценности занимают в иерархии первые места;

3. Религиозные ценности придают новое значение ценностям традиционной культуры, разделяемым молодыми протестантами.

Для молодежной протестантской субкультуры характерны следующие функции:

• культурной модификации,

• обеспечения социально-психологической принадлежности и преемственности,

• компенсаторная,

• индивидуализации молодежи в рамках субкультуры.

Делается вывод о том, что в России в настоящее время происходит процесс становления молодежной протестантской субкультуры.

Раздел 2.4 «Практика социальной активности молодых протестантов» посвящен анализу деятельности молодых протестантов по оказанию социальной и материальной помощи нуждающимся.

Протестантские общины Нижегородской области поддерживают все традиционные виды благотворительной деятельности, такие как попечительство над домами престарелых, больницами, детскими домами, школами-интернатами, исправительно-трудовыми учреждениями, бесплатная раздача пищи, одежды, обуви, оказание денежной помощи, уход за одинокими престарелыми на дому и другие. Отдельно можно отметить работу с глухими и инвалидами - опорниками. Основной особенностью этой благотворительной деятельности протестантских конфессий является привлечение молодых добровольцев, как из числа верующих, так и неверующих молодых людей, что оказывает свое позитивное влияние на формирование системы жизненноважных ценностей в сознании молодежи.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются основные выводы, подчеркивается значимость и выделяются направления для дальнейшего изучения проблемы.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Петрова И.Э. Молодые предприниматели России: программа исследований.

//Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур. Н.Новгород:

ННГУ, 1995.С.23.

2. Петрова И.Э. Опыт работы с- молодежью в протестантских общинах Нижнего Новгорода. //XXIV Гагаринские чтения. М., МАТИ-РГТУ, 1997.С.25.

3. Петрова И.Э. Становление молодежной протестантской субкультуры в России. //Молодежь и общество на рубеже веков. М., ИМ, 1998.

 

Текст диссертации на тему "Становление молодежной протестантской субкультуры в России"

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО

Петрова Ирина Эдуардовна

СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОТЕСТАНТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Специальность 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

У

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор З.Х.Саралиева.

Нижний Новгород 1998

Становление молодежной протестантской субкультуры в России: региональный

аспект.

Введение

1

Глава I Теоретические проблемы становления молодежной протестантской субкультуры в России.

1.1 Молодежь как социокультурный феномен.

1.2 Протестантизм и особенности протестантской культуры.

1.3 Особенности становления молодежной протестантской субкультуры

Глава II Становление молодежной протестантской субкультуры

в Нижегородской области. 92

1.1 Социокультурный портрет современной российской молодежи. 92

1.2 Социокультурный портрет нижегородской молодежи. 104

1.3 Протестантская субкультура нижегородской молодежи. 121

1.4 Практика социальной активности молодых протестантов в современном социуме. 130

16 16 49 74

Заключение Приложения Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования

Молодежь как часть всего общества - это целостная большая социальная группа, выполняющая свои специфические социальные функции. Своеобразие молодежи состоит в состоянии ожидания и подготовки в преддверии будущего. Неразвитость понятийного мышления ограничивает ее самоанализ и самоидентификацию, потому молодежь остро переживает переходность своего состояния. Любое общество в той или иной степени инвестирует в молодое поколение, тратит на него свои экономические, политические и духовные ресурсы и рассчитывает на реальный результат. Характер самого общества в настоящее время меняется, оно становится более инновационным, и, как следствие этого, усложняются социальные ожидания, связанные с молодежью. Можно говорить, что общество стремиться сформировать сильную, волевую, ответственную молодежь.

Молодежь во всяком обществе своеобразна и неповторима. Это является следствием не только воздействия общества на молодежь, но и ее саморазвития и самоактуализации. У формирующейся молодежи характерно желание не только оптимально вписаться в социальную структуру, но и сохранить своеобразие как в настоящем, так и в будущем. Формирование идеологии поколения и его культуры происходит именно на стадии его молодости.

Современная российская молодежь опережает другие социальные группы в адаптации к новой реальности рыночных отношений и к политической

реальности демократического государства Молодежь современной России, отличает более высокая, чем в других поколенческих группах, дифференциация материально-экономического положения.

Вместе с тем, как показывают опросы, молодежь современной России больше, чем другие поколенческие группы, характеризует размытость основных жизненных принципов, ориентиров, целей. Это приводит к тому, что молодежь ничему не противостоит - ни ложному, ни истинному. Особенно ярко это проявляется в отношении различных религиозных течений, движений, количество которых в последние 8-10 лет увеличилось во много раз. Практически, российская молодежь оказалась захваченной врасплох «великим нашествием» на российскую землю многочисленных религиозных и внерелигиозных пастырей и миссионеров с Запада, Востока, из бывших республик СССР, а также многих вневероисповедальных пропагандистов.

В свете этого представляется актуальным и своевременным исследовать религиозные ориентации молодежи, чтобы узнать, какому влиянию более всего подвержена молодежь. Наше общество сейчас не может похвастаться обилием молодежных нерелигиозных организаций, тогда как многие религиозные общины собирают в свои ряды значительное число молодых людей. Этому способствует также и то, что чаще всего религиозные организации, и особенно пришедшие из Америки, используют клубные методы, привлекающие молодежь. Какие ценности исповедует молодежь, включенная в такие общества - вот вопрос, который достаточно важен для социума. После того как в нашем

обществе прошли уже жаркие дискуссии о необходимости запрета всякой миссионерской деятельности, когда, наконец, общество выяснило свое отношение к так называемым тоталитарным, деструктивным сектам, настал черед изучать сообщества, не приносящие на российскую землю явно негативных ценностей, но все же приобщающие молодежь к новой культуре, стилю жизни, ценностным ориентациям.

Среди них интересно рассмотреть деятельность протестантских христианских организаций. Можно говорить о том, что именно протестантские организации наиболее ориентированны на потребности людей. В этой связи исследование становления протестантской молодежной субкультуры в России, специфики Нижегородского региона как одного из наиболее значимых в экономическом, политическом и социокультурном аспекте представляется несомненно актуальным.

Степень разработанности проблемы

Изучение основных проблем молодежи связано, в первую очередь, с трудами европейских и американских ученых начала века и особенно 20-30-х годов, таких как Г.Холл, Ш.Бюлер, Э.Шпрангер, О.Тумлирц, Ф.Хоффман, М.Мид. Важное влияние на развитие социологии молодежи оказали выдающиеся исследователи мирового масштаба - Л.Выготский, А.Леонтьев, Т.Парсонс, С.Рубинштейн, П.Сорокин, Д.Узнадзе, З.Фрейд, Э.Эриксон. Возникновение и формирование основных направлений в социологическом

изучении молодежи связано с именами таких ученых как Р.Бенедикт, Л.Фойер, Л.Шелефф, Ш.Айзенштадт, развивших теории классиков структурно-функционального анализа (Э.Дюркгейма, Р.Мертона, Т.Парсонса) применительно к социологии молодежи.

Основы культурологического направления заложены в работах А.Щюца, П.Бергера, Т.Лукмана. Классическим образцом исследования данного направления являются работы немецкого социолога К.Маннгейма. Важный вклад в развитие этого направления внесли М.Мид, Г.Шельский, а также К.Беднарик, К.Кенистон.

Впервые понятие «субкультура» появляется в работах А.Коэна и К.Кенистона. В дальнейшем Р.Линтон делает вывод о существовании особой «молодежной культуры», а М.Гордон вводит термин «субкультура» в научный обиход. В разработке различных теорий субкультуры, и, в частности, молодежной субкультуры, принимали участие Г.Сибольд, шведский исследователь Б.-Э.Андерссон, Р.Флэкс, американский юнолог Д.Колеман, Д.Бреннан, Д.Статера, Ф.Масгроув, Л.Фойер, Ч.Рейч, Ф.Слейтег? и многие другие.

Развитие отечественной социологии молодежи, в первую очередь, связано с работами советских ученых, опубликованных в 1920-30-е годы. Это прежде всего И.А.Арямов, П.П.Блонский, А.Б.Залкинд. Возрождение социологии молодежи в СССР после долгого периода забвения началось с организации социологических лабораторий в подразделениях Всероссийского

Ленинского Коммунистического, союза молодежи и связано с именами В.Васильева, В.Чупрова, А.Кулагина. В дальнейшем исследования продолжали Э.Абгарян, Т.Порфирьева, В.Григорьев, В.Бовкун, Б.Владимирова, Г.М.Журавлева, Г.М.Андреева, В.К.Бакшутов, Н.М.Блинов, В.Н.Боряз, Ю.Е.Волков, Б.А.Грушин, А.Г.Здравомыслов, Ю.А.Замошкин и другие.

Формирование социокультурного направления в российской социологии связано с работами таких социологов, как С.Н.Иконникова, Л.М.Коган, И.С.Кон, В.И.Добрынин, И.М.Ильинский, А.С.Капто, В.Ф.Левичева, В.Г.Харчева, С.А.Кугель, В.П.Култыгин, В.Чурбанов, А.И.Шендрик, А.И.Ковалева, Г.Г.Квасов.

Основными центрами социологического изучения молодежи в настоящее время являются Москва (Институт Молодежи, МГУ), Санкт-Петербург (СПбГУ), Екатеринбург (УрГУ) и другие. Исследования проводятся такими известными социологами, как В.Т.Лисовский, Ю.Р.Вишневский, В.Т.Шапко, М.П. Мчедлов, О.Н.Козлова, Б.А.Ручкин, П.И.Бабочкин, В.А.Родионов, Минюшев Ф.И., Болотин И.С., Алещенок C.B., Кухтевич Т.Н., Добрынина В.И., Чупров В.И., Ильинский И.М.

В социологическом изучении религии и, в частности, протестантизма основными, несомненно, являются труды Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера.. Тезис о религии как факторе социальной интеграции, выдвинутый Э.Дюркгеймом, оказал значительное влияние на развитие социологии религии. В отличие от Э.Дюркгейма, М.Вебер рассматривал религию, в первую очередь,

как фактор социального изменения, считая основной функцией религии смыслополагание, рационализацию деятельности человека. М.Вебер изучал мировые религии, оказывающие наибольшее влияние на ход истории. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он доказывал, что протестантская Реформация способствовала пробуждению духа предпринимательства и социально-экономическому развитию общества. Второе важное направление исследований М.Вебера - изучение процесса «расколдовывания» мира. Вопреки тем, кто рассматривал упадок религии как триумф человеческого разума, М.Вебер увидел в угасании религии симптомы духовной болезни общества, вызванной сверхрациональностью - технология и бюрократия подчиняют себе мир, и из сознания человека уходят любовь к прекрасному, религиозный опыт, а вместо них остаются прагматический расчет, забота о комфорте и тяга к «полезности». Еще одно важное направление, намеченное М.Вебером совместно с Э.Трельчем - типология религиозных организаций. Значение работ М.Вебера состоит и в том, что он разработал понятийный аппарат социологии религии, который используется и сейчас. Дальнейшее развитие социологии религии связано с именами Б.Малиновского, А.Рэдклифф-

о

Брауна, Э.Трельча, Дж.М.Иингера, Т.Парсонса, П.Бергера, В.Франкла, А.Гарнака, Ч.Глока, Л.Леви-Брюля, Д.Лукача, Р.Беллы, Дж.Фрэзера, К.Маннгейма, П.А.Сорокина, Н.М.Никольского.

В советской науке развитие социологии религии можно выделить два периода. В 1920-30-е годы было издано довольно много работ, посвященных

исследованию конкретных церквей и сект. В научном отношении они были неравнозначны, но все же свидетельствовали о достигнутом уровне в изучении конкретных религиозных организаций и намечали перспективы дальнейших исследований. Развитие социологии религии в СССР в 1920-30-е годы связано с работами представителей как официальной, так и неофициальной идеологии: А.В.Луначарского, В.Д.Бонч-Бруевича, В.Ф.Марцинковского, Ф.М.Путинцева, Е.Востокова, Е.Ярославского, И.Морозова, М.Искринского, И.Степанова и других.

В конце 1950-х гг. авторы, пишущие на атеистические темы, ощутили необходимость более тщательного изучения состояния религий. В 1960-70 годы в СССР стали широко практиковаться конкретно-социологические исследования современной религии. В период с начала 1960-х по конец 1980-х годов в Советском союзе было опубликовано огромное количество работ, в том числе - диссертационных исследований, посвященных изучению деятельности религиозных организаций на его территории. Труды данного периода советской социологии религии еще не систематизированы, это только предстоит сделать. Часть из них посвящена изучению всех аспектов религиозности индивида и средств ее преодоления, часть - изучению истории религиозных движений в СССР, еще некоторая часть - исследованию экономической и политической деятельности различных религиозных организаций. Проводились исследования протестантских организаций на территории всего Советского Союза: в большинстве этих работ фиксировалось

уменьшение количества прихожан,, «старение» общин протестантов, и вообще объективное угасание религии, никак не связанное с «надуманными» гонениями. Необходимо отметить также, что среди многих явно тенденциозных работ можно найти значительное число исследований, выполненных весьма корректно по отношению к чувствам верующих граждан (скорее всего, к ним относились как к больным, которые требуют кропотливого лечения). В связи с господством теорий, основанных на взглядах на религию К.Маркса, в советской социологии религии практически отсутствуют работы, в которых развивались бы идеи Э.Дюркгейма и М.Вебера, в том числе исследовались бы такие функции религии, как смыслополагание. Практически не существует работ, в которых объективно исследуется целостная система ценностей протестантов, и тем более протестантской молодежи. Среди всех работ можно выделить труды М.Г.Писманика, хотя автор не . выделяет отдельно ценности культуры протестантизма.

В целом советская социология религии представлена трудами

A.И.Клибанова, Л.Н.Митрохина, А.А.Чечулина, В.Н.Шердакова, Ш.А.Надирашвили, Н.Н.Обозова, Ж.М.Ляшевой, Н.Н.Яблокова,

B.Д.Кобецкого, В.И.Гараджи, М.Г.Писманика, А.С.Кожевникова, А.И.Шпинова, Н.С.Гордиенко и многих других.

В начале 1990-х годов в связи со сменой социально-экономических условий в стране, социология религии получила возможность развиваться в различных направлениях, без ограничения какой-либо идеологией. Однако, на

фоне глубинных изменений в обществе находились более актуальные темы, нежели изучение современного состояния религии, да и восприятие опыта зарубежной социологии религии требовало времени от исследователей. Поэтому в течение некоторого периода социологии религии наблюдалось как бы затишье. Причинами возрождения интереса к социологии религии стали, во-первых, процессы, происходящие в стране и обусловленные сложившимися социальными условиями, как-то: деятельность множества зарубежных религиозных проповедников на территории России, рост числа религиозных организаций, деятельность различных тоталитарных сект, а, во-вторых, появилась реальная возможность ознакомления с зарубежной социологией религии. Сейчас в России уже изданы и продолжают издаваться труды основоположников социологии религии. Основные центры изучения современного состояния религии на территории России находятся в Москве, Санкт Петербурге, Уфе, Казани, а также Перми и Новосибирске. Работа этих центров представлена трудами В.И.Гараджи, М.П.Мчедлова, М.Г.Писманика, многих теоретиков и практиков востоковедения и исламоведения, исследователей «религий нового времени».

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Основой исследования явились общесоциологические подходы к изучению социальных институтов и социальных процессов: диалектико-системный, структурно-функциональный, историко-компаративистский,

социокультурный. Это позволило проанализировать теоретические концепции социологии молодежи, определить факторы молодежной субкультуры, многомерную дифференциацию молодежного социума.

В основание методологии предпринятого исследования легли также положения М.Вебера о религии как факторе социального изменения, осуществления религией функции смыслополагания, его идеи о протестантской этике, а также предложенная им типология религиозных организаций; концепция соотношения «церковь-секта» Э.Трельча; классификация религий Р.Беллы; типология религиозных организаций, предложенная Р.Нибуром; идеи основателей культурологического направления социологии А.Щюца, П.Бергера, Т.Лукмана, концепции молодежной субкультуры А.Коэна, Ф.Масгроува, Л.Фойера.

Эмпирической базой диссертации послужили результаты социологических исследований, проведенных непосредственно автором или с его участием

1. «Молодые предприниматели России: состояние, тенденции, перспективы» ноябрь - декабрь 1994 года. Программа исследования разработана в НИЦ Института Молодежи под руководством д.и.н. проф. Ручкина Б.А. В исследовании были рассмотрены ориентации и установки предпринимателей в сфере бизнеса, влияющие на развитие молодежного предпринимательства. Всего было опрошено 1150 молодых предпринимателей различных сфер деятельности.

2. Ежегодный мониторинг «Молодежь России», проводившийся в течение 1995 - 1997 годов и включающий пять исследований: «Молодежь России - 95», «Молодежь России - 95 (Выборы)», «Молодежь России - 96», «Молодежь России - 96 (Выборы)», Молодежь России - 97». Программа исследования разработана в НИЦ Института Молодежи под руководством д.и.н. проф. Ручкина Б.А. В исследовании изучались представления молодых россиян о социально-экономической и политической жизни страны, состав и иерархия жизненных ценностей. Всего было опрошено 8178 молодых россиян.

3. Компаративное исследование ценностных ориентаций молодых нижегородцев и молодых протестантов Нижнего Новгорода и области. Исследование проведено в апреле - мае 1998 года под руководством заведующей кафедрой Нижегородского госуниверситета, д.и.н., проф. Саралиевой З.Х., в нем принял участие 655 молодых нижегородцев. В исследовании анализировались состав и иерархия ценностей молодых людей, социальные страхи, а также степень знакомства молодежи с деятельностью различных религиозных организаций и осведомленности в вероучении различных религий.

4. «Молодые нижегородские протестанты», проведено автором в июне - июле 1998г. В исс