автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Становление нового героя в белорусской советской прозе 20-х годов

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Дасаева, Татьяна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Становление нового героя в белорусской советской прозе 20-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление нового героя в белорусской советской прозе 20-х годов"

АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛОРУССКОЙ ССР ОРДЕНА ДРУКБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИЩИ ЯШ® КУПШ

На оравах рукоокок

ДАСАЗВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

ДК 882.6.09-3

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ГЕРОЯ В БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ПРОЗЕ 20-Х ГОД®

Специальность: 10.01.02—литература народов СССР

(советского периода)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Миноге ~ 1989

Работа выполнена в Института литературы шона Янки Куиа.'ш Академии наук БССР.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор, акадомик All БССР , И.Я.Наушнко

Офациальнш оппоненты-.доктор филологических паук, профессор А.А.Семенович

кандидат филологических наук, профессор Белгосуниьорситота Д.Я .Бугаев

Ведущая организация: Гродненский государственный университет

Защита' состоится ЦМХсСЩшЪу. в I500 часов ш заседания специализированного совета Д.006.16.01 по защите диссертаций на соискание'ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы имена Янки Купали АН БССР (220072, Шшск, Лошшский проспект, 66).

С диссертацией ш;шо ознакомиться в Центральной научной библиотеке ииаш Якуба Колеса All БССР. __

Автореферат разослан UO&vjtii 1939г.

Учанай оекратарь

-V.

доктор филологических наук " d

специализированного совета

. HiLiH^-cii^u:

С|1Ш.ЫушшскМ

®

Институт литературы им. Я.Купала АН БССР, 1989

^ 0Б1ДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследование. Новая литература начинается о нового героя. В переломные моменты истории общество всегда выдвигало вопрос о новом человеке, который сумел Он осмыслить роядешше своим временем проблема и наметить гхутя к шс разрешению.

Современная литература находится в поисках нового героя, который бы воплотил в себе приметы времени, отмеченного духом перестройки всех сфер общества, она все чаще обращается к герою высоконравственному, социально-активному, чьи поведение и поступка находятся в гармонии с ого внутренним миром.

Осмысленно понятий "полокителышй герой", "новый герой", "социально-активный герой" неизбежно возвращает нао к истокам советской литературы, к изображении в ней человека. Это представляется особенно актуальным теперь по нескольким причина!,!. Все еще существует острая необходимость вернуться к литература того периода и объективно разобраться в ее "сложных течениях а магистральных исканиях"'1, тем более, что многое требует переосмысления, уточнения. Шесте с тем это поможет а в решении современных насущных задач. В настоящее время наблюдается тенденция выделить проблему положительного героя как одну пз самых злободневных, животрепещущих.

Выбор диссертационной темы обусловлен, таким образом, еэ литературной актуальностью, а также особой общественной значимостью, которую она приобрела в условиях социально-экономической перестройки нашего общества, осуществление которой невозможно без коренных сдвигов в сознания людей, их духовного обогащения, в чеы исключительную роль играет литература и искусство.

Цель и задача исследования. Цель работа — проследить становление я эволюции нового героя в белорусской проза 20-х годов в социальном, морально-этическом а эстетическом плане. В задачи исследования входит: проанализировать, как происходило осмысленно и художественное воплощение ранней белорусской прозой проблемы "революция и человек"! определить главные направ-

1 Гура В. Народ и герой// Революция. Герой. Литература. — ?.-!.: Советская Россия, 1969. — С. 135.

ления идейно-эстетических поисков белорусской прозы первого послереволюционного десятилетия, связанных с созданием образа нового героя; раскрыть его художественное воплощение в связи о.общими закономерностями развития белорусской советской проза 20-х годов.

. Методологической основой диссертации являются труда классиков марксизма-ленинизма о литературе и искусстве, программные документы ЦК КПСС. В процессе работы над диссертацией автор опирался на теоретические и историко-литературные труды советских литературоведов М.Храпченко, М.Бахтина, Ю.Андреева, Н.Жулщкжого, В.Гура. Диссертант обращался таете к работам белорусских ученых, изучающих литературный процесс 20-х годов, а также иссяодуэщдх проблему героя в современной прозе (И.Нау-кешсо, В.Коваленко, П.Дюбайло, В,Куравлева, М.Ыуищнского, И.Чйгрина, А.Яскавича).

Объектом исследования явились главным образом произведения Я.Кояаса, Т.Гартного, К.Чорного, Ц.Зарецкого, В.Коваля, ¡Л.Лкнькова, Б.Макулича, М.Чарота, А.Больного, Я.Нёыанского и ДР..

Научная.новизна работы. Проблема нового героя в большинство работ белорусских литературоведов рассматривалась в обдал кру1у проблем, связанных с изучением закономерностей развития белорусской црозы 20-х годов. В настоящее время нет пока что обобщаздзй работы, которая бы отразила путь белорусской прозы к пзобраязшю нового героя как личности многогранной, способной на рсволационноз действие и везете с тем обладающей высокой цравсгвзшостш,. духовно богатой.

В данное исследовании предпринята попытка системного осмысления проблемы становления нового героя в белорусской советской прозе 20-х годов в плана взаимодействия двух основных тенденций. С одной стороны, герой активного действия, героический характер, с другой — герой внутренне активный. Выделение этих тенденций дает возможность проследить их взаимодействие и постепенное сближение, в результате чего на первый план в изображении человека выступает нравственный аспект.

Црактичеокая значимость диссертации видится в том, что результаты исследования будут способствовать дальнейшему, более глубокому осмыслении закономерностей развития белорусской

4

советской прозы ¡¿0-х годов в плане становления в ной нового героя. Кроме того, основное полотанля и вывода диссертации могут быть иснолъзоиани при чтении вузовских лекций по курсу истории белорусской советской ллторатурц, а также учите яя:,а школ при изучении белорусской советской литературы. В частности, работа окажет практическую помок» при изученпа творчества Я.Коласа, К.Чорного, а также 'Г.Г'артиого и ¡л.оароцкого (ваорвио вхуючошшх в школьную программу).

Структуру д объем рзботц. Диссертация состоит из введения, двух глав а заключения. Приводится такно список использованной литературы.

Апробация паботц. Ооповнка полояения работы апробирована в сообщениях на Всесоюзных научных конференциях Торь.човскав чтения" (Горьшй, 1984, 1986), па Республиканской научно-теоретической конференции "Особенности развития литературного irpo-цесоа в Белоруссия на современном стана* (Могилев, 1978), на III республиканской конференции "Региональна« особенности восточнославянских язпков, 'лнтэратур, фолъклср'-i а f«с,года их изучения" (Гомель, I3U5), на ¡летодолсгичеокс:,: семаяара в Иистпту-те литературы АН БССР. Основано нелеченая и отделш") выводи диссертации опубликованы в стать.«:-:, внходныз давкда которш: представлены в конце автореферата.

ССЩЕРЕАМВ деСЕРХДЩИ

Во введения обосновывается актуальность исследования, определяются целя и задачи, дается краткий обзор яатэратур028Д-чеокях работ, шеодах отношение к проблеке, исследуемо:! в диссертации.

Диссертант отмечает, что белорусская литература XIX столетия не гадала, таких богатых традиций, как русская латература, ее отличало главным образа! пристальнсэ Евпмание к обездоленному крестьянину, защита его прав и ненависть к угнэтатеяяи. Однако и в ней нашел отражение процесс щюбуядетш ебщеетвоз-ного сознания крестьянина, нарастание в ого душа протеста против социальной несправедливости. По-револгкзоннсму новаторская поэзия Тетки, Купала и Коласа "открыла в действительности а, что существенно вакно, уш в значительной Степана зотетичеогш

утвердила нового героя, героя активного действия ,

В пегоо»? главе "Героический характер" дисоортант обращается к многочисленным дискуссиям в молодой советской литературе, з которых выкристаллизовывалось понятие о новом героа. Анализируя общественную атмосферу начала 20-х годов, автор работа отмечает, что в белорусской прозе нзали отражение саше pasiiua представления о новом герое, зависящие не только от исторически ойуолоаяошшх особенностей развитая национальной жгоратуры, но к от тех общих тенденций, течений,, теорий, кото-ршЕ отмочен ого® период развития советской литературы.

В начале 20-х годов герой советской литература виделся преад-з всего как характер героический, что соответствовало духу вреаеки. Такое видение героя воплотилось црвшз всего в образе коммуниста.- Поскольку для литература начала 20-х годов проблема героя существовала в первую очередь как проблема "рз-во.тааая в человек", то Григорием значимости человека была его причастность к рвволкцаошвду долу. '

йзчта о героз акаавного деаствяя родилась давно, однако врзмя подкорректировало это понятно» Е 20-з год,к по-разному воплощалась кондаацшг героя в завксишш! от мировоззрения ав-

• оообкештей ого творческой аидиввдуаяшости. Даооертац'л' отмечает, что воотешшо понятие о новом герое

как о человеке активного дейивзя стало включать б себя а понятие о духовной активности героя» о его ввеокоа нравственной аотвшшаяе. Эгв две шс в азобракэшш нового героя, связаннее крезде всего с характеров геровчоским, находилась в слоа-Е0& диалектической взаимосвязи. Ижяда герой показавался одно-цдааозым, aotoay что писатель,' не влйдея культурой психологического анализа, не мог расхить образ "изнутри", психологически мотивараоать его дейегкш. Случалось s такое, когда писатель "даже е большим художественна« опытом сознательно обеднял, упрощал своего героя, лишая его проявлений обычных человеческих чувств„ • подчеркивая, что все эго интерес« сосредоточена линь на революционном деле. Здесь сказывалось бытовавшее в то время среда многих писателей ошибочное представление о новом repos»

* Таран-!н 1,е -Яскев1ч АМазрувёнак А. Ыарадасзнне новага мастацтЕа» ~'Мн.: Навука.1 тэхн1ка, 1980. — С. 145»

В целом же, отмечает диссертант, белорусская проза 20-х годов, как и еся советская литература развивалась таким образе?,!, что главным в изображении нового человек? становился не показ самого действия, а то, обладает ли горой запасом нравственного потенциала.(Именно ото вначалэ для многих писателей было второстепенным) .Такую позиций по отношению к новому герои занимал Я.Колас, а такта представители молодого поколения белорусских прозаиков К.Чоршш а ¡.¡.Ьарецкий. Постепенно во всей прозе на первый план выступала проблема духовности героя, которая приобрела 0006510 остроту в первых белорусских романах, появившихся б конца 20-х годов, когда проза мужала, набирала силу.

В диссертации отмечается такхе, что в белорусской литературе проблема нового героя — активной в духовном а общественных отношениях личности — неизбежно была связана с освоением теш рабочего класса. Именно в рабочем-рэзолэционерэ многие писатели видели нового героя времена» Аколязируя роман "Соки целины", диссертант прослеживает путь художественного осмысления человека революции 'Г.Гартным в период, когда для многих .молодых литератур образ нового героя был еде художественно недоступен в полной мере.

Новый герой в лице рабочего-револлционера виделся Гартяо-му как явление исключительное, леординарноэ (отсюда определенная заданность образа, его идеализация). Такой герой, по мнению писателя, должен был выявить себя преаде всего в действии, поэтому в произведении наблюдается повышенное вшшнае к внешнему действия и определенное пренебрежение к его психологической мотивировке. Ьашсол создать героический характер человека активного революционного действия, безусловно, предусматривал изображение его эволюции, поэтому произведение охватывает значительный отрезок времена, насыщенный важными историческими события?,а, на фоне которых и в связи с ними происходит становление глазного действующего лица романа — Рвгора Незвычнсго. Писатель стремится к эпичности в обрисовке героя. Согласно авторскому замыслу, рабочии-рево.тационер, как иреобразуизая сила истории, долнен быть показан в многочисленных связях с миром, с историческими и нравственными проблемами своего времени.

Роман "Соки целины" отражает художественные поиски Гарт-

""7

яого, дает возмашость проследить зьолзцив взглядов писателя. Б процессе работы над романом (с 1514 по 1929 гг.) изменялся взгляд писг.тиля на человека. На основании подробного анализа яроизведещя, диссертант делает внвод, что в романе накачается закономерная тенденция изобрагеная нового героя от героя-схемн к гармонической личности, не лишенной в своих исканиях определенных противоречий, сомнений к ошибок, и это как раз не снизало» а укрепляло саму вдел психологизации и реалистичности в романа.

По миеназ диссертанта, адть, которий: с такой трудностью прокладывал Т.Гартный, был для'нааей - литературы плодотворным. Художосгвеняуа зоте&зту-Гартиого подхвати такие писатели, как Р.Ыурашка, М.Лыаьков., £.Микулич, Ф.1&нклер, которые вместе с ним закладывали соновв иацисаальЕой традиции в разработке теки рабочего класса.

Далее диссертант прссдехавазт пута развития героического характера в' белорусской прозе 20-х годов, отмечая при этом стилевое многообразии* Н.Колас, например, создал образ коммуниста Сергея КараХ'И (в одноименном рассказе) исключительно реалн-оуачрскйж средствам!, закрепляя в литературе тецденцаа обьек-тивно-пспхологичеокой разработка характера. То не самое мояно сказав и о рассказе Т.Гартного "Больше всех", в центре которого — образ хрмаушюта-ревксмозца Платона Гички.

Рассказ "Ьраги" вродотаваталя романтического направления балоруоской прозы М.Зарэцкогб отразил своеобразна худоаеотвен-вох'р ввдешш-нового человек". Оно заключается в тем, что писатель заоедшэт вкнаанне на богатство духовного мира, высокой дравогваьностя, слогшостд взугроншШ кизня героя. Романтическое йкрос£'р,ание-Зарецксто, придающее рассказу стилевое своеобра-ёзэ, шразитсльно проступает, в худогкзетвонше: приемах кзобрано-вна человека.:

В.«Н5й.ох-шю£ш'ключе написан рассказ М.Лшъкова "Над Бугом", 5дезь в -йзобрайэра героев преобладают лирические, юмо-ркеааЪгтаз, бцтоз.ыэ-вдшнгн« Отгзчаатся, что у .щнькова своз ц^ш«аш'-о рсроаадокого, еоглаейо'которому обиденноо в человека Щ ЕротЕлсрЗ'хпг героачеоквму, а, наоборот, является его составной частй. -'Создавая. Уерокчаскаа характер, -писатель, пользуется' худогеоЕьеаа'м праймом изображения героя "от противного", за-V - ••"■■ 8

остряя внимание на самых обвденннх, зачастую смешных привычках своих героев, что нисколько не снижает их значимости. Такое изображение человека было признаком наметившейся во второй половине 20-х годов тенденции сблияения литературы с хизнъю.

Значительное место в первой главе занимает анализ "молод-няковской" приключенческой повести ("Свинопас" М.Чарота, "Два" А.Вольного, "Болчата" ¿.Александровича, А.Вольного, А.Дудара5 "Партизан" Я.Неманского, "Метель" М.Никановича, "Рыгор Галота" Ял.Барашки), в которой линия развития героического характера нашла своеобразное (хоть и не во всем плодотворное) воплощение.

Диссертант заостряет внимание на жанровых особенностях "молодняковской" приключенческой повести, отмечая при этом, что в ней, как в фокусе, сконцентрировались многие аз тех проблем, которые встали перед молодой белорусской литературой. Молодня-ковцы думали о ее герое, стиле, канровоы многообразии. "Молод-няковская" повесть носила ярко выраженный поисково-экспериментальный характер, еыявляя горячее желание авторов ускоренным путем решить проблему положительного героя.

Отмечал роль и место романтизма в создания художественного образа нового человека, диссертант анализирует рассказы М.За-рецкого "Странная", "Белизна", "На железной дороге". Заостряя внимание на особенностях творческой манеры писателя, автор работы подчеркивает, что гуманистический пафоо Зарецкого направлен на исследование сложности роэдення нового человека, на отражение' драматических моментов в его жизни.

В рассказах К.Чорного правдиво изображен айвой процесс становления нового героя, что было очень важным для литературы. Перемены в людях — результат перемен в обществе. Революция прошла через сердца, чувства, разум каждого человека. Под воздействием исторических событий изменялось сознание человека, рождалось активное отношение к жизни, возникало желание жить по-новому. Из "маленького" человека, униженного.обстоя-" тельствами, вырастал новый человек. Начало;этого сложного "процесса писатели видели в самых незначительных на первый' взгляд переменах в сознании,- психология,' поступках своих героев.

С чего начинался-цроцесс'становления личности "шленько-го" человека, как происходило его "выпрямление", духовное раскрепощение, как избавлялся он от тяжести прошлого — эти еоп-

9

роси исследуются в ранних рассказах К.Чорногс.

На основании анализа рассказов Ы.йарецкого и К.Чорного — представителей романтического и реалистического направлений в белорусской прозе — диссертант делает вывод, что в изображении положительного героя эти писатели близки. Отличительной особенностью их произведений является глубокий психологический анализ.

В заключении главы диссертант отмечает, что концепция нового героя складывалась постепенно, выкристаллизовывалась в многочисленных, иногда взаимоисключающих поисках, спорах. На раннем этапе развития советской литературы новый герой ви-делоя прежде всего как характер героический, что паяло отражение в романа Т.Гартного "Соки целины", в "ыолодняковской" приключенческой повести, а также в .произведениях, где был создан образ коммуниста, в котором наиболее рельефно проступала черты человека, рохсденного революцией. Героический характер, созданный в разных в стилевом отношении произведениях, был обу-словлэн исторически, нес в себе яизнокнуш правду. Однако, здесь не обошлось без издераек. Абсолютизация Енепних атрибутов революционности зачастую оборачивалась схематизмом, упрощенностью образа нового .героя.

Вполне закономерно, что где-то с середины 20-х годов в белорусской прозе намечается поворот к созданию характера яшз-нещго достоверного, психологически наполненного. Предметом пристального вшшакия писателей становится внутренний кир человека, его чувства, кисли, пероживания, о чем свидетельствует творчество М.Зарецког'о, К.Чорного и др.

Втор?.я глчва "К образу героя псахологического наполнения" начинается акалдзш "Полесских повестей" Я.Коласа и решна ¡Л.За— рецкого "Стежки-дорожки". Первые белорусские романы появились в конце 20~х годов, когда литература ощутила настоятельную потребность в тш, чтобы выяснить "загадку" нового человека, самоотверженного, непреклонного, понять его сущность. Именно роща в балу своих жаярознх особенностей мог отобразить становление человеческого характера в определенных исторических и социалыпк условиях на протяжении большого отрезка времени, что как pas соответствовало зребованиям литературы.

Переходя к анализу "Полесских повестей" Я.Коласа, диссер-

10

таит отмечает, что в них нашел художественное воплощение внутренне активный герой. Созданные на материала дореволюционной действительности, эти произведения тематически, да и в стилевом плане как бы выбивались из общего потока прозы первой половины 20-х годов, материалом отражения которой служили горячив события современности. Что касается главного героя, то, как справедливо заметил И.Науменко, "образ Лобановича полемичен, пожалуй, по отношения ко всей белорусской прозе 20-х годов, пытавшейся нарисовать образ положительного героя, человека, связанного с революцией, натуру деятельную, волевую, решительную. Колас как бы со скептической улыбкой смотрел на такого героя, так как не видел в его духовном.вооружении воплощения этических норм, проверенных многовековой врактикрй:, ее идеалом добра"1.

Как будто вопреки веяниям времена (когда "на коне" был герой активного действия), Колас изобразил своего героя в раздумьях, в■мучительных поисках истины. Это шло вразрез с упро-щвняш изображением человека зо многих произведениях 20-х годов.

Диссертант заостряет внимание на том, что "Полесские повео-таг' Я.Коласа обнарунйля глубинный подход писателя к проблеме героя. Образ интеллигента Андрея Лсбановпча дан в процессе формирования и становлений его как общественного деятеля, революционера. Автор показывает рост своего героя, постепенные изменения в его мировоззрении, стремлениях, целях, которые ставит он перед собой.'Писатель раскрывает характер своего героя всесторонне, показывает его в труде, общественной деятельности, любви,' отношении к природе,

Лобанович живет богатой внутренней жизнью, находится в постоянном поиска, в процессе самоусовершенствования. Национальные и социальные проблемы, о которым'он столкнулся, живя на Полесье, обострили его самосознание, ускорила гражданское созревание, содействовали формированию его революционных взглядов.

Следя за строем мыслей, ощущений, отрешений Лобановича,

* Навуменка I. Якуб Колас. Духоуны вобл1к героя. — Мн.: ВыдавецтЕа ЩУ, 1981. — С. 212,

писатель показывает, что с ним происходят качественные изменения, Интерес к природе полесского края и его людям, к работе в школе сменяется чувством неудовлетворенности собой, своей работой. Герой уже ощутдает внутреннюю подготовленность к нозому этану в своем развитии. Постепенно меняются его взгляды на жизнь, возрастает требовательность к себе, углубляется понимание социальных проблем общества.

Если в довести "В полесской глуши" характер главного героя развивается преимущественно в замкнутом ¡(ругу его внутренней Едзни в деревне Тельшшо, то в повести "В глубине Полесья" его дальнейшее становление происходит под воздействием общественно-политических событий, панорама которых дана в произведении. Приобщение,к революционной деятельности — еще один поворот в жизни героя, новый этап в его становлении. Писатель пока-вывает, как постепенно, с ростом революционной сознательности, Лобанович от абстрактных рассуждений о смысле жизни переходит к конкретным делам.

В результате подробного анализа повестей, диссертант приходит к выводу, что написанные в 20-х годах две части будущей трилогии стали значительным достижением в национальной литература. Кх автор, проявивший себя как реалист,.эпик, психолог, обозначил магистральную линию в белорусской прозе. "Полесские повести", где каждый герой, дано эпизодический, — яркая индивидуальность, были эпосом нового качества. Это глубоко новаторские произведения, в них проблема нового героя обрела художественно зрелее решение.

Концепция героя в романе Зарецкого "Стежки-дорожки" — романтическая. Писатель сосредоточивает внимание главным образом на "ярком, необычном, исключительном"", прослеживает этапы духовного становления героя. Главное содержание произведения, по словам А.Адамовича, составляет "напряженный конфликт в самом человеке"^.

В отличие от романа Т.Гартного, где показ внешнего действия йреваларует над-азобрдаениен внутреннего мира героя, Зарец-

* Залесокая Д. О романтических-течениях в современной лн-тераттав. — ''И,: Наука, 1973.. — С. 16.

Адамович А. Бела рус к 1 раман. — Мн.Вьщавецтва АН БССР, 1961. — С. 145.

кого интересует прежде всего движение души человека, медлея-h0q ровденда истшш з мучительных душевных поисках, через внутреннюю борьбу, через конфликт о собой, йлестэ с тем дана широкая панорама исторических событий, в тесной связи с которыми формируется характер главного героя — представителя деревии, семинариста Василия Десницкого, У героя, каким показьшзет его писатель в начале произведения, еще "не было осознанного по-нгмания всего того, что видел вокруг себя". Отсутствие собственной позиции, полная неосведомленность в исторической обстановке, в протралив многочисленных политических партий вызывают в душе молодого человека мучитеяыше противоречия.

Авторская позиция по отношения к герою свидетельствует о гуманизма писателя, показавшего процесс духовного становления личности во всем его драматизме. Писатель заостряет вшаашю на активности жизненной позиции героя, помогащей' ему преодолеть обстоятельства, возвыситься над шиш и, в конечном итоге, воздействовать на них. Эволоция героя— это по только результат воздействия на него общественных событий, среда, по н результат продолжительной, напряженкой работы над собой. Характерной особенность», романа является то, что дияашяа развития евхета подчинена виявленк» психологического состояния главного героя.

На сслсво анализа произведений, а также оценка иратакд, диссертант дэдгает вывод, что авторов первых белорусских романов волновала прежде есого проб лещ' духовках ценностей, гармоничности, эмоционально-психологического богатства личности нового человека»

Далее диссертант отмечает, что .вдйнание писателей привлекала икогочЕоленннэ проявления нового, связашшэ о характером человека в процессе социалистического строительства. О изменением социальных ббсюягзльств' менялось д худежеотзенкоо изобра-ягенкз героя. На смену романтике револвдзенной • борьба, гражданской войта, через которую■выявлялась сущность героя, приходят трудовые бщт соцлалкотдчоского огройгежьсгва. 3 гатбратуру входит тема труда * в тесной- сжязй о которой рассматривается теперь пробязкэ нового героя. Свободный труд становится. критерием ценности человека. 1йкяно в творчески труде, з общественной дсятэлъкозта раскривавтйя богатая-натура крестьянского.плрйя

13

Степана Баруты — главного действующего ли® повести Я.Коласа "На просторах ¡назад". Проблему положительного героя писатель решает в социально-историческом аспекте. Степан Барута .как личность, как гражданин форьафуотся б условиях советской действительности, откркееой перед детьми трудящаяся широкие просторы жизни. Прослеживая оволнщшо героя с детского возраста до периода физической и гражданской зрелости, Я.Колас сосредоточивает внимание на его активней аизкеняой позади. Повесть "На просторах жизни" явлчатов примером творческого подхода я проблеме художественного освоения новой действительности и создания образа ноеого человека.

Анализируя произведена* М.Лыньхова, ф.Шкнклзра, Б.Макула-ча, диссертант приходит к выводу, что обращение писателей к тема города, производственном проблемам, к образу рабочего обогащало белорусскую прозу, расширяло ее творческий диапазон, наполняло новши мотивами, конфликтами.

Новой действительности посвящены рассказы Б.Коваля "Ночь" е "Липы", отражающие назнь-деревни накануне коллективизации. По своей тональности они больше приближены к .прозе первой половина 20-х годов, в которой преобладают светлю, радостнзе краски ^ Рассказы В.Коваа» еще не несут в себе того драматизма, который наполнены проказеденля о деревне конца 20-х — начала 30-х годов, отразившие события, вошедше в истсрщв п-од названием "великого перелома". Только са&час ш во всей полноте постигли *гра-гичесйий смысл этих олоа.

Диссертант подчеркивает, «то благодаря гласности, стали доступный многао докумангп, увидели све-г художественные и публицистические произведения, свидетельствующие о та:, что коллективизация проездилась о отступлением от ленинских принципов кооперации, с нарушение« социалистической законности.,

Конец 20-х годов был драяатачнш на только для ацзни крестьянства, но для общества в целом. Засилье вульгарно-социологической критики оказало пагубноо влглнае на развитие советской литература. Многий писателям в нетерпимой для творчества обстановке приходилось идти против своего замысла, против художественной правды. Очень показательной в этом смысле является история написания романа "Земля" и повести "Лязон Бушар" К.Чор-ного.

По свидетельству самого автора, рогян "Земля" буя зэдугтан как порван часть тралогви о жизни дерззии. Однако публикаций sropol части, над которой писатель уже работал, но последовало. Одной кз причин ленись отрицателмшт оценка, данная "Земле" зульгарнс-еокиологичаоксЗ критикой. Пиоатодъ прервал работу над рока®»« а шшаоая повесть "Ляэон Бумм??" — произведение, где впервые явственно проступает вэаянвв зульгарно-соцвологг.ческой критики.

Дисс-эртпнт делает попытку нового ярочтопгт цродзведений Чорного "йзмля" а "Лявсн Буг.:.-?ар", еояосяавяяя ях с ротоном S.Mosae38 "Mjpmra и бабы'% создагашм в лачзгэ 80-;: годов а отражайте содракзшгй взгляд ив собксл коллективизации

Б работа огшчазтея следую^сз, Бола б романе "ссалля", отражающем кзчалышП stsk ооцйальвнх цреобразованЕй ? дор-'^пе, K„4opi:::ii поэтизирует зр"Э75атюсть зфестьяшша земло..- к свое-ку хозяйству» зга тбст к соботгэнесй корове, &этвхя» то а повести "Дявоя Бупаср" лис д то ль вязужд-зч б.чл осуждать эти чувства, с^нтавляес." те порт» црцлакга? култпаИ психологии. Понятие "хфэстьянЕт" зачастуо стяповалосг» сйколпетх иончтий: "собственник"»

3 псвоста "Лявоп Bjinyap" КЛорннй аж-тпруат ал^пгло на том, как обогзвлигечгодге кр^отьгеипа-трутс^гаяэ иго'¡-«и® собственничества. Дгесорташ* подчеркивает, что писатель сознательпо дэлэег упер на язображешэ отркцательяого, "звериного" i? натура %пкара, в ого облаке s заостряя внжлэж-о на тса, пак это звэ-Рйяоэ асстеповно ввтоояявг всо человеческое в г«роз. 3 конце повести психологический эщлиз гэдхзэтггея декларации!, обра? Лядова Вуикара превращаемся в года охсцу.

Однако пгтглпеэ оязосзпкэ лвзвхалз к гзрел как чзловегу олокпоиу, неоднозначному (несмотря на уотанепку создать целиком отрицательна!! образ) проглядывает во шогах очонь взжннх деталях, иопользуемк в обрасозко Бунагара. Ореаде всего Чсграай видит в своем герое труженика. В повеем очень Ещтктельно передана срощонность героя с землей, природой.

Диссертант приходят к вЬводу, что вгяштельпоз дрочтепге повести К.Чорнэго "Лявон Бупмар" дает основание говорить'о внутреннем конфликте в дута художника ыояду истинным его отио-

15

шением к своему герою как сложной человеческой натуре и том, каким пришлось его изображать в произведении под давлением вульгарно-социологической критики.

В диссертации подчеркивается такжз, что КЛорный в психологически наполненных образах Тамзша ("Земля") и кт.т ("Лявон Бушмар") • проследил диалектику возникновения новых человеческих качеств, правдиво раскрыл возникшие под воздействием революция духовные перемены в сознании крестьян.

Положительные герои КДсрного — люди активной жизненной позиции, что в конечной итоге является решающим фактором в их духовном раскрепощении.' Слощшй процесс "выпрямления" писатель стремится проследить в нелегких судьбах людей.

Обобщая-наблюдения, сделанные во второй главе, диссертант отмечает, что свидетельством зрелости национальной прозы явилось появление в 20-х годах первых белорусских романов. Обратившись к событиям прошлого, Т.Гартный, Я.Колнс, К.Чорный, Р.Му-рашг.а проследили эволюцию й становление социально-активной личности в практике революционной борьбы; Тема нового героя нашла в ¡грудной эпической фор» художественно зрелое решение.

Проза второй половины 20-х годов отразила новый этап развития советского государства,'связанный с мирным созидательным трудаи Вслед за Т.Гартккы М,Линьков, Ф.Шинклер, Б.Микулич обращаются к теме рабочего класса, расширяя тем самым проблематику белорусской прозы.

Претерпевает изменения и традиционная для белорусской прозы крестьянская тема. Восторженно-романтическое воспевание социальных перемен в деревне постепенно сменяется углубленным изученном происходящих: в ней процессов.

В й^югочвнди Излагаются вывода исследования. Изучение проблема положительного героя дает литературоведению выход к самым насущным вопросам современности, как социальным, так и худскоственнш, к углубленному философскому познанию жизни.

Для молодой советской литературы вопрос о новом герое стал основополагающим. Б 20-е годы в истории белорусской советской литературы были сложными ж своеобразными, тогда успешно развивались самые различные направления, пересекались романтическая и реалистическая тенденции.отражения действительности, традиции дореволюционной литературы соседствовали и взаимодейство-• 16

вали с элементами новой культур.!!.

В целом лее эволюция худог.еотвешюго образа нового человека в белорусской советской прозе шла от узкого представления о нем как о функционере к ищрокому его видению, вклнчаю-;це?лу в себя наряду с действием как таковым духовную активность, высокий нравственный потенциал. В эстетическом плана это било движение от однолинейности в изображении человека, от схош, плакатного героя, с чисто внешней атрибутикой революционности,' к образу многогранному, психологически наполненному, индивидуализированному.

Становление нового героя в художественно эролнзе прсиэве-дениях белорусской прозы 20-х годов представляет собой духовную эволюцию личности в условиях новой действительности.

По теме диссертации опубликованы следузцае работа:

1. Новы герой у ра.мане Д.Гартнага "Сок! цалЬш"// Бэла-руская мова 1 л 1 таратура у школе. — 1989. — й 5. — 0,3 н.д,

2. Новн герой у мэладнякоускай прнгодн!цкай еповесц1// Весц! АН БССР. Сор. грам. навук. — 1989. — % 3. — 0,7 п.л.

3. Полесье и художественней опыт Коласа (На материала трилогии "На росстанях"): Тезисы докладов я сообщений III республиканской конференции "Региональные особенности восточнославянских языков, литератур, фольклора и методы их изучения* — Гомель, 1985. — 0,2 п.л.

4. Рытмн !ндустрнйльнагэ хынця (рабочая тгма у творчаса! К.1.Пкул1ча)// Беларускзя л!таратурз. Вып. 6, — Шнек» 1978. — 0,4 п.л.

5. Светлы талент (Да 80-годдзя з дня нзрадаэння П.Галава-ча)// 1!т. 1 мастацтва. — 1983. — 15 апреля. — 0,3 п.л.

6. Роля горкауск!х эстетичных црынцшау У разв!цц! сучас-най прозы аб рабочим ктасе: Тэз1сы выступленняу рэспубл!напекай навукова-тэарэтачнай канферэнци! "Асабл1васц1 рззв1цця л!тара-турнага працэсу у Беларус! на сучаснда этапе". — Ыаг!лЗу, 1978. — 0,2 п.л.

На правах рукописи

ДАСАЕВА Татьяна Николаевна

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ГЕРОЯ В БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ПРОЗЕ 20-Х ГОДОВ

Специальность: 10.01.02 — литература народов СССР

(советского периода)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в почать Бумага тип. й I Усл.п.л.1,16 Тиран 100

21.IX.89

Уч.-изд. л. Х|25

Заказ й 425

Формат 60x84,1/16. Сфсетная печать

Бесплатно

Ордена Дружбы народов Институт литературы им. Л.Купали АН БССР. 220072, Минск, Ленинский проспект, 66. Отпечатано на ротапринте ЦНБ АН БССР. 220601, Минск, ул. Сурганова, 15.