автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Становление современной школы сценической речи
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Прокопова, Наталья Леонидовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Предпосылки к зарождению современной педагогики сценической речи.
Глава 2. Становление ленинградской (петербургской) школы сценической речи.
Глава 3. Формирование теоретических и методических основ обучения навыкам сценической речи.
Введение диссертации1999 год, автореферат по искусствоведению, Прокопова, Наталья Леонидовна
Становление и развитие современной педагогики сценической речи можно понять лишь в тесной связи с историей драматического театра и театральной школы. Значительные процессы, происходившие в театральном искусстве XX века, повлекли за собой поиски нового арсенала средств, приемов и методов профессионального обучения актера, в том числе и в области воспитания техники и художественной выразительности сценической речи.
Несмотря на бесспорную важность, тема, изучающая и анализирующая пути становления современной педагогики сценической речи, была изучена только в некоторых, весьма незначительных аспектах и не получила серьезного и многостороннего анализа в специальной литературе. Мы могли бы назвать лишь несколько работ, близких этой теме, хотя впрямую и не относящихся к ней. Несомненный интерес представляет учебно-методическое пособие А.Н.Петровой "Сценическая речь" [1981], позволяющее увидеть развернутую картину истории развития декламационного искусства в России как основного выразительного средства актерского творчества той поры и ознакомиться с рядом особенностей подготовки актеров в театральных школах ХУ1И-Х1Х вв., в которых главенствующее положение занимала именно декламация. Материал о становлении речевого искусства русского театра содержится так же в лекции А. Н. Петровой "Сценическая речь в русском театре ХУШ-Х1Х вв." [1977]. Однако, автор этих работ и не ставила перед собой цели проследить пути и этапы формирования современных методов воспитания техники и выразительности сценической речи и осветить вклад в эти процессы отдельных театральных школ страны.
Из других публикаций, позволяющих получить некоторое представление о способах и приемах работы над голосом и речью, практиковавшихся отдельными коллективами преподавателей сценической речи в тот или иной период их деятельности, самого пристального внимания заслуживают "Предисловие" И.П.Козляниновой к учебному пособию "Сценическая речь" (1) и "Предисловие" И. П.Козляниновой и И.Ю.Промптовой к учебнику "Сценическая речь" (2). В них дана характеристика творческой педагогической деятельности кафедры сценической речи Российской академии театрального искусства (бывш. ГИТИСа) за шесть последних десятилетий. В изданиях, которые предваряют оба "Предисловия", собрано все наиболее плодотворное, что накопила кафедра сценической речи РАТИ за прошедшие годы, имеются теоретичеокие обоснования методов и приемов преподавания в крупнейшем театральном вузе страны и содержатся комплексы упражнений по всем основным разделам театральной речевой педагогики.
Для анализа вопросов становления современной педагогики сценической речи не менее важны статьи преподавателей Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПбГА-ТИ), опубликованные в разные годы и поднимающие проблемы развития методики и практики сценической речи в ленинградской (петербургской) театральной школе. Прежде всего, это работы О.М.Чайки, 3. В. Савковой, А.Н.Куницына (3).
1. См.: Сценическая речь: Учебное пособие / Под ред. И.П.Козляниновой. М., 1976. С. 3-8.
2. См.: Сценическая речь: Учебник / Под ред.И.П.Козляниновой, И.Ю.Промптовой. М., 1995. С.3-12.
3. См.: Чайка О.М. Методические заметки о преподавании сценической речи // Записки Ленинградского театрального института
Усложняло нашу работу по выстраиванию объективной картины преподавания речевых дисциплин в различных многочисленных и разнообразных театральных школах России за последние сто лет совершенное отсутствие описаний творчества отдельных преподавателей. Если о педагогах декламации, дикции, постановки дыхания и голоса последней четверти XIX - самого начала XX века сохранились многочисленные (порой довольно развернутые, иногда отрывочные, но вполне отчетливые) воспоминания их учеников (Ср., напр.: подробное изложение Ю.М.Юрьевым (1) приемов преподавания декламации на Драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского Филармонического общества или описание В.О.Топорковым (2) занятий по дикции и декламации в Петербургском Театральном училище), то никаких материалов о преподавателях техники речи, художественного чтения, сценической речи последующих десятилетий нам обнаружить не удалось.
Отсутствие аналитических материалов, воспоминаний, описаний практических занятий вполне понятно. В последней четверти XIX
Л.-М., 1941. С.108-115; Савкова З.В. К вопросу преподавания сценической речи // Записки о театре. Л.-М., 1960. С.89-118; Куницын А.Н. О сценической речи // Ленинградский Государственный Институт театра, музыки и кинематографии. Л., 1971. С.135-144; Куницын А.Н. Вместо предисловия // Теория и практика сценической речи. Л., 1985. С.3-9; Куницын А.Н. Вместо предисловия // Теория и практика сценической речи. Вып 2. СПб., 1992. С.3-7.
1. См.: Юрьев Ю.М. Записки. В 2-х т. Л., М., 1963. Т.1. С -. 2 "7 2—293.
2. См.: Топорков В.0. К.С.Станиславский на репетиции. М., 1949. С.18-30. самом начале XX века декламация и постановка голоса являлись первенствующими дисциплинами в государственных и частных театральных школах, именно они определяли качество и методики подготовки актеров. В последующие годы, во время бурного развития режиссерского искусства и рождения новых театральных направлений, повлекших за собой и возникновение новых театральных школ, вопросы речевой техники и выразительности постепенно отходят на второй план. И только к последней трети XX века преподавание сценической речи обретает новое качество, становится вновь актуальным и определяется, как одна из важнейших дисциплин системы профессиональной подготовки драматических актеров. Такие витки, как нам представляется, и повлияли на чрезвычайно скромное число материалов, характеризующих способы и приемы голосоречевого воспитания актера.
Между тем, вопросы овладения нормативностью, выразительными свойствами, действенной природой сценической речи продолжают оставаться одними из важнейших в практике профессиональной подготовки драматических актеров и требуют разностороннего и глубокого изучения в силу своей актуальности и насущных потребностей современного развития сценического искусства.
Для раскрытия темы необходимо понимание динамических процессов, происходивших в драматическом театре с начала века и повлиявших на коренные изменения с системе подготовки актеров в театральных учебных заведениях.
Формулировать задачу исследования возможно лишь уяснив некоторые важнейшие принципы подхода к речевой культуре актера в различные времена жизни русского театра XX века и при четком понимании роли, места и значения речевых дисциплин в системе подготовки актеров в конкретных театральных школах, принадлежащих конкретным театральным направлениям.
В начале века, несмотря на то, что воспитанием актерских кадров в ряде учебных заведений занимались замечательные мастера русской сцены В.Н.Давыдов, А.П.Ленский, А.И.Южин, Ю. Э. Озаровский, 0. А.Правдин, А.П.Петровский, общее положение в театральных школах было довольно плачевным: традиционные приемы преподавания декламации не отвечали тем требованиям, которые уже предъявлялись режиссерами-новаторами к обучению сценическому слову. В основном эти приемы обучения были направлены на совершенствование внешней речевой техники. Замечательным примером, характеризующим тогдашнее состояние театральной педагогики, может служить короткое, но исчерпывающее восклицание М.А.Чехова в воспоминаниях о времени обучения в Петербургской Театральной школе имени А.С.Суворова в 1907-1910 гг.: "Уроки по постановке голоса смешили и раздражали меня" (1).
Поворотным моментом в жизни русского театра и, вслед за тем, в деятельности театральных школ можно считать появление нового типа драматургии (Ибсен, Стриндберг, Метерлинк, Чехов, Блок, Андреев и др.) и возникновение феномена режиссерского искусства. Творчество целой плеяды выдающихся театральных деятелей -К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, В.Э.Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, А.Я.Таирова, в первую очередь, совершенно изменило ситуацию на русской сцене и повлияло на возникновение сразу нескольких мощных театральных течений, и прежде всего - театра "душевного реализма" (Б.В.Алперс), психологического театра.
Активизация деятельности новых театров, порожденных художественными исканиями начала века, потребовала и новых исполните
1. Чехов М.А. Литературное наследие. В 2-х т. М., 1995. Т.1.
С. 45. лей для ¡реализации режиссерских новаций. Выпускники традиционных театральных школ, как правило, не откликались на особенности драматургии нового типа и не могли удовлетворять интересам режиссеров-новаторов.
Станиславский и Немирович-Данченко, Мейерхольд, Таиров, каждый по-своему, одержимо стремятся к созданию театральных школ и студий при театрах ими основанных. Таиров отмечал в "Записках режиссера": "Вопрос создания своей школы (выделено Таировым. -Н.П.) стал вопросом бытия Камерного театра и, значит, - школа была создана" (1).
И каждая из вновь возникающих театральных школ должна была обязательно решать вопросы речевого обучения будущих актеров. Решались эти вопросы далеко неоднозначно, но каждый раз исходя их эстетических театральных концепций родоначальника школы.
К началу 1930-х годов была полностью разрушена старая система актерского обучения, хотя еще в преподавании речевых дисциплин тянулся шлейф времен декламационного театра. И все же именно с этого момента все более и более завоевывает пространство, драматического театра и театральных школ творческий метод Станиславского, Немировича-Данченко, МХАТ. Именно в эти годы зарождаются процессы обучения актера речевой технике и выразительности, получившие развитие во второй половине нынешнего века, процессы, открывшие пути для формирования новой театральной речевой педагогики, новой учебной дисциплины театральной школы - "сценическая речь".
К середине столетия стали особенно очевидны основные направления театральной педагогики в целом и преподавания сценической
1. Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970. С.105. речи, в частности. С появлением большого числа работ К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, материалов об их деятельности, о мхатовском направлении в истории русского театра, книг и статей учеников и продолжателей дела великих реформаторов сцены (прежде всего имеются в виду публикации Н.М.Горчакова, Г.В.Кристи
1)) возникают предпосылки к созданию методологического фундамента в преподавании всех аспектов (нормированности, техники, выразительности, действенности) речи на сцене.
Не меньшее значение имела широкая дискуссия в печати по важнейшим проблемам актерского искусства и режиссуры, о наследии Станиславского, возникшая в 1950 году на страницах газеты "Советское искусство" и получившая отклик в журнале "Театр", где были опубликованы статьи В.О.Топоркова, Н.М.Горчакова, П.М.Ершова
2), а позже - статьи М.О.Кнебель, А.Д.Попова (3). Ход этой дискуссии неоднократно обсуждался на заседаниях кафедр сценической речи и актерского мастерства театральных учебных заведений.
Острополемическая дискуссия и споры о Станиславском, выясне
1. См.: Горчаков М.Н. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. Беседы и записи репетиций. М., 1950; Кристи Г.В. Работа Станиславского в оперном театре. М., 1952.
2. См.: Топорков В.О. Теория и практика системы К.С.Станиславского // Театр, 1950, 2; Горчаков М.Н. Берегите молодость. Режиссерские уроки К.С.Станиславского // Театр, 1950, 3; Ершов П.М. Что такое метод физических действий // Театр, 1950, 7.
3. См.: Кнебель М.О. Рождение образа // Театр, 1954, 1; Кне-бель М.О. О действенном анализе пьесы и роли // Театр, 1955, 1, 2; Попов А.Д. О сокровенной сути нашего искусства // Театр, 1966, 6. ние объективного значения его идей в развитии современной театральной культуры не оставили без внимания и проблемы выразительных средств актера в современном театре не прошли в стороне от поиска путей развития театральной школы в целом и от педагогики сценической речи, как одной из ее основных составляющих, в частности. Именно в эти годы выходят интересные работы театральных педагогов, позволившие по-новому взглянуть на процессы речевого обучения актеров. Прежде всего это книги М.О.Кнебель "Слово в творчестве актера" [1954], А.Н.Куницына "Работа актера-рассказчика над текстом" [1957], К.В.Куракиной "Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского" [1959] и первые сборники научно-методи-• ческих статей преподавателей сценической речи, рассматривающих возможные изменения в методике и практике преподавания речевой культуры в широкой связи с развитием театрального искусства: "Как работать над словом" (1), "Речь на сцене" (2), "Проблемы сценической речи" (3).
По прошествии десятилетий можно отчетливо видеть, что методологические основы педагогики сценической речи, разработанные в 1950-е - 60-е годы, нашли воплощение в будущем, имели свое продолжение в исканиях театральных педагогов 1970-90-х годов.
Мы убеждены в актуальности и важности темы, рассматривающей важнейшие истоки современной педагогики сценической речи, причины
1. См.: Как работать над словом: Методическое пособие по сценической речи и художественному чтению. М., 1959.
2. См.: Герасимова 0.И., Колосовская Н.И., КуницынА.Н., Куракина К. В., Рыжухина В. И., Савкова З.В. Речь на сцене. Л. ;М., 1961.
3. См.: Проблемы сценической речи. М., 1968. зарождения новых направлений речевого воспитания драматических актеров и возможные тенденции будущего развития методики сценической речи.
Разумеется, что в одном исследовании невозможно охватить все развитие речевой театральной педагогики России. Каждая театральная школа ищет и находит свои оригинальные пути формирования методических основ учебной дисциплины "сценическая речь". Многолетнее подвижническое педагогическое творчество преподавателей сценической речи ведущих театральных школ страны - Российской и Санкт-Петербургской академий театрального искусства, Школы-студии им. Вл.И.Немировича-Данченко, Театральных училищ им. М.С.Щепкина и Е.Б.Вахтангова, других театральных вузов заслуживает самого серьезного внимания и подробного изучения. Понимая бесконечную сложность работы по изучению множества направлений развития театральных речевых школ страны, мы считаем необходимым ограничить исследование рамками одной театральной школы, деятельностью одного коллектива преподавателей, при этом не выпуская из поля зрения опыт педагогов других театральных школ и при необходимости учитывая их научные и методические поиски.
Задача исследования видится нам в изучении истории речевого обучения актеров в русской театральной школе на материале конкретного педагогического коллектива, в обобщении особенностей нынешнего состояния теории и практики преподавания сценической речи в конкретной театральной школе", а также в определении основных научно-методических и практических перспектив, вытекающих из анализа существующих педагогических методов и приемов.
Данное исследование прежде всего посвящается изучению практического опыта и научно-методических открытий педагогов кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства.
Специально отметим, что это театральное учебное заведение, имеющее более чем двухвековые традиции, неоднократно меняло свое название. Частота перемен более всего приходится на нынешнее столетие. Для сохранения исторической периодичности, и для точного понимания о каком именно временном отрезке идет речь в конкретных разделах диссертации, мы будем пользоваться конкретными абревиа-турами названий для конкретного периода. Перечислим для удобства годы и прежние наименования СПбГАТИ:
1918-1922 - Школа актерского мастерства (ШАМ);
1922-1925 - Институт сценических искусств (ИСИ);
1926-1936 - Техникум сценических искусств (ТСИ);
1936-1939 - Центральное театральное училище (ЦТУ);
1939-1962 - Ленинградский государственный театральный институт (ЛГТИ);
1962-1991 - Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК); с 1991 г. - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства (СПбГАТИ).
Принимаясь за изучение . и анализ развития педагогики сценической речи в XX столетии и ограничивая свое исследование рамками одной театральной школы, мы далеки от мысли абсолютизировать именно эту выбранную театральную школу. Специально подчеркнем, что в задачу нашего исследования не входит ни сравнительный анализ различных школ сценической речи, ни определение приоритетов в зарождении той или иной методики, того или иного способа и приема работы.
Мы, прежде всего, стремимся изучить закономерности длительного пути формирования определенной школы сценической речи в еетественных условиях быстро меняющегося, пестрого, противоречивого театрального процесса.
Непосредственная связь кафедры сценической речи СПбГАТИ с театром позволяет чутко улавливать проблемы речевой выразительности и решать их в соответствии с требованиями живого театрального процесса. Вероятно, последнее и раскрывает причину создания названным коллективом новейших технологий, являющихся в последние десятилетия предметом устойчивого интереса воспитателей сценического слова. В связи с этим, трудно переоценить тот вклад, который внесен Ленинградской (петербургской) речевой школой в становление современной педагогики сценической речи. Существует много доказательств уникальности этого содружества преподавателей, которое возглавляли профессор О.М.Чайка (1939-1953гг.), доцент О.И.Герасимова (1953-1963гг.) и которым, начиная с 1963 года по сей день руководит профессор А.Н.Куницын.
Именно в период 1970-90-х годов формируется тот коллектив, который впоследствии, несмотря на разницу педагогических стилей, преподаватели разных вузов страны будут называть "ленинградской школой голосоречевого обучения актера". Любая "школа" может состояться только в том случае, когда ею руководит подлинный творческий и научный лидер. Эта роль на протяжении тридцати шести лет блистательно исполняется А.Н.Куницыным. Под его руководством были проведены уникальные исследования, с применением нестандартных для искусствоведения методов, и защищены 15 диссертаций по проблемам голосоречевого воспитания актера. Кафедра стала одним из самых авторитетных научно-практических центров профессиональной подготовки театральных педагогических кадров, обрела сторонников и последователей не только в России, странах СНГ, но и за рубежом. Однако, история развития кафедры сценической речи СПбГАТИ, профессиональные портреты ее преподавателей, не являются предметом нашего исследования. Нас прежде всего интересуют современные технологии и принципы их практического применения. Повторим, что в этом смысле кафедра сценической речи СПбГАТИ уникальна, поэтому попытаемся конкретнее сформулировать причины, побудившие нас обратиться к изучению ее богатейшего практического, теоретического и методического опыта.
Прежде всего отметим, что преподавателей кафедры проблема действенной природы речевого обучения актеров начала увлекать достаточно рано. Первая публикация, поднимающая методические аспекты речевого обучения актера в соответствии с требованиями выдвигаемыми психологическим театром, относится к 1941 году - это статья О.М.Чайка "Методические заметки о преподавании сценической речи" (1). Примечательно, что названная работа, имеющая большое значение для становления современной педагогики сценической речи, была написана тогда, когда со дня образования кафедры не прошло и двух лет.
К сожалению, военные годы остановили так активно начавшийся процесс поисков новых подходов к голосоречевому воспитанию актера. Поэтому послевоенные работы, исследующие пути обучения действенному сценическому слову, появляются только в конце 1950-х годов, и первой - книга А.Н.Куницына "Работа актера-рассказчика над текстом" [1957], и следом выходит книга К.В.Куракиной "Основы техники речи в трудах К.С.Станиславского" [1959]. Уже в этих работах просматривается убеждение в целесообразности совместных
1. Чайка О.М. Методические заметки о преподавании сценической речи // Записки Ленинградского театрального института Л.-М., 1941. С.108-115. действий преподавателей "Основ актерского мастерства" и "Сценической речи" и имеются четкие указания на необходимость руководствоваться в обучении технике речи и выразительности сценического слова методами преподавания актерского мастерства.
В 1960-70-е годы кафедра, наряду с другими театральными школами, вносит заметный вклад в разработку и научное обоснование метода комплексного обучения сценической речи, методики опосредованного (косвенного) воздействия на дыхание и голосоведение актера. Большой заслугой кафедры можно считать внедрение в учебный процесс игрового способа воспитания техники речи и способа воспитания речи в движении, получивших широкое распространение в последующие годы.
Заметное влияние на развитие теории и практики сценической речи имели многие научные исследования преподавателей кафедры А. Н. Куницына, С.Ш.Иртлач, Б. А. Матанова, В. Н. Галендеева, Б.Л.Муравьева, В.И.Тарасова, Ю.А.Васильева, Е.И.Кирилловой, Н.А.Латышевой, М.П.Прониной, Е.И.Черной. Была проделана огромная работа по осмыслению методологических принципов подхода к сценическому слову К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Об этом свидетельствуют публикации всех названных авторов. Более того, указанной проблеме целиком посвящены кандидатская диссертация В.Н.Галендеева "Работа Вл.И.Немировича-Данченко над авторским словом" [1976] и его докторская диссертация "Учение К.С.Станиславского о сценическом слове" [1991].
Интенсивный поиск в области новых технологий, наличие интересного практического, методического и теоретического материала, большое количество публикаций и диссертационных исследований педагогов кафедры СПбГАТИ (1) - все это убедило автора диссертации остановиться на научном и практическом опыте именно петроградской-ленинградской-петербургской театральной школы.
Не менее значимым при исследовании современных методик стал факт многолетнего стабильного сотрудничества кафедры с известным научным центром НПО "Дальняя связь", кафедрой фонетики и методики преподавания иностранных языков Санкт-Петербургского университета, НИИ по болезням уха, горла, носа и речи и крупнейшими физиологами, психологами, лингвистами, фониатрами. Все это способствовало созданию в 1970-е - 80-е годы новых ориентиров в области теории и практики предмета. Ценность ряда публикаций того периода не только в интересных практических советах и предложениях, но и в раскрытии механизмов действия того или иного способа обучения.
Опыт педагогов кафедры сценической речи СПбГАТИ представляется нам убедительным еще и потому, что новые направления педагогики сценической речи формировали специалисты, вооруженные теорией и методикой "основ мастерства актера" - ведущей дисциплины театральной школы. Все преподаватели кафедры последних десятилетий по образованию актеры или режиссеры, большинство из них длительное время работали или работают в профессиональных театрах (Б.Л.Муравьев, В.И.Тарасов, Н.А.Латышева, В.Н.Галендеев, Е.И.Кириллова, Л.Л.Фомина, Е.И.Черная, И.Е.Жилин, С.Ш.Иртлач, К.В.Куракина, В.К.Белецкая). Многие педагоги кафедры в настоящее время сочетают научно-теоретические поиски и педагогический процесс с режиссерской деятельностью (А.Н.Куницын, В.Н.Галендеев, Е.И.Черная, Ю.А.Васильев, Е.И.Кириллова). В единстве исследовательского
1. См.: Кафедра сценической речи. Библиографический указатель (1939-1997). СПб, 1998. поиска и практической театральной деятельности можно видеть основу совершенствования педагогического мастерства.
Выбирая для раскрытия темы творчество одной кафедры, мы вовсе не отрицаем вклад в развитие современных методов преподавания сценической речи ведущих мастеров речевой театральной педагогики иных театральных школ: Е.Ф.Саричевой, И.П.Козляниновой, Е.И.Лео-нарди, Я.М.Смоленского, И.Ю.Промптовой, А.Н.Петровой, О.Ю.Фрид, Т.И.Васильевой, Т.И. Запорожец, В.В.Урновой, О.М.Головиной, Н.П.Вербовой, Л.А.Булюбаш и многих других. Напротив, анализируя путь, пройденный в последнее столетие петербургской-петроградской-ленинградской-петербургской речевой театральной школой, и деятельность преподавателей речевых дисциплин ШАМ - ИСИ - ТСИ - ЦТУ - ЛГТИ - ЛГИТМиКа - СПбГАТИ, мы постоянно сверяем этот путь с педагогическим творчеством речевых кафедр страны, ищем параллели или отмечаем индивидуальные особенности в работе специалистов по сценической речи различных театральных учебных заведений.
Источники, на которые опирается исследование темы, можно распределить по следующим группам:
1) литература по истории и теории русского драматического театра XX века и по проблемам актерского воспитания;
2) специальная литература;
3) архивный материал;
4) эмпирический материал.
К первой группе следует прежде всего причислить работы, посвященные истории и проблемам русского актерского и режиссерского искусства XX века (1), труды К. С. Станиславского, Вл. И. Немирови
1. См.: Горчаков М. Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. Беседы и записи репетиций. М., 1950; Кристи Г. В. Работа Станисча-Данченко, Е.Б. Вахтангова, А.Я.Таирова, В.Э.Мейерхольда, М.А.Чехова и др., рассматривающие вопросы актерской техники и воспитания актера, а также исследования историков театра и театроведов по различным аспектам их театрально-эстетических и педагогических исканий (1). их анализ, б) практический опыт работы автора со студентами, в) опросы преподавателей сценической речи, г) видео- и аудиомате-риалы.
В этой же группе источников находятся публикации преподавателей актерского мастерства, сценического движения, пластики, музыкального воспитания, вокала СПбГАТИ, принимавших участие в подлавского в оперном театре. М., 1952; Материалы к истории русского театра: Обзоры документов. Л., 1966; Проблемы и перспективы театрального образования. . Л.,1986; Актер в современном театре. Л., 1989; Из опыта русской советской театральной режиссуры 1930-х годов. Л., 1989 и др.
1. См.: Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970; Алперс Б.В. Театральные очерки. В 2-х т. М., 1977; Красовс-кий Ю. М. Из опыта театральной педагогики В.Э. Мейерхольда: Дис. канд. искусствоведения. Л., 1983; Барбой Ю.М. Теория перевоплощения и система сценического образа // Актер. Персонаж. Роль. Образ. Л., 1986; Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л., 1988; Песочинский Н.В. Проблемы актерского искусства в театральной концепции В.Э.Мейерхольда (1920-1930 годы): Дис. канд. искусствоведения. Л., 1983; Песочинский Н.В. Актер в театре Мейерхольда // Русское актерское искусство XX века. СПб., 1992; Сбоева С.Г. Актер в театре А.Я.Таирова // Там же; Золотницкий Д. И. Мейерхольд. Роман с советской властью. М., 1999 и др. готовке актеров в разные периоды.
Вторая группа источников - литература по проблемам преподавания сценической речи. В нее вошли все основные работы ведущих специалистов в этой области с начала века, почти все публикации преподавателей сценической речи СПбГАТИ и их диссертационные исследования.
Как мы уже отмечали, давно стало необходимым использование научных данных в практике преподавания сценической речи. Поэтому потребовалось привлечение специальной литературы по. лингвистике, физиологии, психологии, психофизиологии, фониатрии.
Третья группа источников - архивы. Основной массив важных для темы архивных материалов сосредоточен в фонде 352 Санкт-Петербургского отделения Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб), где собраны документы Академии за 1932 - 1979 годы. Кроме этого в диссертации используются документы, сосредоточенные непосредственно в архиве СПбГАТИ, на кафедре сценической речи СПбГАТИ и в личных архивах преподавателей.
Четвертая группа источников, условно озаглавленная "Эмпирический материал", вобрала в себя четыре направления исследовательской работы: а) ознакомление с практическими занятиями, зачетами и экзаменами по актерскому мастерству и сценической речи и
Одним из приемов изучения взглядов и мнений преподавателей на основные проблемы сценической речи в театре и на современное состояние процессов речевого обучения актеров явились опросы. Как способ получения информации, опросы давно применяются в социологических исследованиях. Они являются порой незаменимым инструментом изучения социальных явлений, мотивов деятельности, мнений и взглядов. В прежние годы педагоги кафедры сценической речи СПбГА
ТИ для анализа конкретных явлений уже применяли опросы (1). Используется такая форма и в предлагаемой работе.
В зависимости от характера информации и способов ее получения опросы подразделяются специалистами на два больших класса -анкетирование и интервьюирование (2). В диссертационном исследовании были использованы оба класса опросов: 1) анкетирование преподавателей сценической речи различных городов страны и 2) интервьюирование преподавателей сценической речи СПбГАТИ.
К этой же группе источников относится использование видео- и аудиоматериалов: видеозаписей спектаклей на литературной основе преподавателей кафедры, видео- и аудиозаписей зачетов, экзаменов и контрольных уроков на различных актерских курсах 1980 - 90-х годов.
Исследование современных технологий голосового совершенствования на опыте педагогов кафедры сценической речи СПбГАТИ составляет научную новизну диссертационной работы, которая позволит выявить закономерности развития речевого обучения в русских театральных школах, определить истоки современной методологии сценической речи, установить способы и приемы использования новых методов и, по возможности, спрогнозировать будущие направления раз
1. См.: Куницын А.Н.Матанов Б.А. Анкета по проблемам сценической речи: (Опыт анкетного исследования)// Сценическая педагогика. Л., 1973. С.190-203; Васильев Ю. А., Куницын А.Н. 0 речевом обучении актера национального театра в русской театральной школе. Опыт анкетного анализа // Теория и практика сценической речи. Л., 1985. С.34-51.
2. См.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.
- 21 вития и совершенствования театральной речевой педагогики.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут способствовать совершенствованию современного преподавания сценической речи, позволят сформулировать конкретные рекомендации для речевого обучения актеров.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление современной школы сценической речи"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование путей становления . предмета сценическая речь приводит нас к выводу о наличии, по крайней мере, трех периодов формирования современных методов и приемов обучения технике и выразительности речевого сценического искусства: экспериментального - методического - аналитического.
I. Экспериментальный период, насыщенный самыми разнообразными, неожиданными, противоречивыми исканиями в области театральной педагогики, период ломки старых представлений об искусстве актера и рождения новой актерской психотехники, направленной на единение внутренней и внешней техники актерского искусства. Первая половина века - время широкого и бурного экспериментирования в стенах многочисленных театральных школ и студий, вузов и техникумов. Вместе с тем, это период устойчивого сохранения традиций в способах обучения голосо-речевым навыкам, инерционности в приемах сугубо чтецкого (если не декламационного) подхода к литературному материалу.
И все же очевидная ценность этого периода видится нам в том, что театральная педагогика почувствовала, осознала и приняла новые веяния в театральных экспериментах первых десятилетий века, а так же в стремлении профессионального театра к значительному расширению выразительных возможностей драматического актера, в активном внедрении в педагогический процесс разнообразных пластических, музыкальных, движенческих дисциплин, в стремлении преподавателей "актерского мастерства" и преподавателей комплекса профессиональных дисциплин консолидировать усилия по выработке единого методического подхода к процессам обучения актеров.
- 216
II. Методический период. Обратившись к наследию К.С.Станиславского преподавание сценической речи обрело глубокие методические основы.
Именно в 1950-е - 60-е годы формируется методология предмета актерского мастерства, позволившая многосторонне подойти к анализу и совершенствованию методов воспитания сценической речи. Учение К. С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко о механизмах актерского творчества, о принципах работы актера над собой и над ролью, основанное на органических законах творческого процесса, позволили соединить в неделимое целое вопросы внутренней и внешней техники актера, связали неразрывными нитями воспитание актерского мастерства с воспитанием действенности, выразительности, дикционной и голосовой техничности сценической речи, с воспитанием художественных навыков искусства речи на драматической сцене.
Устранение изолированности в преподавании техники речи и художественного слова привело к формированию дисциплины "Сценическая речь". Цель нового предмета виделась в одновременном воспитании голосо-речевой выразительности и действенности.
Огромный вклад в создание серьезной методической базы дисциплины "Сценическая речь", в разработку новых методических направлений внесли в этот период известные ленинградские педагоги: О. М. Чайка, А. Н. Куницын, 3. В. Савкова, К. В. Куракина.
III. Аналитический период - период научного оснащения процесса голосо-речевого обучения, период теоретического осмысления и разработки новейших направлений методики и практики сценической речи.
Этот период относится к трем последним десятилетиям XX столетия и характеризуется активными поисками в области практического применения и теоретического обоснования современных технологий
- 217 голосоречевого обучения актера. В разрешении названной проблемы особый вклад внесен педагогами ленинградской (петербургской) театральной школы, потому что им принадлежит авторство в открытии, апробации и обосновании наиболее актуальных методических направлений (комплексного и косвенного методов).
Анализ архивного материала доказывает: такое лидерство не случайно и объясняется рядом причин. Среди них:
1. Изначальное стремление кафедры к современным методикам (уже со дня основания кафедры (август 1939) О.М. Чайка убеждала в необходимости построения учебной программы в соответствии со взглядами К.С.Станиславского и в неразрывной связи с методами воспитания актерского мастерства).
2. Открытие аспирантуры (начиная с 1950 года кафедра сценической речи Ленинградского театрального института получила возможность готовить высококвалифицированные кадры в области голосоречевого обучения и вести планомерные, целенаправленные научные исследования).
3. Обновление состава кафедры в конце 1960-х - начале 70-х годов (в этот период на кафедру пришли молодые актеры - В.И.Тарасов, В. Н. Галендеев, М.П.Пронина, Е.И.Кириллова, Н.А.Латышева, Ю.А.Васильев, Л.Л.Фомина, Е.И.Черная - благодаря которым были исследованы важнейшие вопросы речевого обучения актера, созданы современные технологии),
4. Отказ от специалистов, не имеющих актерского образования ("Актеров должны обучать актеры, прошедшие специальную подготовку при аспирантуре" - вот принципиальное требование, сформулированное ленинградской школой голосоречевого обучения относительно профессиональной подготовки педагогических кадров и во многом повлиявшее на возникновение современных технологий).
- 218
5. Молодая энергия борьбы за новые методы. (Признание комплексного и косвенного методов происходило трудно, требовались большие усилия для того, чтобы доказать их эффективность. Решающую роль в утверждении поистине смелых подходов к воспитанию сценического слова (например, тренинг в движении) сыграл возраст педагогов кафедры - лидеру этого переворота в педагогике сценической речи А.Н.Куницыну тогда было-40-50 лет), а его ученикам -30-35 лет. Как известно, названный возраст является пиком активности педагога).
6. Интерес к науке (связь с учеными помогла педагогам кафедры не только использовать объективные методы исследования (факторный анализ, психометрию), но первыми узнавать об открытиях физиологов, оториноларингологов, психологов, языковедов в области голоса и речи! Например, об исследованиях Р.Юссона педагоги ленинградской кафедры узнали в начале 1960-х годов благодаря сотрудничеству с В.П.Морозовым, который перевел книгу названного автора и познакомил с ней А.Н.Куницына задолго до того, как она была опубликована (1974г.) в нашей стране. Примечательным является, что впервые научные исследования проводились практиками театрального искусства, специалистами, хорошо владеющими профессией актера).
7. Стремление к интердисциплинарным связям (сотрудничество педагогов актерского мастерства, движения, вокала позволило создать уникальные методы, обеспечивающие обучение голосо-речевым навыкам при одновременной тренировке всех выразительных средств будущего актера. Это самое мощное завоевание ленинградской школы - подобных методов (теоретически обоснованных и практически проверенных) педагогика сценической речи не знала никогда).
8. Серия диссертационных работ (впервые в истории речевого
- 219 обучения актера было защищено такое 15 диссертаций по проблемам голоса и речи). Это послужило формированию раздела "Теория преподавания сценической речи".
9. Энергия постоянного поиска (кафедра продолжает исследовать новые пути в обучении навыкам голоса и речи).
Дальнейшее развитие современных технологий устремляется к формированию способов, повышающих действенность сценической речи. В конце XX века театральный зритель требует активного слова, являющегося концентрированной энергией мысли, чувства, звука. Эта задача уже решается преподавателями кафедры сценической речи СПГАТИ, причем поиск ведется в нескольких направлениях. К первому относятся эксперименты, связанные с возможностями ритма. Вторым направлением поиска методик, воспитывающих активное сценическое слово, следует назвать эксперименты, связанные с глубинным порождением речи.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что становление школы сценической речи и ее дальнейшее развитие неразрывно связаны с живым театральным процессом, а значит, с особенностями психофизического воздействия на зрителя в условиях близкого (сцена-зал), непосредственного (актер-зритель) общения.
В наши дни, вплотную подходя к концу XX века, мы можем со всей убедительностью отметить, что от самых истоков век не прошел даром для целой армии театральных педагогов, для предмета сценическая речь, и петербургская школа шла в ногу со временем.
Список научной литературыПрокопова, Наталья Леонидовна, диссертация по теме "Театральное искусство"
1. Агамирзян Г.И. У истоков советской театральной школы // Сценическая педагогика. Л., 1973. С. 243-247.
2. Актер в современном театре. Л., 1989.
3. Алперс Б.В. Мастерство актера (Вступительная статья) // Мастерство актера: Хрестоматия. М., 1935. С. 5-36.
4. Алперс Б.В. Театральные очерки. В 2-х т. М., 1977.
5. Аристархова С.А. Советы чтецу. М., 1957.
6. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению.М.,1959.
7. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.
8. Барбой Ю.М. Теория перевоплощения и система сценического образа // Актер. Персонаж. Роль. Образ. Л., 1986. С.24-63.
9. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л., 1988.
10. Барро Жан Луи. Размышления о театре. М., 1963.
11. Бачелис Т.И. О Волконском // Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х т. Т.2. М., 1992. С.357-382.
12. Белинский В.Г. И мое мнение об игре Каратыгина. Полн.собр. соч. Т. 1. М., 1955.
13. Березарк И. Слово и движение в театре Мейерхольда // Рабочий и театр, 1934, 26.
14. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.
15. Бродовский М.М. Руководство к выразительному чтению.1. СПб., 1904.
16. Брук П. Предисловие // Сиселли Берри. Голос и актер. М., 1996. С.3-6.
17. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.,1977.
18. Васильев Ю.А. Речевое обучение актера национального театра в русской школе. Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. Л., 1983.
19. Васильев Ю.А. О сценической педагогике Л. Ф. Макарьева // Из истории сценической педагогики Ленинграда. Л., 1991. С.83-93.
20. Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. СПб., 1996.
21. Васильев Ю.А. Тренинг сценической дикции. СПб., 1997.
22. Васильев Ю.А., Куницын А.Н. Студенческий им. Яхонтова (О межвузовских конкурсах чтецов) // Проблемы сценической речи. Л., 1979. С.151-164.
23. Васильев Ю.А., Куницын А.Н. Начальные этапы голосоречевого тренинга. Л., 1988.
24. Васильев Ю.А., Куницын А.Н. О речевом обучении актера национального театра в русской театральной школе. Опыт анкетного анализа // Теория и практика сценической речи. Л,, 1985. С.34-51.
25. Васильева Т.И. Упражнения по дикции: согласные звуки. М., 1988.
26. Вахтангов Е.Б.: Сборник. М., 1984.
27. Ведър Й.И. Введение в теорию определения голосовой и речевой профессиональной пригодности в театральных вузах: Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. Л., 1972.
28. Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. Л., 1976.
29. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. М., 1964,
30. Верховский Н.Ю. Книга о чтецах. М., Л., 1950.
31. Вивьен Л.С. Актер. Режиссер. Педагог: Сб. Л., 1988.
32. Волконский С. Выразительное слово. СПб., 1913-а.
33. Волконский С. Выразительный человек. СПб., 1913-6.
34. Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х т. Т.1. М.,1992.
35. Воронов Е.И. Проект драматического класса С-Петербург-ского театрального училища. СПб., 1868.
36. Всеволодский-Генгросс В. Искусство декламации. Л., 1925.
37. Всеволодский-Генгросс В. История театрального образования в России. Т. 1. (ХУН-ХУШ) СПб., 1913.
38. Всеволодский-Генгросс В. Теория русской речевой интонации. Пг., 1922.
39. Галендеев В.Н. Работа В.И.Немировича-Данченко над авторским словом. Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. Л., 1976.
40. Галендеев В.Н. Работа режиссера над речью в спектакле: (На материале творческого наследия Вл.И.Немировича-Данченко). Л., 1976.
41. Галендеев В.Н. Об интонационно-логическом тренинге // Сценическая педагогика. Вып.2. Л., 1976. С.130-141.
42. Галендеев В.Н. Голосо-речевая тренировка на старших курсах //.Теория и практика сценической речи. Л., 1985. С.100-111.
43. Галендеев В.Н. Нужно ли использовать диалог в преподавании сценической речи? // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986. С.117-121.
44. Галендеев В.Н. Учение К.С.Станиславского о сценическом слове. Л., 1990.
45. Галендеев В.Н. Учение К.С.Станиславского о сценическомслове. Дис. на соиск. уч. степени доктора искусствоведения. Л., 1991.
46. Галендеев В.Н. О способности к сценической речи на материале творческого наследия К.С.Станиславского // Диагностика и развитие художественной одаренности. СПб., 1992. С.51-66.
47. Галендеев В.Н., Кириллова Е.И. Групповые занятия сценической речью. Первый актерский курс. Л., 1983.
48. Галунов В.И., Гарбарук В.И., Тарасов В.И. Исследование восприятия поэтических ритмов методом семантически-противоположных пар // Теория и практика сценической речи. Вып.2. СПб., 1992. С.35-52.
49. Галунов В.И., Манеров В.Х., Тарасов В.И. Слуховой анализ речи, полученной при использовании различных методов моделирования эмоциональных состояний // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11-14 ноября 1974 Г. Л., 1975 С. 79-83.
50. Галунов В.И., Тарасов В.И. Естественность проявлений эмоциональных состояний и изучение характеристик речевого сигнала // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11-14 ноября 1974 г. Л., 1975. С. 55-61.
51. Гарно П. Речь и пение. Теоретический и практический курс физиологии, гигиены и терапии голоса. СПб., 1889.
52. Герасимова О.И., Колосовская Н. И., Куницын А.Н., Куракина К. В., Рыжухина В. И., Савкова З.В. Речь на сцене. Л.; М., 1961.
53. Германова М. Книга для чтецов. М., 1960.
54. Гиппиус C.B. Гимнастика чувств. Л., 1967.
55. Гиппиус C.B. Первые учебные планы Л.С.Вивьена // Сценическая педагогика. Вып.2. Л., 1976. С.232-243.
56. Гладков Б.В., Пронина М.П. О полетности сценического голоса // Теория и практика сценической речи. Вып.2. СПб., 1992.1. С.70-81.
57. Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр. Л., 1989.
58. Глаголева Н.М. Техника рассказывания. Л.-М., 1925.
59. Глазунов Н.Л. Русская литература по декламации // Ежегодник императорских театров, 1909, кн. VI. С.194-199.
60. Гнесин М.Ф. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1961.
61. Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. М.,1970.
62. Головинская Е.Д. На пути к единому методу // Записки Ленинградского театрального института. Л. ;М., 1941. С. 47-57.
63. Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980.
64. Горчаков М.Н. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. Беседы и записи репетиций. М., 1950,
65. Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. СПб., 1913.
66. Диагностика и развитие актерской одаренности. Л.,1986.
67. Диагностика и развитие художественной одаренности.СПб.,1992.
68. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968.
69. Долинов А.И. Практическое руководство к художественному чтению. Часть I. Пг., 1916.
70. Долинов А. Искусство декламации. Пг., 1918.
71. Дэбэ 0. Тайна человеческого голоса (речь и пение). М.,1876.
72. Ефремов В.В. Значение дыхания в работе актера // Театр. 1961. 2.
73. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
74. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
75. Жинкин Н.И. О теориях голосообразования // Мышление иречь. М., 1963. С.33-57.
76. Завадский Ю. А. Рождение спектакля. М., 1975.
77. Закушняк А.Я. Вечера рассказа. М., 1984.
78. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. М., 1974.
79. Заседателев Ф.ф Научные основы постановки голоса. М. ,1937.
80. Заседателев Ф.Ф. Научные обоснования правильной постановки голоса для" пения и речи // Сережников В. К. Техника речи (Приложение). М., 1924. С. 119-142.
81. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.
82. Золотницкий Д. И. Мейерхольд. Роман с советской властью. М., 1999.
83. Из истории сценической педагогики Ленинграда (ЛГИТМиК). Л., 1991.
84. Из опыта русской советской театральной режиссуры 1930-х годов. Л., 1989.
85. ИСИ. Работа института сценических искусств за трехлетие. 1922-1925. Л.1925.
86. Ионатомишвили А. Психофизическое обоснование процесса соединения речи и движения в творчестве актера: Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. Л., 1966.
87. Иртлач С. Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи. Л., 1978; 2-е изд. Л., 1979.
88. Иртлач С.Ш. О специфике голосовой и речевой подготовки актеров музыкальной комедии // 0 музыкальном воспитании актера в театральном вузе. Л., 1987. С. 128-143.
89. Иртлач С. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. Л., 1990.- 226
90. Казанцева Н.П., Манеров В.Х., Муравьев Б.Л. Анализ основного тона речи в процессе имитации // Речь, эмоции и личность: Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., 1978. С. 113-114.
91. Как работать над словом: Методическое пособие по сценической речи и художественному чтению. М., 1959.
92. Калмановский Е.С. Вопросы театральной терминологии.Л.,1984.
93. Кафедра сценической речи СПГАТИ. Библиографический указатель / Сост. Ю.А.Васильев, Е.Л.Назарова. СПб., 1998.
94. Кириллова Е.И. Сценическая речь в театре кукол и речевое обучение актера-кукольника. Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. Л., 1983.
95. Кириллова Е.И. Отбор абитуриентов по речи и начальные речевые упражнения // В профессиональной школе кукольника. Вып. II. Л., 1985. С.65-70.
96. Кириллова Е.И., Латышева H.A. Речевое обучение актера-кукольника. Л., 1989.
97. Кнебель М.0. Слово в творчестве актера. М., 1954.
98. Кнебель М.0. О действенном анализе пьесы и роли. М.,1961.
99. Кнебель М.0. Михаил Чехов об искусстве актера // Чехов М. А. Литературное наследие в 2-х т. М., т. 2, 1995. С.5-30.
100. Козлянинова И.П. Дикция. М., 1964. 38 с.
101. Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. М.,1967.
102. Козлянинова И.П. Предисловие // Сценическая речь. / Под ред. И.П.Козляниновой. М., 1976. С. 3-8.
103. Козлянинова И.П. Сценическая речь в театральных школах Европы (на материалах школ Великобритании, Нидерландов, Австрии,- 227
104. Франции // Современные зарубежные театральные школы. М.: 1987. С.63-85.
105. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.
106. Коклен-старший. Искусство актера. Л.-М., 1937.
107. Комякова Г.В. Речь в жизни и на сцене// Театр и драматургия. Вып. 3. Л., 1971. С.367-382.
108. Коровяков Д.Д. Искусство выразительного чтения. СПб.,1892.
109. Коровяков Д.Д. Этюды выразительного чтения. СПб., 1893.
110. Коровяков Д.Д. Искусство и этюды выразительного чтения художественных литературных произведений. СПб., 1914.
111. Корсакова Е.А., Прянишников А.В. Логика речи. М.,1938.
112. Корсакова Е.А., Прянишников А.В. Техника речи. М.,1938.
113. Кох И.Э. Основы сценического движения. Л.-М., 1962.
114. Кофлер Л. Учитесь правильно дышать. 1907.
115. Красовский Ю.М. Из опыта театральной педагогики В.Э. Мейерхольда: Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. Л., 1983.
116. Кристи Г.В. Работа Станиславского в оперном театре. М.,1952.
117. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М.,1968.
118. Крэг Э.Г. Воспоминания, статьи, письма. М., 1984.
119. Кузнецова Л.Н. Так говорят в Малом театре // Русская речь. 1970. 6.
120. Куницын А.Н. Работа актера-рассказчика над текстом. М.,
121. Куницын А.Н. К вопросу воплощения литературного произведения в устный рассказ. Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. М., 1959.
122. Куницын А.Н. О сценической речи // Ленинградский Государственный Институт театра, музыки и кинематографии. Л., 1971. С. 135-144.
123. Куницын А.Н. Первая встреча со словом // Сценическая педагогика. Вып. 2. Л., 1975. С.113-121.
124. Куницын А.Н. Из опыта использования сценической методики для моделирования речевого выражения эмоциональных состояний // Речь и эмоции: Материалы симпозиума. Л., 1975. С.38-44.
125. Куницын А.Н. Из опыта использования сценической методики для моделирования речевого выражения эмоциональных состояний // Речь и эмоции: Материалы симпозиума 11-14 ноября 1974 г. Л., 1975. С. 38-44.
126. Куницын А.Н. Вместо предисловия // Теория и практика сценической речи. Л., 1985. С.3-9.
127. Куницын А.Н. Вместо предисловия // Теория и практика сценической речи. Вып 2. СПб., 1992. С.3-7.
128. Куницын А.Н. Стенограмма интервью, записанного 15.07.95.
129. Куницын А.Н.,Васильев Ю.А., Из опыта обучения сценической речи в национальных студиях // Сценическая педагогика. Вып. 3. Л., 1988. С.55-65.
130. Куницын А.Н.,Матанов Б.А. Анкета по проблемам сценической речи: (Опыт анкетного исследования)// Сценическая педагогика. Л., 1973. С.190-203.
131. Куницын А.Н., Муравьев Б.Л. Принцип тренировки фонационного дыхания в движении// Сценическая педагогика. Л., 1973. С.147-158.
132. Куницын А.Н., Тарасов В.И. Использование метода СПП в определении уровня профессиональных качеств артиста // Речь, эмоции и личность: Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., 1978. С. 125-128.
133. Куракина К. Основы техники речи в, трудах К.С.Станиславского. М., 1959.
134. Куракина К.В. Восемнадцать упражнений вокального характера по воспитанию голоса и дикции драматического актера // Теория и практика сценической речи. Л., 1985. С. 135-145.
135. Латышева H.A. Роль воображения в голосоречевом воспитании актера-кукольника: Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. Л., 1987.
136. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л.-М., 1939.
137. Легувэ Э, Чтение как искусство. М., 1883.
138. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. М., 1967.
139. Линклейтер К. Освобождение голоса. М., 1993.
140. Макарьев Л.Ф. Монолог. Педагогический этюд // Записки Ленинградского театрального института. Л.-М., 1941. С.40-51.
141. Макарьев Л.Ф. Б.М.Сушкевич педагог // Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Л., 1971. С. 274-281.- 230
142. Макарьев Л.Ф. Творческое наследие; Статьи и воспоминания. М., 1985.
143. Макарьев Л.Ф. О некоторых вопросах организации цикла специальных дисциплин // Диагностика и развитие актерской одаренности Л., 1986. С.138-147.
144. Максимов И. Фониатрия. М., 1987.
145. Малютин E.H. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса. Орел, 1924.
146. Мастерство актера: Хрестоматия / Под ред. Б.Алперса, П.Новицкого. М., 1935.
147. Мастерство актера в терминах и определениях Станиславского / Сост. М.А.Венецианова. Ред Л. Ф. Макарьев. М., 1961.
148. Матанов Б.А. Игра как средство воспитания техники сценической речи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1971.
149. Матанов Б.А. Игра как средство воспитания техники сценической речи // Сценическая педагогика. Л., 1973. С.159-179.
150. Материалы к истории русского театра: Обзоры документов. Л., 1966.
151. Мейерхольд В.Э. Речь на совещании в Наркомпросе.1927 // Театр, 1990, 1.
152. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. В 2 ч. М., 1968.
153. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965.
154. Михоэлс С.М. Статьи, беседы, речи. Воспоминания о Михо-элсе. М., 1981.
155. Моисеев Ч. Дыхание и голос драматического актера. М.,- 231
156. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л., 1967.
157. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. Л.,1977.
158. Морозов В.П., Муравьев Б.Л. Восприятие эмоционального контекста голоса как один из критериев профотбора актеров музко-медии // Теория и практика сценической речи. Л., 1985. С.52-61.
159. Муравьев Б.Л. Воспитание речевого дыхания актера. Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. Л., 1973.
160. Муравьев Б.Л. О воспитании дыхания и голоса актера. Л.,1977.
161. Муравьев Б.Л. От дыхания к голосу. Работа над речевым дыханием. Л., 1982.
162. Назаренко И.К. Искусство пения. М., 1968.
163. Немирович-Данченко Вл.И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877-1942. М., 1980.
164. Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера: Хрестоматия. М., 1984.
165. Немирович-Данченко Вл.И. Рождение театра. Воспоминания. Статьи, заметки, письма. М., 1989.
166. Носкова E.H. Пеньола. М., 1998.
167. Озаровский Н.Ю. Русская литература по теории декламации (Библиографическая заметка) // Озаровский Ю. Э. Музыка живого слова. СПб. , 1914. С. 293-304.
168. Озаровский Ю.Э. Наше драматическое образование. СПб., 1900.
169. Озаровский Ю.Э. Русская литература по теории декламации (Библиогафическая заметка) // Ежегодник Императорских театров, 1909, кн. V. С.192-197.
170. Озаровский Ю.Э. Музыка живого слова. СПб., 1914.
171. О музыкальном воспитании актера. Л., 1987.
172. Острогорский В. Выразительное чтение. М., 1883.
173. Песочинский Н.В. Проблемы актерского искусства в театральной концепции В.Э.Мейерхольда (1920-1930 годы): Дис. на со-иск. уч. степени канд. искусствоведения. Л., 1983.
174. Песочинский Н.В. Актер в театре Мейерхольда //Русское актерское искусство XX века. СПб., 1992. С.65-152.
175. Петрова А.Н. Сценическая речь. М., 1981.
176. Петрова А.Н. Сценическая речь в русском театре XVIII -XIX вв.: Лекция для студентов театральных институтов и институтов культуры. М., 1977.
177. Пластическое воспитание актера в театральном вузе. Л.,1987.
178. Попов А. Д. Воспоминания и размышления о театре. М.,1963.
179. Попов А.Д. Творческое наследие. Кн. 1. М., 1979; Кн.2. М., 1980; Кн. 3. М., 1986.
180. Проблемы и перспективы театрального образования. Л. ,1986.
181. Проблемы современного актерского искусства. Л., 1990.
182. Проблемы сценической речи. М., 1968.
183. Проблемы сценической речи. Л.,1979.
184. Программы преподавания предметов на драматических курсах при Императорских С.-Петербургском и Московском Театральных Училищах // Озаровский Ю.Э. Наше драматическое образовние. СПб., 1900. С. 143-166.
185. Прокофьев Вл. В спорах о Станиславском. М., 1962.
186. Промптова И.Ю. Интонационная выразительность актера // Культура сценической речи. М., 1979.- 233
187. Промптова И.Ю. Работа режиссера над стихотворной драматургией. М., 1981.
188. Промптова И.Ю. Действие словом // Мастерство режиссера. Второй курс. М., 1988. С. 159-179.
189. Промптова И.Ю. Речевая культура русского театра. М.,1989.
190. Пронина М. П. Исправление сигматизма. Л., 1979.
191. Пронина М.П. Речевой слух актера: Дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения . Л., 1987.
192. Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера. I актерский курс. Л., 1989.
193. Проект положения о Школе актерского мастерства, составленный Л.С.Вивьеном и В.Э.Мейерхольдом // Леонид Сергеевич Вивьен: Актер. Режиссер. Педагог: Сб. Л., 1988. С.171-175.
194. Работнов Л., Основы физиологии и патологии голоса певцов. М., 1932.
195. Русское произношение / Под ред. С.М.Кузьминой. М.,1986.
196. Сабанеев Л., Музыка речи,- М., 1923.
197. Савкова З.В. К вопросу преподавания сценической речи // Записки о театре. Л.-М., 1960. С.89-118.
198. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., 1968; 2-е изд. М., 1975.
199. Саричева Е.Ф Техника сценической речи. М.-Л., 1939.
200. Саричева Е.Ф. Сценическая речь. М., 1955.
201. Саричева Е.Ф. Работа над словом. М., 1956.
202. Саричева Е.Ф. Сценическое слово. М., 1963.
203. Сбоева С.Г. Актер в театре А.Я.Таирова // Русское актерское искусство XX века. СПб., 1992. С.155-256.- 234
204. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.
205. Сережников В.К.Коллективная декламация. М.,1927.
206. Сережников В.К. Техника речи. Пг.-М., 1924.
207. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М., 1962.
208. Симонов П.Е.,Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М., 1984.
209. Сладкопевцев В.В. Искусство декламации. СПб., 1910.
210. Смоленский И.Л. Пособие к изучению декламации. О логическом ударении. Одесса, 1907.
211. Смоленский Я. М. Искусство звучащего слова. М., 1967.
212. Смоленский Я. М. Правда стихотворного спектакля// Теория и практика мастерства актера. М., 1990.
213. Смоленский Я.М. Читатель. Чтец. Актер. М., 1983.
214. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. М., 1954-1961.
215. Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2-х т. М., 1986. т. II.
216. Суренский В. В. Ясность речи. Воронеж, 1922.
217. Суренский В.В. Художественное чтение. М., 1941.
218. Сушкевич Б.М. Семь моментов работы над ролью. М., 1933.
219. Сушкевич Б.М. Основные моменты воспитания актера // Записки Ленинградского театрального иснститута. Л.;М., 1941. С.9-21.
220. Сценическая педагогика. Л., 1973.
221. Сценическая речь: Учебное пособие / Под ред. И.П.Козля-ниновой. М., 1976.
222. Сценическая речь: Программа для театральных вузов. М.,1989.- 235
223. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой, И.Ю.Промптовой. М., 1995.
224. Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970.
225. Тарасов В.И. Роль звуко-ритмических особенностей поэтической речи в работе актера над стихотворным текстом: Дис. на со-иск. уч. степени канд. искусствоведения. Л., 1977.
226. Тарасов В.И. Две проблемы и два возможных способа диагностики творческих способностей // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л., 1983. С.183-185.
227. Тарасов В.И. Чувство речи. СПб.,1997.
228. Театр. Книга о новом театре. СПб.,1908.
229. Театр Гротовского: Сборник. М., 1992.
230. Теория и практика сценической речи. Л., 1985.
231. Теория и практика сценической речи. Вып. 2. СПб., 1992.
232. Тишунина Н.В. Формирование символистской драмы в Западной Европе в 60-е 90-е годы XIX века. Дис. на соиск. уч. степени доктора искусствоведения. СПб., 1996.
233. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. В 2 т. Л., 1980.
234. Топорков В. 0. К.С.Станиславский на репетиции. М., 1949.
235. Топорков В.О. О технике актера. М., 1954.
236. Топорков В.О. О подспорных дисциплинах // 0 воспитании актера. М., 1982. С. 42-50.
237. Ухтомский A.A. Учение о доминанте. Л., 1950.
238. Фокин В. Уроки Гротовского// Театр. 1990. 7.
239. Фомина Л.Л. Из опыта преподавания сценической речи в движении // Теория и практика сценической речи. СПб., 1992. С. 106-116.
240. Фрейдкина Л.М. Немирович-Данченко театральный педагог
241. Филармонии // Записки государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского. М. ;Л., 1940. С. 94-119.
242. Фрид О.Ю. Работа актера над речевой характерностью// Культура сценической речи. М., 1979. С.265-300.
243. Фрид О.Ю. О некоторых особенностях преподавания стихотворной речи // 0 воспитании актера. М., 1982. С.61-101.
244. Фролов Ю.П. Пение и речь в свете учения И.П.Павлова. М. , 1966.
245. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1937.
246. Чайка О.М. Методические заметки о преподавании сценической речи // Записки Ленинградского театрального института. Л.-М., 1941. С.108-115.
247. Чайка О.М., Руднева Е.Е. Художественное чтение. М.,1953.
248. Чарели A.M. Учитесь говорить! Свердловск, 1991.
249. Чехов М.А. Литературное наследие. В 2-х т. М., 1995.
250. Черная Е.И. Сценическая речь классического восточного театра и ее уроки: Дис. канд. искусствоведения. СПб., 1994.
251. Черная Е.И. Курс тренинга фонационного дыхания и фонации на основе упражнений Востока. Спб.,1997.
252. Чернышев В. И. Азбука выразительного чтения: Первые указания и советы учащимся. СПб., 1910.
253. Чистович Л. А. и др. Речь, артикуляция и восприятие. Л.,1965.
254. Чистович Л. А., Венцов A.B. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком. М., 1976.
255. Шварц A.B. В лаборатории чтеца. М., 1960.
256. Шервинский C.B. Художественное чтение: Учебник для театральных вузов, техникумов, студий. М., 1935.- 237
257. Школа сценического искусства. Правила и программы. СПб., 1914.
258. Щепкин М.С. Жизнь и творчество. В 2-х т. T.l. М., 1984.
259. Эрастов Г. Искусство чтения. СПб., 1903.
260. Эфрос A.B. Книга четвертая. М., 1993. 432 с.
261. Юрьев Ю.М. Записки: В 2 т. Л., М., 1963.
262. Юссон Р. Певческий голос. М., 1974.
263. Ядов В.А. Социологические исследования (Методология, программа, методика). М., 1972.
264. Яхонтов В.И. Театр одного актера. М., 1958.
265. Bergstrom G. Rosten ohc personligheten. Goteborg,1987.
266. Coblenzer H., Miliar F. Atem und Stimme: Antleilung zum guten Sprechen. Wien, 1976.
267. Coblenzer H. Erfolgreich Sprechen. Wien, 1987.
268. Раздел II (архивные материалы).
269. Архив кафедры сценической речи СПГАТИ.2. Архив СПГАТИ, д.ЗО-ок.3. Архив СПГАТИ, д. 17.
270. Личный архив Латышевой H.A.
271. ЦГАЛИ СПб, ф. 58, оп. 1, д. 22.
272. ЦГАЛИ СПб, ф.58, оп.1, Д. 24.
273. ЦГАЛИ СПб, ф. 69, оп. 1, Д. 14.
274. ЦГАЛИ СПб, ф. 248, оп. 1, д. 21.
275. ЦГАЛИ СПб, ф. 249, оп. 1, д. 73.
276. ЦГАЛИ СПб, ф. 250, оп. 1, д. 31. И. ЦГАЛИ СПб, ф. 286, оп. 1, д. И. 12. ЦГАЛИ СПб, ф. 286, оп. 1, д. 20.238
277. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 1, д. 16.
278. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 1, д. 23.
279. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 1, д. 28.
280. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 1, д. 36.
281. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 1, д. 50.
282. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 1, д. 86.
283. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 1, д. 87.
284. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 1, д. 128
285. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 1, д. 333
286. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 1, д. 456
287. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 2, д. 40.
288. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. ^ г д. 679
289. ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 2, д. 686со С\2 ЦГАЛИ СПб, ф. 352, оп. 6, д. 177