автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Старчество как феномен культуры
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Зимакова, Екатерина Викторовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I ФЕНОМЕН СТАРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ.
§1. Сущность старчества.
§2 Сравнительно-культурный подход к представлениям о старчестве.
ГЛАВА II ТРАДИЦИИ СТАРЧЕСТВА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ РОССИИ XIX ВЕКА.
§1. Духовное состояние российского общества XIX века
§
§2. Генетические корни и особенности русского старчества.
§3. Влияние старчества на общественное сознание России
XIX века.
Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Зимакова, Екатерина Викторовна
Актуальность темы исследования
Для современной науки характерно стремление к более глубокому изучению историко-культурных истоков и традиций культуры России. Без реконструкции ее смыслообразующих пластов и основных ценностных ориентаций предшествующих поколений становится невозможной естественная преемственность и связь времен. Это особенно важно иметь ввиду в условиях некритического восприятия идеалов, ценностей и норм, навязываемых средствами массовой информации, что обостряет проблемы мировоззренческой ориентации человека, отражается на возможностях его самореализации и характере социокультурной активности, на формировании духовного окружения индивида и системы отношений: человек - природа, человек - культура, человек - человек. Решение этого комплекса проблем имеет принципиальное значение для современной культурологии.
Реконструкция альтернативного идеала, основанного на приоритете духовно-нравственных ценностей, составлявших специфику российского самосознания в течение столетий, идеала, являющегося противоположностью господству современной "педократии" (С.Булгаков), требует обращения к отечественной, в частности православной, традиции. Наиболее полным воплощением такого идеала является старчество как совокупность инвариантных оснований человека, как пример реализации личностью своего бытийного назначения в его совершенной форме.
Старчество как воплощение духовного идеала является важнейшим элементом русской культуры, что находило свое отражение в творчестве таких великих писателей и философов, какими были Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, И.В. Киреевский и др. Тем самым оказывалось большое влияние на современников и последующие поколения, привносились серьезные изменения в общественное сознание. История старчества неразрывно связана с историей Отечества. Такие великие старцы, как Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, всегда являлись высшим авторитетом, особенно в тяжелые для страны времена.
Тема старчества сегодня, в условиях возрождения утраченных идеалов, особенно актуальна. Однако вопрос о сущности старчества еще недостаточно изучен и освещен в научной литературе. Поскольку в течение десятилетий исследователи были оторваны от возможности глубокого изучения этой проблемы, в научной литературе имели место противоречивые и ошибочные мнения.
В настоящее время в связи с изменением социальной ситуации феномен старчества и его место в культуре России вновь привлекает внимание ученых, что, однако, не позволяет пока преодолеть несоответствие между очевидной актуальностью данной проблемы и неготовностью массового сознания к ее восприятию, так как уровень духовной культуры общества на сегодняшний день недостаточно высок. Появляются научные центры и учебные заведения с ориентацией на возрождение взаимосвязи между светским и сакральным началами в образовании, которые пытаются преодолеть этот разрыв. Однако деформация представлений о православии как культурообразующей конфессии России является препятствием для адекватного воздействия на общество.
Источниковедческой базой исследования послужили: -книги Ветхого и Нового Завета.
-святоотеческая богословская литература: Лествица Иоанна Лествичника, Добротолюбие, Душеполезные поучения Аввы Дорофея, Нравственно-подвижнические слова Марка подвижника, Руководство к духовной жизни Варсонуфия Великого и Иоанна Лествичника, Творения Петра Дамаскина, Предание ученикам о жительстве скитском Нила Сорского, Древние иноческие уставы, Слова Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Письма Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. В этих трудах обоснована необходимость старческого руководства. Являясь первоисточниками, эти работы имеют для исследования феномена старчества первостепенное значение, так как подвижники всех последующих поколений учились у древних старцев. Православное русское старчество, генетически являясь продолжением старчества древнего, существовало только в тех монастырях, где сохранялась святоотеческая традиция и изучались вышеперечисленные Творения.
-многочисленные работы, посвященные жизнеописанию, поучениям, заветам и наставлениям великих русских старцев XIX-XX веков. Русское старчество этого периода представляет собой уникальное явление и имеет ряд особенностей.
Степень изученности проблемы
В основание исследования легли немногочисленные богословские работы авторов XIX и XX веков:
- митрополита Трифона (Туркестанова) "Древнехристианские и оптинские старцы", протоиерея Александра Соловьева "Старчество по учению святых отцов и аскетов", в которых впервые дается научно-богословское определение и исторический обзор традиции старчества. Авторы этих работ отмечают, что вопрос о старчестве практически не затронут в научной литературе и мало изучен даже в богословии;
- И.М. Концевича "Оптина пустынь и ее время", русского автора И.Смолича на немецком языке "Leben und Lehre der Starzen", переведенная митрополитом Иоанном (Вендландом) на русский как "Жизнь и учение старцев (Путь к совершенной жизни)", монахини Игнатии "Слово о старчестве", "Старчество на Руси", где анализируются различные стороны старческого руководства, публикуются малодоступные выдержки из творений и писем русских старцев XIX-XX веков. Указанные авторы подходят к оценке старчества с сугубо богословских позиций, опираясь на принятый в этой области понятийно-категориальный аппарат. Поскольку ретроспективный обзор представлений о старчестве в этих работах носит сугубо богословский характер, концептуальный подход к рассмотрению его как феномена культуры, естественно, не сформулирован.
Отдельная позиция по данному вопросу выражена в докладе профессора В.И. Экземплярского "Старчество", где автор пытается определить место старчества в общецерковной перспективе, однако выводы, приведенные здесь, противоречат взглядам вышеупомянутых богословов. В.И. Экземплярский рассматривает русское старчество как "новый вид монастырского послушания", называя старчество вне монастырей "религиозно-коммерческим предприятием"1. Данная оценка, скорее всего, была продиктована культом некоторых лжестарцев. Но, во-первых, развитие истории старчества в XX веке является опровержением данной версии, во-вторых, старчество с самого начала своего развития существовало вне общежительных монастырей, ярким примером чему и служит отшельничество.
Следует также обратить внимание на трилогию М.В. Лодыженского "Сверхсознание. Свет Незримый. Темная сила", имеющую целью с научных
1 Экземплярский В.И. Старчество. // Дар ученичества. Сборник. - М.: Руссико, 1993.- С.226 позиций нанести удар по атеизму. Автор рассматривает явление старчества с богословской точки зрения в сопоставлении с индуистским учительством.
При разработке различных аспектов данной проблемы были использованы:
- труды отечественных религиозных философов рубежа XIX и XX веков: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федотова, П.А. Флоренского.
- общетеоретические исследования по вопросам теории и философии культуры, религиозной антропологии: С.С. Аверинцева, Г.С. Батшцева, М.М. Бахтина, М.Н. Громова, П.С. Гуревича, В.А. Крутикова, И.К. Кучмаевой, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева, С.П. Мамонтова, Э.А. Орловой, В Н. Расторгуева, Л.А. Сугай, В.И. Шамшурина.
В соответствии с вышеизложенным вопрос о старчестве как явлении культуры нельзя признать в достаточной мере изученным с позиций культурологии, что позволяет автору сформулировать цель и задачи исследования.
Целью исследования является целостное, концептуальное рассмотрение феномена старчества как явления культуры.
Цель определяет постановку основных задач:
- раскрытие сущности старчества,
- рассмотрение старчества как культурной ценности,
- проведение сравнительно-культурного анализа феномена старчества в культуре православия и духовного лидерства в ряде других культур,
- выявление особенностей русского старчества XIX и XX веков,
- определение особой роли старчества в русской культуре,
- характеристика особенностей старчества в общественном сознании России XIX-XX веков.
Объектом исследования является феномен старчества в ракурсе его отношения к культуре.
Предметом исследования является специфика феномена старчества как особого явления культуры в его временных и типологических характеристиках.
Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и задачами диссертации. Генетические корни старчества исследовались с использованием историко-генетического метода. Историко-культурный подход позволил раскрыть внутреннюю логику развития старчества. Сложившийся феномен старчества в культуре России XIX века исследовался с применением феноменологического и историко-функционального метода. Также использовались богословский и философский подходы, учитывались идеи выдающихся деятелей истории, философии и культуры. Специфика вопросов, поставленных в диссертации, потребовала обращения к методам менее всего формализованным, каковыми являются включенное наблюдение, экспертный опрос и другие.
Научная новизна исследования В данном исследовании:
• старчество рассматривается как культурный феномен;
• предпринимается попытка типологии и сравнительно-культурного анализа этого явления;
• выявляется исключительное значение старчества для ценностного самоопределения личности.
Теоретическое осмысление феномена старчества позволило сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:
• Современная кризисная эпоха порождает целый ряд механизмов преодоления кризиса. В их ряду особое место принадлежит старчеству, которое становится творческим культуросозидающим началом, воздействующим на человека, возрождая в общественном сознании представления о значимости жизнеориентирующих идеалов.
• Старчество, являясь типологически сложным и многогранным образованием, прошедшим длительный историко-культурный путь, принадлежит исключительно христианской православной культуре и является ее высшим проявлением.
• Русское старчество XIX-XX веков - уникальный феномен духовной культуры: с одной стороны, оно является преемником афонского старчества, с другой - приобретает ряд индивидуальных особенностей (возможность существования вне монастырей, близость к народу, создание духовной литературы, адресованной мирянам и т.д.)
Научно-практическая значимость работы
В теоретическом плане работа позволяет дополнить и расширить малоразработанные аспекты культурологии, связанные с историей культуры и религии, богословием и философией, а также использовать ее результаты в качестве методологической основы для углубления представлений о категориях и понятиях теории культуры.
Материалы и выводы диссертации могут стать основой для разработки общих и специальных курсов, включенных в блок учебных дисциплин вузов. Работа открывает новые перспективы реконструкции духовной среды отечества, может быть использована в качестве историко-методологической опоры при восстановлении разрушенных святынь, стать источником укрепления исторических взаимосвязей православных славянских культур.
Апробация работы
Основные положения и практические выводы диссертационного исследования были опубликованы в статьях и тезисах, а также были представлены в выступлениях на научно-практических конференциях "Славянство на рубеже тысячелетий" (Аксаково, 1997 г.), "Подвиг монашества в отечественной истории" (Оружейная палата Московского Кремля, 1998 г.), "Агиологическое древо русской культуры" (Москва, ГАСК, 2000 г.)
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры, обсуждена и рекомендована к защите в мае 2000 года.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Список используемой литературы включает 200 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Старчество как феномен культуры"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ феномена старчества выявляет его исключительное значение для современной кризисной эпохи, так как это явление предлагает ряд механизмов преодоления кризиса культуры. Новизна данного исследования состоит в том, что понятие старчество рассматривается с культурологических позиций как культуротворческое начало. Под культурой в данном случае понимается культура духовная, которая является альтернативой светской. Духовная культура в работе рассматривалась не только как учение и мировоззрение, но и как духовная
I лг культура личности ("культура глубокая" ), т.е. как особый способ существования. Духовность является не просто одной из характеристик индивида, а его "конструирующей особенностью" , отличительной чертой человека от всех остальных тварных существ. Нерелигиозную культуру нельзя представлять как первичный и самодовлеющий мир ценностей. Для ценностного самоопределения необходимо выйти за ее пределы и найти критерий, высший по отношению к ней. Иначе сама культура обожествляется, кроме того, в ней самой обожествляется и человек как деятель и носитель культуры. Специфика российского самосознания всегда состояла в приоритете духовных ценностей. Истинным критерием русской культуры должно вновь стать православие как "единство небесного и
1 4*7 земного, духовного и телесного"
В диссертации в определенной мере впервые была предпринята попытка раскрытия культурологического содержания понятия "старчество", культурологического осмысления и определения таких специфических
135 Моль А. Социодинамика культуры. - М.; Прогресс, 1973.- С.53
136 Франки В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- С.93 понятий как благодать, духовность, свобода, аскеза, страсть - бесстрастие, грех - святость, дух, душа, ум - разум, покаяние, смирение, любовь (как онтологический акт), с помощью которых определялся феномен старчества. При этом понятие духовности было выявлено как инвариантное свойство русского человека, влияющее на характер его ценностной самоориентации.
В работе были определены духовные истоки, этапы развития феномена старчества, а также генезис русского старчества, было выявлено общее и особенное в старчестве русском и древнем. Старчество рассматривалось также в рамках его влияния на конкретного человека на примере творческой и духовной жизни деятелей культуры XIX века и на духовную культуру в целом, было проанализировано восприятие явления старчества русскими писателями, отраженное в их произведениях. Одним из компонентов понятия старчество было выведено его определение в качестве феномена исключительно православной культуры, на основе его сопоставления с другими религиозными системами, для этого был проведен анализ мистических религий Востока и развития христианства на католическом и протестантском Западе.
Большое значение для проведенного исследования имеют следующие три положения, на которых акцентируется особое внимание:
1. Старчество является высшим проявлением института духовного учительства, который выражается в "соборном и непосредственно-личностном научении бытию, основанном на традиции христианского
1 ЛП служения, несущем в себе опыт духовного делания" Старчество характеризует двусторонние духовные отношения учителя и ученика,
137 Флоренский П.А. Сочинения в 4т. Т1.- М.: Мысль, 1994.- с27
138 Кучмаева И.К. Феномен духовного учительства в России // Россия и славянство №1.- М.: ГАСК, 1998.- с.41 основанные, во-первых, на послушании как на обоюдном внимательном и чутком "вслушивании" в процессы, происходящие в душах. В качестве культурной деятельности старца можно рассматривать "взращивание" души ученика, "возделывание" ее "почвы", образование человека по образу и подобию Божьему. Деятельность ученика заключается в самосовершенствовании по примеру старца, действующему в первую очередь не через словесные проповеди и поучения, а через влияние самой личности святого, всего его целостного облика. Во-вторых, пастырь и ведомый идут по пути христианского кардиогнозиса и в их отношениях понятие свободы раскрывается во всей его полноте (по Евангелию - "Истина сделает вас свободными"), что предполагает определенную меру ответственности.
Старчество является и духовной гениальностью, и результатом духовного творчества, которое в эмпирическом плане выражается в самосовершенствовании расколотой личности путем ее "самособирания", иерархического подчинения низшего начала человека высшему. С одной стороны без этой эмпирической духовной работы человек не может начать старчествовать и достигнуть духовных высот, с другой стороны старчество является даром и научиться быть старцем невозможно, также как невозможно научиться быть Пушкиным, Моцартом или Рублевым.
Мистико-созерцательную сторону старчества, выражающуюся в самосовершенствовании старцем собственной личности, можно сравнить с творчеством иконописца, а учительскую его деятельность, получающую свое воплощение в врачевании личности "другого", можно сравнить с творчеством реставратора, так как старец каждую человеческую душу воспринимает как икону, обветшавшую от небрежного к ней отношения и нуждающуюся в помощи. В таком со-творчестве все без исключения люди получают импульс к со-единению и со-бытию в Боге. Это ведет к преодолению внутренних и внешних противоречий (не во временном аспекте, а в плане вечности). Так же как человек может жить и не догадываться, что дышит воздухом, так и неграмотное в духовном отношении общество может жить и не подозревать, что свою целостность, идентичность и равновесие оно сохраняет благодаря молитвам таких великих подвижников, какими являются старцы. Именно поэтому старчество как явление, имеющее первостепенное значение для "экологии духа", должно быть объектом изучения культуролога.
2. Старчество является феноменом, принадлежащим исключительно христианской православной культуре, что позволяет утверждать проведенный сравнительно-культурологический анализ духовного учительства других религиозных систем (индуизма, католицизма и протестантизма). Не повторяя выводов, приведенных в диссертации, обратим внимание на основные отличия.
• При сопоставлении старчества и индуистского учительства (гуру, свами и т.д.) по основным религиозным положениям: степени открытости духовной информации, природе обретения духовной силы, содержанию аскезы как пути самосовершенствования и познания, источникам чудотворений, отношению к эмоциям, взглядам на силу воли и смирение, молитвенным состояниям - становится очевидным тот факт, что христианское православное и индуистское духовные руководства являются прямой противоположностью друг друга.
Не касаясь догматических различий, отметим, на наш взгляд, один наиболее важный момент. Гармония, к которой в конечном счете стремятся подвижники обеих религий, понимается ими по-разному. Индуист воспринимает гармонию линейно, как равенство всех человеческих начал, примирение в себе сил добра и зла, что, с православной точки зрения, ведет к духовной пассивности и "духовному корыстолюбию", когда источник и первопричина определенных духовных состояний вообще не рассматривается.
В православном же христианстве соблюдается иерархический принцип построения ценностей, бескомпромиссная борьба со злом, подчинение естественных проявлений физиологии человека его духовному началу. Внутренняя гармония для христианина не является самоцелью, а лишь следствием достижения единения с Богом.
Из этих положений делается вывод о невозможности сосуществования и соединения настолько разных мировоззренческих и философских учений. Экуменизм, проповедуемый на Западе и проникающий в Россию, является утопией. Понимание этого представляет особую актуальность именно в современный кризисный период, когда широкое распространение получают такие секты, как "христианская йога", "христианский дзен", "трансцендентальная медитация" и им подобных, рассчитанные на культуру массового потребления, давно запрещенные во многих странах Запада и Америке. Благодаря крупным капиталовложениям их деятельность широко пропагандируется, а также затрагивает систему школьного государственного образования. Например, многим в России известна секта "трансцендентальная медитация", основанная Махариши Махеш Йогом, который утверждает, что она не является религиозным течением, а лишь медицинским научным методом. Основными целями сектантов являются "получение физического расслабления, улучшение здоровья, повышение умственного потенциала, достижение жизненного успеха"139. Однако для вступления в секту от человека требуется прохождение церемонии инициации, которая трактуется как дань индийскому фольклору, а на самом деле является идолопоклоннической церемонией. Вступающий в секту приносит себя в жертву гуру и посвящает себя ему. При этом мало кто понимает истинный смысл этой церемонии, так как он тщательно скрывается, а индуистские заклинания на русский язык не переводятся. Значение личной мантры, даваемой при посвящении, заключается в периодическом призывании разного вида имен богини смерти и зла Кали. В результате такого "внутреннего делания" индуистов наступают обычно состояние зависимости от медитаций, постоянное раздвоение сознания, потеря чувства реальности, контроля над собой, каталепсия, отключение сознания, психические срывы, раздвоение личности и разрушение воли человека. Запуганные рассказами о неминуемой гибели, постигающей покинувших секту, люди становятся ее заложниками, таким образом в секту происходит постоянный приток новых капиталовложений. Деятельность этой секты и подобных ей необходимо запрещать законодательно, а ее реальным и потенциальным жертвам предоставлять здоровую альтернативу в лоне православной Церкви. Эти секты смогли получить такое распространение благодаря духовной неграмотности народа, поэтому в образовательные курсы необходимо включать объяснение различий "духовных лидерств" разных религий.
• Все европейские христианские страны до XII века имели общие культурные ценности, основанные на приоритете христианской духовности. Практически все культурные сферы формировались в соответствии с христианским пониманием Бога и места человека в мире, рассматриваемом как временное пристанище. Вся культура была способом выражения и бытийной реализации этих духовных идеалов.
Христианские догматы и каноны были сформулированы до разделения Церквей на католическую и православную, то есть в ее соборном единстве. Разногласия Востока и Запада в тот период не имели принципиального значения и не мешали целостной Церкви сглаживать эти противоречия, восполнять недостатки друг друга. Однако после великой схизмы и самовольного внесения в католическую доктрину некоторых догматов в культуре Запада происходит обмирщение идеалов и появляются богоборческие тенденции.
Под влиянием идей гуманизма в церковную культуру начинают проникать элементы, основанные на отвлеченном представлении о Боге и так называемом "плотском мудровании". Происходит подмена понятия "духовность" "душевностью". Смысл монашеской аскезы как науки достижения святости в этих условиях утрачивается, остается лишь формальное исполнение ряда правил. Именно поэтому старчество перестает существовать в католической церкви, институт духовного учительства вырождается в уродливые формы, которые, с точки зрения православного богословия, трактуются как "духовная прелесть".
Протестантизм же пошел по пути еще большего обмирщения аскезы, отрицания многих мистических явлений. Протестантское учительство теряет духовное содержание и выражает лишь социальный авторитет.
Таким образом, старчество является уникальным феноменом, существующим исключительно в православной культуре.
3. Старчество как духовное руководство появляется сразу с возникновением монашеской культуры, после разделения церквей сохраняется лишь на Востоке. После разгрома Константинополя рыцарями-крестоносцами (1204г.) в Византии, которая являлась главным носителем православной культуры, происходит ее упадок. В этих условиях православные славянские страны остаются хранителями главных ценностей духовной культуры. А в XV веке после окончательного падения
Константинополя и завоевания турками Балканских стран ведущую роль в этом плане начинает играть Россия. В период ее духовного, политического и культурного расцвета, а так же в XIX веке, который стал периодом духовного возрождения, старчество достигает своего апогея в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврах, Псково-Печерском, Пафнутьево-Боровском, Серафимо-Саровском, Саввино-Сторожевском монастырях, Оптиной и Глинской пустынях и во многих других обителях.
Русское старчество продолжает сохранять внутреннее духовное содержание старчества древневосточного во всей полноте, однако из-за национальных особенностей русского народа и из-за специфики культурно-исторических условий оно приобретает некоторые индивидуальные черты, не касающиеся сути самого явления, а лишь его внешнего проявления.
Прежде всего, к ним относится "народность" русского старчества, полная его открытость и готовность к со-трудничеству (синергии), к помощи всякому нуждающемуся человеку, что контрастирует с изолированностью древневосточных монастырей.
Во-вторых, русские старцы впервые начали разрабатывать тему спасения личности в условиях семьи как "домашней Церкви", и, таким образом, стали создателями нового пласта в аскетической литературе, который не затрагивали старцы древнего периода.
В-третьих, русское старчество второй половины XIX века и в веке XX начинает охватывать все более широкие области: старцами становятся священники, не имеющие монашеского пострига (святой Иоанн Кронштадтский), монахи, не имеющие степени священства, женщины (блаженная Матрона Московская); стены монастыря перестают ограничивать старческое служение, возникает такое понятие как "монастырь в миру". Вне монастырей появляются люди высокой духовной жизни, умеющие объединить многих вокруг истинных духовных идеалов.
Как мы увидели, старчеству присуща преемственность. В тяжелые для Церкви годы советской власти стали известны новые имена подвижников и молитвенников о земле Русской. Многим в России известен последний оптинский старец о. Амвросий, сумевший организовать тайный женский монастырь в миру. Сегодня старчество продолжает ярко сиять, свидетельствуя о правде Православия, призывая людей на путь покаяния и обращения ко Христу. И их глас не может остаться безответным. Десятки и сотни тысяч людей посещают ежегодно монастыри, получая там то, что не может им дать светская культура - истинную духовность, являющуюся основой нравственности.
Старчество вновь становится важным явным элементом современной культуры. Всей православной России известны проповеди Иоанна (Крестьянкина) из Свято-Успенского Псково-печерского монастыря. Монастырь этот сегодня славится своими насельниками - старцами и принимает большое количество паломников, число которых постоянно растет. Нескончаем поток людей, желающих послушать проповеди о. Кирилла (Павлова) из Троице-Сергиевой лавры - того самого, который геройски удерживал "Дом Павлова" в Сталинграде 1942 года. Есть еще в этих и других местах старцы, которые "больных исцеляют, прокаженных очищают, мертвых воскрешают, бесов изгоняют" (Мф. 10,8).
Жизнь святых старцев являет собой реальность существования Истины, возможность ее познания не только отвлеченно-теоретически, но и бытийно-эмпирически. Их пример является свидетельством постепенного возвращения исконного смысла русской культуре, нравственного ее преобразования и залогом ее духовного возрождения.
Вопросы, поднятые в диссертации, безусловно требуют дальнейшей научной разработки. В первую очередь внимания исследователя заслуживает само понятие старчество как явление, не только влияющее на культуру, но и создающее ее. В данном исследовании в рассмотрении его культурного аспекта подняты лишь основные моменты, обоснованы отдельные положения.
Список научной литературыЗимакова, Екатерина Викторовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Августин. Исповедь. М.: Гендальф, 1992. - 554 с.
2. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М.: Лодья, 1999.287с.
3. Агапов А.А. Преподобный Серафим Саровский чудотворец -русский святой// Исторический Саров. М.- Саров: Град Китеж, 1993. -с. 3-9.
4. Амвросий Оптинский. Три неизвестных сочинения. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1996. - 64 с.5. Библия
5. Большаков С. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой. -М.:Трим, 1994. -64 с.
6. Вениамин (Федчинков), митрополит. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М.: Отчий дом, СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни, 1998. -390.
7. Вениамин, архиепископ. Новая скрижаль. В 2т. -М.: Русский духовный центр, 1992. - 503 с.
8. Варжанский Н. Оружие правды. М.: Паломник, - 1991. - 140с.
9. Добротолюбие. В 5т.- изд. Св.-Тр. Серг. Лавры, 1993.- т.1-5. П.Душенов К. Пастырь добрый. Венок на могилу митрополита
10. Иоанна. СПб.: Царское дело, 1996. - 190 с.
11. Житие и наставления преподобного Амвросия старца Оптинского. М.: Прометей, 1990. 49с.
12. Житие старца Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника.- М., 1992.- 345с.
13. Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской.- М.: Свято-Покровский монастырь, 1999.- 288 с.
14. Житие преподобного Варнавы, старца Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 32 с.
15. Житие преподобного Пафнутия Боровского. Боровск: Боровский Рождества Богородицы Пафнутьев монастырь, - 1994. - 30 с.
16. Житие иеросхимонаха Аристоклия. Подвиги и чудеса. М.: Красный звон, 1995. - 62 с.
17. Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб.: Шпиль, 1996.- 135 с.
18. Игумения Арсения.- Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский Понастырь, 1994. 250 с.20."Иерусалимский батюшка" иеросхимонах Феодосий. - М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. -170 с.
19. Избранные жития русских святых X-XV вв. М.: Молодая гвардия, 1992. - 383 с.
20. Ильинская А. Тайна старца Феодосия. М.: Поломник, 1997.240 с.
21. Иоанн Златоуст. Избранные места. М.: Синодальная типография, 1897. - 96 с.
22. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица.- Сергиев посад, 1908.-274с.
23. Иоанн (Сергиев), протоиерей. Моя жизнь во Христе// Полное собрание сочинений. Т. 4-5. СПб.: Изд. Л.С. Яковлевой, 1994. - 843 с.
24. Иоанн (Сергиев), протоиерей. Мысли о Церкви и православном богослужении// Полное собрание сочинений. Т. 6.-СПб.: Изд. Л.С. Яковлевой, 1994. 640 с.
25. Как научиться Иисусовой молитве. Брест: Оптина пустынь, 1994.-56 с.
26. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец: Репринтное издание. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. - 450 с.
27. Краткие сведения о праздниках Православной Церкви и сказания о житии особенно чтимых святых. М.: Современник, 1991. -1991.-206 с.
28. Лазарь, архимандрит. О тайных недугах души. М.: подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1997. 192 с.
29. Малая Церковь.- М.: Русский мир, 1992. 256 с.
30. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 1996. - 256 с.
31. Миллер Л. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Феодоровна. М.: Столица, 1994. - 240 с.
32. Московский батюшка. Воспоминания об о. Алексее Мечеве. -М.: Свято-Данилов монастырь, 1994. 112 с.
33. Невидимая брань. Православный сборник. М.: Весы, 1991.64 с.
34. Нил Сорский. М.: Сполохи, 1995. - 72 с.370 пастырстве и лже-пастырстве. М.: Благо, 1997. 64 с.
35. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. -Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. 220с.
36. Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божиих и о святых добродетелях.- Одесса: Русский Свято-Ильинский скит на Афоне, 1910.-74 с.
37. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве.- М.: Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, 1902. 48 с.
38. Преподобные старцы Оптиной Пустыни. М., 1992.- 320с.
39. Повесть о Петре и Февронии Муромских // Древнерусская литература.- М.: Школа-Пресс, 1993.- С.201-220.
40. Подвижники благочестия XX столетия. М.: Трим, 1994. -592с.
41. Подвиги веры. Примеры добродетелей, извлеченные из житий святых угодников Божиих. М.: Благовест, 1997. - 320 с.
42. Райские цветы с русской земли.- СПБ.,1996.-320с.
43. Свет Оптиной. Спас-Прогнань, 1998. - 128 с.
44. Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников/ Сост.Фирсов C.JL- М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994.-224 с.
45. Святый преподобный Серафим Саровский Чудотворец. -Одесса: Свято-Андреевский скит на Афоне, 1903. 40с.
46. Святая преподобномученица Елизавета. Житие. Акафист. М.: Русский хронограф. - 80 с.
47. Серафим, иеромонах, Герман, игумен. Современный патерик: Блаженный Иоанн Максимович. Чудотворец последних времен. // Русский паломник, 1994. 8 - 27с.
48. Советы преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям. М.: Писатель, 1995. 48 с.
49. Софроний иеромонах. Старец Силуан Афонский. М.: подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря 1996.-464с.
50. Старец Сампсон: Подвиги и чудеса.- М.: Народная библиотека, 1994.-96 с.
51. Старец Симеон. Жизнеописание старца Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Симеона.- М.:Подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995,- 64 с.
52. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. -М.: Братство святителя Алексия, 1999. 240 с.
53. Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996.- с.95
54. Старчество. Мысли Святых Отцов о необходимости и пользе старческого руководства в духовной жизни. М.: Б.и., 1997. - 64 с.
55. Схиигумен Савва. Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости. М.: Елеон, 1999. -176с.
56. Схиигумен Савва. Плоды истинного покаяния.- Панагия, 1994.-88 с.
57. Схиигумен Кукша. М.: Народная библиотека, 1995. - 94 с.
58. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII- XIX веков. М., 1994. -Т.1-2.
59. Старец иеросхимонах Сампсон. Жизнеописание, беседы и поучения, письма. М.: Библиотека журнала Держава, 1997.- 904с.
60. Угодник Божий Серафим. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996. 464 с.
61. Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ея делателей.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра,- 1992.-302 с.
62. Феофан Затворник. Слова. Богоугодная жизнь вообще. -Ленинград: Нева-Ладога-Онега, 1991. 112с.
63. Феофан Затворник. Страсти человеческие и борьба с ними христианина. М.: Православное братство "Споручницы грешных", -1996. -64 с.
64. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Л.: Знание, 1991. - 288 с.
65. Феофан Затворник. Слова. О православии с предостережениями от погрешений против него. М.: Патриархат, 1991. -110с.
66. Филимонов В.П. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и русская голгофа. СПб.: Сатисъ, 1999.- 336 с.
67. Филимонов В.П. Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого. СПб.: Сатис, 1999.- 144 с.
68. Цветочки Оптиной пустыни. Воспоминания о последних Оптинских старцах о.Анатолии (Потапове) и о.Нектарии (Тихонове). -М.: Паломник, 1995. 186 с.
69. Чудеса митрополита Московского Филарета.- М.: Арико, 1994.-22 с.
70. Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и ее старцы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 160 с.
71. Янсон М. Валаамские старцы. М.: Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. 64 с.
72. Монографии и сборники статей
73. Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М.: Сирин, 1994. 434 с.
74. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Контекст.- М., 1990.-с.64-71.
75. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.:РХГИ, 1997,-464с.
76. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии,- М.: Наука, 1969,- с.73-144.
77. Батищев Г.С. Единство деятельности и общения // Принципы материалистической диалектики как теории познания. М.: Наука, 1984,-с. 194-209.
78. Батищев Г.С. Культура вне жизни и жизнь вне культуры / Культура и судьбы мира. Универсализм регионального.- М.: АСК, 1997.- с.53-55.
79. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы,- М.: ИФАН СССР, 1987.- с.13-51.
80. Батищев Г.С. Познание, деятельность, общение // Теория познания: В 4т,- М.: Мысль, 1991.- Т.2.- Социально-культурная природа познания.- с. 119-135.
81. Батищев Г.С. Универсалии культуры глубинного общения // Лики культуры.- М.: АСК, 1996.- с. 167-172.
82. Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры // Вопросы философии.- 1986.- №12.- с. 104-115.
83. Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя / Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989.- с. 117-130.
84. Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода / Античная культура и современная наука.- М.: Наука, 1985.-с.303-311.
85. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии,- 1969.-№9.- с.99-108.
86. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры.- М.: РГГУ, 1998.- 241с.
87. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ.ст. и прим. Л.А. Сугай.- М.: Республика, 1994.- 528с.
88. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т.- М.: Исскуство, 1994.- Т.1.- 478с.
89. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения.- М.: ЗАО Эксмо-Пресс, Харьков: Фолио, 1997,- 624с.
90. Бердяев Н. О русской философии. часть1.- Свердловск: изд. Уральского университета, 1991.- 480с.
91. Булгаков С. Героизм и подвижничество.- М.: Русская книга, 1992. -528с.
92. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах.- М.: Наука, 1993.
93. Булгаков С. Человечность против человекобожия // Русская мысль.- 1917.- № 576, отд. X.
94. Варнава (Беляев), епископ. Тернистым путем к небу.- М.: Паломник, 1996.- 425с.
95. Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М.: Сэм и Сэм, 1995.360 с.
96. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - с.44-344
97. Воропаев В. Духом схимник сокрушенный. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя в свете Православия. М.: Московский рабочий, 1994,- 159 с.
98. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / сост. Лидов A.M. СПБ.: Дмитрий Буланин, 1994. - 328 с.
99. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.573с.
100. Глеб (Каледа), протоиерей, профессор. Домашняя Церковь. Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях.- М.: Зачатьевский монастырь, 1997.- 264 с.
101. Гоголь Н.В. Духовная проза. М.: Русская книга, 1992. - 560 с.
102. Григорий (Дьяченко), священник. Область таинственного. Материалы для опытной психологии и естественно-научной апологии христианства. М.: Планета, 1900 - 1992. - 742 с.
103. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии.- М., 1991.- 288с.
104. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10-18 веков. М.,1990.
105. Громов М.Н. Философская мысль в Древней Руси // Вестник славянских культур.- М.: ГАСК, с.54-59.
106. Ю9.Гуревич П.С., Шульман О.И. Ментальность. Менталитет // Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.-с.271-273.
107. ПО.Гуревич П.С. Куда идешь, человек? М.: Знание, 1991.-48с.
108. Гуревич А.Я. Индивид. Статья для возможного в будущем "Толкового словаря средневековой культуры"// От мифа к литературе. -М.: Российский университет, 1993. 301-314с.
109. Гуревич А.Я. Изучение ментальностей: социальная история и поиски исторического синтеза // Советская этнография.- 1988.- №6.-с. 16-24.
110. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. В 2т.- М.: Правда, 1991.- Т.1-2.
111. Духовная трагедия Льва Толстого.- М.: Отчий дом, 1995.320с.
112. История православной Церкви в XIX веке. В 2 т.: т.1. Православный Восток. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. - 336 с.
113. История православной Церкви в XIX веке. В 2 т.: т.2. Славянские Церкви. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.-758 с.
114. Из дневника императора Николая II // Исторический Саров. -М.- Саров: Град Китеж, 1993. с. 32-41.
115. Иоанн (Мейендорф), прот. Введение в святоотеческое богословие.- М.-Вильнюс: Весть, 1992.- 359с.
116. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988.- 319с.
117. Карташев А.В. Очерки по истории русской Церкви. В 2т.- М.: Терра,1993.- т.1-2.
118. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей,- СПб., 1886.-т1-2.
119. Крутиков В.А. Образ "человека культуры" / Отв. Ред. Б.Т. Григорьян.- М.: Наука, 1988.- 150с.
120. Крутиков В. А. О понятии "культурный факт" в исследовании образа жизни / Диалектика интернационального и национального в культуре и образе жизни социалистического общества.- М. Фрунзе, 1981.- с.60-64.
121. Кураев А. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. ML: Братство Святителя Тихона, 1995. - 416 с.
122. Кураев А. Оккультизм в православии. М.: Благовест, 1998.382 с.
123. Кураев А. Наследие Христа. М.: Благовест, 1998. 222 с.
124. Кураев А. Вызов экуменизма. М.: Благовест, 1998. 240 с.131 .Культурология. История и теория культуры. Учебное пособие.- М.: общество "Знание" России, ЦИНО, 1996.- 272с.
125. Культурология. Основы теории и истории культуры.- СПБ.: Специальная литература, 1996.- 591с.
126. Культура и судьбы мира. Универсализм регионального / Сост. и общ. ред. И.К. Кучмаевой.- М.: АСК, 1997.- 269с.
127. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы.-М.: Наука, 1987.- 173с.
128. Кучмаева И.К. Феномен духовного учительства в России// Россия и славянство,- М.: ГАСК, 1998.- с.40-47
129. Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. Мир как целое в концепции культуры М.М. Пришвина.- М.: АСК, 1997.- 269с.
130. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.
131. Леонтьев К.Н. Избранное,- М.: Рарог Московский рабочий,1993.-430с.
132. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили.- Л.: Наука, 1993.- 256с.
133. Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 6т.- М.: Искусство, 1963,-Т.1.- 583с.141 .Лосев А.Ф. Диалектика мифа.- М., 1930.- 268с.
134. Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева / Соловьев Вл. Сочинения в двух томах,- М.: Мысль, 1990.- Т.1.- с 3-32.
135. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 524с.
136. Лосский Н.О. История русской философии.- М.: Советский писатель, 1991.- 480с.
137. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви,-М., 1991,-315с.
138. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало ХГХвека).- СПБ.: Искусство-СПб,1994,- 399с.
139. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т.- Таллин: Александра, 1992-1993,-Т.1-3.
140. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // Уч. зап. Тарт. ун-та: Тр. По знаковым системам,- Тарту, 1967.- Вып. 198.- с.30-38.
141. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, Прогресс, 1992,-272с.
142. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Уч. зап. Тарт. ун-та: Тр. по знаковым системам.- Тарту, 1973,- Вып. 308.- с.227-243.
143. Лотман Ю.М. О динамике культуры // Уч. зап. Тарт. ун-та: Тр. по знаковым системам.- Тарту, 1992.- Вып. 936.- с.5-22.
144. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: В 12т.- СПб., 1866-1883,- Т.2-7.
145. Мамонтов С.П. Основы культурологии.- М.: РОУ, 1996.- 272с.
146. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ).- М.: Мысль, 1983.- 284с.
147. Межуев В.М. Культура и история. (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма).- М.: Политиздат, 1977.-199с.
148. Митрофан (Зноско-Боровский), прот. Православие. Римо-католичество
149. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.406с.
150. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие / Пер. с франц. М.: Мир, 1966.- 352 с.
151. Нилус С.А. Жизнеописание. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1995. 352 с.
152. Нилус С.А. Великое в малом. Новосибирск: Благовест, 1994. - 544 с.161.0гицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство.- М.: Отчий дом, 1995.- 176с.
153. Павлович Н. Оптина пустынь. Почему туда ездили великие? // Памятники отечества. Альманах. №№ 2-3, 1992. 156 - 165 с.
154. Пумпянский J1.B. Достоевский и античность.- Пг.: Замыслы, 1922,-48с.
155. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет.- М.: Искусство, 1990.- 605с.
156. Российское образование. История и современность / Отв. Ред. С.Ф. Егоров,- М., 1994.- 253с.
157. Роуз Серафим. Православие и религия будущего. М.: Православная книга, 1991. - 198 с.
158. Сахаров А.А. А.С. Пушкин и преподобный Серафим. // Русский дом № 8,1999,- с. 24 -25.
159. Семиотика: Сб. пер. / Сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю.С. Степанова.- М.: Радуга, 1983.
160. Семиотика и проблемы коммуникации: Сб. ст.- Ереван: АН Арм.ССР, 1981.- 156с.
161. Смирнова В.Б. Саровская пустынь в годы бироновщины// Исторический Саров. М.- Саров: Град Китеж, 1993. - с. 41-55.
162. Соловьев Вл. Сочинения в 2-х томах.- М., 1990.
163. Стахович М.А. Верить ли Ватикану? М.: Сретенский монастырь, 1997. 64 с.
164. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М.,1992.
165. Сугай J1.A. Гоголь и Россия: образ писателя и мыслителя в художественном восприятии символистов // Россия и славянство.- М.: ГАСК, 1998.-54-61с.
166. Сугай Л.А. Культура и образование: Высшая техническая школа в контексте культуры.- Ч.1.- М.: МЭИ,1993.- 93с.
167. Сугай Л.А. Культурология русского символизма / Культура и творчество. МГПОУ. Материалы конф. кафедры теории и истории культуры / Отв. ред. Михеева Л.Н.- М., 1996.-С.30-50.
168. Ступени самообретения. Проблемы образования и культуры в малом городе. Отв.ред. Кучмаева И.К.- М., 1992.
169. Тростников В. Мысли перед рассветом,- М.: Б.и., 1997.- 362с.
170. Трубецкой Е.Н. Воспоминания.- София, 1921.- 195с.
171. Туровский М.Б. Философские основания культурологии.- М.: РОССПЭН, 1997,- 440с.
172. Тютчев Ф. Стихотворения. Письма.- М.: Современник, 1978.243 с.
173. Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1993.- 349с.
174. Философия и история культуры: Сб. ст. / Отв. Ред. В.А. Карпушин,- М.: Наука, 1985.- 319с.
175. Философия русского религиозного искусства. Антология./ Сост. Гаврюшина Н.К. М.: Прогресс, 1993. - 400 с.
176. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М.: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1992. - 193 с.
177. Флоренский П. Сочинения в четырех томах.- М.: Мысль, 1994,- 1,4т.
178. Флоренский П. Столп и Утверждение Истины. В 2т. М.: Правда, 1990. - 1-2т.
179. Франк C.JI. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия, 1991.- с. 174-185.
180. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.368с.
181. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
182. Шамшурин В.И. Традиции кардиогнозиса в русской культуре // Социологический журнал. 4.- 1995.- с. 15-23.
183. Шамшурин В.И. С.Н. Булгаков. Два града. Исследование о природе общественных идеалов // Социс, 10.- 1998.
184. Шамшурин В.И. О русской культуре и русской идее // Вестник славянских культур: Научный и литературно-художественный альманах,- М.: ГАСК, 2000. с.10-17.
185. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политлитература, 1991.- 527с.
186. Исследования в области старчества
187. Александр (Соловьев), протоиерей. Старчество по учению святых Отцов и аскетов. М.: Благовест, 1900 1995. - 160 с.
188. Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. - 316 с.
189. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1970 1995. - 608 с.
190. Лодыженский M.B. Мистическая трилогия: Сверхсознание. Свет Незримый. Темная сила. М.: Братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.- Т. 1-3.
191. Трифон (Туркестанов), митрополит. Древнехристианские и оптинские старцы*М.: Мартис, 1997.- 254с.
192. Экземплярский В.И. Старчество // Дар ученичества. Сборник. М.: Руссико, 1993.- с. 127-227
193. Smolitsch I. Leben und Lehre der Starzen. Wien: Hegner, 1936.556 S.