автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Старообрядчество в развитии религиозного туризма Бурятии

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Васильева, Дарья Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Старообрядчество в развитии религиозного туризма Бурятии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Старообрядчество в развитии религиозного туризма Бурятии"

На правах рукописи

Васильева Дарья Дмитриевна

СТАРООБРЯДЧЕСТВО В РАЗВИТИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА БУРЯТИИ ( конец XX - начало XXI в.)

Специальность 07.00.02 - отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

28 НОЯ 2013

Улан-Удэ-2013

005541002

005541002

Работа выполнена на кафедре истории Отечества ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук, доцент Палхаева Елизавета Николаевна

Официальные оппоненты:

Бураева Светлана Валерьевна, доктор исторических наук, доцент, ФГБУН Институт монголоведения буддологии, тибетологии СО РАН, ведущий научный сотрудник, г. Улан-Удэ

Михайлова Мария Анатолиевна, кандидат исторических наук ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств», старший преподаватель кафедры сервиса, туризма и рекреации, г. Улан-Удэ

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет, кафедра современной отечественной истории, г. Иркутск

Защита состоится «20» декабря 2013 г. в 12.00 ч на заседании диссертационного совета Д 212.022.07 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет». 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5.

Автореферат разослан «19» ноября 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук, профессор

Митыпова Г. С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В XXI в. туризм превратился в глобальное экономическое явление, но развивая индустрию туризма, необходимо максимально использовать потенциал наследия, не нанося ущерб историко-культурным особенностям регионов. Следует отметить и тот факт, что историко-культурное наследие в современном обществе — это такой же дар, как природные, растительные комплексы и биоресурсы, водные богатства. По своей сути памятники истории и культуры - это ресурс не только интеллектуальный, но и экономический, и относиться к ним нужно бережно, используя их в интересах государства. Более того, стратегия туризма определяет приоритетные направления развития отдельных регионов, к каковым относится, в частности, Республика Бурятия. Уникальные природно-климатические, исторические и социокультурные условия республики предопределяют роль и значение туризма для перспектив его дальнейшего социально-экономического развития.

На рубеже XX и XXI вв. актуальным представляется изучение перехода разных моделей региональных культур на новую цивили-зационную ступень развития. Небезынтересно в этой связи «новое прочтение» возможностей этнических (традиционных) культур и религий. Это выдвигает прикладные знания в изучение истории конфессиональной группы старообрядчества в число приоритетных направлений научного поиска.

В Республике Бурятия проживает множество народов с присущей только ему культурой, укладностью быта и нравов. Русское население Бурятии представляют разные группы: сибиряки (старожилы), казаки (служилые люди) и старообрядцы (семейские).

Работа выполнена в рамках нового для отечественной науки направления - религиозного туризма. Это направление характеризуется недостаточно разработанной теоретико-методологической и методической базой, что в значительной мере обусловило трудность приобретения достоверной информации и объективных данных.

Степень научной разработанности проблемы. В основу историографического анализа положен метод проблемного освещения трудов. Такой подход к характеристике историографии не случаен по ряду причин. Во-первых, проведенный историографический анализ показал, что освещение роли и места старообрядчества в развитии религиозного туризма Республики Бурятия в постсоветский пе-

риод не являлось предметом отдельного исследования в отечественной науке в целом и сибириведении в частности.

Во-вторых, в поле зрения диссертанта оказалась литература общетеоретического религиоведческого характера, труды по истории заселения и хозяйственного освоения отдельных территорий региона, работы по осмыслению сущности современного туризма, выявлению внутренних и внешних причин его функционирования во времени и пространстве, определению его структуры, основных направлений деятельности.

В-третьих, разноплановость, широкий временной спектр и разный уровень научности литературы обусловили выбор проблемного подхода к историческому анализу, который дает возможность вычленить в той или иной степени интересующую фактологию и охарактеризовать каждую работу с точки зрения ее полезности для настоящего исследования.

В связи с тем, что изучение заявленной темы предполагает междисциплинарный характер, выделим проблемы, освещение которых автор считает наиболее важным.

Первое направление связано с определением сущности, структуры, функций понятий «этническая и культурная религиозность», «традиционная религия», которые, на наш взгляд, играют важную роль в процессе трансформации этнических общностей. Культурная религиозность является более объемной по своему содержанию, что связано с представлениями человека о принадлежности его к определенной религиозной традиции. Приводя примеры исчислений последователей различных конфессий, авторы считают, что и этническая и культурная религиозность, являясь мировоззренческой позицией человека, все же не отражает в какой степени он разделяет соответствующие религиозные верования, насколько последователен в отправлении обрядов и религиозных практик. Проблемами религии и современной религиозной ситуации занимаются такие российские ученые, как С. Б. Филатов, Р. Н. Лункин Н. А. Митрохин, Л. М. Воронцова и др. Как отмечают исследователи, уровень религиозности — это прежде всего численность практикующих верующих, т.е. тех, кто разделяет определенное вероучение, соблюдает предписываемые религиозные практики. Весьма интересна позиция С. Д. Лебедева, который предложил попытку синтезировать обозначенные концепции с точки зрения закономерности формирования и развития религиозной культуры. Основными составляющими этого феномена выступают религиозное мировоззрение и самосознание,

религиозные нормы и ценности, религиозный опыт, религиозные традиции, религиозный язык и символы, религиозная практика и религиозные отношения.

В контексте диссертации религиозная традиция - это наиболее устойчивый компонент этнической культуры. По мнению исследователей, традиционная религиозность и этническая культура взаимосвязаны. В дискурсе этничности роль религии как системы обрядов и устойчивого образа чрезвычайна важна, так как дает возможность использовать ее символы в качестве синтеза этнического это-са и мировоззрения. Поэтому и для того, кто считает себя носителем определенной этничности, и для внешнего наблюдателя, религия - не только этнический культурный феномен, но и характеристика конкретной этнокультурной/национальной общности.

В работах, посвященных факторам религиозного синкретизма в Бурятии, перечисляются глубокая неудовлетворенность существующим социальным порядком, богоискательство в смысле выбора «лучшей религии», общие характеристики традиционных религиозных конфессий Бурятии, а именно их морально-этические установки в отношении окружающего мира; адаптация небольшого по численности народа к новым историческим условиям, метод освоения новых для него духовных ценностей как залог выживания (К. М. Герасимова, Л. Л. Абаева, Т. М Михайлов и др.).

Особое внимание в контексте обсуждаемой проблемы заслуживают исследования последних лет, в которых рассматриваются такие аспекты, как формирование православных храмовых комплексов в качестве культурообразующего фактора в изменении историко-культурного ландшафта территории (Г. С. Митыпова, И. А. Ар-зуманов и др.), религиозность современной российской интеллигенции (Г. Е. Манзанов, М. С. Алексеева), социокультурные условия формирования религиозности молодого поколения (Т. Н. Бояк, С. Б. Ан-данова, С. 3. Ахмадулина и др).

Второе направление связано с понятиями «религиозный туризм» и «религиозное паломничество», которые как социокультурный феномен неоднократно становились предметом междисциплинарных исследований. В отечественной науке данная тема начала разрабатываться во второй половине XIX в., а до этого большая часть исследовательских работ представляла собой по преимуществу либо свод и обобщение эмпирических наблюдений, либо свидетельства о путешествиях паломников предыдущих эпох, либо описания святых мест, а также путеводители. Наиболее разработанные научные ис-

следования были проведены по различным аспектам истории христианского паломничества. В число авторов исторических исследований входят архимандрит Антонин (Капустин), Л. А. Беляев, Р. Б. Бутова, Л. А. Герд, Е. Е. Голубинский, Б. М. Данциг, А. А. Дмитриевский и др. Тема паломничества привлекала внимание также культурологов, философов, географов, богословов, религиоведов, искусствоведов и антропологов, среди них: В. М. Воробьев, С. В. Гнутова, архиепископ Марк (Головков), И. В. Моклецова, А. Е. Мусин, А. С. Па-нарин, А. А. Пескова, М. Б. Пиотровский, X. В. Поплавская, Г. В. Попов, Ю. А. Пятницкий, В. Н. Расторгуев, А. В. Рындина, Е. М. Юхи-менко и другие.

Вопросы паломничества и религиозного туризма в последние годы рассматривали ученые, занимающиеся комплексными научными исследованиями в туристской сфере, такие как: Г. В. Антю-феев, М. Б. Биржаков, И. В. Брандт, С. Ю. Житенев, В. С. Новиков, Т. А. Прокопенко, Ю. С. Путрик и другие.

Вклад в изучение новейшей проблемы внесли материалы международных научно-практических конференций: «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» (МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, 2012), «Активный туризм в Байкальском регионе: история, реальность и перспективы» (БГУ, Улан-Удэ, 2013), в которых региональные аспекты религиозного туризма Бурятии нашли свое отражение в статьях Т. Е. Санжиевой, Г. С. Ми-тыповой, Н. М. Мунконова и других.

Подводя итог работам, наполняющим второе направление, необходимо отметить, что история туризма как специальная дисциплина занимает свое место и в системе туристского образования.

Третье направление составляют работы ученых, занимающихся изучением истории и культуры старообрядцев, а также современного положения данной этнокультурной общности в Сибири и Республике Бурятия. История формирования и развития старообрядчества в Бурятии рассматривается как неотъемлемая составляющая политической и социально-экономической истории Сибири. Это потребовало внимательного отношения к работам, посвященным изучению заселения и освоения края (П. С. Паллас, А. П. Окладников, Н. Н. Покровский, Л. М. Дамешек и др.).

Дореволюционная историография представлена в основном исследователями демократического направления, причем старообрядцы чаще всего рассматривались ими в районах их расселения. Изучались их общинный и хозяйственный быт, нравы и обычаи и т. д.

Этому направлению принадлежат труды П. А. Ровинского, Ю. Д. Талько-Грынцевича, К. П. Михайлова, Г. М. Осокина. В них содержится немало ценных сведений по истории старообрядчества: переселение, роль в хозяйственном освоении края, внутренняя жизнь старообрядческих общин; религиозная организация, взаимоотношения с местной администрацией и населением и другое.

В советской историографии продолжает изучаться проблема старообрядчества Бурятии преимущественно с точки зрения этнографии и фольклористики, с преобладанием идеологического фактора и атеистического подхода. В исторических сочинениях в основном показаны формирование старообрядческих поселений, хозяйственная деятельность, быт, материальная и духовная культура. В рамках заданной тематики исследования находятся работы А. М. Селищева, В. П. Гирченко и других.

Серьезным исследованием конца 1960-х - начала 1970-х гг. явилась монография В. П. Мотицкого. Автор проанализировал в историческом аспекте эволюцию старообрядчества Забайкалья, показал специфику религиозных верований, роль религии в общественной, семейной жизни староверов и на основе результатов социологических исследований убедительно продемонстрировал религиозную направленность старообрядческого населения. Работа не потеряла актуальности и научной ценности и в настоящее время. Хотя сегодня можно не соглашаться с идеологическими оценками образа жизни старообрядчества, данными с позиции атеистической критики.

На наш взгляд ведущее место в изучении истории старообрядчества Забайкалья (ХУШ-ХХ1 вв.) принадлежит Ф. Ф. Болоневу. В его статьях и монографиях, отличающихся многогранностью и широтой исследования, рассмотрены многие интересующие нас проблемы. Его труды явились для нас основой целенаправленного и комплексного изучения старообрядчества рассматриваемого региона.

Надо отметить, что в современных условиях в региональной историографии ведущее место занимают работы ученых Бурятского научного центра СО РАН, Иркутского государственного университета, Бурятского государственного университета, ВосточноСибирской государственной академии культуры и искусств (Р. П. Матвеева, Е. В. Петрова, С. В. Бураева, Н. Н. Стахеева, А. В. Костров, А. П. Майоров, В. М. Пыкин, С. В. Васильева, Т. Н. Бояк, Т. Н. Гусейновой и другие).

Авторы освещают проблемы этнической и региональной истории, образование и функционирование старообрядческой семьи,

национальные традиции в хозяйственной деятельности, обрядах, материальной культуре старообрядцев. Ими рассмотрены проблемы демографической ситуации, зарубежной миграции и адаптации староверов к местным условиям, вклад в сохранение и развитие русской культуры на окраинах России и за ее пределами.

Помимо работ монографического характера диссертант рассматривал разные аспекты истории старообрядчества в США, Польше, Румынии, Латвии, а также словари и справочники по конфессиональной проблематике. В последнее время в региональных центрах определяются новые направления в исследовании старообрядчества, кроме того, значительно расширилась география исследователей благодаря ученым за рубежом.

Таким образом, анализ литературы демонстрирует, что тема старообрядчества находит отражение в научных трудах, посвященных региональным исследованиям, ценность которых заключается в том, что они вводят в оборот новый комплекс документальных и архивных материалов, это дает возможность проследить историю формирования данной конфессиональной группы. В то же время авторы анализируют отдельные периоды, не давая целостной характеристики современного состояния и самочувствия старообрядческих сообществ в новых общественно-экономических условиях. Белым пятном остается освещение места и роли старообрядчества в развитии религиозного туризма. Республика Бурятия, являясь регионом-транслятором старообрядчества, имеет свою специфику и потому представляет особый интерес для исследования.

Объектом исследования является место и роль старообрядчества в поликонфессиональном пространстве Республики Бурятия.

Предмет исследования - культурное наследие старообрядчества как объект туристической аттракции в развитии религиозного туризма изучаемого региона.

Цель диссертационного исследования состоит в историческом анализе взаимосвязи и перспективы сотрудничества туристического сектора и исследований в области историко-культурного наследия старообрядчества в религиозном туризме Республики Бурятия.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать конфессиональное пространство и знания историко-культурного фона в планировании и организации туризма;

- определить место регионального старообрядчества в сохранении историко-культурного наследия России;

- осветить роль государства в развитии регионального туризма;

- установить основные этапы и направления формирования регионального туризма в Бурятии;

- осветить исторические предпосылки формирования религиозного туризма в Бурятии;

- рассмотреть объекты культурного наследия старообрядческих общин Бурятии как части религиозного туризма;

- выработать рекомендации и предложения по вопросам организации туристской деятельности в республике.

Территориальные рамки исследования определены территорией Республики Бурятия в современных границах. Особо в данном контексте выделяется ареал компактного проживания старообрядцев в районах республики ( Тарбагатайский, Бичурский, Мухорши-бирский ).

Хронологические рамки работы охватывают последнее десятилетие XX - начало XXI в. Указанный период выбран в связи с тем, что именно в это время старообрядческая деноминация становится заметным явлением общественной жизни России и представляет собой и культурно-исторический феномен, различные формы которого можно обнаружить на всем протяжении истории Бурятии. Выбор временных границ определяется и тем, что сегодня в сфере туризма религиозный, региональный или (этнический) туризм становится предметом нормативно-правового регулирования на законодательном уровне; компонентом не только культурного, но и образовательного процесса, специальной отраслью предпринимательской деятельности.

Источниковая база исследования представлена корпусом письменных (неопубликованных и опубликованных), вещественных и устных материалов.

Значительный массив неопубликованных документов по теме исследования отложился в фондах Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ): фонд Р-2028 «Администрация Президента и Правительства РБ», фонд Р-195 «Государственный комитет по экономике РФ при Совете Министров Республики Бурятия 19921995 гг.», фонд Р-955 «Министерство культуры Республики Бурятия 1996-2010 гг.», фонд Р-253, «Комитет по физической культуре и спорту и туризму 1994-1997 гг.», а также текущих архивах управления Министерства юстиции РФ по Республике Бурятия, Республиканского агентства по туризму и спорту.

Особую информативность имеет ведомственная делопроизводственная документация управленческого характера. Основной массив представлен документами сектора, позднее комитета по межнациональным отношениям и связям с общественными и религиозными организациями, фонда «Администрация Президента (Главы) Правительства Республики Бурятия», который состоит из отложившихся в архиве планово-отчетной документации, переписки и протоколов заседания политического консультативного совета, межведомственной комиссии по вопросам религиозных объединений и др. Фонд «Государственный комитет по экономике РФ при Совете Министров Республики Бурятия 1992-1995 гг.» содержит информацию, позволяющую изучить процесс становления турист-ко-рекреационной зоны в Бурятии. Нами были выявлены и использованы дела, посвященные переписке с министерствами, ведомствами РФ по социально-экономическому, культурному развитию в республике о порядке зонирования Байкальской природной территории, о влиянии экономических факторов на состояние культурного наследия за 1999—2002 гг. Документы «Министерства культуры Республики Бурятия 1996-2000 гг.». позволили нам изучить перечень объектов историко-культурного наследия федерального значения по Республике Бурятия. Здесь хранятся протоколы заседаний с представителями национально-культурных центров республики и переписка с настоятелями храмов старообрядческих общин, которые позволили обосновать важность изучения и сохранения и правильной трансляции историко-культурного достояния республики.. Большая часть фонда «Комитет по физической культуре и спорту и туризму 1994-1997 гг.» посвящена непосредственно формированию кластерной стратегии регионального туризма, определению новых спектров в индустрии туризма республики. Анализ годовых статистических отчетов по общей туристической деятельности в республике за 1998—2005 гг., текстовые отчеты и статистические данные о общем туристическом потоке за 1998-2003 гг. позволили нам проанализировать современное состояние в развитии новой отрасли экономики и показать необходимость учета историко-культурного фактора в планировании и организации религиозного туризма.

Дополнительным источником в исследовании заявленной темы являются материалы бесед, расширенного интервью с настоятелями религиозных общин, руководителями национально-культурных центров, частными предпринимателями, полученных в результате

собственных полевых исследований автора в Тарбагатайском, Би-чурском, Мухоршибирском, Хоринском, Кижингинском, Заиграев-ском районах Республики Бурятия в 2010-2013 гг.

Отдельную группу составляют технотронные источники - видеозаписи, фото- фонодокументы.

В комплекс опубликованных источников входят издания специализированных сборников документов, регламентирующих юридический статус турфирм, национально-культурных центров. Использованные источники можно условно разделить на несколько групп: международные акты о туризме; законодательство РФ по туризму и смежным областям; ведомственные акты органов государственной власти и управления РФ; документы общественных организаций в области туризма; статистика; аналитические доклады, записки, проекты; периодическая печать; интернет-ресурсы.

Среди законодательных документов главнейшим источником, который содержит общие основы политико-правового регулирования туристской сферы, является Конституция Российской Федерации. В теснейшей взаимосвязи с концептуально-программными документами находится весь комплекс законодательных актов в сфере туризма. Среди них основополагающую роль играет федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» (1996). Для анализа становления программных аспектов туристской политики важное значение имеет «Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации», федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)», государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.» и другие.

Обращение к этим документам дает возможность исследовать складывание системы взглядов на обеспечение правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии и важнейших направлений государственной политики в сфере туризма.

Среди важнейших опубликованных источников по теме исследования мы выделяем статистические материалы, сбор, систематизация и публикация которых осуществлялись как государственными органами, так и общественными организациями в сфере туризма. Особую информационную ценность представляют ежегодные статистические сборники о российском туризме в РФ и отдельно по Республике Бурятия, объединяющие не только официальные данные, представленные Федеральной службой государственной стати-

стики и Российским союзом туриндустрии, но и включающие информацию по религиозному туризму (паломничество) в Бурятии.

Для изучения истории становления и развития туристской политики России весьма важным представляется использование периодики. Некоторые СМИ в области туризма выходят сразу в двух версиях: печатной и электронной. Специфическим свойством периодики является многоплановость. Как исторический источник она содержит разнообразную по жанру, происхождению и содержанию информацию. Среди журналов отметим издание Национальной туристской ассоциации «Туристский вестник». Ценные сведения для раскрытия условий и многих сторон процесса формирования туристской политики России содержит информационно-аналитический журнал для профессионалов «Турбизнес».

Все более значительное место в исследованиях по новейшей истории занимают интернет-ресурсы. Среди них можно выделить как общие информационные интернет-порталы, так и сайты, специально посвященные туристической сфере крупных центров мирового туризма, национальных туристских администраций, российских общественных объединений.

Помимо документальных источников старообрядцы сохранили до наших дней множество вещественных источников: архитектурные памятники (храмы, часовни), иконы, своеобразный традиционный костюм, домашнюю утварь, росписи жилища, которые являются ценным материалом для изучения, достояния музеев и с полным правом могут служить объектом выбранной проблемы исследования.

Научная новнзна исследования определяется постановкой проблемы, значимой в региональном плане, ранее не являвшейся предметом специального исследования.

На основе вводимого в научный оборот архивных документов впервые проведены отбор, систематизация и изучение обширной исторической информации, позволившей подвергнуть анализу процесс возрождения коллективной исторической памяти народа, благодаря чему появляется возможность и потребность прикоснуться к истокам своей культуры и восстановить традиционные формы самоидентичности.

На базе широкого круга источников освещена история одной из конфессиональных групп региона (древлеправославия). Определены отличительные черты современных организационных форм сосуществования старообрядческих сообществ в Республике Бурятия.

Новым является рассмотрение трансформации статуса регионального туризма, который из вида отдыха превратился в индустрию, включающую в себя новые виды туристической деятельности, со своими принципами, законами, категориями и методами исследования.

Важным аспектом новизны является исследование форм и направлений сотрудничества государственных структур, частного сектора республики со старообрядческими сообществами на протяжении более чем двадцатилетнего периода истории. В связи этим для полного охвата рассматриваемой проблемы потребовалось более глубокое и всестороннее изучение материалов, содержащих свидетельства очевидцев, а зачастую и участников описываемых событий, и сопоставление их с документальными источниками в рамках изучаемого периода.

По результатам исследования разработаны научно-практические рекомендации, вытекающие из регионального опыта воздействия государственных институтов для представителей туриндустрии.

Практическая значимость работы состоит в том, что диссертация способствует расширению научного знания о старообрядчестве как аттракции религиозного туризма Бурятии. Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы в региональной концепции развития туризма, материалы и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, — при подготовке учебных пособий, в разработке турмаршрутов, интернет-сайтов компаний, путеводителей, рекламных проспектов и консультаций туроператоров.

Методология и методика исследования. Диссертационная работа базируется на методологических принципах историзма, научной достоверности и объективности. Принцип историзма позволяет рассмотреть проблему в неразрывной связи с конкретными историческими событиями, а также факторами, оказавшими влияние на формы и методы сохранения и использования историко-культурного наследия. Принцип научной объективности дает возможность раскрыть аспекты изучения и максимально приблизится к реальным фактам и событиям, непредвзято представить совокупность разнообразных точек зрения на конкретные явления, процессы.

В качестве методологии также рассматривается философско-культурологический подход к развитию сферы религиозного туризма, посредством которого определяется важная роль культурно-

познавательной деятельности и необходимость создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни можно получить непосредственно контактируя с носителями культуры, что становится возможным благодаря туризму.

Оставаясь в проблемном поле исторической науки, предпринимая историческое исследование, автор руководствовался как общенаучными, так и специальными историческими методами.

Социологические методы исследования позволили выявить динамику и качественное своеобразие деятельности туристических агентств и выяснить отношение различных групп населения к религиозному туризму как к форме повышения культурного уровня, определить на этой основе пути оптимизации программных мероприятий республиканских органов в области туризма. В целях комплексного изучения поставленной проблемы применялись также ретроспективный, статистический методы и метод источниковедческого анализа. Использование перечисленных методов в совокупности позволило обеспечить комплексный подход к исследованию.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации нашли отражение в 9 публикациях автора. Основные научные результаты исследований опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК; апробированы на международных, всесоюзных, всероссийских, региональных научных конференциях в городах: Улан-Удэ (2010-2013), Пржемысл, Польша (2012), София, Болгария (2013).

Структура диссертации подразумевает разделение исследования на введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов с выводами, и заключение, а также состоит из списка литературы и источников и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность избранной темы, анализируется состояние научной разработанности проблемы, определяется объект, предмет, цель и задачи, характеризуются методологические основы работы и научная новизна полученных данных, практическая значимость диссертации, формы ее апробации.

Первая глава «Конфессиональное пространство как объект религиозного туризма в Бурятии» состоит из трех параграфов, в

которых дается характеристика конфессионального пространства республики, рассматривается место и роль старообрядчества в условиях освоения региона, оценивается степень эффективности государственной политики в осуществлении туристкой деятельности Республики Бурятия.

В первом параграфе «Характеристика современного конфессионального пространства Республики Бурятия» в исторической ретроспективе показано формирование конфессионального поля республики, особое внимание уделено развитию религиозно-культурного ландшафта и его инфраструктуры.

Бурятия, являясь субъектом Российской Федерации, географически и исторически принадлежит к Центрально-Азиатскому этнокультурному региону и неразрывно связана со всеми его историческими, политическими, экономическими и религиозными процессами. Здесь в течение длительного исторического периода живут представители не только разных этносов и этнических групп, но и мирно сосуществуют, осуществляют свою деятельность разные конфессии. Традиционными религиями для Республики Бурятия являются шаманизм, буддизм в своей северной форме и христианство. Христианство представлено всеми тремя основными течениями - православием (древлеправославием), католицизмом и протестантизмом.

Опираясь на результаты исследований ведущих специалистов, автор приходит к выводу, что из наиболее общих черт в духовной ориентации Бурятии можно выделить: религиозный традиционализм, внеконфессиональную религиозность и мировоззренческий нейтралитет, религиозный синкретизм, мировоззренческая неопределенность.

Рассматривая конфессиональное пространство, диссертант обращается к работам А. А. Музалева, М. С. Алексеевой, С. Г. Сафонова и приходит к понятию конфессионального пространства как взаимосвязи трех элементов: носителей веры (верующие), религиозно-культурной инфраструктуры (храмовые сооружения) и атрибутивно-обрядовой составляющей.

Главными пространственными объектами религиозно-культурного ландшафта выступают этноконфессиональные сообщества и храмовые сооружения. Именно это придает ему пространственное размещение по территории и развитие религиозной инфраструктуры. Рассмотрение атрибутивно-обрядовой части позволяет раскрыть духовную составляющую определенной конфессиональ-

ной группы, выяснить насколько ее последователи соблюдают обряды, поддерживают традиции, тем самым в некоторой степени охарактеризовать их место в поликонфессиональной среде. В нашем исследовании такими областями станет история формирования древлеправославной церкви и культурное наследие старообрядчества как исторического феномена региона. Исходя из анализа формирования различных религиозных общин на территории Бурятии, автором делается вывод о том, что в изменении религиозной ситуации в республике значительную роль сыграло построение позитивного диалога между государством и конфессиями на основе принципов взаимного невмешательства, уважения права на свободу вероисповедания и чувств людей вне зависимости от их мировоззренческих ориентации и конфессиональной приверженности.

Во втором параграфе «Место и роль старообрядчества в поликонфессиональном регионе» рассматривается формирование, размещение, внутренние и дальние миграции староверов в контексте реализации государственной политики, а также отмечается специфика и уникальность жизнестойкости, стабильности старообрядчества как явления в целом.

В отличие от процесса расселения старообрядцев в Западной Сибири и на Дальнем Востоке, где преобладало добровольное переселение, старообрядцы проникли в исследуемый регион преимущественно в качестве ссыльных. Старообрядцы на местах водворения создавали прочную неформальную общность, которая являлась основой традиционных институтов самоуправления. И именно это обстоятельство наряду с более рациональной системой хозяйственных ценностей делало старообрядцев весьма подходящей категорией населения для исполнения роли пионеров фронтира. В связи с этим расселение старообрядцев в регионе было вовлечено в разнонаправленные процессы. В самом начале для них важно было образовать компактный ареал, обособленный от всего остального населения территориально. Несмотря на то, что «семейские» были выходцами из разных районов и областей России, разных территорий польских пределов, в Бурятии они стремились преодолеть этнокультурные различия. Объединяло их в этом случае этноконфес-сиональное самосознание и специфический этноним — «семейские».

При рассмотрении старообрядцев Бурятии, как локально переселенческой группы, можно согласиться с выводом Е. В. Петровой о том, что для нее характерны такие процессы, как консолидация, межэтническая интеграция, затем ассимиляция и в малой степени

аккультурация. Однако необходимо отметить, что степень проявления их в отдельные исторические периоды была различна. На начальном этапе расселения старообрядцев доминирующее место занимала консолидация, чуть позже наблюдается межэтническая интеграция. Процессы ассимиляции и аккультурации не получили широкого распространения среди старообрядчества Забайкалья. Слишком высока была степень традиционности и консерватизма в его культуре, а также присутствовали элементы сопротивления инокультурному влиянию.

В работе подробно описываются ритуалы богослужения, даются пояснения выбору молитвенного и повседневного костюма мужчин и женщин. Отдельный фрагмент посвящен обрядовой стороне богослужения, в деталях демонстрируются «обряд крещения», «обряд похорон», «обряд венчания», молитвенные практики. Религиозное сознание старообрядцев проявляется в идеологическом и психологическом уровнях, где важную роль играют стереотипы поведения, преемственность традиций, обычаев, обрядов. Большое место в воспроизводстве и сохранении религиозного сознания старообрядцев играет семья, как хранительница традиционных основных устоев и обычаев.

Проведя анализ численности религиозных организаций на территории Бурятии на 01.01.2013 г., можно констатировать, что в общей массе религиозных институтов старообрядчество не доминирует, однако в контексте территориальной стратификации вероисповедной политики Бурятия - это основной регион-транслятор традиций старообрядчества.

Таким образом, в республике сложились благоприятные условия для сохранения и развития традиционной культуры староверов. Сотрудничество с настоятелями старообрядческих общин, продолжительная работа с руководителями общественных национально-культурных центров старообрядцев (семейских) позволяют сделать вывод о том, что духовное возрождение конфессии возможно благодаря энергии и активной деятельности самих старообрядцев, заинтересованности и лояльности органов государственной власти, интереса к культуре со стороны общественности.

Третий параграф «Государственное регулирование туристической деятельности в Республике Бурятия» освещает вопрос о степени участия государственных институтов власти в создании политико-правовой основы развития туриндустрии в Российской Федерации и ее субъектах.

Основным документом, закрепившим основы туристической деятельности в постсоветской России, стало постановление Правительства РФ (1992 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве культуры и туризма РФ», а затем образование Комитета РФ по туризму. С этого момента появляются позитивные и негативные результаты, вызванные демонополизацией выездного и внутреннего туризма, образования большого количества туристских фирм, агентств, объединений предприимчивых людей.

Исходные положения и правовые нормы современного российского туризма были сформулированы на государственном уровне в 1990-х - начале 2000-х гг., прежде всего в основополагающих документах: «Концепции развития туризма в Российской Федерации» (1995); федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» (1996), «Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» (2002), федеральном законе «Об основах туристской деятельности в России» (1996), которые впоследствии усовершенствовались.

Впервые в 2004 г. вопросы развития российского туризма и санаторно-курортной сферы рассматривались на заседании Президиума Государственного Совета России, в результате чего было создано Федеральное агентство по туризму, которое подчиняется непосредственно правительству и наделено правом законодательной инициативы.

Благодаря созданию Федерального агентства по туризму произошли важные сдвиги в области законодательного регулирования туристической сферы, в российском законодательстве появились туристские профессии, принципиально изменено понятие «туристский продукт» как «комплекс услуг». Распоряжением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2012 г. была утверждена комплексная программа по развитию культуры и туризма, основными задачами которой явилось сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации; повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма; создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма.

В области туризма программно-целевым инструментом стала федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Ожидается, что реализация программы позволит повысить конкурентоспособность

отечественного туристского рынка, создаст условия для развития туристской инфраструктуры, привлечет инвестиции в отрасль.

Анализируя деятельность органов, определяющих основные направления туристической сферы на федеральном и региональном уровнях в постсоветский период, автор подчеркивает, что процесс этот до сих пор не завершен, он характеризуется многочисленными реорганизациями центральных структур государственного управления, что отрицательно повлияло на стабильность развития отрасли, проектировании новых подходов в организации туризма, снизило ответственность руководящего звена всех уровней.

Глава вторая «Условия развития и состояния регионального туризма в Бурятии» также состоит из трех параграфов, в которых в исторической ретроспективе рассматривается история становления и развития туризма в Бурятии, определяются основные виды регионального туризма.

В первом параграфе «Становление и развитие регионального туризма в Бурятии» дается классификация регионального туризма, рассматриваются основные аспекты туристической привлекательности региона и создание особых экономических зон.

Бурятия является одним из уникальных регионов России не только благодаря природно-рекреационным ресурсам, но и своей поликонфессиональности. Грамотная последовательная работа государственных структур и частного бизнеса дает все шансы увеличить привлекательность региона на рынке туруслуг и тем самым привлечь дополнительный капитал для развития инфраструктуры республики.

Главным достоинством Республики Бурятии является наличие на ее территории озера Байкал. Уникальная природа и фауна озера, статус самого глубокого озера на планете и крупнейшего водохранилища пресной воды выделяют его на фоне других рекреационных объектов Сибири. В связи с этим неудивительно, что упор в формировании концепции развития регионального туризма сделан на экологический туризм. Перспективность этого направления обусловливается двумя факторами: историко-культурные и этнографические особенности региона, уникальность природы.

В Бурятии имеются благоприятные условия для развития и этнического туризма. Объясняется это прежде всего тем, что в большинстве районов (14 из 21) имеются объекты этнотуристской привлекательности; акцент на этнокультурные особенности при позиционировании республики на туристском рынке; наличие большого коли-

чества инвестиционных проектов, сориентированных на использование потенциала этнического туризма; возрастающая с годами необходимость сохранять этнокультурное наследие и дать толчок для развития территорий проживания коренного населения, что наглядно иллюстрируется конкретными мероприятиями, включенными в утвержденную стратегию социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г.

По результатам анализа статистических данных, Россия занимает 63-е место в мире по индексу конкурентоспособности в сфере туризма. По данным индекса, Россия заняла неплохие позиции за культурные ресурсы (39-е место), развитую авиационную инфраструктуру (33-е место). Однако наземный транспорт был оценен гораздо хуже (93-е место). Серьезной проблемой остаются вопросы безопасности (113-е место из 140). Более негативную оценку Россия получила за неблагоприятные политические условия, вызванные, например, редкими случаями владения собственностью иностранцами, чьи права не достаточно хорошо закреплены и визовыми требованиями для туристов, желающих поехать в Россию. Более того, Россия занимает всего лишь 111-е место по приоритетности развития туристической отрасли, что свидетельствует о нежелании государства активно развивать отрасль.

На региональном уровне развитие рынка туризма Бурятии характеризуется положительной динамикой. Согласно оценке агентства «Эксперт РА», Бурятия поднялась с 45-го места (2006 г.) на 14-е место (2010 г.) по туристическому потенциалу и занимает лидирующие позиции среди регионов Дальнего Востока и Забайкалья по темпам роста основных показателей. Значительно увеличилось число туристских прибытий в Бурятию в 2012 г. по сравнению с 2011 г. и составило 740 тыс. человек. По данным ежегодника «Бурятия 2012», собранные статистические данные также свидетельствуют о положительной динамике многих туристических показателей.

Согласно принятой в 2003 г. Концепции развития туризма в Республике Бурятия осуществляется разработка генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма и генерального плана развития. Ведется планомерная работа по благоустройству экологических маршрутов. В Постановлении Правительства Республики Бурятия от 15 декабря 2007 г. № 410 «О стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года» приоритетными видами признаны экотуризм и его подвид агроту-ризм.

Важным в становлении государственной политики в области туризма и развитии туристских отношений является разработка и утверждение региональных и муниципальных целевых программ. Многие вопросы, возникающие в процессе развития туристической деятельности в России, не могут быть решены на федеральном уровне по причине отдаленности центра от регионов и незнания его специфических проблем, возникающих вследствие природно-климатических, экономических, этнографических и иных особенностей субъекта. Выход из сложившейся ситуации в принятии региональных программ развития туризма, учитывающих особенности туристической индустрии регионов.

Одной из действенных мер по развитию регионального туризма можно считать создание особых экономических зон по всей России. На территории Республики Бурятия создана и успешно развивается особая экономическая зона (ОЭЗ) туристко-рекреационного типа «Байкальская Гавань». Большое внимание уделяется развитию сети особо охраняемых природных территорий, представляющих разнообразные туристские программы с посещением наиболее уникальных объектов природы. В последние годы постановлениями правительства Республики Бурятия созданы четыре особо охраняемые природные территории рекреационного значения на побережье оз. Байкал и Щучье, а также природный парк «Шумак». В планах правительства также создание туристических кластеров: туристско-рекреационная зона «Подлеморье» (Кабанский район и трех автотуристических кластеров «Кяхта» (Кяхтинский район), «Байкальский» (Иволгинский район) и «Тункинская долина» (Тункинский район).

Вместе с тем следует отметить недостаточную изученность специфики управления туризмом на региональном уровне. Исследование проблем управления региональным туризмом находится на начальном этапе, и в этой ситуации определяющее значение имеет комплексный подход к его изучению, учитывающий взаимосвязи с другими отраслями региональной экономики. Только благодаря повышенному вниманию со стороны федеральный властей у Республики Бурятия появится шанс дать толчок комплексному развитию кластера «туризм» в регионе и стать менее зависимой от дотационных влияний из центра.

Во втором параграфе «Формирование религиозного туризма в Бурятии как одного из ведущих направлений развития туризма» рассматриваются основные направления и классификации ре-

лигиозного туризма, предлагаются практические рекомендации по развитию религиозного туризма в Бурятии.

С позиции сложившегося комплексного подхода религиозный туризм - это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический и религиозный туризм экскурсионной направленности. Рассматривается общее и особенное в двух разновидностях туризма. Отметим, что паломничество подразумевает добровольно взятые на себя обязательства и действия в условиях определенных трудностей. Люди отправляются в паломнические поездки, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Поездки познавательно-экскурсионной направленности не столь продолжительны, как странствия верующих, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Если для верующего важен духовный момент, то турист отправляется в путешествие с культурно-познавательной целью.

Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами. По особенностям организации поездок религиозный туризм может быть организованным или неорганизованным; в зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые; по продолжительности поездки можно выделить поездки однодневные, длящиеся несколько дней и многодневные. Религиозный туризм в зависимости от территориально-страновых особенностей поездок делится на въездной, выездной и внутренний.

Республика Бурятия - уникальный регион России, поражающий не только природными красотами, но и культурным многообразием. В Бурятии проживают представители более 167 национальностей и 180 религиозных объединений, что создает немалый потенциал для развития этнического и религиозного туризма.

В ходе исследования предлагаются практические рекомендации по развитию религиозного туризма в Бурятии. Диссертант считает актуальным включение православных объектов в связку с посещением других религиозных храмов города, а также предлагает уделять им место в общем религиозном туре по республике. Активную роль в повышении уровня посещаемости помогло бы создание группы по миссионерской деятельности, которая бы занималась организацией паломничества и религиозного туризма по православным святыням России. Основываясь на опыте зарубежных коллег, выдвигается идея о создании региональной группы «Сакральная

Бурятия», в которую бы вошли представители крупных туроператоров, специализирующихся на религиозных турах, настоятели храмов, представители региональной власти, республиканское агентство по туризму и спорту, маркетологи и представители СМИ.

Как и большинство других видов туризма, становление религиозного туризма тесно связано с развитием общей туристической инфраструктуры и поддержкой со стороны государства. В частности, для стабильного продвижения бренда Бурятии автор считает необходимым развитие и повышение конкурентоспособности туристического кластера через стимулирование бизнес-кооперации и государственно-частное партнерство; создание современной туристской инфраструктуры, включая транспортное обеспечение, комфортабельные гостиницы, индустрию развлечений и благоприятный бизнес-климат для развития туризма посредством содействия подготовке квалифицированных кадров и внедрения информационных технологий; повышение известности туристского продукта Республики Бурятия через продвижение бренда «Байкал» и «Сакральная Бурятия» на мировых туристских рынках.

В третьем параграфе «Старообрядчество как объект туристической аттракции в регионе» проводится сравнительный анализ туристической привлекательности трех основных центров старообрядчества (с. Тарбагатай, Хасурта, Бичура), дает оценку влиянию туризма на жизнь села и его жителей, предлагаются рекомендации для дальнейшего развития религиозного туризма в Бурятии.

Традиционная народная культура «семейских» представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Им удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре.

Трансляция материальной культуры старообрядцев стало возможно благодаря музейным коллекциям: музеи-усадьбы «семейских» (с. Хасурта, Тарбагатай, Никольское); мемориальные музеи-усадьбы (с. Шаралдай, музей Исая Калашникова); церковно-археологический музей (с. Тарбагата); музеи с открытыми площадками, показывающие хозяйство и быт «семейских» (Хоринский краеведческий музей); музеи с разнотипными коллекциями и другие.

Нельзя недооценить вклад Центра старообрядцев в продвижении старообрядчества на рынке туристических услуг. С коммерческой точки зрения центр работает успешно.

На наш взгляд, работа центра - это скорее не духовно-просветительская деятельность, не знакомство с сакральной культурой старообрядчества, а четко проработанный коммерческий продукт, где показывают то, что продается, и индустрия поставлена на поток. С одной стороны, хорошо организованная туристическая деятельность в селе - неплохой заработок, новые рабочие места, стимулятор сохранения интереса к культуре предков, но с другой -вкрадываются опасения, что без активной деятельности центра и интерес к культуре старообрядчества резко упадет.

С проникновением туризма в жизнь моленной селяне начинают воспринимать ее не как символ нравственности и духовности, а как «бизнес-проект», коммерческое предприятие. Может произойти и непоправимое - разрушение в народе традиционного восприятия храма. Отсутствие четкой позиции, регулирующих правил в вопросах туризма, приведет к тому, что со временем в селе будет хороший ландшафтный дизайн вокруг свежеотремонтированого храма, но общины не будет. Медленно теряя авторитет в глазах сельчан, старообрядческая община рискует утратить тот многолетний символ моленной, как хранителя и носителя той другой, сокровенной истины и правды. Туризм не должен быть внутри, он должен быть только около моленной. Поэтому в качестве рекомендации, мы считаем правильным знакомство со старообрядчеством ограничить посещением музеев, выступлениями на открытых площадках, приемом в старинных избах. В восприятии селян старообрядчество не должно ассоциироваться с бизнесом, верность к вере и старинным устоям должна храниться в душе по убеждению, а не ради наживы. В селе также необходим комплексной подход к духовному и культурному развитию молодежи, приучение к обычаям и быту предков, воспитанию в духовных традициях древлеправославия.

В параграфе также рассматриваются интернет-площадки туроператоров, предлагающих туры экскурсионно-познавательной направленности, знакомящие туристов со старообрядчеством. Автор отмечает ряд недоработок и предлагает рекомендации по оптимизации деятельности туристках организаций и учреждений в работе с древлеправославными общинами и центрами.

В заключении исследования подведены итоги, сформулированы основные выводы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ

Статьи опубликованные в рецензируемых научных журналах:

1. Васильева Д. Д. Политика стимулирования экономической конъюнктуры Японии (2008-2010 г.) / Д. Д. Васильева // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. 7. История. - 2012. - С. 157-161.

2. Васильева Д. Д. Приоритеты развития туристической деятельности в Республике Бурятия / Д. Д. Васильева // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. 7. История. -2013. - С. 178-186.

3. Васильева Д. Д. Альтернативные пути сохранения этнокультурного своеобразия регионов России / Д. Д. Васильева // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. 14. Философия, политология, социология, культурология. - 2013.-С. 188-190.

Статьи в других изданиях:

4. Васильева Д. Д. Вклад межрегионального сотрудничества в развитие экономической взаимо-заитересованности экономик России и Японии (на примере г. Тоттори) / Д. Д. Васильева // Развитие городских поселений Байкальской Азии : материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 345-летию г. Улан-Удэ. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, госуниверситета, 2012.-С. 245-249.

5. УаэШеуа Б. Maindirectionsofsustainabletourismdevelopmentin Baikalregion / Б. УаэШеуа // Будущие исследования : материалы 9-й Международной научно-практической конференции. - София : Изд-во ООД «Бял ГРАД-БГ», 2013. - Т. 8. - С. 36-39.

6. Васильева Д. Д. Старообрядчество Бурятии как один из ключевых объектов туристической аттракции в регионе / Д. Д. Васильева // Активный туризм в Байкальском регионе: история, реальность, перспективы : материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной Году туризма в Республике Бурятия (Улан-Удэ, 3 апреля 2013 г.) / науч. ред. Б. Н. Найданов, И. И. Дыленова. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, госуниверситета, 2013.-С. 57-62.

7. Васильева Д. Д. Архитектурное наследие деревянного зодчества старообрядцев Забайкалья: опыт сравнительной характеристики / Д. Д. Васильева // Европейская наука XXI века : материалы IX Международной научно-практической конференции. - Пшемысль : Наука и образование, 2013. - Т. 12. - С. 97-101.

8. Васильева Д. Д. Роль этнического туризма в условиях регионального своеобразия / Д. Д. Васильева // Современное развитие регионов и муниципальных образований России: экономические, социальные и политические аспекты (к 90-летию Республики Бурятия) : материалы всероссийской научно-практической конференции. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, госуниверситета, 2013. - С. 179-182.

9. Васильева Д. Д. Место Посольского Спасо-Преображенского мужского монастыря в туристической привлекательности Бурятии / Д. Д. Васильева // Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы международной научно-практической конференции (30-31 мая 2013 г., г. Улан-Удэ, с. Посольское). - Улан-Удэ, 2013. - С. 67-73.

Подписано в печать 19.11.13. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100. Заказ 825.

Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а riobsu@gmail.com

Отпечатано в типографии Издательства БГУ 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, За

 

Текст диссертации на тему "Старообрядчество в развитии религиозного туризма Бурятии"

0420145035Z

На правах рукописи

Васильева Дарья Дмитриевна

Старообрядчество в развитии религиозного туризма в Бурятии

(конец XX - начало XXI в.)

Специальность 07.00.02 - отечественная история

диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: д.и.н., доцент

Палхаева E.H.

Улан-Удэ-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................3

ГЛАВА 1. Конфессиональное пространство как объект религиозного туризма в Бурятии

1.1. Характеристика современного конфессионального пространства

Республики Бурятия......................................................................25

1.2. Место и роль старообрядчества в поликонфессиональном регионе....41

1.3. Государственное регулирование туристической деятельности в Республике Бурятия........................................................................66

ГЛАВА 2. Условия развития и состояния регионального туризма в Бурятии

2.1. Становление и развитие регионального туризма в Бурятии................79

2.2. Формирование религиозного туризма в Бурятии как одного из ведущих направлений развития туризма........................................................118

2.3. Старообрядчество как объект туристической аттракции в регионе......144

Библиография Приложения ..

171 177 189

Введение

Актуальность темы исследования

В XXI в. туризм превратился в глобальное экономическое явление, но развивая индустрию туризма, необходимо максимально использовать потенциал наследия, не нанося ущерб историко-культурным особенностям регионов. Следует отметить и тот факт, что историко-культурное наследие в современном обществе -это такой же дар, как природные, растительные комплексы и биоресурсы, водные богатства. По своей сути памятники истории и культуры - это ресурс не только интеллектуальный, но и экономический, и относиться к ним нужно бережно, используя их в интересах государства. Более того, стратегия туризма определяет приоритетные направления развития отдельных регионов, к каковым относится, в частности, Республика Бурятия. Уникальные природно-климатические, исторические и социокультурные условия республики предопределяют роль и значение туризма для перспектив его дальнейшего социально-экономического развития.

На рубеже XX и XXI вв. актуальным представляется изучение перехода разных моделей региональных культур на новую цивилизационную ступень развития. Небезынтересно в этой связи «новое прочтение» возможностей этнических (традиционных) культур и религий. Это выдвигает прикладные знания истории конфессиональной группы старообрядчества в число приоритетных направлений научного поиска.

В Республике Бурятия проживает множество народов с присущей только им культурой, укладностью быта и нравов. Русское население Бурятии представляют разные группы: сибиряки (старожилы), казаки (служилые люди) и старообрядцы (семейские).

Работа выполнена в рамках нового для отечественной науки направления -

религиозного туризма. Это направление характеризуется недостаточно

разработанной теоретико-методологической и методической базой, что в

з

значительной мере обусловило трудность приобретения достоверной информации и объективных данных.

Степень научной разработанности проблемы. В основу историографического анализа положен метод проблемного освещения трудов. Такой подход к характеристике историографии не случайный по ряду причин.

Во-первых, проведенный исторический анализ показал, что освещение роли и места старообрядчества в развитии религиозного туризма Республики Бурятия в постсоветский период не являлось предметом отдельного комплексного исследования в отечественной науке в целом и сибириведение в частности.

Во-вторых, в поле зрения исследователя оказалась литература общетеоретического религиоведческого характера, труды по истории заселения и хозяйственного освоения отдельных территорий региона, работы по осмыслению сущности современного туризма, выявлению внутренних и внешних причин его функционирования во времени и пространстве, определению его структуры, основных направлений деятельности.

В-третьих, разноплановость, широкий временной спектр и разный уровень научности литературы обусловили выбор проблемного похода к историческому анализу, который дает возможность вычленить в той или иной степени интересующую фактологию и охарактеризовать каждую работу с точки зрения ее полезности для настоящего исследования.

В связи с тем, что исследование заявленной темы предполагает междисциплинарный характер, выделим проблемы, изучение которых автор считает наиболее важными.

Первое направление связано с определением сущности, структуры, функций понятия «этническая и культурная религиозность», «традиционная религия» которые на наш взгляд играют важную роль в процессе трансформации этнических общностей. Проблемам религии и современной религиозной ситуации занимаются такие российские исследователи как Д.Е. Фурман, Р.Н. Лункин, Л.М. Воронцова,

H.A. Митрохин и др.1 Культурная религиозность является более содержательной по своему содержанию, что связано с представлениями человека о принадлежности его к определенной религиозной традиции. Вместе с тем, очевидно, что не все люди причисляющие себя к определенной религии разделяет ее вероучения, не всегда участвуют в обрядах и не входит в религиозную общину «сам факт утверждения принадлежности к определенному религиозному течению важен для мировоззрения, нравственной, культурной и политической ориентации гражданина. Соответствующая религия имеет для человека, называющего себя православным, мусульманином или лютеранином, особую. По сравнению с другими религиями,

л

ценность» . Приводя примеры исчислений последователей различных конфессий, авторы считают, что и этническая и культурная религиозность, являясь мировоззренческой позицией человека, все же не отражают насколько он разделяет соответствующие религиозные верования, насколько последователен в отправлении обрядов и религиозных практик.

Как отмечают исследователи, уровень религиозности - это, прежде всего, численность практикующих верующих, т.е. тех, кто разделяет определенное вероучение, соблюдает предписываемые религиозные практики. Однако число людей, полностью разделяющих вероучение и даже вероучительные истины и исполняющих требуемые практики, как показывают и опросы, и опыт священнослужителей, ничтожно мало3.

Иную позицию по данному вопросу занимает С.Д. Лебедев, который сделал попытку синтезировать обозначенные методологические концепции с точки зрения закономерности формирования и развития религиозной культуры. В своей работе он обосновывает системно-динамическую концепцию религиозности, исходя из

1 Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. - 2005. - №6. - С. 37. Мчедлов М.П. Вера в России в зеркале статистики // НГ-Религии. — 2000. - 17 мая. 1 Митрохин H.A. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. — М.: НЛО, 2004. — С. 38.' Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. К. Каариайнена, Д. Е. Фурмана. - СПб.; М.: Летний сад, 2000. - С. 16.

2 Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. — 2005. - №6. - С. 37.

3 Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. - 2005. - №6. - С. 40. '

следующего положения4: религиозность основана на обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре, освоение ее религиозной традиции.

Таким образом, при изучении религии, анализируя состояние религиозной культуры, религиозного духовного производства на различных этапах развития общества, применяется категория «религиозность», что позволяет говорить о ее культурно-историческом характере. В религии воспроизводиться мировосприятие конкретной культурно-исторической эпохи, отражается культурная картина мира, неотъемлемым элементом которой являются религиозные представления. При этом уровень религиозности выражает степень влияния религии на конкретного индивида, интенсивность проявления признаков, а характер проявления является качественной характеристикой, во многом обусловленной культурно-историческим

контекстом. Основными составляющими этого феномена являются: религиозное

>

мировоззрение и самосознание, религиозные нормы и ценности, религиозный опыт, религиозные традиции, религиозный язык и символы, религиозная практика и религиозные отношения.

Функционируя в определенном контексте истории, религия не может существовать в сознании и поведении общества вне связи с его традицией, которая содержит многоуровневое сочетание верований, уходящих корнями в глубины доисторического прошлого, мифологические представления и элементы, предшествующие религиозным системам5. Таким образом, термин «традиционные

религии» означает, что на определенной территории большинство населения на

)

протяжении длительного периода времени исповедует ту или иную религию или религии. Критерием для классификации религии как традиционной в данном случае выступает время и, как говорит Е.А. Островская, «наличие в ней концепции «истории» и религиозной модели общества»6. В контексте нашего исследования традиция — это наиболее устойчивый компонент этнической культуры. Как

4 Лебедев С.Д. Религиозность: что считать критерием? - URL: http://www.religare.ru/2_35080.html.

5 Глалев B.C. Межконфессиональные диалоги современности: предпосылки, условия, тенденции и лимиты // Межконфессиональные отношения на рубеже тысячелетий: материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 июня 2007 г. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007. - С. 19.

6 Островская Е.А. Религиозная модель общества... - С. 257.

отмечают исследователи, традиционная религиозность и этническая культура взаимосвязаны. В дискурсе этничности роль религии как системы обрядов и — устойчивого образа чрезвычайна важна благодаря возможности использовать ее символы в качестве синтеза этнического этоса и мировоззрения. Поэтому и для того, кто считает себя носителем определенной этничности, и для внешнего наблюдателя, религия выступает не только в качестве этнического культурного феномена, но и как характеристика конкретной этнокультурной/национальной общности7.

В диссертации отмечается, в Республике Бурятия этничность превалирует над религиозностью. Религия исполняет роль маркера этнической культуры и идентичности, являясь формой сохранения и возрождения этнической самобытности. Как отмечают Д.Д. Амоголонова, И.Э. Елаева, Т.Д. Скрынникова, в 1996-1997 гг. только 16% респондентов отметили поддержку религии в числе наиболее необходимых условий для возрождения своего народа, тогда как на насущность возрождения и развития национальной культуры указали более половины опрошенных. В 2002-2003 гг. уже 38,4% участников опроса выбрали поддержку религии в качестве одного из наиболее необходимых условий для возрождения своего народа8. В научных исследованиях, посвященных факторам религиозного синкретизма в Бурятии, называются следующие: глубокая неудовлетворенность существующим социальным порядком, богоискательство в смысле выбора «лучшей религии»9; общие характеристики традиционных религиозных конфессий Бурятии, а именно их морально-этические установки в отношении окружающего мира10; адаптация небольшого по численности народа к новым историческим условиям, метод освоения новых для него духовных ценностей

7 Амоголонова Д.Д. Современная бурятская этносфера: дискурсы, парадигмы, социокультурные практики. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2008. - С. 142.

8 Амоголонова Д.Д., Елаева И.Э., Скрынникова Т.Д. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (постсоветский период). — Иркутск: Радиан, 2005. — С. 216.

9 Михайлов Т.М. Советский образ жизни и рост массового атеизма в Бурятии // Великий Октябрь и развитие бурятского народа. - Улан-Удэ, 1987. - С.153-168.

10 Раднаева Л.А. Межконфессиональный диалог в национальном регионе // Культура народов Сибири: традиции и современность. -Улан-Удэ, 2002. - С.9.

как залогом выживания. В этом проявилось и желание интегрировать в

общероссийское социальное и культурное пространство11.

Особое внимание в контексте рассматриваемой проблемы заслуживают

исследования последних лет, в которых на материалах Республики Бурятия

рассматриваются такие аспекты как: формирование православных храмовых

комплексов региона как культурообразующий фактор в изменении историко-

12

культуроного ландшафта территории , религиозность современной российской интеллигенции13, социокультурные условия формирования религиозной

14 15

социализации молодого поколения и др .

Второе направление связано с понятиями «религиозный туризм» и «религиозное паломничество», которые как социокультурный феномен неоднократно становилось предметом междисциплинарных исследований. В отечественной науке данная тема начала разрабатываться во второй половине XIX века, а до этого периода большая часть исследовательских работ представляла собой по преимуществу либо свод и обобщение эмпирических наблюдений, либо свидетельства о путешествиях паломников предыдущих эпох, либо описания святых мест, а также путеводители. Наиболее разработанные научные исследования были проведены по различным аспектам истории христианского паломничества. Среди наиболее авторитетных авторов исторических исследований: архимандрит Антонин (Капустин), Айналов Д.В., Белокуров С.А., Беляев JI.A., Бутова Р.Б., Герд JI.A., Голубинский Е.Е., Данциг Б.М., Дмитриевский A.A., и др. Тема паломничества привлекала внимание также культурологов, философов, географов, богословов, религиоведов, искусствоведов и антропологов, среди них: Воробьёв В.М., Гнутова

11 Михайлова B.T. Мировоззренческий конформизм: стиль жизни или способ адаптации // Устойчивое развитие; сб.тр. -Улан-Удэ, 1998.- Вып.2.

12 Митыпова Г.С. Православие в истории и культуре Бурятии . Улан-Удэ.-2005 г. 232 с.

13 Алексеева М.С. Религиозность современной российской интеллигенции(на материалах республики Бурятия).-Улан-Удэ: Изд-во Б ГУ, 2007,- 165 с. Петрова Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья (опыт социологического анализа) Улан-Удэ. 1999. 167 с.

14 Анданова С.Б. Религиозность молодежи республики Бурятия (90-е гг. XX в.-начало XXI в.).- Улан-Удэ: Издательство бурятского государственного университета, 2012. -120 с.

15 Общественные перемены Бурятии в условиях трансформации российского общества / Ц.Б. Будаева, А.Д. Нанзанов, Л.В. Бадмаев. -Улан-Удэ: ВСГУТУ, 1998.-187 с. Религиозные организации Республики Бурятия: словарь-справочник / сост. С. В. Васильева [и др.]. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, госуниверситета, 2011. - 248 с.

C.B., Горский B.C., Громов M.H., архиепископ Марк (Головков), Моклецова И.В., Мусин А.Е., Панарин A.C., Пескова A.A., Пиотровский М.Б., Поплавская Х.В., Попов Г.В., Пятницкий Ю.А., Расторгуев В.Н., Рындина A.B., Топоров В.Н., Щепанская Т.Б., Юхименко Е.М. и др.

Вопросы паломничества и религиозного туризма в последние годы рассматривали учёные, занимающиеся комплексными научными исследованиями в туристской сфере, среди них: Антюфеев Г.В., Биржаков М.Б., Брандт И.В., Житенёв С.Ю., Новиков B.C., Прокопенко Т.А., Путрик Ю.С. и др16. Подводя итог работам наполняющих второе направление, необходимо отметить, что история туризма как специальная дисциплина занимает свое место и в системе туристского образования. Таким образом, к настоящему времени сложился определенный комплекс многопрофильной по своему характеру туристской научной литературы. Однако говоря о роли туризма в гармонизации социально-экономического развития России, исследователи отмечают, что «вплоть до последнего времени развитию туризма в России не уделялось должного внимания» и «что нынешнее весьма слабое статистическое обеспечение сферы туризма сильно затрудняет процессы ее планирования и государственного регулирования»17, государственной политики Российской Федерации в области туризма в литературе затрагивалась только косвенно под углом зрения решения насущных задач.

Между тем следует учитывать, что туризм как многоплановый и развивающийся феномен российской социально-экономической, политической и общественно-культурной жизни изучался и изучается специалистами разных профилей. Туризм в целом — предмет междисциплинарных исследований. В этом

16 Антюфеев Г.В. Информационное обеспечение управления туристской деятельностью. M., 2003. С.195. Акишин

B.Н., Биржаков М.Б., Путрик Ю.С. Предложения к Концепции формирования системы правового регулирования туризма в России на 2005-2010 гг. // Туристские фирмы. Национальный туристский журнал. Вып.37. СПб.: «Нрвский Фонд», 2005. С. 66-69.

17 Игнатьев A.B. Российский туризм в эпоху глобали