автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Стереотипы досуговой деятельности учащейся молодежи
Текст диссертации на тему "Стереотипы досуговой деятельности учащейся молодежи"
1
план
Введение 3
Глава 1 Методология социологического анализа стереотипов 14
деятельности
1 Сущность и содержание стереотипов досуговой деятельности
2 Особенности стереотипов досугового поведения учащейся молодежи 50
Глава 2 Содержание и специфика формирования стереотипов досуговой деятельности современной учащейся молодежи.
1 Стереотипы поведения в старшеклассников в свободное время 7$
2 Особенности стереотипов досуговой деятельности студентов вузов 10S Заключение " ч.,"1 / ';■/^ 126 Литература 132
Г> Г. Г7 ТТП'У 7 1.ГГ?
ХЭОЬДпоИхП,
Современный мир характеризуется очень высокой изменчивостью. Те юрмы и правила, которыми люди руководствовались еще в середине XX века, сравнительно быстро заменяются на новые, более соответствующие достижениям научно - технического и социального, прогресса. Большинство международных конфликтов, хотя и. не все, стали решаться за столом переговоров, а не путем военных столкновений. В основных сферах жизнедеятельности женщины достигли равенства с мужчинами, старшее поколение во многих сферах обыденной жизни ориентируется на ценности молодежи, а не пытается как прежде навязать свои.
Люди уже привыкли получать разнообразную информацию с помощью телевидения, радио, наблюдать события, происходящие в другой части мира, становясь их невольными соучастниками. Быстро меняется не только техническое оснащение многих производств, но также становится оснащенным достижениями современной техники каш повседневный быт. Для многих стал обычным явлейием сотовый телефон, Интернет, которые появились несколько лет назад. В этом быстро меняющемся мире кажется уже ничего не остается неизменным, на всем лежит печать преходящего.
Однако., если взглянуть глубже, то заметим, что человеческая природа осталась во многом такой же, как и прежде. Люди также стремятся к личному счастью, достижению материального благополучия, созданию хорошей семьи, полноценному отдыху и т.п. Следовательно, существуют законы, обеспечивающие определенную устойчивость человеческой жизни даже в век различных социальных, научных, информационных революций. Это связано с особыми механизмами воспроизводства человека, к которым относятся • тособы возникновения, существования и смены стереотипов сознания и неведения индивидов и социальных общностей.
А -т
Стереотипы как социальное явление до сих пор преимущественно изучаются психологией, социальной психологией и пока в незначительной степени социологией. Поэтому сразу возникает методологическая проблема исследования данного образования именно с позиций представляемой нами науки, что, на наш взгляд, открывает принципиально новые возможности в познании сущности и содержания социальных взаимодействий различных социальных общностей и индй^идов в них. Сам способ выделения соответствующих социальных стереотипов, познание механизмов их возникновения и разрушения открывает перспективы более глубокого проникновения в сущность и тенденции происходящих в современном мире процессов. Появляется возможность выяснить степень устойчивости и изменчивости в социальных взаимодействиях, тем самым понять характер и содержание конкретных изменений в них и разработать научно обоснованный прогноз на будущее.
Одним из самых, на первый взгляд, устойчивых видов социальных
*
взаимодействий является досуговая деятельность человека. Люди веками вырабатывали способы восстановления своих физических и умственных усилий, создав целую систему разнообразного активного и пассивного отдыха. В середине XX века с появлением и широким распространением телевидения, радиоприемников, качественной звукозаписывающей, а позднее видеотехники произошли значительные изменения в содержании и формах досуговой деятельности различных слоев населения. К тому же в связи с сокращением рабочего времени существенно увеличилось само время, которое человек может уделить отдыху и развлечениям. В 60 -е годы появилось понятие ((.цивилизация досуга», отражающее качественные преобразования в месте и роли данной деятельности в жизни человека, по крайней мере в развитых
Однако сохранились те устойчивые способы проведения досуга, которые определяются самой природой человека, ролью системы воспроизводства его физических и интеллектуальных сил. Поэтому важной социологической проблемой является изучение, в частности, стереотипов использования свободного времени в условиях появление принципиально новых технических и организационных форм удовлетворения потребности в нем для достижения важных для человека жизненных целей. На важность социологического изучения этой проблемы обращал внимание еще в начале 80-х годов известный исследователь свободного времени Г.П. Орлов, отмечая, что «поиск разумной меры, воплощающей культуру досуга, связано с выделением
/- г \
относительно устойчивых спосооов использования свооодного времени...»
Важность данной проблеме не уменьшилось, поскольку требуется выяснить то, в какой мере научно - технический и социальный прогресс, а также переход нашей страны к рыночной экономике влияют на содержание и формы проведения досуга разными социальными общностями.
Что сохраняется в качестве устойчивой схемы, а что неизбежно заменяется новым, более соответствующим духу времени? Каким образом само новое через сравнительно короткое время становится, стереотипом, автоматически воспроизводимом большой массой людей? В частности, речь идет о появлении особой моды на те или иные способы проведения свободного времени. В связи с этим, в частности, на наш взгляд, требуется уточнить содержание самого понятия «досуг». Он уже перестал быть просто временем предназначенным для восстановления физических и умственных сил, которые человек затратил во время работы. Досуг превратился в пространство для особой созидательной деятельности, в которой реализуется и меняется и иди в иду ал ь и ость личности. Досуг стал специфической формой свободного бытия индивидуальности
' Орлов Г.П. Свободное время и личность Св.. 1983. С. 10?
человека, без которой его жизнь становятся неполноценной и ограниченной. Меняется само влияние качества и содержания досуговой деятельности на 1роизводствеяную и бытовую сферу жизни индивидов.
Таюке требует своего специального изучения трансформация досуга, которая. произошла в постсоветских странах после крушения социализма. Этот эбщестзенный строй формировал классовое представление о том, как люди аолжнь: проводить свое свободное время, восстанавливать силы, которые были отданы на «благо всего человечества» в трудовой преобразовательной деятельности. Поэтому внедрялось представление об особом «культурном досуге» и осуждались всякие отклонения от норм и принципов его использования.
В период перехода т< рыночной экономике возникает специфическая форма сочетания прежних способов проведения свободного времени и тех, которые вызваны реалиями сегодняшнего дня. Это прежде всего существенное ограничение материальных возможностей для внедомашних форм досуга. Отмечается возрастание пассивного времяпровождения за телевизором, просмотром видеофильмов, прослушиванием аудиозаписей. Значительно изменилось содержание той информации, которую человек воспринимает во время отдыха. Сейчас оно наполнено в значительно большей мере представлениями, формируемыми массовой культурой Запада. Отечественная культура, национальные традиции в определенной степени отходят на задний план. 3 связи с этим важно выявить те стереотипы, которые, возникнув еще в советском обществе, продолжают влиять на досуговую деятельность определенных слоев населения, в частности молодежи.
Представляет большой научный и практический интерес выяснение и особых стереотипов свободного времени, порожденных последним десятилетием в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике. Эти
дает возможность выявить перспективы развития досуга в следующем столетии
; ( I I О 1 Г.Т Г*
Наиболее подвижной к активно включенной в досуговую деятельность является учащаяся молодежь. Она прежде всего характеризуется тем, что занимается особой «производственной» деятельностью связанной с образованием. Она требует значительных умственных усилий, восстановление которь х должно, на первый взгляд, осуществляться специфическими способами. В чем же их особенность в отличии от того, что присуще старшему поколению, людям занятым обычным производительным трудом? Простое обыденное наблюдение показывает, что, во - первых, большинство школьников и студентов не очень устают от умственной работы на уроках и лекциях. Во-вторых, сам досуг ими обычно не рассматривается как деятельность по восстановлению интеллектуальных сил. Ом для них имеет иное значение, требующее своего специального исследования.
Молодежь создала в последние десятилетия свои специфические формы проведения досуга, например: дискотеки, посещения молодежных концертов, ночных, клубов и т.п. Речь идет об особой «субкультуре досуга». Композиторами пишется специальная музыка для отдыха молодежи и ее развлечения, режиссерами создаются молодежные видеоклипы. Модельерами разрабатывается специальная одежда для молодежного отдыха. Существует целая индустрия молодежного досуга, которая, естественно, формирует свои стереотипы производства, распространения и реализации соответствующих ценностей. Они важны не только для данной социально - демографической группы. С з'скорением темпов изменения социальной жизни, когда новое поколение уже не может жить, воспроизводя нормы и правила старших, последние начинают активно усваивать те представления, которые широко распространены среди молодежи. Наиболее ярко это проявляется в досуговой
деятельности, например: в прослушивании музыкальных записей, видеоклипов, 'айнах я т.д.
Поэтому становится актуальной проблемой выявления тех стереотипов ^пользования свободного времени, которые, появившись когда - то в молодежной среде, уже усвоены и другими поколениями, что создает особую рорму объединения разных по жизненному опыту, знаниям, формам трудовой деятельности, социальному положению индивидов.
Так же важно отметить еще один существенный фактор, влияющий на сохранение и изменение стереотипов досуговой деятельности. Она всегда зсуществляется в особых поселенческих структурах. Это может быть крупный промышленный центр, предоставляющий значительный спектр возможностей проведения свободного времени, а может быть и небольшой поселок городского типа с качественно иным набором услуг в этой сфере. При
V-
социалЕзме в нашей стране были созданы специфические поселения, которые невозможно приравнять к известным, традиционным формам организации совместного проживания значительной м$ссы людей. Речь идет о т.н. «закрытых городах». Они появились в конце 40 -х годов в условиях перехода к «холодной войне», противостоянию двух мировых держав, создающих и имеющих атомное оружие. Его разработка и производство осуществлялись в условиях строгой секретности в специальных сравнительно крупных поселках с численностью населения в 30 - 40 тысяч человек. В них были сконцентрированы высококвалифицированные научные и инженерные кадры, занимающиеся творческим трудом, имеющие высшее образование, а также интеллектуально развитые рабочие. Они сформировали свою культуру досуга.
В этих городах сложилась и своя специфическая система стереотипов досуговой деятельности, котооая фактически никем не изучалась. Естественно, что в условиях трансформации российского общества в подобных городах
также происходят существенные изменения в различных сферах жизнедеятельности людей. Важно с социологических позиций рассмотреть, каким же образом осуществляется наследование молодежью традиций досуговой деятельности старших поколений в этих городах, где прежде действовали дворцы культуры, существовали свои театры, крупные библиотеки и население отличалось высоким уровнем активности в сфере свободного времени. Такое исследование позволит выявить общее и особенное в разрушении старых и становлении новых стереотипов досугового поведения для различных поселенческих групп.
Таким образом, социологическое изучение стереотипов досуговой деятельности позволяет выявить важные тенденции их воспроизводства и изменения в современных условиях не только у учащейся молодежи в целом, но и других социальных общностей в различных типах поселения.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Прежде всего отметим исследователей, которые внесли значительный вклад в изучение стереотипов: Агеев B.C., Адорно Т., Гамильтон Д., Кон И.С., Коробов В.К., Левада Ю.А., Липпман У., Маурер Д., Меренков A.B., Миллер Ti, Московичи С., Росс М.5 Семендяева С.Ю., Тзджфел Т., Шихирев П.Н., Юнг 1С. и др. В их работах изложены различные подходы к пониманию сущности стереотипов и механизма их становления.
Активно изучали теорию и практику становления и развития досуговой деятельности Гордон Л.А., Груш и н Б.А., Зборовский Г.Е., Клопов Э.В., Моештв Б.Г., Мурзин А.Э., Неценко A.B., Орлов Г.П., Патрушев В.Д., Пименова Б. И., Пруденский Г.А., Сидоров С.А., Соколов Э.В. и др. В настоящее время сложилась определенная методология и методика изучения
Дг-лч^г^о р.'Т")::гл1!Пгт V з^ ел j хtz г 7 О лд г? Л г т г х г:
UV V ä et "i 11 Di s\ ivd i \ji WMi'ifi i. iciv^jivi i я/i.
Следует особо выделить уральских . социологов, которые активно шимались изучением социологии досуга в 60-90 -х годах: Грибакин A.B., 'ончаренко М.Н., Грязнова О.В., Егоров В.В., Меньшикова Н.В., Малинова 1.П., Мельников И.Г., Нечаев В.В., Поддубная P.A., Романова К.С.
Значительное внимание уделялось в прошлом и в наше время сследованию досуга учащейся молодежи: школьников, студентов в работах: юженко Л.Ф., Буте и ко И.А., Вишневского Ю.Р., Зборовского Г.Е., 1коннишвой С.Н., Когана JI.H., Лисовского В.Т., Моделя И.М., Павлова Б.С., 1опова В.Г., Руби ной Л.Я., Стоян А.Н., Трегубова Б.А., Шапко В.Т. и др. В ¡тоге накоплен большой теоретический и эмпирический материал по >азличным аспектам специфики досуговой деятельности учащейся молодежи.
■,2ч
В то же время практически отсутствуют работы по специальному исследованию стереотипов досуговой деятельности. Важно не только выявить содержание досуга, требуется определить наиболее устойчивые формы его проведения и те факторы, которые детерминируют их сохранения, а также изменение под воздействием преобразований в социально - экономической гфере в процессе перехода к рыночным отношениям в нашей стране.
ЦЕЛЬ работы: изучить особенности стереотипов досуговой .деятельности различных категорий современной учащейся молодежи, проживающей в «закрытых городах» и основные тенденции их изменения в процессе утверждения рыночных отношений.
ЗА Л A4 И: выявить специфику социологического понимания стереотипов как формы взаимодействия человека с окружающим миром;
- выяснить содержание и виды стереотипов досуговой деятельности
современных старшеклассников и студентов, провести их сравнительный
SHUUn'Sy
- исследовать специфику современных стереотипов проведения досуга
учащейся молодежи типичного «закрытого города» на примере г.
Новоуральска Свердловской области.
- определить основные факторы, влияющие на сохранение и изменение стереотипов досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях становления рыночной экономики.
I 1 ЛГ!! ; ' ! ; ' Л ___.... .
Л\_ЛОИОП/Л. рЭ001Ы
-На основе анализа генезиса стереотипа дается его социологическое понимание как особой, построенной на определенном шаблоне формы взаимодействия социальных групп, индивидов, обеспечивающую адаптацию человека к миру через устойчивое воспроизводство освоенных видов деятел ьнос.ти.
-На основе анализа тенденции развития свооодного времени формулируется понимание особенностей современного досуга, как деятельности, обеспечивающей человеку достижение положительных переживаний, удовольствий при свободном выборе способов самореализации.
- Проведен сравнительный анализ стереотипов досуговой деятельности молодежи 70-х и 90-х годов. Показано общее и особенное в их направленности , содержании и формах осуществления. Современная молодежь пока не создала „новых стереотипов проведения досуга по сравнению со старшим поколением, в то же время произошло частичное разрушение прежних стереотипов,
выставок.
Исследовано общее и особенное в стереотипах досуговой деятельности современных старшеклассников и студентов ВУЗов. Общим является господство узколичностных ориентации, пассивных форм реализации
свободного времени, установок на развлечение. Специфическим для студентов
:вляетоя реализация в досуге потребности в. поиске спутника жизни, а также юлее высокой деятельности по самопознанию, самообразованию, сформированной системой обучения в выс