автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Стереотипы поведения в истории культуры

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Бабаева, Анна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
Диссертация по культурологии на тему 'Стереотипы поведения в истории культуры'

Текст диссертации на тему "Стереотипы поведения в истории культуры"

1 1 гх ! / ""•'■ / "

Санкт-Петербургский государственный университет

на правах рукописи Бабаевой Анны Владимировны

СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Специальность - 24.00.02 - историческая культурология

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Выжлецов Г.П.

Санкт-Петербург 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................С. 3.

Глава I. СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ.

1. Понятие "стереотип поведения"............................................С. 14.

2. Стереотип поведения в системе культуры............................ С. 40.

Глава II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.

1. Восток и Запад : особенности стереотипов поведения.........С. 71.

2. Стереотипы поведения в истории русской кулыуры........... С Л 03.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... С.137.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................С Л 43.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальноспъ темы исследования; Многообразие существующих кулыур, а также стремительно растущая необходимость более тесного общения различных социокультурных групп между собой рождает проблему диалога культур. Она становится актуальной для отечественной научной мысли еще и потому, что Россию захлестнул поток инокультурных влияний. Но взаимопонимание невозможно без рассмотрения отличительных черт культур. Одним из внешних факторов, показывающих отличительные черты культуры являются стереотипы поведения. Культурные стандарты охватывают все сферы человеческой жизни и выражаются в особых символических формах: обрядах и ритуалах, художественных стилях и религиозных уставах, стереотипах сознания и поведения, системах мировоззрения и образа жизни. Именно диалог приводит всю систему символических форм в сферу взаимного понимания и принятия . Общество, чтобы функционировать как единое целое, как сложная социокультурная система, должно установить рамки для поведения человека. Регуляция поведения осуществляется с помощью различных механизмов. Но основным регулирующим фактором выступают существующие в обществе базовые ценности и нормы поведения. В обыденной жизни стереотипы поведения стабилизируют и упорядочивают образ жизни. Хотя человек и стремится к вариативности, многообразие поведения никогда не бывает беспредельным. В противном случае невозможно было бы общение между людьми, их объединение в различного рода социокультурные объединения. На упорядочение вариантов поведения направлена тенденция унификации, которая проявляется в выработке общих ( для группы) программ поведения. Включение человека в культуру начинается с усвоения принятых норм поведения и общения. В процессе

социализации транслируются алгоритмы выработки поведенческой линии. Именно эта сторона достаточно точно и весьма дифференцированно отражает специфику конкретной культуры, ее изменения.

При более общем рассмотрении культура выступает как целостное образование. Это предполагает выработку не только единых правил поведения, но и общей памяти и единой картины мира.

Сегодня проблема диалога культур занимает все большее место в отечественной и зарубежной научной литературе . Возросший интерес к данной проблеме объясняется спецификой культурного развития общества в XX веке. В настоящее время типологически различные культуры "втягиваются в одно духовное пространство: странно и мучительно сопрягаются друг с другом"1.

Диалог культур предполагает не только взаимопонимание и общение между различными культурными образованиями, но и требует духовного сближения культурных регионов,сформировавших свой комплекс отличительных черт. Диалог - это не только необходимая форма существования современных культур, но и процесс"прочтения" и понимания этих культур. Стереотипы, сложившиеся в обществе на основе ценностно-нормативной системы, являются как бы "ключом" к пониманию иных культур. Они позволяют взглянуть на культуру с точки зрения людей, создавших иные ценности.

Стереотипы поведения помогают осуществлению диалога. Именно полифония различных стереотипов поведения таит в себе адекватное выражение многоликости культуры.

1 .Библер B.C. Культура. Диалог культур //Вопр. философии. -1989.-N6. -С. 32.

С другой стороны, стереотипы поведения фиксируют изменения происходящие в системе базовых ценностей. Они выступают внешней формой выражения происходящих в социокультурных системах перемен.

В современном Российском обществе предпринимается попытка трансформировать ценностно-нормативную систему, поэтому изучение стереотипов поведения помогает в условиях этого процесса фиксировать изменения, которые происходят в системе ценностей.

Все, что происходит в культурах обществ, можно проследить при изучении изменяющихся систем стереотипов поведения. Стереотипы поведения помогают фиксировать все возникающие новшества в социокультурных группах. Это очень важно, поскольку культура постоянно находится в состоянии развития и обновления.

Цели и задачи исследования:

Стереотипы поведения выступают одним из компонентов культуры. Они, с одной стороны, формируются на основе ценностно-нормативной системы, а с другой-обуславливают отличительные черты образа жизни, общения, поведения.

В данной работе стоит цель - рассмотреть место стереотипов поведения в контексте культурологии. Достижение этой цели требует решения ряда исследовательских задач:

- выделение самого понятия стереотип поведения из общей категории "стереотип";

- выявление соотношений стереотипов поведения с другими компонентами культуры;

- сравнение функционирующих стереотипов поведения в различных социокультурных общностях. В качестве примера сравнение стереотипов поведения в культурах Востока, Запада и России.

Предметом исследования выступает стереотип поведения и специфика его проявления в различных культурах.

Несущим элементом любой культуры выступает религия как определенная система идей, представлений о человеке и его образе жизни. Поэтому изучение феномена стереотипа поведения опирается на выделение религии как доминирующего компонента духовной жизни и норм поведения. "Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Она... была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения <м.

Религия воспринимается как совокупность символов, на основе которых происходит интеграция культуры и передача из поколения в поколение ее ценностей, а также шаблонов поведения. Основная социокультурная функция религии - выдвижение идеалов, ценностей, норм^ стимулирующих общественное развитие. Религия создает эмоциональную общность, и именно поэтому религиозные доктрины проникают в повседневную жизнь человека.

Религиозная обусловленность норм поведения является главной детерминантой этики культур Востока и некоторых периодов историй в культурах Запада.

Для более полного рассмотрения нужно взглянуть на сложившиеся в разных культурах системы стереотипов поведения исходя из компаративистского подхода. Поскольку он способствует выявлению общего и особенного в содержании и внешних

1. Бердяев H.A. Философия неравенства. - М., 1990. - С. 248.

проявлениях различных культур. Позволяет проникнуть в их сущность и, следовательно, обеспечивает их более глубокое познание и понимание,

В данной работе предпринимается попытка сравнения сложившихся систем стереотипов поведения в культурной дихотомии Восток-Запад. А также рассматриваются стереотипы поведения в культуре России, тле. она, находясь на встрече этих двух цивилизационных потоков, сформировала неповторимую своеобразную культуру.

Состояние научной разработанности проблемы: Появившись в 1922 году в работе УЛиппмана "Общественное мнение", термин "стереотип" применительно к общественной жизни положил начало эмпирическому изучению данного феномена. За прошедший период в американской научной мысли было разработано несколько подходов к изучению стереотипов. Среди них можно выделить:

- психодинамический, где личность рассматривается как источник формирования и функционирования стереотипов;

- прагматический, выдвигающий на первый план свойство стереотипов создавать единообразный эмоциональный фон;

-социально-критический, изучающий влияние стереотипов на функционирование культуры, особенно массовой, и различного типа субкультур.

Основная социокультурная функция стереотипов, по мнению американских исследователей, в том, что при их помощи внушаются не только эталоны поведения в обществе, но и фиксируется стандартное для каждой из существующих культур отношение к ценностям общества, группы. Именно на выяснение форм фиксации ценностей и измерение уровня стереотипизации сознания и поведения направлены современные исследования

западных авторов.

К сожалению, большинство работ западных ученых, изучающих проблемы стереотипов и их роль в кулыуре, так и не были переведены на русский язык. Многие из них остались недоступными для отечественных исследователей.

В отечественной научной мысли проблемы стереотипов, стереотипного сознания и поведения длительное время были за рамками традиционных исследований, хота вопросы, близкие к данным проблемам, затрагивались в различных гуманитарных науках ( истории, этнографии, психологии, философии, социологии, антропологии, истории культуры).

Этнопсихологические наблюдения можно встретить уже в трудах античных историков: Геродота, Тацита, Плиния, Ксенофонта и др.

Возникновение подлинно научного интереса к проблеме норм поведения у различных народов можно отнести к XVIII веку ( в работах Ш.Монтескье, Ж.Бюффона и др.). Но лишь в 1859 году Х.Штейнталь и МЛацарус объявили о попытке создания "психологии народов", составной частью которой были вопросы, рассматривающие шаблоны поведения. Они высказали предположение, что у каждого народа существует единое "народное'4 сознание. Именно оно оказывает влияние на принятие различных правил поведения и создает неповторимый колорит культуры.

Проблемы, близкие к исследованиям стереотипов поведения^ были рассмотрены в трудах западных философов, социологов и историков : Ф.Бэкона, М. Вебера, Т. Парсонса, Э. Гуссерля, М. Блока, Ф. Броделя, Э. Фукса и др. Они помогли в исследовании специфических черт стереотипов поведения в различных культурах.

1 Для изучения функционирующих стереотипов поведения в

русской культуре были использованы работы философов "серебряного века". Они стремились дать философское осмысление национального своеобразия русской культуры. Аналитически пытались выяснить основы, на которых формировался менталитет русского народа и показать,как он был связан с нормами поведения. В итоге они в своих трудах создали собирательный образ России, без которого невозможно увидеть все отличительные черты русской культуры.

А

Поэтому труды Н.А. Бердяева, Н.Ц. Данилевского, И.О. Лосского, П.А. Сорокина, Вл.Соловьева, Г.П. Федотова, Г. Флоровского и др. стали основой, на которой строилось изучение специфики стереотипов поведения в русской культуре.

Описание характера ментальности конкретной исторической общности, выделение характерных черт образа жизни можно найти в трудах историков и этнографов : И.Е. Забелина, М.Забылина, В.О. Ключевского, Н.И.Костомарова, С.В.Максимова, ПА.Милюкова и

В этих и других работах встречаются интересные подходы специфического отношения к миру и людям в русской культуре. Однако авторы не ставили своей целью уделить внимание обобщенным социокультурным характеристикам, ограничиваясь констатацией основных отличительных черт образа жизни.

В середине 80-х годов в отечественной науке появился целый ряд работ, в которых была предпринята попытка рассмотреть роль стереотипов в обществе. Среди исследований можно отметить работы: Грановской P.M., Крижанской Н.М. "Творчество и преодоление стереотипов", Ефимова В. " Этосология как учение о нравах и нравственности", Касьянова К. " О русском национальном характере", сборники :"Этнознаковые функции культуры", "Этнические стереотипы поведения", "Этнические стереотипы мужского

и женского поведения", "История ментальности", в которых в той или иной мере затрагивались вопросы, связанные с изучением стереотипов в различных культурах.

Привлечение исследований различных наук помогло попытке дать культурологический анализ стереотипам поведения, поскольку вопросы, затрагиваемые в исследовании этого феномена, лежат на пересечении ряда наук.

В качестве источников были использованы труды американских исследователей : УЛиппмана, У.Вайнеки, Э.Богардуса, Т.Ньюкомба и других, в которых разработаны теоретические подходы к изучению феномена стереотипа в обществе.

При исследовании функционирования стереотипов поведения в различных культурах были использованы законы, которые формировали нормы взаимоотношения и поведения людей. Среди них можно отметить: "Ли Цзи", " Дао дэ цзин" в культуре Китая, "Тайхорё"- произведение,которое фиксировало правила поведения в средневековой Японии; древнеиндийские законы" Ману", 4 Упанишады", "Коран" как источник мусульманских норм и правил поведения, древнерусские письменные источники: "Поучения Владимира Мономаха", "Правда Ярослава Мудрого", и более поздние - "Домострой", " Юности честное зерцало ".

Но в целом проблема остается разработанной не полностью.!

■е. ""

Можно отметить исследования по проблемам близко стоящим к изучению стереотипов поведения, но сами стереотипы исследуются в меньшей степени. Практически не изучены культурные стереотипы и стереотипы поведения. Предложенный УЛиппманом термин был редуцирован исследователями до уровня национальных и профессиональных стереотипов. А ведь стереотипизации, согласно У Липпману, может подвергаться все многообразие социокультурных

объектов. Содержание этнических стереотипов широко изучалось во всем мире, в том числе и в нашей стране (работы Агеева B.C., Коневой Е.В., Касьянова К и др.). Иногда исследователи обращали внимание на иные, но содержательно идентичные проблемы. Изучение же стереотипов поведения практически не ведется. Причины этого непонятны, поскольку знания о нормах и требованиях к поведению и как эти требования трансформируются в культурной действительности способны помочь в понимании различных культур. В отечественных исследованиях сам термин стереотип поведения практически не используется.

Научная новизна работы;

Впервые в работе стереотип поведения рассматривается в системе культурологии.

Стереотип поведения сравнивается с другими компонентами культуры.

В работе предпринимается попытка подчеркнуть специфику стереотипов поведения как внешних выразителей базовых ценностей

культуры.

Изучение стереотипов поведения связывается с анализом историко-культурной самобытности.

Предпринимается попытка рассмотреть различные системы стереотипов поведения, на примере культур Востока, Запада и России.

Научное и практическое значение работы:

Стереотипы поведения помогают увидеть специфику культур, их основные отличительные черты. Комплексное осмысление стереотипов поведения в культурологическом пространстве позволяет зафиксировать происходящие изменения в социокультурных общностях.

В повседневной жизни человек как правило лишен возможности подвергать критическому анализу принятые стандарты поведения. Поэтому в обыденной действительности люди чаще всего поступают шаблонно. Внешнее поведение людей в культурах всегда было в большей или меньшей степени ритуализированно и

стереотипизированно. Все изменения, которым подвергаются базовые ценности, внешне можно отследить через изучение изменяющейся системы стереотипов поведения. В культуре обществ, "когда прекращаются исторические мутации, непредвиденные возникновения новых форм существования, тогда культура умирает <ч.

Именно система стереотипов поведения четко фиксирует возникновение новых форм культуры. Они обуславливают и механизмы этнической идентификации. Контакт людей разных национальностей - это, в первую очередь, контакты культур. Учет культурно значимых различий позволяет более адекватно взглянуть на современные национальные проблемы вообще и межнациональные конфликты в частности. Последнее особенно важно в силу необходимости принятия практических шагов. Взгляд на межнациональные отношения, как на взаимодействие различных кулыур 7 через господствующие системы стереотипов поведения позволит избежать односторонних представлений.

Актуальность темы исследования позволяет использовать ма�