автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Стих Ю. Левитанского

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Салханова, Жанат Хамаровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Стих Ю. Левитанского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Стих Ю. Левитанского"

АЛЬ'АТИКСЮГЛ ГОСУДАРСТВУ1™^ ОРЛРЧА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗКАР/ВНИ УИУВКРСрт^ Ш/внтт АБАЯ

,, ^ На правах рукописи

' ' ■ i

САЯХАНОВА FAHAT XAVAPOBHA

УДК 808:8/47/8?.08

СТИХ D'.'JIEB'.íTAHCKOrO 10.01.08 - Теория литературы

АВТОР ЕФРРАТ-

диссертапии на соискание ученой сте*"-кандидата Филологических наук

АЛУАТН 1994

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Алматкнского Государственного Университета имени Абая

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведзгтая организация

доктор Ягадологических наук, профессор Л.Л.Вельская

доктор Филологических наук, профессор С.АЛ-'аттв кандидат Филологических наук, допент Г.М.Мучник

Академия наук Республики Казахстан Институт литературы и искусства им.М.Ауэзова

Зашита диссертапии состоится 1994 г.

в №оо часов на заседании специализированного совета КР 14.05.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при АТТГ . ht^/^fofoo

С диссертапией можно ознакомится в библиотеке филологического факультета АГУ им.Абая

Автореферат разослан " " 1994 г.

Ученый секретарь спеиализированяого совета кандидат йилогических наук дохтент

XT'

С.Д.Абишева

Стихосложение - важнейшая составная часть поэтического стиля, во многом определяющая художественную пенность и специфику поэзии и в то же время выражавшая характерные признаки и тенденции версификации данной эпохи. Версификапконная система второй половины XX века существенно отличается от стиха поэзии ХУ111-У1Х вв., обшая эволюция стиховых борм осуществляется в направлении от го-моморйности и симметричности, свойственных классическое стиху, к гетероморфности/термян А.Л.Новтиса/ и асимметрии, характерных для современного стиха.

' Господство гетероморфного стиха, "текучей" формы, развитие наряду с классической метрикой полиморфного и свободного стиха, Усиление ритмичности-неклассических размеров, активизация трехслохнх-ков, полиметрии, новой системности рисования и строфики - все эти я многие другие явления постепенно приобретают значение естественной норун современного стиха и, по мнению академика М.Л.Гаспарова,. "...именно такой путь развития следует считать.перспективном" .

В этой связи перед стиховедческой наукой наряда с разработкой теоретических и ясторихо-типологичееких проблем стоят задачи иесле дования стиховых систем отдельных авторов, без чего нельзя воссоздать историю русской поэзии. Пря этом ми понимаем индивидуальное не как обособленное, но как результат осознания истории и действительности, когда индивидуальные характеристики стиха позволяют соз дать ряд моделей различных стиховых конструкций, определить стиховые инварианты, существующие сегодня в поэзии. Совокупность названных вопросов определяет актуальность исследования верскфякягот-онной системы Ю.Левитанского.

Научная новизна исследования.Творчество Ю.Левитанского совершенно пе исследовано, а немногочисленные критические заметки пред-

1.Гаспаров М.Л.Очерк истории русского стиха.М.,1984,с.281.

ставляют собой идейно-тематический обзор, анализ же верснфикапи-онной системы хотя бы на обзорном уровне полностью отсутствует. Имеются лишь ссылки на его стихи в качестве примеров нового ри^ мовакяя н строфики в работа* некоторых литературоведов и стихове довЛ'.Гаспарова, Л.Ермиловой, Д.Самойлова, С.Абишевой, Ю,.Орлипко го/.Новизна данного исследования заключается в том, что это первая попытка изучения стихосложения Ю.Девитанского.

Методологической основой являетсч философское положение о том, что в диалектическом процессе познания выяснение сути отдельных явлений способствует Формированию теории общего и дяя действитель ного изучения предмета следует строгаться к анализу всех его сторо!

IIель работы, заключающаяся в описании, стиха Ю.Левитанского как целостной поэтической системы, определила конкретные задачи: исслв довать метрический репертуар поэта, ритмические возможности основ них размеров, рифменный словарь * способы рифмования, строфическую композицию, наметить способы семантической интерпретации сти хотворной формы, определить место и вклад Ю.Левитанскогр - стихо творца в эволюции версификапионной культуры XX века.

Штодика внполнетртя работн.Поставленнне задачи обусловили ком плексный подход к анализу системы стиха. Использованный нами срав нительно-статистический метод позволяет дать "...точную объектив ную картину состояния стиховой техники и сделать соответствующие корректные выводы"*.Для качественной же характеристики художественного произведения как целостной эстетической структуры возмож ности статистического исследования оказываются ограниченными, это вызвало необходимость обращения к системному анализу.

ММтериалом для исследования в настоящей работе стали следую-

1.тамашевский Б.В.Теория литературы: По этика.4-изд. ,М,1928,с.240.

щке книги стихов ЮЛевитанского: "Солдатская дорога"/1948/,мНя:та дни"/1952/,"Листья летят"/1956/,"Теченье лет"/19вЭ/,иЗоспомяна-ние о красном снеге"/1975/,т/.збранное"/198г/,,,Годт1и/1939/,"Еелие стихи"/1991/.Обследовано 389 стихотворений,11716 стиховых рядов, 1 поэма/"Мама и космос"/,описано 4450 ри^/опар.

Птактическая значимость габотн. Результата диссертапии могут быть использованы в исследования-* по теории литературы, в работах, посвященных проблемам стиховедения и поэтической сеуактихи. вопро сам традиции и новаторства в современной поэзии, при составления учебных пособий, а также в практике преподавания вузовских курсов по истории русской литературы.

Апробация работы осуществлялась на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава АТУ имени Абая/1989-1993/,Семипалатинского педагогического института имени Шакарима /1990-1992/, на аспирантских семинарах. Содержание работы нашло отражение в шести публикациях.

Структура диссертация.Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Приложения, списка использованной литературы, включа гаей 190 наименований. В Приложении помещены Алфавитный индекс, Метрический справочник, 32 таблицы. Объем основной части исследования 156 страниц.

Во Введении поставлена проблема диссертация, обоснована ее актуальность, выявлена степень новизны теплы, определены цели и задачи, сформулированы теоретические и методологические положения, которые легли в основу работы, дан краткий анализ творческого пу ти поэта, выработана общая методика исследования и конкретизирован объем изучаемого материала.

В первой главе - "Метрический репертуар и ритмическая организа ция поэзии Ю.Левитанского" предметом описания являются метрика и

ритмика, анализ стиха осуществлен в традиционном русле и дан в синхроническом аспекте. Стих Ю.Левитанского сопоставляется со сти хом ХУ111-Х1Х вв.,начала XX в.»современным стихом, а также отдель геле поэтов: Пушкина,Есенина,Пастернака,Мартынова,Яшина.Слуцкого, Вознесенского.Евтушенко.Межирова.Сулейменова,Самойлова, ДудинаЧ

В результате статистического обследования установлено, что в метрическом репертуаре Ю.Левитанского преобладает классический/Кл/ стих/65,6.^/, представленный 30 размерами. Низкий показатель дву-слсу.никоз/42,1й/ "компенсируется" значительным ростом неклассичес кого стиха/Нкя-32А%/, показатели трехсложнкков близки к средним по периоду/23,5%/.

.Двусложные газуарт.Анализ показал, что в стихе ЮЛевитансхо го сохраняется "ямбическая" традиция, присущая русской поэз-ии, ям бы лидируют как в группе Двусложникоэ/62,8^/, так в метрическом репертуаре в келом/26,1#/ и по степени употребительности распреде ляются следущим образом: Я5-56,3£ от всех ямбических размеров,Я4-23,2%, ЯЗ—9,15?, Я6-6,1$, ЯРз-5,0*. ■

Хореи составляют 16,отметим склонность стихотворца к пяти стопным конструкциям - Я5 и Х5 являются самыми популярными размерами в группе двусловников.

В системе ритмических форм/Рф/ выявлено богатство вариантов, к примеру, в Я4-6 Рф, Я5-12 Рф, Х5-8 РФ, при этом снижается частотность полноударных и увеличивается употребительность второстепенных, в том числе редких/яипш.гтяпя.гптх/, обилие 6Рф в Х4. придает ритму пеошгческое звучание. Ритм двусложных размеров можно назвать "легким", поскольку встречаемость полноударной формы" носит спорадический характер и, как правило, во взаимосвязи с други

1.Использованы данные М.Гаспарова,Л.Бельской,Т.Гвоздиковской,Н.Су воровой, К.Бузаубагаровой,0.Абишевой,С.Савченко,Ю.Орлицкого.

Рф. Общая тенденция к "облегченности" проявляется и у Ю.Левитак-ского; об этом говорят низкие показатели средней ударности/ср.: ХУ111в.-76,9#,Х1Хв.-74,5#,младаие советские поэты-73,2%,Вознесен скиЙ-71,6;г,Самойлов-66,2,Левитанский-60,9Х/, это результаты подсчетов лишь по одному размеру-Х4, но они свидетельствует о том, что средняя ударность з Х4 Ю.Левитанского - одна из садах низних в современном стихе.

Сглаживается ритмическая кривая за счет преобладания в двуслож пиках "архаизирующего" ритма, наряду с ним существует ритм "переходного типа" в Я4 и Х4. В Я4 1 и 2 стопы почти равны/82, С/з—81,8/5/, в Х4 показатель ударности 2 стопы/93,В%/ находится в критической точке, на стыке "архаизаторскрго" и "традиционного" ритмов.

Признаками, определяющими своеобразие двусложниксв, являются также отсутствие вольных конструкций, переменная и исчезавшая це зура, редкость примеров сверхсхемннх ударений, высокая сочетаемость клаузул, оригинальность - рифмовки и строфики.

$2.Трехсложные Разметы. Группу трехсложников составляют 18 размеров/Ан-43,2^,Ам-36,4^,Д-20,4£/, при этом прослеживается паде ние интереса к дактилю, свойственное для общей картины современной поэзии. Но если в целом в стихе второй половины XX в. наблюда ется доминирование АнЗ,АмЗ,Д$, то Ю.Левитанский отдает предпочтение другим размерам - Ан5,Ам5,АнВ,Д5,ДВ и здесь, как и в двуслож-никах наблюдается тяготение к пятистопникам.

Специфика ритма в трехсложных размерах создается благодаря трем существенным факторам: расположению словоразделов, сверхсхем ннм ударениям и пропускам схемных ударений. В результате статисти ческого обследования выяснилось, что последний из названных признаков, считавшийся привилегией двусложников, становится важным фактором.в трехсложниках Ю.Левитанского обнаружено 22 случая про-

пуска ударения, в том числе в 14 - в середине стиха. Если учесть, что "трибрахиев" классическая поэзия почти не знала, то неголно-ударность в середине стиха исследуемого поэта весьма заметное яв лекие, свидетельствующее о зачатках альтернирующего ритма/"Вы зна ете их имена? "Заброшенный кем-то сюда"/. Пропуски ударений дости гаются с помощью двух способов: удлинения заударной части слова посредством приставок и проклитик, за счет сложных слов/"белоснеж ный","пятикорпусный","долгоиграющий"/.

Сверхсхемные ударения с большей или меньшей продуктивностью ра ботагат в большинстве трехсложных размеров/Д5,Ан5,Ам5,Д4,Ан4,Ам4, АнЗ.АмЗ/, расположение ударений обнаружввает тенденцию к утяжелению начала стиха и строфы и облегчению концовок. Процент составных метрических слов также понижается в направлении от первой к последней позиции.

Лирика Ю.Левитанского по сути своей монологична, поэт постоян но использует местоимения и наречия/я.мы,нас,кто-то,когда-то,что-нибудь/^ вопросительные и указательные конструкции/отчего,зачем, этот, тот, тогда/, мекдометвд/ах,о/. Эмоциональная насыщенность текстов акцентируется с помощью сверхсхемннх ударений, которые в большинстве случаев приходятся на проклитики и не создают ощутимого ритмического контраста. Вероятно, функция сверхсхемных уда рений сводится к акцентуации семантического уровня текстов, они усиливают не ритмический, а эмоциональный перелом. Тем более, что легкие ударения значительно превосходяттлзажелне/ср.:52,9^-11,7^/.

В результате подсчетов установлено, что падение женских ело воразделовДс/ и усиление мужских/Мс/, характерное для современ ного стиха, достаточно четко проявляется в поэзии Ю.Левитанского. Более того, показатели Ее оказываются ниже теоретической величи-

ны, а Мс - выше, дактилические словоразделн/Дс/ в ДЗ.АнЗ приближаются к расчетной величине, а в АмЗ даже превышают ее.

Следует отметить, что словоразделы внутри строк и стпхоразделы на границе строк отличаются степенью силы: если Же и Мс господствуют на границе стиха, то внутри они слабеют, если Дс на границе, стиха отсутствует, то внутри он усиливается. Если словоразделы рассматривать по разрезам, то здесь соблюдаются те же тенденции: Ее в Ан^Ам, на 2 разрезе;» 1, при ЖК;>МК, Дс в Ам>Ан, на 2 разрезе .>1, при КК>МК.

• Саше примечательное явление в группе трехсложников, яркий признак идиостиля Ю.Левитанского - это вольные многостопные размеры, которые мы называем сверхдлинными, т.к. длина стиховых рядов варьируется в пределах 7-15 слогов/"Бнли смерти,рожденья,раз рывы,разлады..."."Время белых стихов,белизна,тихий паг листопада... "."Красный боярышник,веточка,весть о пожаре..."/. Деление одного стихового ряда на несколько подстрочий/1-4/ создает многоступенчатую графику, это"столбик" с отступами, напоминающий "лесенку" Маяковского. Необычная графика - сигнал раскованности структуры, одновременно, семантический катализатор. Деление на подстрочня обуславливает возникновение системы словоразделов, цезурной иерархии, невозможной в стихах обычной стопности. 3 ситуации, когда длинная строка распадается на подстрочия, объединяющим началом служит лексико-синтакцический параллелизм, заставляющий держать мысленно вместе подстрочия, оформляющие одну идею. Свобода, раскованность многостопных трехсложников компенсируется также метрической, рифменной, строфической урегулироданностью. Сверх-длиннне стихи Ю.Левитанского - иллюстрация того, как новые версификаторские тенденции преломляются в творчестве поэта, тяготеющего в целом к традиционному стиху.

8 . _ §3.Неклассические Фопмы. Показатель нетрадиционных стиховых форм в поэзии Ю.Левитанского/32 А%/ значительно превышает средние идите по периоду/12,7$/,. в этом смысле стих исследуемого поэта сказывается близким к творчеству поэтов-новаторов/Вознесенского, Мартынова,Сулейменова/. Особенностью идкостиля является некоторое однообразие в выборе определенных видов Нкл метрики: более 70$ в ней занимают дольники и верлибры и незначительно представлены сти ховые формы переходного типа/2-па,З-па,ГС.'Ф, логаэдн/.

В результате анализа выявлено, что группа дольников, составля ющая половину Нкл стиха/16,0$/, качественно разнообразна: ДкЗ-26,: ^,Дк5-24,6^,Дк4-13,8^,ДкРз-13,8^,ДкВ-3,СЙ,Дк7-1,5/?. Если ДкЗ можно классифицировать как дольник "гумилввского" типа:3 Рф 2 Рф,Ан анакруза Ам. анакрузы Дс Мо Дс, пропуск ударений ведет к образо ваиш 5 Рф, сверхсхемные удареная на Ан.анакрузе; то Дк4 сближает ся с трехсложными размерами по ряду признаков: лидерство Рф 221, падение Рф 24,14, повышение РФ 121,122,112.

Дк5 - один из излюленныя размеров стихотворца, подтверждающий его склонность к пятиударным. конструкциям. Ритм Дк5 определяем ка] смешанный, поскольку 50% текстов имеют анапестический ритм, 25% -амфибрахический, 25% - смешанный, когда Ан. и Ам. строки выступают в равной доле. Этот вывод подтверждает тот факт, что анакруза в Дк5, в отличие от прочих дольниковнх форм, переменная/0-1-2/. Существенный признак Дк5 - отягчение анакрузы и пропуск ударения в середине стиха, встречающиеся в пределах одного текста.

В ДкРз короткие и длинные строки противопоставляются с помощь» контрастных окончаний, пропуска ударений в середине стиха, в большинстве случаев имеет место семантическая ацтитеза. Вызывает "интерес вольный дольник - многоударная конструкция, имеющая общие с классическими сверхдлинннми размерами признаки.

1 В тактовиках Ю.Левитанского основой ритма являются ударные до- ' минанты, что сближает их с трехсложниками, лишь в редких случаях появляется хореический ритм. Специфика Тк исследуемого поэта заключается в наличии двух явлений: стык ударений на семантически важных местах и сверхсхемные ударения в 3-сложннх интервалах.

Акцентный стих метрически амбивалентен и представляет собой ПУФ: Дк-Тк-Акц. Сумма 1-,2-,3-сложннх интервалов составляет 93,8$, автор избегает 4-сложннх интервалов, в связи с чем высок процент дольниковнх строк. Ритм подобного типа близок к стиху позднего ММ яковского, Сельвинского, Луконина.

$4.Свободный стих и полиметгическта композиции.Крайняя степень освобождения от метрического диктата - верлибр, который стаковит ся все более заметным явлением в поэзии Ю.Левитанского: если в кнк ге стихов "Кинематограф"/1970/ на его долю приходилось 1,3£, то з сборнике "Годы"/1989/-9,8£. Исследуя свободный стих, № обращались

1 о

к концепциям А.Л.Жовтиса и В.С.Баевского .

В результате статистического анализа установлено, что верлибр Ю.Левитанского,по классификации В.С.Баевского, приближается к трехсложниковому/46,2#/ и дольниковому/34,5%/ типам, объем метра чески неурегулированных строк достигает 19,2,». Подобные стихи нельзя отнести ни к силлабо-тоняке, нк к полиметрии, т.к. переливы от метра к метру графически не фиксирования, и границы между ншлг размыты. Силлабо-тонический принцип совершенно расшатан: свободно смешиваются различные размеры, строки рассекаются на неравные отрезки и как показывают процентные отношения внутри каждого текста, верлибр функционирует в сторону большей амплитуды колебаний

I.Sobthc А.Л. бтихи нужны.Алма-гАта, 1968.

2.Еаевский B.C. Стих русской советской поэзии.Смоленск, 1972.

числа ударений/1-5/, слогов/1-10/, междуударных интервалов/0-5/ и, следовательно, большей раскованности стиховой организации. Ме ханизм стиховой регулировки меняется в зависимости от каждого тек ста. Если доминирующей мерой повтора является корреляция на уровне метра, то ослабляются или исчезают вторичные ритмообразуюшие признаки. При сильной расшатанности силлабо-тонического принципа определителями ритма становятся фонетические сущности разных уров при этом компонентами повтора в корреспондирующих рядах чаще выступают рифма и синтаксис.

Опора верлибров Ю.Левитанского, как и К'.Луконина, В.Слуцкого, В.Бокова, на традиционный стих закономерна, исследователи отмечают влияние "силлабо-тонической инерции" на авторов, создающих параллельно с верлибрами традиционные стихи и "автоматически вклю-

1

чающих в свободный стих "несвободные" фрагменты" .

Достаточно четко выраженный семантический "ореол" верлибров ис следуемого поэта позволяет провести черту между ними и ЖФ. В результате структурно-семантического анализа выделяем два типа свободного стиха. Первую группу составляют произведения, написанные в форме воспоминаний и тяготеющие к формуле "прозо-стих"/"Воспоми нание о красном снеге"»"Воспоминание о !/арусе","Воспоминание о кус ке сала" и др./.Ко второй группе относим "неправильный" или метризованный верлибр/"Женщина, которая летала","Как в море монетку", "Отец" и др./.

Полиметрические композиции немногочисленны, но разнообразны: от 2-частной к сложной и "симфонической"/Л.Л.Вельская/, существование в метрике полиметрии и свободного стиха свидетельствует об установ ке на гетероморфность, с другой стороны, активизация нетрадиционного стиха происходит с опорой на классическую метрику.

. 1.0рлицкий Ю.Б.Свободный стих в рус.сов.поэзии.Донецк,1981,с.67.

$5.Семантический анализ стиховой структуры.Знакомство с поэтическим произведением начинается с восприятия прежде всего его нормы. Ко каждый ее элемент, как и веч система, значимы, имеют определенный смысл. Форма не есть нечто самостоятельное и нзолнроглп-ное: воспринимая ее, мн тем самым постигаем содержание.

Как показывает семантический анализ, в творчестве В.Левитанского существуют лейтмотивы, пронизывающие все книги стихов к придающие оттенок нейтральности разным стихотворным размерам. Поэтому оказалось достаточно сложным в./делить экспрессивный ореол метра. В пара грйфе исследуется специфика наиболее популярных размеров: ЯЗ.Я4.Я5, 74,Х5,АмЗ,АмРз,АмВ,АнВ,Дк5.

В Я4 наблюдается два направления - эпическое и элегическое, основной признак - тематическое разнообразие и группировка вокруг главного образа сопутствующих мотивов, ведущих к формированию наиболее значимых типов: элегий, связанных с темой Времени и Судьбы /"Я медленно учился жить","Кивеяь, не чувствуя вериг"/; стихотворений о поэзии и музыке/"0 свободном стихе","Когда земля уте качнулась"/; пейзажной лирики/"Люблю осентою Москву","Птицы"/; любов ной/"Не там где сходятся, где встреча"/; гражданской, проникнутой патриотическим пафосом, преимущественно в ранний период творчества/" Начале", "Пленный", "Чужой город"/. Впоследствии военная тема приобретает новое звучание, передающее сложное душевное состояние лирического героя, для которого война - это подвиг, святое дело и одновременно, трагедия, смерть/"Ку, что с того, что я там, был?"/.

Стремление к взаимодействии семантических окрасок, обнаруженное в Я4, продолжается в Я5. В этой группе выделяются: послание,/"Ково-годнее послание А.Тарковскому","Письмо"/, эпические/"В последний час","В городе Фусине"/, элегические/"Листья осени","Над старой

тетрадью"/, пейзажные/"Апрель","Первое марта"/, иронические/"Не бойся явных, бойся тайных тюрем","Гость"/ стихотворения. К пейзажной лирике примыкают произведения, написанные в форме условного, только в поэзии Ю.Ловитансхого существующего жанра "Как по казать"/определенное время года/, занимающего фиксированную позя сию в композиции книги "Кинематоргаф".В сборнике четко распределе ну функции и метрические характеристики лирических циклов: "Снов", "Воспоминаний","Времен года".

Тенденция к семантической нейтральности продолжается в группе хореических размеров. При достаточно обширном тематическом диапа зоне хорей Ю.Левитанского, особенно Х5, тяготеет к элегии, в результате чего образовался пикл "Фрагменты сценария".

В группе трехсложников тяготение к семантической универсальности метра становится ведущим признаком идиостиля, приводит к формированию интонации смененного типа/сочетание эйической и эле гической/ и медитативного стиха. Это-явление развивается и в доль никах, где наряду с медитативной лирикой имеют место иронические стихи.

Мы убеждены, что семантическая нейтральность метра есть особен ность творчества исследуемого поэта я обусловлена целостностью его поэзии. Литературоведы отмечают, что одна из ведущих тенденций ны нешнего столетия - стремление к созданию монументальных контекстов/Л.Гинзбург/ и в искусстве И века внешняя организованность сме няется более высокой внутренней организованностью/Д.Лихачев/. В этом смысле поэзия Ю.Левитанского представляется широким контекстом, состоящим из ряда макротекстов. Так, книги "Кинематограф", ""День такой-то" ."Письма Катерине или прогулка с Фаустом" - это три логия, пронизанная сквозными образами и лейтмотивами, хронологичес кой и метрической упорядоченностью, единым лирическим героем, по-

казанннм в возрастной градации и духовной эволюции. Сборник "Кинематограф", в свою очередь, формируется из нескольких поэтических циклов. Лирика Ю.Левитанского проникнута циклообразующими связями от фоники до проблематики, в такой ситуации семантичее- . кая универсальность метра закономерна и объяснима.

Во второй главе - "Рифма и строфическая композиция произведений Ю.Левитанского" исследуется специфика ри<|ш и строфики.

?1.РиАменная система. Анализ рифмы осуществлен по методике, разработанной Л.Л.Еельской, охватывающей девять параметров: метрические типы, встречаемость рн^м, лексический состав, звуковое окончание, фонетическая характеристика, звучность и глубина рифм, грамматическая характеристика, морфологический состав, типы рифмовки*.

Рифменная система Ю.Левитанского отличается разнообразием мет рических типов, высокой степенью их сочетаемости с общим преобладанием женской рифмы. Отметим относительно большую долю дактилической рифмн/9,4^/ в иронических стихах и произведениях с философской тематикой, а также неравносложной, усложненной дополнительными признаками: консонантностью/фильтром-свитером, вечности-увенчанности/, грамматической развородностыо/дерево-неподдельно, чековую-Чехова/, совпадением предударного пространства/извечная-изувечанная, незаконная-незакованная/, составным характером/измо-розью-из лесу/.

Однократные рифмы составлят 94,6$, но почти половина из них приходится га долю полуповторяющихся-40,2#, которые в сочетании с повторяющимися-2,8$ и вариапионггоми-2,Ъ% образуют единое лексичес кое поле с ключевыми словами, выражающими главные мотивы поэзии.

1.Вельская Л.Л.К проблеме классификации и систематизации рифмы.ФН, 1977-4.

Ю.Левитанского/свет-рассвет, окно-кино, жкть-крукить, вреуя-бре мя, война-страна, берега-снега, испытанье-воспоминанье,бой-собой/,

Критерий точности-неточности, считавшийся главным в характеристике классической рифмы, в современном стихе становится относительным в связи с утверждением в рифмовочной технике XX века ..принципа звуковой эквивалентности вместо фонологического тождества. Анализ рифмы Ю.Левитанского с этой точки зрения выявил пре обладание графических и фонологических, причем степень тождества в последних очень высока, зачастую они различаются 1-2 звуками, приближаясь к словесным/ново-иного.взгляд-злят.ситца-носиться/.'

Большая часть акустических рифм приходится на усеченные и за мещеннне/каплет-Гамлет.прочное-прошлое/.Среди усеченных на первом месте внутреннее усечение, затем конечное и усечение конечного /счета-черта, серванта-серовата.пропаже-плюмажем,поэже-схо-ких, внсотн-сотый/. Сочетание замещения, усечения, перемещения приводит к образованию оригинальных комбинированных рифм/почтою-потчуют.адресном-Андерсен.ыокрнй-Уойке,согреться им-Греции,поме-щенья-священник,перемеченных-переменчивых,маминой-экзаменн/.

В результате анализа установлено, что преобладание открытых рифы/60,6^/ способствует созданию плавной интонации медитативного стиха, при этом помимо женских рифм, мужские также стремятся к открытости/бубенца-скворпа.дрозда-звезда.Руси-спаси/. Большую часть йотированных рифм дают грамматически однородные и сочетания СП/душой-большой,линий-алхминий/. Смешанные рийЕмн составляют всего 2,Ъ%, это объясняется меньшей долей акустических, поскольку смешанные образуются в результате расподобления заударного созвучия/про сто-скорость.дет^кторный-дефектами,присно-признан,эвакуа-цяй-пререкаться/.

Процесс повышения качества созвучий, переход акцента от ритмо- -образующей к смыслообразушей функции рифмы, характерный для современного стиха, в поэзии Ю.Левитанского осуществляется в трех направлениях: путем "полевения" рифменного созвучия, распростра- . нения словесной рифмы и ее деграмматизации. Рифмугаееся сознание перемещается влево как в слове, так и в стихе, рифмуются главным образом не суффиксы и флексии, а корни и префиксы или даже целые слова и группы слов, т.е. самостоятельные смысловые "сгустки".Риф ма приобретает преимущественно смысловой характер и как мощный се мантичвский рычаг становитвд действенным фактором тематического развития произведения/н-р, стихотворение "Туркменские арыки":гро-зою-Фирузою,чинаре-начинали,напиться-копытца,крики-арыки, длинной-глиной,дышала-иссушала,струйки-руки,рынков-арыков/.

Анализ звучности и глубины рифмы, произведенный по методике А. Исаченко^, показал, что средняя длина рифмующихся слов в стихе ис следуемого поэта составляет 2,5-3 слога, глубинность распространи ется на 1-3 звука, расположенных в предударном пространстве, коэф фициент глубины - 1,3%, коэффициент звучности - 3,6%, количество звуков, совпадающих или эквивалентных в рифмопарах колеблется в пределах 1-4, в отдельных случаях до 5-7/картина-Катерина, дороже-бездорожий, странипа-сравнится, общежитий-сообщите, подожгла-подошла, свеча-скрипача, апрель-акварель, фотографий-биографий/.

Высокая звучность и глубина созвучий обусловлены актуализади- . ей словесной рифмы, являющейся особенностью идиостиля Ю.Левитанского. Разновидностями словорифмы выступают тавтологические, паро нимические, поглощаемые, выполняющие разные функции в стихе. Если

1. Исяттнтга A.B. Из наблюдений над "новой рифмой".-*^ ä&Zo-t-O

поглощаемые и паронимическве в силу фонетического сходства, и семантических различий принимают активное участие в создании звуковых комплексов, то тавтологические, графически совершенно тождест венные, в каждом отдельном случав вносят новые ассоциации, усиливая смысловую выразительность стиха,"...ассоциативность является стилевой доминантой эпохи XX века"1 и выражает авторское представл ленив об обратимости, взаимной связи всех явлений в мире. Тяготение к тавтологической рифме, вероятно, объяснимо характером поэти ческого мышления Ю.Левитанекого, внутренним содержанием его лирики, пронизанной лейтмотивами, установкой на самоуглубленность, фи лософичность.' Ведущий мотив повторяется как навязчивая идея, повторяются как естественный непреднамеренный повтор и рифмы.

Особое явление, в котором видна словесная природа современной рифиы, паронимнческая аггракцкя/В.П.Григорьев/, сближающая разно корневые близкозвучные слова. Паронимическве рифмы, составляющие 5,8£, представлены разными типами: вокалическим/служили-сложили, синей-сеней/.консонантным/ввсло-несло .вечности-верности/, эпентетическим/кончался-качался .мячиком-мальчиком/, метатетическим/вра-чует-вручает,заговор-загород/,аугметативным/рост-прост,рыж-крыш/, смешанным/покачивал-оканчивал,пожалеть-ошалеть/. .

Поглощаемые рифмы давно известны в русской лирике, однако вну три этого разряда происходит отказ от традиционности и точности "эхо-поглощения", замена фонологического тождества подобиями, рас ширение классификации. Поглощаемые рифмы в поэзии Ю.Левитанекого составляют все известные типы/"эхо-поглощение",вокалический,консонантный/, выразительность и неповторимость подобным рифмопараы придает использование собственных имен/Рима-неповторима,Сократ-

1.Суворова П.Е.Стиль стихотворной речи.Алма-Ата,1984,с.46.

стократ,Азия-Абхазия,Анны-раны/, противопоставление смысловой отдаленности и фонетического подобия рифмокомпонентов/напий-комби-наций .мастер-фломастер/.'

Рифмы, в которых созвучие затрагивает разные части слова, по . степени употребительности распределяются следующим образом: сере-динно-конечнне/15,8£/, начально-конечяые/8,9Я/, основные/4,1^/, качально-серединные/3,6#/, анафорические/1,8%/. В заударных рифмах превалируют точные созвучия,' особенно при несовпадении опорного согласного.

В результате анализа грамматического состава рифя исследуемого поэта установлено, что однородные составляют большинотво/59^/, кроме традиционных существительных, прилагательных, глаголов в рифмопары объединяются наречия и местоимения/паче-иначе,влажно-важно, ими-своими/. Группа разнородных отличается разнообразием вариантов, в том числе редких/они-искони,софа-фв,неспроста-ста, приведи-тридцати,бес-бвз,долга-долго/. Компонентами рифмы чаще становятся фонетически сходные, но грамматтчески разнородные ело ва/лияовом-уловом, касытили-носители, ты-темнотн, остывая-каравая/. В ряде случаев происходит обратный процесс, когда грамматическая разнородность усложняется звуковым расподоблением/нечетко-челка, разухабист-анапест .повестыо-полностью, дома-молодого/.

Характерной чертой, определяющей специфику рифменной системы Ю.Левитанского, является многообразие способов рифмования. Поэт' . использует 13 видов перекрестных, смежных, опоясывающих рифм с различными конфигурациями клаузул, активизирует типы рифмовки, относившиеся к исключениям: полурифмованные тексты с "холостыми" стихами, индивидуальную рифмовку одноразового пользования/АххА, . хАББАх,ААххбВбВ,ахбааб/. Некоторые сочвтания/ШЛШб.аЕББа/ ой-

разуют сквозной звуковой комплекс с цепочками рифм, внутренней рифмой, рифменным многочленом, в подобны* случаях нарушается эффект рифменного ожидания, понятие рифмы как.двучлена теряет смысл /"Музыка моя, слова","В том городе, где спят давно","Завидую, кто быстро пишет"/.Рифиа в усложненных сочетаниях не становятся фа-.•культативннм приемом, канонические способы рифмования отступают. при одновременно»! повышении ритмообразуюшей роли звуковых повторов других уровней, в конечном счете,, расширяются возможности соз дания нового содержания за счет.вертикальных и горизонтальных свя эей в стихе.

Крайняя степень"освобохдения"от ри<?кв - белые стихи, их доля растет с каждым новым сборником, последняя книга так и называется "Белые стихи"/1991/, Эволюция белых стихов в творчестве Ю.Ле-витанского происходит сог> свойственной ему постепенностью, с осторожного введения в рифмованный текст "холостых" отрезков, в результате образуется строфическая композиция двух видов: взаимодей отвие перекрестной и смежной рифмовки с "холостыми" стихами, при -этом не нарушается композиционная стройность, рифменное ожидание сбывается на протяжении всего текста; сложная композиция с произвольным сочетанием традиционных типов рифмовки и ^холостых" стихов, усложненная графической раскованностью/"столбик"/, рифленное ,' ожидание сбывается не всегда и не там, где ждешь, однако, рифма сохраняет ритмообразущее начало/"Время слепых дождей","Время рас крывающихся листьев","Как показать лето" и др./.

Следующий этап на пути к белому сикху - произведет.! с усложненной структурой, в которой незарифмованных отрезков оказывается больше, чем рифмованных,' рифиенное ожидание нарушается, ритмообра-• зующая функция рифмы переходит стиховым формантам других уровней

/"Женщина, которая летала","Уроки истории"."Старая женщина с авось • кой" и др./. Наконец, чисто белне стихи, характерные для вольное^,-строфических произведений/"Как в море монетку","Освобождаюсь от рифмы"/, стихотворений, в которых метрическая и строфическая урегулирование сть не вызывает сомнений и деформация стиха происходит только на уровне рифмы/"Совремеиная быль о рыбаке и рыбке","Время белых стихов"/. Яркий пример сочетания "белизны" и метрической раскованности - верлибры/"!,'оре по-латшеки называется юра","Отец"/ и ПК/"Испытание тремя пространствами"/.

Белне стихи в лирике исследуемого поэта способствуют раскрепощению стиха на уровне рифмы и строфической композиции, выполняют смыслообразушую функцию с ориентацией на прозаичность, монологичность, воспринимаются автором и в переносном значении как обозначение возраста, когда подводятся итоги, и белый цвет, оттес няя все прочие, становится главным для человека.

Рифма, наряду с метром и ритмом, является одним из главных компонентов версификации Ю.Левитанского и выполняет ритмо-стиле-смыслообразующую функции.

$2.Особенности строфической композипяи.В результате статистического анализа установлено, что в стихе исследуемого поэта существует три типа строфической композиции: строфический, переход-но-строфический/термин П.Руднева/ и астрофический.

В группе строфических произведений/80,Ь%/ лидируют равностро-фичесние, при этом излюбленной формой остается классический катрен с перекрестной рифмовкой/53,В равнострофическях конструкциях автор допускает полурифмовку/10,5£/, но в отличие от воль нострофических текстов и астрофических, здесь "холостые" стихи, урегулирований чередуются с рифмованными и полурифмовка восприни-

мается как способ оживления традиционной формы. Два признака при дают оригинальность равнострофическим конструкциям - сверхдлинные стихи и появление в катренах 5-ти,7-ми стишных отрезков.

■ Вольнострофические произведения/10^/, объединяя строфы разного объема, нередко приводят к созданию структур одноразового пользования, при этом строфическая "вольность" сочетается с мет-рико-ритмической и рифменной неоднородностью, подобную композицию тлеют поэма "Маш и космос", ПМФ, ПК. Несколько стихотворений характеризуются необычностью строфики, включающей элементы драматического рода: авторские ремарки, диалог, монолог/"Сцена у озера", "Сцена в погребке"/.

Переходно-строфичеоких форм в лирике Ю.Левитанского немного /5,1%/, но их наличие свидетельствует о стремлении к обновлению традиционной структуры. Выделяются два типа ПСФ: ПСФ, основу которых составляют строфы классического вида/4-ст.,8-ст./, рядом с ними в качестве производных появляются строфоиды, воспринимающиеся как строфический курсив/"Чужой город","Уроки истории","Посла ние юным друзьям"/. Второй тип - это ПСФ, представляющие собой сплошной, без авторских ремарок текст, в котором благодаря перекрестной либо смежной рифмовке ощущаются.2-х,4-х,8-мистишные отрезки. В отличие от равнострофических произведений со скрытой отрофякой, в ПСФ традиционные рифмы произвольно сочетаются с полурифмовкой и белым стихом/"Здесь обычай древний не нарушат","Писем нет, куда звонить"/.

Увеличение доли астрофического стиха в поэзии Ю.Левитанского отражает установку; на асимметричность лирики И века. Тематическое и структурное единство астрофических текстов подчеркивается неоычннми способами рисования. Больше всего стихотворений с "хо-

лостыми" стихами, более 50# астрофических произведений - верлибры. Перекрестная рифмовка, доминирующая в целом в лирике исследуемого поэта, менее заметна в астрофических стихах, смежная - встречается в основном в усложненных вариантах и в "чистом" виде появляет- . ся лишь дважды. В астрофических стихах Ю.Левитанского происходит постепенное движете от традиционного перекрестного через комбини рованный к полури$мованному и белому стиху.

Важный признак астрофической'композиции - нарушение классической графики, запись стихов "лесенкой" и "столбиком". "Лесенка" час то появляется в произведениях исследуемого автора, но стихотворений, написанных "лесенкой" - единицы. Чаще всего, "лесенка" ветре чается на фоне уже сложившегося строфического целого и воспринимается как асимметрия.

"Столбик" - один из излюбленных способов создания строфической композиции. Разбивка строк на полустишия.нарушает симметрию, срабатывает установка на свободу, раскованность речи. Тяготение стихотворца к "столбичной" форме обусловлено содержанием его лирики, "столбик" замедляет темп, увеличивает количество пауз, выделяет слова и строки, углубляет восприятие семантически насыщенных стихотворений. Строфа как элемент формы становится, а не является содержательной в каждом конкретном произведении и непременно в тесной взаимосвязи с прочими компонентами структуры - ритмом, рифмой, интонацией, она не определяет, а участвует в движущемся содержании художественного организма.

В Заключении подведены итоги работы, предпринята попытка диахронического обзора творчества Ю.Левитанского. Исследование вер-сификационной системы - важнейшего компонента поэтического языка. дает возможность составить представление об особенностях индиви-

дуального стиля одного из талантливых поэтов современности. В результате работы выяснилось, что специфика стиха ЮДевитанского определяется сочетанием традиционных и новаторских форм, процесс эволюции стиха происходит постепенно, исподволь, такой путь существования нового обуславливается содержанием поэзии, проникнутой обаянием медитативности, искренности, элегичности.

По теме диссертации имеются следующие публикации:

1."Воспоминание о красном снеге".-РЯЛШ,19Э0,.Чб,с.20ЛйЗ.

2. К вопросу о современном верлибре/семантика и структура/.-В сб. Семантика художественного текста.-Алма-Ата,1991,с.120-128.

З.Четнрехотопный ямб ЮДевитанского.-Абайские чтения.Тезисы докладов межвузовской научно-лрактической конференции.-Семипалатинск,1991,с.56-57.

4."Прогулка с Фаустом".-В сб.Литературные маргиналии.-Алма-Ата, 1992.С.70-74,

5. Сверхдлинные стих* в поэзии Ю.Левитанского.-В сб.Проблемы поэтики и стиховеденля.-Алма-Ата,1993,с.30-32.

6. Ямбические размеры в поэзии Ю.Левитанского.-В сб.Анализ поэтического текста.-Семипалатинск,1992.

Салханова Ж.Х. '

Б ЛевитанскиЯдхн еленЬ

Диссертацияда ^aaiprí эаманнын талант.ты ан^шы ЩевитанскиЯ-дхц версифишдояльщ жуЯес! зерттеледх. Талдау корытындысында мет-' риналык; репертуарда классикалык; еледахц басымырац орын алгаш аныцталды. 8ленн!ч eKi букнды елшем! тольщ екп{ндх турлердхч жи1-лхгхнщ азаЯгандыгын, цосымлалардыц пайдалануыныц кебеЯгендхгхн,. ритмальщ ^исыцтыц тецелгенд1г!н, взгерхп, жогадганын керсетедх.

Уш буынды топта эйвдгер сез белхмдерхнхн темендеу! байцалса, ал еркектер мен дактиль сезбелхмдерхнщ KYmeníH кэруге болады. Еобм1ан тыс екпхннхч нэт№гес1нде,елец басыньщ ауырлауы байцалады. Ацынныц ерехшелхгх - стилхнхн памадан тыс конструкциясыныцузак;-тыгы. Классикалыц емес метриканьтн ecyi негхэ!нен "дольник".пен "верлибрдыц" есебхнен iCKe асырыла^ы. . .

УЯцас sYñeci сезяердх уйлестхру жолымен ЖУзеге асырылады. Сез уйлестхгхнде уш турЛ1 тэсШ бар: цайталаулар, фонетикалык ундес-TiKTep, Kipirynep. Сез у^н;астыгында граматикалыц байланыстарда елемеу, ан;влецперд1 н;олдану арг^ылы турленух. Уйцас стилдхк, магы-нальщ езгер1стердх жасау крзметтерхн атцарады. Зерттелхп отырран акын иыраркашылыгында туман; композициясыныч уш Typi бар: тумактыц, аралыц щумацтык, толгау турхнде. Ацынньщ CYñin цолданатын кеб!н- • де "баганалы шумацтар".

Iü . Левитанскийдхч версификациялыч жуйесхнхн ерекшел*Г1 жана жене дестурлг формалармен уйлесхмдхлхгхмен ашцталады. Ацынныц лирикалык мазаны эволгафтялык; колмен, елец.ти жанарту процесх 6ipTe-6ipTe icice асырылып отыралы.

Salhunova 3.11.

The verse of U.Levitansky

ft versification systca of o tainted sndorn poet. U.l.rviUnsky is studed in the. thesis. It is established in the cnmse of the analysis that a classical verse prevails in a nctrtc.il repertory. rt disyllabic entre rhyt.ha is conditioned hy decrease of a full stressed fnru frequency and increase of use a?nor ones, by Baking a rhythaic curve even, by variable and vanishing caesura.

ft rareness of feainine syllables and strengthening of Basmltnc and dactylic ones, pissing of stresses In the aiddle of a stanza, Baking the beginning of a verse or a stanza beauior by additional stresses are observed in a group of trisyllables. Superlong constructions arc characteristic of an idiostyle of the poet. Increase of non- classical aetrics Is a resnjt of versclibres and " dolnics" usfige. Icportant peculiarity of the lyric poetry of levitansky is semantic universality of Bfitre conditioned by integrity of his poetry.

Renpu.il nf the rhyae systea is Bade by an actualization of a nurd rhyae ( tautological, paronloical. absorbed), rhyne degrdmatization, variety In rhysing nethods when blank versos and vfir;>'cs with non rhyaed syllables csong the rhyand ones arc used. The rhyae has a rhytha style- sening- foraing funohinn. There are three typos of stanza conposition: Strophiral, astrr.plifr.il and t.rnnsiUnnnl <;t.rnnhiral; the favourite acthod of Baking the classical strophics norc lively is a "cnlunn" writing nf the versos.

Specificity of the versification systea of Lcvritnnsky is in the coahlr.ation of traditional and ncu ferns; tho proms of the verse renewal goes on gradually- such way of evolution is causm! by the contents of the poet's lyricisn.