автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Творчество Ю.Д. Левитанского в контексте современной поэзии (Проблематика. Поэтика)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Ю.Д. Левитанского в контексте современной поэзии (Проблематика. Поэтика)"
р г „ МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
' I и О Л 11 ордена трудового красного знамени
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ! , ли» „•.... имени Л. II. ЛЕНИНА
Специализированный сонет К 053.01.19
На правах рукописи
лпцарева Ксения Станиславовна
ТВОРЧЕСТВО 10. Д. ЛЕВИТАПСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ
(Проблематика. Поэтика)
Специальность 10.01.02 — литература пародов СССР (советского периода)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1994
Работа выполнена па кафедре русской литературы XX века Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина.
Научный руководитель:
капдпдат филологических паук, профессор А. В. ТЕРНОВОКИЙ
Официальные оппопенты:
доктор филологических паук, профессор В. А. ЗАЙЦЕВ,
кандидат филологических наук Т. В. САСЬКОВА
Ведущая организация: Российский университет дружбы народов.
щита диссертации состоится «/.£?.....»...(,'.-¿£¿¿¿2......1994 г.
в .0.0.. часов па заседании Специализированного совета К 053.01.19 но защите диссертации на солскаиие ученой степени кандидата филологических наук в Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина по адресу: 119436, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1, МПГУ им. В. И. Ленина, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: 119430, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1, МПГУ им. В. И. Ленппа. .
Автореферат разослан
Ученый секретарь Сшш4^шзпроваш1ого совета ¿^Й^А. В. КАРАВАШКИН
Общая характеристика работы
Исследование особенностей поэтического видения и художнической индивидуальности Ю.Д.Левитанского дает возможность проследить становление поэта на фоне жанрово-стилевого развития современной поэзии и, в частности, в контексте творческих открытий поэтов военного поколения, идейно-этическая концепция которых наиболее близка мировосприятию и художественной манере Ю.Левитанского. Человек и вреия, идеал и действительность, иизнь и смерть, высиая мера нравственности и смысл бытия - вот главные вопросы, которые концентрируют а себе основное содержание творчества поэта. Главным объектом его снимания становится низнь души "маленького" человека в её причастности к окружающему миру, к временной протяженности в прошлое и настоящее. Сплетение этико-философского и романтического начал - характерная особенность поэтики Ю.Левитанского. Поэт на-, идеализирует действительность, ко умеет различать в ней прекрасное и утверждает стремление к гармонии как норме и смыслу бытия. Он раздвигает временные и пространственные рамки, пытается з частном еылеить общее, в конкретно-сипминутном - вечное, совместить разные планы действительности в едином, не дробимой на части поэтическом мировосприятии.
Актуальность исследования определяется монографическим подходом к изучению проблематики и поэтики творчества Ю.Левитанского. Рассмотрение произведений художника з контексте основных тенденций современного литературного процесса позволяет более чётко представить самобытность и индивидуальность его поэтического мышления и художественного воссоздания действительности.
Научная новизна реферируемой диссертации заключается в том, что это одна из первых работ, посвпленных исследовании поэтического творчества Ю.Левитанского. Вперй/э предпринята попытка осуществить системно-целостный анализ поэтики и1 стиля данного автора.
Основная цель диссертационной работа заключается в определении ццейно-хулочестпенного своеобразия тйорчеетяа Ю.Левитанского, п связи с чем о.тквптся елвдуедяв 2Ж§53 исследования:
- соотнесение идейно-художественного своеобразия поэзии Ю.Левитанского с нравственно-этическими установками поэтов военного поколения;
- выявление периодов творчества поэта;
- анализ проблематики поэзии Ю.Левитанекого;
- определение роли и места творчества Ю.Левитанского в утверждении и развитии традиций современной поэзии;
- раскрытие худоиественной ценности поэзии Ю.Левитанского, её самобытности; причин творческих неудач и взлётов поэта.
Теоретической и методологической основой настоящего диссертационного исследования стали научные работы ведущих русских литературоведов Х1Х-ХХ вв. в области теории и истории литературы: Б.Эйхенбаума, Е.Эткинда, Ю.Тынянова, Т.Сильман, и.Гаспарова, Л.Гинзбург, Л.Аннинского, Д.Лихачева, В.Огнева, В.Зайцева, С.Чупринина и других.
Разнообразные виды литературоведческого анализа (биографический, сопоставительный, компонентный и другие) были направлены на более всестороннее выявление специфики худолествс;> ного постижения и отражения Ю.Левитанским окружающей реальности.
Диссертация имеет определенную практическую значимость. Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы в лекционных курсах, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам современной поэзии, в практике школьного праподайа-ния, а тагске при дальнейшая изучении творчества поэта.
Апробация работы. Результаты исследования обсукдалпсь на заседании кафедры русской литературы XX века ЫПГУ им.Ленина, на заседании кафедры русской литературы XX века Кировского государственного пединститута. По теме диссертация опубликованы три работы.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Общий объем основного текста 184 машинописных страниц . Основной текст дополнен списком использованной литературы, включащин 158 наименований.
Во введении обосновывается выбор теш^. её акхуальность и. новизна, определяются цель, задачи и предмет исследования. Доказывается целесообразность выбора поэтического контекста, который наиболее соответствует идейной и нравственной позиции
Ю.Левитанского. В современной критика достаточно подробно рассматривался вопрос о творческих судьбах, об особенностях стилевых поисков поэтов военного поколения (книги Л.Когана, А.Цакедонова, Л.Лазарева, А.Павловского и др.). Но в ряду этих поэтов (А.Ыежиров, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, Е.Винокуров, Б.Окуджава) значительно реяв упоыинается имя Ю.Левитанского -бесспорно принадлежащего к данной творческой генерации и отразившего в своей литературной и жизненной судьбе основные тенденции и особенности мировосприятия поэтов--фронтовиков.
Автор диссертации считает закономерной попытку вычленить об^яо, характерные для поэтов военного поколения нравственно-этические принципы я сеыантико-стилистические особенности их поэтической речи. Это позволяет более чётко представить основные аспекты ггировоззрения Ю.Левитанского и ыесто его творчества в развитии современной поэзии.
По введении приводится обзор ¡гритических и литературоведческих работ по теме исследования, дающий основание полагать, что центральные проблемы поэтики Ю.Левитанского в той или иной »оро были поставлены в литературной критика (например, налицо легкой иронии, романтического лиризма, доверительности интонации, углубленное внимание к проблемам "маленького" человека, некоторые языковые и стилистические особенности поэтической речи), но существует е^э целый ряд непрооналиэкроган-1С1Х аспектов творчества Левитанского, без рассмотрения которых изученность его юнет считаться неполной. Данная диссзряэ» ция а определенной степени пытается восполнить этот пробел.
Глава первая. "Проблематика поэтического творчества Э.Лэ» знтанского" показывает, что поэтом пройден большой и слияний путь - от первых подрачатзлышх стихотворений до кастарски написанных книг стгаоэ, от стереотипного удаления - до пости-пения всех сложностей иного образ ной и противоречивой действительности, представленных в синтеэации этико-философскя, эстетических и романтических начал.
В_параграфе первом анализируется начало литературной деятельности Ю.Левитанского и отмечается, что путь поэта к признания своих художественных исканий был непрост и долог.
Автор диссертационного исследования доказывает целесооб-
разность условного разделения творчества поэта на два периода: I). 40-е - конец 50-х годов; 2). 60-е - 90-е годы, а также пытается осмыслить произведения Ю.Левитанекого в контексте развития современной поэзии.
Первое стихотворение поэта "Вечер" было опубликовано в 1937г. Ю.Левитанский сотрудничает во фронтовых газетах "За Родину" и "Фронтовая правда". В 1948г. опубликовал первый сборник стихов "Солдатская дорога", а затем сборники "Встреча с Москвой" (1949), "Самое дорогое" (1951), "Наши дни", "Утро нового года" (1952), "Секретная фамилия" 0954), "Листья летят" (1956). Книги поэта появлялись в печати исправно, однако привлечь к своим произведениям внимание поэту долгие годы'не удавалось. В диссертационной работе определяются причины творческих неудач художника: во-первых, поэт не сразу нашел себя, обрёл те, неповторимые качества стиха, которые в дальнейшем принесли ему известность; во-вторых, стихи Ю.Ле-витанского тех лет не выделялись из общего ряда поэтической продукции 40-50-х годов, ощутившей воздействие "теории бесконфликтности"; в-третьих, гражданская лирика 50-х годов обладала наиболее острой и притягательной для читателя актуальность» и нередко заслоняла от него искания поэтов иного тег-на.
Результаты творческих поисков художника впервые ощутимо проявились в сборнике "Листья летят". Основным объектом внимания поэта становится единичная душа незаметного рядового человека. Ю.Левитанский не отказывается от прежних мотивов своего творчества, но переосмысливает их на более высоком витке поэтической спирали, раскрывает постепенный рост масштабов личности лирического героя, обращается к действительно гуманистическим началам.
Второй параграф посвящен общей характеристике проблематики творчества Ю.Левитанского 60-х - 90-х годов, определению его места и роли в современном поэтическом процессе. Отмечается, что после выхода в свет сборника "Листья летят", ознаменовавшего переходный этап в творчестве поэта, были-опубликованы сборники: "Стороны света" (1959), "Земное небо" (1963), "Теченье лет" (1969), но наиболее яркой и значимой
стала книга стихов "Кинематограф" (1970), с появлением которой Ю.Левитанский был замечен и признан. Почувствовав интерес к своему творчеству, художник как будто переживает второе рождение. Выходят "его новые"сборники: "Воспоминанье о красном снеге" (1975), "Сюжет с вариантами" (1978), "Письма Катерине, или прогулка с Фаустом" (1981), "Избранное" (1982), "Попытка оправданья" (1985), "Годы" (1987), "Белые стихи" (1991). Стихи Ю.Левитанского обретают все большую отточенность формы, доминирующим в них становится философско-романтическое начало, стремление опоэтизировать всё, что отвечает его представлениям о нравственном идеале. Автор исследования утверждает,что художественно-тематическое содержание творчества Ю.Левитанского, на первый взгляд, не отличается новизной. Но эта кажущаяся простота и традиционность - одна из главных составных -художественного метода поэта. Как отмечал Г.Эмин: "Ясность и простота Ю.Левитанского похожа на ясность и простоту человеческого глаза - проще и сложнее которого нет ничего на свете".
Во второй период творчества Ю.Левитанский стремится к. предельной ясности, к той естественности и "неслыханной простоте", которые, ло мнению Б.Пастернака, подсказаны "опытом больших поэтов".
Автор диссертационного исследования определяет проблематику поэтического творчества Ю.Левитанского. Одной из основных тем его поэзии является тема памяти, воспоминаний о военном проплом.(Ст-я "Машина памяти", "Память", "Мое поколение", "Синяя лампочка" и др.). Поэт пытается соединить две эпохи -военную и мирную, тем самым сопрягая романтическое начало молодости и зрелое сознание жизненного опыта. В трактовке Ю.Левитанского память - история человечества. Это позволяет открыть еще один ракурс творчества поэта - важность духовного наследия отечественной культуры. Классическое наследие для Ю.Левитанского - вечно современная духовная ценность, составляющая неотъемлемую часть внутреннего мира лирического героя его произведений. Ю.Левитанский ощущает свою связь с поэтаин-предшественниками. Традиция в его понимании - но трафарет для копирования, а импульс и стимул творчества, необходимый для
* Эмин Г. Глубже и мудрее//Литературкая Армения. - 1979.-
К 7. - С.105.
создания своего поэтического одухотворения мира в поэзии.
Тема классического наследия соприкасается в поэзии Ю.Ле-витанского с темой творчества, с темой взаимосвязи и взаимозависимости поэзии и жизни. (Ст-я "Кровать и стол", "Когда в душе разлад.,.", "Попытка оправданья", " Я был приглашен в один дом" и др.). Процесс творчества, по определению Ю.Леви-танского, "горький рай", "сладчайшая Голгофа", трудная работа, ставшая всей его жизнью, судьбой, а миссия поэта состоит не только в создании самобытных произведений, но и в том,чтобы поэтическим мастерством очищать, облагораживать человеческие души. Один из основных вопросов, поднимаемых Ю.Левитан-ским в стихотворениях, посвященных теме "поэта и поэзии", -проблёма поиска новых поэтических форм. "Когда в душе разлад", поэту трудно достичь "гармонии в стихе" при помощи ямба и хорея, только белый (или свободный) стих может помочь приблизиться к желанному результату, т.к. "музыке разлада в нем дышится легко". Ю.Левитанский находится между двумя противоборствующими пристрастиями: с одной стороны - он тяготеет к силлабо-тонической системе стихосложения с использованием чёткого ритма, точных рифм, с другой стороны - к белым стихам с их тенденцией к прозаизации, разговорной интонации, нерифмова»-ности. Он пытается найти компромиссное решение в выборе поэтической нормы, обыгрывая и углубляя семантическое значение понятия "свободный стих", утверждая, что в конечном счете главное не выбор той или -иной формы, а "степень свободы", которой достиг поэт в стихе. (Ст-е "О свободном стихе"). Особое значение приобретают размышления Ю.Левитанского о нравственных законах, существующих в современном обществе. Лирический гербй Ю.Левитанского - человек, не утративший способности любить, сопереживать, сострадать, ощущающий сопричастность со всем происходящим в мире, обладающий чувством собственного достоинства. Любовь, по мнению поэта, особое государство, сложный мир, где правят свои законы, избавляющие и очищающие человеческие души от зла, равнодушия. Драмы и трагедии любви рассматривает как одно из конкретных проявлений несовершенства . человеческих отношений, размышления о которых занимают большое место в творчестве поэта и прежде всего в его философской
лирике. Один из ведущих мотивов поэзии Левитанского - мотив людского разъединения, одиночества, суетности. (Ст.-я "Собирались наскоро", "Всего и нужна, что вглядеться...", "Утро-вечер..." и др.). В произведениях поэта жизнь показана сложной и трагичной. Несмотря на драматические коллизии, она прекрасна в своей неповторимости и требует от человека мужества в борьбе за отстаивание добра и общечеловеческих ценностей (Ст-я "Послание юным друзьям", "Если бы я мог начать сначала"). Диалектическая основа бытия, по мнению поэта,' заключается в непрекращающемся, вечном поединке Жизни и Смерти, Молодости и Старости. Он видит закономерность историко-эволюционного развития общества в циклической повторяемости событий, этапов человеческой жизни. (Ст-я "К птичьему прислушиваясь крику", "Приближаясь к спокойному устью", "Кто-нибудь утром проснется..." и др.). Для философской лирики поэта характерна сложная система ассоциативного мышления, драматическая символика (например, частое использование аллегорического блока: юность, зрелость, старость - весна, осень, зима). Более подробно вопросы поэтики Ю.Левитанского рассматриваются во 2-ой главе данного исследования.
Автор диссертации отмечает, что для русской поэзии Х1Х-ХХ веков всегда была характерна тема смерти, без которой невозможно восприятие бытия и осознания значимости самой жизни. В • творчестве Ю.Левитанского присутствие этой темы придает еще большую полноту и красочность жизни, доказывает могущество и мудрость природы.
Поэт не делит природу на деревенскую или пригородную, ибо для него природа тождественна самой человеческой жизни, лишь с той разницей, что мир природы вечен. Поэтический стиль, избираемый Ю.Левитанскиц для пейзажных зарисовок, можно назвать импрессионистским: при всей зримости, конкретности сохраняется ощущение недоговоренности, "размытости", неразгаданности мира природы. Стихотворения с социально-политической проблематикой всегда сопряжены в творчестве Ю.Левитанского с темой музыки (ст-я "Сон о рояле", "Это общество словно рояль..."). Он считает, что музыкальные ритмы приходят из природы и дарят челояеку ощушение смежности, неразрывности, бесконечности -земного и космического бытия. Это объясняет стремление Ю.Леви-
танского выделить доминирующую роль ритма по сравнению с рифмой, а также мелодичность и музыкальность синтаксических конструкций его поэтической речи, "кружение" над одним символом, деталью, частый повтор одинаково звучащих слов и словосочетаний. В поэзии Ю.Левитанского время и пространство как бы замыкаются в единый нерасторжимый круг, где тесно соприкасаются жизнь и искусство, мгновение и вечность, сон и явь, воспоминания и реальность, история и личность.
Автор исследования отмечает, что значительное место в творчестве поэта занимает переводческая деятельность. Более два>-дцати лет работал Ю.Левитанский над переводами стихов, вошедших в книгу "От мая до мая" (1975), посвященную 30-летию Победы над фашизмом. Поэта интересовала не только соотнесенность перевода с содержанием и формой оригинала, но и особенности исторических, культурных и политических процессов, национальный быт, характер различных народов Европы. Ю.Левитанский с удивительной тщательностью, художественным мастерством Пересоздает иноязычные стихотворения на русский язык, подчеркивая в них не только национальную самобытность, но и общечеловеческие понятия и критерии. Как переводчика его прежде всего интересует творчество тех поэтов, эстетические и этические установки которых наиболее близки ему. (Д.Максимович, И.Диздари (Югославия), Вл.Голан, Лацо Ковомеский (Чехословакия) и других).
Глава вторая "Основные вопросы поэтики творчества Ю.Д.Ле-витанского" рассматривает особенности функционирования жанрового образования - книги стихов в рамках лирики поэта, а так-ке - основополагающие художественные приёмы, характерные его поэтической манере.
Первый параграф посвящен жанровому своеобразию, структуре, проблематике и художественным особенностям книги стихов ' Ю.Левитанского "Кинематограф". В реферируемой работе утверждается, что в книге стихов "Кинематограф".характерные черты творческого почерка поэта получили наиболее полное воплощение. Диссертант анализирует истоки возникновения книги стихов в русской поэзии и выявляет основные структурные, художественные и смысловые принципы, присущие этоцу жанровоцу образованию.
В диссертационной работе утверждается, что сакым законченным выражением' характерных особенностей данного жанрового образования является книга стихов Ю.Левитанского "¡Синематограф". Эта книга стихов формально не разграничена на главы или разделы, но в ней отчетливо просматриваются четыре составляющих её.части, каждая из которых посвящена изображению одного из времён года, в следующёй последовательности: лето, осень, зима, весна. Многозначность используемых С.Левитанскиы образов позволяет воспринимать сменяющие друг друга картины природы не только в конкретном, но и в симголико-романтичес-ком плане: как обо»чачение основных возрастных этапов человеческой жизни. В дис* ертации подчеркивается некоторая аналогия между четырехчастной композицией книги и принципами сонатного построения, традиционно используемого и для симфоний. . Вычленяются следующие части книги: I) аллегро - лето; 2) анданте - осень; 3) скерцо - зима; 4) рондо - весна. Симфонический принцип организации книги стихов помогает глубже раскрыть главную тему "Кинематографа" - тему Жизни. Важными признаками в её характеристике являются "временные стихотворения - "Фрагменты сценария" (Ст-я -Время слепых дождей", "Время улетающих птиц" и др.). Каждая из вышеперечисленных частей книги включает в себя наблюдения, размышления, сны, воспоминания лирического героя, образ которого связывает воедино разнообразные планы повествования. Особенную роль в композиционном строении книги играет переносимый из кинематографа принцип монтажа. Используя терминологию, принятую в киноискусстве, можно сказать, что поэт применяет съемку одного и того же предаете или явления с разных ракурсов, дает перебивку общих, средних и крупных планов, резкие отступления, ретроспекции сна, меняет ритм контажа и внутрикадрового движения. Экранное пространство способно беспредельно расширяться за рамками кадра, что позволяет автору вовлечь читателя в сложный микрокосм "Кинематографа". Лейтмотив книги - история отношений между Мужчиной и Женщиной - решается поэтом а нравственно-философском ключе. Любовь понимается им в ренессансном аспекте: Мужчина и Женщина встречаются и расходятся для того, чтобы, снова искать пути л сближению, но каждая новая встреча качественно
более возвышенный виток отношений героев "Кинематографа". Образ Мужчины - одна из проекций лирического героя книги, повествующего о себе то в первом, то в третьем лице. "Кинематограф" - своеобразный экран памяти лирического героя. Поэт убежден, что жизнь не игра, а драма, сыгранная только раз, значит тем лучше и достойней должен быть жизненный цуть, На эк-,р?ше вспыхивают различные эпизоды его жизни: детство, юность, молодость, зрелость. Отмечая быстротечность жизни, необратимость времени, поэт вместе с тем акцентирует непреходящее значение индивидуального и общечеловеческого опыта, утверждает гуманизм как норму бытия. В финале книги лирический герой уже немолод, но продолжает открывать для себя всё новые грани действительности, по-прежнему жаждет совершенства во всём, выражая своё этическое и поэтическое кредо в итоговом стихотворении "Прощание с книгой", которое, казалось бы, является логическим заключением всех проблем, решаемых "Кинематографом". Но следуют еще три стихотворения, как бы подчеркивающих завершенность сложной и четкой композиционной структуры книги стихов Ю.Левитанского. Это как многоточие, утверждающее: жизнь продолжается, у времени нет конца.
Во 2-ой главе данного исследования рассматриваются художественные особенности книги пародий Ю.Левитанского "Сюжет с вариантами". Отмечается, что творчеству поэта характерна ироническая направленность, которая является неотъемлемой составной его мировоззрения и художественного метода. Ю.Ле-витанский спародировал 28 современных поэтов (Б.Окуджаву, Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Слуцкого и др.), расположив пародии ь алфавитном порядке и объединив их общим сюжетом -историей о зайчике из общеизвестного стихотворения 0.Б.киллера "Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять". Свою генеалогию книга пародий "Сюжет с вариантами" ведет от "Парнаса дыбом" и П.Лазарева, Ст.Рассадина, В.Сарнова "Ли-првые аллеи". Поэт использует художественный прием узнавания, осмысления и максимального освобождения от привычных условностей, 28 раз он обыгрывает один и тот же сюжет, ни разу не повторяясь. Как беспристрастный литературовед П.Ле-виганский дает достаточно объективную картину современного
поэтического процесса. Он тонко подмечает основные художественные приемы, разнообразие лексики, своеобразие поэтического видения того или иного автора. Ю.Левитанский преодолевает любую формальную трудность, что свидетельствует о его поэтическом мастерстве. Книга пародий "Сюжет с вариантами" прямо противоположна существующему в современной литературе жанру пародий прежде всего по духу - в нёй присутствуют юмор и ирония; но нет язвительности, едкой критики. Цель книги - пародирование стиля, поэтического языка лучших современных поэтов.
Во втором параграфе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями поэтики и стиля Ю.Левитанского. В диссертации отмечается индивидуальность поэтического мышления Ю.Левитан- ,• ского, проявляемая в своеобразном восприятии и отражении резальной действительности. Он обладает специфическим умением . поэтического сцепления, т.е. мыслить и творить не отдельными стихами, а более усложненным жанровым образованием - книгой' стихов. Эта тенденция в творчестве поэта наметилась с выхода в свет книга стихов "Наши дни" (1952), затем были опубликованы "Кинематограф", "Письма Катерине, или Прогулка с Фаустом", "Белые стихи". ^Объединяющим началом для книг стихов Ю.Левитанского является свжетно-композиционная организация, которая развивается отраженно, через сознание лирического героя, через состояние его духовного мира.
Особенностью поэтического видения Левитанского является тесное сцепление в его сознании трех видов искусства: кино,' музыки и живописи. В связи с использованием Ю.Левитанским художественного приема кинематографичное™ происходит своего рода слияние, взаимопроникновение внешней реальности и внутреннего мира поэта. Это помогает ецу не только изображать, повествовать, но и монтировать, конструировать, выстраивать обобщенную картину мироздания, истории всего человечества и каждой индивидуальной личности в отдельности; поэт обладает свободой перемещения во времени и проЬтранстве и перехода из реального в план мысленный. Осознавая, что восприятие поэзии опирается на различные психологические факторы, Ю.Левитанский вовлекает в поэтическое действо внешние чувства
человека: осязание, обоняние, вкус, слух. Наиболее привлекает поэта музыка.' У музыкального произведения свой темп и ритм, не зависящий от пространственно-временных категорий, не регламентированный какими-либо зрительными образами и представлениями, но способный выразить всевозможные оттенки эмоционально-психологического состояния человека. Ритм, по мнению Ю.Левитанского, вездесущ.
Особенностью поэтического воспроизведения окружающей реальности становится стремление Ю.Левитанского к максимальной осязаемости, зримости, достоверности чувствования. Значительное место в поэтическом восприятии действительности занимает одно из пяти внешних чувств человека - обоняние.
,В поэзии Ю.Левитанского зрительная конкретность художественных определений - один из приемов поэтического стиля. Его интересуют и пространственный облик предметов, и цвото-. вая гамма, и интенсивность света, что создает ощущение прост-ранственности, наполненности, зримости стиха.
Идейно-тематическое содержание творчества поэта, на первый взгляд, не отличается новизной, нет в нем ни элитарных изысков, ни поэтической эффектности и неожиданности форы. Все ясно, просто, традиционно. Но в этом кроется одна из составных поэтического мышления Левитанского: обновление, видоизменение, исследование "вечных" тем и образов с сохранением их основных мыслей - тенденций, приложимых к современным явлениям и обстоятельствам. Устойчивые образы русской поэзии, употу-ребляемые в творчестве Левитанского, такие, например, как уподобление поэтического творчества самое поэзии всецу светлому и светящемуся или представление жизненного процесса как движения, перемещения ("поезд - иаонь") во временном пространстве, или обращение к образам великих мастеров мирового искусства (особенно литературы и музыки), или решение традиционной лирической .темы Жизни и Смерти с использованием функциональных поэтических синонимов, обозначающих этапы жиз'нен-, ного развития (весна - молодость,' осень - зрелость, старость; зима - смерть или преддверие смерти; рассвет, утро - юность; вечер, закат - старость; день - жизнь), способствуют восприятии произведений поэта в возвышенно-приподнятом экспрессия-
ч
ком ключе.
Сочетание траДиционно-поэтических образов в их устойчивом лексическом воплощении и конкретно-бытовых преям-зтньос образов, реализованных в контексте разговорных речевых форм, помогает Левитанскоыу сделать стих стилистически современном, лишенным подражательства, ассоциативно богатым и ёмким.
М.ГасШаров отмечает, что ^О.Лёвитанский сделал открытие в стихосложении, когда в 70-х годах стал писать "стихи, а которых 5-сложия не отбивались, а были только стопами и сливались в плавный дольниковый ритм".*
Стихотворная речь Ю.Левитанского предрасположена'к'тем синтаксическим единицам, которые или разговорны по своей природе, или отмечены особой экспрессивностью. Применение таких конструкций является специфическим художественным приёмом, призванным создать определенный стилистический эффект - доверительной беседы-исповеди.
Широко употребляется поэтом прием синтаксического параллелизма, способствующего большей акцентированности, доминантности той или иной авторской темы или идеи.
В лирических стихотворениях Ю.Левитанского встречаются элементы диаяогизаЦии, которые выполняют чаще всего характерологическую функцию, направленную на выяснение отношения "к происходящему си/ого автора (как особой формы выражения авторского сознания). Они придают особую драматизацию, непринужденность, эмоциональный тон лирическому повествованию. '
Для синтаксических конструкций Ю.Левитанского характерна расчлененность (сегментация) стихотворной речи в тех случаях, когда синтаксическое построение не делится интонационно на две совершенно самостоятельные части (именительное теш выделено не точкой, а запятой или тире).
Импровизационный характер беседы придают языку поэзии Ю.Левитанского парцеллированные конструкции. Иногда экспрессивное членение актуализирует целые предложения, а иногда отдельные его члены, что сообщает разговорную окраску тексту в силу большего сходства с построением высказывания в устной речи. Заметное место среди способов усиления экспрессивных -
I. Гаспаров М. Очерки истории русского стиха; -» М.,1984.-С.26В.
возможностей посредством парцеллированного построения принадлежит в творчестве Ю.Левитанского повтору. Повтор шжет быть лексическим, т.е. актуализировать семантику одного из членов предложения, и семантическим, т.е. когда п&рцеллят повторяет сшсл главной мысли, содерхевдйся в предложении -основе. Ю.Яевитанский часто отказывается от рифовки на юнцах строк, заменяет её случайной или внутренней рифмой или . повтором одних и тех же слов, словосочетаний.
Для лирического мышления поэта характерно использование устойчивых партии, настроений, размышлений, что приводит к усилению эмоциональной напряженности стиха и позволяет на различных понятийных уровнях исследовать многозначность слов или словосочетаний, которые в результате ыногократного повторения превращаются в постоянные образы-символы (простые по форма, но сложные и многосторонние из-за семантической одого-. аначности).
Это придает поэтической манере Ю.Левитанского свойство циклической повторяемости не только настроений, языковых конструкций и т.п., но и создает особый эмоциональный тон, картину тонких душевных: переживаний и изменений в лирической самосознании героя. (Образ-симЕОл: "аизнь-поезд", "кизнь-кина-штограф", "любовь- крылатая женщина"; соотнесение вроыен года с воэрастныАШ периодами низни человека: сосна - юность, лото - молодость, зима - старость, сильные холода, вьнга -сыерть; цветовая газ&ш и интенсивность света несут символнко-философскую нагрузку: белый цве? - цвет цудрости, цвет излюбленного поэтом белого стиха. .
51р{:днаыеранный повтор одинаково звучащих слов и строк используется Левитанскиы для актуализации той или иной поэтической мысли, понятия, образа.
Стихотворная интонация в творчестве Левитанского в большинстве случаев - говорная, что предполагает употребление-переносов и внутристиховых пауз, которые дельют стих еще более иернш. Функции переносов и внутристиховых пауз разнообразны: акцентируют важные для автора слова и словосочетания; прозаизируют стих; создают атмосферу доверительности, задумчивости; ввделявт концовку стихотворения.
N
Левитанский принадлежит к числу немногих поэтов,,которыо но конкретизируют, на индивидуализируют лирического героя. В его поэзии встречшотся только известные литературные персонажи: Голядкин, Копало, Дон Кихот, Фауст. Поэт обладает удивительной способностью "ввиться" в хорошо известнее характеры данных литературных образов и открыть что-то совершенно новое rs roc трактовке. Изредка упоминаются лишь хараятерологи-. ческие определения: "иронический человек", "кзадратный -человек", "ленщкна, которая летала", "человек, строяг^й зоэдуи-ные рамки" и другие.
Продолжая следовать лучшим традициям русской поэзии,' Ло-зятанский вноси? в современную литературу своя лирическую ¡ш-~ ■ тонацию, своё особое поэтическое видение wipa, углубляет и '' расширяет представления о возможностях использования белого • стиха, разрабатывает новые строфические и интонационные £эрмы.
D заключении подводятся основные итоги исследования.
Ю.Левитанский занимает особоо место в современном поэтическом процессе. Художественные приёш и принципы, синтаксические конструкции, лексический строй языка поззий Ю.Леаи-танского являются слагаемыми его самобытного поэтического стиля и своеобразного поэтического ипленил. И свидстбльсг» • вуют о том, что Ю.Левитанский поэт действительно современный, талантливый, ищущий.
Основные положения диссертации отражены з следующих пу(>-ликаииях:
1. Роль стихотворения в комюзицконной структуре книги стихов Ю.Д.Лспитансиого "Кинематограф"// Эункцнонированне малых жанров в историко-литературном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. - Киров, '1991. - С.76-83.
2. Особенности поэтического видения Ю.Д.Лспитанского// Анализ художественного-произведения. Сборник научных трудов.-Киров, IS93. - C.I9I-IS8. '''■,'
3. Основные направления современной поэзии// Хрестоматия по русской литературе для П-га класса средних школ. - Вятка, 1993. - С.485-487. -Лщ^ _ • '.