автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Стилевые особенности творчества Н. К. Старшинова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Григорьева, Галина Михайловна
ВВЕДЕНИЕ 2-
ГЛАВА 1 Стилевые искания Н. К. Старшинова в начале творческого пути (Старшинов как представитель фронтового поколения) 17-
ГЛАВА П Духовно-нравственные основы реализма
Н. К. Старшинова 77
ГЛАВА Ш Особенности фольклорнзма Н. К. Старшинова 193
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Григорьева, Галина Михайловна
Понятие «стиль» остается до конца не решенной проблемой литературоведения, что отражено в названии ряда исследований: «Постановка проблемы стиля» (П.В. Палиевский), «Проблемы литературного стиля» (Т.Н. Поспелов), «Проблемы художественного стиля» (А.П. Григорян), «Проблема художественного стиля» (А.Ф. Лосев) и т.д. Действительно, сложность возникает в попытках дать конкретное определение термина и в разных подходах к классификации стилей. В словаре В.И. Даля к слову «стиль» или «штиль» родственными по смыслу приводятся понятия «пошиб», «род», «образ», «вкус», «манера»1. Но сводить исходную лексему к данным дефинициям, значит неоправданно расширять или обеднять, сужать ее семантическое поле, а иногда и приводить к «разноречивости», «многозначности»2 термина, о чем предупреждал еще В.В. Виноградов в работе «Проблема авторства и теория стилей».
Трудность подхода к решению проблемы связана с тем, что стиль не константное, а развивающееся явление, не случайно знак равенства порой ставился между ним и самой жизнью, поскольку художественный стиль суть отражение действительности или проекция его создателя. Известно высказывание французского естествоиспытателя XVIII века Ж. Бюффона, ставшее постулативным в теории стиля: «Стиль есть сам человек». В нем сказалась двойственность рассмотрения стиля - через мышление и чувствование, причем с преобладанием первого, рационального (об этом также Н.Г. Чернышевский, A.B. Чичерин). Слово здесь полагалось орудием, которому сообщается определенная энергетика мысли, от этого стиль приобретает плотность или рыхлость. Но стиль и в пределах жизни человека творческого не раз и навсегда данное, он «эволюционирует» вместе с индивидуумом. В истории литературы много примеров, когда происходило смешение стилей, смена одного другим в пределах литературного наследия писателя или поэта, например, романтические и реалистические поиски A.C. Пушкина, М. Горького, футуристические эксперименты раннего В.В. Маяковского, В. Хлебникова и отказ от них в пользу стремления идти от жизни и т.д.
На стилевые искания накладывает свой отпечаток время. Тот или иной век, «отходя» от предыдущих культур, наследует определенные черты, что позволяет говорить о литературной традиции и стиле эпохи.
Стиль, по утверждению Ю.М. Лотмана, может быть локальным3 (в рамках одного текста) и полифункциональным - в зависимости от вида искусства4 и широты рассмотрения. Его многослойность в литературе представлена на разных уровнях: историческом и жанровом, национальном и индивидуальном; стилевыми течениями, школами, потоками5 (А. Эльяшевич). В связи с этим оправдано существование идейно-тематических систем6 (например, стиль поэтов фронтового поколения), жанровых - стиль поэмы, элегии, притчи и пр., персональных (индивидуальных) - стиль Н.К. Старшинова.
Стиль писателя обусловлен, таким образом, наличием объективных и субъективных факторов. В нем находит отражение социальной и общественной реальности, определенной культурной эпохи, проявление «имманентной логики творчества»7, обогащенной фольклорной и литературной традицией, системой нравственно-эстетических, духовных и художественных ценностей, которые привносит художник в свое творение в связи с веяниями времени и личным опытом. Причем все эти предпосылки не существуют обособленно, а включены в историко-литературный процесс, одно из его закономерных звеньев.
Стиль часто отождествляют с формой или внутренней формой (П.Н. Сакулин8, А.Н. Соколов, Б.А. Ларин, Ю.И. Минералов), структурой9 (М.М. Бахтин), синтезом художественных приемов (В.М. Жирмунский), с «выражением художественного содержания»10 (Г.Н. Поспелов), со «сплавом» содержания и формы (М.Б. Храпненко, A.B. Лармин), с принадлежностью к эстетической сфере (А. Метченко, А.П. Григорян, (системый анализ) М.Б. Храпченко), авторской речью, где стиль - шифр к «ключевым словам»11 (Л.Я. Гинзбург, A.B. Чичерин) и т.д. Но динамизм стиля далеконе исчерпывается отдельными положениями, он суть «принцип конструирования именно всего потенциала художественного произведения в целом»12 (А.Ф. Лосев). Кроме того, можно говорить о «художественной сущности»13 (А.П. Григорян), «художественной мощи произведения»14 (А.Ф. Лосев) или так называемом «внутреннем стиле»15 (А.Н. Толстой). Он слагается, по мысли П.В. Палиевского, из «столкновения и слияния мысли образа с мыслью языка и в зависимости от разных соотношений их дает всякий раз особую оболочку, странно светящуюся поверхность, художественный колорит»16. Стилеобразующей основой при этом, по исследованию А.Ф. Лосева, являются так называемые «первичные модели»17 текста, возникающие на уровне психики создателя. Своеобразный «душевный строй» (А.Н. Толстой) произведения, который выливается в «язык танца»18 (В.В. Кожинов), в неповторимую музыку19. Таким образом, посредством архетипического потенциала осуществляется прорыв «через слово - в самую гущу жизни»20.
В литературоведческих дискуссиях второй половины XX века слышались призывы к конструктивному подходу в понимании художественного слова как «первоэлемента»21 стиля - с точки зрения литературного и лингвистического исследования (Я. Билинкис, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман). Данная тенденция оправдана временем, поскольку с возникновением реализма слово получило такой «простор», что искусству открылся, по Г.А. Гуковскому, «анализ уже не абстрактно-дедуктивный», но и конкретно-индуктивный, дающий возможность осуществления эксперимента22.
В связи с этим закономерно внимание к творческой индивидуальности художника (хотя в формально-структурном подходе субъективное в расчет не принималось). «Существенную роль» творца, его первостепенную важность»23 выделяют П.Н. Сакулин, В.В. Виноградов, ГШ. Палиевский, Я.Е. Эльсберг, М.Б. Храпченко и др. И это обосновано прежде всего тем, что автор становится источником «вдохновения» (так
24 раньше именовали «тайну творчества» , имедв виду индивидуальным стиль, - М.М. Пришвин), в котором нашли свое отражение «знаковость с семиотичность) культуры» и знаковость нравственно-ценностного в связи с эстетическими задачами времени. Отсюда предметом познания для исследователей становится «внутренний мир»26 художника, особый интерес в этом плане представляет поэзия, где повествователь находится «не вне, а внутри переживаемой действительности»27 и граница между ним и автором иллюзорна. Что дает повод изучать образ автора посредством средств языка28 (В.В. Виноградов) и обуславливает восприятие стиля как «позиции»29 его создателя.
Таким образом, индивидуальный стиль, являясь неотъемлемой частью сущности художника, предстает ценностным «жизненным осуществлением»30 посредством словесного выражения, особого «метаязыка»31 (Н.К. Гей), возникающим из имманентного («подсознательного»32) в субъекте и выливающимся в определенную форму не как в формальную оболочку, а непосредственно в эстетический образ, идею33, которые, диалогизируясь в реальную действительность, становятся «возбудителями энергии, источником преобразующей активности»34' Так как целеполагающая, «прикладная» задача стиля - в л с способе убеждать и увлекать читателя» , «пробуждать» у него «активное отношение»36 к произведению.
Понять стиль, - заключает А.Н. Соколов в работе «Теория стиля», -значит прежде всего понять проявившуюся в нем художественную знаковость или, другими словами, его художественный смысл»37. Отсюда связь «стилевой самобытности»38 автора со стилем своего творения (с его образами, композицией, поэтиткой), родом и жанрами, отсюда проистекает определение метода писателя. По А.Ф. Лосеву, это «конструирование художественного произведения без внимания к его содержанию»39. Взаимосвязь метода и индивидуального стиля очевидна. Ряд исследователей представляют первое родовым понятием, а второе его закономерным составляющим.
Действительно, метод продуктивнее выявляется в результате сравнительно-сопоставительного анализа произведений ряда художников слова. Однако, без «принципа формотворчества»40 (И.Ф. Волков) он безжизненен, остается сугубо теоретизированным понятием. Справедливо мнение, что «индивидуальная методология писателя - явление более богатое, чем метод в широком значении»41 (в смысле содержательном). Это обусловлено тем, что стиль по природе своей стремится к «идейно-образной цельности»42, совмещая единичное и общее: «Вещь возникает как целокупность в результате единого дифференцирующего порыва, которым она пронизана»43 (О.Э. Мандельштам). Поэтому попытки заключить его в какие-либо семантические рамки, дать ему «кодовое понимание»44 не приводят к успешному результату.
Исходя из этого, задача исследователя - проникнуть в «сердцевину творческого центра»45 личности художника, не только путем наблюдения за стилевыми факторами, но и с точки зрения стилевых проблем46 в их разнообразии. Тогда потенция индивидуального стиля, оформляясь через слово, раскроет свою жизненную энергию и осенит вдохновением вложенного в него автором «проникновенного духовного созерцания»47'
Предметом диссертационного исследования является творческое наследие Николая Константиновича Старшинова, а именно: лирика с 40-ых по 90-е годы и ряд лиро-эпических поэм. Рассмотрение осуществляется с учетом литературно-критической деятельности художника, его публицистических выступлений в печати.
Объектом изучения стал спектр нравственно-духовных, эстетических, философских и фольклорных особенностей лирики поэта. Необходимо понять, что послужило мировоззренческой и художественной основой в становлении личности автора, выработки им ценностного отношения к жизни и к слову. С данных позиций и осуществляется данное литературоведческое исследование, в котором используется лингво-морфологический анализ.
В разрозненных статьях о лирике Н.К. Старшинова проявляется недостаточная степень разработки проблемы. Целостная картина в биографическом и идейно-тематическом плане представлена в труде В.И. Коробова «Николай Старшинов. Литературный портрет» (1985 г.). Однако исследования с точки зрения аксиологического подхода, более полно раскрывающего методологию творчества поэта, не предпринимались.
Не были рассмотрены связи Н.К. Старшинова с «тихой» лирикой, слабо исследованы фольклорные традиции художника. Жанрово-модификационная сущность его поэм глубоко не анализировалась (касалась этих проблем только Л.В. Полякова в связи с «Леснянкой и Апрелем»). Высказывания о стиле Н.К. Старшинова, особенностях его поэтики «отрывчаты» и не дают общего представления о литературном наследии художника.
Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы показать индивидуальное своеобразие идейно-эстетической мысли Н.К. Старшинова, осмыслить ее развитие в историко-литературном русле.
В связи с этим задача первой главы - представить начало литературной деятельности поэта, а именно:
•/ установить идейно-тематическую общность его лирики с поэтами фронтового поколения; •/ выявить индивидуальные стилевые особенности его нравственного и художественного поиска.
Во второй главе полагается проследить «этапы» становления художника слова в русле реалистического направления, которому следует Н.К. Старшинов: исследовать духовно-ценностные истоки медитативной лирики поэта 50-60-х гг;
•/ определить нравственные ориентиры этического и эстетического мировосприятия Н.К. Старшинова, опираясь при этом на феноменологический метод в изучении «простоты несложного» пейзажной лирики автора; •/ проследить особенности исповедальной манеры поэта в 70-е гг., близкие к так называемой «тихой» лирике. Обратить внимание в связи с этим на усиление философского осмысления действительности художником слова; наметить истоки духовного вдохновения автора (светоносное, рановременное, равнинное и т.д.); у^ рассмотреть экзистенциальные поиски Н.К. Старшинова в 90-х годах, обусловленные общественными процессами; исследовать своеобразие поэтики художника, связанной с прозаизацией стиха и вдумчивым отношением к слову как к означенному направлению мысли.
В третье главе уделить внимание освоению Н.К. Старшиновым фольклорной традиции на стихотворном материале и лиро-эпическом жанре поэм: обозначить концепцию художественного мира, характерную для лирики поэта; посредством аксиологического подхода выявить «духовный предмет» творчества художника, воспринимающего мир на основах соборного естества (на примере ряда поэм); проанализировать жанровое, композиционное, языковое своеобразие поэм Н. Старшинова, тяготеющих к модификации - синтетической контаминации (драматическая сказка в стихах, поэма-частушка и др.). В заключении представить выводы о стилевых особенностях литературного наследия поэта, его творческом вкладе в литературный процесс.
Методологическая и теоретическая основа диссертации базируется на историко-генетическом, структурно-типологическом и системном методе. В работе учтен научный литературоведческий опыт П.Н. Сакулина, Д.С. Лихачева, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, А.Н. Афанасьева, A.B. Чичерина, Л.Я. Гинзбург и др. Стилевое своеобразие писателя рассматривается с использованием «третьего измерения»48 - аксиологического (С.С. Аверинцев, A.B. Михайлов, И.А. Есаулов, В.А. Редькин и др.), в объекте исследования которого духовная иерархия ценностей русской культуры. Мировоззренческой основой при этом стали философские труды И.А. Ильина, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева, П.А. Флоренского, В.В. Розанова, М. Хайдеггера, С.Л. Франка, Э. Фромма и по психологии творчества КГ. Юнга, АГ. Маслоу.
Научная новизна работы определена необходимостью более полного изучения творческого наследия Н.К. Старшинова. В проблемно-хронологическом аспекте оно было рассмотрено В.И Коробовым, создателем литературного портрета художника. Но в критике стилевое своеобразие поэта исследовано не в полной мере. В общем контексте литературы сороковых годов не было представлено начало его деятельности, цельная картина этого периода художника в литературоведении отсутствует. Исследование творчества Старшинова в свете аксиологического подхода позволило наметить духовно-нравственные основы реализма поэта, выявить философскую сложность простоты его мысли и слога.
Практическая ценность диссертации определена возможностью ее использования при изучении историко-литературного курса современной русской литературы в вузе (спецкурсах и семинарах по изучению русской поэзии XX века), на курсах повышения квалификации учителей литературы, в школьной практике - на уроках и факультативах, связанных с проблемами стиля.
Апробация работы осуществлялась в 1996-2001 годах на межвузовских научных конференциях в Тверском государственном университете, библиотеке имАГерцена, Тверском Областном ИУУ, в Государственном Республиканском Центре русского фольклора (Москва).
Композиция диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, примечаний. Общий объем - 290 страниц. В конце диссертации дается список литературы, содержащий 471 наименование, и приложение из неопубликованных последних стихов Н.К. Старшинова.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Стилевые особенности творчества Н. К. Старшинова"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Формирование творчества Н.К. Старшинова пришлось на «начало всеобщего разделения»1 - Великую Отечественную войну. На фронте возникла его связь с родным - землей. В ней он искал ту «динамическую точку опоры»2, которая обратила его к поискам духовного возрождения человека, стала источником «настроя на доброту»3. Посредством «негромкого» и непроизнесенного слова происходило рождение сокровенной гражданственности Старшинова, слагалась монументальность его стиха. Документальность, правдивость изображения, внимание к детали, простота слога определило его как представителя реалистического направления.
Закономерно, что тема родины становится сквозной в творчестве художника слова. Она «ведет»4 поэта. В послевоенной действительности происходит «вживание» в предмет веры - землю, обусловленное открытием в ней «высших ценностей человеческой души»5, воплощенных в архетипических образах матери, бабушки.
Посредством бытописания, «обаятельности» вещи намечается портретирование Н. Старшинова, где лик отчизны предстает совокуплением женского и природного начала. Отсюда триадное: родина-мать-природа. Связанная с этим тема оберега трансформируется из собственно защиты отечества в годы войны и стихов «экологических» в 50-е годы до со-хранения истинно ценностного - духовно-почвенного в индивидууме. Путь к экзистенциальной истине проходит через обытийствление, которое раскрывает себя посредством сказа как у-казывания на существо языка. Что обеспечивает «молчащей» фразе поэта выразительную и действенную силу задуманной «произносимости», выливаясь в слово с «проявленной ценностью» в стихах и оформляясь как образ-мысль в поэмах.
Медитативность лирики Н. Старшинова, связанная с усвоением языка как «самонаучения», выявляется посредством «движения жизни»6 через тишину, в природном уединении, аскезе. В кажущейся простоте обнажается дар потаенности. Он - в размышлениях о вечных нравственных ценностях: доброте, любви, красоте, благости, доме.
Реалистическая эстетика поэта находит свое воплощение во внимании к духовному миру личности. Аксиология Старшинова воспринимается «силой гениального чутья»7. Она антропоцентрична, излучающе светоносна, совестлива, искренна и сердечна, чем созвучна идейно-тематической стилевой системе «тихой» лирики. Неслучайно в 70-е годы «душа» становится основным мотивом в творчестве художника. Осознание двойственности бытия отразилось в элегической грусти, проявилось в ощущении антиномии человеческой самости, сказалось на поэтической структуре стиха.
В обретении гармонической цельности во времена «культурного и духовного опустошения»8 - средоточие нравственных исканий Н.К. Старшинова. Органично обращение художника к фольклору как к первозданному роднику экзистенции личности. В основе его библейских, частушечных, сказочных образов кроется вера в цель жизни, что «не погибнет человек и не сгорит то дело, в которое мы вкладываем душу»9. Оно в духовной сопринадлежности героев, являющейся вершиной бытийного существования для национального и общечеловеческого. Освоение реализмом устного народного творчества сказывается во внимании к архетипам земли и воды, отражается на модификации поэмы как жанра, в результате чего возникают синтетические образования типа поэма-частушка, драматическая сказка в стихах.
За сохранение самоценности жизненного призывает выступить поэт в последние годы творчества. Это обусловлено социальными проблемами: нарастающей техногенностью общества, «бездумным»
10 отношением ко всему сущему. За «активностью позиции» автора - акт гражданского самоопределения, в основе которого творческое единение в духе.
Повествовательность стиха Н.К. Старшинова достигает образности посредством «обаятельности» вещи, что закреплено в поэтических тропах (колоритных сравнениях, метафорах, «зримых» бытовых деталях). Интонационный диапазон и ритм стихотворной ткани слагается из лексически окрашенного слова, тональных переходов, композиционных, структурных особенностей текста. Творениям художника свойственен лиризм, песенность, романсовая мягкость и сонетообразность строки.
Слово Старшинова «не просто словесное обозначение», оно означенное направление, результат духовного опыта поэта, поскольку «каждое подлинное художественное произведение, - по мысли художника, - это поступок, то есть проявление ума, сердца, воли, совести автора в действии»11.
В дальнейшем изучение творчества Н.К. Старшинова может быть продолжено литературоведческими исследованиями: «Литературная и фольклорная традиция», «Роль чужого слова», «Юмор» в лирике поэта; «Старшинов-критик», «Старшинов-переводчик»; сравнительно-сопоставительными работами диахронического плана, типа «Прозаизация лирического текста» (на материале классической литературы -A.C. Пушкин, H.A. Некрасов и др. и современной русской литературы -А.Т. Твардовский, Н. Старшинов, С. Наровчатов, М. Дудин, поэтов т тихой» лирики). В фольклорном отношении представляют интерес текстовые стилизации (см. примечание к III главе). В лингвистическом аспекте плодотворно изучение одночастеречных и разночастеречных антонимических пар, функциональной роли сравнительной степени прилагательных и т.д.
262
Список научной литературыГригорьева, Галина Михайловна, диссертация по теме "Русская литература"
1. СБОРНИКИ СТИХОВ, ПЕРЕВОДЫ, ПРОЗА И ПУБЛИЦИСТИКА Н. К. СТАРШИНОВА.
2. Друзьям. Стихи. М.: Мол. гвардия, 1951. - 96 с.
3. В нашем общежитии. Лирика. М.: Сов. писатель, 1954. - 83 с.
4. Солдатская юность. Стихи. М.: Воениздат,1956.- 63 с.
5. Песня света. М.: Сов. писатель, 1959. - 102 с.
6. Андереев бор: Рассказ // Моск. правда. 1960.4 сентября. С. 2.
7. Автобус уходит в Новый год: Рассказ // Труд. 1961.1 января. С. 2.
8. Лирика. Стихи и поэмы. М.: Сов. писатель, 1962. - 168 с.
9. Веселый пессимист. Стихи. Сатира. Юмор. М.: Сов. Россия, 1963.- 95 с.
10. Счастье семьи трудовой. Стихи. Авториз. пер. Н. Старшинова.
11. М.: Сов. писатель, 1963. 320 с.
12. Избранная лирика. М.: Мол. гвардия, 1965. - 31 с.
13. Протока^ М.: Сов. писатель, 1966. - 96 с. 12. Проводы. Книга лирики. - М.: Мол. гвардия, 1967.- 136 с.
14. Улыбнитесь, пожалуйста! М.: Правда, 1967. - 64 с.
15. Белый камень. Рассказы. М.: Моск. рабочий, 1968. - 112 с.
16. Кому нравится дождик. Стихи. М.: Дет. лит., 2968. - 16 с.
17. Иду на свидание. Стихи, поэмы. М.: Худож. лит., 1969. - 295 с.
18. Ясное эхо тайги. Книга стихов (Пер. В. Павлов и Н. Старшинов). Сыктывкар, Коми кн. изд., 1970. - 127 с.
19. Зеленый вечер. Стихи.- М.: Мол. гвардия, 1972.-135 с.
20. Осинник. Стихи. М.: Сов. писатель, 1973. - 119 с.
21. Вот так бывает. Стихи. М.: Худож. лит., 1974.-23 с.
22. Стихи. М.: Худож. лит., 1974. - 285 с.
23. Ракеты зеленый огонь. Стихи и поэмы. М.: Современник, 1975.192 с.
24. Река любви. Стихи. М.: Мол. гвардия, 1976. - 175 с.
25. Ранний час: Стихи.- М.: Сов. писатель, 1977. 119 с.
26. Высота: Стихи. М.: Б. и., 1978. - 94 с.
27. Милая мельница: Стихотворения. Поэма. М.: Сов. Россия, 1978.301 с.
28. Поле жизни: Кн. пер,- М.: Сов. Россия, 1979. 318 с.
29. Дорога победы: Стихи сов. поэтов о Великой Отеч. войне /
30. Сост. Н. Старшинов, С. Музыченко. М.: Сов. Россия, 1980. -477 с.
31. Избранное. Стихотворения. Поэмы. М.: Худож. лит., 1980. - 414 с.
32. Памятный урок. М.: Сов. Россия. 1980. - 144 с.
33. Первый утренник: Стихи. М.: Правда, 1980. - 32 с.
34. Твое имя: Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1980.311с.
35. Милости земли. Стихи. М.: Сов. писатель, 1981. - 120 с.
36. Река любви: стихи. М.: Мол. гвардия, 1983. - 191 с.
37. Мое время: Стихи. М.: Сов. писатель, 1984. - 286 с.
38. Дорога к читателю. М.: Современник, 1985. - 224 с.
39. Любить и жить: Поэмы.- М.: Современник, 1986.- 109 с.
40. Река любви: Стихотворения и поэмы. М.: Сов. Россия, 1986. - 236 с.
41. Город моей любви: Стихотворения и поэмы. М.: Моск. рабочий, 1987. - 215 с.
42. Участье: Стихотворения.-М.: Дет. лир., 1987.- 160 с.
43. Я с тобою говорю: Новые стихи и поэма. М.: Сов. писатель,1987.- 157 с.
44. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Худож. лит., 1989. Т. 1:
45. Стихотворения. 510 с. Т. I: Поэмы; Веселые стихи; Рассказы; Статьи о поэзии. - 558 с.
46. Кто упадет?: Литов. нар. сказка: Для дошк. возраста / Перевод
47. Э.Багдонайте, Н.Старшинова. М.: СП «Малыш групо либро интернациональ», Б. г., 1990. - 16 с.
48. Моя любовь и страсть рыбалка: Стихи, рассказы, очерки. - М.:
49. Физкультура и спорт, 1990. 238 с.
50. Я приду на посиделки: Сб. частушек (Вступ. ст. Н. Старшинова). М.: Мол. гвардия, 1991.-13 8 с.
51. Ой, Семеновна!.: Озорные частушки из собр. (и со вступ. ст.) поэта Н.Старшинова. М.: Байкал, акад., 1992. 206 с.
52. Память минувших лет: Книга новелл-воспоминаний. М.: Современник, 1992.
53. Разрешите вас потешить: Частушки / Сост. и авт. вступ. ст. Н. Старшинов. М.: Столица, Б. г. Вып. 1. - Б. г., 1992.- 155 с.
54. Разрешите вас потешить: Частушки / Сост. Н. Старшинов. М.:
55. Столица, Б. г. Вып. 2. Б. г., 1992. - 189 с.
56. Я приду на посиделки: Сб. частушек / Вступ. Ст. Н.К. Старшинова. 3-е изд., доп. - М.: Мол. гвардия, 1992. -219 с.
57. Русские частушки: Из кол. (и со вступ. ст.) Н. Старшинова. М.:1. ТВЕРДЬ, 1993. 477 с.
58. Частушки с картинками / Сост. и авт. вступ. ст. Н. Старшинов. -Тверь: НПО «Центрпрогамм-систем», 1993. 31 с.
59. На войне, на фронте: Частушки / Записал Н. Старшинов // Москва. 1995. № 5. С. 36-38.
60. Лица, лики и личины: Лит. мемуары. М.: Риф. «Рой», 1994. - 175 с.
61. Лица, лики и личины: Лит. мемуары. М.: Рой, 1996. - 175 с.
62. Что было, то было. На литературной сцене и за кулисами: веселые и грустные истории о гениях, мастерах и окололитературных людях. М.: Звонница-МГ, 1998. - 544 с.
63. СТАТЬИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ, ИНТЕРВЬЮ1. Н. К.СТАРШИНОВА.
64. Безумно страшно за Россию: О друге и жене Юлии Друниной //
65. Сов. Россия. 1993. 15 мая. № 57. С. 3.
66. Беседа к 70-летию Старшинова // Кн. обозрение. 1994. 20 декабря.1. С. 2.
67. Биографическая справка // Москва. 1957. № 3. С. 224.
68. Борец с возмутителями спокойствия Шапиро: О дир. ЦДЛ М.М. Шапиро и писателях-нарушителях порядка в ресторане ЦДЛ И Лит. Россия. 1996. 26 ноября. № 46. С. 13.
69. Быть в гуще дел: О стихах Михаила Львова // Лит. Россия.1974.№31. С. 8.6. «Вера, надежда, любовь птицы мои голубые.»: Беседа с писателем Н.Л.Крулиной // Лит. в шк. 1997. № 3. С. 84-94.
70. Верность теме: О теме войны в творчестве поэта С. Наровчатова
71. Правда. 1982. 23 июня. С. 6.
72. Вечная любовь народа: О Всесоюзном Пушкинском праздникепоэзии: Старшинов лауреат премии им. М. Горького и Лен. Комсомола // Сел. жизнь. 1988. 5 июня. С. 4.
73. Восемь директоров: Из воспоминаний поэта о годах учебы в Лит. институте (с 1944 по 1955 гг.) // Лит. Россия. 1996. 28 июня. № 26. С. 6-7.10. «В пятидесятых рождены.»: О стихах молодых поэтов // Правда. 1979. 17 марта. С. 3.
74. Вся надежда на себя, а не на кого-то! // Подмоск. известия. 1994. 6 декабря. С. 7.
75. Высокое чувство: О стихах Вадима Шефнера // Лит. Россия.1975. 21 февраля. № 8. С. 6.13. «В этом времени мне неуютно»: Последнее интервью Николая Старшинова // Независимая газета. 1998.19 февраля. С. 7.
76. Голос Старшинова: О судьбах р. поэзии и интеллигенции: Беседа с поэтом, преп. каф. творчества в Лит. Институтеим. Горького / Зап. P.A. Гальцева, Г. Гусева // Правда России. 1997. 26 апреля. № 10. С. 4.
77. Голосом революции: О поэзии Д. Бедного. К 80-летию со днярожд. // Лит.газ. 1963. 13 апреля. С. 3.16. «Гонорара хватило на недельное курево.»: К 70-летию автора. Беседа с поэтом. Записал А. Щуплов // Кн. обозрение. 1994. 20 декабря. № 51. С. 2.
78. Глазами поэта // Литература и жизнь. 1958. 30 июля.
79. Графоману графоманово: О начин, авторах: Отклик на ст. Р. Мустафина «Научимся ли уважать любителя?» // Лит. газ. 1987.22 июля. № 30. С. 5.
80. Да, Генеральная дума!: Полемич. заметки. Дискуссия в «Лит. газ.» Маяковский и современность // Лит. газ. 1982. 8 декабря. №49. С. 4.
81. Добрые всходы: О кн. П. Сальникова «Горсть хлеба». Рассказы и повесть. М.: Сов. Россия, 1968 // Лит. газ. 1969. 7 мая. № 19. С. 5.
82. Доверие: Об одном сб. ст. Л. Шершевского. Гор. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1966 // Лит. газ. 1967. 4 января. № 1.
83. Жизнь нестойка то война, то перестройка // Кр. звезда.1992. 3 ноября. С. 4.
84. Замечательный мой друг Павлин Малинов: Очерк. Николай Старшинов // Профсоюзы. 1995. № 4. С. 15-17.
85. Земля и люди: О кн. ст. Виктора Пахомова «Весеннее пламя».- Приокское кн. изд-во, 1977 // Лит. Россия. 1977. 2 сентября. № 36. С. 9.
86. И все-таки поэзия жива: К выходу в свет сб. Поэзии Г. Зайцева
87. Как я скорбь свою осилю: Беседа с участником Вел. Отеч. войны, поэтом // Сов. Россия. 1997. 8 мая. № 53. С. 6.
88. Лес за деревьями: Поэзия: Будни без праздников // Лит. газ. 1981. 20 мая. №21. С. 5.
89. Мужественная доброта: О роли книг в жизни поэта // Библиотекарь. 1987. 2 февраля. С. 36-38.
90. На литературных перекрестках: Заметки, воспоминания, размышления // Наш современник. 1987. № 12. С. 172-177.
91. Наровчатов, Суров, Бубеннов // Лит. Россия. 1996. 22 ноября. №6. С. 6.
92. На том стою. // В мире книг. 1984. № 12. С. 69-71.
93. Он был когда-то ротным запевалой // Торг. газета. 1995. 16 августа. С. 8.38. «О ней не вспоминать нельзя»: Вступление к подборке стихотворений в журнале «Форум» // Форум. 1994. № 4. С. 13.
94. Прекрасное и грозное время. Автобиография / Лауреаты России. Кн. 5. М.: Современник, 1987. С. 200-240.
95. Разделение условно! // Лит. обозрение. 1983. № 6. С. 33-38.
96. Секрет притягательности: О повести и рассказах П. Сальникова
97. Астаповские летописцы». Тула: Приокск. кн. изд-во, 1970 // Лжит. Россия. 1971.21 мая. №21. С. 16.
98. Сейте разумное!: В связи со встречей руковод. партии и правительства с деятелями лит. и ис-ва // Коме, правда. 1963. 16 марта. С. 2.
99. Служение, а не обслуга: К 75-летию со дня рожд. критика и литературоведа А. Михайлова // Веч. Москва. 1997. 23 января. № 17. С. 5.44. «Снова сердце распахнуто настежь.» // Юность. 1999. № 11-12.1. С. 51-53.
100. Совещание молодых: Первые итоги «К итогам 9 Всесоюз. совещ. молодых писателей». М.: Высказывания // Лит. газ. 1989. 24 мая. № 21. С. 7.
101. Современный русский?: О случайных людях в поэзии // Лит. Россия. 1996. 27 декабря. № 52. С. 6.47. «Сороковые-роковые» и последующие годы: О Н. Коржавине, поэте// Лит. Россия. 1989. 6 октября. № 40. С.22.
102. Сосредоточиться перед шагом вперед // Лит. Россия.1984. 7 декабря. С. 8-9.
103. Спасибо, что были.: О встречах поэта Ник. Старшинова с Мих.
104. Светловым, Ник. Тихоновым и Ан. Ахматовой // Лит. Россия. 1983. 1 января. № 1. С. 17.
105. Стихи остаются в строю: О воен. теме в совр. сов. поэзии //
106. Правда. 1981.23 августа. С. 3.
107. Старшинов в большой семье: Из воспоминаний поэта // Семья и школа. 1086. № 10. С. 43-45.
108. Столковаться с целым человечеством: О поэте Л. Мартынове //
109. Лит. Россия. 1987. 16 января. № 3. С. 9.
110. Так оно и было // Лит. обозрение. 1983. № 4. С.75-82.
111. Труд и талант: О 3 Общемоск. встрече молод, литераторов //
112. Моск. коме. 1975.20 ноября. С. 3.
113. Удивительный собеседник Леонид Мартынов: О поэзии Л.Мартынова // Лит. Россия. 1975. 16 мая. № 20. С. 7.
114. Урок Твардовского // Лит. Россия. 1979. 7 декабря. № 49. С. 16.
115. Успех: О книге В. Семакина «Лирика». М.:Моск. раб., 1966 // Лит. газ. 1966.14 мая. С. 3.
116. Усхаю 60 лет// Лит. газ. 1971.1 декабря. № 49. С.5.
117. Учитель из Красногора: Очерки // Правда. 1980. 4 января. С. 4.
118. Фернандо: Из рассказов, присланных на конкурс // Моск. правда. 1960. 6 ноября. С. 3.
119. Ценить по достоинству: О проблемах молод, сов. поэзии. Полемич. заметки поэта // Лит. газ. 1983. 5 октября. № 40. С. 4.63. «Человек, всей жизнью обреченный на поэзию, обычно не принадлежит себе.»: Н. Старшинову 70 лет // Подмосковье. 1994. 10 декабря.
120. Я был когда-то ротным запевалой. // Подмосковье. 1994. 10 декабря. № 49. С. 16.65. «Я обречен на поэзию»// Подмосковье. 1993. 1 мая. С.8.
121. СТАТЬИ И МОНОГРАФИИ О ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. СТАРШИНОВА.
122. Агеев А. «Мы вышли все из литобъединений» // Знамя. 1999. № 4 . С. 226-228.
123. Аронов А. Сила добра // Моск. комсомолец. 1997. 6 июля.
124. Бобров А. Пастухи: Лирич. очерк // Лит. Россия. 1979.27 апреля. С.8.
125. Блохин И. И в памяти людской// Мол. гвардия. 1983. № 6. С. 255259.
126. Ваншенкин К. Чистый голос солдата: О сб. Стихов Н. Старшинова «Стихи» // Лит. газ. 1975. 28 мая. № 22. С. 4.
127. Верстаков В. «Здесь ничего не покупают.»: О мемуарах поэта Н. Старшинова «Лица, лики, личины» и «Планета «Юлия Друнина»//Лит. Россия. 1996. 20 декабря. № 51. С. 10.
128. Виноградов В. Доброта: О сб. стихов Николая Старшинова из серии «Библиотека избранной лирики» // Лит. газ. 1966. 3 марта. С. 3.
129. Винокуров Е. «.мы не подвели»: О книге стихов Н. Старшинова «Иду на свидание» // Лит. Россия. 1969. 28 ноября. № 48. С. 16.
130. Вчера хоронили поэта Николая Старшинова: Некролог // Коме.правда. 1998.11 февраля. № 26. С. 1.
131. Гринберг И. Взлетные площадки стиха // Нов. мир. 1979. № 12.1. С. 258-264.
132. Дементьев В.В. Материнский лик / ВВ.Дементьев Исповедь земли: Слово о рос. поэзии. М.: Сов. писатель, 1984. С. 318336.
133. Дементьев В.В. Материнский лик: О поэзии Николая Старшинова// Лит. Россия. 1979. 15 июня. № 24. С. 9.
134. Дементьев В.В. Огненный мост: Книга о поэзии. М.: Моск. рабочий, 1970. С. 198-202.
135. Дементьев В.В. «Помноженный на сотни голосов» // Мол. гвардия. 1968. № 4. С. 307-310.
136. Дементьев В.В. Река любви // Сов. Россия. 1984. 23 ноября. С. 4.
137. Дроздовская В. «Светлые товарищи мои»: О Николае Константиновиче Старшинове // Лит. Россия. 1980. 31 октября. № 44. С. 10.
138. Иванов Ю. «Мне другая судьба не нужна.»: О творчестве Н.Старшинова // Наш современник. 1979. № 2. С. 149-157.
139. Игнатьев А. Николай Старшинов рассекретил особое отделение: О подробностях лит. жизни 40-80-х годов: О кн. мемуаров поэта Н.Старшинова «Лица, лики и личины» // Веч. клуб. 1996. 21 ноября. № 127. С. 8.
140. Ильин Е. Продолжение юности // Моск. комсомолец. 1954.4 июля.
141. Каменев С. Доброта//Мол. гвардия. 1984. № 12. С. 273-277.
142. Карпов Н. Все по делу: О книге ст. Николая Старшинова «Памятный урок». М.: Сов. Россия, 1980. - 144 с. //
143. Лит. Россия. 1982. 15 января. № 3. С. 20.
144. Касмынин Г. Вожатый юных дарований // Лит. Россия. 1984.7 декабря. С. 8.
145. Касмынин Г. Имя сберегите в чистоте // Лит. Россия. 1994.24 декабря. № 48. С. 12-13.
146. Коркия В. Музыка души //Юность. 1981. № 4. С. 94-95.
147. Корнеев А. Свет и тени // Лит. Россия. 1991.28 июня. № 26. С. 10.
148. Коробов В.И. Николай Старшинов. Лит. портрет. М.: Сов. Россия, 1985. - 160 с.
149. Коробов В.И. Родное: О поэзии Н.Старшинова // Наш современник. 1984. № 11. С. 178-185.
150. Костров В. Поэт и солдат: О творчестве поэта Николая СтаршиНова // Коме, правда. 1974. 18 декабря. С. 4.
151. Коротаев В. Озабоченность: О поэзии Н. Старшинова //Мол. гвардия. 1979. № 2. С. 277-284.
152. Кочетков В. Прямой разговор / Н.К.Старшинов Избранные произведения: В 2-х т. М.: Худож. лит., 1989. Т. 1. С. 5-10.
153. Красников Г. «Как дерево в лесу» //Юность. 1984. № 12. С. 98100.
154. Красников Г. Наш «Зимний Никола.» // Кн. обозрение. 2000.17 января. № 3. С. 6.
155. Ланщиков А.П. Горькая верность в любви / А.П.Ланщиков Чувство пути. -М.: Сов. Россия, 1983. С. 149-161.
156. Ланщиков А.П. Солдаты мы // Лит. Россия. 1974. 20 декабря. С. 17.
157. Левин Г. Песня в строю // Нов. мир. 1985. № 4. С. 250-252.
158. Любителям фольклора!: К выходу в свет сб. частушек «Разрешите вас потешить», записанный поэтом Н.Старшиновым // Лит. Россия. 1992. 18 декабря. № 51. С. 6.
159. Наровчатов С.С. Путь подъема// Смена. 1963. № 13. С. 14.
160. Наровчатов С.С. Путь поэта / С. С. Наровчатов Берега времени.-М.: Современник, 1976. С. 161-163.
161. Николай Константинович Старшинов: Некролог // Сов. Россия.1998.10 февраля. № 17. С.4.
162. Новиков Н. Заново люблю я все живое // Лит. обозрение.1979. №3. С. 75-77.
163. Новикова И. Теща в роще // Моск. правда. 1992. 28 июля.
164. Медведев А. Биография сердца // Москва, 1978. № 3. С. 216-217.
165. Михайлов А.М. Ой, Семеновна / А.М. Михайлов.Тайнй поэзии.-М., 1980. С. 128-134.
166. Озеров Л. Вторая книга // Лит. газ. 1955. 1 февраля. № 14. С. 2.
167. Панков В. «Чтобы сиял зажженный нами свет!»: О сб. «Комсомол республику представляет». Составители: Николай Старшинов, Ольга Воронова// Коме, правда. 1972.9 августа. С. 2.
168. Пластов М. Свет души // Лит. обозрение. 1981. № 5. С. 54-56.
169. Полякова Л.В. Современная советская поэзия и проблемы социалистического реализма. М.: МГПИ, 1984. С. 69-77.
170. Полякова JT.B. Поэзия и современность: «за» и «против». М.:
171. Современник, 1989. С. 214-222.
172. Подъяблонская Н. «Святое дело поэзии» // Октябрь. 1996. № 3.1. С. 187-189.
173. Пуцыло Б. Соединяющая сердца // Москва. 1967. № 4. С. 209-210.
174. Савельев В. Поэзия Н. Старшинова. Река любви. Стихи // Лит.обозрение. 1977. № 1. С. 49-50.
175. Сорокин В. Видеть большое, главное // Коме, правда. 1954. 14 декабря. С. 3.
176. Степина Н.П. Какое лицо у поэта? // Лит. в шк. 1997. № 4. С. 150.
177. Сухарев Д.И. И сердца боль, и сердца радость. // Знамя. 1982. Кн.1.С. 233-234.
178. Турков А. «Душа, такая золотая» // Наш современник. 1974. №4. С. 179-180.
179. Турков A.M. Хочу сказать свое: Штрихи к портрету
180. Н.Старшинова // Лит. газ. 1986. 7 мая. № 19. С. 4.
181. Темин Л. Николай Старшинов «Поле жизни». Книга переводов
182. Лит. обзор. 1980. № 7. С. 74-75.
183. Терещенко Д. Наедине с Россией // Лит. Россия. 7 мая. 1976. № 19.1. С. 8.
184. Турков А.М. У костра строки: Николай Старшинов / А.М. Турков
185. Вечный огонь. М.: Современник, 1984. С. 175-179.
186. Умер Николай Старшинов: Р. поэт (1924-1998 гг.).Некролог // Лит. газ. 1998. 11 февраля. № 6. С. 11.
187. Храмов Е. Как будто с усмешкой // Лит. обозрение.1975. № 2. С. 62-63.
188. Храмов Е. Как быть счастливым?: О книге Н.Старшинова «Протока». Стихи //Лит. газ. 1966. 13 декабря. С. 3.
189. Шаповалов М. Высокий мотив // Мол. гвардия. 1973. № 1. С. 288291.
190. Шленский В. «Сменив штык на перо» // Вечер. Москва. 1975.7 февраля. С. 3.
191. Шевелев Н. Высокое достоинство солдата: О поэтич. сборнике Н.Старшинова «Иду на свидание» // Кр. звезда. 1970. 6 октября. С. 2.
192. Шевелев Н. Поэзия мужества // Москва. 1975. № 4. С. 219.
193. Шевелева А. Земной полет: О книге стихов Н.Старшинова «Река любви» // Лит. Россия. 1984. 30 ноября. С. 8.
194. Шленский В. Сменив штык на перо: О поэтич. сб. Н.Старшинова «Избранное» // Вечер. Москва. 1975. 7 февраля. С.З.
195. Щуплов А. Все мы вышли из «старшиновской шинели» // Кн. обозрение. 1990. 14 сентября. № 37. С. 5.
196. Щуплов А. О. О координатах судьбы и поэзии // Кн. обозрение.1998. 14 июля. № 28. С. 10-11.
197. Щуплов А. Памяти учителя, памяти поэта // Кн. обозрение.1998. 17 февраля. № 7. С. 2.
198. Чуев Ф. Песнь о Родине: В связи с выходом в изд-ве «Сов. Россия» книги Н.Старшинова «Милая мельница» // Правда. 1978. 11 сентября. С. 3.
199. Юбилейный вечер Николая Старшинова: К 70-летию со дня рождения рус. литератора // Лит. Россия. 1994. 16 декабря. № 50. С. 16.
200. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ РАБОТЫ: МОНОГРАФИИ, СБОРНИКИ, СТАТЬИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТРУДЫ
201. Акаткин В.М. В поисках главного слова: К проблеме «тихой»лирики//Вопр. лит. 1974. № 3. С. 39-62.
202. Аннинский Л.А. Глубина фронта. Эстетическая тема в лирикевоенного поколения // Нов. мир. 1974. № 4. С. 216-236.
203. Аннинский Л.А. Тридцатые семидесятые. Лит.-критич. статьи.
204. М.: Современник, 1977. 271 с.
205. Айги Г., Бирюков С. Реализм авангарда // Вопр. лит. 1991. № 6,1. С. 3-15.
206. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож.лит., 1972. 472 с.
207. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Российскогооткрытого ун-та, 1994. 388 с.
208. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1986.-445 с.
209. Бем А. Статьи о литературе // Вопр. лит. 1991. № 6. С. 76-108.
210. Бушмин A.C. Методологические вопросы литвед. исследований.- Л.: Наука, 1969. 228 с.
211. Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. - 334 с.
212. Бушмин A.C. Преемственность в развита литературы. Л.: Наука, 1978. - 223 с.
213. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. - 654 с.
214. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гослитиздат, 1961.
215. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове.- М.: Высш. шк., 1986. 640 с.
216. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 255 с.
217. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995. - 256 с.
218. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1988. -528 с.
219. Выходцев П.С. Александр Твардовский. М.: Сов. писатель, 1958.-411 с.
220. Гей Н.К. Искусство слова: О художествености литературы. М.:1. Наука, 1967. 364 с.
221. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика и стиль. М.: Наука, 1975. - 471 с.
222. Гей Н. К., Пискунов В. М. Мир, человек, искусство. М.: Сов. писатель, 1965. - 293 с.
223. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд., 1979. - 222 с.
224. Гинзбург Л.Я. О лирике.- М.: Интрада, 1997. 416 с.
225. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд., 1977. - 464 с.
226. Григорян А.П. Проблемы художественного стиля. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1966.
227. Гринберг И.Л. Три грани лирики: Современная баллада, ода и элегия. 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1985. - 397 с.
228. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. -М.: Гослитиздат, 1957. 415 с.
229. Гушец Э. Современная лирика поэтов фронтового поколения. Пробематика и стилевые тенденции. Автореферат. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 21 с.
230. Данин Д. Разговор с продолжением // Знамя. 1947. № 11-12. С. 184198.
231. Дементьев В.В. Исповедь земли: Слово о рос. поэзии. М.: Сов.1. Россия, 1984. 366 с.
232. Дементьев В.В. Мир поэта: Личность. Творчество. Эпоха. М.: Сов. Россия, 1980. - 477 с.
233. Дементьев В.В. Огненный мост. Книга о поэзии. М.: Моск. рабочий, 1970.-216 с.
234. Джексон Р. Л. Сон Дмитрия Карамазова про «дите»: прорыв // Континент. № 101. С. 318-325.
235. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9-ти т. M.-JI.: Худож. лит. Ленингр. отд., 1961-1964.
236. Евангельский текст в русской литературе XVIII XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. научных трудов. - Петрозаводск. Изд-во Петрозавод. ун-та, 1994. - 388 с.
237. Елисеев Н. Мыслить лучше всего в тупике: Кое-что об экзистенциальных мотивах в нашей литературе // Нов. мир. 1999.№ 12. С. 194-216.
238. Живая память поколений. Великая Отечественная война в советской литературе. Сборник статей. М.: Худож. лит., 1965. г 359 с.
239. Жинкин Н.И Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 159 с.
240. Зайцев В.А. Русская советская поэзия 1960-1970-е годы: Стилевые поиски и тенденции: М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -176 с.
241. Залыгин С. Интеллект и литература // Правда. 1986. 29 сентября. № 272. С. 3.
242. Иванов Ю. Поперек линейных истин: Завещание старейшин // Вопр. лит. 1995. В. III. С. 3-38.
243. Коган А.Г. Стихи и судьбы. Фронтовая тема в сов. поэзии. М.:1. Худож. лит,, 1977. 270 с.
244. Кондратович А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Худож. лит., 1985. - 318 с.
245. Куняев С. В доспехах простого воина // Лит. Россия. 1989. № 4.1. С. 133-134.
246. Ланщиков А. П. Чувство пути. М.: Сов. Россия, 1983.- 332 с.
247. Лазарев Л.И. Это наша судьба: Заметки о лит., посвящ. Великой
248. Отеч. войне. 2-е изд., доп. - М.: Сов. писатель, 1983. - 392 с.
249. Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, или Новыесведения о реализме //Нов. мир. 1993. № 7. С. 233-252.
250. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-еизд., испр. М.: Искусство, 1995. - 319 с.
251. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. К.: «Collegium»,
252. Киевская Академия Евробизнеса», 1994. 228 с.
253. Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. -944 с.
254. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение. Ленинград, отд., 1971. - 271 с.
255. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 384 с.
256. Любарева Е.П. Алмаз горит издалека.: Блоковские традиции всоветской поэзии. М.: Сов. писатель, 1987. - 240 с.
257. Любарева Е.П. Эпос А. Твардовского. М.: Высш. шк., 1982.95 с.
258. Люсый А. Реализм с человеческим лицом, встретившийся с постмодернизмом на страницах альманаха «Реалист» // Лит. учеба. 1997. Кн. 5-6. С. 78-85.
259. Македонов A.B. Свершения и кануны: О поэтике р. сов. лирики1930-1970. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд., 1985. - 360 с.
260. Мандельштам О. Э. Об искусстве. М.: Искусство, 1995. - 416 с.
261. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте / О. Э. Мандельштам Собрание сочинений: В 4-х т. М.: АРТ-Бизнес-Центр, 1994. Т.Ш. С. 221-259.
262. Миллер E.H. Выразительные возможности антонимов // Р. речь.1987. № 1.С. 49-52.
263. Минералов Ю.И. Мир поэтического неологизма // Вопр. лит. 1997. Янв. февр. С. 322-329.
264. Михайлов A.A. Лирика сердца и разума. О творческой индивидуальности поэта. М.: Сов. писатель, 1965. - 396 с.
265. Новиченко Л. Вечно новый реализм. // Вопр. лит. 1982. № 7. С. 336.
266. Отип Е.С. Топонимия поля Куликова // Рус. речь. 1980. № 5. С. 113115.
267. Пинский Е. Две лекции // Вопр. лит. 1997. Март-апрель. С. 101123.
268. Павловский А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л.: Наука, 1967.- 277 с.
269. Полякова Л.В. Поэзия и современность: «За» и «против». М.:1. Современник, 1989. 302 с.
270. Полякова Л. А. Современная советская поэзия и проблемы социалистического реализма. М.: МГПИ, 1984. - 106 с.
271. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 336 с.
272. Поспелов Г.Н. Лирика среди лит. родов. М.: Изд-во Моск. унта, 1976. 208 с.
273. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 330 с.
274. Потебня A.A. Слово и миф,- М.: Правда, 1989.- 624 с.
275. Пурин А. Между мифом и стилем. Две штудии // Волга. 1993.8. С. 145-152.
276. Пьяных М. О правде жизни и романтических идеалах // Звезда.1988. № 2. С. 199-207.
277. Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле: Рус. сов. поэзия о Великой Отеч. войне. М.: Просвещение, 1985. - 272
278. Редькин В.А. Вячеслав Шишков: Новый взгляд. Очерк творчества В.Я. Шишкова. Тверское областное книжножурнальное изд-во, 1999. - 152 с.
279. Редькин В.А. Современная эпическая поэма. Калинин, 1988. -89 с.
280. Редькин В.А. Система эпического мира в поэмах А. Твардовского. Тверь, 1992. - 96 с.
281. Редькин В.А. Фольклор и художественная система Николая Рубцова / Художественный опыт советской литературы: Стилевые и жанровые процессы. Свердловск, 1990. С. 83-95.
282. Розадеева М. А. Чистое золото молчания // Рус. словесность. 1997. №3. С. 24-29.
283. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М.: Высш. шк., 1990. -240 с.
284. Соколов А.Н. Теория литературы. М.-Л.: Искусство, 1968. -223 с.
285. Степанян К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма//Знамя. 1992. № 9. С. 231-238.
286. Строганов М.В. Автор-герой-читатель и проблемы жанра. -Калинин, 1989. 84 с.
287. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие: В 3-х т. М.: Наука, 1966.
288. Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени. М.: Наука, 1976. - 504 с.
289. Теория стиля литератур Востока. Сб. статей. Сост. И.В. Стеблева.- М.: Издательская фирма «Восточная литература». РАН, 1995. -295 с.
290. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - 576 с.
291. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М.: Сов. писатель, 1965. - 301 с.
292. Федотов Г. На поле Куликовом // Лит. учеба. 1989. №4. С. 133134.
293. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. 2-е изд., доп. - М.: Худож. лит., 1986. - 439 с.
294. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М.: Худож. лит.,1977.- 446 с.
295. Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. Концепция мира и человека. Калуга, 1995.
296. Чичерин A.B. Идеи и стиль: О природе поэтического слова. -М: Сов. писатель, 1966, 299с.
297. Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика. 2-е изд., доп.
298. Чичерин A.B. Ритм образа. Стилистические проблемы. 2-е изд., расшир. - М.: Сов. писатель, 1980. - 336 с.
299. Чумаченко В.К. Жанрово-стилевые тенденции в современной русской лирике // Фил. науки. 1986. № 6. С. 3-7.
300. Эльяшевич А. Единство цели многообразие поисков: О стилевых течениях в сов. литературе. - М.: Сов. писатель, 1980.- 542 с.
301. Эйхенбаум Б. М. О литературе: Работы разных лет. М.: Сов. писатель, 1987. - 540 с.
302. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд., 1969.-552 с.
303. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб. статей. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд., 1986. - 453 с.
304. МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ, СБОРНИКИ ПО ФОЛЬКЛОРУ.
305. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худож. лит., 1984. -176 с.
306. Аникин В.П. Системный анализ литературы и фольклорного стиля // Фил. науки. 1995. № 10. С. 3-12.
307. Аникин В. Теория фольклора. Курс лекций. М.: МГУ, 1996. 408 с.
308. Афанасьев А.Н. Дерево жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982. - 464 с.
309. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Мир. Фольклор. Литература.
310. М.: Сов. Россия, 1986. 368 с.
311. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опытсравнительного изучения славян, преданий и верований в связи с миф. сказаниями других родств. народов: В 3-х т. М.: Соврем, писатель, 1995. - Т. 1. -411 е., Т. 2. - 397 е., Т. 3. - 415 с.
312. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклорнойэтнографии. М.: Изд-во «Индрик», 1996. - 640 с.
313. Базанов В.Г. С родного берега. О поэзии Николая Клюева. Л.:1. Наука, 1990. 242 с.
314. Базанов B.C. От фольклора к народной книге: Монография. Л.:1. Худож. лит., 1984. 344 с.
315. Базанов B.C. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л.: Наука, 1988. - 309 с.
316. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отд., 1963. - 549 с.
317. Гончарова A.B. Устные рассказы о Великой Отечественной войне и сов. художественная проза. Автореферат на соискание уч. степ, доктора фил. наук. Л., 1985. - 32 с.
318. Гончарова A.B., Забелин H.A. Из истории культуры Тверского края. К проблеме фолышорно-литературных взаимодействий. -Тверь: ТГУ, 1990.
319. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 320 с.
320. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. - 304 с.
321. Древнерусская притча. Сост. Прокофьев Н.И., Алехина Л.И. -М.: Сов. Россия, 1991. 524 с.
322. Екимова Т.А. Поэтика драматической сказки 30-40-х гг. в свете современной теории фольклоризма. Автореферат кандидат, диссертации. Челябинск, 1996.
323. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики.
324. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1978. 206 с.
325. Задонщина. Под ред. и с предисл. д-ра ист. наук A.A. Зимина. -Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. 125 с.
326. Иванова A.A. Вода-водица // Р. словесность. 1996. № 4. С. 3-12.
327. Иванова A.A. Мать-сыра земля // Р. словесность. 1997. № 3. С. 2-6.
328. Иванова A.A. Небо-отец // Р. словесность. 1997. № 6. С. 2-5.
329. Криничная H.A. Персонажи преданий: становление и эволюцияобраза. Л.: Наука, 1988. - 312 с.
330. Кузьмичев И.К. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская краса стала есть: Эстетика Киев. Руси. М.: Мол. гвардия, 1990.- 301с.
331. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высш. шк., 1989.207 с.
332. Лихачев Д.С. О филологии. М.: Высш. шк., 1989. - 206 с.
333. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука,1967. 372 с.
334. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. - 296 с.
335. Потебня A.A. О некоторых символах в славянской народной поэзии / A.A. Потебня Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 624 с.
336. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Изд-во «Лабиринт», 1998.352 с.
337. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. -325 с.
338. Прокофьев Н.И. Прелесть простоты и вымысла / Древнерусскаяпритча. М.: Сов. Россия, 1991. - 528 с.
339. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное издание 1880 года. -М.: Автор, 1992. 619 с.
340. Савенкова Л.Б. Вода всему господин // Р. речь. 1977. № 6. С. 85-90.
341. Сказания о чудесах: В 20-ти т. М.: Сов. Россия, 1990.
342. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги: Становление литературы. -Л.: Наука, 1984. 246 с.
343. Фольклор балтийских народов. Рига: Изд-во «Зинатне», 1968. -399 с.
344. Частушки: Л.А. Астафьева. М.: Современник, 1987. - 492 с.
345. Частушки: Ф.М. Селиванов. М.: Сов. Россия, 1990. - 654 с.
346. Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества.- М.: Сов. писатель, 1959. 312 с.
347. Щербинина О. Символы русского эроса // Родина. 1994. №. 7. С. 114116.
348. Щербинина О. Цветочек аленькой // Родина. 1993. № 4. С. 114116.
349. РАБОТЫ ПО ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ.
350. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Фил. размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1990. -64 с.
351. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.383 с.
352. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-хт. М.: Искусство, 1994. - Т. 1. - 542 е., Т. 2. - 510 с.
353. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика,1995.-382 с.
354. Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. - 509 с.
355. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.:1. Республика, 1994. 415 с.
356. Булгаков С.Н. Философия имени. СПб.: Наука, 1998. - 448 с.
357. Вышеславцев Б.П. Сочинения. М.: Раритет, 1995. - 459
358. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.:1. Республика, 1994. 368 с.
359. Гарин И. Пророки и поэты. М.: Изд. центр «Терра», 1995. Т. 5. -685 с.
360. Ильин И.А. Для русских. Избранное. Смоленск: Посох, 1995. -416 с.
361. Ильин И.А. Одинокий художник: Ст., речи, лекции. М.: Искусство, 1993. - 347 с.
362. Ильин И.А. О тьме и просветлении. М.: Скифы, 1991. - 216 с.
363. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 430 с.
364. Ильин И.А. Родина и мы: Статьи. Смоленск: Посох, 1995. - 512 с.
365. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10-ти т. М.: Русская книга,1983.
366. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 2-х т. М.: Московский фонд. Изд-во «Медиум», 1994.
367. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
368. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 416с.
369. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. - 958 с.
370. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 479 с.
371. Лосев А.Ф. Имя: Избр. работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997. - 614 с.
372. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячлетнего развития: В 2-х кн. М.: Искусство, 1992, 1994. Т. 1. - 656 е., Т. 2. - 603 с.
373. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. - 919 с.
374. Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. - 720 с.
375. Лосский Н.О. Чувственная , интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - 400 с.
376. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. М.: Прогресс-традиция, Традиция, 1998. - 416 с.
377. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1992.-207 с.
378. Лосский Н.О. Бог и мировое зло: Сб. М.: Республика, 1994.432 с.
379. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. - 430 с.
380. Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. - 425 с.
381. Маслоу А.Г. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер»,1997.-304 с.
382. Мень A.B. История религии: В 7-ми т. М.: Ex libris - изд-восов.-брит. совмест. предприятия «Слово», 1991.
383. Мень A.B. Как читать Библию. В 3-х ч. Ч. 1. СПб.: фондим. Александра Меня и общества Священного Писания, 1997. 392 с.2ßi
384. Мень A.B. Тайна жизни и смерти: Культура и религия. М.:1. Знание, 1992. № 1.-61 с.
385. Психология света Сб. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.:1. Ваклер», 1996. 352 с.
386. Розанов В.В. Собр. соч.: В мире неясного и несовершенного.
387. М.: Республика, 1995. 461 с.
388. Розанов В. В. Собр. соч.: Мимолетное. М.: Республика, 1994.541 с.
389. Розанов В.В. Собр. соч.: О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. - 734 с.
390. Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. - 525 с.
391. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. М.: Правда, 1989. Т. 1.829 е., Т. 2. 735 с.
392. Толстой JI.H. Путь жизни. М.: Республика, 1993. - 431 с.
393. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М,: Республика, 1994.
394. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные работы по искусству. -СПб.: Мифрил. Рус. кн., 1993. 375 с.
395. Флоренский П.А. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1994.
396. Флоренский П. А. Оправдание Космоса. СПб.: РХГИ, 1004. - -224 с.
397. Франк С. JI. Духовные основы общества. М.: Республика,1992.-511 с.
398. Франк СЛ. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. -655 с.
399. Франк СЛ. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. PARIS: УМСА-PRESS, 1956. - 415 с.
400. Франк СЛ. Смысл жизни. 2-е изд. - Брюссель: Жизнь с Богом,1992.- 132 с.
401. Фромм Э. Бегство от свободы. М. Прогресс, 1995. - 256 с.
402. Фромм Э. Человек для себя. Минск: «Коллегиум», 1992. - 253 с.
403. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. - 240 с.
404. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.
405. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - 447 с.
406. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Изд-во «Гнозис», 1993. - 464 с.
407. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высш. шк.,1991. 192 с.
408. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991.-560 с.
409. Чаадаев П.Я. Цена веков. М.: Мол. гвардия, 1991. - 253 с.
410. Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. М.: Изд-во ЛГУ, 1991. -213 с.
411. Шестов Л.И. Киргегард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс Гнозис, 1992. - 302 с.
412. Шестов Л И. Сочинения. В 2-х т. М.: Наука, 1993.
413. Шестов Л.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. - 431 с.
414. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. - 448 с.
415. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 604 с.
416. Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: Издательская группа «Прогесс», 1994. - 376 с.
417. Юнг К.Г. Aion: Исследования феноменологии самости. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 336 с.
418. Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа: Мать: Дух:
419. Трикстер: Перерождение. СПб.: Тимошка, 1997.- 352с.
420. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. -М: Мартис, 1995. 320 с.
421. Юнг К.Г.: дух и жизнь.Сборник. М.: Практика, 1996. - 560 с.
422. Юнг К.Г. Душа и миф . Шесть архетипов. М.-К.: ЗАО «Совершенство», «Port - Royal», 1997. - 387 с.
423. Юнг К.Г. Собр. соч.: Дух Меркурий: В 4-х т. М.: Канон, 1996.
424. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб.: Б. С. К., 1996. - 560 с.1. СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ.
425. Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатыхслов: 2500 единиц. Под ред. Я. М. Боровского. 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986. - 960 с.
426. Бауер В., ДюмоцИ., Головин С. Энциклопедия символов. М.:1. Крон-Пресс, 1995. 512 с.
427. Библейские легенды. М.: Дет. лит., 1992. - 287 с.
428. Библейская энциклопедия. М.: Терра, 1990. - 904 с.
429. Виноградов В.В. История слов: Ок. 1500 слов и выраж. и более50000 слов, с ними связанных. М.: Толк, 1994. - 1138 с.
430. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.
431. Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1995. 368 с.
432. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-хт. М.: Рус. яз., 1979-1981. Т. 1. - 669 е., Т. 2.- 779 е., Т. 3.- 555 е., Т. 4. -681 с.
433. Евангелие от Матфея. М.: Книга, 1991. - 87 с.
434. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Киев:1. Довира, 1994. 2254 с.
435. Квятковский А.П. Поэтический словарь: Около 670 терминов.
436. М.: Сов. энциклопедия, 1966. 375 с.
437. Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т. М.: Сов.энциклопедия, 1962-1978.
438. Краткий справочник по современному русскому языку / JI.JI Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; Под ред. П.А. Леканта. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1995. - 382 с.
439. Купер Дж. Энциклопедия символов. Книга IV. Ассоциация
440. Духовного Единения «Золотой век».- М., 1995. 399 с.
441. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. 2-е изд., испр.и доп. М.: Рус. яз., 1984. - 384 с.
442. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:
443. Сов. энциклопедия, 1991. 736 с.
444. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1983. -816 с.
445. Персонажи славянской мифологии / Сост. A.A. Кононенко, С.А. Кононенко. Киев, 1993. - 218 с.
446. Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика.2.е изд. М.: Международ, отношения, 1994. - 560 с.
447. Славянская мифология. Энциклоп. словарь. М.: Эллис Лак,1995. 416 с.
448. Словарь древнерусского языка XI XIV вв.: В 10-ти т. - М.: Рус. яз., 1988.
449. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988.- 608 с.
450. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
451. Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т.- М.-Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955.
452. Современная западная философия: Словарь / Сост.: B.C. Малахов, В.П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. - 4134 с.
453. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: ФАИР - ПРЕСС, 1999. -448 с.
454. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 463 с.
455. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М.,1997. 576 с.
456. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече. ACT.,1996. 432 с.
457. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЦИТИРУЕМАЯ В РАБОТЕ.
458. Ахматова A.A. Сочинения: В 2-х т. М.: Худож. лит., 1990.
459. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 2-х т. Можайск: Терра,1994.
460. Бунин И.А. Собрание сочинений. В 4-х т. М.: Изд-во «Правда»,1988.
461. Ваншенкин К. Я. Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Худож. лит.,1983.
462. Винокуров Е.М. Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Худож. лит.,1983.
463. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 8-ми т. М.: Правда, 1984.
464. Гудзенко С.П. Дальний гарнизон: Стихотворения, поэма. М.:1. Сов. Россия, 1984. 159 с.
465. Гудзенко С.П. Стихи слагались на ходу. М.: Мол. гвардия, 1990.-156 с.
466. Гудзенко С.П. Стихотворения. М.: Современник,1985. 144 с.
467. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12-ти т. М.: Правда,1982.
468. Друнина Ю.В. Избранное: В 2-х т. М.: Худож. лит., 1989.
469. Дудин М.А. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Современник,1987.
470. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Правда. 1983.
471. Кедрин Д.Б. Чистый пламень: Книга стихов. М.: Современник,1986.-333 с.
472. Коган П.Д. Гроза: Стихи. М.: Сов. писатель, 1989. - 176с.
473. Кульчицкий М.В. Самое такое. Харьков: «Прапор», 1966. - 80 с.
474. Кульчицкий М.В. Рубеж. М.: Мол. гвардия, 1973. - 32 с.
475. Луконин М.К. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Худож.лит., 1973.
476. Маяковский В.В. Сочинения: В 2-х т. М.: Правда, 1987.
477. Межиров А. П. Избранное: Стихотворения. М.: Худож. лит.,1989.-575 с.
478. Межиров А.П. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Худож.лит., 1981.
479. Набоков В.В. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Правда, 1990.
480. Наровчатов С.С. Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Худож.лит., 1976.
481. Орлов С.С. Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Худож. лит., 1979.
482. Отрада Н. Стихи. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1971.175 с.
483. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. М.: СП «Индердом».
484. Центурион АПС (Серия «Серебряный век»), 1991.-528 с.
485. Пришвин М.М, Времена года. Можайский полиграфический комбинат, 1993. - 269 с.
486. Пришвин М.М. Глаза земли: Избранная проза. Киев: Изд-во
487. Худож. лит. «ДШПРО», 1991. 416 с.
488. Пришвин М.М. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Худож. лит., 1957.
489. Рубцов Н.М. Лирика: Стихи. М.: Современник, 1984. - 295 с.
490. Сочинения Иосифа Бродского: В 3-х т. Санкт-Петербург:1. МСМХСП, 1994.
491. Слуцкий Б.А. Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Худож. лит.,1991.
492. Суворов Г.К. Слово солдата.-Л.: Лениздат, 1954.-64с.
493. Тютчев Ф.И. Сочинения: В 2-х т. М.: Правда, 1980.