автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.09
диссертация на тему:
Стилистические функции антропонимов в современной кабардинской прозе

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Карданова, Мадина Аслангериевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.09
Диссертация по филологии на тему 'Стилистические функции антропонимов в современной кабардинской прозе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Карданова, Мадина Аслангериевна

Введение 3-

Глава I. Антропонимическое пространство художественного произведения и стилистические функции составляющих его онимов в современной кабардинской прозе 13-

§ 1. Специфика литературной антропонимии 13-

§ 2. Стилистическое значение Проблемы терминологии 18-

§ 3. Стилистика собственных имен художественного произведения 20-

§ 4. Понятие ономастического пространства 25-

§ 5. Антропонимическое пространство произведений А.

Шортанова, А. Кешокова, X. Теунова Ад. Шогенцукова 26а) Стилистика апеллятивов 27б) Стилистика антропонимов 29в) Антропоформулы 95г) Именования исторических лиц и литературных 102-108 антропонимов

Таблица 109 Выводы 110-

Глава II.Функционирование антропонимов в современной кабардинской прозе 114-

§ 1. Антропонимическая норма в художественном тексте 115-

§ 2. Знаковая природа литературного антропонима

§ 3. Контекст и смысловое содержание литературного антропонима 118-

§ 4. Функционирование литературных антропонимов в контексте произведения 120-

§ 5. Семантика литературных антропонимов 112-

§ 6. Литературный антропоним как средство характеристики персонажа 126-

§ 7. Знаковая функция литературных имен и фамилий в кабардинских романах 131-

§ 8. Знаковая функция прозвищ в кабардинском романе 153

Выводы 159-

Глава III. Личные имена в сатирических произведениях Аскерби

Шортанова 162

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Карданова, Мадина Аслангериевна

Исследование стилистики личных имен, их роли в языке художественных произведений является одним из актуальных вопросов адыгского языкознания. Однако данная проблема разработана недостаточно. Исследование стилистических функций собственных имен в художественном тексте является важным элементом анализа системы стилистических средств произведения и компонентом стилистики как "учения о выразительных средствах языка в самом широком смысле"1.

На материале многих языков мира, в том числе русского, рассмотрены различные аспекты данной проблемы, вопросы стилистики личных имен освещены в ряде статей и монографий, им посвящены диссертации2.

За последние годы появились значительные работы по адыгской антропо-нимии3. Однако в адыгском языкознании почти нет трудов, затрагивающих отдельные стилистико-функциональные возможности личных имен.

1 Будагов P.A. Литературные языки и языковые стили. М., 1957. - С. 101.

2 Михайлов В.Н. Собственные имена персонажей русской художественной литературы ХУШ и первой половины XIX века, их функции и словообразование. Канд. дисс. Симферополь, 1955; Магазаник Э.В. Поэтика имен собственных в русской классической литературе. Имя и подтекст. Канд. дисс. Самарканд, 1966; Таич У. Ономастика в художественной речи А.П. Чехова. Канд. дисс. Киев, 1970. Кондратьева Т.Н. Собственные имена в русском эпосе. Казань, 1967; Андреева А.Н. Лингвистическая природа и стилистические функции "значащих" имен (антономалия). Канд. дисс. - М., 1965; Алейникова Н.В. Закономерности функционирования антропонимов в художественном произведении (на материале английской литературы 20 в.) - М., 1991; Рогозина В.И. Антропонимическая номинация в русском историческом романе. - Одесса, 1991; Андреева Л.И. Специфика имени собственного и возможности ее использования в художественном тексте (на материале системы собственных имен в творчестве А.П. Островского). - Саратов, 1995; Немировская А.Ф. Ономастическое пространство в художественном тексте (на материале романа О.Т. Гончара "Твоя заря". - Киев, 1989; Зейналова С.К. Антропонимы в малых жанрах азербайджанского фольклора. - Баку, 1989.

3 Коков Дж.Н. Вопросы адыгской (черкесской) антропонимии. - Нальчик, 1973; Он же. Из адыгской (черкесской) ономастики. - Нальчик, 1983; Он же (в со-авт.). Кабардино-черкесские фамилии. - Нальчик, 1993; Он же. Адыгская (черкесская) ономастика (топонимия, антропонимия). - Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. фил. наук. - Тбилиси, 1975. - 38 с. 4

Данный вопрос ожидает специального изучения. Исследование стилистики личных имен включает не только способы и причины образования определенных имен, но и раскрытие важных лексико-семантических функций художественного целого, ибо имена персонажей того или иного произведения обусловлены многими как лингвистическими, так и нелингвистическими (психологическими, социальными и др.) критериями.

В контексте сказанного изучение стилистики личных имен в адыгском языкознании требует многопланового подхода. Интерес к стилистическим возможностям именований в художественной литературе не случаен.

В обзорах С.И. Зинина и М.В. Карпенко зафиксировано более 400 работ по ономастике художественного текста. За последние годы к ним прибавилось еще более сотни. Среди них можно отметить и основополагающие исследования, формирующие базу ономастической теории (труды В.А. Никонова, A.B. Супер-анской, С.И. Зинина, М.В. Карпенко, Ю.А. Карпенко. В.Н. Михайлова, Э. Мага-зиника, Г. Гафурова и других), и работы, посвященные ономастическому творчеству отдельных писателей. Можно говорить о создании целого комплекса исследований, посвященных практическому анализу ономастиконов русских и российских писателей и поэтов.

Достаточно хорошо изучено, в частности, ономастическое творчество Л. Н. Толстого. Рассмотрены антропонимы в дневниковых записях писателя (В.Д. Бон-далетов, Г.А. Силаева), фамилии в романе "Война и мир" (Г.А. Силаева), сопоставлены имена персонажей и прототипов, освещены проблемы стилистики полных и неполных имен (Г.А. Силаева), взаимодействия антропонимической лексики в художественной прозе Л.Н. Толстого и народной антропонимии, рассмотрены литературно-ономастические реминисценции в антропонимиконе писателя. Можно отметить интересные работы, посвященные антропонимии A.C. Пушкина. В них раскрывается и процесс трансформации, обработки "сырого материала" на примере антропонимов, используемых A.C. Пушкиным в романе "Евгений Онегин", их 5 функции в осуществлении авторских замыслов"1 (В.Н. Михайлов); рассматриваются стилистические функции мифологических именований (Ю.П. Суздальский). Достаточно полно изучена ономастика Ф.М. Достоевского (Э.Б. Магазиник. С.В. Белова, М.С. Альтман), причем последнему принадлежат и исследования в такой малоизученной на данный момент области, как стилистическая топонимия художественного текста. Рассмотрены проблемы стилистики личных имен в поэзии H.A. Некрасова (В.М. Никитин, З.И. Николаева), стилистических функций отчеств, динамики собственных и нарицательных именований. Говоря об антропонимическом изучении творчества А.Н. Островского, надо сказать, что наряду с традиционными исследованиями выразительности антропонимов анализируются замечания персонажей А.Н. Островского о собственных именах (Л.И. Андреева); рассмотрены факты фонетической коннотации (Е.П. Шейнина). Достаточно разносторонне изучен ономастикон М. Горького (H.A. Борцова и Н.П. Гусарова; О.И. Фонякова, A.B. Федоров), создан ономастический словарь писателя, который охватывает материал автобиографической трилогии. В работах, посвященных ономастическому творчеству И. Ильфа, Е. Петрова, анализируются такие вопросы, как соотношение антропонимов, зафиксированных в записных книжках, и антропонимов художественных произведений. Исследователи ономастики М. Булгакова рассматривают стилистические функции онимов в романе "Мастер и Маргарита" (В.Д. Кулешова), стилистику антропонимических формул, художественную целесообразность вариантов именования (А.Ц. Шильникова, Э. Д. Панасенко).

Появились работы, посвященные ономастическому творчеству М. Шолохова (В.А. Громова), И. Бунина(В.Ц. Краснянский), А. Белого (JI.H. Долгополов).

За последние годы возрос интерес к адыгской ономастике. На семинаре, посвященном актуальным вопросам ономастики Северного Кавказа, проходившем

1 Михайлов В.Н. Антропонимия "Евгения Онегина" А. Пушкина (наблюдения над творческой историей и ролью собственных имен в романе) // РЯШ. - 1979. -№ 1. - С. 42. 6 при кафедре русского языка и общего языкознания в ноябре 1999 года , обсуждались и вопросы антропонимии в художественном тексте.

Доклад акад. Кумахова М.А. на семинасе был посвяшен ономастике адыгског , Г > , , х 1 ' ' го эпоса "Нарты". Ученый анализирует слои ономастической лексики, восходящие к разным хронологическим уровням - общеадыгскому, к эпохе после распада адыгского языкового единства и позднему периоду диалектных инноваций. Ономастические единицы нартского эпоса освещаются в тесной связи с историей культуры адыгского этноса. Выделяются так называемые "следы" героев нартского эпоса, занимающие особое место в лексике эпических произведений2.

Группа ученых адыгейского государственного университета в составе Нами-токовой Р.Ю., Абрегова А.Н., Абреговой Б.Б., Кайтмесовой Ф.З., Нефляшевой И.А. готовит к изданию словарь личных имен адыгейского языка. Словарь "Наши имена" содержит более двух тысяч личных имен адыгейцев. Словарь-справочник преследует цель собрать воедино все личные имена, функционирующие в контексте современной жизни этноса (с указанием частотности их повторения, где это возможно); стать "стартовой площадкой" для разработки основ создания сводного антропонимического словаря народов Северного Кавказа с учетом различных фонетических модификаций одного имени в разных языках3.

Эти и другие материалы названного семинара станут важным подспорьем в изучении антропонимии художественных и фольклорных текстов.

Литературная ономастика все же изобилует многими лакунами. Настоящая работа является первой попыткой монографического исследования стилистики личных имен, а именно стилистических возможностей и структурно-семантических особенностей, свойственных именам персонажей современных про

1 Актуальные проблемы топонимики и антропонимики Северного Кавказа: Тезисы научного семинара по ономастике Северного Кавказа. - Нальчик, 1999 (статьи Кардановой М. А., Гукемух И.Х. и др.)

2 Кумахов М.А. Ономастическая лексика нартского эпоса // Актуальные проблемы топонимики и антропонимики Северного Кавказа. Нальчик, 1999. - С. 21. л

Намитокова Р.Ю. Опыт составления словаря личных имен адыгейского языка. Там же. - С. 24-27 7 изведений кабардинской художественной литературы. При этом мы основывались на материале двух жанров - романа и сатирических рассказов. Подобная конкретизация, выбор жанра романа из всего жанрового многообразия обусловлен следующими соображениями. В романе, где изображаются как положительные, так и отрицательные персонажи, имеются широкие возможности проследить за лексико-семантической мотивацией имен, входящих либо в однозначные (например, имена с положительным значением), либо в противоположные (например, отрицательные и положительные) семантические положения. Что касается сатирических рассказов, то здесь имеются широкие возможности проследить за индивидуальным творческим подходом отдельных писателей при подборе имен для своих персонажей.

Ограничивая объект своего исследования определенной частью художественной литературы, а именно: произведениями А. Кешокова, А. Шортанова, X. Теунова, Адама Шогенцукова, мы старались наиболее полно и всесторонне использовать различные приемы как лингво-стилистического, так и художественно-эстетического анализа.

Разумеется, полное освещение всех собственных имен многогранной кабардинской литературы и их стилистико-функциональных возможностей в пределах одной диссертации невозможно. Мы ограничились анализом материалов отдельных работ. Стилистические возможности имен собственных в отдельных художественных произведениях используются разносторонне.

Говоря о собственных именах, мы подразумеваем следующие лексико-семантические единицы:

Личные имена - специфические собственные имена, которыми со дня рождения называют отдельных лиц и с помощью которых носитель данного имени отличается от носителя другого имени. Личные имена считаются официальными, ибо подтверждаются соответствующими документами государственных учреждений.

Прозвища. Иногда отдельные люди, кроме своего основного официального имени, в определенные периоды жизни получают дополнительно вспомога8 тельное имя - прозвище, которое обычно связано с личными качествами, привычками, особенностями поведения, профессиональными наклонностями и т.п.

Фамилии - собственные имена, отличающие представителей одного рода от другого и передающиеся по наследству. Слово "фамилия" латинского происхождения и означает "родословная". Фамилия - имя членов семьи, переходящее на несколько поколений, это социальный знак. Фамилия - родовой знак. Ответственность перед родом огромна Знание фамилий - сохранение нашей памяти1.

Практика именования у адыгов в значительной мере связана с особенностями их этнографии. И это касается прежде всего такого важнейшего вопроса: кто давал ребенку имя.2

По обычаям черкесов, - писал Хан-Гирей, адыгский писатель, историк и этнограф 19 в., - имена младенцам даются по произволу и почти всегда посторонними людьми, а не отцом или матерью. В высшем классе дающий имя новорожденному иногда посылает ему стрелу. В низшем классе дающий имя дает иногда на рубашку ткань"3.

И в более позднее время, когда ослабли или исчезли старинные обряды, связанные с именованием, родители и ближайшие родственники давали и дают ребенку имя, которое обычно называют родительским или домашним (например, мужские: Т1алэ, Т1ырэ, Т1от1э, ШытЬ, Хъытэ и т.д.; женские: Цуцэ, Цыцэ К1ук1уэ и подобные. Особым разнообразием характеризуются женские вторые имена. а) Сноха называет свекровь именами, влючающими слова: гуащэ -Гуащэ1эф1 (1эф1 "сладкая"), Гуащэдыгъэ (дыгъэ "солнце", "солнечная", "лучезарная" и т.д.4 б) Свекровь называет сноху: Нысэ "сноха", Дыщэнысэ, Нысэкъан, НысащЬ "невеста", букв, "сноха новая" и т.д.

1 Налоев А. Конференция, посвященная выходу в свет книги А. И. Мусукаева "Через века родословий". - Нальчик: КБГУ. 3 декабря 1997 г.

2 Коков Дж.Н. Вопросы адыгской (черкесской) антропонимии. - Нальчик, 1973. -С. 19.

3 Там же. Нальчик, 1973. - С. 19.

4 Там же. Нальчик, 1973. - С. 23. 9

Избегание" в процессе именования проявлялось и в том, что снохи, скажем, намеренно искажали имя свекра. Намитокова Р.Ю. пишет: "Можно отметить и такую традицию, бытующую на Северном Кавказе, как табу на имена родственников (особенно для невестки в доме мужа). Известен случай, когда невестка на вопрос информатора об имени одного из родственников по мужу, ответила, что его зовут как поэта Кулиева, тем самым избежав нарушения закона. Изобретательность женщин в этом отношении достойна специального исследования: .когда невестку привели в дом и она должна была встать на шкуру медведя, невестка отказалась это сделать (имя свекра - Амшэ "медведь" ). Из табу, запрета, связанного с первобытным представлением о влиянии "злой силы", идущей от чужого рода, данная традиция постепенно превратилась в этикетную форму поведения, отражая учтивость, уважение, почитание"1.

В работе исследованию подвергаются антропонимы. Учитывая некоторый терминологический разнобой в отношении антропонимов художественного произведения, определим свою позицию в этом вопросе. Исследователи говорят о "поэтических", "литературных", "художественных" антропонимах. В своем выборе мы руководствовались требованиями ведущих лингвистов по отношению к словарной дефиниции. л

Л.В. Щерба считал необходимым качеством термина нейтральность , В.И. Шаховский настаивает на "краткости, нейтральности, тщательном избегании всяких побочных ассоциаций, однозначности, бесцветности, сознательном опущении всяких элементов, способных передать стилистический эффект" .

В нашем исследовании отдано предпочтение термину "литературный антропоним". Нет полной ясности и в том, какие онимы следует относить к лите

1 Намитокова Р.Ю. Выбор имени ребенку: традиции, новаторство и мода // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. - Майкоп, 1994. - С. 123.

Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. - М., 1958. - С. 69.

3 Шаховский В.И. Эмотивность и лексикография // Филологич. наук. - 1986. -№6.-С. 42-43.

10 ратурным антропонимам. М.В. Карпенко предлагает считать таковыми имена, созданные самим автором и в той или иной степени характеризующие персонаж1. A.M. Щетинин и В.М. Михайлов предлагают расширить понятие "литературный антропоним", исходя из того, что "исторические собственные имена, становясь элементом художественной формы произведения, весьма часто активизируют свои потенциальные семантико-экспрессивные возможности, суггестивные свойства .

Актуальность работы определяется рядом факторов. На фоне возросшего интереса к ономастике как к науке, в связи с появлением многочисленных работ, посвященных художественной ономастике русской литературы, литературы народов СНГ, исследований зарубежной литературной антропонимики возникла настоятельная необходимость обратиться к анализу ономастических массивов на материале современной кабардинской прозы.

Целью данной работы является установление и анализ стилистических и эстетических функций собственных имен в произведениях современных кабардинских писателей, представление антропонимического пространства избранных романов как определенная лексическая система.

Для достижения этой цели нам предстоит решить следующие задачи:

1) рассмотреть соотношение стилистической нагрузки собственных и нарицательных именований, определить принципы заполнения антропонимического пространства;

2) установить, какая информация заключена в собственных именах, рассмотреть, как она трансформируется в контексте художественного произведения;

3) проанализировать художественную специфику антропонимов, определить их стилистическую роль в художественном тексте;

1 Карпенко М.В. Виды литературных антропонимов // Тез. допов1д. XXII наук cecll Черн1вецького держ. ун-ту. - Черн1вц1,1966. - С. 67.

2 Михайлов В.М. Собственное имя как стилистическая категория в русской литературе. - Луцк, 1965. - С. 9.

11

4) проанализировать функционирование антропонимов в художественном тексте, определить их знаковую природу.

Основные методы исследования: описательный, стилистический, сравнительно-сопоставительный, статистический.

Источником исследования послужили антропонимы романов: А. Шорта-нова "Бгырысхэр" (Горцы) - 4 т. издание; А. Кешокова "Щынэхужьыкъуэ" (Долина белых ягнят), "Нал къута" (Сломанная подкова), "Кхъужьыфэ" (Грушевый цвет), "Эмирым и сэшхуэ" (Сабля : эмира), "Мазэ ныкъуэ щхъуантХэ" (Зеленый полумесяц); X. Теунова "Шэджэмокъуэ лъэпкьыр" (Род Шогемоковых), "Псэм и 1эф1ыр къыуатмэ" (Подари красоту души); Адама Шогенцукова "Щхьэгъубжэ нур" (Свет в окне); "Уи ц1эр фЬсщынщ" (Назову твоим именем), "Софият и гъатхэ" (Весна Софият); сборник юмористических рассказов А. Шортанова "Уэлэхьи, пэжтэмэ" (Валлахи, правда).

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Литературные антропонимы являются существенным компонентом стилистики художественных произведений современных кабардинских писателей.

Собственные имена в художественном тексте образуют семантико-стилистическую систему, которая, в свою очередь, является элементом образной системы произведения.

2. Антропонимы художественного произведения обладают некоторой изначальной стилистической значимостью, которая трансформируется и существенно обогащается в контексте.

3. Стилистика именования исторических лиц обусловлена "вертикальным контекстом".

4. Особенностью работы авторов исследуемых романов и сатирических рассказов является многообразие приемов творческого освоения народного именника с учетом временной информативности собственных имен, многопланового использования их семантико-стилистического потенциала.

12

Научная новизна диссертации заключаются в том, что а) впервые в адыгском языкознании дается комплексный историко-филологический и лингвостилистический анализ антропонимов романов современных кабардинских писателей; б) стилистические функции собственных и нарицательных имен рассмотрены в рамках антропонимического пространства; впервые подвергся системному комплексному анализу антропонимический массив произведений А. Шортанова. А. Кешокова, X. Теунова, Ад. Шогенцукова, как своеобразный лексический пласт повышенной активности; ставится вопрос об активности каждого антропонима, входящего в антропонимическую систему законченного произведения; в) раскрываются социальные и художественно-эстетические критерии функционирования антропонимов; г) изучаются внутриязыковые и прозаические принципы наречения персонажей в кабардинских художественных произведениях; д) рассматриваются стилистические возможности антропонимов в создании сатирических рассказов.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что фактический материал ее, выводы и обобщения углубляют наши представления о функционировании антропонимического пространства в художественном тексте современных кабардинских писателей, способствуют более полному изучению языка и стиля писателей: А. Шортанова, А. Кешокова, X. Теунова, Адама Шогенцукова и могут быть применены в практике составления словаря языка этих писателей, при чтении курсов стилистики в высшей школе, на спецкурсах и спецсеминарах по ономастике, при написании курсовых и дипломных работ, а также в школьном курсе кабардинского языка и литературы при изучении творчества кабардинских писателей.

Содержание работы изложено во введении, трех главах и заключении.

По теме диссертации опубликованы 4 работы.

К диссертации прилагается литературный именник А. Шортанова, А. Кешокова, X. Теунова, Ад. Шогенцукова.

13

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Стилистические функции антропонимов в современной кабардинской прозе"

Выводы.

В третьей главе диссертации на материале расказов А. Шортанова мы впервые сделали попытку рассмотрения функций личных имен в сатирических I произведениях кабардинской прозы.

На основе проделанной работы мы пришли к тому, что комический эффект в рассказах писатель достигает:: а) фонетическим чередованием гласных звуков в личных именах, например:

П1ат1рэ П1от1рэ (Пат и Пот); б) фонетическим созвучием начальных слогов имен, например

Мысхьудрэ Мыхьмудрэ (Мысхуд и Мыхмуд); в) семантическим значением фамилии, например:

Шыгъушх (Шигушхов) - каб. шыгъу - "соль"; шх(шхын) - "ешь" ("поедать"); Джэдгъащтэ (Гедгаштов) - каб. джэд - "курица" и каб. гъаштэ (гъэщтэн) - "пугни" ("пугать"); г) использованием имени сказочного героя, появление которого уже настраивает читателя на изображение комического, например:

Къуийц1ык1у (Куйицук) д) ассоциативными связями имени и образа, например:

Ц1ык1унэ (Цыкуна) - ц1ык1у - каб. "маленький", нэ - "глаз"; е) приемом антитезы (не соответствием имени и образа

Мухьэмэд Аслъанович (Мухамед Асланович Мухьэмэд - араб, один из эпитетов пророка, Аслъэн - тюрк, "лев" Исмел - Исмаил - др. евр. "бог слышит" ж) вымышленным именем, например: Хьэжы Ц1ык1у (Хаджи Маленький) и) в контексте писатель нагнетает комический эффект к самым обычным кабардинским фамилиям, например: Къумыкъу (Кумыков); кабардинским именем, например: Цута, Мута, Кушуку и именам доантропическое (этиологическое) значение которых совершенно далеко от комизма, например: Данил -араб, "дар божий"; к) сочетанием имени и отчества, потому как у кабардинцев не принято в семье называть друг друга по имени и отчеству, например Мурадин Асхадович.

184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык художественных произведений современных кабардинских писателей имеет самые непосредственные связи с общенародным языком. Для созда- ; ния наибольшей художественной выразительности писатели с большой требовательностью относятся к языку своих произведений, в частности, к выбору антропонимов, отличающихся как по своей семантической мощности, так и по функциональной необходимости. Независимо от своей нарицательности и собV ственности это прежде всего слова с присущими им разнообразными стилистическими оттенками. Поэтому необходимо говорить о стилистических особенностях антропонимов как особой категории лексических единиц.

Антропонимы выполняют стилистическую роль, создают дополнительные нюансы к сюжетному действию, идейному засмыслу произведения, целостному микромиру. Антропоним в художественном тексте - это ярчайшее средство авторского письма. Это обусловленная многими факторами деталь микромира, созданного писателем, емкий художественный прием.

Антропонимическое пространство художественного текста должно соответствовать антропонимическому пространству реальной языковой системы и в то же время представлять ее в наиболее четком, концентрированном виде. Возможность такого представления определяется языковым мастерством писателя, его исходными художественными позициями и степенью умения их реализации.

В результате исследования стилистических возможностей антропонимов мы пришли к следующим заключениям.

1. Антропонимы составляют оригинальную часть словарного состава художественного произведения в современной кабардинской прозе.

2. Антропонимы являются категориями слов, характеризующими словарный состав художественного произведения в кабардинской прозе, а также обладающими богатейшими средствами художественной выразительности.

185

3. Современные кабардинские писатели из общенародного языка выбирают именно те имена и фамилии, которые соответствуют как жанру художественного произведения, так и художественному замыслу автора. I

4. Без каких-либо специальных исследований всех других средств, лишь на Л V основе индивидуального использования личных имен можно определить стиль j произведения.

5. В современной кабардинской литературе положительные образы обозначены в основном именами из тюркского, арабского, персидского, кабардинского именника с лексическими значениями, выражающими могущество, силу, 4 честность, верность, храбрость, стойкость и т.д. Например: Жираслан, Аслан, ^ Аружан, Софият, Алим, Науруз, Хадис, Апчара, Хабиба и т.д.

6. Имена отрицательных персонажей ассоциируются с названиями неприятных явлений или предметов. Например: Гуауэ, Курыбэ, Шыт1у, Т1уш, Зэрылэ.

Или же отрицательные персонажи имеют имена и фамилии с негативным лексическим значением. Например: Емызэгъ, Хьэлышх, Хьэпащ1э, Хьэф1ыц1э, Хьэкумыщ!

Кроме того, контекст может делать имя с вполне положительной семантикой отрицательным. Например: Дыщэнэ, Темыркъан.

В контексте писатель самое обычное, нейтральное имя делает отрицатель- 4 ным. Например: Адэлбий. /

7. Авторы художественного произведения зачастую имя своего персонажа берут из фольклора, наделяя его характер присущими фольклорному образу чертами, что является средством эффективного воссоздания образа. Например: Сосрыкъуэ

8. Для создания национального колорита кабардинские писатели употреб- S S ляют имена других национальностей. Особенно много их в романе А. Шорта-нова "Горцы". Примеры: Солнцев, Волков, Анна Павловна Преображенская, Янкос, Таусо, Иван Шашенков и мн.др.

9. Апеллятивы способны выполнять стилистические функции.

186

10. Стилистика антропонимических формул является средством оценочной, возрастной, социальной характеристики героев.

11. Собственные имена исторических лиц в художественном произведении являются литературными антропонимами и выполняют стилистические функции.

12. Антропонимы благоприятствуют социальной и идеологической дифференциации отдельных персонажей художественного произведения.

13. Кабардинские писатели при выборе или создании имен руководствуются не только собственным замыслом, но и объективными антропонимиче-скими нормами. Имя персонажа, различные способы его именования в авторской речи способствуют созданию неповторимо-индивидуального и вместе с тем социально-типичного образа.

14. Отступление от привычного, нарушение антропонимической нормы приводит к возрастанию роли микроконтекста: писатель вынужден объяснить свой выбор.

15. Реальные антропонимы, употребленные согласно общепринятым нормам, должны быть понятны читателям без пояснений и вызвать у них легко предсказуемую реакцию.

16. Изменение знаковых свойств имен сопровождается изменением всего комплекса реалий, свидетельствуя о перенесении действия в иную социальную среду.

17. При выборе имени писатели учитывают те отношения, в которые оно неизбежно вступает со всеми остальными элементами антропонимической системы произведения.

18. Сравнивая различные имена, их знаковые свойства, читатели невольно объединяют или противопоставляют и стоящие за именами образы. Это позволяет кабардинским писателям обыгрывать системные связи антропонимов на разных уровнях текста, "зашифровывать" в имени сюжетные мысли и главную идею произведения.

187

19. Художественная мотивированность и вместе с тем зависимость от об-щеантропонимических закономерностей говорят о двойственной природе литературных имен, о наличии у них субъективной и объективной сторон. Стилистическая функция литературных имен как бы накладывается на их знаковую функцию, а их контекстуальное значение - на объективно заложенную в имени информацию.

20. Некоторые группы имен и именований могут выполнять чисто знаковую функцию, указывая на место, время социально-этническую среду и общую обстановку действия. Это прежде всего имена с ярко выраженной национальной и социальной окраской, официальные антропонимические формулы, включающие сословные маркеры.

21. Имена-знаки передают местный колорит или обозначают социальную среду, в которой протекает действие.

22. Имена главных героев не могут выполнять чисто знаковую функцию. Эти имена не только являются образным средством, но и заключают в себе главную идею произведения, перекликаясь с его ключевыми словами и названием.

23. Изучение стилистической антропонимии позволяет наглядно проде- Л монстрировать диалектическую связь литературы и действительности, языка и речи, языка и мышления.

24. Основными методами создания комических образов в юмористических рассказах А. Шортанова были методы антиномии (несоответствия имени и образа): Мухамед Асланович; фонетическое созвучие и чередования согласных букв героев: Мысхьудрэ Мыхьмудрэ; Шат1рэ Шот1рэ; контекст; обыгрывание апеллятива в контексте: Къанокъуэ и къуэжьыр; именование персонажа по имени и отчеству в семье, что не характерно для языка, например, Мурадин Асхадович.

188

 

Список научной литературыКарданова, Мадина Аслангериевна, диссертация по теме "Кавказские языки"

1. Актуальные проблемы топонимы и антромоними Северного Кавказа. -1 Нальчик: Каб.-Балк. ун.-т, 1999. -31 с.

2. Альтман М.С. Творческие ассоциации // Уч. зап. Горьковского ун-та. Вып. 77. 1966.- С.211-226.

3. Андреева Л.И. Ономастические оппозиции А.Н. Островского // Актуальные проблемы филологии и ее преподавания. 4.2. - Саратов, 1996. -с. 32-43.

4. Андреева Л.Н. Лингвистическая природа и стилистические функции "значащих" имен (антономасия): Автореф. канд. дисс. М., 1965. - 17с.

5. Артеменко Е.П. Наблюдения над стилистическим использованием собственных имен в драме Л.Н. Толстого "Власть тьмы" // Матер, по рус.-славян. языкознанию. -Вып.З. Воронеж, 1967. - С. 125-132.

6. Бабенко А.И. К вопросу о личных именах в комедии Аристофана "Ахарняне" //Вопросы литературоведения и языкознания. Львов, 1964. - С.227-233.

7. Багирова Е.П. Литературные антропонимы библейской темы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". // Экология культуры и образования: филология, философия, история. Тюмень, 1997. - С.25-31.

8. Бейтуганов С. Кабардинские фамилии. Истоки и судьбы. Нальчик, 1990.

9. Березовская Э.М. Специфика знаковой структуры имени собственного. -М., 1989.-29с.

10. Ю.Бобылев Б.Г. О некоторых теоретико-методологических аспектах стилистики художественного текста // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С. 15-21.

11. П.Боборыкин В. Прообразы и образы // Сов. литература и вопросы мастерства. Вып.2. - М., 1961. - С.250-275.189

12. Болотов В.М. Лингвистический статус имени собственного и его функционирование в тексте // Материалы к сер. "Народы и культуры". С. -Вып.25. -Кн.1. -4.1. - С.37-51.

13. Бондалетов В.Д. Антропонимика. М.: Наука, 1970.

14. Бредихина Т.В. Наименование лиц в публицистическом стиле 18 в. // Проблемы стилистики текста. Алма-Ата, 1988. - С.36-49.

15. Бродский П.Л "Евгений Онегин" роман A.C. Пушкина. М.: Высшая школа", 1964.-415с.

16. Бруева Е.М. Собственные имена персонажей в сказках П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка" // Уч. зап. Горьковского ун-та. Серия филол. -Вып.59. Вопросы лексикологии и стилистики. 1960. - С. 103-111.

17. Бушмин A.C. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1959. - 644с.

18. Василевская Л.И. Специфика денотативного значения в ономастике // Семантика языковых единиц: Матер. 31 межвуз. науч.-исслед. конф. -4.1.-М., 1992,- С.15-37.

19. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища, фамилии.-М.: Наука, 1974.

20. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Наука, 1959.

21. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

22. Гавриленко М.А. Собственные имена и формы их употребления в речи крестьянских персонажей у М. Горького // Уч. зап. Горьковского пед. ин-та. Серия филол. - Вып.68. - 1967. - С.59-70.

23. Гаджиева В.Д. Ономастическое пространство поэмы "Искандер-наме" Низами Ганджави. Автореф. дисс.к.ф.н. -М., 1996.

24. Гафуров А.Х. Имена и их истории. Душанбе, 1979.

25. Гафуров А.Х. Лев и Кипарис. О восточных именах. М.: Наука, 1976.

26. Гафуров А.Х. Имя и история. М.: Наука, 1987.190

27. Горбановский Т.В. К проблеме семантики имени собственного. В кн.: Лингвистическая семантика и логика. - М., 1983. - С.60-82.

28. Горе Т.С. Природа семантики антропонимов в художественном тексте // Акт. вопросы русской ономастики. Киев, 1988. - С.148-153.

29. Громова В.В. Эстетическая характеристика антропонимов в рассказах А.П. Чехова//Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов, 1988. — С. 1824.

30. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. -М.-Л., 1959. 531с.

31. Дорогая В.Б. Имя собственное и нарицательное в системе именований персонажа: (Роман М. Горького "Жизнь Клима Самгина". Л., 1985. -206с.

32. Елизарова М.Е. Творчество Гоголя и вопросы реализма конца 19 века. -М., 1958.-200с.

33. Есенова К.А. О стилистической природе некоторых ласкательных антропонимов // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С.25-31.

34. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. Изд.2. М., 1961. -513с.

35. Железняк И.М. Теория ономастики в работах по общему языкознанию. В кн.: Ономастика. - М., 1978. - С.7-29.

36. Иезуитов С.А. Имена героев и мифологические мотивы в пьесе М. Горького "Егор Булычев и другие" // Имя сюжет - миф. - СПб, 1996. -С. 212-220.

37. Ильф И. и Петров Е. Светлая личность. В кн.: Ильф И. и Петров Е. -Собр.соч. - Т.1. -М., 1961. - С.385-479.

38. Имена и именины. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1994.

39. Имя судьба. - М.: Современный писатель, 1993.

40. Имя этнос - история. - М.: Наука, 1989.

41. Исаева З.Г. О социальной сущности антропонимической системы // Акт. вопросы философии. Кишенев, 1989. - С.66-99.

42. Карпенко М.И. Народная ономастика и собственные имена в повести Гоголя "Тарас Бульба": Тез.докл.XIV Отчетной науч.сессии проф,-препод.состава Черновицкого ун-та. Черновцы, 1958. - С. 195-197.

43. Карпенко М.В. Антропонимия как средство создания комического в художественном произведении. Черновцы, 1966.

44. Карпенко М.В. Ономастика в художественной литературе // Ономастика. М., 1978. - С.169-189.

45. Карпенко Ю.А. Антропонимика // Ономастика. М., 1978. - С. 189-206.

46. Карпенко Ю.А. О функциях собственных имен. М.: Наука, 1977.

47. Карпенко Ю.А. Ономастика новой прозы В.П. Катаева, К.Г. Паустовского и Л.И. Славина. Одесса, 1987. - С.25-47.

48. Карпенко Ю.А. Современное развитие русской ономастической системы // Акт. вопросы русской ономастики. Киев, 1988. - С.5-14.54:Каценеленбоген М.Г. Функция собственных имен в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина // РЯШ. 1950. - №1. - С.8-15.192

49. Калакуцкая Л.П. Стилистическая стратиграфия личных имен в русском литературном языке 19-20вв. // Ономастика Поволжья: Сб. статей. -Волгоград, 1973.

50. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М.: Изд-во МГУ, 1969.

51. Крибутина Е.С. Поэтика имени собственного // Творчество писателя и литературный процесс. Слово в художественной литературе. Ивано-вово, 1994. - С.20-41.

52. Криницина Л.Ф.Антропонимы как составная часть фоновых знаний, формирующие культурную компетенцию// Комплексный анализ лингвистических единиц и проблемы обучения. Тюмень, 1995. - С.62-87.

53. Кулешова В.Д. Имена собственные как стилистическая единица речи в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргаргита" // Вопросы русской филологии.-Алма-Ата, 1977. С. 169-178.

54. Кумахов М.А. Очерки общего и кавказского языкознания. Нальчик, 1994.

55. Кумахова З.Ю., Кумахов М.А. Функциональная стилистика адыгских языков // Вопросы языкознания. 1981. -№3. - С. 147-149.

56. Кунгуров Р. Собственные имена в языке художественной литературы // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С.47-50.

57. Кухаренко В.А. Имя заглавного персонажа в целом художественном произведении // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С. 15-25.

58. Ковалев Г.Ф. Булгаковский Воланд: загадка имени // Филол. записки. -Вып.4. Воронеж, 1995. - С. 163-168.

59. Коков Дж.Н. Адыгская (черкесская) ономастика (топонимия, антропонимия). Автореф. докт.дисс. Тбилиси, 1975. - 76с.

60. Коков Дж.Н. Адыгские этнонимы. Нальчик, 1979.193

61. Коков Дж.Н. Апеллятивная основа адыгской (черкесской топонимии) XIII International congress of onomastic scincas. Kracov, 1978: Тез. докл. на XIII Межд. ономастическом Конгрессе. Краков, 1978. - С.124.

62. Коков Дж.Н. Вопросы адыгской (черкесской) антропонимии. Нальчик, 1973.

63. Коков Дж.Н. Вопросы адыгской (черкесской) ономастики. Нальчик, 1983

64. Коков Дж.Н. Вопросы северо-кавказской и русской ономастики: Мет. указания к спецсеминару для студентов-филологов. Нальчик: Каб-Балк.ун.-т, 1993.

65. Коков Дж.Н., Кокова Л.ДЖ. Кабардино-черкесские фамилии. Нальчик: Эльбрус, 1993.

66. Коков Дж.Н. Обратный словарь кабардинских фамилий (со словообразовательным комментарием) // Проблемы грамматики и лексики адыгских языков. Нальчик, 1983.

67. Лаврова Э.А. Имя образ: Антропонимы в романе Н. Шундина "Белый шаман" // Русская речь. - 1984. - №3. - С.46-51.

68. Левковская К.А. Теория слова, принципы его построения и аспекты изучения лексического материала. М.: Высшая школа, 1962.

69. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М.: Наука, 1970.

70. Логашева Б.В. Имя как социальный и политический знак // Ономастика Поволжья: Сб. статей, 1987.

71. Лосев A.B. Знак. Символ. Миф. -М.: Наука, 1982. 360с.

72. Лосев A.B. Философия имени. М., 1927.

73. Ляхова И.В. Функционально-семантический анализ имен собственных (на материале франц. художественной литературы XX в.). М., 1980.

74. Магазаник Э.Б. Имена собственные в художественной литературе // Русская речь. 1968. - №3. - С.23-29.194

75. Магазаник Э.Б. Поэтика имен собственных в русской классической литературе. Имя и подтекст: Автореферат канд.дисс. Самарканд, 1966. -17с.

76. Магазаник Э.Б. Роль антропонима в построении художественного образа // Ономастика. М., 1969. - С. 162-169.

77. Магазаник Э.Б. Ономастика или "говорящие" имена в литературе. -Ташкент, 1978.

78. Маковский М.М. Системность и аспектность в языке. М.: Наука, 1980.

79. Материалы III Респ. науч. конф. "Проблемы развития государственных языков Кабардино-Балкарской республики", посвященной 80-летию профессора Б.М. Карданова. Нальчик: Каб.-Балк. ун.-т, 1998. - 161с.

80. Михайлов В.Н. О некоторых особенностях семантики и источниках экспрессии собственных имен в русском языке. Киев, 1965.

81. Михайлов В.Н. О семантико-синтаксическом аспекте собственных имен в русской речи // Проблемы лексикологии и категории семантики. -Вып. 1. Симферополь, 1980,-С.119-127.

82. Михайлов В.Н. О специфике литературной ономастики // Вопросы стилистики. Саратов, 1988. - С.3-19.

83. Михайлов В.Н. О статусе антропонимов в системе современного русского литературного языка. Русское языкознание. - Киев, 1981. -С.71-79.

84. Михайлов В.Н. О функциональной специфике СИ в художественном тексте // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С.31-41.

85. Михайлов В.Н. Роль собственных имен в произведениях Н.В. Гоголя // РЯШ. 1954. - №2. - С.40-48.

86. Михайлов В.Н. Роль ономастической лексики в структурно-семантической организации художественного текста // Лексика и стиль. -Тверь, 1993,-С.25-31.195

87. Михайлов В.Н. Собственные имена персонажей русской художественной литературы 18 и первой половины 19 века, их функции и словообразование. Автореф. канд. дисс. - Симферополь, 1956. - 17с.

88. Михайлов В.Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имен в русской литературе // Филологические рнауки. 1966. - №2. - С.59.

89. Миницлов С Р. Власть имен. -М.: Наука, 1990.

90. Михайлюк Т.С. Социальная и эстетическая природа характера имени собственного в рассказах И.Я. Франко. Одесса, 1980.

91. Молотаева Н.В. Миф писателя в контексте лексикографических проблем: предметные мифологемы // Глагол и имя в русской лексикографии: вопросы теории и практики. Екатеринбург, 1996.

92. Мурзин Л.Н. Имя собственное: значение и деривация // Вопросы слово-формообразования в инд.-евр. языках: семантика и функционирование. Томск, 1994. - М.: Иностранная литература. - С. 64-74.

93. Мустафаева Г.Г. Стилистические особенности личных имен в азерб-ой художественной литературе. Автореф. на со-иск.уч.ст.канд.филол.наук. - Баку, 1980.

94. Мысык С.Г. Ономастика A.A. Блока (Смысловобразующие функции номинации персонажей). Автореф. дисс. канд. филол. наук. -Одесса, 1988. - 16с.

95. Наер В.Л. Общие проблемы стилистической маркированности // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С.45-49.

96. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы первой респ. науч.-практ. конф. Майкоп, 1994. - 545с.

97. Николаева З.В. Семантико-стилистические функции имен собственных в произведениях H.A. Некрасова // Науч. ежегодник Черновицкого ун-та за 1985. Филол. ф-т. -М., 1989. С. 179-181.

98. Никонов В.А. Имя и общество. М.: Наука, 1974.196

99. Никонов В.А. Ономастика Кавказа. Махачкала, 1977.

100. Никонов В.А. Личное имя социальный знак // Глазами этнографов. -М., 1982.-С.17-50.

101. Никонов В.А. Ищем имя. М.: Наука, 1983.

102. Никонов В.А. Этническая ономастика. М.: Наука, 1984.

103. Никонов В.А. География фамилий. Антропонимика. М.: Наука, 1988.

104. Никулина З.Н. О социальной оценке прозвищ // Вопросы ономастики: сборник. М.: Наука, 1987.

105. Новиков А.И., Ярославцева Е.И. Семантические расстояния в языке и тексте. -М.: Наука, 1990.

106. Нурулу М.А. Художественно-эстетические функции ономастических единиц в различных литературно-художественных жанрах // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С.51-57.

107. О внутренней форме имен собственных в произведениях Салтыкова-Щедрина // Вопросы стилистики. Вып. 8. - М., 1974.

108. Одинокова В.И. К вопросу семантики имени собственного // Вестник Харьковского университета, 1977. -№159.

109. Ономастика и грамматика. М.: Наука, 1981.

110. Ономастика и норма / Отв. ред. Л.П. Калакуцкая. М.: Наука, 1976.

111. Ономастика. Типология. Стратиграфия / Отв. ред. A.B. Суперанская. -М.: Наука, 1988.

112. Панаев A.B. Социальная функция личных имен // Язык и общество. -Баку, 1985.-С. 53-59.

113. Парфенова H.H. Семантическая связь имени собственного и нарицательного в процессе номинации // Семантика языковых единиц: Матер. 3-й межвуз. конф. -4.2. -М., 1993,- С.150-167.

114. Першина К.В. Специфика ономастического словословия // Рос. этнограф. 1993. -№ 15. -С.77-99.197

115. Пигарев K.B. Творчество Фонвизина. М., 1989. - 327с.

116. Потебня A.A. Мысль и язык. Харьков, 1992.

117. Привалова М.И. Функции личных имен и фамилий в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина // Уч. зап. Ленингр. ун-та. Серия филол. наук. 1979.-Вып. 18.-№ 161. - С.129-148.

118. Прокудина O.A. Антропоним в контексте художественного произведения // Вопросы английской контекстологии. Л., 1985. - Вып. 2. — С.145-151.

119. Пшибиев И.Х. Фамилии и личные имена черкесов. Нальчик: Эльбрус, 1996.

120. Рафикова Н.В. Детерминация понимания художественного текста как реализация регулятивной и прогностической функции ключевого слова // Исследования по семантике. Уфа, 1996. - С.97-105.

121. Реформатский A.A. Введение в языкознание. Изд.4. - М., 1967. -542с.

122. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. - 339с.

123. Рублева О.Л. Имена собственные в словаре языка писателя // Вопросы теории и истории языка. СПб, 1993. - С.209-216.

124. Рудяков А.Н. Слово: знак или номинативная единица // Исследования по семантике. Уфа, 1992. - С,7-29.

125. Рут М.Э. Имена и судьбы. Екатеринбург: Сред.-Уральск, кн. изд-во, 1996.-125с.

126. Рождественская Н.В. Социальная значимость антропонимии в исторических произведениях Л.Н. Толстого. Доценк: Доцнецк. ун-т, 1982. -25с.

127. Рылов Ю.А. О национально-культурной специфике функционирования антропонимов // Коммуникативные и прагматические компоненты в лингвистическом исследовании. Воронеж, 1995. - С.55-61.198

128. Самсонов Н.Г., Самсонова JI.H. Имена говорят. Якутск, 1993. - 144с.

129. Самсонов Н.Г. Наши имена. Якутск: Кн. изд-во, 1989.

130. Сапожникова Л.М. Стилистические функции онимических единиц // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С.59-66.

131. Семенов А.Т. Функционирование онимической лексики в художественном тексте и лексикографическое описание ономастического романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" // Автореф. дисс. канд. филол. наук. -М., 1996. -21с.

132. Серебренников Б.А. Языковая номинация. Кн.1. Общие вопросы. -М.: Наука, 1977. Кн.2. Виды наименований. -М.: Наука, 1977.

133. Силаева Г.А. Антропонимия романа Л.Н. Толстого "Востока и мир". -Пенза, 1979.

134. Силаева Г.А. Имена персонажей романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в сопоставлении с реальным именованником // Лексика и стиль. -Тверь, 1993,-С.66-77.

135. Силаева Г.А. Фамилии в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" //Русская ономастика: Респ. сборник /Под ред. В.Д. Бондалетова. Рязань, 1974.

136. Слонимский А. Мастерство Пушкина. Изд. 7. - И., 1991. - 548с.

137. Собственные имена в системе языка // Вопросы ономастики. Свердловск, 1980.

138. Спиридонова Л.А. Русская сатирическая литература начала XX века. -М., 1979.

139. Степанов Ю.С. Имена. Предикат. Предложение. -М.: Наука, 1981.

140. Суперанская A.B. Структура имени собственного. М.: Наука, 1969.

141. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973.

142. Суперанская A.B. Теоретические проблемы ономастики // Автореф. докт. дисс. Л., 1974. - 36с.199

143. Суперанская A.B. Имя нарицательное и собственное. М.: Наука, 1978.

144. Суперанская A.B. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1981.

145. Суперанская A.B. К проблеме типологии антропологических основ // Ономастика: Типология. Стратиграфия. М., 1988. - С.8-19.

146. Суперанская A.B. Имя через века и страны. - М.: Наука, 1990.

147. Суперанская A.B. Двойные фамилии // Наука и жизнь. 1994. - №6. -С.94-99.

148. Суперанская A.B. Словарь-справочник тюркских родоплеменных названий. М., 1994. - 4.1. - С. 1-233. Ч. 2. - С. 234-466.

149. Суслова Т.Д. Антропонимы в тетралогии В.П. Катаева "Волны Черного моря" (Антроп. модели и их функционирование) // Автореф. дисс. канд. филол. наук. Одесса, 1986. - 16с.

150. Суслова A.B., Суперанская A.B. О русских именах. Л., 1991.

151. Таич У. Ономастика Салтыкова-Щедрина. Одесса, 1971.

152. Телия В.Н. Семантические и стилистические исследования текста и предложения.-Л., 1980.

153. Телия В.Н. Типы языковых значений. М.: Наука, 1981.

154. Теория и методика ономастических исследований / Отв. ред. A.B. Суперанская. -М.: Наука, 1986.

155. Турута И.И. Контекстуальное окружение собственных имен в художественных произведениях A.M. Горького. Киев, 1982.

156. Турута И.И. Прозвища в художественной речи A.M. Горького // Ономастика Поволжья: Ст. статей, 1973.

157. Тюрбеев Г.И. Антропонимы и апеллятивы в калмыцком языке // Тюркологические исследования. М.: Наука, 1976. - С. 194-218.

158. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929. - С.27.

159. Унгебаум Б.О. Русские фамилии. М.: МГУ, 1995.200

160. Усенбекова С.С. Имя собственное в романе И.П. Шухова "Ненависть" // Вопросы русской филологии. Алма-Ата, 1978. - С.107-114.

161. Успенский JI.B. Слово и словах. JL: Лениздат, 1974.

162. Уфимцева A.A. Лексическое значение. -М.: Наука, 1986.

163. Федоров Е.В. К роли номинации персонажей в художественной концепции личности // Актуальные проблемы современной алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1995. - С.106-119.

164. Философский словарь. -М., 1981.

165. Фонякова О.И. О системном анализе имен собственных в художественном тексте // Проблемы номинативного анализа языка и речи. М., 1982.-С.83-99.

166. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

167. Фонякова О.И. Имя собственное и словарь писателя // Вопросы теории и истории языка. СПб, 1993. - С.234-240.

168. Фролова Е.А. Семантика литературного антропонима как средство характеристики персонажа в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" // Семантика языковых единиц: Матер, межвуз. науч.-исслед. конф. Ч.З. -М., 1993. - С.138-157.

169. Хижняк Л.Г. Мотивация внутренней формы собственных имен в художественной речи // Словообразование и стиль М. Горького. Саратов, 1982. - С.118-127.

170. Хусанов Н. О функционировании антропонимов в поэтической речи // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С.51-69.

171. Цейтлин А. Работа писателя над образом // Литературное творчество. -1994.-№1,- С.17-35.

172. Черемисина М.И. К вопросу о функциях личных имен в очерках М.Е. Салтыков-Щедрина. "Зарубежом" //Уч. зап. Тульского пед. ин-та, 1958. Т.4. - С.45-65.201

173. Чернейко JI.O. Оценка в знаке и знак в оценке // Науч. доклад высшей школы. Филологические науки. 1990. - №2. - С.72-92.

174. Чульбурадзе З.Г. Как тебя зовут? Тбилиси, 1974.

175. Шагиров А.К. Этимологический словарь адыгских (черкесских) языков. А-Н-Москва: Наука, 1977. - 290с.

176. Шагиров А.К. Этимологический словарь адыгских (черкесских) языков. П 1-Москва: Наука, 1977. - 224с

177. Шагиров А.К. Заимствованная лексико абхазо-адыгских языков. М.: Наука, 1989. - 189с.

178. Шагиров А.К. Материальные и структурные общности лексики абхазо-адыгских языков. М.: Наука, 1982. - 164с.

179. Шаталов С.Е. Комические имена как элемент юмористического стиля А.П. Чехова // РЯШ. 1960. - №1. - С.43-47.

180. Шайкевич А.Я. Социальная окраска имени и его популярность // Поэтика и стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996.- С.265-280.

181. Шейнина П.П. О чем говорят фамилии у Островского // Русская речь.- 1983.-№2.

182. Шейнкер В.Н. Антропонимика в романе Джеймса Фенимора Купера Зверобой" // Лексика и стиль. Тверь, 1993. - С.87-95.

183. Шермет Л.Г. Специфика семантики английских антропонимов в системе языка. Л., 1989. - 36с.

184. Эсакия М.В. Некоторые аспекты номинации (на материале собственных имен) // Изв. АН ГССР. Сер. языка и литературы. Тбилиси. -1965. - №4. - С. 124-126.

185. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Избранные работы по языкознанию и фонетики. Л., 1958. Т.1. - С.69.

186. Щетинин Л. Имена и названия. Ростов-на-Дону, 1968.

187. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. М.: Наука, 1974.202

188. БИБЛИОГРАФИЯ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

189. Шортэн А. Бгырысхэр: Роман. 1-пэ тхылъ. Нальчик: Къэбэрдей тхылъ тедзапЬ, 1954; 1978.

190. Шортэн А. Уэлэхьи, пэжтэмэ: Рсасказхэр. Нальчик: Къэбэрдей тхылъ тедзапЬ, 1961.

191. Шортэн А. Бгырысхэр: Роман // 1уащхьэмахуэ. 1973. - № 3.

192. Шортэн А. Бгырысхэр: Роман. 2-нэ тхылъ. Нальчик: Эльбрус, 1976.

193. Шортэн А. Бгырысхэр: Роман. 1-нэ тхылъ Нальчик: Эльбрус, 1976. -Н. 380. (Ет1уанэ къыдэк1ыгъуэ).

194. Шортэн А. Бгырысхэр: Роман. 1-нэ тхылъ. Ет1уанэ къыдэк1ыгъуэ,-Нальчик: Эльбрус, 1976. Н. 380.

195. Шортэн А. Бгырысхэр: Роман. 4-нэ тхылъ. Ет1уанэ къыдэкГыгъуэ.-Нальчик: Эльбрус, 1988. Н. 304.

196. К1ыщокъуэ Алим. Мазэ ныкъуэ щхъуантЬ: Роман. Нальчик: Къэбэрдей тхылъ тедзапЬ, 1966.

197. К1ыщокъуэ Алим. Щынэхужьыкъуэ. Нал къута: Роман. Нальчик: Къэбэрдей тхылъ тедзапЬ, 1978.

198. Ю.Юыщокъуэ Алим. Эмирым и сэшхуэ: Роман. Нальчик: Къэбэрдей тхылъ тедзапЬ, 1985.

199. П.Теунэ Хьэчим. Псэм и Ьф1ыр къуатмэ: Роман. Нальчик: Къэбэрдей тхылъ тедзапЬ, 1965.

200. Теунэ Хьэчим. Шэджэмокъуэ лъэпкъ: Роман. Нальчик: Къэбэрдей тхылъ тедзапЬ, 1967.13:Щоджэнц1ык1у Ьдэм. Софят и гъатхэ: Повесть. Нальчик: Къэбэрдей тхылъ тедзапЬ, 1955.

201. Щоджэнц1ык1у Ьдэм. Уэлбанэ дыгъэ: Повесть. Нальчик: Эльбрус, 1966.

202. Щоджэнц1ык1у Ьдэм. Уи цЬр фЬсщынщ: Повесть. Нальчик: Эльбрус, 1970. )

203. Щоджэнд1ык1у Ьдэм. Щхьэгъубжэ нэху: Повесть. Нальчик: Эльбрус, 1981.