автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Страх и социальное бытие человека

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Боровой, Евгений Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Страх и социальное бытие человека'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Боровой, Евгений Михайлович

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Философский анализ феномена страха.

§1.1. Социально-философские исследования страха в XX веке: обзор основных теорий. 17

§ 1.2. Онтологические основания страха. 35

§ 1.3. Духовные основания страха. 52

§ 1.4. Нравственные основания страха. 67

Глава 2. Страх в социальном бытии человека: анализ развития западного и отечественного обществ.

§2.1. Роль общества в регуляции страха. 85

§ 2.2. Страх в социальном бытии личности западного общества. 100-

§2.3. Страх в жизнедеятельности личности советского общества. 123 -

§ 2.4. Проблема страха в личностной ориентации в современном российском обществе. 139

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Боровой, Евгений Михайлович

Актуальность. Чувства и эмоции играют значительную роль в социальном бытии человека. Страх в своих различных формах является необходимой эмоциональной составляющей жизни личности, коллектива, общества. Типы и интенсивность различных страхов изменяются исторически: они также различаются в обществах и культурах. Но страх является не только одним из главных чувств, но и существенным модусом социального бытия человека, что переводит проблему изучения феномена страха из психологической в социально-философскую, онтологическую, гносеологическую, аксиологическую сферы исследования.

Страх как показатель наличия небытийной угрозы для существования человека социализируется в трёх основных универсальных формах: страхе отсутствия смысла, страхе вины и страхе смерти. Каждая из этих трёх форм страха влияет соответственно на определённый (онтический, духовный или нравственный) уровень социального бытия личности. Воздействие страха в этих случаях на личность может быть как негативным, подавляющим активность человека и деформирующим его ценностные ориентиры, так и позитивным, позволяющим понять своё истинное предназначение в этом мире.

Социальное взаимодействие личности и общества в ряде аспектов во многом зависит от проявлений тех или иных форм страха и их интенсивности. Человеку, погружённому в повседневное бытие, индивидуально сложно позитивно противостоять страху. Общество всегда выступало и выступает той системой, которая с помощью социальных институтов стремится повысить или ослабить состояние человеческого страха. В условиях же системных кризисов, когда рушатся привычные механизмы противостояния страху, когда страх приобретает наиболее ужасающие формы и парализует жизнедеятельность личности, человек остаётся один на один со страхом.

Современный человек, знает - как на своём личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, - что в наше время феномен страха охватывает все стороны жизнедеятельности. Люди осознали свой страх, который связан не только с опасными ситуациями (например, с неконтролируемым применением ядерного оружия, или с политическими и экономическими катаклизмами, или с ростом террористической угрозы), но и с менее явными, глубинными источники страха внутри нас самих, обусловленными природой нашего происхождения и особого, в отличие от животных, осознания своего положения в бытии. К последним относятся внутреннее смятение, отчуждение, потеря смысложизненной ориентации, неуверенность человека, сталкивающегося с противоречивыми ценностями или стандартами поведения в современном нестабильном мире. В наши дни страх пронизывает все сферы жизни человека.

К середине XX века, особенно это касается западной культуры, тема страха заняла центральное место в таких разных областях, как наука и поэзия, религия и политика. Современную эпоху можно определить, как её обозначили Оден и Камю «эпохой явной тревоги». И с этим феноменом уже нельзя не считаться: страх из скрытой, латентной угрозы превратился в явную, то, что раньше приписывали настроению, превратилось в насущный вопрос, который необходимо определить и прояснить во что бы то ни стало.

Для этого важно понять природу страха, его виды и формы, его основания и неоднозначное воздействие на жизнедеятельность человека. Важно также определить, какую роль играет общество в регуляции интенсивности страха. Особенно актуально изучение этих вопросов применительно к современной ситуации развития российского общества.

Трудно переоценить значение страха в условиях кризисного развития современной России. Происходящие в России реформы, наряду с рядом позитивных перемен в общественно-политической и социально-экономической сферах, вызвали существенные изменения в укладе жизни населения, его иерархической структуре и системе ценностей, затронув все базисные потребности личности, в том числе главные: пищевые, половые, репродуктивные, территориальные; а также национальной и культурной идентификации, профессиональной самореализации, самоуважения и ряд других. Эти социально-экономические перемены вызвали небывалый рост феноменов невротизации населения, сопровождаемых значительным увеличением различных дезадаптивных расстройств. Истерики, грубость, немотивированные поступки - это лишь внешние признаки страха, парализовавшего структуру личности. За ними обычно скрываются абсолютная утрата смысла жизни, осознание виновности в ситуации предполагаемого или уже явного поражения в конкурентной борьбе мира-рынка, полная релятивизация системы ценностей, страх смерти.

В условиях современного российского общества отсутствуют какие-либо позитивные механизмы «снятия» угрозы небытия. Неспособность снижения интенсивности страха связана не только с распадом ценностных основ советского идеократического общества, но и с привнесением в отечественный менталитет, чуждых ему до этого, западных образов и механизмов подавления страха. Позитивное «снятие» страха напрямую связано с доминирующей в обществе системой ценностей. Поэтому и западные механизмы подавления страха, базирующиеся на системе либеральных ценностей, вступают в открытый конфликт с отечественной неоколлективистской системой «снятия» страха, ориентированной на традиционные ценности. Накладываясь на российское неоколлективистское «мужество быть частью», западная система противостояния страху приобретает искажённые формы и наполняется иными смыслами. Итогом этого становится «искусственное» устранение страха у одних представителей российского общества и глубокое подавление страхом жизнедеятельности других членов общества, что в обоих случаях выводит на первый план в помыслах и действиях людей наиболее негативные качества их личности.

Социально-философское исследование феномена страха в условиях российской действительности имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как на основании теоретических выводов может способствовать выработке конкретных механизмов «снятия» негативных тенденций проявления страха.

Степень разработанности проблемы. На протяжении всей истории человечества ведущие мыслители своего времени ставили вопросы о сущности страха, его конкретных проявлениях и влиянии на жизнь человека, в частности, и общества в целом. Изучение феномена страха претерпело очень сложную эволюцию, в зависимости от конкретных реалий развития того или иного общества и от преобладания тех или иных форм страха в различные исторические эпохи. Различные философские школы и направления изучали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем.

Наиболее ценные и существенные общечеловеческие аспекты понимания страха в истории становления философской мысли, остающиеся актуальными в современных трактовках природы и значения страха, раскрываются в трудах следующих мыслителей: в эпоху античности -Платона, Аристотеля, Эпикура, Лукреция Кара, в средние века - Августина Блаженного, Фомы Аквинского, в Новое время - Т. Гоббса, Р. Декарта, Б. Паскаля, Б. Спинозы, Ш. Монтескье, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, JI. Фейербаха. Несмотря на разнообразие мыслителей, затрагивающих в своих работах проблему страха, за исключением периода Средневековья, вплоть до конца XIX века, проблема страха не была в центре внимания специальных исследований, а оказывалась объектом познания каких-либо других процессов, связанных с развитием человека. В эпоху античности страх рассматривался в контексте зависимости его сущности от неправильной социальной организации различных сфер жизнедеятельности человека; в средние века - от греховной природы человека.

Философия Нового времени в изучении проблемы страха акцентировала в основном внимание на частных аспектах проявления этого модуса. Отказ от мифологической и религиозной традиции онтологического объяснения страха, исходящей из специфичности происхождения человека и его существования в бытии, привёл к доминированию тенденций психологического, социального и физиологического понимания страха. Главной интенцией философии в этот период стала ориентация на прогресс и оптимизм относительно судьбы человечества. Идеи человеческого совершенствования, улучшения условий существования человека, продвижения вперёд по пути массового распространения и углубления знаний идейно противостояли пессимизму средневековой культуры и учениям основателей протестантизма. Хотя европейская философия после Т. Гоббса с его мрачным видением мира, представленным в «Левиафане», достаточное место уделяла изучению страха, тем не менее наибольшую значимость тема страха приобрела лишь во II пол. XIX столетия.

В XX в. человек делает акцент не столько на внешних, сколько на внутренних источниках страха, сосредоточенных в микрокосме человеческой личности. Главные страхи вызываются теперь уже не столько ураганами и эпидемиями, сколько разрушительным началом, скрытым в самом человеке, в глубинах его личности. Более всего тема страха оказалась разработанной в таких философских направлениях как экзистенциализм и психоанализ. Представители экзистенциального понимания страха (М. Лютер, М. Экхарт, Я. Бёме, Б. Паскаль, Ф. Шеллинг, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, П. Тиллих, Р. Мэй, Ф. Риман и др.) и психоанализа (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.) открыли новые экзистенциально-внутриличностные измерения страха.

В науке страх стал изучаться разнообразными дисциплинами -философией, психологией, социологией, физиологией, культурологией и др. В результате этого всё более дифференцированного подхода к проблеме страха сформировались очень разнообразные и порой несопоставимые друг с другом направления исследования данного феномена. Взятые в отдельности они носят локальный характер, являются разнородными, дифференцированными и специализированными.

Подобная ситуация наблюдается в рамках взаимодействия не только между различными науками, но и в пределах различных философских направлений, преломляющих проблематику страха под многообразными спектрами изучения. И экзистенциализм, и психоанализ обращаются не к целостному изучению феномена страха, а к его отдельным аспектам, обращенным к определённым сторонам человеческой личности. В экзистенциализме проблема страха видится непосредственно через выявление категории небытия в экзистенциально-личностном измерении человека, в психоанализе - иррациональной сфере психики человека.

В отечественной и зарубежной науке сложилось различное понимание страха. Подобное различие к исследованию страха, вероятнее всего связано с тем, что в советском типе культуры «западный страх» - страх перед существованием человека не играл такую важную роль как в европейской культуре1. В советской науке проблематикой страха занимались В.К. Вилюнас, JI.C. Выготский, P.M. Грановская, А.И. Захаров, А.Р. Лурия, Н.Н. Рейнвальд.

Если учесть, что проблема страха вообще и различных его социокультурных проявлений в частности, на протяжении многих лет не привлекала внимания советских философов, то естественным является доминирование в отечественной науке понимания природы страха, сложившееся в рамках психологии эмоций. Но как указывает В.А. Андрусенко «анализ работ психологов, так или иначе связанных с изучением феномена страха показывает, что трудности его понимания - во многом результат того кризисного состояния, в котором оказалась современная А психология эмоций» . Психологический и социально-философский аспекты страха остаются невзаимосвязанными между собой, страх как психологическая составляющая жизни оказывается оторванным от своих проявлений в социальном бытии.

1 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М: 2001. С 164-166

2 Андрусенко В. А. Социальный страх (опыт философского анализа). - Свердловск., 1991. С 36

Несмотря на определённое число работ, посвящённых проблематике страха, эта тема представляется недостаточно изученной в российской науке. Это характерно проявляется при явном отсутствии комплексных, синтетических трудов необходимых для широкого понимания проблемы страха с социально-философских позиций. При наличии достаточно накопленной базы эмпирических данных относительно различных типов страха отсутствуют какие-либо концепции их теоретического осмысления.

С начала 90-х годов проблема страха актуализируется в отечественной социологии - Л.Д. Гудков, В.А. Иванова, В.И. Кравченко, А.Ю. Миронова, И.С. Хорин (определённый интерес представляют здесь попытки определения и классификаций различных эмпирических проявлений страха в условиях современной российской действительности); в психологии = В.М. Астапов, С.А. Водяха, Э.И. Киршбаум, Н.Г. Кутепова, И.А. Мусина, В.Г. Ромек, Е.М. Столбовой, Ю.В. Щербатых (страх в психологическом аспекте, исходя из традиций советской психологии эмоций, рассматривается в основном как отрицательная эмоция, чувство, аффект, страсть, фрустрация, в меньшей степени, страх анализируется через бихевиористическую и психоаналитическую парадигмы). Собственно философскому аспекту страха посвящены работы следующих исследователей: В.А. Андрусенко, С.Г. Кара-Мурза, С.Я. Матвеева, В.Г. Нестеренко, В.Э. Шляпентох - рассматривают страх как социальный феномен и изучают его в контексте общественного развития; В.Ю. Антонов, М. Брокман, А.С. Гагарин, П.С. Гуревич, Т.П. Григорьева, В.Ш. Сабиров, В.А. Сакутин, JI.B. Скворцов, А.Н. Чанышев -понимают страх как важный онтологический модус человеческого существования, связанный не только с общественным фактором, но и внутренним миром человека; А.Б. Каплан, Т.Н. Шкурина - дают нам развёрнутую картину проявлений феномена страха в различные исторические эпохи.

Каждая из вышеуказанных теоретических позиций, несомненно имеет право на существование, т. к. обращается к определённым аспектам актуализации страха в социальном бытии. Но в то же время каждый из данных подходов имеет ряд своих недостатков. Главный из них - это ограниченность исследования проблематики страха, исходящей из сугубо психологизированного или социологизированного понимания страха, исключительно его эмпирическими проявлениями и игнорирующей теоретическое обоснование причин и истоков погружения человека в состояние страха. Научные изыскания в современной российской философии направлены только на изучение двух аспектов проблематики страха: 1) раскрытие духовной природы страха и его проявлений в сфере религии; 2) определение взаимосвязи между модусами страха и смерти. Всё это порождает определённые трудности в познании природы страха и роли его различных актуализаций в социальном бытии человека.

В западной философии, по существу также, как и в отечественной, социально-философский аспект страха разработан недостаточно глубоко. И психоанализ, и экзистенциализм исследовав новые аспекты страха, связанные с внутренним миром человека, его экзистенциальным осознанием своего бытия, отрицают органическую взаимосвязь экзистенциальной составляющей страха с социальной, не признают важную роль социокультурного фактора в становлении и регуляции страха.

В отечественной науке определение страха сейчас трактуется как отрицательная эмоция (чувство, аффект, страсть, фрустрация), возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающая жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам). Из этого следует, что страх определяется однолинейно-негативной направленностью, не отражающей позитивный аспект самого феномена страха. Но данное определение не учитывает социально-философское познание страха, связанное с глубокой взаимосвязью между страхом и социальным бытием человека, которое, в свою очередь, требует особого внимания к пониманию аксиологической составляющей страха.

Автор данной диссертационной работы, опираясь на определение страха как важного онтологического модуса человеческого существования и анализ его проявлений в различных сферах социального бытия человека, стремится преодолеть разрыв, возникший между теоретическим и практическим познанием страха. В качестве основополагающего объекта страха постулируется потенциальная небытийственная угроза, актуализирующаяся в различных сферах социального бытия человека. В соответствии с этим предлагается социокультурный анализ феномена страха, исходя из его универсальной типологии, опирающейся на три базовых объекта небытия - смерть, утрату смысла жизни, вину. До сих пор остаётся неизученной органическая связь между модусами страха и смысла жизни, страха и вины. Исключение составляет общепризнанность такого типа страха как страх смерти.

Всё это позволяет выйти на другой, более глубокий уровень социально-философского изучения феномена страха и его проявлений в социокультурной реальности. Это ведёт нас не только к рассмотрению страха в психологической плоскости, но и во взаимосвязи его с особенностями менталитета того или иного народа, изменения его интенсивности и содержания от специфических условий развития общества.

Суммируя вышеизложенное, автор диссертации считает возможным заключить, что в настоящее время не только отсутствует целостное видение проблематики страха, но и практически открытыми являются вопросы позитивного аспекта страха, оснований страха и его типологии, а также проблемы страха в контексте его социальной регуляции. Именно отсутствие теоретических исследований, разрабатывающих философские проблемы страха в контексте его влияния на становление и регуляцию социального бытия человека позволяют автору определить объект данного исследования.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является социальное бытие человека в контексте его онтологических, духовных и нравственных структур.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает обоснование страха как одного из онтологически присущих человеку модусов его социального бытия, сопряжённого с природно-биологическим, психологическим и социокультурным компонентами.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является анализ различных теорий страха, выявление различных аспектов страха и исследование природы и механизмов проявления страха в структуре социального бытия человека, благодаря чему становится возможным обоснование сущности страха как модуса социального бытия человека.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач.

1 Показать особенности философского подхода к природе страха, выделить основания страха;

2 Обосновать позитивный аспект страха;

3 Соотнести исследование сущности страха с аксиологической проблематикой социального бытия человека;

4 Исследовать роль социокультурных факторов в регуляции формирования, содержания и динамики изменения интенсивности страха в системе советского и западного обществ;

5 Выявить специфику влияния страха на социальное бытие человека в условиях современной российской действительности. Методология исследования. Методологическая основа исследования представлена всеобщими (философскими) и общими (общенаучными) методами изучения страха в его онтологическом, духовном и нравственном аспектах. В работе активно используется метод сравнительного анализа; изучение страха в социальном бытии человека западного и советского обществ. Данный подход способствует определению существенных различий в культуре, в философских традициях, в понимании морали, а также других аспектов человеческой жизнедеятельности, которые предопределяют вариации многообразия конкретных форм и видов страха, характерных для определённого типа социальной организации и влияния на специфику социального бытия человека. Также в качестве методологии социально-философского исследования страха применяются главные положения экзистенциального и психоаналитического осмысления феномена страха, в частности онтология страха П. Тиллиха, аксиологическое понимание страха Р. Мэя, учение о двух модусах социального бытия человека Э. Фромма. Научная новизна: в рассмотрении экзистенциального определения страха применительно к специфике социального бытия человека и конкретизации онтологических, духовных и нравственных оснований страха;

- в доказательстве несводимости феномена страха только к негативной направленности;

- в установлении взаимозависимости между страхом как модусом социального бытия человека и системой ценностей, доминирующей в мировоззренческой ориентации человека в частности и общества в целом;

- в определении роли общества в регуляции страха посредством определённых социальных институтов на примере советского и западного обществ;

- в анализе механизмов воздействия западных видов и форм страха на российский менталитет.

Использование избранных нами методологических оснований позволяет по-новому взглянуть на данную проблему и прийти к следующим заключениям, выносимым на защиту: В данном диссертационном исследовании

- была установлена взаимосвязь между страхом и социальным бытием человека посредством социально-философского анализа экзистенциального определения страха «как угрозы небытия» и показано, что к общим основания страха относятся: 1) онтологические, связанные с осознанием человеком своей смертности; 2) духовные, актуализирующиеся как утрата смысла социального бытия человека; 3) нравственные, исходящие из мотивации вины;

- определено наличие позитивного аспекта страха, связанное с тем, что осознание человеком различных угроз небытия может способствовать обретению им истинного смысла своего социального бытия и ценности жизни, а также служить ограничителем его безнравственных поступков;

- выявлено, что позитивность или негативность роли страха в жизнедеятельности человека, возникновение и актуализация различных форм страха в целом зависят от аксиологического аспекта социального бытия человека;

- в исследовании роли общества в регуляции страха доказано, что в советском и западном обществах сложилось различное понимание страха, характеризующееся в подчас противоположном осознании ценностной значимости таких объектов угрозы небытия как смерть, утрата смысла жизни и вина;

- показано, что в современном российском обществе страх играет довольно значимую роль. Это связано с двумя моментами: а) разрушением отечественных механизмов «нейтрализации» и регулирования страха, б) несоответствием западных механизмов регуляции страха отечественной действительности и менталитету народа. Подобная ситуация приводит к негативным нравственным и духовным деформациям социального бытия человека.

Научная и практическая значимость. Разработка основ понимания такого сложного феномена как страх, играющего важную роль в жизни личности и общества, в формировании менталитета нации объясняет ряд аспектов противоречивой сущности человека, позволяет раскрыть оптимальные механизмы регулирования страха в начале XXI века. Основные положения диссертации и результаты исследования могут применяться в педагогической практике для чтения отдельных тем в вузовских курсах по философии, психологии, истории, чтения самостоятельного спецкурса по тематике диссертации. Данные результаты служат теоретико-методологической основой для дальнейшего изучения сущности страха и его типов, позволяя, в частности, более глубоко понять некоторые причины современного кризиса российского общества и наметить пути выхода из него. Выводы диссертации имеют практическую значимость в сфере управления процессами общественного сознания: раскрываются механизмы манипуляции общественным мнением, связанные с формированием определённых образов страха и ведущие к изменению ценностных ориентаций личности.

Апробация работы. Полученные автором результаты исследования обсуждались на кафедре философии и отечественной истории Сибирского Государственного Университета Телекоммуникаций и Информатики, в выступлениях на методологических и методических семинарах, а также на Международных, Всероссийских и региональных научных конференциях: на научной конференции «Проблемы социальной ответственности и современность» (Новосибирск, НГАВТ, 2000), на всероссийской научно-практической конференции «Информология на рубеже тысячелетий» (Новосибирск, НГАВТ, 2001), на всероссийской научной конференции «Правовые и научно-образовательные технологии: проблемы интеграции» (Новосибирск, Институт философии и права Со РАН, 2001), на ежегодной международной научно-технической конференции «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск, СибГУТИ, 2001-2005), на региональной межвузовской научно-методической конференции «Информационные проблемы высшего образования» (Новосибирск, СибГУТИ, 2003 - 2006). Отдельные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и библиографического указателя.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Страх и социальное бытие человека"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Страх является не только субъективным состоянием человека, но и онтологической реальностью, пронизывающей всю структуру социального бытия человека. С философской точки зрения, общий исток страха коренится в специфике бытия человека. Человек объективно нуждается в ценностных основаниях своего бытия, без которых он теряется в мире, утрачивает понимание направления своей жизни. И тогда на первый план выходит Ничто, которое есть источник фундаментального страха.

Феномен страха не только связан «с записью в мозгу» человека всего эволюционного пути земной жизни с её тенденцией к выживанию, но и детерминирован прежде всего социокультурными факторами. Он вписан в природу человека, лишь его формы и виды изменяются на протяжении социокультурной эволюции.

Полное устранение чувства страха ставит человека на одну ступень с животным миром. Наличие у человека адекватной меры страха утраты смысла ведёт его к более глубоким поискам основ смысла жизни, страха вины — позволяет человеку оценивать свои помыслы и действия с нравственных позиций, страха смерти — более бережно относиться к ценности своей и чужой человеческой жизни.

Современная цивилизация акцентирует внимание на строительстве внешнего, соответствующего интересам материальной природы человека мира и отодвигает на периферию проблемы внутреннего мира человека. Происходит глубокая метаморфоза внутреннего мира человека. Коль скоро человек полагает истинными лишь внешние цели своего бытия и стремится к созданию необходимых средств их достижения, то он постепенно освобождается от страха, и что самое важное от совести. Поскольку общей нормой становится достижение частных целей всеми возможными средствами, то совесть начинает мешать человеку и кажется совсем ненужной.

Такая ситуация порождает массу нравственно нейтральных индивидов.

Личность в подобной ситуации сводит смысл жизни к действию, которое обеспечивает эффективное достижение его цели. В итоге человек утрачивает нравственные критерии, что порождает нравственный хаос. Всё это складывается в отношении современного человека к фундаментальным вопросам смысла жизни, вины и смерти.

Состояние страха обусловливается системой биологических и социальных зависимостей. Ведь различные типы небытия представляют угрозу не только для человека как биологического вида, но и как социального существа. Страх несёт опасность всему тому, что является ценным для человека как субъекта социальных отношений.

Ведущую роль в процессах регуляции интенсивности социальной составляющей страха играет комплекс социальных институтов. Опираясь на систему ценностей, доминирующую в обществе, социальные институты способны нейтрализовать такие основополагающие угрозы небытия как угрозы смерти, утраты смысла и вины.

В ходе социального развития человечества сложилось два типа обществ, отличающихся особенностями регуляции процесса страха: традиционные общества (к ним относится и отечественное общество) и западное общество. В традиционных обществах страх преодолевается не индивидуально, а с помощью различного рода коллективов. В западном же обществе сложился специфичный, индивидуализированный тип личности, в социальном бытии которого играет большую роль экзистенциальная составляющая страха. Но все эти данные типы обществ (западное и советское) являются примерами стабильными обществами.

Иная ситуация складывается, когда общество находится в состоянии кризиса, когда стандартные механизмьг «снятия» страха оказываются неэффективными, а социальные институты не обеспечивают безопасности своих граждан. Особенно остро это проявляется в современной России.

 

Список научной литературыБоровой, Евгений Михайлович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абакумова Т.В. Анализ понятия «страх» в свете воззрений философов античности и Нового времени// Философско-методологические вопросы современной науки. Сборник научных трудов. - Якутск.: Изд-во ЯГУ, 1999. — с 6-11.

2. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). — Свердловск.: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. 172 с.

3. Антонов В.Ю. Метафизика страха и этика бессмертия. — Саратов.: ТОО «Печатный двор», 1994. — 64 с.

4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. — 527 с.

5. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Прикладная психология, 1999. № 1.-е. 41-48.

6. Бакшутов В.К. Философия чувств: информационная концепция. — Екатеринбург.: Уро РАН, 1996. 492 с.

7. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1998. - 384 с.

8. Бердяев Н.А. Философия свободы. Харьков.: Фолио, 2002. - 736 с.

9. Блох Э. Принцип надежды// Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991.-е. 49-79.

10. Бляхер Л.Е. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск, 1997. — 82 с.

11. Бодрийяр Ж. Америка. Спб.: «Владимир Даль», 2000. — 205 с.

12. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: «Добросовет», 2000.-387 с.

13. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. Пер. с нем. — Спб.: Изд-во «Лань», 1999.-224 с.

14. Бондаренко И.А. Феноменология бытийственного сознания (опыт метафизики человеческого существования). М.: Изд-во МГУК, 2000.- 384 с.

15. Брокман М. Теология смерти// Вестник Гуманитарного института ДВГМА. Владивосток, 2001 № 2. - с 44-50

16. Брокман М. Теология страха// Вестник Гуманитарного института ДВГМА. Владивосток, 2001 № 2. - с. 94-99.

17. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. - 464 с.

18. Бубнов Н. Проблема зла в русской религиозной философии// Звезда,1993.-№9.-с. 142-159.

19. Бурцева Е., Новикова М. Из опыта консультирования детей и родителей по проблемам страха// Вестник Гуманитарного института ДВГМА. Владивосток, 2001 № 2. - с. 99-102.

20. Бухарин. Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат, 1989. - 512 с.

21. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М.: Изд-во ACT, 2004. - 444 с.

22. Вальченко В.О сострадании, страхе и катарсисе у Аристотеля// Балтийский филологический курьер. Калининград, 2003 № 2. - с. 44-52.

23. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

24. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. — Новосибирск.: Наука, 1990.-248 с.

25. Водяха С.А. Теоретические подходы к проблеме совладания с личностной тревожностью// Особенности эмоциональной сферы личности. — Шадринск, 2000. с. 115-123.

26. Володихин Д.М. Философия абсолютной печали (экзистенциальные разыскания). М.: Витязь, 1996. - 114 с.

27. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса. М.: Республика,1994.-368 с.

28. Гагарин А.С. Феноменология страха// Осмысление духовной целостности: сб. статей. Выпуск 3. Екатеринбург.: Изд-во Урал. Унт-та, 1992.-с. 84-113.

29. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. - 495 с.

30. Гегель. Философия религии. В 2-х т. т 2. М.: Мысль, 1977. - 573 с.

31. Герцен А.И. Былое и думы. Ч 4-5// Соч. в 9 т. т 5. М.: Гослитиздат, 1956.-771 с.

32. Герцен А.И. Концы и начала// Собр. Соч в 30 т. т 16. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. - 529 с.

33. Грановская P.M. Элементы практической психологии. JI, 1988. - 500 с.

34. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла (этические аспекты явления). М.: Наука, 1994. — 303 с.

35. Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча двух культур). М.: Наука, 1992.-424 с.

36. Гроф С. За пределами мозга. Пер. с англ. М.: Изд-во Московского трансперсонального центра, 1993. — 504 с.

37. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М.: Российск. Гос. Гуманитар, ун-т, 1998. - 191 с.

38. Гуманизм и культура: век XX. Тверь, 1993. - 127 с.

39. Гудков Л.Д. Страх как рамка понимания происходящего// Куда идёт Россия? Власть, общество, личность. М, 2000. — с 429-439.

40. Гуревич П.С. Современный апокалипсис// Философские науки, 1992. -№2.-с. 100-108.

41. Гуревич П.С. Страх молитва души// Философские науки, 1992. - № 2. -с. 89-100.

42. Дебор Ги-Эрнст. Общество спектакля. — М.: Издательство «Логос», 2000.-184 с.

43. Делёз Ж. Логика смысла// Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. - М.: «Раритет», 1998. - с. 11-437.

44. Достоевский Ф.М. Письма: в 4-х т. т 4. М., Л.: Госиздат, 1959. - 606 с.

45. Дробышев В.Н. Страх и смерть в русском религиозном мировоззрении// Вестник Гуманитарного института ДВГМА. — Владивосток, -2001 №2.-с 68-72.

46. Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии// Психология эмоций. Тексты. — М, 1993. — с. 203-214.

47. Жизнь. Смерь. Бессмертие: сб. статей. Спб, 1993. - 123 с.

48. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Л, 1988. - 248 с.

49. Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука, 1994. - 443 с.

50. Иванова В.А. Страхи и тревоги россиян: «западники» и «традиционалисты»// СОЦИС. М, 2002 № 2. - с 44-51.

51. Иванова В.В. Эмоция вины как предпосылка формирования нравственного идеала правды// Гуманитарные исследования. Выпуск 7. — Омск, 2002. с. 52-57

52. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.

53. Исупов К.Г. Русская философская танатология// Вопросы философии, 1994. -№3.- с. 106-126.

54. Каменев С.В. Смерть как врата свободы// Вестник Гуманитарного института ДВГМА. Владивосток, 2001 № 2. — с 63-68.

55. Камю А. Бунтующий человек. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

56. Камю А. Избранное. — М.: Правда, 1990. — 480 с.

57. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 367 с.

58. Каплан А.Б. Коллективный страх и Реформация Лютера// Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Перцепция страха. М, 1991.-е 39-53.

59. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -832 с.

60. Карлова Е.Ю. Понятие «ужаса» у М. Хайдеггера в контексте аналитики возвышенного И. Канта и понятия нуминозного Р. Отто// Перспективы философии и философского образования в XXI веке. — Новосибирск, 2002. с 235-237.

61. Карпов М.М. Смысл жизни человека. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. Унт-та, 1994. - 112 с.

62. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Академический проект, 2003. - 560 с.

63. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам международных исследований). Серия «Научные доклады». № 96.-М, 1999.-347 с.

64. Кириевский И.В. Избранные статьи. — М.: Современник, 1984. — 383 с.

65. Киршбаум Э.И. Воспоминание о будущем// Вестник Гуманитарного института ДВГМА. Владивосток, 2001 № 2. - с. 80-82.

66. Киршбаум Э.И. Ноэзис смерти //Вестник Гуманитарного института ДВГМА. Владивосток, 2001.-е 50-58.

67. Киршбаум Э.И. Психоаналитическая концепция страха// Вестник Гуманитарного института ДВГМА. Владивосток, 2001 № 2. - с. 112-119.

68. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Работа со страхом в бихевиоральной парадигме// Вестник Гуманитарного института ДВГМА. Владивосток, 2001 №2.-с. 90-93.

69. Кон И.С. Логика табу// Литературная газета. 1986. - 3 сентября.

70. Кравченко В.И. Власть: особенности, проблемы, перспективы. Спб.: Спб ГУАП, 2000.-224 с.

71. Красиков В.И. Явь беспокойства (предельные значения человеческого существования). Кемерово.: Кузбассвузиздат, 1998. - 164 с.

72. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. Спб.: Алетейя, 2003. -256 с.

73. Кришнамурти Д. Вне насилия. — М.: Разум, 1997. — 224 с.

74. Кувакин В.А. Разговор с собой о смысле , духе, бытии и ничто и о возможностях заглянуть за первоначала// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 1991. № 2. - с. 43-50.

75. Кутепова Н.Г. Природа тревожного// Особенности эмоциональной сферы личности. Шадринск, 2000. - с. 153-157.

76. Кэмбелл Дж. Тысячеликий герой. М.: Рефл-бук, 1997. - 384 с.

77. Кьеркегор С. Болезнь к смерти// Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990. - с. 364-470.

78. Кьеркегор С. Страх и трепет. Пер. с дат. М.: Республика, 1993. — 383 с.

79. Кьеркегор С. Страх и Трепет. Пер. с дат. М.: Республика, 1998. - 384 с.

80. Лаврин А.П. Хроники Харона. — М.: Моск. Рабочий, 1993. 511 с.

81. Левченко В. Москва город феодалов// Правда. - 1996. - 11 апреля.

82. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке: Образ жизни и мыслей в Соединённых Штатах сегодня. Т 1. — М.: Радуга, 1992. — 671 с.

83. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке: Образ жизни и мыслей в Соединённых Штатах сегодня. Т 2. М.: Радуга, 1992. — 575 с.

84. Лихачёв Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии, 1990. № 4. - с. 3-6.

85. Магун B.C. Трудовые ценности российского общества// Общественные науки и современность, 1996. № 6. — с. 17-28.

86. Мазин В.А. Между жутким и возвышенным// Фигуры Танатоса: Искусство умирания: сб. статей. Спб.: Изд-во С-Петербургского унт-та, 1998.-с. 168-188.

87. Марков Б.В. Живое и мёртвое// Фигуры Танатоса: искусство умирания: сб. статей. Спб.: Изд-во С-Петербургского унт-та, 1998. — с. 136152.

88. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. Спб.: Изд-во С-Петербургского унт-та, 1993. - 232 с.

89. Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск.: Сибирский хронограф, 2000. - 179 с.

90. Миронова А.Ю. Страх и формы его проявления в условиях современной России// Язык, культура и социум в гуманитарной парадигме: сб. тр.-М.: Изд-во ИЯ РАН, 1999.-е. 157-161.

91. Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности// Политические исследования, 1995. № 4. - с. 69-76.

92. Мусина И.А. Виртуальные представления о мире как условие формирования и функционирования тревожности// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М, 1998. — с. 239-246.

93. Мусхелишвили H.JT., Шрейдер Ю.А. Иов — ситуация Иозефа К// Вопросы философии, 1993. № 7. - с. 172-176.

94. Мэй Р. Смысл тревоги. М, 2001. - 384 с.

95. Наместников-Счастливый В.П. Россия: насилие и страх при социализме. Калуга.: ГУП «Облиздат», 2001. — 1038 с

96. Нестеренко В.Г. Человеческая страдательность (опыт философского рассмотрения)// Мир человека. Выпуск 1. Нижний Новгород, 1993. — с. 7287.

97. Николина О.И. Симуляция жизни и смерти как трансцендирование смерти в постиндустриальном мире// Гуманитарные исследования. Выпуск 7. Омск, 2002. - с. 84-89

98. Ореховский А.И. Проблема ответственности в развитии общества. — Новосибирск.: СибГУТИ, 2005. 156 с.

99. Орлова М.Ю., Енькова Л.П. Метаморфозы «страшного» мифа в детском сознании// Вестник Гуманитарного института ДВГМА. — Владивосток, 2001 № 2. с. 106-112.

100. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. — 528 с.

101. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 544 с.

102. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. М.: Наука, 1993. - 320 с.

103. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека Вчера и Завтра. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. — 576 с.

104. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. - 623 с.

105. Рейковская Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979. — 392 с.

106. Риман Ф. Основные формы страха. Пер с нем. — М.: Алетейя, 2000. — 336 с.

107. Романова Е.Н. Феноменология страха// Гуманитарные исследования. Выпуск 7. Омск, 2002. - с. 94-97

108. Ромек В.Г. Поведенческая терапия страха// Прикладная психология. -М, 2002 № 4. с. 72-89

109. Руткевич. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. - 175 с.

110. Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие (обзор основных религиозно-философских парадигм) // Человек. М, 2000. - № 5. - с 36-49

111. Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие, (обзор основных религиозно-философских парадигм) // Человек. — М, 2000. № 6. - с 8-16

112. Сабиров В.Ш. О мировоззренческих основах современной западной танатологии // Человек. М, 2002. - № 5. - с 99-111

113. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения: жизнь и смерть в русской философии. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. - 152 с.

114. Сакутин В.А. Метафизика страха// Вестник Гуманитарного института ДВГМА. Владивосток, 2001 № 2. - с . 82-90.

115. Сакутин В.А. Страх смерти как молитва души// Вестник Гуманитарного института ДОГМА. — Владивосток, 2001 № 2. — с 58-63.

116. Сартр. Ж-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. — М.: Терра, 2002. 639 с.

117. Сартр Ж-П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. -480 с.

118. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М.: Мол. Гвардия, 2002. - 614 с.

119. Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации// Человек, 1992. № 3. - с. 60-68.

120. Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации// Человек, 1992. № 3. - с. 106-116.

121. Скворцов JI.B. Гипотетический эззотеризм и гуманитарное самосознание. Избранные труды. — М.: РАН ИНИОН, 2000. 298 с .

122. Скворцов JI.B. Проблема страха: Искусство жизни в «век смерти»// Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Перцепция страха. М, 1991.-с 9-38

123. Смысл жизни: опыт философского исследования. М, 1992. — 146 с.

124. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. Нижний Новгород, 1992. - 128 с.

125. Соссюр. Ф. Труды по языкознанию. — М.: «Прогресс», 1977. 695 с.

126. Сохань JI.B., Сохань И.П. Скука жить как утрата смысложизненных ориентиров// Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. Том 2. М, 1994. - с. 92-94.

127. Столбовой Е.М. Синдром f^jaxa// Методологические и социальные проблемы медицины и биологии, jyfr - с. 90-97.

128. Страх. М.: Алетейя, 1998. - 408 с.

129. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика,1994.-495 с.

130. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер с англ. М.: Юрист,1995.-479 с.

131. Тиллих П. Что помогает ослабить чувство тревоги в нашей культуре?// ОНС: Общественные науки и современность, 1992. № 6. — с. 180-187.

132. Титаренко А.И. Антиидеи: опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1984. - 478 с.

133. Тихонов В.А. Жизненный смысл выбора смерти// Человек, 1992. № 6. -с 19-29.

134. Тульчинский Г.Л. Жуть и путь, или опыт обыденного философствования// Фигуры Танатоса: Искусство умирания: сб. статей. — Спб.: Изд-во С-Петербургского унт-та, 1998. с. 152-168.

135. Тюник Н.В. Понятие психологической защиты// Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии. — Пермь.: Изд-во Пермского Ун-та, 2000. вып 3. — с. 140-142.

136. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. — М.: Символ, 1996. — 416 с.

137. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Глава 3. Жажда бессмертия// Философские науки, 1991. № 10. - с. 117- 130.

138. Фаулз Дж. Аристос. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 432 с.

139. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990 - 367 с.

140. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. - 456 с.

141. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. — Спб.: Алетейя, 1998.-251 с.

142. Фрейд 3. Торможение, симптом и страх// Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Перцепция страха. М, 1991.-е 177-211.

143. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО; Харьков: Изд-во Фолио, 2005. - 864 с.

144. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994.-447 с.

145. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995. - 256 с.

146. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ACT, 2000. -448 с.

147. Фромм Э. Из плена иллюзий (как я столкнулся с Марксом и Фрейдом). -М, 1991.-147 с.

148. Фромм Э. Психоанализ и религия// Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.-с 143-221.

149. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб, 1997. — 576 с.

150. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: ООО «Издательство ACT: ЗАО НЛП «Ермак», 2004. - 588 с.

151. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: AD Marginem, 1997. - 451 с.

152. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. Харьков.: Фолио, 2003. -503 с.

153. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. Пер. с нем. — М.: Республика, 1993. с 447 с.

154. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993.-464 с.

155. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: «АСТ», 2004. - 635 с.

156. Хорин И.С. Страх в политике// Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. — М, 1997.-с 64-75.

157. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Спб.: Питер, 2002. - 224 с.

158. Чанышев А.Н. Трактат о небытии// Вопросы философии. 1990, № 10. -с. 158-165.

159. Шестов Л. Соч в 2-х т. т 1. Вл^рть ключей. — М.: Наука, 1993. — 667 с.

160. Шестов Jl. Соч в 2-х т. т 2. На весах Иова (странствия по душам). М.: Наука, 1993.-559 с.

161. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс — Гнозис, 1992.-304 с.

162. Шкурина Т.Н. Проблема страха в учении Зигмунда Фрейда// Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Перцепция страха. М, 1991.-е 160-176.

163. Шолтысек А. Культурное пространство как пространство абсурда// Философия культуры: сб. статей. Самара.: Изд-во Самарского унт-та, 1995. - с. 34-40.

164. Щербатых Ю.В., Ноздрачёв А.Д. Физиология и психология страха// Природа, 2000. № 5. - с. 61-67.

165. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т 1. Гештальт и действительность. — М.: Мысль, 1993. 663 с.

166. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997. - 446 с.

167. Ясперс К. Вопрос виновности// Знамя, 1994. № 1.-е. 146-168.

168. Keleman S. Living your dying. New York, 1974. - 156 p

169. Landford P. Modern philosophies of human nature: Their emergence from Christianian thought. Dordrecht, 1986. - 265 p

170. Lawrence P.R. Psychoanalysis and the unconscious and fantasis of the unconscious. New York, 1965. - 225 p.

171. Natanson M. Literature, philosophy and the social sciences. Essays in existentialism and phenomenology. Hague, 1962. - 220 p.

172. Psychoanalysis and existential philosophy. New York, 1962.- 262 p.

173. Wats A. Dao: The watercourse way. London, 1996. — 285 p