автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Страх как социальное явление
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Савина, Марина Олеговна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Методологические основания анализа социального страха.
1.1 Философские концепции страха.
1.2 Понятие и сущность социального страха.
1.3 Функциональное содержание социального страха и его значение в жизни общества.
Глава 2. Страх как социокультурный феномен.
2.1 Социальные потребности как активаторы страха.
2.2 Социокультурная природа страха.
Глава 3. Историческая динамика и трансформация социального страха.
3.1 Основные социально-ис1юрические типы страха.
3.2 Специфика современного социального страха.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Савина, Марина Олеговна
Актуальность темы исследования определяется сложностью современной ситуации развития российского общества и попыткой осмысления характерных для нее радикальных трансформаций, затронувших все уровни и сферы человеческого бытия, а также поисками выживания человечества, и в перспективе - путей его устойчивого и цивилизационного развития. Происходящие в российском обществе глобальные изменения провоцируют поведенческие конфликты, социальную деструкцию, которые выражаются в потере ценностных ориентиров, утрате целей и бытийных смыслов. Человек как родовое существо нуждается в поиске равновесного положения в мире, гармоничного существования, в новом типе самоопределения. Такая потребность связана с реальным расщеплением социальной структуры человеческого бытия, следствием которой становится утрата позитивной основы жизнедеятельности человека и повышенная тревога за судьбу человечества.
Страх оказывает большое влияние на жизнь современного человека, выстраивающего в свою жизнь в сложных социальных условиях. Настроение и поведение социальных субъектов в целом зависимы от тех чувств, которые они питают в отношении будущего, и страх перед ним является типичным для современной эпохи. Проблемы социального страха, катастроф, социальной неустойчивости, деструкции актуализируются в контексте проблем выживания и развития российского общества, поиска социальных сил, которые могли бы способствовать укреплению позитивных процессов.
Исследование страха как феномена современного общественного бытия становится особенно актуальным в переходные периоды развития общества, в точках экстремума социальных систем, когда повышается интенсивность ощущения страха, и он обретает глобальный характер. Древние сочувствовали тем, кому доведется жить в эпоху перемен, и их слова можно с полным основанием отнести к большинству людей, живущих в современной
России. Происходящие в России исторические реформы, наряду с позитивными переменами в общественно-политической и социально-экономической сферах вызвали существенные изменения в укладе жизни населения, его иерархической: структуре и системе ценностей, затронув базисные потребности человека. Отсутствие четкой и ясной концепции реформ, ошибки в их осуществлении, сложности переходного периода поставили в очень тяжелое положение большую часть населения. Очевидный кризис власти, ее низкая эффективность в решении i задач управления; в условиях перехода к рыночным отношениям, слабая защищенность населения от негативных явлений породили у многих тревоги, опасения и страхи за свое будущее и будущее своих детей. Эти процессы сопровождаются значительным увеличением различных психических и дизадаптивных расстройств, среди которых страх занимает доминирующее место.
Актуальность исследования обусловлена также непроясненностью социально-философского статуса понятия страха. Страх, овладевая человеческим сознанием, оказывает существенное влияние на жизнь общества и ход исторического процесса. Он определяет стратегию поведения индивидов и обществ; представляет собой неотъемлемый компонент ментальности любой нации, то есть является постоянной составляющей социальной жизни. Социально-философское исследование страха особенно актуально для российского общества, переживающего глубокие социальные изменения, обостряющие проблему социальной незащищенности индивида.
Степень разработанности проблемы. Вся история культуры свидетельствует о том, что страх есть одна из наиболее глубинных и мощных человеческих эмоций, которой посвящен труднообозримый круг художественной и научно-теоретической литературы. Страх является предметом исследования разных наук: его изучением занимаются физиология, психология, социология, педагогика, философия. Физиология страха подробно описана И.П. Павловым, который показал, что страх есть сложнейший безусловный рефлекс, постоянно пополняющийся условным.
Среди работ о страхе и боязни выделяются исследования Ж. Пиаже и П. Фресса, получивших статистические данные о внешних признаках и физиологических характеристиках страха, о чувствах и эмоциях, сопровождающих его.
Наибольшее внимание к проблемам страха проявляли представители психологической науки. В работах В.К. Вилюнаса, Л. С. Выготского, В. Вундта, К. Е. Изарда, Г.С. Лазаруса, А.Р. Лурии, Ф. Римана, П.В. Симонова и других авторов предпринята попытка представить страх в виде эмоции, которая, выступая объединяющим фундаментом, воплощает взаимодействие разных уровней и модальностей. Богатый эмпирический материал содержится в работах психологов-практиков Т. Бауэра, Л. Е. Личко, Я. Рейковского, А. И. Захарова, которые рассматривали феномены личностного страха в норме и патологии, выясняли его возрастные особенности, взаимосвязь психических и физиологических оснований страха. Социальные аспекты страха, взаимообусловленность психических и социальных свойств индивида изучались Г. М. Андреевой, И. С. Коном, А.Л. Леонтьевым, Д. Майерсом, Т. Шибутани.
В социологии проблема страха рассматривается в контексте анализа социальных катастроф (Э. Карантелли, Р. Тернер, Б. Рафаэль, В. Домбровски, М. Дуглас и др.), исследований риска и связанных с ним опасностей (У. Бек, 3. Бауман, Э. Гидденс, Н. Луман, А.В. Мозговая, О. Н. Яницкий и др.). Особый интерес представляет изучение «катастрофического сознания» — особого типа ментальности, получившего, по данным социологов широкое распространение в России и других постсоветских странах. В этом направлении работают В.Н. Шубкин, В.Э. Шляпентох, В.А. Ядов и др.
Страх является одной из характеристик человеческого бытия, и тенденция осмысления причин и путей его преодоления всегда (явным или скрытым образом) присутствовала в философских размышлениях различных мыслителей. В Древней Индии страх связывали с переживанием страданий; древнекитайская философия испытывала страх перед нарушением дао как естественного пути развития мира; в древнегреческой философии говорили о страхе загробного наказания. В классической историко-философской традиции страх рассматривался в онтологическом ракурсе (Платон, Гегель, христианство), гносеологическом (Эпикур, Б.Спиноза, И. Кант), психологическом (Аристотель, Р. Декарт, Д. Юм), в философском осмыслении религии (Ф. Шеллинг, JL Фейербах, религиозная этика).
Страх как экзистенциальное чувство вводится С. Кьеркегором, а в дальнейшем разрабатывается К. Ясперсом, П. Тиллихом, М. Хайдеггером, Ж-П. Сартром, А. Камю. Большое внимание исследованию социального страха придавали психоанализ и неофрейдизм. Фундаментальная теория 3. Фрейда позволила выделить в лабиринтах психики сознательную и подсознательную формы страха. Весьма ценной представляется позиция Э. Фромма, указавшего на возможность появления социального страха в результате рассогласования способов человеческого существования, видов его мировоззренческих структур, типов его характера. По > его мнению, источником страха (как разновидности невроза) является общество.
В русской религиозной философии проблеме страха также уделялось большое внимание. Л. Н. Толстой в своей концепции непротивления злу насилием противопоставлял страх перед Богом страху перед государственными организациями в качестве приоритетного. И.А.Ильин же считал, что такая оппозиция невозможна, так как божественные заповеди исполнимы лишь при некотором минимуме устрашения злодеев государственными законами. Н.А. Бердяев полагал, , что путем страха, даже если это страх перед Богом, невозможно достижение спасения; только в творчестве человека реализуется полнота Божественной любви к твари и преодолевается страх как следствие страха. C.JI. Франк рассматривал страх через призму взаимоотношений «Я - Ты», где «Ты» выступает в виде внешней силы, которая вторгается в самобытие человека и стесняет внутреннюю полноту «Я».
По различным причинам, в том числе идеологическим («советские люди не знают чувства страха») проблема страха остается малоизученной в современной отечественной философии и смежных дисциплинах. Лишь в последнее время появилось несколько исследований, затрагивающих разные стороны этого феномена, авторами которых выступают В.А. Андрусенко, П.С. Гуревич, Н.В. Павленко, Л.В. Скворцов.
Подчеркивая основательность и значительные достижения этих исследований, необходимо отметить, что в основном рассматривались онтологический и антропологический аспекты данной проблемы; страх как социальное явление остается малоисследованной областью и нуждается в широком философском анализе. Накопленный теоретический и фактический материал, различные подходы и дискуссионные точки зрения в обсуждении феномена страха и путей его теоретического описания требуют углубленного изучения исторического и современного состояния данной проблемы, а также дальнейших творческих изысканий в этом направлении. Этим обусловлены цель и задачи настоящей работы.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является философский анализ проблемы социального страха в контексте современных проблем.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих конкретных задач:
- реконструировать историко-философскую традицию рассмотрения проблемы социального страха;
- проанализировать содержание понятия социального страха, эксплицировать его специфику и представить классификацию;
- раскрыть функциональное содержание и значимость страха в жизни общества;
- выявить связь социального страха с сущностными потребностями человека;
- рассмотреть социокультурные основания страха;
- проследить историческую динамику и трансформацию социального страха;
- раскрыть специфику современного социального страха.
Объект исследования - страх как феномен человеческого бытия. Предметом исследования является социальный страх как способ отношения человека к обществу.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили принципы диалектики, компаративного анализа, исторический, системный, структурно-функциональный и синергетический методы познания. Автор широко использовал деятельностный подход. Общим мировоззренческим ориентиром является традиция; гуманистической философии и науки.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены характерные особенности становления и развития проблемы страха в различных парадигмах философствования;
- рассмотрены специфические характеристики, сущностные параметры и эвристический потенциал понятия социального страха;
- раскрыто смысловое и функциональное содержание социального страха и его значение в жизни общества;
- установлена внутренняя взаимосвязь страха и сущностных потребностей социального субъекта и показано, что источником страха является противоречие между социальной незащищенностью человека и его стремлением к саморазвитию;
- разработана интерпретация страха как социокультурного явления и негативной основы общественного бытия;
- представлена социально-историческая динамика и трансформация страха;
- показана специфика современного социального страха.
В результате исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Социальный страх - это непосредственно переживаемая человеком негативная форма его отношения к обществу, к тем социальным возможностям, от осознания которых зависит способность человека проектировать свою жизнедеятельность. Социальный страх выступает как специфический способ взаимодействия людей в обществе, осуществляемый посредством общих объектов страха (страхогенной ситуации), наличие которых обусловлено деятельностью человека и несет угрозу его существованию.
2. Роль и значение страха в жизни общества, его специфика и свойства проявляются в тех социальных функциях, которые он осуществляет. Социальные функции страха имеют амбивалентный характер, что связано с его двойственной модальностью: страх: имеет позитивно-конструктивный и негативно-разрушительный смысл.
3.Социальный страх является индикатором социальной незащищенности человека, способом реагирования на изменения общественного бытия, продуцирующих неудовлетворенность сущностных потребностей человека. В качестве источника страха выступает противоречие между потребностью человека в безопасности и его стремлением к развитию, самоопределению.
4. Каждое общество вырабатывает определенную систему ценностей, в которой переосмысливается феномен страха. Ведущую роль в этой системе играет такая культурная характеристика, как будущее, страх перед которым выражает неспособность человека управлять своей жизнью и социальной действительностью. В мышлении, смещенным в сторону акцентуации опасностей и оценивающим мир в терминах угроз и катастроф, нарушена мера в восприятии человеком событий.
5. Анализ исторической динамики социального страха показывает, что его истоки коренятся в осознании распада изначального единства человека и мира, а позже трагического разрыва связей человека и общества, который проявляется в рассогласованности осуществленных социальным субъектом действий и ожидаемых им результатов. Выделение и анализ различных социальных типов страха - общинного, индивидуалистического и глобального показывает, что историческая тенденция состоит в смещении вектора страха: со страхов, обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям сил, к страхам, обращенным вовнутрь, то есть к страхам человека перед самим собой.
6. Современная динамика страха стала исключительно разветвленной и многообразной. Современные социальные страхи имеют массовый и глобальный характер, обычно ясно указывая на источник грозящей опасности. К подобным страхам в современном мире можно отнести технологические катастрофы, крупномасштабные теракты, ядерную войну, экологический страх. Страх питается диссонансом между соединением и обособлением людей и может быть ограничен лишь согласованием этих тенденций.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его основные положения и выводы способствуют постановке и углублению современных проблем социального бытия, продуцирующих негативные состояния человеческого духа. Полученные результаты могут быть использованы в качестве методологических принципов дальнейшего анализа феномена социального страха.
Проведенный анализ имеет определенное значение для практического решения задач по возрождению социокультурных ценностей, нравственных начал в современном российском обществе, выявления конструктивных тенденций социального развития. Данное исследование способствует обнаружению латентной логики человеческой двойственности, порождающей процессы крупномасштабного кризиса идентичности человека.
Основные положения диссертационной работы и ее результаты могут найти практическое применение при разработке планов и программ общих и специальных курсов по социальной философии, социологии, философской антропологии, социальной психологии.
Апробация работы. Материалы диссертации нашли свое отражение в шести научных публикациях, а также обсуждались на VI и VII Межвузовских конференциях студентов и молодых ученых (Волгоград, 13-16 ноября 2001 г. и 12-15 ноября 2002 г.), на Всероссийской научно-методической конференции (Волгоград, 27-28 марта 2004 г.), на III Международном научном конгрессе (Волгоград, 7-8 апреля 2004 г.) и на ежегодных научных сессиях Волгоградского государственного университета.
Структура работы построена в соответствии с целью исследования и логикой решения проблем. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Страх как социальное явление"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-философский анализ проблемы страха во всей его многомерности позволяет исследовать страх в единстве различных сторон, выработать комплексное знание о его сущностных свойствах, удовлетворить современную потребность в исследовании причин и специфики социального страха. Этот аспект проблемы побуждает обращаться к теме социальных функций страха, его смыслового содержания, исторической трансформации и культурного значения. Предложенный в работе деятельностный подход к исследованию социального страха представляется весьма перспективным: он дает выход к более широкому и глубокому анализу этого специфического феномена.
Социальный страх — это сложное социально-психологическое явление, которое детерминируется негативными тенденциями изменений социально-экономических, политических (например, низким уровнем доверия к власти) и духовно-нравственных условий жизнедеятельности людей. Социальный страх выступает как страх перед социально значимыми негативными событиями и процессами, оцениваемыми массовым сознанием как катастрофа, кризис, социальный конфликт.
Страх есть социально формирующийся исторически изменчивый «эмоциональный язык». Чувство страха производно от способа полагания и характера бытия человека в обществе, и его предметная сфера изменяется вслед за изменением общественных условий. Чтобы выяснить специфику страха в современном обществе, важно было раскрыть его историческую трансформацию, которая состоит в смещении вектора страхов: со страхов, обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям сил, к страхам, обращенным вовнутрь, то есть к страхам человека и человечества перед самим собой.
Открытие» социального страха в философии XX века было своеобразной реакцией на усиление рационалистических тенденций, на общий кризис индустриальной цивилизации и сопровождающие его негативные социальные процессы. Социально-философский анализ страха показывает, что данная проблема имеет смысл только в том случае, если размыкается связка «общество—человек», без которойi оба ее элемента существовать не могут. Глубинной причиной страха перед миром является ощущение разрушения общественных отношений. Страх удостоверяет сознание человека, он рождается, когда человек обнаруживает рассогласованность мира, несоответствие желаемого и реального, сущего и должного.
Чувство страха характеризует незавершенность и незаконченность социального бытия, в котором человек не может реализовать себя в полноте своего человеческого существования. Страх указывает на ограниченность человеческих средств, на перспективы изменения человеческих сил. В свете этого он оказывается специфическим определителем соответствия: человеческому уровню тех проблем, которые он по необходимости вынужден решать. Он всегда возникает тогда, когда человек оказывается в неразрешимой или еще неразрешенной ситуации и является естественной реакцией на опасные жизненные ситуации. В условиях переживаемых в современный период нашим обществом перемен у значительной части россиян выступает тот психологический феномен, который обозначается как кризис идентичности (невозможность или затрудненность приспособиться к собственной роли в изменившемся обществе), связанный со страхом перед будущим.
История человечества состоит из попыток преодолеть, уменьшить, обуздать страх, который сопровождает человека постоянно, содержится в его существовании, является отражением зависимости и знания о неизбежности смерти, страдания. Страх есть неизбежная, а значит, важная характеристика социального субъекта, поэтому речь должна идти о смягчении остроты страха, об изучении его причин и путей преодоления на пути преобразования общественных отношений и общественного сознания.
Список научной литературыСавина, Марина Олеговна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Августин А. Исповедь //Августин А., Абеляр П. История моих бедствий М., 1992.-486 с.
2. Абакумова Т.В. Философские аспекты феномена страха. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. — Якутск, 2003. 150 с.
3. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. М., 1989. № 2. - С. 24-34.
4. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 172 с.
5. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. — Минск, 1998.-253 с.
6. Аристотель. Категории // Сочинения: В 4 т. — М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 51-90.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1980. - 416 с.
8. Антонов В.Ю. Метафизика страха и этика бессмертия. Саратов. ТОО: «Печатный двор», 1994.- 64 с.
9. Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. -С. 172-177.
10. Арнольд В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990. - 126 с.
11. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М.: Прогресс, 1992. — 528 с.
12. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997.-464.
13. Ахиезер А.С. Дезорганизация как категория общественной науки // Общественные науки и современность. 1995. № 6.
14. Баньковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991.- 164 с.
15. Бачерико Н.Е., Петленко В.П., Щербина Е.А. Философские вопросы психиатрии. М.: Наука, 1985. - 265 с.
16. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -608 с.
17. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 174 с.
18. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М.: Республика, 1993. -383 с.
19. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М., 2000.
20. Блейхер В.М., Круг И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж, 1995. 205 с.
21. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.- 387с.
22. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: ИИД Филин, 1996. 193 с.
23. Блум X. Страх влияния. Теория поэзии. Карта неправильных прочтений. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. -352 с.
24. Бляхер Л.Е. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997.-107с.
25. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1999.
26. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.
27. Вебер М. Простестанская этика и дух капитализма //Избранные произведения. (Под ред.ТО.Н. Давыдова). М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
28. Выготский Л.С. Проблемы эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3.
29. Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
30. Гегель Г.В.Философия религии: В 2 т.- М.: Мысль, 1976. Т. 1. 531с.
31. Гегель Г.В. Философия религии: В 2 т.- М.: Мысль, 1977. Т.2. — 573с.
32. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М.: Мысль, 1977. Т.З. -471 с.
33. Гельвеций К.А. О человеке //Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1974. Т. 2.- С. 5-567.
34. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1 - 622 с.
35. Голосовкер Я. Сказания о титанах. М., 1957.
36. Гольбах П.А. Система природы // Избранные произведения: В 2 т. М.: Соцэкгиз, 1963. Т.1 - 563 с.
37. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. -319 с.
38. Гуревич П. С. Страх молитва души // Философские науки. 1992. № 2.
39. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. — М.: Вестник, 1997. 448 с.
40. Дако П. Новое искусство жить. -М.: Ин-т практ. психол, 1995.- 525 с.
41. Декарт Р. Страсти души // Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1.- С. 481-572.
42. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. Л.:ЛГУ, 1974. - 163 с.
43. Джеймс У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. Тексты. — М.: МГУ, 1984.-С 83-92.
44. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
45. Дюкло Д. Страх и знание. Реферат // Человек: образ и сущность. М., 1991.
46. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. - 165 с.
47. Ильин И. Путь духовного обновления П Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - С.134-289.
48. Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. - 154 с.
49. Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. - 208 с.
50. Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 5. - 742 с.
51. Камю-А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде //Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.-С. 223-267.
52. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. -415 с.
53. Кассирер Э. Феноменология мифа // Философские науки. 1991. № 7.
54. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам международных исследований). /Под. ред. В. Э. Шляпентоха, В.Н Шубкина, В.А. Ядова. М.: МНФ, 1999.
55. Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава: Польское мед. изд-во, 1975.-174 с.
56. Кемпински А. Страх. Реферат //Человек: образ и сущность. М., 1991.
57. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
58. Кон И.С. Социология религии. М.: Политиздат, 1967.- 384 с.
59. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. -СПб.: Евразия, 1998. 352 с.
60. Короленко В.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука. Сибир. отд., 1990. -224 с.
61. Краткий психологический словарь. М, 1995. - 203 с.
62. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 383 с.
63. Лакан Ж. «Стадия зеркала» и другие тексты. Париж, 1992. - 156 с.
64. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. - 311 с.
65. Левицкий С.А. Трагедия свободы //Сочинения: В 2 т. М.: Канон, 1995. Т.1-512 с.
66. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность //Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982.- С. 71-79.
67. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-изд. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
68. Липер Р. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. -М.: МГУ, 1984. -С.138-151.
69. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. -Таллинн, 1992. Т.1.
70. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 416 с.
71. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994: - 700 с.
72. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. — М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. 496 с.
73. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. - С. 41-174.
74. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999 - 478с.
75. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. - 239 с.
76. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 190 с.
77. Мунье Э. Персоналистская и общностная революция //Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. - С. 14-266.
78. Мунье Э. Манифест персонализма //Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. - С. 266-410.
79. Мунье Э. Страх в XX веке //Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.-С.411-458.
80. Мышанова Н.И. Страхи здоровых людей. СПб.: ИК « Комплект», 1997.
81. Неизвестная Россия. XX век. /Под ред. В.А. Козлова. В 4 кн. — М.: Историческое наследие, 1992. Кн. 2, 3.
82. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Мысль, 1990. - 254 с. 83.Общество и человек: пути самоопределения. (Под ред. В.Т. Пуляева). -СПб.: Петрополис, 1994. - 160 с.
83. Павленко Н.В. Страх в политике. Автореф. канд. дис. Саратов, 1995.-24с.
84. Платон. Государство // Собр. соч.: В 4 т.- М.: Мысль, 1994. Т.З. С.79-419.
85. Платон. Законы// Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1995. Т. 4. - С. 85-110.
86. Платонов К.К. Психология религии. — М.: Высшая школа, 1967. — 139 с.
87. Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - С.79-372.
88. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. -М., 1992. Т.2.
89. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 1.-498 с.
90. Порфирьев Б.Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях. М.: Знание, 1989. - 63 с.
91. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 431 с.
92. Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии. 1991. № 6.
93. Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии. — М.: Алетейа, 1998. 336 с.
94. Россия: риски и опасности «переходного общества». — М., 1998. — 196 с.
95. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -688 с.
96. Сартр Ж-П. Очерк теории эмоции // Психология эмоций. Тексты. —М.: МГУ, 1984. -С. 120-137.
97. Сартр Ж-П. Бытие и Ничто // Философские науки. 1989. № 3.
98. Сартр Ж-П. Экзистенциализм — это гуманизм //Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.
99. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982. 124 с.
100. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М.: Наука, 1970.-174 с.
101. Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. -М.: МГУ, 1982. С. 178-185.
102. Скворцов JI.B. Проблема страха: искусство жизни в «век смерти» // Человек: образ и сущность. М., 1991.
103. Современный философский словарь. М., 1998. - 365 с.
104. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т.1. - С. 47-560.
105. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. /Под ред. А.Ю. Согомонова. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
106. Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье // Избранные произведения: В 2 т.- М.: Политиздат, 1957. Т.1. С. 67-172.
107. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: В 2 т.- М.: Политиздат, 1957.-Т.1. С. 359-619.
108. Страх. /Сост. П.С. Гуревич. М.: Алетейа, 1998.-408 с.
109. Тилих П. Мужество быть //Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995.
110. Топоров B.H. О ритуале // Введение в проблематику. Архаические ритуалы в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Прогресс, 1988.-С. 34- 57.
111. Тоффлер А. Шок от будущего // Страх. Сост. П.С. Гуревич. М.: Алетейа, 1998. - С. 89-104.
112. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М.: Academia, 1996.-206 с.
113. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества /Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: ИС РАН, 1996.
114. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987.- 256 с.
115. Уренгой В. Лечение словом. Краснодар, 1993. - 106 с.
116. Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Политиздат, 1955. Т. 2.- С. 490-884.
117. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.- 512с.
118. Франк С.Л. Крушение кумиров // Сочинения. М.: Правда, 1990. -С. 113-182.
119. Франк СЛ. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии //Сочинения. М.: Правда, 1990. - С. 183-603.
120. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. Ред. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989 - С.113-182.
121. Фрейд 3. Страх. Минск: Поппури, 1998. - 321 с.
122. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1979.
123. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 269 с.
124. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. - 331 с.
125. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.
126. Хайдеггер М. Вопрос о технике //Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - С. 221-237.
127. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. М.: Высшая школа, 1991.- 192 с.
128. Хайдегтер М. Что такое метафизика? // Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С. 31-44.
129. Халий И.А. Инвайронментальная социология: потрясение основ (Аналитический обзор) // Социологические исследования. 1992. № 12.
130. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. //Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112-123.
131. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. СПб.: Наука, 1997.- 260 с.
132. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993.-480 с.
133. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Прогресс, 1996. - 214 с.
134. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М.: Наука, 1962. -312 с.
135. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999. - 606 с.
136. Черносвитов Е.В., Курашов А.С. Сознание в структуре самосознания // Вопросы философии. 1987. № 10.
137. Шамборант О. Страх в Москве // Итоги. 1996. № 15. 20 авг.
138. Шевцова J1. Ф. Дилеммы посткоммунистического общества //Полис. 1996. № 5.
139. Шевченко Е.В. Феномен страха в российском обществе. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 2002. — 142 с.
140. Шеллинг Ф. Ведение в философию мифологии //Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 2. - С.159-374.
141. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М., 1993. Т.1. - 178 с.
142. Щербатых Ю.В. Психология страха. Популярная психология. — М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2001. 416 с.
143. Шубкин В.Н. Страхи в России // Социологический журнал. 1997. № 3.
144. Эпикур. Из письма к Менекею // Антология мировой философии: В 4 т. -М.: Мысль, Т. 1.4.1.
145. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М.: Соцэкгиз,1966. Т. 1.
146. Юнг К.Г. Архаичный человек //Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996.
147. Юнг К. Г. Психология и религия //Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1995.- С. 129-202.
148. Юнг К.Г. Aion: исследование феноменологии самости. — М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997.-336с.
149. Ядов В.А. Структура и побудительные импульсы социально-тревожного сознания // Социологический журнал. 1997. № 3.
150. Яницкий О.Н. Экологическое движение в России. М., 1996. - 198 с.
151. Arnold М. Emotion and personality. -N.-Y.: Columbia university press, 1960.
152. Bailey J. Pessimism. L.: Rouledge, 1988.
153. Bethea D. The shape of Apocalypse / Ed. ву. R: Baker. -N.-Y, Wiley, 1986.
154. Breizah E. Introduction to existentialism. -N.-Y, 1962
155. Good E., Ben-Yehuda N. Moral panics: social construction of deviance. -Oxford,UK Cambridge, USA: Blackwelle, 1994.
156. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. -Cambridge: Polity Press, 1991.
157. Quarantelli E.L. What is disaster? Percepctives on the question. -L., N.-Y.: Rout ledge, 1998.
158. Quinly L. Anti-Apocalypse. Univer. Of Minn. Pess, 1994.
159. Nuclear fear: A history of image. -Cambridge (Mass), L.: Harvard Univer. Press, 1988.
160. Panic disorder theory Research and the rapy /Ed. ву. R. Baker.- N.-Y.: Wiley, 1986.
161. Prince S.H. Catastrofe and social change.- N.Y.: Columbia university, 1990.
162. Zebrowitz L. A. Social perception. -Buckingham: Open Univ. Press, 1990.
163. Victor J. S. Satanic panic: the creation of a contemporary legend. -Chicago open: Court, 1993.
164. Sheldon U. Moral panics, the military-industrial complex, and the arms race. Social.Quart. -L., 1990. Vol. 31. № 2. -P.165-185.