автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Структура человеческого опыта
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Зангиров, Владимир Гайфулович
Введение.
Глава первая. Сущность человеческого опыта.с
1.1.Субъект и объект опыта.с
1.2.Интенциональность опыта: содержание и форма.
1.3.Человеческая природа и жизненный мир.
1.4.Внимание и память как механизмы опыта.
Глава вторая. Опыт как человеческая субъективность
2.1.Опыт действия и движение.с
2.2,Опыт чувства и ощущение.с
2.3.0пыт воли и эмоция.
2.4.0пыт разума и мь
Глава третья. Объективнь человечого опыта
3.1.Предмет как объект практики
3.2.0браз как объект тва
3.3.См как объект познания
3.4.3начение как объект общения
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Зангиров, Владимир Гайфулович
Актуальность исследуемой проблемы. Она обусловлена прежде всего тем, что категория человеческого опыта на всем протяжении истории философии не только не утратила своей методологической значимости, но и вошла в ряд основополагающих философских понятий. Определенная трактовка сущности и структуры опыта служит методологическим ресурсом для решения целого ряда философских проблем. Эмпиризм есть одно из существенных свойств человеческого отношения к себе и к миру. Каков бы ни был характер философской рефлексии, остается актуальным обращение к антитезе объективного и субъективного, практического и духовного, реального и идеального, эмпирического и теоретического. Здесь мы констатируем факт непреложной, постоянной актуальности проблемы опыта, сквозной тенденции философии к приданию методологической отчетливости исследованиям значения опыта в структурах человеческого бытия и сознания.
Если рассуждать более конкретно, то та или иная методология трактовки сущности и структуры человеческого опыта лежит в основании решения проблем онтологического, гносеологического, праксиологического, аксиологического, социологического, этического, эстетического, теологического и антропологического характера. Можно, подобно гегелевской «Феноменологии духа», построить величественное диалектическое здание онтологии и гносеологии Абсолюта, начав с максимально абстрагированной непосредственности элементарного чувственного ощущения и последовательно взойдя к максимально конкретному богатству самопонимания философствующего разума. Можно, подобно кантовской «Критике чистого разума», положить категорию опыта в основание трактовки феноменальности «вещей для нас», чтобы отделить сферу чувственного восприятия от компетенции чистого априорного мышления. Можно, подобно конвенционализму А. Пуанкаре, освободить мышление математика от притязаний обыденного опыта, но оставить за успешностью практических действий право быть непререкаемым авторитетом в суждениях о способности научной теории фиксировать действительные отношения между ве4 щами. Можно, подобно эмпириокритицизму Э. Маха и Р. Авенариуса, положить опыт ощущений в основание понимания как физических свойств внешнего мира, так и психических свойств субъекта познания, превратив чувственный опыт в нейтральную по характеру репрезентацию как внешнего, так и внутреннего. Ограничившись этими историко-философскими примерами, можно констатировать, что трактовка структуры человеческого опыта накладывает отпечаток на весь строй философского мышления, а не только на его частные детали. Структурная рефлексия человеческого опыта принципиально актуальна для любой отрасли философии.
Современный период философского развития актуализирует новые по характеру подходы к исследованию структуры опыта. Чем более разнообразными становятся области философского исследования опыта, тем становятся насущнее потребности стереть демаркационные препятствия к сближению различных методологических позиций. Описание разновидностей человеческого опыта не составляет большой теоретической трудности. Опираясь на эмпирический материал, можно дать анализ всех видов опыта в мельчайших деталях. Более трудной задачей является приведение человеческого опыта к единому основанию, в котором различия носят случайный характер, а единство становится выражением закономерности. Человек всегда един, целостен; меняются только исторические формы этого единства. Рождается единый философский Образ Человека, в котором преодолевается историческое подразделение философии на гносеологию, онтологию, этику, эстетику, антропологию и т.д. Мощный импульс к поиску универсальных способов самопознания человека исходит от таких течений в философии, как феноменология, герменевтика и структурализм. Представляется актуальным и важным попытаться определить некоторые основные моменты единства и целостности человеческого опыта.
Тематика нашего исследования - не просто анализ структуры опыта, но прежде всего поиск его единого основания, в котором различные виды опыта могли бы найти общий способ понимания и интерпретации. Основной мотив нашего исследования - философская концептуализация единства человеческого 5 опыта. Нами руководило важное соображение следующего характера. Некритическое разделение одних видов опыта от других ведет к тому, что рушится целостное понимание человеческого бытия в мире. При таком подходе приходится признать, что концепция эмпиризма для построения философской теории познания будет существенно отличаться, например, от трактовки опыта в рамках философской онтологии. Реальная жизнь опыта не признает никаких умозрительных рубрикаций, потому что субъект опыта переживает личностное ощущение единства своей судьбы в мире. По нашему убеждению, единым основанием человеческого опыта выступает человеческая природа, вбирающая в себя целокупность чувства, воли, разума и действия. Единство опыта опирается на целостность и неделимость человеческой природы, на непрерывность и преемственность человеческой истории, на универсальность человеческой личности, перед которой нет границ видового существования, но простирается бесконечное поле творческой свободы.
По нашему мнению, исследование структуры человеческого опыта обретает * особую актуальность в связи с тем, что позволяет охватить все возможные аспекты универсальной корреляции «Человек и Мир». Категория опыта позволяет найти сущностное тождество между категорией человека и категорией мира, взглянуть на положение человека в мире как на исторически развертывающийся процесс жизнеутверждения и становления человеческой природы. Исследовать универсальные свойства структуры опыта - значит получить возможность установить широкие междисциплинарные связи между различными научными дисциплинами, изучающими отдельные аспекты положения человека в мире. Наше исследование предусматривает поиск интегративных тенденций в современном философском процессе и вовлечение их в контекст предлагаемого нами подхода.
Стремление учесть все аспекты человеческого бытия в мире в рамках одного исследования создает значительные методологические трудности, связанные с теоретическим сопряжением разнородного материала. Человеческий опыт невозможно описать в чистом виде, абстрагируясь от его погруженности в человечески-страстное освоение жизненного мира. Главная проблема, которая вста6 ет перед нами в связи с этой исследовательской целью, состоит в следующем. Имея дело с чрезвычайным многообразием сфер жизнедеятельности человека и объектов человеческого опыта, мы полагаем необходимым обратиться к такой стороне опыта, в которой можно было бы проследить устойчивые связи различных элементов опыта. Человеческий опыт, взятый в его структурном единстве, - это последовательное развитие личностной индивидуальности посредством ее включения в систему общения и культуры. Опыт есть категория социальная, имеющая отношение к механизму социального наследования. Необходимо исследовать, в каком отношении находятся индивидуально-личностные и социокультурные модификации опыта.
1. Степень разработанности проблемы. В контексте нашего исследования необходимо выделить целый ряд мыслителей,.оставивших наиболее глубокий след в разработке универсальных философских проблем человека и его бытия, субъекта и объекта, сознания и познания, деятельности и общения, практики и теории, обыденного опыта и науки, восприятия и мышления, эмоций и воли, внимания и памяти. Ценные указания на сущность и структуру человеческого опыта содержатся в трудах Р. Авенариуса, Аристотеля, Д. Беркли, Ф. Бэкона, JI. Витгенштейна, Л. С. Выготского, Х.-Г. Гадамера, Г.В.Ф. Гегеля, Т. Гоббса, П. Гольбаха, Э. Гуссерля, У. Джемса, Д. Дидро, Д. Дьюи, Г. Зиммеля, И. Канта, Э. Кассирера, Э. Б. де Кондильяка, Д. Локка, Н. О. Лосского, Э. Маха, X. Ортеги-и-Гассета, У. Рассела, Ж. П. Сартра, А. Н. Уайтхеда, И. Г. Фихте, С. о
Л. Франка, М. Хайдеггера, М. Шелера, Ф. И. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Д. Юма. Эти мыслители глубоко исследовали целостную структуру опыта, обратив особое внимание на непосредственный характер опыта, на связь опыта с присущими субъекту опыта фундаментальными уровнями человеческой природы, на конкретную историчность опыта, на укоренение опыта в структурах труда, познания, общения, на формы идеализации опыта посредством мышления и языка, на соотношение эмпирического и теоретического в науке, содержания и формы в знании, внутреннего и внешнего в деятельности, имманентного и трансцендентного в сознании, феномена и сущности в бытии. 7
Отдельные аспекты структуры человеческого опыта исследованы в трудах по специальным проблемам теории познания, личности, языка, понимания, общения, культуры, воспитания. Здесь следует особо указать на имена Р. Барта, М. М. Бахтина, М. Бубера, М. Вартофского, В. Гейзенберга, К. Леви-Строса, А.Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, М. К. Мамардашвили, К. Манхейма, М. Полани,
A. А. Потебни, П. Рикера, В. Н. Топорова, Г. Г. Шпета, К. Ясперса. Их работам присуще стремление истолковать человеческий опыт как универсальное отношение человека к миру, проявляющее свою специфичность в зависимости от особого характера связи субъекта и объекта.
Весьма ценные достижения в исследовании структуры опыта содержит современная отечественная мысль. Так сложилось исторически, что здесь методологический акцент пришелся на фиксацию прежде всего общественно-деятельностной сущности человека, его практического бытия в связи с социокультурными структурами общения, детерминации индивидуально-личностных свойств человека со стороны объективных форм социальности, коллективности, общественных отношений. В трактовке диалектики субъекта и объекта, деятельности и сознания, личности и общения выделяются работы Г. С. Арефьевой, Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, П. П. Гайденко, М. С. Кагана, В. Ж. Келле, А. М. Коршунова, В. А. Лекторского, К. Н. Любутина, В. М. Ме-жуева, Ф. Т. Михайлова, А. Л. Никифорова, А. П. Огурцова, Л. В. Скворцова, В. С. Стёпина, В. И. Толстых, В. П. Филатова,Э. Г. Юдина.
В трактовке проблем практики, обыденного опыта, предметного характера деятельности, донаучных форм мышления следует указать на работы Н. С. Ав-тономовой, Е. К. Быстрицкого, В. Е. Быданова, Р. А. Громова, И. Е. Зуева, В. В. Калиниченко, И. Т. Касавина, Н. Н. Козловой, Н. В. Рябоконь, С. Я. Свирского,
B. Г. Федотовой, Л. В. Яценко.
Для понимания эмпирических оснований процесса познания, детерминации мышления со стороны реально-деятельной активности общественного человека, связи обыденного опыта и научного познания существенный вклад внесен работами И. С. Алексеева, В. У. Бабушкина, В. С. Библера, А. Ф. Гряз8 нова, Е. В, Золотухиной-Аболиной, А. Ф. Зотова, Е. В. Кукушкиной, Е. А. Мамчур, К. Р. Мегрелидзе, Н. В. Мотрошиловой, В. Г. Панова, В. Н. Поруса, А. И. Ракитова, В. Н. Садовского, К. А. Свасьяна, Э. Ю. Соловьёва, JI. С. Сычёвой, Г. JL Тульчинского, А. А. Шестакова.
В исследовании эмоционально-волевого опыта, значащих отношений и мо-тивационной сферы человека выделяются работы П. К. Анохина, Ф. В. Бассина, JL И. Божович, Ф. В. Василюка, В. К. Вилюнаса, Б. И. Додонова, А. В. Запорожца, В. JL Мерлина, В. Н. Мясищева, П. В. Симонова, Г. X. Шингарова. Материал психологических исследований опыта и субъективного механизма смыслообразования представлен в работах А. Г. Асмолова, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинского, Б. В. Зейгарник, А. А. Пузырей, О. К. Тихомирова.
Ценные указания на существенные стороны опыта восприятия содержатся в работах А. А. Бодалёва, Н. Ю. Вергилес, А. В. Мусатова, Б. С. Шалютина. Сущность сознания, психики, природа идеального исследованы в работах Р. А. Громова, Д. И. Дубровского, Э. В. Ильенкова, В. К. Кантора, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Онтогенез человеческого развития исследован в работах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. Д. Левитова, В. А. Петровского, Д. Б. Эльконина.
Наше собственное включение в проблематику структуры человеческого опыта стимулируется тем, что остается неясность в вопросе о способах связи опыта со всеми основными проявлениями человеческой природы, со всеми аспектами универсального отношения человека к миру. Опыт не остается в глубинах непосредственного бытия человека, а, модифицируясь и обобщаясь, восходит к вершинам культуры, науки, цивилизации, искусства. Существует потребность исследовать именно эту сторону проблемы - историческое становление структуры человеческого опыта в процессе развития универсального жизненного отношения человека к миру.
Особое внимание мы обращаем на следующее обстоятельство. Там, где исследователи темы опыта остаются внутри проблемы эмпирического уровня бытия и сознания человека, категория опыта получает подробную разработку. 9
Но при переходе к проблемам теоретического, логического, метафизического, методологического, метаисторического характера интерес к проблемам опыта если не утрачивается, то, по крайней мере, имплицируется в более высоких уровнях исследования. Следствием этого выступает чрезмерная абстрактность подхода там, где нельзя обойтись без привлечения конкретно-исторического контекста. Современный философский процесс осуществляется с учетом того, что есть необходимость развивать новые способы трактовки проблемы соотношения субъекта и объекта. Именно это соображение заставляет нас исследовать фундаментальные уровни бытия и сознания человека, погрузиться в изучение единой структуры опыта. Эта сторона проблемы не принадлежит к числу детально разработанных.
В контексте нашего исследования человеческий опыт рассматривается как непосредственное основание онтогенетического развития человека в направлении к личности и филогенетического развития общества в направлении к культуре. Следует сделать более ясным, какими способами опыт совершает, свое восхождение к высшим формам укоренения человека в мире, нигде не утрачивая своего универсального единства сущности и структуры. Наша цель - разработать методологию постижения единой реальной картины человеческого опыта, чтобы показать, каким образом связаны между собой единичные и всеобщие структуры опыта, каково единое, нерасторжимое основание этой связи.
Цель и задачи исследования. Главная цель нашего исследования - структурный анализ сущностного единства человеческого опыта, позволяющий найти внутреннюю связь всех основных аспектов жизненного отношения человека к миру. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1 .обоснование принципиальной возможности нахождения основания человеческого опыта во всех его личностных и общественных модификациях;
2. анализ возможности исследования структуры опыта на основе раскрытия сущностного единства между человеческой природой и жизненным миром человека;
10
3. рассмотрение связи между структурой опыта и фундаментальными аспектами человеческой природы в опыте действия, в опыте чувства, в опыте разума и в опыте воли;
4. исследование непосредственно-субъективного уровня человеческого опыта в формах движения, ощущения, мысли и эмоции;
5. исследование объективно-опосредованного уровня человеческого опыта в формах предмета, образа, смысла и значения;
6. исследование структурного единства опыта в формах практики, искусства, познания и общения;
7. раскрытие содержательной стороны опыта как особого способа явленно-сти объектов опыта интенциональному субъекту опыта;
8. раскрытие формальной стороны опыта как присущего интенциональному проявления способности человеческой личности к жизненно-значимому синтезированию содержания и формы опыта;
9. демонстрация взаимопереплетения опыта действия, опыта чувства, опыта разума и опыта воли на основе диалектической связи субъектов человеческой природы с объектами жизненного мира во всеобщих структурах практики, искусства, познания и общения.
Объект и предмет исследования. Объект исследования - сущность и структура человеческого опыта как фундаментального уровня жизненного отношения «Человек и Мир».
Предмет исследования - структурное единство сущностного тождества и феноменальных различий человеческого опыта, основанное на единстве человеческой природы и жизненного мира человека.
Методологическая и теоретическая основа исследования. При достижении сформулированной цели, реализации поставленных задач автор исходил из максимально-возможного методологического спектра и теоретических ресурсов, лежащих в различных областях гуманитарных дисциплин. Нами руководило убеждение в том, что применение определенных методологических принципов диктуется не вкусом автора, а тем контекстом, который адекватен избран
11 ному объекту и предмету исследования. Исследовать человеческий опыт со стороны его структуры, избрав целью показать единое основание этой структуры в диалектической связи человеческой природы и жизненного мира человека, выражая эту связь в структурных взаимопереплетениях практики, искусства, познания и общения - значит придерживаться проверенных временем методологических основоположений, адекватных поставленной нами главной задаче.
Общей руководящей нитью для нас была опора на философский принцип диалектики субъекта и объекта, сформулированный в явной форме на идеалистическом основании Г.В.Ф. Гегелем и на материалистическом основании К. Марксом. Ценное обретение всей немецкой классической философии - принцип активности субъекта, был развит всей марксистской философской традицией в принцип деятельной активности субъекта в общественно-исторической практике и в принцип отражательной активности субъекта в познании. Человеческий опыт возможен только как активно-деятельное проникновение субъекта в структуру объекта на основе конкретно-исторической практической актуализации жизненных потребностей общества и личности.
Каждое новое исследование своеобразно модифицирует применяемые принципы, исходя из собственного контекста. В исследовании структуры человеческого опыта важное значение имеет творческое применение основных положений феноменологии Э. Гуссерля и прежде всего разработанного им метода редукции жизненного мира к человеческой субъективности. Эта идея является плодотворной трансформацией более общего феноменологического принципа единства сознания и предметности. На наш взгляд, нет никакого противоречия в том, что марксистское толкование деятельно-практической диалектики субъекта и объекта в ее общественно-исторической форме сочетается с феноменологическим толкованием человеческой субъективности на основе раскрытия жизненного мира человека. Человек с его субъективностью стоит на одном полюсе опыта, а на другом полюсе располагается его жизненный мир с его структурами объективности. Контекст нашего исследования структуры опыта актуа
12 лизирует широкое обращение к целому ряду методологических основоположений феноменологии.
Также необходимо указать на методологические и теоретические основания, воспринятые нами из работ К. Леви-Строса с его методом структурного анализа антропологической и социальной реальности, с его идеями единства и параллелизма языка и культуры, изоморфизма различных компонентов человеческого опыта. Мы обратили внимание на методологические ресурсы, вскрытые X,- Г. Гадамером в его исследованиях универсальности герменевтического феномена на путеводной нити языка, в его стремлении избавить категорию опыта от жесткой привязанности к интерпретации науки и научных понятий. В трудах А. Ф. Лосева обнаруживается детальная разработка метода анализа диалектической структуры бытия и сознания человека. Есть нечто общее в мыслительных ходах этих трех авторов - тенденция видеть дифференцированную целостность человеческого опыта, выявлять его единое структурное основание.
Теоретической основой нашего исследования послужили многочисленные труды по фундаментальным проблемам теории познания, онтологии, логики, индивидуальной и социальной психологии, теории личности, теории социального взаимодействия, исследования науки, культуры, цивилизации, искусства, духовной жизни. В контексте нашего исследования особое значение имело использование такого теоретического содержания, в котором выявляются сущность, структура и формы непосредственной конкретно-исторической связи субъекта и объекта опыта.
Научная новизна исследования. Принципиальная новизна нашего исследования обусловлена прежде всего тем, что мы предлагаем свой подход к анализу структуры человеческого опыта, исходя из рассмотрения универсального жизненного отношения «Человек и Мир». Отсюда вытекают разработанные нами различные способы раскрытия единого структурного основания опыта, которые еще не были представлены в существующей философской литературе в форме впервые предлагаемого нами методологического контекста:Нами предпринята попытка свести всю структуру опыта к единому основанию, которое
13 мы усматриваем в диалектическом соотношении человеческой природы, с одной стороны, и жизненного мира человека, с другой стороны. Исходя из этого, мы предлагаем несколько аспектов обоснования собственного подхода к анализу структуры человеческого опыта:
1) нами предлагается понимание сущностного тождества между структурой человеческой природы, рассматриваемой как единство действия, чувства, разума и воли, и структурой жизненного мира человека, рассматриваемого как единство предметных, образных, смысловых и значимых структур жизнеут-верждения человека в мире;
2) содержание человеческого опыта рассматривается нами как способ яв-ленности, присущий объектам жизненного мира, - образные, значимые и смысловые проявления предмета; предметные, смысловые и значимые проявления образа; значимые, образные и предметные проявления смысла; смысловые, предметные и образные проявления значения;
3) форма человеческого опыта рассматривается нами как способ выявления, присущий субъекту человеческой природы, - структурное единство движений, ощущений, мыслей и эмоций, интенцированных к объективным компонентам жизненного мира человека;
4) исходя из этого, мы делаем попытку установить структурное переплетение и сущностное тождество универсальных общественно- исторических категорий практики, искусства, познания и общения, связанных с экзистенциально-личностными категориями действия, чувства, разума и воли.
Предлагаемый нами метод анализа структуры человеческого опыта позволяет показать, каким образом человеческий опыт, рождаясь в онтогенезе конкретно-исторического укоренения человека в мире, в филогенезе социально-культурного развертывания универсального отношения человечества к миру обретает характер общезначимости, регулярности, повторяемости, необходимости и закономерности, обнаруживая тем самым мощный потенциал воспитания, образования, социализации и коммуникации.
14
Положения, выносимые на защиту:
1. Структура человеческого опыта формируется как диалектическое единство человеческой природы и жизненного мира.
2. В составе человеческой природы существует структурное единство действия, чувства, разума и влои.
3. В составе жизненного мира человека существует структурное единство предмета, образа, смысла и значения.
4. Структура опыта может быть представлена как интенциональное соотношение между движением и предметом, ощущением и образом, мыслью и смыслом, эмоцией и значением.
5. В практике существует связь эмпирических модусов образа, смысла и значения, выявляемая на основе общего предметного мира.
6. В искусстве существует связь эмпирических модусов предмета, смысла и значения, выявляемая на основе общего образного мира.
7. В познании существует связь эмпирических модусов значения, образа и предмета, выявляемая на основе общего смыслового мира.
8. В общении существует связь эмпирических модусов смысла, предмета и образа, выявляемая на основе общего значимого мира.
9. Единство человеческой природы, с одной стороны, и единство жизненного мира, с другой стороны, в своем структурном и историческом соотношении образуют единое основание всех видов, форм, элементов, подсистем и модусов человеческого опыта, являющегося общественным и личностным способом укоренения человечества и человека в мире.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут найти широкое теоретическое применение в различных областях гуманитарных исследований, особенно там, где прослеживается тенденция к выработке междисциплинарных методов и подходов. На основе нашей концепции структуры человеческого опыта можно вести конкретную разработку понимания эмпирических оснований культуры, науки, цивилизации, искусства, политики, морали, права, религии, спорта, семьи, быта, экономики, воспитания и образования. Значи
15 мость результатов исследования возрастает, если обратиться к их использованию в трактовке современных проблем философской антропологии, духовной жизни, социального управления, искусственного интеллекта.
Материалы диссертации имеют практическую значимость для деятельности различных социальных институтов - власти, экономики, сферы услуг, армии, просвещения, профессионального обучения. Здесь весьма актуально понимание единства и многообразия человеческой природы, позволяющее оптимизировать опыт решения насущных проблем экологии, социального взаимодействия, преступности, государственно-правового устройства.
Важно выделить аксиологическую значимость материалов диссертации в тех аспектах человеческого бытия в мире, где речь идёт о самопознании, самовоспитании, самореализации, самоутверждении и самопрограммировании. Содержание нашего исследования может дать отправные точки для размышления для тех, кто испытывает потребность в широком философском взгляде на человека и его опыт.
Немаловажна и дидактическая значимость материалов диссертации, которые могут найти широкое применение в различных областях учебной деятельности - в организации общетеоретических и специальных вузовских курсов философии, социальной психологии, культурологии, педагогики, лингвистики, социологии, политологии, этики, истории, эстетики, логики, риторики.
Апробация работы. Результаты исследования, выводы и материалы по теме диссертации докладывались и обсуждались:
1) на 8-й краевой конференции молодых учёных и специалистов по общественным наукам (Хабаровск, 1986);
2) на научно-практической конференции «Общество. Перестройка. Человек» (Хабаровск, 1990);
3) на 37-й научно-технической конференции, посвященной 100-летию Транссибирской магистрали (Хабаровск, 1991);
4) на научно-практической историко-краеведческой конференции, посвященной 100-летию Хабаровского краеведческого музея ( Хабаровск, 1994);
16
5) на научно-практической конференции «Специфика подготовки коммерческих кадров в вузах Дальнего Востока в середине 90-х годов» ( Хабаровск,! 995 );
6) на Международной научной конференции « Россия, Восток, Запад: диалог культур» ( Хабаровск, 1997 );
7) на межвузовской научно-методической конференции « Совершенствование качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов» (Хабаровск, 1997);
8) на 40-й научно-практической конференции кафедр ДВГУПС «Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта Сибири и Дальнего Востока» (Хабаровск, 1997 );
9) на научно-технической конференции « Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта» ( Хабаровск, 1999 );
10) на межвузовской научно-методической конференции «Компьютерные технологии и методы дистанционного обучения в учебном процессе» (Хабаровск, 1999);
11) на межвузовской научно-методической конференции «Современные технологии в организации учебного процесса» (Хабаровск, 2000 ).
Основные идеи автора диссертации получили освещение в его учебном пособии «Философия в актуальных проблемах» (Хабаровск, 1998) и в монографии «Структура человеческого опыта» (Хабаровск, 2000).
Материалы диссертации апробированы автором при их использовании в его авторской программе преподавания вузовского курса философии на протяжении ряда лет.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Дальневосточного государственного университета путей сообщения 21 января 2002 года.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Структура человеческого опыта"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На всем протяжении нашего исследования мы стремились избежать трактовки опыта как явления безличного, общезначимого и внеисторического. На
184 против, цель нашего исследования состояла в понимании опыта как неотъемлемой стороны человеческой природы, взятой в ее непосредственной форме - в форме человеческой субъективности. Человеческий опыт вписан в структуру исторической ситуации - как в социальном, так и в личностном смысле. Структура опыта рассматривалась нами как конкретно-историческое выражение личностной экзистенции. Личность как субъект опыта в своем индивидуальном бытии переживает опыт столкновения с конкретными объектами своего жизненного мира. Опыт потому не может быть безличным, что он непосредственно вплетён в ткань личной судьбы. Человеческая субъективность, понимаемая как личностное единство действия, чувства, воли и разума, структурно соотносится с объектами опыта - предметом, образом, значением и смыслом. Каково объективное содержание опыта - это вопрос о том, с какими конкретными объектами своего жизненного мира сталкивается определенная личность. От характера активности субъекта зависит, какую форму обретает опыт и каким образом осуществляется.
Сферы осуществления человеческого опыта структурированы нами по тому же принципу единства человеческой природы и жизненного мира. Человеческое действие интенцировано к миру предметов и осуществляется как опыт практики. Мир образов есть объект человеческого чувства, осуществляющего себя в опыте искусства. Человеческая воля соотносится с миром значений и осуществляется как опыт общения. Объекты человеческого разума составляют мир смыслов, сферой осуществления которых выступает опыт познания.
Различные сферы осуществления человеческого опыта структурно связаны между собой. Предметы практики как нечто образное причастны к сфере искусства, как нечто значимое - к сфере общения, как нечто смысловое - к сфере познания. Только через практику можно раскрыть образную, значимую и смысловую сторону предметов. Образы искусства входят в сферу практики, воплощаясь в нечто предметное, но как нечто смысловое причастны и к сфере познания, а будучи раскрыты в своей значимой ипостаси, относятся и к сфере общения. Только через искусство можно раскрыть предметную, смысловую и значимую
185 сторону образов. Сфера общения раскрывает для человеческого опыта смысловую, предметную и образную стороны значений. В сфере познания раскрываются значимые, образные и предметные воплощения смыслов. Все сферы человеческого опыта взаимно пересекаются между собой, ибо едины как человеческая природа, так и жизненный мир человека.
На основе предлагаемого нами структурного деления человеческого опыта можно осуществить различные методологические рефлексии в области онтологии, гносеологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т.д. Например, мы полагаем, что область эстетического может быть указана в отношении всего того, что так или иначе обнаруживает свой образный характер. Ремесленник в своей практике осуществляет эстетику предмета, которая существенно отличается от эстетики смысла, осуществляемой теоретиком, и от эстетики значения, осуществляемой политиком. Опыт эстетического интенцирован к единой сущности образа, а феномены искусства возникают всюду, где начинает свою сознательную работу человеческое воображение. Феноменология искусства не ограничивается специфической областью художественного творчества. На примере эстетического можно видеть, что сущность искусства есть образное освоение жизненного мира человека, то есть способность посредством субъективности человеческого чувства придавать объектам опыта их внешне-осязаемую форму. Эстетическое - это не отдельный фрагмент жизненного мира, а универсальная призма образной сущности, через которую мы смотрим на весь свой жизненный мир.
Онтология решает проблему характера бытия различных объектов жизненного мира. Например, бытие предмета должно быть отделено от бытия смысла, ибо предмет имеет объективно-реальный характер, а смысл характеризуется объективно-идеальным бытием. Характер бытия есть объект человеческого опыта, дифференцирующего различные элементы жизненного мира. Всё определения, которые возможны в рамках онтологии, вытекают из структуры опыта, базируются на отношениях, которые возникают между личностью и миром. Онтология возможна только как онтология опыта.
186
Любая грань человеческого опыта выступает той основой, на которой возникают все модификации человеческого сознания. Осознавать можно только то , что входит в действительные отношения человека с миром. Объекты сознания - это одновременно и объекты опыта. Из опыта извлекает человек весь материал своего сознания. То, что укоренено в бытии предметного мира, становится объектом практического сознания. Социальный мир открывает себя общественному сознанию. Как опыт практики, так и опыт общения порождают структуры сознания, имманентные действительной истории жизни конкретных индивидов. Сознание есть прежде всего личностный феномен, связанный с уникальным, индивидуальным опытом самоопределения человека в мире. Все, что человек наследует из общей структуры сознания, проходит через механизм личностного опыта, усваивается в качестве действительного содержания жизненного мира. В опыте сознание находит свою легитимацию, подтверждение своей подлинной связи с бытием. Отрыв сознания от опыта ведет к фетишизации действительности, к подмене действительных отношений человека с миром иллюзорными представлениями как о себе, так и о мире. Структура сознания может быть установлена только через анализ структуры опыта.
Человеческому опыту присуще удивительное свойство жить исторической жизнью и каждый раз осуществляться в совершенно небывалой форме. Опыт -это не наследство, которым можно распоряжаться, не заботясь о его наращивании. Напротив, жизнь опыта подобна капиталу, который должен быть брошен в производственный оборот и тем самым дать существенное приращение. В каждой новой ситуации опыт проходит принципиально новую проверку. Его структура всегда подвижная, обновляющаяся. Всякое осуществление опыта есть его конкретно-историческое развитие, за которым стоит динамика индивидуальной судьбы. За осуществлением опыта всегда просматривается самореализация личности.
Философия стоит перед задачей найти подлинное соответствие между опытом, его структурой и всеми другими человеческими структурами: бытия, сознания, общественных отношений, языка, деятельности, культуры, цивилизации,
187 управления, социальных институтов, ценностного мира и т.д. Мир человека характеризуется определенным структурным единством. Человеческий опыт соединяет в себе все аспекты жизненных отношений конкретной личности и потому делает возможным жизнь социума, в которой отдельный, индивидуальный опыт включается в систему общей связи. Взаимоотношение личностей в составе единого социума возможно благодаря совпадению структурного расчленения человеческого опыта. Становление опыта происходит на уровне личностного бытия человека, выражая уникальность особой экзистенции. Опыт в качестве ставшего, устоявшегося входит в общий социальный оборот, объективируется в виде культуры. В структуре человеческого опыта пересекаются личность и культура, субъект и объект, энергия творчества и жизненный мир сотворенных ценностей.
188
Список научной литературыЗангиров, Владимир Гайфулович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абульханова - Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 334 с.
2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299с.
3. Адлер А. Наука жить. Пер. с англ. и нем. Киев: Port-Royal, 1997. -288 с.
4. Аналитическая философия: Избранные тексты / Под. Ред. А. Ф. Грязнова.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 181 с.
5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В двух томах / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. - 232 с. и 288 с.
6. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - 380 с.
7. Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. - 160 с.
8. Аристотель. Сочинения. В четырёх томах/ Под ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1976-1984.
9. Арлычев А. Н. Качественный аспект мира и его познание. М.: Наука, 2001.-280 с.
10. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Под ред. П. С. Гуре-вича. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992. - 608 с.
11. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 158 с.
12. Асмус В. Ф. Античная философия. Учеб. пособие. 2-е изд, доп. М.: Высш. школа, 1976. - 543 с.
13. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. - 318 с.
14. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с франц. / Под ред. Г. К. Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -616 с.
15. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Пер. с англ. А. Б. Леоновой.- М.: Прогресс, 1979. 320 с.189
16. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Под ред. С. Г. Бочарова. . 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
17. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: «Academia — Центр», 1985. 323 с.
18. Бергсон А. Два источника морали и религии / Под ред. А. Б. Гофмана. -М.: Канон, 1994.-384 е.
19. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.-446 с.
20. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175 с.
21. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480 с. - (Мыслители XX века).
22. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
23. Беркли Д. Сочинения / Под ред. И. С. Нарского. М. : Мысль, 1978.
24. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349 с.
25. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / Под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1978. 311 с.
26. Богомолов А. С. Античная философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 368 с.
27. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
28. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 301 с.
29. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
30. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 325с.
31. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с.190
32. Бурдье П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. / М: Cocio-Logos, 1994. 288с.
33. Буржуазная философия кануна и начала империализма: Учеб. пособие / Под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. М.: Высш. школа, 1977. - 424 с.
34. Быданов В. Е. Эволюция эмпиризма в современной эпистемологии / Автореферат дисс. на соискание степ. канд. филос. наук. СПб, 1999.
35. Бэкон Ф. Сочинения. В двух томах/ Сост., общ. ред. и вступ. ст. A. JI. Субботина. -М.: Мысль, 1977.
36. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное познание: Пер. с англ. / Под ред. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. - 507 с.
37. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 192 с.
38. Василюк Ф.Е. Психология переживания(анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
39. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Ю. Н. Давыдова и П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
40. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Под ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. - 336 с.
41. Вёрч Дж. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. М.: Тривола, 1996. - 176 с.
42. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 143 с.
43. Вольтер. Философские сочинения / Под ред. В. Н. Кузнецова. М.: Наука, 1988.-751 с.
44. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. М.: Педагогика- Пресс, 1993. - 224 с.
45. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. В. В. Иванова. М.: Искусство, 1986. - 573 с.191
46. Выготский Jl. С. Собрание сочинений. В шести томах. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. 488 с.
47. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В шести томах. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
48. Гадамер X.- Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1991.-367 с.
49. Гадамер X,- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Под ред. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
50. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. - 367 с.
51. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 150 с.
52. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В двух томах. / Под ред. А. В. Гулы-ги. -М.: Мысль, 1970-1971.
53. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В трех томах. М.: Мысль, 1970-1972.
54. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М.: Наука, 1978.
55. Гегель Г. В. Ф. Философия права. / Под ред. Д. А. Керимова и В. С. Нерсесянца. М.: Мысль, 1990. - 524 с.
56. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В трёх томах. М.: Мысль, 1975-1977.
57. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. М.: Наука, 1990. - 400 с.
58. Герцен А. И. Сочинения в двух томах/ Под ред. А. И. Володина и 3. В. Смирновой. -М.: Мысль, 1985-1986.
59. Гоббс Т. Сочинения. В двух томах / Под ред. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989-1991.
60. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. -М.: Высш. школа, 1980. 368 с.192
61. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987.- 286 с.
62. Громов Р. А. Теория опыта сознания в философии Ф. Брентано: Автореферат дисс. на соискание степ. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
63. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. -334 с.
64. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Искусство, 1984. 350 с.
65. Декарт Р. Сочинения. В двух томах. Т. 1 / Под ред. В. В. Соколова. -М.: Мысль, 1989.-654 с.
66. Делез Ж. Логика смысла. М.: Издательский центр «Академия», 1995.- 298 с.
67. Демидов В. Е. Как мы видим то. что видим. М.: Знание, 1987. - 240 с.
68. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. М.:Наука, 1993.-432 с.
69. Джемс У. Психология / Под. ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
70. Дидро Д. Сочинения. В двух томах / Под ред. В. Н. Кузнецова. М.: Мысль, 1986-1991.
71. Дильтей В. Описательная психология. СПб: Алетейя, 1996. - 155 с.
72. Долгов К. М. Итальянские этюды. Человек и история: поиск истины и красоты. М.: Худож. лит., 1987. - 487 с.
73. Долгов К. М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философ-ско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. - 399 с.
74. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995.-352 с.
75. Желнов М. В. Предмет философии в истории философии. Предыстория. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 720 с.
76. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / По,д ред. И. Т. Касавина. М.: Политиздат, 1990. - 464 с.193
77. Зангиров В. Г. Структура человеческого опыта: Научная монография. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. 147 с.
78. Зангиров В. Г. Философия в актуальных проблемах: Учеб. пособие. -Хабаровск, 1998. 206 с.
79. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 169 с.
80. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.- 128 с.
81. Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 118 с.
82. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. -671 с.
83. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996.
84. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX -начала XX века: Учеб. пособие для филос. ф-тов. ун-тов. М.: Высш. школа, 1988. -520 с.
85. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века: Учеб. пособие. В двух томах. Т. 1. М.: Интерпракс, 1994. - 432 с.
86. Зотов А. Ф. Структура научного мышления. М.: Политиздат, 1973. -182 с.
87. Иванов А. В. Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал: Автореферат на со-иск. степ. докт. филос. наук. МГУ, 1998.
88. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986. -224 е., ил.
89. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. — 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. - 320 с.
90. Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал: Избр. ст. по философии и эстетике . М.: Искусство, 1984. - 349 с.
91. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.194
92. Ильин И. А. Одинокий художник / Под ред. В. И. Белова. М.: Искусство, 1993.-348 с.
93. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республиеа, 1993. - 431 с.
94. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах. СПб: Наука, 1994. - 542 с.
95. История диалектики. Немецкая классическая философия / Под ред. А. С. Богомолова и др. М.: Мысль, 1978. - 363 с.
96. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. -М.: Политиздат, 1990.-415 с.
97. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. О. Лосского М.: Мысль, 1994.-591 с.
98. Каримский А. М. Философия истории Гегеля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-270 с.
99. Карсавин Л. П. Малые сочинеия / Под ред. С. С. Хоружего. СПб: Але-тейя, 1994. - 532 с.
100. Карсавин. Л. П. Религиозно-философские сочинеия. Т. 1 / Под ред. С. С. Хоружего. М.: Ренессанс, 1992. - 325 с.
101. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб: Комплект, 1993. - 351 с.
102. Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. - 400с.
103. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. - 288 с.
104. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.
105. Койре А. Очерки истории философской мысли: о влиянии философских концепций на развитие научных теорий / Пер. с франц. Я. А. Ляткера. Под ред. А. П. Юшкевича. М.: Прогресс, 1985. - 286 с.
106. Кондильяк Э. Б. де. Сочинения. В трёх томах / Под ред. В. М. Богуславского. М.: Мысль, 1980-1983.
107. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.195
108. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
109. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
110. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западноевропейская философия XVIII века: Учеб. пособие для студентов филос. ф-тов. ун-тов. М.: Высш. школа, 1986. - 400 с.
111. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. - М.: Высш. школа, 1989. — 480 с.
112. Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981.-303 с.
113. Курбатова JI. А. Мировоззрение как фактор деятельной сущности человека: Автореферат дисс. на соискание степ. канд. филос. наук. Моск. ун-т путей сообщения, 1999.
114. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Под ред. Н. Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989. 624 с.
115. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе: Пер. с фр. / М.: Гнозис, 1995. 192 с.
116. Ламетри Ж. О. Сочинения / Под ред. В. М. Богуславского. М.: Мысль, 1983.-509 с.
117. Леви Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 608 с.
118. Леви Строе К. Структурная антропология / Пер. с фр. - М.: Наука, 1983.-536 с.
119. Лейбниц Г. В. Сочинения. В четырёх томах / Под ред. В. В. Соколова. .-М.: Мысль, 1982-1989.
120. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. М.: Педагогика, 1983. - 392 с. и 320 с.
121. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.196
122. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.-400 с.
123. Локк Д. Сочинения. В трёх томах / Под ред. И. С. Нарского и А. Л. Субботина. М.: Мысль, 1985-1988.
124. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Ю. М. Забродина, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1984. - 444 с.
125. Лосев А. Ф. Миф Число - Сущность / Под ред. А. А. Тахо - Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1994. - 919 с.
126. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифлолгии / Под ред. А. А. Тахо Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1993. - 959 с.
127. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995. - 320 с.
128. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев: Collegium, 1994.-288 с.
129. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М.: Советский писатель, 1990. - 320 с.
130. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
131. Лосев А. Ф. Форма -Стиль Выражение / Под ред. А. А. Тахо - Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1995. - 944 с.
132. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.
133. Лосский Н. О. Избранное / Под ред. В. П. Филатова. М.: Правда, 1991.-622 с.
134. Лосский Н. О. История русской философии.- М.: Высш. школа, 1991. -559 с.
135. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991.
136. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм. М.: Издательская группа «Прогресс», VIA, 1992. - 208 с.197
137. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция . М.: Республика, 1995. - 400 с.
138. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфе-ра - история. - М.: «Языки русской культуры», 1996. - 46
139. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.
140. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены: Пер. с нем. Под ред. И. С. Нарского и М. А. Хевеши. М.: Прогресс, 1991. - 412 с.
141. Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М.: Высш. школа, 1981. - 264 с.
142. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. - 352 с.
143. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / Под ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
144. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. - 352 с.
145. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 с.
146. Маритен Ж. Философ в мире / Под ред. Б. Л. Губмана. М.: Высш. школа, 1994. - 192 с.
147. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL - book, 1994. - 368 с.
148. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: ИСА, 1995. - 352 с.
149. Менегетти А. Система и личность / Под ред. С. Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1996. - 128 с.
150. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.:Политиздат, 1991. - 672 с.
151. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. 624 с.
152. Момджян X. Н. Французское просвещение XVIII века: Очерки. М.: Мысль, 1983.-447 с.198
153. Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики»: Формирование принципов системности и историзма / Под ред. ред. Б. Т. Григорьяна. М.: Наука, 1984.-351 с.
154. Мусатов А. В. Очевидность как социальная реальность: Автореферат на соискание степ. канд. филос. наук. СПб, 1999.
155. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Под ред. П. В. Алексеева. -М.: Политиздат, 1990. 528 с.
156. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1974. - 379 с.
157. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1973. - 302 с.
158. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1976. - 584 с.
159. Николай Кузанский. Сочинения. В двух томах / Под ред. 3. А. Тажу-ризиной. М.: Мысль, 1979-1980.
160. Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-191 с.
161. Ортега и - Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. - М.: Радуга, 1991. - 639 с.
162. Ортега и - Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991.-588 с.
163. Ортега и - Гассет X. Этюды об Испании / Пер. с исп. Под ред. И. Петровского. - Киев: Новый круг, Пор-Рояль, 1994. - 320 с.
164. О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-384 с.
165. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1998. - 376 с.
166. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Пер. с фр. и англ.; Под ред. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 528 с.199
167. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч./ Под ред. А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1986.
168. Плотин. Эннеады. Киев: Уцимм-Пресс, 1995. -392 с.
169. Полани М. Личностное знание: Пер. с англ. / Под ред. В. А. Лекторского, В. И. Аршинова. М.: Прогресс, 1985. - 344 с.
170. Поппер К. Р. Нищета историцизма: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», VIA, 1993. - 187 с.
171. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В двух томах / Под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 448 с. и 525 с.
172. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история / Под ред. В. Н. Колбановского. М.: Наука, 1966. - 213 с.
173. Потебня А. А. Слово и миф / Под ред. А. К. Байбурина. М.: Правда, 1989. - 623 с.
174. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М.: Наука, 1978.-368 с.
175. Проблема человека в западной философии: Переводы / Под ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. - 552 с.
176. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. - 335 с.
177. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппен-рейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
178. Ракитов А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. - 303 с.
179. Рассел Б. Почему я не христианин: Избр. атеист, произв: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1987. 334 с.
180. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Под ред. О. В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
181. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. -М.: Издательский центр «Academia», 1995. 160 с.200
182. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: «Academia -Центр», 1995. - 415 с.
183. Роговин М. С. Философские проблемы теории памяти. М.: Высш. школа, 1966. - 168 с.
184. Розанов В. В. О понимании. СПб: Наука, 1994. 539 с.
185. Рябоконь Н. В. Детерминация социального действия( Филос. мето-дол. анализ): Автореферат дисс. на соискание степ. докт. филос. наук. - Ростов-на- Дону, 1998.
186. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.: Политиздат, 1991. - 366 с.
187. Сартр Ж. П. Проблема метода: Пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 240 с.
188. Сноу Ч. П. Две культуры / Под ред. А. И. Арнольдова. М.: Прогресс, 1973.-143 с.
189. Современная буржуазная философия. Учеб. пособие / Под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. М.: Высш. школа, 1978. - 582 с.
190. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. И. Богомоловой, J1. А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 256 с.
191. Соколов В. В. Европейская философия XV XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов. - М.: Высш. школа, 1984. - 448 с.
192. Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высш. школа, 1979. - 448 с.
193. Соловьёв В. С. Сочинения. В двух томах / Под ред. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. М.: Мысль, 1990.
194. Соловьёв Э. Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. - 432 с.
195. Солсо Р. Л. Когнитивная психология: Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. - 600 с.201
196. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Прогресс, 1982. - 231 с.
197. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1995.-624 с.
198. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни / Под ред. А. П. Полякова, П. П. Ап-рышко. М.: Республика, 1994. - 432 с.
199. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии: Пер. с англ. / Под ред. М. А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990. - 717 с.
200. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубеж. лит.: Пер. с разн. яз. / Под ред. В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. - 405 с.
201. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. -253 с.
202. Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении учёного; Назначение человека; Основные черты современной эпохи. Сборник / Пер. с нем. Минск: ООО «Попурри», 1998.- 480 с.
203. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981.-304 с.
204. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Под ред. JI. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
205. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511с.
206. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.:Просвещение, 1990. 448 с.
207. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
208. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.
209. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук СПб: А -cad, 1994. - 406 с.202
210. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М.: Издательский центр «Академия», 1995. - 245 с.
211. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.
212. Хайдеггер М. Мысли. Постулаты. Афоризиы. Философские интерпретации. Тезисы / Пер. с нем. С. А. Бронштейна. Минск: Современное слово, 1998.-384 с.
213. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / Под ред. А. В. Михайлова. М.: Гнозис, 1993. - 464с*
214. Хёйзинга И. Homo ludens: В тени завтрашнего дня : Пер. с нидерл. / Под ред. Т. М. Тавризян. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.
215. Хофман И. Активная память: Эксперимент, исслед. и теории челов. памяти: Пер. с нем. / Под ред. . Б. М. Величковского и Н. К. Корсаковой. М.: Прогресс, 1986. - 312 е., схемы.
216. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994.-256 с.
217. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 296 с.
218. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -400 с.
219. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 400 с.
220. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1997. - 528 с.
221. Человек и его бытие как проблема современной философии. Критический анализ некоторых буржуазных концепций / Под ред. ред. Т. А. Кузьминой. М.: Наука, 1978. - 279 с.
222. Честертон Г. К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. 544 с.203
223. Шалютин Б. С. Субъективная реальность: проблема первоначала: Автореферат дисс. на соискание степ. докт. филос. наук. УрГУ, 1998.
224. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. А. В. Де-нежкина. М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 490 с.
225. Шеллинг Ф. В. И. Сочинения. В двух томах / Под ред. А. В. Гулыги. -М: Мысль, 1987-1989.
226. Шестаков А. А. Многообразие человеческого опыта и основания познания: Автореферат дисс. на соискание степ. докт. филос. наук. Самара, 1991.
227. Шестов J1. Киркегард и экзистенциальная философия: Глас вопиющего в пустыне / Под ред. А. В. Ахутина. М.: Прогресс - Гнозис, 1992. - 304 с.
228. Шляйермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи. СПб: Алетейя, 1994. - 335 с.
229. Шопенгауэр А. Собрание сочинений. В пяти томах. Т. 1. Мир как воля и представление. М.: Московский клуб, 1992. - 395 с.
230. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.
231. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2 / Под ред. О. Н. Шпараги. Минск: ООО «Попурри», 1999. - 720 с.
232. Шпет Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 602 с.
233. Шпет Г. Г. Философские этюды. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 376 с.
234. Шульгин Д. И. Язык как модель человеческой культуры: Автореферат дисс. на соискание степ. канд. филос. наук. Москва, 1998.
235. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
236. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп.- ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
237. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Под ред. А. В. Толстых. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.204
238. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. - 391 с.
239. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая. О познании / Пер. с англ. М.: Канон, 1995. - 400 с.
240. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга вторая. Об аффектах. Книга третья. О морали / Пер. с англ. М.: Канон, 1995. - 416 с. .
241. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 336 с.
242. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. М.: Канон, 1994. - 336 с.
243. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: Канон, 1994. - 320 с.
244. Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. - 670 с.
245. Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е изд., перераб. - М.: Мысль, 1976. - 463 с.
246. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В двух томах. -М.: Издательский центр «Академия»; СПб: «Белый кролик», 1996. (Б-ка зару-беж.