автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Структурные особенности современной башкирской поэмы

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Киреева, Луиза Рифовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Структурные особенности современной башкирской поэмы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Структурные особенности современной башкирской поэмы"

На правах рукописи

КИРЕЕВА ЛУИЗА РИФОВНА

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭМЫ

Специальность: 10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (башкирская литература)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Уфа-2004

Работа выполнена на кафедре башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета

Научный руководитель: член-корреспондент АН РБ, доктор филологических наук, профессор Р. Н. Баимов.

Официальные оппоненты: академик АН РБ, доктор филологических

наук, профессор Г. Б. Хусаияов

кандидат филологических наук С. Я. Гумеров

Ведущая организация: Башкирский государственный педагогический университет

Защита состоится « 16» ШЭЯ-Д/иЯ- 2004 г. в часов на заседании

диссертационного совета Д - 212.013.06. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Башкирском государственном университете (450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан «»

.2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

А. А. Федоров.

2,005-4 4ЧШ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Завершившееся столетие диктует необходимость изучения и обобщения литературного процесса этого периода и отдельных его этапов и подведения определенных итогов. При этом проблема жанра закономерно выходит на первый план исследований. Предполагается, что именно жанр, как основная категория литературы, обеспечивает единство мысли и образа, содержания и формы. Рассмотрение жанра как формы организации эстетического содержания способно дать более точное представление об особенностях отношения литературы разных эпох к действительности, об эстетическом идеале, художественных формах и средствах его выражения.

В настоящее время все острее ощущается необходимость определения роли и места жанров в литературном процессе; изучения особенностей жанра в историко-литературном и теоретическом аспекте. В этом плане исследование путей развития современной башкирской поэмы представляет, несомненно, одну из актуальнейших задач башкирского литературоведения. Это тем более важно, что по состоянию такого емкого и синтетического жанра, каким является поэма, в значительной мере судят и об уровне всей поэзии.

Актуальность проблемы заключена и в выдвижении на первый план ряда направлений, еще мало изученных, в том числе вопросов традиции и новаторства в развитии современной поэмы, закономерностей внутривидовых связей в жанровых разновидностях, а также связей с другими жанрами. Мало исследована и поэтика жанра. Поэтому тема предлагаемой работы представляется новой не только по исходному материалу, но и по своей современной научной концепции.

Исследование истории и теории башкирской поэмы, изучение ее жанровой структуры, особенностей поэтики — один из важных аспектов осмысления национального своеобразия и духовных поисков художественного творчества.

Степень разработанности проблемы. В башкирском литературоведении уже имеются серьезные труды о жанрах и жанровых формах в области прозы, поэзии, драматургии1.

М506Ч

' Хусаинов Г. Б. Пути развития башкирской советской поэзии. - Уфа: Башкирское книжное изд,-во,1968 (на башк яз); Вахитов А X. Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башк, кн. изд-во, 1982; Гайнуллин М. Ф. Пуги развития башкирской драматургии Жизнь Конфликт. Характер Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985 (на башк. яз.); Баимов Р.Н Судьба жанра (Взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы). - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984; Бикбаев Р. Т. Эволюция современной башкирской поэзии. - М: Наука, 1991,Кильмухаметов Т.А. Поэтика башкирской драматургии.-Уфа: Китап, 1995 и т д.

Немало исследований и по башкирской поэме. Еще во второй половине 50-х годов Г. Хусаинов рассмотрел историю формирования и развития башкирских поэм, систематизировал их по жанровым принципам1.

Исследование К. Ахметзянова «Вопросы композиции башкирской поэмы» (1962) является первой монографией по данной проблеме. В книге подробно рассматриваются композиционные особенности поэм 30 - 40-х годов, а также поэтическая структура отдельных поэм, созданных в 50-х годах XX века.

В изучении лиро-эпического жанра значительное место занимают исследования Р. Бикбаева. В кандидатской диссертации «Современная башкирская поэма», он, прослеживая жанровую эволюцию поэмы 1956 -1965 годов, выделяет такие ее разновидности, как лирические и лирико-эпические. Р. Бикбаев изучает проблемы поэмы и в'других своих трудах2.

Исследование Г. Кунафина «Башкирская нарративная поэзия XIX -начала XX веков: Вопросы жанровой системы» отражает развитие дореволюционных форм поэмы, бытовавших в башкирской литературе.3

Известный научный интерес представляют отдельные статьи М. Мингажетдинова и А. Хакимова о жанре поэмы, увидевшие свет в 60 — 70-е

4

годы .

Между тем, за пределами внимания литературоведов остался широкий спектр проблем, связанных со структурной поэтикой жанра последних десятилетий XX века, которые, безусловно, требуют современного научного истолкования.

Объект исследования. В 80 - 90-х годах XX века в башкирской литературе увидели свет около 90 поэм. В круг анализа вовлечены преимущественно поэмы, успешно выдержавшие испытание временем и ставшие в ряд классических образцов башкирской поэзии.

Основная цель диссертационного исследования — рассмотрение современной башкирской поэмы как динамично развивающейся целостной

Хусаинов Г.Б. Некоторые проблемы башкирской советской поэзии. - Уфа: Башк. кн. изд. во, 1957. (на башк. яз).

2 Бикбаев Р. Т. Современная башкирская поэма. (1956-1965). Диссертация на соискание уч.степени кандидата филологических наук. - Уфа: БГУ, 1966; Поэтическая летопись современности. - Уфа: Башк.книжное издательство, 1980 (на башк.яз.); Эволюция современной башкирской поэзии. - М.: Наука, 1991 и др.

Кунафин Г. С. Башкирская нарративная поэзия XIX - начала XX веков: Вопросы жанровой системы: Монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2003.

Мингажетдинов М. X. Современный взгляд на жанр поэмы. В кн.: Пера таинственная сила. - Уфа: Китап,1995. - С. 109 - 126; Хакимов А. X. Размышления о современной поэме. В кн.: Литература и время: Размышления, анализы. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1967.-С. 139-155.

структуры.

В работе решаются следующие задачи:

• классификация башкирской поэмы изучаемого периода (в основном, по структурно-типологическим свойствам);

• исследование природы сложных форм поэмы, образовавшихся путем межжанровых взаимодействий;

• изучение особенностей традиций и новаторства в творчестве писателей, внесших заметный вклад в развитие жанра поэмы.

Теоретической и методологической основой данной работы являются работы известных литературоведов - В. Г. Белинского, А. Веселовского, М. М. Бахтина, А. А. Потебни, Л. И. Тимофеева, Д. С. Лихачева, Б. Храпченко, А. И. Соколова, Г. Н. Поспелова, В. В. Кожинова, И.Г. Неупокоевой, Л. В. Чернец, Л. Я. Гинзбург, В. Е. Хализева, А. С. Карпова и др. Также автор опирается на положения вышеназванных трудов исследователей башкирской литературы - Г.Б» Хусаинова, А. X. Вахитова, Р.Т. Бикбаева, Р.Н. Баимова, Г. С. Кунафина, Т. А. Кильмухаметова и др.

В диссертации применяются сравнительно-типологический и системный анализ.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе впервые осуществлен системный и сравнительный анализ одного из значительных жанров национальной литературы. Для исследования привлечены еще не изученные и не вошедшие в научный оборот поэмы последних десятилетий XX века, что и определяет новизну и актуальность исследования.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее основные положения могут быть использованы при создании учебных пособий, в качестве теоретического и практического материала в лекционных и специальных курсах в преподавании истории национальной литературы. Основные положения и выводы диссертации могут служить основой для дальнейшей разработки проблем башкирской литературы, особенностей развития и функционирования ее жанровых форм.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Современная башкирская поэма - динамично развивающаяся целостность жанрообразующих компонентов, на основе которых можно выделить ведущие структурные типы жанра, что зависит от одного из организующих начал - эпического или лирического. Особенности возникновения и доминирования того или иного начала связаны с требованиями времени.

2.Поскольку сюжет и композиция являются важнейшими жанрообразующими компонентами, их изучение открывает возможности к постижению жанрового своеобразия и поэтики историко-литературного

процесса.

3.В процессе развития поэма впитывает и синтезирует особенности других жанров. Обновление жанровых разновидностей, возникновение новых типов поэтической структуры, стилевое разнообразие - основные черты современной поэмы.

4.Современная поэма — один из лиро-эпических жанров, показывающий в своеобразных поэтических формах наиважнейшие моменты действительности и жизни человека.

Апробация работы. Рукопись диссертации обсуждалась на заседании кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета.

Результаты исследований по теме диссертации докладывались и были представлены в виде тезисов на Республиканских научно-практических конференциях Башкирского государственного университета в г. Уфе (2001 г., 2002 г.). По итогам исследования опубликован ряд статей в научно-гуманитарных и художественных журналах республики.

Основные положения исследования изложены в восьми публикациях диссертанта.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении определяется проблема' диссертации, состояние ее научной разработанности, обосновывается актуальность и новизна.

В первой главе - «Роль лирических и эпических начал в формировании жанра поэмы» — на основе анализа широкого круга произведений исследуемого периода сделана попытка определить своеобразие башкирской поэмы в целом. Поэма рассматривается при этом как устойчивый тип поэтической структуры в пределах лиро-эпического жанра.

Лиро-эпическую сущность жанра нельзя понимать лишь как суммирование лирики и эпоса. Только в органическом синтезе и диалектическом синтезе между собой, может создаваться совершенная поэма: . нет «чисто» лирической, как нет и «чисто» эпической. Эпос невозможен без характеров. Но если поэма создается лишь по законам эпоса, она превращается в стихотворную повесть, или даже стихотворный роман. Однако не только количество образов определяет эпический характер поэмы. Произведение может превратиться в стихотворное повествование или длинное стихотворение, если в основе его, скажем, только одно событие или один герой.

В литературоведении часто встречаются определения, указывающие на стихотворную форму поэмы. «Поэма - большое многочастное стихотворное произведение»1; «...большое стихотворно-повествовательное литературное произведение» и др.

Но ведь есть и стихотворные романы, повести, драмы. Кроме этого, в литературе известны медитативные, основанные на лирических переживаниях, произведения!

Отсутствие единого мнения относительно формальных свойств и критериев в определении поэмы ставит задачу поиска более устойчивых черт и моментов, составляющих содержание жанра. Содержательными особенностями считают «возвышенное и героическое» (А.И. Соколов), «патетическое» (М.А. Лазарук), «героическое и философское» (Г.П. Червяченко) и т.д.3 Но определение, данное еще В. Г. Белинским, подходит, как представляется, для поэм всех эпох: «... ее содержание составляют глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества».4 Многие ученые, разделяя это мнение, определили поэму как жанр, заключающий самые главные, узловые, наивысшие моменты действительности.

Таким образом, особенностью жанра является ощущение единства человека и мира, общего и личного.

Главный принцип жанра, как представляется, отражается в идейно-тематической проблематике произведения, которая сказывается на характере родовой структуры. Она как главное свойство поэмы - качество типологическое, а конкретное рассмотрение идейно-тематических, структурных особенностей поэмы приобретает бесконечное многообразие, как проявление творческой индивидуальности писателя.

Современная башкирская поэма - жанр синтетический,

Краткая литературная энциклопедия. Т.5. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - С. 193.

2 Поспелов Г. Н. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1978. - С.238.

3 Соколов А. И. Очерки по истории русской поэмы XVII и 1-й половины XIX в. - М.: Издательство Московского университета, 1955. - С. 10 - 11; Лазарук М. А. Белорусская поэма в XIX - начала XX в.: Автореферат диссертации на соискание ученой ст. доктора филолог, наук. - Минск: 1969.- С.9; Червяченко Г. А. Поэма в советской литературе. - Ростов на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1978. - С. 20 и т.д.

4 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти томах. 4-й том. - М.: Изд. АН СССР, 1954.- С.415.

5 Например, см.: Карпов А. С. Русская советская поэма: 1917-1941 гг. - М.: Художественная литература, 1989. - С. 8; Бикбаев Р. Т. Поэтическая летопись современности. - Уфа: Башк кн. изд-во, 1980. - С. 247 и т.д.

объединяющий в себе разные начала, хотя она всегда остается верной лиро-эпической природе. Например, поэму Мустая Карима «Черные воды» трудно отнести какому-нибудь типу поэмы. Поистине новаторским явлением было выдвижение в пределах лирического сюжета эпического начала, остро полемических, социально-нравственных, духовных проблем, глубокого философского потенциала с помощью драматических приемов.

Подробный анализ поэмы М. Карима «Черные воды» показывает многообразие гибких, пластических форм и примеров органического синтеза лирического и эпического начал, «потока сознания», драматических переживаний. Структурную организацию произведения определяют поставленные в нем социально-исторические, социально-нравственные и т.д. проблемы. Через образ главной героини поэмы автор рисует обобщенный духовно-нравственный портрет женщин военного и послевоенного периода, несущих на себе все тяготы социально-нравственных противоречий времени, определяющих критерии добра и зла. Все это, с одной стороны, обогащает эпический потенциал поэмы, с другой - драматические чувства женщины, ожидающей своего возлюбленного в течение долгих послевоенных десятилетий и обманутой в своих чувствах, вводят в сюжет поэмы напряженные лирико-драматические краски.

Органический синтез лирического и эпического начал виден и в развитии фабулы: в поэме даются эпико-драматические события, например, приход безымянной женщины к однополчанину своего возлюбленного, где она узнает о его предательстве и т.д. В процессе развития сюжета поэмы постепенно раскрываются драматические узлы событий и ситуаций, остававшиеся многие годы таинственными, неизвестными, выявляются и ответные реакции героев на эти события.

Обобщая, можно сказать, что поэма М. Карима, несмотря на эпическую основу, формирует своеобразный лирический сюжет: это не только потому, что автор обращается преимущественно лирическим способам в изображении объективной действительности, но и потому, что все события проходят и оцениваются через сознание, призму души главной героини, влюбленной женщины.

Эпическим жанрам свойственно изображение человеческих характеров в «событийном» движении, охват, наряду с этим, и социально-бытовых явлений. Развернутый сюжет, связывающий то и другое, является их устойчивой структурной основой. Тяготение поэмы к эпике в некоторых случаях явление естественное, оно порождается часто требованиями и условиями времени. Очень характерно, например, при изображении таких событий, как коллективизация, индустриализация в двадцатые и послевоенные годы в жанре поэмы на первый план вышла эпика, вытесняя лирику, что и понятно: «производственные» темы требуют «прозаического»

подхода. Тема формирования нового человека одновременно потребовала постановки в литературе нравственных проблем. А решение их, как известно, всегда связано с последовательным, фабульным изображением человека и его сферы.

Л. И. Тимофеев указывает: «Уже самое наличие стихотворной формы речи говорит нам о том, что произведение отражает жизнь в лирическом плане, т.е. через переживания, ею вызванные»,1 Но стихотворная речь, как известно, не всегда определяет лиризм. Роман С. Кудаша «Кушкаин», к примеру, написан в стихотворной форме, но от этого он не становится поэмой.

В связи с этим далее в диссертации поэма сопоставляется со стихотворным романом и делается вывод, что для данного жанра подходит не всякая, пусть даже и романная мысль, но требуется свое особое, «поэмное мышление», охватывающее возвышенные, поэтические моменты в жизни героя и действительности. Поэтому для поэмы не обязательна строгая последовательность изображения событий, она может строиться на ассоциативных связях и пропускать эпизоды, которые в эпических жанрах имели бы важное, а может быть и первостепенное значение.

Поэма, как и всякий другой жанр, находится в постоянном движении и развитии, впитывая особенности, признаки и свойства других жанровых форм.

Тем не менее, еще сильно тяготение башкирских поэм к эпичности, что, по-видимому, объясняется стремлением воспроизвести многообразную систему связей человека с историческим процессом, обращением к широким обобщениям, базирующимся на жизненных реалиях. Особенности эпических форм, даже романных, можно наблюдать, например, в ряде башкирских поэм, написанных еще в тридцатые годы XX века: Б. Бикбай «Земля», Р. Нигмати «Прекрасные долины Агидели», М. Тажи «Плакучая береза» и т.д. В этом плане очень интересна мысль М. Бахтина о том, что если в «большую литературу» приходит роман, некоторые жанры видоизменяются, в какой-то мере «романизируются»2. В первую очередь, трансформируются структурные особенности жанров: их формальная организация начинает требовать более емких и свободных приемов. Относительно названных башкирских эпических поэм тридцатых годов мысль М. Бахтина может подтверждаться тем фактом, что именно в эти годы в национальную литературу пришли первые романы: «Солдаты», «Красногвардейцы», «Красноармейцы» А. Тагирова, «Кровь» Д. Юлтыя,

1 Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. — М.: Просвещение, 1971. - С.381.

2 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975.-С. 450.

«Кудей» И. Насыри и др.

Следует отметить, что аналогичные процессы ощущаются и в современных башкирских поэмах, возможно потому, что, во-первых, крушение старых идеалов и поиск новых приводит к усилению аналитического начала, к необходимости последовательного анализа социально-исторических процессов, к появлению повествовательного сюжета, романической проблематики. Во-вторых, стремление к переоценке явлений прошлого, интерес к национальным истокам выдвигают на первый план историческое мировоззрение, исторический взгляд на действительность. В годы перестройки в башкирской литературе появляется, например, ряд исторических поэм: Т. Юсупов «Ищу сына», Т. Ганиева «Кипчаки», «Аркаим» и т.д. Они представляют собой новое явление в поэзии, изображая человека в историческом процессе, наделяя его гражданской ответственностью за будущее: каждый имеет отношение к истории, каждый отвечает за нее.

Все это определяет свойственную эпическим произведениям многоплановую структуру исторических поэм Т. Юсупова «Ищу сына», Ф. Тугузбаевой «Канны — крепость птицы Хумай», Т. Ганиевой «Аркаим», «Кипчаки» и др. В этих поэмах, носящих героико-романтический характер, поэты, обращаясь к историческому прошлому, раскрывают проблемы и настоящего времени. Принцип сжатости времени помогает изображать основные тенденции исторического движения. Надо сказать в то же время, что в поэмах эпическое содержание сочетается с лирическим мироощущением, с глубокой, личной заинтересованностью героев в судьбах родины.

Таким образом, в девяностые годы башкирская поэма широко использовала возможности эпической формы: сюжет, композиция, последовательное изображение человеческих характеров и т. д. Вследствие этого, авторы поэм имели возможность глубже проникать в жизненный материал, делать широкие обобщения, освещать важнейшие тенденции и события своего времени.

В этой главе диссертации поэма сопоставляется и со стихотворной драмой как переходным образованием, и делается вывод, что драматическое в поэме не признак рода. Драматическое обеспечивает напряженность конфликта, обуславливающего динамику движения сюжета. Диссертант отмечает, что необходимость использования драматических средств в поэме возникает в силу изображения драматических противоречий бытия, сложных взаимоотношений между людьми, напряженных духовно-нравственных поисков героя.

Исходя из результатов анализа, видно, что в названных поэмах, при всей сохранности эпической основы, изображение личности в социально-

историческом аспекте влечет за собой появление многообразия во всем поэтическом строе: в произведениях события развиваются не только в объективном повествовании, но и в «субъективных», ассоциативно-лирических планах, в связи с авторской мыслью. Здесь намечается тенденция к лиризации эпоса, которая является одной из причин того, что они называются поэмами.

Усиление внимания к внутреннему миру человека, психологии, стремление изображать «человеческое лицо» эпохи порождали буквально поток так называемых «лирических» поэм в исследуемый период: Н. Наджми «Братья», «Вечная песня», М. Гали «Открой ворота, Век», Р. Бикбаев «Вечное мгновенье», Б. Нугуманов «Колокола», А. Тагирова «Тропа матери», К. Аралбай «Духовная письменность», Ф. Тугузбаева «Раскаяние» и т.д. Монологические, исповедальные размышления, основанные на связях человека с народом, с эпохой определили и философскую глубину, и социальное содержание поэм. Все это привело к усилению личностного начала, активности позиции поэта, непосредственно сказывающейся и на самой структуре произведения.

В развитии эпической поэмы следует отметить не только тенденцию к лиризации, здесь явно прослеживается и встречный процесс — эпизация лирики, расширение границ лирики, обращение к темам, которые не укладываются в формы и возможности небольшого стихотворения. Таких поэм отличает субъективное начало, лирическая структура, свободные ассоциативные связи в изображении процессов. Эпическое содержание, входит органически в эту структуру. Эпичность поэмы - прежде всего в масштабе и объеме его замысла. Реальные исторические события входят в поэму хоть и не в объективированном виде, не в саморазвивающихся событиях и характерах, но озаренные свободным поэтическим воображением, в «потоке сознания» автора или героя.

Иногда в формировании лирических поэм большую роль играют композиционные признаки некоторых традиционных лирических жанров. Аргументом могут служить такие формы, как поэма-венок сонетов (А. Тагирова «Тропа матери»), поэма-кубаир (К. Аралбай «Мы - люди», Г. Зарипов «Карат»), поэма-ода (X. Гилязев «Ода Башкортостану», Ш. Биккул «Почва», 3. Султанов «Моя родословная»), поэма-песнь (Н. Наджми «Одиннадцать песней о друге») и т.д.

Господство социальных проблем, что было характерно для исследуемого периода, несколько препятствует развитию лирики. Не потому ли, лирическая поэма, помимо своих основных свойств, часто обращается к публицистическим, реалистическим, романтическим направлениям и способам? Поиски эти, думается, порождены процессами переоценки духовных ценностей, аналитическим отношением к происходящим

событиям.

«Перестроечные» изменения в социально-общественной жизни не обошли и башкирскую поэзию. Свобода слова, расширение идейно-тематического кругозора, возможностей для творческого поиска, отсутствие запретов, бытовавших в недавнем прошлом, создавали новые условия для изображения насущных проблем времени. Однако с выдвижением на первый план социально-политической проблематики меняются и установки лирических поэм: лирика «окрашивающаяся» публицистикой было явлением естественным. Ибо публицистика, как и лирика, - одна из форм выражения авторской мысли. Выступление героя от имени определенной социальной группы, высокая гражданственность потребовали и особой формы экспрессивности. При этом на передний план выходит форма призыва, послания, проповеди, лозунга, монолога. Поэма принимает черты и признаки агитационной публицистики: кубаира, обращения-монолога, хитапа, исповеди, наказа.

Обобщая, можно сказать, что жанр поэмы характеризуется многообразием форм и жанровых разновидностей, она продолжает образовывать новейшие модификации согласно условиям и требованиям времени.

Возможно, поэтому и нет единого принципа ее классификации. Литературоведы выделяют разновидности жанра, исходя из общего характера тематики (историческая, историко-революционная, поэма на современном материале и т.д.)1; взаимодействия с другими видами искусства (поэма-монодия, гимновая, космологическая, лирико-симфоническая, сатирическая поэма-фреска и т.д.)2; проблематики (философская, историческая и т.д.)3; стилевых особенностей (лирическая, лирико-публицистическая и т.д.)4; преобладания тех или иных жанровых свойств (поэма-повесть, поэма-очерк, поэма-листовка, агитпоэма и т.д.)5; типа сюжета (ассоциативная, повествовательная)6; родовых признаков

1 Хусаинов Г. Б. Башкирская советская поэзия: 1917-1980. - М: Наука, 1983.-304 с; Червяченко Г. А. Поэма в советской литературе. - Ростов - на Дону, Изд. во Ростовского ун.-та, 1978.-192 с. и т.д.

Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра. - М.: Наука, 1971. - 520 с. и т.д.

3 Жаков А. Г. Современная советская поэма. - Минск: Изд. - во БГУ, 1981 - 176 с. и т.д.

4 Лавлинский П. Горизонты современной поэмы: Проблемы жанра. // Вопросы литературы, 1986, №4. -С. 18 - 42. и т.д.

5 Абрамов А. М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. - М.: Советский писатель, 1972.-672 с.

6 Киканс В. Современная советская поэма - Рига Звайгзне, 1982 -243 с

(лирическая, лиро-эпическая, «чисто» эпическая, драматическая)1 и т.д.

Если представить жанр как единую целостную систему, тогда очень затруднительно дать такое определение, которое могло бы вобрать в себя все указанное многообразие. Основная трудность заключается в том, что жанр представляет собою явление, в котором сочетается типологическое устойчивое и динамическое начало. Жанровая стабильность и подвижность, динамика их отношений осложняется еще тем, что в формировании поэмы участвуют разные компоненты и жанрообразующие факторы.

Не отвергая принципы и критерии вышеназванных классификаций, диссертант, учитывая цель данной работы, находит нужным выделить в башкирских поэмах исследуемого периода лишь две основные жанровые формы: «лирические» и «эпические». Деление поэмы на другие разновидности, учитывающие особенностей структурной поэтики каждой из них, стиля, содержания, манеры повествования и т.д., производится в процессе анализа внутри текста. Как известно, формирование на основе эпической и на основе лирической дают разные структурные типы поэм. Именно такое условное деление помогает, по нашему мнению, провести полный и подробный анализ одного из лиро-эпических жанров башкирской литературы - поэмы.

Следующие главы диссертации посвящены именно к выявлению, особенностей этих разновидностей.

Во второй главе - «Содержательные и структурные особенности современных «лирических» поэм» — рассматриваются сюжетно-композиционные особенности поэм данного типа.

Чем же отличается «лирическая» поэма от других разновидностей жанра? Во-первых, в таких поэмах на передний план выходит личность поэта; события социального бытия не изображаются как в эпических произведениях, они, являясь поводом для размышлений, открывают путь к философским обобщениям. То есть поэтическая мысль в форме переживания, воспоминания, исповеди составляет природу сюжета «лирических» поэм.

Понятие «лирического сюжета» было введено в литературоведение В. Кожиновым и определяется, как «последовательность взаимосвязанных внешних и внутренних движений» или «цепь опредмеченных речью душевных движений»2. Действительно, не события, а динамика мысли преобладает в таких поэмах.

Базанов В.В. Об изучении русской советской поэмы 20-х гг. // Русская литература, 1973, №1.С. 185-187 и т.д.

Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция. // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении Роды и жанры литературы. - М.: Наука, 1964. - С. 427.4

Переживание... Именно это понятие можно использовать для понимания жанровой природы и структурной организации «лирических» поэм. Если в психологии переживание определяется как, «любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его состоянии и выступающее для него как событие собственной жизни»1, то лирическое переживание не сводится к одним только эмоциям по поводу изображаемого. «Лирическая» поэма включает в себя и явления действительности, порождающие эти эмоции. Поэтому она, несмотря выражение личных чувств, не может быть произведением только о себе, поскольку само название «поэма» и ее жанровая природа (эпичность) не допускают этого. Единство личного и общего, индивидуальной судьбы с судьбой родины, народа, мира особенно ярко выражены в произведениях М. Карима «Европа-Азия», Н. Наджми «Ворота», М. Гали «Открой ворота, Век», К. Аралбая «Белая юрта» и др. Несмотря на ргзличия в творческой манере, они сходны по организации поэтической структуры.

Художественное время в этих поэмах не ограничивается конкретными событиями прошлого, происходящее не берется в тесные хронологические рамки, оно остается открытым и для настоящего и для будущего. Не сюжет, завершившийся развязкой, а открытый финал - основное жанрово-структурное свойство «лирических» поэм. Именно такой исход, принципиально незавершенный, взывает к активным размышлениям; ставит читателя перед необходимостью разрешать жизненные противоречия вместе с героями произведения.

Говоря о связи лирического характера и обстоятельств в произведениях рассматриваемой жанровой разновидности, отметим, что характер героя в таких произведениях раскрывается в самом главном и только в данный момент: «лирическая» поэма не знает предыстории, и события в ней выражаются только в данный миг.

В «лирических» поэмах нет последовательно развивающегося хода событий, в ее структуре активно действует один герой, к тому же всегда положительный, вокруг которого группируется все остальное. Действительность, как объект художественного изображения, открывается «изнутри», как непосредственно пережитое, очень часто в ассоциативных связях. В этом случае сам характер обретает рельефную масштабность.

Таким образом, структуру «лирических» поэм определяет и предмет изображения (лирический характер), и способ изображения (переживания, исповедь и т.д.). Надо сказать, что все эти черты являются в то же самое

1 Психология. Словарь. / Под общей ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского.2-е год, испр., и доп. - М.: Политиздат, 1990. - С. 270.

форму. В лирическую ткань произведений стали проникать формы документальной литературы: письмо, документ, факт. Таковы поэмы Р. Бикбаева «Письмо народу», «Система», Р. Туляка «Кашмау», Ф. Тугузбаевой «Колокол» и др. Оставаясь по принципам поэтической структуры и средствам изображения (ассоциативность, личностное начало, монологичность, исповедальность, символика и т.д.) в русле лирических поэм, эти произведения одновременно отличаются и открытой публицистичностью, нередко близкой к дидактике, назидательности.

Исходя из этого, современные «лирические поэмы» можно подразделять на собственно лирические и лирико-публицистические.

С учетом этих и других общих и видовых особенностей диссертантом подробно рассматриваются и сюжетно-композиционные свойства «лирических» поэм.

В результате анализа выясняется, что в композиции «лирических» поэм отдельные разделы и главы соединяются не на основе последовательных событий, а собственным развитием лирической мысли. При этом на первый план выходят не внешние предметные, пространственно-временные, причинные взаимосвязи, а внутренние эмоционально-смысловые, ассоциативные отношения персонажей, событий, эпизодов.

Важную роль в художественной ткани «лирических поэм» играют обобщенные, символические образы, организующие и поэтическую структуру произведения, и философскую основу содержания поэмы, объединяя их в единое целое. В поэмах «Ворота» Н. Наджми, «Колокола» Б. Нугуманова, «Белая юрта» К. Аралбая образы ворот, колокола, юрты достигают высот символа, становятся организующими центрами, определяя широту и масштабность, социальную значимость поставленных в этих произведениях проблем.

На основе особенностей поэтики можно выделить два структурных типа поэм: поэмы с «прерывистым сюжетом», выражающие разные проявления состоянии души, взгляды человека на различные события (М. Гали «Открой ворота, Век», Б. Нугуманов «Колокола», Р. Бикбаев «Вечное мгновенье», Т. Ганиева «Каноны», Р. Туляк «Мосты» и т.д.) и поэмы с однолинейным сюжетом, характеризующиеся сквозным развитием одной лирической темы (X. Гилязев «Ода Башкортостану», Р. Бикбаев «Утолить бы жажду», Б. Нугуманов «Сибирская дорога», К. Аралбай «Голос Таналыка», А. Тагирова «Тропа Матери», С. Алибай «Вечный огонь», Т. Давлетбирдина «Девичья память» и т.д.).

Композиция поэм с «прерывистым сюжетом» в структурном отношении складывается как форма цикла стихов. Такая форма не нова: ее удачно использовали в 60-е годы М. Карим («Европа-Азия»), Н. Наджми

(«Ворота»), М. Гали («Разговор через моря»), Г. Рамазанов («Песня гор»). В свое время К. Ахметзянов предсказывал ей большое будущее, назвав циклической композиционной формой лирического характера'. Действительно, поэты и сегодня удачно используют приемы циклической композиции.

В поэме М. Гали «Открой ворота, Век», например, развиваются две сюжетные линии: личный жизненный путь героя и драматические события эпохи. Эти два плана в поэме связаны содержанием центрального образа -образом ворот, ассоциацией, навеяннойи поэмой Н. Наджми «Ворота».

Образ ворот в поэме М. Гали, развиваясь содержательно, уводит нас в исторические и трагические события века: годы репрессий, Великой Отечественной войны... А в конце поэмы ворота превращаются в символико-метафорический образ - в ворота века. Эпизод, где лирический герой стоит со своим внуком, рассуждая о том, что ворота радуги сравнимы с воротами века, имеет глубокое значение: поэт верит в светлое будущее, призывает не повторять в новом столетии ошибок прошлого.

Если при этом в поэме «Ворота» Н. Наджми преобладают черты социальной, панегирики, чувства восхищения, лирическая приподнятость, то произведение М. Гали выражает гражданскую обеспокоенность, в ней наличествуют тревожно-трагические мотивы о судьбах Родины, и по стилю поэма приобретает лирико-публицистическое звучание.

Надо сказать, что многообразие отношений главных героев к различным событиям личной жизни и к судьбам родины само потребовало использования в этих «лирических» поэмах сложной структуры; циклической композиции с «прерывистым сюжетом».

На основе анализа произведений М. Карима, Н. Наджми, М. Гали, Р. Бикбаева и др. диссертантом делается вывод, что циклическая композиционная форма способствует более полному раскрытию художественного замысла. Объединенные в общую картину активным гражданским «я» поэта, отдельные звенья поэмы-цикла образуют широкую многокрасочную, движущуюся панораму действительности, давая всякий раз новый ракурс главной теме. Этот прием композиции в литературоведении часто определяют как монтаж2. Такая структура поэтического целого, не стесненная сюжетными границами, состоящая как бы из отдельных кадров, может фиксировать то или иное большое социальное явление.

Поэмы с однолинейным сюжетом, характеризующиеся сквозным

1 Ахметзянов К. А. Вопросы композиции башкирской поэмы. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1962. - С. 163 (на башк. яз).

Хализев В. Е. Теория литературы. - М/. Высшая школа, 2002. - С.312.

развитием одной лирической темы, являются одним из самых распространенных структурных типов жанра в башкирской литературе. Истоки поэм данного типа в обилии можно видеть еще в тридцатых годах XX столетия. Поэзию этих лет можно назвать поэзией «социальной» лирики, поэзией радости и восхищения, что связано с высшим пафосом времени, с большими достижениями в строительстве социализма.

Так, лирический герой поэмы «Утро республики» Г. Саляма -жизнерадостный человек, свидетель больших изменений, происходящих в Башкортостане.

«Лирический» сюжет поэмы прост. Главный герой, поднимаясь на «вершину косогора», созерцает утреннюю динамику жизни края и словно передает поэтический репортаж. В произведении все события действительности проходят через призму души лирического героя. Образ «утра республики» поднимается до уровня образа-символа в раскрытии темы пробуждения народа, его отношения к новой жизни.

Сюжет поэмы, как видно, движется в едином направлении: лирические чувства героя развиваются от начала до конца произведения в зависимости от радостного пробуждения страны «социальным утром» республики.

В современных поэмах с подобным однолинейным сюжетом, характеризующимся сквозным развитием одной лирической темы, наблюдается тенденция к переходу от эмоции к многогранным размышлениям, к анализу. Это, в основном, поэмы о героике военных лет, или поэмы, основанные на воспоминаниях о трудном детстве, юношестве: Н. Наджми «Вечная песня», «Братья», С. Алибай «Звон косы», Р. Шакур «Санный путь», К. Аралбай «Надежда» и т.д.

Стремление понять сегодняшнюю действительность во всей ее противоречивости и многогранности особенно хорошо наблюдаются в поэмах Р. Бикбаева «Утолить бы жажду», К. Аралбая «Голос Таналыка».

Уже первая глава поэмы Р. Бикбаева «Утолить бы жажду», рассказывающая о великой истории народа, о ее исторических перипетиях, дает отчетливое представление и о масштабах изображения, и о лирической глубине его. Поэт удачно использует композиционную форму эпического «путешествия». Личность поэта не только аккумулирует здесь путевые впечатления, но является активным действующим лицом современной духовной жизни, участником и судьей происходящих событий. Белорецк, Бурзян, Шульган, Иштуган, Стерлитамак, Уфа - на каждой остановке автор выражает свое понимание состояния современной истории, делится тревожащими сердце мыслями. Именно поэтому столь значительна для структуры поэмы роль лирических отступлений. Художественное единство обеспечивается здесь преимущественно средствами стихотворной

публицистики, которые неотделимы от злободневных проблем современности. Всю поэму пронизывает лирическое переживание, за всеми «описаниями» встает страстная заинтересованность поэта. Такое строение оказывается важнейшей конструктивной особенностью жанровой структуры поэмы «Утолить бы жажду» Р. Бикбаева.

Обобщая, можно сказать, что единая лирическая тема в вышеназванных поэмах данного структурного типа развивается не на повествовательной основе, главы поэмы, связанные внутренне лирическим переживанием, остаются вполне самостоятельными частями целого.

Далее в диссертации анализируются такие композиционные формы, встречающиеся среди «лирических» поэм с однолинейным сюжетом, как поэма-венок сонетов (А. Тагирова «Тропа матери»), поэма-полемика, назира (X. Гилязев «Ода Башкортостану», Т. Давлетбирдина «Девичья память», X. Назар «Пишу судьбу свою» и т.д.), поэма-марсиа (И. Кинзябулатов «Память сердца», «Защитник Вселенной») и т.д. Эти формы сложились как воплощение стройного, завершенного и вместе с тем сложного и не лишенного противоречий лирического размышления. Вместе с тем, в развитии «лирических» поэм велика роль других жанров, в том числе и лирических. В данной главе отмечается также, что формирование тех или иных композиционных особенностей диктуется условиями времени, является потребностью выражения новых идей в новых формах. Например, композиционные формы типа поэмы-полемики, сатирической поэмы особенно характерны для лирико-публицистического подвида «лирических» поэм.,

Таким образом, поэма, как всякий жанр литературы, тесно связана со временем, с его особенностями. В соответствии с этим,. усложняется и структура «лирических» поэм. Грандиозные события и явления эпохи переплетаются в ней с биографическими, автобиографическими элементами, обогащаясь одновременно в этическом и эстетическом планах. Мастерство проявляется здесь прежде всего в тонкой передаче душевных состоянии, в их развитии и противоречии. Душевное состояние поэта, смятенность чувств выражалось особенно остро, оно была в определенном смысле знамением времени, когда возрастал интерес к человеческой личности.

В целом, современные «лирические» поэмы - это особый мир. Многообразие его проявлений можно объяснить поисками новых жанровых форм, более совершенных структур поэтики, стремлением найти пути и средства, которые могли бы полнее освещать сложные противоречия современной действительности.

В третьей главе - «Современные «эпические» поэмы. Проблемы жанра и стиля» - прослеживаются пути взаимодействия традиций и новаторства в сюжетосложении «эпической» поэмы, особенности в области

стилевых разысканий.

Основным жанрообразующим началом в «эпических» поэмах является повествование о людях, о явлениях жизни. Если в «лирических» поэмах сюжет основывается на переживаниях, мыслях лирического героя, то здесь он подчинен развитию событий. Это обстоятельство, в свою очередь, порождает личностную систему персонажей. Конечно, персонажная система в поэме не столь развита как в эпических жанрах. И эпическое повествование в жанре поэмы никогда не встречается в «чистом» виде, оно обязательно проникнуто лиризмом. Во многих случаях повествователь очень близок лирическому герою. По-разному организовывается в поэмах данного типа и связь между эпическим сюжетом - фабульно-событийной основой поэмы с развивающейся в произведении лирической мыслью. .

В восьмидесятые - девяностые годы стремление изображать реальные картины эпохи открыло путь к широким поэтическим обобщениям. В поэзии наблюдалось стремление к реалистическому освещению действительности, эпической монументальности. Лирическое начало в таких поэмах связано с социально-исторической проблематикой, философскими размышлениями героя о событиях на стыке эпох.

Исходя из этих признаков, поэму Р. Туйгуна «Дорога Канифы», основанную на сюжете известной башкирской легенды о похищенной девушке Канифе (в другом варианте - о буренке Куныр буга, проданной на чужбину), которая вернулась, преодолев все невзгоды, можно было бы назвать лирическим рассказом о времени и о себе.

Композиция произведения включает несколько вариантов легенды о дороге Канифы, формируя своеобразную «ящичную» структуру. Каждый из вариантов предания служит импульсом для развития авторской мысли. Сказания о любви к Родине, о свободе личности переплетаются с противоречиями сегодняшнего дня, судьбами современников. На подобной перекличке прошлого с настоящим осмысливается и движение истории.

Все события и эпизоды скрепляются в единую структуру через образ повествователя: изображаемое связано с линией его судьбы, о чем говорят и факты биографии. Личностное начало играет здесь организующую роль, окрашивает эпическое начало лиризмом. Однако хроникальный принцип изображения событий не всегда приводит к удаче: поэме «Дорога Канифы» явно не хватает принципиальности и последовательности в отборе жизненных явлений, поэт часто предается мелочной фактографичности, столь свойственной хроникам.

В последние годы в поэмах намечается усиление философского и аналитического начала, объясняемого, очевидно, обостренным вниманием к нравственному облику современника, стремлением понять смысл происходящих событий. В то же время социально-нравственная

проблематика, как известно, требует изображения человека в конкретных ситуациях. Такое свойство определило и структуру некоторых поэм: Р. Бикбаев «Стрела с меткой», Б. Рафиков «Каменное изваяние», Р. Туляк «Горение», Г. Зарипов «Карат», А. Утябай «Двенадцать» и т.д. В них сюжет развивается в определенных рамках, преобладает однолинейность. Здесь проявляется объективированный лиризм, часто философия жизни передается широко обобщенными образами, символикой и иносказаниями, поэтикой фольклора, мифологии.

Произведения М. Карима «Улыбка», «Тайна», Н. Наджми «Поэт и шах», основанные на поэтике народного творчества и увидевшие свет еще в шестидесятые годы, условно можно было бы назвать, например, «маленькими» поэмами-сказками с однолинейным замкнутым сюжетом. В наши дни с появлением национальной, исторической проблематики в литературе эти традиции на фольклорной основе снова возобновились в поэмах Р. Бикбаева «Стрела с меткой», Г. Зарипова «Карат», Р. Шаммаса «Цена красоты» и др.

Поэмы, о которых идет речь, невелики по объему, это так называемые «маленькие поэмы». В. В. Базанов связывает их возникновение с процессом «последовательного и неуклонного сокращения объема» поэмы1. Раскрытие эпической темы в краткой форме определяет особенность и названных башкирских поэм.

Решение социально-нравственных проблем в лиро-эпическом плане, стремление в повествовании к краткости и сжатости требует от поэтов совершенствования поэтического инструментария, художественных средств и приемов новеллистической композиции. Надо сказать, что новеллизм в поэме - явление не новое. Еще во второй половине тридцатых годов XX века, Галимов Салям разработал более сжатые, но в то же время объемные приемы организации сюжета, разрушая этим, бытовавший в поэзии фабульный принцип повествования. Приемы новеллистической композиции удачно использованы им в поэмах «Кречет» и «Дитя».

В последние годы развитие этих традиций мы наблюдаем в поэмах Б. Рафикова «Каменное изваяние», Ф. Тугузбаевой «Говорят, что есть средство от смерти», Р. Туйгуна «В саду». Наиболее активно используются такие формы и приемы новеллизма в организации сюжета произведения, как «узнавание» персонажа, совпадение кульминации с развязкой и т.д.

Структурная поэтика башкирских поэм исследуемого периода многообразна. Есть поэмы, где движение сюжета обеспечивается формой путешествия в прошлое, т.е. приемами ретроспективной композиции. К

Базанов В. В. Об изучении русской советской поэмы 20-х годов. // Русская литература, 1973, №8. - С. 185.

разряду таких произведений можно отнести, например, поэмы А. Атнабаева «Раненая гармонь», А. Багуманова «Во время ледохода», М. Ямалетдинова «Память песни» и т д.

Основные события в поэме Р. Туляка «Горение» даны в композиционной форме писем, где в одном структурном русле развиваются и рассказ, и размышление. Из-за монологической формы, на первый взгляд, она напоминает лирическое произведение. Однако центральный герой поэмы (пастух) действует не как лирический герой, а как эпический, сюжетный со своим характером, судьбой, биографией. В поэме он выступает в роли повествователя и одновременно с этим является выразителем дум и чувств автора. В его уста вложены размышления о сложных проблемах современности. Как представляется, здесь лиризм не играет самостоятельной структурной роли, а только углубляет и «одушевляет» эпические картины.

Исходя из анализируемого материала, можно сказать, что организующим центром таких «эпических» поэм, является сюжет, сконцентрированный вокруг главного героя, повествования о судьбе одного человека. Авторское отношение к нему проявляется либо в эмоциональном аспекте, либо в медитациях, связанных с изображаемым характером. Эти поэмы формируются на основе эпического начала, лирика же обогащает, помогает раскрывать внутреннюю, чувственную сторону изображаемого.

Современная башкирская поэма стала многофункциональной: показывает облик эпохи, духовный мир современника, исследует исторические истоки настоящего, несет в себе эпическое и лирическое, конкретное и аналитическое начала.

Произведения Г. Юсупова «Ищу сына», Р. Зинурова «Ибн-Фадлан, или дастан о курае», «Слово о Бепенее», Ф Тугузбаевой «Канны - крепость птицы Хумай», Т. Ганиевой «Аркаим», «Кипчаки» можно определить как исторические поэмы только в тематическом плане. В главных героях произведений история и современность формируют единую художественную ткань, отсутствие границы между настоящим, прошлым и будущим составляет их композицию.

Структура этих поэм представлена многолинейной сюжетной панорамой, сложной композицией с пересечением разных планов прошлого, настоящего, будущего и т.д. Здесь широко используются формы традиционных, восточных эпических структур; приемы «рамочного» сюжета, «ящичной» композиции и т.д. Не случайно ряд авторов поэм определяют свои произведения как «дастан».

В «Литературном энциклопедическом словаре» дастан определяется как «...обработка сказочных сюжетов, легенд, преданий. Дастаны бывают поэтические и прозаические, часто это проза со стихотворными

вставками»1.Р. Баимов, например, отмечает такие особенности жанра, как «...приемы гиперболизации героя в дастане, преобладание любовно-романтических сюжетных линий, фантастических, приключенческих ситуаций»2. Дастан, характеризующийся сложностью интриги и увлекательным сюжетом в организации содержания, близок к сказкам, и в то же время изображением судеб героев, романтической структурой сюжета, эпичностью и масштабностью в повествовании он напоминает и жанр романа. Поэтому дастан по-другому определяют как сказочный роман3.

Анализ произведений Т. Юсупова «Ищу сына», М. Ямалетдинова «Культагин», «Последний из Сартаева рода», Т. Ганиевой «Кипчаки», «Аркаим», Ф. Тугузбаевой «Канны - крепость птицы Хумай», Р. Зинурова «Ибн Фадлан, или дастан о курае», «Слово о Бепенее», 3. Зиннатуллина «Кодекс об Отечестве и Стране», Т. Карамышевой «Открытые тайны» и других показывает несомненное родство их с дастанными традициями -героическое содержание, романтический дух, сложная композиция, многолинейный сюжет, фольклорно-мифологический стиль и т.д. Однако эти произведения, конечно же, не являются классическими дастанами, но показывают поиски новых форм и выражений на основе традиций.

Подводя итоги анализа разновидностей поэм данного типа, в диссертации подчеркивается, что стремление к краткости и сжатости - одна из основных особенностей «эпических» поэм и одновременно является и показателем мастерства поэта.

«Эпические» поэмы, как и «лирические», показывают, что они занимают свое достойное место в иерархии жанров, имеют свои особенности, уникальные свойства и функции как произведения определенного содержания и поэтики.

В Заключении диссертации подведены итоги и обобщены выводы проведенного исследования.

Современная башкирская поэма - синтетический жанр, в котором эмоциональные размышления и повествование о событиях составляют нерасторжимое целое, находясь в равновесии и гармонии. Синтез на основе эпики и лирики дают разные типы поэм, что зависит от одного из организующих начал - эпического или лирического. Но это - еще не вся характеристика поэмы как жанра. В процессе эволюции поэма впитывает и

1 Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987.-С.86-87.

2 Баимов Р.Н. Литература Востока. Материалы по истории иранской, индийской, арабской литератур с древнейших времен до XVIII века: Уч. пос.2-е изд., доп. - Уфа: БашГУ,2001.-С223.

3 Там же. - С. 222.

синтезирует особенности и других жанров. Обновление жанровых разновидностей, возникновение новых типов художественной структуры, стилевое разнообразие - основные черты современной поэмы. В ее «лице» отражаются сложные художественные поиски и процессы исследуемого периода, взаимоотношения между духовными потребностями общества и индивидуальными поисками поэта.

Современная башкирская поэма - гибкая, изменчивая эстетическая структура, соответствующая содержанию и требованиям времени. Она -один из лиро-эпических жанров, показывающий в своеобразных поэтических формах наиважнейшие моменты действительности и жизни человека. Поэма остается верной этой жанровой природе и сегодня.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Композиционные формы современных башкирских поэм, (на башк. языке) // Вопросы филологии и журналистики. Материалы девятой Республиканской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей. - Уфа, 2001. -С.118-119.

2. Стилевые особенности современных башкирских поэм (на башк. языке) // Вопросы филологии и журналистики. Материалы десятой Республиканской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. - Уфа, 2002. — С. 185 - 187.

3. Огненное сиянье птицы Хумай (на башк. языке) // Агидель, 2002, № 3.-С. 158-160.

4. За горизонтом... (на башк. языке) // Агидель, 2002, № 9. - С. 145 — 147.

5. Вопросы классификации современных башкирских поэм, (на башк. яз.) // Ядкяр, 2002, № 2. - С. 92-96.

6. Поэма, поэма., .(на башк.языке) // Агидель, 2004, № 2. - С. 119 -127. .

7. Структурные особенности современных лирических поэм (на башк. яз.) // Ядкяр, 2004, № 3.

8. В поисках нового... // Агидель, 2004, №9.

Киреева Луиза Рифовна

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭМЫ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологическихнаук

Подписано в печать 27.09.2004 г. Бумага офсетная. Формат 60x84/16. Гарнитура Times. Отпечатано на ризографе. Усл.печ.л. 1,38. Уч.-изд.л. 1,69. Тираж 100 экз. Заказ 624.

Редакционно-издательский отдел Башкирского государственного университета 450074, РБ, г.Уфа,ул.Фрунзе, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ,г.Уфа, ул.Фрунзе, 32.

 

Текст диссертации на тему "Структурные особенности современной башкирской поэмы"

U'.OS-KoMo^

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕ^ЕЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Киреева Луиза Рифовна

Структурные особенности современной башкирской поэмы

Специальность — 10.01.02. - Литература народов РФ (башкирская литература)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан Р. Н. Баимов.

Диссертация написана на башкирском языке

Уфа-2004

БАПГКОРТ ДЭУЛЭТ УНИВЕРСИТЕТЫ

Кулъя?ма хокугында

Кирэева Луиза Риф кы?ы

Хэзерге бапгкорт поэмаьынын, структур у?енсэлектэре

Специальность — 10.01.02. — РФ халыктары э?эбиэте (бапгкорт э?эбиэте)

Филология фэндэре кандидаты килми дэрэжэьенэ диссертация

Рилми етэксеье -филология фэндэре докторы, профессор, Башкортостан Республиками Фэндэр академияьыныц мехбир- aF3акы Р.Н.Байымов.

Эфе — 2004

Йекмэткеье

Инеш.........................................................................................4

Беренсе булек.

Поэма жанрын форма лаштырыуза лирик ьэм эпик

башланрыстарзын, роле.............................,................................16

Икенсе булек.

Хэ?ерге «лирик» поэмаларзын, йекмэтке ьэм структур УЗенсэлектэре.............................................................................43

0свнсв булек.

Хэ^ерге «эпик» поэмалар. Жанр ьэм стиль мэсьэлэлэре.................97

и

Иомгаклау...............................................................................139

Библиография..........................................................................144

Инеш

Был донъяла ьэр кешенен, у?енэ гена хас я?мышы булган

>

кеуек, э^эбиэт тарихында ла ъэр жанрзыц у?бидцэлэнеше бар. Румер^эре арауыгында уларзы ла гврлэп сэскэ аткан мэлдэр, моцьоу ке^дэр, ьыуык кыштар озатып килэ.

Поэма э^эбиэт галемендэ ин; кга бэхэстэр, тврлв карапггар уяткан жанрзардын; береье. Был яктан унын менэн тик роман гыыа ярыша алалыр.

Шигриэтте поэманан тыш ку? алдына ла килтереп булмай. Нэр яцы пшгыр китабы поэмаъыз сыкмай тиерлек. Э^эбиэтебеззен, кв^геьв булган «Агазел», шулай ух «Шоцкар» журналдары, «Башкортостан » гэзите уларга урын бирэ.

Ь.ан ягынан Караганда, ьуцьы осорда йэгаи 1980 йылдан алыл, 2000 йылга тиклемге арауыкта 90-дан артык поэма донья кургэн. % Шигриэттец монументаль жанры всен был, элбиттэ, ыцгай куренеш..

Ошонон, менэн бер рэттэн, бегенгв поэма узенсэлекле ьызаттарга байыны, уныц фэлсэфэуи нигеззэре, эх л эки-эстетик принциптары тэрэнэйзе, тарихилык сифаттары яцыса удтерелде.

Нимэ ьуц ул поэма? Был hopayFa бер ьу? менэн яуап табыуы ла кыйын. Быныц есвн тэузэ «жанр» билдэлэмэъен асыкларга кэрэк.

Жанр, кузаллауыбызса, ул эзэби терзэр (род) эсендэ билдэлэнгэн сагыштырмаса тоторокло структура. Был йэьэттэн, М.М. Бахтиндьщ фекерзэре узенеэлекле. «Жанрзарза <...> быуаттар ьузымында донъянын, билдэле бер яктарын куреу ьэм ацлау формалары туплана», йэки «ижадсы ысынбарлыкка жанр куззэре менэн карарга тейеш»1 ъ.б. Икенсе фекер бигерэк тэ кызыклы. Ысынлап та, берэй ядыусы узенец ижади пландары менэн

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С.332.

булешкэндэ йыш кьгаа: «Мин бына ошо турала шундай-шундай хикэйэ (йэки повесть) я^максымын», - тип белдерэ. Тимэк, эдип * уценен, ьу^^эрен, буласак а^эренен, йвкмэткеьен ниндэй формала —

мэкэлэме, хикэйэме, драмамы, поэмамы ул — ky? алдына килтерэ, тойомлай.

М. Бахтин, зсэрдэрдец жанр ьы?аттары буленмэс берэмек икэнен кыдык вдтвнэ альш, ошоноц менэн бергэ формаль (структур) ьэм йвкмэтке аспекттарын айыра. Ошо кузлектэн Караганда, я?ыусы yq эдэрен я?ыр ал дыня н ин, тэудэ тал шул структур яхты ку^аллай за инде. Элбиттэ, йвкмэтке яцылыктарзы ти^ерэк кабул итэ. Ысынбарлыкта, тормопгга барган вакигалар нигезендэ у^гэрэ торран йвкмэтке ахырза форманы л ау?гэртеп куя. Мэсэлэн, поэма гана тиьэк, хэзер поэма-монолог, поэма-очерк; йэки элегерэк роман гына тиьэк, хэ?ер роман-эссе, роман-детектив ь.б. ^ Жанрда ла ин, тэу^э йвкмэтке у?гэрэ, эммэ структура о?ак

вакыт узгэрмэйенсэ, ошо йекмэткегэ яраклашып йэшэргэ мвмкин. Был йэьэттэн, поэма бик кызыклы: ул — лиро-эпик жанр. Ниндэй генэ дэуердэр кильэ лэ, ул тап ошо ъыдатына tofpo булып кала. Жанрзыц был у^енсэлеген лирика ъэм эпостыц кушылмаьы тип ацларга ярамай. Эпик нигеззэ ьэм лирик ниге??э формалашыу поэманын, терла тшггарын барлыкка килтерэ. Доминант тер (род) ниндэй булыуга карамаетан, улар органик рэуештэ синтезлашканда, у^-ара гармонияла булган сакта гына ысын поэма тыуа ала. Мэсэлэн, эпосты характерзарзан башка карап булмай. Эммэ поэмала геройзар артык кубэйьэ, был инде шигри повесть йэ иьэ романга окшай башлай. Автор тарафынан бер вакига, йэки бер герой тураьында гына ьвйлэп съпыуга корольа ла, эдэр шигри 4 хикэйэлэугэ, одон шигырга эйлэнэ.

Шигри хикэйэлэу тигэндэн, рус э?эбиэтендэ поэма ньщ шигри формаьына бадым яьап бирелгэн билдэлэмэлэр йыш осрай. «Поэма — бер автор тарафынан ядылган зур куп булекле (многочастная) шигри э^эр»1; «.. пгигри хикэйэлэугэ королган (стихотвор но -повествовательное) зур э?эби э<?эр»2 ь.б.

Э бит ширыр менэн язылган романдар за («Евгений Онегин», «Купгкайын» ь.б.), повестар за (3. Биишева «Гельямал» ь.б.), драмалар да (М. Кэрим «Салауат» ь.б.) бар. Унан башка, хикэйэлэугэ тугел, э лирик уйланыузарга королган, эске халэтте-белдергэн, fgmym8h, медитатив эсэрдэрде кайда куйырга? Тимэк поэмага кэтги рэуештэ был формаль у^енсэлекте тагып куйып булмай.

Формаль ьы^аттар^а уртак бер фекер булмауы жанрдьщ йекмэткеъендэ тоторокло моменттарзы эдлэу бурысын куя. Был яктан поэма башка жанр^арзан нимэ менэн айырыла?

Йекмэтке ьыдаттары тип, «югары ьэм героик» (А.Н.Соколов), «патетик» (М.А.Лазарук), героик иэм фэлеэфэуи (Г.П. Червяченко) ь.б.3 ьанайдар. 8ммэ В.Г. Белинскийдын, билдэлэмэье ьэр осор поэмаьы ©сен ньпырак тура килеуе менэн у?енсэлеклег минецсэ: «поэма тормопггоц тик поэтик, идеаль моменттарын тотоп а л а. нын, йекмэткеьен кешелек донъяныныц тэрэн караштары ьэм югары эхлэки мэсьэлэлэре тэшкил итэ»4.

Бик куп галимдар, был фекерде уртаклашып, поэманы тормоштагы иц кидкен моменттарзы тотоп алыусы жанр бу л арак

1 Краткая литературная энциклопедия.Т.5 - М.: Советская энциклопедия, 1968,- С. 193.

2 Поспелов Г. Н. Теория литературы.- М.: Высшая школа, 1978.- С.238.

J Соколов А. И. Очерки по истории русской поэмы XVII и 1-й половины ХТХ в. - М.: Издательство Московского университета, 1955,- С. 10-11; Лазарук М. А. Белорусская поэма в XIX - начала XX в.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Минск: 1969. - С.9; Червяченко Г. А. Поэма в советской литературе. - Ростов- на Дону: Изд.-во Ростовского ун.-та, 1978. - C.2Q и т.д.

4 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти томах. 4-й том. - М.: Изд. АНСССр, 1954,- С.415.

билдэлэнелэр.1 Бапгкорт галимы Р.Бикбаев фекеренсэ: «Поэманыц теп максаты — тормошто глобаль ктрэ белеу, халых ядмышындагы * тетрэткес мэлдэрзе, тарихи моменттар?ы ьурэтлэу. Шуга ла бындай

оло жанрзыц вакланырга хакы юк»2. Ысынлап та, мэдэлэн, хикэйэ, повесть кеуек проза ясанрзарынан айырмалы рэуештэ поэма ысынбарльгкты поэтиклаштыра. Карамакка конкрет тормош материалын да ул абстракт фекер ьэм фэлсэфэуи двйвмлэпггереудэр аша бирэ. Ниндэй генэ бвйек нам кыдьгклы ртмер юлы утьэ лэ, ул бер генэ кеше тормошо менэн сиклэнэ алмай. Шэхси ьэм дейем мэсьэлэлэр берлектэ бирелергэ тейеш. Э был бэйлэнештэр, билдэле булыуынса, терле яклы ьэм катмарлы.

Бапгкорт эдэбиэт гилемендэ эдэби жанр?ы вйрэнгэн тепле нигелле хе?мэттэр юк тугел.3

Поэма жанрыныц вйрэнелеу кимэленэ килгзндэ лэ уны ^ бвтвнлэй тикшерелмэгэн тип эйтеп булмай. Мидал всвн рус совет

поэмаьын терле-терле принциптарзан сыгьга баьалауга арналган монографияларзын, авторзарын гына ьанап китэйек: А.Т. Васильковский, А.С. Карпов, Г.А. Червяченко, М.М. Числов, В.П. Киканс, С.А. Коваленко, А.Н. Лурье, Н.Р. Мазепа, Л.К. Швецова, А. Г. Жаков, В. Панков, А. Михайлов, А. Абрамов, В. А. Редькин и.б.

в бапгкорт поэмаьыньщ тарихына, формалашыу ьэм ygev юлдарына, уны жанр принциптары буйынса системага килтереугэ

1 Мэдэлэн, кара: Червяченко Г. А. Поэма в советской литературе. - М.: 1978; Карпов А. С. Русская советская поэма: 1917-1941 гг. - М.: 1989; Бикбаев Р. Т. Замандыц ппкри йылъя?маьы. — Офе: Бапгкортостан китап ношриэте, 1980. ь.б.

2 Бикбаев Р. Т. Замандын шигри йылъязманы.- ©фе: Бапгкортостан китап нэшриэте, 1980.- 208-се бит.

3 Хвеэйенов F. Б. Башхорт совет поэзияьыныц у?еш юлдары. — Офв: Башкортостан китап нэшриэте, 1968; Вахитов А. X. Башкирский советский роман. - М.: Наука, 1978.;Гэйнуллин М.Ф. Бапгкорт совет драматургияьынын, у^еш юлдары.-Офв: Башкортостан китап нэшриэте,1985; Баимов Р. Н. Судьба жанра (Взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы).-

% Уфа: Башкирское книжное издательство,1984; Бикбаев Р. Т. Эволюция современной

башкирской поэзии. — М.: Наука,1991.; Киль муха метов Т. А. Поэтика башкирской драматургии. - Уфа: Китап, 1995. ь.б.

ин; тэугелэрзэн булып Г.Хесэйенов игтибар итте.1 Бынан тыш «Заман ъэм поэзия» (1965), «Заман. Эзэбиэт. Э^ип.» (1978), «Замана» (1988) ь.б. китаптарында, Д. Юлтый, С. Кудаш, Р. Нигмэти, М. Кэрим ижадтарына арналган монографияларында ла ул был жанрзы куд уцынан ыскындырманы: йылльгк ку^этеу^эр язды, айырым шагир ижадындагы эрэр^эргэ анализ бир^е2.

К.Эхмэтйэновтьщ «Бапгкорт поэмаьында композиция мэсьэлэлэре» (1962) тигэн китабы бапгкорт поэмаларына арналган тэуге монография булды. Унда 30-40-сы йылдар поэмалары ьэм 50-се йыл а?актарында донья кургэн кайьы бер эрэр^эрден, композиция уденсэлектаре ентекле анализланды.

Поэмаларзын, э?оби процеста тоткан урынын курьэтеузэ айырыуса галим ьэм шатер Р. Бикбаевтын; галми эшмэкэрлеге емешле. Ин, тэуге хе?мэтендэ ук ул 1956-1965 йылдарза донья кургэн эдэрдэрзе тикшерде, жанр^ыц лирик ьэм лирико-эпик формаларын айырып карай, уларзын, узенсэлектэрен, удеш юлдарын байканы.3 Шулай ук Р. Бикбаевтын; «Замандын, шигри йылъядмаьы» (1980), «Эволюция современной башкирской поэзии» (1991) тигэн монографиялары бапгкорт ппириэте менэн бер катардан поэманыц да жанр буларак формалашыуынан алып, 80-се йылдар башына тиклемге удеш юлдарын у? эсенэ алды.

М. Миньажетдиновтыц «Поэмаларга бер караш» нам Э.Хэкимовтыц «Бегенге поэма тураьында уйланыу» кеуек 60-70-се йылдарза донья кургэн мэкэлэлэре лэ шул осор поэмалары

1 Хесэйенов F. Б. Бапгкорт совет поэзияьыттьщ кайьы бер мэсьалэлэре. —0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1957.

2 Хесэйенов F. Б. Сэйфи Кудаш ижады. — 0фв: Башкортостан китап нэшриэте, 1959.- 228 б.; Ул ук: Халык шатры Никмэти. — вфе: Башкортостан китап нэшриэте, I960,- 255 б. Ул ук: Дауыт Юлтый (Тормошо ьэм ижады)- 0фв: Башкортостан китап нэшриэте, 1963. — 222 б.; Ул ук: Халык шатры Мостай Кэрим. —©фв: Башкортостан китап нэшриэте, 1965. —198 б.

3 Бикбаев Р. Т. Современная башкирская поэма. (1956-1965). Диссертация на соискание уч.степени кандидата филологических наук. - Уфа: БГУ, 1966.

мидалында жанрзыц лирик ьэм лиро-эпик терзэренэ узенсэлекле билдэлэмэ биреу?эре менэн кыдыклы.1

F. Кунафиндьщ бегенгв квндэрзэ донья курган хе^мэтендэ лэ поэма жанры у?енсэлектэренэ иггибар бирелгэн. Автор кин, материалда (М. ©мотбаев, М.Гафури, Ш. Бабич ь.б. эдэрзэре мисалында) XIX — XX быуат башындагы поэмалардыц удешендэ милли, кенсьныш, квнбайыш эдэби бэйлэнештэренен, ролен, тврлв жанрзар системаьындагы урынын, унын, поэтикаъын тикшерэ2.

Эйтергэ кэрэк, урзэге хезмэттэрзец бапгкорт поэмаылн вйрэнеу^э эьэмиэте бик зур. Эмма был катмарлы жанр^ы тулыьынса тикшерелгэн тип эйтеп булмай.

Жанрзыц Й0?ен, заман менэн бэйле уденсэлектэрен тулыьынса ку?аллауга классификациялау за ярдам итэ. Бегенге кендэ жанр^ы тематик, проблематик яктан тикшерелгэн тип эйтеп була. F. Хесэйенов поэмаларзы тематик яктан ее тергэ булеп карай: тарихи, тарихи- революцион, хэдерге заман тураьындагы поэмалар3. Э Р. Бикбаев лирик, лирико-эпик поэмаларзы айырып карап, жанрза лирик ьэм эпик башлангыстар нисбэтенец, сюжетта лирик геройдын,, характердарзын, ролен билдэлэп, шундай ъыгымталарга килде:

1). Шагар йыш кына вакиБалар акышына комментарий бирэ, эммэ был вакигалар кидкен бэрелепггэрзэ бирелмэй. Тасуирлау, я^ып сыгыу авторга герой^арыньщ эске донъяиын асырга камасаулай.

1 Миниажетдинов М. X. Хэзерге поэмаларка бер карат. Кара: Кэлэмендэ кезрэт бар. - 0фв: Китап,1995. — 109-126 -сы б.; Хэкимов Э. X. Хэ?ерге поэма тураьында уйлаиыудар. Кара: Эзэбиэт ьэм заман: Уйланыузар, анализдар.- 0фе: Башкортостан китап натремте, 1967. - 139-155-се б.

2 Кунафин Г. С. Башкирская нарративная поэзия XJX - начала XX веков: Вопросы жанровой, системы: монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 180 с.

3 Хусаинов Г. Б. Башкирская советская поэзия: 1917-1980. - М.: Наука, 1983. - С. 236.

2). Лирик сигенеудэр, уйланьту^ар органик рэуештэ эпик хикэйэлэу менэн аралаша. Эдэр герой^ары ьэм автор араьында тыбыз бэйлэнеш барлыкка килэ.

3). Конфликттьщ кидкен булыуына, драматик хэл-вакигаларга карамастан, хикэйэлэу агашы тыштан тыныс булып кала. Эйтеркен, дэ, автор лирик ендэшеудэрзэн, риторик ьораузардан у^ен тыйып тора ь.б.1

Хэдерге заман талаптарына ярашлы поэмала лирика ь.эм эпос ниндэй пропорцияла булырга тейеш? Тап бына ошо ьорау 60-70-се йылдарза «Вопросы литературы», «Литературное обозрение» журналдарында, «Литературная газета» биттэрендэ иц йыш яцгыраган ьэм бэхэстэр уяткан мэсьэлэлэрзен, береье булды. Эммэ был тур ала дейем генэ ьу? эйтелмэне. Шулай булыуы тэбиги дэ: эпос ьэм лирика нисбэтенен, туктауъыз у?гэреп тороуы ниндэйдер кэтги критерий^арга юл куймай.

Бегенгв поэмала нимэ куберэк? Эпиклыкмы? Лириками? Ниндэй поэмалар куберэк?

Бындай ьораузар тирэьендэ дискуссиялар алып барыу бик ьедемтэле тугел, минецсэ. Проблеманы сак кына икенсе юсыктарак э?лэп караргалыр, бэлки.

Жанр — катып калган куренеш тугел. Ул у? тарихында, эске традицияларынан тыш, башка жанрзарзыц ьыдаттарына ла иггибар итэ. Икенсенэн, ьэр у;?енеэлекле эдэр, гвмумэн, языусыньщ индивидуаль асышы жанрзьщ яцырыуына килтерэ. ©сонсенэн, ул милли эдэбиэт ьэм башка халыктар э^эбиэте традициялары менэн дэ бэйле.

1 Бикбаев Р. Т. Современная башкирская поэма. (1956-1965). Диссертация на соискание уч.степени кандидата филологических наук. — Уфа: БГУ, 1966.

Бына ошо мэсьэлэлэрде ниндэй системала xapapFa, кайны кудлектэн жанрдыц бвгенгэ йодо тулыьынса асылыр ине?

XX быуаттын, тамамланыуы, хэдер инде яцы быуат башланыуы уде yk 80-90-сы йылдар эдэбиэтенэ игтибар ьэм ниндэйдер йомгаклау ьуден талап итэ. Ошо юдьгкта хэдерге башкорт поэмаьы я?мышы ла — эдэбиэт галеменец кенудэк ьэм хэл ителергэ тейешле мэеьэлэлэренец береье. Бвгенгв кендэ жанрзын, эдаби процестагы урынын билдэлэу, уны тарихи аспектта гына тугел, э теоретик планда ла кудэтеудэр яьап, двйомлэштереудэр кэрэклегенэ ихтыяж тыуа.

Бед был эштэ хэдерге бапжорт поэмаьы материалында уны ниндэй торга тура килеуе менэн бергэ, йекмэткегэ ярашлы структур

королошона иггибар итэсэкбед. Ни есен?

<

Жанрды барлыкка килтереусе компоненттар буларак сюжет h-Эм композицияны ©йрэнеу тарихи-эдэби процеста жанр аспекттарын acbiyFa мемкинселектэр аса. Билдэле булыуынса, жанр фекер кэм образ дын,, йекмэтке ъэм форманын, бвтвнлегвн тэьмин итэ. Ул шулай ук индивидуаль стиль ьэм художестволы метод кеуек категориялар менэн дэ бэйле. Жанрдарды эстетик йвкмэткенен, ойошторолош формаъы кеуек итеп карау терло осор эдэбиэттэре осон хас ысынбарлыкка булган менэсэбэт, эстетик идеал, уларды сагалдырыузагы художестволы алымдар ьэм формаларды курьэтеугэ ьэлэтле.

Эдэрдец сюжет-композиция ойопггоролошо, бер яктан> М. Бахтин терминын кулланып эйткэндэ; «жанр хэтерен» йореткэн система элементы, икенсе яктан, хэрэкэтсэн, жанр йокмэткеьенец жанр формаьына кусеуен генэ тугел, э терле жанр структураларыныц yg-ара менэсэбэтен курьэтеу йэьэтенэн эьэмиэтле. Ябай гына мисалда карап утэйек.

Н.Нэжмизен; «Каггкалар» поэмаьынын, атамакын укыгас та, беззец KY? алдына капка (предмет) килеп бара. Э^эрзе укыу барышында бында ьуз ябай капка тураьында тугел, э донъяла яцынан-яцы асыштар яьау шатлыгы, йэшэу мэгэнэье хакында икэнлеге асыклана. Кыскаъы, теге йэки был эдэрзен; атамаьынан алып синтаксик-интонацион билдэлэренэ тиклем йекмэткене асыуза хезмэт итэ. Шундайырак куренепггэрзе системалы курьэтеугэ, элбиттэ эрэрзе структур планда карау ярзам итэ. Г.Н. Поспелов эйтеуенсэ: «сюжет должен служить отправным моментом при изучении произведения»-.1

Башка эзэбиэттэрзэ был проблемага игтибар зур тип эйтеп була: «Сюжетосложение в русской литература (Даугавпилс, 1980), «Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений» (Воронеж, 1981), «Сюжет и художественная система» (Даугавпилс, 1983), «Вопросы сюжета и композиции» (Горький, 1984), «Эволюция жанрово- композиционных форм» (Калининград, 1987) ъ.б.ш. йыйынтыктар, В.Б. Шкловскийзьщ, Г.Н. Поспеловтьщ, В.Е. Хализевтъщ ь.б. айырым хезмэттэре быта миеал.

Кызганыска каршы, башкорт эзэбиэтендэ был проблема аз тикшерелгэн. Жанрзьщ эске структураьына ит=тибар итет, уны хэзерге эзэби процесс менэн бэйлэп карау ь.б. элеге кондэ лэ актуаль булып кала. Йэгаи поэманы жанр-ара мвнэсэбэттэрендэ, жанр-стиль бэйлэнештэрендэ, ойошторолошо йэьэтенэн тикшереу, беззец сэ, тэкдим ителгэн диссертацияныц актуаллеген билдалэй.

Ошондай эзэби мэсьэлэлэрзе