автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Незаконченные поэмы в творческой эволюции М. Цветаевой
Полный текст автореферата диссертации по теме "Незаконченные поэмы в творческой эволюции М. Цветаевой"
На правах рукописи
ГОЛОВИНА Ирина Сергеевна
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ
Специальность 10.01.01 - Русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
24 НОЯ 2013
Саранск 2013
005541147
Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (ПГСГА)
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор филологических наук профессор Абрамовских Елена Валерьевна
Иваницкий Александр Ильич,
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований имени Е. М. Мелетинского ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»;
Дубровская Светлана Анатольевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮжноУральский государственный университет»
Защита состоится 27 декабря 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.118.02, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», по адресу: 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 13 б.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».
Автореферат разослан 23 ноября 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
О. И. Налдеева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению роли незаконченных поэм в творческой эволюции М. Цветаевой, установлению единой смысловой основы творческой системы поэта, становлению творческого метода через формирование жанра поэмы.
Актуальность работы подтверждается читательским и научным интересом к той части творческого наследия М. Цветаевой, которое связано с незаконченными поэмами («Егорушка», «Поэма о Царской Семье», «Перекоп», «Автобус», «Певица») и до сих пор не стало объектом пристального внимания исследователей. Именно незаконченное творчество дает уникальную возможность заглянуть в творческую лабораторию писателя, увидеть процесс формирования тематики, рождения образов, становления жанра, стилевых поисков. К замыслам поэм М. Цветаева обращалась в течение всего творческого пути. Именно в незаконченных поэмах выкристаллизовывались значимые темы, сюжетные ситуации, формировались приемы поэтики, что находило отражение в других родах и жанрах литературы, работа над которыми велась параллельно с работой над поэмами.
Сама М. Цветаева признавалась, что все ее произведения взаимообусловлены и нельзя судить об одном тексте, не прочитав остальных: «Человек, не читавший меня всю от "Вечернего альбома" (детство) до "Крысолова" (текущий день), не имеет права суда»1.
В каждое (даже небольшое и незначительное) стихотворение она вкладывала элемент личной биографии, пережитого ею «события». Этим объясняются отсылки от одного произведения к другому, интеграция разных временных периодов творчества. К примеру, к Егорию, герою незаконченной поэмы «Егорушка», М. Цветаева обращалась многократно: в цикле «Георгий», в поэме «На Красном Коне», в стихотворениях цикла «Благая весть», в поэме «Перекоп».
Образ Лестницы встречается в «Поэме Горы» и «Поэме Воздуха» и символизирует вертикаль от «низшего» мира к «высшему». Образ Дома присутствует в стихотворении «Дом», в незаконченной поэме «Певица» и в автобиографической прозе. Образ Вещи встречается в поэмах «Лестница», «Попытка комнаты» и в цикле стихов «Стол».
Приведенные текстовые параллели определяют смысловые доминанты творческой системы поэта. В диссертационном исследовании предполагается, что М. Цветаева рассматривала каждый свой текст как требующий дополнения, завершения в последующий период ее творчества.
1 Цветаева М. Поэт о критике // Цветаева М. Собр. сочинений : в 7 т. М., 1994 - 1995. Т. 5. С. 277.
Объектом исследования является творческая эволюция М. Цветаевой.
Предмет исследования - незаконченные поэмы М. Цветаевой.
Цели и задачи исследования. Цель работы — определить место незаконченных поэм в творческой эволюции М. Цветаевой.
Цель обусловила постановку задач исследования:
1) выявить специфику творческой самоидентификации поэта;
2) рассмотреть принципы работы М. Цветаевой над жанром поэмы;
3) сформулировать теоретическое обоснование понятий «незаконченность / законченность», «незавершенность / завершенность» для определения специфики незаконченных поэм М. Цветаевой;
4) проследить историю создания незаконченных поэм и выявить причины незаконченности ряда произведений М. Цветаевой;
5) создать классификацию незаконченных поэм по их типам;
6) обозначить принципы взаимосвязи законченных и незаконченных поэм;
7) определить значение незаконченных поэм в творчестве М. Цветаевой;
8) реконструировать авторские мифы, заложенные в незаконченных поэмах М. Цветаевой.
Степень изученности проблемы. Вопреки популярности обращения к творчеству М. Цветаевой (работы М. И. Белкиной, И. В. Кудровой, С. Ж. Макашевой, А. М. Павловского, А. А. Саакянц, В. А. Швейцер и др.), не так много исследований, касающихся ее незаконченных поэм. Это связано в первую очередь с отсутствием четких научных представлений о методике работы с незаконченными поэтическими текстами. Исследователи обращают особое внимание на законченные поэмы М. Цветаевой (И. Ю. Белякова, Т. Н. Гурьева, Ю. Н. Ермилова, Е. В. Титова), контекстные связи (Ю. В. Малкова, Т. Е. Малова, А. А. Медведев, Г. Т. Петкова), устанавливают аллюзии к некоторым незаконченным поэмам (О. А. Клинг, Е. Б. Коркина, Н. О. Осипова, О. Г. Ревзина), но целостное представление о значении незаконченных поэм в творчестве М. Цветаевой в научной литературе до настоящего времени отсутствует.
Теоретические и методологические основы исследования характеризуются сочетанием принципов исторической поэтики, текстологии, историко-функционального литературоведения, биографического и психологического подходов. В основе методологии - труды по теории литературы (М. М. Бахтин, С. Н. Бройтман, О. Е. Осовский, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа), изучению творческой эволюции писателей (Ю. М. Лотман, Н. К. Пиксанов, С. А. Фомичев и др.), текстологии (А. Л. Гришунин, Л. Д. Громова-Опульская, Д. С. Лихачев, С. А. Рейсер, Б. М. Эйхенбаум), анализу мифологем (Е. М. Мелетинский, В. И. Рогачев, О. М. Фрейденберг); исследования, посвященные изучению незаконченного произведения
(Е. В. Абрамовских, П. А. Гринцер, О. Д. Пиралишвили). Применительно к проблематике диссертации результативно использованы различные методы анализа - текстологического, историко-функционального, биографического и психологического.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественном литературоведении изучены незаконченные поэмы М. Цветаевой в общем контексте творческой эволюции поэта; показана взаимосвязь незаконченных поэм на сюжетно-тематическом, образном, мотивном уровнях с другими произведениями М. Цветаевой; раскрыты принципы поэтики автора, для которой характерны «открытость», «незавершенность»; установлена единая смысловая основа ее творческой системы; продемонстрировано становление творческого метода М. Цветаевой через формирование жанра поэмы; реконструированы авторские мифы, заложенные в незаконченных поэмах М. Цветаевой.
Положения, выносимые на защиту.
1. Для творческой эволюции М. Цветаевой, характеризующейся экспериментальным освоением различных родов и жанров литературы, принципиальным становится движение от лирики к эпосу. Поэма является переходной формой на пути авторской самоидентификации. Неканонический жанр поэмы в творчестве М. Цветаевой в поисках «внутренней меры» основывался на стихотворениях, лирических циклах, прозаических произведениях.
2. Незаконченные поэмы М. Цветаевой представляют собой творческую лабораторию тем, мотивов, сюжетов, образов, сформировавшихся в течение всего предшествующего творчества и имеющих тесную связь с другими произведениями автора. Именно в них поэт моделирует мифы, имеющие взаимосвязь во всем творчестве (миф о Добровольческой Армии как о Божием воинстве; миф о житии святого Егория; миф об утраченном и невозвратимом детстве) и отражающие мировоззренческую платформу и художественную основу поэзии М. Цветаевой, формировавшиеся на протяжении всего творческого пути.
3. В поэмах М. Цветаевой категория «событие» становится центральной. «События» как испытание героя, узнавание чужого мира и новый взгляд на привычный мир реализуются и в лирике, и в лиро-эпическом творчестве и классифицируются как фольклорные (сказочные), исторические, личные, связанные с осмыслением героями прожитой жизни.
4. Незаконченные поэмы М. Цветаевой («Перекоп», «Егорушка») отличаются внутренней целостностью, завершенностью, в то время как незавершенность, выступая в качестве художественного приема, может быть присуща как незаконченному, так и законченному произведению поэта. К
принципам незавершенности относятся: открытость композиционного построения, пропуск фрагментов текста, нереализованность сюжетных линий, незавершенность образа и др.
5. Жанр поэмы в творчестве М. Цветаевой претерпевает существенную трансформацию (от фольклорно-мифологических образов и замыслов до масштабного эпического повествования на историческую тему) и характеризуется жанровым синкретизмом (житие, сказка, хроника, летопись).
Материалом и источниками исследования явились как незаконченные поэмы М. Цветаевой («Егорушка», «Перекоп», «Поэма о Царской Семье», «Автобус», «Певица»), так и законченные поэмы («Молодец», «Царь-Девица», «На Красном Коне», «Переулочки», «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов», «Попытка комнаты», «Лестница», «Поэма Воздуха», «Красный бычок»). Для решения поставленных в исследовании задач в диссертации рассмотрено большое число источников, основные из них: изданные лирика, драматургия, дневниковая и автобиографическая проза, литературно-критические статьи, эссе, записные книжки и тетради, переписка М. Цветаевой, а также воспоминания и критические статьи ее современников.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении специфики особого типа текстов - незаконченных поэм М. Цветаевой; в разграничении категорий «незаконченности / законченности» и «незавершенности / завершенности»; в выявлении причин оставления текстов незаконченными; в прослеживании взаимосвязи мотивов, тем, героев незаконченных поэм во всем творчестве автора.
Научно-практическое значение исследования состоит в том, что выводы, положения, аналитико-описательный и фактографический материал могут быть использованы при дальнейшем изучении литературы русской эмиграции, в курсах истории русской литературы XX века, в курсах по выбору и семинарах по теории и истории литературы, посвященных исследованию творческой эволюции авторов и анализу незаконченных произведений.
Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование прошло апробацию на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия». Основные положения, содержание и выводы диссертационного исследования получили отражение в 7 статьях, 3 из которых опубликованы в журналах, входящих в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК.
Материалы исследования представлены в докладах и сообщениях на международных научно-практических конференциях: «Литературный текст XX века (Проблемы поэтики)» (конференция посвящена памяти Н. Л. Лейдермана (ЮУрГУ, Челябинск, 14-16 марта 2011 г.); XII Виноградовские чтения «Текст,
Контекст, Интертекст» (МГПУ, Москва, 10-12 ноября 2011г.); «Актуальные проблемы искусствоведения, филологии и культурологии» (СибАК, Новосибирск, 13 апреля 2013 г.); «Язык и репрезентация культурных кодов» (СГУ, Самара, 19 мая 2013 г.), а также на внутривузовских научно-практических конференциях: «День науки» (ПГСГА, Самара, 4 февраля 2012 г., 6 февраля 2013 г.); «Волгинские чтения» (ПГСГА, Самара, 22 марта 2012 г.).
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются выбор темы, научная актуальность и новизна работы, уточняется степень изученности темы, определяются объект, предмет, методология исследования, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются цели, задачи, выносимые на защиту положения, дается информация об апробации и структуре диссертации.
В первой главе «Творческая эволюция М. Цветаевой. Поиски самоидентификации» исследуется эволюция творческого метода писателя. С опорой на работы Ю. М. Лотмана, С. А. Фомичева рассмотрено движение художественных принципов от раннего творчества поэта к позднему, при этом методологически значимо утверждение Ю. М. Лотмана, что «исследовательский путь от поэзии к прозе как более сложной структуре повторяет историческое движение реального литературного процесса»1. Конкретным материалом для анализа творческой эволюции М. Цветаевой стало изучение мировоззрения поэта, трансформация которого так или иначе отражается на общих законах построения художественного произведения. Периодизация творчества М. Цветаевой подчеркивает эволюцию автора от поэзии к прозе, что наглядно свидетельствует об изменении эстетического отношения художника к действительности. Периодизация положена в основу содержания параграфов первой главы: «Синкретизм автора и героя в лирике», «Расширение горизонтов познания: движение к поэме и прозе».
В указанных параграфах рассматриваются три периода творчества М.Цветаевой: лирический (1907-1917 гг.), лиро-эпический (1917-1930 гг.) и эпический (1930-е гг.). В процессе анализа этих периодов раскрыта связь творчества М. Цветаевой с ее биографией, историко-литературным и культурным контекстом эпохи, обозначена эволюция образа лирической героини. В сборниках «Вечерний альбом» (1907-1910), «Волшебный фонарь» (1912), «Из двух книг» (1912), «Юношеские стихи», «Версты» (1916)
1 Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии : Анализ поэтического текста. СПб., 2001. С. 38.
зафиксировано зарождение и развитие основных тем и мотивов лирики поэта: темы детства, смерти, любви, творчества, поиски себя как личности и как поэта.
В ходе проведенного в диссертации анализа установлено генетическое родство текстов, созданных в этот период, с незаконченными поэмами. В частности, реминисценции стихотворения «За отрока - за голубя - за сына» (1917) нашли отражение в «Поэме о Царской Семье»: императрица молится о спасении Руси. Сборник «Версты» станет первым шагом к сказочным фольклорным поэмам «Молодец», «Царь-Девица» и незаконченной большой эпической поэме «Егорушка». В сборнике «Версты» М. Цветаева начинает проявлять внимание к церковно-славянскому языку, что сказывается в лексике стихотворений («уста», «очи», «око»), и вводит народный песенный напев в ритмический рисунок стиха.
Революция 1917 г. - переломный момент в биографии и творчестве поэта. Второй период творчества М. Цветаевой вместил более 350 стихотворений; впервые появляются поэмы - «Царь-Девица», «Молодец», носящие, правда, сказочный характер и имеющие заимствованный сюжет. В 1918-1919 гг. М. Цветаева впервые пишет пьесы для Художественного театра под руководством Е. Б. Вахтангова - «Червонный Валет», «Метель», «Приключение», «Фортуна», «Каменный Ангел» и «Феникс».
Цикл стихов «Лебединый стан» (1917-1920) посвящен событиям Гражданской войны и революции. М. Цветаева делает попытки найти место революции в истории, смотрит глазами очевидца на происходящие события и старается предвидеть будущее. Революцию она воспринимает возвышенно, романтично. Уже здесь проявляется черта характера М. Цветаевой, которая в дальнейшем будет видна в поэме «Перекоп»: поэт всегда на стороне жертвы, побежденных, гонимых, кем бы они ни были. М. Цветаева не различает врагов и «своих» - все они для нее единый русский народ. В поэме «Перекоп» автор на стороне добровольцев не только в силу личных мотивов, но и в связи с тем, что именно ответственность за Отечество, чувство справедливости, сострадание были ведущими нотами трагической симфонии.
Огромную роль в творчестве М.Цветаевой начиная с 1917 г. играют обстоятельства личной жизни, неустроенность быта, одиночество и драма души. Этим объясняется последующее тяготение поэта к мифотворчеству, отказ от изображения реальных событий и стремление к созданию некой идеальной реальности. Образ лирической героини эволюционирует от наивной романтичной девочки до сильного духом поэта, который ощущает свою причастность к историческим событиям в России.
Лиро-эпический период (1917-1930) характеризуется выработкой собственного неповторимого стиля поэта. Существенно меняется характер тем, лирическая героиня получает черты сильной трагической личности. Время и
настроение требуют перемен, и М. Цветаева отходит от лирики, обращается к жанру поэмы: «В Сочельник кончила Молодца. За два месяца - ни стиха» . Существенно меняется характер созданных лирических стихотворений: они сжаты до возможного предела, чувствуется сильное душевное напряжение, ритм становится жестким, сюжет достигает кульминации и затем резко обрывается, проявляется ставшая характерной чертой стиля М. Цветаевой смысловая «выделенность» значимых слов. Фразу поэт разделяет на отдельные куски и выражает только самые необходимые акценты мысли.
М. Цветаева сознательно разрывает звучание стихотворной формы, разрушает музыкальность, строфа приобретает «телеграфный» стиль; поэт активно прибегает к использованию выразительного синтаксиса (незаконченные предложения, эллиптические конструкции); соединяет и разъединяет слова с помощью дефиса; создает огромное количество неологизмов; графически выделяет слова курсивом и знаком ударения, придавая тексту определенное звучание и интонацию, особый ритм, отвечающие поэтическому замыслу, настроению. Поэма в указанный период становится у М. Цветаевой индивидуальной, меняется, трансформируется от сказочно-фольклорной к глобально-эпической, реализует масштабные замыслы.
Обращение М. Цветаевой к прозе рассматривается в диссертации как попытка осмысления творческого пути. Проза во многом объясняет изменение взглядов поэта позднего периода. В ней появляются мотивы, темы и ситуации, сходные с теми, которые присутствуют в стихах и поэмах 1930-х гг.
М. Цветаева обращается к прозаическим жанрам, осознавая себя уже зрелым поэтом: с середины 1920-х гг. она все меньше пишет лирических стихотворений, с 1925 г. обращается к поэмам, с 1932 по 1937 г. особое внимание уделяет прозаическим жанрам. Важное место занимают автобиографические очерки, эссе о поэтах, лирико-философские трактаты о творчестве, литературно-критические статьи (всего около пятидесяти произведений). М. Цветаева переживает состояние трагического одиночества в литературной среде: «Никто не хочет - никто не может понять одного: что я совсем одна»2. Ее не печатают, поэт ощущает нехватку читателя, понимающего ее настроение, задумывается о нужности своего творчества и о том, на правильном ли она пути.
Далее в диссертации рассматривается статья «Поэт и время», в которой М. Цветаева говорит о проблеме поэтического заказа времени. Так, поэма «Перекоп» была, по утверждению поэта, заказана эпохой. «Закажи или даже предложи мне ее тот или иной идеолог Белого Движения, из нее бы ничего не вышло, ибо в дело Любви вмешался бы третий - неизменно-губительный, как
1 Цветаева М. И. Неизданное. Сводные тетради. М., 1997. Т. 1. С. 114.
2 Цветаева М. И. Неизданное. Записные книжки : в 2 т. М., 2001. Т. 2, кн. 8. С. 175.
9
бы его ни звали, - и убийственный, когда его никак не зовут, то есть когда этот третий - политическая программа»1.
В 1930-е гг. М. Цветаева отходит от создания лирических произведений, становится, по ее словам, «суше»: нет необходимой для лирики душевной обнаженности, все чувства поглощены бытом, заботами о семье и существовании. Поэтому работа над стихами и поэмами уходит на задний план. Однако главная причина кроется в глубинных переменах творческих взглядов (есть много примеров из жизни поэтов, когда они, начиная с лирики, приходят в зрелые годы к прозе): проза для нее становится наиболее яркой и объективной формой выражения чувств и воззрений, способом постижения своего собственного сокрытого «Я», поиска себя и своего места в жизни. Постепенно приходит понимание того, что путь к истине лежит через философскую прозу.
Обращение к автобиографической прозе возникло у М. Цветаевой из потребности осмыслить свое детство как генетический исток «взрослой личности», осознать то, почему у нее сложился такой характер, что этому способствовало, какие жизненные обстоятельства и особенности воспитания повлияли на творческую позицию поэта. В диссертации рассмотрены очерки, носящие отпечаток биографии поэта: «Дом у старого Пимена», «Жених», «Китаец», «Лавровый венок», «Мать и музыка», «Мои службы», «Музей Александра III», «Открытие Музея», «Ответ на анкету (краткая автобиография)», «Сказка матери» и другие.
Выделение основных этапов творческого пути М. Цветаевой позволило выявить особенности творческой эволюции поэта. В последние годы (третий период творчества) окончательно формируется индивидуальный новаторский поэтический язык М. Цветаевой; создается особый ритм, подчеркиваемый в том числе графически (тире, восклицательные знаки, многоточия, разрывы, пропуски). Подобный ритм помогает передать весь накал страстей лирической героини. Используемый поэтом прием анжамбемана позволяет создать эмоциональный порыв, экспрессию, напряженность. Темы, возникшие в начале творческого пути, постепенно вбирают новые значения, получают новый подтекст.
«Событие» эволюционирует от личного до масштабного, глобального, исторического. Поэт не разграничивает личную жизнь и творчество. Они сливаются и поглощают друг друга. Поздняя лирика все больше вбирает в себя элементы философствования. Мотивы одиночества, смерти и неудовлетворенности от прожитых лет становятся ведущими в поздний период творчества автора.
Во второй главе «Специфика незаконченных поэм М. Цветаевой: от замысла к воплощению» исследуются истоки жанра в творчестве
1 Цветаева М. И. Сочинения : в 2 т. Т. 2. Проза и письма. М., 1988. С. 369.
10
М. Цветаевой, выявляются причины «незаконченности», прослеживается эволюция жанра поэмы, определяются основные композиционные принципы незаконченных поэм М. Цветаевой, дается их оригинальная классификация.
В первом параграфе «Проблема незаконченности I незавершенности произведений в контексте творческой эволюции поэта» речь идет о специфике категории нон-финито в искусстве и эстетике, а также рассматривается история создания незаконченных поэм, выявляются и анализируются причины прекращения автором дальнейшей работы над ними.
Под «незаконченными» (вслед за Е. В. Абрамовских, П. А. Гринцером, О. Д. Пиралишвили) мы понимаем «случайно неоканчиваемые произведения по каким-либо объективным или субъективным причинам»; «незавершаемость -сознательная установка на незаконченность текста, на открытость его структуры»1.
В данном параграфе определен и проанализирован круг проблем, связанных с разграничением понятий «незаконченность» и «незавершенность». Полученные выводы определили пути изучения незаконченных художественных текстов поэта. В ходе анализа выявлено, что М. Цветаева оставила много произведений незаконченными из-за жизненных обстоятельств или по каким-либо объективным либо субъективным причинам. В диссертации доказывается, что незавершенность стала основой ее творческого метода. Рассмотренные в работе принципы поэтики, характерные для ее лирики и поэм,-яркое тому подтверждение. Стертые границы перехода «незаконченного» в «незавершенное» и наоборот, а также категория целостности, порой присущая и незаконченному, и незавершенному произведению, являются характерными чертами поэтики М. Цветаевой.
Далее в диссертации прослежены зарождение и эволюция жанра поэмы в творчестве М. Цветаевой. Обратившись сначала к фольклорным мотивам, заимствованию сказочных сюжетов, поэт переходит к философскому осмыслению материальной природы окружающего мира, к проблеме существования человека в нем.
Главными темами в поэмах выступают любовная («Поэма Горы», «Поэма Конца»), историческая («Перекоп», «Красный бычок», «Поэма о Царской Семье»), философское рассуждение о жизни и смерти («Поэма Воздуха», «Попытка комнаты», «Лестница»), фольклорные мотивы и образы («Молодец», «Царь-Девица», «Переулочки», «На Красном Коне»).
Во втором параграфе второй главы диссертационного исследования «Классификация незаконченных поэм и их взаимосвязь с законченными поэмами М. Цветаевой» изучена степень «проявленности архитектонического
' Абрамовских Е. В. Феномен креативной рецепции незаконченного текста (на материале дописываний незаконченных произведений А. С. Пушкина). Челябинск, 2006. С. 124.
11
задания» незаконченного текста. Под архитектонической формой, вслед за М. М. Бахтиным, мы понимаем форму «содержания эстетической деятельности»1 или «внутреннего произведения» (эстетического объекта), а под композиционной формой - материал «внешнего произведения» (текста)2.
С точки зрения реализации авторского замысла незаконченные произведения М. Цветаевой нами разделены на группы, обозначенные в диссертации как «начало произведения»; «почти завершенное произведение»; «законченное» (но «недовоплощенное», с точки зрения авторского замысла); «завершенное, но часть текста утеряна».
В первую группу, обозначенную в диссертации как «начало произведений», вошли поэмы «Автобус» и «Певица», написанные в 1930-е гг. Поэмы отнесены к одной группе, поскольку в обеих присутствует только завязка, в рамках которой читателю представлены герои, обозначен назревающий конфликт, предполагающий дальнейшее развитие действия.
К группе «почти завершенное произведение» (неосуществленный замысел представлен отдельными фрагментами) относится «Поэма одного часа» (1926). Из дневников и записных книжек М.Цветаевой известен тематический замысел поэмы: освоить историко-социальную тему, показать развитие духовного и материального смысла жизни. Схожей по замыслу является поэма «Лестница», написанная в виде философского трактата о «развеществлении» каждой материальной вещи. В этой поэме М. Цветаева рассуждает о бедных и богатых, о смысле жизни. Героя в поэме нет; вероятно, он и не предвиделся.
Проведенный в диссертации анализ поэмы «Егорушка» (1921; продолжение 23 января - 1 марта 1928 г.) позволил частично реконструировать сюжет (благодаря найденному в черновиках подробному плану поэмы), определить особенности жанра, установить связь главного героя с героями других произведений автора, выявить систему художественных образов, подчеркнуть сложность композиции и стиля. М. Цветаева много писала о замысле «Егорушки» в своих записных книжках. Именно по ним в диссертации восстановлен неосуществленный замысел и предугадана эволюция главного героя. Из всей поэмы автором были написаны четыре большие главы, начало пятой («Соколиная слободка») и разработан план следующих глав.
Поэма «Перекоп» (1928-1929) представляет собой целостное и завершенное произведение, но, с точки зрения авторского замысла, она формально «недовоплощена». Замысел не осуществился вполне в связи с тем, что полемическая направленность, публицистический стиль уводили М. Цветаеву от тех реальных, действительных моментов, опираться на которые
1 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 17.
2 Там же.
она считала необходимым. В плане не случаен повтор слова «последний». Как считает исследователь Т. Е. Малова, «изначально определив судьбу белой гвардии как судьбу воинства, обреченного на смерть (стихотворения «Белая гвардия...», «Посмертный марш»), М. Цветаева стремилась к такому завершению поэмы, которое соответствовало бы историческому факту»1. Хотя поэма «Перекоп» и представляет собой цельное художественное произведение, все же считалась автором незаконченной, поскольку не был написан «последний Перекоп», в содержании которого были бы отражены поражение белых, их «исход» из страны, но не из истории.
Следующий рассматриваемый в диссертации тип незаконченной поэмы характеризуется как завершенный, но частично утерянный. К этому типу относится самая значительная и уникальная по замыслу «Поэма о Царской Семье» (1929-1936). Произведение было завершено, однако в настоящее время полного текста нет. Известно лишь, что поэма была прочитана М. Цветаевой на одном из литературных вечеров. До наших дней дошли несколько первых глав с пропусками слов и многоточиями. Автором задумано фундаментальное художественное повествование о последних днях русского императора и его семьи, которое представлено на фоне широких исторических аналогий и включает описания отдельных наиболее значимых эпизодов и лиц.
Далее рассматриваются принципы взаимосвязи законченных и незаконченных поэм в творчестве М. Цветаевой.
Так, поэмы «Царь-Девица» и «Молодец» анализируются в контексте работы над незаконченной поэмой «Егорушка», насыщенной фольклорными мотивами. Сюжеты обеих поэм заимствованы. Исследователь творчества М. Цветаевой Е. Б. Коркина2 объединяет поэмы «Царь-Девица», «Переулочки», «На Красном Коне» и «Молодец» на основании функционирования в них фольклорных мотивов и народного языка, свойственного произведениям устного народного творчества. При создании поэмы «Царь-Девица» М. Цветаева вновь обратилась к сказкам, собранным А. Н. Афанасьевым: сюжет поэмы связан с сюжетами сказки «Царь-Девица» и былины «Садко и Морской царь». События поэмы «Молодец» отражают сюжетные мотивы только одной сказки, помещенной в том же сборнике А. Н. Афанасьева, - «Упырь». Поэму «Царь-Девица» отличает четкая композиция: пролог, чередование ночных и дневных встреч Царевича, эпилог. Поэма «Молодец» представлена десятью фрагментами. В отличие от фольклорного сказочного сюжета, в поэмах нет поисков героинь героями в тридесятом царстве. Финал, в отличие от сказок, в
1 Малова Т. Е. Поэма «Егорушка» и виды незавершенного произведения в творчестве М.Цветаевой // Поэмы Марины Цветаевой «Егорушка» и «Красный бычок» : Третья Междунар. науч.-тематич. конф.: сб. докл. / отв. ред. О. Г. Ревзина. М., 1995. С. 47.
2 См. : Коркина Е. Б. Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой // Рус. лит. 1987. №4. С. 161-168.
поэмах трагичен. Время в поэмах постоянно замедляется и даже останавливается: присутствуют многочисленные реминисценции, вставные эпизоды, которые вводятся М. Цветаевой для раскрытия характера главных персонажей. Эпическое пространство расширяется. Эти же элементы будут использоваться и в эпической сказочной поэме «Егорушка». В образе лирической героини «Царь-Девицы» сочетаются черты воинства, огненности, связи со стихией солнца. В поэме «Молодец» героиня проходит испытания и приносит себя в жертву ради приобщения к высшему Божеству. Жертвенность становится составляющей сюжетной линией поэмы. Сама М. Цветаева отождествляла себя с героиней «Молодца» - Марусей, ее переживания близки автору. Маруся по сюжету поэмы проходит через испытания и приносит себя в жертву. Сходная черта встречалась в предыдущей поэме - «На Красном Коне», где главным качеством героини выступает жертвенность, а также в поэме «Егорушка».
В апреле 1928 г., незадолго до начала работы над поэмой «Перекоп», М. Цветаева обращается к исторической теме и пишет небольшую поэму «Красный бычок». В центре ее - образ Добровольца, который более глубоко будет раскрыт в поэме «Перекоп». Поэма «Красный бычок» не может быть отнесена к лирическим произведениям. Она открывает в творчестве М. Цветаевой эпические, большие по замыслу и глубокие по идейности поэмы 1928 г., такие как «Перекоп» и «Поэма о Царской Семье». Голос автора уходит на второй план, а в качестве центрального образа выступают исторические события.
В последней лирической книге «После России» (1928) М. Цветаева обращается к теме революции. В диссертации показано, как изменился герой поэмы «Егорушка», когда М. Цветаева делала попытки продолжить поэму в 1928 г. Перед читателем предстает уже не сказочный герой-богатырь, а скорее доброволец или большевик с картузом на голове. М. Цветаева обратилась к теме добровольчества не только потому, что хотела запечатлеть историю с точки зрения очевидца (по дневникам С. Эфрона), главная причина состояла в необъективной оценке Добровольчества современниками поэта. В частности, М. Цветаева была возмущена книгой О. Э. Мандельштама «Шум времени», в которой поэт описывает действия Белой армии с иронией и пренебрежением. В ответ на эту книгу М. Цветаева пишет статью в защиту Добровольчества -«Мой ответ Осипу Мандельштаму», а затем принимается за написание поэм на историческую тему.
Поэма «Красный бычок» посвящена смерти В. Завадского, бывшего добровольца. Главной темой поэмы стало восхваление участников добровольческою движения. По сюжету поэма представляет собой объективное описание ситуации. Поэт не показывает своего личного отношения к событиям.
Однако после прочтения всей поэмы становится очевидной цветаевская мысль о том, что судьба Добровольчества состоит из частных человеческих судеб, как судьба конкретного Добровольца, представленного в поэме. Композиция «Красного бычка» значительно отличается от предыдущих поэм. Здесь нет четкого разграничения на главы, М. Цветаева не дает вступления к поэме и не пишет заключения. Поэма представляет собой отрывок, дневник, записи, заметки по поводу «события». Жанровая специфика этой поэмы сближает ее с очерковыми записями М. Цветаевой, которые также начинаются без вступления и не имеют оформленного финала.
Небольшой объем, достоверность событий, отсутствие развития сюжета и описания героев, указанная особенность композиции свидетельствуют о новом облике цветаевской поэмы, которая включает эпические черты.
В третьей главе «Незаконченные поэмы в контексте лиро-эпического творчества М. Цветаевой» прослеживается взаимосвязь тем, мотивов, образов, сюжетных ситуаций, отраженных в незаконченных поэмах, со всем творчеством М. Цветаевой. В поэме «Перекоп» продолжается тема добровольчества, революции, которая впервые появилась в 1917 г. в лирике М. Цветаевой и в поэме «Красный бычок». В поэме «Егорушка» развиваются фольклорные традиции, ориентация на которые намечена еще в ранних поэмах «Молодец», «Царь-Девица», «Переулочки», «На Красном Коне». В поэме «Певица» воплощена лирическая героиня М. Цветаевой, которая искала свое «Я» на протяжении всего творчества. Поэма «Автобус» носит отпечаток воспоминаний, лирическая героиня напоминает девочку из «Вечернего альбома» и «Волшебного фонаря». Большая «Поэма о Царской Семье» стала итоговым произведением М. Цветаевой, в котором воплотились вся боль и неравнодушие к погибшей царской России и уходящей эпохе. Реконструкция замыслов незаконченных поэм демонстрирует невозможность возвращения автора к задуманному сюжету в связи с исчерпанностью замысла и выходом на иные мировоззренческие позиции.
В первом параграфе - «Миф и реальность в осмыслении Времени и Судьбы («Егорушка», «Поэма о Царской Семье») - рассматриваются два пути осмысления в лиро-эпическом творчестве М. Цветаевой Времени и Судьбы: мифологизация «события» и художественное воссоздание его объективной реальности.
В поэме «Егорушка» важен образ героя-Спасителя, который на протяжении всей поэмы проходит ряд испытаний. По словам Е. М. Мелетинского, «в героическом мифе и сказке испытания нередко выступают в форме "трудных задач", задаваемых испытателями главному герою»1.
1 Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994. С. 22.
15
Поэма сочетает в себе черты жанра сказки (полубожественное происхождение героя), жития (описание всей жизни героя от рождения) и былины (герой обладает необычайной силой). Образ главного героя трансформируется: сначала показана его необычайная богатырская мощь, однако все силы он растрачивает на плохие дела - герой выступает в поэме разбойником. Он творит зло, общаясь лишь с животным-хищником - волком. Егорущке с волчонком не нужна даже дивная красота райского сада, у них одна цель: удовлетворить свой животный инстинкт - голод. Символическая встреча Егория с матерью и ребенком (аллюзия к образам Девы Марии и младенца Иисуса) является переломной в его становлении. Плач ребенка смывает грех за все совершенное им зло. Герой проходит ряд испытаний, соблазнов, искушений и за это приобщается к лику Святых. Однако в четвертой главе - «Серафим-град» - Егорушка показан большевиком, простым человеком из народа. В диссертации отмечается противоречивость авторского замысла: М. Цветаева словно забывает о полубожественном происхождении героя.
Задуманная на историческую тему поэма «Егорушка» не была закончена по причине трансформации замысла, эволюции героя и изменения авторского взгляда на исторические события в России. Поэма предвосхищает работу над исторической поэмой «Перекоп» и «Поэмой о Царской Семье».
Далее в диссертации анализируются сохранившиеся фрагменты утерянной «Поэмы о Царской Семье», которая по замыслу представляет уникальное произведение, повествующее о последних днях царской семьи.
В диссертации рассматривается работа М. Цветаевой над планом поэмы (перечень глав и эпизодов), анализируются пролог и текст пяти небольших фрагментов. В плане намечена фабульная линия: «Написаны: Последнее Царское - Речная дорога до Тобольска - Тобольск воевод... Предстоит: Семья в Тобольске, дорога в Екатеринбург, Екатеринбург - дорога на Рудник Четырех братьев (там жгли)»1. О выбранной теме можно сказать словами М. Цветаевой, утверждавшей, что фактически поэт всю свою жизнь пишет только одну вещь и все творчество сводится только к одной теме. Действительно, саму М. Цветаеву никогда не оставляла мысль о страшной гибели членов царской семьи.
В исследовании приводятся примеры взаимосвязи поздних произведений с ранним творчеством автора: цикл «Лебединый стан» («Плач Ярославны»), лирика до 1920-х гт.
Второй параграф третьей главы «Реконструкция авторского мифа в незаконченных поэмах "Перекоп", "Певица", "Автобус"» посвящен анализу указанных поэм. «Перекоп» - историческая поэма, в которой М. Цветаева создает авторский миф о Добровольческом движении, представляя его Божьим воинством. В диссертации отмечается, что замысел поэмы прослеживается в
1 Цветаева М. И. Собрание сочинений : в 7 т. М„ 1994-1995. Т. 7. С. 317.
16
цикле «Лебединый стан» (1917); подчеркивается значимость античной тематики, взаимосвязь со «Словом о полку Игореве» и библейскими сюжетами.
В поэме «Перекоп» реальные события мифологизированы. В действительность внедряется лирическое «Я» автора, психологизм. Читатель должен поверить в несуществующую победу. Так рождается миф, созданный М. Цветаевой о победе Добровольческой Армии. У автора был замысел продолжить поэму и написать «последний Перекоп», в котором бы сообщалось о поражении белогвардейцев, однако этот замысел так и не был осуществлен.
Уникален паратекст поэмы «Перекоп», который помогает интерпретировать произведение. Он включает посвящение, эпиграфы, пометки и своеобразное предисловие. Хотя паратекст изучался в работе Г. П. Петковой1, однако не все моменты были проанализированы, поэтому в диссертации продолжено исследование паратекстового материала. В частности, обращается внимание на пометки М. Цветаевой, которые помогают читателю понять содержание поэмы, однако и мешают ему, запутывая и вовлекая в своеобразную игру, в которой автор направляет читательское восприятие и управляет читателем, заставляя его поверить в несуществующую победу Белого Движения. Таким образом, читатель остается в недоумении: где правда, а где вымысел.
Поэма «Перекоп» внешне представляет собой законченное произведение, о чем свидетельствуют четкая композиция, последовательное описание событий, возможность выделения отдельных героев. Однако с точки зрения замысла поэма не была завершена, планировалось продолжить описание событий.
В представленном далее анализе поздних поэм «Автобус» и «Певица» показано, что единое настроение автора, перекличка мотивов отчетливо прослеживаются в поэмах и лирике позднего периода творчества (цикл «Куст», стихотворение «Дом», поэма «Лестница», лирика конца 1930-х гг.). Поэмы «Певица» и «Автобус» автобиографичны (автор предстает в образе лирической героини, осмысливающей прожитые моменты жизни). В диссертации предприняты попытки восстановления замысла ненаписанных частей поэм. Созданные части содержат завязку и начало назревающего конфликта. Черты героев поэм четко прописаны. Центральные образы в поэмах - образы дома и окна, олицетворяющие душевное состояние автора, который вступает в диалог с читателем, призывая его к активной беседе. В поэмах обнаруживается авторское мифотворчество, подробно проанализированное в диссертации. В поэме «Певица» оформляется миф об утраченном Доме, воспоминание о Детстве. В
1 См.: Петкова Г. П. Цветаевские «Пометки» к «Перекопу» как паратекст. М., 1997. С. 191-194.
поэме «Автобус» М. Цветаева создает миф об ушедшей Молодости и о невозвратимости прожитых лет.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и делаются выводы как частного, так и общего характера. Историческая перспектива окончательно подтверждает то, что гипотетически можно предположить, исходя лишь из синхронического аспекта: незаконченная поэма является особым типом текста, в котором формируются основные принципы поэтики, в сжатом виде присутствует весь круг тем, затронутых поэтом в других родах и жанрах. Рассмотренное в диссертации становление жанровой формы показало эволюцию поэмы М. Цветаевой от многоперсонажности («Царь-Девица», «Молодец») к безгеройности или скрытому, «невыявленному» герою («Поэма Воздуха», «Попытка комнаты», «Лестница»); от лирической поэмы (фольклорные поэмы, «Поэма Горы», «Поэма Конца») к философскому рассуждению и эпической поэме с использованием очеркового дискурса («Лестница» «Поэма Воздуха»), Жанр поэмы у М. Цветаевой приобретает к концу 1920-х гг. новый облик, для которого характерны следующие особенности: сравнительно небольшой объем, важность передаваемых событий (сказочных сюжетов уже не встречается), отсутствие тщательного описания героев (или отсутствие героя вообще), нечеткость композиции, зашифрованность мысли. Все это придает поэме М. Цветаевой эпические черты и выводит жанр на новый уровень, делая его уникальным.
Основные положения работы отражены в следующих публикациях автора.
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК
1. Головина И. С. Незаконченные поэмы Марины Цветаевой: замысел и воплощение / И. С. Головина, Е. В. Абрамовских // Известия Самарского научного центра РАН. Сер. Филология. - 2013. - Т. 15, № 2. -С. 169-172. 0,5 п.л. (авторский вклад 0,3 п.л.).
2. Головина И. С. Фольклорные мотивы незаконченной поэмы М. Цветаевой «Егорушка» / И. С. Головина // Известия Самарского научного центра РАН. Сер. Филология. -2013. -Т. 15, № 2 (2).- С. 421-424 (0,5 п.л.).
3. Головина И. С. Авторский миф о Добровольчестве в незаконченной поэме М. Цветаевой «Перекоп» / И. С. Головина // Известия Самарского научного центра РАН. Сер. Филология. - 2013. - Т. 15, № 2 (4). -С. 1000-1002 (0,5 п.л.).
Статьи в других научных изданиях
4. Головина И. С. Незаконченные поэмы Марины Цветаевой: общая характеристика / И. С. Головина // Литературный текст XX века (проблемы поэтики) : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Н. Л. Лейдермана. - Челябинск : Полиграф-Центр, 2011.-С. 87-92 (0,5 пл.).
5. Головина И. С. Трагедия царской семьи в незаконченной «Поэме о Царской Семье» М. Цветаевой / И. С. Головина // Молодой ученый. -2013. - № 9. - С. 439—441 (0,4 пл.).
6. Головина И. С. Жанровая типология незавершенных поэм Марины Цветаевой / И. С. Головина // Жанры в историко-литературном процессе : сб. науч. ст. - Вып. 5 / под ред. Т. В. Мальцевой. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. - С. 34-39 (0,5 пл.).
7. Головина И. С. Поэтика незаконченной поэмы-хроники «Перекоп» М. Цветаевой / И. С. Головина // Язык и репрезентация культурных кодов : материалы Междунар. науч. конф. молодых ученых. - Самара : СамГУ, 2013. - С. 198-200 (0,4 пл.).
Подписано в печать 21.11.2013 г. Формат 60x80 1/16. Печать ризография. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 1,1. Тираж 120 экз. Заказ № 157.
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» Редакционно-издательский центр 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11 а
Текст диссертации на тему "Незаконченные поэмы в творческой эволюции М. Цветаевой"
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
На правах рукописи
Головина Ирина Сергеевна
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ
Специальность 10.01.01 - русская литература
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: Елена Валерьевна Абрамовских, доктор филологических наук, профессор
Самара - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................. 3
Глава I. Творческая эволюция М. Цветаевой.
Поиски самоидентификации....................................... 26
1.1. Синкретизм автора и героя в лирике............................ 26
1.2. Расширение горизонтов познания:
движение к поэме и прозе.......................................... 44
Глава II. Специфика незаконченных поэм М. Цветаевой:
от замысла к воплощению.......................................... 66
II. 1. Проблема незаконченности / незавершенности
произведений в контексте творческой эволюции поэта..... 66
И.2. Классификация незаконченных поэм и их взаимосвязь
с законченными поэмами М. Цветаевой......................... 93
Глава III. Незаконченные поэмы в контексте
лиро-эпического творчества М. Цветаевой.................. 115
III. 1. Миф и реальность в осмыслении Времени и Судьбы
(«Егорушка», «Поэма о Царской Семье»)..................... 115
III.2. Реконструкция авторского мифа в незаконченных
поэмах «Перекоп», «Певица», «Автобус»..................... 141
Заключение.......................................................................... 164
Список литературы................................................................ 170
ВВЕДЕНИЕ
В современную эпоху обращение к незаконченным текстам в творческом наследии того или иного автора является актуальным. Именно незаконченное творчество дает феноменальную возможность заглянуть в творческую лабораторию писателя, увидеть процесс формирования тематики, рождения образов, становления жанра, стилевых поисков.
Незаконченное наследие М. Цветаевой представляет собой немалый пласт всего литературного творчества, включающего в себя лирику, поэмы и драматургические наброски. Обращение к незаконченным поэмам («Егорушка», «Поэма о Царской Семье», «Перекоп», «Автобус», «Певица») - важный и значимый вклад в изучение творчества М. Цветаевой, ибо они до сих пор не стали объектом пристального внимания исследователей. К замыслам поэм М. Цветаева обращалась в течение всего творческого пути. Именно в незаконченных поэмах выкристаллизовывались значимые темы, сюжетные ситуации, формировались приемы поэтики, что находило отражение в других родах и жанрах, работа над которыми велась параллельно с работой над поэмами.
Сама М. Цветаева признавалась («Поэт о критике»), что все ее произведения взаимообусловлены и нельзя судить об одном тексте, не прочитав остальных: «Человек, не читавший меня всю от "Вечернего альбома" (детство) до "Крысолова" (текущий день), не имеет права суда»1. В каждое (даже небольшое и незначительное) стихотворение она вкладывала элемент личной биографии, пережитого ею «события». Этим объясняются отсылки от одного произведения к другому, интеграция разных временных периодов творчества. К примеру, к Егорию, герою незаконченной поэмы «Егорушка», М. Цветаева обращалась многократно: в цикле «Георгий», в поэме «На Красном Коне», в стихотворениях цикла «Благая весть», в поэме «Перекоп».
1 Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1994-1995. Т. 5. С. 277. Далее при цитировании этого издания том и страница указываются в тексте диссертации.
Образ Лестницы встречается в «Поэме Горы» и «Поэме Воздуха» и символизирует вертикаль от «низшего» мира к «высшему». Образ Дома присутствует в стихотворении «Дом», в незаконченной поэме «Певица» и в автобиографической прозе. Образ Вещи встречается в поэмах «Лестница», «Попытка комнаты» и в цикле стихов «Стол». Проводя текстовые параллели, которые определяют смысловые доминанты творческой системы поэта, мы исходим из того, что М. Цветаева рассматривала каждый свой текст как требующий дополнения, завершения в последующий период ее творчества.
В соответствии с вышесказанным тема исследования актуальна для изучения.
М. Цветаева своим творчеством оказала большое влияние на мировую литературу. Она вошла в литературу в трудный исторический момент - в переломную эпоху, с ее ожиданиями перемен и мятежей.
Поэтов современного М. Цветаевой поколения объединяли переживания за Россию и чувство трагизма. В судьбе поэтов, стоявших на рубеже веков, отразилась драма истории. Многие великие поэты закончили свою жизнь трагически: это и А. Блок, и Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Маяковский, С. Есенин, Н. Клюев. Поэты, не желая того, вынуждены были покинуть Россию и оказаться на чужбине, прожить там практически всю свою жизнь, подобно М. Цветаевой, в одиночестве и непонятыми зарубежными читателями. В вынужденной эмиграции оказались и друзья М. Цветаевой: М. Волошин, М. Кузмин. Жизнь поэта стала собранием всех этих судеб. Ни одна перемена в истории не была бесследно пройдена М. Цветаевой. Она стала летописцем своей эпохи.
Ранние поэмы М. Цветаевой написаны на фольклорный сюжет и представляют собой разработку и формирование специфично цветаевского жанра поэмы: законченные «Царь-Девица» (4 июля - 17 сентября 1920), «На Красном Коне» (13-17 января 1921), «Переулочки» (апрель 1922), «Молодец» (1922). Данные поэмы написаны до отъезда автора за границу.
Их анализ позволяет выявить особенности мировоззрения и взгляда на жизнь и творчество. В этот же период автор начинает незаконченную поэму, вызывающую интерес для исследователя, большую по замыслу сказочную поэму «Егорушка» (начало 1921, продолжение 23 января - 1 марта 1928).
В следующий период жизни - эмигрантский - совершались попытки выхода на новый уровень разработки жанра поэмы. К данному этапу относим любовную дилогию «Поэма Горы» (1 января - 1 февраля 1924) и «Поэма Конца» (1 февраля - 8 июня 1924). В Чехии была написана поэма «Крысолов» (март 1925 - ноябрь 1925).
Законченные поэмы - «С моря» (май 1926), «Попытка комнаты» (май - июнь 1926), «Поэма Лестницы» («Лестница») (июль 1926), «Новогоднее» (январь - февраль 1927), «Поэма Воздуха» (15 мая -24 июня 1927) - представляют собой философское рассуждение, данные поэмы не имеют героя и отражают взгляды поэта на важные и значимые события. Поэма «Красный бычок» (апрель 1928) предваряет созданную на тему Добровольческого движения поэму «Перекоп» (1 августа 1928 -15 мая 1929). Несмотря на внутреннюю целостность поэмы, «Перекоп» не соответствует реальным историческим событиям. Данное произведение рассматривается нами в рамках незавершенного, так как не был написан «второй Перекоп», отражающий поражение Белого Движения. Сама М. Цветаева собиралась дописать поэму, поэтому-то не считала ее завершенной. Незаконченная «Поэма о Царской Семье» (1929, последние изменения были внесены в 1936) представляет собой лишь фрагменты, которые сохранились до наших дней. В рамках диссертационного исследования «Поэма о Царской Семье» анализируется наряду с незаконченными произведениями. Последние «поэмные порывы» М. Цветаевой представлены двумя незаконченными поздними поэмами -«Певица» (1935) и «Автобус» (апрель 1934 - июнь 1936). Произведения отражают взгляды и настроение поэта в последние годы жизни.
Материалом исследования явились как незаконченные поэмы М. Цветаевой («Егорушка», «Перекоп», «Поэма о Царской Семье», «Автобус», «Певица»), так и законченные поэмы («Молодец», «Царь-Девица», «На Красном Коне», «Переулочки», «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов», «Попытка комнаты», «Лестница», «Поэма Воздуха», «Красный бычок»).
Для решения поставленных в исследовании задач в диссертации рассмотрено большое число источников, основные из них: изданные лирика, драматургия, дневниковая и автобиографическая проза, литературно-критические статьи, эссе, записные книжки и тетради, переписка М. Цветаевой, а также воспоминания и критические статьи ее современников.
В круг источников исследования вошли следующие издания:
- двухтомное собрание сочинений М. Цветаевой (1988, составитель А. А. Саакянц);
- «Стихотворения и поэмы» (1990, составитель Е. Б. Коркина);
семитомное собрание сочинений (1994-1995; составители А. А. Саакянц и Л. А. Мнухин);
- «Неизданное. Сводные тетради» (1997; составители Е. Б. Коркина и И. Д. Шевеленко);
двухтомное «Неизданное. Записные книжки» (2000-2001; составители Е. Б. Коркина и М. Г. Крутикова).
Объект исследования - творческая эволюция М. Цветаевой.
Предмет исследования - незаконченные поэмы М. Цветаевой.
Цель диссертационного исследования - определить место незаконченных поэм в творческой эволюции М.Цветаевой.
Поставленная цель определяет и основные задачи:
1) выявить специфику творческой самоидентификации поэта;
2) рассмотреть принципы работы М. Цветаевой над жанром поэмы;
3) сформулировать теоретическое обоснование понятий «незаконченность / законченность», «незавершенность / завершенность» для определения специфики незаконченных поэм М. Цветаевой;
4) проследить историю создания незаконченных поэм и выявить причины незаконченности ряда произведений М. Цветаевой;
5) создать классификацию незаконченных поэм по их типам;
6) обозначить принципы взаимосвязи законченных и незаконченных поэм;
7) определить значение незаконченных поэм в творчестве М. Цветаевой;
8) реконструировать авторские мифы, заложенные в незаконченных поэмах М. Цветаевой.
Степень разработанности проблемы. Вопреки популярности обращения к творчеству М. Цветаевой (труды М. И. Белкиной, И. В. Кудровой, С. Ж. Макашевой, А. М. Павловского, А. А. Саакянц, В. А. Швейцер и др.)', не так много исследований, касающихся незаконченных поэм М. Цветаевой. Это связано, в первую очередь, с отсутствием четких научных представлений о методике работы с незаконченными поэтическими текстами.
1 Белкина М.И. Скрещение судеб. М., 2008; Кудрова И. Жизнь Марины Цветаевой. СПб., 2002; Кудрова И. Путь комет: Жизнь Марины Цветаевой. СПб., 2002; Кудрова И. Просторы Марины Цветаевой: Поэзия, проза, личность. СПб., 2003; Макашева С.Ж. Творческая эволюция М.И. Цветаевой: онтология, концепция личности: дис. ... докт. филол. наук. М., 2006; Макашева С.Ж. Поэзия и проза М.И. Цветаевой 1920 - 1930-х гг. (онтология, концепция личности): монография. М., 2005; Павловский А.И. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: монография. JL, 1989; Саакянц A.A. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1997; Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 2009; Иванова P.M. Судьбы России в творчестве М. И. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук. Елец, 2000; Боровикова М. Поэтика Марины Цветаевой (лирика конца 1900-х-1910-х годов) : дис. ... докт. филос. по рус. лит. Тарту, 2011; Погудина Е.Ю. Функциональное и мотивологическое исследование прозы и поэзии М. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2003; Мещерякова И.А. Библейские мотивы в поэзии М. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук. М., 2000; Александров В.Ю. Фольклоризм М. Цветаевой : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1989; и др.
Исследователи обращают особое внимание на законченные поэмы М. Цветаевой (И. Ю. Белякова, Т. Н. Гурьева, Ю. Н. Ермилова, Е. В. Титова)1, контекстные связи (Ю. В. Малкова, Т. Е. Малова, А. А. Медведев, Г. Т. Петкова) , устанавливают аллюзии к некоторым незаконченным поэмам (О. А. Клинг, Е. Б. Коркина, Н. О. Осипова, О. Г. Ревзина)3, но целостное представление о значении незаконченных поэм в творчестве М. Цветаевой в научной литературе до настоящего времени отсутствует.
1 Белякова И.Ю. Семантика пространств и голосов в поэме М. Цветаевой «Красный бычок» // Поэмы Марины Цветаевой «Егорушка» и «Красный бычок»: сб. докл. Третьей междунар. научно-тематич. конф. ML, 1995. С. 105-111; Гурьева Т.Н. Архетипические мотивы в мифотворчестве Марины Цветаевой: (по поэме «Егорушка») // Там же. С. 51-55; Белякова И.Ю. Поэма М. Цветаевой «Переулочки» и былина о Добрыне и Маринке // «Лебединый стан», «Переулочки» и «Перекоп» Марины Цветаевой: сб. докл. Четвертой междунар. научно-тематич. конф. М., 1997. С. 167-176; Гурьева Т.Н. Концепция творчества в художественном сознании М. Цветаевой в конце 20-х годов // Там же. С. 99-106; Гурьева Т.Н. Концепция творчества в художественном сознании Марины Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1998; Ермилова Ю.Н. Концепция природы в поэме М.И. Цветаевой «Автобус» // Известия Саратовского унта. Серия Филология. Журналистика. Т. 10. Вып. 4. Саратов, 2010. С. 74-77; Титова Е.В. Жанровая типология поэм М.И. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук. Вологда, 1997.
Малкова Ю.В. Своеобразие мифологизма в творчестве М.И. Цветаевой 20-х годов: («После России» - «Молодец» - «Федра») : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2000; Малова Т.Е. Поэма «Егорушка» и виды незавершенного произведения в творчестве М. Цветаевой // Поэмы Марины Цветаевой «Егорушка» и «Красный бычок»: сб. докл. Третьей междунар. научно-тематич. конф. М., 1995. С. 43-50; Малова Т.Е. Незавершенность как структурная особенность поэмы М. Цветаевой «Перекоп» // «Лебединый стан», «Переулочки» и «Перекоп» Марины Цветаевой: сб. докл. Четвертой междунар. научно-тематич. конф. М., 1997. С. 195-197; Медведев A.A. Сакрализация образа «Сибири» в «Поэме о Царской Семье» М.И. Цветаевой // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры. Вып. 7. Тюмень, 2010. С. 333-356; Петкова Г. «Поэма Воздуха»: Покушение на литературность (предварительные заметки) // «Поэма Воздуха» Марины Цветаевой: сб. докл. Второй междунар. научно-тематич. конф. М., 1994. С. 50-53; Петкова Г. От «Красного Коня» к «Красному бычку» // Поэмы Марины Цветаевой «Егорушка» и «Красный бычок»: сб. докл. Третьей междунар. научно-тематич. конф. М., 1995. С. 83-86; Петкова Г. Цветаевские «Пометки» к «Перекопу» как паратекст // «Лебединый стан», «Переулочки» и «Перекоп» Марины Цветаевой: сб. докл. Четвертой междунар. научно-тематич. конф. М., 1997. С. 191-194.
3 Клинг O.A. Поэтический мир Марины Цветаевой. М., 2001; Коркина Е.Б. Поэмы Марины Цветаевой: (Единство лирического сюжета) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1990; Осипова Н.О. Художественный мифологизм творчества М.И. Цветаевой в историко-литературном контексте первой трети XX века : дис. ... докт. филол. наук. М., 2000; Ревзина О.Г. Безмерная Цветаева: Опыт системного описания поэтического идиолекта. М., 2009. 600 с.
На наш взгляд, причину нужно искать в особенностях самого материала, проблематичного для характеристики творческого метода. Это первая проблема при изучении наследия М. Цветаевой. Известно, что она на всех этапах поэтической эволюции находилась в «диалогических» отношениях с ведущими направлениями литературной эпохи, а на самом деле - была вне их. Второй существенной проблемой является выбор методологии исследования творчества М. Цветаевой.
Яркая особенность творческого пути М. Цветаевой (предельное внимание поэта к своей индивидуальности, когда предметом изображения становятся события личной жизни) осознавалась многими исследователями. Изучение творчества поэта началось именно с биографии: работы В.А.Швейцер1 (1980), М.И.Белкиной2 (1980), А. А. Саакянц3 (1986), И. В. Кудровой4 (1990), А. М. Павловского5 (1988 и 1989) и др.
Конференции, проводимые Домом-музеем Марины Цветаевой, были посвящены рассмотрению незаконченных поэм. Так, Четвертая международная научно-тематическая конференция 1996 года была посвящена «Лебединому стану», поэмам «Переулочки» и «Перекоп». В рамках данной конференции рассматривалась история создания этих поэм. Исследователь Г. О. Риггенбах (Швейцария) впервые обратился к истории передачи архива М. Цветаевой базельской универсальной научной библиотеке и его дальнейшей судьбе: «Известно, что все издания «Лебединого стана» и «Перекопа» осуществились на основе рукописи
1 Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 2009.
2 Белкина М. И. Скрещение судеб: Попытка Цветаевой. Попытка детей ее. Попытка времени, людей, обстоятельств. Встречи и невстречи. М., 2008.
3 Саакянц А. А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М., 1997.
4 Кудрова И. В. Просторы Марины Цветаевой: Поэзия, проза, личность. СПб., 2003; Кудрова И.В. Версты, дали: Марина Цветаева. 1922-1939. М., 1991.
5 Павловский А. Куст рябины. Л.,, 1989.; Павловский А. На перекрестке дорог: Лирический дневник М. Цветаевой. 1917-1920 // Нева. 1988. № 7. С. 177-194.
Цветаевой в ее базельском архиве»1. М. Цветаева сама приготовила архив и передала его в Базель в 1939 г.
А. Г. Кавтарадзе на примере поэмы «Перекоп» рассматривает поход Белого движения с исторической точки зрения, с целью выявления доли правды и мифа, высказывая суждение об идеализации Добровольчества поэтом: «Считают, что Цветаева идеализирует Белое движение. Конечно, действительность была более суровой, и это тоже нельзя сбрасывать со счетов»2.
Е. В. Сомова ищет причину написания «Лебединого стана» и «Перекопа». Обнаруживает ее исследователь в личной жизни автора: «...что же касается появления цикла «Лебединый стан» и поэмы «Перекоп» с посвящением мужу - объяснение лежит на поверхности. Оно -в общеизвестных фактах, жизни М. Цветаевой и ее �