автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Студенчество в системе национальных отношений

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Абузарова, Наиля Ахметовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Автореферат по социологии на тему 'Студенчество в системе национальных отношений'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Студенчество в системе национальных отношений"

На правах рукописи

АБУЗЛРОВА Наиля Лхметоина

СТУДЕНЧЕСТВО В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Специальность: 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы

А и г ор еф ерат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Уфа 1990

Райи ¡а выполнена па кафедре Уфимского государственного авиационного технического университета.

Научный руководитель: академик РАЕН и АН РБ,

доктор философских наук, профессор Файзуллин Ф. С.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Гилязнтдинов Дж. М., кандидат философских наук, доцент Баигильдин Р. М.

Ведущее учреждение: Башкирский государственный .медицинский университет.

Защита состоится______________________'1990 года

в_______ час. на заседании диссертационного совет-1

Л.054.13.01 при Башкирском государственном университете ио адресу: 450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32, аул. 01.

С диссертацией ¡можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан с__________________1990 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. Обострившиеся в конце 80-х годов противоречия в сфере национальных отношений в республиках бывшего Союза, подъем национального самосознания, сопровождавшийся ростом напряженности, появление и нарастание центробежных тенденций выдвинули серию вопросов, требующих своего ответа, объясняющего причины сложившейся ситуации и позволяющего найти оптимальный выход из этой ситуации. Как показала практика, именно студенческая'молодежь во многих случаях являлась той силой, которая оказывалась в эпицентре межнациональных конфликтов. Студенчество проявило себя как наиболее радикально ориентированная часть национальной общности, остро реагирующая на различные деформации в системе национальных отношений. В мире наблюдаются тенденции общественного развития: одна из них ведет к единству, другая, противоположная, к расхождению. В Советском Союзе в течение многих десятилетий искусственно форсировались интеграционные процессы и недооценивались процессы национального развития, Национальные отношения - категория интегральная, включающая в себя национальный, экономический, государственно-правовой, политический и культурный компоненты. Противоречия в национальных отношениях в концентрированном виде отразили политический, экономический, социальный и духовный кризис, охвативший общество в последние годы. В основе обострения национальных отношений лежит комплекс причин, имеющих как общий, так и специфический характер. Причины глобального характера - противоречия"меаду двумя названными тенденциями, дифференциации и интеграции. Различия в уровне развития социально-экономической сферы, неравенство в национально-государственном статусе республик, угроза этнической и языковой ассимиляции, культурно-языковые проблемы, различия статусных позиций в системе этнической стратификации послужили причиной кризиса в национальных отношениях. В Республике Башкортостан к названным причинам добавляется и этнодемографичоская, ибо башкиры как титульная нация стали составлять национальное меньшинство.

Одним из источников противоречий являются диспропорции в социальной структуре национальных общностей. Сходство и различие в социальной структуре наций в значительной мере определяет особенности их взаимодействия во многих сферах общественной жизни, оказывая влияние на развитие национальных процессов. Формирование социальной структуры является управляемым процессом. Высшее обра-

зование - важное средство, с помощью которого происходит формирование я управление социальной структурой как общества, так в национальной общности. Студенчество является одним из элеыен-тов социальной структуры. Студенчество - социальная группа, состоящая из иолодежи, обучающейся в высоих учебных заведениях. Оно отличается от других груш молодежи своей главной функцией - пополнение рядов интеллигенции. Близость студенческой молодели по характеру деятельности,интересам, ориентация» к интеллигенции является ее существенной социальной чертой, ее специфической особенность». Среди вузов нашей республики существует своеобразная "специализация" по национальному признаку. Отраслевой состав студентов различных национальностей неодинаков. Студенты русской национальности преобладают в технических вузах, студенты башкирской и татарской национальностей составлявт большинство в педагогических и сельскохозяйственных вувах.

Так яе как социальная стратификация - черта любого общества, так и этническая стратификация является атрибутом многонационального общества/Этнический статуо является интох^альным показателем положения национальной общности и ее представителей в системе национальных отношений. К числу видных показателей этнического статуса относится степень включенности национальных групп в систему национальных.отношений.

Нация является субъектом национальных отношений. Как субъект она представлена различными елеыентама, составляющими ее социальную структуру. Важный структурным елемвнтом наций в нашем исследовании внступаат студенческая шлодехь трех основных национальных обдностеЙ, населявдих Республику Башкортостан. .

Актуаньнооть исследования студенчества в системе национальных отношений объясняется, во-первых, тем, что студенчество как элемент структуры национальной общности является носителем ее культуры, языка, самосознания, особенностей национальной психологии я бнта. Внзнь нации о разной степенью полноты находит свое отражение в студенчестве, в его духовной облике, в ориентация*, в поведении, в чувствах. Вэ-вгорнх, сквозь приаму этой наиболее динамичной группы соцвальной структуры особенно отчетливо фоявдя-ютая пробдшн, ву^твущие в обществе. -Студенческаяиолодвжь

исключительно чутка к общественным яаленвнияк, настроениям. Это наиболее радикально ориентированная часть любой национальной общности. В-третьих, отуденчаская среда активно я достаточно выпукло отражает противоречия в системе национальных взаимодействий, де-

формированность как внутри, тагси мошациональных связей. В-чот-ворихх, от степени включенности студенческой ггалодест в оистецу национальных отношений в значительной степени зависят состояние и перспективы развития как национальных отношений, так и национальной культуры. Цроцессн, происходящие в студенческой среде, становятся но только зеркалом, но и специфической моделью будущих национальных процессов.

Степень научной разработанности темы. В фзлос-офско-социоло-глческой литературе дэоблома отуденчэства начала активно разраба-батнваться в 60-0 годы. Различные аспекты этой проблемы, такие, как социальные источники пополнения студенчества, особенности различных его профессиональных групп, высшая юкола как канал социальных перемещений, рассматривались такиил исследователями,как Дмитриев A.B., Иконникова С.Н., Колесников Ю.С., Лисовский В.Т., Рубин Б.Г., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н., Саар Э.А., Титма М.Х., Филиппов O.P. и другие. Однако проблемы студенчества в национальное аспекте являютоя слабо разработанными.

Национальные отношения - комплекс внутри- и моягациональных отношений, обеспечивающих функционирование наций, национальные отношения, складываясь из взаимодействия швдй и национальных груш, отражают существующую систецу этнической стратификации. Теория этнической стратификация разработана в американской и западной социологии. В основу этой теории полояена концепция доминантной группы Б.Барбэр, П.Л.ван дон Берге, С.Либерзон, Р.Щершр-хорн. В отечественной науке одним из первых предпринял попытку применения теории и методологии этнической стратификации при изучении национальных процессов и национальной культуры КОтоаеков Г.Г.

Проблема национальных отношений в отечественной литературе рассматривалась в различных ракурсах? философском, социологическом, этнографической, историческом, лингвистическом, психологическом. Те или иные аспекты этой проблемы нашли отражение в работах таких авторов, как Арутшян Ю.В., Агаев А.Г., Бролиш Я.С., БромлейЮ.В., Балеев Д.Н., Горовский Э.Я., Дшэда'.яров А.Э., Дау-нусов М.С., Дробияева А..Ы., Иордан М.В., Исдатгтта Т.Г., Юули-ченко М.И., Кузеев Р.Г., Коган М.Э., Рымаренко Ю.И., Сусоколов A.A., Тавадов Г.Т., Тишков В.А., Оайзуллин S.C., Чеико C.B., 1ал-лпк К.С. Среди исследователей, внесших заметный вклад в конкретно - социологическое изучение различных сторон национальных отношений, необходимо отметить Бойко В.И., Кахка Ю.Ю., Пименова В.В.,

Сусоколова A.A.,' Холмогорова А.И.

Национальные отношения в отечественном общество знании изучались преимущественно на институциональном уровне. В западной социологической литературе личностный уровень межэтнических отношений - распространенный подход (Г.Оллпорт, Дж.Симпсон, Д.Льиис,

A.Дэвис, Г.Петигрю).

В отечественной литературе такие аспекты национальных отношений, как связь личности со своей национальной общностью, личность, группа в системе национальных отношений разработаны недостаточно. Среди исследователей, обращающихся к этим проблемам, следует отметить Бромлея Ю.В., Давдамирова А.Ф., Щуьалова Б.А.

Межнациональные конфликты, новые явления в национальной жизни выдвинули в качества самостоятельной проблему национального самосознания. К тем или иным аспектам этой проблемы в.разные годы обращались такие ученые, как Аклаев А.Р., Воронова А.О., Горячева И.А., Князев Л.Н., Кожанов A.A., Крюков М.В., Малькова A.C.; Мыльников A.C.» Поршнев Б.Ф., Савоскул С.С., Старовойтова Г.В., Снежкова И.А., Хабибуллин К.Н., Чистов К.В., Шелепов Г.В.

Различные аспекты национально-языковых отношений, проблемы двуязычия и многоязычия нашли отражение в работах Аврорина В.А., Баскакова А.Н., Гака В.Г., .Губогло М.Н., Дешериева Ю.Д., Дьяч-коаа М.В., Журавлева В.К., Исаева М.И., Михайлова М.М., Неро знака

B.Н., Шагаля В.Э., Никольского 1.Б., Солнцева В.М., Хинта М., Швейцера А.Д.Ярцевой В.Н.; в работах башкирских исследователей - Абсалямова 3,3., Гартаова Т.М., Миржановой С.Ф., Ураксина З.Г. В зарубежной социолингвистической литературе к названным проблемам обращались Белл Роджер Т., Вайнрайх У., Ыартине А., Россети А., Табуре А., Хауген Э.

В условиях общественных преобразований актуализировалась проблема традиций в обычаев. Различные аспекты проблемы традиций нашли отражение в работах Антонова А.Н., Друтшова С.А., Еуевой " Л.Ц., Власовой В.Б., Денисш Н.П.', ЕрасоваБ.С., Дучанкина А.И., Ыаркаряна Э.С., Осиновой O.A., Салтыкова Г.Ф., Суханова И.В., Угриновича Д.М.; проблема национальных-традиций - в работах Балашова В.Д., Дроздова И.Ф., Капчэли А.Т., Осиновой O.A., Сарсенба-ева Н.С., также в работах башкирских ученых Бикбулатрва Н.В., Султангареевой P.A., Шитовой С.Н. Однако требуют глубокой разработки общесоциологические проблемы национальных традиций, анализ их роди в жизни социальных групп,нация, в развитии национальной культуры и национального самосознания,их влияния на национальные отношения.

Целью диссертации является исследование студенческой молодежи в системе национальных, отношений. Эта цель требует решения следующих задач:

- проведения сравнительного анализа степени включенности студентов различных национальных групп в систему национальных отношений;

- рассмотрения языкового аспекта этих отношений;

- выявления особенностей национального самосознания студентов;

- анализа роли национальных традиций и обычаев как элементов национальной культуры во внутри- и меанационалышх взаимодействиях;

- выявления влияния этнического статуса на протекание национальных процессов, на характер национальных отношений.

Объектом диссертационного исследования является преимущественно студенческая молодежь Республики Башкортостан. Предметом исследования являются национальные отношения в студенческой среде.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и социологические методы. В работе автор исходил из принципов материалистической диалектики и принципов системного подхода. Теоретическую базу составили труда исследователей прошлого и настоящего в области философии, социологии, этносоциологии, политология, этнографии, социальной психологии, культурологии.

Научная новизна работы заключается в том, во-первых, что осуществлен оригинальный подход к исследованию студенчества как специфической части национальной общности. При этом его'этническое поведение рассматривается в качестве своеобразной модели нал циональных процессов, протекающих в обществе в целом.

Во-вторых, широко использован при разработке теоретико-концептуальной основы исследования ряд относительно новых для отечественной этносоциологии понятий, как "система этнической стратификации" и "этнический статус".

В-третьих, обнаружена связь между этническим статусом национальной группы и степенью ее включенности в национальные отно-' шения.

В-четвертых, установлено, что национальный язык, национальные традиции и обычаи, национальное самосознание - это образования, связывающие членов данной нации в целостное, устойчивое образование. - (

Теоретическая и практическая значимость работы. Теория и методология системы этнической стратификации позволит более глубо-

ко анализировать состояние, характер, проблемы, противоречия в сфере национальных отношений, в также прогнозировать их дальнейшее развитие и определять пути их разрешения. Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения и выводы могут быть использованы управленческими органами^при выработке и проведении национальной политики. Некоторые положения могут быть использованы при изучении курса философии, социологии, в спецкурсе по национальной проблематике.

Эмпирической базой диссертации послужили результаты социологического исследования, проведенного социологической лабораторией УМ в 1992-1994 годах. Сбор информации осуществлялся методом анкетного опроса. В исследовании был применен метод гнездовой выборки. Сравнение теоретической модели выборки с ее реальным воплощением выявило, что, несмотря на некоторые несущественный отклонения по отдельным параметрам, в целом основные принципы построения были соблюдены. Сопоставление изучаемых характеристик,таких, как национальность, тип факультета, место проживания, наименование вуза,с данными статистики подтвердило, что наблвдаемые отклонения не носят статистичеоки значимого характера. Опросом была охвачена студенческая молодежь г.г. Уфы и Сгерлитамака (674 чел.) 4-х вузов: Б1У; УГАТУ, БГАУ, БПШ.

Апробация работы. Основные положения и выводы были изложены в статьях, апробированы на ряде научно-практических конференций и обсуадены на кафедра философии УГАТУ.

Структура диссертации.заданная целью и задачами исследования, включает введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность теш, описывается степень ее научной разработанности, формулируется цель л задачи исследования,определяется объект и предмет исследования, его научная новизна, теоретико-методологическая основа, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе "Национальное самосознание современного студенчества" анализируется национальное самосознание студенческой молодежи трех национальных групп.

Национальное сознание представляет собой разновидность груп-

нового сознания, носителем которого выступает национальная общность. Носителям национального сознания присуще то общее, что "имеется у всех (или большинства) лвдой, принадлежащих к одной национальной общности, а следовательно, то, что отличает сознание одной общности от другой"^ Студентам одной национальной общности присуще то общее, что есть у большинства этой общности, и то, что отличает ее сознание от сознания представителей другой общности. Национальное самосознание - одна из сущностных характеристик нации. Национальное самосознание является основой национального сознания. Это совокупность представлений, взглядов членов национальной общности о себе, своей истории, осознание своего места в системе этнической стратификации. На основе этих представлений они выделяют себя, осознают свое отличие от других национальных общностей и строят свое взаимодействие с членами других национальных групп. В его структуру входят такие компоненты, как национальная самоидентификация, представления о прошлом своего народа, его истории, языке, культуре, территории проживания, автостереотипы, национальные стереотипы (гетеростереотипы), национальные ориентации, национальные установки и национальные интересы. Все эти компоненты сопряжены с эмоциями и чувствами. В диссертационной работе дается теоретический анализ названпых компонентов, а также анализ этих компонентов в структуре национального самосознания студентов.

Процесс формирования зíaциoнaльнoгo самосознания является длительным и неравномерным в своем развитии. Его возникновение происходило на этнопсихологическом уровне и связано с формированием антитезы "мы - они". Субъективно сознаваемая этничность,мысленное причисление себя к какой-либо национальной общности имеет своим источником реальные этнодифференцируюпше признаки.

Национальное самосознание выполняет познавательную, эмоционально-ценностную и регулятивную функции. Главной, определяющей при этом является функция духовного обеспечения самоопределения нации и дальнейшего ее развития. Эта функция призвала обеспечивать устойчивость, целостность национальной общности, укреплять внутринациональные связи. Наличие у нации развитого национального самосознания ведет к становлению ее как субъекта национального самоопределения, изменению ее положения в системе национальных отношений.

1 Тугаринов В.П. Философия сознания. -.М., 1971, с.131.

факторами, детерминирующими развитие национального самосознания, являются прежде всего внешние условия, такие, как агрессия, угроза ассимиляции. Фактором, стимулирующим его рост, является возросший уровень образования национальной общности, личности, группы. Обучение студентов в вузах является важным фактором, способствующим росту их национального самосознания. Студенчество является социальным источником пополнения национальной интеллигенции, которая является наиболее активной носительницей национального самосознания.

Национальная самоидентификация - важнейший компонент национального самосознания. Она является одной из многочисленных форм универсального социально-психологического процесса самоопределения личности через групповую принадлежность. Процесс национальной самоидентификации становится проблематичным тогда, когда национальная принадлежность становится, доминирующей в системе групповой принадлежности. Ранговая последовательность представлений студентов трех национальных групп об этноконсолидирующих признаках различна. Для половины башкир (48,8 %) наиболее значимым это-интегрирующим элементом является "территория, на которой живу", для татар (43,7 %) - это "мои родители", для русских (37,4 %) -история моей нации". На начальном этапе процесса формирования национальной самоидентификации существенная роль принадлежит семье и ближайшему окружению детей. Школа, полиэтничная среда - факторы, способствующие более четкому осознанию своей национальной принадлежности. Без национальной самоидентификации становление и развитие национального самосознания невозможно. Значение, придаваемое своей национальной принадлежности, определяется многими факторами. К числу таких факторов относится степень предшествующей социально-политической дискриминации национального сознания общности. Конкретная социально-политическая ситуация, а также численность национальной общности относятся к числу факторов, обостряющих чувство национальной принадлежности. Этнический статус является немаловажным фактором, определяющим значимость национальной принадлежности. Именно этот факт говорит в пользу того, что зтатическая концепция нации, которая активно выдвигается в центре, не получит всеобщего признания. Ибо значимость этого фактора свидетельствует об определенном уровне развития национального самосознания.

Национальные интересы - наиболее сложное социально-псяхологя ческое образование в структуре национального самосознания. Их

осознание осуществляется в процессе социального сравнения жизненного пояснения лвдей различных национальностей или своей национальной грушга с положением инонациональной группы. Интересы национальной общности, отражая общие сходные черты объективного социального положения ее членов, тем самым отражают этническую стратификацию данного общества. При сохранении различий в социальном, культурном развитии контактирующих наций будут сохраняться и противоречия мезду национальными интереса1.®. В коночном счете национальные интересы всегда направлены на сохранение или изменение этнического статуса той или иной национальной группы в системе этнической стратификации.

Система ценностей, установок, национальных автостереотипов и гетеростереотипов наций белее устойчивые компоненты национального самосознания. Система взаимосвязанных национальных установок представляет более сложное образование - национальные ориентации. Национальные ориентации, в целом выступающие регулятором поведения, служат показателем устойчивости национального самосознания. Отношение к межнациональным бракам характеризует как устойчивость национального самосознания, так и этнический статус национальной общности. Ориентации на межнациональные браки у студентов-башкир и студентов-татар более благожелательны по сравнению с ориентацз-ями русских студентов. Такая позиция первой группы опрошенных, т.е. их больная открытость, характеризуют их этнический статус кал более низкий относительно статуса русских. Национальное самосознание башкир и татар в этом аспекте менее устойчиво по сравнению с национальным самосознанием русских. По мнению ряда исследователей, эндогамные браки играют стабилизирующую роль. Однонациональный брак служит своего рода этническим барьером для ассимиляционных процессов.

Национально-политические ориентации в структуре национального самосознания респондентов татарской и русской национальностей не занимают значительного места. Национальное самосознание этих групп не связано со сферой политических интересов, что является свидетельством отсутствия какого-либо давления на их самосознание со стороны других национальных груш. Национально-политические ориентации в структуре национального самосознания респондентов-башкир занимают определенное место. Их ориентации на приоритетное развитие своей нации, их мнение о том, что в республике по отношению к башкирской нации не соблюдается социальная справедливость, служат показателями ущемленности их национального самосознания.

Их ориентации показывают, что проводившаяся ранее национальная политика не учитывала в долиной мере интересов их национальной общности.

Национальные стереотипы являются результатом сформировавшихся установок и представляют собой схематичное, стандартизированное представление о типичных чертах инонациональных групп. Они эмоционально окрашены, предполагают положительное, отрицательное или нейтральное отношение к другим национальным группам. Опрос студентов выявил наличие отрицательного стереотипа у 1/5 части опрошенных, что свидетельствует о существовании источников напряженности в национальных отношениях.

Национальные отношения в современном мире подчиняются действию 2 названных выше объективных тенденций. С одной стороны, усиление интеграционных процессов, связей. С другой стороны, стремление наций к независимому развитию. Усиление второй тенденции характеризуется повышение значения национального фактора, актуализацией интереса к национально-специфическому в жизни национальных общностей. Шачение, придаваемое национальной самобытности, выступает индикатором национального самосознания. Определенный уровень национального самосознания продемонстрировали студенты-башкиры, которые оценили национальную самобытность как '"необходимый и ключевой элемент национального самосознания". Близки позиции русских и татар, которые подчеркнули, что "национальная самобытность - это один из элементов национального самосознания. Ее значение не следует преувеличивать".

Исследуя национальные отношения, нельзя не коснуться такого сложного явления, как национализм. В советской литературе это социальное явление не было объектом специального изучения, ибо интернационализму не виделось иной альтернативы. Распад Союза упрочил позиции национализма в общественной жизни республик. Источником происхоадения этого явления выступают реальные общественные противоречия, а также противоречия в сфере национальных отношений. Нерешенность национально-политических, социально-экономических, культурных, этноязыковых проблем, дискриминация национального самосознания, ущемленность чувства национальной принадлежности, миноритарное положение национальных общностей актуализировали проблему национализма. Национализму присущ главный признак - предпочтение, отдаваемое своему этносу во всех сферах деятельности. Общность оценок этого явления обнаружена в позиции татар и русских, большинство которых (соответственно 53,7 % и 60,8 %) продешнстри-

розалл свое негативное отношение в отличие от позиции респондентов-башкир, 36,6 % которых ответили, что их положительное или отрицательное отношение зависит от конкретной ситуации. Именно для последней группы национализм - значимая ценность в жизни национальной общности.

Во второй главе "Этноязыковые процессы в студенческой среде" анализируется этноязыковая ситуация в республике и ее отражение в студенческой среде.

Этноязыковая ситуация это модель социально-функционального распределения социальяо-комглуникативных систем... Она детерминируется разнообразны!® факторами, которые действуют сигофонно и даахронно. С одной стороны, это этнодоью графические, социально-исторические, экономические и географические факторы. С другой стороны, сознательно проводимая государством языковая политика.

По переписи населения 1989 года, наиболее крупными нациями, проживающими на территории Башкортостана, являются башкиры (21,9 %), русские (39,3 %) и татары (28,4 %).

Процессы языковой смены в разной степени коснулись нерусских национальностей. Языковая идентичность в наибольшей степени утрачена среди башкир. 74, 7 % башкир назвали родным башкирский язык. Для 92,9 % татар родным является татарский язык. Наряду с утратой языковой идентичности среди нерусских национальностей наблюдается рост свободно владеющих русским языком. Основной чертой существующей этноязыковой ситуации в Башкортостане является го, что подавляющее большинство населения, независимо от национальной принадлежности, в той или иной степени владеет русским языком. Во-первых, свободное владение русским языком подавляющего большинства нерусских национальностей является статистическим выражением привилегированного положения русского языка. Во-вторых, это показатель высокой степени включенности нерусских национальностей в межнациональные отношения.

Тип расселения является одним из параметров системы этнической стратификации. Преобладающий городской тип расселения русских - показатель их доминантного положения* Как старые, так и новые города на территории Башкортостана возникли как русские. Миграция русского населения в города и столицу республики поощрялась. Миграция нерусских сдерживалась не тем, что готовить кадры из представителей местных национальностей, обучать их русскому языку требовало больших затрат и усилий. Доступ в города, особенно в столицу республики, на постоянное жительство был затруднен

в немалой степени административными мерами: институтом прописки, обязательным знанием русского языка. Уфа при всей своей многона-циональности остается русским городом-на только по причине преобладания в ее структуре русского населения. Уфа - город со сложившейся русской культурой. Студентам нерусских национальностей приходится соприкасаться с русской культурой, адаптироваться к условиям русского города. Важным условием для социально-психологической адаптации нерусских студентов является хорошее знание ими русского языка. Они усваивают наиболее значимые элементы материальной и духовной культуры русской нации, ее нравы, обычаи. Соприкосновение с этой культурой, степень ее воздействия на нерусское студенчество бывает различной: от культурных заимствований до явлений национального нигилизма я днэтнизации.

Именно городам принадлежит решающая роль как в развитии общества в целом, так и наций и национальных процессов. Невысокая степень урбанизированное^ башкирского населения оказывает существенное влияние на его социальное и культурное развитие. Слабая урбанизированность башкирского населения ограничивает его социальную мобильность, служит тормозом для повышения культуры, образовательного, профессионального уровня и формирования сложной системы материальных и духовных потребностей всей национальной общности.

Следствием слабой" урбанизированности башкир является то, что отраслевой состав башкирского студенчества представлен преимущественно студентами педагогических и аграрных вузов.

Язык - явление социальное. Как социальное явление он, с одной стороны, обладает определенными функциями, с другой стороны, подвержен влиянию общества. Главной функцией языка является коммуникативная.. Общество влияет на язык через его функциональное развитие, то есть расширение или сужение объема функциональной загруженности языка в различных коммуникативных сферах, функциональная загруженность языка, или совокупность коммуникативных сфер, в которых используется язык, служит важнейшим критерием определения социального статуса данного языка.

Анализ функциональной загруженности башкирского и русского языков позволил установить иерархию языков, их социальный статус. Эти языки во всех рассмотренных коммуникативных сферах функционально неравноценны. Русский язык доминирует во всех важнейших коммуникативных сферах. Башкирский язык в республике является миноритарным языком. Во-первых, он стоит ниже по сравнению с рус-

ским языком на социально-коммуникативной шкало; во-вторых, он обслуживает меньший по объему социум; в-третьих, он ограничен в функциональном отношении; в-четвертых, в социальном отношении он менее престижен. Русский язык как мажоритарный язык является важным средством, способствующим социальному продвижению в обществе. Этот критерий языка в значительной степени объясняет стремление нерусского населения изучать русский язык и обучаться на нем. Социальный статус языка отражает статус носителей того или иного языка.

Развитие языка преаде всего связано с его функциональным развитием. Язык, социальные функции которого предельны сужены-, выходит из употребления. Проблема сохранения и дальнейшего развития решаются,как известно,в трех коммуникативных сферах: в быту, в преподавании и в общественной жизни.

Этноязыковая ситуация характеризуется сложностью и противоречивостью. Ее можно представить в виде иерархически организованной пирамиды, или социально-функциональной шкалы, доминирующую позицию на которой занимает русский язык.

Анализ результатов опроса о языке общения студентов в различных сферах показал, что функционирование башкирского и татарского языков ограничено семейно-бытовой сферой. Русский язык, имеющий доминантный статус, функционирует во всех зажнейпшх сферах общественной жизни. Его функциональная загруженность максимальна.

В любом многоязычном обществе происходят процессы языкового взаимодействия, или языковые контакты. В основе языкового контакта находятся процессы социального взаимодействия носителей разных языков в экономической, политической, социальной и культурной сферах общественной жизни. В межнациональных отношениях характер языкового взаимодействия зависит от этнического статуса носителей контактирующих языков. В результате языкового контакта формируется, функционирует и развивается такое сложное социальное явление, как двуязычие. Как социальное явление двуязычие развивается под влиянием как объективных, так и субъективных факторов. Однако именно государству принадлежит определяющая роль в развитии определенного- типа двуязычия. Хотя научная несостоятельность концепции национальной политики о сближении наций признана, тем не менее в свое время она сыграла свою роль в деэтнизации нерусских национальностей. "Языковым" вариантом такого "сближения" было национально-русское двуязычие. Доминирова-

ние несбалансированного, асимметричного двуязычия служит основным источником возникновения и нарастания социальной напряженности в этноязыковой жизда как в республике в целом, так и в студенческой среде. При таком типе носителями двуязычия являлись и являются нерусские национальности. Результаты опроса показали, что двуязычие как переходный этап в процессе языковой ассимиляции проникло в семейно-бытовугз сферу башкирских и татарских студентов, тогда как русские студенты одноязычны.

Социальными последствиями асимметричного двуязычия являются полуязычие и языковая трансформация у определенной части не- -русского населения республики, в т.ч. и среди студенчества.

На вопрос о том, считаете ли Вы язык вашей национальности своим родным, 23,9 % башкирских и 25,2 % татарских студентов ответили отрицательно. Абсолютное большинство русских студентов (97,2 %) продемонстрировали языковую идентичность. Существует тесная связь мезду национальным языком и национальным самосознанием. 25,6 % респондентов - уфищев но считают язык своей национальности родным, 27,2 % опрошенных этой же группы безразлично относятся к своей национальной принадлежности. Языковая трансформация - начальный этап этнической ассимиляции. Языковая ассимиляция приводит к деэтннзации нерусских студентов. Равноправное двуязычие с использованием национального и русского языков всеми'членами социума, независимо от национальной принадлежности, может остановить этот процесс.

В сознании студенческой молодежи, как наиболее чуткой к различным социальным изменениям группы, находят отражение сдвиги в общественной жизни. Данные опроса позволяют констатировать, что в сознании большинства студенчества сохраняется ориентация на сохранение в обучении в системе школьного образования доминирующего статуса русского языка, особенно эта ориентация явно выражена у русских респондентов.

Наибольший процент в группе, высказавшейся за обучение только на родном языке, составляют башкирские студенты (32,2 %). Ориентации части башкирских (26,2 %) и татарских респондентов (29,3/2) на двуязычное обучение (родном и русском) говорят о наметившейся тенденции роста интереса к родным языкам и желании обучать детей на них.

Языковые ориентации русских и татарских студентов в отношении изучения башкирского языка различаются. 24,1 % русских студентов ответили, что "желание есть, но нет необходимости изу-

чать" башкирский язык. Однако это желание, свидетельствующее о тенденции появления потребности русских студентов в знании башкирского языка, не следует переоценивать и абсолютизировать. Это скорее эмоциональная реакция, не продиктованная потребностью и необходимостью в его знании. 55,6 % татарских студентов ответили, что "нет желания и необходимости". При всемерном распространении русского языка, имеющего максимальную функциональную загруженность, потребность в овладении миноритарным языком не возрастет. Увеличение объема функционирования миноритарного языка явится объективным условием для возникновения социальной потребности обучаться и изучать его.

Анализ данных исследования показал слабую включенность русских студентов в языковой аспект национальных отношений. Абсолютное большинство русских респондентов не владеет национальными языками, в частности башкирским. Высокую степень включенности показали респонденты-татары и респонденты-башкиры. Это показатель высокого этнического статуса русского языка и более низкого -башкирского и татарского языков.

Проблема сохранения и развития языка тесно связана с расширением ого социальных функций в различных коммуникативных сферах, а также с формированием и развитием двустороннего двуязычия, то есть с необходимостью овладения русскоязычным населением в местах длительного проживания с представителями других национальных общностей местным миноритарным языком в социально необходимом объеме.

Проблема сохранения и развития национального языка находится прежде всего в компетенции самой нации. Сохранность или утрату тех или итшх элементов культуры объяснять только воздействием внешних факторов не совсем правомерно. Если национальная общность не способна к сохранению своего национально-специфического, если унзе не срабатывает защитный механизм, направленный на сохранение своих ценностей, своей самобытности, своей культуры, то такая национальная общность в значительной степени обречена на потерю своего этнического лица. Если нация, ее представители считают себя субъектом общественного и национального развитая, они прежде всего обязаны сами заботиться о сохранении и дальнейшем развитии своей национальной культуры, своего национального языка, своей, целостности.

В третьей главе "Национальные традиции л обычаи в жизни студенчества" дается теоретический анализ национальной культуры, а

также национальных традиций и обычаев как ее элементов. Национальная культура представляет собой сложный сплав национально-специфического, инонационального и общечеловеческого. Это сложное, многослойное явление. Условно в нем можно выделить два слоя: традиционно-бытовой, собственно-этнический и профессиональный. Этническая культура включает в себя те элементы, которые обладают этнической спецификой. Этот слой выполняет две важнейшие этнические функции: этноинтегрирующую и- этнодифференциругацую. Попытки возрождения элементов народной культуры связаны не столько о воспроизводством их в прежних функциях, сколько с осознанием этой культуры как национального культурного наследия. Ценности культурного наследия сами по себе не актуализируются и не возрождаются. Возрождение требуют усилий как отдельной личности, так и общества в целом. Возрождение происходит в зависимости от актуальных потребностей группы, общества. Из культурного наследия выбираются те элементы, которые отвечают современным потребностям, стремлениям, настроениям национальной общности и общества.

Национальные традиции и обычаи, являясь частью культурного наследия национальной общности, несут на себе основную этническую нагрузку. Этническое, или национально-специфическое, придает национальной общности своеобразие. Этническое проявляется презде всего в языке, традициях, обычаях, обрядах, устном народном творчестве, в нормах и стереотипах поведения. Этнические особенности культуры - это те элементы, которые внутренне объединяют нацию и отличают ее от другой. ,

Понятие традиций происходит от латинского слова уКЫшр передача. Однако под традицией понимается не только процесс передачи, но и способ осуществления этого процесса, а также сами элементы социального и культурного наследия. Посредством традиций и обычаев происходит аккумуляция, хранение и передача социального опыта из поколения в поколение через определенный комплекс действий. Специфическим содержанием традиций и обычаев, передаваемых одним поколением другому, являются прочно установившиеся, привычные "форш отношений, способы общения и система действий в виде целостной ситуации, заключающей в себе, помимо этого, и эмоциональное состояние действующих лиц: комплекс их переживаний, мыслей, поступков"^.

функционирование и развитие системы традиций и обычаев как

I Буева Л.П. Социокулыурный опыт и механизм его освоения человеком// Культурный прогресс: философские проблемы.-М., 1984,с.79.

социальных явлений зависит от действия объективных и субъективных факторов. Господствующая идеология любого общества способствует закреплению и передаче но всего культурного наследия, а того,что соответствует целям его существования. Общесоветские традиции должны были обеспечить политическую, идеологическую и культурную интеграцию различных национальных общностей. Многие обряда, обычаи исчезли из жизни национальных общностей не потому, что они , устаролл или были несовместимы с современной жизнью, а потому, что они препятствовали "сближению" наций, национальных культур, ' напоминали об объективно существующих национальных различиях.Так прерывалась связь поколений, ослаблялись внутринациональные связи. Бездуховность, национальный нигилизм в отношении своей куль-ауры, истории'- следствия этого процесса. Национальный нигилизм, деэтнизация - явления, наблюдаемые и среди студенческой молодежи.

• Социальная связь данного поколения с другим, связь индивидов, групп осуществляется передачей норм поведения, взглядов,вкусов, мыслей, убеждений, духовных ценностей, нравов, привычек,способов деятельности. Традиции и обычаи являются одним из механизмов -существования социальной памяти. В случае утраты традиций происходит распад социальной памяти. Традиции и обычаи, приобщая студенческую молодежь к социальному и культурному опыту предшествующих поколений, служат средством поддержания внутригрупповой сплоченности, укрепления социальных связей. Они играют важную роль в приобщении студенческой молодежи к культуре национальной общности, в формировании ее нравственных черт.

Традиция имеет системно-функциональную природу, включающую обычай, обрзд, ритуал, праздник, церемонии. Эти компоненты являются механизмом функционирования, сохранения и передачи традиций. Среди выполняемых традицией функций важными являются такие, как функция передачи социального опыта новым поколения;.!, регулятивная, нормативная, коммуникативная, интегрирующая, дифференцирующая, функция социализации индивидов. Основной функцией традиции, обусловливающей ее существование, является аккумуляция и передача социокультурного опыта от поколения к поколению. При утрате этой функции традиция обречена на исчезновение.

Традиции, сформировавшиеся за прошедшие годы, отвечающие духовным потребностям людей, национальных общностей, общества, необходимо поддерживать, ибо далеко не все из них заслуживают оценки со знаком минус. Создавать культуру на пустом месте, не опираясь на фундамент культуры предшестзукяцих поколений, невозможно.

Прошлое нельзя просто отменить, отринуть или разоблачить. Сознательная попытка отказаться от традиций ради будущего чревата негативными последствиями как для национальной общности, так и общества в целом.

Выделение национальных традиций в качестве особого социального образования обусловливается наличием определенного культурного и духовного единообразия среди членов одной национальной общности. Как элемент национальной специфики традиции воплощают в себе отдельные стороны национальной культуры, национального самосознания, нравственно-психологические аспекты жизни наций, особенности быта, взаимоотношений мевду людьми.

Процесс духовного обновления, означающий возрождение утраченных духовных ценностей и формирование новых, актуализировал социализирующую и этнизирующую функции традиций и обычаев. Ом несут в себе признаки национальной психологии общности, в то же время сама национальная психология в значительной мере формируат-ся под их влиянием. В национальной психологии отражаются но только особенности национальной истории, национального бытия, но и характер национальных отношений. Для стабильного функционированзя национальной общности ванное значение имеют национальные традиции как исторически сложившиеся, устойчивые, повторяющиеся социальные явления, свойственные определенным национальным особенностям психологии нации. Любая национальная общность обладает духовным потенциалом. Овладение этим потенциалом, превращение его в стимулы и мотивы деятельности, поведения осуществляется в процессе социализации и этнизации. Особенности протекания процесса этнизации зависят от многих факторов. Детерминантами этнизации являются этнический статус общности в системе этнической стратификации и этнический статус родителей и ближайшего окружения. Чем ниже этнический статус родителей, тем в меньшей степени они заинтересованы в приобщении своих детей к культуре, духовным ценностям своей национальной общности. Для включения в общественную жизнь, для становления в качестве полноправного члена общества индивиду не требовалось знаний, приобщенности к своей национальной культуре. Для этого требовалась приобщенность к культуре доминантной группы.

Национальная культура, национальная психология - это те факторы, которые накладывают на студентов печать национальности. Студенческая молодежь несет в себе национальное в форме усвоенной национальной культуры. Национальные традиции я обычаи - это одно из средств формирования национальной определенности студентов.

Посредством усвоения элементов национальной культуры студенческая молодежь становится ее носителем. В процессе этниззция студенты усваивают определенную систему знаний, норм, ценностей, включающую их во внутринациональные отношения и способствующую становлению в качестве членов национальной общности.

Усвоенные традиции и обычаи формируют отношение студентов к своей национальной общности, к себе как членам этой общности, к другим лодям, к окружающей среде, к ценностям национальной культуры. Будучи интериоризованными, ценности национальной культуры, национальные традиции и обычаи оказываются силой, связывающей студентов с национальной общностью.

Непосредственными , социализаторами являются семья, школа, круг внутряэтнического общения.

Какова роль старшего поколения в приобщении студенческой молодежи к национальной культуре? В группе опрошенных, отметивших значительные усилия родителей, выделяются респонденты-башкиры (41,4 %). В группе тех, кто отметил позицию "не оказали воздействия" - русские (21 %). Срединное положите занимают респонденты-татары, 48,5 %, которых заявили, что "не проявили особой заинтересованности".

Как известно, поддоржше национальных традиций, приобщение к ценностям национальной культуры, первичное включение индивида в систему национальных отношений находятся в компетенции семьи, функцию этнизации семья не должна перекладывать на другие социальные институты.

Какова же роль школы в этом процессе? В целом прослеживается слабая роль иколы в приобщении учащихся башкирской и татарской национальностей к собственной национальной культуре. Такое положение объясняется тем, что система школьного образования как проводник господствующей идеологии не была заинтересована в процессе этнизации. Приобщение к собственной национальной культуре, усвоение культурных достижений своей нации способствует воспитанию *ациопастной определенности личности, что противоречило проводи-лой политике, направленной на формирование безнацпональной лич-тости.

В какой степени современное студенчество посредством нацио-гальпой культуры включено в систему национальных отношений? В ка-сой стелет) оно является носителем национальной культуры, ее грофессионального и традиционного слоев? 56,6 % респондентов -5ашкир и 62,1 % респондентов-татар отметили, что плохо 'знают ли-

тературу и искусство своего народа. 54,2 % русских респондентов отметили свое хорошее знание русской литературы и искусства..

58.7 % русских отметили свое хорошее знание истории своего народа. Ответы 48,6 % башкир и 57,3 % татар совпадают в позиции "знаю плохо". Решающая роль в хорошем знании русскими студентами литературы, искусства и истории своего народа принадлежит школьному фактору, так как изучение русской литературы и русской истории было обязательным во всех школах республики и для всех учащихся независимо от национальной принадлежности. История нерусских национальностей как второстепенные предметы изучалась на факультативном уровне. -

Б группе "знающих хорошо" традиции своего народа выделяются респонденты-башкиры (41,3 %), в группе "знающих плохо" - татары (66,1 %). Срединную позицию занимают русские, 34,9 % которых отметили первую позицию, 57 % - вторую позицию. По своему массиву опрошенных более половины респондентов (59,2 %) отметили свое плохое знание традиции и обычаев своего народа и только 33,1 % опрошенных отметили свое хорошее знание. Незнание или плохое знание традиций и обычаев свидетельствует об утрате традицией своей важнейшей функции - передачи социокультурного опыта от старшего поколения к младшему, что в свою очередь ведет к ослаблению внутринациональных связей, к забвению национальных корней, утрате этнокультурной самобытности. От того, насколько студенческая молодежь сознательно усваивает национальные традиции, в немалой степени зависит будущее национальной кулыуры. Следование одним и тем же традициям, соблюдение одних и тех обычаев укрепляют внутринациональные связи.

Знание респондентами-башкирами национальных традиций и обычаев - это в немалой степени результат усилий родителей и старшего поколения в приобщении их к национальной культуре. Русские студенты - носители профессионального слоя, башкиры - традиционного слоя.

Какова степень включенности студентов в межнациональные отношения через посредство знания инонациональных традиций, культур и в частности башкирской. Носителями башкирских традиций и обычаев являются только башкирские студенты. 35 % респондентов-русских "не знают"-, 58 % татарских студентов заявили о своем плохом знании традиций и обычаев башкир. 53,7 % русских и 52,6 % татар плохо знают историю башкирского народа, 43,5 % русских и

55.8 % татар отметили плохое знание литературы и искусства башкир

Студенты обществоведческого (52,6 %), гуманитарного (50,7 %), естественного (51,6 %) подчеркнули свое плохое знание, а 39,8 % студентов технического факультета отметили свое незнание. И только 14,3 % студентов гуманитарных факультетов хорошо знают литературу, искусство башкирского народа. Татарские и русские студенты посредством профессионального и традиционного слоев национальной культуры башкир слабо включены в межнациональные отношения. Как известно, знание культуры местного населения является одним из каналов включения инонациональных групп в межнациональные отношения. Такая включенность не может но вести к оптимизации национальных отношений не только в студенческой среде, но и в регионе в целом. Включенность студенческой молодежи в духовную жизнь контактирующих наций, обогащая их, положительно влияет на межнациональные отношения, насыщая их культурные представления, расширяет социальную базу межнациональных взаимодействий, оказывает влияние на формирование благоприятных установок у студенческой молодежи л гармонизацию межнациональных отношений в студенческой среда.

Процесс утраты национальных традиций, наблюдающийся у респондентов обследованных групп, в наибольшей степени коснулся татарских респондентов. Не отрицая огромной роли внешних факторов, направленных на искоренение "консервативных", отживших, о точки зрения господствующей идеологии, национальных традиций и обычаев, следует оплатить, что их сохранение находится в значительной степени в компетенции самой йациональной общности. Сохранение традиций, этнического слоя культуры - не только сохранение этнокультурной специфики своей национальной общности, но и забота об упрочении ■социальных связей между поколениями, об укреплении внутринациональных связей.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы.

В приложении дается характеристика выборочной совокупности, являющейся эмпирической базой исследования.

Основные положения диссертации- отражены в следующих публикациях: •

I. Национальная интеллигенция и власть// Социальная справедливость и национальные отношения. - Уфа. 1993. С.119.

• 2. Национальная интеллигенция и ее роль в пробуждении национального самосознания// Социальная справедливость и национальные отношения. - Уфа. 1993. С.136-137.

22

3. Два аспекта в этноязыковой жизни Республики Башкортостан// Актуальные проблемы социального развития в условиях общественных преобразований. - Казань'. 1993. С.69-71.