автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Субкультурная идентичность современной городской молодежи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Субкультурная идентичность современной городской молодежи"
На правах рукописи
Шумкова Наталья Викторовна
СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА)
Специальность 22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
005548509
1 г ИАЙ 7214
Саранск —2014
005548509
Работа выполнена на кафедре социологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Научный руководитель: Богатова Ольга Анатольевна
доктор социологических наук, доцент
Официальные оппоненты: Салагаев Александр Леонидович
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)
Мананникова Юлия Владимировна
кандидат социологических наук, доцент кафедры коммуникационного менеджмента ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (г. Пенза)
Ведущая организация: Санкт-Петербургский филиал ФГАОУ ВПО
«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"» (г. Санкт-Петербург)
Защита диссертации состоится 20.06.2014 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.03 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» по адресу. 430005, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39а, зал заседаний.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. М. Бахтина и на сайте ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» http://w4vw.mrsu.ги/ги/с1!5з/с1155.рЬр?ЕЬЕМЕЫТ_Ш=28627
Автореферат разослан 19.05.2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
В. М. Сидоркина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена кардинальными изменениями механизмов социальной идентификации, являющимися следствием складывающегося общества эпохи постмодерна. В условиях фрагментарности, плюрализации, социальной неопределенности современного общества процессы формирования и поддержания социальной идентичности приобретают наибольшую вариативность, становятся более сложными и амбивалентными.
В российском обществе кризис характерных для индустриального модерного общества механизмов формирования социальной идентичности «наложил-ся» на постсоветский кризис общегражданской идентичности. В условиях отсутствия жесткого каркаса общегражданской идентичности возрастает значимость альтернативных стратегий групповой самоидентификации.
Происходящие изменения механизмов социальной идентификации наиболее отчетливо заметны в пределах современного городского пространства, где групповые идентичности формируются в большинстве своем на субкультурной основе. По мнению американского социолога К. Фишера1, широкому распространению субкультурных сообществ в городском социуме способствует ослабление механизмов социального контроля, позволяющее горожанам быть толерантными к нетрадиционным моделям поведения, тем самым предоставляя индивиду широкий выбор альтернативных вариантов самоидентификации.
Распространение субкультурных сообществ в современном городском социуме интенсифицируется стремительным совершенствованием информационно-коммуникационных технологий. В частности, развивая идеи «глобальной деревни» М. Макпюэна, современные сторонники неотрайбализма утверждают, что «в информационном обществе виртуальные субкультуры заменяют собой и феодальные деревенские общины, и капиталистические национальные общности в качестве способа социальной самоидентификации» .
Феномен субкультурной идентичности характерен для всех возрастных, социальных и профессиональных групп современного общества. Однако как один из видов социально-групповой идентичности молодежи она выполняет ряд специфических функций, обусловленных преобладанием в российском обществе префигуративной модели межпоколенного взаимодействия. В условиях, когда традиционные агенты социализации не способны в полной мере реализо-вывать инновационный потенциал современной молодежи, субкультурные сообщества выступают в качестве стихийных агентов социализации.
Как продукт стихийной социализации субкультурная идентичность молодежи амбивалентна по своему содержанию. Она может быть и способом адаптации молодого человека к современному обществу, и причиной его десоциали-зации. Сложность и неоднозначность феномена в условиях происходящих социокультурных изменений актуализируют необходимость его дальнейшего изу-
1 Fischer С. The urban experience / С. Fischer. — N. Y , 1984. — 371 p.
2 Бард Л. №юкрэтия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Барл, Я. Зодерквист ; пер. с швед. яз. — СПб., 2004. — С. 179.
чения. В частности, необходим более детальный анализ специфики социального функционирования и особенностей репрезентации субкультурной идентичности в пространстве российского провинциального города, поскольку до настоящего времени изучение молодежных субкультурных сообществ велось в основном в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани и др.
Столица Республики Мордовия, г. Саранск, население которого составляет около трехсот тысяч человек, представляет собой относительно новое поле для исследования феномена субкультурной идентичности, которое демонстрирует как общие, так и специфические тенденции в формировании и развитии субкультурных сообществ. Эта специфика, с точки зрения диссертанта, заключается в резком расширении и дифференциации субкультурного пространства провинциального города в последнее десятилетие вследствие стремительного развития средств массовой коммуникации и распространения интерактивных форм общения.
Степень научной разработанности темы. Изучение проблем, составляющих предметное поле настоящей работы, можно систематизировать по двум направлениям.
Первое направление включает исследования по проблемам социальной идентичности, в частности проблемам идентичности в раннем юношеском возрасте. Данная тема впервые затронута в рамках социальной психологии зарубежными учеными: Э. Эриксоном, Дж. Марсиа, А. Тэджфелом и Дж. Тернером. В социологии проблематика идентичности рассматривалась в рамках теорий символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мида, драматургической теории И. Гофмана, структурного функционализма П. Бергера и Т. Лукмана. Постмодернистское прочтение социальной идентичности представлено в работах Э. Гидденса,' 3. Баумана. Отечественные ученые (Г. М. Андреева, Л. М. Дробижева, Б. В. Дубин, И. А. Климов, Г. И. Макарова, Т. Г. Стефаненюо, В. А. Ядов)3 социальную идентичность изучают прежде всего в контексте социальных, экономических, политических и социокультурных процессов, происходящих в российском обществе.
Второе направление включает исследования, посвященные непосредственно субкультурной идентичности молодежи. Термин «субкультурная идентичность» входит в научный дискурс в 1980-х гг. К началу XXI в. существует
'Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформации [Электронный ресурс] / Г. М. Андреева. — URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.10.2013); Дробижева Л. М. Российская идентичность: факторы интеграции и проблемы развития / Л. М. Дробижева // Социол. наука н соц. практика. — 2013. — № 1. — С. 74—84; Дубин Б. В. Векторы и уровни коллективной идентификации в сегодняшней России / Б. В. Дубин // Вестн. обществ, мнения. — 2009. — №2(100). — С. 55—64; Климов И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности / И. А. Климов // Трансформация идентификационных структур в современной России. — М., 2001. — С. 54—81; Макарова Г. И. Этническая российская идентичность : автореф. дне. ... д-ра социол. наук / Г. И. Макарова. — М., 2012. — 42 е.; Стефаненко Т. Г. Изучение идентификационных процессов в психологин и смежных науках / Т. Г. Стефаненко // Трансформация идентификационных структур в современной России. — М., 2001. — С. 11—30: Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социол. журн. — 1994. — № 1. — С. 35—52.
уже достаточно много литературы по данному направлению. Феномен су б культурной идентичности изучают С. Мизрах, С. Торнтон, П. Ходкинсон, Б. Шанк и др.4. В отечественной науке известны труды Ю. В. Епановой, Г. В. Жаркова, С. М. Копытина, Е. Л. Омельченко5 и др. Проблемы определения и самоопределения молодежи в рамках субкультурных сообществ не являются центральными, но рассматриваются в работах таких исследователей, как В. В. Гаврилюк, Д. В. Громов, С. И. Левикова, А. Л. Салагаев6.
В целом можно сделать вывод, что тема диссертационного исследования в своих отдельных аспектах получила достаточно широкое освещение. Однако комплексного научного анализа феномена субкультурной идентичности молодежи пока не представлено. Это, в свою очередь, обусловило выбор цели, задач, объекта и предмета диссертационного исследования.
Объект исследования — молодежные субкультурные сообщества. Предмет исследования — субкультурная идентичность как одна из форм социальной идентичности городской молодежи.
Целью диссертационной работы является выявление специфики субкультурной идентичности молодежи в современном российском городе (на примере г. Саранска).
Поставленная цель достигается посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
— систематизировать теоретико-методологические подходы к анализу молодежных субкультурных сообществ;
'См., напр.: MizrachS. Technology and the Transformation of Identity: Technology, Culture, and the Production of New Identities [Электронный ресурс] / S. Mizrach. — URL: http://wwvv2.fiu.edu/~mizrachs/tech-ident.html (дата обращения: 26.06.2013); Thorntons. Club Cultures: Music, Media, and Subcultural Capital / S. Thornton. — Middletown, CT: Wesleyan Univ. Press, 1996. — 191 p.; Hodkinson P. Goth. Identity, Style and Subculture / P. Hodkinson. —Oxford, UK: Berg, 2002. — 219 p.); Shank B. Dissonant Identities: The Rock'n'Roll Scene in Austin, Texas / B. Shank. — Lebanon: Univ. Press of New England, 1994.—294 p.
s См., напр.: Епанова K>. В. К вопросу о специфике субкультурной идентификации молодежи [Электронный ресурс] / Ю. В. Епанова. —
URL: http://region.3ebra.coni/generation/publications/publicationl5/ (дата обращения: 02.03.2014); Жарков Г. В. Телесность в структуре субкультурной идентичности (на примере провинциальных групп футбольных фанатов) / Г. В. Жарков // Вестн. Череповец, гос. ун-та. — 2011. — Т. 4., № 35—36. — С. 211—213; Копытин С. М. К вопросу о субкультурном идентичности [Электронный ресурс] / С. М. Копытин. — URL: http://www.teoria-practica.ru/-2-2014/culture/kopytin.pdf (дата обращения: 02.03.2014); Омельченко Е. Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX—XXI вв. : автореф. дне. ... д-ра социол. наук / Е. Л. Омельченко. — М., 2004. — 34 с.
6 См., напр.: Гаврилюк В. В. Грани девиации российской молодежи: субкультурный аспект / В. В. Гаврилюк, Т. В. Латышева // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. — 2009. — № 4. — С. 139—148; Громов Д. В. Подростково-молодежные уличные группировки как объект этнографического исследования / Д. В. Громов // Молодежные уличные группировки: введение в проблематику. — М., 2009. — С. 8—72; Левикова С. И. Молодежная субкультура / С. И. Левикова. — М., 2004. — 608 с.; Салагаев Л. Л. Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий / А. Л. Салагаев. — Казань. 1997. — 156 с.
— выявить социальные функции субкультурной идентичности молодежи в.современном глобальном и локальном социальном контексте;
— охарактеризовать на основе результатов проведенного эмпирического исследования социальный портрет представителя молодежных субкультурных сообществ г. Саранска;
— определить значимость субкультурных коллективных практик в конструировании субкультурной идентичности современной саранской молодежи;
— проанализировать на примере г. Саранска существующие модели ин-ституционализации субкультурных практик, формирующиеся в процессе взаимодействия с государственными учреждениями и общественными организациями города.
Гипотеза исследования. Социальные практики, обусловленные участием индивида в молодежных субкультурных сообществах, представляют собой один из механизмов формирования субкультурной идентичности. Субкультурная компонента входит в состав подвижной социальной идентичности, характерной для общества постмодерна, и доминирует в ее структуре в период социализации индивида, окончание которого совпадает с завершением учебы, началом трудовой деятельности и созданием семьи. Своеобразие такой идентичности в структуре современного городского социума детерминировано адаптационным, инновационным, рекреационным, коммуникативным, компенсаторным потенциалом молодежных субкультурных сообществ, обусловливающим соответствующие социальные функции субкультурной идентичности молодежи.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составил интегративный подход, позволяющий адаптировать существующие социологические концепции к исследованию субкультурной идентичности современной городской молодежи:
— при формулировании авторской интерпретации термина «молодежные субкультурные сообщества» использовались теория «воображаемых сообществ» Б. Андерсона, концепция субкультурных солидарностей Е. Л. Омельченко;
— в процессе интерпретации и уточнения понятия «субкультурная идентичность» опорой служили социологические концепции идентичности 3. Баумана, Э. Гидденса, В. А. Ядова;
— при описании механизмов субкультурной идентификации применялись концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана. теории структурации Э. Гидденса, социального капитала П. Бурдье и субкультурного капитала С. Торнтон;
— при интерпретации активного идентификационного поведения молодежи в рамках молодежных субкультурных сообществ использовался структур-но-функцкональный подход Т. Парсонса и Р. Мертона;
— при анализе информационно-коммуникативных факторов динамики субкультурной идентичности современной молодежи была полезна теория воображаемых ландшафтов А. Аппадураи;
— в процессе формулирования рабочего определения «представитель молодежных субкультурных сообществ» применялась концепция референтных групп Р. Мертона;
— при анализе специфики субкультурных практик городской молодежи использовались концепция стилевых стратегий Е. JI. Омельченко, модель потребительского поведения молодежных субкультур Т. Б. Щепанской.
В качестве методологической основы диссертационной работы применялись следующие общенаучные и частнонаучные методы: формальнологический, структурно-функциональный, феноменологический и др.
Анализ эмпирических данных осуществлялся с использованием методов математической статистики: анализа средних величин, дисперсного, корреляционного и факторного анализа. Обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета «IBM SPSS Statistics 21» и программы «Microsoft Excel 2010».
В качестве эмпирической базы послужили:
— качественный социологический опрос (метод полуструктурированного интервью) участников молодежных субкультур г. Саранска (сентябрь 2004 г., N = 20, выборка методом «снежного кома»);
— пилотажный социологический опрос (метод анкетирования) школьников 7—11-х классов г.Саранска (ноябрь 2011 г., N = 200, стихийная выборка, погрешность +6,8 %);
— массовый социологический опрос (метод анкетирования) «Субкультурные практики молодежи г. Саранска» (январь—апрель 2012 г., N = 621, многоступенчатая пропорционально стратифицированная по типу учебных заведений кластерная выборка, погрешность +3,9 %);
— экспертный опрос (метод структурированного интервью) «Особенности взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций с представителями молодежных субкультур» (сентябрь—октябрь 2012 г., N = 51, целевая выборка, в качестве экспертов выступили представители государственных учреждений и общественных организаций, в своей деятельности непосредственно взаимодействующие с представителями молодежных субкультурных сообществ).
Научная новизна работы заключается в следующем:
— систематизированы теоретико-методологические подходы к изучению молодежных субкультурных сообществ, в рамках интеграгивного подхода дана авторская интерпретация понятия «молодежные субкультуры»;
— предложено определение понятия «субкультурная идентичность», посредством теоретического анализа обоснована значимость субкультурной идентичности в «плавающей» структуре социальной идентичности современной молодежи, выявлена ее функциональная специфика в современном глобальном и локальном контексте;
— на конкретном эмпирическом материале охарактеризован социальный портрет представителей молодежных субкультур г. Саранска;
— предложено авторское определение понятия «су б культурная практика», определена значимость подобных практик в процессе конструирования суб-кулыурной идентичности современной городской молодежи, пространство субкультурных практик г.Саранска структурировано по трем основаниям (улица, сцена, игра) в виде локальных территориальных и транслокальных виртуальных сообществ;
— выявлены основные модели институционализации субкультурных практик, формирующиеся в процессе взаимодействия молодежных субкультурных сообществ с государственными учреждениями и общественными организациями г. Саранска.
Положения, выносимые на защиту.
1. Релевантным к изучению современных тенденций в субкультурном поле молодежи, характеризующемся сосуществованием локальных субкультурных объединений и транслокальных «постмодерных» сообществ, является ин-тегративный подход, включающий классические субкультурные теории и теории, объясняющие социальные последствия формирования общества постмодерна и распространение информационно-коммуникативных технологий. С учетом данного подхода под молодежными субкультурами понимаются социальные общности, представляющие собой формы объединения молодых людей, которые включены в групповые социальные практики и связи, обладают общей идентичностью, а также разделяют характерные для данного сообщества ценности, нормы поведения, культурные символы, жизненно-стилевые особенности. Под термином «сообщества» в свою очередь понимаются делокализо-ванные сообщества, т. е. социальные общности, не имеющие четких территориальных и групповых границ, членство которых основано на индивидуальных ценностных предпочтениях.
2. Конструктивистское понимание стратегий формирования субкультурной идентичности позволяет акцентировать внимание на процессах установления границ между теми, кто входит в группу, и всеми остальными, а также способах проявления этой идентичности в повседневных социальных практиках. Субкультурная идентичность — это специфический вид социально-групповой идентичности, позволяющий индивиду воспринимать молодежные субкультурные сообщества с «Мы-позгщии», разделять ценности, символы и групповые нормы данных субкультурных сообществ и участвовать в субкультурных практиках. К специфическому комплексу характеристик субкультурной идентичности относятся ее инновационный, ситуационный, компенсаторный, адаптивный, временный, комплементарный и амбивалентный характер.
3. В зависимости от уровня сформированное™ выделены два основных вида субкультурной идентичности молодежи г.Саранска: сильный (активные участники субкультурных сообществ) и слабый (пассивные потребители субкультурных ресурсов). На основании полученной типологии в категорию «представитель молодежной субкультуры» включены три группы молодежи г. Саранска: активно участвующие в молодежных субкультурных сообществах (9,0 %), пассивно использующие данные сообщества в качестве референтных групп (17,7%), а также бывшие участники молодежных субкультурных сообществ (13,9 %).
Согласно полученным результатам, социально-демографические характеристики представителей молодежных субкультурных сообществ, в сравнении с аналогичными характеристиками всей опрошенной молодежи г. Саранска, значимо отличаются лишь по двум позициям — по полу и по возрасту. Вступление •в молодежное субкультурное сообщество приходится на возраст 13—14 лет. выход из него обычно совпадает либо с окончанием школы, либо с началом трудо-
вой деятельности. Средняя продолжительность нахождения в молодежном субкультурном сообществе составляет (3±1) под. Полученные результаты подтвердили гипотезу о промежуточном, адаптивном характере субкультурной идентичности молодежи — по мере включения индивида во взрослую жизнь деятельность в рамках молодежных субкультурных сообществ постепенно утрачивает свое первостепенное значение.
4. Основным механизмом субкультурной идентификации молодежи г. Саранска является приобщение к субкультурным практикам, инициированное непосредственным кругом общения человека. Включенность в социальные связи с членами субкультурного сообщества, а также участие в субкультурных социальных практиках как актах публичной саморепрезентации, являются основаниями для субкультурной самоидентификации личности. Субкультурные практики — это формы социальной активности представителей молодежи, чаще всего имеющие коллективный характер и являющиеся маркерами их субкультурной идентичности, формами индивидуальной и коллективной саморе-презентагцт.
Полученные эмпирические данные позволили структурировать пространство субкультурных практик г. Саранска по трем основаниям (улица, сцена, игра) и вычленить улично-спортивные (41,7 % опрошенных представителей молодежных субкультур), музыкальные (34,1 %) и ролевые (10,2 %) субкультуры.
Основной тенденцией динамики субкультурного пространства г. Саранска за десятилетний период (с 2004 по 2014 г.) стало перемещение субкультурных практик городской молодежи в коммуникативное пространство сети Интернета, приведшее к формированию мозаичной субкультурной идентичности, характерными признаками которой являются фрагментарность и высокая субкультурная мобильность.
5. Амбивалентный характер субкультурной идентичности молодежи актуализирует роль научно обоснованной работы с молодежными субкультурными сообществами в рамках реализации государственной молодежной политики. Согласно результатам диссертационного исследования, эффективное взаимодействие отдельных государственных учреждений и общественных организаций г. Саранска с молодежными субкультурными сообществами в настоящее время носит бессистемный и локальный характер.
Основная перспектива государственного взаимодействия с молодежными субкультурными сообществами определяется как переход от проблемно-центрированного подхода к адаптивному, в рамках которого формируются три взаимодополняющие модели институционализации субкультур!!ых практик: «предоставление альтернатив» (развитие пользующихся спросом направлений дополнительного образования; поддержка социально ориентированных детских и юношеских НКО: повышение доступности объектов досуговой инфраструктуры), «поощрение инициатив» (поддержка творческих инициатив и предоставление возможностей для самореализации представителей молодежных субкультурных сообществ) и «наблюдение и контроль» (мониторинг субкультурных процессов в молодежной среде с целью предотвращения девиантных и экстремистских проявлений).
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются исходными методологическими позициями, адекватными поставленной цели и задачам методами исследования; их согласованностью с результатами эмпирического исследования.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты теоретического анализа способствуют целостному пониманию феномена молодежных субкультурных сообществ, его роли в формировании социальной идентичности современной молодежи. Итоги диссертационной работы позволяют более качественно осуществлять моделирование, прогнозирование и проектирование социальных процессов в молодежной среде. Ее практическая значимость определяется тем, что результаты могут быть использованы при планировании государственной молодежной политики, механизмов ее реализации в региональном социуме. Материалы исследования также могут найти применение в учебном процессе, ориентированном на подготовку социологов, культурологов, социальных работников, а также при разработке методических пособий, лекционных курсов, семинаров в рамках учебных курсов «Социология», «Социология молодежи», «Социология культуры» и др.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в публикациях автора 2004—2013 гг. общим объемом 4 п. л.; в том числе в трех публикациях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Отдельные положения диссертации были отражены в докладах автора на научно-практических конференциях различного уровня: Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гармонизация социальных отношений в полиэтническом регионе (Саранск, 2011), Всероссийской научно-практической конференции «Информационное пространство полиэтничных регионов России: векторы развития» (Саранск, 2012), IV Очередном Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие» (Уфа, 2012), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальное развитие полиэтнических регионов Российской Федерации» (Саранск, 2012), Всероссийской конференции «Социальные изменения в современном мире: общество и государство» (Ставрополь, 2012) и др.
Результаты исследования использовались в процессе реализации научно-исследовательского проекта «Социальные факторы межэтнического и межконфессионального согласия в полиэтническом регионе» в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. (Соглашение 8004) на базе Средне-Волжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (г. Саранск).
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, трех приложений. Объем диссертации — 173 с.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы; освещается степень ее научной разработанности; определяется объект и предмет, цель и задачи исследования; раскрываются теоретико-методологические основы работы; обозначается эмпирическая база исследования; формулируются элементы научной новизны; определяется теоретическая и практическая значимость полученных результатов; указывается апробация научных результатов.
Первая глава «Субкультурная идентичность как вид соцнально-групповой идентичности молодежи: теоретико-методологические основы исследования», состоящая из двух параграфов, посвящена анализу теоретико-методологических оснований диссертационной работы: уточнен и систематизирован понятийно-категориальный аппарат, определены основные критерии для оценки результатов проведенного эмпирического исследования.
В первом параграфе «Молодежные субкультурные сообщества в контексте социологического анализа» в хронологическом порядке рассматриваются существующие в рамках социологического знания подходы к изучению «молодежных субкультурных сообществ»: делинквентный подход Чикагской школы городской этнографии (Г. Беккер, А. ЬСоон, Ф. Трэшер, У. Уайт), субкультурный подход представителей Бирмингемской школы (М. Брейк, Д. Хебдидж, С. Холл), а также работы представителей постсубкультурного (Т. Беннет, С. Торнтон) и пост-постсубкультурного (П. Уэбб, П. Ходкинсон) подходов. Анализ литературы обозначил необходимость использования в рамках данного диссертационного исследования интегративного подхода к изучению молодежных субкультурных сообществ, включающего классические субкультурные теории и теории, которые объясняют социальные последствия формирования общества постмодерна и распространение информационно-коммуникативных технологий.
В целях уточнения понятийно-категориального аппарата диссертационной работы были проанализированы существующие в отечественной науке дефиниции понятия «молодежные субкультуры». Отмеченная многозначность изучаемого термина объясняется, во-первых, сложившимися традициями междисциплинарного изучения субкультур, во-вторых, отсутствием единого подхода к определению понятия «молодежная субкультура» в рамках социологической науки. Отмечается, что, хотя ориентация классических субкультурных теорий на вопросы делинквентности и классовую проблематику полностью не исчерпали своего эвристического потенциала, от современных исследований требуется конструирование новых теоретических оснований, обусловленных подвижностью групповых границ, «текучестью» и фрагментацией групповых идентичностей в эпоху постмодерна. В рамках постмодернистской парадигмы, где акцент делается на изменчивости, динамичности и неопределенности современного общества, также оказывается невозможным изучение «классических» локальных субкультурных объединений. Современные исследования субкультур исходят из их трансрегионального и транснационального характера, обусловленного использованием телекоммуникационных технологий и возросшей социальной мобильностью молодежи. Обобщая содержание современных
исследований субкультур, к особенностям «постмодерных» субкультур можно отнести фрагментарность, бесклассовость, подвижность, нестабильность и высокую субкультурную мобильность.
Основной исследовательской стратегией в настоящем диссертационном исследовании является конструирование интегративного понимания феномена молодежных субкультур, основанного на синтезе классических и постмодернистских концепций. Автор диссертационной работы предлагает собственную трактовку термина «молодежные субкультуры». Молодежные субкультуры рассматриваются как социальные общности, представляющие собой формы объединения молодых людей, которые включены в групповые согршлъные практики и связи, обладают общей идентичностью, а также разделяют характерные для данного сообщества ценности, нормы поведения, культурные символы, жизненно-стилевые особенности. Под термином «сообщества» в свою очередь понимаются делокализованные сообщества, т. е. социальные общности, не имеющие четких территориальных и групповых границ, членство которых основано на индивидуальных ценностных предпочтениях. В контексте этого определения термины «молодежные субкультуры» и «молодежные субкультурные сообщества» используются равнозначно.
Проблема дефиниции молбдежных субкультур предполагает проблему их систематизации. В зависимости от трактовки термина «молодежные субкультуры» в основу типологизации молодежных объединений закладывались: степень их девиантности, способ времяпровождения, особенности мировоззрения, стилевые характеристики, уровень потребления. Однако многообразие существующих типологий молодежных субкультур связано не только с проблемой выбора критерия для типологизации. Несмотря на то, что используемые современными исследователями7 модели типологий во многом взаимно дополняют друг друга, большинство из них не учитывает динамичность и изменчивость молодежных субкультур, их взаимопроникновение, переход в категорию мэйн-стрима и т. п. Поэтому типологии авторов, пытающихся работать с имеющимися на данный момент в том или ином обществе конкретными молодежными субкультурами, являются верными лишь для отдельно взятого исторического периода и региона.
Во втором параграфе «Методологические основы социологического изучения субкультурной идентичности молодежи» определяются теоретико-методологические основы изучения субкультурной идентичности как специфического вида социально-групповой идентичности индивидов (как членов группы). Таким образом, субкультурную идентичность диссертант рассматривает как один из элементов идентификационной матрицы индивида наряду с другими социальными идентификациями. Являясь одной из форм социальной иден-
7 См., напр.: Лисовский В. Т. Типы самодеятельных объединений / В. Т. Лисовский // Криминологи о неформальных молодежных объединениях. Проблемы, дискуссии, предложения : сборник. — М„ 1990. —С. 29—38; Сергеев С. А. Молодежные субкультуры в Республике Татарстан / С. А. Сергеев // Соинол. исслед. — 1998. — № 11. — С. 95—102; Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргиналыюсть / Л. В. Шабанов — Томск 2005 — 399 с.
точности эпохи постмодерна, она становится предметом индивидуального выбора и социального конструирования в процессе идентификации и самоидентификации, интеракции индивида с субкультурными сообществами, межгруппового взаимодействия и социальной категоризации (т. е. предписывания себе и другим индивидам статуса в группе либо исключение из группы). Субкультурная идентификация описывается как идентификация в рамках референтной группы, позволяющей определять молодежные субкультурные сообщества не только с позиции социологии малых групп, но и с точки зрения концепции «воображаемых сообществ», предполагающей групповую идентификацию без четко определяемых границ членства.
Опираясь на постмодернистские концепции «текучей» социальной идентичности (3. Бауман), автор диссертационной работы выделяет и описывает комплекс специфических функциональных характеристик субкультурной идентичности современной молодежи: инновационность, ситуационность, компен-саторность, адаптивность, временность, комплементарность и амбивалентность.
Основываясь на теории структурации Э. Гидденса, согласно которой социальная практика является механизмом идентификации индивида, в качестве главного индикатора субкультурной идентичности обосновывается показатель вовлеченности индивида в социальную жизнь и коллективные практики того или иного субкультурного сообщества. Эта точка зрения позволяет учесть все многообразие факторов социальной жизни современного молодежного сообщества и выйти за рамки «субкультурного подхода».
Субкультурная идентичность связана с социальным статусом индивидов в субкультурном сообществе. В то же время, предоставляя за счет членства в группе дополнительные социальные ресурсы (субкультурный капитал), она способствует повышению его социального и культурного капитала и тем самым расширяет возможности его социальной мобильности. К основным социальным функциям субкультурной идентичности современные исследователи относят: творческую самореализацию (креативная функция), функцию формирования позитивной «Эго-идентичности»; разрешение кризисов возрастного личностного развития (адаптивная функция); компенсаторную функцию; интегративную функцию (включение в структуру общества), информационную и коммуникативную функции; содействие социальной мобильности; максимизацию культурного и социального капитала личности.
Вторая глава «Особенности субкультурной ндентнчности современной городской молодежи (на примере г. Саранска)» состоит из трех параграфов и основана на данных авторского социологического исследования — массового репрезентативного опроса молодежи г. Саранска (М = 621). На основе анализа полученных данных выявлена степень осведомленности молодежи г. Саранска о характеристиках молодежных субкультур и уровень ее субкультурной идентификации. Динамика и специфика формирования субкультурного пространства г. Саранска прослеживается с помощью опроса участников молодежных субкультур г. Саранска (сентябрь 2004 г., метод полустандартизированного интервью, N = 20). Кроме того, на данных опроса экспертов, непосредственно взаимодействующих в своей профессиональной или общественной деятельности с
представителями молодежных субкультур (сентябрь—октябрь 2012 г., N = 51) изучаются региональные аспекты взаимодействия молодежных субкультурных сообществ с другими социальными институтами в процессе социализации молодежи г. Саранска.
В первом параграфе «Социальный портрет представителей молодежных субкультурных сообществ г. Саранска» дан социальный портрет представителей молодежных субкультурных сообществ г.Саранска, представлены их социально-демографические, социально-психологические и социально-экономические особенности. К исследуемой категории «представитель молодежной субкультуры» (N = 237) отнесены: активные участники молодежных субкультурных сообществ; пассивные потребители субкультурных ресурсов (они выбрали вариант ответа «я разделяю идеи и взгляды, но активного участия не проявляю» на вопрос о принадлежности к молодежным субкультурным сообществам) и бывшие участники («участвовал(а), но на данный момент у меня нет к этому интереса»). Таким образом, доля представителей молодежных субкультур составила 38,7 % выборочной совокупности.
Вступление в молодежное субкультурное сообщество приходится на возраст 13—14 лет, выход из него обычно совпадает либо с окончанием школы, либо выходом на рынок труда. Средняя продолжительность нахождения в молодежном субкультурном сообществе составляет 3±1 год. Это подтверждает гипотезу о временном, адаптивном характере субкультурной идентичности современной молодежи. Период нахождения в молодежных субкультурных сообществах у юношей и девушек различен. У юношей он составляет в среднем от 3 до 7 лет, у девушек — от 1 года до 5 лет. Во многом это объясняется тендерными особенностями жизненных стратегий современной молодежи, в частности ориентацией большинства девушек на относительно раннее создание семьи сразу после окончания учебного заведения. Преобладание респондентов русской национальности среди представителей молодежных субкультур может указывать на урбанизированный характер молодежных субкультурных сообществ. Широкая представленность нетрадиционных религиозных течений указывает на стремление к эскапизму, увлечение мистическими учениями и трансцендентными практиками.
Преобладание среди мотивов участия в молодежных субкультурах позиции «желание выделиться» (45 % от всех случаев выбора) подчеркивает, что вовлеченность в субкультурные сообщества рассматривается молодежью как способ формирования позитивной «Эго-идентичности» индивида. Кроме того, анализ индекса соответствия ответов представителей молодежных субкультур ответам, полученным по всей выборочной совокупности, указывает на высокую значимость для участников субкультурных сообществ такой позиции, как «творческая самореализация».
В зависимости от уровня сформированности выделены два типа субкультурной идентичности молодежи г. Саранска: сильный (активные участники субкультурных сообществ) и слабый (пассивные потребители субкультурных ресурсов).
Типичный социальный портрет представителя молодежных субкультурных сообществ г. Саранска выглядит следующим образом: школьник 9—10
классов общеобразовательной школы или студент I—II курса вуза, русский по национальности, представитель среднего социального класса. Около 3—4 лет является участником одной из уличных субкультур спортивной направленности, посещает неформальные спортивные соревнования, информацию о предстоящих субкультурных мероприятиях узнает через друзей. Определяющим в субкультуре считает активное участие в субкультурных практиках.
Во втором параграфе «Субкультурные практики как механизм конструирования социально-групповой идентичности молодежи г. Саранска» рассматриваются особенности формирования субкультурной идентичности в рамках субкультурных сообществ г. Саранска. Центром консолидации молодежных субкультурных сообществ являются субкультурные практики — формы социальной активности молодежи, чепце всего имеющие коллективный характер и являющиеся маркерами их субкультурной идентичности. Субкультурные практики, с одной стороны, подчеркивают увлечения и интересы индивидов; с другой — обусловливают специфику формирования социальной идентичности в рамках субкультурных сообществ. Полученные эмпирические данные позволили диссертанту структурировать пространство субкультурных практик г. Саранска по трем основаниям (улица, сцена, игра) и вычленить улич-но-спортивные, музыкальные и ролевые субкультуры.
Согласно данным проведенного исследования, а также несмотря на небольшой процент (9 %) активных участников молодежных субкультурных сообществ, роль комплекса субкультурных практик в досуговой деятельности молодежи г. Саранска значительна: более трети всей молодежи в той или иной степени включены в разнообразные коллективные субкультурные практики. Эти выводы подтверждаются также высокой информированностью молодежи о существующих субкультурах и толерантным отношением к их представителям. Таким образом, помимо сознательной самоидентификации, субкультурная идентичность может выражаться в стихийном включении индивида в субкультурные практики или в его частичной идентификации с субкультурными сообществами через принятие определенного стиля одежды или музыки.
Характерной особенностью субкультурного пространства г. Саранска является превалирование улично-спортивных и околоспортивных молодежных субкультур (41,7% опрошенных представителей молодежных субкультур). В частности, отмечается рост популярности субкультур «дворового спорта», особенно воркаута. В данном секторе лидирует практика посещения «неформальных спортивных соревнований». Заметным сектором городского субкультурного пространства являются музыкальные субкультуры (34,1 % представителей молодежных субкультур). Среди музыкальных субкультурных сообществ города лидируют рокеры (12,3 %). В данной среде наиболее распространено «посещение инди-концертов» и «квартнрников». Наиболее малочисленным, но в то же время самым сплоченным является ролевое движение г. Саранска (10,2 %). Согласно результатам проведенного исследования, отнесли себя к субкультурам ролевиков и реконструкторов 2,9 % опрошенных представителей молодежных субкультур, к отаку — 7,3 %. Благодаря наибольшей сплоченности и организованности этого сектора субкультурного пространства «ролевая игра» является одной из наиболее популярных и инстигуциолизированных субкуль-
турных практик г. Саранска.
Существующие стратегии потребления в рамках субкультурных сообществ указывают на специфику субкультурной идентичности среди различных социальных слоев молодежи. Если среди низкоресурсных (низшего и базового) слоев населения молодежные субкультурные сообщества выполняют компенсаторную функцию (идеология антифа, уличного спорта способствует переоценке ценностей и формированию новых жизненных стратегий), то среди высокоресурсных— статусно-стилевую и креативную (отаку, клабберы).
Расширяющиеся возможности интернет-технологий ведут к качественной трансформации и количественному увеличению субкультурных сообществ молодежи г. Саранска. Сравнительный анализ данных, полученных в результате исследований, которые проведены в г. Саранске в 2004 и 2012 гг., указывает на постепенное размытие региональной специфики, исчезновение территориальных локальных субкультурных объединений, активное включение молодежи в глобальное субкультурное пространство Интернета. Субкультурная идентичность молодежи г. Саранска приобретает признаки постмодерной «мозаичной» идентичности: фрагментарности, высокой субкультурной мобильности, имиджевой ориентированности, разнородности источников идентичности.
В третьем параграфе «Институционализация субкультурных практик молодежи в процессе взаимодействия с государственными учреждениями и общественными организациями города» проанализированы основные модели институционализации субкультурных практик, формирующиеся в процессе взаимодействия молодежных субкультурных сообществ с государственными учреждениями и общественными организациями г. Саранска.
Диссертант пришел к выводу о том, что инициативы, связанные с молодежными субкультурами, идут «снизу» — со стороны муниципалитетов, отдельных общественных организаций и государственных учреждений. На региональном и федеральных уровнях данная тема рассматривается исключительно в связи с вопросами профилактики экстремизма и национализма среди молодежи.
При анализе результатов экспертного опроса (сентябрь—октябрь 2012 г., N = 51) выделены три подхода к работе с представителями молодежных субкультур: «поощрение инициатив», «предоставление альтернатив» и «наблюдение и контроль». По мнению экспертов, работу с молодежными субкультурными сообществами необходимо проводить исходя из адаптивной модели молодежных субкультур в рамках трех взаимосвязанных направлений:
— повышение информированности специалистов по работе с молодежью, мониторинг субкультурных процессов в молодежной среде с целью предотвращения девиантных и экстремистских проявлений;
— институционализации просоциальных молодежных субкультурных сообществ, поддержка творческих инициатив и предоставление возможностей для самореализации представителей молодежных субкультурных сообществ;
— предоставление альтернативных возможностей реализации творческих, коммуникативных и рекреационных потребностей молодежи: дальнейшее развитие системы дополнительного образования с учетом возрастающего спроса; поддержка социально ориентированных детских и молодежных некоммер-
ческих организаций; повышение доступности (в том числе информационной) объектов досуговой инфраструктуры для малообеспеченной молодежи.
Экспертами также отмечается, что девиантное поведение представителей молодежных субкультур следует рассматривать с точки зрения функциональных проблем всей молодежи. Соответственно, основой профилактики девиантного поведения является ориентация на общее оздоровление социума, создание достойного уровня жизни и условий труда, развитие социальной защиты населения.
В целом в Республике Мордовия (как на региональном, там и на муниципальном уровне) в настоящее время отсутствует комплексная адекватно сформированная модель взаимодействия государственных структур с молодежными субкультурами, а имеющие место попытки наладить конструктивный диалог с молодежными субкультурами со стороны отдельных государственных учреждений и общественных организаций не имеют системного характера. Большинство государственных учреждений, к сферам интересов которых в той или иной степени относятся молодежные субкультуры, обладают недостаточным опытом взаимодействия с ними. Доминирует девиантная модель восприятия молодежных субкультурных сообществ, а также излишняя драматизация процессов, происходящих в молодежном субкультурном пространстве.
В заключении обобщаются основные выводы диссертационной работы, подтверждающие гипотезу исследования — функциональное своеобразие субкультурной идентичности детерминировано адаптационным, инновационным, релаксационным, рекреационным, информационным, коммуникативным, компенсационным потенциалом молодежных субкультурных сообществ в условиях современного информационного общества. Это подтверждается результатами проведенных социологических исследований, указывающих на стремительное расширение субкультурного пространства города: число активных участников молодежных субкультур за последние десять лет ориентировочно увеличилось в 1,5—2 раза. Во многом это объясняется повышением доступности субкультурной информации вследствие стремительного развития средств массовой коммуникации и распространения интерактивных форм общения.
В приложениях представлен инструментарий эмпирических исследований.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
в изданиях, включенных в Перечень ведун/их рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерствам образования и науки РФ:
1. Шумкова Н. В. Региональный аспект изучения молодежных субкультур / Н. В. Шумкова // Регионология. — 2011. — №4. — С. 251—258.
2. Шумкова Н. В. Социальная идентичность молодежи г. Саранска в контексте социокультурных трансформаций / Н. В. Шумкова // Регионология. — 2013. — № 3. — С. 89—96.
3. Шумкова Н. В. Молодежная субкультура как фактор социализации учащейся молодежи / Н.В. Шумкова // Интеграция образования. — 2014. — № 1,— С. 116—121.
в других научных изданиях:
4. Соловьев Д. Е. Молодежные субкультуры / Д. Е. Соловьев, Н. В. Шумкова, В. В. Козин // Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002—2004 гг.: аналит. обзор; под ред. А. И. Сухарева,
B. В. Козина, С. В. Полутина ; ФГНУ «НИИ регионологии». — Саранск, 2005. — 336 с. — С. 228—242.
5. Шумкова Н. В. Изучение молодежных субкультур в структуре регионального социума / Н. В. Шумкова // Вестн. Мордов. ун-та. Сер. : Социол. науки.— 2011. — № 3. — С. 259—262.
6. Шумкова Н. В. Наркотики и молодежные субкультуры / Н.В. Шумкова // Гармонизация социальных отношений в полиэтническом регионе : I Сухаревские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. Участием, 23— 24 дек. 2011 г., Саранск : в 2 т.; отв. ред. С. М. Вдовин ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. — Саранск, 2012. — Т. 2. — С. 22—25.
7. Шумкова Н. В. Субкультурные молодежные практики в виртуальном пространстве Интернета / Н.В. Шумкова // Информационное пространство по-лиэтничных регионов России : векторы развития : материалы Всерос. науч. конф., г. Саранск, 7 — 8 сентября 2012 г., Саранск, 2012. — С. 171—175.
8. Шумкова Н. В. Проблема дефиниции понятия «молодежные субкультуры» / Н. В. Шумкова // Социология общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс] : Материалы IV Очередного Всерос. социол. конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. —С. 5774—5781.
9. Шумкова Н. В. Профилактика экстремизма в молодежных субкультурных сообществах / Н. В. Шумкова // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — 2012. — № 4. — С. 93 — 96.
10. Шумкова Н. В. Движение «Воркаут» в социокультурном пространстве российской молодежи / Н. В. Шумкова // Социальное развитие полиэтнических регионов Российской Федерации : II Сухаревские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 дек. 2012 г., Саранск ; отв. ред.
C. М. Вдовин ; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. — Саранск, 2013. — С. 207—210.
11. Шумкова Н. В. Молодежные субкультуры и молодежный экстремизм / Н. В. Шумкова // Социальные изменения в современном мире: общество и государство : I Северо-Кавказские социологические чтения : сб. матер. Всерос. конф., 29—30 ноября 2012 г. — Ставрополь: ООО «Мир данных», 2013. — С. 204—206,-
Подписано в печать 16.04.2014г. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме. Печать способом ризографии. Уел. леч. л. 1.28. Уч.- изд. л. 1. Тираж 100 экз. Заказ № 30
Отпечатано с оригинала-макета заказчика а ООО «Референт». 430000, г. Саранск, пр. Ленина, 21. Тел. (8342) 48-25-33.
Текст диссертации на тему "Субкультурная идентичность современной городской молодежи"
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. П. ОГАРЕВА»
04201459468
На правах рукописи
ШУМКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА)
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Специальность 22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы
Научный руководитель: доктор социологических наук,
доцент О. А. Богатова
САРАНСК 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................3
1 СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.....................................14
1.1 Молодежные субкультурные сообщества в контексте социологического анализа.......................................................................................14
1.2 Методологические основы социологического изучения субкультурной идентичности молодежи..........................................................................................44
2 ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ
г САРАНСКА)...........................................................................................................71
2.1 Социальный портрет представителей молодежных субкультурных сообществ г. Саранска......................................................................................71
2.2 Субкультурные практики как механизм конструирования социально-групповой идентичности молодежи г. Саранска....................................................88
2.3 Институционализация субкультурных практик молодежи в процессе взаимодействия с государственными учреждениями и общественными организациями города............................................................................................109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................137
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..........................................................................................159
ПРИЛОЖЕНИЕ 2..........................................................................................166
ПРИЛОЖЕНИЕ 3..........................................................................................167
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена кардинальным изменением механизмов социальной идентификации, являющимся следствием складывающегося общества эпохи постмодерна. В условиях фрагментарности, плюрализации, социальной неопределенности современного общества процессы формирования и поддержания социальной идентичности приобретают наибольшую вариативность, становятся более сложными и амбивалентными.
В российском обществе кризис характерных для индустриального модерного общества механизмов формирования социальной идентичности наслоился на постсоветский кризис общегражданской идентичности. В условиях отсутствия жесткого каркаса общегражданской идентичности возрастает значимость альтернативных стратегий групповой самоидентификации.
Происходящие изменения механизмов социальной идентификации наиболее отчетливо заметны в пределах современного городского пространства, где групповые идентичности формируются в большинстве своем на субкультурной основе. По мнению американского социолога К. Фишера1, широкому распространению субкультурных сообществ в городском социуме способствует ослабление механизмов социального контроля, позволяющее горожанам быть толерантными к нетрадиционным моделям поведения, тем самым предоставляя индивиду широкий выбор альтернативных вариантов самоидентификации.
Распространение субкультурных сообществ в современном городском социуме интенсифицируется стремительным совершенствованием информационно-коммуникационных технологий. В частности, развивая идеи «глобальной деревни» М. Маюпоэна, современные сторонники неотрайбализма утверждают, что «в информационном обществе виртуальные субкультуры заменяют собой и феодальные деревенские общины, и капиталистические национальные общности в качестве способа социальной самоидентификации»2.
Феномен субкультурной идентичности характерен для всех возрастных, социальных и профессиональных групп современного общества. Однако как
1 Fischer С. The urban experience / С. Fischer. — N. Y., 1984. — 371 p.
2 Бард A. NetoKpaTHM. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Бард, Я. Зодерквист ; пер. с швед. яз. — СПб., 2004. — С. 179.
один из видов социально-групповой идентичности молодежи она выполняет ряд специфических функций, обусловленных преобладанием в российском обществе префигуративной модели межпоколенного взаимодействия. В условиях, когда традиционные агенты социализации не способны в полной мере реализо-вывать инновационный потенциал современной молодежи, субкультурные сообщества выступают в качестве стихийных агентов социализации.
Как продукт стихийной социализации субкультурная идентичность молодежи амбивалентна по своему содержанию. Она может быть и способом адаптации молодого человека к современному обществу, и причиной его десоциализа-ции. Сложность и неоднозначность феномена в условиях происходящих социокультурных изменений актуализируют необходимость его дальнейшего изучения. В частности, необходим более детальный анализ специфики социального функционирования и особенностей репрезентации субкультурной идентичности в пространстве российского провинциального города, поскольку до настоящего времени изучение молодежных субкультурных сообществ велось в основном в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани и др. Столица Республики Мордовия, г. Саранск, население которого составляет около трехсот тысяч человек, представляет собой относительно новое поле для исследования феномена субкультурной идентичности.
Степень научной разработанности темы. Изучение проблем, составляющих предметное поле настоящей работы, можно систематизировать по двум направлениям.
Первое направление включает исследования по проблемам социальной идентичности, в частности проблемам идентичности в раннем юношеском возрасте. Данная тема впервые затронута в рамках социальной психологии зарубежными учеными: Э. Эриксоном, Дж. Марсиа, А. Тэджфелом и Дж. Тернером. В социологии проблематика идентичности рассматривалась в рамках теорий символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мида, драматургической теории И. Гофмана, структурного функционализма П. Бергера и Т. Лукмана. Постмодернистское прочтение социальной идентичности представлено в работах Э. Гидденса, 3. Баумана. Отечественные ученые (Г. М. Андреева, Л. М. Дроби-
жева, Б. В. Дубин, И. А. Климов, Г. И. Макарова, Т. Г. Стефаненко, В. А. Ядов)3 социальную идентичность изучают прежде всего в контексте социальных, экономических, политических и социокультурных процессов, происходящих в российском обществе.
Второе направление включает работы, посвященные непосредственно субкультурной идентичности молодежи. Термин «субкультурная идентичность» входит в научный дискурс в 1980-х гг. К началу XXI в. существует уже достаточно много литературы по данному направлению. Феномен субкультурной идентичности изучают С. Торнтон, П. Ходкинсон, С. Мизрах, Б. Шанк и др.4. В отечественной науке известны труды Е. JI. Омельченко, Ю. В. Епановой, Г. В. Жаркова, С. М. Копытина5 и др. Проблемы определения и самоопределения молодежи в рамках субкультурных сообществ не являются центральными, но рассматриваются в работах таких исследователей, как В. В. Гаврилюк,
3 Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] / Г. М. Андреева. — URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.10.2013); Дробижева JI. М. Российская идентичность: факторы интеграции и проблемы развития / Л. М. Дробижева // Социол. наука и соц. практика. — 2013. — № 1. — С. 74—84; Дубин Б. В. Векторы и уровни коллективной идентификации в сегодняшней России / Б. В. Дубин // Вестн. обществ, мнения. — 2009. — № 2(100). — С. 55—64; Климов И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности / И. А. Климов // Трансформация идентификационных структур в современной России. — М. , 2001. — С. 54—81; Макарова Г. И. Этническая российская идентичность : автореф. дис. ... д-ра социол. наук / Г. И. Макарова. — М., 2012. — 42 е.; Стефаненко Т. Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках / Т. Г. Стефаненко // Трансформация идентификационных структур в современной России. — М., 2001. — С. 11—30; Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социол. журн. — 1994. — № 1. — С. 35—52.
4 См., напр.: Thornton S. Club Cultures: Music, Media, and Subcultural Capital / S. Thornton. — Middletown, CT : Wesleyan Univ. Press, 1996. — 191 p.; Hodkinson P. Goth. Identity, Style and Subculture / P. Hodkinson. —Oxford, UK: Berg, 2002. — 219 p.; Mizrach S. Technology and the Transformation of Identity: Technology, Culture, and the Production of New Identities [Электронный ресурс] / S. Mizrach. — URL: http://vvww2.riu.edu/~mizrachs/tech-ident.htrnl (дата обращения: 26.06.2013); Shank В. Dissonant Identities: The Rock'n'Roll Scene in Austin, Texas / B. Shank. — Lebanon : Univ. Press of New England, 1994. — 294 p.
5 Омельченко E. JI. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX—XXI вв. : автореф. дис. ... д-ра социол. наук / E. JI. Омельченко. — М., 2004. — 34 е.; Копытин С. М. К вопросу о субкультурной идентичности [Электронный ресурс] / С. М. Копытин. — URL: http://www.teoria-practica.ru/-2-2014/culture/kopytin.pdf (дата обращения: 02.03.2014); Епанова 10. В. К вопросу о специфике субкультурной идентификации молодежи [Электронный ресурс] / Ю. В. Епанова. — URL: http://region.3ebra.com/generation/publications/publicationl5/ (дата обращения: 02.03.2014); Жарков Г. В. Телесность в структуре субкультурной идентичности (на примере провинциальных групп футбольных фанатов) / Г. В. Жарков // Вестн. Череповец, гос. ун-та. — 2011. — Т. 4., № 35—36. — С. 211—213.
Д. В. Громов, С. Г. Ивченков, С. И. Левикова, А. Л. Салагаев6.
В целом можно сделать вывод, что тема диссертационного исследования в своих отдельных аспектах получила достаточно широкое освещение. Однако комплексного научного анализа феномена субкультурной идентичности молодежи пока не представлено. Это, в свою очередь, обусловило выбор цели, задач, объекта и предмета диссертационного исследования.
Объект исследования — молодежные субкультурные сообщества.
Предмет исследования — субкультурпая идентичность как одна из форм социальной идентичности городской молодежи.
Целью диссертационной работы является выявление специфики субкультурной идентичности молодежи в современном российском городе.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
— систематизировать теоретико-методологические подходы к анализу молодежных субкультурных сообществ;
— выявить социальные функции субкультурной идентичности молодежи в современном глобальном и локальном социальном контексте;
— охарактеризовать на основе результатов проведенного эмпирического исследования социальный портрет представителя молодежных субкультурных сообществ;
— определить значимость субкультурных коллективных практик в конструировании субкультурной идентичности современной городской молодежи;
— проанализировать на примере г. Саранска существующие модели институционализации субкультурных практик, формирующиеся в процессе вза-
6 См., напр.: Гаврилгок В. В. Грани девиации российской молодежи: субкультурный аспект / В. В. Гаврилюк, Т. В. Латышева // Вестн. Тгомен. гос. ун-та. — 2009. — № 4. — С. 139—148; Громов Д. В. Подростково-молодежные уличные группировки как объект этнографического исследования / Д. В. Громов // Молодежные уличные группировки: введение в проблематику. — М., 2009. — С. 8—72; Ивченков С. Г. Неформальные объединения: проблемы участия молодежи : автореф. дис. ... канд. филос. наук / С. Г. Ивченков. — Саратов, 1991. — 128 е.; Левикова С. И. Молодежная субкультура / С. И. Левикова. — М., 2004. — 608 е.; Салагаев А. Л. Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий / А. Л. Салагаев. —Казань, 1997. — 156 с.
имодействия с государственными учреждениями и общественными организациями города.
Гипотеза исследования. Социальные практики, обусловленные участием индивида в каких-либо молодежных субкультурных сообществах, представляют собой один из механизмов социального конструирования его субкультурной идентичности в качестве временно доминирующей компоненты в структуре подвижной социальной идентичности, характерной для общества постмодерна. Функциональное своеобразие такой идентичности детерминировано адаптационным, инновационным, релаксационным, рекреационным, информационным, коммуникативным, компенсационным потенциалом молодежных субкультурных сообществ в структуре современного городского социума.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составил интегративный подход, позволяющий адаптировать существующие социологические концепции к исследованию субкультурной идентичности современной городской молодежи:
— при формулировании авторской интерпретации термина «молодежные субкультурные сообщества» использовались теория «воображаемых сообществ» Б. Андерсона, концепция субкультурных солидарностей Е. Л. Омельченко;
— в процессе интерпретации и уточнения понятия «субкультурная идентичность» опорой служили социологические концепции идентичности 3. Баумана, Э. Гидценса, В. А. Ддова;
— при описании механизмов субкультурной идентификации применялись концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, теории структурации Э. Гидденса, социального капитала П. Бурдье и субкультурного капитала С. Торнтон;
— при интерпретации активного идентификационного поведения молодежи в рамках молодежных субкультурных сообществ использовался структурно-функциональный подход Т. Парсонса и Р. Мертона;
— при анализе информационно-коммуникативных факторов динамики субкультурной идентичности современной молодежи была полезна теория во-
ображаемых ландшафтов А. Аппадураи;
— в процессе формулирования рабочего определения «представитель молодежных субкультурных сообществ» применялась концепция референтных групп Р. Мертона;
— при анализе специфики субкультурных практик городской молодежи использовались концепция стилевых стратегий Е. JI. Омельченко, модель потребительского поведения молодежных субкультур Т. Б. Щепанской.
В качестве методологической основы диссертационной работы применялись следующие общенаучные и частнонаучные методы: формально-логический, структурно-функциональный, феноменологический и др.
Анализ эмпирических данных осуществлялся с использованием методов математической статистики: анализа средних величин, дисперсного, корреляционного и факторного анализа. Обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета «IBM SPSS Statistics 21» и программы «Microsoft Excel 2010».
В качестве эмпирической базы послужили:
— качественный социологический опрос (метод полуструктурированного интервью) участников молодежных субкультур г. Саранска (сентябрь 2004 г., N = 20, выборка методом «снежного кома»);
— пилотажный социологический опрос (метод анкетирования) школьников 7—11-х классов г. Саранска (ноябрь 2011 г., N = 200, стихийная выборка, погрешность ±6,8 %);
— массовый социологический опрос (метод анкетирования) «Субкультурные практики молодежи г.Саранска» (январь—апрель 2012г., N = 621, многоступенчатая пропорционально стратифицированная по типу учебных заведений кластерная выборка, погрешность ±3,9 %);
— экспертный опрос (метод структурированного интервью) «Особенности взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций с представителями молодежных субкультур» (сентябрь—октябрь 2012 г., N = 51, целевая выборка, в качестве экспертов выступили представители государственных учреждений и общественных организаций, в своей деятельности
непосредственно взаимодействующие с представителями молодежных субкультурных сообществ).
Научная новизна работы заключается в следующем:
— систематизированы теоретико-методологические подходы к изучению молодежных субкультурных сообществ, в рамках интегративного подхода дана авторская интерпретация понятия «молодежные субкультуры»;
— предложено определение понятия «субкультурная идентичность», посредством теоретического анализа обоснована значимость субкультурной идентичности в «плавающей» структуре социальной идентичности современной молодежи, выявлена ее функциональная специфика в современном глобальном и локальном контексте;
— на конкретном эмпирическом материале охарактеризован социальный портрет представителей молодежных субкультур г. Саранска;
— предложено авторское определение понятия «субкультурная практика», определена значимость подобных практик в процессе конструирования субкультурной идентичности современной городской молодежи, пространство субкультурных практик г. Саранска структурировано по трем основаниям («улица», «сцена» и «игра») в виде локальных территориальных и транслокальных виртуальных сообществ;
— выявлены основные модели институционализации субкультурных практик, формирующиеся в процессе взаимодействия молодежных субкультурных сообществ с государственными учреждениями �