автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Молодежный журнал как субкультурный феномен

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Лисеев, Роман Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Молодежный журнал как субкультурный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Молодежный журнал как субкультурный феномен"

Санкт-Петербургский гос> дарственный университет

На правах рукописи

ЛИСЕЕВ Роман Петрович

МОЛОДЕЖНЫЙ ЖУРНАЛ КАК СУБКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Специальность 10.01.10 — Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 2005

Работа выполнена на кафедре современной периодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель

доктор политических наук, профессор Галина Сергеевна Мельник

Официальные оппоненты доктор филологических наук, профессор

Владимир Иванович Коньков; кандидат филологических наук, доцент Татьяна Семеновна Садова

Ведущая организация

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Защита состоится «,

'¿Фи?2005 г. в

часов на заседании Диссертационного совета Д 212.232.17 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете (199004, Санкт-Петербург, В. О., 1-я линия, д. 26, факультет журналистики СПбГУ, ауд. 303).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан «//у> 2005

Ученый секретарь Диссертационного со^ доктор политических наук, профессор

Я С. Лабуш

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Молодежь—самая активная часть общества, в силу своей восприимчивости наиболее подверженная социокультурным трансформациям. Современные СМИ, функционирующие в условиях культурного плюрализма, расширяют границы субкультурного молодежного дискурса. В контексте размывания границ социокультурной доминанты выбор современной молодежи обусловливает поиск ее субкультурной идентичности.

Актуальность темы исследования может быть выражена в нескольких позициях.

1) Существует проблема все увеличивающегося межпоколенческого разрыва, обусловленного глобализацией, развитием современных технологий, процессами акселерации, различием ментальных структур (хотя открытого конфликта «отцов» и «детей» не происходит)1. Молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно или бессознательно отстраиваясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения. Интенсифицируются процессы социализации, молодежь активно занимает социальные и профессиональные ниши, вместе с тем, происходит прерывание традиций и нарушение преемственности поколений.

2) В последние десятилетия произошли изменения в структуре молодежных субкультур. Если носители первых субкультур были социально активны, открыто влияли на изменение социокультурной ситуации в обществе, то представители сегодняшнего молодого поколения не ставят целью изменение действительности, а стремятся конструировать новую реальность в форме субкультурного дискурса, который часто становится для них важнее собственно события.

В связи с этим возникает научная задача изучения молодежного субкультурного дискурса. В современной науке наблюдается несовпадение исследовательских подходов к обозначенной проблематике, что актуализирует

1 Дальто Ф. На стороне подростка. СПб., 1998.

проблему продуктивности предлагаемых подходов. В рамках критического подхода анализируются дисфункции, негативные свойства молодежи; акцент делается на таких факторах, как «кризис сознания», «потеря идентичности», «снижение интеллектуального и культурного уровня», «утрата моральной системы ценностей»2 и т. д. В свою очередь СМИ, ссылаясь на результаты подобных исследований, нередко распространяют идеи конфронтации между молодежью и остальным обществом.

Интерпретационный (постмодернистский) подход позволяет рассматривать конкретные ситуации, связанные с молодежью, в разных социокультурных контекстах, как в негативной, так и позитивной коннотации. В подобных исследованиях результаты всегда неоднозначны.

3) Ученые начинают исследование субкультур, когда они уже сформированы и занимают определенное место в социокультурной нише и редко принимают во внимание значение СМИ в процессе формирования молодежных стилей, сленгов и ритуалов, в результате образующих субкультуру.

4) Недостаточная разработанность теоретико-методологической базы, наличие комплекса проблем, связанных с рассмотрением взаимодействия молодежных СМИ и субкультур актуализируют обозначенную научную проблему.

Теоретико-методологические подходы к исследованию

Изучение проблемы феномена современного молодежного журнала ведется с опорой на обширную научную литературу по таким направлениям, как методология исследования СМИ, типология периодических изданий; проблемы становления, развития и функционирования молодежной периодики, а также специфика текстообразования в молодежных изданиях.

Теоретической базой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области филологии, теории журналистики, психологии, культурологии, социологии, в которых поднимаются проблемы межкультурных коммуникаций, диалогизма, интертекстуальности и герменевтики в художественном и публицистическом текстах (И. В. Арнольд, Н. Д. Арутюнова, Р. Барт, Ж. Бодрийар, М. М. Бахтин, В. В. Богданов, Б. М. Гаспаров, Т. А. ван Дейк, Т. М. Дридзе, О. Л. Каменская, В. И. Коньков, Э. Лассан, И. П. Лысако-ва, М. Макаров, Б. Я. Мисонжников, Дж. Р. Серль, С. И. Сметанина, А. Д. Швейцер)3.

1 Как утверждает, например, известный психолог В. Е. Семенов, основная масса информации телевидения, радио и прессы, предназначенная, прежде всего, молодежи, остается дисфункциональной и потенциально психологически негативной. См.: СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. 2004. № 1 (б). С. 62.

' Арнольд И. В. Проблема (в интерпретации художественного текста): Лекции к спецкурсу. СПб., 1997; Арутюнова Н. Д. Речеповеденческие акты в зеркале чужой речи «я» и «другой» II Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992; Барт Р. Фотошоки // Мифологии. М., 1996; Богданов В. В. Коммуникативная

Для выявления общего контекста функционирования молоденшых СМИ использовались труды по социальной философии и футурологии, разрабатывающие концепции современного общества, в которых нашли отражение аспекты функционирования массмедиа в социокультурном контексте (Р. Ф. Абдеев, Д. Белл, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Маркузе, М. Мид, А. Моль, Э. Ноэль-Нойман, X. Ортега-и-Гассет, Т. Парсонс, Дж. А. Тойнби, Э. Тоф-флер, М. Фуко, М. Элиаде)4.

Ряд работ, имеющих методологаческое значение для данного диссертационного исследования, посвящен проблемам социологии молодежи (С. Н. Ай-зенштат, М. Брейк, И. А. Громов, С. П. Иваненков, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, Т. Г. Исламшина, В. В. Касьянов, И. С. Кон, Г. Ланггут, В. Т. Лисовский,

A. Ю. Мацкевич, Е. Л. Омельченко, Д. В. Петров, Д. Хэбдидж, Р. С. Цейтлин,

B. И. Чупров)5._

компетенция и коммуникативное лидерство // Язык. Дискурс. Личность. Тверь, 1990; Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург. 2000; Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994; Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989; Дридзе Т. М. Коммуникация как текстовая деятельность: основания семиосоциопсихологии // Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание. М., 1991; Каменская О. Л. Текст и коммуникация. М., 1990; Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. СПб., 1995; Лассан Э. Субъект дискурса как организующая структура текста // Текст как объект многоаспектного исследования. СПб., 1998. Вып.З, ч. I; Лысакова И. П. Психосоциолингвистические основы формирования общественного сознания в прессе II Гуманитарные науки. СПб., 1993; Макаров М. Основы теории дискурса. М., 2003; Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001; СерЛь Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986; Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. СПб., 2002; Швейцер А. Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1976.

А Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995; Жирков Г. В. Виртуальная реальность — венец электронной мифологии. СПб., 1997; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994; Мид М. Культура и мир детства. М., 1998; Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Избранные труды. М., 1997; Парсонс Т. 1) О структуре социального действия М., 2000; 2) Система современных обществ. М,, 1997; Тойнби Дж. А. Цивилизация перед судом истории. М., 2002; Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001; Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994; Элиаде М. Избранные сочинения: Мифы о вечном возвращении: Образы и символы. Священное и мирское. М., 2000.

5 Громов И. А., Мацкевич А. Ю. Западная теоретическая социология. М., 1996; Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999; Касьянов В. В. Социализация молодежи: сущность, особенность, тенденции. Краснодар, 1994; Кон И. С. Социология личности. М., 2002; Молодежные субкультуры / Под ред. Т. Г. Исламшиной и Р. С. Цейтлина. Казань, 1997; Молодежь: будущее России / Отв. ред. И. М. Ильинский. М., 1995; Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000; Петров Д. В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996; Eisenstadt S. N. From generation to generation. Age groups and social structure. New York, 1964; Brake M. The sociology of youth culture and youth subcultures: Sex and drugs and rock'n'roll? L., 1980; Hebdige D. Subculture: The meaning of style. L., 1979; Langguth G. Jugend ist anders: Partrat einen jungen Generation. Freiburg, Basel, Wien, 1983.

В целях выявления возрастных характеристик молодежных групп привлекались исследования в области психологии (Ф. Дальто, М. В. Розин, В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Г. Юнг)6.

Современные теоретики СМИ А. И. Акопов, А. А. Грабельников, Л. Л. Рес-нянская, М. В. Шкондин, М. И. Шостак и др.7 выделяют в качестве основного методологического подхода в изучении журнальной периодики комплексный анализ взаимозависимых элементов, обеспечивающих функционирование конкретных изданий в системе СМК.

Изучение механизмов психологического воздействия на молодежные группы читателей проводилось с опорой на работы Б. Н. Лозовского, Г. С. Мельник, В. Ф. Олешко, О. Вороновой, в которых рассматриваются методы, приемы и эффекты психологического влияния, реализуемые в конкретных типах текстов8.

Детальному рассмотрению истории возникновения, этапов развития, формирования структуры и функций системы комсомольской периодики посвящена монография В. Н. Ганичева9. В работах С. А. Ворониной и Т. И. Машуко-ва10 рассматривается место комсомольских изданий в системе партийно-советской печати, изучаются функции комсомольской печати, ее роль в воспитании юношества. В исследованиях В, Ф. Олешко, Д. А. Поздняковой, В. П. Ситниковой, В. В. Тулупова, М. И. Холмова, С. И. Шайхитдиновой" рассматривается динамика читательских интересов молодежи, специфика оформления, особенности фотоиллюстраций.

6 Дальто Ф. На стороне подростка. СПб., 1998; Розин М. В. Психологические ловушки контркультуры // Молодежь в социальной сфере. М., 1990 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Фрейд 3. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. М., 1994; Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб., 1997; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; Юнг К. Г. Архетип символ. М., 1992; Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1998;

' См.: Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, М., 1996; Грабельников А. А. Средства массовой информации России. М., ¡996; Реснянская Л. Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М.,1996; Шкондин М. В. СМИ: системные характеристики. М., 1996; Шостак М. И. Еженедельник как тип издания. М., 1986.

8 Лозовский Б. Н. 1) Журналистское влияние на молодежную читательскую аудиторию: Автореф. канд. дис. М., 1979; 2) Журналистское воздействие на молодежь. Свердловск, 1986; Мельник Г. С. Способы воздействия правовых публикаций на молодежную аудиторию // Журналист. Пресса. Аудитория / Под ред. С. В. Смирнова. Вып. 3. 1986.

9 Ганичев В. Н. Молодежная печать: история, теория, практика. М., 1976;

10 Воронина С. А. Роль прессы в трансформативном воздействии молодежных субкультур на массовую культуру современного российского общества: Автореф. канд. дис. Барнаул, 2002; Машуков Т. И. Молодежная газета как тип периодического издания: Автореф. канд. дис. М., 1974;

" Олешко В. Ф. Социожурнвлистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996; Позднякова Д. А. Состояние и динамика читательских интересов московской молодежи в 90-е гг.: Автореф. канд. дис. М., 2000; Ситников В. П. Фотоиллюстрация молодежной периодической печати: Автореф. канд. дис. М., 1992; Тулупов В. В. Оформление молодежной газеты:

В современной российской литературе система подходов к молодежной печати как субкультурному феномену только формируется. В работах В. К. Сергеева и В. Г. Филиппова'2 вскрыты механизмы взаимодействия разнородных типологических элементов, образующих синкретичную субстанцию, функционирующую в социальном пространстве. В целом в современных исследованиях в области взаимодействия СМИ и молодежных субкультур преодолен принцип идеологического рассмотрения проблемы, которая анализируется сегодня в контексте плюралистических научных парадигм постмодернизма. Но в то же время ряд аспектов данной проблемы остается неизученным.

Новизна исследования определяется не достаточной разработанностью темы.

Впервые в российской науке:

—осуществлена философско-культурологическаяпроблематизация темы;

— сформулировано понятие «молодежный субкультурный дискурс»;

—вводится в оборот понятие «субкультурный потребительский журнал»;

— всесторонне и подробно изучена проблема взаимодействия СМИ и молодежных субкультур на обширном эмпирическом материале российских и иностранных изданий; применен дискурс-анализ к рассмотрению субкультурных текстов;

—уточнено содержание понятия «молодежная субкультура»;

—дана классификация девиантных моделей поведения молодежи, сформированных под воздействием СМИ;

— сформулированы принципы формирования гипертекста в электронном молодежном издании.

Объект исследования—зарубежные и отечественные молодежные журналы, документы, деятельность журналистов молодежных изданий.

Предмет—специфика формирования молодежных субкультурных коммуникативных стратегий в СМИ в контексте современных социокультурных процессов.

Эмпирической базой исследования послужили публикации советских, российских и зарубежных молодежных журналов. Выборка текстов из американской прессы была сделана на материале «Berkley's Prick», «Rolling Stone», британских изданий «Melody Maker», «Record Mirror», «i-D», «Smach Hits», «Q», «New Musical Express» (NME), отечественных журналов «Юность», «Парус», «Ровесник», «Пульс», «Комсомольская жизнь», «Студенческий меридиан», «ОМ» «Птюч» за период 1989-2004 гг.

Методы исследования. Диссертант использует сравнительно-исторический анализ, структурно-функциональный анализ, дискурс-анализ. Выбор

Автореф. канд. дис. М., 1982; Холмов М. И. Молодежная и детская журналистика в условиях перестройки // Молодежная и детская журналистика: Опыты и проблемы: Материалы науч.-практ. конф. Л., 1988; Шайхитдинова С. И. Комсомольская тема в молодежной печати и социальная самодеятельность молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1989.

12 Сергеев В. К. Молодежная культура и СМИ. М., 2002; Филиппов В. Г. СМИ и молодежные ориентиры // Пресса. 2004. № 1.

дискурс-анализа в качестве доминирующего метода обусловлен прежде всего тем фактом, что любые субкультурные события контекстуальны и ситуативны. Дискурс-анализ позволяет исследовать в совокупности прагматические, социокультурные и лингвистические факторы, формирующие молодежные субкультуры.

Цель—показать динамику развития молодежного субкультурного дискурса в процессе взаимодействия СМИ и молодежных субкультур.

Реализация данной цели предполагает последовательное решение основных задач:

— исследовать имеющиеся в научной литературе различные теоретические аспекты изучения темы и систематизировать основные сложившиеся подходы;

—проследить эволюцию качественных характеристик молодежных субкультур;

—провести структурно-функциональный анализ печатных молодежных журналов, выходящих в России и за рубежом для выявления субкультурных типов изданий;

— рассмотреть процесс медиатизации молодежных субкультур; показать роль СМИ в формировании субкультурной реальности;

— сформулировать принципы создания субкультурного текста;

— выделить основные характеристики и признаки субкультурного молодежного дискурса;

— провести комплексный анализ субкультурной динамики изучаемого феномена.

Практическая значимость исследования. Расширение теоретических знаний о семантике и прагматике субкультурного дискурса может способствовать дальнейшей научной разработке проблемы функционирования молодежных массмедиа в условиях глобализации. Результаты исследования можно использовать для создания концепций молодежных изданий, а также при формировании их типологических моделей.

Положения, изложенные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе факультетов журналистики, при написании методических программ и учебных пособий. Материалы данной работы могут применяться при чтении лекций и проведении лабораторных занятий по курсам: «Основы творческой деятельности журналиста», «Теория и практика СМИ», а также спецкурса «Молодежные СМИ: социальные функции и типология».

Положения, выносимые на защиту:

1. Молодежный субкультурный дискурс представляет собой весьма изменчивую категорию, которая может считаться достаточно изученной лишь применительно к конкретной коммуникативной ситуации.

2. С середины 1980-х гг. СМИ находятся в центре процесса формирования молодежных субкультур. Разделяя читательскую аудиторию на группы, в зависимости от статусных, тендерных и демографических характеристик, субкультурные потребительские журналы конструируют типы молодежных суб-

культур в зависимости от потребностей и запросов определенных социальных групп.

3. СМИ гарантируют стабилизацию социокультурных стандартов в постоянно меняющемся современном мире и помогают индивиду ориентироваться в социокультурном пространстве.

4. СМИ предлагают образцы поведения, в соответствии с которыми молодежь выстраивает стратегии поведения.

5. Национальные СМИ разрушают коммуникативные барьеры, отгораживающие субкультуру от социокультурного мейнстрима, способствуют интеграции отдельных элементов субкультуры в основной поток.

Апробация темы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены на научно-практических конференциях: «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики), 1999-2005 гг.; международной научно-практической конференции «300 лет российской журналистики» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики), 2002 г.; межвузовской научно-практической конференции «Социальное управление: теория, практика, информационные технологии» (Санкт-Петербург, Институт Управления и экономики), 1999 г.; ежегодном научно-практическом семинаре «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики), 1999-2005 гг. По теме диссертации выпущено 11 публикаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, научная новизна, формулируются цели и задачи исследования, определяются объект, предмет и теоретико-методологические основания, теоретико-практическая значимость исследования.

В первой главе «Молодежная субкультура как информационная среда» рассматриваются методологические подходы к изучению темы, основные этапы и направления в исследовании возникновения и формирования системы молодежной периодической печати; выявляется динамика современных информационных процессов в период перехода общества от индустриального к информационному.

В разделе 1.1 «Молодежная периодика в ракурсе молодежной субкультуры: методология, подходы к исследованию проблемы» анализируются историко-философские предпосылки возникновения феномена молодежных субкультур и особенности их существования в современном мире.

В условиях информационного общества появляется необходимость формирования «информационного» мировоззрения и информационной культуры. Массмедиа интенсифицируют процессы глобализации, с одной стороны,

унифицируют информационную среду, стирая этнические, социокультурные и языковые границы; с другой стороны, создают культурную «многомерность» и «многомирность» информационного пространства (среды)13. Важными факторами, влияющими на его формирование, наряду с территориальным (географическим) и стратификационным, являются временной (трансляция культуры от поколения к поколению) и субкультурный1*.

Для уточнения понятия «молодежная субкультура» диссертант обращается к истории вопроса, рассматривая его с позиций теории конфликта (Р. Парк, Чикагская школа, 1920-е гг.); теории структурного функционализма (Т. Парсонс, США, 1940-е—50-е гг.); концепции контркультуры (Т. Роз-зак, США, 1960-е гг.); концепции «моральной паники» (С. Холл, Бирмингемская школа, 1980-90 гг.).

При создании идеальной типологической модели молодежного журнала для оценки реальных изданий учитывалось предварительное изучение социальной структуры общества, непосредственно влияющего на процессы журнального типогенеза. Принимались во внимание типоформирующие факторы, типообразующие элементы и типологические черты изданий.

В разделе приведены классификации возраста, позволяющие изучать поколенческие характеристики, используемые в процессе формирования концепций молодежных изданий. Автор отмечает, что увеличение сроков обучения продлевает юношеский этап в развитии личности, тормозит процессы социализации, актуализируя и без того острую для молодежи проблему субкультурного выбора. Как следствие, возникает повышенная социокультурная мобильность представителей молодежной среды. Согласно концепции Маргарет Мид о межпоколенной трансмиссии культуры, современная цивилизация развивается в сторону префигуративного типа общества, в котором происходит интеграция различных видов культур и субкультур, взаимовлияющих друг на друга15.

В разделе 1.2 «Молодежные издания в контексте эволюции молодеок-ных субкультур» анализируются предпосылки возникновения и этапы эволюционного развития конкретных типов изданий молодежной периодики; рассматривается влияние аудиторного фактора на содержательную структуру субкультурного издания.

Одна из первых молодежных субкультур (битники) появилась в США в конце 1940-х гг. Движение не являлось массовой молодежной субкультурой в современном понимании, а представляло собой замкнутую контркультурную систему, противостоящую социокультурному мейнстриму. Субкультурная информация циркулировала исключительно по внутригрупповым коммуникативным каналам. На основе анализа текстов субкультурных произведений битников автором диссертации установлено, что основной ком-

" Понятия «пространство» и «среда» используются в данном контексте как сино' нимы.

14 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

15 Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

муникативной единицей движения является символ. Значение символов имеет групповой характер: в иной субкультурной среде знак приобретает другое значение16.

Человек, не владеющий определенным коммуникативным кодом, не может адекватно декодировать информацию. Произведения битников стали первыми текстами, зафиксировавшими контркультурную символику молодежи. Впоследствии эту функцию взяли на себя молодежные периодические издания. Первое легитимное молодежно ориентированное периодическое издание появилось в марте 1952 г. в Великобритании и называлось «New Musical Express» (NME). Редакция NME начинает осознанно выстраивать типологическую модель издания, соответствующую субкультурным запросам читательской аудитории. Анализ текстов NME показал, что многие, на первый взгляд, ничего не значащие элементы, попадая из газеты в субкультурную среду, наполняются значением, закрепляются в этой среде и начинают активное функционирование, а затем и преобразование. Массовая пресса начинает воспроизводить субкультурный тип поведения.

В 1972 г. американский журналист Т. Вульф вводит понятие underground press. Андеграунд—это значительное субкультурное сообщество, представляющее собой обширную коммуникативную систему, которая не может ограничиться только каналами межличностной коммуникации17. На материале подпольных журналов «хиппи» «Oracle», «Berkley's Prick», «Rolling Stone» в диссертации рассматривается процесс превращения прессы андеграунда в коммерческий продукт. Тиражирование в СМИ субкультурной символики «хиппи» приводит к перекодированию значений исходных символов, разрушает их экстернальность, что приводит к интеграции этой субкультуры в массовую культуру. Диссертант приходит к выводу, что в начале 1970-х гг. СМИ стремятся к гомогенизации культуры, сведению системы социальных ценностей к общему знаменателю, обеспечивая стабильность социокультурному мейнстриму с помощью непрерывного производства, тиражирования и закрепления в массовом сознании социокультурной символики.

На примере британского молодежного музыкального журнала «Q» (19892000 гг.) автор исследует тип потребительского субкультурного эюурнала. В середине 1980-х гг. наблюдается общий кризис молодежных субкультур в Западной Европе и США, связанный, прежде всего, с начавшимся тотальным контролем со стороны массмедиа всей субкультурной системы ценностей. В результате этих процессов возникает кризис доверия личности к выбору субкультурных моделей, навязываемых СМИ. Унифицировав информационную среду, приведя ее к символической однородности, СМИ перестают предоставлять индивиду возможность выбора. В подобной ситуации мар-

16 Функции субкультурных символов впервые исследовал Д. Хебдидж (Hebdige D. Subculture: The meaning of style. I., 1979). В отечественной науке — Т. Б. Щепанская (Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. СПб., 1993).

17 См.: Bluetarsh J. Smithsey К. S. History of New American Jornalism. Oxford, 1993.

кетинговые стратегии издателей молодежных журналов сводятся к правлению субкультурными процессами. Молодежная субкультура превращается в средство увеличения потенциальной читательской аудитории. 11зучение журналистами субкультурных процессов становится финансово необходимым условием для коммерчески выгодного существования издания.

В разделе 1.3 «Поиск субкультурной идентичности советскимимоло-дежными журналами в 1985-1991 гг.» выявляются концептуальные истоки и генезис проблемы субкультурной идентичности на материале отечественных журналов: «Юность», «Парус», «Ровесник», «Пульс», «Комсомольская жизнь», «Студенческий меридиан».

Объявление М. С. Горбачевым курса политических реформ в 1985 г., политика «нового мышления» и «гласности», которые были восприняты обществом как свобода слова, привели к частичному снятию идеологических барьеров, препятствовавших распространению субкультурной информации. Это явилось одним из факторов, обусловивших интенсивное развитие молодежных субкультур в Советском Союзе в период с 1985 по 1991 гг.18

Перестройка катализировала субкультурные процессы, активизировав самиздатовскую прессу, и в то же время разрушив коммуникативные барьеры, привела ее к утрате маргинального статуса, смене функций и, как следствие, ликвидации отечественного андеграунда19. По логике эволюционного пути смены социокультурной парадигмы отдельные элементы распавшейся субкультурной системы должны были интегрироваться в доминантную культуру, как это произошло на Западе. Но в Советском Союзе в это же время происходило разрушение социокультурной доминанты и поэтому интеграция элементов распавшейся системы андеграунда была невозможна в принципе (им не во что было интегрироваться). Для молодого поколения второй половины 1980-х гг. характерна утрата социокультурной идентичности, в поисках которой оно обратилось к молодежной прессе.

Большинство общественно-политических газет и журналов рассматривало внезапный рост субкультурной активности молодежи как разложение ценностных устоев целого поколения. Публикации в комсомольской прессе («Ровесник», «Студенческий меридиан», «Юность») носили, как правило, постановочный характер: актуализировалась проблема бурного развития молодежных субкультур, но истинные причины этого явления публицистами не назывались.

В комсомольских журналах были заявлены чрезвычайно важные темы: потеря молодежью социальной идентичности, оторванность молодых людей от структур общества, атакже отсутствие государственной молодежной политики. Однако дальнейшего развития эти темы не получили.

Повышенный интерес к запросам читательской аудитории, поиск новых форм сотрудничества с ней был характерен не только для центральной, но и

18 См.: Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

" Савицкий С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы). М., 2002. С. 41.

для региональной журнальной периодики. В этом отношении показателен опыт журнала «Парус» в организации дискуссионной рубрики по актуальным проблемам молодежи20.

Иной принцип поиска субкультурной идентичности использовал журнал «Комсомольская жизнь», издаваемый ЦК ВЛКСМ. Основным принципом новой редакционной политики стал отказ издания от освещения комсомольской тематики, что к 1991 г. уже было очевидным в связи со стремительным разрушением Всесоюзной комсомольской организации. Редакция заявила, что отныне будет ориентироваться на субкультуру подростков, однако, не уточнив при этом наполнение термина. В силу неизученности феномена, представления журналистов о подростковой субкультуре, как правило, сводились к китчевым моделям западной массовой культуры. Потенциальной аудитории предлагался тип таблоида взамен субкультурных изданий. Обновленное содержание журналов вызвало первоначально всплеск читательского интереса к ним, рост тиражей, но далее сработал «эффект обманутого ожидания». Возникает кризис доверия к изданию, как следствие наблюдается резкое падение тиража. Тираж журнала «Ровесник» в 1991 г, вырос с 1 миллиона 125 тысяч экземпляров до 2 миллионов 50 тысяч, а затем снизился к 1995 г. до 125 тысяч экземпляров.

По мнению диссертанта, однородность интересов советской молодежи обусловливала однообразие потребностей и как следствие порождала общие модели поведения молодых людей. Данные процессы детерминировали устойчивость социальной общности советской молодежи. Экономический и политический кризисы второй половины 1980-х гг. спровоцировали кризис идентичности советской молодежи, актуализировали гетерогенность молодежных социальных групп.

В разделе 1.4 «ПоколениеXкак продукт общества потребления» рассматривается роль СМИ в формировании сознания потребительских групп в контексте массового общества потребления.

Представители современной субкультурной реальности получили наименование — поколения X (иксеры), включающее в себя молодых людей, родившихся в конце 1970-х гг. Основным качеством этого поколения является склонность к саморефлексии, желание разобраться в самом себе и полная индифферентность к проблемам общества21. Молодежные СМИ подкрепляют те стереотипы и установки, которые формируются на уровне референтной группы. Современная субкультурная ситуация связана с сознательным конструированием иной реальности и идентичности, отличных от мира взрослых и в то же время не противостоящих ему. На примере молодежного журнала «ОМ» за период 1995-2005 гг. автор рассматривает

20 Ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный журнал «Парус» издавался в Минске с 1972 г. (тираж в пределах 800-900 тыс. экземпляров). «Парус» представлял собой республиканский молодежный журнал, который распространялся на всей территории СССР.

21 Tapxott D. Growing up digital: The rise of the net generation. N. Y., 1998.

процесс создания субкультурного мифа. Журнал позволяет аудитории конструировать собственные с>бкультурные коды, которые впоследствии начинают циркулировать в субкультурном пространстве; пресса выступает в качестве индикатора потребностей, корректирует мотивы обращения читателей к конкретному изданию.

Манипулируя реальными субкультурными событиями и сплетая их с фикциональНЫми моделями, журналы начинают создавать субкультурный миф, который захватывает все большие слои молодежи, находящейся в ли-минальной стадии перехода от детства к юности. Юношество начинает познавать мир молодежной субкультуры через системы репрезентаций, причем в процессе взаимодействия со СМИ актуализируется проблема истинности и ложности информации. Диссертант приходит к выводу, что, трансформируя символы предшествующих субкультур, молодежные журналы наполняют их новым смыслом, создавая, таким образом, свою субкультурную среду. Смена молодежных имиджей и стилей происходит очень быстро, так как любой субкулыурный артефакт достаточно быстро исчерпывает свой коммерческий потенциал. Молодежная субкультура становится частью общей потребительской культуры.

Во второй главе «Молодежный журнал как тип дискурса» исследуется совокупность прагматических, социокультурных и психологических факторов, позволяющих выявить коммуникативную адекватность текстов молодежных журналов в их соотнесении с субкультурными моделями и контекстами.

В разделе 2.1 «Опыт дискурс-анализа молодежной прессы» диссертант, опираясь на фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых (Н. Д. Арутюнова, Ж. Деррида, П. Рикер, М. Фуко и др.), исследует категорию молодежного субкультурного дискурса: используя методологию, разработанную известным нидерландским исследователем Т. А. ван Дейком", проводит дискурс-анализ молодежной периодической печати. В ходе интерпретации выявляются принципы построения молодежного субкультурного дискурса.

Как показал дискурс-анализ публикаций журналов «Птюч» и «Молоток» за период 1997-2003 гг., иллюстративно-текстовой массив современного молодежного журнала представляет собой клиповый информационный поток, насыщенный различными видами знаков. Повторяемость определенных знаков, отражающих всевозможные стороны молодежной субкультуры, способствует закреплению отдельных стереотипов и имиджей в сознании индивида. Включенность личности в коммуникативный процесс возникает в ходе интерференции (соединения различных коммуникативных кодов, коррелирования персонального коммуникативного кода с кодом определенной субкультуры). Каждая субкультура обладает своим коммуникативным кодом и является относительно замкнутой системой, поэтому нельзя говорить о существовании единого молодежного коммуникативного простран-

" Дейк Dan Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. С. 113-121.

ства, формируемого молодежными журналами. Отдельные знаки наполняются смыслом непосредственно в самих текстах, независимо от абстрагированной субкультурной системы ценностей; происходит идентификация читательских представлений с ситуациями, отраженными в текстах.

В разделе 2.2 «Рейв-дискурс в контексте феномена „моральной паники "» в русле социологии «моральной паники» изучается механизм приобретения молодежными субкультурами характера массовости и, соответственно, их влияния на традиционную систему ценностей социума.

Негативное освещение субкультурных процессов массовыми газетами является предметом глубокого анализа специализированных молодежных журналов. Неприятие андеграунда национальными СМИ становится лучшей рекламой субкультурного продукта. В современном обществе «моральная паника» может рассматриваться как явление, специально создаваемое молодежными индустриями для увеличения объемов продаж молодежной музыки23.

На материалах британских изданий «Melody Maker», «Record Mirror», «i-D», «Smach Hits» (1989-1992 гг.) и российского журнала «Птюч» (19962002 гг.) диссертант исследует процесс трансформации клубного андеграунда в массовую молодежную рейв-культуру. В ходе анализа выявлено, что журналы целенаправленно поддерживают, распространяют и консолидируют информацию о субкультурном событии, как среди самих участников, так и среди потенциальных клуберов, порождая, таким образом, самосознание, необходимое для понимания и утверждения субкультурных различий.

Модели социального поведения современной молодежи возникают под воздействием модных образцов, разделяемых референтной группой и транслируемых СМИ, ориентируемых на эти группы. Во многом благодаря молодежным журналам девиантные модели поведения становятся массовыми и перестают восприниматься молодежью как девиации. В процессе конструирования и освещения субкультур издания придают молодежному субкультурному дискурсу статус истинности и оставляют у читателей ощущение достоверности информации.

В разделе 2.3 «Молодежноекиберпространство: принципы формирования гипертекста» исследуются принципы формирования мифологического гипертекста на примере электронного молодежного журнала.

Многомерность электронного гипертекста возникает благодаря существованию гиперссылок, позволяющих читателю переходить от одного текста к другому. В ходе анализа электронных текстов британских изданий «Melody Maker», «Record Mirror» автором установлено: отдельный текст является лишь элементом «сверхтекста». Гипертекст выглядит не как законченный продукт творческой деятельности автора, а как постепенно разворачиваемый смысл,

25 Термин «моральная паника» (девиационное преувеличение) ввел в научный оборот социолог Стенли Коэн в начале 1970-х гг.; данным понятием он обозначил коллективный страх перед явлением якобы подрывающим моральные устои общества. См.: Moral Panic and media folk devis II www.coursevvork.info.

точнее смыслы. Читатель получаетвозможность создавать свой информационный продукт, выбирая минимальные смыслопорождающие единицы (га-потексты) и комбинируя их, исходя из своих целей и интересов. Принципы установления гипертекстовых связей различны. Например, \\ПЕВ-редакторы журналов «NME», «Rolling stone», как правило, соединяют тексты по тематическому или индексному принципам. Читатели выстраивают, кроме данных связей, также ассоциативные, или могут использовать метод случайного соединения текстов. В процессе конструирования гипертекста коммуникант создает множество контекстных моделей, каждая из которых применима к конкретной коммуникативной ситуации. Наращивание гипертекстовых связей приводит к увеличению числа контекстов, вплоть до бесконечности.

Рассмотрев электронную версию журнала «Птюч», диссертант отмечает, что фрагментарные дискурсы создают единый гипертекст, внутренняя организация которого происходит не за счет прямых логических или ассоциативных связей, а благодаря непрерывному процессу смыслопорожде-ния: изменение контекста корректирует знак (текст), а изменение знака меняет контекст. Как только данный процесс прекращается, гипертекст погибает: распадается на ряд гипотекстов, существующих независимо друг от друга. Процесс возникновения и гибели гипертекстов происходит непрерывно: даже постоянно обновляемые издания содержат тексты, утратившие актуальность, не получающие читательских откликов, не имеющие гиперсвязей с другими текстами или обладающие «мертвыми» гиперссылками.

На основе деконструкции ряда гипотекстов электронной версии журнала «ОМ», автор выделяет следующие текстовые характеристики: фрагментарность, интертекстуальность, билингвизм, смешение функциональных стилей, часто, вкрапление в кодифицированный литературный язык сниженной и сленговой лексики, использование элементов условных языков (арго), монтажный принцип композиции, рассеивание информации.

В ходе проведенного исследования диссертант приходит к выводу, что целостность электронного субкультурного дискурса обеспечивается не только наличием стилевой доминанты, созданной на основе определенного концепта, но и постоянным, хотя и виртуальным авторским присутствием в каждом фрагменте дискурса. Структурные слои гипертекста, связанные друг с другом, знаменует переход от одной субкультурной ситуации к другой. Однако сам процесс перехода чаще всего остается незамеченным для пользователя, — гипертекст создает впечатление рождающейся на глазах читателя действительности.

Адресат стремится не только расшифровать и усвоить заложенные автором смыслы, но и повлиять на них. Благодаря непрерывному процессу смыс-лообразования и неопределенному числу коммуникантов, невозможно проконтролировать адекватность «блуждающего» сообщения первоначальному сигналу. Поэтому к информации, содержащейся в гипертекстах электронного молодежного журнала нельзя применять критерии истинности или ложности. Значимыми являются лишь связи между социокультурным кон-

текстом и творческим сознанием авторов, именно благодаря этим связям гипертекст становится неисчерпаемым источником информации.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются выводы.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Лисеев Р. П. Редакционная почта молодежного журнала как элемент обратной связи // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч.-практ. конф. / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 1999.0,1 п. л.

2. Лисеев Р. П. К вопросу о типологии современного молодежного журнала // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Материалы науч.-практ. семинара / Отв. ред. Б. Я. Мисонжни-ков. СПб., 1999.0,5 п. л.

3. Лисеев Р. П. Журналистика и социология'97 (рецензия) //Невский наблюдатель. 1999. № 1.0,3 п. л.

4. Лисеев Р. П. Современный молодежный журнал: социально-психологический и управленческий аспекты // Социальное управление: теория, практика, информационные технологии: Тезисы науч.-практ, конф. / Под ред. А. В. Кириллова. СПб., 1999.0,1 п. л.

5. Лисеев Р. П. Электронный молодежный журнал: принципы формирования гипертекста// Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Материалы науч.-практ. семинара/ Отв. ред. Б. Я. Ми-сонжников. СПб., 2000.0,4 п. л.

6. Лисеев Р. П. Современный молодежный журнал и экстернальная культура// Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч.-практ. конф. /Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2000.0,1 п. л,

7. Лисеев Р. П. Молодежный журнал и клубная культура// Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч.-практ. конф. / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2001.0,1 п. л.

8. Лисеев Р. П., Циплихина Т. Опыт дискурс-анализа молодежной прессы // Журналистика и связи с общественностью в гуманитарном измерении. Взгляд молодых исследователей: Межвуз. сб. статей / Отв. ред. Г. С. Мельник. СПб., 2002.0,4 п. л.

9. Лисеев Р. П. Формирование молодежного издания в субкультурном контексте // 300 лет российской журналистики: Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. Г. В. Жиркова. СПб., 2003.0,2 п. л.

10. Лисеев Р. П. Молодежная печать: структурно-качественные транфор-мации //Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч.-практ. конф. / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2003.0,1 п. л.

11. Лисеев Р. П. Поиск субкультурной идентичности советскими молодежными журналами (1985-1991 гг.) // Журналистика. Молодые исследователи: Межвуз. сб. статей/ Под ред. Е. С. Сониной. СПб., 2003.0,5 п. л.

Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ Объем 1 п. л. Тираж 100 экз._Заказ 127.

РНБ Русский фонд

2007-4 10462

¿ ¡-¡nu /nils

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лисеев, Роман Петрович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА.

1.1. Молодежная периодика в ракурсе молодежной субкультуры: методология, подходы к исследованию проблемы.

1.2. Молодежные издания в контексте эволюции молодежных субкультур.

1.3. Поиск субкультурной идентичности советскими молодежными журналами (1985-1991 гг.).

1.4. Поколение X (икс) как продукт общества потребления.

Глава II. МОЛОДЕЖНЫЙ ЖУРНАЛ КАК ТИП

ДИСКУРСА.

2.1. Опыт дискурс-анализа молодежной прессы.

2.2. Рейв-дискурс в контексте феномена «моральной паники».

2.3. Молодежное киберпространство: принципы формирования гипертекста.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Лисеев, Роман Петрович

Молодежь - самая активная часть общества, в силу своей восприимчивости наиболее подверженная социокультурным трансформациям. Современные СМИ, функционирующие в условиях культурного плюрализма, расширяют границы субкультурного молодежного дискурса. В контексте размывания границ социокультурной доминанты выбор современной молодежи обусловливает поиск ее субкультурной идентичности.

Актуальность темы исследования может быть выражена в нескольких позициях.

1) Существует проблема все увеличивающегося межпоколенческого разрыва, обусловленного глобализацией, развитием современных технологий, процессами акселерации, различием ментальных структур (хотя открытого конфликта «отцов» и «детей» не происходит)1. Молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно или бессознательно отстраиваясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения. Интенсифицируются процессы социализации, молодежь активно занимает социальные и профессиональные ниши, вместе с тем, происходит прерывание традиций и нарушение преемственности поколений.

2) В последние десятилетия произошли изменения в структуре молодежных субкультур. Если носители первых субкультур были социально активны, открыто влияли на изменение социокультурной ситуации в обществе, то представители сегодняшнего молодого поколения не ставят

1 Дальто Ф. На стороне подростка. СПб., 1998. целью изменение действительности, а стремятся конструировать новую реальность в форме субкультурного дискурса, который часто становится для них важнее собственно события.

В связи с этим возникает научная задача изучения молодежного субкультурного дискурса. В современной науке наблюдается несовпадение исследовательских подходов к обозначенной проблематике, что актуализирует проблему продуктивности предлагаемых подходов. В рамках критического подхода анализируются дисфункции, негативные свойства молодежи; акцент делается на таких факторах, как «кризис сознания», «потеря идентичности», «снижение интеллектуального и культурного уровня», «утрата моральной системы ценностей»1 и т. д. В свою очередь СМИ, ссылаясь на результаты подобных исследований, нередко распространяют идеи конфронтации между молодежью и остальным обществом.

Интерпретационный (постмодернистский) подход позволяет рассматривать конкретные ситуации, связанные с молодежью, в разных социокультурных контекстах, как в негативной, так и позитивной коннотации. В подобных исследованиях результаты всегда неоднозначны.

3) Ученые начинают исследование субкультур, когда они уже сформированы и занимают определенное место в социокультурной нише и редко принимают во внимание значение СМИ в процессе формирования молодежных стилей, сленгов и ритуалов, в результате образующих субкультуру.

Как утверждает, например, известный психолог В. Е. Семенов, основная масса информации телевидения, радио и прессы, прежде всего, предназначенная молодежи, остается дисфункциональной и потенциально психологически негативной. См.: СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. 2004. № 1 (6). С. 62.

4) Недостаточная разработанность теоретико-методологической базы, а также комплекс проблем, связанных с рассмотрением взаимодействия молодежных СМИ и субкультур, актуализируют обозначенную научную проблему.

Теоретико-методологические подходы к исследованию.

Методологической основой диссертации послужили труды в области филологии, теории журналистики, психологии, культурологии, социологии. Диссертационное исследование базируется на фундаментальных трудах отечественных и зарубежных авторов в области текстообразования (И. В. Арнольд Н. Д. Арутюнова, Р. Барт, Ж. Бодрийар, М. М. Бахтин, В. В. Богданов, Т. А. ван Дейк, Т. М. Дридзе, Б. М. Гаспаров. О. Л. Каменская, В. И. Коньков, Э. Лассан, И. П. Лысакова, М. Макаров, Б. Я. Мисонжников, Дж. Р. Серль, С. И. Сметанина, А. Д. Швейцер).

Для выявления общего контекста функционирования молодежных СМИ использовались труды по социальной философии и футурологии, разрабатывающие концепции современного общества (Р. Ф. Абдеев, Д. Белл, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Маркузе, М. Мид, А. Моль, Э. Ноэль-Нойман, X. Ортега-и-Гассет, Т. Парсонс, Дж. А. Тойнби, Э. Тоффлер, М. Фуко, М. Элиаде).

Ряд работ, имеющих методологическое значение для данного диссертационного исследования, посвящен проблемам социологии молодежи (С.Н. Айзенштат,, М. Брейк, И. А. Громов, С. П. Иваненков, С. Иконникова, И. М. Ильинский, Т. Г. Исламшина, В. В. Касьянов, И. С. Кон, Г. Ланггут, В. Т. Лисовский, А. Ю. Мацкевич, Е. Л. Омельченко, Д. В. Петров, Д. Хэбдидж, Р. С. Цейтлин, В. И. Чупров,).

В целях выявления возрастных характеристик молодежных групп привлекались исследования в области психологии (Ф. Дальто, М. В. Розин,

B. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Г. Юнг,). Специально рассматривались работы по психологии массовых коммуникаций (Н. Н. Богомолова, В. И. Кузин, Г. С. Мельник, В. Ф. Олешко, Е. Е. Пронина, Л. Н. Федотова, Р. Харрис,).

Методологическое значение для данного исследования имели научные труды, рассматривающие проблемы функционирования СМИ (Дж. Блютарш,

A. Г. Бочаров, С. М. Виноградова, В. М. Горохов, А. А. Грабельников, JI. П. Громова, И. И. Засурский, Я. Н. Засурский, М. Н. Ким,

C. Г. Корконосенко, А. С. Пую, К. Смитсей, В. Д. Таказов).

Внимание автора диссертационного сочинения привлекли также труды, в которых нашли отражение аспекты функционирования массмедиа в социокультурном контексте (Т. Адорно, JI. М. Землянова, М. Маклюэн, JL Г. Свитич, В. А. Сидоров, М. В. Шкондин, И. П. Яковлев).

Комплексный характер темы потребовал изучения широкого круга работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам молодежных СМИ (С. А. Воронина, В. Н. Ганичев, М. И. Холмов, Б. Н. Лозовский, Т. И. Машуков, В. Ф. Олешко, Д. А. Позднякова, В. П. Ситников,

B. В. Тулупов С. И. Шайхитдинова).

С целью выявления типологических характеристик молодежных журналов использовались научные работы по типологии прессы (А. И. Акопов, Б. Я. Богомолов, А. В. Жукова, Е. А. Корнилов, Б. Я. Мисонжников, А. И. Станько, А. Н. Тепляшина, М. Р. Ямпольская).

Новизна исследования определяется недостаточной разработанностью темы.

Впервые в отечественной науке:

- осуществлена философско-культурологическая проблематизация темы;

- сформулировано понятие «молодежный субкультурный дискурс»;

- вводится в оборот понятие «субкультурный потребительский журнал»;

- всесторонне и подробно рассмотрена проблема взаимодействия СМИ и молодежных субкультур на обширном эмпирическом материале российских и иностранных изданий; применен дискурс-анализ к рассмотрению субкультурных текстов;

- уточнено содержание понятия «молодежная субкультура»;

- дана классификация девиантных моделей поведения молодежи, сформированных под воздействием СМИ;

- сформулированы принципы формирования гипертекста в электронном молодежном издании.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость диссертации определяется расширением . теоретических знаний о семантике и прагматике субкультурного дискурса; в возможности использования результатов исследования для формирования типологических моделей молодежных изданий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения изложенные в диссертации могут быть использованы в практике журналистики и в учебных курсах по «Основам творческой деятельности журналиста», «Теории и практике СМИ», спецкурса «Молодежные СМИ: социальные функции и типология».

Объект исследования — молодежные журналы зарубежные и отечественные, документы, деятельность журналистов молодежных изданий.

Предмет - специфика формирования молодежных субкультурных коммуникативных стратегий в СМИ в контексте современных социокультурных процессов.

Методы исследования. Диссертант использует сравнительно-исторический анализ, структурно-функциональный анализ и дискурс-анализ. Выбор дискурс-анализа в качестве доминирующего метода обусловлен прежде всего тем фактом, что любые субкультурные события контекстуальны и ситуативны. Дискурс-анализ позволяет исследовать в совокупности прагматические, социокультурные и лингвистические факторы, формирующие молодежные субкультуры.

Цель - показать динамику развития молодежного субкультурного дискурса в процессе взаимодействия СМИ и молодежных субкультур. Реализация данной цели предполагает последовательное решение основных исследовательских задач:

- провести анализ имеющихся в научной литературе различных теоретических аспектов изучения темы и систематизировать основные сложившиеся подходы;

- проследить эволюцию качественных характеристик молодежных субкультур;

- провести структурно-функциональный анализ печатных молодежных журналов, выходящих в России и за рубежом для выявления субкультурных типов изданий;

- рассмотреть процесс медиатизации молодежных субкультур; показать роль СМИ в формировании субкультурной реальности;

- сформулировать принципы создания субкультурного текста; выделить основные характеристики и признаки субкультурного молодежного дискурса; провести комплексный анализ субкультурной динамики изучаемого феномена.

Положения, выносимые на защиту:

1. Молодежный субкультурный дискурс представляет собой весьма изменчивую категорию, которая может считаться достаточно изученной лишь применительно к конкретной коммуникативной ситуации.

2. С середины 1980-х годов СМИ находятся в центре процесса формирования молодежных субкультур. Дифференцируя читательскую аудиторию на группы, в зависимости от статусных, тендерных и демографических характеристик, субкультурные потребительские журналы конструируют типы молодежных субкультур в зависимости от потребностей и запросов определенных социальных групп.

3. СМИ гарантируют стабилизацию социокультурных стандартов в постоянно меняющемся современном мире и помогают индивиду ориентироваться в социокультурном пространстве.

4. СМИ предлагают образцы поведения, в соответствии с которыми молодежь выстраивает стратегии поведения.

5. Национальные СМИ разрушают коммуникативные барьеры, отгораживающие субкультуру от социокультурного мейнстрима, способствуют интеграции отдельных элементов субкультуры в основной поток.

Апробация темы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в 11 публикациях и обсуждены на научно-практических конференциях: «Средства массовой информации в современном мире», (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики), 1999-2005 гг.; международной научно-практической конференции «300 лет российской журналистики», (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики), 2002 г.; межвузовской научно-практической конференции «Социальное управление: теория, практика, информационные технологии», (Санкт-Петербург), 1999 г.; ежегодном научно-практическом семинаре «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов», (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики), 1999-2005 гг. По теме диссертации выпущено 11 публикаций.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Молодежный журнал как субкультурный феномен"

Выводы. СМИ являются разрушителями и без того шаткой субкультурной системы ценностей, они не только присваивают свой символический индекс субкультурным реалиям, подвергают их социокультурной классификации, но и институализируют их. Например, положительное освещение в официальных СМИ ряда субкультурных процессов является гибельным для определенных субкультур. Если начать проводить широкомаштабный промоушен, главным образом на ТВ, то произойдет разрушение субкультурных границ: продавать в субкультурной среде равнозначно слову предавать. Андеграунд стремится сохранить автономию и аутентичность.

Для электронного субкультурного молодежного дискурса характерны следующие качества: актуализация синкретического мышление участников коммуникативного процесса; переживание сопричастности участников коммуникации, активизация архитипичных образов коллективного бессознательнго, но при этом не осознание этих образов, отсутствие их психологической проработки. В результате подобной деятельности СМИ могут провоцировать появление бесконтрольных коллективных фобий. Диссоциация личности, возникающая на стадии активизации бессознательного чаще всего приводит к растворению личности в субкультурном континиуме той социальной группы, коллективные потребности которой на данный момент наиболее способны удовлетворить личные потребности индивида. В случаях диссоциации личностей, склонных к психопатологиям, виртуальная персона может способствовать активизации начала психического заболевания.

Таким образом, виртуальные PEER GROUP обречены на самоуничтожение и не способны консолидироваться для порождения новой субкультурной формации. Поэтому существование интернет-субкультуры не возможно в принципе. Интернет - это всего лишь среда существования субкультур различной коннотации, оптимальная среда для актуализации многих психических процессов бессознательного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном сегментированном обществе актуализируется процесс индивидуального восприятия субкультурных артефактов. Субкультуры сконцентрированы вокруг определенной деятельности, ценностей и пространства, — данные реалии обусловливают структурную целостность отдельных субкультур. Традиционно исследователями рассматривались семантика молодежного сленга, символика одежды и значение ритуалов вне основного социокультурного контекста, тем более без относительно СМИ. Подобный подход позволял выявлять субкультурные соответствия «в чистом виде» и был вполне приемлем для изучения ряда субкультур: моды, рокеры, скинхеды, хиппи, панки. Однако видео- аудиоряды и тексты современных средств массовой информации это нечто большее, чем просто репрезентация. СМИ являются интеграторами субкультурных процессов, протекающих в молодежной среде. Даже в тех случаях, когда молодежная субкультура определяет себя как антагонист социокультурного мейнстрима, все равно она интегрируется в основной социокультурный поток посредством СМИ. Существование молодежного сообщества безотносительно массмедиа в современном мире невозможно. Современные СМИ выполняют чрезвычайно важную функцию поддержания социального гомеостаза, связывая фрагментированную реальность в целостную картину, они обеспечивают непрерывный поток отдельных элементов культуры, не только отражая реальность, но и конструируя ее. Массмедиа гарантируют стабилизацию социокультурных стандартов в постоянно меняющемся современном мире и помогают индивиду ориентироваться в социокультурном пространстве.

Введенное в оборот понятие «субкультурные потребительские журналы» на первый взгляд может показаться противоречивым, но оно точно отражает маркетинговые стратегии молодежных изданий, разработанные для увеличения потенциальной читательской аудитории. Маркетинговые стратегии сводятся к управлению субкультурными процессами. Молодежная субкультура — это то средство, с помощью которого потребительские журналы создают субкультурный дискурс, извлекая смысл из музыки, одежды, моделей поведения. Пресса определяет место субкультурного дискурса в структуре андеграунда, а также обозначает его нишу в музыкальных потоках.

Коммуникативная ситуация молодежного субкультурного дискурса детерминируется субкультурным контекстом, ролевыми, демографическими и аксиологическими характеристиками участников коммуникации. Основную роль в конструировании дискурса играют представления коммуникантов о социокультурной ситуации, отображаемой в тексте журналистского материала. Новые субкультурные феномены интегрируются в рамки уже существующих категорий, что позволяет свести к минимуму страх коммуникантов перед неизвестным субкультурным явлением и обеспечивает им максимально эффективную социальную адаптацию.

Иллюстративно-текстовой массив современного молодежного журнала представляет собой клиповый информационный поток насыщенный различными видами знаков. Повторяемость определенных знаков, отражающих всевозможные стороны молодежной субкультуры, способствует закреплению отдельных стереотипов и имиджей в сознании индивида. Включенность личности в коммуникативный процесс возникает в ходе интерференции (соединения различных коммуникативных кодов, коррелирования персонального коммуникативного кода с кодом определенной субкультуры). Каждая субкультура обладает своим коммуникативным кодом и является относительно замкнутой системой, поэтому нельзя говорить о существовании единого молодежного коммуникативного пространства, формируемого молодежными журналами. Отдельные знаки наполняются смыслом непосредственно в самих текстах независимо от абстрагированной субкультурной системы ценностей; происходит идентификация читательских представлений с ситуациями отраженными в текстах.

 

Список научной литературыЛисеев, Роман Петрович, диссертация по теме "Журналистика"

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001.

3. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. М., 1996.

4. Алешин JI. И. Защита информации и информационная безопасность. М., 1999.

5. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994.

6. Антинескул О. А. , Двинянинова Г. С. Статусные роли говорящих и их речь (на материале английского языка). Пермь, 1998.

7. Арнольд И. В. Проблема диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста): Лекции к спецкурсу. СПб., 1997.

8. Байчоров А. М. От «разбитого» поколения к контркультуре. М., 1982.

9. Барт Р. Фотошоки // Мифологии. М., 1996.

10. Бегбедер Ф. Воспоминания необразумившегося молодого человека. СПб., 2003.

11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

13. Берроуз У. Голый завтрак. М., 1995.

14. Богомолов К. М. Советские журналы. М.,1958.