автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Свадебные песни Винницы

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Приемко, Ольга Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Свадебные песни Винницы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Свадебные песни Винницы"

АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ ■

¡ШСГИОТ ИСКУССЙОЬВДЗКИЯ , ЭИЮГРАФШ1 И ФОЛЬКЛОРА „ - лп ШЕШЙ К.ШПИВи

рГ Б ОД

, \ Но нроэазс руяоаяои

ИРИШО Ольга Викторовия

СВ/ДКЕШЕ ИССНИ 1ШЩШ 10,01.09 « фольклорного

АВТОРВФЕРАТ

дяоо<?р?8ция на сспоканкэ ученой бтепегш капдвда?а фкпологэтвокях туп

Минск -» 1994

Ре^отй выполнена я Белоруосксч ордена Трудового Красного Знемош; гоаулвротпоннсы унквороигето

Научный руководитель - кондвда? филолоптчеокюс ипук,

доцент Р .М.Ковелово

Офнцшшлшв оппоненты - доктор филодогетеокюс наук,

профеосср КЛ1.Кеб8Ш1Шов

- ландвдет филологических наук В^С.Квоько

Вехутя оргйийооцпя - Белорусский государственный

педогопгчвоккй университет

Засшгс ссогоатся »¿Г»" ^О11о1и> ш 1994 г. в часов 2а гкеедашк сдециалпапроясиного оовота К 006.07.01 по присуждена» ученой стоаояв кандидата наук а- Института искуоотповсле-шщ» отогрефии к фольклоре пиеви К.Крагшвы АН Беларуси (220000, г* Шнек, уя, Сзргтот, д. I, корп. 2).

О дпосоргоцяей иоххо озааншаться в. Централ ыюй научной Овблаэтеке виеиа' Яхубо Кояаоа АНБ (г. Минск, ул. Сургонош»

'д. ш. , .

■ Автореферат рэихшга 1994 г,

Ученай сопрятарь спвцйвлЕЭировйнпого совета кзцшщвт фпяологе'мовпх ноук Ъ/е Л .М .Соловой

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛГО'Ш

Дкг.уальнооть нсг-гн;цования. Свадебная поэзия белорусов во всей совокупности региональных и локальшас форм — явление сложное, многоплановое, складывавшееся столетиями и отразившее историю развития сенойних отношений, присущих белорусскому породу. Этим в контексте Возрождения белорусской государственности, сохранения этнического самосознания обуславливается актуальность изучеиия свадебных песен как. неотъемлемой состав'эй части духовной культури белорусов. ■ '. '

Полную картину состояния обрядопих и поэтических традиций белорусского этноса можно представить, исследуя региональные черти свадобной ¡юззий, проявляюнщесяв жянрово-ЕИдовом составе поэтических текстов, формульных способах и праймах обрисовки образов. В исследованиях XIX-ЮС вв. проблема регионального анализа поэзии белорусской свадьби не получила достаточного разрешения ни » методологическом, ни в теоретическом аспектах, С этой точки зрения выбор Пкнского региона является весьма як- . туальным, тем более, что до сих пор, пеомотря но обширные накопления фактического материала, обобщангда исследований ни по структуре, ни по семантике пинских слоизених текстов наг.

Актуальность данного исследования мог,от бить обооиовоПп к слабой изученностью проблемы этнографических связей спадебных поэтических произведений. Тщательнее рассмотреть обрядопнх песен в системе этнографических представлений выявляет специфику их содержания. Обрядовая песня — это своеобразный культу рннй комплекс, воспроизводя^ обрядовые и битошэ нормы, пародии® представления и моралыше ярянципи. В содсрхолки произведения эти «описание нормативные' предписания,прадстгт? а нпдо обряде-аого, мировоззренческого, бкгозого, яогогодогкчаского кодоп. Этим и определяется место песни в системе, рятуядо и.бчте, з комплексе этногрефическях явлений. В дайной работе ми обращаемся к выявлен»» фугиамоиал.ШЕС связей свадебкой песни непосредственно с ря*;уальнш дейстаат н з более пкрокс?,} плане — о темя предег.члоннями, на которнх формировалось свадебная обрядность пикчукоа. Таким образом обеспочетоатся eosmosiîoosi. £фонкк~ Говений к этнографическим истокам иошвоа п образов евздебнше 'всей исследуемого рогкова.' , : ' ; .

Ноль и зрдйче йсол<;ловонйя« Целью роботы является изучение этнографических истоков семантического складе пинских песо«, уточнение жшрового состава свадебных текстов Иинщшш и россмотреше синтагматического плняа свадебных поэтических произведений. Для достижения поставленной цели б работе предпринимается попытке решить следующие задачи:

- системотиэиронатъ и описать реальные и идеальные генетические истоки мотивов и образов пинских свадебных произведений, рассмотреть обрядову» поэзия как систему, отражающую в своем содержании различные смысловые значения: ритуальное, микологическое, историко-бнтовов, эмоционально-психологическое;

- определить мехоицзми художественной типизации жизненных явлэши в своде б:: ш; песнях и проанализировать характер оволхщии содержания обрядовых словссшя текстов Ишшны;

- вадолить особенные черты функционирования кгздого компоненте, оостпнляшзго содержание песни, в системе обрядового хронотопе;

- нсследовстъ особенности синтагматических отиошаний между пинскими свадаОнщи осенями различных жанров на структурно-ком-поаи^иошш к фуикциоиально-действенном уровнях;

вштктьмохонязыи взаимодействия и взаимосвязи функций ш форм ритуальных, величальных, шуточных, лирических песен в свадебном контексто.

Источ?ищ ^едл^веци^. Для анализа привлечены опубликован-яыо материалы яо пинскому спядебиому песенному фольклору, которые возможно (Зало почерпнуть из специальвьк изданий, журналов, тозет Х1Х-ХХ вв. Значительное место занимают в них панские песни, ссбрашше-в язданасх Р.Зенкевича, Д.Чубинского, Д.Булгаков-ского, М,Довпар-8апольсйого и других.собирателей, а также мато-~ риалы»' ск^шцантрирооотшв в Архиве Институте искусствоведения, этнографии и фашглора Академия неук Беларуси, в Архиве неучно-псследовательской лаборатории белорусского фольклора Белгосуня-взреитето, в Архива Российской: Академии наук (Санхт-Петербург-ское отделение), в Архива Русского Географического общества. Ценным источником для изучения свадебных весен пинчукоэ является иестнтойное издание свадебных десен из серии "Белорусское народное тьорчоство", сборники "¡¡алескаэ вяселлс" и "Беларуси! фольклор у сучасвы запасах". .

Общая фактологическая базе йог-вдевания существенно дополнена материалами, собранными автором во время полевых экспедиций .

Методологическая основ а исследования;. Новизна постановки вопроса в методологическом плане требовала комплексного подхода к свадебным песням, включагшего в себя элемента структурного анализа, фолъклорно-теорстичеохого, сравнительно-исторического и типологического методов.

/втор диссертации опирается па общетеоретические исследования фольклористов, историков, этнографа, литераторов. Научные разработки Б Л.Путилова, Н.И.Толстого, А Л.Байбуркна, А.0.Фодосикя, КЛ.Кчбашниковв, Л .А .Маша и других ученых, касающиеся проблем выявления атногрефических связей словеснюс текстов и исследования различных здпекгов поэтических жанров обрядового фольклора, позволяют проследить историю бытования системы жанров свадебных песен, зафиксировать, степень измене-, ния и устойчивости отдельных обрядовых деталей и поэтичеохкх элементов, определить характер связи мезду этими структурными компонентами. .

Принимая во внимание тот факт,.что свадебные песня внету-пают в составе своеобразного (^льклорко-отногрофического комплекса, ми старолиоь привлекать данные этнографии, -реальные исторические, социальные и бытовые отношения, определившие! основу образности поэзии овадьбы, ее специфику и направление1 о волю-ции.Тои, где это требовалось задачами исследования, ми использовали сходный материал свадебиоЯ поэзии восточнослевянских народов. а также фактологический данные калевдарно-обрядовой поэзии родственных атноссв.

Научная новизна а практическая значимость ваботя. Диссертация являемся первым специальным исследованием,<в котором пинские свадебные песни стали объектом теоретического впялила. Впервые сем(.нтлко-содоржательный план свадебной пеошг рассматривается кок система, структурно организованная ритуальным, мифологическим, бытовым и психологически« значениями. Впервые также исследуотоя синтагматические отношения поэтических текстов различных жанров, которые проявляются на уровне содоомни», функция и"композиции.

Исследование может быть использовано: .

- я научной работе при решения теоретических проблем семантики и iioaxieîK песеншхх жанров;

- а педагогической работе при подготовке лекционных курсов и спецкурсов по фольклористике и этнографии;

- в учебной работе в качестве пособия для студентов-филологов при изучении соответствующего раздела курса "Белорусское устнопоэтическое творчество";

- в полевых исследованиях яри прохождении студенческой . Фольклорной практики для определения жанровой принадлежности свадебных песен.

Аппобшик работа. Отдельные разделы к диссертация в целом обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы XX пеке Белгоеуииверснтетл, отдела фольклора Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси и получили положительную оценку. Реэультвти исследования оссеколяоь в докладах на международной и межреспубликанских научных конференциях, изложены в статьях, выходные данные которых приводятся в конце автореферата.

Об^м fi дупуктуоа пабогн. Диссертация состоит из введения, доух глав, заключения, примечаний, библиографического описания и ¡сарг-придогеяий. ОбвдаЙ объем роботы составляет 180 страниц, 21 страница — примечания. Библиографическое описание включаем 248 Н0Ш8И0Б8НЕЙ.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во ^БДЕНИЙ" обоеновйвеегоя выбор темы, мотивируется ее актуальность, ставятся задали исслсдовения, дается история собирания, публикации я изучения свадебных песен Пинщины, производится систематизация накопленного материала и его критический отбор, приводится краткая характеристика этнического состава не селения Пинщины, определяется гранкой.свадебного комплекса пин-чуков.

ГЛАВА I. ЫЗНЕННЫЕ ИСТОКИ ШШК СВАДЕБНЫХ ПЕСЕН

дОсобеяности'жизни пннчуков, их практические потребности, труд," быт и мировоззрение отражаются в свадебных песнях, определяя специфику Щсодержаниям Бесспорно, что свадебная песня

порождена рнтуолом и в г. ер ну» очер дь отрвхпст обрядовые ,доЯ~ станя и бытовое детали, имеетио значение для обряде, Одцоно следует учитывать, что словесный текст в своем нроисхозденяк опирается и на вдвальшэ истоки, отрамювдо различннэ верования и представления. Песня но только повторяет, объясняет или дополняет определвшше моменты обряда. Это лип. один, ловящий на поверхности, оспокт содержания, так назиаасший ритуальный пласт песни. Поэтическое произведение виявляог собствешше планы значений, выходящие за продели ритуальных действия:: это, например , тробующий специальной расшифровки штфолоипоскиП план или разрастающийся на этапе более позднего оволвционного развития обрядового фхг.-шора эмоциональный план, Воз это позволяет говорить о том, что свягь пест: и обряда несводима к прямим зависимостям.

История разработок методики подобного подхода к рассмотрению поэтических произведений небогата, хотя очень интересна, так кок сразу ставят перед исследователем массу нерешенных вопросов и проблем.

В свадебном вербальном тексте мы выявили несколько планов значений: кроме уже названного ритуального, это мифологический, эмоционально-психологический, исторический и бытовой. Каядай семантико-содеряательний элемент словесного произведения :з большей или меньшей степени воплотил в саба особенности мзгиряоль-ной и духовной жизни пинчуков: специфические детали палзоокого быта, древние) форш брака, особенные черты мифологнчосшсс нрзд-стовлений пинчуков, реальные исторические события и ток двлао. Нам кажется, что этим и определяется специфика содер:гчшшг системы образов, сшетннх ситуаций и мотгвоа пинских спаде Синя, песен, С учетом многопланового аспекта свадебных песенных1 текстов Пинщины и строится данное исследование.

1.1. Ритуальный семантико-содержетелышй план пинских свадебных пасен

Содержание пинских свадебных песен сенш непосредогвешшм образом связано с целяш и задачами обряда, с развертияоииом ритуала во времени и пространстве.

Ритуал является средством и формой передачи предшествующего опыта, фиксации социальных и психологических установок, то

ость стабильной величиной, Обладая способностью стсреотнпизи-ровоть формы Виракешгл, ритуал наделяет високой степенью устойчивости и всо входящие в него элементы, в том числе поэтический тексты. Обряд, тиким образом, служит для песни прочной основой.

Пинские свадебные песпи формировались в недрах обряда, порождались и«, ¡гсполшшгсь в рамках ритуала. Их содержанке соответствует тем пли иным моментам обряда, связано с ними, на что указывают всо собиратели свадебной поэзии пинчуков.

Современный пинский обряд в своих контурах и деталях сохранил основной рисунок традиционной свадьбы. Изменению подвергался очисл отдельных элементов.-.Изменения коснулись и приуроченности отдельных обрядовых деталей к коикрегшш моментам свадьбы; некоторые обрядовые моменты выпали совсем или слились с другими.

Необычайно разнообразным в современной пинской свадьбе яь-ляется necesmuíi репертуар. Функции традиционного фольклора в со-нремйг.ннй период меняются, песни теряют свой магический и юридический характер, ведущей становится худояеотненно-эстетическяя функции. Наминается характер связи между весенними текстами и обрядом. Тёк, .вьясняется, что некоторые ко обрядов почти утратили иоэтнчэскоо сопроволдоиие; следы других, напротив, обнаруживаются только в иоскях. ;

При изу шри . пйискогб обряда выявляется факт разлет ной степени иасыщешюстя песнями'ток ялй иных этапов свадьбы. В некоторых случсяд'отаочаетоя да-ие волноо отсутствие песенного эквивалента обрядовых действий. Itempsop,. в пинской свадьбе "пэрэп!-ты" -- боспеср1шея эйна^обряда, о П0Э315Я, связанная с короваем, поражает юнурвщ"<Йратсмоа и разнообразием.

и' обрядом имеются различные формы отношений, различные форив свяря. Следует зваетить, что вопрос о формах связи слог.ос1шх;пройз'й0деияй1с обрядом откосится в фольклористике к чиед Дйскуссиадяш. У белорусских фольклористов вопрос о тесной.связи поэзии с обрядом но вызывает принципиальных разногласий. :В*белорусской, свадьбе, и в особенности в пинской, пес-ни'тше инргочислеиин» • так плотно "нанизаны" на обряд, что занимают вполне определенное место. Сюжетные ситуация,

обратная система и > символика -свадебных песен Ииищипы ие позволяют k¿5 ¿вободао деремепэться по обряду. Для специалис-

та не составит труда определить, что песня "Oil, вянку, мой вянку" закреплено за так raj этапом, как "ВянкР. Л в ремкга коро-вайного обряда песня "Ой, пайду я", гдо речь идет о подготовке к инпечко свадебного хлеба, будет всегда предшествовать песно ГМядзведэь барадаты" о выкупе коровая.

Самый проотой случай — это полное совпадение ритуала о песней. Такое "лртлое" повторение обрядового ритуала г; песне встречается довольно часто. Способность обрядового текста соотноситься с движением ритуального дойспиш б!1ла отмечена в некоторых исследованиях: "Ряд стихов является фрагментам!: свадебного ритуала и выражает своей последовательностью порядок ювгов свадебного ритуала... С одной стороны, пополнений текста является мяком для совершения определению: действий, с другой стороны, определенные моменты внетекстового поведения служили сигналом для исполнения текста"*. Таккм образом, исполнение поэтического текста служит либо началом обряде, либо его завершением, то есть песни "определяй!" обрядовое время. Кроме того, песни создают или заполняют музы в рптуальншс до ¡'степях .

В поэтическом произведении совершается переосмысление основных идей обряда. В свадеСмьх песнях Дшиашш поэтическое переосмысление обрядовой реальности, творческое преображения миро действительного в идеальный и&меняет я пространственно-временные ремки обряда, включает его а космическую спетому координат.

Обрядовая реальность отражается почти в какдой пеона, но процесс этот тлеет специфические черти. Своеобразна поэтического воплощения обряди определяет гавровия принадлежность того или иного произведения,'функция яапра. Наиболеа тесно связаны с обрядом ритуальные песни, которые кавоэмокно перекрестить даже в пределах одной части свадебного ритуала.

Ритуал оказал влияние на эволюция жанровой системы пинских свадебных пзеен. При сохранении основной канвы обряда и содержания ритуалов, шс семантика не оставались неизменной, что при-

* Елиэаронколз Т.Н., Сыркян А.Я. К анализу индийского спядеб-noi'o гимна (Ригведа X. 85) // Труды по знаховш системам. П. Ученые эапиовп Тартуского госун-та. 1965. Вып. 181. 0.177.

водило к смещению пчцспхоа внутри жанровой сиотемы, к взаимопроникновению миров, к размыванию »анровых границ.

Анализ пинского материала представляет примеры воздействия обрягч не формирование поэтических образов и мотивов.

Таким образом, наличие тесной связи поэзии с обрядом в свадьбе иинчуко» не вызывает сомнений.

1.2. Мифологический уровень содержания пинских песен

Изучение семантики обрядового текста выдвигает задачу выявления его связей с мифологией. Связи эти довольно сложны. Мифологический «лая проявляется в мотивах песен, передает свадебным персонажам гвою семантику; он запечатлен в виде различных реалий, топонимий, реминисценций. Мифологический ¿[он придает специфическую окраску содержании вербального текста.

Мифологический уровень содержания пинских песен довольно иосшинный. Привлекая данные из мифологии других славянских народов, мы попытались реконструировать некоторое особенности ыировиденил предков полекуков. Рассматриваемый семантический компонент еввлебта текстов включает знания о годовом и суточном циклах природы, суждения о строении пространства, сведения о его положительных либо отрицательных характеристиках в систс-ыв обряда, представления о почитании предков, небесных светил, вода и ростителъиостя. .

Реализация иг4юлогических представлений, связанных с поэтическими образами "иеояца", "сонца", "хоровая", "вэнка", "сода", "дерева", "бора? и друг«, не совпадает в различна фольклорных градациях. Так. сгакзолшш "сода" распространена в фольклоре восточных славян. Но если в сознании создателей русской свадебной песни "сох" идентифицируется с девичеством, родным домом, "своим" пространства), то в фольклорном сознании пинчу-ков семантика "сада" получила' иное толкование. "Сад" отражает новый статус девупки—- ее положение зэмуу.ней женщины. В то же время это — определенное пространство,.чужой дом.

Замечено, что в обряд© саиие обычные веся и предметы получают особую функция, они.нотоздествешш сами себе во внеоб-рядонш сутестшвшши.. Например, "вэнок" получает неоднозначное толкование .-- это и состояние, понимаемое кек свобода, и . девячество кпк период х::зня, и внепшяя красота девуоки, ее

'честь.и ео дута. В семантике "вэниа" ввдится и ооциальнпн сущность, которая является основой статуса незамужней девушки.

Обрядовыо традиции определенным образом влияли на поведение персонажей свадьбы. С момента, когда девушка считалась просватанной, ее поведение изменялось. Невеста должна била пройти период изоляции, выражавшийся в накрнвании покрывалом, платком. Изменения в поведении выряжались и другими споообеми: во время передвижения внутри дома ео водили за руку; из дома девушка не могла выйти без сопровождающих и так долео. Форму общения о невестой, находившейся в "пороговой" состоянии, определяли временные представления. Б пинской свадьба способом обращения к девушке является исполнении песен — токая форма общения прадпнсыво- ' лось ритуалом. Когда "обрядовое время" заканчивалось, вступали в силу обычные норма общения.

Мифологическая семантика некоторых номинаций может подвергаться переосмыслению, когда на мифологический плен иакла^дая-ется бытовоо, социальное значение. Такая перекодировка мифологического содержания — факт вполне обычный и естественный для пинской свадьбы, тесно связанной о народным бытом я мпролоэзре-нием, со всеми их изменениями.

Мифологические воззрения-, трансформированные в пооткчеокио образы, придали последним функциональную многозначность. Например , "коровай" в пинских текстах обладает несколькими значимое?-нши характеристиками: это и объект обрядовых дойствпй, я символ предков-родичей, и воплощение Бога-потфоиитоля, и знак богатого урожая, н эквивалент яошгхо и невесты.

1.3. Историко-бытовой компонент содержания песон „.вшпуков

В напей работе в номинацию "историко-бытовой" шелпдывает-ся вполне определенный спектр сонятлй: то ситуацконнгз моменты стадий социального развития, древних институтов брачного права, норм семайко-бктовых отиоиоиий, которые организовывали гоизнь предков полещуков и в остаточной форма сохранились в свадебных песнях.

Бит н игтория не выступают в своем "чистом" и подллпном виде. Факты реальности преломляются. сквозь призму свадебного

восприятия и сьаде^нсй: эстетики. Но этноисторкческяй субстрат не исчезает полностью, не растворяется в поэтически-переосьшс-донном материале, а сохраняется в трансформированных формах, в виде '«поэтических мотивов и образов. Перекодировка исгорико-бытовых явлений в поэтические мотивы сопровождается созданием типовых персошжей, по ¡галенит вяеэгяогрефических мотивировок и иокхологичоских характеристик, включением рада вымышленных подробностей и реелий.

Процесс творческого переосмысления историко-Оитовой действительности наблюдается в той или иной мере почти в каждой песне, но ыехонязм превращения собственно этноисторического материала в поэтические элементы определяется жанровой принадлежностью произволезил. .

Характер »волюции поэтических элементов определяется способностью ббря&озого фолъ"лора открывать в быг'овом материале конфликтном оппозиции, приобретавши структурный характер, и глуОиноЛ раскрытия противоречий конфликтующих сторон. В этом одно из специфических отличий фольклорной формулы от самого субстрата, который в практике народной лизни отнюдь не о такой обязательностью неизбежность» порождает конфликтные коллизия. При таком подхода к отнопсторпческому материалу допустимо предположить, что возможность,конфликтной реализации в различных поэтических мотивах оформляемся в различной степени.

Нема залечено, что чегз интенсивнее и нагляднее поэтически домысливается реальная которяческея практика, чей больше дополняются «огивами борьба несенные образы, тем чаще они превращаются б условяо-игровие поэтические формы. И, соответственно, чем меньшей способность» к раскрыт;® внутренней конфликтности обладает то« или шгоИ котив, теп больше у него шансов сохранить в процессе Оытоасвля свою первоначальную семантику.

По характеру авэлюдац псторико-быгопых мотивов свадебных пинских песен мы подразделили последние из две группы: тексты с трансформированным«! мотивами и произведения с константными мотхгвоми. К аерво'Д группе относятся песни с мотивами "поиска невесты вдалеке", "всйнми, "вшупо девушки"; вторая группа пинских песен включает в. себя тексты с мотивами, отражающими роль матери на свадьбе, включающей представления о магических и религиозных воззрениях;предков пкнчуков, сведения о социальной

организации, которые в современной обрядности не потеряли сиоей актуальности.

1.4. Психологический семэнгико-содеряятельниа аспект пинских поэтических текстов

Психологический уровень воплощает народные предототлония о системе отношений между людьми, о нравственной природе чело-веки и окружающего мира, о нормах и правилах обрядового бытия.

Кажется несомненным, что в период своего возникновения и существования поэтические произведения воспринимались как актуальная программа, оргонизукедал поведение в типовой обрядовой ситуации.

В современной Фольклористике вопрос о способах и характере отражения в поэтических произведениях соаизльно-лоихологи-ческого опыта коллектива, его морали, этики не вызывает дискуссий.

Процесс воплощения в поэтических фермах психологических установок и неписаных моральных правил функционирует в динамике. Мы пришли к выводу, что адаптация змоцяоиалыга-псюсолопг-чесхих явлений к изменяюдамся условиям природы и общества происходила за счет эволюции истолкования и оценки описываемых в песне событий, которые имеют не мотиввцяоипую, о структурную негрузку.

Реализация художественного сознания коллектива в различных фольклорных традициях не совпадает. Беля, например, фольклорное сознание создателей русской свадебной поэзии бол«в традиционно, консервативно, то фольклорное сознание плнчуков 6и-ло более мобильным, гумаяязировэннш, ориентированны?,> на изменения жизненной основы обряда. . ' ' '

Соцяальио-психологические установки, коллективная этика не дублируются, не воспроизводятся в своем реальном виде. Реальные взгляды коллектива, реальные знания, этические правило, среды а обрядовых песнях подвергаются перекодировке согласно принципам свадебной эстетики. Фольклорная эстетика характеризуется "преобладанием фантастического над эмпирическим, идеального над реальным, условного над достоверным,. типизацией средствами условной трансформации, гиперболы, вымысла, сбоб-

ценил но уровне желаемого в виде некоей реконструкции мира . При таком подходе к этнопсихологическим данным можно утверждать, что художественная "этика", реализуемая в свадебных песнях в виде, например, мотивов борьб« и противостояния двух сторон, вовсе не следует за этикой среды, ориентированной не бесконфликтную благополучную развязку.

В семантика некоторых поэтических мотивов выявляются случаи "прямого", непосредственного отраления я выражения праяст-йенно-этических взглядов и психологических знаний полещуков. К этой группе относятся песни с мотивами "овоего дома", "помощи Бога и святых"лобви невесты к жениху".

Этнопсихологическая реальность отражается во многих пин-оких песнях, но процесс, этот является жанрово обусловлена™. Например, как только "фольклорный этикет" в качестве песенной темы допустил изображение лячяцх чувств индивидуугла (диапазон которых, правда, регламентирован традицией), тотчас возникла почва для развития широкого круга свадебных лирических песен о выраженными в них процессами обрядовше перокиввниЯ участников ритуала.

Поэзия свадебного обряда пинчуков с момента овоего возникновения било тесно связана с особенностями характера жителей этого края, о природой психической деятельности полешука в присущих ей снецифичесдих аспектах.

Танки образом, наибольшей полнотой, стройностью и последовательность» в сомеитичоскоЯ сиотеые свадебной песни отмечаются реконструированные формы ритуальных истоков.. Мифологические представления, историко-бытовыо явления, этнопсихологические уоншоькп, коллективная о тика также оказали воздействие на фор-вдропашге и свствдэ поэигческюс мотивов а образов. Однако кх процоцтциД состав в содержании свадебных поэтических текстов Шгиццши регулируется капровой принадлежностью песни и Доктором значимости того или шюго произведения для развертывания обряда во ззроиепк л пространстве.

7 Путиюз Б,К,.й>тодологш1 сравнительно-исторического изучения фольклора.. Л., 1976, С. 183.

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАНРОВ СВАДЕБНЫХ ПИНСКИХ НЕСЕН

Краткий обзор методических подходов к классификации словесных произведений Нишвдны показывает, что о точки зрения поэтической , жанровой систематизации пинский свадебный материал исследователями не рассматривался.

Понимание жанра как относительно устойчивой содержательной формы, обусловленной единством функций, структуры, тематики и поэтики, позволяет нем разделить пинский поэтический комплекс на ритуальные, величальные, шуточные и лирические песни.

Изучая свадебные песни, исследователи, как пропило, стремятся к выделению их четких жанропых границ. Однако не все произведения отвечают установившимся жвнрозкм представлениям; жанровую принадлежность большинстве словесных текстов можно определить лишь относительно. Очевидно, это говорит о том, что в свадебном фольклоре постоянно происходят процессы, способствующие зарождению, розвиткп и затуханию тех или иных поэтических явлений, что приводит к размыванию жанрошх границ.

Проведенный анализ позволил не только констатировать факт взаимодействия и взаимопроникновения жанров пинских свадебных песен, но и дал нам возможность обнаружить нполно определенные закономерности этого процесса, в какой-то мэре объяснятоие как механизм возникновения контеминиропанных жанров, так я их динамику .

Взаимодействие жанров ооушаствляется на уровне функция, композиции и содержания песен.

1.2. Ритуальные свадебные песни Линиини

йанровая сущность ритуальных песен проявляется прежде всего в их особых отношениях с обрядовыми действиями. В пинской свадьбе ритуальные песня могут предварять то или иные действия, и таким образом способствовать развертнваняп'ритуэла во времени и пространстве, функция ритуальной песня меняется, если она исполняется после обрядового действия или события. Исходя из специфики функций различных ритуальных песен, а фольклористике принято разделять песни данного жпира но два вида: церемониальные песни и песня-оповещения. Нам представляется, что песня-оповещения, которые сами в. определенной степени являлись обрядом,

возшяош раньше песен церемониальных. Можно выоказигь предположение, что о изменением жизненных реалий в обрядовом комплексе пинчуков происходит трансформация, возникает потребность ^напоминания" участникам свадьбы о действиях в обряде, и пинская свадебная обрядность иницкирова-а появление церемониальных несен о их функцией подготовить проведение обрядового действия.

Тематика песен-оповещений не отличается насыщенностью: ото перечисление действий свадебного персонажа, описание обрядовых событий и таи далее. Тематический комплекс церемониальных пооек более богат и разнообразен. Содержательная структуре этих текстов определяется тем, насколько актуально исполнение произведений для данного обрядового момента.

В этом вднре получает большое значение повествовательное начало. Хотя эмоциональный элемент б ритуальных песнях может быть вырпяен в форма,--например, слов с умсньшительно-ласкатоль-ными суффикошн, но не он определяет направленность содержания, подчиняясь основной функции рктуалышх песен ке.к церемонкаль-нтк или гсесен-оповащоний. Функция ритуальных песен о эмоциональ-ними элементами заключается не в передаче чувств или переживаний персонажей, е в фиксации определенной обрядовой ситуации, оповещении о событнп через повествование, включающее лирическую картину происходящего.

Многие песни в формальном плане представляют собой монолог, который имеет особый характер, исполняется от лице коллективе, хор а и выражает соответственно не индивидуальное, а коллективное отношение к события.

Выступая в повествовательной или императивной форме, пос-па включают в себя элементы символики, идеализации, заклинания, психологических: пврзхшэаний, которые занимают незначительное место в поэтическом содержании данного поэтического жанра, однако расширяю» функциональные рамки ритуальных песен. Так, дополнительно к осиоанам функциям гшнекисэ ритуальные тексты фиксируют емоциональиоз состояние присутствующих, величают их, ритуально оповещаю!' о происходящем, сгг.шолстески предупреждают, слздадт необходимое обрядовое настроенно и ток далее.

Композиционная структура ритуальных песен включает богатый диапазон элементов: от кратких лаконичных форм до разпер-

нутого повествования. Некоторые краткие, окзтыо форми в дальнейшем получили развитие и из них также образовались ритуилышо посол, но с болев разлитой композицией, включовдиб .шрстеокив я психологические мотивы. Эволюция эта, боа сомнения, находилась в тесной связи с развитием самого свадебного обряда, который так;ко изменялся, расширялся, отражая апоху, бит, мпашенке человека.

Возможно, что ритуальные песни послу :глл:i основой при образования иеличвльинх песен. Хотя на исключен я обратный процесс — влияние поэтики величалышх песен на ритуалышо, которые и принципе избегеют оценочных моментов, фиксируя лишь то, (1то ваяно для течения обряда. Но все!! вероятности, участников обряда не могли удовлетворить суховатнэ, простив стихи лако-тичяых ритуальных песен. 13 произведении отражалась отмосферч .•збряда, изменявшая внешний облик ритуальной песни.

Уже в этом песенном жанре намечаются злзмонтн величания, появляется идеализация обстановки, предметов би?п, влевнзго зидо и даже личность!« качеств действующих лиц свадьбы. Например, образ "кил Инн" получил дальнеЯгаео развитие в величальных • пзенях, а такко в свадебных лирических песнях, роскрцваящжс з^тшоотношения, чуаотва жениха и новаотн,

2.2. Величольино песни пинской еввдьби

Величальные песни по своему происхождений мпппеекпо. В функциональном плане они близки к зэклянатолыюй поэзии, но вэличалыше пеони более поздние по временя возникновения. Видимо, в свадебной поэзии пинчукоп развитие аэнра »адичалмш " песен происходило, особенно интснсявно,.a 'их нолевая уотановко показать желаемое как би угэ суадогзуи:®« способствовала. гш-тесианию заклинательшк песен, форнулышй характер которых ограничивал развитие гляра. Постепенно магическая функция била витесисиэ зстеткчоской, которая я стала дсминирудавдй а этом глонре. Ослабление магического характера исполнения этих произведений обусловило изменение их строгой функциональной и композиционной структуры, включение Ефокого ammsonù обрядовых чувств, что внешне преобразило пссни-звлкчаию<# придя a ja» черты сходства о лирической яеобрядовоЯ поикай. .

Тематика величальних песен не отличазгея разнообразием.

имеет традиционные, общенациональные черты. Однако если создатели фольклорных произведений друг:« регионов Беларуси стремились целиком порисовать идеальный портрет свадебного героя, то пинчуки на прошили свой интерес только на одну черту внешности, характере, которая к тому ке не ¡¡аход/л а детального описания в песне.

Величания пинской свадьбы максимально приближены к обрядовому хронотопу, что определяет ритуальную направленность их функционирования: песни фиксируют ход свадьбы, комментируют обрядовые действия, оповещают о них и так далее. Ъ связи с этим ».композиционном плане величания представлены краткими, снятыми формами, присущими .ритуальным песням. Однако то, что характерно для ритуальной песни — изображение обрядовых действий персонажа, введение в техст деталей обряда, возможность пера-сказа — величальная песня подчиняет функции ритуальной идеализации присутствующих.

Содерявиие величальных текстов зачастую выходит за рамки обряд«: в них отражается мотивы, которые показывают психологи» взаимоотношений хеиихо и невесты, рассказывают о результатах обрядовых действий, соединяют молодых и так далее, В историческом шшно эволюции кайра это — первая ступень ослабления свя-ок блонесньсс произведений — величаний с обрядом.

> Композиция пинских величальных песен организует внутреннее строение каадого нроизведеиия и зависит от его темы и адресации песни. Содержательное значение семой композиции проявляется ух© в первые строках пеона, определяя к направляя дальнейшее развитие сгазгной ситуации, выбор тропов, синтаксических фигур. Тек, если в первой отроке произведения отмечаются качества какого-либо растения, то ЕелЕчаешй персонак или объект может вводиться по принципу простого сопоставления свойств: конструкция "как -так". В формальном алапа подобные песни приближаются к ритуальным. Если ш ьелкчается невеста, то црк сопоставлении качества усиливаются: конструкция "такова - ещэ лучше". Данная форма не только композиционно сближает оту песню о лирической, но и сообщает Ёодкчании оценочную окраску.

Без сомнения, основная функция величальных песен — величать, однако в *чвсто?л" вида.подобную нагрузку несет незначительное количество текстов, .

2.3. Шуточные сбпдебнко несим пиичуков

Шуточные песни — ото песни-насмешки, антиподы величальных песен, имеющие аналогичную композицию, характеризующиеся сжатостью, краткостью изложения.

Шуточные песни имеют описательный характер, который проявляет себя в различной степени. Так, в шуточных песнях, изображающих внешний вид свадебных персонажей, отрицательная черта . внешности лишь констатируется. В текстах -о. обращенных к выявлению отрицательных черт характера, качество персонажа описываются более подробно, с включением оценочных деталей.

При сопоставлении шуточных песен с обрадом обнаруживается большая концентрация песен данного жанра в день вонца и в последний день еввдьбн — во время перэзово, причем жених я его родственники подвергаются насмешкам, находясь в доме деву гас и, и наоборот, родня молодой становится объектом внимания этих песен в доме супруга.

2.4. Пинские свадебные лирические песни

Анализ пинского материале показывает, что главное свойство лирических песен— зто их позеотвоаатяльиоа начало. Однако это явление особое, проявляемое во взаимосвязи о тем или иным обрядовым действием. Обрядовое событие определяет мотивы лирических текстов. Внимание к внутреннему миру лирического "я", к ого эмоциональному состоянию, индивидуальным дуповшш переживаниям для свадебной лирики панчуков на характерно. В ной всегда сохраняется связь о внешним обрядоЕым миром. Но этот контакт не настолько тесен, чтобы свести функциональную нагрузку л;*.рк-; ческой песни только к пояснению, ш«меиторига обрядового действия. Без сомнения, их функциональное содержание богаче и разнообразнее и служит главным образов для выражения и раскрытия обрядовых мыслей, чувств, эмоций присутствующих на сядьбе, Обрял в этом случае является основой, поводом для их обнародования. Об отдельном обрядовом акте (действии) в свадебной лирической песне упоминается, соли ке нет, то о нем мом:о догадаться.

Тематика лирических лесеи не отличается региональным своеобразием. Содержание лирического произведения отроится в зависимости от того,.от чьего имени исполняется тот яяи иной текст.

Лирические песни стали наисюлее "проницаемими", открытыми для взаимодействия с произведениями других жанров. В текстах данного кянра выявляется несколько функциональных планов. Это. кроыо передачи мыслей и чувств исполнителей, комментарий событий, аоклинание, идеализация. В связи с этим можно говорить о возникновении лирических песен на художественных градациях ритуальных, величальных н заклинательных песен. Видимо, развитие айнской лирики произошло, когда на первый план выступает эмоцио-иольно-поихологический характер свадебной поэзии, когда стало возможным говорить о личных чувствах.

Связь лирических песен с обрядом, а через него и о реально К кизньп, выявляется по-рвзному: в одних более непосредственно, g'большинстве опосредованно. В песнях с элементами заклинания зта связь, кажется, проступает более выразительно. Довольно очевидная.ока к в лирических песнях, где величается молодая, ее родители, а наиболее — коровай. Б тихих произведениях чувства и мысли целиком поовяшсны обряду, его цели и результатам. В пинских лирических песнях, которые непосредственно сопровождали обрядовое действие и представляли собой, монологическое выоказкво-вие либо диалог о подружками, родителями, высшими существами, связь о обрядом внешне не проявлялась,' хотя эти словесные произведения и внлетолись в ритуал. Основное в них — не показ обрядности, а отражение и даже организация перекивоний, связанных о ней.

Но композиции лирачеокио песни имеют ряд сходных черт с композиционной структурой других жанров свадебной поэ»ки.

Такш образом, жанра пинских сыадебных песен фушаиюн.чрукт в коигекста обрядовой цоэзии в процессс постоянного взаимодействия, характер которого определяется связями песен с обрядовыми действиями. Обрядовый компонент выражается во всех жанрах, ко если в ритуальных - специфически - прямо, то в велкчельных и . лирических - через идеализацию порсонааа или описание чувств, инициированных ритуалом.

Лоэтичеокое содержание текстов целиком зависит от функции канра. Однако постоянное взаимодействие и взаимовлияние текстов различных «акров наложило отпечаток и на содержание посей, всецело подчинив его двикоикй обрядовых действий, ходу обряда.

Каадый жанр песонкого фольклора пинчуков имеет свои компо-оициошшо формы, которые практически всегда тесно связаны-мезду

собой, переходя из одного жанра п другой. Наиболее частотными являются повествовательные, монологические и императивные формы.

В "ЗЛКЛ0ЧЕШ1И" излагаются основные теоретические итоги диссертационного исследования, обобщаются наблюдения автора в области специфики отражения действительности в пкнекич овадебшк песнях, особенностей синтагматических отношений жанров обрядового фольклора, Формулируются положения о дальнейшее перспективах исследования поставленных проблем.

Семантику обрядовых песен ми рассматривали, используя метод структурного анализа. Исследование пиленлх свадебных текстов предоставило убедительное доказательство того, что свадебная песня органично соединяет в себе ритуальный, мифологический, иоторико-бытовой н психологический кода, расшифровка которых обеспечивп-ет проникновение к архетипу свадебного обряда, реконструкцию мировоззрения, верований, оыта и этнопсихологических особенностей жителей исследуемого региона.

Задаче выяснения жизненных истоков свадебной поэзии способствовало изучение отдельных фактов по обрядности других восточнославянских народов, что позволяло пыЯтя на болпо широки}? уровень обобщения исследуемого материала.

Связь словесных текстов о комплексом этногргзфячйсккх элементов несводима к прямым зависимостям. Песня перекодирует ячю-ненные явления/придавая им больше, драматизма, внося конфликтное начало. Иногда поэтический текст даже модел!фует этнографический момент. В свадебном произведении может сохраняться и спе-цифичоски-прямое отражение элементов", пьелужившкх основой воз- : иикновения обрядового текста.

Процесс творческогопереост.шслснил .осэдабшгл фольклором тех или иных явлений из жизни пянчукоа иооят жанрово-обуслов-ленный характер. Механизм этого .пеленал можно раскрыть только при условии уточнения состава поэтических япнров песен свадьбы.

Функционирование ритуальных,' Еелкчельшгс, шуточных и лирических свадебных песен осуществляется в контексте обрядовой поэзии в процессе постоянного взаимодействуя между собой розличных текстовых уровней, в совокупности определяющих Мрннадлсж-ность произволения к тому или иному поэтическому ?гаиру.

Смпзгмвгтеств 07ножняя соШр"ж?вльного уровня обеспечивают более тесную'"связь и взаимодействие жанров, поскольку .

содержание и тематика любой песни всецело зависят от дникония обряда, от месторасположения текста в сфер« ритуала.

Композиция поэтических произведений также представляет доказательств« взаимосвязи и взаимообусловленности свадебных копров. Основными композиционными формачи являются пооесгвояоние м монолог, в ьроцессе бытования переходящие из одного кайра в другой. Песни включают в себя элементы символики, идеализации, заклинания, психологических переживаний, что расширяет функциональные рамки обрядовых произведений.

Свадебная эстетика определяет полифункциональное бытование всех жанров свадебных произведений; любая песня,кроте основной, определенной ритуалом функции, выполняет ряд дополнительных нагрузок. Б этом отношении наиболее'Ьроницаемыми" для взаимодействия с другими жанрами являются лирические песни.

Наблюдения я выводы,- сделанные на материале пинокой свадебной песни, позволят? установить глубокую и органичную связь жанров свадебных песен с историко-национальной фольклорной традицией, показать соотнесенность словесных произведений различных кайроо с особенностями и закономерностями обрядовой действительности в разных региональных вариантах белорусской свадьбы.

Основные полояашм диссертации отрахйгш в настоящем автореферате и -следующих публикациях:

1. Христианские элементы в традиционной свадебной обрядности пинчуков // Кинооичоское наследив: Методология исследования. 'Геаксы докладов межреспубликанской паучной конференции. Ни., 1992. С. .18.

2. Некоторые щоблти сравнительно-исторического анализа пинской свадебной обрядности // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Материалы межреспубликанской научной конференции. Гродно. 1993. С. 87-00.

3. Ирвйлет узаедаадиос(н паэзН з а брадам у вяселл I Шн-шчышг //Боек 5 г; В-.зл«рускаге дзяряшунага ун]верс{тзта. Серия 4. 01лалогIя. ¿урнилIстыка. Педнгог1ка. ШНхело'Пя. 1993. П 2.

С. 47-50 (0,4 п.д.) (ко беллрускей ново). .. . 4..Пинская саздьба ь обрядовых традициях восточных славян // Славянские литературу в контексте мировой. Материалы и тезисы докладов международной научной конференции. Мн., 1994. С.75-'