автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Свобода личности и воинская деятельность (Философско-социологический анализ)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Кондырев, Иван Яковлевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Свобода личности и воинская деятельность (Философско-социологический анализ)'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Кондырев, Иван Яковлевич

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. ИСХОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ И СУЩНОСТЬ СВОБОДЫ.19

§ I. Свобода как сущностная сила человека.20

§ 2. Свобода и необходимость.44

§ 3* Системность свободе.60

§ 4. Понятие свободы.91

ШВА П. КЛАССОВЫЙ ХАРАКТЕР СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.116

§ I. Социально-классовая характеристика личности. II7-I

§ 2. Прогресс и социальные тивы свободы*.134

§ 3. Социалистическая свобода - высший тип социальной свободы. ••••• 1. 166

ГЛАВА Ш. КЛАССОВО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБЪЕКТИВНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ ВОИНА. 201

§ I. Характер воинской деятельности и классовая сущность свободы личности. 203

§ 2. Ратный труд как гарантия защиты социалистической свободы общества и ядро подлинной свободы личности. 238

ГЛАВА 1У. САМОРЕАЛИЗАЩЯ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ВОИНСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩТЕ СОЦИАЛИЗМА. 262

§ I* Свобода как процесс господства над противником.

Героизм - высшее проявление свободы личности. 262

§ 2. Воинская дисциплина и свобода личности. 284

§ 3. Социальная ответственность личности.312

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Кондырев, Иван Яковлевич

Amммита ЛЮМИЮР ЛЮФтенЫ» Свобода относится к числу так называемых "вечных" философских проблем, всегда волновавших человеческую мысль* Это объясняется тем, что свобода - один из великих идеалов человечества. Она имеет огромную притягательную силу в борьбе против всех форм угнетения личности, занимает важнейшее место в поисках человеком смысла своего существования, идеала и цели жизни, тесно связана с проблемой гуманизма. Она есть величайшая ценность личности, К.Маркс подчеркивал, что ". свобода никогда не может перестать быть ценной для человека"'*" ^. Свобода выступает важнейшим критерием социального прогресса, уровнем зрелости развития как общества, так и личности*

В классовом обществе свобода личности всегда была и остается классовой по своецу содержанию* Как сложное и многогранное социальное явление она интегрирует коренные проблемы общественной жизни и деятельности людей именно через призцу классовых интересов* Отсюда в условиях классовой борьбы между угнетенными и угнетателями, между капитализмом и социализмом свобода личности представляет собой остро классовую проблецу* На эту сторону вопроса особое внимание обращал В.ИДенин2^.

Естественно, что различные общественные классы, отражая свои интересы и цели, вкладывают в понятие свободы личности разное содержание* "Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потоцу действительно им подвержена, как об идее свободы,-справедливо писал Гегель, - и ни об одной не говорят обычно с та

I) Маркс К* и Энгельс Ф* Соч., изд* 2-е, т*1, с*65*

Z) См.: Ленин В.И. Долн.собр.соч., т.41, с.425.

- 4 кой налой степенью понимания ее"^.

Свобода, как высшая человеческая ценность, была правильно раскрыта только марксистско-ленинской теорией, революционной теорией рабочего класса, стремящегося к уничтожению всякого угнетения человека человеком. Именно марксизм-ленинизм впервые дал подлинно научное диалектико-материалистическое объяснение свободы, исходя из революционного переворота во взглядах на общество и на человека, освобождения труда от гнета капитала, опираясь на материалистическое понимание истории. Здесь свобода личности понимается прежде всего как освобождение от эксплуатации, любых форм угнетения, как осознанная деятельность, направленная на преобразование природной и общественной необходимости в прогрессивных интересах общества и личности, позволяющая раскрывать ее сущностные силы, все потенциальные возможности, способности и дарования, удовлетворять ее насущные потребности.

Свобода личности - одна из наиболее сложных и актуальных современных проблем, непосредственно затрагивающих многогранные стороны ее жизнедеятельности: экономическую, политическую, правовую, духовную и др., в том числе и воинскую. Исключительная актуальность и неослабевающий интерес к проблеме свободы личности в настоящее время объясняются рядом причин. Во-первцк. она органически вытекает из потребностей комцунистического строительства, коммунистического воспитания личности, формирования нового человека, ибо свобода личности, всестороннее ее развитие - коренная практическая задача комцунистического созидания. Поэтоцу Коммунистическая партия обращает внимание на необходимость дальнейшей разработки втшс проблей2'■

1) Гегель. Соч., т.З, М., 1956, с.291.

2) См. Материалы ХОТ съезда КПСС. М., 1981, с.63-64, 146 {Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с.71-80,214 ; 0 дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работы. Поста- новление ЩГКПСС от 26 апреля 1979 года. М.,1979, с.12-13;

- 5

Проблема свободы личности также тесно связана с социалистиче- ' ской демократией. В развитом социалистическом обществе происходит дальнейшее расширение и углубление демократии, прав и обязанностей личности, что не мохет не учитываться в философско-социоло-гическом анализе свободы личности*

Во-вторых, важность рассмотрения этой проблемы связана с задачами коммунистического воспитания личности воина, военно-патриотического воспитания, особенно молодежи*^. Значительная часть населения страны так или иначе связана с жизнью и деятельностью армии и флота. Мужчины почти все вливаются в военную организацию либо в качестве профессиональных военных, либо в качестве военносдужа-них срочной службы. Защита социализма - дело всего народа.

Сейчас, когда всестороннее и свободное развитие личности становится непосредственной целью нашего социалистического общества, приобретают особое значение раскрытие свободы личности в воинской деятельности по защите социализма, прогресса и мира, показ ее характера, качественно отличающегося от характера реакционной воинской деятельности, направленной на их разрушение. В современных условиях, как указывает Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов, возрастает значение благотворной воспитательной роли Советских Вооруженных Сил, которая является отличительной

Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума Щ КПСС. 15 июня 1983 года. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. М., 1983,с.72-74 ; О состоянии и направлениях филоеофских исследований. Редакционная статья.-"Комцунист", 1979, № 15, с.74-76. I) Роли военно-патриотического воспитания большое внимание было уделено на встрече руководства Министра обороны СССР с ветеранами Вооруженных Сил. См.: Пример беззаветного сложения Родине. -"Красная звезда", 1983, 15 декабря. чертой именно армии нового типа*^. Это, несомненно, дает возможность полнее представить подлинный облик социалистической армии и флота, что будет способствовать усилению воспитания любви к ней, особенно молодого поколения. Актуальность исследования социальной роли нашей армии подчеркивалась на одном из совещаний заведующих кафедрами общественных наук вузов страны: "Важно, чтобы результаты . исследований помогли раскрыть в полное объеме облик нашей армии, способствовали воспитанию советской молодежи в духе любви к Вооруженным Силам, готовности к выполнению своего воинского долга"*^. Философско-социологический анализ свободы личности в воинской деятельности способствует решению этих проблем.

Это особенно важно на современном этапе обострения международной обстановки, когда, как сделал вывод ХХУ1 съезд КПСС, "Резко возросла агрессивность политики империализма и прежде всего американского"^ • Империализм готовит новую мировую войну. Для успешного решения великих созидательных задач необходимы прочный мир, надежная защита социалистических завоеваний. ". Мы и впредь будем заботиться о том, - говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Черненко К.У., - чтобы крепить обороноспособность нашей страны, чтобы у нас было достаточно средств, с помощью которых можно охладить горячие головы воинствующих авантюристов" '.

Современная война в связи с появлением ракетно-ядерного оружия, радиоэлектронной техники, автоматических систем по особому ставит проблему морально-боевых и политических качеств личности воина.Она значительно усложняет и усиливает взаимосвязь свободы и ответствен

1) См. Устинов Д.Ф. Сдружим Родине, делу комцунизма. М.,1982,с.67.

2) Цитируется по: Санаев Q. Научный потенциал училища.-"Красная звезда", 1981, II января.

3) Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с.4.

4) Черненко К.У. Речь на февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС. -"Правда", 1984, 14 фев.

- 7 ности, свободы и дисциплины в воинской деятельности. Проникнове- ' ние в сущность и выяснение своеобразия подлинной свободы личности в социалистической армии позволяют также глубже раскрыть роль инициативы, дисциплины и ответственности воинов в повышении боевой готовности вооруженных сил, предохраняют от ложного понимания свободы и являются теоретической основой практического достижения свободы личности в воинской деятельности по защите социализма и мира.

B^Tpffть,и?с. проблема свободы личности, ее права и возможности во всех сферах жизни общества (в том числе и воинской) находятся на острие идейного противоборства двух систем - социализма и капитализма, нового и старого^" ^. В ней концентрируются практически все важнейшие стороны человеческого бытия - экономика, политика, идеология, проблемы защиты социализма, сохранения мира. Осмысливание сущности свободы личности наиболее полно показывает всемирно-исторические завоевания реального социализма, его коренные преицу-щества перед капитализмом как обществом, лишенным будущего.

Если марксистско-ленинское учение раскрывает подлинную сущность свободы личности, указывает цути овладения действительной свободой, то буржуазные концепции свободы, напротив, носят идеалистический характер, стремятся скрыть или замаскировать классовую постановку и решение ее проблем. Буржуазная идеология, пропаганда нагромоздили горы лжи, клеветы вокруг истинного смысла свободы в своекоростных и эгоистических целях. Нет сегодня в мире таких не преступлений империализма, которые бьГОприкрывались лозунгом "борьбы за свободу". Даже самые реакционные силы мира капитала и те рядятся в тогу борцов за "свободу и демократию"• Еще В.И.Ленин указывал, что капитализм для оправдания своих чудовищных преступ

I) См. Черненко К.У. КПСС и права человека. М., 1981, о.3-4. лений прикрывает их фальшивым знаменем свободы» "он против нас выдвигает знамя свободы"*К

Следовательно, необходимо разоблачать не только буржуазные концепции свободы личности, демократии, прав человека, но и сущность реакционной воинской деятельности по разрушение и ограничению социальной свободы в ее многогранных проявлениях, "разоблачать ждаедрдат, ^адгадечур .отгом» ки приукрасить.капиталистический дтрой"*^. Вместе с тем следует показывать подлинный характер и величие свободы личности, ее прав и возможностей в социалистическом обществе'' и в воинской деятельности, его защищающей.

Свобода личности поэтоцу относится к наиболее кардинальным проблемам современного общественного развития, социалистического и коммунистического строительства и его вооруженной защиты, занимает центральное место в теории и практике революционного преобразования, в классовой борьбе, в идеологическом противоборстве капитализма и социализма.

Стецень разработанности проблемы. В теоретическом осмыслении проблем свободы личности в марксистско-ленинской философской науке сделано немало. В последние годы появился ряд интересных и глубоких по содержанию работ, Д02вдзц§]щых. дД&ЗДЗД. ДО&б&да^, раскрывающих ТУ или иную ее сторожу: свобода общества

1) Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.38, с.347.

2) Программа Комцунистической партии Советского Союза. М., 1973, с.122.

3) См. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Материалы Плецума Центрального Комитета KQCC, 14-15 июня 1983 г., с.72.

4) Среди исследований советских авторов в этом плане наиболее значительными, на наш взгляд, являются: Бычко И.В. Познание и свобода. М., 1969 ; Его же: в Лабиринтах свободы, М.,1976 ; Давидович В.Е. Грани свободы. М., 1969 ; Косолапое Р.И.,Марков B.C. Свобода и ответственность. М., 1969 ; Логанов И.И. Свобода лич-

- 9 и личности ; свобода труда ; социальный прогресс и свобода ; свобода личности в условиях социализма и коммунизма ; свобода и ответственность личности ; критика буржуазных, социал-реформистских и ревизионистских теорий свободы и другие проблемы. Различные аспекты свободы личности нашли отражение в кандидатских и докторских диссертациях"^.

Кроме монографических и диссертационных исследований,непосредственно посвященных проблеме свободы, свободы личности в частности, некоторые ее аспекты рассмотрены в рамках теории личности,философских проблем человека,взаимосвязи личности и общества и т.п.Здесь в той или иной мере нашли отражение указанные выше проблемы свободы, а также такие, как хсловрз. свобода лрдадедаj свобода д. вс£сто-до£Н£ешгушх^j goipi^^ая^а^тдвнос.т ь. д. £вобод^ лизносда 3. др. (работы Е.А.Ацуфриева, В.Г.Афанасьева, Л.П.Буевой, С.С.Батенина , Д. А. Во лкогонова ,В .И. Гидиринского ,М. В .Демина, А. Е. Егорова, С .М .Ковалева ,Р.И.Косолапова ,А. Г.Мысливченко ,А .С .Миловидова ,В. Ф.Сер-жантова,Г.Л.Смирнова,И.Ф.Смольянинова, Б.В.Сафронова, С.Г.Спасибен-ко, Н.Д.Табуноеа, В.П.Тугариноеа, П.Н.Федосеева и др.) ; ^рдтдка ности. М.,1980 ; Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.,1972 ; Николаева Л.В. Объективные и субъективные факторы социального прогресса и свободы. М., 1974 ; Ойзерман Т.И. Марксистско-ленинское понимание свободы.М.,1967 ; Стемпковская В.И. Социализм и свобода. М.,1975 ; Скворцов Л.В. Социальный прогресс и свобода (к анализу теоретических истоков кризиса буржуазного сознания). М.,1979 ; Свобода и ее содержание. Под ред.Никоноеа К.М. Волгоград, 1972 ; Рубцов Н.И. Комь^у-низм и свобода. Минск, 1978 ; Рудковский Э.И. Свобода и ответственность личности. Минск, 1979 ; Щубняков Б.П. Свобода общества и личность. Ярославль, 1967. I) См.Баланчивадзе Р.Г. Свобода личности при социализме и формирование нового человека. Автореф.дисс.д-ра филос.наук.Тбилиси, 1981 ; Дробышев А.А. Диалектика личной и общественной свободы. Автореф.дисс.канд.филос.наук, МГУ,1976 ; Леоненко П.И. Свобода личности в развитом социалистическом обществе. Автореф.дисс. канд.филос.наук, МГУ, 1977 и др.

-10 бур^а^иь^и^азли^^^ант^мар^с^с^сди^ додцетде^ <з в об оды,дадобла-зэйи^. г^рщадодндй^^що^тд £ег^ьнойj3вободо^лдоно ctij. задирали-£тич§С1£01£ обще^т^е (работы Ю.А.Замошкина, А.М.Каримского,Н.М.Кей-зерова, М.Я.Корнеева, В.Н.Кузнецова, Г.В.Мальцева, А.Г.Мысливчен-ко, Т.И.Ойзермана, Г.Я:.Стрельцовой и др.).

В настоящее время подучили также освещение в философской литературе и такие проблемы, £ак свобода доли^, свобода выбода (работы

B.И.Бакштановского, Н.М.Маковки, К.А.Новикова и др.) ; дрдвов^е^ нравственные стороны свободы личности (работы Л.М.Архангельского, Н.А.Головко, В.А.Кучинского, А.И.Титаренко, Г.Х.Шахназарова и др.) ; работы Н.М.Бережного, В.В.Кешелавы,

C.М.Ковалева, С.И.Попова и др. ) . Изучена дзащР&вДЭ^. £.вобсдщ д де-дб^одамостд (работы О.М.Ба1Щ)адзе, В.П.Горбенко, О.И.Джиоева, С.$.0дуева, В.Ф.Паркина и др.).

Активные ^лосо^.с^^иссдедовш^д ^вободц. дроводдтсдj3гщ^б Хченущ. - мадк^^тамд (социалистических и капиталистических стран). Они рассматривают различные аспекты этой проблемы,ведут непримиримую борьбу с извращениями буржуазных идеологов марксистско-ленинского понимания свободы и дают аргументированную и разностороннюю критику бурясуазным и ревизионистским концепциям свободы,показывают преимущества социализма в обеспечении подлинной свободы личности, вскрывают коренные пороки капиталистического общества,его свободы и демократии.Среди них можно назвать: С.Ангелов (НРБ),Г.Аптекер (США),В.Брусничак (ЧССР),Мажцуд Амин-аль-Алим (Египет), Г.Клотч, А.Кольсдорф, Г.Опитц, 0.Фигнер (все ГДР), Е.Коссак (ПНР), Л.Сэв (Франция) и многие другие.

Примечательно также,что на Всесоюзных философских чтениях моло-т\ дых ученых ',посвященных анализу философских концепций социаль-I) См.Всесоюзные философские чтения молодых ученых "ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии".Тезисы докладов.Актуальные проблемы социального развития,вып.3.

- II ного развития, стержневой была проблема свободы. Все это положительный факт, учитывая, что 12-15 лет назад в советской философской литературе не уделялось должного внимания этой теме вообще.

Вместе с тем практика комцунистического строительства, задачи защиты социалистических завоеваний требуют более всестороннего рассмотрения проблем личности. ХХУ1 съезд КПСС указал, что в области общественных наук необходимо глубже "осмысливать новые явления жизни"^. Изучение опубликованных трудов, посвященных анализу свободы, показывает, £0-п§рдн&, что не все ее проблемы нашли здесь глубокое теоретическое решение, многие ее аспекты лишь затронуты и остаются еще мало изученными. По ряду узловых проблем свободы наблюдаются противоречивые суждения, они являются предметом дискуссий и цуждаются в дальнейшей разработке.

8 литературе само понятие свободы рассматривается многопланово, но в основном как познанная необходимость, что с марксистской точки зрения явно умаляет многогранность и сложность свободы личности, и является односторонним подходом. Все это имеет принципиальное значение для понимания сущности свободы личности. ы&ло изучены вопросы объективного критерия свободы, зависимость свободы личности от функционирования сущностных сил самого человека как личности. ВгЗ-е£в£рдах, не выявлены взаимообусловленность компонентов свободы личности как системы, как многогранного социального явления, и их роль в свободной деятельности личности. ВгДОЗРХэ философско-социологический аспект свободы личности, типология свободы, классовое содержание свободы личности

М., 1981; Проблемы социального развития в истории философии. Тезисы Вторых всесоюзных философских чтений молодых ученых: "ХХУТ съезд и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии", М., 1982.

I) Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с.78.

- 12 не получили в литературе должного освещения. Не получила статуса 4 философско-социологической категории социалистическая свобода и закономерности ее функционирования и развития, отражающая качественно новую ступень развития свободы человеческой цивилизации.

B-ige <£Т£х» как философско-социологическая категория свобода личности отражает все сферы деятельности людей, в том числе и воинскую. Свобода личности в воинской деятельности, как нигде, специфична, сложна и противоречива, характеризуется особой ответственностью личности. Однако эта проблема в военно-философской литературе слабо разработана. Лишь в работах Волкогонова Д.А., Милови-дова А.С., Гидиринского В.И., Сафронова Б.В., Табунова Н.Д., Ясю-кова М.И», в диссертациях Ацунишникова Q.A., Бариева Р.Х., Попова М.В. рассматриваются некоторые вопросы свободы в воинской деятельности. Работ, непосредственно посвященных свободе личности в этой сфере деятельности, пока нет.

Актуальность и современное состояние проблемы предопределили ШкА ЛМ№жтттш этих вопросов. Глав^ де^ь- на основе изучения литературы и обобщения опыта социалистического и коммунистического строительства и его вооруженной защиты раскрыть новые аспекты свободы личности, проанализировать и обобщить идеи и положения, не нашедшие должного отражения в философских трудах, или по которым еще нет утвердившихся представлений, и с учетом этого дать более полный и целостный анализ свободы личности, ее сущности, содержания и классового характера в буржуазном и социалистическом обществе, в воинской деятельности по защите социализма, прогресса и мира,прежде всего в философско-социологическом аспекте.

В ходе диссертационного исследования для реализации главной цели автор стремился поставить и решить задада: а) охарактеризовать свободу как сущностную силу человека, соотношение сво

- 13 боды и необходимости, показать зависимость свободы личности не только от внешней необходимости, но и от состояния ее сущностных сил,ее внутренней свободы; б) рассмотреть свободу личности как целостную систему» как сложное и многогранное социальное явление ; в) обосновать и сформулировать понятие подлинной свободы личности; г) выяснить типологию социальной свободы и ее классовый характер, сущность и особенности буржуазной свободы личности ; д) выявить и проанализировать закономерности функционирования и развития социалистической свободы личности - высший социальный тип свободы и определить ее объективный критерий; е) раскрыть специфику и классовую сущность свободы личности в воинской деятельности, исходя из ее социально-политической направленности (прогрессивной или реакционной), через приз-цу развития человеческих потребностей, смысла жизни и ценностного отношения к действительности; ж) показать ратный труд как гарантию защиты социалистической свободы общества и ядро подлинной свободы личности воина; з) рассмотреть свободу как процесс господства над противником и дать анализ героизма как высшего проявления свободы личности ; и) выяснить в связи с этим взаимосвязь свободы и воинской дисциплины, роль социальной ответственности в самореализации свободы личности в воинской деятельности по защите социализма, прогресса и мира.

Щщщ^ловид^ В свете главной цели и основных исследовательских задач в диссертации содержится следующая постановка и решение вопросов, выносимых на защиту.

I, Проанализирована основа и сущность свободы с учетом того, что истоки ее заложены в самой общественной природе человека. Рассмотрена свобода как сущностная сила человека, проявляющаяся в деятельности, т.е. как внутренняя сторона свободы личности» В работе раскрыты содержание компонентов этой силы, их взаимосвязь, а также диалектическая зависимость функционирования и развития

- 14 внутренней свободы личности от внешних условий, внешней необходимости. Тем самым это позволило показать, что степень овладения свободой зависит как от конкретно-исторических социальных условий деятельности личности, так и от самой личности, ее жизненных сил, всех потенциальных возможностей.

2. Исходя из того, что свобода - сложное и многогранное социальное явление и опираясь на системный подход, в работе содержится всесторонний анализ взаимосвязи и взаимообусловленности основных компонентов свободы личности как целостной системы. Системный подход, получивший блестящие образцы в произведениях основоположников научного комцунизма в исследовании ими общества, имеет большое распространение в наши дни. Вполне закономерно его применение и при рассмотрении свободы личности. Такой подход дал возможность раскрыть содержание различных граней свободы личности как единого целого, углубить и уточнить понятие свободы, определить полную, настоящую» т.е. подлинную свободу, вычленить в ней классовую сторожу свободы личности.

При этом исходные основания свободы личности, ее сущность рассматриваются, опираясь на диалектико-материалистический метод К.Маркса восхождения от абстрактного к конкретному. У К.Маркса научные абстракции неразрывно связаны с конкретной действительностью как своей предпосылкой, а ход абстрактного мышления, который восходит от простейшего к сложному, в общем и целом соответствует реальному историческому процессу. Это позволило вычленить то общее, что присуще свободе личности независимо от ее конкретного проявления.

3. На основе указанных выше положений, а также единства исторического и логического в познании, конкретно-исторического подхода в диссертации обоснованы и раскрыты социальные типы свободы, их связь с прогрессом и конкретно-классовое содержание ; аргумента

- 15 рована необходимость введения в научный оборот категорий: буржуазная свобода, социалистическая свобода; подробно показаны сущность и особенности буржуазной свободы личности, дано полное, на наш взгляд, и новое представление о фальшивом, урезанном и антагонистически противоречивом характере свободы, присущем капиталистическому обществу. Выделение типов социальной свободы ставит эту проблему на более прочцую научную основу и имеет большое значение в идеологическом борьбе по вопросам свободы личности, демократии, прав человека.

4. Всесторонне рассмотрена социалистическая свобода личности как новый, высший тип социальной свободы, выявлены закономерности ее функционирования и развития. Это позволило автору не только показать подлинный характер социалистической свободы и привести новые аргументы в пользу положения о ее решающем преимуществе перед свободой буржуазной, о преимуществе реального социализма, а также выделить те проблемы, которые имеют важное значение для коммунистического воспитания, формирования всесторонне развитой личности.

5. На основе марксистско-ленинской концепции, разработанных автором вышеизложенных аспектов свободы в диссертации исследована малоразработанная проблема - свобода личности в воинской деятельности по защите социализма, прогресса и мира. Это одна из первых работ, в которой рассмотрены специфика и характер, классовая сущность свободы личности, совместимость с подлинной свободой в воинской деятельности в зависимости от социально-политической направленности такой деятельности - прогрессивной или реакционной.

6. В работе поставлена проблема и вскрыты основные положения внутреннего механизма взаимосвязи свободы личности в воинской деятельности (прогрессивной или реакционной) через призму развития человеческих сущностных сил,потребностей и дарований, смысла и цели

- 16 жизни, ценностного отношения к действительности. С этих позиций в' диссертации дан анализ, с одной стороны, ерецеде.ния по своей сущности свободы личности и общественной полезности, необходимости прогрессивной воинской деятельности - защиты социализма, мира на земле, а с другой стороны, ^здвместцмос.т.и подлинной свободы личности с реакционной воинской деятельностью и исторической обреченности последней. В связи с этим более глубоко показано величие облика личности воина нашей армии и флота, раскрыто, что ратная деятельность по защите социализма выступает не только гарантией свободы социалистического общества, но и ядром подлинной свободы самой личности.

7. В диссертации рассмотрен сам процесс реализации возможностей свободы личности в воинской деятельности по защите социализма для превращения их в действительность. При этом в работе особое внимание уделено анализу такой стороне свободы личности, как господство над собой во имя господства над противником, героическому действию как высшецу проявлению человеческой сзободы.Здесь же исследована неразработанная в литературе проблема соотношения свободы и дисциплины, свободы личности и воинской дисциплины, а также свобода и социальная ответственность личности воина. Учитывая значимость этих проблем для повышения боевой готовности армии и флота, уровень их разработанности, в работе отражена их воспитательная роль.

Рвшитезад .gflaffHifQcygb тятшэжя* Результаты исследования создают методологическую предпосылку для дальнейшей разработки марксистско-ленинской теории свободы личности. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть также использованы: 3. хр303рн. £р&ц§.с£.е в ходе преподавания спецкурса или курса марксистско-ленинской философии и других общественных наук в высших учебных заведениях, в том числе военных. (Научные и учебно

- 17 методические работы автора на базе исследований диссертации реко- • мендованы слушателям и преподавателям Военно-морской академии в качестве учебного пособия); S^^^^SrSPSP^FSfiSf^S^S^S^J^J^S^Sr ^о^ш^тат^л^ногй^р^бдт^. (Автор выступал с лекциями на предприятиях, учреждениях, перед пропагандистским активом в г.Ленинграде и ленинградской области по кругу вопросов, входящих в диссертационное исследование) ; §. £р£тем§. ^а^^^т^д-^еащс^оД додеатсивдоjtjpQflJtr g. В ходе исследования диссертант стремился дать теоретические обобщения и выводы, некоторые практические рекомендации, имеющие, на его взгляд, важное значение для воспитания личности воина. ftwamgs ш датами л жшттчъвш, я^шж^тття»

Отправными моментами в теоретическом решении поставленных в диссертации задач, являются неисчерпаемое идейно-теоретическое и методологическое богатство произведений К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, весь арсенал диалектико-материалистического метода научного познания, его законы, принципы и категории. Применяя в работе метод восхождения от абстрактного к конкретному, системный подход, единство исторического и логического, конкретно-исторический и классово-партийный подход, диссертант исходит из того,что их сочетание не противоречит друг другу, а, напротив, соответствует требованию диалектического метода - всесторонне рассматривать предмет. "Чтобы действительно знать предмет, - говорил В.И.Ленина, - надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования"^.

Автор опирался также на основополагающие идеи и выводы, обобщенный опыт строительства коммунизма и его вооруженной защиты в Программе КПСС, в материалах ХХ1У-ХХУ1 съездов партии, решениях Пленумов и постановлениях Щ КПСС. В работе широко использованы выдающихся деятелей нашей партии и го' I) Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.42, с.290.

- 18 государства, видных военачальников* В определении научной пози- -ции автора важцую роль сыграли труды советских и зарубежных ученых-марксистов, касающиеся данной проблемы, за последние 15-20 лет.

Структура работы. Цель и задачи диссертационного исследования оцределили структуру работы, которая в логическом отношении подразделяется на две части, включающей четыре главы, двенадцать параграфов. В первой части (главы 1-2) анализируются исходные основания, классовый характер и социальные типы свободы, как сложного и многогранного социального явления, ее связь с прогрессом, формулируется понятие подлинной свободы личности. Во второй части (главы 3-4) на основе методологических выводов первой раскрывается содержание свободы личности в воинской деятельности по защите социализма, прогресса и мира, обосновывается характер и зависимость социальной свободы личности воина, исходя из классово-политической направленности его деятельности (прогрессивной или реакционной).

При рассмотрении проблем, поставленных как в первой, так и во второй частях работы, подвергается критике не только антинаучный характер буржуазных концепций свободы, но и разоблачается антинародная сущность капитализма, реакционная воинская деятельность, направленная на разрушение социальной свободы.

Все главы и параграфы диссертации логически вытекают друг из друга, в то же время каждая глава и каждый параграф имеют свое относительное самостоятельное значение, но все они подчинены раскрытию главной цели диссертационного исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Свобода личности и воинская деятельность (Философско-социологический анализ)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из главной цели и основных задач, поставленных в работе, в результате проведенного теоретического исследования проблем диссертант пришел к следующим основным выводам.

I. Свобода - один из коренных признаков человека, ибо потребность в свободе заложена в самой человеческой природе .Марксистско-ленинская концепция свободы личности исходит из того,что она является основным компонентом сущностных сил человека, без которых он не может осуществить свою социально-деятельную сущность, реализовать намеченные цели, развивать себя как личность.

- Свобода как сущностная сила человека - это такая универсальная сила, проявляющаяся в деятельности, которая интегрирует все другие силы, развиваясь на их основе. Сущность и социальный признак человеческой силы заключаются в господстве человека над силами природы, над жизненными условиями и над самим собой, в преодолении препятствий на пути к достижению цели. Основными ее элементами являются труд, сознание и воля, в диалектическом взаимодействии представляющие такую сил^у, на базе которой развиваются и совершенствуются все другие потенциальные силы человека, позволяющие ему осуществлять свободную деятельность.

- Свобода как сущностная сила не является неизменной,она безгранична в своем развитии.Всестороннее развитие всех сил и потенций личности характеризует прежде всего степень полноты внутренней стороны ее свободы.Развитие внутренней стороны свободы личности ест! развитие ее социальных качеств,выступающих основой свободной деятельности, осуществление которой обусловлено социальными условиями общества,внешней стороной свободы.Если же сущностные силы личности сковываются,оцустошаются или угнетаются различными социальны ми силами общества, внешней стороной свободы, то это значит, что

- 336 глушится, угнетается свобода личности, она отчуждается от нее. Степень овладения свободой зависит как от конкретных социальных условий деятельности личности, так и от самой личности, ее жизненных сил, всех потенциальных возможностей. Свобода личности представляет собой диалектическое единство внутренней и внешней, субъективной и объективной сторон свободы, образующих единое целое.

2. Свобода человека как личности всегда соотнесена с необходимостью, с конкретными условиями его жизнедеятельности. Свобода существует на необходимости как на своем базисе. Необходимость первична, она предпосылка свободы, а свобода вторична, производив от нее. В своем развертывании свобода проходит ступени теоретического и практического освоения необходимости. Познание., самопознание - исходная предпосылка свободы личности, а практическая деятельность -ее решающая фаза. Общение - непременный атрибут свободной деятельности. Но степень, полнота использования необходимости, превращения ее в реальную свободу зависят от самой личности, состояния ее социальных сил.

3. Свобода личности - сложное, многогранное социально-классовое явление, представляющее собой целостную систецу. Основными компонентами этой системы являются: социальная свобода, свобода по отношению к природе (природная свобода), свобода воли, а также духовная свобода, охватывающая все другие ее компоненты, находясь с ними в органической взаимосвязи. Все эти компоненты как частные свободы в своем взаимодействии образуют единое целое - полную свободу. В свою очередь каждый компонент целостной свободы также есть определенная подсистема свобод.

- Свобода личности - это сложное переплетение различных сторон, оттенков, граней свобод, которые не сводятся к самой свободе. Следует различать свободу подлинную (целую, полную) и урезанную, настоящую и фальшивую , видеть степень полноты свободы личности, вы

- 337 делять различные ее стороны.Отождествление свободы личности с ка- ' ким-либо ее компонентом, например свободой воли, в научном отношении неверно. Нельзя судить о свободе более или менее полно,опираясь лишь на частные ее стороны,какими бы важными сами по себе они ни были.

- По настоящему человеческой свободой является полная свобода, как органическая целостность ее компонентов, ядром которой является свобода труда. Полная свобода как целостная система,как целое активно воздействует на частные свободы личности,преобразует их, интегрирует, объединяет. Здесь возникает новое качественное состояние свободы,которого нет в отдельных ее частях. В рамках полной свободы функционируют и развиваются в гармоническом сочетании все частные стороны свободы, наиболее полно проявляются социальные силы личности. Отсутствие или слабость в полной, целостной свободе хотя бы одного ее компонента,одной из частных сторон делает свободу личности неполной, урезанной, ненастоящей. Подлинная (полная) свобода не есть нечто неизменное, однажды данное. В этом смысле ее полнота относительна, а не абсолютна.

- Компоненты свободы как целостной системы находятся в сложном диалектическом взаимодействии и относительной самостоятельности, в котором ведущую роль играет социальная свобода. Только в рамках социальной свободы возможна настоящая свобода личности. Социальная свобода дает простор для проявления и развития всех сущностных сил человека, для свободы труда. Именно социальная свобода определяет классовое содержание свободы личности.

- Системный подход является методологически весьма плодотворным в исследовании свободы. На основе системного подхода достигается более глубокое уяснение сложности и многогранности ее содержания, классового характера свободы личности. Он, по сути дела, означает углубленное понимание человеческой свободы.

4. Определение понятия свободы, подучившее широкое рас-

- 338 пространение в учебной литературе, а также в фундаментальных фило- • софских издания^ таких как "Философская энциклопедия", "Философский словарь" и других работах, нуждается в уточнении.

- Понятие свободы личности нельзя считать в научном отношении верным, если оно не охватывает развитие сущностных сил человека или в нем отсутствуют классовый аспект понимания свободы, связь с классовыми интересами и прогрессивным развитием общества, социальная направленность деятельности личности. С точки зрения марксистско-ленинского понимания подлинной свободы личности это принципиальных подход, имеющий важное мировоззренческое и воспитательное значение, но особенно в идеологической борьбе на современном этапе.

- Учитывая актуальность и степень теоретической разработки проблемы свободы г в литературе, требования ХХУ1 съезда партии, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС к идеологической работе, целесообразно, на наш взгляд, провести Всесоюзную научно-теоретическую конференцию, посвященную непосредственно проблеме свободы личности.

На основе итогов такой конференции можно было бы подготовить и издать коллективный труд. Это сыграло бы важную роль в решении ряда теоретических проблем марксистско-ленинского исследования свободы, в показе социальных и духовных достижений социализма как общества подлинной свободы.

5. Современные буржуазные концепции свободы в научном отношении несостоятельны, а в социальном смысле и реакционны. Они носят идеалистический характер, оторваны от социальной действительности, уводят человека в мир мечтаний и иллюзий. В этих концепциях нет места революционной исторической практике, не затрагиваются устои буржуазного эксплуататорского общества, извращается марксиатско-ленинское понимание свободы. Буравуазная пропаганда широко использует знамя "свободы" для достижения реакционных целей господствующего класса.

- 339

6. Социально-классовая характеристика личности есть вместе с тем и характеристика ее социальной свободы. Социальная свобода как тип свободы характеризует качественное отличие и классовое содержание свободы личности на различных ступенях общественного прогресса. Но в классово-антагонистическом обществе прогресс свободы личности носит антагонистически-противоречивый характер, что находит свое проявление и в свободе как целостной системе.

- Буржуазная социальная свобода - это урезанная, фальшивая свобода для трудящихся, носящая для них случайный характер,угнетающая их сущностные силы. В условиях научно-технической револкщии возрастает ограниченность социальной свободы личности человека труда,хотя классовая борьба может расширять ее рамки. Социальная несвобода,отчуждение характерны также и для личности господствующего класса, но на "свой" лад. Буржуазная свобода - это суррогат свободы.

- В прогрессивном развитии буржуазная социальная свобода на современном этапе не имеет исторической перспективы, она есть вырождающаяся свобода. Капиталистический общественный строй враждебен подлинно свободному развитию личности.

7. С победой социалистической революции возникает качественно новая, исторически высшая социальная свобода - социалистическая свобода личности. Возникновение и функционирование социалистической свободы есть революционный переворот в развитии и содержании свободы. Рождение социалистической свободы явилось подлинной эмансипацией человека труда от всех форм социального угнетения и порабощения, расцветом его социальных сил. Она несовместима с любыми формами бюрократизма, с пренебрежительным отношением к труду, к интересам общества, государства и представляет собой органическое единство прав и обязанностей, высокой степени ответственности личности за свою свободную деятельность.

8. Будучи гарантированной всем укладом жизни общества,социали

- 340 стнческая свобода личности гарантируется также ратной деятельностью по защите социализма от внешних агрессивных сил. Ратный труд, выступая необходимым условием внешней гарантии защиты социалистической свободы общества, является в то же время фактором военно-профессмо-нального становления социалистической личности, ее общего социально-политического и нравственного развития, ядром подлинной свободы личности.

- В ратном труде обогащаются сущностные силы человека, они поднимаются на новую ступень социального развития. Бели реакционная воинская деятельность разрушает истинно человеческие качества личности, несовместима с самой сутью ее свободы, то ратная деятельность по защите социализма, прогресса и мира, наоборот, совпадает с подлинной свободой личности. Это определяется прежде всего исторической полезностью, справедливостью и прогрессивностью ратного труда, который по своей сущности и социальным последствии в полной мере свойствен армиям социализма.

- Ратная деятельность есть революционно-прогрессивная деятельность* Это высшая цель во имя созидания и защиты нового, которая придает повседневным целям деятельности личности особый исторический смысл, расширяет границы ее инициативы и творчества, делает жизнь интеллектуально богатой, духовно свободной. Прогрессивно-революционная цель выступает наиболее мощным внутренним регулятором и мотивом деятельности личности, ее жизненного смысла. В ратном труде не только выражена прогрессивная классово-политическая направленность воинской деятельности, но и ее истинная социальная свобода.

9. Реакционная воинская деятельность не является общественно-полезной, она противоречит социальной свободе и прогрессивно-исто-рическоцу развитию общества как враждебная сила. Реакционная воинская деятельность - это преступная деятельность. По своей сущности

- 341 й социальным последствиям она не является трудовой, хотя и имеет сходные с трудом внешние признаки* Такая деятельность противоречит коренным интересам народа, црогрессивным тенденциям и законам исторического развития, т.е. потребностям развития социальной свободы»

- Воинская деятельность, направленная на то, чтобы силой оружия задержать прогрессивный ход общественного развития, разрушить социальную свободу, не может сформировать прогрессивные качества личности, ее подлинную внутреннюю свободу. Реакционная воинская деятельность "калечит" человеческую природу. Здесь личность деградирует, становится аморальной и духовно одичавшей. Подобная деятельность не может характеризоваться как человеческая свобода, ее можно поставить в один ряд лишь с животной жизнедеятельностью.

- Реакционная воинская деятельность, направленная на то, чтобы укрепить эксплуататорский строй не имеет будущего, лишена подлинного социального смысла и ценности, антигуманна в своей сущности. Она может быть представлена как суррогат свободы или же как фальшивая свобода. Свобода субъекта этой деятельности вступает в непримиримое противоречие с потребностями прогресса, с подлинной свободой. Классово-политические цели реакционной воинской деятельности предполагают такие предпосылки, условия деятельности личности, при которых она оказывается бессильной и неспособной развивать и проявлять истинно человеческие качества. Разрушая социальную свободу, угнетая трудящиеся массы, эта деятельность подавляет и сацу личность: формирует такие черты, которые низводят ее до простой материальной силы, делает из нее слепое орудие в руках империалистических сил.

10. Высшим проявлением свободы личности в ратной деятельности является героическое действие, которое характеризует высщую ступень внутренней свободы личности, ее господства над собой во имя господства над противником. Свобода ратного труда предполагает, что лич

- 342 ность воина должна обладать не только высокой профессиональной подготовкой, но и умением направлять свои мысли и действия в русло общественных интересов, подчинять себя требованиям выполнения воинского долга и тогда, когда самореализация свободы приобретает характер героических действий. Личность обретает свободу в ратной деятельности, если она господствует над собой, что дает ей возможность господствовать над средствами воинской деятельности и тем самым достигать господства над противником, навязывая ему свою волю, свои действия. При этом воспитание личности воина на идеях марксизма-ленинизма, формирование высоких морально-боевых и политических качеств - непременное условие его свободной деятельности.

IX. Сознательная воинская дисциплина, ставшая потребностью,самодисциплиной, укрепляет и расширяет рамки свободы ратной деятельности личности.Строгость социалистической воинской дисциплины, высокая организованность и уставной порядок - не в тягость вошу»если он обладает высокими морально-боевыми качествами,профессиональным мастерством, развитой внутренней свободой. Социалистическая воинская дисциплина и социальная свобода личности не взаимоисключают, а взаимопредполагают друг друга, они совпадают по содержанию и целевой направленности. Дисциплинированные действия открывают суть к свободе,расширяют ее границы.Дисциплина позволяет добиваться лучше и быстрее поставленных целей, служит прогрессивным интересам защиты социализма. Дисциплинированность - надежный союзник свободной ратной деятельности.

Антиподом подлинной свободы личности выступает буржуазная воинская дисциплина. Она позволяет осуществлять принуждение, насилие над личностью«Буржуазному характеру социальной свободы и соответствует буржуазный характер воинской дисциплины.

12. Интегрированным показателем подлинно свободной деятельности личности является ее социальная ответственность.

- 343

Она поднимает свободную деятельность на уровень общественно значимых прогрессивных требований. Высокая социальная ответственность личности воина - один из ведущих факторов боевой готовности армии и флота, гарантированной защиты завоеваний социализма.

13. В решении задач коммунистического воспитания личности важное значение имеет марксистско-ленинское понимание свободы. Оно выполняет как мировоззренческую, так и воспитательную роль. Осознание подлинного характера социалистической свободы личности помогает человеку, особенно в пору его становления, глубже понять предназначение вооруженного защитника социализма, свою личную исключительно высокую социальную ответственность в век ракетно-ядерного оружия перед обществом, перед всем прогрессивным человечеством за гаранти-рованность сохранения будущего. Повторяя слова поэта, можно сказать, что на плечах солдата не погоны, - судьбы человечества лежат.

- Понимание классового характера свободы личности дает возможность полнее увидеть несовместимость реакционной воинской деятельности с подлинной свободой, сформировать по этим вопросам свою мировоззренческую позицию, отвечающую классовым интересам прогрессивных сил, интересам человека труда,

- Нельзя считать нормальным отсутствие этой темы в программах по философии в высших учебных заведениях, в том числе военных, включая кандидатские экзамены для нефилософских специальностей, а тем более - в курсе обществоведения для средней школы. Целесообразно, на наш взгляд, читать в Вузах спецкурс "Марксистско-ленинская теория свободы личности". Учитывая тот факт, что воиньсиашей армии и флота стоят на защите подлинно свободного общества - развитого социализма, необходимо, чтобы марксистско-ленинское понимание свободы, ее современные проблемы становились достоянием каждой личности, вносились в сознание различными формами учебно-воспитательного процесса, были отражены в программах политических занятий матросов,

- 344 солдат, сержантов и старшин, марксистско-ленинской подготовки офицеров, цурса философии в высших военных учебных заведениях.

14. Раскрывая сущность социалистической свободы личности, ее специфическую особенность в ратной деятельности, процессы достижения свободы в борьбе с противником,мы тем самым обоснованием пути и способы формирования качеств, необходимых личности воина. Возрастание требований к эффективности и качеству боевой готовности,которая должна обеспечить гарантированную защиту социализма, естественно, ведет к тому, что требования к качествам личности воина должны соответствовать этим процессам. Здесь рельефно видна органическая связь свободы и дисциплины, свободы и ответственности личности, роль внутренней свободы, социальной активности и свободы воли личности в ратном труде.

- Однако формирование действительно свободной воли, волевых качеств личности на прочном фундаменте марксистско-ленинской убежденности, способности управлять собой как в простых, так и в экстремальных ситуациях ратного труда^научной и осознанной основе является пока одной из актуальных практических задач, которая ждет своего решения. К сожалению, эта проблема в педагогической практике еще не стала повседневной нормой и носит стихийный, неорганизованный характер.

- Подлинная свобода личности в социалистическом обществе состоит в беззаветном служении великим идеалам коммунизма, в обеспечении гарантированной защиты социалистической свободы как величайшей человеческой ценности.

 

Список научной литературыКондырев, Иван Яковлевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., изд.2-ех\ т.9, с.224-230.

2. Маркс К. Временный устав Товарищества. К.Маркс и Ф.Энгельс.1. Соч., т.16, с.12-15.

3. Маркс К. Дебаты шестого рейнского ландтага (статья первая).

4. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с.30-84.

5. Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль. К.Маркс и

6. Ф.Энгельс. Соч., т.16, с.101-155.

7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том I.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23, с.5-900.

8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том 3,книга Ш: процесс капиталистического производства, взятый в целом. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.25, ч.1, с.29-505.

9. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том 3,книга Ш: процесс капиталистического производства, взятый в целом. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.25, ч.П, с.3-458.

10. Маркс К. К еврейскоцу вопросу. К.Маркс и Ф.Энгельс.1. Соч., т.1, с.382-413.

11. Маркс К. К критике гегелевской философии права. К.Маркст Ф.Энгельс. Соч., т.1, с.219-368.

12. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.13, с.5-9.

13. Маркс К. Коммунизм и Аугсбурская"dl^em^Lne -гесЫп^?- К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с.114-118.

14. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль.

15. К истории немецкой культуры. Против Карла Гейнцена. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.4, с.291-321.х) Далее все работы К.Маркса и Ф.Энгельса указываются по 2-цу изданию.- 346

16. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "философию нищеты" г-на

17. Прудона. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.4,с.65-185.

18. Маркс К. Письмо Георгу Гераегу, 26 октября 1847 г. К.Маркси Ф.Энгельс. Соч., т.27, с.417-419.

19. Маркс К. Размышление юноши при выборе профессии. К.Маркси Ф.Энгельс. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956, с.1-5.

20. Маркс К. Речь на юбилее people's par1 произнесеннаяв Лондоне 14 апреля 1856 г. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.12, с.3-5.

21. Маркс К. Речь о свободе торговли, произнесенная на публичном собрании брюссельской Демократической ассоциации 9 января 1848 г. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.4, с.404-418.

22. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.З, с.1-4.

23. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. (1У том "Капитала").

24. Часть I. (Глава четвертая). Теории о производительном и непроизводительном труде. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.26, ч.1, с.133-300.

25. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. (1У тон "Капитала).

26. Глава девятая). Замечания об истории открытия так называемого рикардовского закона земельной ренты. (Дополнительные замечания о родбертусе). (Отступление). К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.26, ч.П, с.I19-172.

27. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. (1У том "Капитала").