автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Свободное время как фактор формирования личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Свободное время как фактор формирования личности"
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
САРАТОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСЖОГО
На правах рукописи
УДК 300.38
ПОГРШАЕВА Татьяна Анатольевна СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм
А в т о .р е ф е р а т диссертации на сопекайте ученой степени кандидата философсглх наук
Саратов - 1989
Работа выполнена на кафедре философии Саратовского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени К.Г. Чернышевского
Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РСФСР,
доктор философских наук, профессор Я.Ф. АСКИН
Официальные оппоненты: Заслуженный деятель науки РСФСР,
доктор философских наук, профессор В.А. ШАШИН
кандидат философских наук В.Н.РУЩСВА
Ведущая организация: кафедра философии Саратовского ордена Знак Почета юридического института
Защита состоится " /6 « <ми ь и 1990г. в ¡^часов
на заседании специализированного Совета К 063.74.07 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Саратовском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени Н.Г.Чернышевского ( 410601, г.Саратов, ул.Астраханская,83, корпус IX, аудитория 406).
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале И 3 Научной библиотеки Саратовского государственного университета.
Автореферат разослан " с\0 " ¿С' X, 1989г.
Ученый секретарь специализированного Совета К 063.74.07 доктор философских наук, профессор
Я.Ф.Аскин
ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ -
Актуальность темы.Необходимость исследования проблемы свободного времени как фактора формирования личности определяется современным состоянием всей общественной практики, направленной на создание качественно нового состояния общества, "которое живет богатой духовной жизнью, отличается высокой культурой и нравственностью, ... где созданы и реализуются широкие возможности для проявления таланта, свободного самовыражения личности"1. ХЕШ съезд партии, Пленумы ЦК КПСС, прошедае в последние годы, XIX Всесоюзная конференция КПСС, Съезда народных депутатов СССР особое внимание уделили социальным факторам ускорения развития советского общества, разработке научно обоснованной социальной политики. Происходит увеличение масштабов и. глубины задач совершенствования всех сфер общественной аизни.
Проблема человека и его деятельности, выдвинувшаяся на передний план общественной жизни и теоретической концепции современ- ' ного марксизма, органически связана с проблемой времени: послед-' нее составляет форму бытия"Человека, важнейшую характеристику и, вместе с тем, условие прогресса личности и общества. Деятельность человека происходит в социальном времени, состоящем из рабочего и внерабочего времени. 3-состав последнего входит свободное время, которое в условиях происходящих в нашей стране событий привлекает все большее внимание. Существует непосредственная связь меяду происходящим в советском обществе развитии социалистической демократии, экономической, политической,-духовной свободы и решением проблемы свободного времени. Свободное время в его подлинном общественном значении нужно, в сущности, свободному человеку.
I
Возрастает значение свободного времени и как самоценности, как феномена культуры. Человек конца XX столетия осознает уникальности как времени вообще, так и свободного времени в частности. Но не всегда еще проведение свободного времени соответствует идеалам, потребностям и возможностям социалистического общества, проявляется чисто потребительское отношение к досугу, что также заставляет интенсивно сбсукдать проблему культуры свободного времени, оптимизации его структуры. На современном этане развития советского общества возникает ваглая и сложная проблема "возвышения" досуга, проблема использования свободного времени не только на отдье, восстанавливающий силы, но и на занятия, дзщие простор для всестороннею развития человека, облзгсра:г.изаЕ2я всого образа низки.
Ра зтзэоотанноогь проблемы. В советское философской литературе имеется широки:! круг публикаций, посвященный. различным аспектам проблема свободного времени. Прежде всего, это работы, в которых свободнее ьрзкя рассматривается как социологическая категория. Существенное значение здесь имеют исследования З.И.Болгова, Л.А.Гордона, Е.А. Грудина, Г.Е.Зборовского, Г.П.Орлова, В.М.Свк-никникоз&, Г.С.Струмилика, в которые: исследуется сочетание pas-ньв; видов деятельности в свободное время, конкретизируется его структура.
В работах В.Г.Кряг.ева, А.В.Неценхо, З.Д. Патрушева, Г.С.Пет-росякз, Г.А. Пруденского свободное время рассматривается как ёконо;лпческзя категория, ведется поиск путей повышения производительности труда за счет восстановления духовных и физических сил человека, экономически обосновывается возможность увеличения объема свободного времени.
Исследуют зависимость процесса формирования личности от наличия у нее свободного времени и его рационального использования В.Г.Байкова, A.C. Дучал, A.A. ЗемцоЕ, С.Н.Иконникова, Л.Д. Логвинов, A.B. Мялкин, В.Н. Пименова, З.В.Соколов. В работах В.А. Шнбалина, Л.В. Сохань, В.И. Шиккарука, В.И. Куценко, В.А. Буслинского, С.С. Вишневского анализируются пути совершенствования социалистического образа сизни, связанные со свободным временем.
Оценивая состояние исследования проблему свободного вре?.;ани к деятельности зо времени человека, следует отметить, что при
- 2 -
о
эбщем обилии публикаций фшгссофско-методологический аспект сво-5одного времени как фактора формирования и развития личности не заскрыт полностью, а имеющиеся пути решения проблемы включают щскуссионные и нерешенные вопросы. Достаточно четко проявилась :енденция вычленения и обособления в изучении отдельных задач, :вязанных со свободным временем. Эта работа, несомненно, полезна, даако такое расширение научного поиска чревато замещением целос-'ных представлений о категории свободное время суммированием его 1лементов. Эмпирическое исследование свободного времени, совер-¡енно необходимое и приобретающее сейчас особенно широкий размах, меет опасность стать описанием собственной логики исторически ложившихся типов свободного времени, привязанного к человеку лишь вешним образом. В условиях развития дисциплинарного подхода к вободному времени, изучаемого экономической наукой, социологией, :едагогикой, психологией, возникает вопрос о формах выхода на ровень взаимообогащающего междисциплинарного синтеза.
Разработка философско-методологического аспекта категории вободного времени позволяет выявить его значимость дня создания словий формирования личности, определения возможности обществен-ого регулирования количества и культуры проведения свободного ремени.
Цель и задачи исследования. Основная цель настоящей работы остоит в том, чтобы, руководствуясь диалектдко-материалистичес-ими принципами, исследовать, фялософско-социологическую катего- .. аю свободного времени как фактор формирования личности, связав, экнм образом, свободное время непосредственно с человеком и тазив при этом творческий характер свободного времени. При этом зльшое внимание уделяется разработке понятия культуры.свободно-з времени и установлении, основных направлений его формирования • ж деятельности человека во времени.
Исходя из указанной цели, предлагается решение следующих за— зч: I. Осуществить исследования категории "свободное время", гаснить ее содержание и структуру, ее связь с формированием гчности. 2, Провести анализ истории развития свободного време-г, определения его места и роли в социалистическом обществе. . . Рассмотреть, понятие культуры свободного времени, выявив ее дергание и формы реализации. 4. Показать специфику влияния юбодного времени на культуру личности. 5. Определить- значение
регулятивного фактора в исйагьзогзаш. 'Свободного 'врсагши
Ессясдоазаие §гло'софско~социояо-гической категории 'сзободвое- время как .-фай-гора фаркфогалия личности на основе- дшсейтячеркого- щап^щса -деяжедьносга человека во времени■представляет собой качественно новый способ постановки Е'репешщ %о6лййг человека к няявяания •творческой- роли- социального врзкгяи, • представленного гааптего хокасязнгом, гая свободное время. .
К .ваЕЕЕМ..эдгмевгац содзрзапЕа дкосорггцаг, опредегдада«- ее научную новизну и; ^езчямоогь» ргносгггся сясдузвпие нагсхеягя, зы~ ■ носимые на защиту: -
1. Свободное время в процессе дстсрячек-гэго- раззнгип аронию " долгий путь от щпогяекш з'осясзнсм ретегерагявных футяй до состояния, когда ж пользуются разлизав/ классы к группа общества для-деятельности, -в 'когсрой творческое гукакиекгческое начвло приобретает 'все'большее значение. • Значение свободного. времени как .фактора - формирования, личности в ходе ясторяи общества возрастает. На современном этаперазвитая общества проблема свободного врекг-'ни'высгулаах как-одка йз' гло'бзльшгх-;прсблсгк,' ргшензе которой, осу-' ' ществляется .по-разкаму в разлотшсс ооцадыаа• састзмзхги, -вместе.
. с тем-ока; имеет' - общие черты всей''современной.'цйзшшгации.-
2. Историческая эвслгвдя. свободного времени ала не .только в годе смена '.общебтвеЕНр-^кояошяесюзх: формаций, но и в процессе развития советского общества.-Выделены-пять; этапов развития свободного времени-. в истории.советского общества.
- 3. Культура - свободного '-времени является специфическим: феноменом деятельности личности в свободное время» А поскольку как личность,' так и объем и структура свободного времени претерпевают непрерывный изменения, то и-влияние свободного времени на формирование личности является, динамическим факторам. Отсюда, следует вывод о конкретно-историческом характере не только -личности, но и культуры свободного, времени применительно как к отдельному социальному субъекту/ так и к-каждой социально-классовой и социально-демографической группе и обществу в .целом.
4. Специфическое значение свободного времени в процессе развития личности заклкзчается Б реализации принципа всесторонности, в возмоЕНОсти рассматривать личность такой, какой она является в объеме всегр социального времени, е не только в рабочее время.
5. Де.1 'Ьзэвоа' .с'оцйййного времени, в том■ числе и свободного • врзгени, и внйвлввЗЙг' его- цвжостя.суизствепяо внделекпе времени общества в целом, сошзльной- группы и. личности, что дополняется члзяекгем остального времени по длительности,- йб^ёрскашт и- структуре. Поадясйюно Ездежгь два ввда. взаимосвязаннах- между -собой оценок'Свободного 'времени: общую, при'которой формируется отношение к свободному времена в целом, и-частные оденет, которые связаны с отразениел отдельных харзктерпстдк свободного времени я культуры его использования. При этом предлагается различать реальную, нормативную и идеальную, модели'культуры свободного времени.
6. Задача регулирования со 'сторона общества я государства структуры, свободного времени и- культуры его проведения может быть эффективно - реализована - не. чисто вяеагшт • норштавакйя воздействиямиа чзр-ез влияние на личность..формирование определенных гячносткжс качеств» Вазкш каналом регулятивного воздействия общества на свободнее вретдя личности внетушет ее социальная микросреда.
здатгость исследования определяется обращенностью его к одному лз аспектов йсшпровайия советского чело-зеза, к обогащения внутреннего яяра личности,- с-т которого во много:.* завпелт качестгзшюе совершенствование сспдалистя^есгсого общества.-Результаты, полученные' в дпссертсакг,- шгут бкть использованы з курсе ыпркс2ст'ско^лэ!стскс2' фзлосьфап пря язу^тенкп тгш "Личность я общество", а текез пря характеристике йогоалышх ас— пактов категории врекзкя. -На базе диссертаций- кокзт быть■разработки спецкурс. Ее выводы могут быть применены з конкретных со-цполопгсесхак -и психологически:: -исследованиях, з работе методологических семинаров, в лекционной пропаганде. -.
Результаты исследования- излагались автором ' на Еаучно~щ>ай'тйчёсяой' конферсяциг -ЕйСТ- "Сакоаодаотовка студентов заочного обучения" (1585г»), на теоретическом семинаре аспирантов кафедры философии С17 (1937г.), :на республиканской научной конференции "Управление, творчество, развитие". (Саратов, 1988г.).
Диссертация, состоит из введения, двух глаз, объединяющих'пять.параграфов, заключения, списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, анализируется степень ее разработки в научной литературе, формулируются цели и задачи работы, излагаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Деятельность человека во времени и проблема свободного времени" рассматривается мировоззренческий и методологический аспекты философско-социологической категории свободного времени, которые получают реализацию в общественно-исторической деятельности людей.
В первом пзтграбе "Свободное время как философско-социологи-ческая категория" время рассматривается как одна из характеристик процессов развития личности. Автор исходит из философских характеристик времени как. формы бытия материи и феномена развития культуры, данных в работах Я.Ф.Аскина, В.Н. Ярской, Г.П.Орлова, В.П. Яковлева, H.H. Трубникова, Г.Г. Сучковой и других авторов, рассматривая социальное время как форму бытия общества и человека и делая основной упор на свободное время как одну из его частей. При зтом показывается, как общие свойства времени кодифицируется на уровне свободного времени.
В диссертации проводится анализ различных определений свободного времени, дается оооснование понятия свободного времени как философско-социологической категории. Для этого теоретическому анализу подвергается сущность свободного времени через углубленное раскрытие его содержания. Социальная сущность свободного времени - во внутренней основе той деятельности, которой занимается человек за пределами производства и обязательных регенеративны:-: функций. Этой внутренней основой является свободная деятельность.
При этом автор диссертации исходит из характеристики свободного времени, данной К.Марксом, который сущность этого феномена связывает со свободной деятельностью и развитием каздого индивида. К.Маркс дает ценностную характеристику свободного времени, подчеркивая, что в будущем обществе "мерой богатства будет отнюдь уке не рабочее время, а свободное время"^. Категория свобод-
1 Маркс К. .Энгельс Ф. Соч. Т.46Л.П.С.217.
- 6 -
него имззз- чёткую ссппгльнуэ орлеагапко и играет ведущую
роль, в обосновании концепции прогресса- как целя развитая циияля-агпяя. Бгщелясгся специфические колетостзеншге я качественные ха^ктергстаки свободного временя, которые поззаяяют раскрыть его содердгнпо.
^„втстзом^п^гтойе "Развитие. пскятяя свободнее время" рассмат-тхсаегся прогрессивная эзолпцзл свободного врзмекн и изменение его роли как фактора формирована.? личности. Исследование данного процесса опирается на исторические материала, результата социоло-. гических исследований, статистические данные. При этом существенно использование сравнительно-исторического, хронологического метода, метода периодизации и фермацяопного подхода.
Рассмотрение первобытнообщинного общества позволяет сделать вывод о тем, что свободное врегля в нем не выделяется ецэ по своим функциям от внерабочего времени 'вообще, око предка значено было в основном для физической регенерация сил человека. С возяикнове-няе:.г клгееоз произошло разделешхе несвободней,'принудительной деятельности и .свободной деятельности социальной самодеятельное-
ТЕ.
Спецификой типов свободного. времени в аптагонист^гчосккк формп-дк&г является формование противоречия рабочего 2 свободного врзкэня и рост свободного времени препм'/г.естванно у госдсдг.тзув-езге класса. 0б2."&ст2енко-э::сксмичсс"л.;а -формации и классы эксплуататоров менялись, ко такая основе динамики колхчестзг, структура использования с^сбодгссгс. времетп:, з суцхосгя,- оставалась делгое время,
. Е ходе исторического р; знхпя свободное время воз болеэ, если ьготхно так сказать, демократизировалось, уменьшение 'рабочего времени приводит к увеличение не только внерабочего и, как частя его, свободного времени■общества - б целом, ко и езебодкого врекэ-ки непосредственных производителей^'еппятн:.-:'з общественном, производстве. Использование свободного времена з интересах соверпея-зтвовзшхя личности выступает одной из глобальнпх проблем совр.змен-
2ССТИ.
Вместе-с там постановка и ресенас проблем свободного временя з разных социальных системах имеет радикальные различия. В диссертации подробно исследуется специфика и эволюция свободного зремени в советском обществе. При. этом раскрытие, сущности свобод- 7 -
кого времени в условиях социализма производятся с учетом основной его цели - обеспечение "полного благосостояния а свободного эсе-стороннего развития"всех членов-общества"^.' Б социалистическом типе свободного времени выделяется пять этапов его развития. Они характеризуются изменениями социальной политики," ростом количества свободного времени и совершенствованием качества его использования, культуры свободного времени.
К первому этапу социалистического ткла свободного времени (от декрета о зось?лкчасовом рабочем дне 1917г. до введения семичасового рабочего дня б 1931г.) относится начало культурной революции б стране, которая оказывается непосредственным образам связанной с деятельностью человека в свободное время. Уае на этом этапе'ставится задача соцяально-псЕгслогичзского-зосплтания в массах культуры использования времени, умения ценить на производстве из быту, во всей общественной к личной'гизни.
Поело введения семичасового рабочего дня увеличилось количество-свободного зрзмеки, что, наряду с определенным улучшением-быта трудящихся и повышбке&ы пх культурно-технического, уровня, ' позволяет выделить зторой этап • развития социалистического типа свободного времени. Конкретныеобследования бюджета времени городских гителей зафиксировали однако, парадоксальную картину: затраты времени ■ на досуговые потребления культуры снизились на 1,1 часа, прекратили свое существование многие .доброзольше объединения. Главной причиной,-как представляется, являлось то, что сформированная в это врем® адаинисгративно-командная система управления, ограничивая проявление свободной деятельности трудящихся, в производстве,, накладывала-свой негативный отпечаток на использование' свободного времени. Исследования проблем . свободногб времени на, эторл . этапе- были выполнены по преимуществу в социально-экономических аспектах, не изучались социально-психологические аспекты рационального использования свободного времени трудящихся. .
Это стало возможно только на следующем третьем этапе (с 1958г социалистического типа, свободного времени, когда удельный вес рабочего времени стал составлять только 23,9%. Структура свобод-
1 Ленин В.И. Долн.собр.соч. Т.6.С.237.
ного времени ич этом этапе претерпела изменения з сторону увеличения элементов, обеспечнзашкх более разностороннее развитие личности. Значительно увеличились расхода свободного времоа:: па учебу, па просмотр телепередач. Отмечается некоторый пс.зем общественной. активности в свободное эриля. Ко щлроксму рззЕктпп этого процесса пометал ряд причин, которая, на каш ззглхд, явля-втса.следухяга: лепзягхзе ддзи о самоуправлении не были зозрзз-декк з полкой кэре я после 1953г., создание кассовых общественных организаций просветительского типа было ориентировано на потребительское пркобщеппз к культуре, с.§ор;гЕра2а.~ссь упрощенное црзд-стазлэннэ о проблемах деятельности человека з свободное время - • считалось что необходимо создать кзгорпгльву» бззу досуга, а дзльаз вое пойдет само сабсй.
Переход на шпкцневнз® рабочую неделя позволил увеличить обьем свободного времега и ьагнеГхгей задачей становится его рациональное использование. Это дает основании* видеть.здесь переход к четвертого' отелу (с 1667г.) социалистического типа свободного времени, з котором, однако, прос:датризаются и негативные явления, связанные с вразствентгя деформациями, характерная дай застойного периода. .Что жз касается теоретических исследований, то нельзя не отметить, что б. середины аестндесятых годов з обществоведения возник и все более.усиливался напряженный интерес к проблеме личности и путях ее развития. Это относилось и к разумному проведению свободного времени личностью, с неприятием облегчённых путей эремяпрепровогдения, что обостряло проблему культуры свободного времени, органически связанной со степенью развития потребностью-личности.
■ Происходящие в.настоящее время .. . процессы позволяют сделать вывод, что возможен переход к пятому этапу (с 1985г.) социалистического типа•свободного времени, формирование которого вызвано усилением требований к качественны1.!, характеристикам свободного, времени, как л к дальнейшему его увеличению. Интересы личности, п общества должны совпадать 'не только в рамках рабочего* времени, но и в сфере свободного времени. Определяющим' становится взгляд на человека- не как на средство, а как на цель общественного развития. Совершенствование социалистического производства призвано приводить ко все большему переходу экономического результата - экономии рабочего времени в результат социаль-
nd - возрастание свободного времени, чго в часспоеж,
свое гарзкзниз з увглдчеки; дл:сеяькост:-'. отпусков. Обновление социализма в социальной области связано со многий: ягленгямй общественной ZZ3SZ, с ргзллчннми форгамз человеческого обсешк:, в том числе а в сфера досуга. Все более становится ясно, ч~о гармоничное развитие личности возможно только при наличгл в обществе определенного уровня культуры рационального использования свободного времени, a see требует радокалызг: сс^альних преобразований, которые дол5на быть реализованы в хода перестройки со- . зетского общества.
Во зтогюй глазе "Культура свободного времени и личность" рассматривается проблема культуры как многогранного понятия, состоящего из культуры общества, социальных групп и культуры лич--аоетп. В культуре личности с точки зрения теш диссертации выделяется культура проведения.рабочего и внерабочего времени и свободного времени как части последнего. Исследуется.взаимосвязь-общей культуры личности, ее характеристик и культуры свободного времени.
В петзвом пагагтзата "Влияние свободного времени на культуру личности" уточняется применение-понятий'"культура", "личность", "культура личности" в их взаимосвязи. В диссертацсг обссновнза-ется та точка зрения, что культура призвана не преете сосуществовать с человеком, а органически zsojes:» в его'.деятельность во всэы обземз социального ' времени, а, гдавЕое, становиться тегл реальны:.! фактором, -который позволяет кзадоку в соответствии со сзог;.£1 склонностями и цитсрессыи продгатиэно лсссльсаза'Л свободное время. ' - -
При анализе тиасдк культура личности в ее ЁкдекЕачезхаЗ. взаимосвязи со свободна: временем рассматривая::«-; культура общественно-политической деятельности, культура творчества, культура общения, культура образования и самообразования,- культура восстания и самовоспитания, физическая культура, семейно-бытовзя культура к культура досуга личности.'
Показывается значение данного исследования для решения проблемы выработки методов и средств формирования социально активной личности. Свободное время, являясь ареной свободной общественно-политической деятельности личности, могет быть использовано ею в этом качестве лииь при.: наличии широкой и эффективной демохра-
- 10 - *
тш. И как демократия нуждается в свободном времени, так и свободное время нуждается в росте и совершенствовании демократячесшг основ жизни. Общественно-политическая активность в свободное время является важнейшим средством перемены деятельности личности.
Автор считает целесообразным выделить творческий аспект культуры личности для наиболее полного выявления влияния на нее свободного времени. Для этого в диссертации творческая деятельность шчности разделяется на профессиональную и непрофессиональную. 1ри этом диссертант исходит из широкого понимания творчества, по-гагая, что последнее не следует ограничивать исключительно открытием принципиально нового, совершенно неизвестного. Творчество [роявляется везде, где человек подходит к своей деятельности в ферах материального и духовного производства как к нестандартна, как к способу реализации своих способностей, используя новые :етоды осуществления форм своей жизнедеятельности. Непрофессло-альное творчество имеет место там, где личность в свое свободное ремя стремится к самореализации, к проявлении и раскрытию своих ворческзх сил и возможностей.
Особенность свободного времени в том, что оно дает возможность еловеку испытать себя в различных видах творчества. Опасность зрофессионального-кретинизма", о котором писал еще К.Парке, реодолевается вовсе не путем устранения профессий, а посредстг.г-:: асшрения за пределами выполнения профессиональных обягеююсге'' эмпетенши каждого человека, его интеллектуального пстешг:п.-г.. гзнообрззные любительские увлечется личности в свободное гт-гт юсобствугот умножению ее духовного богатства п фигяческо: у гтию.
В диссертации культура быта рассматривается как -
: личности, определяемая состоянием общества в поле:.: ;■ :•:-:; •няретньш возможностями, которые представляет та кле иная с;-алькал состема для совершенствования человеческой прпрка:. Г-:-.-яие быта в жизни человека велико. Как било отмечено из I Лг:-нзроднкх депутатов СССР, в настоящее время "неустроеннее;'; та рождает у многих чувство безысходности..."!. Преодолен;:-;-зго обеспечивается не только ростом материального обесл!пе::1:я, и формированием семзйно-бытсвой культуры личности.
* Рышсов Н.И. О программе предстоящей деятельности правитель-¡з СССР // Правда. 1989. 8 июня.
- II -
От creneES культурного рвагккзх aassooai сущзстзаипо вазиояг успешность но только производственной деягегьпоссг,- но и разумное использование свободного врзмонк, поведение-человека в быту, стабильность и взаимопонимание в семье. В то ze время структура деятельности человека в свободное Ерамя со своей стороны оказывает воздействие на формирование человека как личности.. Анализ взаимодействия свободного времени и культуры личности показывает их диалектическое взаимовлияние мегду собой и невозможность формирования обдей культуры личности без. культуры свободного вр; мени.
Во втором nat>arparf;e "Культура-свободного времени" исслздузтс: качественные параметры свободного времени, из которых выделяются два основных момента: содержание .самого понятия культуры свободного времени и метода ее реализации в деятельности. При этом автор опирается на данные социологических и психологических исследований и проводит анализ вариантов научной организации сз бодногс времени.
В диссертации предлагается под культурой свободного времени' понимать умение общества,, социальной группы или отдельного чело века ценить, экономить, планировать, прогнозировать и опгплази-ровать, то есть разумно и на продуманных, научных основах испод зозать свободное время. Культура свободного врзкзнл определяется социальны:.'::: факторами, глазными из которых язлязтея: характер общественного-строя, конкретная ситуация, сдсзсзпаяся в обществе, уровень развития культуры- общества-в целом, возможное тп сферы обслуживания культурные и битовых потребностей человека с квалификации; ладей, работающих в ней. "Еазкнуа -роль играет такгз и характеристика самой личности, уровенз еэ общей культуры, ее психологические особенности. Автор .считает .'целесообразным рассматривать культуру свободного.времени через выраденле определенного образа.низни личности и с учетом этого разработка вариантов рационального бюджета времени для различный категорий населения страны, их внедрение в низнь.
На основании данных философских и социологических, исследований в диссертации проводится анализ • типов .личности и в качестве одного из юс существенных признаков предлагается учитывать ее отношение к свободному времени. Полученные1 результаты используются для характеристики.методов реализации культуры.езободно-
го времени, которые зависят 2 от следования традициям, коде, обычаям и привычкам. Изменение слсживанхся стереотипов, особенно приобретение навыков и умений преодоления негативных последствий, - дело длительное и сложное.
В диссертация показывается, что культура свободного времени комплексный феномен, которой реализуется через выполнение ряда функций. Главками $уйЕ32Жа культуры свободного зремеНИ ХЗЛЯЗГ-ся функции трансляции, обновления, регулирования, формирования, воспитания •я'рааэгяжя,' которые подробно рассматриваются в диссертации.
Функциями культуры свободного. Ьргкепз явлпэгея также функции ' ка-зюисаторнЕЯ, яса?дункЕЗЦ22, егьзйнэя и зосстанозяенпя. Анализ функции эоссгаяа*Е5кая гли рс-крз-атти приводит к пбдрзздэленю ее на • функцию физического зеойггнозлзния и функцию психслогпчес-кзго восстановления, при этех- показывается их значение дая сох-ракэгпгя работоспособности, оздоровления, зклзчекия в них развлечения и игры. В соБр5менкых* условиях интенсификация общественного производства требуегя своеобразная яятенгЕфпкаязя форм отдыха. В.диссертации - раскрываются возможности различных форм активного отджа. для реализации функции восстановления. Функции культуры свободного времени выявляют низшие л выспзге- ее ступени. Так, гармонизация на уровне восстановления .проявляется как способность путем'рационального .'чередования занятий снять утомление, вызванное предыдущей деятельностью, на уровне же развития ока
выступает' как оптимальное совершенствование духозных, физических гиче
и.пскхолоских-качеств* как умение связывать-различные виды деятельности применительно к своей индивидуальности.
Несмотря па обогащение не только теоретического, но и массового, сознания. ионгоч'лкием многообразия функций свободного времени и культуры его проведения, сегодня в обыденном мышлении и психологии людей нередко' преобладает признание решающей ролл функции восстановления, что свидетельствует о недостаточном уровне сознательного регулирования проведения досуга. В этой связи встает вопрос об -анализе тенденций культуры свободного времени, которые необходима, на наш взгляд, рассматривать в совокупности с таким детерминантом культуры свободного времени как его регулирование.
В третьем параграфе "Значение регулятивного фактора в использовании свободного времени" исследуются количественная и качественная стороны регулирования свободного времени, проводимого обществом, государством, социальной группой и самой личностью как саморегулирование.
Количественная регуляция осуществляется оказанием влияния на объем и структуру свободного времени каждой отдельной личности, а таете управлением продолжительностью мероприятий при обществен-ешх формах использования свободного времени. Качественная регу--ляцкя заключается в повышении эффективности, рациональности и полезности того ита иного вида деятельности общества, социальной группы и личности.
Автор проводит анализ понятия регулирование структуры свободного времени, для этого рассматривается его история от первых разработок социалистов-утопистов до современных взглядов на эту проблему. Философский аспект анализа проблемы регулирования обществом свободного времени личности заключается в рассмотрении субъекта и объекта данного регулирования, а также их взаимосвязей и взаимоотношений друг с другом. Методологическая основа сущности проблемы регулирования свободного времени состоит в выявлении оптимальных условий выработки способов, форм развития всех членов общества, их свободной деятельности.
В диссертации показано, что в регулировании свободного времени необходигло выделить объективную и субъективную границы решения этой проблемы, где объективная граница - это общественная необходимость, связанная с потребностью общества тлеть развитую личность, ее профессионального и культурного роста, субъективная граница - это свобода личности, ее личные потребности и интересы.
Возможности решения проблемы увеличения объема свободного времени за счет сокращения фонда рабочего времени ограничены уровнем производительности труда, а рост этой последней - дело трудоег. ;ое, поэтому привлекает особое внимание в качестве источ-щпса роста свободного времени совершенствование структуры внерабочего времени, то есть более рациональное его использование и'увеличение в кем доли истинно свободного времени. В диссертация подробно анализируются, на основе обобщения конкретного материала, возможности увеличения объема свободного времени за
. - 14 -
•чет совершенствования домашнего труда, слукбк быта, торгового (бслунизания, уменьшения затрат времен:: связанна: с дороге:: :::: ¡аботу и сбрзтно, а также затрат времен: в личнем подсосном ::с— яйстзе.
Существует резкая разница в затратах времени на подсобном хо— яйстве в городе и сельской местности. Свободное время крестьянка меныае свободного времени горояанина. Следует иметь в виду, то переход к сельскохозяйственно?*? труду в ферме семейного икдп-эдуального (фермерского) хозяйства делает понятие подсобного эзяиства лишенным смысла. Проблема свободного времени крестьянка, ведущего фермерское хозяйство. - эте особы": вопрос, поскаль/ деление времени на рабочее и внерабочее злесь приобретает юцпфический характер, нугдавжхся в специальном рассмотрении.
Б вопросе регулирования свободного времен: ди^ферегшродашаг!: >дход к каддой из социгльзо-демографяческкх категорий населения стен применяться наиболее широко и паяно, поэтому автор лссле-ет проблема проведения свободного времени у колодеаи-стараек-екпкоз, учапихся ПК7, студентов, работающей ксяодеак, а такте удящихся более старзих возрастов, у пенспопзров. При .-тем мечзется наличие негативнее явлекп2 з использовании езобои:-:;— времени, связанных с чисто потребительской по зтнозе.'ни:- :-: к/ ориентадлеЗ, :: выявляются некоторые их ярогчлны. К -¡::еяр зледних относятся, з частности, отставание з развитн:. сгс*:-:.'"— -культурной сферц, промахи воспитательно:': работе, а га:с:-г «ехтивнз свгздзззгадеся ясблэго~р::я7ные условия, к числу херах в последнее время относится л незанятость чистя т?удс?:к-1когс населения, з тем числе молодела!, в сфере лронзв.-доггп. :яеднее лгалний раз подчеркивает взаимное влиялае раогчег? :: ¡рабочего, в тем числе свободного времени, друг на дгуга. Показывается в отсм плане роль микросреды, зкшюгв?:. семы.:, юр-малыше социальные структуры как детертйшпрув'зг.е •пгг.тгг:-Йодного времен:. Отмечается при это:.: ватная рель, довых коллективов, слокившейсл в яавгей стране слстемг :•:::-них организация, к которым в ходе перестройки добав::л::с1 лгчнне неформальные объединения - общестэешго-паяпткчсскпг-, геологические, культурно-исторические, весьма неоднородные, з противоречивые по отнопеяиэ друг к другу. Так или иначе современном рассмотрении вопроса нельзя игнорировать с: злн-
- 15 -
яше на характер использования общественной энергии и времени советских людей вне рамок их производственной активности.
Общественное регулирование свободного времени осуществляется при мопощи социально-экономических, правовых и идейно-воспитательных средств, включающих прогнозирование социальных последствий использования свободного времени. Идейно-воспитательная работа, исходящая из программных установок Коммунистической партии охватывает своим влиянием и сферу свободного времени. Правовым регулированием свободного времени является закрепление с помощьк юридических средств свободного времени для всех социальных груш и слоев общества. Диалектическое взаимодействие правовых норм и свободного времени заключается в том, что юридически закрепленная нормативность создает предпосылки для личной свободы, для развития человека. Речь здесь не может идти о чисто волевых актг со стороны государства и общества. Необходимо определить общие тенденции я конкретные пути, которые ведут к всестороннему разв! ти;з человека, в котором раскрываются способности личности. В то же гремя необходимо учитывать, что по отношению к свободному вр| ь:ени как методы прямой правовой, административной регуляции при-менлыы только в случаях противопровной деятельности человека. Необходимое влияние общества в основном должно проявляться чере: моральную регуляцию человеческого поведения.
3 проблеме саморегулирования свободного времени личностью есть фактор, который приобретает все большее значение - это воз растание нравственной ответственности каждого за свои поступки и действия во всем объеме социального времени. Позитивное содер жание моральной ответственности в свободное время - это уровень осознанности выбора, степень позитивной активности субъекта, понимание реального социального содержания своих действий и поселков. Ответственность включает в себя и понимание необратимо ти времени. Как свободное время выступает фактором развития лич ностп, так и „личность с рациональными и эмоциональными ксмпонеь та:ли своего духовного мира оказывается регулятором использована свободного времени, в чем проявляется диалектическое взаимодействие. .личности и свободного времени.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы, подчеркиваются мировоззренческие к методологические аспекты исследования философско-социологнческой категории свободного времени как фактора формирования личности.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Проблема свободного времени и его роль в формировании личности (социально-философский аспект) / Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского. Саратов, 1987. 31 С. Виблиогр.: С.30-31. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР й 31595 от 29.10.87.
2. Развитие личности и культура свободного времени // Философия и современность. (Некоторые актуальные проблемы диалектического и исторического материализма). Научный сборник. Издательство Саратовского университета. 1988. С.110-118.
3. Эволюция свободного времени и ее влияние на развитие лдч-Юсти / Саратовский университет им.Н.Г.Чернышевского. Саратов, '988. 48 С. Еиблиогр. :с.46-48.Рукопись депонирована в ИН10Н АН г}СР № 35216 от 19.8.88.