автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете "Гудок"

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Кузнецов, Павел Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете "Гудок"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете "Гудок""

На правах рукописи

Кузнецов Павел Валерьевич

СВОЕОБРАЗИЕ ФЕЛЬЕТОНИСТИКИ 1920-х гг. В ГАЗЕТЕ «ГУДОК»

Специальность: 10.01.10 - журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 2 МАЙ 2011

Москва, 2011

4845623

Работа выполнена на кафедре истории журналистики и литературы Института международного права и экономики им. A.C. Грибоедова

Научный руководитель:

заслуженный деятель науки РФ,

доктор филологических наук,

профессор Агеносов Владимир Вениаминович

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук,

профессор Славина Валентина Александровна

Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

кандидат филологических наук, доцент Павловец Михаил Георгиевич

Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ)

Ведущая организация:

Российский государственный социальный университет

Защита состоится 20 мая 2011 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.203.23 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6, ауд.436.

С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном центре (Научной библиотеке) Российского университета дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6.

Автореферат размещен на сайте РУДЫ (yyww.rudn.ru) Автореферат разослан 19 апреля 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент

Общая характеристика работы

Постановка проблемы. Реферируемая диссертация посвящена исследованию своеобразия фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок», газете, которая внесла значительный вклад в развитие отечественной журналистики.

Газета «Гудок» никогда не ограничивалась отраслевыми рамками, она отражала всю палитру экономической, культурной и международной жизни. Много внимания авторы уделяли вопросам социального характера, последним новостям профсоюзной деятельности, жизни простых тружеников.

В исследуемый период большую известность приобрела «четвёртая полоса» газеты «Гудок», носившая сатирический характер. Как правило, на ней помещались злободневные фельетоны, большинство из которых были созданы на основе писем рабочих корреспондентов и рядовых читателей.

Таким образом, центральная газета российских железнодорожников стала признанной школой мастеров слова, известных в нашей стране и за рубежом. Читатели газеты из номера в номер ждали новых фельетонов от мастеров слова: Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Ильи Ильфа, Евгения Петрова, Демьяна Бедного, Якова Окунева.

Важно подчеркнуть, что изучение фельетонистики — одно из перспективных направлений в научном познании отечественной журналистики.

Жанр фельетона при всех его публицистических особенностях и явной публицистичности его природы нельзя рассматривать вне тех законов, которые лежат в основе произведений художественной литературы.

В результате сопоставления различных теоретических исследований удалось выяснить, что фельетон — жанр «двойной подсудности», подчиняющийся как законам художественной литературы, так и законам публицистики.

Законы, которыми управляется и которым подчиняется фельетон, можно понять, лишь рассматривая его, как особый литературный жанр, как произведение, имеющее свою структуру, свой строй.

Фельетон — это особенный жанр, благодаря которому читатель находит не последовательное развитие определенной мысли, а разработку темы путем вариативной деформации, инверсионных эффектов, смещения оценочных аспектов из реальной плоскости в комическую.

Актуальность темы. По газете «Гудок», и по творчеству ее фельетонистов можно изучать и оценивать как отечественную журналистику в целом, так и художественно-публицистическое своеобразие фельетона — в частности.

Фельетон в наше время практически исчез из современной прессы -весьма печальная тенденция, ведь ни один другой публицистический жанр не может сравниться с ним по эффективности.

Стоит особо отметить, что художественно-публицистические и языковые средства, используемые фельетонистами «Гудка», оказались на высоком художественном и публицистическом уровне. На их примере можно и нужно учиться молодому поколению журналистов.

Научная новизна работы. Новизна диссертационного исследования заключается в том, что до сих пор фельетоны «Гудка» 1920-х гг. не подвергались столь системному и подробному филологическому анализу. По схожей тематике в 2004 г. была защищена диссертационная работа Кривошейкиной М.С. («Жанр фельетона в журналистском творчестве МЛ. Булгакова: период работы в газетах «Гудок» и «Накануне»). В нашем исследовании анализ проводится на основе гораздо большего количества авторов.

При сборе материалов удалось найти более 300 фельетонов, ранее не попадавших в поле зрения ученых. Большая часть из них не входила в сборники писателей и никогда отдельно не публиковалась.

Исследована удивительно разнообразная тематика фельетонов «Гудка», а также художественно-публицистические и языковые средства, которыми пользовались авторы.

Объектом исследования является отечественная фельетонистика 1920-х гг.; предмет исследования — фельетоны Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Ильи Ильфа, Евгения Петрова, Демьяна Бедного, Якова Окунева.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования — выявление своеобразия фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок». Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Уточнить, какие жанрообразующие факторы характерны для фельетона;

2. Проанализировать тематику и жанровые особенности фельетонов газеты «Гудок» 1920-хх гг.;

3. Провести подробный анализ фельетонов «Гудка» на предмет выявления характерных для них художественно-публицистических и языковых средств.

Методологическое обоснование работы. Методологическую основу диссертации составили труды по теории и практике отечественной журналистики и публицистики, исследования, посвященные изучению фельетонистики: В.В. Виноградов («О языке художественной литературы», «Очерки по истории русского литературного языка 17-19 вв.», «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика»), A.A. Тертычный («Жанры периодической печати»).

В способах анализа явлений журналистики образцом для нас послужили исследования: А.Н. Тепляшиной, З.С. Смелковой,

М.И. Шостак, Е.П. Прохорова, H.A. Богомолова, Б.И. Есина, В.А. Славиной, М.Г. Павловца, Е.Г. Коренчука, Е.И. Пронина.

Исследование предметов отображения в журналистских публикациях ведется с помощью аналитического и эстетического методов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Фельетон — жанр художественной публицистики. В нем главенствует та же самая коммуникативная цель — оказать образно-эмоциональное воздействие на читателя, что и в других художественно-публицистических жанрах. Главные критерии для оценки самого фельетона читателем — актуальность, узнаваемость героев и ситуаций и мастерство фельетониста.

2) Основными жанровыми особенностями фельетонов «Гудка» можно считать три фактора: четкая ориентация «на злобу дня», острая сатирическая направленность и использование приемов художественной литературы.

3) Основой тематического своеобразия можно считать тот факт, что в «Гудке» публиковались главным образом фельетоны-комментарии к конкретным фактам. Наиболее востребованными из них были фельетоны на тему международного положения молодой советской страны. Большое внимание авторы «Гудка» уделяли темам производственных недостатков, халатности и отсутствию профессионализма разного рода должностных лиц, волоките чиновничества.

4) Необходимый компонент при создании фельетонов — вымысел. Цель многих фельетонов, публиковавшихся в «Гудке» — довести ситуацию до абсурда, показать ее с такой стороны, чтобы неправильность существующей ситуации была ясна всем без исключения.

5) Результат правильного применения художественного метода в журналистике — создание текстов, содержащих публицистические образы, т.е. образы, ограниченные «правдой факта», но не «правдой жизни в целом». Тем самым публицистика выступает переходной ступенью, «пограничной зоной», отделяющей (и соединяющей) журналистику и художественную литературу.

6) У фельетона обличительные, разоблачительные, а также морально-нравственные функции. Это влияет на выбор журналистом языковых средств творческого выражения, а именно: метафоры, иронии, сарказма, гротеска, пародийного и юмористического элементов.

7) Авторы «Гудка» пользовались широким спектром художественно-публицистических методов. Основная масса фельетонов, публиковавшихся в газете «Гудок», создавались в основном по типу последовательного описания. Большой интерес представляют фельетоны, построенные по принципу сюжетного рассказа.

8) Для текстов, публиковавшихся в «Гудке», характерно разнообразие композиции — они построены как цепочка трюков, диалоги или даже полилоги, фельетоны-пьесы или фельетоны-сценарии.

9) Основная масса фельетонов-комментариев, публиковавшихся в газете «Гудок», создавались, в основном, по одной композиционной схеме. Они четко делятся на эпиграф (обычно цитата из сообщения рабкора); введение в тему, обозначение конкретной проблемы, которая будет освещаться в произведении; размышления автора на предлагаемую тему или сюжетное повествование и мораль. Но некоторые (в основном принадлежащие перу Валентина Катаева и Михаила Булгакова) были построены как сюжетный рассказ.

Практическая значимость работы. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных и практических курсов по истории отечественной журналистики, теории жанров, а также при разработке спецкурсов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

Основное содержание работы

Во введении определяется степень актуальности темы, обосновывается ее новизна, очерчивается предмет и объект исследования.

В первой главе работы «Фельетон: особенности жанра» уточняются жанрообразующие факторы, характерные для фельетона.

В первом параграфе «Жанрообразующие факторы фельетона» обозначаются факторы, влияющие на рассмотрение фельетона как жанра журналистики и определение особенностей и этого жанра, и конкретных текстов.

За основу берется мысль A.A. Тертычного (работы: «Жанры периодической печати», «Серпом сатиры, да по цацкам») о том, что в современной теории журналистики в качестве основных жанрообразующих факторов выделяются: предмет, целевая установка и метод отображения, значимость которых неодинакова.

Далее уточняется, что особое место материалов этого жанра в периодике сложилось исторически — фельетон рождался как особый жанр, не доводивший информацию до читателей, а интерпретировавший ее, расширявший актуальную и злободневную тему до обобщений, вводивший «второй план» информации, причем материалы эти создавались в особом стиле, подразумевавшем мастерское владение автором всеми языковыми средствами.

Обозначаются основные этапы развития жанра фельетона в России, начиная с первого десятилетия XIX в. (A.C. Пушкин, Ф.В. Булгарин) и до

XX века (А.Т. Аверченко, В.М. Дорошевич, А.А. Яблоновский и др.). Показано, как трансформируются жанровые особенности фельетона с течением времени.

Диссертант соглашается с общепринятым мнением специалистов, что в роли предмета отображения выступают событие, процесс, ситуация и личность, и дает их описания.

Выявлено, что событие в фельетоне становится объектом углубленного исследования или художественного осмысления с целью определения его значимости, актуальности, причин и возможных следствий.

Стало ясно, что процесс можно рассматривать как последовательность взаимосвязанных действий, событий. Причем результат предыдущих действий, событий выступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления последующих действий, событий.

Следовательно, в анализе процессов исходным является анализ событий. Это происходит прежде всего тогда, когда начинают интенсивно разворачивать вопросы: как? почему? Имея в виду изложенное выше толкование процесса, журналист прежде всего определяет исходное звено цепочки взаимосвязанных событий. На практике в его задачу входит понять и зафиксировать вполне реальное действие конкретного человека (конкретных людей), получившего точный, вещественный результат, чтобы, исходя из этого, выявить, что предопределило совершение действия, что стало его причиной, что сделало его предпосылкой других событий и т.д.

На основании анализа последних научных изысканий было выявлено, что ситуация, как и процесс, — один из наиболее важных предметов отображения. Наиболее значительны по масштабу ситуации, которые относятся к сфере международной политики.

Важно подчеркнуть, что чаще всего внешне, на поверхности, ситуация выглядит как состояние, уровень удовлетворения интересов людей, участников ситуации, находящихся в определенном взаимодействии.

Есть еще один предмет отображения — это личность героя фельетона, которая интересует аудиторию любого издания не менее того, что происходит в окружающем мире. В журналистском тексте возможно исследовать пристрастия какого-либо человека, его необычные возможности, высокие профессиональные или моральные качества. В ходе исследования стало понятно, что чаще всего в фельетонах исследуются самые разнообразные пороки — пьянство, зазнайство, непрофессионализм.

Исследование предметов отображения в журналистских публикациях ведется как с помощью аналитического, так и эстетического методов исследования.

Если прочие публицистические жанры основаны исключительно на фактах, то при создании художественно-публицистических произведений вымысел — необходимый компонент.

В журналистике элементы вымысла используются — но лишь для того, чтобы «оттенить» факты. Причем хороший журналист всегда дает понять читателю, где достоверные факты, а где вымысел, фантазия, и в чем смысл их «сосуществования». В фельетонистике это не обязательно.

Цель многих фельетонов, публиковавшихся в «Гудке» — довести ситуацию до абсурда, показать ее с такой стороны, чтобы неправильность существующей ситуации была ясна всем без исключения.

Тем самым публицистика выступает переходной ступенью, «пограничной зоной», отделяющей (и соединяющей) журналистику и художественную литературу.

Во втором параграфе первой главы фельетон рассматривается как жанр художественной публицистики.

Фельетоны, опубликованные в «Гудке» (за редким исключением), немыслимы вне пожелтевших страниц газеты и представляют интерес исключительно для историков и филологов. Причиной этого можно считать два фактора — проблематику и злободневность, сиюминутность текстов. Многие из проблем, так актуальных для начала 1920-х, знакомы современному читателю только из художественной литературы и курса истории Отечества, в этом соглашаемся с Е.Г. Власовой (Власова Е.Г., «Уральская стихотворная фельетонистика конца XIX — начала XX века»).

Между тем авторы фельетонов «Гудка» — признанные мастера художественного слова, крупные литераторы, другие произведения которых успешно издаются до сих пор. Автор диссертации задается вопросом, почему многие фельетоны оказались забытыми и не удостоились внимания исследователей?

Приходим к выводу, что есть две причины. Первая — исчезло или отошло на задний план само явление, послужившее поводом для написания фельетона. В последние десять лет нет необходимости описывать «прелести» коммунального быта — это явление уже почти полностью можно (по крайней мере, в столицах и крупных городах) считать историческим.

Вторая причина содержится в одном из жанровых признаков газетного фельетона — злободневности, нацеленности исключительно на обсуждение сиюминутных проблем. Современные читатели не знакомы ни с нюансами международного положения, ни с экономическим развитием, ни с моралью тех лет, поэтому многие фельетоны могут восприниматься нашими современниками только лишь после обстоятельного разъяснения: что собственно происходит, о чем идет речь и почему возникшая ситуация требует вмешательства фельетониста.

Фельетон может представлять интерес для читателей последующих лет в том случае, если написан он на «вечную тему» (человеческие отношения, добро и зло, любовь и ненависть), или обладает способностью широкого обобщения социальных проблем (бюрократизм, взяточничество, коррупция, пьянство), а не ограничивается описанием конкретных производственных недостатков, головотяпством отдельных сотрудников и пьянством конкретного слесаря на своем рабочем месте.

Кроме этого, фельетон должен быть написан качественно, ярко, образно, с использованием арсенала всех художественно-выразительных средств языка, он должен создаваться как авторский взгляд на проблему, тогда он способен пережить свое время — и это тот момент, который часто недооценивают авторы определений и классификаций журналистских жанров.

Таких текстов в газете «Гудок» не много, и только некоторые из них, главным образом Михаила Булгакова и Валентина Катаева, могут быть интересны современному читателю. Тут важно отметить, что даже лучшие произведения этого жанра могут быть интересны читателям только после подробного и обстоятельного комментирования.

Таким образом, фельетон — это жанр художественной публицистики, который отличает комическое (сатирическое) начало и злободневность. Как любой художественно-публицистический жанр, фельетон призван оказать на читателя (слушателя) эмоционально-образное воздействие. Главные критерии для оценки самого фельетона читателем — актуальность, узнаваемость героев и ситуаций и мастерство фельетониста, проявляющееся в умении написать остроумно и с блеском.

Отмечаем, что у фельетона превалируют обличительные, разоблачительные, а также морально-нравственные функции.

Во второй главе детально рассматривается тематика и жанровые особенности фельетонов «Гудка».

В результате сквозного анализа всего комплекта газеты изучаемого периода выявлено, что в фельетонах газеты «Гудок» чаще всего исследуются самые разнообразные пороки — пьянство, зазнайство, непрофессионализм. Анализ показал, что основными темами публикаций «Гудка» были международное положение, волокита, разного рода производственные проблемы, включая произвол чиновничества, быт и нравы новой советской страны. Религия, потерявшая свое значение в обществе, не могла остаться без внимания журналистов «Гудка». Материалы на эту тему были, разумеется, исключительно критическими. Выяснено, что основой тематического своеобразия можно считать тот факт, что в «Гудке» публиковались главным образом фельетоны-комментарии к конкретным фактам. Наиболее востребованными из них были фельетоны на тему международного положения молодой советской страны.

Большое внимание авторы «Гудка» уделяли темам производственных недостатков, халатности, отсутствию профессионализма и головотяпству разного рода должностных лиц, волоките чиновничества. Морально-нравственное состояние общества также не могло остаться без внимания журналистов транспортной газеты.

Публиковались в «Гудке» и фельетоны, в которых ситуация становилась абсурдной не по воле автора, а самой жизни — как в фельетоне Михаила Булгакова «Библифетчик». Нет более противостоящих явлений, чем буфет, в котором подают спиртное, в котором человек доводится до уровня животного, и библиотека, поднимающая того же человека до цивилизованного состояния. Между тем, по сообщению рабкора, именно эти несовместимые сферы и объединялись на одной из станций — библиотекарь в вагоне-читальне был и буфетчиком при уголке Ильича. Последняя особенность достойна особого упоминания — видимо, привлечь массы в уголок Ильича можно было только с помощью спиртных напитков.

Эту ситуацию не нужно было доводить до абсурда журналистскими методами — она абсурдна сама по себе. Поэтому автор фельетона, слегка утрируя, просто воссоздает эту ситуацию, как он себе ее представляет.

Нравственное состояние общества тоже не оставалось без внимания фельетонистов «Гудка»: беспорядочные связи, внебрачные дети, венерические заболевания и так далее (фельетоны Михаила Булгакова «Ряд изумительных проектов», «Праздник с сифилисом», «Залог любви»). Особенно показателен последний фельетон из этого списка: герой фельетона оставляет Марусе в залог любви не что иное как... трудовую книжку.

Не могла остаться без внимания журналистов «Гудка» и религия. Материалы на эту тему были, разумеется, исключительно критическими. В фельетоне Юрия Олеши «Побольше Кривушиных» само существование служителей культа стоит в одном ряду с перечислением всяческих бед и недостатков. Служителям церкви приписывались самые разнообразные грехи: повальное пьянство («Главполитбогослужение» Михаила Булгакова), чревоугодие («О чем пели пасхальные колокола» из цикла «Метелкой по Москве» Валентина Катаева).

Повторимся, что исследование разнообразной тематики и жанровых особенностей фельетонов «Гудка» позволило прийти к выводу, что журналисты «Гудка» отдавали предпочтение художественным методам отображения, так как и Михаил Булгаков, и Юрий Олеша, и Илья Ильф, и Евгений Петров параллельно работали над художественной прозой, а в газетных текстах «пробовали перо», вырабатывали свой собственный неповторимый стиль.

Мы полагаем, что говорить о применении в журналистике художественного метода можно с определенными оговорками, понимая

под этим прежде всего использование элементов типизации, образно-экспрессивного языка, определенного уровня детализации отображения предмета, применения условности при реконструкции событий.

Уточнено, что результат правильного применения художественного метода в журналистике — создание текстов, содержащих не художественные образы (что присуще художественной литературе), а публицистические, т.е. образы, ограниченные «правдой факта», но не «правдой жизни в целом».

Тем самым, в заключение второй главы мы приходим к выводу, что публицистика выступает переходной ступенью, «пограничной зоной», отделяющей (и соединяющей) журналистику и художественную литературу. Использование такого метода предопределяется, как и в любом ином случае, предметом и целью проводимого публицистом исследования.

В третьей главе проводится подробное рассмотрение художественно-публицистических и языковых средств фельетонов «Гудка».

В первом . параграфе третьей главы рассматриваются художественно-публицистические средства, используемые

фельетонистами «Гудка».

В диссертации отмечается, что важнейший прием многих фельетонов, публиковавшихся в «Гудке» — довести ситуацию до абсурда, показать ее с такой стороны, чтобы неправильность существующей ситуации была ясна всем без исключения.

В главе показано, что обличительные, разоблачительные, а также морально-нравственные функции фельетона влияют на выбор журналистом языковых средств творческого выражения, а именно: метафоры, иронии, сарказма, гротеска, пародийного и юмористического элементов.

В газете «Гудок» публиковались фельетоны, построенные и как бессюжетное описание, и по типу сюжетного рассказа.

Отмечаем, что основная масса фельетонов, публиковавшихся в газете «Гудок», создавались в основном но одной композиционной схеме: эпиграф (обычно цитата из сообщения рабкора); введение в тему, обозначение конкретной проблемы, которая будет освещаться в произведении; размышления автора на предлагаемую тему или сюжетное повествование; мораль.

Гораздо более интересны фельетоны, построенные по принципу сюжетного рассказа (именно к этому типу относятся фельетоны, построенные как фельетон-комментарий с использованием приема доведения исходного факта до полной абсурдности ситуации, которые мы рассматривали в предыдущей главе). Если обратиться к творчеству того же Юрия Олеши, одного из наиболее ярких фельетонистов «Гудка»,

то и в его творчестве обнаруживаются фельетоны с ярко выраженным сюжетом.

Становится ясно, что для фельетонистики «Гудка» характерно разнообразие композиции — они построены как цепочка трюков, диалоги или даже полилоги, фельетоны-пьесы или фельетоны-сценарии.

Для усиления сатирического эффекта по нарастающей к финалу произведения авторы «Гудка» часто использовали прием параллелизма, усиления эффекта от начала к концу текста.

Отмечен интересный факт — во многих фельетонах особую роль играли заголовочные комплексы — заглавие, подзаголовок, эпиграф, — которые часто служили для создания ассоциативной темы в тексте, подтверждения достоверности описываемых событий, для придания тексту глубокого подтекста.

Журналисты используют роли, маски как приемы организации жанрового ожидания: читатель настраивается посмеяться над материалом, который предоставляет ему автор фельетона. С помощью маски фельетонист вызывает у читателя нужные ассоциации, располагая к сочувствию, сопереживанию, заставляя «пропустить через свою душу» обращенные к нему слова автора. Одновременно с этим подаются, интерпретируются с различных сторон факты, таким образом, читателю предоставляется возможность самостоятельно оценить их. Отрицательное отношение автора к фактам спрятано в подтекст. Посредством авторской маски фельетонист делает читателя своим единомышленником.

В фельетонах, опубликованных в «Гудке», особенно стихотворных, образ автора появляется как композиционное начало и завершение фельетона. К примеру, образ рассказчика фельетона «Волокита обр. 23 г.» задается первыми же строками текста. По мнению автора, самым главным признаком нового быта, который с таким упорством предлагалось описывать, оказалась вездесущая волокита. А в заключительной части фельетона за маской рассказчика проступает авторское отношение к волоките, которое показывает отрицательное отношение автора к изложенным фактам, а посредством маски рассказчика автор делает единомышленником и своего читателя.

Образы рассказчика и автора сливаются в фельетоне Демьяна Бедного «Опасный дух». В основе этого текста лежит не конкретный факт, а их обобщение — прогулы на производстве действительно превысили все мыслимые представления об их разумном объеме. Размышления в начале текста представляют собой позицию рассказчика-поэта. Далее к ним добавляется личный мотив самого автора — он напишет «небывалую эпопею», если сможет справиться с ленью. А финальные строки фельетона написаны от лица и автора, и рассказчика.

Позиция автора, от лица которого ведется повествование, ясно видна в фельетоне Валентина Катаева «Тащить и не пущать!»: он

считает, что стремление «устранить проблемы домашним способом;; характерны для царского режима, а не для советской власти.

Таким образом, в конце параграфа, мы приходим к выводу, что авторы «Гудка» пользовались широким спектром художественно-публицистических методов. Большая часть фельетонов «Гудка» была построена по типу последовательного описания в рамках единой композиционной схемы: эпиграф, введение в тему, обозначение конкретной проблемы, размышления автора на предлагаемую тему или сюжетное повествование и мораль. Также интересны фельетоны, построенные по принципу сюжетного рассказа (практически все фельетоны Михаила Булгакова, большинство текстов Ильи Ильфа и Евгения Петрова).

Для текстов, публиковавшихся в «Гудке» характерно разнообразие композиции. Особняком стоит творчество Якова Окунева, большая часть фельетонов которого — отличный пример стилизации.

Во втором параграфе третьей главы дается оценка языковым образным средствам фельетонов «Гудка».

На основе анализа фельетонов «Гудка» удалось почерпнуть много деталей, важных для установления языкового своеобразия отечественной фельетонистики.

Выяснено, что на приеме аллюзии построены фельетоны Якова Окунева («Евангелие от Макдональда», «Десять заповедей Болдуина» и др.). Нужного эффекта автор добивался, дописывая и искажая хорошо всем известные тексты. Сравним текст Евангелия от Матфея, в котором описывается Благовещение, с текстом фельетона. Примечательно, что автор сохраняет построение фразы и глаголы оригинального текста.

В работе отмечено, что аллюзию использует и Валентин Катаев («Слухи из мухи», цикл «Метелкой по Москве»).

Евгений Петров в своем фельетоне «Начало карьеры» обыгрывает известную поговорку «за одного битого двух небитых дают»: «Вы, бабушка, не волнуйтесь, теперь даже поговорка такая есть: «за бывшего двух небывших дают»... Не волнуйтесь!».

Этим приемом активно пользуется Юрий Олеша. В фельетоне «По пьяному делу» обыгрывается широко известный лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (Баба Настя, кум Иван — / Самогонщики всех стран). В фельетоне «Хождение по буквам» и в самом названии, и в тексте (Пустым, пожалуй, звуком / Хождение по мукам / Покажется для вас, — / Коль я — из свежих рук вам / Хождение по буквам / Изображу сейчас) обыгрывается заголовок трилогии Алексея Толстого.

Аллюзией на текст песни «Из-за острова на стрежень» являются строки Юрия Олеши из фельетона «Старая песня на новый лад»: «Лавка, лавка, мать родная! / Лавка, лавка — чорт с тобой!». Аллюзивный характер этого фельетона подчеркнут в подзаголовке произведения: «на мотив Стеньки Разина».

Выявлено, что каламбур дает возможность в игровой форме реализовать в художественном тексте все неисчерпаемые богатства слова.

На каламбуре, построенном на использовании двух пар омонимов, основан фельетон «Сапоги и пузыри» Юрия Олеши. Первая пара омонимов — это «сапог» (высокая обувь) и «сапог» (невежественный, не разбирающийся в чем-либо человек»). Используется каламбур и в фельетоне «Крысы». Он построен на паре омонимов «крыса» — «вредный — значительно крупнее мыши — грызун семейства мышеобразных с длинным чешуйчатым хвостом» и «крыса» — «человек, вызывающий неприязнь».

На использовании омографов — слова и форм слов, совпадающие в написании, но произносимых различно — основана игра слов в фельетоне Валентина Катаева «Не поделили». В нем обыгрываются значения слов «порты» — «штаны» и «порты» — множественное число от «порт». Эта игра тем более интересна, что в данном фельетоне идет речь о том, как «английский мальчик» и «французский мальчик» поссорились с «турецким мальчиком».

В фельетонах «Гудка» широко используются метафоры. Стоит заметить, что современники называли Юрия Олешу «королем метафор», и он полностью оправдывал это высокое звание.

В своих фельетонах Олеша отдает предпочтение олицетворяющим метафорам: «Паперть — скатерть! Как картинка, / Чисто, бело. Красота!», «И летают бабы пулей/ Из канавы да в ухаб» (фельетон «По пьяному делу»); «это старый интерес, старая волынка» (фельетон «Хождение по буквам»); «судьбы не страшен нам каприз» (фельетон «Крысы»); «Хлам горой, да хлам пудами» (фельетон «Управление и штаны»). По всей видимости, овеществляющие метафоры казались ему не столь образными.

В фельетонах авторы «Гудка», и в том числе Юрий Олеша, использовали не только метафоры, но и сравнения. В отличие от метафоры оно имеет два компонента — объект сравнения и то, с чем он сравнивается.

В фельетоне Юрия Олеши «Замок с секретом» беда сравнивается с кроликом. Сравнение это с первого взгляда воспринимается как парадоксальное — этот безобидный зверек не может представлять собой никакой опасности в принципе. Но на самом деле главный объект сравнения здесь не животное, а нора, то есть то, что уже существует, но скрыто от глаз, и может возникнуть в любой момент, то есть скрытая опасность.

Еще один троп, часто использующийся авторами «Гудка», — метонимия. Самыми распространенными считаются переносы по следующим моделям: «имя — изделие», «материал — изделие», «вместилище — содержимое», «место — событие».

Выявлено, что только не утратившая семантической двуплановости образная метонимия, характерная для художественной литературы, сохранила свой выразительный потенциал.

Журналисты «Гудка» часто использовали прием антитезы. На нем построен один из самых известных и широко цитируемых фельетонов Юрия Олеши «Или союз, или пивная!». Поводом для его создания стало письмо в редакцию, в котором рассказывалось о том, что на станции Ново-Сокольники не состоялось профсоюзное собрание, потому что рядовые члены профсоюза предпочли ему посещение пивной. И весь текст построен на противопоставлении не просто конкретного месткома и конкретной пивной — у Юрия Олеши эти слова превратились в символы труда и «приятного отдыха».

Авторы «Гудка» использовали и другие приемы. Нашлось в текстах газеты и место звукоподражаниям — как в стихотворном фельетоне Демьяна Бедного «Опасный дух», где обыгрывается звук, с которым курильщик выдыхает табачный дым: «Не выкурить га ни по чем из курилки. /Дым колечком. Ш-ш-шикарно!».

Кроме этого, удалось определить, что довольно часто в текстах фельетонов используются риторические фигуры: вопросы, восклицания и обращения.

На фигуре градации, которая подразумевает расположение слов в порядке их смыслового и эмоционального значения, построен фельетон Юрия Олеши «По пьяному делу». Кроме того, возможно, этот фельетон можно рассматривать как отсылку к началу поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Прием парцелляции, то есть использование фигуры, состоящей в разделении единого по смыслу высказывания с помощью знаков препинания на письме и интонации в устной речи, также часто использовался Юрием Олешей.

Уточнено, что журналисты «Гудка» использовали и прием объективизации — он считается принадлежностью жанра к публицистике, но встречается и в фельетонах, особенно стихотворных. Именно его использует Демьян Бедный для подчеркивания упорства в достижении цели «товарища бороды» из одноименного фельетона.

Таким образом, подытоживая все сказанное в этой главе, можно придти к выводу о том, что основная масса фельетонов-комментариев, публиковавшихся в газете «Гудок», создавалась, в основном, по одной композиционной схеме. Они четко делятся на эпиграф (обычно цитата из сообщения рабкора); введение в тему, обозначение конкретной проблемы, которая будет освещаться в произведении; размышления автора на предлагаемую тему или сюжетное повествование и мораль. Но многие (в основном принадлежащие перу Валентина Катаева и Михаила Булгакова) были построены как сюжетный рассказ.

Композиция — важный элемент беллетризованного фельетона, принадлежащего перу Михаила Булгакова. Часто Булгаков-журналист использует кольцевую композицию, чтобы подчеркнуть усиление сатирического эффекта по нарастающей к финалу произведения, в таких фельетонах многократно обыгрываются похожие эпизоды, которые всякий раз повторяются в усиленном варианте.

Особенно часто автор использовал эти приемы в фельетонах, посвященных медицинскому обслуживанию рабочих. Хорошо известны булгаковские фельетоны, в которых основой сюжета становится цепочка трюков — как в фельетоне «Музыкально-вокальная катастрофа» — или диалог, как в фельетонах «Крысиный разговор», «Говорящая собака».

В «Гудке» публиковались и фельетоны, композиция которых очень далека и от беллетризованного, и от фельетона-комментария. Прежде всего это фельетоны-пьесы или фельетоны-сценарии, авторами которых были главным образом Михаил Булгаков («Пожар», «Неунывающие бодистки») и Валентин Катаев («Неотразимая телеграфистка, или Преступление мистера Климова»).

Как в любом художественном произведении, образ автора — необходимый элемент фельетона. Главное, для чего он вводится — это создание подтекста, который считался одним из главных типологических признаков советского фельетона.

В Заключении обобщаются результаты работы и подводятся ее итоги.

Жанр фельетона при всех его публицистических особенностях и явной публицистичности его природы нельзя рассматривать вне тех законов, которые лежат в основе произведений художественной литературы.

Необходимо особо отметить, что художественно-публицистические и языковые средства, используемые фельетонистами «Гудка», оказались на высоком уровне. На их примере можно и нужно учиться молодому поколению журналистов.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации работ, отражающих содержание кандидатских диссертаций:

1. Кузнецов П.В. Фельетоны «Гудка»: предмет отображения и методы исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. -№5. - С. 79-81.

2. Кузнецов П.В. Художественно-публицистические средства Ю.Олеши-фельетониста // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Филология Журналистика. - 2009. - №2. - С. 165-169.

Научные статьи:

3. Кузнецов П.В. Лексические образные средства фельетонов газеты «Гудок» // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей ИМПЭ им. A.C. Грибоедова. - 2010. - С. 162-169.

4. Кузнецов П.В. Фельетонистика Юрия Олеши: особенности и разнообразие художественных приемов // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей ИМПЭ им. A.C. Грибоедова. -2008.-С. 276-281.

5. Кузнецов П.В. Юрий Олеша в газете «Гудок» // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей ИМПЭ им. A.C. Грибоедова. - 2007. - С. 217-219.

Кузнецов Павел Валерьевич Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок»

Диссертационная работа представляет собой исследование фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок». Исследована удивительно разнообразная тематика фельетонов «Гудка», а также художественно-публицистические и языковые средства, которыми пользовались авторы (Ю. Олеша, М. Булгаков, В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров, Д.Бедный, Я. Окунев).

В ходе работы было проанализировано более 300 фельетонов, ранее не попадавших в поле зрения ученых. Большая часть из них не входила в сборники писателей и никогда отдельно не публиковалась. Художественно-публицистические и языковые средства, используемые фельетонистами «Гудка», оказались на высоком уровне, в их фельетонах трудно найти филологические недочеты. На их примере можно и нужно учиться молодому поколению журналистов.

Результаты диссертационного исследования могут быть полезны при разработке лекционных и практических курсов по истории отечественной журналистики, теории жанров, а также при разработке спецкурсов.

Kuznetsov Pavel Valerevich Originality of feuilletons of 1920th in the newspaper "Gudok"

Dissertational work represents research of feuilletons 1920th in the newspaper "Gudok". Surprisingly various subjects of feuilletons of "Gudok", and also is art-publicistic and language means which authors (Y. Olesha, M. Bulgakov, V. Kataev, I. Ilf, E. Petrov, D. Bednyj, J. Okunev) used are investigated.

During work it has been analyzed more than 300 feuilletons which were earlier not coming into the view of scientists. The most part from them wasn't included into collections of writers and never separately was published. The is art-publicistic and language means used by feuilletonists of "Gudok", have appeared at high level, it is difficult to find philological-defects in their feuilletons. On their example can and should learn to young generation of journalists.

Results of dissertational research can be useful by working out lecture and practical courses on stories of domestic journalism, the theory of genres, and also by working out of special courses.

Подписано в печать:

14.04.2011

Заказ № 5329 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 \vvvvv. аи(огс&га1. ги

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кузнецов, Павел Валерьевич

Введение.

Глава 1. Фельетон: особенности жанра.

1.1. Жанрообразующие факторы фельетона.

1.2. Фельетон как жанр художественной публицистики.

Глава 2. Тематика и жанровые особенности фельетонов «Гудка».

Глава 3. Художественно-публицистические и языковые средства фельетонов «Гудка»

3.1. Художественно-публицистические средства.

3.2. Лексические образные средства.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по филологии, Кузнецов, Павел Валерьевич

Диссертационная работа представляет собой исследование фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок», которая привнесла значительный вклад в развитие отечественной журналистики. Информационный листок рабочих Московского и Петроградского узлов в двадцатые годы становится главным печатным органом советских железнодорожников. Журналисты-гудковцы самым добросовестным образом помогали своим читателям жить и работать в сложной, постоянно меняющейся исторической обстановке. Газета «Гудок» никогда не ограничивалась отраслевыми рамками, отражая на своих страницах все многообразие экономических, культурных, международных событий.

Газета «Гудок» издавалась с первых революционных дней 1917 года, на ее страницах в постоянном режиме выходили статьи рабочих корреспондентов, часто их материалы занимали целые полосы. В газете работали люди неравнодушные к повседневным проблемам железнодорожников.

Много внимания авторы уделяли вопросам социального характера, последним новостям профсоюзной деятельности, жизни простых тружеников. Газета стала коллективным агитатором и пропагандистом распространения профессионально-технических знаний среди работников транспорта. Этой тематике посвящались специальные подборки материалов. Кроме этого, газета регулярно высмеивала чиновников, которые бездушно относились к нуждам рядовых железнодорожников. «Гудок» нацеливал аудиторию на активное использование производственных резервов, критиковал недостатки в работе железных дорог и их подразделений, освещал многочисленные проблемы в работе всех отраслей железнодорожного транспорта.

В 1920-е гг. большую известность приобрела «четвёртая полоса» газеты «Гудок», носившая сатирический характер. Как правило, на ней помещались злободневные фельетоны, большинство из которых были созданы на основе писем рабочих корреспондентов и рядовых читателей.

За свою историю центральная газета российских железнодорожников стала признанной школой мастеров слова, известных в нашей стране и за рубежом. Читатели газеты исследуемого периода из номера в номер ждали новых фельетонов от мастеров слова: Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Ильи Ильфа, Евгения Петрова, Демьяна Бедного, Якова Окунева.

Лучший способ представить специфику работы «Гудка» 1920-х гг. - познакомиться с мнением одного из лучших журналистов газеты -Ю.К. Олеши. В статье «Поющий труд» (опубликованной в 1923 году) он рассказывает читательской аудитории, как и для чего существует главный орган печати железнодорожников: «Газета, это — та же вещь. Мастер, делающий какую-нибудь вещь, старается работать с таким расчетом, чтобы все части этой вещи располагались правильно, точно, по мерке и по закону. Ничего лишнего не должно быть. Так и газета. В ней не должно быть ничего лишнего, все должно быть расположено точно, по мерке»1.

Краткость — лозунг газетного работника. Писать кратко без лишних рассуждений, уметь сразу схватить важное, показать главный факт.

Вот все это должны знать те, кто посылает в редакцию стихи. Из стихов газета помещает только те стихи, которые представляют интерес в общественном или литературном смысле. Как раз те стихи, которые написаны транспортниками об их работе, ремонте и строительстве, - всегда лучше других. Такие стихи похожи на песни.

1 Олеша Ю.К. Поющий труд // Гудок. - 1923. №942. - С.4.

Они созданы непосредственно трудом. Путем труда — к победе коммунизма. Такова общая тема поэтов-транспортников»2.

Далее он рассказывает читателям о структуре газеты, кратко описывает тематические особенности: «Вот «Гудок». Посмотрите несколько номеров подряд. Четыре страницы. Что напечатано на первой странице? Передовая статья, телеграммы, самые важные известия, портреты разных деятелей, - другими словами, - все, что относится к политике. Это - страница политическая. Вторая страница посвящена профессиональным интересам транспортников. Здесь помещаются руководящие статьи по союзной работе, заметки о жизни союза на местах, сообщения о том, что делается в разных месткомах, как обстоят дела с зарплатой, охраной труда, коллективным договором и т.п. Это страница профессиональная.

На третьей странице делаются статьи и заметки о росте производства, о транспортном строительстве, об улучшениях в работе, о ремонтах, о выполнениях программ, о состоянии заводов. Четвертая страница называется «Рабочая жизнь», она заполнена письмами железнодорожников о том, как строится их быт. Вот и все. Значит, газета делается всякий раз по точному плану. Если бы этого не было, то нельзя было бы читать газету: все бы перепуталось, и газета о не имела бы своего лица, получилась бы просто каша.» .

Наряду с этими интересными фактами и подробностям, его коллега по редакции Валентин Катаев так вспоминал свою работу в «Гудке»: «Мы много и усердно работали в газете «Гудок», предназначенной для рабочих-железнодорожников. По странному стечению обстоятельств в «Гудке» собралась компания молодых литераторов, которые впоследствии стали, смею сказать, знаменитыми о Там же. С.4.

3 Олеша Ю.К. Поющий труд // Гудок. - 1923. №942. - С.4. писателями, авторами таких произведений, как «Белая гвардия», «Дни Турбинных», «Три толстяка», «Зависть», «Двенадцать стульев», «Роковые яйца», «Дъяволиада», «Растратчики», «Мастер и Маргарита» и много, много других. Эти книги писались по вечерам и по ночам, в то время как днем авторы их сидели за столами в редакционной комнате и быстро строчили на полосках газетного срыва статьи, заметки, маленькие фельетоны, стихи, политические памфлеты, обрабатывали читательские письма и, наконец, составляли счета за проделанную работу»4.

Фельетонисты «Гудка» своими текстами помогали железнодорожникам жить и трудиться в непростой, постоянно меняющейся исторической обстановке.

Важно подчеркнуть, что изучение фельетонистики — одно из перспективных направлений в научном познании отечественной журналистики.

В результате сопоставления различных теоретических исследований удалось выяснить, что жанр фельетона имеет двойственную природу, находясь в подчинении законов художественной литературы и публицистики.

Фельетон — это особенный жанр, благодаря которому читатель находит не последовательное развитие мысли, а разработку темы путем вариативной деформации, инверсионных эффектов, смещения оценочных аспектов из реальной плоскости в комическую.

Актуальность темы. По газете «Гудок», и по творчеству ее фельетонистов можно и нужно изучать и оценивать как отечественную журналистику в целом, так и художественно-публицистическое своеобразие фельетона — в частности.

4 Катаев В.П. Алмазный мой венец. - М., 1981. - С. 137.

Фельетон в наше время практически исчез из современной прессы - весьма печальная тенденция, ведь ни один другой публицистический жанр не может сравниться с ним по эффективности.

Стоит особо отметить, что художественно-публицистические и языковые средства, используемые фельетонистами «Гудка», оказались на высоком уровне, в их фельетонах трудно найти филологические недочеты. Скорее, наоборот, на их примере можно и нужно учиться молодому поколению журналистов.

Научная новизна работы. Новизна работы заключается в том, что до сих пор фельетоны «Гудка» 1920-х гг. не подвергались столь системному и подробному филологическому анализу. По схожей тематике в 2004 г. была защищена диссертационная работа Кривошейкиной М.С. («Жанр фельетона в журналистском творчестве М.А. Булгакова: период работы в газетах «Гудок» и «Накануне»). В нашем исследовании анализ проводится на основе гораздо большего количества авторов.

При сборе материалов удалось найти более 300 фельетонов, ранее не попадавших в поле зрения ученых. Большая часть из них не входила в сборники писателей и никогда отдельно не публиковалась.

Исследована удивительно разнообразная тематика фельетонов «Гудка», а также художественно-публицистические и языковые средства, которыми пользовались авторы.

Объектом исследования является отечественная фельетонистика 1920-х гг.; предмет исследования — фельетоны Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Ильи Ильфа, Евгения Петрова, Демьяна Бедного, Якова Окунева.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования — выявление своеобразия фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок». Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Уточнить, какие жанрообразующие факторы характерны для фельетона;

2. Проанализировать тематику и жанровые особенности фельетонов газеты «Гудок» 1920-хх гг.;

3. Провести подробный анализ фельетонов «Гудка» на предмет выявления характерных для них художественно-публицистических и языковых средств.

Методологическое обоснование работы. Методологическую основу диссертации составили труды по теории и практике отечественной журналистики и публицистики, исследования посвященные изучению фельетонистики: В.В. Виноградов («О языке художественной литературы», «Очерки по истории русского литературного языка 17-19 вв.», «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика»), A.A. Тертычный («Жанры периодической печати»).

В способах анализа явлений журналистики образцом для нас послужили исследования: А.Н. Тепляшиной, З.С. Смелковой, М.И. Шостак, Е.П. Прохорова, H.A. Богомолова, Б.И. Есина, В.А. Славиной, М.Г. Павловца, Е.Г. Коренчука, Е.И. Пронина.

Исследование предметов отображения в журналистских публикациях ведется с помощью аналитического и эстетического методов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Особое место фельетонистики в периодической печати сложилось исторически — фельетон рождался как особый жанр, не доводивший информацию до читателей, а интерпретировавший ее, расширявший актуальную и злободневную тему до обобщений, типизации.

2) Основными жанровыми особенностями фельетонов «Гудка» можно считать три фактора: четкая ориентация «на злобу дня», острая сатирическая направленность и использование приемов художественной литературы.

3) Основой тематического своеобразия можно считать тот факт, что в «Гудке» публиковались главным образом фельетоны-комментарии к конкретным фактам. Наиболее востребованными из них были фельетоны на тему международного положения молодой советской страны. Большое внимание авторы «Гудка» уделяли темам производственных недостатков, халатности и отсутствию профессионализма разного рода должностных лиц, волоките чиновничества.

4) Необходимый компонент при создании фельетонов — вымысел. Цель многих фельетонов, публиковавшихся в «Гудке» — довести ситуацию до абсурда, показать ее с такой стороны, чтобы неправильность существующей ситуации была ясна всем без исключения.

5) Авторы «Гудка» пользовались широким спектром художественно-публицистических методов. Основная масса фельетонов, публиковавшихся в газете «Гудок», создавались в основном по типу последовательного описания. Большой интерес представляют фельетоны, построенные по принципу сюжетного рассказа.

6) Для текстов, публиковавшихся в «Гудке», характерно разнообразие композиции — они построены как цепочка трюков, диалоги или даже полилоги, фельетоны-пьесы или фельетоны-сценарии.

7) Основная масса фельетонов-комментариев, публиковавшихся в газете «Гудок», создавались, в основном, по одной композиционной схеме. Они четко делятся на эпиграф (обычно цитата из сообщения рабкора); введение в тему, обозначение конкретной проблемы, которая будет освещаться в произведении; размышления автора на предлагаемую тему или сюжетное повествование и мораль. Но некоторые (в основном принадлежащие перу Валентина Катаева и Михаила Булгакова) были построены как сюжетный рассказ.

Практическая значимость работы. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных и практических курсов по истории отечественной журналистики, теории жанров, а также при разработке спецкурсов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемых источников и литературы.