автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Уральская стихотворная фельетонистика конца XIX - начала ХХ века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Власова, Елена Георгиевна
ВВЕДЕНИЕ (3)
ГЛАВА 1. ГАЗЕТА И ФЕЛЬЕТОН В ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
§ 1. Газета и литература на рубеже столетий (22)
§2. Стихотворный фельетон в истории уральской периодики рубежа XIX -XX вв. (29)
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРОВОГО СВОЕОБРАЗИЯ ГАЗЕТНОЙ СТИХОТВОРНОЙ ФЕЛЬЕТОНИСТИКИ УРАЛА
§1. Газетный стихотворный фельетон конца XIX- начала XX века в истории русской фельетонистики (53)
§2. Специфика содержания городского газетного фельетона (69)
§3. Характеристика речевой установки стихотворного фельетона (75)
§4. Особенности комического в газетной стихотворной фельетонистике: газетный фельетон в истории юмористической литературы конца XIX -начала XX века (111)
§5. Речевой образ города в газетной фельетонистике (136)
ГЛАВА 3. СТИХОТВОРНЫЙ ФЕЛЬЕТОН В ИСТОРИИ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ РУБЕЖА XIX - XX ВВ. (159)
§1. Провинциальная любительская поэзия: Михаил Афанасьев в культурной жизни Перми 80-х гг. XIX века (160)
§2. Становление профессиональной поэзии на рубеже веков (171)
§3. Эпигоны символизма в провинции (по материалам пермской периодики
1900-1910 - х гг.) (174)
§4. Лирический опыт уральской стихотворной фельетонистки (189)
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Власова, Елена Георгиевна
Стихотворный фельетон в начале века становится по настоящему популярным литературным жанром. Происходит это благодаря бурному развитию газет, сделавших стихотворный фельетон «обязательной своей принадлежностью»1. Новое качество газеты наглядно проявляется в юмористическом комментарии одного из самых известных уральских фельетонистов С.Ильина:
Немного лет прошло с тех пор, Когда газетный репортер, Под строгой цензора угрозой Обязан был писать лишь прозой, Когда решил газетный стиль, Что проза — вещь, стишонки — гиль! Теперь не то: гордясь, сияя, Столбцы газет обозревая, Я вижу рифм, стихов каскад, Я очень счастлив, очень рад!2
Заглядывая вперед, Ильин предполагает, что «В сто тысяч Пушкиных толпа// Внедрится в русскую газету». Впрочем, основания для подобных утверждений были вполне объективными. В начале века количество газет в России стремительно увеличивается. А если учесть то обстоятельство, что некоторые русские газеты выходили тиражами до 250 тысяч, можно утверждать, что у газетных литературных разделов была самая массовая читательская аудитория. Газета превращается в отдельную сферу литературной жизни рубежа веков, становясь важным фактором общего процесса ее демократизации.
Предлагаемая работа посвящена анализу уральского стихотворного фельетона рубежа XIX - XX веков как регионального варианта русского газетного фельетона этого времени, который, несмотря на общую констатацию исследователями юмористической литературы его невероятной популярности (Л.Л.Евстигнеева, Д.Д.Николаев), предметом специального внимания не стал. Представляя собой периферийное явление русской литературы рубежа столетий, стихотворный фельетон остается одним из белых пятен «засвеченного» ярким блеском Серебряного века литературного ландшафта.
Актуальность нашего исследования, связанная с постановкой проблемы роли газеты в литературной жизни, обусловлена новым усилением общественных позиций прессы, спровоцированного общественно-политическими и культурными процессами последнего десятилетия XX века. Как следствие, возник новый прецедент сближения литературы и ежедневной периодики, одним из репрезентативных факторов которого явилось формирование так называемой «фельетонной стёбовой публицистики» . При этом возвращение интереса к стихотворному фельетону, проявившемуся, например, в газетных публикациях Д.Быкова («Собеседник»), А.Аронова («Московский комсомолец») и телевизионной практике И.Иртеньева (программа «Итого» на НТВ), напрямую актуализирует наш интерес к истории этого жанра, а также к общей проблеме взаимоотношений литературы и газеты.
Впервые подобный газетный бум произошел в культурной ситуации конца XIX- начала XX века, когда стремительно увеличились общее количество и тиражи русской ежедневной прессы. При этом газетный стихотворный фельетон стал маркированным проявлением тенденции сближения литературы и газеты, которое в условиях традиционного русского литературоцентризма было вполне объяснимым. Это новое качество газеты не раз отмечалось в исследованиях историков журналистики (Б.И.Есин, Э.В.Летенков, С.Я.Махонина). Среди литературоведов наиболее пристальное внимание этой проблеме уделил
А.И.Рейтблат в своей монографии «От Бовы к Бальмонту»4, посвященной истории чтения в России второй половины XIX века. Однако избранные исследователем хронологические рамки не позволили оценить размах процесса сближения газеты и литературы, который пришелся на более поздний период.
Симптоматично, что нынешний интерес к газете был проявлен литературоведами в рамках изучения истории региональных литератур. В силу специфики литературной жизни провинции, газета была и остается одним из основных источников местных историко-литературных разысканий. Это находит подтверждение, в частности, в том факте, что газета все чаще становится предметом специального анализа литературоведческих диссертаций. Один из первых опытов в этом отношении был представлен в диссертациях тверской исследовательницы Л.Л.Смирновой «Провинциальная периодика как источник материала для изучения литературной жизни Верхневолжья в XIX в.» (1996) и казанца Б.И.Колмакова «Литературная критика на страницах «Волжского вестника» (1996). Последняя работа была защищена в рамках деятельности казанской школы истории литературной критики, которая сформировала устойчивые традиции обращения к местной периодической печати. Не так давно здесь была защищена еще одна кандидатская диссертация, подтверждающая плодотворность намеченного подхода - это работа Л.Ф.Хайрутдиновой «Литературная критика газеты «Казанский телеграф» (2000).
Не смотря на формирование интереса к газетным литературным материалам, роль ежедневной периодики в литературной жизни рубежа XIX - XX веков не получила все же целенаправленного литературоведческого внимания. Среди названных диссертационных исследований только последнее связано с интересующим нас периодом. Однако и здесь в результате преобладания историко-описательных задач и специфичности выбранного ракурса исследования тема литературности газеты рубежа веков не получила должного рассмотрения.
Наиболее пристальное изучение проблема роли газеты в литературных процессах времени получила в научно-исследовательской деятельности лаборатории литературного краеведения Пермского государственного университета, созданной в 1992 году. Обращение к газете как важному литературному источнику явилось основным методологическим постулатом собирательной и исследовательской работы ее сотрудников. В этом отношении реализованный под руководством В.В.Абашева проект по составлению научно-справочного библиографического аннотированного указателя «Литературная жизнь России в зеркале пермской периодики конца XIX - начала XX века» служит основным методологическим ориентиром историко-литературной части нашего исследования. В целом, сформированное в рамках научно-исследовательской деятельности лаборатории, наше обращение к уральской стихотворной фельетонистике рубежа веков определило одно из направлений ее деятельности по изучению истории литературной жизни уральского региона.
Безусловно, нами учитывается то обстоятельство, что в соответствии со сложившейся в России культурной моделью провинциальные литературные опыты, как правило, не входят в актуальную сферу синхронной литературы: они маркированы отставанием от столичных процессов, которое может исчисляться несколькими десятилетиями. Именно так и было в уральской литературе вплоть до конца 90-х годов
XIX века, когда происходит резкий скачок и в количестве и в качестве литературных публикаций. Обратившись к периодике конца XIX - начала
XX века и внимательно изучив ее общественно-литературную миссию в местном культурном контексте, мы можем с уверенностью утверждать, что этот скачок во многом был подготовлен развитием газет и газетных литературных отделов.
Именно в это время русская провинция благодаря новым мощным техническим достижениям, сделавшим возможным оперативный обмен информации, начинает включаться в актуальные культурные процессы. Провинциальные газеты этого времени немногим отличаются от своих столичных собратьев, и в этом смысле они проявляют одни и те же закономерности литературного развития начала века — а именно формирование массовой литературы, которая приобретает все большее влияние в культурных процессах этого периода. Газетные литературные жанры (прозаические миниатюры, фельетон в прозе и в стихах, рассказы, эскизы, очерки, романы) становятся одним из наступательных плацдармов нарождающейся в России «третьей»5 культуры.
Таким образом, приступая к анализу газетной фельетонистики рубежа веков, хотелось бы сразу подчеркнуть самостоятельность проблемы, связанной с изучением особого литературного статуса газеты этого периода. Данный аспект позволяет наиболее адекватно оценить роль газетной литературы в общероссийском литературном пространстве начала века - в том числе и ее участие в таких фундаментальных для литературы этого времени процессах, как активизация массовой литературы, усиление ее влияния на соседнюю элитную сферу, а также противостояние модернизма и классики, в которое газетная литература включается на уровне общеречевого контекста в качестве органичного опыта обращения к прямому, предметному значению слова.
Подход к изучению уральской стихотворной фельетонистики как жанру газетной литературы своего времени представляется актуальным в рамках возрастающего интереса отечественного литературоведения к проблемам массовой культуры. Опираясь на исследования А.М.Зверева, Б.В.Дубина, Л.Д.Гудкова, М.Берга, А.И.Рейтблата, посвященные изучению феномена массовой литературы, мы характеризуем газетный стихотворный фельетон как один из жанров, сложившихся на заре становления русской массовой литературы. Обращение к статьям К.Чуковского, Б.Пастернака, А.Блока и Л.Гумилева, зафиксировавшим активизацию массовой литературы в начале XX века, а также к исследовательским работам Н.М.Зоркой, В.Н.Прокофьева и Э.Д.Кузнецова позволило обозначить ближайший для газетного фельетона историко-культурный контекст, который был связан с процессами формирования массового искусства. При этом, обращаясь к анализу жанрово-стилевой специфики газетного фельетона, мы руководствуемся тем тезисом о плодотворности собственно эстетического анализа подобных литературных явлений, который на сегодняшний день представляется специалистам бесспорным: «Дело заключается не только в том, чтобы описать те или иные роли и фигуры (нашедшие реализацию в произведениях массовой литературы^-Д^ВД. .а в том, чтобы понять их привлекательность, значимость именно в контексте эстетических, фикциональных конструкций. особенности которых нужно изучать именно средствами анализа литературно-экспрессивной техники».6 Этот подход позволяет не только обозначить специфику данного литературного феномена как явления массовой литературы, но и определить его место в общелитературном контексте, изучение динамики которого заставляет учитывать взаимодействие высокой и массовой сфер литературной жизни.
Наш интерес к региональному варианту газетного стихотворного фельетона рубежа столетий основан на вполне сложившемся к сегодняшнему времени методологическом подходе к изучению региональных литератур, который предполагает анализ местных литературных явлений как части общего литературного процесса данного периода, без учета которой невозможно объективно представить действительную картину литературного развития в целом. В этом отношении мы руководствуемся теми традициями отечественного литературоведения, которые были заложены в трудах Н.К.Пиксанова, И.М.Гревса, П.Н.Сакулина, Н.П.Анциферова и нашли свое развитие в новейшем литературоведении - в частности, в работах П.В.Куприяновского, Н.А.Милонова, О.Г.Ласунского. Среди самых последних исследований, посвященных проблемам изучения региональных литератур, необходимо назвать фундаментальный историко-литературный труд Б.А.Чмыхало «Региональные проблемы истории русской литературы», который «представляет собой попытку подхода к истории русской литературы XVIII - начала XX вв. с учетом системного характера явления»7, а именно с учетом развития ее региональной «подсистемы» - литературы Сибири.
Утверждая необходимость самостоятельного изучения истории региональной литературы в общелитературных процессах своего времени, мы, безусловно, учитываем исторически сложившийся централизм русской истории вообще и истории русской литературы, в частности. Маргинальность провинциальной литературы при этом рассматривается нами как важный источник общелитературной эволюции, что позволяет, на наш взгляд, преодолеть крайности в оценке региональных явлений, т.е. избежать преувеличения ее роли в общелитературном контексте и в то же время оспорить представления о ней как о только пассивном фоне магистрального развития русской литературы. Теоретическая база этого подхода была разработана еще Ю.Н.Тыняновым в его работах «О литературной эволюции» и «Литературный факт».
Недостаточное внимание литературоведов к изучению стихотворного фельетона в истории отечественной литературы и, как следствие, неопределенность его жанровой специфики заставляют внимательнее отнестись к проблемам жанровой идентификации газетного стихотворного фельетона. Н.В.Казачук в своей работе «Жанр стихотворного фельетона в отечественном литературоведении» констатирует: «О нем так или иначе пишут все исследователи, изучающие сатирические жанры художественной публицистики, но все еще нет ни одной работы, в которой бы специально исследовалась жанровая специфика этого типа литературных произведений»8. Как правило, исследователи, занимающиеся фельетоном, не акцентируют внимание на его стихотворной разновидности, видимо, не придавая этой проблеме особого значения9. Отдельные замечания по специфике стихотворного фельетона можно встретить в работах о творчестве Н.Некрасова, В.Маяковского, Д.Бедного10. Что же касается интересующего нас периода, то здесь можно указать только на общую работу Л.АЕвстигнеевой-Спиридоновой «Русская сатирическая литература начала XX века»11, которая, хотя и отмечает необычайно бурный расцвет стихотворного фельетона в периодической печати начала века, но предметом специального анализа этот жанр все-таки не делает. Словом, стихотворный фельетон как жанр, маркированный маргинальностью по отношению к серьезной «высокой» литературе и лишившийся в постсоветское время своего идеологического обаяния, окончательно выпал из сферы научного внимания. Исходя из этого, одной из актуальных задач нашего исследования станет анализ жанровой специфики газетного стихотворного фельетона, как одного из исторически сложившихся вариантов жанра фельетона в целом.
Основная цель изучения уральской газетной фельетонистики рубежа XIX - XX веков заключается в описании этого ранее не изученного литературного феномена, определении его жанрово-стилевой специфики и места в литературной жизни России тех лет. В соответствии с этой целью в работе решается ряд конкретных задач:
- описание фактической истории становления фельетонных отделов уральских газет; определение места уральского фельетона в истории развития русской стихотворной фельетонистики;
- характеристика газетной фельетонистики Урала как явления газетной литературы своего времени;
- анализ жанрово-стилевого своеобразия газетной стихотворной фельетонистики в фокусе реализуемой ею установки на болтовню как речевую сферу повседневности;
- определение эволюционного задания газетной фельетонной поэзии в контексте местного и общероссийского литературного развития рубежа XIX - XX веков.
Материалом для нашего исследования послужила уральская периодика начала века, и, в частности, крупнейшие газеты Перми и Екатеринбурга, издававшиеся на рубеже веков, а именно, «Пермские губернские ведомости» (1894 - 1917), «Пермская жизнь» (1915 - 1917), «Пермский край» (1900-1906), «Уральская жизнь» (1900-1917), «Зауральский край» (1914-1915), «Урал» (1897-1906) и «Рудокоп» (18981899). Наш выбор основывается на принципе социальной и литературной репрезентативности этих изданий. В частности, пермско-екатеринбургская модель позволяет представить все основные типы периодических изданий, сложившиеся на рубеже XIX - XX веков. Пермская периодика в этом отношении проявляет официальный вариант русской прессы. Ведущая роль в местной жизни отводилась «Пермским губернским ведомостям», занимавшим достаточно консервативную общественную позицию. Однако благодаря своей стабильности «Ведомости» смогли стать организационным центром консолидации пермских литературных сил, обеспечив непрерывность и плотность местной литературной жизни.
Пресса уездного Екатеринбурга, существовавшая исключительно благодаря частной инициативе, представляет собой менее централизованный вариант, дающий большую свободу для альтернативного мнения.
Кроме того, наш выбор опосредован собственно литературными причинами - именно в этих газетах, поскольку они были наиболее крупными и стабильными изданиями Урала, литературные разделы получили необходимую базу для своего развития. Вокруг этих изданий группировались основные литературные силы. В частности, в екатеринбургских газетах публиковались ведущие авторы всего уральского региона - из Шадринска, Челябинска, Нижнего Тагила, Ирбита и даже из соседних сибирских городов.
Наша выборка учитывает и общекультурный уровень представленного этими изданиями стихотворного фельетона, массовая мода на который, безусловно, не во всех случаях обеспечивалась поэтическим дарованием. С учетом соответствия избранных нами изданий перечисленным выше критериям и была сформирована репрезентативная база нашего исследования.
Хронологические рамки работы учитывают общие социокультурные закономерности развития системы местной прессы. Первый рубеж связан с общим ослаблением цензуры в начале 1890-х гг., ярким симптомом которого послужил выход самостоятельных выпусков неофициальной части губернских «Ведомостей». В Пермской губернии разделение официальной и неофициальной частей местных «Ведомостей» произошло в 1894 году. С этого момента, собственно, и нужно начинать историю литературного отдела газеты: заметно увеличивается число литературных публикаций, появляются постоянно сотрудничающие с ПГВ12 литераторы. Конец 1890-х - начало 1900 гг. становится для уральской периодики знаменательным этапом: в это время происходит значительное увеличение количества издаваемых газет. Возникающие частные издания формируют новую печатную базу для творческой реализации местных литераторов. Именно в это время на страницах уральских изданий появляется новый жанр - стихотворный фельетон, история которого началась с публикации С.Ильина, состоявшейся 19 мая 1899 года в «Пермских ведомостях». В Екатеринбурге первые регулярные публикации стихотворного фельетона состоялись в «Уральской жизни». Здесь его расцвет был связан с именем еще одного видного стихотворца Урала этих лет - П.Блиновского. Постепенно и другие уральские издания начинают привлекать к работе в своих редакциях фельетонистов-стихотворцев.
Последняя дата наших хронологических рамок установлена в соответствии с теми изменениями, которые произошли в русской периодической печати после 1917 года. Возобновившийся в советской прессе жанр стихотворного фельетона был связан с другими идейно-художественными задачами и с другими авторами.
Заканчивая обзорную характеристику газетных первоисточников, необходимо отметить, что все материалы были выявлены нами в результате фронтального просмотра перечисленных изданий, который был проведен на базе всех основных хранилищ местной дореволюционной периодики: Пермской научно-технической областной библиотеки имени Горького, библиотек Пермского краеведческого музея и Пермского государственного архива, Екатеринбургской областной библиотеки им.Белинского и библиотеки Государственного архива Свердловской области, а также Государственной российской библиотеки в Москве. Кроме того, в основу историко-фактографической части нашего исследования легли обширные архивные материалы, позволившие восстановить неизвестные факты истории местной периодики и биографий уральских фельетонистов. Эти материалы были сформированы в результате самостоятельной поисковой работы, проведенной на базе государственных архивов Пермской и Свердловской областей.
Методологическую базу нашего исследования определили историко-генетический подход, а также элементы стилевого, стиховедческого, культурологического и структурно-семиотического анализа.
Научная новизна диссертации определяется прежде всего обращением к совершенно новому историко-литературному материалу, который представляет собой уральская стихотворная фельетонистика рубежа XIX - XX веков. В результате нашей работы история уральской литературы пополняется подробным анализом фельетонного творчества С.А.Ильина, П.Я.Блиновского, А.Н.Скугарева и др. авторов. Кроме того, в работе впервые представляются и анализируются материалы, характеризующие уральскую поэтическую ситуацию рубежа веков в целом. В частности, в исследовательский контекст вводятся материалы творческой биографии М.А.Афанасьева и характеристика эпигонской лирики уральских «символистов».
Наш интерес к газетному стихотворному фельетону Урала позволяет не только значительно восполнить историю уральской литературы, но и проявить актуальность в историко-литературном контексте рубежа веков такой малоизученной литературной сферы как газетная литература, ставшей частью общего процесса активизации нарождающейся в России массовой культуры.
В работе также впервые предпринимается достаточно обстоятельный обзор истории русского стихотворного фельетона, выявляются основные особенности его жанрово-стилевой специфики, определяется место газетного стихотворного фельетона в жанровой типологии. При этом нами обосновывается необходимость выделения новой разновидности -городского газетного фельетона, который определил основные закономерности жанрового развития в начале века.
Новизна подхода к изучению стихотворной фельетонистики как явлению массовой газетной литературы связана с практической конкретизацией предложенного Ю.Н.Тыняновым понятия «речевой установки», которое используется нами при анализе жанрово-стилевого своеобразия данной жанровой разновидности. Плодотворность избранного методологического подхода определяется тем, что он технологично совмещает стилевой и общий культурологический анализ, необходимый для адекватного описания периферийного литературного материала, к которому, безусловно, принадлежит и фельетон.
Теоретическое значение диссертации заключается в апробации методологии описания газетного стихотворного фельетона как явления периферийного, требующего аутентичного исследовательского подхода. В этой связи предложенный нами анализ фельетона с точки зрения проявленной им стилевой тенденции, которая сфокусировалась в установке фельетона на разговорную речь, а точнее болтовню, представляется вполне адекватной материалу, который, как и любое другое явление массовой литературы, призван реализовать не столько творчески-индивидуальные новаторские установки, сколько воспроизвести жанрово-стилевой канон.
Практическая значимость диссертации. Собранный фактический материал, методология исследования и основные выводы работы могут быть использованы при разработке вузовских курсов по истории русской литературы конца XIX - начала XX века, спецкурсов по истории и теории русского стихотворного фельетона, а также истории уральской литературы и журналистики конца XIX - начала XX века. Методологические основания исследования могут быть востребованы в краеведческой работе. Представленный в работе материал по истории уральской литературы и журналистики может войти в историко-литературные программы средних школ.
Апробация работы состоялась в 12 публикациях общим объемом в 4,5 п.л. Основные положения диссертации были представлены на научных конференциях «Международная летняя школа» (Екатеринбург, 1998),
Дергачевские чтения» (Екатеринбург, 1998), «Дягилевские чтения» (Пермь, 1998), «Коминские чтения» (Пермь, 1999), «Искусство Перми. Век XX.» (Пермь, 1999), Курицйнские чтения (Екатеринбург, 1999 и 2001 гг.) и Международная научная конференция «Геопанорама русской культуры: провинциальные локусы и локальные тексты» (Пермь, 2000). Материалы диссертации легли в основу спецкурса «Литературная жизни Перми рубежа XIX - XX веков» (1994-2000 гг.), который был разработан в рамках учебной программы кафедры русской литературы ПерГУ. Кроме того, в результате отборочной и систематической работы с выявленными источниками были подготовлены к изданию два сборника пермского газетного фельетона: «Пермяки: антология пермского стихотворного фельетона конца XIX - начала XX века»(1996) и «Прогулки по старой Перми: по страницам городского фельетона»(1998), сопровожденные подробным историко-литературным и предметно-реальным комментарием. Книги были с большим интересом приняты пермскими читателями и
13 высоко оценены местными журналистами и филологами .
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во Введении содержится общая характеристика работы, намечаются основные проблемные направления, связанные с изучением газетной стихотворной фельетонистики, определяется методологическая база исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Уральская стихотворная фельетонистика конца XIX - начала ХХ века"
Заключение
Подводя итог анализу уральской газетной фельетонистики конца XIX - начала XX века, еще раз обозначим те основные положения, которые определяют значение этого общественно-литературного явления в общекультурном контексте эпохи. В этом отношении необходимо остановится не только на литературных, но и общекультурных функциях газетного фельетона, реализуемых им в уральской и общероссийской литературной жизни рубежа веков.
Прежде всего, нужно отметить абсолютную новизну материала нашей работы, которая представляет в контексте истории русской литературы совершенно неизученную до сих пор сферу - массовую газетную литературу конца XIX - начала XX века.
Литературное значение газетного фельетона в местном контексте заключается в созданном им прецеденте регулярности поэтических публикаций, который способствовал становлению местной профессиональной поэзии в целом. Став одной из самых стабильных возможностей социологизации провинциальных литераторов, фельетон активизировал местное поэтическое творчество и дал ему новые формы для развития. Живой, демократический язык газеты, вошедший благодаря фельетону в местный поэтический репертуар, обновил звучание традиционно архаичной провинциальной поэзии в целом.
Обращение к газетным поэтическим публикациям позволило также сделать необходимые наблюдения по поводу основных стилевых тенденций провинциальной лирики, в частности, дать характеристику эпигонского эха, сориентированного на образцы поэзии 80-х, а также псевдосимволистской провинциальной лирики, ставшей заметной частью поэтического репертуара в 1900-х - 1910-х гг. «Серьезная» провинциальная лирика послужила тем фоном, который с особенной контрастностью подчеркнул новизну живого современного слова фельетона.
Одной из самых ярких культурологических особенностей газетного фельетона в местном контексте стала его культурная репрезентативность, позволившая сформировать подробный бытовой и общекультурный образ Урала рубежа веков. Последовательная фельетонная хроника представляет собой уникальнейший материал для воссоздания истории края в ее мельчайших повседневных подробностях. Она воссоздает образ повседневной жизни русской провинции тех лет в ее самобытном уральском проявлении. В этом отношении оказывается важным не только собственно фактографическое значение фельетона, но и воссозданный им речевой образ местного пространства. Газетная стихотворная фельетонистика становится одним из интереснейших источников для изучения локального текста в его исторической и общей символической характерности.
В общелитературном процессе эпохи газетная стихотворная фельетонистика предстает как один из важнейших жанров формирующейся в это время массовой литературы. Обращение к уральскому газетному фельетону позволило описать общее для литературной жизни тех лет явление - расцвет газетной стихотворной фельетонистики, ставшей заметным фактором «беллетризации» газеты и формирования массовой литературы. Газета начала века стала своеобразным местом встречи процессов активизации массовой литературы и демократизации литературы «элитной». Это обстоятельство может служить убедительным и вполне «зримым» доказательством объективности обратного влияния «третьей культуры» на соседнюю высокую сферу.
Находясь на периферии литературного развития, массовый газетный фельетон проявил важную для общелитературных процессов этого времени ориентацию на прозаическое разговорное слово. Осознавая разную культурологическую логику этого интереса в сфере газеты и в сфере высокой литературы, мы, тем не менее, не можем отрицать их эволюционной общности. Разрабатывая теорию литературной эволюции, Ю.Н.Тынянов убедительно показал, что формирование литературных тенденций берет начало на литературной периферии, которая посредством речевой установки связана с главным источником литературной эволюции - бытом. Газетный стихотворный фельетон, реализуя установку на бытовую, разговорную речь, способствует проникновению в поэзию живого современного языка. Благодаря своему массовому распространению газетный фельетон придает этому процессу такую масштабность, которая просто не могла не быть замечена.
Думается, что активизация газетной литературы послужила одним из источников того обновления литературного и поэтического языка, которое произошло в 1910-х годах. Общую тенденцию стилевого развития русской литературы этого времени концептуализировал В.Келдыш. Исследователь связал ее с активизацией реалистического искусства, «по мере которой проблема условного языка отодвигалась на второй план»1. В 1910-х годах на первый план выходят проблемы обновления реалистической поэтики, и, в частности, проблема демократизации языка, в том числе и языка поэтического. В поэзии осознание исчерпанности возможностей условной символистской стилистики было особенно острым. Акцент на прозаическое слово становится основным оппозиционным тезисом новых литературных объединений. А.Григорьев точно характеризует эту полемическую установку лагеря акмеистов: «Восстав против туманностей «леса символов», поэзия акмеистов тяготела к воссозданию трехмерного мира, его предметности» . И футуристы, и новокрестьянские поэты внесли свой вклад в создание нового поэтического языка, который активно обращается к предметно-конкретному языку современности. Более того, осознание необходимости «поворота от созданной ими мифологизированной жизни к реальной действительности» становится очевидным и для самих символистов. «Особенно показательно в этом отношении творчество Блока, которое начинает сближаться с реалистической эстетикой»3, - комментирует свой тезис о сломе символистской парадигмы К.Муратова. Уточняя эту мысль, А.Григорьев пишет: «В процессе дальнейшего развития поэзия символистов все более обогащалась той стихией разговорной речи, которая позднее была синтезирована в поэме Блока «Двенадцать»4.
Процесс прозаизации поэтического языка, актуализировавшийся в сфере высокой литературы в 1910-х годах, придает изучению стихотворной фельетонистики рубежа веков необходимую эволюционную перспективу, которая определяет ее общелитературное значение.
В общекультурном отношении сосредоточенность газетной фельетонистики на проблемах текущей повседневности становится фактором спонтанного утверждения ценностей «живой жизни». Веселость и добродушие фельетонного юмора способствует стабилизации самоощущения в атмосфере напряженных общественных потрясений. Героическим будням русской революции фельетон противопоставляет радости «маленького человека». Об этом участии фельетонного юмора в процессе осознания русским обществом необходимости утверждения ценностей «живой жизни», замечательно писала Л.Спиридонова. В частности, давая характеристику творчества поэта-сатириконца В.Горянского, исследовательница отмечала: «Ему гораздо ближе психология .«маленького человека», а не героя. Шутливая апология ужей, к которой Горянский пришел накануне Октября 1917 года, выражала его сокровенные мысли. Страстно протестуя против всякого рода насилия. поэт мечтает о нормальной жизни:
Им бы лыжи,
Мячи,
А не бомбы дать бы! Пускай бы играли свадьбы, В дни воскресные ловили солнечные лучи. Маленькие, смешные, неизвестные, Пускай бы пели над пашней И каждый сегодняшний день Благодарили бы за день вчерашний»5.
Подобная «благодарность» газетных фельетонистов дню вчерашнему служила тем органичным мировоззренческим основанием, которое спонтанно воспроизводила местная юмористическая хроника в стихах.
Обозначив основные общелитературные параметры стихотворной фельетонистики рубежа веков, мы можем заключить, что ее изучение позволяет подчеркнуть необходимость более внимательного отношения к периферии литературного процесса. Стихотворный фельетон, как часть газетной литературы своего времени, становится важным фактором литературного развития, оценка которого во многом дополняет общую картину литературной жизни конца XIX - начала XX века.
Список научной литературыВласова, Елена Георгиевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Аверченко А. Юмористические рассказы. М., 1964. 287 с.
2. Вайлъ П. Гений места. М., 2000. 488 с.
3. Верхоланцев В. С. Город Пермь, ее прошлое и настоящее, с.
4. Верхоланцев B.C. Летопись города Перми с 1890 по 1912 гг. Пермь, 1913. 99 с.
5. Ильин С.А. Из школьных воспоминаний: Учитель чистописания М.А.Афанасьев// ПГВ.1906.19 нояб.С.2-3.
6. Ильин С.А. Стихотворения. Лирику и на злобу дня. Пермь, 1905. 276 с. Кальпиди В. Пласты. Свердловск, 1990. 192 с.
7. Камасинский Я. Около Камы: Этнографические очерки и рассказы. М.: 1905.212 с.
8. Красноперое Д.А. «Я увез из Перми воспоминание.»: Письма дневники, воспоминания русских писателей, связанные с пермским Прикамьем Пермь, 1989. 288 с.
9. Кошко Б. Стихотворения. Пермь, 1913. 56 с.
10. Осоргин М. Известные по качеству// Осоргин М. Мемуарная проза. Пермь, 1992. С.227-235
11. Осоргин М. Поэт// Ук.соч. С. 171-183. Осоргин М. Мемуарная проза. Пермь, 1992. 285 с. Осоргин М. Времена. Екатеринбург, 1992. 608 с. ОДЕКАЛ. Пермь, 1993. 73 с.
12. Орлов Б. Из мира разных впечатлений. Пермь, 1903. 115 с.
13. Орлов Б. Пути-дороженьки разные. Пермь,1911. 173 с.
14. Пастернак Б. Детство Люверс// Пастернак Б. Собр.соч. в 5 тт. Т.4. М., 1991. С.35-87.
15. Пастернак Б. Собрание сочинений в 5 тт. Т.4. М., 1991. 910 с.
16. Пермяки: Антология пермской стихотворной фельетонистики конца XIX -начала XX в. Пермь, 1996. 224 с.
17. Прогулки по старой Перми: По страницам городского фельетона конца XIX начала XX в. Пермь, 1998. 296 с.
18. Поэты «Сатирикона». М., 1966. 364 с.
19. Тэффи H.A. Юмористические рассказы. М., 1990.
20. Трапезников В.Н. Летопись города Перми. Пермь, 1998. 272 с.
21. Саша Черный. Стихотворения. М., 1962. 574 с.
22. Саша Черный. Улыбки и гримасы. Избранное в 2-х тт. М., 2000. Т.1. 657 е.; Т.2. 620 с.13. Архивные материалы
23. Фонд Бирюкова В.П. ГАСО. Р-2266. Фонд Весновского В.А. ГАПО. Р-1251. Фонд Косвинцева E.H. ГАПО. Р-837. Фонд ИГ. Остроумова. ГАПО. Р-72. Фонд А.К.Шарца. ГАПО. Р-790.
24. Исследовательская литература Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь, 2000. 404 с.
25. Абашев В.В. «Серебряный век»: взгляд с окраины// Два рубежа. 100-летнему юбилею «Мира искусства». Пермь, 1998. С.123-134.
26. Абашев В.В. Предисловие//Антология пермской стихотворной фельето-нистики к.Х1Х н.ХХ вв. Пермь, 1996. С. 5-8.
27. Абашев В.В. Пермь как зеркало русской литературы конца XIX начала XX века// Первый Курицынский сборник. Екатеринбург, 1998. С. 174-201.
28. Абашев В.В. 'Пермское' в «Детстве Люверс» Б.Пастернака// Художественный текст и историко-литературный контекст (на материале русской литературы XX века). Пермь, 2000. С.46-61.
29. Аверина Н.Ф. История пермской книги. Пермь,1989. 222 с.
30. Анциферов Н.П. «Непостижимый город.» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. Л., 1991. 332 с.
31. Балуев Б.П. Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика. М., 1971. 315 с.
32. Берг М. Литературократия. М., 2000. 352 с.
33. Бережной А. Ф. Писатель и газета. Л., 1960. 52 с.
34. Блажес В.В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала. Свердловск, 1987. 204 с.
35. Блок А. Искусство и газета// Блок А. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.4. Л., 1982. С.182-189.
36. БлокА. Три вопроса// Александр Блок о литературе. М., 1989. С. 162-169. Александр Блок о литературе. М., 1989.479 с.
37. Богословский П.С. Из материалов по истории литературы и печати в Пермском крае//Пермский краеведческий сборник. Вып.2. Пермь,1926. С. 16-29.
38. Богословский П. С. Пермский край в историко-литературном отношении//Экономика. 1925. №3. С.54-59.
39. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX в. 1914 г. М., 1984. 152 с.
40. Буль О. Пермские огарки// Геопанорама русской культуры. Материалы международной научной конференции. Пермь, 2001. В печати.
41. Быков В. П.Я.Блиновский: Некролог//Уральский рабочий. 1922. 9 авг.
42. Быстрых Т. Первая газета Прикамья («Пермские губернские ведомости»)// Вечерняя Пермь. 1988. 2 июля.
43. Быстрых Т. М.А.Осоргин и пермская гимназия// Два рубежа. К 100-летнему юбилею «Мира искусств». Пермь, 1998. С.134-138.
44. Веселоеа И. С. Круглый стол по проблемам современного городского фольклора//Живая старина. 1997.№1.С.58
45. Веселоеа И.С. Заметки о фольклорной карте Москвы// Живая старина. 1997.№ 3. С.10-12.
46. Веселоеа И.С. Логика московской путаницы ( на материале московской «несказочной» прозы XVIII начала XX века)// Москва и «московский текст» русской культуры. М., 1998.С.98-118.
47. Весновский В.А. Список псевдонимов, употребляемых сотрудниками уральской прессы в 1890-1908 гг.//Родной край и школа. Челябинск, 1973. С. 199-206
48. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941. 620 с.
49. Виноградов В.В. О художественной прозе. М.Л., 1930. 190 с.
50. Власова Е.Г. Русский символизм в пермской периодике конца XIX начала XX века: проблемы рецепции и адаптации// Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. Исследования и материалы. Пермь, 2000.С. 193 - 209.
51. Власова Е.Г Газетная стихотворная фельетонистика в истории русской литературы конца XIX начала XX в.// Филология на рубеже XX - XXI веков: Тезисы Международной научной конференции Пермского университета. Пермь, 1997.С.54-57.
52. Власова Е.Г. Стихотворный фельетон и газета в литературном процессе начала XX века// Русская литература первой трети XX века в контексте мировой культуры: Материалы Международной филологической школы. Екатеринбург, 1998. С. 197-205.
53. Власова Е.Г. Стихотворная фельетонистика Перми конца XIX начала XX вв. и мемуарная проза М.Осоргина в структуре «пермского текста»// Русская литература и провинция: Седьмые Крымские пушкинские чтения. Симферополь, 1997.С.60-63.
54. Власова Е.Г. С.А. Ильин пермский поэт и фельетонист// Пермский край: прошлое и настоящее. Материалы Международной научно-практической конференции. Пермь, 1997.
55. Власова Е.Г. Стихотворная фельетонистика начала XX века и особенности ее речевой установки (по материалам пермской периодики)// Два рубежа: К 100-летнему юбилею «Мира искусства». Пермь, 1998. С. 158-160.
56. Власова Е.Г. Провинциальная стихотворная фельетонистика в контексте русской культуры начала XX в.// Третьи Смышляевские чтения. Пермь, 1993. С.28-31.
57. Власова Е.Г. Провинциальный стихотворный фельетон начала XX века: к проблеме типологии жанра// Проблемы межкультурной коммуникации: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, Пермский госуниверситет. 1999. С.80-89
58. Власова Е.Г. Русский символизм в пермской периодике конца XIX начала XX века: проблемы рецепции и адаптации// Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. Исследования и материалы. Пермь, 2000.С. 193-209
59. Власова Е.Г. Пермь и пермяки в фельетонном жанре. Послесловие и комментарии.// Пермяки: Антология пермской стихотворной фельетонистики конца XIX начала XX века. Пермь, 1996. С.200-219
60. Ганина М.А. Русская журналистика 40-60-х гг. XIX века и пермская общественность//250 лет Перми. Материалы научной конференции. Пермь, 1973. С.142-152.
61. Гаспаров М.Л. Русский силлабический тринадцатисложник// Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С.9-31.
62. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. М., 1974. 488 с.
63. Гаспаров М.Л. Строфический ритм в русском четырехстопном ямбе и хорее// Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С.48-60.
64. Гаспаров М.Л. Строфика нестрофического ямба в русской поэзии XIX века//Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С.60-83.
65. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 2000. 289 с.
66. Гинц С. Предисловие// Писатели Пермской области. Биобиблиографический справочник. Пермь, 1962. С.3-16.
67. Гончаров Б.П. Стихотворная речь. М., 1999. 344 с.
68. Гревс И.М. Город как предмет краеведения// Краеведение. 1926. №3. С.245-257.
69. Григорьев А.Л. Акмеизм// История русской литературы в 4-х тт. Т.4. Л., 1983. С. 689-712.
70. Григорьев А.Л. Символизм// История русской литературы в 4-х тт. Т. 4. Л., 1983.С.419-480.
71. Гудков Л.Д. Социальные механизмы динамики литературной культуры// Тыняновский сборник. Четвертые Тыняновские чтения. Рига, 1990. С. 120132.
72. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого?//НЛ0.1996. №22. С.78-101.
73. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество. Введение в социологию литературы. М., 1998.80 с.
74. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. 382 с.250 лет Перми: Материалы научной конференции «Прошлое, настоящее и будущее Перми». Пермь, 1973. 287 с.
75. Другие литературы. Спец. выпуск НЛО. 1996. № 22. 448 с. Дубин Б. Слово-письмо-литература. М., 2001. 416 с.
76. Евстигеева Л.А. Поэты-сатириконцы// Поэты «Сатирикона». М.-Л., 1966. С.8-48.
77. Евстигнеева Л.Л. Литературный путь Саши Черного// Саша Черный стихотворения. Л., 1960. С.5-50.
78. Евстигнеева Л.Я. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатриконцы. М., 1968. 454 с.
79. Евстигнеева Л.Л. Русская сатирическая литература начала XX в. М., 1977. 303 с.
80. Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. М., 1971. 88 с.
81. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы (от эпиграммы до романа). Л., 1977. 282 с.
82. Журбина Е.И. Искусство фельетона. М., 1965. 287 с.
83. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. М., 1969. 399 с.
84. Зверев A.M. Что такое «массовая литература»?// Лики массовой литературы США. М., 1991. С.3-37.
85. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910-х гг. М., 1976. 303 с.
86. Иванов А. «Он зовется Саша Черный.»//Саша Черный. Улыбки и гримасы. Т.1. М., 2000.С.5-30.
87. Иванов В.В. К семиотическому изучению культурной истории большого города// Семиотика пространства и пространство семиотики. Тарту, 1986.С. 7-24
88. История русской литературы в 10 тт. Т. 10. М.-Л., 1954. 801 с. История русской литературы в 10-и тт. Т.8. Часть 2. М.-Л., 1956. 509 с.
89. История русской литературы в 4-х тт. Т.4. Под ред. К.Д. Муратовой. Л., 1983.784 с.
90. История Урала в 2-х тт. Под ред. И.С.Капцуговича. Т.1. Пермь, 1976. 396 с.
91. История Урала в период капитализма. Под ред. Д.В.Гаврилова. М., 1990. 504 с.
92. Казачук Н.В. Жанр стихотворного фельетона в отечественном литературоведении. Рук. депон. в ИНИОН в 1989 г. 15 с.
93. Келдыш В.А. Судьбы русского реализма. М., 1975. 280с.
94. Киршин В. Вечный город Пермь// Профсоюзный курьер. 1998. 17 авг.С.З
95. Кокорев А. Фельетон// Литературная энциклопедия. М., 1939. Т.П. Ст.689-695.
96. Красноперое Д.А. С.А.Ильин старший брат М.Осоргина// Михаил Осоргин. Страницы жизни и творчества. Пермь,1994. С.90-95.
97. Крашенинников А.Д. Время и книги// Писатели Пермской области. Пермь, 1985. 133 с.
98. Кройчик JI.E. Современный газетный фельетон. Воронеж, 1975. 230 с. Куприяновский П.В. Соприкосновенья: Лит.-краеведческие очерки и разыскания. Ярославль, 1988. 206 с.
99. Куприяновский П.В. Газета как источник литературно-краеведческих разысканий//Роль Поволжья в развитии отечественной литературы и фольклора. Кострома, 1988.
100. Курасов А.И. Становление и развитие революционной печати на Урале в начале XX века: Уч.пособие. Свердловск, 1981. 65 с.
101. Курляндская C.B. Фельетон жанр сатирический: По материалам советской литературы и критики 20-х гг. М., 1967. 32 с.
102. Колмаков Б.И. Литературная критика на страницах «Волжского вестника. Автореферат диссертации на соискание ученой степ, к.ф.н. Казань, 1996.
103. Курочкин Ю.М. Уральская псевдонимика// Тезисы докладов и сообщений Вторых уральских Бирюковских чтений. Челябинск, 1974. С.64-69
104. Кустов В.А. Газета «Пермские губернские ведомости» как источник изучения края// 250 лет Перми. Материалы научной конференции. Пермь, 1973. С.70-71.
105. Кустов В.А. «Секундные стрелки истории» (Первая газета края «Пермские губернские ведомости»//Звездаю 1972. 1 апр.
106. Ласунский О.Г. Об изучении литературно-общественного движения в русской провинции 19 века// Классическое наследие и современность. Л., 1981. С.78-85.
107. Летенков Э.В. «Литературная промышленность» России к. XIX- н. XX века. Л.,1988. 173 с.
108. Лики массовой литературы США. М., 1991. 336 с.
109. Литературная жизнь России в зеркале пермской периодики конца 19 -начала 20 вв. Научно-справочный библиографический аннотированный указатель. Под ред. В.В.Абашева. Пермь, 2000. Электронный архив лаборатории литературного краеведения ПермГУ.
110. Литягин A.A., Тарабукина A.B. К вопросу о центре России (Топографические представления жителей Старой Руссы// Русская провинция: миф-текст-реальность. М.-СПб., 2000. С.334-347.
111. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. 271 с.
112. Лотман Ю.М. От редакции//Семиотика города и городской культуры. Тарту, 1984. С.З.
113. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города// Там же. С.30-45.
114. Львов Б. «Мы с Сережей Ильиным по Перми гуляем.» \\ Звезда. 1996. 27 февр.
115. Макашина Л.П. Легальная печать и публицистика Урала в 1907-1917 гг. Свердловск, 1988.
116. Макашина Л.П. Публицистика уральских большевиков в легальной печати 1905-1907 гг.: Текст лекций. Свердловск, 1987. 58 с.
117. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А.Блока. Л., 1981. 552 с.
118. Маргинальное искусство. М., 1999. 176 с.
119. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов в 4-х тт. T.l. М., 1956. 442 е.; Т.2. М., 1957. 387 е.; Т.З. М., 1958. 415 е.; Т.4. М., 1960. 558 с.
120. Махонина С.Я. Русская легальная журналистика XX в. (1905-февраль 1917): опыт системного исследования// Из истории русской журналистики начала XX века. М., 1984. С.5-49.
121. Милонов H.A. Литературное краеведение. М., 1985. 192 с.
122. Мифы провинциальной культуры. Тезисы международного симпозиума 11 мая 1992 г. Самара, 1992. 194 с.
123. Михайлова Л.В. О фельетонности «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского за 1973 г.//Реализм: жанр, стиль. Фрунзе, 1990. С.71-80.
124. Неклюдов С.Ю. После фольклора// Живая старина. 1995. №1. С.2-4.
125. Николаев Д.Д. Творчество Тэффи и А.Т.Аверченко. Две тенденции развития русской юмористики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1993. 24 с.
126. Николаев Д.Д. Жемчужина русского юмора// Тэффи Н. А. Юмористические рассказы. М., 1990. С.3-18.
127. Николаев Д. Концепция «книги» в творчестве Н.А.Тэффи// Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины 20 века. М., 1999. С.20-40.
128. Орлицкий Ю.Б. Энциклопедист-дилетант как культурный тип русской провинции//Алабинские чтения. Самара, 1993. С.57-58.
129. О.Т.В. Из литературных наблюдений// Русская мысль. 1897. №1. С.171-175.
130. Павлов В.А. Очерки истории журналистики Урала. Т.1. Свердловск, 1992. 272 с.
131. Павлов В.А. Очерки истории журналистики Урала. Т.2, кн.1. Свердловск, 1995. 180 с.
132. Пастернак Б. Вассерманова реакция// Пастернак об искусстве. М., 1980. С.121-126.
133. Периодика Урала: Библиографический указатель. Вып.1 (Дореволюционные издания). Свердловск, 1976. 294 с.
134. Петряев Е.Д. Псевдонимы уральцев/ЛГезисы доладов и сообщений вторых уральских Бирюковских чтений. Челябинск, 1974. С.82-85.
135. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда: Историко-краеведный семинар. M.-JL, 1928. 74 с.
136. Пинский Л.Е. Юмор//КЛЭ. Т.8. С.1011-1018.
137. Писатели Пермской области: Биобиблиографический справочник. Пермь, 1996.186 с.
138. Поспелов Г.Г. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х гг. М., 1990. 272 с.
139. Поспелов Н.С. Синтаксический строй стихотворных произведений Пушкина. М., 1960. 249 с.
140. Постоутенко К.Ю. Онегинская строфа рифма и композиция// Русский стих. М., 1996. С.29-234.
141. Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983.206 с.
142. Чуковский К.И. Собр. Соч. в 6-ти тт. Т.6. М., 1969. 768 с.
143. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1999. 288 с.
144. Рабинович Я.Б. К истории бесцензурной демократической печати на Урале// Уральский археологический ежегодник за 1970 год. Пермь, 1971. С.294-309.
145. Равинский Д.К., Синдаловский H.A. Современные городские легенды// Живая старина. 1995. №1. С.5-9.
146. Региональные аспекты изучения литературы и фольклора: Межвузовский научный сборник. Уфа-Челябинск, 1984. 152 с.
147. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине 19 века. М., 1991. 224 с.
148. Ромашкина Н. «В сто тысяч Пушкиных толпа внедрится в русскую газету. .//Местное время. 1996. Июнь.
149. Русская мысль. 1897. №1. 509 с.
150. Русская провинция: миф-текст-реальность. М.-СПб., 2000. 490 с. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. 240 с.
151. Семенов В.Б. Перепев как литературный жанр// Филологические науки. 1995. №3. С.33-44.
152. Семиотика города и городской культуры: Петербург. Труды по знаковым системам. Вып. XVIII. Тарту, 1984. 140 с.
153. Синдаловский H.A. Петербург в фольклоре. СПб., 1999. 384 с.
154. Скатов H.H. Поэты некрасовской школы. JL, 1968.224 с.
155. Скуратовский B.JT. Пушкин в русской литературе конца XIX начала XX в.//Связь времен: проблемы преемственности в русской литературе конца XIX - начала XX в. М., 1992.С.6-20.
156. Смирнова JI.JI. Провинциальная периодика как источник материала для изучения литературной жизни Верхневолжья в XIX в. Рукопись диссертации на соискание уч. степ, к.ф.н. Тверь, 1996. 180 с.
157. Соколовская Е. Какой-нибудь досужий пермский обыватель решит сравнить «век нынешний и век минувший»//Губернские вести. 1998. 10 июля.
158. Спиридонова ЛЖ Бессмертие смеха. М., 1999. 336 с.
159. Субботин A.C. В.Маяковский: Сквозь призму жанра. М.,1986. 350 с.
160. Творчество Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. М., 1999. 348 с.
161. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Д.,1959. 535 с.
162. Томашевский Б.В. Строфика Пушкина// Томашевский Б.В. Пушкин: работы разных лет. М., 1990. С.288-484.
163. Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы.// Труды по знаковым системам. Семиотика города и городской культуры. Тарту, 1984. С.4-30.
164. Топоров В.Н. Аптекарский остров как городское урочище: Общий взгляд// Ноосфера и художественное творчество. М., 1991. С.200-244.
165. Тынянов Ю.Н. Стиховые формы Некрасова.// Ю.Н.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С.18-27.
166. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр//Ук.соч. С.227-252.
167. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Ук. соч. С.270-281.
168. Тяпков С.Н. Русские символисты в литературных пародиях современников. Иваново, 1980. 84 с.
169. Фельетон. Л., 1927.94 с. '
170. Хайрутдинова Л.Ф. Литературная критика газеты «Казанский телеграф». Автореферат дисс. на соискание уч. степ, к.ф.н. Казань, 2000. 20 с.
171. Ханзен Леве А. Русский символизм. СПб, 1999.
172. Чередниченко Т. Россия 90-х: в слоганах, рейтингах, имиджах. М., 1999.416 с.
173. Черных С. Заугзета и др.//В мире книг. 1976. №8.С.70-79.
174. Чмыхало Б.А. Региональные проблемы истории русской литературы. Автореферат на соискание ученой степени доктора фил. наук. Екатеринбург, 1993. 34 с.
175. Шишкина Л.И. Пролетарская поэзия// История русской литературы в 4-х тт. Т.4. Л, 1983.С.395-419.
176. Шмаков А.А. Урал литературный: Краткий биобиблиографический справочник. Челябинск, 1988. 368 с.