автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Своеобразие жанра очерка в прозе А.М. Горького 20-30-х годов XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Своеобразие жанра очерка в прозе А.М. Горького 20-30-х годов XX века"
На правах рукописи
Дзюба Анна Сергеевна
СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА ОЧЕРКА В ПРОЗЕ А.М.ГОРЬКОГО 20-30-х ГОДОВ XX ВЕКА
Специальность 10.01.01 - русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
28 НОЯ 2013
МоскЕа - 2013
005539886
005539886
Работа выполнена на кафедре русской литературы ХХХХ1 веков и журналистики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»
Научный руководитель Доктор филологических наук, профессор Минералова Ирина Георгиевна
Официальные оппоненты: Иванов Николай Николаевич, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского», кафедра методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе, профессор кафедры;
Кудряшова Александра Артуровна, кандидат филологических наук, доцент ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, доцент кафедры.
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
Защита состоится «20» декабря 2013 года в 14 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.154.15 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственным университет» по адресу: 119991, г. Москва, Малая Пироговская ул., д.1, стр. 1, ауд.З^"
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, Малая Пирогозская ул., д.1, стр. 1.
;лан « А
Автореферат разослан « А?» 013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
Шаряфетдянов Рамиль ХайдяровЕЧ
Общая характеристика работы
Творчество Максима Горького, писателя с мировым именем, величайшего выразителя идей своего времени, за последние тридцать лет истории литературы (1980-2010-х гг.) прошло через разного рода переоценки и переосмысление1. Часто критики и литературоведы используют наследие писателя для негативных характеристик и его самого, и эпохи, в которую он жил, однако само Время свидетельствует, что А.М.Горький равновелик этому Времени и как классик направляет исследовательскую мысль в поле масштабности, дающее возможность по-новому, из другого рубежа веков постигать и частные, и общие вопросы его подлинных художественных открытий
В 1920-е - 1930-е годы A.M. Горький завершает произведения «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», «Васса Железнова». Одновременно А.М.Горький выступает не только как автор, писательской практикой утверждающий жанр очерка, но и как его теоретик.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения своеобразия жанра очерка и очерковой формы в горьковском наследии в названную эпоху, выявления их специфики в динамике. Очерковое начало в большей или меньшей степени проявляется в разножанровом и многообразном творчестве A.M. Горького. В ранних очерках (цикл «Очерки и наброски» 1895 г., два тома «Очерков и рассказов» 1898 г.) молодой Горький обращается к читателю с прямой оценкой явлений общественной жизни, практически каждый том собраний сочинений писателя включает очерки. При этом в его стиле современники угадали черты, которые получат развитие и упрочатся в очерках 1920-х - 1930-х годов. А.П. Чехову принадлежит такой «литературный портрет-набросок» Горького: «Вы по натуре лирик, тембр у Вашей души мягкий. Если бы Вы были композитором, то избегали бы писать марши. Грубить, шуметь, язвить, неистово обличать -это не свойственно Вашему таланту»2. Как проявляется этот «талант» в
1 Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. Н.-Новгород, 1992; Спиридонова JI.M. Горький: диалог с историей. М., 1994; Баранов В. Горький без грима. М., 1996; Иванов H.H. «Земля живет внутри неба в объятии солнца, в сонме звезд»: (мифологии, мотивы в рассказах М. Горького «По Руси») / Горьковские чтения. 1995 г. Н.Новгород: Изд-во ун-та, 1996; Иванов Н.Н Православная мистика в рассказах М.Горького «По Руси» / Горьковские чтения. 1997 г. Н. Новгород: Изд-во ун-та, 1998; Примочкина Н. Писатель и власть. М„ 1998; Голубков М.М. Максим Горький. М„ 2000;
Спиридонова Л.А. М.Горышй: новый взгляд. М.: ИМЛИ РАН, 2004; Быстрова О.В. Вокруг смерти Горького. Документы, факты, версии (М.Горький: Материалы и исследования), М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 2001; Быков Дмитрий. Был ли Горький? М: Астрель. 2008; Кудряшова A.A. Документальное и художественное начало в автобиографической прозе и малых прозаических формах М. Горького // Вестник угроведения. 2011. №2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Т. XVIII. М.: Наука, 1983. С.
последние два его десятилетия писательской деятельности? В 1920-1930-е годы очерк оказывается доминантным в творческой лаборатории А.М.Горького, поскольку этот жанр более других соответствует быстротечности и динамичности преобразований, происходящих в новой России. С другой стороны, очерки, рассказы, этюды, «зарисовки с натуры» 1920-х гг. формировали подходы писателя к крупномасштабной прозе -эпопее «Жизнь Клима Самгина», к пьесам нового времени. Именно эта «двусоставность» очерка (он и самостоятельный жанр, и форма литературно-художественного отражения многогранной жизни, и «предварительный опыт», определяющий индивидуальный стиль) дает возможность уточнить особенности работы А.М. Горького - мыслителя и художника.
Материалом исследования являются очерки и рассказы с выраженной очерковой составляющей, вошедшие в циклы «По Руси» (1912-1917), «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924), «Рассказы 1922-1924 годов», «По Союзу Советов» (1928-1929).
Объект исследования - индивидуальный стиль писателя, имеющий свои характерные черты в названном жанре.
Предметом диссертационного исследования являются приемы, позволяющие указать на характерологические приметы жанра очерка и его форму, а также те средства выразительности, к которым прибегает автор, создавая как отдельные вполне самостоятельные произведения, так и метатекстовые единства, состоящие из текстов, которые сам автор квалифицирует как очерк и рассказ.
Научная новизна работы. В исследованиях, посвященных различным сторонам творчества A.M. Горького, очерк изучается и как самостоятельное явление, и в контексте стилевых исканий писателя3, при этом рассмотрение его как полижанрового единства, выявление синтеза жанров и форм, с одной стороны, а с другой, - определение сюжетно-композиционных и описательных особенностей отдельного произведения и смыслов, порождаемых в этом же произведении, когда оно оказывается частью цикла, - предпринимается впервые. Впервые предпринимается исследование очерковых произведений, циклов и книг А.М.Горького 1920-х —1930-х годов в их ретроспекции.
Цель исследования — воссоздать динамику жанра очерка, выявить особенности очерковых форм позднего Горького и их художественно-документальную специфику.
3 Селезнева М. А. Поэтика характеров в «Рассказах 1922-1924 годов» М. Горького: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01, Тамбов, 2006. 159 е.; Ли М.Э. Идейно-эстетическое своеобразие «Рассказов 1922-1924 годов» А.М.Горького: дисс. ... канд. филол. наук. 10.01.01, М., 2007; Белотурова М. Книга М.Горького «Заметки из дневника. Воспоминания (1924) в аспекте интертекстуальности»: дисс. ... канд. филол. наук. 10.01.01, М., 2008; Гребенщикова Н. Концепт человека в художественной системе М.Горького: рассказы первой половины 1920-х годов: дисс— канд. филол. наук. 10.01.01, Бирск, 2009, др.
Исходя из понимания цели исследования, сформулированы следующие задачи:
- проследить историю и проанализировать практику обращения А.М.Горького к жанру очерка и изучить приемы и методы, используемые писателем в работе над ним;
- выявить особенности стиля очерков и книг, а также циклов очерков А.М.Горького 1920-х - 1930-х периода его творчества;
- охарактеризовать особенности очерка в произведениях, названных А.М.Горьким рассказами.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили следующие работы:
- по теории и истории цикла и очерка (А.А. Воронцова-Маралина, М.Горький, М.Н. Дарвин, А.Г. Коваленко, Л.Е. Ляпина, C.B. Рудзиевская, И.В. Фоменко, С.А. Червяковский, М.К. Шемякина, А.М. Шумский,
A.СЛнушкевич и др.);
- по проблемам жанра (В.Н. Гречнев, Т.М. Колядич, И.В. Резчикова, И.А.Сыров, Б.В.Томашевский, а также исследования Т.А. Беневоленской,
B.П. Вомперского, Е.И. Журбиной и других ученых-филологов и журналистов, рассматривающих проблемы очерка);
- по различным аспектам стиля (П.В. Басинский, В.С.Барахов, А.А.Газизова, Ю.И.Минералов, И.Г. Минералова, Б.В. Михайловский, Л.В.Полякова, Л.А. Спиридонова, С.И. Сухих, С.И. Тимина, Л.А. Трубина, ДР-)
Практическая значимость исследования обусловливается возможностью использования полученных результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении литературного наследия А.М. Горького и жанра очерка в научных филологических исследованиях и вузовском образовании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Жанр очерка и очерковые формы в творчестве Горького в силу своей специфики являются стимулирующими, формирующими и конвергенцию, и синтез на различных уровнях художественно-документального целого.
2. Несколько групп очерков, обладающих характерными особенностями, выделяются традиционно (художественно-публицистические, художественно-документальные и документальные). В зависимости от задач, определенных А.М.Горьким, в его прозе обычно доминируют черты той или иной группы, вступающей в конвергентные отношения с собственно художественными приемами. Выделенная тенденция указывает на полифоничность очеркового наследия писателя.
3. Очерковое начало является определяющим в малой прозе писателя 1920-х-1930-х годов, т.е. в произведениях малых жанров
доминируют не сюжетное повествование, а различные формы описания.
4. Внимание писателя к различным вариациям и типам портрета указывает на характер стилевых приемов, которые «изображают», «живописуют» внутренний мир героя, сущность характера выявляется через соположение и взаимоотражение индивидуальных и типических черт.
5. Специфика художественно-документального и документального жанров в творчестве А.М.Горького заключается в том, что нет определенных четких признаков отличия очерка от рассказа и одного типа очерка от другого. Часто у Горького в рассказе доминируют очерковые компоненты, формирующие образ «подлинности», документальности событий и правдоподобия сюжета, а «рассказ», помимо прочего, напоминает о правде «устного свидетельства».
6. В книгах A.M. Горького прослеживается «диалогичность» как изменившийся вид авторского присутствия. В очерках цикла «По Руси», повествование ведется от первого лица, писатель принимает участие в диалогах с персонажами, в цикле «Заметки из дневника. Воспоминания» Горький чаще выступает в роли свидетеля и рассказчика одновременно. Однако в «Рассказах 1922-1924 годов» на повествование ведется от лица героев очерка.
7. В очерках цикла «Заметки из дневника. Воспоминания» отсутствует фабула, хронологическая последовательность при описании событий игнорируется, и развитие центральной коллизии переносится из плана повествования в план описания. Создавая макросюжет о человеческом пути, А.М. Горький стремится постичь и осмыслить суть путей нового, современного ему человека
8. В отличие от ранних циклов, «Рассказы 1922-1924 годов» демонстрируют динамику в портретных характеристиках персонажей от выразительных метафорических характеристик и сравнений с ярко выраженным зооморфным образом к олицетворениям и персонификации неодушевленных предметов.
9. Документальные очерки, вошедшие в цикл «По Союзу Советов», можно рассматривать как наброски, эскизы книги о новой России, ее новых завоеваниях. Цикл «По Союзу Советов», состоящий из пяти самостоятельных частей, в каждой из которых представлен ряд зарисовок и этюдов, является образцом подлинно очерковой формы и его глубина осознается читателем благодаря устанавливаемому А.М.Горьким диалогу книг «По Руси» и «По Союзу Советов»
Структура диссертации соответствует цели и задачам работы и состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка используемой литературы (всего 180 наименований). Общий объем диссертации 164 страницы.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены на заседании аспирантского семинара, на заседании кафедры русской литературы XXXXI веков и журналистики, изложены в докладах на научных и научно-методических всероссийских конференциях в Ml 11 У, МИОО, ЯШУ им. К.Д. Ушинского, а также в шести публикациях, в их числе в трех статьях (в изданиях, рекомендованных ВАК РФ).
Основное содержание работы
Во Введении приводится общая характеристика работы, описывается степень изученности научной проблемы, определяется теоретическая база исследования, дается степень изученности вопроса, обоснование выбора темы, определяются цель и задачи, подчеркивается актуальность диссертации, указываются объект и предмет данного исследования. А.М.Горький справедливо полагал, что очерк - прекрасная форма литературной учебы для молодых писателей, сам же обращался к ней постоянно, особенно в последние годы творчества. Именно А.М.Горысий способствовал подъему, расцвету очерковой литературы в России интересными издательскими начинаниями (литературный журнал «Новые достижения» (1929-1936)), в которых публиковались очерки самого писателя, и его современников.
Глава 1. Жанр очерка и очерковое начало в малых прозаических формах А.М.Горького 1920-х гг. состоит из трех пара1рафов. Параграф 1 — «Традиционные компоненты очерка: теоретический и историко-литературный аспект» — посвящен филологическому осмыслению жанра очерка и очерковых форм в малой прозе. Очерк, как показывает историко-литературная и историко-культурная практика, не случайно изучается и литературоведами, и теоретиками-журналистами, и историками публицистики. В очерке эпическом, прозаическом жанре, ярко выражена организующая роль авторского «я», и этот жанр находится на стыке художественной литературы и публицистики, при этом «границы, отделяющие очерк от других эпических жанров, условны и подвижны»4. «Очерк всегда считался критиками низшей формой литературы, что вообще неверно и несправедливо»5, - полагал А.М. Горький, и добавлял: «Молодая наша литература выдвинула из своей среды группу талантливых «очеркистов», и они постепенно придают очерку формы «высокого искусства»6. Сам писатель, анализируя современную ему очерковую литературу, работая и даже экспериментируя в жанре очерка в 1920-е- 1930-е
4 Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стб. 707.
5 Горький AM. О литературе. Код доступа: http://home.mts nn.tu/~gorky/TEXTS/OCHST/olitr.txt
6 Горький A.M. О литературе. Указ изд.
гг., не только упрочил его позиции, но открыл новые возможности очерка. Ученые приводят варианты уже указанных терминологических характеристик7. Этот жанр до настоящего времени является предметом как теоретико-литературных, так и историко-культурных дискуссий. Очерк определяется как наиболее характерная для публицистики жанровая форма, максимально приближенная к художественным жанрам, поскольку в очерке используются изобразительные средства, вводятся художественные средства изображения, позволяющие исследовать какой-либо вопрос при помощи описания. Именно благодаря деятельности А.М.Горького, наследующего традиции очерка в русской художественной словесности, этот жанр расширил свои границы в литературе, вобрал в себя разнообразные документальные формы, приобретшие черты художественного приема.
Особенностью жанра очерка, фиксируют исследователи, является документальность. Как правило, выделяют несколько групп очерков. Среди них - художественно-публицистические очерки, документальные и художественно-документальные. Каждая из этих групп обладает своими характерными признаками. Документальные очерки, где собственно документальное начало, «фактографичность» приоритетны, позволяют максимально точно воспроизвести реальные факты, а автор-рассказчик высказывает свои предположения и дает прямое публицистическое истолкование социальных проблем и внутреннего мира персонажей.
Одним из наиболее ярких примеров документальных очерков является цикл «По Союзу Советов» (1929), находящийся в явном диалоге с книгой очерков и рассказов «По Руси» (1912-1917), причем эта диалогичность указывает и на меру документального в книгах, которое, без сомнения, выше в книге 1929 года, чем в цикле «По Руси». Повествователь в раннем цикле отправляется в путь по стране, которая называется Россия. Вынесение в название имени «Русь» художественно маркировано: в нем, с одной стороны, создается поэтический образ (ср. у А.Блока: «О, Русь моя...», у С. Есенина в стихотворении «Русь», например, «Ой ты, Русь, моя родина кроткая/ Лишь к тебе я любовь берегу»). Несомненным оказывается в данном именовании диалог Горького с Короленко, завершающим свой рассказ 1887 года «На затмении» стихами Н-Берга: «На святой Руси петухи поют/ Скоро будет день на святой Руси». Это Горький помнил и отразил в очерке «Время Короленко», который был им включен в первое издание книги «Мои университеты» (1923).
С другой стороны, в этом названии есть отсылка к имени вековой давности, которая указывает на «упущенное» в ее духовно-нравственном, социально-экономическом развитии. «Импрессионистичность» заголовка объясняется следующим: в нем не задан конкретный портрет или проблема, или определенный объект описания, как например, в отдельных очерках. «Семантическая размытость» заглавия предполагает динамичность
7 Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004; Вомперский В.П. О стиле очерка. Стилистика газетных жанров. М., 1981;
8
изображаемого, ряд картин, этюдов, зарисовок, причем вектор движения цикле «По Руси» зеркально отражен впоследствии в книге «По Союзу Советов Советов» - новое имя страны, и эта новизна усиливается благодаря «перекличке» названий: единая грамматическая форма пути «по» - сообщает повествованию черты путевого очерка (фиксируются описания людей и мест, портреты и пейзажи прошлого и настоящего), и импрессионистические черты (перед взором читателя проходят эпизоды, не объективно фотографически отраженные зрением, а впечатления, формирующие представление и о том, что описывается, и о том, кто запечатлевает увиденное). Так выстраиваются ассоциативные аналогии двух циклов. Естественно, что новое название государства «Союз Советов», данное не официально-официозно - Союз Советских Социалистических республик, не СССР (одно из первоначальных названий именно «По СССР», равно как и «По старым местам», «На родине») оказывается и образно, и фонетически организующим внутреннюю форму целого. Теперь акценты указывают не на древность с ее святостью - и «темнотой», и другими негативными чертами, а на новизну и преодоление старого.
В художественно-публицистических очерках естественно проявляется интерес писателя к фактам социальной жизни, к проблемам человека и общества. Еще в очерке, давшем название целой книге — «Город желтого дьявола» (1906), - писатель весьма экспрессивен в описании социальных язв буржуазного мира, и это позволяет ему не просто описать, но и дать «полотну жизни» нелицеприятную оценку. Описания увиденного суммируются и «вплавляются» в многомерный образ-символ рабства человека перед золотым тельцом, перед обольстительным «Желтым Дьяволом». Образно-художественное начало не отменяет документальности, но позволяет передать «впечатления» от «ужасающих картин» и «нелицеприятных фактов», метафорически сгущено, создавая образ поработителя человека, уничтожающего его физически, отнимающего у него всякую возможность думать о чем бы то ни было, кроме средств к существованию. В очерках художественно-публицистических акцент делается, как видим, на социально и идеологически значимом.
В художественно-документальную группу (в которой очевидна конвергенция описания подлинных, а не вымышленных фактов, и формирования «сочиненного» образа) входят произведения художественной формы с реальными жизненными ситуациями, где имена героев реальны, события подлинны и записываются со слов очевидцев. В очерке «Книга» из цикла «По Руси» писатель особое внимание уделил пейзажным зарисовкам, обращая внимание на детали, которые и создают внутренюю форму очерка: «серые былинки», пустота, тишина, проходящие поезда, даже насекомые позволяют определить образ жизни людей, которая словно замирает и превращается в однообразную бесконечную вереницу ничего не значащих мертвящих дней. Предметом изображения в художественно-документальном очерке обычно является состояние, уклад жизни, ее нравы, отношения между
людьми, и очеркисту важно показать устойчивые, не изменяющиеся явления жизни. Герои в очерке «Книга» вынуждены сосуществовать посреди бескрайнего пространства, их жизнь столь однообразна, что лишь книга оказывается событием и может разрушить это бесконечное однообразие: «Книги были просветами в мир действенной жизни из мира мертвой пустоты» (XI; 285). Выделить эту группу возможно с учетом того, что для ее содержания приоритетно исследование психологии людей, автор не выводит описываемое на уровень общественных проблем и конфликтов, на уровень идеологически определенных выводов.
В очерках авторское «я» может реализовываться в трех различных типах авторского повествования. Во-первых, повествование может вестись от первого лица множественного числа, во-вторых, от первого лица единственного числа, где повествователем является участник событий, переживающий их, в-третьих, - исследователем, изучающим жизнь в ее важных для эпохи и внешне невыразительных событиях. Как исследователь, повествователь «не знает» еще финала разворачивающихся событий, он изучает ситуацию, документы, по которым складывается «результат исследования», точка зрения. Нельзя однозначно выделить предпочтения A.M. Горького той или иной группе очерков при построении произведений. Как художник и выразитель времени он использует всю палитру составляющих элементов в зависимости от задач, им решаемых.
Параграф 2 - «Композиционные приемы в очерковой прозе А.М.Горького».
Важным компонентом во всех типах очерков оказывается пейзаж. Пейзаж в очерковых произведениях или в рассказах с видимой очерковой составляющей используется для описания эпизодов, служащих фоном произведения, для обрисовки жизненной ситуации, постановки социально значимых проблем («Законник»), способствует раскрытию душевного состояния героя («Рассказ о безответной любви»). У А.М. Горького почти нет очерков, в которых бы пейзаж отсутствовал, так что он как описательная форма и компонент произведения является стилеобразующим фактором в очерковой и художественной прозе писателя.
Внимание очеркиста зачастую направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие характера и душевных состояний героя. В подобных очерках пейзажная зарисовка дает возможность проникнуть в обстоятельства, в атмосферу происходящего. Пейзаж не только создает фон предпринятого «пути», «творческой командировки», используется как средство определения времени действия и обрисовки условий, в которых протекают события, и при этом он лирически оформляет повествование. Это позволяет и передать настроение героя, и воссоздать панораму жизни. Так, цикл «По Союзу Советов» составляют очерки, в которых встречается значительное число пейзажных зарисовок, где писатель воссоздает динамично открывающиеся «виды»: например, Арарат — «серый, каменный город» напоминает «заключенного в клетку строительных лесов», в то время
как Делижан - долина с «пышной зеленью садов» с «прозрачным» воздухом, будто «окрашенным в голубой мягко сияющий тон», «дома тихо плывут в зеленых волнах», «пышная зелень садов», «теплоходы плывут белыми лебедями» и т.д.
A.M. Горький - блестящий мастер художественной детали, причем приемы, к которым он обращается в художественной прозе и очерках, сходны. Так, у него есть детали, которые следуют из очерка в очерк, из цикла в цикл. Одна из них - огонь в различных его проявлениях. Это и цвет огня («огненный», «желтый», «золотой», «красный»), который символизирует чувства человека и страсть, - и огонь, сжигающий все предметы («Пожар»). В «Рассказе о безответной любви» героиня является воплощением огня: «Лариса Антоновна сидела в центре общего внимания, в переднем углу под образом, одета в темно-красное платье, украшена цветами, пышная и волшебная, вся точно в огне»8. Другая деталь, портретная, на которую писатель часто обращает внимание, - глаза. Как очеркист, он идет от описания внешнего (глаза различной формы и цвета), оставаясь при этом художником, А.М. Горький зачастую дает им ироническую оценку («светло и ласково улыбаются сапфировые глазки» (будто ребенок - кукла - А.Д.) (XVII; 45), «кровавые глаза смотрят в блюдечко» (словно «страстная натура» - АД.) (XVII; 82), «странно смотрели выпуклые фарфоровые глаза, -блестело в них что-то слишком светлое и жесткое. Но улыбались они ласково и даже, можно сказать, милостиво» (описание напоминает куклу - А.Д.) (XVII; 169) и т.д.). Таким образом, деталь позволяет придать описанию не только необходимую выразительность, психологичность, конкретность и образность, она и метонимически воссоздает весь облик героя.
Портрет в очерке важен, прежде всего, как воссоздание правды жизни, и в отличие от художественного портрета, где «сходство» не является определяющим, в данном случае важно именно «портретное сходство». У А.М. Горького в очерках зачастую дается своеобразно деформированный почти до карикатуры парадный портрет, который тяготеет к жанровой зарисовке: «Он был одет в бархатную блузу, и от него шел странный запах. Маленький, узкогрудый на тонких ножках с вывернутыми коленками, с большой головою в чалме волнистых волос. У него было синее, бритое, длинноносое лицо, он крепко поджимал толстенькие, очень красные губы» (XVH; 435). Рассмотренные выше художественные средства Горький использует в очерковых произведениях.
Композиция очерков, как показано в параграфе, выстраивается с учетом выше указанных принципов, значительная роль отводится автором аналитическому портрету и пейзажу, соотнесенности этих важных составляющих очерка как описательной формы.
8 Горький М. Полное собрание сочинений в 25-ти т. Т. XVII. М. 1974. С. 254. Последующие ссылки на это издание даются в тексте: римская цифра обозначает номер тома, арабская - страницы.
Параграф 3 - «Документальное начало в очерках А.М.Горького».
Документальная литература основана на описании реальных фактов, документов, на рассказах очевидцев, и художественный вымысел здесь сводится к минимуму. В эпоху реализма граница между художественной литературой и другими видами словесности минимизируется, и происходит формирование художественно-документальных жанров. Очерк относят как художественной, так и к документальной литературе, в зависимости от того, какую цель ставит перед собой автор: изобразить реальные события или создать образ, прибегая к подлинно художественным описаниям. Естественно, находясь между публицистикой и художественной прозой, очерк «дуалистичен». Кроме того, очерк понимается зачастую как разновидность рассказа. А.М. Горький, говоря в свое время о фактографичное™ очерка, призывал понимать роль факта и уметь извлекать из факта смысл, не искажая действительность, но при этом не «фотографировать» ситуацию (XVII; 527). С другой стороны, он напоминал: «Очерк - весьма широкая, емкая и неопределенная форма. У Тургенева, Сенкевича — «Эскизы углем», у Мопассана - «На воде», нередко у Гл.Успенского, часто у Пришвина очерк приближается к рассказу, а часто неотделим от рассказа»9 Другими словами, писатель ориентировался и ориентировал других на художественное обобщение фактов, что приближало бы к типизации определенных лиц и событий.
Очерк как форма дает писателю возможность использовать «знакомый жанр» для обобщений. Так, очерк «Садовник», входящий в цикл «Заметки из дневника. Воспоминания», состоит из четырех дневниковых записей, в каждой из которых фиксированы четыре даты, четыре разных времени. Цель этого очерка-дневника — показать читателю, как человек за «отведенное» время изменился внешне, но остался прежним внутренне. За несколько месяцев в стране произошли исторические события, которые, кажется, совсем не затронули «садовника». Его не интересует, что происходит вокруг него, - больше всего он заботится о цветах, ухаживает за ними. Очерк приобретает черты своеобразной «карикатуры» на И.А. Бунина, с его выраженным негативизмом по отношению к новой России, явленным в «Окаянных днях», публиковавшихся в 1925-1927 годах и не синонимичных Садовнику». Однако в четырех частях очерка Горького угадывается полемика с «образом сада» у И.А.Бунина («Антоновские яблоки»). В данном случае A.M. Горький использует приемы очерка для ведения художнической полемики с собратьями по перу по вопросам идейно-нравственным и даже социально-политическим. В данном случае очерковая форма произведения вводит его в культурные границы широкой разноаспектной нравственно-эстетической полемики.
9 Горький М. О необходимости видеть жанровые различия фельетона и очерка. Из письма к А. Д. Камегулову 1930,25 февр.// М. Горький и советская печать. М., 1965. Кн. 2. С. 278, 279.
Глава 2 - «Динамика жанра очерка А.М.Горького 1920-1930-х гг.»,
состоящая из четырех параграфов, посвящена анализу очерков М.Горького с точки зрения динамичности, «подвижности» их семантики. В 1920-30-е годы особое внимание писатель уделяет жанру очерка. Обратиться к нему побуждает необходимость запечатлеть видимые изменения в общественной жизни, в том, каким стал человек в новой России. С другой стороны, в очерке оттачивалось мастерство Горького-эпика. Человек - люди - общество; факт — событие — эпоха — два плана, фиксируемые в очерках, по-своему претворяются в прозе и драматургии 1920-1930-х гг. В циклах и отдельных очерках A.M. Горького очевидно его стремление создать «серию эскизов», равноценных и самоценных. Эскиз - набросок, короткая запись, заметка или ряд заметок, которые впоследствии могут войти в очерк, рассказ, роман и т.д., но они представляют интерес и как самостоятельные художественно-документальные наблюдения, дающие соответствующий «срез» жизненного материала. Эскиз позволяет увидеть контуры будущего произведения, хотя автором могут быть не разработаны и не выписаны многие подробности, детали, коллизии.
По словам М.М. Бахтина, «жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра»10. Очерк, как и всякий жанр, обновлялся в 1920-х гг. и благодаря этому стали «размываться» жанровые границы и появились внутрижанровые образования, произошла «интеграция» некоторых эпических форм: например, очерк-рассказ. Сам писатель утверждал, что его произведения написаны в смешанной форме очерка-рассказа: «Мне трудно расчленить у самого себя очерк и рассказ»11. Отсюда следует допустимость определения произведений, вошедших в цикл «Рассказы 1922-1924 годов», как рассказов с выраженной очерковой составляющей. Сам писатель считал, что очерк находится где-то между исследованием и рассказом, а произведения вышеназванного цикла содержат исследование социально-психологического статуса героев.
Параграф 1 - «Образ мира и образ человека в очерках цикла «Заметки из дневника. Воспоминания». Как говорил сам автор, - это книга суровой правды о русских людях. В цикле отсутствует сюжет как таковой, одной общей темой очерки не объединены. Работа над книгой велась одновременно с работой над циклом «Рассказы 1922-1924 годов», романом «Дело Артамоновых», последней частью автобиографической трилогии -повестью «Мои университеты». Понятно, что эти книги являются материалом и связующим звеном в создании романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина». В них очерки и рассказы насыщены литературными, а зачастую и автобиографическими, и собирательными портретами. В очерках цикла «Заметки из дневника. Воспоминания» писатель создает галерею портретов-
10 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 121-122.
11 Нинов А. М. Горький и И. Бунин. Л., 1973. С. 561.
характеров («А.Н. Шмит», «Митя Павлов», «Законник», «Монархист»), но есть и очерки с «коллективными» портретами («Городок», «Петербургские типы», «Пожары»). Таким образом, книга представляет собой собрание портретных очерков. Герои их принадлежат к различным социальным слоям. Форма авторского присутствия становится иной в сравнении с произведениями 1900-1910-х гг. В очерках из цикла «По Руси» (1912-1917) повествователь-персонаж активно участвует в беседах с героями, а в сборнике «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924) писатель уже словно уходит в тень во время беседы, и диалог превращается в некий монолог героя. «Заметки из дневника. Воспоминания» состоят из очерков-воспоминаний, рассказов о том, чему являлся свидетелем, поскольку очерки сопровождаются словами «я видел», «это было», «впервые я увидел», «в тринадцать лет», «я вспоминаю» и т.д.
В очерках цикла «По Руси» писатель говорит о своих впечатлениях: «День промчался на золотом коне, оставив в душе моей сладкое утомление, насытив ее радостями, - я точно в бирюльки наигрался, - хорошо!» (XI; 179). В очерках цикла «Заметки из дневника. Воспоминания» авторское присутствие «микшировано». В обоих циклах A.M. Горький пытается воссоздать целостную картину, панораму России. Но только в «Заметках из дневника. Воспоминаниях» писатель воссоздает образ России, в которой произошли колоссальные социальные сдвиги. Некоторые герои этого цикла кажутся странными не только своими суждениями и поступками. В персонажах этой книги автором подчеркивается их социально-нравственная неразвитость: это герои «прошлого», на что указывают детали портретных зарисовок («градской брадобрей» парикмахер Балясин - «длинный, тонкий», с «головой ужа», арендатор купальни - «похож на паука», слесарь Пушкарев - «с дряблыми» губами, «странно изогнутыми, цвета дождевых червей, Корцов - «малюсенький волосатый человечек с длинными руками»). «Зоологические» черты персонажей в цикле «Заметки из дневника. Воспоминания» используются для более точной характеристики внешности героя, в то время как в очерках цикла «По Руси» подобные черты используются не только для описания внешности, но и для характеристики действий героев: у женщины «волчьи зубы», Осип похож на «большого смиренного пса», у Губина нос, точно «у дятла» и он справляется с «собачьим страхом», монахиня смотрит как «кошка на мышь», другая женщина «взвизгивает, точно маленькая собачка». Не только герои книги «Заметки из дневника. Воспоминания» выглядят жутковато, но и города, о которых писатель говорит, также необычны: холмы «лысые», могилы, «растоптанные копытами скота, развеянные ветром», в домах хранятся цепи, плети, кнуты - «орудия пыток». Пейзажные зарисовки в очерках «Заметки из дневника. Воспоминания» даются в меньшем объеме и не обладают той полисемичностью, что есть в цикле «По Руси».
Так, «Пожары» выводят целую галерею характеров: поджигатели, люди, мистически зависимые от «чужого огня», потерявшие рассудок,
увлекшись огнем, его силой, мощью, даже красотой и почти обаянием власти над человеком. У Горького есть и рассказ «Пожар», который при первой публикации характеризовал как очерк (с подзаголовком «очерк» в журнале «Вестник Европы» он и был напечатан). Похожие ситуации наблюдались и с другими произведениями (рассказ «Светло-серое с голубым» впервые опубликован в «Летописи» как очерк в череде произведений первым из четырёх очерков П. Книга; Ш. Как сложили песню; IV. Птичий грех объединённых общим заглавием «Воспоминания». Для Горького рассказчика и очеркиста, как видим, граница между названными жанрами проницаемая, переходные формы можно объяснить и автобиографичностью описываемых эпизодов, и намерением вновь и вновь исследовать психологические типы, хотя бы однажды встреченные писателем.
Параграф 2 - «Очерковое начало в цикле «Рассказы 1922-1924 годов». Произведения «Рассказов 1922-1924 годов» больше напоминают притчи или апологи, в которых важно символическое содержание. В этой книге, как и в «Заметках из дневника. Воспоминаниях», в беседах с героями автор «отсутствует», а начавшийся диалог замещается монологом («Отшельник», «Рассказ о герое», «Рассказ о безответной любви», «Карамора»). Произведения, входящие в цикл - своеобразная форма «подготовки» к другим эпическим произведениям: роману «Дело Артамоновых» и эпопее «Жизнь Клима Самгина», в которых находят отражения горьковская концепция мира и человека, с одной стороны, и стремление к правдоподобию описаний, с другой. Открывается цикл повестью «Отшельник» с выраженным очерковым содержанием, где Савел Пильщик рассказывает о своей жизни, и заканчивается «Рассказам о необыкновенном», состоящим из этюдов, финал произведения — смерть отшельника. Так формируется писателем социально-философский макросюжет книги. «Отшельник» — своего рода автобиографическое произведение, также состоящее из нескольких эпизодов, описывающих драматические события жизни человека, отдаляющегося от людей, замкнувшегося в своем мир>е, созданном его скорбями и бунтом против нравственных законов общества.
Антагонистом Савела является Петр Каразин из «Караморы» -персонаж с маргинальным сознанием, неустойчивый тип революционера, Главный герой - «не социальный тип, - отмечает A.A. Газизова, - а вечный тип, преступающий законы ради испытания их непреложности»12, человек, который «сделался провокатором» для того, чтобы выяснить, что может запретить совершить преступление. В этом произведении писатель (как и в «Отшельнике») исследовательски «рассматривает» человека, пытаясь понять мотивы поступков. В отличие от Савела Пильщика, Петр Каразин не ведет отшельническую жизнь, не сожалеет о совершенных «подлостях» и не раскаивается. Показательно также отсутствие пейзажных зарисовок в
12 Газизова A.A. Концепция антигероя в рассказе М. Горького «Карамора». В поисках истины. М.: Прометей, 1993. С. 93.
произведении. В «Отшельнике» герой живет в пещере, Савела окружает природа и свобода, он стремится найти гармонию с внешним и внутренним миром, прошлое и настоящее разделены в жизни героя. В «Караморе» Петр Каразин находится в тюрьме, мысли его хаотичны, у него прошлое сливается с настоящим, замкнутое пространство Петра Каразина напоминает мир «помещенный в сознание»13.
В «Рассказе о необыкновенном» автор возвращается к образу отшельника из одноименного произведения. Яков Зыков внешне несколько напоминает Савела Пильщика. Он плотный, хромой, с глуховатым голосом. Он также свидетельствует о своей жизни, в которой совершает грех - убивает старика-отшельника. Однако этому герою не свойственны ни щедрость, ни доброта, ни любовь к жизни и к людям, ни уж тем более всепрощение. Горький-писатель исследует тип человека, в котором борются индивидуалистическое (имморализм сверхчеловека) и альтруистическое (человеческое, «слишком человеческое» (Ф. Ницше)).
«Рассказ о безответной любви» насыщен множеством деталей портрета и интерьера: это дождливая ночь, во время которой герой рассказывает о своих взаимоотношениях с братом и любви к Ларисе Антоновой. «Дождь» импрессионистически создает настроение печали и очищения, печали о несчастной любви, об утраченном, о смерти брата и Ларисы Антоновны. Аналитический (данный в разные моменты повествования) портрет актрисы имеет «прописанный» экфрасис женских портретов, например, В. Серова или М. Врубеля. Еще один поэтический образ произведения - цветы. В начале произведения описывается портрет с изображением Ларисы Антоновны «со снопом цветов в руках», в конце - героиня держала в руках букетик цветов, сохраненный Петром после смерти в память о ней. И заключение, к которому приходит Петр, полностью отражает печальную реальность: «Рассыпаются цветы прахом, и никакими средствами остановить это невозможно» (XVII; 306), подтверждая тем самым, что воскресить прошлое нельзя, и ослепительная страсть превращается в пепел и прах. Соположение в рассказах (историях, рассказанных повествователю) очерковых форм: портретов-экфрасисов, портретов-воспоминаний - упрочивает силу воздействия на читателя, поскольку в данном случае взаимообусловленными оказываются поэтический образ неразделенной любви и правдоподобие, подлинность, жизненность услышанной повествователем истории.
Большинство произведений, вошедших в данный цикл, объединяет невозможность героев найти себя либо реализовать мечты. В «Рассказе об одном романе» Павел Волков сам себе не принадлежит, поскольку он является героем книги с «уродливым» внутренним миром, в рассказе «Анекдот» Быков так и не смог выяснить, кем является его племянник, в «Голубой жизни» герой так и не находит себя. Описательность, «фрагментарность», «импрессионистичность», отсутствие выраженного
13 Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 318.
событийно-сюжетного плана в названных произведениях, отражены и в их названиях. В ранних сборниках очерков портретные зарисовки давались для общего представления о внешнем облике героя, и чаще всего это были «зоологические» портретные характеристики: «череп, точно у дятла», «уши острые, мышиные», «люди метались, точно галки», «волчьи зубы» и т.д., указывая, таким образом, скорее на доминирование в людях плотски-телесного, а не духовно-душевного. В цикле «Рассказы 1922-1924 годов» подобный «зоологизм» отсутствует. В очерках из сборника «Рассказы 19221924 годов», так же, как и в «Заметки из дневника. Воспоминания», «По Союзу Советов», писатель особое внимание уделял глазам своих героев. В начале «Рассказа о герое» глаза Милия Новака рассмотреть не удается, поскольку герой постоянно находится в очках. За очками он словно прячет свою сущность, выдавая себя за одного из тех, кто будто бы мог стать одним из «единиц», делающих историю. Возможность увидеть его глаза предоставляется в момент, когда совершается революция. И, увидев, как проявляет себя учитель во время обыска конторы, герой разочаровывается в нем. Но когда Милий Новак снимает очки, у героя будто открываются глаза на то, каков был этот человек на самом деле, раскрывается образ труса: «Я боялся тебя, я тебе верил, верил, что ты - сильный, страшный. Во что же мне верить теперь, чего бояться? Ты убил во мне страх, ты человека убил во мне, негодяй!» (XVII; 339). Ведь Милий Новак был для него не просто учителем истории, а человеком, направлявшим его по жизни, формировавшим систему взглядов и воззрений на общество. Рассказ исследует соответствующий реальный, жизненный тип «учителей истории», который важен для автора «Жизни Клима Самгина». это, несомненно, эскиз для эпопейного полотна о русской истории из самой истории взятый.
Параграф 3 — «Структурно-композиционные и семантические доминанты очерков книги «По Союзу Советов». Осенью 1927 года А.М.Горький писал в Госиздат: «Мне хочется написать книгу о новой России», имея в виду будущий цикл очерков «По Союзу Советов». В нем автор не дает названий главам-очеркам цикла, как делает это традиционно, публикуя их в периодике, а лаконично нумерует их, в каждой новой главе открывая и новое пространство, и новое лицо, и новые размышления о новом, сменяющем устоявшееся и закосневшее старое. При этом вторая глава, именовавшаяся в рукописи «На родине», в цикле утрачивает это название, глава IV в плане выпуска журнала назвалась «О детях». В итоге в журнале, как и другие очерки, осталась под общим названием «По Союзу Советов», однако отличалась от других подзаголовком «О пионерах». Исключение составляет последняя глава, имеющая и номер V, и название «Соловки». Пространственно мысль и взгляд повествователя-очеркиста «движется» с юга на север, при этом первое название «На родине» было более личным в сравнении с окончательным. Горький вернулся в Советский Союз, вернулся на родину, и это осмысление себя «На родине», «дома», психологически объяснимое, автор при подготовке и отдельных очерков и
цикла к публикации заменяет, ставя во главу угла не субъективное, а общественно значимое. Акцент, сделанный называнием очерка «Соловки» важен и в личном плане (с о. Капри - на Соловки), и в духовно-нравственном осмыслении сути кипучей жизни Советов.
Задача автора книги состояла в стремлении показать панораму строительства нового мира, новой жизни, образ новой России, показать «перековку» и «переплавку» человека прошлого в нового человека. Очерки из этого цикла являются не только воспоминанием о том, что писатель видел когда-то, прошлое сравнивается с настоящим, автор последовательно историчен. Цикл «По Союзу Советов» - это собрание самых разнообразных пейзажных и портретных зарисовок: здесь описываются заводы, города, горы, реки, рабочие люди, дети и т.д. Каждый очерк этого цикла посвящен определенной теме: в одних очерках представлены впечатления от заводов, городов и восхищение увиденным («Я оглядываюсь, и, разумеется, ничего не узнаю, - сильно разрослись промысла, изумительно широко!» (XX; 113)), в других раскрывается тема детства и беспризорников. Пейзажные зарисовки здесь отличаются от тех, что были в очерках «По Руси» или «Заметки из дневника. Воспоминания». В произведениях из цикла «По Союзу Советов» автор выражал свое восхищение красотой природы как красотой нового мира.
В очерках этого цикла примечательно отсутствие портретных зарисовок как таковых. Рабочие, о которых рассказывал A.M. Горький, словно все на одно лицо: «Нас обгоняли и шли навстречу нам облитые нефтью рабочие, блестя на солнце, точно муравью) (XX; 108). «Муравьиный» мир - мир тружеников единой семьи. В этих очерках глаза персонажей могут рассказать о происходящем гораздо больше, чем в ранних работах писателя. «Глаза большинства - странно прозрачные и сонные, и мне подумалось, что это — глаза людей, живущих вне времени, вне действительности» (XX, 134). Глаза детей, кажется, противоречат образу их жизни. У детей-беспризорников тяжелая судьба, они сбегали из дома, скитались, но глаза у многих из них «умные, горячие», они талантливы, и, несмотря на совсем юный возраст, все они философствуют как зрелые люди, - новые условия жизни формируют их будущность, отражающуюся в «зеркале души».
В цикле «По Союзу Советов» писатель больше внимания уделяет звучанию мира, что не было столь заметно в сборниках «По Руси» и «Заметки из дневника. Воспоминания». В ранних очерках А.М.Горысий воссоздавал звуковой фон событий: «усталая тишина», «звонят в тишине легкие волны», «голос звучит мягче, уверенно», «тревожен сухой шорох» и т.д. В очерках, вошедших в сборник «По Союзу Советов», музыка является не только сочетанием инструментальных звуков, но это также и звуки движений тела, которые не только увидел, но и «услышал» автор. Музыка жизни, ее ритм создается образами дудки, которая «поет возбуждающе», барабана, который «громко, но мягко отбивает такт». Даже сама природа, как
кажется писателю, обладает чертами композитора, слагающего музыкальное произведение.
Акцент, сделанный автором цикла в последнем очерке благодаря названию «Соловки», понятен. Здесь, как и в других очерках «По Союзу Советов», большое внимание уделено образу пространства, которое необозримо и вширь, и ввысь. Соловки у А.М. Горького - это прекрасный огромный «остров» (образ единого пространства архипелага) с яркими красками («густая зелень», «синеватые зеркала», «прозрачная вода», «серебряные озера»), а с другой стороны, все, что окружает этот «остров», навевает холод и тоску («серое, холодное море»). В ранних очерках не встречается церквей и монастырей в том виде, как это делает писатель в «Соловках». Он описывает монастырь не как природно-архитектурную достопримечательность или религиозный мир, а полностью абстрагируясь от конкретики и отдавая предпочтение атеистическим штампам (монастырь -«рассадник совершено определенных идей» (XX; 204).
В портретных зарисовках снова присутствует тот «зоологизм», который встречался в очерках из цикла «По Руси» («серые холодные глаза, круглые, точно у хищной птицы», «кабаньи глаза»). Установка на очерк, на фиксирование «правды жизни» отражена в описаниях уклада жизни ссыльных. Люди, оказавшиеся на этом острове, различны по своему социальному положению, но каждый из них занят на острове своим делом: кто-то занимается питомником, кто-то земледелием, кто-то ловит рыбу и т.д. Из впечатлений этой поездки писатель делает вывод, что Соловецкий лагерь больше похож на «подготовительную школу».
В Главе 3 - «Принципы циклизации в книгах очерков А.М.Горького 1910-1920-х гг.» рассматриваются циклы очерков, рассказы с очерковой составляющей и книги А.М. Горького «Несвоевременные мысли», «По Руси», «Заметки из дневника. Воспоминания», «Рассказы 1922-1924 годов», «По Союзу Советов». Прежде, чем «попасть» в тот или иной сборник, каждый очерк прошел через журнальную публикацию, когда его содержание воспринимается не контекстуально, в совокупности с другими, а вполне самостоятельно, как завершенное отдельное произведение. Во всех циклах просматриваются микро- или макросюжеты. В первоначальном варианте цикл «По Руси» открывается знаковым очерком «Рождение человека», где писатель повествует о новом человеке, родившемся на его глазах, а заканчивается очерком «Покойник», что тоже символично, поскольку автор попадает в дом, где на его долю выпадает необходимость проводить в последний путь человека по православным традициям. В окончательном варианте цикл завершается смертью человека у моря, словно его жизнь закончилась там же, где и началась. Подобная макросюжетная канва просматривается и в книге «Рассказы 1922-1924 годов». В «Заметках из дневника. Воспоминания» нет прочерченного сюжета, здесь автор не соблюдает хронологическую последовательность, но систематически прибегает к своеобразным историческим параллелям жизни до революции и
послереволюционной России. Цикл «По Союзу Советов» построен на антитезе прошлого и настоящего, равно известных повествователю по собственным впечатлениям. Таким образом, все циклы объединяет попытка писателя воссоздать собирательный портрет народа и панораму жизни страны. Таким образом, каждый цикл не является обычным сборником очерков, более того, сборники «По Руси» и «Рассказы 1922-1924 годов» организуются по принципу зеркальности с книгами «Заметки из дневника. Воспоминания» и «По Союзу Советов».
В Заключении подведены итоги диссертационного исследования, обобщены основные результаты и сделаны следующие выводы.
Приметами развития очерка названного творческого периода А.М.Горького являются:
- тяготение к синтезу реалистического и импрессионистического письма с элегичностью и лаконичностью пейзажных зарисовок;
- апробация очерка в журнальных публикациях приводит писателя к созданию книг очерков и циклов в ряде случаев с выраженной метакомпозицией;
- герой в очерках и произведениях, которые писатель называет рассказами, - зачастую маргинал, однако это натура, пожалуй, более психологически сложная, чем персонажи ранней малой прозы;
- настаивая на особой роли очерковости в художественном творчестве, А.М. Горький описывает новую жизнь в ее фактографичности.
Отличительной особенностью стиля A.M. Горького указанного периода является конвертентность очерка и рассказа. Границы между жанрами размыты, при этом сам A.M. Горький-очеркист не дифференцирует их строго и одни циклы определяет как сборник очерков («По Союзу Советов»), другие - очерков и рассказов («Заметки из дневника. Воспоминания»).
• Полифончность очеркового наследия А.М. Горького выражается в «избирательном» доминировании художественно-публицистических, художественно-докумнтальных или документальных групп очерков, в зависимости от задач, ставящихся писателем в произведении.
• Обязательная описательность в очерках своеобразно преломляется в поздних очерковых работах A.M. Горького названного периода. Динамичность переносится из плана повествования в план описания, чем компенсируется отсутствие или микширование сюжетно-фабульной составляющей в циклах «Заметки из дневника. Воспоминания» и «По Союзу Советов».
• В цикле «По Руси» (1912-1917) A.M. Горький выступал в роли повествователя и исследователя-аналитика жизни и человеческих судеб, одновременно являясь героем очерков, вошедших в этот цикл. В названиях книг «По Руси» и «По Союзу Советов» наблюдается единая грамматическая форма пути, приобретающая символические значения.
Изучение стиля очерков 1920-х-30-х гг. в творчестве A.M. Горького дает представление о направлении деятельности писателя, прилагавшего
усилия к упрочению позиций реализма в литературе XX века. Более того, апробация различных типов и форм очерка в периодике, циклах, книгах приближает писателя к его классической крупномасштабной прозе, отразившей как идеи времени, так и дух времени.
Основные положения диссертации отражены в публикациях:
1. Дзюба A.C. Особенности циклообразования в книгах очерков А.М.Горького (1910-1920-х гг.) // Вестник Университета Российской академии образования. - № 5 (58). - М. - 2011. - С. 144-147. (03 пл.).
2. Дзюба A.C. Черты жанра очерка в рассказе «Отшельник» М.Горького // Вестник Университета Российской академии образования. - № 1 (54). - М. - 2011. - С. 36-39. (0,4 пл.)
3. Дзюба A.C. Особенности художественного и внутрилитературного синтеза в очерках Максима Горького // Вестник Университета Российской академии образования. №3 (51).-2010.-М.-С.75-79. (0,5пл.).
4. Дзюба A.C. Портретность и сюжетность очерковых книг Максима Горького 1920-х годов // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М. - Ярославль. - 2013. - С. 7278. (0,3 пл.).
5. Дзюба A.C. Образы детей в очерках Максима Горького 20-30-х годов XX в. // Мировая словесность для детей и о детях. - М.Ярославль. - 2010. - С. 4549. (0,3 пл.).
6. Дзюба A.C. Внутрилитературный синтез в очерках М.Горького 20-х гг. XX в. // Синтез в русской мировой художественной культуре. -М. - Ярославль. - 2010. - С. 123128. (0,3 пл.).
Подписано к печати 18.11.2013 Объем 1,25 п.л. Заказ № 55 Тираж 100 экз.
ГУТ.МПГУ
Текст диссертации на тему "Своеобразие жанра очерка в прозе А.М. Горького 20-30-х годов XX века"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ
, _, _ На правах рукописи
0420¡и^У
Дзюба Анна Сергеевна
Своеобразие жанра очерка в прозе A.M. Горького 20-30-х годов XX века
Специальность 10.01.01 - русская литература Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Научный руководитель
доктор филологических наук
профессор Минералова И. Г.
Москва 2013
Содержание
Введение....................................................................................3
Глава 1. Жанр очерка и очерковое начало в малых прозаических формах
А.М.Горького 1920-х гг..................................................................13
Параграф 1. Традиционные компоненты очерка: теоретический и историко-
литературный аспект......................................................................14
Параграф 2. Композиционные приемы в очерковой прозе А.М.Горького.....35
Параграф 3. Документальное начало в очерках A.M. Горького...................51
Глава 2. Динамика жанра очерка A.M. Горького 1920-1930-х гг...............64
Параграф 1. Образ мира и образ человека в очерках цикла «Заметки из
дневника. Воспоминания»...............................................................71
Параграф 2. Очерковое начало в цикле «Рассказы 1922-1924
годов»..........................................................................................87
Параграф 3. Структурно-композиционные и семантические доминанты
очерков книги «По Союзу Советов».................................................110
Глава 3. Принципы циклизации в книгах очерков A.M. Горького
1910-1920-х гг.............................................................................129
Заключение..................................................................................148
Библиография...............................................................................152
Введение
В отечественном литературоведении в последние годы наблюдается интерес к проблемам истории и теории малых эпических жанров, особенно к тем из них, которые тесно связаны с каким-либо важным этапом в литературном процессе. В 1920-е годы особенно интенсивно происходит процесс демократизации литературы. В этот период закладывается основа новой культуры, растет число издательств, развиваются литературные группы и объединения, интеллигенция вовлекается в строительство новой культурной жизни. Жанр очерка - явление, связанное с зарождением и развитием русского реализма, по праву привлекает внимание исследователей. По тому, какое место принадлежит очерку в творчестве писателя, можно составить представление о его индивидуальном стиле и о характере самой эпохи. Очерк близок к народной жизни, поскольку отличается особой познавательной ценностью, высокой художественностью, своевременной постановкой актуальных общественных проблем. Как правило, очерковая литература обращается к «горячим» проблемам человека и проблемам гражданского и нравственного состояния «среды»; она обладает большим познавательным разнообразием и обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
Очерк в 1920-1930-е годы демонстрирует черты «оперативного» жанра. Он не только познает жизнь в том виде, какая она есть, запечатлевая все новые явления действительности, но даже воздействует на нее, «разоблачая» негативное. Очерковость и фрагментарность описаний глобальных потрясений в общественно-политической и нравственно-эстетической сферах, напоминающих о вселенских катаклизмах, потрясших Россию и мир в XX веке, скорее всего, и подтолкнули писателя к работе в жанре очерка. Трудно найти такого писателя, блестящего организатора литературы, который сочетал бы в себе черты гениального художника слова и исключительно тонко понимал бы познавательную и эстетическую
3
ценность очерковой литературы и жанра в целом, как А.М.Горький. Стиль многогранного его творчества выкристаллизовывается не без апробации этого жанра. Именно очерк позволял «наблюдать» различные человеческие типы, «исследовать» их, ведь важной задачей эпохи было показать личность, как из человеческой массы вырастает Новый человек Нового века. Писатель A.M. Горький, так страстно полемизирующий с Фридрихом Ницше, не мог не подпасть под обаяние идеи о «слишком» человеке1 и сверхчеловеке2. Ведь в центре любого произведения А.М.Горького, и очерк в этом отношении не исключение, «очерчивается» именно личность, будь то простой крестьянин, рабочий или известная личность, их быт, уклад, мировоззрение. Писатель много раз выступал с высказываниями о том, что очерк является «большим и важным делом»3 и ставил задачу создать приемами реализма эпическое искусство, которое позволило бы в полной мере отразить современность, реальную жизнь. Соответственно, назревает необходимость изучить мастера русской литературы более детально.
A.M. Горький считал, что, как и в зарубежной, так и в отечественной литературе нет ни одного крупного писателя, который бы не обращался к форме очерка. Это указывает и на своеобразие и самостоятельность жанра, и на важность для художника апробации различных не сугубо художественных жанров для достижения жизненности и реалистичности характеров и обстоятельств. Русские писатели - В.Г. Короленко, А.П. Чехов, Г.И.Успенский, зарубежные - JI. Стергн, Г. Лансон, Г. Фостер, J1.C. Мерсье способствовали тому, что очерк в литературе сегодня осознается как значимое и самостоятельное явление. А.М.Горький опирался на конкретную литературную практику, он считал необходимым запечатлевать в очерках
1 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Собр. соч. в 2 Т. Т. 1. М., 1990. С. 94
2 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Собр. соч. в 2 Т. Т. 1. М., 1990. С. 5-46
3 Горький М. Полное собрание сочинений в 25-ти т. Т. XXV. М., 1974. С. 257. Далее ссылки на это издание даются в тексте: римская цифра обозначает номер тома, арабская -страницы.
человеческие деяния и, утверждая идеалы, вызывать в читателях стремление сделать жизнь разумной и красивой. Писатель считал, что существование жанра очерка определено многообразием эстетических вкусов и запросов читателей, потребностью увидеть в произведениях образы реальных людей и картины реальных событий, имевших место в жизни. Поэтому широкое бытование очерка в русской и мировой литературе связано с его особой идейно-эстетической миссией, выполнить которую другой литературный жанр бывает не в состоянии. К тому же творчество писателя неотделимо от социально-исторической реальности. Некоторые стороны его творческой деятельности остаются незамеченными многими специалистами, посвятившими свою жизнь изучению личности писателя и его богатейшего наследия.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения жанра очерка в горьковском наследии в 20-30-х годов XX века, определения его художественной специфики в динамике - как в литературной периодике, так и в отдельных изданиях книг и циклов писателя.
Очерковые произведения A.M. Горький писал и в раннем творчестве («Очерки и наброски» 1895 г., два тома «Очерков и рассказов» 1898 г.), в них молодой Горький впервые обращается к читателю с прямой оценкой явлений общественной жизни. В 1920-1930 годы писатель вновь проявляет повышенный интерес к очерку, понимая, что этот жанр и «самостоятельный», и своевременный, наиболее соответствует быстротечности и динамичности преобразований, происходящих в новой России. С другой стороны, очерки, рассказы, этюды, «зарисовки с натуры» 1920-1930-х гг. формировали подходы к крупномасштабной прозе - эпопее «Жизнь Клима Самгина», к пьесам нового времени. Эта «двусоставность» очерка (он является и самостоятельным жанром и формой литературного отражения многогранной жизни, и своеобразным «предварительным опытом», определяющим индивидуальный стиль) дает возможность уточнить
особенности лабораторной работы A.M. Горького-мыслителя и художника. При этом важно проследить, что «очерковое» начало «прошивает» весь творческий путь писателя. К. Чуковский писал: «Замечательно, что на старости лет Горький сызнова начал учиться писать. Напечатав около десятка томов, доставивших ему всемирную славу, он не только не почил на лаврах, но самым беспощадным судом осудил свои прославленные книги и, с необыкновенной скромностью, на пятом десятке, стал пробовать другие приемы искусства, которых дотоле чуждался. Горький впервые стал относиться к своему творчеству как к мастерству»4. А.П. Чехову принадлежит такой «литературный портрет-набросок» Горького: «Вы по натуре лирик, тембр у Вашей души мягкий. Если бы Вы были композитором, то избегали бы писать марши. Грубить, шуметь, язвить, неистово обличать — это не свойственно Вашему таланту»5. Шкловский считал, что Горький, «порвавший в своих лучших вещах с традицией старой литературы», продолжает писать вещи и в старом жанре. Он говорил о том, что все вещи «старого жанра» далеко ушли от того, как писал «старый» Горький. «Поворот писателя с такой большой инерцией, как A.M. Горький, на новый путь, изменения его литературных симпатий указывают на глубокие сдвиги, происшедшие в русской литературе»6. При этом ясно, что, «поощряя» нового А.М.Горького, критики отдавали дань времени, по существу, не памятуя о том, что тот же очерк - знаковое явление в его творчестве от первой книги «Очерки и рассказы». Таким образом, все вышеперечисленное позволяет утверждать, что A.M. Горький не сразу пришел к жанру очерка и находился в постоянном творческом поиске. И эти поиски новых путей, новых художественных приемов и форм базировались на понимании писателем
. г
Чуковский К.И. Современники. Портреты и эпизоды. Собр. соч. в 15 Т. Т. 5. М., 2001. С. 60.
5 Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. Т. XVIII. М.: Наука, 1983. С. 221.
6 Шкловский В.Б. Гамбургский счет. Статьи-эссе-воспоминания (1914-1933). М., 1990. С. 211.
насущной необходимости преобразования духовно-нравственного человека, пробуждения в нем спящих сил строителя. «Прекрасна земля и на ней человек» - вот какой мечте Горького-писателя и общественного деятеля отвечали очерки и рассказы нового времени с выражением очерковой составляющей.
До последнего времени четкой и ясной картины жанра очерка в целом и его процесса формирования в науке не существовало. Жанр - явление подвижное, находящееся в зависимости от историко-литературных, культурных особенностей того или иного периода. В нем сконцентрированы не только основные литературно-исторические, эстетические тенденции, но и находит отражение авторская индивидуальность писателя и публициста, его личностные качества, поэтому исследования в области жанрового образования представляют особый интерес. Этот жанр наиболее характерен для русской литературы XIX - начала XX века, на период который пришелся расцвет «натуральной школы» (H.A. Некрасов, В.И. Даль, Д.В. Григорович, Н.В. Успенский и т.д.). В настоящее время наблюдается размывание жанровых границ, отмирание «чистых» и появление синтетичных жанров.
В центре внимания диссертационного исследования - очерки А.М.Горького, в которых писатель частично сумел передать атмосферу российской действительности 1920-1930-х гг. В эти годы писатель завершает работу над такими крупномасштабными произведениями как «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», «Васса Железнова». И подступами к роману «Жизнь Клима Самгина» считаются циклы «Рассказы 1922-1924 годов» и «Заметки из дневника. Воспоминания (1924) с социальной и экзистенциальной проблематикой, поскольку в 20-е-30-е годы XX века А.М.Горький, находясь в творческом поиске, пишет много очерковых произведений, полагая, что именно очерк является прекрасной литературной учебы для молодых писателей. Именно А.М.Горький способствовал подъему, расцвету очерковой литературы в России
интересными издательскими начинаниями (литературный журнал «Новые достижения» (1929-1936)), в которых публиковались очерки самого писателя, и его современников.
Если «дооктябрьский» период творчества A.M. Горького достаточно хорошо изучен, то его послереволюционная литературная деятельность, «обогатившая мировоззрение писателя, дала новые темы, новый жизненный материал»7, и огромна и, в то же время, мало исследована. Человек XX века не мог свободно распоряжаться собой по своему усмотрению, вследствие чего становился втянутым в исторический процесс, который заставляет приспосабливаться к своему времени или конфликтовать. A.M. Горького-публициста занимала проблемами личности, и в произведениях 1910-1930-х гг. запечатлен и осмыслен опыт переломной эпохи, опыт личности, столкнувшейся с проблемами адаптации в новых социокультурных условиях, с проблемами переосмысления ценностей. В последнее время, все чаще, говоря о Горьком, некоторые литературоведы рассматривают его дореволюционное творчество, практически не изучая глубоко его немалое наследие публициста и редактора, написанное уже при советской власти. Об
Q
очерке в творчестве A.M. Горького написано немало , однако рассмотрение его как полижанрового единства, через синтез жанров и форм с одной
7 Щербина В. Проблемы изучения творчества М.Горького. // Творчество М.Горького и вопросы социалистического реализма. М., 1958. С. 463.
8 Басинский П. Ранний Горький и Ницше (мировоззренческие истоки творчества М.Горького 1892-1905 гг.): дисс.: .... канд. филол. наук. М., 1997; Белотурова М. Книга М.Горького «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924) в аспекте интертекстуальости: дисс. ... канд. филол. наук. М., 2008; Гребенщикова Н. Концепт человека в художественной системе М.Горького: рассказы первой половины 1920-х годов: дисс. ... канд. филол. наук. Бирск, 2009; Ли М.Э. Идейно-эстетическое своеобразие «Рассказов 1922-1924 годов» А.М.Горького: дисс. ... канд. филол. наук. М., 207; Мухонкин М.Ш. Литературные портреты в прозе М.Горького 1890-Х-1920-х гг.: дисс. ... канд. филол. наук. М., 2007; Пшеничюк Т.М. Социальная и эстетическая природа рассказов М,Горького 1922-1924 годов: дисс. ... канд. филол. наук. Уфа, 1987; Селезнева М. Поэтика характеров
: ' в «Рассказах 1922-1924 годов» Максима Горького: дисс. ... канд. филол. наук. Тамбов,
2006.
стороны, а с другой, - через определение внутренней формы отдельного произведения и смыслов, порождаемых в этом же произведении, когда оно оказывается частью цикла, - предпринимается впервые.
В связи с этим определяется цель диссертационного исследования: воссоздать целостную динамическую картину жанра очерка, выявить особенности очерковых форм позднего Горького и их художественно-документальную специфику.
Цель работы определяет основные задачи исследования:
- определить и охарактеризовать основные теоретико-литературные и историко-литературные подходы к изучению жанра очерка;
- уточнить жанровые и композиционные особенности очерка и его специфику;
- проследить историю и проанализировать практику обращения А.М.Горького к жанру очерка, изучить приемы и методы, используемые писателем;
- выявить особенности внутреннего стиля отдельных очерков и книг очерков и рассказов А.М.Горького названного периода его творчества.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили следующие работы:
- по теории и истории очерка (A.A. Воронцова-Маралина, А.М.Горький, М.Н. Дарвин, А.Г. Коваленко, J1.E. Ляпина9, C.B. Рудзиевская10, И.В.Фоменко, С.А. Червяковский, М.К. Шемякина, A.M. Шумский, А.С.Янушкевич и др.);
- по проблемам жанра (В.Н. Гречнев11, Т.В. Зуева, И.А. Иванова,
Б.П.Кирдан, Т.М. Колядич12, И.В. Резчикова, И.А.Сыров, Б.В.Томашевский,
g
9 Ляпина JI.E. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература. №1. 1998.
10 Рудзиевская C.B. Дневник писателя в контексте культуры XX века // Филологические науки. 2002. №2.
11 Гречнев В. Горький в Петербурге-Ленинграде. Л., 1968.
9
а также исследования Т. А. Беневоленской, В.П. Вомперского13, Е.И.Журбиной14 и других исследований ученых филологов и журналистов, затрагивающих проблемы очерка);
- современных литературоведов, разрабатывающих различные аспекты стиля мировоззрения писателя на протяжении всего творческого пути (П.В.Басинский, B.C. Барахов, A.A. Газизова, H.H. Иванов, Ю.И. Минералов, И.Г.Минералова, Б.В. Михайловский, JI.B. Полякова, J1.A. Спиридонова, С.И.Сухих, С.И. Тимина, J1.A. Трубина, и др.);
Материалы диссертации: циклы очерков и рассказов писателя «По Руси» (1912-1917), очерков «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924), «Рассказы 1922-1924 годов», «По Союзу Советов» (1929).
Объект исследования - индивидуальный стиль писателя, имеющий свои характерные черты в жанре очерка.
Предметом диссертационного исследования являются приемы, позволяющие указать на характерологические приметы жанра очерка и его форму, а также те средства выразительности, к которым прибегает автор, создавая как отдельные произведения, так и метатекстовые единства, состоящие из произведений, которые сам автор квалифицирует как очерк и рассказ.
Научная новизна работы. Об очерке в творчестве A.M. Горького написано немало, однако рассмотрение его как полижанрового единства, выявление характерных составляющих синтеза жанров и форм, с одной стороны, а с другой