автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Поэтика малых жанров в творчестве Максима Горького 1890-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чой Юн Лак
ВВЕДЕНИЕ.
О жанре рассказа вообще и рассказе М. Горького в особенности
Обзор литературы вопроса и задачи исследования)
1. О теории жанра рассказа в историческом развитии
2. Мысли русских писателей XX века о поэтике жанра рассказа ------——
3. М. Горький о жанре рассказа и о себе-рассказчике
4. Критики и литературоведы о рассказе М. Горького
ГЛАВА I.
Проблема сказки и категория сказочности; мотив тоски-скуки: о некоторых универсалиях и их функции в произведениях малых жанров
1. Сказка и сказочность в произведениях малой формы
М. Горького 1890-х годов
2. Мотив «тоски» в произведениях М. Горького 1890-х годов и контекст новеллистики писателя и литературы серебряног о века
ГЛАВА II.
Судьба новеллистических поджанров: проблема разрушения и возрождения жанра идиллии и жанров «календарной словесности»
1. Рассказ М. Горького «Идиллия»
К вопросу о «разрушении жанра»)—------------—-—-~—-—
2. Судьба жанров «календарной словесности» в новеллистике М. Горького 1890-х — начала 1900-х годов
ГЛАВА III.
Баллада и балладный мир в творчестве М. Горького 1890-х годов и в контексте истории баллады ——
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Чой Юн Лак
В раннем творчестве Максим Горький предпочитал «малые» жанры «большим»: это были рассказы, очерки, легенды, сказки, баллады и прочие. Больше всего он писал рассказы. Горьковеды рассказ считают главенствующим жанром той поры. Это правильно, потому что их было много; это неправильно, потому что не только рассказы, но и всё, написанное им и подчинявшееся какому-то общему тону и ритму, подчинявшееся единой проблематике, часто считали и называли рассказом, хотя, порой, это могли быть «сказки», «легенды», «песни» или «баллады», по авторским определениям. Так случалось потому, что в произведениях всех жанров царила одна и та же, собственная, повышенно-романтическая тональность, делавшая их непривычными для читателя, непохожими на произведения других писателей — современников Горького и очень значимыми для всего процесса горьковского образования жанров, сюжетов, для поэтики раннего творчества в целом. В нем явственно присутствует горьковский элемент, и он свойствен не одному жанру рассказа и его поджанрам, но и произведениям всех жанров без исключения.
Задача данной работы — исследовать те проблемы поэтики раннего Горького, которые, с нашей точки зрения, способствуют выявлению и прояснению «горьковского элемента». Перечислим их: жанр сказки и категория сказочности; мотив «тоски» как универсалия в произведениях малых жанров; судьба новеллистических поджанров — идиллии и «календарной словесности»; жанр баллады и категория балладности.
Мы понимаем, что далеко не все проблемы поэтики жанра и стиля будут рассмотрены в диссертации, но исследование нами избранных, думается, актуально для современного изучения специфики малых жанров, в которых работал писатель.
Поскольку жанр рассказа более других встречается в его творчестве, а термин рассказ более всего присутствует в исследованиях о раннем Горьком, — во «Введении» мы остановимся подробно на характеристике этого классического жанра малой прозы вообще и на его изучении горько-ведами, в частности, отыскивая пути его продуктивного исследования. Что касается характеристики теоретических и практических аспектов других «малых жанров», — то о них будет говориться особо в соответствующих главах диссертации. Во всей работе мы намерены производить анализ горьковских произведений, учитывая степень их изученности в литературоведении и, по возможности, их место в контексте литературы.
0 жанре рассказа вообще и о рассказе М. Горького в особенности (Обзор литературы вопроса и задачи исследования)
Каждый большой писатель создает свой особый художественный мир. Однако принципы мирообразования оказываются различными в зависимости от рода литературного творчества (эпос, лирика, драма) и от жанра, которые предпочитает писатель.
Перед нами стоит задача определить, какие принципы создания или образования мира существуют в таком малом эпическом жанре как рассказ. Что есть рассказ? — спрашивал Горький у Леонида Андреева и отвечал: «Содержание души некоего человека, — взгляды, мнения, радость, горе, любовь и ненависть некоей части мира, ибо человек часть мира, а может — весь мир»1.
Как видим, Горький остановил свое внимание на двух функциях рассказа: на том, что рассказ предназначен воссоздать некую модель всего мира, и на том, что воссоздание происходит на основе принципа метонимического построения (часть мира выступает в значении целого мира)2.
Прежде чем исследовать особенности поэтики жанра горьковского рассказа нам хотелось бы остановиться на четырех вопросах: 1) коротко рассмотреть проблему теории и поэтики жанра рассказа в трудах русских
1 ГорькийМ. Письмо Л. Н. Андрееву от 1 .5 декабря 1900 г.// Литературное наследство. Т. 72. Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. М., 1965. С. 74.
2 См. об этом подробно: 1) Лейдерман Н. Л. К определению сущности категории «жанр»//Жанр и композиция литературного произведения. Мжвуз. сборник. Вып. 3. Калининград, 1976. С. 7; 2) Скобелев В. П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982. С. 45—51. исследователей; 2) не менее коротко остановиться на размышлениях о поэтике жанра рассказа некоторых видных мастеров художественного слова; 3) в самых общих чертах сформулировать точку зрения самого Горького на проблему жанра рассказа вообще и на свои задачи рассказчика, в особенности; 4) очертить круг проблем, возникших у горьковедов при изучении жанра горьковского рассказа.
Список научной литературыЧой Юн Лак, диссертация по теме "Русская литература"
1. Основные издания сочинений М. Горького
2. Очерки и рассказы: В 3 т. СПб., изд. С. Дороватовского и А. Чарушни-кова. 1898—1899.
3. Как мы пишем. Л., 1930. С. 24—28.
4. О литературе. (Статьи и речи 1928— 1936 гг). Изд. 3-е, доп. Ред. Н. Ф. Бельчикова. М., 1937.
5. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1949—1955.
6. Полное собрание сочинений. Художественные произведения: В 25 т. М., 1968—1976.
7. Полное собрание сочинений. Варианты к художественным произведениям. М., 1974—1981. Т. 1—9.П. Биографические материалы
8. Горький М. Полнное собрание сочинений. Письма: В 24 т. М., 1998— 1999. Т. 1—5.
9. Горький М. Письмо к Ромену Роллану(6 ноября 1923)// Архив А. М. Горького. Т. VIII. Переписка М. Горького с зарубежными литераторами. М., 1960. С. 339—340.
10. Литературное наследство. Т. 70. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. М., 1963.
11. Литературное наследство. Т. 72. Горький Леонид Андреев. Неизданная переписка. М., 1965.
12. Горький М. Письмо к Овсянико-Куликовскому (16 декабря 1911 г)// М. Горький. Материалы и исследования. Т. 3. Л., 1941. С. 135—137.
13. Летопись жизни и творчества А. М. Горького: В 4 т./ Ред. Б. Бялик, Б. Михайловский, Л. Пономарев, В. Щербина./М., 1958—1960.
14. I. Библиографические материалы о М. Горьком
15. А. М. Горький в изобразительном искусстве. 1868—1968. Описание изобразительных материалов Музея А. М. Горького/ Отв. ред. Н. П. Па-хомов. М., 1969.
16. Балика Д. А. Личная библиотека А. М. Горького нижегородских лет. Горький, 1948.
17. Балухатый С. Д. Критика о М. Горьком. Библиография статей и книг 1893—1932 гг. Л., 1934.
18. Балухатый С. Д. Горьковский семинарий. ЛГУ, 1946.
19. Балухатый С. Д. Литературная работа М. Горького. Список первопечатных текстов и авторизованных изданий 1892—1934/ Сост. при участии К. Д. Муратовой и Г. А. Смольянинова. М., 1936.
20. Балухатый С. Д., Муратова К. Д. М. Горький. Справочник. Л., 1938.
21. Балухатый С. Д., Муратова К. Д. Литературная работа М. Горького. Дополнительный список текстов и авторизованных изданий 1889— 1936. Л., 1941.
22. Лукирская К. П., Морщихина А. С./Составители/. Литература о Горьком. Библиография. 1955—1960. М—Л. 1965.
23. Лукирская К. П., Миллер О. В., Морщихина А. С./Составители/. Литература о Горьком. Библиография. 1961—1965. Л., 1970.
24. Лукирская К. П., Мироненко Л. Г., Морщихина А. С./Составители/. Литература о Горьком. Библиография. 1966—1970. Л., 1985. Т. 1—2.
25. Морщихина А. С., Мироненко Л. Г./Составители/. Литература о Горьком. Библиография. 1971—1975. Л., 1987.
26. Смирнова А. Д., Пешкова М. М., Бейслехем Р. Г./Составители/. Личная библиотека А. М. Горького в Москве. Описание в двух книгах. М. 1981.
27. Муратова К. Д. Горький М.// История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографический указатель/ Под ред. К. Д. Муратовой. М.—Л., 1963. С. 187—217.
28. Муратова К. Д. М. Горький. Семинарий. М., 1981.
29. Андреев Л. Н. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 6. СПб., 1913.
30. Андреев Л. Н. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1996.
31. Ахматова А. А. Сочинения: В 2 т. М., 1990.
32. Ахматова А. А. Подорожник. Пг., 1921.
33. Блок А. А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2. М., 1960.
34. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1986.
35. Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 7. М., 1989.
36. Тоетой А. Н. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1961.
37. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М., 1984.V. Критическая и научная литература о М. Горьком
38. А. Б./Богданович А. И./. Критические заметки. «Очерки и рассказы» М. Горького, тт. I—II.// Мир божий. 1898. № 7. Отд. 2. С. 1—13.
39. Андреевич/Соловьев Е. А./. Книга о Максиме Горьком и А. П. Чехове. С прилож. автобиографии Горького. Пб., 1900. С. 1—190.
40. Андреевич/Соловьев Е. А./. М. Горький// Андреевич. Опыт философии русской литературы. СПб., 1905. С. 511—512.
41. Амфитеатров А. В. Максим Горький// Амфитеатров А. В. Собр. соч. Т. XXII. Властители дум. СПб., 1914. С. 119—224.
42. Балухатый С. Д. Забытые рассказы М. Горького// Горький М. Забытые рассказы. Л., 1940. С. 3—16.
43. Балухатый С. Д. «Песня о Соколе»// М. Горький. Материалы и исследования. Л., 1941. Т. III. С. 161—273.
44. Балухатый С. Д. Стиль раннего Горького// Труды юбилейной научной сессии ЛГУ., секция филологических наук. Л., 1946. С. 318—335.
45. Басарагин А. Критические заметки: Развивается ли талант г. Горького//Московские ведомости. 1900. 29 апреля. С. 3.
46. Батюшков Ф. Д. В мире босяков (М. Горький. Очерки и рассказы, 2 тома, Спб. 1898 г.)//Космополис. 1898. Т. XII. № 11. С. 95—120.
47. Башаратьян М. К. Традиционное и новаторское в стиле прозы М. Горького девяностых годов XIX века. АКД. М., 1984.
48. Белявский Ф. Нижегородский сборник// Слово. 1905. № 95. 15 марта. С. 5—6
49. Берловская Л. В. Рассказ Максима Горького «Макар Чудра»// Максим Горький, Сборник статей. Одесса, 1960. С. 22—37.
50. Богач Г. Ф. Горький и молдавский фольклор. Кишинев, 1966.I
51. Боцяновский В. Ф. Максим Горький. Критико-биографический этюд. Пб., 1901.
52. Бочаров С. Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького// Социалистический реализм и классическое наследие. Проблема характера. М., 1960. С. 89—210.
53. Владимирцев В. П. Творчество Горького и устная проза: Сказка, легенда, предание. М., 1968.
54. Волынский А. Л./Флексер А. Л./ Книга великого гнева. Критические статьи. Заметки. Полемика. Пб., 1904.
55. Волынский А. Л./Флексер А. Л./ Критика и библиография. М. Горький. Очерки и рассказы. Пб., 1900. С. 344—350.
56. Волынский А. Л./Флексер А. Л./ Критика и библиография. М. Горький. Очерки и рассказы. 1898// Северный вестник. 1898. № 10—12. С. 206—212.
57. Волынский А. Л./Флексер А. Л./ Письмо к К. С. Станиславскому от 10 апреля 1903 года // Вопросы литературы. 1958. № 3. С. 82—85.
58. Волжский/Глинка А. С./. О некоторых мотивах Максима Горького// Волжский. Из мира литературных исканий. Сборник статей. Пб., 1906. С. 130—163.
59. Боровский В. В. <0 Горьком>// Боровский В. В. Литературная критика. М., 1971. С. 57—71.
60. Гречнев В. Я. Горький-новеллист// Гречнев В. Я. Русский рассказ конца XIX — начала XX века. (Проблематика и поэтика жанра). Л., 1979. С. 154—196.
61. Гусев В. Е. Максим Горький. Биографические справки и примечания к изд.: Песни русских поэтов: В 2 т. Библиотека поэта. Большая серия. М., 1988. Т. 2. С. 284.
62. Диллон Е. Жизнь и сочинения Максима Горького в оценке западноевропейской критики. С англ. пер. А. М. Белова. Пб., 1904.
63. Добронравова Ф. Прогорькший романтизм Максима Горького. Пб., 1902.
64. Заика С. В. Реальность, герой и авторская позиция (К проблеме идеала раннего Горького)// М. Горький-художник и современность. Горьковские чтения '88. Горький, 1988. С. 26—32.
65. Зунделович Я. О. Горький — мастер рассказа// Труды Узбекского гос. университета. Новая серия, вып. 60. Самарканд, 1955. С. 3—28.
66. Иванова Е. В. Об особенностях творческого метода молодого Горького (Горький и символисты)// Ранний М. Горький. Горьковские чтения '92. Нижний Новгород, 1993. С. 53—57.
67. Измайлов А. А. Литературные заметки// Биржевые ведомости. 1905. 20 мая. С. 2.
68. Касторский С. В. Стихотворения М. Горького// Касторский С. В. Горький-художник. М,—Л., 1963. С. 236—288.
69. Касторский С. В. Творчество Горького 1890-х годов// История русской литературы. Л., 1954. Т. X. С. 225—262.
70. Келдыш В. А. Идейно-художественная проблематика сборника «По Руси»//Горьковские чтения. 1953—1957. М., 1959. С. 113—169.
71. Келдыш В. А. Реалистические течения предреволюционных лет реализм в годы первой русской революции// Русская литература конца XIX — начала XX в. 1901 — 1907. М., 1971. С. 127—228.
72. Келдыш В. А. Тип рассказчика в новеллах и очерках Горького. (К проблеме положительного героя в творчестве писателя)// О художественном мастерстве М. Горького. Сборник статей. М. 1960. С. 72—130.
73. Келдыш В. А. Цикл рассказов М. Горького «Ералаш»// Уч. зап. Московского гор. пед. ин-та им. В. П. Потемкина, 1958, кафедра сов. лит., Т. 70, вып. 1, С. 99—131.
74. Колобаева Л. А. Героическая концепция личности в художественном мире М. Горького// Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX —XX вв. М., 1990. С. 276—334.
75. Критические статьи о произведениях М. Горького. СПб., 1901.
76. Кропоткин П. А. Максим Горький// Идеалы и действительность в русской литературе. Пб., 1907. С. 271—284.
77. Кузьмичев И. К. В художественном мире Максима Горького// Горький-художник и современность. Горьковские чтения '88. Горький, 1988. С. 7—18.
78. Лавконен Н. И. «Автобиографическая тема» в творчестве Масима Горького. Л., 1947.
79. Леднева Т. П. Принципы изображения героя в произведениях М. Горького 1892—1899 гг.// Горьковские чтения — 1995: Максим Горький— сегодня. Нижний Новгород, 1996. С. 124—129.
80. Луначарский А. В. Горький-художник// Луначарский А. В. Собраниесочинений: В 8 т. М., 1964. Т. 2. С. 119—140
81. Луначарский А. В. Максим Горький (Предисловие к собранию сочи-нений)//Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. М., Т. 2. С. 141—154.
82. Ляцкий Е. А. Максим Горький. Его рассказы// Вестник Европы. 1901. №11. С. 274—311.
83. Макина М. А. Горький и советская новелла. Новгород, 1971.
84. Макина М. А. Горький о рассказе// Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах. Метод и мастерство. Тезисы докладов. Вологда, 1969. С. 134—136.
85. Матвейчук Н. Ф. Творчество М. Горького и фольклор. Киев, 1959.
86. Мейлах Б. С. Горький и поэтическое творчество// Мейлах Б. С. Вопросы литературы и эстетики. Л., 1958. С. 499—530.
87. Мельхиор де-Вогюэ. Максим Горький. Произведения и личность писателя. С портретом. Пб., 1902.
88. Минакова А. М. О художественных открытиях в ранней новеллистике Максима Горького// Ранний М. Горький. Горьковские чтения '92. Нижний Новгород, 1993. С. 24—27.
89. Минский Н. М./Н, М. Виленкин/. Литература и искусство. М. Горький. Очерки и рассказы. Том первый. СПб., 1898 г.// Новости и биржевая газета. 1898. № 138. 21 мая. С. 2.
90. Минский Н. М. /Н. М. Виленкин/. Философия тоски и жажда воли// Максим Горький: pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890 — 1910-е годы. Антология. СПб., 1997. С. 305—314.
91. Михайловский Б. В. Творческие искания молодого Горького (Особенности реализма)// Михайловский Б. В. Избранные статьи о литературе и искусстве. М., 1969. С. 61—131.
92. Михайловский Н. К. Новые книги. Очерки и рассказы. Два тома.iСПб., 1898// Русское богатство. 1898. № 7. Отд. II. С. 30—36.
93. Михайловский Н. К. О г. Максиме Горьком и его героях// Максим Горький: pro et contra. СПб., 1997. С. 325—380.
94. Модестов А. Е. О смысле жизни в русской художественной литературе XIX века. СПб., 1914. Вып. 11.
95. Морохин В. Н. Ранний М. Горький и фольклор// Ранний М. Горький. Горьковские чтения '92. Нижний Новгород, 1992. С. 8А—89.
96. М. П. /М. П. Щепкин/. Гоголь и Горький// Московские ведомости. 1902. № 55. 24 февраля. С. 2.
97. Нинов А. А. Мастер рассказа. (Заметки о стиле раннего Горького)// Горький и вопросы советской литературы. Сборник статей. Л., 1956. С. 262—311.
98. Оболенский JI. Е. Максим Горький и причины его успеха (Опыт параллели с А. Чеховым и Глебом Успенским). Критические этюды. Пб., 1903.
99. Петров М. Г. Летопись литературных событий. 1892 — 1900 гг.// Русская литература конца XIX — начала XX в. Девяностые годы. М., 1968. С. 261—478.
100. Old Gentleman/Амфитеатров А. В./. Книга за неделю. М. Горький. Очерки и рассказы. Том первый. Издание С. Дороватовского и А. Ча-рушникова. СПб., 1898// Новое время. 1898. № 7989. 27 мая. С. 7.
101. Пиксанов Н. К. Горький — поэт. Л., 1940.
102. Пиксанов Н. К. Горький и фольклор. Л., 1938.
103. Поляк Л. М. Книга Горького «По Руси»// Ученые записки МГУ, Вып. 127. Труды кафедры русской литературы. Кн. 3-я. М., 1948. С. 3— 21.
104. Поссе В. А. Певец протестующей тоски// Максим Горький: pro et contra. СПб., 1997. С. 225—239.
105. Протопопов М. А. Беллетристы новейшей формации. М. Горький: «Очерки и рассказы» Т. 3. СПб., 1899// Русская мысль. 1900. № 3. С. 30—42.
106. Протопопов М. А. Пропадающие силы// Русская мысль. 1899. № 5 С. 146—165. № 6. С. 187—204.
107. Скабичевский А. Беллетристика в 1898 году// Сын отечества. 1899. 1 янв. С. 4.
108. Скиталец С. Г./Петров С. Г./ Максим Горький. Встречи// Октябрь. 1937. февраль Кн. 2. С. 145—171.
109. Тагер Е. Б. Вопросы стиля// Тагер Е. Б. Творчество Горького Советской эпохи. М., 1964. С. 338—377.
110. Тагер Е. Б. О стиле Горького//Тагер Е. Б. Избранные работы. М., 1988. С. 99—131
111. Тагер Е. Б. Революционный реализм Горького// Русская литература конца XIX — начала XX вв. Девяностые годы. М., 1968. С. 5—30.
112. Тагер Е. Б. Цикл Горького «Рассказы 1922—1924 годов»// Тагер Е. Б. Избранные работы о литературе. М., 1988. С. 183—236.
113. Тахо-Годи А. А. Миф и символ в сказке М. Горького «Девушка и смерть»// Научные доклады высшей школы. Филол. науки. 1968. № 4.С. 3—11.j
114. Тимофеев JI. И. Советская литература. М., 1946.
115. Треплев А./Смирнов А. А./. Из прошлого. М. Горький в Самаре (1895—1896)// Штурм. 1932. №. 2. С. 79—83.
116. Фарбер JI. М. А. М. Горький в Нижнем Новгороде. Очерк жизни и творчества. 1889—1904. 2-е изд. Горький, 1968.
117. Филиппов М. М. Письма о современной литературе. О Масиме Горьком// Филиппов М. М. Этюды прошлого. Избранные очерки, научные работы, художественная проза, литературно-критические статьи. М., 1963. С. 104—127.
118. Хатьтсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. М., 1997.
119. Чой Юн Лак. Рассказ Максима Горького «Идиллия» (К вопросу о «разрушении жанра»)// От Василия Жуковского до Николая Гумилева. Статьи о русской литературе. Вып. 3. СПб., 1999. С. 90—100.
120. Чой Юн Лак. Сказка и сказочность в малой прозе Горького 1890-х годов// От Ермолая-Еразма до Михаила Булгакова. Статьи о русской литературе. СПб., 1997. С. 99—119.
121. Чой Юн Лак. Судьба жанров «календарной словесности» в новеллистике Горького 1890 — начала 1900-х годов// От Василия Жуковскоiго до Николая Гумилева. Статьи о русской литературе. Вып. 3. СПб., 1999. С. 101—123.
122. Чой Юн Лак. «Тоска» у Горького (Рассказы 1890 — 1910-х годов в контексте эпохи)// От Ивана Грозного до Бориса Пастернака. Статьи о русской литературе. Вып. 2. СПб., 1998. С. 122—137.
123. Шустов М. П. К проблеме сказочности стиля М. Горького. («Макар Чудра»)// М. Горький и вопросы литературных жанров. Межвузовский сборник. Горький, 1978. С. 115—122.
124. Чуковский К. И. Пфуль// Максим Горький: pro et entra. СПб., 1997. С. 828^843.
125. Чулков Г. И. Четвертый сборник «Знания»// Вопросы жизни. 1905. № 3. С. 288—294.
126. Адоньева С. Б., Герасимова H. М. «Никто меня не пожалеет.»// Современная баллада и жестокий романс. СПб., 1996. С. 338—364.
127. Алексанян Е. А. Константин Паустовский — новеллист. М., 1969.
128. Алексеев М. П. Народные баллады Англии и Шотландии// История английской литературы. Т. 1. Вып. 1. М.—Л., 1943. С. 218—233.
129. Алексеева А. Н. Жанр баллады в советской поэзии 20-х годов. Жанры советской литературы. Вопросы теории и истории// Ученые записки Горьковского университета. Т. 79. Горький, 1968. С. 232—254.
130. Аникст А. А. Английская литература эпохи средневековья// Краткая литературная энциклопедия. М., 1962. Т. 1. С. 195—197.
131. Антонов С. П. Что такое рассказ// Антонов С. П. Я читаю рассказ. М., 1973. С. 7—15.
132. Аринштейн Л. М. Предисловие// Английская и шотландская народная баллада. М., 1988. С. 5—28.
133. А. Я./А. Е. Яновский/ Народная литература// Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауз и И. Е. Ефрон. Т. 20-а СПб., 1897. С. 572—579.
134. Балашов Д. М. История развития жанра баллады. Петрозаводск, 1966.
135. Балашов Д. М. Русская народная баллада// Народные баллады. Библиотека поэта. Большая серия. М.—Л., 1963. С. 5—41.
136. Баран X. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм// Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века. М., 1993. С. 284—328.
137. Барзах А. Е. Бывает ли «нерусская тоска»?// Urbi: Литературный альманах. Вып. 8. Новый Сизиф. СПб., 1996. С. 120—135.
138. Барзах А. Е. Материя смысла// Иванов В. И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. Кн. 1. СПб., 1995. С. 5—60.
139. Барзах А. Е. «Тоска» Анненского// Гумилевские чтения СПб., 1996. С. 32—43.
140. Барзах А. Е. Тоска Анненского// Митин журнал. 1996. № 53. С. 97— 124.
141. Барзах А. Е. «Тоска» Анненского. Комментарий// Russian studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб., 1996. T. II. № 2. С. 206—230.
142. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
143. Бахтин M. М. Проблема автора// Вопросы философии. 1977. № 7. С. 148—160.
144. Бахтин M. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
145. Бахтин M. М. Эстетика словесного творчества. М., 1972.
146. Бахтин M. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
147. Бонецкая Н. К. «Образ автора» как эстетическая категория// Контекст—1985. М., 1986. С. 241—269.149. /Б. п./ Баллада. Энциклопедический словарь. Т. 2а. СПб., Изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. 1891. С. 815—816.
148. Брюсов В. Я. Примечания к изд.: Пушкин А. С. Баллады (рассказы в стихах), сказки и поэмы. М., «Народная библиотека». 1919. С. 44,
149. Б. С. Баллада. Новый энциклопедический словарь. Т. 4. СПб., Изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. 1911. С. 864—869.
150. Бялый Г. А. К вопросу о русском реализме конца XIX века// Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973. С. 3—30.
151. Вакуленко А. Г. Эволюция «страшной» баллады в творчестве русских поэтов-романтиков XIX — начала XX веков. От Жуковского до Гумилева. АКД. М., 1996.
152. Викторович В. А. Понятие мотива в литературоведческих исследованиях// Русская литература XIX века. Вопросы сюжета и композиции. II Межвузовский сборник. Горький, 1975. С. 189—191.
153. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.
154. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959.
155. Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы»// Виноградов В. В. О языке художественной прозы. Избранные труды. М., 1980. С. 176-—239.
156. Виноградов И. А. О теории новеллы// Виноградов И. А. Вопросы марксистской поэтики. М., 1972. С. 240—311.
157. Виноградов И. А. Теория литературы. М.—Л., 1935.
158. Водсворт У. Предисловие к «Лирическим балладам»// Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 586—572.
159. Гаспаров Б. М. Предисловие. Структура текста и культурный контекст// Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М., 1994. С. 274—303.
160. Гаспаров Б. М. Роль «мотива» в создании смысла. Мотивный анализ смысловой плазмы// Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996. С. 334—347.
161. Гаспаров М. Л. Баллада// Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 44—45.
162. Гегель Г. Ф. Лекции по эстетике. Форма лирического произведения искусства// Эолова арфа. Антология баллады. М.,1989. С. 563—568.
163. Гердер И. Г. Предисловие к сборнику «Народные песни»// Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 548—553.
164. Гёте И. В. Разбор и объяснение // Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 554—556.
165. Гинзбург Л. Я. О лирике. М —Л., 1964.
166. Голеннищев-Кутузов И. Н., Антокольский П. Г. Вийон // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962. Т. 1. С. 962—964.
167. Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. М., 1959.
168. Грехнев В. А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький, 1985.
169. Грин Д. Р. История английского народа. Части I-IV. М., 1892.
170. Гугнин А. А. От составителя// Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 5—6.
171. Гугнин А. А. Постоянство и изменчивость жанра// Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 7—26.
172. Гудошников Я. И. Русский городский романс. Тамбов, 1990.
173. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.—Л., 1959.
174. Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка: В 4 т. М., 1991.
175. Денисова И. В. От редактора сборника// Святочные истории: Рассказы и стихотворения русских писателей. Составление примечания С. Ф. Дмитренко. М., 1992. С. 3—6.
176. Днепров В. Д. Проблемы реализма. Л., 1963.
177. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995.
178. Душечкина Е. В., Баран X. «Настали вечера народного веселья.»// Душечкина Е. В., Баран X. Чудо рождественской ночи. СПб., 1993. С. 5—32.
179. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981.
180. Жирмунский В. М. Английская народная баллада// Северные записки. 1916. № 10. /октябрь/. С. 91—99.
181. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.
182. Залыгин С. П. Рассказ и рассказчик. О творчестве Василия Белова// Залыгин С. П. В пределах искусства. Размышления. Факты. М., 1988. С. 88—101.
183. Залыгин С. П. Сказки реалиста и реализм сказочника. Очерк о творчестве Андрея Платонова// Залыгин С. П. В пределах искусства. Размышления. Факты. М., 1988. С. 153—193.
184. Залыгин С. П. Факт недалекого прошлого. Заметки о творчестве Валентина Овечкина// Залыгин С. П. В пределах искусства. Размышления. Факты. М., 1988. С. 148—152.
185. Заморий Т. П. Проблема героического характера в современном русском рассказе. Киев, 1968.
186. Заморий Т. П. Современный русский рассказ, Киев, 1968.
187. Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы// Евангельский текст в русской литературе XIII — XX веков. Петрозаводск, 1994. С. 249—261.
188. Зубова Н. П. Песни литературного типа в устной народной традиции. М., 1984.19L Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. Пг., 1915.
189. Иезуитова Р. В. Баллада в эпоху романтизма// Русский романтизм. Л., 1978. С. 138—163.
190. Иезуитова Р. В., Мурьянов М. Ф., Миллер О. В., Мотовилов H. Н. Баллада//Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 46—48.
191. Копылова Н. И. Фольклоризм композиции русской литературной баллады первой трети XIX в.// Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1976. С. 106—116.
192. Козловский А. А. Путь поэта// Брюсов В. Я. Избранные сочинения. Библиотека классики. М., 1980. С. 5—34.
193. Козырева М. А. Восприятие в русской литературе английской поэзии конца XIX — начала XX вв. (Жанр баллады). АКД. Л., 1988.
194. Корман Б. О. Авторское сознание в лирике К. Н. Батюшкова (ценностный уровень) и традиции русской поэзии XVIII века// Проблема автора в художественной литературе. Вып. 7. Ижевск, 1983. С. 5—12.
195. Корман Б. О. Заметки о лирике// Проблема автора в художественной литературе. Вып. 8. Устинов, 1985. С. 5—21.
196. Корман Б. О. Из наблюдений над терминологией М. М. Бахтина// Проблема автора в русской литературе. Вып. 6. Ижевск, 1978. С. 184— 191.
197. Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора// Страницы истории русской литературы. М., 1971. С. 205—206.
198. Корман Б. О. Лирика Некрасова. Воронеж, 1964.
199. Корман Б. О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.
200. Корман Б. О. О соотношении понятий «автор», «характер» и «основной эмоциональный тон»// Известия Воронежского гос. педагогического института. 1969. Т. 93. Проблема автора в художественной литературе. Вып. 2. С. 5—9.
201. Краснов Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения. К постановке вопроса// Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник. Горький, 1980. С. 69—81.
202. Крепе Михаил. Анализ стихотворения Анненского «Моя тоска»// Новый журнал. 1981. № 144. С. 68—94.
203. Левченко О. А. Жанр русской романтической баллады 1820 — 1830-х годов. АКД. Тарту, 1990.
204. Лейдерман Н. Л. К определению сущности категории «жанр»// Жанр и композиция литературного произведения. Межвуз. сб. Вып. 3. Калининград, 1976. С. 3—13.
205. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
206. Лобкова Н. А. Баллады А. К. Толстого. АКД. Л., 1970.
207. Ляпушкина Е. И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб., 1996.
208. Макина М. А. Русский советский рассказ. Вопросы развития жанра. Л., 1975.
209. Максимов Д. Е. Брюсов. Поэзия и позиция// Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 1986. С. 6—198.
210. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. Л., 1959, 1964.
211. Максимов Д. Е. Поэтическое творчество В. Я. Брюсова// Брюсов В. Я. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. Л., 1961. С. 5—66.
212. Маркович В. М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма// Жуковский и русская культура. Сб. научных трудов. Л., 1987. С. 138—166.
213. Микешин А. М. К вопросу о жанровой структуре русской романтической баллады// Из истории русской и зарубежной литературы XIX — XX вв. Кемерово, 1973. С. 3—29.
214. Миров Н. С. Идиллия// Краткая литературная энциклопедия. М., 1966. Т. 3. С. 58—59.
215. Мясников А. С. В. Я. Брюсов// Брюсов В. Я. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. М., 1955. С. 3—34.
216. Нагибин Ю. М. Не чужое ремесло. М., 1983.
217. Найман А. Г. О поэзии трубадуров// Песни трубадуров. М., 1979.iС. 3—25.
218. Николаев Юрий/Ю. Н. Данзас/. Запросы мысли. СПб., 1908.
219. Нинов А. А. Рассказ// Краткая литературная энциклопедия. М., 1971. Т. 6. С. 190—193.
220. Нинов А. А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой(1958 — 1961). Л., 1969.
221. Огнев А. В. О поэтике современного русского рассказа. Саратов, 1973.
222. Огнев А. В. Русский советский рассказ 50 — 70-х годов. М., 1978.
223. Орлов В. Н. Примечания // Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969. С. 605—662.
224. Паустовский К. Г. О новелле// Новый мир, 1970, № 4. С. 121—140.
225. Петровский М. А. Морфология новеллы// Ars poética. Сб. статей. Под ред. М. А. Петровского. Вып. 1. М., 1927. С. 69—100.
226. Поляк JI. М. Традиции Чехова в современной новеллистике// Жан-рово-стилевые искания современной советской прозы. М., 1971. С. 232—265.
227. Померанцева Э. В. Баллада и жестокий романс// Русский фольклор. Проблемы художественной формы. Л., 1974. Т. 14. С. 202—209.
228. Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора// Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. С. 46—82.
229. Пурин А. Недоумение и тоска// Иннокентий Анненский и русская культура XX века. Сборник научных трудов. СПб., 1996. С.118—129.
230. Рабинович Е. Г. Тип календаря и типология культуры// Историко-астрономические исследования. Т. 14. М., 1978. С. 141—154.
231. Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский. Кн. 3. Притчи и листы духовные. СПб., 1881.
232. Розенфельд Б. Рассказ// Литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1935.IС 538—542.
233. Рымарь Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.
234. Свительский В. А. Авторский смысл в ряду других значений лите-раткрного произведения// Проблема автора в художественной литературе. Устинов, 1985. С. 16—21.
235. Свительский В. А. Об изучении авторской оценки в произведениях реалистической прозы// Проблема автора в русской литературе. Ижевск, 1978. С. 3—12.
236. Сильман Т. И. Подтекст — глубина текста// Вопросы литературы. 1969. № 1. С. 89—102.
237. Сиповская М. П. Литературная баллада и балладное возрождение в Англии первой половины XVIII века. АКД. Л., 1977.
238. Скобелев В. П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.
239. Словарь русского языка: В 4 т. М., 1984.
240. Смирнов И. П. О смысле краткости// Русская новелла. Проблемы теории и истории. Сб. статей. Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1993. С. 5—13.
241. Смирнов Ю. И, Восточно-славянские баллады и близкие им формы. Опыты указателя сюжетов и версий. М., 1988.
242. Сон Чж. Р. «Пасха — праздник всех обремененных и трудящихся!»// Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое Сентября». 1997. № 7. февраль. С. 7—8.
243. Сон Чж. Р. Тема совести в прозе Л. Н. Андреева. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 1997.
244. Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр// Старыгина Н. Н. Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. С. ИЗ—127.
245. Стеблнн-Каменскнй М. И. Баллада в Скандинавии// Скандинавская баллада. Л., Серия «Литературные памятники». 1978. С. 211—243.
246. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. М., 1959.
247. Стрингольм А. М. Походы викингов, государственное устройство, нравы и обычаи других скандинавов. Части I-II. М., 1861.
248. Тихонов А. Н., Бояринова Л. 3., Рыжкова А. Г./Составители/. Словарь русских имен. М., 1995.
249. Толстогузов П. Н. Сказка и сказочность в творчестве А. П. Чехова 1880-х годов. АКД. Л., 1988.
250. Томашевскнй Б. В. Поэтика. М., 1996.
251. Топоров В. Н. Праздник// Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 229—331.
252. Тьерри Огюст. История завоевания Англии норманнами. Части I-III. СПб., 1868.
253. Тьерри Огюст. Рассказы из времени меровингов. СПб., 1848.
254. Тьерсо Ж. История народной песни во Франции. М., 1975.
255. Тюпа В. И. Категория автора в аспекте исторической поэтики. К постановке проблемы// Проблема автора в художественной литературе. Устинов, 1985. С. 22—27.
256. Уланд JI. О балладе// Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 556—562.
257. Уланд Л. Предупреждение против использования криминальных происшествий для балладных сюжетов// Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 562.
258. Федоров А. В. К вопросу об образе автора (повествователя) как факторе смысловой многоплановости художественной речи// RES PHI-LOLOGICA. Филологические исследования. М.—Л., 1990. С. 447—453.
259. Чеши хин Be. Е. /Ветринский В./. Идиллия// Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауз и И. Е. Ефрон. Т. 12-а. СПб., 1984. С. 799—801.
260. Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.
261. Чудаков А. П., Чудакова М. О. Искусство целого// Новый мир. 1963. № 2. С. 239—254.
262. Чудаков А. П. В. В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века// Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 286—315.
263. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971.
264. Шемелева Л. М., Коровин В. И., Кедров К. А., Роднянская И. Б., Гальцева Р. А. и другие. Мотивы// Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 290—312.
265. Шишмарев В. Ф. Лирика и лирики позднего средновековья. Очерки по истории Франции и Прованса. Париж, 1911.
266. Шкловский В. Б. О новелле// Шкловский В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1961. С. 149—155.
267. Шкловский В. Б. Особенности чеховских новелл// Шкловский В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1961. С. 513—516.
268. Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1929.
269. Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983.
270. Шкловский В. Б. Повести о прозе, размышления и разборы. Т. 2. М., 1966.245
271. Шубин Э. А. О национальном своеобразии русского рассказа// Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л., 1970. С. 5—43.
272. Шубин Э. А. Современный русский рассказ (Вопросы поэтики жанра). АКД. Л., 1966.
273. Шубин Э. А. Современный русский рассказ. Л., 1974.
274. Щеглов Ю. К. К типологии новеллистического дебюта.// Wiener Slawistisher Almanach—Band 23, Wien, 1989. P. 133—150.
275. Эльсберг Я. Е. Смена стилей в советском русском рассказе 1950 — 1960-х годов. Сергей Антонов — Юрий Казаков — Василий Шукшин// Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX — XX веков. М., 1974. С. 178—198.