автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Сюжет и характер в художественной прозе А. И. Солженицына

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Прокопова, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Сюжет и характер в художественной прозе А. И. Солженицына'

Текст диссертации на тему "Сюжет и характер в художественной прозе А. И. Солженицына"

Московский педагогический государственный университет

ПРОКОПОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

СЮЖЕТ И ХАРАКТЕР В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА "В КРУГЕ ПЕРВОМ" И ПОВЕСТИ "РАКОВЫЙ КОРПУС")

Специальность 10.01.01 - "Русская литература"

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

Научный руководитель -доктор филологических наук профессор В.А.Лазарев

Москва - 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА...............................................................................................................13

ГЛАВА 2. СЮЖЕТ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП ПОВЕСТВОВАНИЯ

В РОМАНЕ "В КРУГЕ ПЕРВОМ" И ПОВЕСТИ "РАКОВЫЙ КОРПУС"......................66

ГЛАВА 3. ПРИЕМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА

В РОМАНЕ "В КРУГЕ ПЕРВОМ" И ПОВЕСТИ "РАКОВЫЙ КОРПУС"...................117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................177

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............189

Введение

В современном мире имя Александра Исаевича Солженицына знакомо каждому. По-разному только рассматривается его роль в жизни общества: большинство считает А.И.Солженицына политиком, лишь некоторые - литератором. Наталья Дмитриевна Солженицына, рассказывая о деятельности мужа в одном из интервью, подтверждает последнее: "главный его дар - это дар писателя. И сам он себя считает вовсе не политиком... а именно писателем"1.

В настоящее время ведутся споры: кто А.И.Солженицын - художник или публицист? Одни критики утверждают, что его произведения - это публицистика2. Другие сводят их содержание к лагерной теме3. Лишь немногие критики коснулись проблемы художественности произведений А.И.Солженицына4. Все это свидетельствует о недостаточной изученности особенностей художественного мира писателя, его индивидуальной жанрово-стилевой и творческой манеры. Широко распространенное представление о А.И.Солженицыне-публицисте, правозащитнике сегодня крайне нуждается в серьезном дополнении о нем как писателе с большим художественным опытом.

Примиряющей позицией является точка зрения В.Казака: "Солженицын не публицист, который пишет беллетристику, а великий художник слова, который из чувства ответственности за свою родину выступает как публицист"5. Несомненно, в произведениях А.И.Солженицына, художественность которых представляет большой интерес, присутствует и публицистичность. Собственным словом писатель про-

1 Солженицыны: [Интервью с женой Солженицына] //АиФ,- 1997. - № 50. - С. 3, 6.

2 Кленов А. Виждь и внемли: [Об А.И.Солженицыне] // Родина. - 1991. - № 8. - С. 25 - 30; Сараскина Л. Александр Солженицын: Тридцать лет и три года // Московские новости. - 1997. - 22 - 29 июня. - С. 4.

3 Возвращение: Солженицын как классик и герой романа: [Высказывания] // Независимая газета. - 1994. - 27 мая. - С. 1, 7.

4 Виноградов И. Солженицын - художник // Континент. - 1993. - № 75. - С. 273 - 285.

5 Год Солженицына: [Ответы на анкету ред. "ЛГ"] // Литературная газета. - 1991. - 17 июля. - С. 10.

тивостоял режиму и дал характеристику целой эпохи. Он показал, отчего же произошли с нами страшные трагедии в XX столетии, что случившееся с нами исторически обусловлено глубинными сдвигами всей мировой истории. Перед нами и художник, и, одновременно, публицист.

"Александр Исаевич вошел в литературу не через широкий холл Союза писателей СССР, а сквозь колючую проволоку советского ГУЛАГа", - справедливо замечает К.Кедров1. Став писателем, А.И. Солженицын не восхвалял жизнь в России 50-х - 60-х годов, подстраиваясь тем самым под власть, под партийную идеологию, а все творчество посвятил правдивому изображению жизни народа и страны. Александр Исаевич совершил великий переворот в нашей литературе. В то время, когда советская литература, как правило, отворачивалась от правды, писатель призывал "жить не по лжи!"2 Выход из сложившейся ситуации он видел в "личном неучастии во лжи"3 каждого человека. Пропаганда тех лет создала образ Солженицына - "врага Отечества". Писателя обвинили в "антисоветизме", исключили из Союза писателей и в1974 году, в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ", насильственно выслали на Запад.

Начиная с 1989 года, к нам возвращаются книги А.И.Солженицына, написанные в предыдущие десятилетия и ранее не публиковавшиеся в отечественных издательствах, но широко уже известные за рубежом. Поэтому исследование его

1 Кедров К. Россия Солженицына // Известия. - 1992. - 10 декабря.

2 Солженицын А.И. Жить не по лжи! // Наш современник. - 1989. -

3 Там же.-С. 161.

-С. 7

№ 9. - С. 160-

творчества начиналось именно там1. В России же вышло еще мало монографических работ о А.И.Солженицыне2.

Необходимость исследования двух ранних произведений А.И.Солженицына - "В круге первом" и "Ракового корпуса" продиктована рядом обстоятельств: они мало изучены, их анализ необходим для понимания дальнейшего этапа творчества писателя.

Актуальность исследования обусловлена тем положением, которое занимают "В круге первом" и "Раковый корпус" в творчестве А.И.Солженицына и литературной жизни нашего общества. Эти произведения подводят итог раннему периоду творчества А.И.Солженицына, в котором происходит формирование его писательского опыта. Выработанные приемы и принципы изображения в "Круге первом" и "Раковом корпусе" использовались писателем и в дальнейшем творчестве. В период создания данных произведений им было написано множество рассказов, велась работа над "Архипелагом ГУЛАГ" и началом "Красного колеса". После выхода в свет "Одного дня Ивана Денисовича" А.И.Солженицын был известен в основном России. "Круг первый" и "Раковый корпус", впервые опубликованные за рубежом, принесли автору всемирную известность и были объявлены во Франции "лучшими книгами 1968 года"3. Возвращение писателя на Родину и публикация его произведений в России оживили к нему интерес. Знаменателен и тот факт, что в день 80-летия

1 Вейдле В. О Солженицыне // Вестник РСХД. - Париж - Нью-Йорк. - 1969. - № 91/92. - С. 43 - 50; Плетнев Р. А.И.Солженицын. - Мюнхен. - 1970; Ржевский Л. Творец и подвиг: [Очерки по творчеству Александра Солженицына]. - Frankfurt/Main: Посев, 1972; Лопухина - Родзянко Т. Духовные основы творчества Солженицына. -Frankfurt/Main: Посев, 1974; Шнеерсон М. Александр Солженицын. - Frankfurt/Main: Посев, 1984; Геллер М. Александр Солженицын: [к 70-летию со дня рождения]. - Лондон, 1989; Нива Ж. Солженицын / Пер. с фр. -М.: Худож. Литература, 1992.

2 Решетовская Н. А.Солженицын и читающая Россия: Докум. повествование. - М. - 1990; Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель // Паламарчук П.Г. Москва или Третий Рим?: Восемнадцать очерков о русской истории и словесности. - М.: Современник. - 1991; Мешков Ю.А. Александр Солженицын: Личность. Творчество. Время. - Екатеринбург: Диамант, 1993; Чалмаев В.А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. -М.: Просвещение, 1994.

3 Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни. - М.: Согласие, 1996. - С. 241 -242.

А.И.Солженицына в московском Театре драмы и комедии на Таганке состоялась премьера спектакля "Шарашка" по "одному из лучших романов Александра Исаеви-ча Солженицына "В круге первом""1. Все это еще больше усиливает актуальность работы.

Целью исследования является анализ романа "В круге первом" и повести "Раковый корпус", определение своеобразия сюжета и характера в художественной прозе А.И.Солженицына. Для этого поставлены следующие задачи:

- обобщить и систематизировать научный материал, вышедший за последнее время по данной проблеме;

- рассмотреть жанровое своеобразие раннего творчества писателя;

- изучить особенности повествования, развития сюжета, пути создания характера и своеобразие языка в данных произведениях;

- показать А.И.Солженицына как художника слова, продолжающего традиции русской литературы XIX века.

Писателя часто сравнивают с Л.Н.Толстым и Ф.М.Достоевским2 Сам он в интервью американскому журналу "Тайм" в 1979 году сказал: "Я испытываю к ним огромное уважение и ощущаю духовное родство с обоими, хотя с каждым по-разному. Я чувствую себя ближе к Толстому по форме повествования, по подаче материала, по многообразию действующих лиц и обстоятельств, но я ближе к Достоевскому в своем понимании духовного толкования истории .

Наследием традиций русской литературы XIX века не ограничивается творческое начало писателя. По заключению А.С.Бушмина, в художественной литерату-

1 Хавкина Л. На Таганке открылась "Шарашка" // Комсомольская правда. - 1998. - 11 декабря. - С. 6.

2 Лурье Я.С. Единоборство с Толстым: Солженицын // Лурье Я.С. После Льва Толстого: Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века. - Спб. - 1993. - С. 129 - 145; Сохряков Ю.И. А.И.Солженицын и Ф.М.Достоевский // Российский литературоведческий журнал. - 1994. - № 3. - С. 105 - 111.

3 А.Солженицын о своих книгах и о себе // За рубежом. - 1989. - № 31. - С. 21.

ре "более поздняя традиция включается в более раннюю, преобразуя ее.."1. Так, Т.Лопухина-Родзянко заметила, что "во многих произведениях А.И.Солженицына встречаются по-новому освещенные духовные ценности средневековья"2. Ведь искусство этой эпохи, исходя из исследований Е.Г.Яковлева, "обратилось к таким доселе необъясненным чувствам человеческой души, как отчаяние и сострадание, умиление и умиротворение, радость и чувство возвышенного"3 и породило эстетические ценности, напрямую связанные с нравственными качествами человека. Связь писателя со средневековьем показывает и А.В.Урманов: "Солженицын в своем раннем творчестве (50-60-е гг.) оказывается очень близок к основным постулатам средневековой христианской историософии, которая распространяла понятие прогресса лишь на сферу духовной жизни и видела смысл истории в приближении человека и человечества к высшей, божественной истине"4. И.Виноградов в творчестве А.И.Солженицына связал традиции Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого со средневековьем: "...творчество Достоевского и Толстого уходит своими духовными корнями в ту традиционную ситуацию, связанную с всеевропейским кризисом традиционной христианской религиозности, которая наметилась уже в позднем средневековье (курсив наш - Е.П.), но окончательно и поистине повсеместно обозначилась именно в 19 веке"5. Тогда и стали злободневными вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о вере и неверии.

В истории не было ни одного философа, ученого и писателя, которые, касаясь религии, не задавали бы вопроса о Боге и не пытались дать бы ему свое решение. Так, у Ф.М.Достоевского Бог - сила, которая держит человека в рамках закона.

1 Бушмин A.C. Преемственность литературного развития // Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. - М.: Современник, 1980. - С. 170 - 171.

2 Лопухина-Родзянко Т. Духовные основы творчества Солженицына. - Посев - Frankfurt/Main. - 1974. - С. 10.

3 Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.: Высшая школа, 1977. - С. 51.

4 Урманов A.B. Принципы художественного моделирования мира в прозе А.Солженицына // Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XIX - XX веков. - Благовещенск: БГПУ, 1997. - С. 9.

5 Виноградов И. Солженицын - художник // Континент. - 1993. - № 75. - С. 276.

Если Бога нет, то человек может творить зло. В романе "Преступление и наказание" герой совершает убийство. Он знает, что, согласно его теориям, не должен ощущать вины. Тем не менее, чувство вины точит его, пока он не является с повинной и не предает жизнь Богу. Смердяков в "Братьях Карамазовых" убивает отца, поверив Ивану, что нет ни Бога, ни абсолютных ценностей. Затем он обвиняет в этом убийстве самого Ивана: ведь это он говорил, что Бога нет. Не в силах принять логические выводы собственного мировоззрения, Иван кончает "белой горячкой". Сам Ф.М.Достоевский считал, что если нет Бога, то нет и обязывающего нравственного закона, человек становится добычей зла, орудием идеи зла. Выход писатель видел в одном - человеку нужен Бог, нужна вера.

Очень сложно и противоречиво отношение к Богу Л.Н.Толстого. "Я жил только тогда, когда верил в Бога, - писал он в своей "Исповеди" - как было прежде, так и теперь... стоит мне знать о Боге, и я живу; стоит забыть, не верить в него, и я умираю"1. Все вроде очень определенно и однозначно. В той же "Исповеди" писатель рассказывает о мучительном, исполненным сомнений и противоречий пути к указанному выводу. По Л.Н.Толстому, "Бог - это любовь, и чтобы жить хорошо, надо всех любить, быть в любви: ни на кого не сердиться, всем уступать, ни про кого не говорить и не думать дурного"2.

А.И.Солженицын пришел к религии, пережив тяжелую болезнь. По приговору врачей оставалось жить не больше трех недель. "Это был страшный момент моей жизни: смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего смысла прожитого до тех пор, - читаем мы в воспоминаниях писателя "Бодался теленок с дубом", - ...Мама - умерла. Жена - не дождалась, вышла за другого... Однако, я не умер... при моей безнадежно запущенной остро-злокачественной опухоли это

1 Толстой Л.Н. Пол. соб. соч.: В 90 т. - М., 1928 - 1958. - Т. 23. - С. 45.

2 Там же. Т. 90, С. 146 - 147.

было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращенная мне жизнь с тех пор - не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель"1. Правдивые произведения

0 лагерях, ссылках, жизни послереволюционной России подтверждают это суждение. Неслучайно в статье "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни" он обращается к народной пословице - "Не в силе Бог, а в правде"2.

А.И.Солженицын - писатель религиозного склада, свое творчество рассматривающий как "вложенную цель", стал первым православным лауреатом Темп-лтоновской премии "за прогресс в развитии религии", которая была ему вручена 10 мая 1983 года. Эта премия присуждается "лицам, имеющим особые заслуги в укреплении духа перед лицом нравственного кризиса в мире"3. В ответном слове на присуждении Темплтоновской премии А.И.Солженицын высказал свое отношение к жизни и религии: "Наша жизнь - не в поиске материального успеха, а в поиске достойного духовного роста. Вся наша земная жизнь есть лишь промежуточная ступень развития к высшей - и с этой ступени не надо сорваться, не надо и протоптаться бесплодно... Творец постоянно и ежедневно участвует в жизни каждого из нас, неизмеримо добавляя нам энергии бытия, а когда эта помощь оставляет нас - мы умираем. И с не меньшим же участием Он содействует жизни всей планеты - это надо почувствовать..."4

В отличие от Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, "центральная духовная ситуация его [А.И.Солженицына - Е.П.] художественной прозы - это... ситуация не поисков и обретения веры, а ситуация жизни в вере"5. Писатель верит не только в Бога, но и в человека с его глубокой нравственностью и силой духа. Так, в одной из

1 Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни. - М.: Согласие, 1996. - С. 11.

2 Звезда - 1994. - № 6. - С. 7.

3 Новый мир. - 1992. - № 2. - С. 179.

4 Солженицын А.И. Темплтоновская лекция // Новый мир. - 1992. -№ 2. - С. 183.

5 Виноградов И. Солженицын - художник // Континент. - 1993. - № 75. - С. 277.

встреч с читателями на вопрос: "Не утратили ли Вы веру в человека?" А.И.Солженицын ответил: "Только вера в человека и дает надежду"1. Это надежда на возрождение духовных и культурных традиций.

Объектом исследования данной работы является своеобразие художественного мира А.И.Солженицына, конкретно - в области построения сюжета и на путях создания характера. Поскольку сюжет - это система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям, то сюжет и характер тесно между собой связаны. И рассмотрение их во взаимосвязи позволяет обнаружить существенные творческие принципы талантливейшего писателя современности.

Предметом исследования избраны два произведения А.И.Солженицына -роман "В круге первом" и повесть "Раковый корпус". В единой художественно-смысловой системе они, тем не менее, представляют разные формально-содержательные структуры, что позволит сделать вывод о значительном и многообразном эстетическом опыте писателя.

Методологической основой работы являются историко-литературный, исто-рико-генетический и сравнительно-типологический методы исследования. Автор диссертации использует теоретические и методологические идеи М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, И.Ф.Волкова, Н.Н.Воробьевой, Л.Я.Гинзбург, В.В.Кожинова, Ю.М.Лотмана, А.Г.Цейтлина, С.Е.Шаталова, В.Б.Шкловского и других литературоведов. Особенно важным при анализе произведений А.И.Солженицына является," по мнению автора, выведенное М.М.Бахтиным понятие "хронотопа", которое объясняет художественную плотность произведений А.И.Солженицына.

' Юферова Я. Один вечер Александра Исаевича // Известия. - 1998. - 25 апреля - С. 4.

Исследованию творчества А.И.Солженицына посвящено несколько диссертационных работ. Так, П.П.Лавренов в своей кандидатской диссертации "Проблемы русского национального характера в творчестве Солженицына: Нравственно-философский аспект" уделил внимание в основном средствам и формам выражения нацио�