автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Сюжет как жанрообразующий фактор (на материале вьетнамской прозы 1980-90-х годов)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сюжет как жанрообразующий фактор (на материале вьетнамской прозы 1980-90-х годов)"
РГ6 од
1 и гп №
ЮСКОВСКШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.В. ЛОМОНОСОВА
...Филологический факультет
На правах дукодися
Дам Ни Хань
СЙЗЕТ КАК ¿АНРООЕРАЗШЩЙ ФАКТОР
(на материале вьетнамской прозы 1980-90х годов)
Специальность 10.01.08 - теория литературы
'Автореферат
диссертации на соискание ученой степеня кандидата филологических наук
Москва 1994
Работа выполнена на кафедре теории литературы филологического факультета Московского государственного университета имени Ы.Ъ .Ломоносова.
Научный руководитель - доктор филологических наук ■ • профессор Е.ГЛУШЕНА.
Официальные оппонент: ДОКТОр ф:и10л^тескгх наук
; Н.К.ГЕИ
кандидат филологических наук Т.Н.ФИШОЫШ
ведущая организация - Московский государственный педагогический университет (кафедра ррсско;; литература)
Ьацита состоится 24 ишя 1994года на заседании специализированного совета Д 053.05.11 при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносов.
Адрес: 119899, ГСП, Москва В-234, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов ШУ, филологический факультет.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им .А ,Н .Горького ЬЦУ (Воробьевы гори, 1-й корпус хуманятар-ннх факультетов ШУ).'
. Автореферат разослал 23 мая 1934г. . .
Ученый секретарь специализированного совета
доктор филологических наук
профессор
- Вопрос о ЕанрооОразу идей роли сшета шлее? глубокие научные корна: он был поставлен уже г. сочинении Аристотеля об искусстве поэзии. В дальнейшем к нег.;у неоднократно иозвра -щались теоретики разных научннх школ в литературоведении и эстетике. Однако до сих пор этот Еодрос, как и са>ги понятия нанра и скжета, остается дискуссионны/.!. I; современной тео -рлл литературы ¡ланрообразувщая роль сине та - актуальная п го- ■ блеиа, которая требует дальнейшего комплексного изучения событийного ряда в составе худогестаенного целого.
Бо вьетнамском литературоведении я критике понятия канра и сюкета почтя не используются, хотя она относятся, как известно, к числу осшвных теоретико-литературных категорий. Ьадачп диссертации: систематизировать основные точки зрения;, сложившиеся е европейском литературоведении, на понятия гаяра и стсета г их взаимодействии; освоить эти понятия в их историческом развитии; теоретически осмыслить ганро образующую роль сюкета б эпическом роде литературу. Ь основу работы пологен исторический принцип осмысления литературного произведения как художественного целого. Анализ харак -тернах явлений вьетнамской прозы 1980-90х годов в аспекте сформулированной теоретической проблемы долнен способствовать не только ЕияЕлению канравых тенденций ее развития, но и дальнейшей конкретизации канрообразующей роли сюжета в эютескои роде. Этям определяется научная новизна работы.
Практическая значимость диссертации заключается в том, .что она мокет бить .использована в вузовских курсах по теории литературы, по история литературоведения, по историк современной вьетнамской прозы, а такае литературной к'ш-щаой.
Апробация работы: основные полокения диссертации быт обсузденн на заседали!-; кафе'дри теория'литературы филологического факультета МГ/ иы.Ы .В .Ломоносова.
Структура диссертации: работа состоит ¿^введения, трех глйв, заялючешш и библиографии.
Во Введении формулируются цели я задачи работы, обосновывается выбор исследуемого материала и его границы, обозначается структура работы,
Первая глава "Из истории проблемы" посдщена, как показывает ее название,-рассмотрению исторически слокившхся подходов к вопросу о Еанрообразувцей роли сажета в европейских теоретико-литературных концепциях. Представляется возиояннм .говорить о трех основных научных тенденциях, которые освещаются в трех разделах этой главы.
■ - -Ь первом разделе, .посвященном нормативным поэтикам, отмечается, что Аристотель полоеил начало теорш родов и жанров как "способов подражания кизни". Эпическая и .трагическая поэзия, комедия и дифирамб (т.е.литературные аанры)различаются, с его точки зрения, "или тем, в чем совершается подракание,
т >
ила тем, чему подражают, или тем, как подракают" . Здесь отмечены цель, предает и способ подранания. В свете такой . классификации возникает вопрос о "подражании действии" в трагедии и*-эпопее, '¿.е. о сияете, его организация в роля.Сюкзт долвен быть изобрагением одного я при том дельного действия.
Аристотель. Об искусстве поэзии. М.,1957. С.40.
Философ сосредоточил внимание на сметной организация трагедии. Сама постановка вопроса,' как доляяа' слагаться фабула, говорит о том, что Аристотель мыслил ее как итог творческого процесса. В сЕете его концепции-поэзии санет имеет познавательное значение я является средством достижения эмоционального эффекта (катарсиса). Поскольку Аристотель неоднократно отмечает сходство драматического и эпического рода (комедии и комической поэмы, трагедии а эпкчвско?. пссглн, кап "Илиада" я "Одиссея" Гоыера). по предмету я отчасти по способу подракания, постольку его су идеям о трагической фабуле имеют отношений и я поэкам с той оговоркой, что в тх действие не ограничен во вредгевд (с.54). Наконец, следует отметить его попытку выделить вида эпопей (т.е. ввести Енутринан-ровую классификацию): в §24 указано, что эпопея, как и трагедия, могет быть "простой, или сплетенной, или нравоопясат-тельной, или патетической" и нуждается в таких составных частях, как перипетии, узнавания, характеры, страданий. • Итак, Аристотель подробно рассмотрел вопрос о свгеге как канрообразуодвм факторе (в трагедии .и в эпопее). Долгое время традиция Аристотеля имела нормативный характер, однако она продолжала развиваться и обогащаться, отражая развитие литературы .Показатель® в этом отношении теории европейских классицистов. Б диссертации рассматривается суждения о сюжете в трагедии'и эпопее Н.Буало в его поэме "Поэтическое искусство". Еанр здесь характеризует целостность худояественкого произведения и' свкет является одним*из его компонентов, подчиненным в конечном счете законам разума и эткки. Главный источник сю-
к.етов высоких яаиров - античная мифология.
Б диссертации рассматривается такЕе одна из первых работ о романе, которому 'впоследствие сукдено было стать ¿едущим жанром эпического рода, - трактат П.Юэ "ОЧмзшжноЕенш романов" (1666г.). В основе определения этого канра леаит характеристика сюгета: "вымышленные любовные истории,искусно написанные прозой для удовольствия и назидания читателей"^ любовь (а не войны и политика) - главная их теш, развитие действия додано заинтриговать и увлечь. Романы более просты, менее возвышенны, не столь иносказательны, более правдоводоб-ны, чем поэмы. Ь яих'больие. эпизодов, менее, строгая композиция, наконец,'большее количество различных идей".
Итак,-а европейских нормативных поэтиках понятие нанра' ' необходимо включает представление о свнете, который характеризуемся тематически, составом событий и героев, связью-с традицией игфа или отсутствием ее, наконец, принципом организации. - ■
Бо втором разделе первой главы рассматриваются теории канра и свяета в свете исторических концепций литература, которые начали складываться да рубеке ХУТП-НХ вв. в критике романтиков, что повлекло за собой лересмотр представлений о творчестве. Разграничение .категорий содержания ("идеи") и формы ("образа") отразилось на трактовке понятий ганра и сюжета.
В "Лекциях по эстетике" Гегеля предложена' новая система
I/ Пьер-Даниэль Юз. Трактат о возникновении романов. В кн: Литературное малифести западноевропейских классицистов. М.,1980. С.412.
нанров, отраяаицая смену основных периодов в развития европейских литератур. В ней большое внимание уделено сохе ту. "Обвде состояние мира" выступает здесь в качестве "почвы" для господствующего кадра: эпопеи в классическом искусстве, романа в новое время. Ьедозде эпические канры рассматриваются как худонествеяная проекция определенной стадия в развитии общества. "Вея героеЕ" и эпопея протинолосгаЕгявгся Гегелем эпоха, развитого государства и роману, почвой которого является "прозаически упорядоченная действительность". В эпопее и романе герои различаются по степени самостоятельности характера, отсюда различия и в советах этих наяроЕ. Для сюаета в эпопее более всего подходит военный конфликт, т.к.-в войне принимает участие вся нация, которая "приходит в двИЕеяие"; наилучшая коллизия - "вравда чужеземных наций".
• Роман же - это "эпос частного человека". Б основе сюкета часто лекит коноликт "мевду поэзией серада а противостоящей ей прозой Еитейских отношений, а такае случайность*! внепяях обстоятельств", что влечет за собой развитие характера героя.
В эстетике Гегеля теория сюда та обогащена рядоц понятий (коллизии, ситуаций, действия, характера), когоше используются 'и в современном литературоведении. Им залоаенн основы исторического подхода к проблеме яаяра, разграничена его содержательные и формальные свойства. К последкам относится и сюезт как основное средство раскрытия коллизий аизня и характера героя в его поступках.В лекциях дана разносторонняя характеристика свае та в больших эгшчесх.чл ванрах - эпопее и
--1/ Гегель Г.Ь.О. Эстетика. В 4-х т. Т.Ш.Н.,1971 .С.475.
романе.
- Дальнейшее развитие проблемы сюкета как нанрообразу юз фактора связано с осмыслением те к? чего литературного про сса в его конкретности. Это отчетливо вряо, например, в критике В.Г.Белинского. Его канрогая теория отразила сит адяю, которая слохяяась в русской литературе 30-х годов вятнадцатого века, когда ведущую роль в прозе стали игра повесть и роман. Если эпопея, по Белинскому, воспроизвел события из народной аизня, то в романе "кизнь яЕляется i человеке" в "мистика человеческого сердца, человеческой ши, участь человека" '- богатый предает этого канра.^В" < кове его - "идея человека как существа индивидуального, дельного от народа, любопытного без омовения в самом ci -т.е. гуманистическое миропонимание. Преодолевая объекта Гегеля, критик увидел в хздотаике активного Еыразителя . троений своего" общества,'своего времени. ' ' t '
Определяя кадровое содернание романа, критик в то ке 'ия уделил большое 'внимание его форме, прежде всего сюке в частности, в связи с необходимость» разграничить пове и роман, и организации ловесгаоваяня (в ."Евгении Онегш -Цушкна, повестях Гоголя, "Герое нашего времени" Лёрлог . ва). Он различил такЕе "сонет в сюЕете" (содержание, И1 пафос) и собственно сюжет как событийный ряд повествовс элемент образной фораы.
Принципиально новые подхода к case ту как ганрообраз;
. I/ Белинский Ь.Г. ПСС в 13т. T.I. Ы.,1953. С.255.
ёактору обнаруживаются в работах крупнейшего русского ученого А.Н.Веселовского. Ьопрос о романе, новелле л других эпических канрах он рассмотрел на огромном материале русской и других европейских литератур с позиций культурно-исторической школы', а затем в аспекте исторической поэтики .Возникновение и развитие романа и новеллы он объяснил ростом самосознания личности,интересом к ее внутреннему
«
миру.
Исходя из общих задач "Исторической поэтики" - определить роль и границы предания в процессе личного творчества - А.Н.Ьеселовскии пришел к новой трактовке скяета как "слокной схемы,- в образности которых обобщились известные акты человеческой кизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности.- С обобщением соединены уке и оценка действия, полокительная или отрицательная"^. Он •по-новому истолковал сскет, схему, мотив, явившись е известной .степени предшественником формалистических и структуралистских теорий, утвердивших принцип ишланентзости в науке о литературе.
Имманентные концепции яанра и сшета рассматриваются в третьем разделе первой главы диссертации. Теоретики русской формальной школы (ОПОЯЗ) в 20-х годах ХХз. детально' . рассмотрели композицию с юге та рдаящ', новеллы и, других как-ров. 3.Шкловский в своих работах ставил целью установить, с помощью каких "приемов" сконструирован тот или иной жанр.
I/ Ьесэлоьскяй А.Н. Поэтика сюхетов.// Историческая поэтика. Л.у 1940. С .495. •
Он развал многие полокения поэтики Аристотеля. Ю.Тынянов рассматривал ганр как совокупность'приемов, представляющую, однако, не просто их сушу, а некую систему. Баяно, что представители формальной школы предложили различать "фабулу" как заимствованный писателем "материал" и "сюгет" как приеш его эстетической обработки. Б работах В.Проппа, а позднее французских структуралистов, в исследованиях Ю.Лотмана выявлена формально^конструктивная роль сюкета* б эпических кантх. Понятие структуры прочно вошло в современную науку о литературе и смысл его вышел далеко за пределы строго структуралистских концепций,
Однако наиболее продуктивные подходы к проблемам канро-логиа и в ХХв осуществлялись все же на путях историзма. Им посвящена 2-я глава "Эпические ¡ганры и сюжет, в системе теоретико-литературных понятий". Б первом разделе этой ' главы рассматривается теория жанра М.М.Бахтина, сыгравшая особенно значительную роль в развитии науки.' Он продолжил традицию содеркагельной исторической трактовки нанров. Ы .Бахтин противопоставил эпос и роман 'как ведущие эпические ганры двух глох, отождествив с ними весь заический род литература Считая роман "единственным становящийся и еще не готовым ганроы" (его "канроЕый костяк еще далеко не затвердел" и еще невозможно предугадать все его пластические возможности),он утЕеркдает романизацию всех других жанров' нового времени. Эпопея ке - не только давно готовый, но уже и "глубоко состарившийся Еаяр"^Л
I/ Бахтин К.1.!. вопросы литературы и эстетики. П., 1975 .С .44'
Ъ статье "Форш времен!', и хронотопа в романе" соотношение сюмта и нанра выясняется с помощью йотмально-содерна-тельяоа категории хронотопа, отраглюцеТ; взаимосвязь • вре--менных и пространственных отношений, худогественно освоенных литературой. По мнении ученого, хронотопы яимптся организационными центрами основных сюжетных событий, "им принадлежат основные с пне т о образу кщие узлы" (с .393). С другой стороны, хронотопы икеат типический характер и лекат в основе определенных разновидностей романного ганра, сло-яившихся и развиваодихся на протяжении веков. В работе"'Ро-ман воспитания и его значение в истории реализма" а.Бахтин вццвянул идеа классификация романов по. принципу построения образа главного героя.
.. . Идеи ученого получили интенсивное развитие в 60-70е годы, например, в работах В.Б.Кошшова о происхождения романа, о сюкете и др. Исходя из принципа содержательности литературных йода, он включил в понятие созетного действия как внешнее робытилное двикенде, так и внутреннее,"эмоционально-психологическое.^ В книге "Лроисхоаденпе романа" .он вслед за ¡{.Бахтиным называет в качестве характерных свойств романной форды незавершенность, разсмкнутость ск>-хетной яояструяции, что проявляется в преобладании экстенсивности з развитии действия, свободном сцеплении зпизо -дов,.неояиданности развязок. Возникновение нанра он свя -зывал с его предметом (этот тезис вызвал критику А.Эсаляек и др.)
I/ Коганов Ъ.В. Стает, кабула, к окно з здия. /Дев рая литературы в 3-х т. Т.П. М. ,1964.
/
Ь работах F.H.Поспелова осуществлен лной подход к
категория кайра. Ученый различает четыре типа нанрового
содерааяия по наиболее общим, исторически повторяющимся
аспектам проблематики: мифологической, национально-исто- -
рической, -романической и нравозяйсательной.- Им соотвег -
\
ствуют четыре больше группы канроь (во всех грех родах). Ь эпическом роде литературы объем совета (а не текста) - одиннз важнейних факторов, определяющих шнровую фор-, ьу. Тед сюнетослокенля зависит е первую очередь от яан -рового содержания. Б романических жанрах встречаются хроникальный (или экстенсивный) сюает, концентрический (или интенсивный) екнет, а гакке их сочетания, роль сюаета ■ раскрывается через его соотношение с ситуацией, он явля -ется даншлпческой стороной предметной изобразительности.
Ь работах К .Балкона, Г.Косикова, А.Строева, Л.Целковой, ЛЛернец, А.Эсалнек, В.Хализева и других исследователей конкретизируются, разЕигаатся и корректируются пзлогенние ваше пояснения ганроЕОй теории. Ъидимо, осЯцепризнанным монно считать тезис о той, что романические, кайры сосре -доточены на проблеме личности, ее отношении с обществом, ее развитии и индивидуальной судьбе. Б силу такой проблематики сскет здесь штивий'ат развитие характеров геро ■ -ев, сюжетное время "психологически наполнено".А нравоописательные Еанры показывают относительно устойчивое состояние определенной общественной среда, (нередко в комичес -ком, сатирическом, идиллическом свете), поэтому сюкетные эпизоды раскрывают статичные характеры.
Систематизируя Еесь проанализированный теоретико-лите-ратурпнй материал, монно отметить две ведущие.тенденции в трактовке жанров. Одна исходит из общественно-историческ-. го принципа, в объяснении их генезиса, другая пра&ет возможность имманентного развития литературы вообще- и жанров в частности, а потому сводит их специ&яку я принципам сло-Ееснокошознционной организации.
Обзор и сопоставление ведущих канровых концепций поз воляет придти к заключении," что каяр представляет собой целостное образование, в котором взаимодействуют специфически- содержательное начало и различные типы словесно-композиционных систем. И шесно согласиться с тема исследователями, которые определяют жанр по двум признакам: канровому содержания и- канрово-родовой форме;'Эпическая родовая форма предполагает активную конструктивную роль сюкзта,.в силу чего он и выступает как- жанрообразующиЗ фактор. Эта проблема расе -матривается во втором разделе второй главы.
Автор диссертации выражает несогласие с трактовкой сюжета как "непосредственного содержания" (Л.И.Тимофеев) и разделяет понлиашю еюнета как динамической стороны форда, призванной реализовать вдоаественное содержание в его целостности. Основная содергательнач функция сюзета - действенное раскрытие, конфликтов а характеров, их осмысления и оценка писателем, а та:;не эстетическое воздействие на читателя. Мае -штаб сюкета, тип ситуации и конфликта, его развитие, состав эпизодов и их композиция, хронотоп, а такне форма и те;.'л повествования - все это играет определяедув роль в формировании
больших и малых эпических жанров: эпопеи, романа, новеллы, иоЕести, рассказа, очерка, сказки и др. Разнообразие нан-ровых'тенденций и особенности"их'сочетания в целостности художественного содержания реализуются в сюнете. Например, возможно развитие одной или нескольких сккетных линий, отражающих романную ситуацию, на нравоописательном или героическом фоне и т.п.В своей содержательной'и конструктивной функции сэкет становится вакнейшш фактором ваяроойразова-ния,если иметь в виду слокную формально-содержательную природу литературно-художественного кайра.
Эти теоретические положения конкретизируются в третьей главе "Еанрообразующая роль сюжета во вьетнамской прозе 1980-90х годов", где анализируются два романа^ две повести, рассказ и очерк. Следуя историческому принципу и сопоставляя характерные произведения разных лет, мокно отметить Еакный перелом в канроной ориентации литератур, происшедший после 1975г, после воссоединения Вьетнама. Если в 60-70е года преобладал интерес к героике, обусловленный атмог сферой военных лет, то теперь смена общественных настроений, рост самосознания личности привели к развитию романических и нравоописательных кадровых тенденций в качестве ведущих.
"Трагедия войны" Бао Няня (1990г)- психологический роман с. концентрическим сметам, который раскрывает трагическое самсознаняе личности, догрукенной в свои военные воспоминания и обреченной на одиночество. Повествование в форме .потока сознания охватывает кизнь .главного героя -с 1962 по 1990год. Ь романе надушены традиционные повествователь-
ше формы, смещены границы времени и пространства.Сюяетная динамика включает размышления, сны, воспоминания о войне на фоне, мирного.Ханоя, она охватывает как реальное про - ■• странстЕо, так и пространство сознания героя. Новаторство писателя проявляется в структуре романа, в котором веду -щую роль играет сюгет внутреннего действия: Воссоздается лоток сознания, который подводит читателя к трем темам: войны, любви и назначения писателя. Первая связана с со -Онтиямя войны, е которых Киен принимал участие, тема-любви к Фнонг раскрыта на более длительном промену гке времени (два довоенных года, еознный и послевоенный периоды). Третья тема включает'размышления героя о назначении писателя в сеязи с его работой над ротном в настоящем времени. Здесь нет хронологического развития событий, настоящее и яроа-лое, далекое и близкое, воспоминания и скшинутнне впечат -ления сливаются. Есть военные эпизоды, героические ситуации, но они не главное. Писатель рассматривает войну с точки зрения ее участника, отсюда трагический акцент, который ранее по идеологическим соображениям нельзя было выразить. Автор ке ЕОсяеЕает подеиги.Сямволшш доедя передает представление героя об укнсах войны: о гибели .товарищей, об отчаянии, ко- , торое заставило Ниена стрелять 2 кивых лццей, о смерти де -вушки—проводницы, о разбитой любЕИ к Фнонг. Об этой странней, дотоле неизвестной войне Киен пытается написать роман-от лп-ца бнЕшэго солдата, но не в силах передать свои опадения, пытается сжечь рукопись. Здесь показано формирование нового типа писателя, его творческого самосознания: ■
Таким образом, coser сосредоточен на психологических нюансах, возникающих при сопрягенни реальных впечатлений и воспоминаний. Гуйанистпяеский па^ое объединяет все три трагические'сюхетние линии воедано. Это новый для вьет -намской литература тип романа, отличающийся своеобразием crjyKiypií л приемов повествования.
¿"¡ной тип романа представляет собой "Советник президента" (в трех томах) Хыу Мая (1989г) - развернутое повествование о подвиге разведчика, с риском для казни проникшего в стан врагов. Стает внешнего действия ослоЕнед пе-репетиями авантюрного характера, имеющими, однако, документальную основу. Острый драматизм эпизодов, данных в хроникальной последовательности, помигает раскрыть героический характер, инициатива которого проявляется, однако, не в открытом боа, а в интеллектуальном поединке с врагом. Тем не менее поэтика этого произведения связала с традицией экстенсивных героико-роканических повествовав ний 70-х годов.
" Романическая повесть - относительно новый для вьет -камской литературы канр. "Летающая ласточка" Нгуен 31хш; Чиана(1987) повествует о трагической судьбе деревенской девушки Ку, тринадцати лет ушедшей б партизанский отряд, чтобы отомстить за убитых брата и сестру. Действие происходит на деревенской улице, в тюрьме, в избе, в больнице - этим исчерпано пространство ее недолгой зиэни. Б годы войны ее окрунаот Ераги, застрелившие ее родных, тюремщики, подвергавшие ее пыткам, и с другой сторйны - партизаны, научившие ее воевать и согревшие ее теплом дружбы и любви. Ь повести нет персонааей-амераканцев, враг/
- обитатели ее не собственной деревни. Ъ повести представлена не та эпическая ситуация, когда народ л едином порыве выступает п'ротиЕ "внешнего arpe ссора (как это было в романах 70-х годов), 'а по существу ситуация грак -дакской войны, когда дереЕня расколота на два лагеря.
Новым яьляется и вяж-гание к психологии героини, которая с трудом преодолевает в себе отврадение к убийству, страх смерти. Война проиноестестЕенна, она лишает юную девушку надежды яа счастье материнства. Кульминация сюяета - сцена, когда Ку поставлена в ситуации трагического выбора: настигнув, наконец, убийцу ее родных, она готова выстрелить, но видит на его руках годовалого ребенка и отказывается от выстрела. Испытывая нравственное величие ее хараетера, писатель избирает общечеловеческий критерий, традиционный для мировой литературы - судьбу жизнь ребенка, в своем, мгновенном реиення.Ку предстает истинно трагической героиней, способной проявить инициативу ¡i ответственность. Том;' se слукаг сцены в тнрьме и в кабинета, где Ку -наконец убивает своего врага.
Трагические мстяш получают развитие во Еторой частя повести, где действие происходит уже после войны. Раскол общества, цорозденный войной, трудно преодолеть. Но Ку, (получившая звание героя), находит в себе нравственные силы проявить дружелюбие к семье убитого ею старосты, по-ддеркать ее своим участием . Б милосердии - путь к обрз-генао национального единства. Кульм;шашш сакета - Ку не монет решаться выступить'с воспоминаниями о партизанской юности перед околышам?., среди которнх есть л сын убито-
го ею старосты. Ь личной низки она такие обречена на оди-.. ночество. Ранняя ее смерть знаменует трагизм той судьбы, на которую война обрекла своих лучших героев.
Повесть отражает разные аспекты противоречий,порожденных войной (психологические, социальные). Трагически;.! сватом освщена не только низнь Ку* но и низнь побежденных. ■Примирение Ку с. едовой убитого ею старосты носит символи-—■ческий характер, -но обе кенщянн стоят на краю могилы. С их смертью завершается сонет, но как в казни преодолеть трагические, противоречия?
Сравнительно небольшая повесть насыаена событиями героического и трагического звучания, объединенными судьбой личности, испытавшей на себе власть истории. Эволюция характера на протяжении одиннадцать лет определена в конечном итоге событиями национального масштаба. Антигуманная сущность их раскрывается писателен в сквозном конфликте сонета. • - - - - -
"По течении реки" Нгуен Фан Хака - повесть нравоописательного .типа с сшетом скеозного консЕиикта и хроколо -гической последовательностью эпизодов. Строительство дамбы, завершившееся победными отчетами и наградами ее безогвет -ственяым создателям, через 15 лет оборачивается катастро -фой: Еода грозит затопить город. В этой .ситуации руководители стройки остаются верны себе, заботясь лишь о своей ■ карьере и благополучии. Сэкегннй конфликте огранает конфликт человека с. природой, - способ выявить характеры пер-сонагей, использующих свое положение для корыстных целей и* не способных к какоад-либо развитию.
, В нравоописательной рассказе "Генерал на пенсии" Нгуен _ Хиу Тиена (1989г).также действуют представители молодой интеллигенции (физик, врач). Ь соsere они противопоставлены вышедшему на пенсию кадровому военному, который в течение года кивет у сына и, не. выдергав нарастающей врая -дебности в семье, возЕрацается в армию и погибает на границе. Противопоставление представителей двух поколений, взгляды которых на ценности еизни и бытовые, привычки а/ солютно несовместимы, перерастает! в сюнете в неразрешимый конфликт. Пространство ограничено семьей,но в нем огранен ракурс общественной низна. Рассказчик, с сочувствием повествуя об истории отца, происшедшей год назад, не в состоянии занять самостоятельную позицию и целиком подчинен 'воле жены. Конфликт раскрывается в серии бытовых эпизодов в их хронологической последовательности. По мере нараста- . • й»я драматической напряженности В семье,- изменяются настро—-ения старого генерала,яо не его характер, и погибает он так, как и яил - как настоящий солдат. Он остается верен своим нравственным убендениям, этическим принципам солдатского равенства, аскетическим привычкам. Но эволюция его настроений, воспроизведенная в сюкете, придает своеобразную романическую окраску нравоописательному рассказу о . людях двух поколений.
Очерк "Какая тогда была ночь..." Фунг За Пока (1987г) воспроизводит реальные события, имевпие место 26 декабря ■ 19ВЗг в.родной деревне писателя. Оорма воспоминания сочетается здесь с очеркогой фошсй, лозеоляя претворить рассказ о реальных событиях четарехлетней давности в худоке-ственное произведение большой обобщавце:' силы и социально-
критического пароса.Место действия - далекая деревушка, Ереля - всего одна ночь, как подчеркивает заголовок. Основные действу свае лица - деревенская' полуголодная' семья," у которой"чиновники и милиционеры по решении местной партийной организации конфискуют остатки риса. События вое -произведены с точки зрения человека, посетившего свои родные места и глубоко сочувствующего крестьянам.
Сюжетный драматизм усилен тем, что конфискуется рис, найденный чиновника:,ш в гробу и заготовленный- 'там для ао-мйнок на случай смерти дряхлой матери рассказчика. Гротескная ситуация обретает трагическое звучание: малолетние дети голодают, а рис конфискуется для "выполнения плана"- и под прикрытием громких лозунгов о долге крестьян перед го-__сударствоы. 13„страниц очерка.проникнуты энергичным протестом, возмущением, скорбью. Трагические события сопровождаются комическими: у семьи конфискуется казенный велосипед, выданный хозяину для .командировок. _РазЕязкой еду кит эпизод е форме вообраяаемого диалога рассказчика с секретарем райкома, который боится курналистского .разоблачения.
Очерковая форма повествования с -ее лаконичностью и хронологической последовательностью эпизодов, как нельзя лучше соответствует нравоописательному типу ванрового со -дернанвя и свободному выражению-авторской экспрессии.
■ Усложнение очерковости ретроспективным взглядом рассказ -. чика еще более способствует усилению аналитичности и эмоциональности его лирик о-цублицистических рассуЕдени» о той - страшной ночи.
Анализ ряда произведений 12В0-90х годов позволяет сделать некотор/е еыводы.относительно гднрообразу вцей роли. .. в них сюнетов. Хотя героические мотивы яспре.-тнему пироко предстаЕленн в литературе, .они заметно транспортировались под-влиянием углубленного интереса писателей к внутреннему миру и самочувствии личности. Доминирующую роль начи -нает играть романическая проблематика, е сочетании с нра-. Еоописательной, ориентированные на освоение противоречий послевоенной действительности. Зсли в 70-е годы в сонетах преобладали драматические конфликты, то теперь на пергий план вышли трагические противоречия. Именно трагический пафос нередко определяет сшетный конфликт, состаг эпи-зодое, их экспрессивность.
Структурной 'основой романических ¿анров в 80-е годы
с
нередко становится сопрякенпе биографячекях эпизодов военного и мирного'врегда ни в сознании персонажа. Эти! определяется хронотопы, "согетообразусдие узлы" повествования (по М.Бахтину). Характерная черта романических сюггтов -преобладание внутреннего действия над внешним, подроб -
гное воспроизведение психологии (впечатлений, ассоциаций,
снов, воспоминания, размышлений) героя, эволюция его настроений, На это направлены поиски ноеых форм выразитель -лости вьетнамскими писателями .Дахе в нравоописательных произведениях свзсет нередко .оставляет впечатление рома --ннческого. ...
Лирический психологизм советов ст-лулируе? обращение
!
лссателей к средним и малш канроьым формам. Заметно сократился объем произЕеденЕ! по сравнению с многотомными ■ромаяамц-эпопзями-70-х годов. Размываются границы ыепду романом и повестью. Нокно предположить, что эти канроьые тенденций 0?дут.развиваться и дальне.
■Ь заключении кратко излагаются ЕЫЕода диссертационной работы, основанные на систематизации материала всех трех глав.
По теме диссертации опубликованы следующие работы (на -вьетнамском языке):
1. О некоторых особенностях рассказов 1979 года. ¡¡."Литература". Ханой., 1580, К2.
2. К проблеме психологии худокестЕенкого творчества.
"Литература". Ханой., 1984. йЗ.
3. О романе Нгуен Чи Хиана "Так они нили". ¿¡."Литература". Ханой., 1981. й5.-
4. О работе Фыонг Лыу "Национальный характер в лите-
ратуре". 'л."Литература". Ханой1986. Ш.'
5. К изданию переЕода книги М.Б.Храпченко "Худове-ственное творчество, действительность, человек". Газета "ХудонестЕенная литература" от 7.12.1987г.
6. Аннотации к книеным ноеинкам:,
Чи На На. "Записные книзка". ¿."Литература",1985.
Ш. ■
В.Быков. "Доить до рассвета". Е. "Литература".
1985., Ш.