автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Таджикская критика прозы в 60 - начале 80-х годов

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Хамраев, Джумакул
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Таджикская критика прозы в 60 - начале 80-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Таджикская критика прозы в 60 - начале 80-х годов"

АКАДЕМИЯ НАУК ТАДЖИКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ РУДАКИ

На правах рукописи УДК 891.550.09

ХАМРАЕВ ДЖУМАКУЛ

ТАДЖИКСКАЯ КРИТИКА ПРОЗЫ В 60-НАЧАЛЕ 80-х ГОДОВ 10.01.02 — Советская многонациональная литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Душанбе — 1990

Работа выполнена на кафедре таджикской литературы Самаркандского Ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. А. Навои.

Научный руководитель—заслуженный деятель науки Узбекской ССР, доктор филологических наук, профессор Б. Ва-лиходжаев.

доктор филологических наук, профессор X. Мирзо-заде. кандидат филологических наук А. Набиев. Ведущая организация — Таджикский государственный университет им. В. И. Ленина.

Д.013.06.01 по. защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературы им. Рудаки АН Таджикской ССР по адресу: г. Душанбе, пр. Ленина, 21.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института языка и литературы им. Рудаки АН Таджикской ССР.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Защита диссертации состоится

часов на заседании специализированного совета

в

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук

А. АБДУМАННОНОВ

' •..-] ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

1'п ! ' •

1^Литературная критика на современном этапе развития общества делжна рассматривать литературный процесс с новых позиций - позиций правдивого в высокохудожественного изображения дейсгви-гельности, страстного обличения всего, что мешает движению об-цества вперед. '

Высокая миссия литературной критики заключается в том, что )на направляет мастеров слова на путь свободного творчества,по-зышения ответственном® за идейную йагграЕЛенность литературных фоизведенай, эмоцййнальнув силу их воздействия.

Актуальность, темы. Изучение истории литературно-критической щели Таджикистана - важная проблема современного таджикского" штературобедения, к сожалению, пока недостаточно освещена. Общественные сдвиги последних лет привели в движение общественную I художественную мысли. Как отметил М.С.Горбачев, "литерагурно-судожественной критике пора стряхнуть с себя благодушие и чино-гочитаяие, разъедающие здоровую мораль, памятуя, что критика, -(ело общественное, а не сфера обслуживания авторских самолюбий I амбиций"^.

Хотя довольно широко изучена история персидско-таджикской гатературной мысли, однако наряду с этим истории современной эджикской литературной критики пока не уделялось должного вни-(ания. История становления и развитая таджикской советской ли-'ературной критики до сих пор остается почти не .изученной. Это-1у вопросу посвятили ряд статей большинство ведущих критиков,

щнако они не выходят за рамки оценки состояния критики на дан» гый момент. Это статьи Н.Масуми, И.Хусейн-заде, С.Хабарова, 1.Шукурова, А.Сайфуллаева, Р.Мусульманкулова, Дж.Бако-заде, [.Шодикулова, А.Сатторова, Х.Ларипова и др. Иногда авторами деется небольшие экскурса в историю становления таджикской со«-ютской критика, но они настолько кратки и фрагментарны, что их гельзя считать очерка)® истории становления я развития.Наша ра-|Ота'преследует цель восполнить этот пробел хотя бы в небольшом юпросе - критике прозы в таджикском литературоведении 60- на-:ала 50-х годов.

Материалы )ХП1 съезда КПСС. - М.: Политиздат. - 1986. - С.90.

Актуальность данной работы состоит еще и в том, что критические взгляды оцениваются с позввдй открытости и гласности периода перестройки, что позволяет по-новому осмыслить соот-ально-историческуи суть событий,проследить динамику основных эстетико-художественных положений художественной критики. Поэтому философско-эстетические принципы критики .рассмотрены в связи с основными вехами социального развития общества.

Цели и задачи'исследования. Основные цели и задачи диссертации заключаются в следующем:

X)- изучение вопросов критики прозы в таджикском литературоведении 60- начала 80-х годов, определение роли критики в изучении основных идейно-эстетических и художественных особенностей реалистической прозы;

2) определение роли критиков в решении тех или иных задач литературоведения' и развития художественной мысли, в формировании современной таджикской критической мысли, а также показ социальной и идейной направленности критики;

3) определение практического значения литературно-критической мысли, оценка теоретического осмысления критики и ее жанров. ''

Научная новизна и практическая значимость. В диссертационной работе впервые в таджикском литературоведении вопросы критики прозы стали предметом специального исследования. Вопросы критики прозы в таджикском литературоведении 60- начача 80-х годов занимают важное место и не могут не приачекать внимание исследователей таджикской литературы, Как известно, со второй половины 50-х годов наметилось новое направление в'таджикской прозе, которое в 60-е годы укрепилось и сохранилось до начала 80-х годов. Оно было названо некоторыми-критиками "чистым реализмом" (М.Шукуров) и ознаменовало собой новый уровень развития прозы в таджикской литературе. Получил иирокое распростра» нение так называемый психологизм, что привело к качественному изменению облика героя прозы и, соответственно, ее формы и со-~ держания. Шесте с тем продолжались и традиции романтического пафоса в изображении жизни. Все эти особенности прозы стати предметом анализа литературной критики. Критика прозы стала одним из основных вопросов критической мысли. Исходя из этого, мы избратя данную тему в качества кандидатской диссертации и. в этом заключается ее научная ценность.

В диссертация впервые затрагиваются такие вопросы, как сте-зень распространения жанров критики, отражение специфики, цели I задачи критики в критике критики, принципы анализа прозаиче-зких произведения, идейная и социальная направленность критики, особенности героя хулогестаенной прозы,'психологический образ, мастерство писателя, творчестай метод," развитие Ланров прозы.. Все эти вопроси сохраняют своп актуальность в современном литературной процесса.

По нашему мнению, материал1, проанализированный в диссертации, может быть яотодьзован при создании книг по истории таджикской советской литературы, литературной критики,а также при изучении литературно-эстетических воззрений народов Советского Востока; может служить базой для дальнейшего развития и роста таджикской литературной критики, а также использоваться в качестве пособия для изучения литературной критики этого периода.

Методологическую основу диссертации составляют произведения классиков марксизма-ленинизма, партийные документы о художественной литературе и критике.

Теоретической базой исследования являются работы русских дореволюционных и советских критиков и мыслителей по основополагающим . вопросам критики и художественно-эстетической мысля.

Источники исследования. Работа написана на основе публикаций на страницах журналов, коллективных и индивидуальных сборников критических статей, отдельных брошюр, монографий, очерков по истории таджикской советской литературы, а также частично материалов периодической печати.

Апробадия работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры таджикской литературы факультета узбекской и таджикской филологии.Самаркандского госуниверситета им.А.Навои в сентябре 1989 г,, на секции литературоведения Института языка и литературы мг.Рудаки АН ТаджССР (28.XI. 1989- г.). Отдельные положения диссертации рассматривались при обсуждении статей автора на заседаниях кафедры,а также во время его выступлений на научно-технияескях конференциях в СамГУ (1980-1988 гг.). Статьи, опубликованные автором в различных органах печати, отражают основные положения диссертационной работы.

На основе диссертационного исследования разработаны планы

спецсеминара и спецкурса, одобренные в утвержденные кафедрой таджикской литературы и ученым советом факультета узбекской я таджикской Оологии Самаркандского госуниверситета им,А. Навои. На основе этих планов ведутся спецкурсы и спецсеминары со студентами У-У1 курсов. Материалы исследования легли в основу курса лекций по истории таджикской литературной критики.

Структура "работы.Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы и ее практическая значимость, указывается степень ее изученности,определяется цель исследования и круг рассматриваемых вопросов.

Глава первая - "Отражение целей и задач критики в критике критики" - состоит из трех разделов. В первых двух разделах отмечается, что развитие критической мысли обеспечивается деятельностью профессиональных критиков в лице наиболее активных ее представителей, вкратце характеризуются основные ганры таджикской литературной критики. Наиболее крупным жанром литературной критики является монография, которую часто по характеру исследования можно отнести к предмету истории и теории литературы, тем не менее при анализе сочинения она остается критической. Монография обычно посвящается яизки и творчеству какого-либо писателя, анализу отдельного произведения, а также литературе той или иной эпохи.Конкретной проблеме посвящена, например, монография М.Шукурова "Обновление"(М., 1986), книги шеститошой истории таджикской советской литературы написанн по кадровому принципу. По характеру содержания близки к монографиям отдельные брошюры. Книг об отдельном произведении мало.

Критику часто смешивают с другими'жанрами, например,с социальной публицистикой, историей литературы, общим литературоведением.

К жанру литературной критики относятся сборники статей Ш.Хусейн-заде, Х.Шрза-заде, Р.Амонова, Ю.Бабаеза, .М.Шукурова, Рахима Хадкма, А.Сайфуллаева, Х.Атахановой, Дк.Бако-заде, С.Табарова (опубликовавшего свои статьи в четырех томах) и др. ■

Критические и обзорные статьи составляют основную продукцию литературной критики. Она пишутся в основном профессиональными критиками. Статьи носят проблемный, публицистический характер. М.Шукуров, например, тяготеет к проблемным статьям, а С.Табаров к остропублицистичным. •

Большую часть критической продукции составляют рецензии, их пишут не только профессиональные критики, но и писатели, ученые и др.

Особый характер носят дискуссионные статьи, организуемые редакциями журналов и газчт. Как правило, они пишутся по заранее поставленным вопросам. Например, дискуссия по вопросам прозы, организованная журналом "Садои шарч" в 1973 г., начиналась статьей М.Шукурова "Герой жизни - герой литературы". Близка по характеру к дискуссиям материалы "круглых столов".

Очерки о жизни и творчестве обычно появляются к юбилеям писателей. К жанру критики можно отнести литературные портреты, проблемные статьи-диалоги.

Третий раздел главы посвящен отражения целей и задач критики в критике критики. 3 последние годы заметное развитие получила критика критики. Это связано с принципиальным методологическим отставанием литературной критики в застойный период.

в январе 1972 г. вышло Постановление ЦК КПСС "О литера-турно-художестбённой крятике". На страницах печати появилось много откликов на это йостаноачение, на местах наметились изменения по отношению к литературной критике, был введен курс литературной критики в учебный план филологических факультетов. В связи с выходом этого постановления бшг написан ряд статей, проанализированных в нашей работе.•

В данной главе кратко анализируются материалы, посвященные теоретическим вопросам критики, отмечены первые шаги,проделанные в области изучения и осмысления задач теории литературной критики таджикским литературоведением.В частности, коротко проанализированы работы С.Табарова*.

Вопросы состояния и развития критики интересовали почти

* Табаров С. Дастури таълимй дойр ба назария таш^щи адабй: ц.1. - Душанбе, 1980;ц.П. - Душанбе, 1983.

всех литературоведов. Неоднократно к ним обращались Ш. Хусейн-заде, М.Шукуров, С.Хабаров, А.Сайфуллаев, М.Мулладаанов, С.Са- . лох, Х.ШариСэв, Дж.Бако-заде, А.Сатторов, Х.Шодикулов, Ю.Акбаров и др.

Критика критики есть основная форма "самосознания" литературной критики. Поэтому изучение истории таджикской критики непосредственно связано с изучением истории критики критики. Статья Ш.Хусейн-заде являлась по существу программой для своего времени. Автор таджикскую советскую науку о литературе считает детищем Октября. Основные задачи критики он видит в исследовании связи жизни с литературой с целью выяснения художественной правды. "От критика, - пишет он, - требуется искренность, нетевденвд^зность мысли и настоящие научные суждения"*.

В диссертации подвергнуты всестороннему анализу статьи М.Мулладжалова, Р.Амонова, С.Хабарова и других авторов. Почти все критики одну из причин слабого развития прозы видят в слабом развитии литературной критики,в пассивном участии большинства критиков в современном литературном процессе. '

Говоря об основах развития самой литературной критики, М. Шукуров обращает^внимание на.то, что она должна опираться на крепкую научную основу^. Недостатком критики он считает также подмену научного анализа различными указаниями и наставлениями. Он призывает к отказу^от голого рационализма.

Вакными вопросами критики, по мнению М.Шукурова, А.Сатторо-ва я др., являются соотношение субъективного и объективного, отношения писателя и критика, проявление общих процессов развития литературы, историчность оценки литературы, компетентность критика и т.д.

Перед критикой критики стоят три задачи: осмысление истории литературной критики, совершенствование критической деятельности с точки зрения мастерства и профессионализма, эстетическое и художественное освоение действительности через литературу и жизненную практику.

Во второй главе - "Анализ произведений и образов" - . дан анализ основных идейно-эстетических вопросов литературы тадаик-

* Хусейн-зода Ш.Ба^с ва андеша. - .Цушанбе, 1964. - Сах, 94. 2 Шукуров М. Пахлух,ои тад£{Щ$и бадей. - Душанбе: вдюн, 1976. -С аз;. ¿43.

окой критикой. В этой главе освещены принципы анализа прозаических произведений, идейная и социальная направленность критики, особенности героя проза, а такке вопросы психологического образа.

Характерной особенностью критики является то, что авторы прежде всего обрмазотся к анализу темы сочинения. Это обусловлено тем, что выбор темы как бы заранее определяет позицию '-'автора, его социальные и политические интересы. Такая направленность ограничивала сферы интересов литературы, но она исходила из заданности социалистической идейной тенденциозности. При оценке темы учитывались ее разработанность, оригинальность,значительность событий и т.д.

Так, Р.Амонов в одной из своих статей "Новое слово о Бухаре", посвященной роману Дас.Икрами "Дочь огня", вначале поясняет реалии Бухары, изображенные в произведениях С.Айни.затем отмечает роль Дя.Икрами в восполнении данной' тематики1. Таким образом, подчеркивание значения темы до выявления художественных особенностей произведения указывает на некоторую однобокость оценка значения произведения в критике периода командно-бюрократических отношений. В критических статьях анализ элементов тематики сочетается с/анализом образов; Очень часто анализ носит явно публицистический характер с элементами худозоственного пафоса. При этом критик последовательно логически и тематически наводит характеристику событий произведения,, пользуясь методом пересказа содержания. В большинстве статей, посвященных анализу отдельного произведения, такая общая схема нэ нарушается.

Обычно статья начинается со вступительной часта,которая носит публицистический характер. Затем автор йереходит к анализу-тематики сочинения, после чего идет,короткое знакомство с героями, содержанием романа. Ход событий произведения чередуется с . изложением действий гэроев. После этого автор, делает обобщения относительно значения произведения. Финалом является. изложение позиций автора по поводу недостатков произведения. Такая после-, довательность наблюдается: например, в статье'С.Табарова- "О /че-. ловеке и человечности", посвященной анализу романа Ф.Мухаммади-

* А:,гонов Р. ^акяката зиндагй ва ^арисата бадеЗ. - Дуганбв: :!рфоя,1984. - Са$Л24. ■

ев$ "Угловая палата"*.

. Большинство литературно-критических работ очень многословными цри отсутствии плюрализма мнений их монотонность очевидна. Типичным образцом является книга Б.ХудойЛодова "Роман Джалола Икрами "Дочь огня"2.

Постепенно в критике появилось понятие исследование, в том смысле, что сочинение стало рассматриваться как художественное исследование действительности. К этому понятию обращается 1.1.Иу-куров, А.Сайфуллаев и др. В своих суждениях по этому вопросу М.Шукуров исходит из общих позиций советской литературоведческой науки, которые выражены, в частности, в словах Б. Сучкова: "Сущность реалистического метода, его душу, его сердцевину составляет социальной анализ,, исследование и изображение социального опыта человека.

Литература как идеологическое явление связана с острыми социальными и политическими вопросами эпохи.. Поэтому,по мнению Г.В.Плеханова, "первая задача критика состоит в том, чтобы перевести идею данного художественного произведения с я з ы -к а и с к у с с т в а н а я з ы к с о ц и о л огни, чтобы найти то, что может быть названо с о ц и о л о г и ч е- . с к и м э к в и в а лен то м да н н о г о ли т е -р а тур ного явлена я"4. Такая задача вытекает из самой сути и природы литературной критики. Но в практике появился специфический жанр литературной критики,связывающий соответствие литературных явлений с реальной текущей политикой и идеологией. Литературные политические установки ставятся на

* Табаров С. З^аёт, адабиёт, реализм.,- Душанбе: Ирфон, 1978. Сщ;. 206-216.

2 Худойдодов Б. Романи ^алол Икроый "Духтариоташ4. - Душанбе: Ирфон, 1967. ,

^Сучков Б. Исторические судьбы реализма., Исд. 4-е. - ','.,1977. ■ - С.42.. -V;

4 Плеханов Г.В. Искусство к литература. - .'Л., 1348. - С.207-

208.

съездах и пленумах писателей в свете тех или иных решений официальной политики и доктрин. В результате в критике развилось мно?бййовй9, порожденное пустозвонством. Почти все статьи начинаются длинными вступлениями, где, часто без особой нужды, в возвышенном тоне излагается текущая.официальная политика и идеология. Например, в статье Ю.Бабаева "Идеологический фррнт не терпит сосуществования"^, пафоо выражен так: "Каждый трудовой день страны Советов бсгат, разнообразен и многолик. Миллиона сильных творческих рук на всем Фронте семилетки с энергией и вдохновением утверждают основы коммунизма"2; Приведем.из этой же статьи образец высмеивания абстракционизма: "Смешно, что абстракционисты, объявляя метод социалистического реализма консервативным, этим отрицают его значение как основу идейно-художественного единства советской литературы и прогрессивной литературы мира"3. .

Много социальной публицистики з статьях С.О.Табарова. Например, в статье "Только вперед!" (Первые впечатления от "Программы Коммунистической партии Советского Союза") заглавие уже говорит само за себя. Чтобы показать пафос этой насыщенной эпитетами статьи, приведем цитату: "Великое советское государство вступило в новую стадию своего, развития ,- строительство невиданного доселе историей коммунистического общества - и этим показало всему миру претворение в жизнь планов и учений (нигаришат) классиков марксизма-ленинизма: и вековую мечту и желание всех угнетенных народов мира"4. Декларативность многих призывов, таким образом, начисто лишает их конкретного значения и смысла. В таком же духе написаны его статьи "Ровесники -основные герои литературы" и "Октябрь и процесс развития таджикской советской литературы".

•, Многие критики рассуждают о характере нового героя, однако щ идут дальше схематичности и стереотипности его изображения.

1 Бобоев Ю. ¡Хартия, задан ва адабиёт. - Душанбе:- Ирфон, 1964.-Са^. 60-65.

2 Там же. - С.60.

3 Там же. - С.62.

4 £абароз С. ^аэт, эдабио'т, реализм. - Душанбе: Йрфон, 1986. -

Конечно, не воя критика носила печать односторонности. В высокой идейности и социальной направленности литературы критика видела основное ее качество, а именно прогрессивность.Так,М.Шу-куров пишет: "Советская литература утверждает все, что прекрасно и в социальном отношении прогрессивно"*.

В. целом, как показано в диссертационном исследовании, критика в своей идейной направленности весьма многогранна. Одни статьи близки к социальной публицистике, другие написаны с высоким чувственным накалом, встречаются работы чисто литературно-эстетического характера. Сочетание эмоционального восприятия с аналитической наклонностью является признаком высокой литературоведческой профессиональности.

. Оценка героя художественной прозы зависит от степени его соответствия с идеалами общества, идейно-эстетическими и художественными требованиями эпохи. Поэтому,.несмотря на различия и степень профессиональности критиков,: общая их лозщюя по этому вопросу в целом совпадает. Представляет бодьцой интерес топология героев прозы этого периода в работах критиков,: Прежде всего, выделяются об^ачы передовых людей, такие как революционные деятели, образы'вождей, руководителей партии и правительства, хозяйственных руководителей. Такие образы, составляли предмет особого внимания критики. Примером может служить книга А.Сайфуллаева "Образы положительных героев-борцов в романах Садридцина Айни" (1960). •

Нужно сказать, что стереотипное представление распространялось и на критику. Поэтому оценка образов производится с двух позиций: положительного и отрицательного. Характерно, что появление нестандартных образов икогдасмущало критиков, они объясняли такое неординарное явление неоднородностью феодального общества. Примером противоречивого образа является Мухаррам из романа Дж.Икрами "Дочь огня", ее образ не укладывался в привычные рамки. -V:'-

Конечно, и "уравниловка" и усредненность образа в литературе и критике исходили из основных доктринальных положений общества и соответствовали официальной политике.

Шрзо Турсун-заде так характеризует нового героя: "В беспощадной борьбе, которую вел советский народ за строительство I Шукуров М. ^а5$рамони ^аёт - ¡одрамони адабиёт // Садои аар^, 1973, Н 6. - С.140.

социализма, появился новый человек, подобного которому история не видела. Этот человек является нашим соотечественником и современником. Он вступает в литературу как основной герой и должен в литературе на всех стадиях развития нового общества воплощать мужественную борьбу народа за победу коммунизма"*.

Критик С.Табаров в статье "Современники - основные герои литературы" пикет, что воспитательная роль художественной литературы определяется созданием образов выдающихся людей нашего времени. На вопрос - кто эти великие современники? - находит следующий ответ: "Сейчас простой рабочий социалистической промышленности работает с могучими современными машинами, выполняет работу десятка рабочих прошлого, является активным общественным двигателем, новатором и рационализатором, работающим членом своего родного государства, ясно знает свои цели,

о

задачи и права перед коллективом а на деле выполняет их" . Если есть герои, то остается их изображать - внушается писателю. При этом ему отводится пассивная роль. Недостаток писателей в том и заключается, что их произведения "относительно подвига сегодняшних рабочих и крестьян выходят слабыми и неполными" 3.

В 60- начале 70-х годов стали говорить о новом герое в прозе. М.Шукуров появление нового героя в таджикской литературе связывает с повестью П.Толиса "Лето". Этот герой знаменует собой изображение духовной ценности личности. Таковыми являются герои произведений молодых писателей, к ним относится также образ женщины в произведениях Дж.Икрами.

М.Шукуров отмечает важное место в литературе образа народа, который проявляется в ярких индивидуальностях. По мнению А.Сайфуллаева, в исторических произведениях новый человек -это тот, который связывает прошлое с современностью.

Таким образом, подход к образу героя вначале бад весьма категоричен: существуют положительйыэ и отрицательные Герои соответственно Делений людей в ббщесЯЕе, кбТброе по социальным ПрйЗйайам рг-чДёЛ'яет общество на йрбаййё Я настоящее,а также па "наш'1 й зарубежный мир. В литературе Появляется новый герой -

1 ТурсунзоДа М, КуЛЯИёТ, 4.4. - Душанбе: Ирфон,.1985.-Са^.142.

2 Табаров С. ^аёт, адабиёт, реализм. - Душанбе: Ир$он, 1966. -

« б.т.

13 Там т. - С.71.

борец нового общества, хотя и выглядит он еще весьма схематичным. В конце 50- начале 60-х годов появился новый герой - ищущий, думающий, стремящийся к самостоятельной ниэта. Этот герой постепенно приобретает внутренние ценности личности.

В таджикской литературной критике возникли споры о психологической образе и психологической форме прозы. Это интересное литературное явление стало, прежде всего, доказательством того, что критика, несмотря на ее недостатки, всегда реагировала на основные качественные изменения в литературе. С другой стороны, усиление психологизма в изображении героя подтверждает процесс усиления реалистических тенденций в современной таджикской прозе. Интерес к этому вопросу начал пробуждаться еще в середине 60-х годов, на что. указывал М.Турсун-заде1. М.Шукуров обратил особое внимание на это явление и его природу. В своих статьях, посвященных произведениям Дж. Икрами, II.Толи-са, Сорбона и др., он приходит к заключению: "Усиление такого аналитического исследования, которое связано с глубокими раздумьями вокруг важнейших вопросов современной жизни,: является одной из важнейших особенностьЛ таджикской прозы в 60-е и 70-е годы"2.

lio мнению С.Табарова, первым таджикским писателем, который был склонен к психологическому изображению/ был Хаким Карим Несколько позже в 1975 г. он считает "лиризм и психологизм" свойством творчества Дж.Икрами и Р.Джалиля, а их, в свою очередь,^ последователями С.Айни-. Таким образом, начало развития психологизма он прослеживает в творчестве С.Айни. К писателям этого направления он относит Ф.Мухаммациева, М.Ходжаева, Сорбона, С.Турсуна, У.Кухзода и Дж.Одина. Однако И.С.Брагинский отмечает у С.Айни "преобладание действий персонажей над ; их психологическим состоянием", в то же время А.Набиев считает, что изображение образов в ранних произведениях С.Айни нельзя

1 Турсунзода М. Кузииёт: ч.З. - Душанбе:' Ирфон, 1979. - С.136.

2 Шукуров М. Па^лу^ои татски бадей. - Душанбе: Ирфон,1976. -

3 Сах.171.

Табаров С. йависанда ва муна!дад // Сапой шара;, 1968, * 10.. Сах.145.

* Табаров С. Услуби бадей ва насри муосири то^к //.Садов

шарк,. 1975, # 2. - Са$. 137.

назвать полноценным психологизмом^.

Таким образом, начало развития психологизма С.Табаров связывает с творчеством Айни, а М.Шукуров видит его истоки в творчестве Дж.Икргка и П.Толиса, т.е. конец 50- начало 60-х годов. В целом, обобщая работы критиков по этому вопросу, можно сказать, что, так как в период застоя социальные недостатки общества бшш недоступны для анализа писателей, они обратились к духовному миру че овека, истокам его соверсенства и чистоты. В результате чего герои прозы ищут основы величия человека в древних традициях, целомудрии, труде и заботах простого человека.

• Таким образом, сначала в литературной критике проявились внешние атрибуты нового явления литературы. Постепенно, с развитием этого явления в литературе, продвинулась и критическая мысль,сделав его проблемой критики, проблемой литературоведения, которая была обобщена А.Набиевым в книге "Внутренний мир личности, писатель и время" (1987). _ .

Третья глава - "Критика художественных особенностей прозы" - посвящена важнейшей задаче критики - определению, уровня мастерства и стилистических особенностей творчества. В статье "В поисках мастерства" Ш.Хусейн-заде, критикуя своих коллег, отмечает, что она "чаще всего останавливаются на современной тематике, вопросах изучения жизни и связи писателя с реальное • тыо"2. По мнению автора, "признаки настоящего искусства произведены от двух начал: мышления и образа". В целом автор видит основу мастерства в разработанности темы и пристрастности автора. С другой стороны, писатель не должен ограничиваться знанием внешних признаков жизни, он должен вникнуть в суть событий жизни. .

Вопросы писательского мастерства в той или иной форме затрагивается при анадзе любого произведения. Так, С. Табаров в статье "Хаки» Карим и таджикская новелла" компоненты мастерст-вд вдвд? в , знании классической литературы, творческих поисгах

* Брагинский И.С. Проблемы творчества С.Айни. - Душанбе, 1974..

."- С.77; А.Найиев. Э^оди бадей, инсон ва замон. - Душанбе.

Р 1983. - Сах.7. ^усейнзода И. Ба*с ва авдеша. - Душанбе, 1964. - Са^.109.

писателя, мировоззрении автора, соответствии теш и идеи, мастерстве языка и поэтике. Как видим, если одной из сторон мастерства является знание основных атрибутов писательской профессии, то второй стороной - знание жизни. О'

По мнений М.Шукурова, "вопросы традиции и мастерства связаны между собой" . Вопроси совершенствования мастерства и навыков обсуждались на съездах и пленумах писателей.Много полезного в этом смысле высказано М.Турсун-заде.

Важнейшей задачей критики всегда являлись вопросы стилистике художественного творчества, так как в нем заключены принципиальные вопросы развития общей культуры художественной речи. Поэтому на необходимости их изучения настаивал Н.Масума^.

Много споров велось на страницах периодической печати о культуре литературного языка. Следствием этих дискуссий является книга М.Шукурова "О культуре речи", изданная дважды. В предисловии автор прослеживает историю появления данной проблемы, которая в нашей диссертации подвергнута всестороннему анализу, так как непосредственно связана с развитием стилистики художественной, речи. В диссертации проанализированы статьи Эм.Муллокандова, Т.Зехни, Х.Атахановой, С.Табарова, Р.Амонова, М.Шукурова по общим вопросам стилистики и стилю отдельных писателей. Вопросы творческого мастерства писателя относятся к малоразработаяным проблемам таджикского литературоведения и литературной критики.

Творческий метод писателя всегда интересовал критиков. Большой интерес к этой теме вызван качественными отличиями в этом плане литературы советского периода от классической. Возникают вопросы об особенностях творческого метода классической литературы, формах ее восприятия современной литературой.

Пути становления реалистических основ творчества С.Айни исследованы И.С.Брагинским3. Исходным моментом становления реализма в творчестве С.Айна было основное его кредо - показ правды во всей ее полноте, но с точки зрения творческого мето-

1 Шукуров М. Парной тадр^ бадей.'- Душанбе: Ирфон, 1976. -

иЭХ| «¿У*

2 Маъс^мй Н. Асарз;ои мунтахаб: ^.1. - Душанбе: Ирфон, . 1977. -

3 Брагинский И.С. Проблемы творчества С.Айни. - Душанбе,1974.-С.68. ...

да в его произведении 'Одина* "словно переплетаются элементы сентиментализма, романтизма и реализма, т.е. ступени,через которые проходили многие литераторы, как бы в сокращенном виде преодолены в одног произведении, слула трамплином для достижения писателем новой высоты, высоты реачистического метода"-'-.

Говоря о творческом методе Х.Карима, критик С.Табаров отмечает его правдивость.

А.С'айфуллаев сг :зызает становление реализма с изображением революционных событий, что, по его мнению, свойственно и творчеству писателей других литератур Средней Азии. Становление принципов реализма обусловливает также изображением реальности Х.Атаханова.

М.Шукуров в статье "Реализм совместно с романтизмом" обращает внимание на связь субъективного начала с публицистическим паюсом и романтическим духом, что исходит из традиций таджикской классической литературы. По его мнению, до 70-х годов в таджикской прозе существуют два течения: чисто реалистическое направление и романтическое. Эти вопросы он исследовал в книге "Эстетическое миросозерцание народа и реалистическая проза" (1976). Чистой реализм свободен от влияния романтизма, а в романтическом стиле прослеживается влияние романтического направления таджикской классической литературы. В целом М. Шукуров показывает близость реализма » романтизма современной прозк

К вопросу истоков реалистических принципов С. Айни в книге "Школа Айни" (197Ь) обращается А.Сайфуллаев. Истинному совершенству реалистического изображения, по мнению А. о'айфуллаева, и.айни учился у М.Горького, получив от него десять поучительных заповедей. Конечно, кое-чему С.Айни учился уЛМ.Горького,но А.Сайфуллаев, ставя А.М.Горького на высшую ступень писательской иерархии, как бы подгоняет С.Айни тоже на эти ступени по социальным принципам. Сделав М.Горького воздем литературы, он подводит к такому рангу и С.Айни, но сделать С.Айни, которому тогда было лет, учеником М.Горького прсото не соответствует исторической действительности«

Таким образом, литературоведение и критика утверадают сложный переход от классической прозы к новой. Однако этот переход не отрицает продолжения градаций в новой прозе. Станов-

I Брагинский И.С. Проблемы творчества и.Айни. - Душанбе, 1974.

- С.87,

ленив реализма шло от критического сентиментально-романтического осмысления действительности к реалистическому художественному обобщении.

Литературная критика, анализируя художественнее произведения, непременно затрагива.т и вопросы жанровой специфики. Кроме того, все профессиональные критики в отдельных статьях или других случаях затрагивали вопросы жанров на данном этапе развития литературы. Осуществлена попытка обобщения истории таджикской советской литературы. Выпущены двухтомный очерк истории таджикской советской литературы (1956,1958) и сокращенный русский вариант (М. ,1961), а такге шеститомная история литературы, осуществленная по жанровым признакам. Так что о жанрах прозы, их судьбе и динамике развития сложилось достаточно определенное представление. Мы проанализировали основные позиции литературной критики по вопросам литературных жанров.

Вопросы развития рассказа рассмотрены в статьях М.ИукурОва (1961), С.Табарова (1961), где отмечается как малочисленность рассказов в тот период, так и незначительность их содержания и однообразность формы. В это вре-'я писатели старшего поколения стали создавать романы, более молодые - П.Толис, Ф.Ыухаммадаев - повести. В некоторой степени этот пробел восполнял Рахим Джа-лил. Еалр рассказа стал предметом особого внимания в статье С.Табарова "Хаким Карим и таджикская советская новелла"-*. Не отрицая традиций таджикской классической литературы, критик вполне справедливо отмечает роль русской литературы в формировании новеллистики Хакима Карима.

Еанру рассказа М.Шукуров уделяет внимание при анализе творчества Ф.Мухаммациева. Важнейшие особенности рассказов Ф.ЫухаМ-мадиева автор видит в сатире и шоре, а также в их критичности.

Материалы Пленума Совета критики Союза писателей СССР, опубликованные в сборнике "¿¡£изнь, герой и .литература", посвящены историческим романам и повестям. По мнению критиков, важнейшее достижение эстетического осмысления истории заключается в том, что определились идейные и художественные щ-знципы литературы в изображении образа народа. М.Шукуров, рассматривая историю становления основных жанров, приходит к заключению, что

* Табаров С. Хаёт, адабиёт, реализм: к.2. - Душанбе: Ирфон, 1978. - Са$Л40.

осознание своей исторической судьбы составляет одну из основных частей самосознания народа1. Таким образом, литература сыграла большую роль в деле обогащения исторической памяти народа. Все это автор обобщай! словами К.Маркса: "Самосознание является первым условием мудрости"2.

Вопросы жанров прозы рассмотрены также в работах Ю.Бабаева, А.Сайфуллаева, Дж.Бако-заде я др.

Обобщая материалы критики, можно сказать, что развитие жанров прозы, с одной стороны, связано с новым осмыслением традиций классической литературы в таких жанрах, как рассказ,повесть (кисса) к роман (народный роман, эпическая поэма, историческое сказание), с другой - с изучением традиций реатазма основных жанровых форм прозы в литературах других народов, главным образом в русской.

Остро ставились в критике вопросы традиции и новаторства.По этой теме М.Шукуров и Ю.Акбаров напасали книгу "Традиции и но-ваторстзо" (1976), под таким же названием вышла книга Р.Мусуль-манкулоза (1985). В отношении к традициям з истории советской литературы взгляды авторов сходятся.

Вопросы традиции и новаторства были предметом исследования М.Иукурова, А.Сайфуллаева, С.Табарова.

В таджикском литературоведения и критике по вопросам отношения к литературе предреволюционного периода, т.е. двух десу.л!-летий начала XX века, или жаркие споры. Так как эти споры непосредственного отношения к анализу прозы не имели, то в работе их суть исследована на примере нескольких статей М.Мирзо-заде и С.Табакова. Этот вопрос затрагивает в основном специальную и идеологическую, а затем литературную проблему. По сути его решение зависит от ответа на вопрос, считать джадвдизм положительным явлением или отрицательным? Х.Мирзо-заде считает писателей этого направления продолжателями просветительства. Его оппонент С.Табаров считает джадидизм течением, выражаюцим позиции новорожденной местной буржуазии, сыгравшей, в ^волюцаочный период отрицательную роль. Два автора имеют совершенно противоположные точки зрения. Ясно, что либо бдин из них неправ, либо правда

* ^аёт, зафамон аа адабйёт. - Душанбе: йрфон, 1977. - Саз,. 65.

2 марке К., Энгельс Ф. Соч., т.2. - С.66.

кроется где-то в третьем направлении поиска. Полемика вызвана тем, что та или иная интерпретация давала ход дальнейшему объяснению развития литературы послеоктябрьского периода. По нашему мнению, с совремгнннх позиций гласности сле,-увт литературу предреволюционного пе; юда подвергнуть фундаментальному исследованию. ■

Вопросы традиции фольклора в литература не оставлены вниманием литературоведов. В частности, В.Асрори издал книгу"1и-тература и фольклор" (1967). В работах И.С.Брагинского, А.Мир-зоева, Ш.Хусейн-заде, Р.Хади-заде рассмотрены фольклорные традиции авторской литературы дореволюционного периода. Об отношении таджикской советской литературы к фольклору писали известные ученые А.К.Болдырев, Р.Амонов, Н.Масуми, М.Шукуров, Р.Мукимов и др.:

Отношение к русской и другие литератураи отражено в основном в работах, посвященных отдельным писателям, либо переводу их сочинений. Всеми таджикскими критиками русская литература , признается одним из важных источников развития таджикской художественной прозы.

Новые традиции, сложившиеся в творчестве первого и старшего поколения таджикских советских писателей, исследованы в работах С. Табарова и М.Шукурова.

Таким образом, вопросы традиции и новаторства в критике 60'-начала 80-х годов были основой постоянного поиска и осмысления, традиций. Поэтому критика затрагивала вопросы традиций таддах-ской классической литературы, литературы предоктябрьского периода, литератур других народов, новых сложившихся традиций, а также фольклорные источники развития литературы./

В заключении диссертации обобщены основные выводы автора' по исследованной проблеме.

Период 60- начала 80-х годов можно считать временем полного формирования таджикской советской литературной критики,становление которой относится к концу 20- началу 30-х годов. Критика развивалась по всем направлениям литературы: критика поэзии, прозы, драматургии, детской и переводной литературы.

В исследованный период возросла роль критики и анализа, оценки и осознания особенностей прозы, увеличилось число критических работ по прозе. Возросло мастерство и профессионализм критиков.

В 60- начале 80-х одов заметно увеличилось число статей, ■ посвященных особенностям, задачам и сути литературной критики, что указывает на возросшее общественное значение литературной критики.

Анализ идейно-содержательных основ прозы проводился в двух направлениях: со стороны социачьно-политической оценки.произведения, что иногда приводило к подмене литературного анализа политической публицистикой. Второе направление критики - анализ произведения с позиций историзма и художественной проблематики - дало возможность обобщения процессов развития основных направлений, литературы, ее тематики а содержания.

Критика отметила отражение в художественных (образах истории самосознания народа, его эстетического миросозерцания. Наряду с этим, как проявление времени застоя, критика поддерживала схематическое изображение героев, которое соответствовало общепринятым, часто неверным представлениям.

С появлением в литературе нового героя с психологическим началом изображения критика стала изучать и анализировать его особенности. В связи с этим ставились вопросы о художественном исследовании жизни, поиске новых тем и направлений изучения правды жизни.

Вопросы мастерства и стилистики художественного произведения требуют постоянного внимания критики. Такого же внимания требуют вопроси традиции и новаторства, жанров прозы и творческого метода. ■ .

Содержание работы отражено в следующих публикациях:

/

I. Лесто литературной критики в учебнике литературы // Мактаби

совета, 1989, 5 1. - С.28-31 (на тадж. яз.). Z^ На рельсах нормативной критики // Иа\шр, 1989, № 7. -С.154-160.

3. Художественное исследование человеческс-л дули // Садои шар$, ■1989, Я> II. - "С.129-133. (на тадк.яз.).

4, Известный учений (о творчестве ученого-критика М.Шукурова) // Адабиет ва санъат, 1988, 13 октябрь'(в соавторстве с

Б. Валиходжаевым).

Заказ ? йбб . .тираж 100 Объем 1,25 п.л. Подписано к печати 16.03.90г. Душанбе, Первая типография.