автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Таджикский костюм в контексте народной художественной культуры

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Исаев, Акбар Буховардинович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Таджикский костюм в контексте народной художественной культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Таджикский костюм в контексте народной художественной культуры"

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (б. СТРОГАНОВСКОЕ)

На правах рукописи УДК - 7.031.5

ИСАЕВ Ахбар Буховардиноига

ТАДЖИКСКИЙ КОСТШ В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 17.00.05 - декоративное и прикладное искусство .

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой стелена кандидата искусствоведения

Москва - 1992

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В.И.Ленина

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент В.Д.ЧЕРНЫЙ

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения Ф.М.ПАРМОН кандидат искусствоведения Т.Х.СТАРОДГБ

Ведущее учреждение - Научно-исследовательский институт

иа заседании специализированного совета К-064Л0.01 при Московском шсаеа худояественно-прогашлениоа училище (б.Строгановское) но адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, 9.

С диссертацией иоино ознакомится в библиотеке НВХП7.

Прося» принять участие в защите ж направить отзыв в 2-х Бкзешшграх по указанному адресу.

Автореферат разослан " ^ " 1992 года.

Ученый секретарь

специализированного совета Д.А.ДЩКАЯ

художественной промышленности

Защита состоится

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Народный костш - одно пз сшлхг ярких проявлений культуры каддого народа. В пей выявляются связь с природой, особенности уклада етзнн, эстетика, социальные отношения и мировоззрение парода. Исследуя народшД ностга, иесбход^'о анализировать его на трех уровнях: функциональном, содор=зтольноа п художественном, так как эти позиции тесно взаимосвязаны.

История одедяи восходит к глубокой дрэвлостп. Происхсгдаппз костам, способствовала ого утпллтарноо назначение - загдта от не-.-элательного воздействия вненнеЗ среди (три, холода, дояда, снега, ветра и т.д.). Уза па сгглсс рзшпх стадиях своего существования костш zl'ojî н символическую (еодоргателгную) фуыкцдэ. Его различное форм, цветовое рсшепло п увргзвнпя сг?.жолпзировалп ала повторяли ']>ор:ы прзрода. Отдельные компонопты одэяда слали гзгп-ческое значение. Ого roriio наблпдать в основном в обрядовсЗ одол-дв (гзисяпв головпле уборы, свадебкяв хщоено закгшосяа горок таджичек л т.п.). При изготовлении одозду, наряду с другая функциями (уталлтаряоД, сбрядозсЗ, полэ-возрасгасЗ... ) больпоо кгаз-ikîo уделялось оо худояоствеггисirj рггзгога, что особенпо ярко проявляется в праздяячком костссле.

Атступдкшстъ та"!-;. Б настоящее врс*п, в странах Содружества irait никогда остро стоит проблст дапболсз полного использования :;зсттзгх рзсурсоз, слогавгпхса га зрогягошш гяогех вокез традщиЗ, поджата тгагксгзлыах к^сьтур. В русло отпх тсздешкЗ становится особенно актуатызл: гзучснпэ ::г.сс.тгсго твоичзства, развивавшегося 3 опте.'аЛЬТЛГХ для каждого пз пародов прлродего-кллгатячосшх и со-инзлзнс-эконсглзчесстс условиях. Одкггл из вагяойгсс келгонеэтоз народной культуры, пгракцях юзчезуа роль в форяровзиая сродн человека л ее худолзстпекпса оформлежя является костпд. Эген обстоятельством а обусловлен вибор те*я яазэго исследования.

Обзсновглпта В г.оатедлсо врг.*л у гасгзх последователей все чздэ преобладает такоо ¡¿некие: чтобы раскрыть художественное значение проязводеяяЗ народного творчества пуген ксипяекспнЭ под-иод, для которого залс."*зпы предпосылки в сгллоЯ природе искусства. Изучение таджикского народного костглла з основном вэлось с позиции различных дисциплин, как истории, археологии, этнографии и т.д. Однако в них костил рассмотрен как отделышЗ объект материальной культуры, з разрыве от художественной культуры в падем. По Hanieîjy мнении, костш необходимо рассматривать только в средз

его обитания, т.е. в художественном ансамбле, в котором он взаи-иодействует с природой, предметами окружения человека, в различиях ситуациях с учетом обычаев и обрядов таджикского народа.

1 Д«?ли? настоящей диссертации является не столько изучение самого тадЕжского косткиа, сколько определение его места в система сародпой культуры. Костш является первой оболочкой человека, медиативным звеном, связывакзии его с пространством килкща, с окру-еащай бытовой утварью и прочла вег.тпт. Следовательно, чтобы раскрыть художественное своеобразие народного костша необходимо представать его в качестве средства оформления самого человека.1 Дна досги£знея этой цела требовалось рэсзние следующих задач:

- показать влияние природно-климатических и исторических условий еа организацию народного костила, становление п эволюцию осноезшх е_дов с типов тадшсскоС народной одещш;

- рассмотреть копструктЕышо особенности таджикского народного костл;

- раскрсть образно-семантическое содержание злоиентов декора тад-сгкского народного костила;

- бияелть принципы художественного оформления таджикского народного костила;

- показать основополагающую роль народного костк.а в организации народного художественного ансамбля;

- обрисовать взаимосвязь костсьа с другие видас таджикского народного искусства.

рбъакт исслвловвнуя: музейные экспонаты народной одевдн, этнографический материал и произведения изобразительного искусства.

того, чтобы раскрыть семантику оршшента необходимо обратиться к дроЕнсл веровшшта, рктуалам, календартщ праздникам. В этой г-~г.~а неоценимую пош^ь нш оказывают па&лтншах фольклора. В насей работе к анализу прпзлечены различные произведения декоратиз-по-щеивдного искусства, которые непосредственно участвуют б ху-доЕОстЕзинса реяонпп ансамбля таджикского народного косткга. Е Есаясдовашш использованы предметы одзвду п быта таджиков, нахо-X32Sзсл в пузеях городов Худаанда, Пендаикентп, 7ра-тюбе к Исфгри.

Гтгпл псслзкргаеяя. Костш это слогаое явление народной культура, наделсзпое определенные с^яслоы и иизк;оо своеобразное худо-ЕзотЕзгшое шрагояло. Образно-секштотэскую и худолзствэнную CZC-те«у народного костаа. необходимо рассматривать во взаимодействии с сгзд-гагщсЗ природой, средой, создаваемой человеком и другая

элементами народной художественной культуры. Это станет возможным лишь в том случае, когда будут привлечены различные методы исследования, характерных для различных специальных дисциплин - искусствоведения, археологии, этнографии, архитектуры, фольклористики и т.п. Такой подход дает нам возможность наиболее полно оценить народный костюм как единый художественный ансамбль.

Научная новизна диссертации заклюсается в том, что данная работа представляет собой первую попытку комплексного исследования особенностей художественного решения таджикского народного костюма. Ее принципиальное отличие от других исследований заключается в том, что костюм здесь рассматривается как средство оформления самого человека, а пространственные параметры его деятельности - как границы ансамбля народной культуры. Такая постановка вопроса позволит объяснить органическую взаимосвязь одевды с народной культурой в целом и вцябить новые грани костюма как явления художественной культуры.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации и используемая в ней методика могут быть положены в основу лекционных курсов в учебных заведениях, найти применение в научно-исследовательских институтах этнографии, стать важным подспорьем в работе музеев, особенно при создании экспозиций, воссоздающих общую атмосферу бытования народного костюма. Полученные результаты дадут основания для оригинальных решений модельерам одевды.

Апробация материалов диссертации. Основные проблемы исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (12-15 апреля 1990 г., г.Ленянабад), на Ленинских чтениях в МЕЛУ им. В.И.Ленина (8 апреля 1991 г.), на заседаниях научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ за 1991 г. (6 апреля 1992 г.), на заседаниях кафедр! истории художественной культуры МПГУ (27 марта 1992 г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. В качестве приложения в нее включен словарь специальных терминов по таджикскому народному искусству и альбом с рисунками и фотографиями. Количество и последовательность глав определены с таким расчетом, чтобы наиболее полно и целенаправлено раскрыть содержание темы.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во ВВКЯКНИИ определяются проблемы изучения народного костюма

как произведения народного искусства. Отдельный раздел содержит характеристику важнейших этапов в изучении тадкикского народного костюма, анализ основных исследовательских методов. Наиболее значительный вклад в изучение таджикского народного костюма внесли этнографы М.А.Андреев, О.А.Сухарева, Н.К.Ершов, Н.А.Кисляков, и особенно З.А.Широкова. Общую картину развития культуры таджикского народа, в том числе костюма, воссоздал в своих трудах Б.Гафу-ргав. Специальных искусствоведческих исследований, посвященных нашей теме, крайне мало (здесь прежде всего можно назвать работы Н.З.Юнусовой), кроме того в них рассматриваются отдельные компоненты костюма. Огромную методическую помощь в разработке нашей темы оказали работы Ю.Я.Барабана, М.С.Кагана, М.А.Некрасовой, анализирующие общетеоретические проблемы развития народного искусства. Работ же посвященных комплексному анализу таджикского народного костюма как целостной художественной системы в настоящее время нет. Специальный раздел Введения посвящен обоснованию теш (см. с.1). Далее дано обозрение материалов для изучения таджикского народного костюма - коллекции музеев (этнографических, исторических, краеведческих), археологические находки, произведения искусства (фрески, книжные миниатюры, коропластика...), письменные источники, литературные памятники и фольклор.

Первая глава - "СТРУКТУРА ТАДЖИКСКОГО НАРОДНОГО КОСТША И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ". В ней последовательно рассматривается влияние природно-климатических и исторических условий на формирование таджикского народного костюма. Средняя Азия - регион, который поражает своими контрастами ландшафтов. Таджикистан находится в юго-восточно» части Средней Азии, где имеются низменные равнины и высокие горы. Климат этого региона обладает рядом своеобразных черт. Это прежде всего обилие тепла и света, что связано с высоким полуденным стоянием.солнца над горизонтом и незначительной облачностью. Если низменности здесь считаются самими сухими, то в предгорьях н горах выпадание осадков соответственно увеличивается. Зимний период отличается изменчивостью погоды. Обычно зима резко переходит в короткую, теплую и влажную весну. Наиболее жаркий месяц - июль, а в горах август. На равнинах осадков почти не бывает.

Суровый высокогорный климат диктовал применение для осенне-зимнего периода различных видах особых материалов - шерсти, меха и другие. Продолжительные знойные дни, высокая температура воздуха способствовали образованию различных конструкций костюма. Пок-

рой одеяда конструировался таким образом, что она была достаточно строкой и пропускала много воздуха, чтобы не стесняла во время различных двияений. От этих причин зависел и выбор материала при изготовлении одезди. Легкие, светлые хлопчатобумажные ткани, используете при изготовлении одедды, отражали прякне потеки лучей солпца, создавая более благоприятные условия проживания.

На формирование характера народного костюма влияли не только природные условия, но и ход исторического развития. Ансамбль народной одедды таджиков складывался в ходе многовековой истории. Бесконечные нашествия и завоевания региона згнозеэда\я в течении длительного времени, связи с другими народами способствовали появлению разнообразных покроев и фасонов в народной одежде, а такта новых компонентов в комплексе костюма. Каддый исторический период оставлял тот или иной след в облике костша. Завоевание арабами Средней Азии, сблизивзеэ таджиков со странам арабского гара и их самобытной культурой, в то еэ время способствовал беолонпэ гостяой регламентация образа стзнл населения, усилении затзоргпг-чэства жензгга. Икенно в ото время входит в употребление г.енская головная накидка. В эпоху монгольского нашествия распространяется войлочная шапка.

В этнографической литературе обычно одезда классифицируется основываясь на ее утилитарной функции я конструктивной стороне, что неприемлемо для напей тема. 12н сочли необходима! рассматривать этот вопрос в ином плане. Исследования народной одегда в контексте художественной культуры требует принять во внимание со связь с обрядами, верованиями я мировоззрением народа.

Народная одеяда таджиков является своеобразный олицетверени-ем образа яязни людей, ях повседневных занятий. Чтобы более наглядно представить особенности одежда следуот обратиться к земледельческому народному калэндарзэ таджиков. 7 тадпшов весь год де~-лился на два периода - теплый ("багор" - весна) и холодный ("за-мистон" - зима).

В ансамбль мужской повседневной одедци входили рубаха, станы, халат, головной убор (тюбетейка или чалма), обузь (кожаные галосга я мягкие сапоги). Для мужчин, особенно в городах, обязательным Лил халат. В прохладную погоду носили теплый стеганный халат -"талон" или "джома". В холодное зимнее время в качестве головного убора население носило и меховые шапки - "галлах". Под дорогая тюбете*ка\от, меховыми папками часто носили, мягкую папочку без

подкладки - "арактан" (букв, "собиратель пота"). Б качестве обуви были распространены кожаные галоши - "кавш" и мягкие сапоги -"махси". Последние носили исключительно с "каввамя". Наряду с "кавшу махси" мужчины-горожане носили и сапоги на твердой подкладке - "муза", а селяне - сапоги "мукки", изготавливаемые из толстой, мягкой кош. Повседневная одежда женщин состояла из рубахи, длинных шаровар, шапочки с накосником - "кулута", головных штат-ков и кожаных галош - "каш". Халаты долгое время не были характерны для женской одежды. Женщины в холодное время года обходились дополнительной рубахой. У таджичек-горянок были широко распространены богато орнаментированные чулки - "джурабч". При выходе из дома ко всему комплексу повседневной одежин добавлялась еще к головная накидка - "паранджа с чачваяои". Согласно древним воззрениям народов Средней Азии, как мужчинам, так в женщинам запрещалось ходить с непокрытой головой. Поэтому головные уборы были непременных! компонентам в комплексе одежда.

Время несения праздничной одежды у таджиков чаще всего определялось земледельческим календарем. Восенкие и другие праздники занимали видное место в быту таджиков. Испокон веков в период Навруза (новогоднего праздника) не только природа меняла свой наряд, но и в одезде таджиков можно было наблвдать изменения. Население одевало новую или чистую одежду. С воодушевлением готовилась к гграздкику жыщпш и девушки. Комплекс женской праздничной одежда дополнялся всевозможными ювелирными украшениями и косметикой. Существовали и другие способы украшения одежды. Например, в дни праздника Навруз таджички сплетали ивовые "косы". Наряду с ко-сичкагя, девочки и девушки из мягкой бересты ивы изготовляли также Ешггадяи конских украшений: ожерелья на грудь, серег и т.д.

КавдыЯ отдельный случай в жизни человека, будь то рождение ребенка, переход в другую возрастную группу» свадьба, и даже смерть я погребение - это события, которым с древних времен леди придавали особое значение. У таджиков бытовали различные обряды, связанные с этими событиями, направленные на обеспечение счастливой етзнг, благополучия и многодетности, на предотвращение опасности, создания благоприятных условий для потусторонней жизни человека после смерти и т.д. Поэтому комплекс костша надеваемого при подобных событиях мы вкатали в раздел, посвященный празднич-ко.'г оде.*ке, Одно из главных событий в жизни человека это рождение робзнка. Ему придавала огромное значение. В первое врекя после

родденгя у таджиков был обычай завертывать младенца в старую одежду старика или старухи. Это делалось с целью обеспечения долговечности новорожденного. Важно било оберегать ребенка первые сорок дней, считавшиеся наиболее опасным!. В первые три для новорожденному надевали так называемую "куртаа сатак" (собачья рубанка), заранее ее набрасывая на собаку. Тем самым желает рабсилу такой же беспечной и безопасной жизни, как у собаки. Швали случаи, когда кусочки из рубашки пошлых людей вэзвалась в боковые швы детской одеады. Обычно ивы детской одежды делали наружу, чтобы сберечь ее о блата толя от дурного глаза и злых духов, а концы рукавов и подола не подшивала. Это также преследовало совершенно определенную цель - добиться продолжения рода. К детской одежде всегда прикреплялись различные амулеты, которые должны были обеспечить ребенку благополучие.

У таджиков с давних времен соблюдалась возрастная градация. С достижением определенных лет, этот переход подчеркивался не только образом жизни, этикетом, но и правилами ношения одедды. Для мальчиков это совпадало со сроком обрезания. Мальчику готовили костш, в который входила рубаха со штанишками пз яркой ткани, халатик, сапожки и маленькая чалка. Во многих местах региона бытовала традиция празднование достижения девочки 12-летнего возраста, т.е. первого цикла ее жизни - "мучал". Комплекс костша девочки дополнялся шапочкой - "тушга", или халатом - "нунисак". Это означало, что девочка становилась "девушкой на выданье"(духтари хона).

Таджики издавна придавала свадьбе большое значение. Свадебный костюм, должен был способствовать обеспечению новобрачным счастливой семейной жизни. Свадебную одедду шили из белой ткани. Бытовало поверье, что белый цвет приносит счастье. В первые сорок дней подол платья новобрачной не подливался, чтобы не помешать ее благополучию и многодетности. Форяа ворота такого платья (вертикальный осевой разрез от шеи до талш - "куртаи пеикушо") придавала ему и магическое значение: она должна была вызвать "открытость" судьбы, перспективу счастья и рождения детей. На голову невесты во время свадебного обряда платок не повязывали, а только накидывали, чтобы "не завязать" благополучие невесты. Дня того, чтобы особо выделить невесту, ей одевали иного украшений (головные, нашейные, нагрудные, наручные н другие). Со свадебным косто-мом жениха было связано меньше обрядов, поэтому он был проще.

Погребальные обряды, как накболее консервативные и псторичэс-

ки устойчивые сферы духовной культуры народа, отражали мировоззренческие и религиозные представления таджиков. Совершая обряд поминания усопшего, таджички носили платье и шаровары темно-зеленого, темно-голубого и синего цветов, изготовленные И8 бумажной ткани. В дни траура головной штатэк с распущенными концами накидывали на голову. Характерно опоясывание одежды при Tjpaype. В комплекс мужского костша также были внесет определенные изменения. Она была более скрогдной. Мужчины во многих местностях на голову надевали темные тюбетейки (часто веление, синие), опоясывала халат темным поясным платком или длинный поясои - "фута". Б качестве погребальной одояды таджики используй? саван - "кафан", который сохраняет архаические черты. Саван как и повседневная одзадз ккаог половозрастные различия.

Таким образом, таднакский народный костш можно подразделить па два основных вкда - повседневный и празкшчинй, в которых могут отражаться различные стороны социатьно-зкономичэской жизни, обычая и верования таджиков. Характер одезды обусловливался традицией, битовым укладом народа. Образ жизни таджиков, условия их труда и отдыха опрздгшьви особенности нательной и верхней одежды. Различные календарные и праздничные обряды предъявляли свои определенные требования народному костшу.

Ртотоя глава - "ОСОБЕННОСТИ ВДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ТАДЖИКСКОГО НАРОДНОГО КОСТША". Здесь рассматриваются Форш и принщпш покроя народной одедцы, анализируются конструктивные приемы в изготовлении одежда. В народном представлении тело человека, как к вся природа делится на две части: верхняя - "частая", и нижняя -"нечистая". Эти понятия переносились и на костш. Верхняя его часть, символизируя небесное начало, соответственно наделялась особой значимостью. Среди Составных частей народной одеззды головной убор обладает наибольшим семиотическим статусом. Головные уборы таджиков отличались разнообразием. Широкое распространение среди населения получили разного рода шапки, чалмы, а для женщин также 7. платки. Среди шапочек из ткаки самую простую форму имела, так называемая "аракчин". Более сложную конструкцию имела тюбетейка. Состоящая также из макушки и околыша, она изготовлялась с подкладкой. Твбоге^ки прострачивались строчкой, а между ними при помоет спиц вставлялись жгутики из ваты ("пшгга"). Особый покрой имел другой вид мужского головного убора - "кулох". Он представлял собой шапку сшитую из четырех равнобедренных треугольников.

В зимнее время население региона носило меховые шапки (теяпак), конструкция которых мало чем отличалась от покроя вышеуказанных головных уборов.

Характерной чертой одежды таджиков- является отсутствие половозрастных различий в ее покрое. Наплечная оделзда таджиков изготовлялась яз нескольких полос ткани, сшитых в определенном порядке. Прямое полотно ткани перегнутое вдвое на плечах, соответствующее росту, образошвало перед и спинку (стан одоады). К нему на уровни плеч призывались невнрезнне рукава. С боков под рукаваш помещались боковины (тирез). Одежда таджиков имеет два разновидности. Первая из них представляет крой по прямой нитке, где нет тжакшс скосов, другой вариант, более сложный - со скаяиваянем полотнищ, появивзшЯся позже.. Как яраввло, пршясгп покроя одедды, как с раскаливаете?.!, гак и без раскаялваняя полотнищ распространялся во всех деталях одежка.

В зависямости от конструкция можно вндолгть два ездз среднеазиатской оделда: нерасгаитая п распагоая. В первую грушу входа? иугскио и .тапскно рубахя разлзгсшгх вариантов. Вагное пкачетЕз в нх конструкции шага форма ворота (горизонтальны! н верггжалытнй). В другую группу наплечной одедз® - рааиязув входили среднеазиатские халата ("чалой", "джема"). Она явала тот жэ покрой, что в иераспапкая одежда, отличаясь только породам разрезом.

В качестве поясной одеяда таяззки лосма зтеш, которнэ бала обязательной частью как мужского, так я хэнсхого костша. Опл состоя? гз двух штаяго (поча) и расяолоямяяого неядутоа квина-зставкя (хзэтак). Взрхнзй -грай шталов отгзбался в яарущпэ сторону и подзнгллся, образуя рубец для продевания Енура-завяэкэ.

В качестве обувл Сади распрсстраяеш кягкяе кояапне салоетз (кахся), изготовленные с плоской подоквсй, без каблуков. Повэрх , махси обязательно надевает кожаные гатопга (кавз), подовва которого кызл каблук. Муячяки носили также сапога с твердой подошвой к высокими голеницдая ((/уза).

Отдельный раздел в этой главе посвящен образно-сомантичэско-му восприятию таджикского народного косттаа. Во всех видах народного искусства можно проследить космологическое представление предков. Прежде всего это ярко проявляется в одежде и жилище, создающими для человека среду обитания. Человек, изготовляя предметы своего окружения, исходил из трехчастной структуры мироздания (небо, зешш и пространство мезвду ними). Соответственно, и

костш имел трехярусное членение: головной убор, нательная одеика н обувь. Головной убор выражает идеи неба. На нем часто изображаются солярные знаки (например, на среднеазиатских тюбетейках). Отдельные элементы макрокоага, таюка встречается в оформлении бытовых предметов и архитектурных построек.

В народной костгае форма и цветовое отношения несли определенную семантическую нагрузку. Так, форма воротов девичьих рубах (горизонтальный) должна била отличаться от разреза на груди (вертикальный) у платьев вамукшх жешцян, тем самым подчеркивая целомудрие носителя. Длинные рукава, шгрокая одедца, прикрывающая отдельные части тела, выполняли функцию моральной защиты. Такое хэ вкачегаге имели головные уборы земукних иеищжи, ¡покрывающие волосы и части лица. Цвет в одетое мог выражать возрастные градации, об-щастшлпгоз полосенко носителя, а также подчеркивать назначение одогзи.

В старину Сетовало иоверьа, что в одезде, как и в жилище, существуют точки соприкосновения с внеетам юром (ворот, рукава, подол и т.п.). Именно эти места украсаяись рааличшши символическими знаками, слухвваими оберегами от злых духов. В качестве таких знаков был широко распространен геометрический орнамент в .виде круга, квадрата, треугольника, ромба, спирали, креста, свастики и т.д. Круговые мотивы воспринимались как образ солнца я луга. Уеор треугольника, повторяя очертание амулета, служил в качестве оберега от сглаза. Другой знак - ромб, встречаются в народно* орнаментике, объединял два понятия: с одной стороны источника хизни, сытости, благоденствия, и с другой стороны - плодовитости, иродолжзшыг жизни и т.д. В крестообразных, квадратных, ромбических Фггурох часто подчеркиваются четыре крайние точки. По всей видимости они связаны с существующим представлением о четырехсторонней ориентации пространства.

В оформлении одежды нередко применяли зооморфные мотивы -бараньи рога, стилизованное изображение пткщ и т.п. Штовало поверье, что бараны обладают "благодатью" (барака). Образ птицы символизировал плодовитость, благополучие, а такге служил оберегов. Зигзаг или волнистая линия, используемые в украшении элементов костша, обозначали аыеи, что такхи несла охранительную функцию. Одшш из дрвЕшег. культов, бытованиях у таджиков был культ растительности - дерева, что означало плодородие, долголетие, богатство и т.д. Таким образом, в народном костше и его орнаменте

запечатлено мировоззрение древних таджиков, черты окружающей действительности, их чаяния о лучшей доле.

В организации художественного образа народного костюма огромную роль играют швейно-кожевеннне материалы, вырабатываемые таджикскими ремесленниками. В изготовлении народной одежды наряду с тканями естественной расцветки (белый, серый, бежевый), широко применялись полотна различных тонов - крашенные, орнаментированные. Каждому виду тканей был свойственен определенный набор мотивов и характер узора. Отдельные рисунки и расцветки использовались только для шелковых тканей, другие - для полушелковых, третьи - для бумажных и т.д. Среда населения широкое распространение имели ткани различных раццветок в полоску или в клетку. Более сложную технику имела художественная обработка шелковых и полушелковых тканей с абровым узором. Цвет тканей определял половозрастные особенности костюма. Молодым и детям полагалось носить одежду более ярких расцветок с наличием красных и розовых тоноз. У женщин средних лет преобладали одежды красного и розового цветов, сочетавшиеся с темно-голубым и синими тонами, а у пожилых -красные и розовые цвета вообще не допускались.

Художественное решение таджикской народной одежда обладало целым рядом особенностей и различалось по районам ее бытования. Благодаря специально наносимым на отдельные части костюма украшениям, использованию различных тканей, отличающихся по цвету, фактуре л узору формировался неповторимый художественный образ одежда. Декор одежды, по способу его нанесения можно подразделить на тканный, вышитый и нашивной. Тканным узором в виде орнаментальных полос (тесьма), украшали отдельные части костила, такие, как края тюбетеек, вороты женских рубах и халатов, низ жэнских шаровар и т.п. Вшивкой в основном покрывались женские, девичьи рубахи, различные компоненты детской одежды, а также отдельные части головных уборов. При вышивании орнаментов одежды таджички применяли различные виды художественных швов ("сияхдузи", "чаппадузи", "пух-тадузи", "пилтадузи" и т.д.). В силу традиции, в первую очередь украшались ворот, рукава, подол, плечи, перед (грудь) и т.п.

В оформлении головных уборов (тюбетеек) использовались такие орнаментальные элементы, как стручок пзрпа, медальон, арочки, изображение птицы, многолучевые звезды и другие мотивы. Наряду с тюбетейками повсеместно украшалЕСЬ вышивхой з платки. Композиция вышивки представляла собой каУщ растительного мотива и размещекно-

го в углу кустика или розетки. Из числа наплечной одежды наиболее насыщенно декорировались женские платья горянок. В орнаментальной композиции использовались всевозможные геометрические фигуры (в виде квадратов, ромбов, треугольников, кружочков и т.д.), сочетающиеся с растительными мотивами. Часто платья украшались орнаментом в виде розеток. Декорировка платьев таджичей равнин отличалась своей непритязательностью от нарядно вышитых рубах горянок. Традиционные художественные ткани с различной орнаментацией, исполь'зуемые для шитья одежды, ограничивали употребление вышитых и прочих украшений. Здесь был распространен обычай обшивать тесьмой разрез ворота и концы руказов.

Поясная одежда таджичек также украшалась. Низ штанин либо прошивался цветными ниткам/, легки,я стежками (или вышивались мелкие цветочки), либо обшивался плетенкой тесьмой, сплошь выпитой тамбурным швом.

Как правило, мужской костш тадтаков по пышности своего убранства уступал женской одежде. Тем не менее среди его атрибутов встречалась художественно оформленные элементы. Помимо тюбетеек и поясных платков объектами украшений были и мужские халаты, которые повсеместно, начиная с рукавов, затем - ворота, пол и, наконец, подола, обставались тесьмой или кантом.

Для таджички-горянки, выходившей замуж, важное значение имела свадебная лицевая занавеска. Ока представляла собой квадратный кусок тонкой материи, изящно расшитой шелховшл нитками. Орнаментация занавесок носила геометрический характер, где преобладали стилизованные деревья, геометриэированные птицы, фигуры в виде ромбов, треугольников, розеток. У таджиков горцев также искусно орнаментировались и чулки - "джурабы". Компооицию узоров чулок составляли изображения следов птиц или животных, частей их тел и другие. Художественной обработке обуви таджики, по сравнению с другими компонентами костюма, придавали меньше значения. Бее же отдельные виды обуви (кавш, муза) подвергались декорировке.

В художественном оформлении таджикского народного костюма важную роль играют его аксессуары. В понятие аксессуары входят все предметы дополняющие комплекс костша. Это прежде всего ювелирные изделия, амулеты-обереги, предметы быта, сопутствующие ему в повседневно?* жизни или в различных обрядах. Аксессуары одежды, являясь непременной частью празднично-обрядовой одежды, воплотили в себе представления народа, связанные с обычаями, обрядами и

суевериями.

Третья глава - "ТАДЖИКСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В СОСТАВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО АНСАМБЛЯ". В этой главе мы подходим к обоснованию принципиально важного положения диссертации, согласно которому костил, не может быть оторван от его носителя, а поэтому он оказывается в центре той историко-географической среды, которую формирует для себя человек.

Центральное место народного костюма в художественном ансамбле обусловлено положением самого человека в природе. Наш предок однозначно сравнивал с собой образ Вселенной, поэтому и предметы "искусственной среда" уподоблялись человеку. Это в первую очередь относится к костюму, так как, являясь постоянным спутником носителя, он повторял очертания и пропорции его фигуры.

Материальные блага, созданные рукой человека - дом, одежда, бытовая утварь и другие дополняли и преобразовывали окружающую среду. Единственной мерой при создании "искусственной природы" является сам человек, соответственно, размеры, формы и оформление любой вещи или сооружения исходили из параметров человеческой фигуры. Трехчастная структура мироздания переносилась ко всем предметам "второй природы". Костюм имел сходную структуру с жилищем и бытовой утварью. Верхняя часть костюма, т.е. головной убор, соответствовала небесному ярусу. Как и крыша в жилище, головные уборы, покрывая голову человека, придавали облику костюма завершенный вид. В большинстве случаев тюбетейки и валки, завершения культовых сооружений, навершия различных металлических кувшинов имели куполообразную поверхность, ассоциирующуюся у наших предков с Формой небосклона.

Даже чисто внесшее сравнение головных уборов с венчающими компонентами памятников зодчества и декоративно-прикладного искусства наглядно свидетельствуют, что искать в них буквальные повторения не имеет смысла. Определяющий в определении сходства этих элементов произведений являлось их место в образно-сеаанти-Чвской структуре. Можно привести примеры "неподобного подобия" предметов. Так, крыши жилых домов таджиков имели плоскую форму, обуславливающуюся функциональными требованиями. Внешнее несходство кровли жилища тем не менее не препятствует сохранению за ней то же значения, что и за головным убором.

Принцип оформления предметов окружающее среды был идентичным. Верхняя часть вещей, обозначавшая небо, подвергалось украшению в

первую очередь. Подтверждение тому богато расписанные потолки, обильно орнаментированные тюбетейки таджиков, отмеченные солярными и астральными знаками, декорированные горловины и верхняя часть кувшинов. Нательная одежда (рубаха, халат), стены жилища, выпуклая форма сосудов означали пространство между небом и землей. Эту мысль подчеркивают и мотивы их орнаментаций, где часто встречаются изображения птиц, бараньи рога, вьющиеся растения, т.е. то, чем заполнено окружающее человека пространство. Такие детали одежды и жилища, как обувь и пол, обеспечивая постоянный контакт человека с Землей, одновременно служат ее обозначением. Сходная мысль заключена и в интерпретации нижних частей всякой посуды. Характерно, что эти компоненты изделий почти не оформлялись.

В следующем разделе, костюм рассматривается в различной бытовой обстановке, где человек представлен центральным звеном не в статичном варианте, а в естественном состоянии, т.е. в движении. Воссоздавая образ жизни человека, его повседневные занятия, обыденные ситуации и маршруты передвижения, анализируется художественная взаимосвязь костима с различными произведениями народного искусства. Человек постоянно пребывает внутри некоего замкнутого пространства, будь то дом, усадьба, поселение и даже Земля или вся Вселенная. Граница жизнедеятельности человека обозначала по сути дела и протяженность народного художественного ансамбля. Человек, находясь в центре историко-географической среды, наделял каждую последующую ее ипостась (костюм, жилище, усадьба, поселение...) определенным значением и соответственно оформлял их. Поселение, тесно связанное с природой, а главное, со средой обита-нжя человека, можно представить в качестве общего фона, органично включающего в свой контекст народный костш.

Структуру таджикской усадьбы формируют следующие ее элементы: ворота, жилой дом и хозяйственные постройки. Калитка в усадьбе (как окна и двери в жилище) имела такое же значение как ворот, рукава и подол в одежде, т.е. обеспечивала связь жителей с внешней средой. Мотивы орнаментации резных ворот (калитки) были сходны с декорировкой ворота и рукавов женских рубах и халатов.

Наиболее емким вместилищем произведений народного искусства являлось жилище. В организации внутреннего пространства жилища огромное значение имели элементы его конструкций, мебель, ковры, настенная вышивка (сузани), керамическая и чеканная посуда и дру-

глэ irредаэтн. ЧолоЕая, оформляя продоэгп своего озругупЕЯ, прл-дерпился одаш прянципоз, его прэддо всого сяазиЕалось d tx нояонга па трл яруса. Апалопгпо фэргзросадась структура рггдлч-es в том числа п гадлзкекого народного kogtksl. Нотлгл

орлегэнтецлл в дскорэ xoorrrn породно балл то что и в аргл-телтурпше оооругзншк. НпГЛЯХЛО ДСЖШОТрПруОТ ОТО ГОС'^ОТрЛ^ОСЛПЗ opncüDHT с аотралыпгя олс.*:опт£!л в потолках здзллЗ а таdoscüax горлих тадазков. Дсаор когопн адоааЗ.' часто порсхлппаотся с укра-езншегз рукавов гояехкг пгатьез. Схоггто способа дскорзроллл ггз.б-лэдаялсь в сфорг.яенля вязаптгтг чугоз п кээгсЗ гзллц. ЗалогешшЗ з *гзлопгко-лоот:ггэ образ кзрозстгя переноситея п са прэдагтн его слругсн»!. Об стет сллдсгельствует сэ тольло фортун згаг пзделяЗ, го а ларактср их офорцлелля. 3 дслорлрогг.з я сундуков прз-

облахалз гееттрлчоелло пслоплщш, схогло с сфоркишнеа пзгэяеЗ. Езходгеь ла гс.ту, cm бши на одном урогпэ с нллпой лаетт кеотз-са, т.е. итзашх^л чулкаиз, идентично Орлсгянтояь-

пуэ ко'ягозпщвэ предметов ишзекп ("стзанл", "руЗдгз"...) составляли розеткл, куста, цвета с р-готгг^ггггт лобоггулз и т.п., прлсу-СТ9 укратанлэ ксллп геггеллг рубах. Нотлш орлсьплтпцлл кэдно'тэ-канныг сосудов напашпаля доз:ор праздшчнах паряяов тадетгея. Та-плц образом, nocrai, находясь в цпгрэ .зойоЗ глзпелисЗ елтуацпл л сроет праггэтоз до1=жиого сбзхода, пграя роль дс:пп.-шти, соблрзз-гс2 волруг ССб.Т ЕПСЗГйТЬ.

IIa станозленло худопзстасппого слсггАт: сгрс:.™со злиззо сг.а-елгзл образ гззнп чэловела, его детголвлость з легорлло-географл-лзской сродз. В заглспг*оста от рэ-а аагсглЭ лггсгсла колшгеь irpo-тягйлзость л характер гудсгйстЕЗплого eneevin. Чтобы ярэдетаглть гудолзствглпуп слагоппость "втсроЭ ерлрода" во г.зс:: кяогообраглз, лео0хо,тл.:э рассхгогрзть во з разсгпсЗ ЙптоесЗ обстановке, где т.сс-?К1 ПрОДОТСВЯЭН ЦКПрзЛКЛЛ! 82СЗСМ по в с?атичнсп варланто, а в естестлсяпсп состолплз, т.о. з деезсгпп.

Непала, в сг-ту свосЗ зшютосга, бала болкга с—г-.я:га с rzzi очтгем. В сллзз с этл?.!, цаблвдая де2стлля: тац~г-'.:д, сатл^гз-цзйат у отага, иошо наибодсэ полно ощутить худсгостгоппуа вгаггго-связъ женского костага с ospyrsir^n продаэтгга, битовой утваргэ, обстакоЕКоЗ по^зг^лля и всего художественного ансамбля. Здзоь па-дейстзогзло всо - Сорта, о&ъси, гфопорщхя, цеот, орза;япг?лпя л рассталокла прзд;зтов.

Сл?длув задачу отноезтольно ыупского костпг'л вероятно

ет регать рассматривая деятельность тодагка-рецэслснпгка, соотнося его костел с различные кзде^тлз народного творчества в обстановке лакш-шстерско2.

Яряая картина, характеризуйся роль постзгз в архстектурно-худохественнсц апссыбло гостснкоЗ, Еирзсошгается в сцоно прсс^а гоогя, где вся обстановка соотносится с его кооткдаз.

Исагзчительная роль «дашжого народного постам. в создашь худоггсгвзяного ансамбля пролаете? ся в свадебной обряде. Цепграгь-еш стср^псл в дзЕгоЗ сстуац^з является наряд негосгн. Здесь о-у поечяясно зсо - о^оркшшо я убранство кстати, котята оряг^злта-пдш раехзчных ездолйЗ (галгппи, чог^п, керенка...), пх щ;зго-еоа ропз^о с 1д10гсз другоо.

вэоеиодойопсо кссгааа о озкггхадз2 исторжо-гсогр^г-чоохой орздоЗ я озделх-я^л о&ьезяхл строятся а осзосяса в дэух асггпгсг: с одаоЗ сторош ка ссзовэ яг сгц^ктурзого сожлсел е •на пр-^цгзх художественной вгсгаосв.'як; - с другс2. Прз расс.:ог-ркяп сгсяса а опрух^ппп дзетах црэд^згоз "ясаусбк;сш:оЕ ср-гда"

найгаеиотся ех взапэдоГотвжс со рл^-^л:::.:.: есогщ^с^ яак форгхроягасо проегржозса я р^гга н.врозоргеи. соот-

псвекЕО цссого з датаяеЗ, цгоювого резешх я

2 Р''^77"!!"; еояводксй стоге: псслодокипл. ¿^'-игс::,;;: г.ос-ежзгло? ценгралгноэ кзето в с=сгсаа народно.'! гугьгурз. Сог-

х^сяо яриазгой в езк2 работе устеяовго, ноот^и ка: ясоиг-ксп^ сгрфП? ^гозока, дехгоя рассс^трзагься в со2 естьсяаоляоЗ оЗ-«сяоязо, в которой сп ^орларовался я багевог. Рг.саагриЕсл оЗргд глепп тсдаяяа, бувгкчгже кахшк, празднзп, шршрутш его породвя-хявди б воете!» в раасгчяаг «дейаая: ссгугдазг, ххжо прэдета-сяа г^сззстзспнуз сгагензсоть "зсЕуссгвсязоа среда" во взк: со гггогообрьг'лз.

3 вака весладовангш коотш раск^рхглохсл в ¿гег^Зле роз-1Г2Г уровней - в щяродгш окр^ггняа, Есгорию-гссгрсфквс!«)-ерздо (в состава поседэш1, усаяг,С2, в ххигбг.стс разливках прояззздсяя2 кзоратявао-вряйлзЕпого яспусотва.

Косяка в саггсжостз с? про5мсоянос*2 к гар^жора лаеа^&л, сагуацха кэгэт играть равауз рель в его оргсд2££Ц12. Его ыо-ат бать пепользоваляо прлродноП та истор^:о~гсогрсс^ос:;с5 ерэды в качество общего фона. Аясаайгь коает четко соотноситься в нропор-ггопялько-рзплическса оргая^зслпз с чслоеопсу, сблачзнши па па--радшЯ костел (в продатх яоеогенгя, усадьба) п болго тосао ввад-

подействовать о различными компонентами ансамбля в масштабах, максимально приближенных к человеку ( в пределах жилища). В последнем случае действенными факторами его организации становится отруктурное соотношение, близость художественного решения к другим произведениям и идентичность трактовок отдельных их деталей.

По образцу костша, вобравшего в себя образы родной природы, как это было показано в работе, строятся самые разнообразные предметы бытового обихода (кэбель, посуда, прочая утварь).

Качественно новые особенности в характеристику таджикского народного костила и его организупцую роль в ансамбле вносить конкретные ситуации - атмосфера календарных праздников, ритуалов, обычаев. Здесь комплексы одеяды, дополненные необходшош аксессуарами выступает самышГ яркими показателями происходящего, прв-дапзими действу и всему охваченному им пространству неповторимый образный строй, отмеченный национальным своеобразием.

* а 3

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. К истории изучения таджикского народного костша //IIате-риалы по истории таджикского народа (Методические разработки для студентов ВУЗов). - Ленинабад, IS89. - С. 82-84.

2. Материалы и источники для изучения таджикского народного костила /Д!атериалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (12-15 апреля 1950 г.). Секция: Общественные наука, история и теория культуры и искусства. - Леки-набад, 1990. - С. 145-148.

3. Образно-сешнтическов содеряание тадаикского народного костша //Ленинские чтения. По итогам научао-исследовательской работа за 1990 год. Тезнсн докладов. -Ч. П. - М., 1991. - С. 120. .

4. Таджикский народный костш как . основа народного художественного ансамбля /Д!атериалы научной сессии по итогом научно-исо-ледовательской работы МПГУ им. В.И.Ленина за 1991 год, посвященный 120-летгя основания университета. Серия: Гуманитарные науки.

- М., 1992. - С. 156-158.