автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Талант как социокультурная проблема

  • Год: 1987
  • Автор научной работы: Миронова, Галина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Талант как социокультурная проблема'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Талант как социокультурная проблема"

ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ДРУЖШ НАРОДОВ АКАДЕМИЯ НИК УКРАИНСКОЙ ССР

'институт философии

На правах рукописи 300.51:00;

МИРОНОВА Галина Анатольевна

ТАЛАНТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Специальность 09.00.02. - теория научного коммунизма

.АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Киев - 1987

Работа выполнена в секторе теоретических проблем совершенствования социальных отношений Института философии АН УССР

Официальные оппоненты

Научный руководитель - доктор философских наук,

академик АН УССР Шинкарук В.И.

- доктор философских наук, профессор Надольный И.Ф.

- кандидат философских наук, . доцент

Москаленко В.В.

- сектор научного кошунивма Института истории партии при ЦК Компартии Украины

Згмрта состоится " года в/^ часов

на яаседании Специализированного совета Д 016.26.03 по звщхв диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии АН УССР /г.Киев, ул. Героев революции, 4/.

С диссертациец можно ознакомиться в научной библиотеке Института философии АН УССР.

Вшдоцая организация

Автореферат разослал

1987 года.

Ученый секретарь Специализированного совета, доктор философских наук

В.Л.Оссовский

ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Ускорение социально-экономического развития страны, перестройка всех общественных отношений на качественно новой основе являются стержневым направлением, необходимы« этапом прогрессивного движения советского общества по пути коммунистического созедания. Диалектика реального развития такова, что главным, системообразующим звеном этого процесса является "всемерная активизация человеческого фактора". Именно человек - итог, смысл и главный фактор коммунистических преобразований стоит сегодня в центре внимания нашего общества, является ддром всех намечаемых социальных программ.

Апрельский /1985 г./ Пленум ЦК КПСС нацелил на то, что "рь шить сложные масштабные задачи современного этапа можно лишь спи раясь на живое творчество народа, на его разум, талант и труд". Поэтому на повестку дня самой жизнью поставлены вопросы, связан ные с всемерной активизацией человеческих творческих способностей, с возможностями н способами их формирования и актуализации.

Возрастает сегодня роль и значение индивидуального вклада и индивидуальной ответственности каждого человека во всех сфера* общественной жизни. Задачи социально-экономического и культурно -го строительства в современный период требуют качественно нового подхода к проблеме формирования личности, поскольку именно личностные свойства каждого человека определяют совокупный общественный эффект. На повестке дня непосредственно стоит задача формирования в массовом масштабе творчески развитой личности, реализующей^ процессе творческого созидания все богатство своей индивидуальности.

В связи с этим проблема таланта - его сущности и развины. механизмов формирования - выходит за рамки чисто академического интереса и приобретает принципиальное шгровоззренческое и прьк тическое значение. Она органично связана с реальностями сопрв -меиного социализма, когда неизмеримо расширяются .возможности а¡1 творчества не избранных одиночек, а целых масс трудящегося наро -да, а активизация человеческого творческого потенциала оганоып ся главным факторам нормального функционирования (;оцнанц.?П1ч:-::" кой общественной системы.

Актуальной остается задача осмысления восиитщетпы.'; йог? можносгеп социализма по реализации настоятельной оИщйптвниый

потребности - целенаправленного формирования творческой личности в массовой масштабе, изучения и обобщения имеющегося в этой области практического опыта. Объективная потребность времени - создание такой концепции формирчвания нового человека, которая конкретизировала бы марксистское понимание человека вплоть до обоснования принципов практического воспитательного процесса.

В современную эпоху проблемы исторических перспектив и путей общественного развития, формирования человека и возможностей его совершенствования находятся в центре идейного противоборства. Поэтому социально-философский анализ формирования творческой индивидуальности с последовательно марксистских позиций имеет важное значение для аргументированной критики различного толка эли-таристских концепций, для ведения контрпропаганды по всему спектру личностной проблематики.

Степень изученности проблемы. Содержание научной проблемы, поставленной в диссертации, отражает реальное, сложившееся в науке о человеке, его творческих способностях, противоречие - мевду пониманием творчества как сущностной характеристики человеческого бытия и особым вычленением таланта /олицетворяющего высшее проявление человеческих творческих способностей/ как внеисторического образования, целиком связанного с особенностями развертывания изначальной природной уникальности отдельного индивида. Первая интуитивная попытка разрешить это противоречие в рамках построения единой философии Человека была предпринята Гельвецием. Марксизм обострил понимание проблемы, так как дал надежный методологический инструментарий для ее решения - концепцию материалистического понимания истории. Однако непосредственно задача теоретического осмысления вопроса встала тогда, когда возникла практическая проблема активизации творческого потенциала кавдого человека.

Традиционно сильной в исследовании таланта является концептуальная линия, отстаивающая природную предопределенность талантливости. Общая установка этой позиции заключается в том, что никакие идеальные условия не создадут гения без природных задатков /Кочкаров D.C., Ковалев А.Г., Спиркин А.Г., Полис А.Ф., Савостьянов Е.И., Тимаков В.Д., Бочков Н.П., Довбуш P.A./. При этом сущность природных задатков определяется как ьнатомо-физиологические врожденные образования /Теплов Б.М., Крутецний В.А./, как психо-

физиологические предпосылки способностей /Платонов К.К., Мясн-щев В.Н., Костюк А.Г./, Ряд психологов разрабатывают вопрос о сущности и содержании природных задатков в формировании различны* способностей /Теллов Б.Н. - музыкальных, Платонов К.К. - летних, Крутецний В.А, - математических, Левитов Н.Д., Кузьмина Н.В. -педагогических, Уманский Л.И. - организаторских, Якобсон П.М. -технических, Кириенко В.И. - художественно-изобразительных/. В психологии творчества исследуются различные психологические составляющие творческой индивидуальности - эмоции, чувства, вдохно вение, интуиция, мировоззрение /Годдиенко А.Т., Левчук Л.Т., Ку-дин В.А., Илиади A.M., Симонов П.В., Кедров Б.М., Налчаджян A.A., Громов Е.С., Алякринский Б.С./.

Вместе с теы очевидно, что проблема принципиально неразрешима без учета ее социального контекста, интеграции частно-научного знания о ее отдельных аспектах в раыках социологической ¡ton ■ цепции. Конкретно-научное и психологическое исследование проблем'> таланта выводит в область взаимоотношений ивдиввда и социального целого, упирается в необходимость анализа исторического процесса общественного становления человека и человечества. Уже в рамках марксистского социально-психологического подхода убедительно про водится щэнцепция культурно-исторического проиеховдения высших психических функций, деятельностная теория формирования психо-фи зиологических механизмов способностей /Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Соколянский И.А., Мещеряков А.И., Ильенков Э.В., Михайлов <Е.Т., Артемьева Т.Н./. Врожденным у чел и века А.Н.Яеонтьев считает только тип нервной системы, который в принципе индифферентен к содер?санию способностей. Материальны« субстратом способностей являются функциональные новообразования, прижизненно складывающиеся психические органы деятельности /Леон тьев А.Н., Дубинин Н.П., Косолапов Р.И./. Исследования, проведенные под руководством А.Н.Леонтьева, установили, что человеческий способности имеют общественно-историческое происховдешэ и что формирование их у каждого отдельного человека возможно лишь бла годаря овладению общественным опытом. Установлено, в частности, что отдельные способности могут быть сформированы специальны"!! приемами обучения.

Известный советский педагог и психолог Б.П.Никитин еще в • 1969 году ввдвинул свою гипотезу возникновения творчдскипс r.nncoil

¡¡остей, где на основе собственного, целенаправленно организованного педагогического опыта убедительно показал, что специфика человеческой нервной системы обеспечивает каждому здоровому ребенку развитие любых человг,теских способностей и до любых достижимых людьми высот; вскрыл явление нувэрса /необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей/, возникащее в результате асинхроната - разрыва во времени между моментом созревания психики и началом целенаправленного развития способностей ребенка. Современные психолого-педагогические исследования в этом направлении подвели к мысли об особой значимости первых лет жизни для нормального, своевременного /= талантливого/ развития ребенка /Венгер Л.А., Амонашвили Ш.А., Волков И.П./. Таким образом, уже в рамках психологической науки поставлен вопрос об общественно-историческом проиеховдении психофизиологических механизмов, обеспечивающих процесс развития индивидуальности в общественно заданном направлении /Леонтьев А.Н., Косолапое Р.И./.

Философская метолологическая позиция, концептуально обобщающая конкретно-научные разработки /Шинкарух В.И., Шумилин А.Т., Ильенков Э.В., Косолапое Р.И., Дубинин Н.П., Москаленко В.В., Павлов Т., Сэв Л./, ориентирует на рассмотрение таланта в контексте исторических закономерностей общественного вычленения индивидуальности, на выведение уникальности таланта прежде всего из конкретно-исторических особенностей развития творческой сущности человечества. При таком подходе степень и формы присвоения отдельной личностью социокультурного опыта человечества оказываются непосредственно связанными с характером и степенью развитости общественных отношений, в которых формируется личность, а проблема таланта выходит на уровень социокультурного исследования.

Пмшно в таком понимании зтого феномена четко вырисовывается новый аспект исследования -.в рамках категорий и законов научного коммунизма. Талант предстает как родовая черта человека, норма человеческого развития, заданная его творческой сущностью. Историческая тенденция, направленная на разрешение противоречия мажду родом и ицсдакдом, в условиях современного этапа социализма вступает в стадию практической реализации и'впервые выражается в качестве общественной потребности активизации творческих '.'пособнпстей всех трудящихся, целенаправленного формирования из

кавдого шщиаеда развитой,'творческой индивидуальности, цолост-ной, всесторонне развитой личности.

Учитывая актуальность теш, степень ее изученности, диссертант ставит перед собой цель - раскрыть сущность человеческих творческих способностей, выявить механизмы формирования талантливой индивидуальности с учетом особенностей современного этапа развития социалистического общества. Реализация данной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

- проследить становление проблемы таланта в историческом контексте;

- связать процесс формирования таланта с всеобщими законами общественного воспроизводства человека, личности, индивидуальности; ввделить этапы социокультурного движения этого феномена;

- вычленить социологические и ивдиввдуашю-психологически« механизмы становления талантливой индивидуальности, показать об-¡цестввшо-историчвскув природу онтогенеза;

- исследовать гуманистическую функцию социализма по формированию творческой индивидуальности каждого человека, условия и факторы активизации творческого потенциала социалистической личности, ее проблемы;

- проанализировать социально-педагогический аспект проблемы таланта, возможности и пути целенаправленного воспитания в современных условиях талантливой индивидуальности.

Научная новизна исследования.. В диссертации разработана целостная концепция таланта как социокультурного феномена, раскрывающая ег>э общественно-историческую природу и закономерности формирования в историко-культурном процессе. Предложенная концепция нашла свое выражение в следующих исследовательских результатах:

- обосновано социокультурное понимание сущности талантливой индивидуальности, определяемой через объективное, исторически конкретное общественное отношение между индивидом и социумом,-на общественно-историческом и ицщг ндунлыю-ппихологичесноц уровнях. При этом обнажается соотносительная роль понятия "талант", когорте обозначало в историко-культурном процесса уникальные случаи адекватного отражения родового в индивидуальном, сущности -

в существовании;

- доказывается тезис о потенциальной всеобщности творчества, вмяв иена исторического .¡шгдошш творческой еущнос-

• - б -

тн человечества, направленная на перспективу овладения творческим потенциалом рода каждым конкретным индивидом на уровне, определяемом сегодня как талант;

- как этап на пути реализации этой тенденции раскрывается гуманистическая функция социализма в постановке и решении проблемы таланта как практической социокультурной проблемы приобщения гаддога члена общества к активному освоению и производству культуры, которая вырастает из практического осуществления общекоммунистического принципа "от каждого - по способностям";

- обоснованы и раскрыты воспитательные возможности социализма по целенаправленному формированию талантливых индивидуальностей в массовом масштабе. Выделение воспитательного аспекта проблемы требует уточнения принципиальной стороны воспитательной практики по двум пунктам: современная система социалистического воспитания на всех его направлениях и уровнях может существовать только как I/ процесс целенаправленного формирования творческой индивидуальности, причом, 2/ воспитательным воздействием, имеющим в виду реализацию этой цели, должен быть охвачен каждый индивид, безотносительно к какому-либо искусственно возведенному масштабу.

Методологической и теоретической основой диссертации являются выработанные в работах классиков марксизма-ленинизма идеи общественно-исторической природы человека, его изначальной творческой сущности, диалектичности взаимосвязи единичного и общего в историко-культурном процессе. Автор опирается на важнейшие теоретические положения по вопросу формирования нового человека, реализации творческих способностей трудящихся в процессе социалистического строительства, сформулированные в партийных документах - новой редакции Программы КПСС, материалах ХХУП съезда КПСС, последующих Пленумах ЦК КПСС. Методологическим инструментом исследования является концепция культуры, развиваемая В.М.Мегуевым, В.П.Ивановым, М.А.Булатовым, В.Г.Табачковским, Н.Ф.Тарасенко, а также ценные идеи об органической связи уровня развития способностей с совокупностью конкретно-исторических общественных отношений /Шумилин А.Т./; о потенциальной талантливости каждого индивида, возможности раскрытия которой целиком связаны с условиями задействования человека в производство культуры /Ильенков Э.В., Шумилин А.Т./; об этапах формирования талантливой индивидуальности и настоятельной необходимости овладения социалистическим общэст-

вом механизмами социализации личности /Шинкарук BAU/.

Для решения поставленных задач привлекаются исследования формирования социалистической личности в контексте реализации ею творческих способностей /Глезерман Г.Е., Смирнов Г.А., Буева Jl.iL> Косолапов P.Ii., Надольный И.Ф., Кон U.C., Спасибенко С.Г., Со-хань Л.В., Мялкин A.B., Доабуш P.A./; современные данные по психологии становления личности /Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Ло~ нов Б.Ф., Матюшкин A.M., Ковалев А.Г., Ананьев Б.Г., Андреева Г.М./; материалы, отражающие опыт работы передовых педагогов по воспитанию талантливых личностей /Сухошшнский В.А., Амоноивп-ли Ш.А., Шаталов В.Ф., Волков И.П., Щетинин U.II., Соловейчик СJL , Ильин E.H., Гребельник С.Г., Караковекий В.А., Лыеенкова С.Н., Никитин Б.П./.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что eu основные положения и выводи могут быть использованы:

- при дальнейшем теоретическом исследовании проблемы творческих способностей - создании целостной, концептуально обобщенной теории талантливой индивидуальности, разработке системы пони тий и законов, отражавших процесс функционирования творческой индивидуальности;

- % качестве методологических для конкретно-научных и пси -хологических изысканий в этом направлении;

- в преподавательской работе при подготовке летний в icjpce общественных дисциплин по вопросам формирования личности, а также при разработке спецкурсов, посвященных проблемам коммунистического веспитения для педагогических учебных- заведений;

- для научного обоснования совершенствования социалистического воспитания. Автор считает настоятельным треО'ованиеи вре мени проведение реформы дошкольного воспитания, способствующей наиболее полной реализации человекофоршрумцих потенций социалис тической культуры;

- в пропагандистской работе,.; ориентированной на руиово,диполей и воспитателей различных рангов, на молодежь и творческую об щественность.

Структура диссертации определяется целью и основными ¡задачами исследования и включает в себя: введение, три раздела, заключение, список литературы. Во введении дается обоснование и oit рвдялание подхода к изучаемой проблеме. Логическое построение ра-

боты обусловлено логикой движения и исследования предмета - от абстрактного к конкретному. Исходя иэ марксистского понимания человека как изначально общественного, творческого по способу бытия существа в первом ракеле вырабатывается понимание таланта как социокультурного феномена: реконструируются ступени становления проблемы таланта и дается ее марксистская интерпретация. Получении!! методологический материал позволил во втором разделе проанализировать современный этап исторического движения всеобщего противоречия социальности - между творчеством как сущностной характеристикой человека и конкретно-индивидуальной формой его реализации, показать этапы вызревания практической проблемы таланта в процессе реализации общекоммунистического принципа "от каждого - по способностям". В третьем разделе на основе осознания особого значения института воспитания в социалистическом обществе вычленяется воспитательный аспект проблемы таланта, исследуются воспитательные /научные и практические/ достижения и проблемы социализма по формированию талантливой индивидуальности. Прове-дешшй анализ позволил сформулпровить ряд ценных обобщений, выделить актуальные задачи для практики воспитательного процесса, в частности, основные направления предлагаемой реформы дошкольного воспитания, которые даны в заключении.

ОСНОВНОЕ С0ДЕЙ2АНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы; вычленяется научная проблема исследования, дается анализ состояния ее разработки; определятся цель и задачи исследования; указываются основные методологические принципы; раскрывается научная новизна и.практическое значение диссертации, ее логическая структура.

В первом разделе - "Талант как феномен культуры" - вырабатывается понимание таланта как социокультурного феномена. Категория "талант", прение чем стать инструментом осмысления социалистической действительности, прошла длительный этап своего становления. Постановка и решение связанных с ней проблем дает богатый материал о том, как исторически человечество представляло свои творческие возможности. Для выяснения исторического движения проблемы автором прослеживаются основные историко-культурные периоды, характеризующие этапы ее осмысления: античность, средневековье, Возрождение, движение Просвещения, которое с позиции авто-

ра, является непосредственной предпосылкой марксистской постановки вопроса.

Античность не знает гения в натаем современном словоупотреблении. Гений античности - не личностная характеристика. Для обозначения конкретного деятельностного субъекта служит понятие "демиург", связанное с реальными человеческими возможностями по освоения необходимых для общества сфер деятельности. Способность же и высшему духовному творчеству воспринимается как проявление божественной силы через человека. Отсюда специфически античное словоупотребление - "его гений".

В средневековом мировосприятии в качестве единственного творца выступает бог, в человеческой деятельности не различались творец и подражатель, художник и мастер-ремесленник.' Здесь по существу схвачена мысль о надиндивинуальной природе творчества, о эаданности индивидуального развития общественно-культурным фоном, А христианский абсолют - это отчужденная человеческая сущность, приобщение к которой как к абсолютной ценности только и дает возможность раздвинуть рамки индивидуальности, включить в индивидуальное творчество весь опыт человечества.

Возвращением личности ее телесности, объемности, уникальности было ознаменовано Возрождение, оживившее интерес к действительному человеку - его неисчерпаемому духовному богатству. С появлением нового ренессансного человека происходит переход от божественного творчества к человеческому. Ведущим типом мышления эпохи было мышление художественное, что обусловило осмысление понятий "гений" и "талант" в рамках именно художественного творчества. Начиная с Нового времени, талант тесно связывается с конкретной личностью, ее индиввдуальными особенностями.

На понимание природы таланта наложила отпечаток общая мировоззренческая установка эпохи поднимающейся буржуазии - натуралистический детерминизм, предполагавшая рассмотрение этого феномена как целиком природного, данного конкретному индивиду от рождения. Так принцип единства и природности человечества раскалывает его же на одаренных природой и ею неодаренных. Наиболее последовательной попыткой осознать опосредованный характер корреляции индивидуальных способностей с конкретным биологическим организмом в домарксистской материалистической философии была система Гельвеция, которая содержит очень важную мысль об общественной

сущности человека, о социокультурных механизмах формирования цвдиввдуальностм, и вплотную подводит к открытиям К.Маркса и Ш.Энгельса.

Применяя марксистский материалистический монизм к исследуемому вопросу, автор выделяет общественно-исторический и ицци-ьадуально-психологический уровни проблемы. Правде всего показывается, что творческая индивидуальность - это объективное общественное отношение между индивидом и социумом, она может быть адекватно понята лишь в контексте логики исторического процесса. Поскольку специфика человеческого бытия состоит в том, что оно есть бытие индивидуально-общественное, автономность существования диалектически связана в нем с "тотальностью человеческого проявления жизни". Уникальность, будучи проявлением автономности, , необходимо включена в общую систему связей определенного социального целого, а ее реальность выступает как персонификация человеческих творческих способностей.

Дл! выяснения исторического движения таланта диссертант выделяет историческое противоречие мевду творчеством как сущностной характеристикой человеческого бытия и развитием творческих способностей каздого конкретного индивида. У истоков противоречия стоит классовое общество с его разделением труда и вычленением конкретного индив.да из родовой общности, противопоставленной его индивидуального бытия общественному. Возникающее экономическое различие мевду людьми явилось основой формирования уникальной личности. Это - та непосредственная база, на которой может возникнуть человеческая "самость", первоначально в форме осознания своих специфических функций в системе общественного целого. Раз-делание труда впервые сделано возможным вычленение и развитие индивидуальных наклонностей, формирование творческой субъективно--сти. Однако специфический конкретно-исторический /антагонистичен кий/ тин разделения труда сделал одновременно невозможным стабильное общественное воспроизводство творческой индивидуальности как правило. Разделение труда, отлившееся в отчужденную форму иерархии профессий, порождает социальное обособление труда и творчества, превращение Труда большинства людей в отчужденные формы деятельности, а творчества - в удел немногих. Таким образом, историческая ди^-рйнциацип человечества по уровни развитии 'способностей, возможностям нцциьидуалиюго вклада о культуру сия-

зывается автором прежде всего с социально-классовыми причинами.

Для последовательного проведения социокультурной линии на индивидуально-психологическом уровне диссертантом показывается чувственно-предметная, социокультурная природа биологического субстрата способностей. На данных современной психологической науки доказывается, что процесс человеческого культурного развития не столько надстраивается над натуральными процессами, сколько определяет их дальнейшее /вторичное/ изменение. В ходе индивидуального развития образуются своеобразные структурные соединения функций мозга, так называемые "функциональные органы" мозга, представляющие собой новообразования, которые и являются материальным субстратом спеодф1ческих функций и способностей. Знание законов формирования высших психических функций, обслуживающих творческое развитие человека, позволит целенаправленно управлять этим процессом в целях наиболее полного развития способностей людей.

В разделе делается вывод, что сумма человеческих дарований определяется прежде всего мерой многообразия форм социальной жизнедеятельности, дифферешщацией индивидуального овладения наличной культурой. Чтобы каждый человек стал личностью, талантливой индивидуальностью, необходимо организовать такой способ включения человека в производство общественной жизни на всех уровнях, такуя систему социальных требований, при которых будет реально создана необходимость формирования человека как творческой личности. Именно в'этом видится автору действительная практическая проблема, а не в разрешении схоластического спора о способности или неспособности каждого человека овладеть достижениями культуры и внести в них свой вклад.

Поэтому во втором разделе - "Гуманистическая сущность социализма и проблема -реализации творческого потенциала социалистической личности" - анализируется в исследуемом контексте историческое достижение социалистического общества по упразднению основы qcex форм социального отчуждения, подчинению всех сфер общественного производства цели формирования нового человека. Личностное развитие всех трудящихся становится возможным Fia путях реализации сущностных тенденций социализма: I/ вовлечения все более широких масс трудящихся во все формы творческой общественной активности; 2/ упразднения "творческой элиты" как осо-

бого социального образования. Всеобщее противоречие истории между творчеством как специфическим способом человеческого бытия и конкретно-индивидуальной формой его реализации вступает а стадию своего практического разрешения. Раскрепощение творческого потенциала трудящихся, пробуждение их к активной общественной жизни объективно порождают потребность реализации и воспитания талантов. А на этапе совершенствования социализма впервые возникает проблема таланта как практическая проблема приобщения каждого члена общества к активному освоению и производству культуры. Более того, возможность дальнейшего развития общества непосредственно связана с решением задач, вытекающих из объективных требований проблемы.

"Живое тзорчество масс", показывается в разделе, - это не состояние, а процесс, который реализуется исторически противоречиво, в непосредственной связи с реальными потребностями общества в определенном уровне и характере творческих способностей, наличными юзыожностями задействования человеческого потенциала. Первым этапом массового превращения человека труда в творца явилась сама социалистическая революция. Она впервые поднимает угнетенные массы к творческому созиданию новых форм общественной жизни, будит творческие силы трудящегося человека. С первых шагов молодая Советская власть опиралась на самоотверженную активность массы и.ставила своей первой задачей всемерное развитие этой активности. Организация цроизводственного процесса на принципиально новых основах, управление новым государственным и производственным аппаратом, создание материально-технической базы социализма -таковы первые пути реализации творческой энергии широкими слоями трудящихся. Первым проявлением творчества в труде явился массовый трудовой энтузиазм в тяжелой будничной работе, главным стимулом к труду бшо осознание личностью своего нового положения в обществе, своей причастности к революционному творчеству, политической значимости личного трудового вклада. Преимущественно и к -стенсивные формы общественного воспроизводства обусловили то, что каждая трудовая единица имела смысл и ценность не через свою уникальность, а как раз со стороны еэ'принадлежности к целой". И в победе революции, и в "построении социализма решающую роль играла именно массовость, совокупная способность трудящихся к творчеству новой иизни.

Новая ситуация, сложившаяся в результате построения социализма, характеризовалась качественными изменениями в производительных силах и производственных отношениях страны. Развернувшаяся эпоха НГР в сочетании с социальными достижениями СССР объективно ставила рубеж следующего этапа в развитии творческого потенциала трудящихся - постепенного перехода /экономического и организационного/ к задействованию и развит!® каждой человеческой единицы с учетом ее наклонностей и общественных потребностей. Но исторически сложилось так, что этот, новый этап не был своевременно оценен и реализован. Проблемная ситуация, которая объэк- ' тивно возникла на этом рубеже, состоит в том, что объективные требования научно-технического и социального прогресса приходят в противоречие с наличным хозяйственны;.! механизмом и организационно-функциональной структурой государственного управления, а потребность общества в творческой активносги каждого своего члена - с механизмами и практическими возможностями реализации человеком своих творческих способностей.

Разрешение назревшей социальной ситуации, практическое приведение механизма распределения по способностям в соответствие с требованиями современного этапа в новых условиях перестройки всего общественного организма осуществляется на двух взаимосвязанных-направлениях: I/ на путях организации реальной возможности опредмечивания каждой личностью своих творческих сил; 2/ в процессе реализации комплексной социально-педагогической программы (формирования в массовом масштаба талантливых творческих индивидуальностей. Причем, приоритетное положение занимает задача создания атмосферы социальной справедливости, творчества, инициативы на всех уровнях общественного организма. Конкретными предпосылками, которые призваны реализовать человекофор'мирущпй заряд социализма, называются, с одной стороны, ускорение научно-технического прогресса, совершенствование социально-экономических и производственных условий труда, с другой, - углубленная демократизация все:, сфэр общественной шзни. Задача состоит в том, чтобы создать аде -кватные социализму технические и социальные условия свободы творчества.

На основе сказанного автор делает вывод, что осуществляем*г в настоящее время в стране преобраэошшия должны стать началом пратттчегко.3 реализации э5некоммунистического принципа "от каждо го - по способностям", создать надежную соцл°п'.-но-э'го.чомнческую

базу для формирования из каждого труженика творческой личности. IIa повестке дня непосредственно стоит задача формирования в массовом масштабе такой личности, реализующей в процессе творческого созидания всэ богатство своей индивидуальности. Происходящее сегодня массовое приобщение к активному созидательному творчеству /в самом широком смысле/ является предпосылкой непосредственного, участия широких трудящихся масс в творческом производстве жизни на всех уровнях и во всех формах. Это есть переходная форма на пути формирования коммунистического идеала - Человека-творца /^таланта/, опредмечивающего свои творческие способности безотносительно к заранее установленному масштабу.

Анализу воспитательных механизмов процесса формирования такой творческой индивидуальности посвящен третий раздел - "Воспитательный аспект проблемы таланта в условиях совершенствования социализма". В условиях социализма изменяется общественный статус института воспитания, существенно повышается его роль, что связано 1 возрастанием в коммунистической формации значения сознательных факторов управления. Более того, задача формирования нового человека на может быть решена автоматически, без сознательных воспитательных усилий общества; производство человека становится главнейшей отраслью совокупного общественного производства.

Коренное отличие системы обучения и воспитания в коммунистической формации состоит в том, что она впервые в истории направлена на формирование всесторонне и гармонически развитой личности каждого человека. В раздела подчеркивается мысль, что всестороннее развитие К.Маркс связывал превде всего с всесторонним развитием способностей личности, возвращением каждому индивиду его сущностной универсальности, с обратным воссоединением s конкретной деятельности ее сущностных творческих моментов, отторгнутых и превращенных в самостоятельные виды деятельности на определенном этапе исторического процесса. Поэтому становление коммунистического идеала всесторонне и гармонически развитой личности нужно прежде всего рассматривать как процесс овладения каядаы человеком своей творческой сущностью. В связи с этим пя система коммунистического "воспитания может существовать только кнк процесс: целенаправленного формирования творческой индивиду-апыпсти в массовом масштабе,

- 15 -

Исходя из утвердившейся периодизации формирования творческой индивидуальности /первичная социализация; образование и обучение; освоение соответствующей сферы деятельности/, особое внимание уделяется первым двум этапам, составляющим объект собственно воспитательного воздействия. На данных современной науки доказывается, что для. всего последующего развития ранний возраст таит громадине возможности, используемые в настоящее время совершенно недостаточно. Психологические и физиологические исследования становления психики у детей показывают, что это - целиком прижизненный процесс, важнейшие механизмы которого складываются на самых ранних этапах социализации. Именно начальный период, столь важный для формирования творческих спосо йгостей человека, в до сих пор существовавших условиях являлся в наибольшей мере случайным, нецелесоофазным. Глубокая педагогическая запущенность /нувэрс/ - закономерная тенденция такой воспитательной спонтанности. Отдельные эксперименты воспитателей-энтузиастов, работающих с маленькими детьми, показали, что, применяя адекватные формы воспитания', можно сформировать -и развить спосо&оити у детей до высокого.уровня. То есть уже сегодня намечены правильные подходы к раннему формировании талантов,-воспитание творческих индивидуальностей в массовом масштаба непосредственно стоит на повестке дня. Анализ накопленного опыта позволил сделать вывод, что научная организация первичной социализации, - настоятельное требование времени. Это - дело большой государственной важности, и, очевидно, без коренной реформы всей системы дошкольного воспитания здесь не обойтись.

Далее анализируется важнейшее исторически сложившееся звено системы воспитания - школа. В отличие от заведомо сегрегирующих, элитарных установок в капиталистической воспитательно-оОразова-тельной системе, социалистическое педагогическое кредо - угадать личность в каждом уч.нике. Социалистический образовательный процесс должен, строиться на марксистской гуманистической традиции: каждый человек - в возможности яркая личность, угадать которую и развить призвана школа современного социалистического'обцества. Большую'практическую работу в поиске оптимальной систеш воспитания и о Сучения талантливого человека проводят в различных уголка> страны учителя-экспериментаторы. Советская педагогика в лице ее передовых представителей доказывает, что нет неспособшх детей, наиболее эффективный путь к развитию индивидуальных способностей

hi.-i.vit через приойцение школьников к всесторонней творческой деятельности с первого клесса,

Достигнутый педагогической наукой и практикой уровень поз-ьоляет ухе сегодня говорить о практической возможности целенаправленного формирования у человека психических функций и способностей. ОСойцение и использование в практике обучения этих результатов способы привести к существенному расширению возможностей педагогики. Именно нацеленность всего воспитательного аппарата на творческую индивидуальность - последнее слово педагогической науки и практики.

В соответствии с логикой раскрываемой позиции диссертант подвергает критике распространенные идеи о необходимости ранней дифференциации и отбора детей, создания для наиболее одаренных специальных классов, школ с улучшенными условиями обучения. Мысль эта основывается на том очевидном факте, что появление таланта в настоящее время является случайным явлением, что общество еще не овладело "оловиями, при которых мог бы развиться талант каждого. Попытки провести воспитательную дифференциацию в ранг государственной политики свидетельствуют о том, что общество и не желает овладевать этими условиями, сознательно закладывает изначальную дифференциацию в уровне освоения культуры своими членами. Такое положение означает неоХодимость коренной ломки укоренившиеся предрассудков о внутренних источниках духовного развития человека и активной перестройки всего педагогического аппарата. Дифференцированный подход, преследующий только одну цель - формирование творческого человека, уже давно провозглашенный наукой и остро поставленный на практику дня реальностями современного этапа, способен дать новый толчок школьной системе воспитательного процесса.

На основе проведенного анализа автор выделяет два фундаментальных принципа, на которых должна строиться вся система социалистического воспитания: I/ вся система воспитания с его конкрет-Н1ми палат, уровнями, формами, как в совокупности, так и в каждом конкретном моменте, должна безусловно реализовывать высшую цель госпнтательного процесса нового общества - формирование талантливой развитой индивидуальности; 2/ воспитательным воздействием, иыеещиы а виду реализацию :Лой высшей цели, должен Сыть охвачен ьтдий индивид и социалистический коллектив, безотносительно к какому-либо искусственно возведенному иаоштабу. Последовательная {»¡ьллэвлий отих двух принципов будет означать реализацию высшей

цели коммунистического строительства - формирование из каждого трудящегося Личности-творца.

В заключении подводятся краткие итоги исоледовашя, делают-оя оСЬйцапцие выводы, подчеркивается методологическая и практическая значимость исоледовашя про Слеш; сформулированы предложения по дальнейшему изучению проблемы и практическому использованию результатов диссертационной работы.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались автором на Всесоюзном теоретическом семинаре "Мировоззрение и научное по8наниеп- IX /Луцк,1986/ и X /Бердянск,1987/; на У межвузовском симпозиуме "Актуальные проблемы идеологического обеспечения научно-технического прогресса" /Свердловск,1986/; на Республиканской школе молодых философов - I /Алушта,1985/, II /Алушта,1997/.

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях:

1. О природе человеческих способностей // Вопросы научного коммунизма,- Вып.64,- Киев:Вища школа,1986.- С.48-54.

2. Активизация человеческого фактора как проблема таланта // Актуальные проблемы идеологического обеспечения научно-технического прогресса/ У межвузовский симпозиум 26-27 ноября 1986г. .г.Сверц-ловск/.- Тезисы докладов и сообцений.- Свердловск,1987,- С.99.

3. Профессионализм и перспективы всестороннего развития личности // Вопросы научного коммунизма.- Внп 67.- Киев:Вица откола, 1987.-С.86-91.

Подп. к им. ?. и Формат (С-ЧЧ^ Бумага /¿,, кеч. офс. Усл. печ. л. Уч. изд. л. -й А Тнр.ик '{¿'

Зак.?-5.1'/У Бесплатно . .

Киевская книжная типография научной киши Кпеп,'Репина, 4.