автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Творчество в пространстве культуры детства
Текст диссертации на тему "Творчество в пространстве культуры детства"
/ У?
/
/ .;'
0 <И
/ 1 {¡Г .
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
КУРУЛЕНКО ЭЛЛЕОНОРА АЛЕКСАНДРОВНА
ТВОРЧЕСТВО В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА
24.00.01 - «Теория культуры»
Диссертация на соискание ученой степени
доктора-культурологических наук
пум ВАК Рос:'.:;
ученую степень д,
> 1
Кш,
Ь'
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ [999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................3
Глава 1. Детство как этап жизненного пути....................................15
1.1. Жизненный путь личности......................................................15
1.2. Творческая личность и ее жизненный путь............................33
Глава 2. Детство как предмет исследования..................................63
2.1. Историография детства............................................................63
2.2. Теории детства..........................................................................67
Глава 3. Детство как социокультурный феномен..........................106
3.1. Историческая эволюция детства, социокультурный аспект. 106
3.2. Понятие культуры детства, ее сущность и функции в системе «человек-общество»................................................................132
Глава 4. Специфика детского творчества......................................158
4.1. Общие творческие способности..............................................159
4.2. Характеристика творческих способностей детей..................172
Глава 5. Моделирование креативной деятельности......................193
5.1. Организация экспериментальной ситуации креативной деятельности....................................................................................193
5.2. Динамика развития творческих способностей детей............221
5.3. Влияние продуктивного художественного творчества на личность............................................................................................262
Заключение............................................................................................282
Библиографический список..................................................................291
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное состояние общества, складывающаяся социокультурная ситуация резко обостряют интерес к проблемам детства, положению детей в обществе, особенностям их ин-культурации. В настоящее время изменяется культурное содержание детства, и важно определить тенденции перемен. Научный интерес представляет исследование динамики и механизмов освоения культуры, определение стилей социализации детей.
Изучению детства, особенностям процесса развития на разных возрастных этапах, посвящено огромное число исследований, направленных на разработку его периодизации, фиксирующих устойчивость определенных особенностей и закономерностей данного процесса.
Большинство существующих теорий о социокультурных изменениях в процессе жизненного цикла представляют действительную картину жизни человека в сравнительно статичном обществе. Люди прошлого века вели жизнь с достаточно "низкой скоростью", их социокультурные ориентиры были долговечными. В настоящее время, когда предельно возрастают скорости и масштабы перемен, ускоряется темп жизни, бытие меняется с невиданной прежде скоростью, новому поколению предстоит освоить не готовое решение проблем, а реализовать творческий импульс к самостоятельному движению. В мире, который "всегда нов", невозможно адаптироваться без возрастания роли креативных способностей личности. Творчество ребенка становится важным условием социализации, а миромоделирование превращается в ведущую деятельность в детстве, определяющую доминанты осуществления личности в культуре.
Они детерминируются коммуникативными связями мира детства и мира взрослости.
При рассмотрении многообразных аспектов феномена детства особую значимость приобретает проблема культурогенного смысла творчества. Детская открытость всем языкам бытия, безграничные возможности синтеза этих языков, духовная щедрость и оптимизм, детский дар творчества таят в себе не только духовную силу, но и духовную незащищенность, слабость перед лицом жесткой технологичностью современной действительности.
С одной стороны общество заинтересовано в том, чтобы поддерживать и поощрять самоопределение и самореализацию личности через развитую систему социокультурного творчества, соответствующую его гуманистическим ожиданиям. Но с другой стороны, талант - возмутитель спокойствия, разрушитель порядка, носитель хаоса. Именно успехи наиболее выдающихся деятелей в сфере политики, экономики, религии, искусства ведут к преобразованию существующего порядка и созданию нового. А будет ли этот порядок лучше или хуже, ни социуму, ни культуре неизвестно и последствия непредсказуемы. Поэтому вся инфраструктура социума и культуры нацелена на поддержку наличного порядка, а это создает препятствия реализации таланта.
Как же сберечь "творческость" детства и нужно ли его специально оберегать? Сегодня теоретики и практики педагогики, психологии, социологии, этнографии размышляют над ответом на этот вопрос. Актуальность проблемы детства осознается всеми.
Социальный статус детства, его место в структуре жизненного пути человека, отношение к детям со стороны общества менялись в разные периоды истории весьма значительно. Современное мировое сообщество
приходит к признанию детства важнейшей культурной ценностью. Показателем этого являются ежегодные международные конференции по проблемам детства, которые проходят в последнее время в Петербурге, а также включение детства в общую концепцию философии культуры и эстетической теории, разрабатываемые М.М. Каганом.
Наиболее сложной и фундаментальной теоретической проблемой является понимание детства как стартового креативного потенциала, как одного из основных факторов становления и развития жизненной траектории личности в социокультурном пространстве. Понятие пространства (жизненного, социокультурного) имеют для нашего исследования принципиальное значение. С.Н. Иконникова выделила два аспекта культурного пространства - культурное пространство как ареал распространение различных культурных феноменов и культурное пространство как целое, объединенное общими ценностями. В данном исследовании пространство выступает как принцип упорядочивания социо-культурных ценностей.
Детство в нашем понимании - это не "социальный питомник", а развернутое по времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности пространство, в котором взаимодействуют взрослые и дети. Для культуролога изучение истории детства распадается на две самостоятельные и в то же время взаимосвязанные проблемы. Во-первых, это исследование исторической эволюции детства как социокультурного феномена и, во-вторых, изучение истории детства в жизненном цикле личности в определенном культурном контексте. Философско-культурологический анализ детства предполагает прежде всего определение типов отношения человека и различных сообществ к процессу взросления. Вместе с тем, продуктивен экскурс в проблематику истории детства как социокультурного феномена. Можно полагать, что имеются
общие черты на ранних этапах истории между культурой общества и культурой детства.
Творчество есть фундаментальная особенность бытия культуры, а культура детства - составная часть культуры человечества. Проникновение в сущность творчества в пространстве культуры детства и является одной из задач культурологии.
Система образования, воспитания, обучения на пороге XXI века требуют радикального пересмотра. Психология, философия, культурология должны совместными усилиями выявить диалектику соотношения детства и взрослости, специфическую силу и слабость, возможности и границы деятельной активности каждого этапа существования личности, чтобы найти оптимальные способы процесса "очеловечивания человека", которые могли бы выявить и сохранить уникальную потенциальную энергию детства на следующих этапах развития личности, непротиворечиво соединяя эти качества с обретаемыми на новых ступенях развития. Речь идет о непосредственном восприятии мира, живой эмоциональности, безграничной мощи продуктивного воображения, фантазии, потребности в глубинном общении с себе подобными, с одухотворяемыми животными, растениями, природными стихиями и с очеловечиваемыми вещами; неприводящими, однако, к уже изжитому человечеством мифологизирующему мир мистицизму.
Актуальность проблемы творчества для культурологического анализа детства и социокультурной практики, недостаточная ее разработанность, а также личные культурологические интересы определили тематику и основную идею исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Загадки научного и художественного творчества всегда интересовали исследователей. Но
лишь в научном активе XX столетия нашлось место для формирования эврологии (П.Энгельмейер) как комплексной междисциплинарной науки о творчестве, наряду с успешно разрабатываемыми отечественными учеными философскими (A.C. Арсеньев, Г.С. Батищев, B.C. Библер, Г.А. Давыдова, С.Н. Иконникова, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, З.М. Какабадзе,
B.В.Селиванов, А.Г.Шумилин и др.), психологическими (H.A. Берштейн,
C.J1. Выготский, С.О. Грузенберг, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.), значительный интерес представляет ее социально-философский аспект (В.Х. Беленький, Ю.М. Бокань, Т.М. Заславская, В.Т. Лисовский, Я.А. Пономарев).
Особое поле исследования творчества создают труды ученых, изучающих специфику проявления творчества в культуре, в многообразии духовных и эстетических ценностей. В их числе мы выделим И.А. Бутен-ко, Л.А. Гордона, Л.Г. Ионина, В.А. Конева, М.К. Мамардашвили, В.Т. Мещерякова, Л.Н. Столовича, В.Г. Харчеву.
Исключительную значимость для данного исследования имеет культурологическое направление изучения творчества, представленное С.С.Аверинцевым, Г.С.Батищевым, М.М.Бахтиным, В.С.Библером, Д.С.Лихачевым, А.Ф.Лосевым, В.В.Селивановым. Эти мыслители, раскрывшие особую роль духовности и культуры в человеческом бытии, предопределили наше понимание творчества не только как опредмечи-вающе-распредмечивающую деятельность, но и сформировали наш взгляд на творчество как на феномен подлинного бытия.
Анализ структуры творчества и ценностные ориентации подрастающего поколения осуществлен в работах М.А.Ариарского, Л.Г.Брылевой, С.Н.Иконниковой, И.С.Кона, В.В.Селиванова, Б.А.Титова. В значительной степени социально-философские исследования творчест-
ва касались темы построения системы правильных взаимоотношений с другими людьми и общества в целом. Данная исследовательская позиция представлена работами К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинского, С.И.Борзилова, И.Г.Бжалава, Ж.А.Васильевой, И.В .Журавлевой, С.В.Иванова, В.А.Кобылянского, И.С.Кона, М.Ю.Кондратьева, В.Т.Лисовского, А.В.Лисовского, Н.А.Минкина, Б.Д.Парыгина, Б.А.Титова, Ж.Т.Тощенко, С.В.Харченко.
О детстве и проявлениях "детскости" как специфической характеристике духовного мира взрослого человека писали почти все мыслители прошлого. В трудах Платона, Аристотеля, Августина, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, Л.Фейербаха, содержатся глубокие размышления о соотношении детства и взрослости. Жизненные смыслы и ценности детства исследуются в работах А.Камю, М.Мид, Х.Ортеги-и-Гассета, Ж.Сартра, Р.Тайлора, З.Фрейда, Э.Фромма, Й.Хёйзинги, и других. В отечественной философии эту проблему разрабатывали Р.Т.Апресян, Г.Д.Гачев, Е.В.Золотухина-Аболина, И.С.Кон, А.А.Петраков, К.С.Пигров.
Однако, философия и культурология детства, в лучшем случае, были в фокусе небольшого числа как отечественных, так и зарубежных исследователей и не пользовались популярностью в академических кругах. Ребенок как объект педагогических усилий взрослых - вот типичные представления о детстве на протяжении веков, практически у всех народов, несмотря на различие культур и цивилизаций.
Объектом исследования в данной диссертации является культурное пространство детства как ценностно - регулятивная система.
Предмет исследования - детское творчество; социокультурные условия и механизмы проявления детской креативности.
Цель исследования состоит в анализе феномена творчества в социокультурном пространстве детства как бытийного элемента жизненного мира ребенка.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить культурологический анализ понятий "детство", "взросление", "культура детства", "детское творчество".
2. Исследовать феномен "детства" как культурного пространства жизненного пути личности.
3. Изучить и систематизировать теории взросления с точки зрения содержания и функций детского творчества в процессе развития личности.
4. Проанализировать биографии творческих личностей с целью выявления проективных механизмов подражания и творчества, заложенных в детстве.
5. Рассмотреть историческую эволюцию детства как феномен культуры и определить сущность, структуру и функции культуры детства.
6. Выявить специфику детского творчества на разных этапах взросления.
7. Проанализировать воздействие социокультурных условий современности на творческую активность детей.
8. Изучить условия и факторы, способствующие и блокирующие развитие детского творчества на индивидуальном и социальном уровнях.
Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные работы по философии, теории культуры, исторической культурологии, психологии, социальной антропологии, в которых разрабатываются принципы междисциплинарного и системного анализа социокультурных явлений.
В данном исследовании культура рассматривается как система взаимодействия различных форм и видов творческой деятельности человека, освоения и созидания духовных ценностей и реализации способностей и талантов.
Рассматривая детство как феномен культуры диссертант опирался на деятельностную концепцию культуры, представленную в трудах М. С. Кагана, в которых выявлена связь человеческой деятельности и культуры, выраженная в формуле "Человек - творец и творение культуры". Рассмотрение творчества ребенка в этой теоретической перспективе определило проблематику данного исследования.
Основные методы исследования. Исследование строится на основе междисциплинарного подхода к анализу сущности детского творчества на основе концептуальных схем психологии, культурологии, социологии, истории и других гуманитарных наук. В диссертации используются следующие методы: сравнительно-исторический (изучение эволюции детства и динамики творчества в пространстве культуры детства, изучение отношения к детству как явлению культуры), системный (целостное рассмотрение творчества как бытийной характеристики жизненного мира ребенка), эволюционный (история развития детского творчества в фило-и онтогенезе, педагогико-экспериментальный (целенаправленное формирование творческого потенциала детской личности в хореографическом коллективе), биографический (исследование продуктивности ярких творческих личностей в зависимости от их первых "творческих проб" в детстве).
Эмпирическая база исследования. Одним из основных методов исследования являлся педагогический эксперимент, результаты которого были подвергнуты культурологическому анализу. Эксперимент осущест-
влен в 1980-1983 годах и включал задачи как поисково - констатирующего, так и формирующего характера. В процессе эксперимента мы стремились создать определенную систему условий для проявления и развития творческих способностей детей, а также уточнить степень влияния продуктивного творчества на их личные качества. Среди методов исследования значительное место занял сравнительный анализ различных видов творчества участников исследовательского проекта. Экспериментальное изучение творческого развития детей завершилось созданием их монографических портретов. После окончания педагогического эксперимента в 1983-1997 гг. мы проследили судьбы его участников. В процессе исследования были также использованы: включенное наблюдение, глубинное интервью, воспоминания детства, незаконченные предложения, дневники-самоотчеты, социометрия и лонгитюд.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• Дана целостная характеристика феномена детского творчества на пересечении нескольких теоретических координат: исторической, психологической, социологической, культурологической и педагогической. Творчество рассматривается как универсальный компонент бытия субъективности ребенка и способ взаимодействия с миром культуры.
• Обосновано понимание культуры детства как социального пространства, рассмотрены особенности творческого развития ребенка в исторической перспективе, континууме социокультурной жизни. На основе единства онтологического и аксиологического подходов разработана креативная парадигма культуры детства, показано, что детское творчество, опирающееся на бессознательные проективные механизмы, способствует в процессе социализации выработке �