автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.04
диссертация на тему: Танцевальная культура в контексте духовности мордвы
Текст диссертации на тему "Танцевальная культура в контексте духовности мордвы"
зв-г^/зз' в
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Н.П.ОГАРЕВА
На правах рукописи БУРНАЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ
'У
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОСТИ МОРДВЫ
Специальность 24.00.04 - прикладная культурология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии
Научный руководитель-действительный член РАСН, доктор философских наук, профессор ВОРОНИНА Н.И.
Саранск -1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3
I ГЛАВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА.
1.1. Исторические предпосылки возникновения пластической специфики национального танца мордвы..................................13
1.2. Методологические вопросы становления народной танцевальной культуры................................................................48
II ГЛАВА ТРАНСЛЯЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПАРАДИГМ В ПРАКТИКЕ ИСКУССТВА ХОРЕОГРАФИИ.
ПЛ. Танцевальные образы и их элементы в обрядах и
ритуальных действах мордвы.......................................................78
11.2. Создание компонентов профессионального мордовского танца.................................................................................................97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................123
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................131
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................144
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы . Предметом данного исследования является танцевальная культура мордовского этноса, ее основания, генетическая связь с бытом мордвы, ее верованиями и жанрами народного творчества. При определении темы мы исходили из сегодняшней ситуации: отсутствии каких-либо теоретических разработок изучаемой проблемы; необходимости комплексного подхода к рассмотрению разновидностей народной хореографии мордвы; современными требованиями не только освоения, но и создания новой танцевальной палитры эрзянского и мокшанского танца. Это заставило нас выйти в смежные области, на "перекресток" наук. В настоящей работе диссертант собрал богатый, но разнородный материал воедино, чтобы, с одной стороны, вычленить, а с другой-обобщить опыт, накопленный литературоведами, историками, искусствоведами, фольклористами. Это помогло более полно представить и научно обосновать жанры мордовского народного танца, их происхождение, становление и развитие, выявить их характерные особенности и перевести традиционные элементы мордовской хореографии на современный танцевальный язык. Народный танец является одним из древнейших видов искусства, возникших в эпоху первобытного синкретизма. В силу своей специфики он обладает огромной информативностью, которая значима не только для истории и теории самого танца, как вида искусства, но и для изучения истории этноса в контексте его духовности, в выявлении и постижении констант и доминант национального характера.
Мордовский народ с древнейших времен с помощью танца, пластически, умел выражать многообразие чувств (мольбу, страх, скорбь, гнев, радость, нежность, торжество и веселье). Все это, как и желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав,
формировало своеобразную "копилку" танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, в свою очередь, развивая пластику тела и углубляя человеческую мысль о ней, складывались в определенную лексику танцевальных движений национального традиционного танца. Лексика служила и своеобразной пластической летописью, и формой передачи родовых традиций, и средством познания мира, и способом выявления разнообразных дарований.
Мордовская народная хореография, как одна из наименее исследованных областей традиционной мордовской культуры в наши дни требует к себе особого внимания. Для детального анализа танца потребовалось изучение: эмоциональных, психологических, ритуальных, а подчас и общественных характеристик этноса; места и роли танца в культуре этноса в историческом движении; сравнительных характеристик народного плясового искусства и песенно-танцевальных действий; пластики старинных мордовских плясок, генезиса танцев, и их семантики; материала в динамической последовательности, специфических компонентов пластики танца, вариативности и ее закономерностей. В связи с этим автором были поставлены вопросы, решение которых повлияло на концепцию работы: во-первых, каково значение самого танца, как текста культуры и смысл его в жизни человека; во-вторых, какова система народного танца и как связаны с ней язык, религия, искусство, политика; в-третьих, с чем связана устойчивость традиционных элементов танца, одновременно его динамическое развитие; в-четвертых, чем обусловлены отличия танцев друг от друга; в-пятых, каким образом отдельные мордовские танцы помогают решить некоторые поэтико-нравственные задачи в культуре этноса.
Состояние научной разработанности проблемы. С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-
заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, перплясы, образные и сюжетные танцы, а также пантомимы. Хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинации движений, своеобразная пластика, наличие самобытных, сугубо национальных характеристик движений рук и ног присутствуют в них наряду с общим, интернациональным народов Поволжья и Приуралья. Эта специфика пока не подтверждена обстоятельными исследованиями, однако отдельные моменты ее получили обоснования в работах об этническом мордовском А.В.Алешкина, В.А.Балашова, В.С.Брыжинского, Н.И.Бояркина, В.Ф.Вавилина, М.Ф.Ефимовой, Н.В.Заварюхина, А.С.Лузгина, Т.П.Прокиной, М.И.Суриной, А.Д.Шуляева и интернациональном (российском) танцевальном фольклоре Г.Я.Власенко, КЛ.Голейзовского, В.Н.Майнова, М.П.Мурашко, А.А.Чеботкина и других.
Информация о мордовской танцевальной культуре рассредоточена по различным источникам. Автор использовал историко-этнографическую литературу (работы С.Архангельского, В.П.Ежовой, А.Л.Л-вь, Лукина, М.Т.Маркелова, В.Н.Мартьянова, П.И.Мельникова-Печерского, А.Н.Минха, А.Примерова, П.Т.Прокиной, И.Н.Смирнова, Н.И.Спрыгиной, А. А .Шахматова, В.А.Юрченкова, Г.Яковлева).
Автором изучены рисунки, фотографии и описания орнамента, отдельных экземпляров одежды, ювелирных украшений, предметов быта, музыкальных инструментов (представлены в приложениях). Источником исследования явилась также собственная экспедиционная работа автора и кафедры национальной хореографии Мордовского госуниверситета (руководитель И.В.Алексеева).
Плодотворное многоаспектное исследование танцевальной культуры мордвы стало возможным с появлением новых способов
фиксации материала, каковыми являются видео- и звукозапись. Они определили качество собирательской деятельности в последнее время и позволили ввести в научный оборот документированные образцы народного танцевального искусства, по которым ведутся острые дискуссии: являются ли они историческими источниками самой мордвы, возникшими на почве собственных этнокультурных традиций или они есть копия заимствованных элементов танцевального фольклора народов финно-угорской группы Поволжья и Приуралья. Анализируя эти вопросы, автор опирался на труды: Г.Беневоленского, М.Е.Евсевьева, М.И.Каргиной, Е.Н.Ломшиной, А.Листова, В.Н.Майнова, А.И.Маскаева, М.Т.Маркелова, П.И.Мельникова-Печерского, А.ИМинха, К.Митропольского, В.Новочадова, А.Примерова, Н.Прозина, И.Русанова, И.Рюйтель, К.Т.Самородова, Г .И. Снежницкого, К.Фукса, А. А.Шахматова, В.А.Юрченкова, Г.Яковлева и других.
Необходимо отметить, что некоторые аспекты национальных танцев других народов Поволжья и Приуралья, в том числе и финно-угорской семьи, получили освещение в теоретических работах. Это танцы марийского, коми, удмуртского и других этносов. Эти исследования использованы в нашей работе. Изучение танцевальной культуры мордвы потребовало привлечения теоретических материалов не только в области хореографии, но и в смежных гуманитарных науках: -философии, теории культуры (М.М.Бахтин, Б.П.Вышеславцев, Ю.М.Лотман, Э.Сепир);
-литературоведения (А.В.Алешкин, А.Н.Веселовский, МЕ.Евсевьев, И.ИЛажечников, В.Н.Майнов, К.Т.Самородов);
-этнографии и антропологии (А.Е.Алихова, А.И.Емельянов, ВЛ.Ежова, А.Ю.Заднепровская, Л.Леви-Брюль, А.Н.Минх,
К.Митропольский, Н.Ф.Мокшин, И.Н.Смирнов, А.П.Смирнов, С.А.Токарев, Д.Д.Фрезер, К.Фукс);
-археологии (Г.А.Архипова, Ю.Готье, П.П.Ефименко, М.Ф.Жиганова, В.Н.Мартьянов, Е.А.Рябинин, П.Д.Степанов);
-истории (Н.В.Заварюхин, П.И.Мельников-Печерский, П.С.Паллас, М.Попов, Б.А.Рыбаков, П.С.Рыков, А.Х.Халиков, А.А.Шахматов, В.А.Юрченков);
-психологии (Л.С.Выготский, Б.П.Вышеславцев); -общей теории и истории искусства (Б.В.Асафьев, Л.Д.Блок, Н.И.Воронина, В.Ф.Генинг, Т.В.Дадианова, К.А.Еременко, Р.В.Захаров, И.И.Земцовский, П.М.Карп, З.Кодай, А.А.Конович, А.П.Косменко,
A.М.Линевский, А.Ф.Некрылова, Т.П.Прокина, В.В.Радя, А.Ручьева, Ю.И.Слонимский, Э.И.Шумилова, Ю.Ф.Юшкин).
Источниками исследования явились материалы экспедиций XIX -XX веков. Данные хронологические рамки обусловлены, с одной стороны, малочисленностью источников по теме диссертации более раннего периода, с другой, возможностью на основе собранного нами разнообразного материала скорректировать сведения по этому периоду. По мере возможности максимальное хронологическое углубление исследования шло за счет использования археологических источников.
Весьма высокой информативностью отличаются материалы этнографических, этносоциологических, фольклорных,
археологических экспедиций, проведенных в разные годы под руководством Е.А.Алеховой, В.Н.Белицер, В.С.Брыжинского, Н.И.Бояркина, М.Е.Евсевьева, П.П.Ефименко, Т.А.Крюковой,
B.Н.Мартьянова, Д.Т.Надькина, К.Митропольского, П.С.Палласа, М.Попова, Н.Прозина, И.Русанова, Е.А.Рябинина, Б.М.Соколова, Г.И.Снежницкого, К.Фукса.
Автор использовал разнообразные способы работы с материалом: отбор, обработку, нотирование звукозаписей; аранжировку, интерпретацию народных мелодий, что было возможно лишь на основе огромного числа научно осмысленных фактов. Кроме определения степени достоверности каждого факта, при отборе и систематике данных автор учитывал их типологию: во-первых, для всего этноса; во-вторых, для отдельных его этнических групп; в-третьих, для ареалов их расселения. Критерием типологии выступала не только многочисленность однородных фактов, но и единичность их, зафиксированная в наши дни, существование которых в прошлом доказывается логически и подтверждается многочисленными аналогами из родственных культур.
В этой связи целесообразность использования материалов финно-угорских, славянских и тюркских народов виделась автору в двух аспектах:
первый заключался в расширении источников культурологического основания исследования на базе типологической преемственности, сформировавшейся в этнологии, археологии и культурной антропологии. Применение принципов этого метода позволило учитывать некоторые явления (прежде всего по родственным культурам), плохо сохранившиеся в анализируемой этнической традиции. Но это дает научные результаты лишь тогда, когда эмпирические факты из другой культуры берутся не изолированно друг от друга, а в их органической взаимосвязи;
- второй аспект заключался в рассмотрении этнической специфики конкретных мордовских танцевальных традиций, при этом автор замечает, что всякая попытка выделения каких-либо "чистых" элементов в традиционном танцевальном искусстве - труднейшая задача: "Легче почувствовать национальный характер в художественном творчестве,
чем дойти до его понимания посредством словесного анализа", -справедливо отмечал З.Кодай (60.С.39).
Безусловно, определение таких "национальных" элементов пластики есть значительное сужение сущности вопроса, поскольку специфичностью и оригинальностью могут обладать не только уникальные, отсутствующие в других этносах явления, но и заимствования, их конкретная переработка в тех или иных местных традициях, их историческая глубина, характер и степень проникновения в новую культуру. Национальная самобытность и специфика, как доказывает автор, могут выявляться на уровне: 1) типов взаимосвязи структурных компонентов, 2) в формах соотношений их друг с другом, 3) в иерархической системе.
Цель настоящей работы - синтезировать подходы к анализу танцевальной культуры мордвы, создав целостную картину ее формирования. Для этого мы рассматриваем мордовский танец в двух основных направлениях: во-первых, по горизонтали-через анализ связей мордовской хореографии с культурой других народов, во-вторых, по вертикали-через анализ собственно национальной мордовской обрядности, верований, культурно-бытовых обычаев и традиций, музыки, поэтического творчества.
В связи с этим решались следующие задачи:
- выявление источников реконструкции этнического танца мордвы (орнаментика вышивки и резьбы по дереву, покрой костюма, обувь, шумящие и звенящие украшения) и их влияние на пластику народного танца;
- установление генетических связей мордовского танцевального искусства с народной хореографией родственных финно-угорских этносов, а также других народов Поволжья и Приуралья;
- рассмотрение танцевальной специфики календарно-обрядовых действ, вычленение исполнительской техники, манер, традиционных пластических решений;
- разработка системы жанров мордовского танцевального искусства, на основе рассмотрения культурно-исторических предпосылок формирования различных типов танца; выявление механизмов передачи танцевальных традиций от поколения к поколению;
выделение структурообразующих компонентов пластики народного мордовского танца и форм их взаимосвязи с профессиональным танцевальным искусством;
- обобщение и введение в научный обиход неизвестного многоаспектного материала мордовской хореографии, разработка методики ее преподавания.
Теоретико-методологическая база исследования. Методологи-ческое основание диссертации обусловлено исторической преемственностью и процессуальностью традиционного народного танца. При выработке концептуальных направлений исследования автор опирался на принципы системного подхода, позволившие осуществить изучение явления на разных уровнях (от анализа отдельных системообразующих компонентов до теоретического обобщения) как многослойного танцевального континуума, обладающего относительно самостоятельными подсистемами (вид, тип, жанр и т.д.) в границах целостной системы традиционной народной танцевальной культуры.
Системный подход предопределил использование историко-типологического и историко-сравнительного методов, ибо танцевальное искусство " может быть предметом научного изучения только тогда, когда оно будет рассматриваться, как одна из жизненных функций общества в неразрывной связи со всеми остальными областями жизни в его конкретной исторической обусловленности",- пишет
Л.С.Выготский (34.С.21), а народный танец, как и народная песня, -"особый типологический неделимый феномен, самодвижущийся в системе исторических превращений", - выделяет И.И.Земцовский (56.С.18).
Применяя метод интерпретации, сходства и сравнения, автор показывает, что национальный танцевальный фольклор - категория не только эстетическая, но и социальная, неразрывно связанная с жизнью народа, с его историческим развитием. Это позволило диссертанту рассмотреть не только теоретические аспекты проблемы, но и реализовать их на практике, тем самым актуализируя возможность не только анализировать, но и апробировать, реконструируя и дополняя танцы новыми решениями.
Применительно к мордовской танцевальной культуре особенно важным становится непосредственное постижение пластического решения танцевального образа, ибо, как утверждает искусствовед М.П.Карп: "Постигая индивидуальное, он открывает закономерное. Однако не в виде общих законов, познаваемых общественными науками, а в виде воплощающихся в художественных образах закономерностей
т
индивидуального" (59.С.11). При такой методике появляется возможность аргументированного постижения танцевальной традиции "изнутри" и выявления новых характеристик самого факта национальной хореографии мордовского этноса.
Научная новизна исследования состоит в том, что настоящая работа представляет собой первый опыт комплексного изучения танцевальной культуры мордовского этноса как в теоретическом, так и в прикладном аспектах культурологии. Наиболее существенные результаты исследования позволили сформулировать основные положения, которые выносятся на защиту:
- разработаны теоретико-методологические основания народной хореографии мокши и эрзи: обоснованы условия, формирующие пластику национального мо�