автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Татарские печатные календари XIX - начала XX вв. как памятник культуры

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Миннуллина, Лейсан Завдатовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Татарские печатные календари XIX - начала XX вв. как памятник культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Миннуллина, Лейсан Завдатовна

Введение.3

Глава I. Характеристика рукописных и печатных календарей XVIII -начала XX вв.19

§ 1. Рукописные календари начала XVIII - XIX вв.19

§ 2. Разновидности и тиражи печатных календарей.28

§ 3. Цензура печатных календарных изданий.54

Глава И. Известные составители печатных календарей XIX - начала XX вв.65

§ 1. Календарные издания просветителя К. Насыри.66

§ 2. Настольные календари просветителя и переводчика

Ш.Рахматуллина.80

§ 3. Издатель Ш. К.Шагидуллин и его календарь «Заман».87

Глава III. Печатные календари XIX - начала XX вв. как исторический источник.102

§ 1. Календарь как памятник общественно-политической мысли.103

§ 2. Фольклорно-литературные материалы на страницах календарей.115-

§ 3. Естественнонаучные сведения и полезные советы, используемые в быту как составная часть календарей.126

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Миннуллина, Лейсан Завдатовна

Каждый прожитый нами день оставляет для будущего громадное количество источников, по которым потомки будут воссоздавать картину нашего времени. Год от года расширяется объем понятия «исторический источник». Появляются новые источники, вызванные к жизни научно-техническим прогрессом1. Изучение любого вида источников должно начинаться с определения его как особого исторически развивавшегося явления. Суть этого определения состоит в выяснении социальных функций источника, его роли в жизни общества2.

Календарь - одно из древнейших изобретений человечества. Календари возникают всюду, где появляется письменность, - так, цивилизация майя, не знавшая колеса, меди, железа и бронзы, сумела создать необычайно сложный и весьма точный календарь. История календарей - это в значительной мере

1 См.: Пушкарев JI. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л. Н. Пушкарев. - М.: Наука, 1975. - С. 6.

2 См.: Тартаковский А. Г. Социальные функции источников как методологическая проблема источниковедения / А. Г. Тартаковский // История СССР. - 1983. - № 3. - С. 112-130; Кирсанов О. И. О текстовых источниках / О. И. Кирсанов // Вопросы методологии, истории, историографии и источниковедения: Сб. ст. - Томск, 1987. - С. 8. история астрономии и смежных с ней наук (от математики до оптики). История календарей это также и история государственности, и история религии, и история социальных отношений1.

Согласно современным справочным изданиям, календарь (от лат. calendarium) - печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащее перечень месяцев, чисел, дней недели, праздников, знаменательных дат, часто - астрономические сведения. Различают табель-календарь (таблица с перечнем дней года), перекидной календарь, отрывной календарь, настольный календарь (книга с подробным описанием знаменательных дат), цветной иллюстрированный календарь (в виде книги или альбома, настенный и др.). Включая краткие, доступные по форме статьи по многим отраслям знания, календари являются своеобразной энциклопедией, они имели и имеют большое образовательное значение . Единство происхождения, содержания, назначения и внутренней формы привело нас к рассмотрению татарских печатных календарей как самостоятельного вида источников3. Возникновение календарей в процессе эволюции письменных источников связано с культурным и экономическим развитием общества.

Авторы статьи «Типология справочных изданий» Э. В. Гольцева, А. А. Александрова, подчеркивая значимость таких изданий, утверждают, что они «занимают важное место в жизни общества», исходя из чего, была создана типология справочных изданий. Справочным изданиям присущ ряд специфических черт. Это, прежде всего, аккумулирующая роль: при подготовке справочных изданий выявляется и суммируется значительное число фактических данных, накопленных в литературе и апробированных наукой и практикой. В процессе работы над ними информация подвергается творческому осмыслению, критическому анализу с учетом последних

1 См.: Савельева И. М. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. — М.: Языки русской культуры, 1997.-С. 159-160.

2 См.: Календарь // Книговедение. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 231-232.

3 См.: Ковальский Н. П. Проблемы классификации письменных источников в современной советской историографии / Н. П. Ковальский // Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин. Днепропетровск, 1983.-М, 1983.-С. 25. достижений науки. По сфере использования и целевому назначению выделяется специфическая группа бытовых справочников. Это издания узко прикладного характера: календари, адресно-телефонные книги, списки членов организаций, сводные расписания движения поездов и т. п.1 Следовательно, календарные издания можно отнести к одному из подвидов справочных изданий. В дореволюционной России календарные издания действительно выполняли определенные функции справочной литературы, о чём свидетельствует высказывание одного из крупнейших издателей начала XX века И. Д. Сытина (1851-1934): «Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на домашнюю энциклопедию на все случаи жизни»2.

В процессе исследования календарных изданий возникла необходимость обратить внимание на понятие категории времени. «В пестрой мозаике человеческих культур отношение к времени внутри каждой культуры было и остается далеко не однозначным. Оно не только свидетельствует об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Критерий времени становится индикатором глубинных процессов, которые проявляются в кристаллизации культуры определённого типа. Естественно, что отношение к времени внутри отдельной культуры, сказывается, прежде всего, на его календаре. Календарь является хранителем памяти о том, что лежало в первооснове каждой из этих культур» . В одной из своих работ историк JI. Н. Гумилев приводит таблицу, в которой рассматривается отношение ко времени людей на разных стадиях развития человечества. В результате исследований, ученый определил 7

1 См.: Гольцева Э. В. Типология справочных изданий / Э. В. Гольцева, А. А. Александрова // Книга. Исследования и материалы: Сб. 38. - М., 1979. - С. 18-36.

2 См.: Сытин И. Д. Календарь / И. Д. Сытин // Жизнь для книги: И. Д. Сытин. Страницы пережитого; Современники о Сытине. - 2 изд., доп. - М.: Книга, 1985. - С. 110.

3 См.: Зелинский А. Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря / А. Н. Зелинский // Контекст 1978. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1978. - С. 62. стадий отношения общественного сознания к категории времени1. На примере марийцев, чувашей, удмуртов, коми JL Н. Гумилев делает следующее умозаключение: «. Отсчет времени для них был непонятен, народы этой системы восприятия игнорировали время как таковое. Для их сознания были только конкретные события, а время, что ни говори, -абстракция». Далее историк продолжает: «. У народов подвергшихся влиянию мусульманской или русской культуры, в частности у татар и мордвы, такое отношение к времени не наблюдалось»2. Из вышесказанного следует, что последние, т. е. татары и мордва, стояли на качественно иной ступени развития. Становлению летосчислительной системы у татар предшествовала многовековая история, в процессе которой увеличивался жизненный опыт, происходило накопление народных знаний, процесс интеграции способствовал взаимообмену культур с соседними народами.

Первичные представления о календарных знаниях восходят еще к древнетюркскому периоду истории предков татарского народа3. Распространение тюркского календаря приходился на середину I тысячелетия н. э. и представляет собой известный двенадцатилетний цикл счёта времени, в котором годы получили названия животных (мышь, корова, тигр, заяц, змея, дракон, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья)4. В сохранившихся памятниках древнетюркской письменности - енисейских поминальных и прочих надгробных надписях относящихся к эпохе Древнетюркского каганата - встречаются названия животных, что свидетельствует об активном применении последними циклического календаря5. Эта система имела в своей основе 60-летний цикл, который в

1 См.: Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени / Л. Н. Гумилев // Доклады отделений и комиссии. Вып. 15. Этнография.-Л., 1970.-С. 155.

2 См.: Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени / Л. Н. Гумилев // Доклады отделений и комиссии. Вып. 15. Этнография. - Л., 1970.-С. 145.

3 См.: Татары среднего Поволжья и Приуралья. - М.:Наука, 1967. - 536 е.; Беркутов В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар / В. М. Беркутов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1987. - 94 с.

4 См.: Дэулэтшин Г. М. Торки-татар рухи мэдэнияте тарихы / Г. М. Дэулэтшин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1999.-Б. 169-180.

5 См.: Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты исследования / С. Е. Малов. — М.;Л.: Изд-во АН СССР. -1951.-451 с. свою очередь состоял из пяти 12-летних подциклов. Использование древнетюркской хронологической системы нашло отражение в устных народных преданиях и сохранившихся до наших дней легендах1. Элементы древнего летосчисления сохранились в татарских календарях вплоть до начала XX в., где применялись наравне с другими системами времяисчисления. В настоящее время увлечение населения восточной хронологией вернуло эту систему летосчисления, но в совершенно ином ракурсе. Согласно точке зрения JI. Н. Гумилева, тюрки пользовались календарем, где характер отсчета времени определяется как фенологический. Применение фенологического календаря свидетельствует о кочевом образе жизни, при котором тюркские племена непосредственно зависели от природных условий. Как уже было сказано, это начальный период становления календарных знаний у татар. В IX в. вместе с распространением исламской религии и арабской письменности в Поволжье проникла система арабского лунного летосчисления - т. н. «хиджра» . Согласно словарю, «хиджра» (от арабского «хиджрэт») имеет несколько следующих смыслов: 1. переселение; эмиграция; 2. переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (16. VII. 622 года по христианскому летосчислению); 3. начало мусульманского летосчисления по мусульманскому лунному календарю . В. М. Беркутов отмечает, что «в Волжской Булгарии первоначально бытовал лунно-солнечный календарь»4. В сохранившихся рукописных календарях этот год указывается как «камэрия» или «ыщри елы» - что означает лунный год. Также применялись термины «гарэп елы» или «ай елы», соответственно «арабский год» и «лунный год». По сей день татары, как и весь мусульманский мир, для соблюдения религиозных обрядов применяют

1 См.: Балалар фольклоры. Ж^ыеп тезучесе ьэм анлатма мэкалэлэр бируче Н. Исэнбэт. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1984.-Б. 210-212.

2 См.: Цыбульский В. В. Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока. Синхронистические таблицы и пояснения / В. В. Цыбульский. - М.: Наука, 1964. - 382 с.

3 См.: Хамзин К. 3. Арабско-татарско-русский словарь заимствований (арабизмы и фарсизмы в языке татарской литературы) / К. 3. Хамзин, М. Н. Махмутов, Г. Ш. Сайфуллин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1965. - С. 784-785.

4 См.: Беркутов В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар / В. М. Беркутов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1987.-С. 5. хиджру. Для успешного ведения сельскохозяйственных работ татары применяли не лунную хиджру, а солнечную, которая берет свое начало также с 622 года, но с 21 марта, дня равноденствия. Названия месяцев по мусульманскому солнечному календарю следующие: мухаррям, сафар, рабиугуль-авваль, рабигуль-ахирэ, джумадель-авваль, джумадель-ахирэ, раджаб, шабан, рамазан, шавваль, зуль-каада, зуль-хиджа. Солнечное летосчисление в татарских календарях отразилось как «шэмсия елы», т. е. «солнечный год». В быту татар применялся и лунно-солнечный календарь с 13-м «вставным» месяцем. Здесь мы наблюдаем не автоматическое вытеснение одного календаря другим, а сосуществование нескольких видов календарей параллельно.

Правление Петра I в Российской империи положило начало новому летосчислению - по юлианскому календарю, от Рождества Христова; начало года стали отмечать с первого января. Таким образом, гражданская жизнь всех народов России потекла по новой системе летосчисления. Система христианского летосчисления, которая часто стала использоваться среди татар, именовалась по-разному: «румия елы», «мэсихи ел», «христиан елы», «урыс елы». В сохранившихся образцах календарей параллельно применялось несколько систем летосчисления, что позволяло безошибочно праздновать религиозные праздники, вести сельскохозяйственные работы и принимать участие в общественной жизни страны. Долгое время татары продолжали пользоваться и древнетюркским, и хиджрой, и новым юлианским календарем1. С 1 февраля 1918 года Россия, в целях приобщения к международному счету времени, перешла на' ведение летосчисления по григорианскому календарю2.

Историографический обзор литературы по данной проблематике показал несистематичность, случайность и эмпирический характер изучения татарских календарей. Одни исследователи подвергли изучению системы

1 См.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М.: Наука, 1967. - 536 с.

2 См.: Декрет о введении нового стиля 1918 г.// Декреты Советской власти. Т. 1, № 272. - М., 1957. отсчета времени, применявшиеся на том или ином отрезке развития татарского народа, в трудах других календарь рассматривался как разновидность печатной продукции своего времени.

История книги и книжного дела - является комплексом самостоятельных историко-книговедческих дисциплин. Книгоиздательское дело, полиграфия, книжная торговля, библиотечное дело и библиография -эти дисциплины связаны между собой общностью объекта исследования -книги. Одной из важнейших проблем истории книги является, на наш взгляд, уточнение ассортимента книг, созданных в ту или иную историческую эпоху, что дает возможность более целостного восприятия исторической действительности.

Основные вехи становления и развития татарского книгоиздательского дела исследованы в нескольких фундаментальных работах книговеда А. Г. Каримуллина1. В последние десятилетия объектом специального изучения стали также отдельные отрасли татарского книгоиздания. Например, вышли в свет исследования, посвященные детальному анализу татарских детских книг2, букварей3, деятельности типографии Казанского университета4, учебников по естественным5 и гуманитарным наукам6, изучены книги, п изданные татарскими деятелями на арабском языке , а также издания

1 См.: Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века / А. Г. Каримуллин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1974. - 318 е.; Его же. Татарская книга пореформенной России. Исследование. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1983. - 320 е.; Его же. У истоков татарской книги. Изд. 2-е, испр. и доп. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. -208 с. и др.

2 См.: Гэбделхакова А. P. XX йез башы татар балалары китабы (1901-1917): Библиографик куреэткеч / Ж|ав. мох-ре Р. И. Вэлиев; Татарстан Милли китапханэсе / А. Р. Гэбделхакова. - Казан: Милли китап, 1999. - 79 б.

3 См.: Ибраьимов Ф. Белем элифбадан башлана / Ф. Ибраьимов. - Тулыландырылган, янартылган басма. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1994. - 256 б.

4 См.: Габдельганеева Г. Г. Книгоиздательская и типографская деятельность типографии Казанского университета второй половины 19 века: Автореф. дис. канд. филол. наук / Г. Г. Габдельганеева. - Казань, 1994.-20 с.

5 См.: Рахимкулова М. Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России / М. Ф. Рахимкулова. - Оренбург, 1998. - 217 + 28 с.

6 См.: Валиуллин Р. Н. Татарские учебники по гуманитарным дисциплинам (конец XIX - начало XX вв.): Автореф. дис. канд. филол. наук / Р. Н. Валиуллин. - Казань, 2001.-28 с.

7 См.: Сафиуллина Р. Р. Печатная книга на арабском языке у татар (1801-1917 гг.): Автореф. дис. канд. филол. наук / Р. Р. Сафиуллина. - Казань, 2001. - 25 е.; Ее же. Арабская книга в духовной культуре татарского народа. - Казань: Изд-во Алма-Лит, 2003. - 214 с. произведний художественной литературы1. Вопросы, касающиеся татарской рукописной книги, были освещены в работах М. И. Ахметзянова .

Предметом данного исследования является комплексное изучение татарских печатных календарей XIX - начала XX в. как памятников культуры. До настоящего времени календарные издания привлекали внимание исследователей исключительно как дополнительный материал, для конкретизации отдельных фактов.

Хронологические рамки исследования - с XIX до начала XX в. - это период экономического и культурного возрождения татарской нации, расцвета просветительской мысли, следствием чего стало зарождение и

-7 становление татарской периодической печати . Массовое издание календарей явилось одним из показателей развития книгоиздательского дела. Географические рамки исследования охватывают основные области компактного проживания татар в Российской империи в XIX - начале XX вв: Казань, Оренбург, Уфа, Санкт-Петербург, Москва, Астрахань, Стерлитамак и другие города.

В центре внимания настоящей работы, безусловно, печатные календарные издания. Вместе с тем, для рассмотрения условий и базы возникновения печатных календарей, в первом параграфе диссертационной работы были рассмотрены 26 единиц рукописей календарного характера, хранящиеся в Отделах рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета и Национальной библиотеки Республики Татарстан. Рукописные календари сохранились также в фонде библиотеки Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. В одном из основных центров востоковедения - это Институт востоковедения в Санкт-Петербурге,

1 См.: Гыйлэжев 3. 3. XX йоз башында Г.Тукай китаплары / 3. 3. Гыйлэжев // Милли мэдэният. — 2002. - № 2. - Б. 25-30; Его же. XX йоз башында Конбатыш авторларыныц татар китаплары // Милли мэдэният. - 2002. 2. - Б. 81-83.

2 См.: Эхмэтжанов М. Татар кулъязма китабы / М. Эхмэтжанов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2000. — 270 б.

3 См.: Абдуллин Я. Г. Татарская просветительская мысль / Я. Г. Абдуллин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1976.

- 320 е.; Амирханов Р. У Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры) / Р. У. Амирханов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 240 с. хранятся шесть рукописных календарей, которые нашли отражение в «Каталоге тюркских рукописей Института востоковедения Российской академии наук» JL В. Дмитриевой. Календари, как правило, содержались внутри рукописных сочинений в целом представляя собой аналог современного ежемесячной записной книги. В процессе развития издательского дела происходит постепенное вытеснение рукописных источников их печатными аналогами. В ходе исследования выявлено 202 печатных календарей и составлен список с включением выходных данных (автор-составитель, название, место издания, издательство или типография, год издания). В виду того, что часть печатных календарей, к сожалению, не сохранилась данные о существовании тех или иных изданий мы почерпнули из журнала «Деятель», цензурных заметок В. Д. Смирнова, далее со второй половины 1907 по 1917 г. регулярно выходила ежегодная «Книжная летопись» на ее страницах запечатлены все издания публиковавшиеся в те годы (1907 год, №№ 1-24 (вторая половина 1907 года). СПб, МВД, 19071908; 1908, №№ 1-50; 1909, №№ 1-50; 1910, №№ 1-50; 1911, №№ 1-50; 1912, №№ 1-50; 1913, №№ 1-50; 1914, №№ 1-50; 1915, №№ 1-50; 1916, №№ 1-50; 1917, №№ 1-50).

Для более полного освещения темы и выявления необходимой информации и проверки ее достоверности потребовалось привлечение ряда дополнительных источников. Они подразделяются на следующие группы:

1) неопубликованные (архивные документы);

2) опубликованные (периодическая печать, художественная литература, справочные издания, статистические источники).

Сведения о существовании некоторых календарей и их цензуре были почерпнуты из фондов Национального архива Республики Татарстан: фонд 1 (Канцелярия Казанского губернатора), фонд 2 (Казанского Губернского правления), фонд 420 (Казанский временный комитет по делам печати), фонд 970 (Личный фонд К. Насыри). Использовались также материалы фондов Российского государственного исторического архива: фонд 772 (Главное управление цензуры), фонд 776 (Главное управление по делам печати), фонд 777 (Петроградский комитет по делам печати (Петербургский цензурный комитет), фонд 796 (Канцелярия Синода), фонд 821 (Департамент духовных дел иностранных исповеданий). Приоритетными среди опубликованных источников являются периодические издания, при исследовании календарей привлекались гланым образом следующие дореволюционные газеты и журналы: «Переводчик» («Тэрж;еман»), «Дружба» («Элфэт»), «Время» («Вакыт»), «Звезда» («Йолдыз»), «Известия» («Эхбар»), «Солнце» («Кояш»), «Жизнь» («Тормыш»); «Религия и нравственность» («Эд-дин вэл-эдэб»), «Религия и жизнь» («Дин вэ мэгыйшэт»), «Блеск молнии» («Ялт-Йолт»), «Сознание» («Ац»).

Для раскрытия поставленной темы определенный привлечен круг литературы: 1) о татарских календарях и календарях других народов; 2) справочного характера; 3) работы по философии, касающаяся категории времени; 4) исследования по истории общественно-политической жизни татар конца XIX - начала XX вв. Были изучены также работы по теории источниковедения1. При исследовании проблемы были учтены общие подходы к изучению источников, принципы их научной критики и т. д. Прежде чем приступить к анализу трудов, касающихся татарских календарей, необходимо рассмотреть аналогичные труды учёных, исследовавших календари других народов. В результате выявлены работы по истории русских, эстонских и марийских календарей. Согласно исследованиям, касающимся эстонской календарной литературы, «периодически появлявшиеся календари выполняли функцию тогда еще отсутствовавших периодических изданий и некоторым образом восполняли

1 См.: Воронкова С. В. Проблемы источниковедения истории России периода капитализма (Итоги и задачи изучения) / С. В. Воронкова. - М., 1985. - С. 29, 35, 155-156; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. - М., 1987; Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма. - М., 1979; Медушевская О. М. Теоретические проблемы источниковедения / О. M. Медушевская. - M., 1977. - С.63.; Фарсобин В. В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии / В. В. Фарсобин. - М., 1983.-231 с. и др. недостаток в книгах светского содержания»1. В статье филолога Ф. Агзамова также имеются сведения об исследовании Ю. М. Пээгеля, в котором эстонские календари рассматриваются в качестве предвестников национальной журналистики2. Как видим, здесь можно провести аналогию между календарными изданиями на татарском и эстонском языке. Филолог J1. П. Москвина в своей диссертационной работе развивает мысль о зарождении марийской журналистики в недрах национальных календарных изданий; первая газета на марийском языке «Война увер» («Военные вести»), выходившая с 1915 по 1917 гг. в Вятке, продолжила традицию «Марла календаря»3.

Обзор литературы, затрагивающей вопросы, связанные с печатными календарями, впервые с достаточной полнотой сделан в библиографических заметках тюрколога Н. Ф. Катанова, опубликованных в журнале «Деятель» под рубрикой «Восточная библиография»4. Автор заметок не ограничивается изложением содержания календарей, он указывает тираж изданий, в некоторых случаях и их источники, дает краткие резюме о материалах, что весьма важно при источниковедческом анализе. Эти библиографические сведения иногда заменяют отсутствующие экземпляры самих источников. Г. Рахим, изучая наследие К. Насыри (1825-1902), особо выделяет его календари и останавливается на отдельных материалах5. В статье «К истории татарской периодической печати в России. Проект журнала «Файда» («Польза»)» историк Е. И. Чернышев развивает мысль о татарских календарях как предвестниках периодической печати6. В начале XX в. на страницах татарской периодической печати появляются статьи о

1 См.: Аннус Э. А. История эстонской календарной литературы до 1860 г.: Автореф. дис. канд. филол. наук / Э. А. Аннус. - Таллин, 1975. - 23 с.

2 См.: Эгъзамов Ф. Беренче карлыгачлар // Эйдэ халыкка хезмэткэ! (Куренекле татар публицистлары) / Ф. Эгъзамов. - Казан:Татар. кит. нэшр., 1985. - Б. 6.

3 См.: Москвина Л. П. Формирование и деятельность марийской национальной интеллигенции в конце XIX - начала XX веков / Л. П. Москвина. - Дис. канд. филол. наук. - Йошкар-Ола, 1998. - С. 156-168.

4 См.: Катанов Н. Ф. Обзор казанско-татарских отрывных календарей за последние 3 года: (1902-1904) / Н. Ф. Катанов // Деятель. - 1904. -№ 6. - С. 228-237.

5 См.: Рэхим Г. К. Насыйриныц тэржемэи хэле / Г. К. Рэхим // Каюм Насыйри мэ>кмугасы. Вафатына 20 ел тулу менэсэбэте белэн чыга. - Казан: ТСОЦ дэулэт нэшр., 1922. - Б. 17-76.

6 См.: Чернышев Е. И. К истории татарской периодической печати в России. Проект журнала «Файда» («Польза») / Е. И. Чернышев. - Казань: Татполиграф, 1930. - 128 с. календарных изданиях и системах летосчисления в целом. Ввиду большой популярности среди населения периодические издания пестрят рекламными объявлениями о готовящихся к выходу в свет календарях1.

На страницах газет и журналов того времени широко обсуждался вопрос о достоверности татарских календарей. Часто газеты и журналы становились ареной острой полемики среди интеллигенции и духовенства относительно правильности того или иного календаря . Обилие календарных изданий и посвященных им статей в периодической печати позволяло говорить об особом роде литературного явления, которое было обозначено ученым-тюркологом Дж. Валиди как «переводно-календарная литература»3. Вскоре на страницах периодической печати распространяется слово «календарчылар», в переводе с татарского - «составители календарей», так окрестили некоторых деятелей, активно занимавшихся составлением и изданием календарей4.

Начало научного исследования татарских календарей было положено лишь в 50-е гг. XX в. В 1958 г. ученый-археограф и писатель М. Нугман описал рукописные календари ученого-просветителя К. Насыри за 1875, 1880, 1885, 1889, 1894, 1897 гг., которые в настоящее время хранятся в фонде Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета5. Журналист и библиограф И. Рамиев в одной из своих работ опубликовал факты, касающиеся печатных календарей и их издателей6. Большой вклад в изучение печатных календарей внес книговед А. Г. Каримуллин. Одной из первых его

1 См.: Дивари календарь // Тэржеман. - 1906. - 1 декабрь; Календарь // Вакыт. - 1907. - 26 июль; Тэкъвим даими // Дин вэ мэгыйшэт. - 1907. - № 36. - Б.517; Сэудэгэр календаре // Йолдыз. - 1911. - 20 гыйнвар; Гомерлек горрэлек // Йолдыз. - 1911. - 27 гыйнвар; Дивари календарь // Йолдыз. - 1914. - 30 гыйнвар; Айлык календарь // Тормыш. - 1916. - 16 март; Дивари календарь // Йолдыз. - 1916. - 5 октябрь.

2 См.: Орскидан мэктуб // Дин вэ мэгыйшэт. - 1907. - № 36. - Б.574; Календарь хосусында // Дин вэ мэгыйшэт. - 1907. - № 43. - Б.686-687; Календарьларымызда ялгыш // блфэт. - 1907. - 10 февраль; Календарьчылар отчеты // Эхбар. - 1908. - 9 апрель; Ай башлары хакында // Йолдыз. - 1914. - 5 февраль и др.

3 См.: Валиди Дж.Переводно-календарная литература / Дж. Валиди // Очерк истории образованности и литературы татар. - М.:Пг., 1923. - С. 41-44.

4 См.: Максуди Э. Календарчылар / Э. Максуди // Йолдыз. - 1914. — 5 февраль.

5 См.: Каюм Насыйри кулъязмалары тасвирламасы. 3 чыгарылыш. - Казан, 1958.-47 б.

6 См.: Рэмиев И. Истэлеклэр: Татарча басма суз / И. Рэмиев. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1965. - Б. 97. заметок на эту тему было опровержение ранее установленного факта о первом печатном календаре на 1841 г., который был издан на средства просветителя, переводчика Казанской городской татарской ратуши Р. Амирханова (1807-1874)1. В статье представлен краткий обзор татарских календарей изданных до октября 1917 г., однако, он не полностью отражает состояние дел в данной области. А. Г. Каримуллин исследовал календари ученого-просветителя К. Насыри2, отдельные сведения о календарях также

-У нашли освещение в его монографических исследованиях .

Среди работ по истории татарского народа отдельную группу составляют труды, посвященные народным представлением и верованиям4. Определенный вклад в изучение татарских народных календарей внес В. М. Беркутов, исследовавший вопросы бытования и развития народного календаря и метрологии волжских булгар и татар с древнейших времен5. Археограф А. Фатхиев детально описал рукописные календари писателя Ф. Халиди6. Научные заметки о календарях К. Насыри были опубликованы Д. Хайруллиной7. В монографии X. X. Хасанова рассматривается деятельность К. Насыри по подготовке и изданию календарей с точки зрения их значимости в повышении культуры и уровня научных знаний татарского народа8. Историк Р. А. Шайхиев исследовал народно-краеведческие сочинения, среди которых были зафиксированы и календарные таблицы9.

1 См.: Каримуллин Э. Г. 90 тугел, э 120 ел / Э. Г. Каримуллин // Совет эдэбияты. - 1961. -№ 3. - Б. 154-155; Каримуллин Э. Г. Беренче басма календарь / Э. Г. Каримуллин // Социалистик Татарстан. - 1981. - 30 гыйнвар.

2 См.: Каримуллин в. Г. Каюм Насыйри календарьлары / Э. Г. Каримуллин // Эйда халыкка хезмэткэ (Куренекле татар публицистлары). - Казан: Татар, кит. нэшр., 1958. - Б. 11-26.

3 См.: Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века / А. Г. Каримуллин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1974. - 319 е.; Его же. Татарская книга пореформенной России. - Казань: Татар, кн. изд-во. — 1983. - 320 с.

4 См.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М.: Наука, 1967. - С. 312-342.

5 См.: Беркутов В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар / В. М. Беркутов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1987. - 95 е.; Его же. Бизмэннэрдэ вакыт / В. М. Беркутов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1992. - 80 б.

6 См.: Фэтхи A. H. И. Лобачевский ис. фэнни китапханэ кулъязмаларыныц тасвирламасы. V чыгарылыш. Татар эдиплэре ьэм галимнаренец кулъязмалары. Беренче булек. / А. Фэтхи. — Казан, 1960. - Б. 49-55.

7 См.: Хэйруллина Д. Каюм Насыйри ьем татар телендоге беренче басма календарьлар (Каюм Насыри и первые печатные календари на татарском языке) / Д. Хэйруллина // Тезисы докладов III научной конференции молодых ученых. - Казань, 1974. - Б. 63-65.

8 См.: Хасанов X. X. Формирование татарской буржуазной нации / X. X. Хасанов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1977.-С. 138.

9 См.: Шайхиев Р. А. Татарская народно-краеведческая литература XIX-XX вв. / Р. А. Шайхиев - Казань: Изд-во Каз.ун-та, 1990. - 116 с.

Подборку отдельных образцов татарского фольклора из календарей опубликовал историк Р. У. Амирханов1. Литературный аспект календарей писателя Ф. Халиди был исследован филологом 3. Г. Мухамметшиным2. В работе X. Ш. Махмутова также превалирует филологическое начало, с его точки зрения календари являются прекрасным источником в исследовании фольклорного наследия народа . Несомненный интерес в плане настоящей работы представляет исследование татарских рукописных календарей филолога М. И. Ахметзянова, который опубликовал ряд статей в периодической печати4. Вопросы летосчисления затрагиваются в работах Г. М. Давлетшина по истории духовного наследия тюрко-татар5.

Несмотря на давно известные факты, в некоторых современных энциклопедических изданиях продолжают излагаться ошибочные сведения, полагая, что первый татарский печатный календарь издан в 1851 г.6 Это подтверждает необходимость проведения дальнейших исследований в данной области с целью недопустить в последующем неточностей в истории татарского книговедения.

Одной из последних работ, посвященных мусульманской хронологии, является книга И. Л. Замалетдинова. При исследовании наследия X. Максуди исследователь Р. М. Нуруллина делает вывод о том, что он являлся о составителем первого татарского настенного календаря . Как уже было отмечено, календари положили начало национальной журналистике

1 Милли мэзэклэр / Ж|ыючы Р. Эмирханов // Мирас. - 1992. -№ 3. - Б. 107; Там же. -№ 4. - Б. 126.

2 См.: Мехэммэтшин 3. Г. Фатих халидинен ижат мирасы / 3. Г. Мехэммэтшин. - Казан: Тан-Заря, 2001. — Б. 47-72.

3 См.: Мэхмутов X. Ш. Ел тэулеге 12 ай: (Халык календаре битлэреннэн) / X. Ш. Мэхмутов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1991.- 1266.

4 См.: Эхмэтжанов М. Унике еллык хайван календаре фалнамэсе / М.Эхмэтжанов // Шэьри Казан. - 1991. -26 февраль; Его же. Татар кулъязма календаре // Татарстан. - 1995. - № 9-10. - Б. 42-52; № 11-12. - Б. 108113; Его же. Татар кулъязма календаре //Мирас.-1995.-№8.-Б. 23-26; № 10.- Б.9-16;№ 11.-Б. 15-25.

5 См.: Дэулэтшин Г. Торки-татар рухи мэдэнияте тарихы / Г. Дэулэтшин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1999. -Б. 169-180; Дэулэтшин Г. Юлбарсмы, барсмы / Г.Дэулэтшин // Татарстан яшьлэре. - 1998. - 29 гыйнвар.

6 См.: Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып.1. — М.: Восточная лит-ра РАН, 1998. - 26 с.

7 См. Замалетдинов И. Л. Связь времен в различных календарях / И. Л. Замалетдинов. - Казань, 1999. - 152 е.; Замалетдинов И. Л. Календарларыбыз сыйфатлы булсын / И. Л. Замалетдинов // Идел. - 1999. -№ 10. -Б. 44-45.

8 См.: Нуруллина Р. М. Беренчелэрнец берсе (Ьади Максудиньщ тууына 125 ел тулу уцае белэн) (Один из первых (По случаю 125 летия со дня рождения X. Максуди) / Р. М. Нуруллина // Ватаным Татарстан. - 1993. - 1 октябрь. именно этой точки зрения придерживается P. J1. Зайни. Целью её работы является раскрытие влияния процесса становления и развития татарских календарей на формирование татарской журналистики, на распространение научных знаний и на популяризацию фольклорных произведений1.

В процессе исследования данной проблемы нами были обнаружены специальные работы по системам хронологии. Автором одного из таких сочинений - «Почему по шариату следят за луной?» («Шэригать ни очен реэятьне игътибар итмеш?») является ученый, теолог и общественный деятель Муса Бигиев (1875-1949)3, подробно рассматривающий основные принципы мусульманского времяисчисления. Работа некоего Мухаммед ибне мелла Муххаммед ибне Багдани [возможно, переводное произведение. — JI. М] «Начало месяцев в хиджре» («Сэнэи ьимфиядэ ай башлары») посвящена методике исчисления начала месяцев по мусульманскому календарю и методам согласования нескольких хронологических систем4.

Все вышеуказанные исследования не прослеживают историю возникновения и развития календарного дела в целом, они в основном носят эмпирический характер и содержат информацию без её детального анализа.

Можно выделить три направления в изучении календарей. Во-первых, рассматриваются хронологические системы, бытовавшие у татар в различные исторические периоды; во-вторых, календарные издания рассматриваются в контексте национального книгоиздания, как один из видов издательской продукции; в-третьих, календари стали объектом исследования филологов, имеющих целью сбор произведений народного творчества.

Определяющим методом исследования является системный подход, в рамках которого реализуют свой потенциал конкретно-исторический, сравнительно-типологический и лингвистический методы.

1 Зайни Р. Л. Татарские печатные календари: становление и развитие (вторая половина XIX — начало XX вв.): Автореф. дис. канд. филол. наук / Р. Л. Зайни; КГУ. - Казань, 2004.-21 с.

2 См.: Бигиев М. Шэригать ни ечен роэятне игътибар итмеш? / M. Бигиев. - Казан:Урнэк, 1912.-110 б.

3 См.: Муса Бигиев: Мирас ьэм хэзерге заман. Мэкалэлэр жыентыгы. — Казан: Мастер-лайн, 2000. - 188 б.

4 См.: Мохэммэд бине мелла Мохзммэд улы Багдани. Сэнэи ьижриядэ ай башлары / Мохэммэд бине мелла Мохэммэд улы Багдани. - Казан: Мэгариф, 1914. - 22 б.

Цель настоящей работы - комплексное изучение татарских печатных календарей и определение их роли в общественно-политической жизни татарского народа XIX - начала XX вв.

Для достижения намеченной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Осветить процесс становления календарей - от рукописных образцов начала XVIII в. до печатных изданий начала XX в.

2. Раскрыть роль и проанализировать деятельность отдельных представителей татарской интеллигенции (К.Насыри, Ш.Рахматуллин, Ш.Шагидуллин) в создании календарных изданий.

3. Определить источниковедческий потенциал календарей и их значение для изучения различных сторон жизни татарского общества указанного периода.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно исследуются печатные календари как вид исторических источников, вводится в научный оборот новый фактический материал, представляющий как практическую, так и научную ценность.

Основные положения и результаты исследования освещены в публикациях и выступлениях на научно-теоретических и практических конференциях.

Структура настоящей работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения (список источников, послуживших объектом исследования).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Татарские печатные календари XIX - начала XX вв. как памятник культуры"

Заключение

История становления татарского книгоиздания имеет вековую, во многом неоднозначную и драматическую судьбу.

Нами осуществлен комплексный анализ татарских печатных календарей как исторического источника, издававшихся в период с 1841 по 1917 г. включительно. Всего в процессе детального, поэкземплярного анализа выявлено около 20 рукописных и 200 образцов печатных календарей.

Календарная терминология татар позволяет сделать вывод о достаточно широком распространении данного вида источников. В дореволюционный период календарные издания назывались следующим образом: «горрэлек», «горрэнамэ», «салнамэ», «тэкъвим», «тэкъвимнамэ». Все перечисленные выше арабо-персидские заимствования в переводе означали «календарь». Латинский термин «calendarium» ввел в обиход татарского населения в 1871 г. ученый К. Насыри. После этого составители календарей стали широко использовать данное заимствование при составлении своих астрономических трудов, что является одним из этапов в процессе совершенствования календарных изданий.

Развитие социально-экономических, политических и духовных запросов татарского народа обусловили появление в начале XX в. периодической печати и справочной литературы, однако эта ситуация назревала не одно десятилетие и тормозилась регулярными отказами властей. Необходимость обмена информацией возникла на основе развития товарно-денежных отношений, функции которого первоначально выполняли периодические и календарные издания.

Безусловно, газеты и журналы, книги и календари, как носители справочной информации, способствовали росту образовательного уровня татарского населения.

Печатные календари возникли на многовековой и достаточно обширной базе рукописных сочинений (всего выявлено 26 рукописей с календарными сведениями), появившихся на территории современной Республики Татарстан еще в начале XVIII в. и активно использовавшихся вплоть до начала XX столетия. В рукописном варианте календари, помимо основной астрономической, выполняли функцию записной тетради, где делались различные записи. Помимо этого, на страницах фиксировались изменения погоды, что позволяло земледельцам регулировать ведение сельскохозяйственных работ. Также в рукописных образцах встречаются, хотя и единичные, факты, касающиеся общественной жизни народа, что заметно повышает источниковую ценность календаря и свидетельствует об уровне сознания населения того периода.

Рубеж XIX и XX столетий характеризуется как время массового выпуска календарной продукции. В исследуемый период происходит ориентирование на конкретный слой общества, т. е. издания приобретают свою читательскую аудиторию. Выявленные образцы календарей, (202 наименования с общим тиражом 1 133 104 экз.), свидетельствуют о том, что они становятся одним из распространенных изданий того периода (по показателям 1913 г., календарные издания занимают третье место после учебной и художественной литературы). Это является одним из доказательств того, что календари в тот период приближаются к таким печатным изданиям, как газеты и журналы, по виду и тиражу.

Безусловно, как и вся татарская издательско-полиграфическая продукция, календари также подвергались цензурной чистке. В архивных хранилищах Республики Татарстан и Российского государственного исторического архива сохранились дела, заведенные на составителей или издателей календарных изданий по тем или иным фактам нарушения с точки зрения властей.

Во второй главе данной работы рассматривались жизнь и деятельность некоторых представителей татарской интеллигенции, заложивших основы печатной календарной культуры и способствовавших её развитию и распространению среди татар и других тюркских народов Российской империи. Наряду с общественной, писательской, издательской, редакторской деятельностью просветитель К. Насыри, писатель, переводчик и составитель самоучителей Ш. Рахматуллин, издатель и редактор журнала «Русия саудасы» Ш. Шагидуллин на протяжении более десятки лет составляли и издавали календари.

Реальная действительность влияла как на содержание, так и на форму и место календаря в обществе. Особенно следует отметить в этом деле деятельность Ш. Шагидуллина, который создал ранее не известный татарскому читателю вид издания - календарь журнального характера, существенно обогатив тем самым существенно дополнил татарский книжный репертуар, он способствовал эволюции календарных изданий. Помимо названных составителей, проанализирована также календарная деятельность Ф. Халиди и Ш. Хамиди, М. Кадермати и его издания «Машварат», К. Башири - календарь «Шарык», а также издания книгоиздательств «Маариф», «Сабах», «Миллят», «Умид» и др. Календарные издания, безусловно, сыграли положительную роль в общественно-политическом, социально-экономическом и культурном развитии татарского народа.

Комплексное изучение источников как вида увеличивает их информационную отдачу, поскольку детальный анализ показал все информационные грани календарей. Информация, содержащаяся в календарях, была исследована на предмет наличия общественно-политического, литературного и этнографического вида материалов, вследствие чего были выявлены издания, по своему содержанию ярко выраженные именно в этих областях знаний.

Сделаны следующие выводы: 1) календари, главным образом, распространяли общественно-политические знания в массах; 2) авторы-составители использовали их как орудие, влияющее на общественное сознание и самосознание; 3) календари приобретают функцию периодических изданий (особенно журнала), а также существенно восполняют пробел в литературе популярного и справочного характера.

Календари как существенная часть культуры общества, его информационного пространства представляют собой ценный и в то же время малоизученный источник, дающий обширный материал по общественно-социальной и культурной жизни населения.

Список использованных сокращений

НА РТ Национальный архив Республики Татарстан

ОРРК НБ КГУ Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета

ОРРК НБ РТ Отдел рукописей и редких книг Национальной библиотеки Республики Татарстан

РГИА

Российский государственный исторический архив

 

Список научной литературыМиннуллина, Лейсан Завдатовна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Источники I.I. Неопубликованные источники Национальный Архив Республики Татарстан

2. A.Емельянова о представленном календаре «Машурат календаре» на 1915 год на татарском языке.

3. Ф.970. Личный фонд К. Насыри. Д. 22. Рукописи К.Насыри «Некоторые понятия о календаре».

4. Российский государственный исторический архив

5. Ф.776. Главное управление по делам печати; Оп. 20. Д. 1062. Рапорт цензора

6. B. Смирнова по поводу представленного для цензурного комитета муллою

7. Ф.796. Канцелярия Синода; Оп. 146. Д. 2007. О разрешении частным лицам издавать календари.

8. II. Национальная библиотека Республики Татарстан Отдел рукописей и редких книг1. 66 т.; 117 т.; 574 т.; 575 т.; 576 т.; 578 т.; 579 т.; 607 т.; 668 т.; 738 т.; 914 т.; 2040 т.; 2149 т.; 2517 т.

9. III. Опубликованные источники* II. Литературана русском языке:

10. Абдуллатипов, А.-К. Ю. О литературном творчестве Абусуфьяна Акаева / А.-К. Ю. Абдуллатипов // Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева: (Сб. статей и материалов). Махачкала, 1992. - С. 45.

11. Абдуллин, Я. Г. Татарская просветительская мысль / Я. Г.Абдуллин. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. 320 с.

12. Автор первого русского календаря // Веч. Казань. 1980. - 2 янв.

13. Азаматов, Д. Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII XIX вв. / Д. Д. Азаматов. - Уфа: Гилем, 1999. - 194 с.

14. Акбиев, С.-М. Дагестанские календари / С.-М. Акбиев // Сов. Дагестан. -1972. -№ 2. С.68.

15. Список опубликованных печатных календарей представлен в Приложении, во избежание повтора здесь они не представлены.

16. Акбиев, С.-М. Каюм Насыри и Абусуфьян Акаев (к вопросу типологического единства их творчества) / С.-М. Акбиев // Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри. Казань: ИЯЛИ, 1976. - С. 199207.

17. Алексеев, В. В. Родословная календаря / В. В. Алексеев // Куранты: Альманах. Вып. 2. М.: Моск. рабочий, 1987. - С. 330-337.

18. Амирханов, Р. У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры) / Р. У. Амирханов. Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 240 с.

19. Аннус, Э. А. История эстонской календарной литературы до 1860 г.: Автореф. дис. канд. филол. наук / Э. А. Аннус. Таллин, 1975. - 23 с.

20. Беркутов, В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар / В. М. Беркутов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1987. - 94 с.

21. Н.Бигиев, М. Избранные труды. В 2-х томах. Т. 1: Пер. с осман. / М. Бигиев. Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. - 336 с.

22. Вал иди, Дж. Переводно-календарная литература // Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 г.) Вып. 1 / Дж. Валиди. М.-Петроград: Гос. изд-во, 1923. - С.41-43.

23. Валиуллин, Р. Н. Татарские учебники по гуманитарным дисциплинам (конец XIX начало XX вв.): Автореф. дис. канд. филол. наук / Р. Н. Валиуллин. - Казань, 2001. - 28 с.

24. Воронкова, С. В. Проблемы источниковедения истории России периода капитализма / С. В. Воронкова. М., 1985.

25. Габдельганеева, Г. Г. Книгоиздательская и типографская деятельность типографии Казанского университета второй половины 19 века: Автореф. дис. канд. филол. наук / Г. Г. Габдельганеева. Казань, 1994. - 20 с.

26. Гаджиев, А. С., Абдулкеримов, М. М. Из истории книгопечатания и распространения печатной книги в Дагестане (конец XIX начало XX вв.) / Источниковедение средневекового Дагестана: Сб. ст. / Сост. Г. М.-Р. Оразаев. - Махачкала, 1986.- С. 113-119.

27. Гайнуллин, М. X. Видный татарский ученый и писатель / М. X. Гайнуллин // Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри / Ред. колл. А. К. Кононов, М. К. Мухарямов, М. X. Гайнуллина и др. Казань, 1976.-С. 23-33.

28. Гайнуллин, М. X. Татарская литература и публицистика начала XX века / М. X. Гайнуллин. 2-е изд., доп. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1983. - 352 с.

29. Галиев, В. 3. Библиотечное дело в Казахстане. (Вторая половина XIX-начало XX вв.) / В. 3. Галиев. - Алматы, 1998. - 140 с.

30. Галимова, Г. Г. Календарь отрывной // Башкортостан: Краткая энциклопедия / Г. Г. Галимова. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996. - 678 е., илл.

31. Гилязов, И. Судьба Алимджана Идриси // Эхо веков = Гасырлар авазы. -1999.-№3/4.-С. 158-172.

32. Гольцева, Э. В. Типология справочных изданий / Э. В. Гольцева, А. А. Александрова // Книга. Исследования и материалы: Сб. 38. 1979. - С. 18-36.

33. Гордлевский, В. А. Избранные сочинения: Этнография, история востоковедения, рецензии. В 4 т. Т. 4 / В. А. Гордлевский. М., 1968. -609 с.

34. Гумилев, JI. Н. Этнос и категория времени / JI. Н. Гумилев // Доклады отделений и комиссий. Вып. 15. Этнография. Л., 1970. - С. 155.

35. Декрет о введении нового стиля 1918 г.// Декреты Советской власти. Т. 1, № 272.-М., 1957.

36. Дмитриева, Л. В. Каталог тюркских рукописей Института востоковедения Российской академии наук / Л. В. Дмитриева; Отв. ред. О. Ф. Акимушкин. М.: Вост.лит., 2002. - С. 84-85.

37. Дмитриева, Л. В. Тюркоязычная арабописьменная рукописная книга по её ареалам / Л. В. Дмитриева // Рукописная книга в культуре народов Востока: Очерки. Кн. первая. М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1987.

38. Замалетдинов, И. Л. Связь времен в различных календарях / И. Л. Замалетдинов. Казань, 1999. - 152 с.

39. Зелинский, А. Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря / А. Н. Зелинский // Контекст 1978. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1978. - С. 62.

40. Из жизни и прессы мусульман. // Каспий. 1915. - 29 сент.

41. Исаев, А. А. Печатные книги Абусуфьяна Акаева на кумыкском языке (1902-1917 гг.) // Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева: Сб. статей и материалов. Махачкала, 1992. - С. 63.

42. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып.1. М.: Вост. лит-ра РАН, 1998. - С. 26.

43. Каримуллин, А. Г. Татарская книга начала XX века / А. Г. Каримуллин. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1974. 318 с.

44. Каримуллин, А. Г. Татарская книга пореформенной России. Исследование / А. Г. Каримуллин. Казань: Татар, кн. изд-во, 1983. - 320 с.

45. Каримуллин, А. Г. У истоков татарской книги / А. Г. Каримуллин. 2-е изд., испр., доп. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. - 208 с.

46. Катанов, Н. Ф. Восточная библиография / Н. Ф. Катанов // Деятель. -1899.-№ 3 .-С. 145-146.

47. Катанов, Н. Ф. Обзор казанско-татарских отрывных календарей за последние 3 года: (1902-1904) / Н. Ф. Катанов // Деятель. 1904. - № 6. -С. 228-237.

48. Катанов, Н. Ф. Восточная библиография // Деятель. 1900. - № 6-7. - С. 337.

49. Книга в России (1881-1895) / Под общ. ред. И. И. Фроловой. СПб.: Рос. нац. б-ка, 1997.-С. 83.

50. Кирсанов, О. И. О текстовых источниках / О. И. Кирсанов // Вопросы методологии, истории, историографии и источниковедения: Сб. ст. -Томск, 1987.-С. 8.

51. Коблов, Я. Д. Конфессиональная школа казанских татар / Я. Д. Коблов. -Казань, 1916.-С. 3-4.

52. Ковальский, Н. П. Проблемы классификации письменных источников в современной советский историографии / Н. П. Ковальский // Актуальные проблемы источниковедения и социальных исторических дисциплин. -Днепропетровск, 1983. М., 1983. - С. 25.

53. Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. М., 1987.

54. Магдеев, М. Каюм бабай / М. Магдеев // Наука и религия. 1975. - № 2. -С. 82-86.

55. Маллаев, Н. Гениальный поэт и мыслитель. Материалы для лекций и докладов к 525-летию со дня рождения Алишера Навои / Н. Маллаев. -Ташкент, 1968. 55 с.

56. Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма. М., 1979.

57. Махмутова, А. X. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби) / А. X. Махмутова. Казан: Магариф, 2003. - 455 е., илл.

58. Махмутова, А. X. Становление светского образования у татар (1861-1917) / А. X. Махмутова. Казань, 1982. - 96 с.

59. Миннегулов, Х.Ю. Татарская литература и восточная классика / Х.Ю. Миннегулов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. - С. 312-323.

60. Москвина, J1. П. Формирование и деятельность марийской национальной интеллигенции в конце XIX начале XX веков / JI. П. Москвина: Дис. канд. филол. наук. - Йошкар-Ола, 1998. - 286 с.

61. Немировский, Е. JL Иоганн Гутенберг / Е. JI. Немировский. М.: Наука, 1989. - 320 с.

62. Пушкарев, JI. Н. Классификация русских письменных источников / JI. Н. Пушкарев. М.: Наука, 1975. - 279 с.

63. Рафиков, А. X. Очерки истории книгопечатания в Турции. Л.: Наука, 1973. - 230 с.

64. Рахимкулова, М. Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России / М. Ф. Рахимкулова. Оренбург, 1998. - 217 + 28 с.

65. Россия 1913 год: Статистико-документальный справочник / Ред.-сост. А. М. Анфимов, А. П. Корелин. СПб.: Блиц, 1995. - С. 358-359.

66. Савельева, И. М. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М.: Языки русской культуры, 1997. -800 е., илл.

67. Сафиуллина, Р. Р. Печатная книга на арабском языке у татар (1801-1917 гг.): Автореф. дис. канд. филол. наук / Р. Р. Сафиуллина. Казань, 2001. -25 с.

68. Сафиуллина, Р. Р. Арабская книга в духовной культуре татарского народа / Р. Р. Сафиуллина. Казань: Алма-Лит, 2003. - 214 с.

69. Свердлова, Л. М. Купечество Казани: дела и люди / Л. М. Свердлова. -Казань: Матбугат йорты, 1998. 168 с.62.7-я Областная партия конференция Татреспублики (22-26 марта 1923 г.): Стеногр. отчет. Казань, 1923. - С. 36.

70. Смирнов, В. Д. Мусульманские печатные издания в России за 1886 г. // Записки Восточного отдела Российского архивного общества. Т. 3. -СПб., 1889. С. 110, 113; Т. 5. - 1891. - С. 143.

71. Сытин, И. Д. Календарь / И. Д. Сытин // Жизнь для книги: И. Д. Сытин. Страницы пережитого; Современники о Сытине. 2-е изд., доп. - М.: Книга, 1985.-С. 107-120.

72. Тагиров, И. Р. Дорогой свободы и братства. Казань: Татар. Кн. Изд-во, 1987.-295 с.

73. Тартаковский, А. Г. Социальные функции источников как методологическая проблема источниковедения / А. Г. Тартаковский // История СССР. 1983. - № 3. - С. 112-130.

74. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967. - 536 с.

75. Усманов, М. А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. / М. А. Усманов. Казань, 1972. - 221 с.

76. Фарсобин, В. В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии / В. В. Фарсобин. М., 1983. - 231 с.

77. Хамзин, К. 3. Арабско-татарско-русский словарь заимствований (арабизмы и фарсизмы в языке татарской литературы) / К. 3. Хамзин, М. Н. Махмутов, Г. Ш. Сайфуллин. Казань: Татар, кн. изд-во, 1965. -853 с.

78. Хасанов, X. X. Формирование татарской буржуазной нации / X. X. Хасанов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1977. - 138 с.

79. Хасьянова, Ф. Ш. Художественное оформление татарской книги // Китапка хитаб = Слово о книге / Ф. Ш. Хасьянова. Казань: Татар, кн. изд-во, 1994.-С. 173-175.

80. Чернышев, Е. И. К истории татарской периодической печати в России. Проект журнала «Файда» («Польза») / Е. И. Чернышев. Казань: Татполиграф, 1930. - 128 с.

81. Цыбульский, В. В. Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока. Синхронистические таблицы и пояснения / В. В. Цыбульский. -М.: Наука, 1964.-382 с.

82. Шайхиев, Р. А. Татарская народно-краеведческая литература XIX-XX вв./ Р. А. Шайхиев. Казань, 1990. - 116 с.

83. Шакуров, Ф. Н. Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года / Ф. Н. Шакуров. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - 128 с.1. Справочная литература

84. Ахметжанов, X. А. Календарь // Казахская ССР: 4-томная краткая энциклопедия: Т. 1. / X. А. Ахметжанова, М. Исхаков. Алма-Ата: Гл. ред. Казах, сов. энциклопедии, 1985. - С. 252-253.

85. Галимова, Г. Г. Календарь отрывной / Г. Г. Галимова // Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996. - С. 317-318. 678 е., илл.

86. Ермолаев, И. П. Историческая хронология / И. П. Ермолаев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1980. - 246 с.

87. Календарь // Книговедение. Энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1981.-С. 231-232.

88. Исаев, А. А. Календарь // Печать Дагестана: Справочник / Ред.-сост. А. А. Алиханова; Отв. ред. Г. Г. Гамзатов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.-С. 33-34.

89. Россия 1913 год: Статистико-документальный справочник / Ред.-сост. А. М. Анфимов, А. П. Корелин. СПб.: Блиц, 1995. - 415 с.на татарском языке:

90. Абдулкадыйрова, Я. 1997 татар календаре / Я. Абдулкадыйрова // Ватаным Татарстан. 1996. - 4 июль.

91. Ай башлары хакында // Йолдыз. 1914. - 5 февр.

92. Айлык календарь // Тормыш. 1916. - 16 март.

93. Эгъзамов, Ф. Беренче карлыгачлар // Эйдэ халыкка хезмэткэ! (Куренекле татар публицистлары) / Ф. Эгъзамов. Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. - Б. 6.

94. Эхмэтж;анов, М. Татар кулъязма календаре / М. Эхмэтж;анов // Татарстан. 1995. - № 9-10. - Б. 42-52; № 11-12. - Б. 108-113.

95. Эхмэтжанов, М. Татар кулъязма календаре / М. Эхмэтжанов // Мирас. -1995.-№8.-Б. 23-26; № 10.-Б. 9-16; № 11.-Б. 15-25.

96. Эхмэтжанов, М. Татар кулъязма китабы / М. Эхмэтжанов. Казан: Татар, кит. нэшр., 2000. - 270 б.

97. Эхмэтжанов, М. Унике еллык хайван календаре фалнамэсе / М. Эхмэтжанов // Шэьри Казан. 1991. - 26 февр.

98. Бал ал ар фольклоры. Ж^ыеп тезучесе ьэм ацлатма мэкалэлэр бируче Н. Исэнбэт. Казан: Татар, кит. нэшр., 1984. - Б. 210-212.

99. Бэкер, К. Яца ел башы вэ милли матбугат / К. Бэкер // Вакыт. 1915. - 4 нояб.

100. Беркутов, В. М. Бизмоннерде вакыт / В. М. Беркутов. Казан: Татар, кит. нэшр., 1992.-80 б.

101. Беркутов, В. М. Татар халык календарьлары тарихыннан / В. М. Беркутов // Совет мэктэбе. 1967. - № 9. - Б. 60.

102. Бертуган Бубыйлар ьэм Иж-Бубый мэдрэсэсе: Тарихи-документаль жыентык. Казан, 1999. - 240 б.

103. Бигиев, М. Шэригать ни ечен реэятне игътибар итмеш? / М.Бигиев -Казан: тип. "Урнэк", 1912. 110 б.

104. Габделхакова, А. P. XX йез башы татар балалары китабы (1901-1917): Библиографик курсэткеч / Ж|ав. мох-ре Р. И. Вэлиев; Татарстан Милли китапханэсе / А. Р. Габделхакова. Казан: Милли китап, 1999. - 79 б.

105. Гали, М. Календарьлар / М. Гали // Каюм Насыйри. Сайланма эсэрлэр. -Казан: Татгосиздат, 1945.-Б. 163-166.

106. Гомерлек горрэлек // Йолдыз. 1911. - 27 гыйн.

107. Госманов, М. Сэет Вахидинын, игелекле мирасы / М. Госманов / Уткэннэн килэчэккэ. Фэнни-публицистик мэкалэлэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 1990.-Б. 80-90.

108. Госманов, М. Торки-татар мэгърифэтчелек тарихында Исмэгыйль Гаспралы (бер идеянец тантанасы ьэм фажигасе) / М. Госманов // Казан утлары. 2001. - № 3. - Б. 164-178.

109. Гыйлэжев, 3. 3. XX йез башында Г. Тукай китаплары / 3. 3. Гыйлэжев// Милли мэдэният. 2002. - № 2. - Б. 25-30.

110. Гыйлэжев, 3. 3. XX йез башында Кенбатыш авторларыньщ татар китаплары / 3. 3. Гыйлэж;ев // Милли мэдэният. 2002. - № 2. - Б. 81-83.

111. Дэрре якта / Эувэл кэррэ. Казан: Нашире Р. Эмирхан улы, Казан ун-т табыгъхянэсе, 1845. - 72 б.

112. Дэулэтшин, Г. М. Терки-татар рухи мэдэнияте тарихы / Г. М. Дэулэтшин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1999. - Б. 169-180.

113. Дэулэтшин, Г. Юлбарсмы, барсмы / Г. Дэулэтшин // Татарстан яшьлэре. 1998. - 29 гыйн.

114. Дивари календарь // Тэрн^еман. 1906. - 1 дек.

115. Дивари календарь // Йолдыз. 1914. - 30 гыйн.

116. Дивари календарь // Йолдыз. 1916. - 5 окт.

117. Замалетдинов, И. J1. Календарларыбыз сыйфатлы булсын / И. Л. Замалетдинов // Идел. 1999. - № 10. - Б. 44-45.

118. Зия Бэхтияров истэлеклэре // Каюм Насыйри. 1825-1945. (Тууына 120 ел тулуга багышланган гыйльми сессия материаллары). Казан: Татгосиздат, 1948.-Б. 140.

119. Зэбири, X. Рэхбэре сыйбъян: Сыйныф ибтидаия шэкертлэре ечен кыйраэт китабы / X. Зэбири. Казан: Нашире «Сабах» кетебханэсе - Эл.-тип. «Умид», 1913. - 64 б.

120. Ибраьимов, Г. Китап игъланнары / Г. Ибраьимов // Йолдыз. 1912. -4 март.

121. Ибраьимов, Ф. Г. Белем элифбадан башлана / Ф. Г. Ибраьимов. -Тулы., яцар., басма. Казан: Татар, кит. нэшр, 1994. - 256 б.

122. Исламов, Ф. Бездэ ачылган сэлэт / Ф. Исламов // Шэьри Казан. 2003. - 4 гыйн.

123. Календарь // Вакыт. 1907. - 26 июль.

124. Календарьларымызда ялгыш // 0лфэт. 1907. - 10 фев.

125. Календарьчылар отчеты // Эхбар. 1908. - 9 апр.

126. Календарь хосусында // Дин вэ мэгыйшэт. 1907. - № 43. - Б.686-687.

127. Камал, Г. Эсэрлэр: 3 т. / Г. Камал. Казан: Татар, кит. нэшр. - Б. 143.

128. Каюм Насыйри кулъязмалары тасвирламасы. 3 чыг. Казан, 1958. - 47 б.

129. Кэримуллин, Э. Г. Беренче басма календарь / Э. Г. Кэримуллин // Соц. Татарстан. — 1981. 30 гыйн.

130. Кэримуллин, Э. Г. Каюм Насыйри календарьлары / Э. Г. Кэримуллин // Эйдэ халыкка хезмэткэ! Казан, 1958. - Б. 11-26.

131. Кэримуллин, Э. Г. 90 тугел, э 120 ел / Э. Г. Кэримуллин // Совет эдэбияты. 1961. -№ 3. - Б. 154-155.

132. Максуди, Э. Голямага ачык хат / Э. Максуди // Йолдыз. 1914. -23 гыйн.

133. Максуди, Э. Календарьчылар / Э. Максуди // Йолдыз. 1914. -5 фев.

134. Мэрданов, Р. Ф. Шакирждн Хэмидинец тууына 125 ел / Р. Ф. Мэрданов // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2003. - № 3А. - Б. 142-145.

135. Мэрж;ани, Ш. Местафадет-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар / Ш. Мэрждни. Казан: Б. Л. Домбровский табгыханэсе, 1897. - 264 б.

136. Мэхмутов, X. Ш. Ел тэулеге 12 ай: (Халык календаре битлэреннэн) / X. Ш. Мэхмутов. Казан, 1991. - 126 б.

137. Мэхтэфи, Н. Л. Себуте хэлэл яки календарьчыларга ихтар / Н. Л. Мэхтэфи // Эд-дин вэл эдэб. 1913. - № 9. - Б. 285-288.

138. Мэьдиев, М. Буби мэдрэсэсе / М. Мэьдиев / Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе. Фэнни-популяр очерклар. Казан, 1992. - Б. 38-70.

139. Милли мэзэклэр / Ж^ыючы Р. Эмирханов // Мирас. 1992. - № 3. -Б. 107.

140. Мицнуллин, Д. С. Акмулланыц яца табылган шигыре / Ж,. С. Мицнуллин // Мэдэни ж;омга. 2001. - 28 дек. - Б. 11.

141. Мисыр // Йолдыз. 1910. - 11 июль.

142. Мехэммэд бине мелла Мехэммэд улы Багдани. Сэнэи ьижриядэ ай башлары. Казан: Мэгариф матбагасы, 1914. - 22 б.

143. Мехэммэтшин, 3. Г. Фатих халидинец 1щат мирасы / 3. Г. Мехэммэтшин. Казан, 2001. - Б. 47-72.

144. Муса Бигиев: Мирас ьэм хэзерге заман. Мэкалэлэр ж;ыентыгы. Казан, 2000.- 188 б.

145. Низамов, И. М. Татар рекламы ьэм матбугат (Татар массакулэм мэгълумат чараларында реклам текстын оештыру, язу ьэм бизэунец кайбер мэсьэлэлэре) / И. М. Низамов. Казан: Казан ун-ты нэшр., 1997. -110 6.

146. Нуруллина, Р. М. Беренчелэрнец берсе (Ьади Максудинын, тууына 125 ел тулу уцае белэн) (Один из первых ( По случаю 125-летия со дня рождения X. Максуди) / Р. М. Нуруллина // Ватаным Татарстан. 1993. -1 окт.

147. Нуруллина, Р. М. Татарча вакытлы матбугат тарихыннан (1905-07 елларда демократик газеталар) (Из истории татарской периодической печати) (демократические газеты 1905-07гг.) / Р. М. Нуруллина. Казан, 2002. - 71 б.

148. Орскидан мэктуб // Дин вэ мэгыйшэт. 1907. - № 36. - Б. 574.

149. Рэмиев, И. Истэлеклэр. Татарча басма суз / И. Рэмиев. Казан: Татар, кит. нэшр. - 1965. - 129 б.

150. Рэхим, Г. К. Насыйриньщ тэрж;емэи хэле // Каюм Насыйри мэжмугасы. Вафатына 20 ел тулу менэсэбэте белэн чыга / Г. Рэхим. Казан: ТССЖ^ дэулэт нэшр., 1922. - Б. 17-76.

151. Ризаэтдин Бохарзадэ. Китабе-диване ризан / Лотфулла ибне мулла Гатаулла эл-Элмэти. Казан: Рэхмэтулла ибне Эмирхан эл-Кишети. -Мехэммэтвэли Яхъязадэнец басмаханэсе, 1860. - 105 б.

152. Садыйков, Ф. Оренбургта бер гыйбрэт / Ф.Садыйков // Шэркый рус. -1904. 26 март.

153. Сэгыйди, К. Бу Петербургтагы матбугат башы./К. Сэгыйди // Кояш. -1913.-3 июнь.

154. Сэудэгэр календаре // Йолдыз. -1911.-20 гыйн.

155. Суфи Аллаьыяр. Себател-гажизин. Казан: Р. Эмирхан улы хиражате илэ - ун-т Азиатский табыгъханэсендэ, 1841. - 108 б.

156. Татар эдэбияты тарихы. 6 томда. 2 том: XIX йез татар эдэбияты. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. 574 б.

157. Тэкъвим даими // Дин вэ мэгыйшэт. 1907. - № 36. - Б. 517.

158. Тэкъвимлэр // Кояш. 1915. - 29 дек.

159. Техфэт, Г. Беренче стена календарьлары / Г. Техфэт // Соц. Татарстан. 1968. - 27 март.

160. Техфэт Г. Беренче стена календарьлары / Сердэш. Казан: Татар, кит. нэшр., 1969.-Б. 181.

161. Тунтэри, М. «Себуте хэлэл» мэкалэсе менэсэбэте илэ / М. Тунтэри // Эд-дин вэл-эдэб. 1913. - № 10. - Б. 305-306.

162. Утэбаев, К. Габделгаллям Фэезхан угылы турында / Р. Утэбаев // Казан утлары,- 1989.-№7.-Б. 158-161.

163. Фэтхи, А. Н. И. Лобачевский ис. фэнни китапханэ кулъязмаларыныц тасвирламасы. V чыгарылыш. Татар эдиплэре ьэм галимнэренец кулъязмалары. Беренче булек. / А. Фэтхи. Казан, 1960. - Б. 49-55.

164. Хэйруллина, Д. Каюм Насыйри ьем татар телендэге беренче басма календарьлар (Каюм Насыри и первые печатные календари на татарском языке) / Д. Хайруллина // Тезисы докладов III науч. конф. молодых ученых. Казань, 1974. - Б. 63-65.

165. Ьэзиь мекаддимэте вэ хатимэте китабе мэгърифэтнамэ. Казан: Р. Эмирхан улы хиражате илэ - ун-т басмаханэсе, 1845. -344 б.

166. Ш. X. Голяме тарихе. Казан, 1907. - 40 б.

167. Ялт-йолт. -1913. № 59. - Б. 9.на турецком языке:

168. Gormez, М. Musa Carullah Bigiyef / М. Gormez. Ankara, 1994. - 228 p.