автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Татарский вопрос в общественном осознании России конца XV - первой половины XVI в. (по материалам агиографических сказания и памятников фольклора)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Амелькин, Андрей Олегович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Татарский вопрос в общественном осознании России конца XV - первой половины XVI в. (по материалам агиографических сказания и памятников фольклора)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Татарский вопрос в общественном осознании России конца XV - первой половины XVI в. (по материалам агиографических сказания и памятников фольклора)"

МОСКОВСКИ СРдЕНА ШШк И 0Щ2к ТРУДОВОГО КРАСНОГО S3L: ТТГДАШКГЕСДЙ ГОСУдАРСТБЕЭНЙ УШЗЗРСПГТЗТ

Специалззированнкй; Совет К Сза.С-1.-С5

А:ЕЛЬШ АЕДР1Й ОЕГОВИЧ.

ХАТАРСШЙ ВОПРОС 3 ОШЖШШСл CG SHAKE POÜC.ZI • ■ КОНЦА U _ ПЕРВОЙ ШЖВПШ» 7Л Б.

/По штеггааваи агзографгпесгаг сказаний п па?5Ггникоз фольклора/ Специальность 07.00.02 - Отечественная псторзя

Автореферат диссертации па соискание учено? стэпенз кандидата исторические: на^к

ШСШИ 1222

о

Работа выполнена в Московском ордена Ленина.а ордена Трудового Красного знамени педагогическом государственном ■университете имени ЕЛЛенава

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор Д.Г»2узьшн

Офзцзальнце оппонентах доктор исторических, наук,

профессор В.П.Буганов

кандидат исторических наук, доцент Н.С Люрисов

Ведущая, организация: Нижегородский государственный •

университет

Защита состоится " 1292 г. в ¡5~ часов '

на заседании специализированного совета £ 052.01.08 по защгте диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени педагогическом государственном унивзрситете имени 3 Л Бенина по адресу: Москва, пр -г Вернадского, 88, ауд. 62.iL

С диссертацией, моано ознакомиться в библиотеке. Московского педагогического государственного университета им.В.И.Ленина по адресу: П94си,. Москва, Малая Пироговская, I. •

Автореферат разослан "2. " _1992 г»

Ученый секретарь

специалтплрованн^ЕО совета. п

'¿ф Н.ЯЛеховская:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Теоретическая, и методологическая основа исследования. 'Диалектико-матеряалистическое понимание истории исходит аз того, что идеи, овладевая, тсса::лг становятся важным фактором.развития истории. эпоху средневековья, когда все общественные двлжепия совершались под религиозные знамена'.®, а развитие общественно.': мысли облекалось-в религиозные форма, наиболее волнувпцте общественное сознание проблемы получали свое выражение преяде всего в агиографических сочинениях,, составлявших основу русской беллетристики того времени. Свое отраяенче в них нашел и татарский : вопрос., имевший большое значение практически для всех социальных групп России конца ХУ— первой половины Х71 вв. Однако в агиографической оиературе этот воцрос представлен уже в достаточно четком политическом оформлении. В то же время основная масса, населения России ХУТ в. > крестьяне — в государственно-политическом отношении не имели возмоаности самрпредставления ж самовыражения. Поэтому для восстановления восприятия, татарского вопроса обыденным сознанием болыогаства русских людей важным источником оказываются памятяани фольклора. Как справедливо отмечал Б,Д.Греков, "былины это история,'рассказанная самим народом" .

Рассмотрение этой проблемы ыояет вестись только с учетом об— 'щит условий исторического развития, одним из. ваяяых факторов которого был. процесс создания национальных государств позднего средневековья- и связанного с ты формирования национального со-зяаяиг. "В России покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном ПГ2. Это определяет особую роль татарского вопроса, который не просто отражал определенный этап развития общественного сознания России конца ХУ - первой половины ХУ1 века, но и характеризовал его во' ютогом. Восприятие татар в этнокультурном и индивидуальном аспектах, отношение к их действия?«, и к "восточной" политике русских государей оценивается с учетом вывода о том,что

> 1^еков БЛ. Киевская Русь. -?Л.: Учпедгиз, 1949. - С.о.

2 х'аркс 1С., Энгельс Ф. Соч. - Изд. 2-е. - Т.21. - С. 416.

агиографических сказаний и памятников фольклора.

, Исходя из этого, ставятся конкретные задачи исследования:

1. Определить круг возмоаных. агиографических источников по данной теме,, осуществить проверку и уточнение их дат. ¿ozzz.

2. Выявить о: новные черты, характерные для татарского народа в делом и для отдельные его представителен, вичлекяемне русски обй&ственвш сознанием.

vy-3. Дать характеристику восприятию ойцествекнш созк&Ехеи И1ъ. монголо-татарского ига. . •

"4. Рассмотреть восприятие русскими лвдьми русско-татарского противостояния в контексте геополитических представлений конца ХУ - первой половины ХУ1 вв.

5, Избить отражение татарского вопроса в памятниках фольклора .с. точки зрения" времени их формирования. .

6. Охарактеризовать роль и место социальных групп и отдельных личностей в формировании общественного мнения в России конца ХУ - первойполовины.ХУ1 вв. по отношению к татарскому-вопросу.

Источкиковая база. В работе анализируется 18 памятников древнерусской агиографии, с использованием почти 200 списков, а •ranze I былкна и 3 песни,, известные в 59 записях. Используемые тексты составляет основной фонд источников этого рода по данной теме. s, -

Степень новизны. Реформируемая:работа является первым в отечественной историографии исследованием, рассматривавшим вопросы восприятия татар в общественном сознании России донца ХУ - первой половины Х>Т вб. Работа проводилась на наименее исследованном материке: агиографических преданиях и памятниках фольклора. Предпринятпервый• опыт систематизации'возмогших путей-использования агиографической литературы в историческом исследовании. Поставлен вопрос о возможности применения текстологического анализа при изучении памятников фольклора. В-исследовании произведено уточнение датировки целого ряда памятников агиографии и фольклора, причем создание таких известных-произведений, как Повесть о разорении ■ Рязани Батыем, Песня об Авдотье'Рязаночке, Плач часового у гроба государя переносится во времени на 200 - 300 лег и возмогяьй про-мегуток.их сложения ограничивается .с точностью до нескольких лет.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована в процессе чтения лекций общего курса по пстс-•рин России^. спецкурсов .по.'истории древнерусской культуры, общест-

. -к .

векно-политической мысли и национальных отношений, а такае в практике патриотического воспитания. •

Апшбзция результатов исследования» Основные положения дис-cepraiym излоЕены в 2 опубликованных работах (I тезисы и I статья), 2 докладах на Общемосковском семинарий яо проблемам древнерусской культуры в Институте Мировой Литературы ш. А.И.Горького АН СССР Шосква 1991; г.), выступлениях на Макарьевских чтениях (Москва >991 г.) я Еахматовских чтеничх.(Казний.Новгород IS90 г.). ..

Структура работа. Диссертация состоит из введения, трех глав и закскненич. В "apiüioaem-ü-: даетач список литературы и источников.

- CQJSPIiAffiS РАБОТЫ ;'.

Во ^ведении очерчиваются цели и задачи исследования, дается обоснование- теш, рассматривается историография вопроса и определяется источниковая база. Вопросы восприятия соседних народов общественным сознанием средневековья не были объектом спе.циального расс;.:отре.ля историков, которые каса-дюь этой темы лишь попутно. Отдельные ценные наблюдения исследователей, сделанные в ходе вручения тех или иных истс4ников (Житие {Михаила Тверского, летопис-1ше статьи о Камской битве) нигде не обобщались. Больше внимания этой проблеме уделяли литературоведы. Общая характеристика отношения к иным, неславянским народам дается в исследовании А.С .Демина, а книга Д.С.Лихачева освещает восприятие русским национальным самосознанием юютегчх моментов в истории руссро-татарских . отношений.

Первая глава посвящена сказаниям русской агиографии ХЛ в. о Батыевом нашестви . В первом ее разделе дается общая характеристика агиографических сочинений как исторического источника и описание методики их использования. Памятники агиографии относятся к нанру четьей литературы и включают в себя кития святых, сказания о чудесах, свершившихся по молитвенно»^обращению й святому, повести о явлении икон и крестов, а такае видения. Каждый из названных видов агиографических памятников обладает своей жанро-воё спец1д£икой, но часто они оказываются взаимосвязанными и переходят друг в друга. Использование их в качестве исторических источников возможно в трех направлениях. Первое из них - поиск в тексте агиографических сказаний достоверных фактов. Чтобы в чудо поверили, оно должность достоверным, а следовательно, в сказа-

о

киях кояно онидать сохранения многих кивых исторических деталей, не получивших отражения в других видах источников. Вторым возможным подходом к агиографическим памятникам как к исторгтесЬ-пл источникам является их анализ с точка зрения отразившихся в них воззрений. Как отмечал ф.И.Буслаев, житийные предания являются "едва лл пе садил? вагашм • источником для истории русских нравов и обычаев"^.. Третье возмоаяое направление в работе с агиогрефг-гескол литературой является-изучение ее как факта историк. В условиях сложной политической ситуации такие сказания могли тлеть большое общественное звучание и оказывать влиянне на поступки многих людей. В реферируемой работе основное вншлрние уделено двум последним-аспектам исследования.

Следующий раздел первой главы, учитывая особую специфику источника,' 'посвящен истории изучения памятников агиографии. Первым опытом обращения ИССЛеД0БЭ.ТеЛ6И К ЛрОИЗВбДЬгШЯМ ЭТОГО НЗНРй стзлп словари С.П.Соковнина, Е.Болховитинова и Д.А.Эристова, которые систематизировали и дали краткий обзор тлеющегося фовда сказаний о святых. Под влиянием этих работ во второй трети XIX в. стало формироваться мнеше о большой значимости агиографических сочинений как исторического источника.

.Большое значение в изучении нитий святых тлела книга В.ОЛОпэ-чевского^ Он впервые поставил вопрос о возможности существования • различных редакций нитюг, необходимости изучать,его по нескольким списка!.!, предлокил достаточно удобную классификации имеющегося материала-й-дал краткую характеристику яитинм как историческому источнику. Констатируя недостоверность многих сведений, содержащихся в агиографических сказаниях, В.А.Ключевский подчеркивал информационную ценность самих этих искажений, являвшихся зеркалом политических мнений- и тенденций. Однако пессимистический вывод о степени точности фактического материала в-житиях надолго оттолкнул от их изучения исследователей отечественной истории, что объясняется.ус-ловиями господства позитивистского направления в исторической .чау-ке того времени, рационалистически,! подходом к информации.

^ 31-е- присуждение учрежденных П.Н.Демидовым наград. - €-¿6., 1862. - С. 149. ■;■ '"

^ Ключевский В.0, Древнерусские жития святых как исторический источник. - М.,"1871. '

, 6

Однако книга'$.О.Клшевского еще в XIX в. вызвала целый ряд подражании, заставив специалистов по проблемам древнерусской культуры со всем вниманием отнестись к агиографическим произведениям. Их изучение велось прежде всего в источниковедческом плане. Под о влиянием работы В."О.Ключевского Н.П.Барсуков составил краткое библиографическое описание всех доступных ему списков дрезнерус-

зцткй. Развернулись изучение и издание отдельных -памятников.

После 1917 г. .'намечается'заметный спад в изучении и использовании'в качестве исторического источника русских агиографических * сказаний. За дочти сорокалетний период коено назвать ке более 10 работ по данной теме, написанных в основном литературоведами. Среди а;:х' выделяются исследования А.А.Савяча и Н.И .Прокофьева. Лель со второй половины 50-х гг. XX в. появляются исследования, в которых исто] "ки вновь обращаются к изученг агиографических сказаний. ■Это исследования А .А. Зимина, С.0.Шмидта,' Ы.И.Белова, И.У.Будовни- ' ца, Л.И.Ивиной.

Активнее начинает разрабатываться агиографическая тематика и в литературоведческом аспекте. Появляются работы, посвященные изучению как общих закономерностей и тенденций в развитии этого жанра (В.П.Андрианова-Перетц, В.А.Грихин, Л .А .Дмитриев, Е.К.Роцода-ковская), так и литературной истории"отдельных памятников (ВЛ.Куч-кин, Н.ИЛак, О.Н.Бахтина, В.И.Охотникова, И.И.Калиганов и др.). Создаются исследования, посвященные связи житий с другими видаки . церковного искусства.

Со второй половины ео-х гг. XX в. выходят в свет работы, \ обобщающие достигнутые результаты з накоплении и исследовании литературной исто, ш агиографических памятников» Появляются и первые опыты историографического сГсмыслениг теш использования -житий в . изучении истории и культуры России эпохи средневековья. Однако до сих пор нет труда, посвященного источниковедческому анализу всего корпуса памятников русской г гяографии. Использование в реферируемой работе ¿гиографическнх источников для характеристики мехнацио-^ нальяых отношений неизвестно кстораографки зитийной литературы.

Третий раздел первой глчвы диссертации посвящен _юспряятт> . ' г/.онголо-татарского нашествия -русским общественным сознанием конца ' ХУ - первой половины ХУ1 вз., рассматриваемому на примере Повести о.Норкурци Смоленском. В работе приводится краткая история иссле- V г,звания памятника.. Основное • внимание при. отсм сосредотачивается.

неразумная, разрушительная, безлика?, неокультуренная,стихия. Особо подчеркивается: их коварство и стремление изменить уклад зазни покоренных народов. Причины подчинения Русской земли таким завоевателям, по. мнению" автора Жития, объясняются стремлением передать грешника-в руки еще большего грешника, чтобы в противостоянии последнему смогли проявиться лучшие стороны человека. Причем татарам передается ■ власть лишь над землей , а не над людьми, что в условиях средневековья, с господствующими в это зреия личностными связями, предоставляло свободу зыбора. Представлена о большеЛ праведности православного'населения по сравнений й завое— вателяш-асарянама и о скором заступничестве Небесных Сил за праведников не оставляли места для 250-летнэго монголо—татарского ига, а инок Григорий пишет, что власть татар просуществовала при лизни «лгль одного поколения и была свергнута еще при свидетелях Батыева нашествия на Русь. - . .

В пятом разделе первой главы рассматривается цикл повестей о Николе Заразском. При ббзоре'исследований этого памятника обращает на себя внимание оставшаяся незамеченной в советской историографии и литературоведении дискуссия о времени, создания Рязанского цикла. Преобладающей является, точка зрения Д.С.Лихачева. Однако предложенная Д.С.'Лихачевым^ датировка цикла повестей о Николе Заразском ХШ-Х1У вв. оставляет много неясного в характере публицистической 'нацравл-.тности памятника и в его соотношении с друга— их текстами древнерусской литературы. Анализ входящей в цикл Повести о гибели князя Федора и его жевд и сына приводит нас к выводу о топонимическом характере, этой легенды, возникновение не исходного топонима..мозсет быть отнесено к ХУ в., раньше которого,- ' не могла слозитьса и Повесть о кнлзе Федоре. Пересмотр традиционной датирозгл ^памятника может иметь значение не.только-для.изучаемой те;."', но для истории русской литературы и .общественноймысли в телом.

■ 3 ходе диссертационного исследования выясняется, что в перво: половине ХУ1 в. создается значительный ряд памятников древнерус— ской. литературы, отракавдж события татарского нашествш. и обладающих целим рядом особенностей, по сравнению с произведениями Х1-ХУ вв., посвяпянчш® этой псе теуатяке. 3 них значительно ослаблена цгблвдютическая направленность, утрирован образ врага и

одновременно намечены иные подхода к восприятию татар. Хан Батый наделяется некоторыми черта!,их мудрого и грозного царя. Большая фольклорность этого произведения говорит о широком прошшювен'.пг татарской тематики в устное народное творчество конца ХУ - первой половины ХУ1 в.

Такал образом, можно прийти к выводу о том, что в общественном сознании ХУ1 в. активно разрабатывается тема покорения Руси татарами, причем в ходе этого процесса создается новая концепция монголо-татарского ига и намечаются новые подходы к проблеме противостояния Руси и татар.

Вторая глава посвящена-восприятию событий, современных писателям конца ХУ - первой половины 1У1 вз. 5 первом разделе второй гласи - рассматриваются взаимоотношения с крымскими и казански- * ми татарами и их отражение в общественном сознании России. I". числу агиографических ламятников, касавшихся этой проблемы, относятся сказания о чудесах Пакаряя Келтоводского и Уняеяского, Зосшы и Савгатия Соловецких, Прокопия Устюжского, Павла Обнорскоговития Иоанна и Петра Казанских, Варсонофия Серпуховского, Волоколамский патерик и другие памятники. Следует также обратить внимание на то, что основное место в общественной щели первой половина ХУ1 в. зашагали, ззаиыоотнопеняя с Казанским ханством, что обусловлено г сложением вокруг него целого узла Восточно-Европейских противоречий.

литие Ыакария келтоводского и Ункенского создано в период ■ осады Казана в 1552 г. В культе этого святого отчетливо просле-.живается связь с идеей покровительства и защиты русских земель от татарских набегов,, что.во многом усиливается еще и тем, - что Мгкаг-рии Желтоводск^й сам пострадал от татар, а в культе большинства святых наблюдается их особое участие в судьбе страдающих от такой же беды. "'

События-перзой половины ХУ1 века освещается в четырех сказа-{шях о чудесах, причем, судя по хронологическому охвату- и фразео-' логическим оборотам в тексте памятника, наступление на Казань в середине ХУ1 в. воспринимаюсь как продолжение оборонительных д"1ствнй.

Примыкающее к сказашао о нитил.Зоспмы и С .вватия Соловецких сказание о чудесах составлено в 1548.г. по приказанию к при участии архимандрита Соловецкого монастыря, будущего матрополпта Всея Руси Филиппа (Колычева). В их числе находятся два чуда, связанные

с избавлением от татарского длена ка Сухоне и на Дону. Б первом чуде автор описывает грабительские действия татар, используя шо-гество мелких, но чрезвычайно выразительных деталей, что придает всему тексту особый колорит.

С-течки зрения отражения татарского вопроса в общественном сознания .Россия конца ХУ - первой половины ХУ1 в. вагнил представляется оборонительный характер и.этих чудес, а также восприятие татарских-набегов как страшной'разрушительной стихии, которая постоянно угрохает'своим внезапным появлением.

Составленные в середине ХУ1 в. нитке и сказание о чудесах Прокопкя Устшского также посвящены этим проблемам; антитатарское чудо связано с бегством полонянки из Казани.

Б жигам Павла Обнорского борьбе с татарской угрозой также посвящен раздел сказаний о чудесах. В дополнившей первоначальный текст сказаний группе из семи чудес /20 - 26 •/ первое посвящено • набегу казанских татар на Обнору в 1538 г. Оно такае составлено в годы "Казанской войны" в 1546 -1547 гг. В этом чуде, .помимо оборонительного момента, усилено внимание к жестокости татарских во; нов. Большое значение-этого сказания в культе Павла Обнорского подтверждается тем, что в 'иконописных подлинниках ХУ1 в. текст, являющийся откликом на татарское разорение монастыря, помещен на свитке в руках святого.

Хотя тема татарских набегов в агиографической литературе ра •рабатывается д. основном на материале сказаний о чудесах, существует г-акже посвященных этой теме ряд нитий.

К их числу относятся еития Иоанна и Петра Казанских. В них содержатся жизнеописания христиан, подвергавшихся насильственном омусульманиванию в Казани и погибших за отказ принять чужую веру

При анализе этих житий выявляется еще одна интересная.особе ность в восприятии татар общественным сознание^ России. Для агис графа не имеет значения этническая сторона вопроса. Русский поле няннлк из Нижнего Новгорода и принявший православие китель КазаЕ находящийся на службе у великого князя, равнозначны для него. Эт свидетельствует о преобладании в восприятии соседних народов не столько этнического, сколько этно-культурного аспекта.

Хотя основное внимание русской общественной мысли было пригнано ц: Шанскому вопросу, в русской агиографической литературе имеются: отклики и на столкновения с крымскими татарами в первой

О

первой половине ХП в. К числу памятников житийной литературы, содержащих такие тексты, относятся сказание о Чуде 1521 г., каткя Лаврентия.Калужского и .Зарсонофия Серпуховского.

Китие Варсонофия Серпуховского разрабатывает тему татарского плена, однако подходит к ней несколько иначе, чем жития, посвященные столкновениям с казанскими татарами. Рассказывая о пребывании святого в Крыму, агиограф.уделяет больше внимание бытовым особенностям татар, подчеркивает уважительное отношение к святому с их стороны, и как особую заслугу додвияника называет изучение им татарского языка. Этот факт позволяет, говорить о доминировании во взаимоотношениях русских и татар в коще 2У - первой полозинк Х71 з. этно-голигических моментов над этническими.

Еитие Лаврентия Калукского отражает несколько необычный для агиографов момент столкновения святого и татар. Лаврентий Калужский описан пряника°1!ц:м участие в схватке с татарским отрядом, когда он оказывает моральную поддержку калужскому князю и его войску. Причем слова святого предсказывают чудесную помощь Небесных Сил. .

Божественной помощи в вооруженном столкновении с татарами посвящено и Чудо 1521 г., рассказывающее о спасении Москвы от нашествия Ыахмет-Гирея. Представляется ванным и вывод агиографа о конечной обреченности свергпакщттх набеги- агарян. Это сказание так-1, же было создано в канун Казанской войны в 1542 г. по заказу, митрополита шакарпя.

Проблемам противостояния татарской угрозе вообще, без различия крымской и казанской проблем, посвящен ряд сказани? Волоколамского патерика. В них подчеркнута идея борьбы с мусульманской агрессией как борьбы за веру, еще раз продемонстрирована жестокость татар, разрушительный характер их 'набегов.

Татарские Еабеги первой'половины ХУ1 в. прокзвели такое сильное впечатление на общественное сознание России, что стали объек- ' том рассмотрения ив более поздних агиографических 'сказаниях.

Интересным является процесс формирования легенд о чудесном спасении святыни от вражеского разорения. К их числу следует отнести Сказание о Николе ВелГи орецком и ТуровецкоГ. иконе Богоматерь. Интересно, что яададаЕП!ие в этих сказаниях не погибают я не пугаются какого-либо видения, а лишь не находят пути 'к святыне. '¿то еще раз подтверждает '•оборонительный", характер восприятия

русско-татарских столкновений русским общественным сознанием. Эта традиция намечается в первой половине. ХУ1 в. Мотив исчезнувшего монастыря присутствует в житии Евфросиюш Суздальской; ссобытия-.

еередг^и ХП з. сзг.зываат свои рассказы Сказания о Великорец-кой и Туровецкой 'иконах. Свое развитие этот екнет найдет, в.сяо--жкваейс«: под влиянием канонизации Юрия Всеволодовича Владнглрско-го легенде о граде. Китеже.

Во втором разделе второй главы рассматривается взгляд русских книжников на лр-обле^ противостояния православных обществ мусуль-маноким на примере болгаро-турецких отношений.

Этот вопрос 'анализируется на материале сопоставления русского и болгарского текстов жития Георгия Нового,, погибшего в начале Х/1.в. в Софии. Большеевнимание русского книжника к общеполитическим' моментам взаимоотношений турецкого и бфпарсяого населения, стремление создать тишк образ подвижника веры приводят к значительным отлеч'кяи ст болгарского образца.. Иным становится и образ враге-: происходит его обёзлпчивание. Использование некоторых черт для характеристики турок вызывает ассоциацию с образами татарских противников. Таким образом.можно сделать вывод, что для ' русского атаографа были важны религиозные и политические моменты во взаимоотношениях с соседями, а не их-этническая принадлежность Третья глава диссертации рассматривает отражение татарского вопроса в русском общественном сознании на материале фольклора. Первый раздел"третьей главы посвящен общеметодологическим замечаниям до проблеме использования устных народных источников в историческом исследовании.

В рамках этого рассматривается дискуссия об историзме бшшн, ставится вопрос о генезисе произведений этого жанра, анализируется возможность текстологического анализа произведений устного народного творчества. В результате исследования делается вывод о бесспорном требовании исторического подхода к эпическим произведениям, признается не только возможность, но и необходимость текстологического анализа при изучении памятников устного народного творчества. ■ ' . --'" ; • :

Второй раздел третьей главы посвящен рассмотрению образа врага.в былинах. В:результате обобщенного анализа всех былин делается заключение о слиировании особых .стилистических яриедав, -позволяющих представлять противника в качестве единой безликой

О '

массы именно в конце ХУ - первой половине ХУ1 в.

Анализ (¡шшны о Василии Казимировиче приводит к выводу, что в этом произведении эпической поэзии, созданном в конце ХУ в., нашло отрааение участие Новгорода в событиях 1480 г., приведших к укреплению Русского централизованного государства на международной арене. с

Третий раздел третьей главы посвящен отражению борьбы с татарскими набегами в песенном творчестве.

В результате анализа Песни об Авдотье Рязансчке делается вывод о незозмогности связывать ее с событиями Каткова нашествия fia Русь, поскольку различными з песне я з действительности оказывается характер похода и его последствия, нет ни одного совпадения имен героев, топонп^ов и т.д. Более обоснованным представляется связь этой песни с.событиями разгрома посольства Михаила Кляпшса в Казани и разгрома русского торга. Судя по некоторым деталям, песня была создана вскоре после: описываемых в ней событий в промежуток с 1507 по 1522 г. Отсюда наблюдение о более значэт.шх для общественного сознания России первой половины ХУ1 в. современных ему набегов татар, неаели Батыева нашествия.

Особая роль русско-татарских отношений в первой половине XJT в. нашла свое отражение и в Плаче часового у гроба государя,с который, по нашему мнению, является откликом на смерть Иьана И в канун е-ю ответного похода на Мухашед-Эшшт.. Это подтверждает предположение об особой роли разгрома посольства Михаила Кляпам, положившего начало периоду, ожесточенной борьбы с Казанским ханством в истории русско-татарских отношений и их восприятии современниками. - ' ' ' . . ' ;

Особый иятерес вызывает Плач плененной татарской девушки, исполняемой от лица татарка. В этом цлаче говорится о достоинстве пленницы, выражается соболезнование ей. Эти же мотивы можно обнаружить в тексте Песни об Авдотье Рязаночке, где выракается сочувствие Бахмету турецкому по поводу д.ибели его брата. Сам Бахмет оказывается наделенным чертами грозного и справедливого^правптэля. Способность к сопереяиватй) поверкенному врагу, взгляд, на проблемы взаимоотношений с соседялл со стороны / составляет одну из особенностей восприятия татар в обыденном созкгп.л России конца ХУ -первой половины ХУ1 в. ^

В заключении отмечз-зггся особенноо.тгт ROf.nrwtrrag татпрлклтл вопроса в общественном сознании России конца Х7 - первой половины

ХУ1 в. и отмечается роль отдельных личностей и социальных груди в аор:,к]Х)БсЦШи общественного мнения по этой проблеме русско-татарского противостояния.

Бо-первых, оклечается более обостренное восприятие этого вопроса по сравнении с предшествующим периодом. Во-вторых, могно говорить с преобладании этноподитвчес&огб подхода над этжгческш и религиозного над этнокультурным. 3-третьих, отмечается особая, "оборонительная" позиция в восприятии русско-татарских отношений.

Говоря о формировании общественного мнения по татарскому вопросу, следует ответить большущ роль крестьянского восприятия та-тарсхспх противников как единой нерасчлененной стихии. Однако способность к сопереигвакпа противнику, характерная для -памятников песенного творчества, возможно,была связана .не только .с крестьянской средой. Большую роль в привнесении религиозных моментов в осознании русско-гатарсклх отношений внесли деятели-церкви. Особо среди них выделяется фигура, митрополитаМакария, чья деятельность в русско-.'атарских отношениях незаслуженно обойдена вниманием. Он явился заказчиком нескольких агиографических произведений, связанных с актитатарской.тематикой, организатором идеологической подготовь походов на Казань и целого ряда чудес в ходе его.

Основные положения работы отракены в следующих публикациях:

1. Сказания о чудесах в древнерусских летопасяк//Современные. проблемы русского языкознания/ Памяти академика Шахматова/Тезисы докладов межвузовской научной конференции.. - Горький, 1990. -

С. 33-34 (0,1 пх)..

2. Использование памятников Владимирско-Суздальской агиографии в историко-литературном краеведенив//Пути и форглы анализа художественного произведения. Нежвузовский сборник научныхтрудов.-Владишр, 1991. - С. 119-131 (0,8 п.л.).

Тир /00

ВОЛ У?

О ■

Подщ к nesu Ш марта 1992 г. Объем Г п.л. Зак. EDO. БСП УСТ г.Владимир, 'Асаткина, 33.