автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Хабутдинов, Айдар Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века"

оа

- й 0Н1 ШАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Хабутдинов Лйдар Юрьевич

Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века.

07.00.02 - Отечественная История.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Казань-1996

- г -

Работа выполнена на кафедре современной отечественной истории Казанского государственного университета

Научный руководитель - Академик Академии Наук Республики

Татарстан, доктор исторических наук, профессор Тагиров И. Р.

Официальные оппоненты - Профессор, доктор исторических наук

Хайрутдинов Р.Г.

Профессор, кандидат исторических наук Султанбеков Б.Ф.

Ведущая организация - Институт Истории Академии Наук

Республики Татарстан

Защита диссертации состоится "^Р' 1996 г. в

часов на заседании специализированного Совета Д.053.29.06. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторически наук Казанского государственного университета по адресу: 420008, г. Казань, ул. Ленина, 18.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имеш Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета.

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь специализированного Совета,

кандидат исторических наук, доцент Р. Г. Кашафутдинов.

- з -

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Глобальные изменения происходят в мире в связи с распадом двухполюсной политико-экономической системы, возрождаются и принимают новые формы одновременно и принципы дезинтеграции и автаркии, и принципы интеграции, федерирования, суб-сидиарности. Национальные коллективы играют ключевую роль в судьбах современного мира, особенно на территории бывшего социалистического блока.

Поэтому столь важно исследование общественно-политических движений, которые развиваются по этому пути, ориентированному на добрососедство, мирное сосуществование, взаиморазвитие, национальных культур. Республика Татарстан показывает убедительный пример такого развития. Она стала примером мирного сосуществования и разрешения конфликтов и противоречий политическим путем, получившим международное признание.

Поэтому для нас столь ценен опыт того периода, когда сформировалась татарская нация, ее общественно-политическое движение, язык, просвещение, религия и другие институциональные формы нации буржуазного периода. Необходимо понять, как внутреннее развитие обеспечило и гармоничную внутренннюю жизнь, и сосуществование с другими народами. Известно, что нация - это открытая структура, в отличие от предшествующих коллективов, где каждый член сам выбирает свою принадлежность и лояльность. Но именно стабильность этого открытого и постоянно изменяющегося коллектива является основой прочных отношений с другими общностями, мирного и ненасильственного развития. Для изучения итогов этого феномена мы должны обратиться к актуальному для нас опыту первой четверти XX века. Его коллективы, теоретические основы, способы действий, цели и средства их достижения вновь требуют творческой интерпретации и использования. Четверть века самостоятельного национального развития во многом сформировали личность представителей татарской нации, и не поняв процесс и итоги этого формирования, невозможно оценить их личность в настоящем и пути развития в будущем.

Цель исследования состоит в целостном и объективном освещении реальной картины общественно-политического движения татарской нации как комплексного феномена через изучение всего многообразия

источников по этой проблеме. "

Поставленная цель может быть достигнута при решении следующих задач:

- Рассмотрение татарского общественно-политического движения как целостного явления через раскрытие основных групп источников по данной проблеме;

- Оценка и исследование основных направлений общественно-политического движения в досоветский период;

- Изучение трансформации татарского общественно-политического движения в советский период.

Хронологически работа охватывет первую четверть XX века, начиная с формирования первых политических кружков, возникновения политической деятельности татар за рубежом, проведения первых общенациональных просветительских форумов до окончания активной политической деятельности правых коммунистов и духовных организаций в 1926-1927 гг. Именно в этот период татарская нация в условиях подъема общероссийского политического движения и его структурирования проходит путь общенационального развития. Именно в этот период видна планомерная и последовательная деятельность по ряду скоординированных направлений, имеется наличие собственных целей и методов их осуществления, квалифицированных национальных кадров. Отстранение от власти правительства "правых" и разрыв их связей внутри татарского мира в 1924 г., устранение духовенства с общенациональной арены и закрытие религиозных национальных школ, проведенное вскоре после Съезда ЦДУМ в 1927 г., и последовавшие затем репрессии, начиная с 1929 г., окончательно изолировали национальных деятелей, разорвали их институциональные связи.

Источниковая база этого исследования складывается из нескольких основных групп. При написании этой работы использование всех групп источников и исследований на татарском, русском, , арабском, турецком, крымско-татарском, азербайджанском, башкирском, казахском, узбекском, английском и французском языках дало возможность комплексного изучения проблемы. Следует отметить, что различные периоды этого исследования имеют различную степень источникового обеспечения. До развертывания политического движения мусульман России в период Первой Русской революции отсутствовала периодичес-

кая печать, издававшаяся в центрах татарского мира, не составлялись специальные обзоры правительственных органов. Существовали два пика развития периодической печати различных политических групп - то есть периоды наибольшей репрезентативности - конец 1905-первая половина 190? гг.; март 1917- январь-март 1918 гг. В другие периоды национальная пресса находилась под жестким контролем, хотя и оставалась сугубо национальным явлением. Почти не сохранились протоколы общественных организаций, особенно не коммунистических и лево-социалистических. Можно говорить о скудности и заданности, как опубликованной, так, хотя и в меньшей степени, неопубликованной мемуаристики. Татарская эмиграция также характерна малым количеством мемуаров. В глазах многих татарское общественно-политическое движение превратилось в феномен народной, устной истории, поэтому столь необходимо детальное изучение, публикация и научная интерпретация сохранившихся источников.

Во-первых - это периодическая печать, которая в отсутствии других групп данных, зачастую является основным и единственньм источником по целому ряду ключевых событий. Начиная с ноября 1905 г. татарские газеты становятся важнейшим источником информации о татарском общественно-политическом движении. Казанские, уфимские, оренбургские газеты охватывают информацию, стекающуюся из всех ключевых центров и регионов татарского мира, каждая имея свой регион. В газетах и журналах публиковались сведения об общественных мероприятиях, разворачивались дискуссии, выходили - программные статьи, печатались документы национальных органов. К тому же зачастую газеты являлись органами различных политических и профессиональных групп, групп интересов. Периодические издания, особенно журналы, сосредатачивали внимание на определенном направлении. Поэтому их проблемные статьи и информация зачастую подробно раскрывают вопросы общественно-политической жизни.

Вторая важнейшая группа источников содержится в литературе, издаваемой в исследуемый период. Труды крупных национальных деятелей М. Биги, Ф. Карими, С. Максуди, Р. Фахретдина и других дают огромную информацию, показывают уровень развития политической и общественной теории у татарской нации, раскрывают общественную мысль нации, показывают ее потребности и политические установки, раскрывают личности ее деятелей.

Третью группу источников составляют неопубликованные материа-

лы. Важнейшими из них являются протоколы и отчеты заседаний партийных и советских, а также национальных и ' религиозных органов. Особую роль в этом исследовании занимает архив X.-Г." Габяши,. содержащий отчеты о деятельности религиозных организаций и их внутреннюю документацию. Отдельную грушу источников составляют в исследовании материалы канцелярий губернаторов, жандармских органов, дающие характеристику национального движения через агентурные сведения, переводы и обзоры периодической печати, аналитические сводки. К этой группе примыкают материалы, изъятые при обысках: письма, документация, записи, работы, не предназначенные для легального опубликования. Отдельную группу составляют источники, непосредственно характеризующие политическое творчество и активность народных масс: приговоры, письма, обращения. Большой интерес представляют данные, содержащиеся в личных делах и делах, посвященных деятельности ряда национальных лидеров. Именно здесь дается последовательная характеристика их образования, общественного статуса, карьеры, связей, деятельности в общественных и административных структурах. Эти дела, особенно личные дела членов партии, дают важнейшую картину развития и взаимосвязей, как конкретных персоналий, так и политических группировок.

Четвертую группу источников составляют опубликованные источники мусульманских и национальных общественных форумов, вышедшие непосредственно сразу же после их проведения и принятия решений. Наряду с газетными источниками, они дают важнейшую картину интерпретации и понимания событий современниками, расстановки возможных акцентов. Сравнение газетных публикаций и стенограмм с опубликованными источниками дает картину степени достоверности источников. Особую группу здесь составляют партийные источники, предназначенные лишь для служебного пользования.

Последнюю группу источников составляют произведения татарской литературы того периода. Татарские писатели, поэты, драматурги, как Ф. Амирхан, Ф. Бурнаш, Г. Исхаки, Дердмэнд, Г. Ибрагимов, Г. Камал, Г. Кулахметов, Г. Кутуй, К. Наджми, X. Такташ, Г. Тукай и ряд других деятелей были в центре политических событий, зачастую являясь активными субъектами политических процессов, а также непосредственно влияли на общественное сознание своими художественными произведениями. А такие произведения, как "Самигулла агай" Ф. Амирхана и "Камиль" X. Такташа дают яркую и достоверную картину

жизни татарского общества 1920-х гг., зачастую недоступную из других источников. Данные, содержащиеся в литературных источниках, требуют сравнительно-сопоставительного анализа, привлечения их для установления достоверности данных других источников.

Степень изученности проблемы. Советскую историографию можно условно разделить на две группы: исследования, посвященные татарскому общественно-политическому движению, как самсстоятелному феномену, и исследования, рассматривавшие его в контексте общероссийского общественно-политического движения.

Потребность в осмыслении исторического опыта национального общественно-политического движения появляется практически одновременно с зарождением самого движения. Но эти работы не носят строго научного или научно-библиографического характера. Они, в основном, посвящены конкретным личностям и представляют из себя сборники воспоминаний, писем, работ личности, а такие оценку ее роли в процессе национального развития.

Особое места-в национальной традиции занимают работы, посвященные Шигабетдину Марджани, давшие отсчет началу джадидской общенациональной историографической традиции. Сборник "Марджани" -вершина джадидской историографии, представляет собой сочетание воспоминаний о Марджани, оценок его роли в истории нации, и статей, посвященных конкретным сторонам его деятельности. Авторами сборника были Ю. Акчура, Г. Баруди, 3. Валиди, Г. Губайдуллин, К. Тарджемани, Р. Фахретдин.

В советский период возникает потребность в оценке развития национального движения и его деятелей периода русских революций. В 1920-х гг. наличествуют три направления в татарской историографии. Первое - собственно либерально-джадидское, сконцетрированное на изучении развития общественного движения, в основном, через историю просветительства и литературы. Его представляют Дж. Валидов, Г. Губайдуллин, И. Рамиев, Г. Рахим, Г. Сагди.

Второе направление - традиция правых национал-коммунистов, выступавших за максимально автономное развитие нации, на основе традиций и особенностей ее развития по мировому пути. Виднейшими ее представителями являются И. Казаков и Г. Мансуров.

Третье направление историография татаристов - "левых". Крупг нейшей фигурой и зачинателем его выступил Галимжан Ибрагимов. Это

направление базировалось на критике аредшествующего национального движения, "правых" и лично Султан-Галиева (этому направлению принадлежит львиная часть антисултангалиевской литературы). Оно придерживалось позиций марксизма, интернационализма, безоговорочной поддержки центральной власти. Его гредставители: Г. Аминов, Г. Ка-сымов, Ф. Сайфи.

В связи с репрессиями против в^ех форм татарского национального движения в 1929-1937 гг., уничтожается традиция татарской национальной историографии, истоки всех грех направлений которой находились в джадидском движении.

Крупнейшим специалистом по политической истории мусульман йдель-Урала второй половины 193с~1950-х гг. являлся Р. М. Раимов. Он дает тщательно разработанную картину общественно-политического движения мусульман Урала в период трех революций, гражданской войны и формирования автономий (особенно в работах: "1905 год в Башкирии". -М.-Л.,1941 и "Образование Башкирской >£СР." -М., 1952.)

Другие исследователи того же периода касались конкретных событий, функционирования партийных и советских структур, развития образования (Г. М. Горохов, И. М. Климов, Е. Медведев, Е. И. Песи-кина).

В связи с изменениями, происходившими в советском обществе после смерти И. В. Сталина, татарская историческая наука достаточно быстро трансформируется. Наряду с активнейшей публикацией источников. создается целый ряд работ, посвященных истории татарской общественной мысли, ряду персоналий, формированию татарской нации у Р. И. Нафигова, К. Ф. Фасеева, М. X. Хасанова, X. X. Хасанова.

В 1960-х гг. появляется ряд работ, посвященных деятельности национальных большевистских и пробольшевистских национальных организаций в период революции, гражданской войны, рассматриваются этапы образование ТАССР и БАССР, реализации национального вопроса. Этим проблемам посвящены работы 3. А. Аминева, И. М. Климова, М. К. Мухарямова, Ш. X. Хафизова, Я. Ш. Шарапова. Б. X. Юлдашбаева.

Наряду с этим, получило развитие направление, исследующее развитие партийных организаций, советских преобразований в исследованиях Н. А. Андрианова, М. Р. Булатова. М. А. Кибардина, Е. И. Медведева, К. А. Толстякова, А. А. Шишкина.

В 1960-е гг. в Казанском университете формируется школа профессора И. М. Ионенко, концентрирующая свое внимание на развитие

общественно-политических процессов в период февраль-март 1917 г.-начало 1918 г. Работы этой школы охватывают территорию Вол-го-Уральского региона, особенно территории компактного проживания татар. Работы И. М. Ионенко посвящены движению военных. В работах его последователя академика И. Р. Тагирова в этот период внимание концентрируется на национально-освободительном лево-революционном народном движении. В работах профессора Р. К. Валеева рассматривается общественное и революционное движение в период нарастания общенационального кризиса в августе-сентябре 1917 г. Этой школе принадлежит заслуга создания первой целостной картины татарского национально-освободительного, революционного и военного движения в регионе Идель-Урала в 1917 г.- начале 1918 г.

В период "холодной войны" переживает подъем и зарубежная историография татарского общественно-политического движения. В Мюнхене профессор Института изучения истории и культуры СССР Тамурбек Давлетшин создает свою классическую книгу "Советский Татарстан. : Теория и практика ленинской национальной политики", в которой он дает характеристику татарскому общественному движению, особенно, в период между Февральской революцией 1917 г. и падением правительства "правых" в 1924 г., рассматривая его с точки зрения континуитета и единства целей. Александр Беннигсен с рядом соавторов создает работы, посвященные татарской прессе, генезису общественного движения и национал-социализма и коммунизма, особо рассматривая личность Султан-Галиева. В его работах также просматривается стремление к созданию интегральной картины преемственности развития общественно-политического движения.

В 1986 г. появляется работа А.-3. Рорлих "Волжские татары: профиль национальной устойчивости". Но наряду с биографическими турецкими работами (А. Айда, Н. Девлета, Э. Каймака, А. Темира), она представляет собой более компилятивную и менее аналитическую работу, чем классические труды А. Беннигсена и Т. Давлетшина.

Во второй половине 1980-х гг., в связи с крушением тоталитарного режима в СССР, происходит перенос внимания к собственно истории общественно-политического движения. Появляются многочисленные газетные и аурнальные публикации ведущих специалистов И. Р. Тагирова, Р. К. Валеева, Б. Ф. Султанбекова. Особая роль принадлежит фундаментальным работам монографического типа. Работы И. Р. Тагирова посвященны общественно-политической истории, биографиям ряда

персоналий, типологии общественных процессов. Монографии Б. Ф. Султанбекова исследуют деятельность Султан-Галиева, его соратников и целого ряда общественных деятелей. Появляются также новые работы М. Магдеева, Р. И. Нафигова, Р. Г. Хайрутдинова.

Научная новизна данной работы заключается в том, что дисссер-тация представлет собой первое структурное, комплексное исследование татарского общественно-политического движения первой четверти XX века в постсоветский период. Выявлен и введен в научный оборот значительный ряд программных документов, нормативных документов, фактов о деятельности ряда структур и их взаимодействии, рассмотрены теоретические аспекты и деятельность ряда лидеров. Особую новизну представляет изучение общественно-политических сторон просвещения и религиозного движения, ранее практически не рассматривавшихся.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке монографий, посвященных развитию татарского общественно-политического движения, просвещения, военных организаций, национал-коммунистического движения, религиозных организаций, а также в комплексных работах по истории татарской нации и национальных движений в Российской Империи и Советской России; при чтении лекций и проведении практических занятий, в разработке спецкурсов по истории татарской нации и Республики Татарстан; при составлении сборников источников и методических пособий.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации представлены на итоговой научной конференции КГУ в 1996 г., Научной конференции студентов и преподователей вузов ТССР (октябрь-ноябрь 1991 г.). Международной Тюркологической конференции "Языки,, духовная культура и история тюрков: традиция и современность" (Казань, июнь 1992 г.), Конференции "Геополитические и социальные проблемы бывших социалистических стран" (Сочевка, Польша, сентябрь 1993 г.), VIII Конгрессе Ассоциации Европейских Школ Планирования (Стамбул, август 1994), Республиканской конференции "Социально-историческое знание в Татарстане: Исследовательские традиции и современность" (Казань, июнь 1995), Всероссийской научно-практической конференции: "Социально-экономические, правовые и политические ас-

пекты формирования демократического общества: Реальность и перспективы. " (Казань, октябрь 1995).

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры современной отечетсвенной истории.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и значение, ■формулируются цели и задачи исследования, определяются хронологические рамки и степень изученности проблемы, характеризуется источниковая база исследования.

Первая глава " Татарское общественно-политическое движение в досоветский период.: 1900-1918 г.г." состоит из 3 параграфов.

§1. "Начало XX века - возрождение политической жизни татарской нации". Из исследования следует, что в досоветский период с первых лет XX века по 1918 г. татарское общественно-политическое движение прошло путь от первых кружков учащейся молодежи, когда отсутствовала собственная национальная политическая традиция, до ситуации в 1917 г., когда левые социалисты Казани и Уфы, национал-социалисты (татаристы) и национал-либералы (тюркисты) подошли вплотную к пониманию необходимости создания собственной политической партии. Но в сущности, ни одна из этих группировок так и не сумела стать партией классического типа. Только Татарская Социал-демократическая Рабочая Партия в Уфе и Мусульманская Коммунистическая Партия в Казани имели название партий, последняя даже обладала локальной сетью своих комитетов, но обе они являлись зависимыми от РКП (б) и существовали всего несколько месяцев. "Итти-фак-аль-муслимин" был общемусульманской партией, не имел официальной регистрации и не создал сеть региональных комитетов, и вскоре распался.

Эти реалии обусловили ситуацию, когда основу татарского общественно-политического движения татарской нации составили допар-тийные формы общественного движения. В дофевральский период это были благотворительные общества, а после февраля 1917 г. мусульманские комитеты и бюро, то есть органы, сконцентрированные на непосредственных нуждах населения: образовании, благотворительное-

ти, религии. Татарская нация сочетала в своей общенациональной программе как типично буржуазные требования (политические и гражданские свободы, конституционное государственное устройство и т.д.), так и требования, характеризующие ее как "миллет" - особую этническую структуру в рамках имперского государства (особый правовой статус, концентрация вокруг конфессиональных структур, национально-пропорциональная система формирования органов власти, создание воинских частей по конфессиональному признаку). Известно, что государственность и городская цивилизация татарского народа были утрачены в 1552 г.. Поэтому в российских условиях татарскому обществу, подвергшемуся дезинтеграции, так и не удалось завершить начатые с конца XVIII века периоды Реформации и Просвещения, характерные для феодальной эпохи. В конце XIX - первой четверти XX в.в. татарская нация решала одновременно задачи этих феодальных эпох и буржуазной эпохи формирования нации.

В условиях отсутствия возможности создания общенациональных буржуазных структур татарское общество вынуждено было использовать инструментарий феодальной эпохи с его конфессиональными коллективами, землячествами, концентрацией вокруг религиозных лидеров и наиболее состоятельных людей.

§2. "Просвещение, как доминанта татарского национального буржуазного развития". История Татарского просвещения, как одного их ключевых составляющих образования нации, слабо изучена. Просвещение рассматривается либо как подчиненный, либо как самостоятельный процесс.

Отметим, что просвещение было доминантой татарского собственно национального буржуазного развития, начиная с рубежа ХУ111-Х1Х веков. В данный период мы можем говорить о развитии национального светского просвещения и национальной, школы как институциональных форм для татарской нации. Единый татарский язык, литература, школа, общенациональные центры просвещения и подготовки кадров, книгопечатание, периодическая печать, политическая и национальная пропаганда сыграли основную роль в интеграции и развитии общественного движения нации.

Для обеспечения развития необходимы прежде всего готовность общества к переменам, опыт общественной деятельности, наличие кадров исполнителей, а также целого ряда личностей и групп, готовых

даже в неблагоприятных условиях поддерживать развитие общества. Общество должно быть готово к процессу постоянного саморазвития и самовоспроизводства, чтобы избежать погружения в стагнацию. Вместе с тем необходимо всегда учитывать общемировое развитие,' влияние ряда государств, цивилизационных центров на.самостоятельное развитие нации. Таким образом, именно просвещение обеспечило развитие и формирование ключевых общенациональных интегративных структур на всех уровнях. ь

Появившаяся впервые в этот период собственно татарская интеллигенция и национальные политические деятели, как ранее и духовенство, могли получить финансовое обеспечение только у буржуазии. Нация была сконцентрирована на задачах защиты религии, конфессиональной школы, благотворительности, гражданского равноправия. При этом использовались старые феодальные формы, затруднявшие введение буржуазных форм и институтов. Наличие муфтията, духовенства и конфессиональной школы, как единственных общенациональных институтов, заставляло даже европейски мыслящих национальных политических деятелей ориентироваться на реалии татарского общества и российской действительности. В этих условиях только каждодневная кропотливая работа по просвещению нации, приданию ей основ гражданственности и европейской цивилизации могла дать результаты. Поэтому каждый из национальных деятелей почти всегда являлся и публицистом, и литератором, и, зачастую, педагогом. Тем самым обеспечивалась высокая гомогенность нации, единство политической и просветительской составляющих ^общественного движения.

§3. "Война и рост политической культуры татарских солдат". Движение военных занимает несомненно особое место. На примере недержавных и колониальных наций в XX веке (Китай, Алжир, Вьетнам, Финляндия, Польша, страны Балтии ит.п.) известно, что в период борьбы за национальную независимость и государственность армия становилась центром концентрации всех сил нации, школой гражданственности и идеологии. Автор пришел к выводу, что понимание этого процесса татаристскими лидерами привело к созданию Харби Шуро-пер-вой структуры, где представители низов общества включились в активную политическую деятельность.' Ее создание показывает, с одной стороны - готовность татарской нации к созданию национальных формирований, с другой - неготовность и неспособность политического и

военного руководства нации превратить эти часта в армию, как госу-дарственнообразующую структуру.

Вторая глава "Татарское общественно-полиздческое движение в советский период: 1917-1927 гг." состоит из 2 параграфов.

. §1. "Деятельность национал-коммунистов по созданию национальной государственности". Выявляется, что национал-коммунистическое движение было создано на новой основе в марте-апреле 1917 г. рядом про-социалистических деятелей Казани в форме Мусульманского Социалистического Комитета. При отсутствии национальной теории социал-демократии теоретической основой МСК стала смесь российского большевизма и исламского социализма.

Идеологической платформой татарского национал-коммунизма стало самостоятельное развитие татарской нации по пути социализма, как одной из наций колониального мира. Основой этого развития должны были стать территориальная и экстратерриториальная автономия татар. Важнейшим, фактором формирования личности лидеров национал-коммунистов было то, что все деятели правых коммунистов, особенно правительства К. Мухтарова, были либо детьми мулл, либо учениками джадидских мектебов и медресе.

Теоретики национал-коммунистов, не имевшие, как правило никакого опыта участия в дореволюционной русском подпольном движении и не знакомые с марксизмом, были активными участниками национального и тюркистского движения шакирдов.Их мировозрение сформировалось под влиянием канонов Исламской схоластики и тюркистской теории джадидизма, что объясняет их последующую ориентацию на тюркскую интеграцию.

По мере наступления центрального правительства на их позиции национал-коммунисты все более обращались к содействию религиозных национальных деятелей. Обе составляющие татарского общественно-политического движения советского периода вполне сходились в ориентации на самостоятельное развитие нации. При этом национал-коммунисты сконцентрировали в своих руках все механизмы светских учреждений, включая воинские части и училища.

§2. "Роль духовенства в сохранении национального единства". Исследование приводит к выводу, что именно религиозное движение, несмотря на репрессивную политику советской власти, на протяжении

1920-х гг. сохранило свои кадры и структуру, когда национал-коммунистическое движение перестало существовать, как организованное целое. Религиозные деятели обеспечивали лояльность населения, особенно сельского и городской мелкой буржуазии, которое почти на 100% оставалось правоверными мусульманами. В вопросах шариатского права, воспитания, просвещения, быта, введения всех новшеств коммунисты остро нуждались в одобрении религиозных властей для обеспечения эффективной политики. Те же были готовы к сотрудничеству, так как получили возможность официально сохранить свою структуру: единый центр управления и утверждения кадров (ЦДУМ), аналитический и теоретический центр (Голямалар Шурасы), региональные центры контроля (мухтасибаты), местные органы постоянного контроля над населением (махалли), всеобщую религиозную школу (мектебы), центры подготовки и переподготовки кадров (курсы), официальный и теоретический орган (журнал "Ислам мэжэллэсе"), а также молитвенные здания, возможность участия в гражданской жизни светских лидеров приходов и светского обучения для детей духовенства. В отличие от национал-коммунистов, чье пространство ' съеживалось как шагреневая кожа, ЦДУМ сохранил до конца 1920-х гг. свои институты на всей территории татарского мира и диаспоры, единую структуру с башкирским и казахским духовенством и связи с духовенством всех мусульманских регионов СССР.'

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы:

- На основе политической нации тюрок-мусульман России формируется самостоятельная политическая нация' татар Волго-Уральского региона (тюрко-татар мусульман Внутренней России и Сибири). На протяжении данного периода эта нация в основных ее центрах создает общественные структуры (в основном в форме благотворительных обществ), регулярно проводятся локальные совещания и дискуссии, сохраняется ориентация на созыв общенациональных форумов, возникают национальные политики. В 1917 г. созываются общенациональные съезды, повсеместно создаются общественные комитеты и организуются правительство и парламент национально-культурной автономии. Вместе с тем основной вектор этого движения приходится на общественные, а не политические формы организации, на локальные и региональные центры, а не общенациональный центр.

- Национальное просвещение в данный период является ведущим интегративным фактором. Начиная от уровня аулов через локальные и региональные центры до общенационального уровня оно служит основным каналом передачи идей национального светского развития, европейской культуры, религиозной реформы и национальной автономии. В данный период оно все более переходит из общетюркского в национальное татарское. Институт национального просвещения продолжает свое поступательное развитие, сохраняет и развивает свою структуру на всем протяжении данного периода.

■ - Движение военных является той составной, которая наиболее отчетливо характеризует чисто татарскую составляющую общественно-политического движения. Татаристское молодое поколение, вышедшее как из образованного класса, так и из мелкой буржуазии, показало ориентиры, мобилизационные возможности и способность к общественно-политической и общественной деятельности нового поколения национальных политиков в 1917-1918 гг.

- Движение национал-коммунистов также стало феноменом татарского национального развития. В связи с жизненными реалиями оно проходит путь от призывов в духе утопического социализма и исламского пуризма через деятельность общенациональных институтов в период гражданской войны к административно-практической и теоретической деятельности, направленной на переход татарской нации от феодальных форм к буржуазным, а затем к социалистическим, от статуса зависимой нации к нации суверенной, при сохранении этнической и религиозной самоидентификации нации.

- Религиозное движение в советский период проходит путь от феодальной структуры, подчиняющейся непосредственно государству и сознательно нереформируемой, к созданию общенациональной структуры этнической церкви, прошедшей реформацию и оснащенной буржуазными институтами как для внутреннего развития, так и для воздействия на верующих округа Духовного Собрания.

Список опубликованных работ по теме диссертации

1. Хабутдинов А. Ю. Мусульманская фракция в III Государственной Думе // Тезисы докладов научной конференции студентов и пре-подователей вузов ТССР.-Казань, 1991.-С. 72.

2. Хабутдинов А. Ю. Национальная политика конституционно-демократической партии и татары // Идель.-1994.-N 1-2.-С. 73-74.

3. Troflmov А. М., Khaboutdlnov A. J. The paradigm of the so-clo-economical development.of the region with a special status (an example of the Republic of Tatarstan) // Planning for broader Europe. VIII AESOP Congress. Abstracts.-Istanbul. 1994.-p. 35.

4. Хабутдинов А. Ю. Жанр агиографии и научной биографии, (на татарском языке) //Мирас.-1S95.-М 4.-С. 72-75.

5. Trofimov A., Khabutdinov A. The Republic of Tatarstan: Regional development policy // The regeneration of peripheral regions. IX AESOP Congress. Abstracts.-Glasgow. 1995.-p. 162.

6. Трофимов A. M., Хамидуллин Ф. Г., Хабутдинов А. Ю. Региональная экономическая политика развития Республики Татарстан. (Концепция) // Социально-экономические, правовые и политические аспекты формирования демократического общества: Реальность и перспективы. : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 1995.-С. 111-113.

7. Хамидуллин Ф. Г., Трофимов А. М., Семенов Г. В., Хабутдинов А. Ю. Геополитическое положение Республики Татарстан и стратегия ее экономического развития // Социально-экономические, правовые и политические аспекты формирования демократического общества: Реальность и перспективы.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Казань, 1995.-С. 118-120.

8. Хабутдинов А. Ю. Проблема исторической самоидентификации татарского социума в начале XX века // Социально-политическое знание в Татарстане: Исследовательские традиции и современность.-Казань, 1995.-С. 63-65.

9. Хабутдинов А. Ю. Дороги, которые мы выбираем //Идель.-1996. -N 5/6.-С. 18-20.