автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Театр и процесс социализации молодежи

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Паламарчук, Сергей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Театр и процесс социализации молодежи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Паламарчук, Сергей Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 18

1.1.Понятие социализации личности .18

1.2.Искусство как фактор социализации личности 31

1.3.Функционирование художественной культуры и тенденции общественного развития.52

1.4.Структура мотивов художественного потребления.66

Глава II. МОЛОДЕЖЬ И ТЕАТР 82

2.1.Некоторые социально-психологические особенности художественного поведения молодежи 82

2.2.Театр в художественном поведении молодежи 91

2.3.Социальные характеристики группы, ориентированной на театр и специфика социального воздействия театра.107

Глава Ш. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕАТРА 120

3.1.Театр и зритель: проблема соответствия. . 120

3.2.Ситуация театра и актуальные проблемы управления институтами художественной культуры 136

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по искусствоведению, Паламарчук, Сергей Владимирович

Как отмечается в материалах ХХУ1 съезда КПСС и последующих партийных документах, партия видит сегодня одну из важнейших задач в активном, целенаправленном формировании интересов, потребностей личности. Она ставит перед воспитателями молодежи проблему обучения навыкам разумного использования предоставляемых нашим обществом материальных и духовных возможностей для все более полного развития личности. Принципиально важной особенностью становления личности в условиях социалистического образа жизни является неразрывная его связь с активной социально-преобразующей деятельностью.

В материалах июньского (1983г.) Пленума Центрального Комитета КПСС отмечается, что: ". наша партия исходит из того, что формирование нового человека - не только важнейшая цель, а и обязательное условие коммунистического строительства". В Постановлении июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС определяется задача "вести целенаправленную работу по формированию разумных потребностей", "по приобщению масс к ценностям культуры? (18, с.27, 70, 73).

Тем самым, анализ процесса социального становления и развития личности выдвигается перед обществознанием как особо актуальная задача. Ее решение, в свою очередь, опирается на углубление теоретических представлений о личности, механизмах ее включения во взаимодействие с социальными институтами, а также о содержании деятельности самих социальных институтов и

Ьутях ее взаимосогласования.

Достижению актуальных социальных целей во многом способствует деятельность институтов художественной культуры, осуществляемая в рамках целостной системы коммунистического воспитания.

Воспитательное воздействие институтов художественной культуры, как и любых социальных институтов, будет эффективным только в том случае, если оно будет учитывать все многообразные стороны объекта воспитательного воздействия, его свойства, тенденции развития, специфику целей и задач его основной деятельности. При этом оптимальной целью воспитательного процесса является осуществление такого воздействия, которое затрагивает и формирует внутренние регуляторы социального поведения личности, обеспечивает развитие активного социального творчества, ответственности и самоконтроля, как в каждой из исполняемых личностью социальных ролей, так и во всей их совокупности.

Возрастающее внимание к социальным результатам деятельности институтов художественной культуры обусловлено происходящими изменениями в структуре и иерархии исторически сложившихся сфер человеческой деятельности и, в частности, в сфере свободного времени. Происходит определенное сокращение традиционных досуговых ориентации. Расширяется влияние и удельный вес форм досуга, не связанных впрямую с семьей, работой. Особую привлекательность приобретают нерегламентированные виды деятельности, дающие возможность удовлетворения синтетических потребностей, способствующие расширению сферы общения. В числе этих видов деятельности одно из первых мест занимает общение с искусством. Поэтому возрастает значимость искусства и как одного из важнейших средств включения личности в социальную среду, развитие при помощи искусства потребностей и навыков социально значимого самовыражения, творческих потенций личности. Как следствие этого, на современном этапе функционирования художественно-творческих коллективов возрастает внимание не столько к самому факту их существования, численности, развитию и экономическим характеристикам их деятельности, сколько к социальной эффективности, успешности осуществления той специфической роли, которую играет художественная культура в осуществлении общественного прогресса, в расширенном воспроизводстве общественных отношений.

С другой стороны сама потребность личности в искусстве и ее характер тесно связаны с эффективностью иных форм ее социальной деятельности, активностью в преобразовании и развитии сложившихся форм общественной практики. Как отмечает М.Н.Афаси-жев "содержание эстетической деятельности в каждую эпоху детерминируется всей совокупностью общественных институтов как целостного организма" (32, с.282).

Соответственно увеличивается внимание к изучению культуры как исторического феномена, рассматриваемого в контексте становления подлинно гуманистического общественного идеала.

Такой подход делает необходимым рассмотрение проблем функционирования художественной культуры в двух взаимосвязанных аспектах: а) определение специфических функций художественной культуры, б) соотнесение исполнения этих функций институтами художественной культуры со всем спектром реально существующих общественных отношений. Взаимосвязь между этими аспектами должна быть прослежена на каждом микроэтапе, отдельной конкретной проблеме изучения.

В конечном счете, необходимость повышения социальной эффективности функционирования институтов художественной культуры актуализирует и разработку соответствующих аспектов управления. Оптимальное управление процессом коммунистического воспитания настоятельно требует применения системно-функционального подхода, органично сочетающего сбор информации и принятие решений и предусматривающего сознательный учет и использование взаимосвязи всех сфер и методов воспитательного процесса.

Действенность стратегии управления институтами художественной культуры, в частности, будет пропорциональна степени координации управленческих решении в области культуры как с внутренней динамикой самого искусства, так и с динамикой всей структуры общественных связей. Критерием социальной эффективности искусства может служить степень его воздействия на структуру потребностей личности, обогащение социально значимых потребностей и активизацию реализующих механизмов, то есть, в конечном счете, на всестороннее и гармоническое развитие личности. Внешнее проявление эти процессы должны найти в обогащении социально значимых видом деятельности личности, группы, общества.

Применительно к молодежи, есть смысл говорить, как о полноценности включения ее во все богатство социальных связей, так и об активности в создании их новых форм. Поэтому представляется актуальным изучение влияния искусства в целом и отдельных его видов на процесс социализации молодежи. Такой угол зрения позволяет, рассматривая поведение в художественной сфере, проследить на примере искусства, как "высшего вида духовного производства" (6, с.282) некоторые характеристики, свидетельствующие о степени включенности личности в протекающие социальные процессы. С другой стороны, он дает возможность прогнозировать пути социального становления молодежи и, наконец, помогает определить место, которое искусство на данном конкретно-историческом этапе занимает в жизни общества, ту специфическую роль, которую оно сегодня играет в рамках стратегических целей коммунистического воспитания, а также перспективы изменения и расширения этой роли.

Этот спектр возможностей обусловлен тем, что художественное поведение личности, как было указано выше, с одной стороны опирается на существующую структуру социальных связей, механизм социализации в частности, а с другой стороны активно участвует в их трансформации, формировании.

Особого внимания заслуживает рассмотрение в свете этих вопросов проблемы функционирования театра как социального института. Театр, находясь в положении маргинального вида искусства, остро заинтересован в оптимизации контактов с молодежной аудиторией, определении своей специфической, не совпадающей с другими видами искусства роли в структуре художественного потребления. Кроме того, театр, являясь одним из наиболее синтетических видов искусства, достаточно адекватно воплощает в своих отношениях с аудиторией самые различные стороны системы "общество-искусство-молодежь", а взаимосвязь, взаимооплодотворение с другими видами искусства, в высокой степени присущие театру, обусловливают его важную роль в формировании художественных потребностей молодежи. И, наконец, по мнению ряда исследователей (127192), театр в системе видов искусства обладает наиболее ярко выраженным социально-интегрирующим влиянием на личность, наиболее эффективно стимулирует протекание процесса социализации.

Как отмечает Г.Д.Суворова, "современный социологический подход к исследованию театрального процесса трансформировался от установления общественной обусловленности театра к анализу взаимосвязи театра и общества" (188, с.236). Даже беглое сопоставление эволюции тематики сборников ВТО "Театр и зритель", "Театр и художественная культура" и т.д. позволяет заметить, как социология театра постепенно смещается от обслуживания нужд конкретного театра к изучению закономерностей его социального функционирования. Причина этого заключается, с одной стороны,в том, что исследователи в достаточной мере осознали необходимость разбираться в общем механизме, по крайней мере, параллельно с попытками корректирования этого механизма и, с другой стороны, с ростом понимания особой значимости театра как модели, формы проявления, фактора воздействия и т.д. протекающих социальных процессов.

Комплексный системный анализ театра в настоящее время только формируется. В этих условиях методологически важно определить место театра в современной системе искусств, причины изменения ценностных ориентации публики на театр. Развитие аудиовизуальных искусств накладывает отпечаток на размеры и характер общественных театральных потребностей. Реальная театральная практика должна непрерывно корректироваться в соответствии с развитием представлений о присущих именно театру специфических функциях в системе искусств.

Все это делает изучение театрально-художественных отношений молодежи особо актуальным для определения перспектив развития как самого театра, так и других видов искусства, художественной жизни общества в целом.

Избранная диссертационная тема фиксирует внимание на театрально-художественных отношениях, рассмотренных преимущественно в контексте процесса социализации молодежи. Это позволяет, на наш взгляд, преломить характеристики современной театральной жизни через призму социального смысла деятельности театра и приобрести достаточно определенные принципы для иерархического соотнесения различных аспектов деятельности театра как социального института. Изложенные выше соображения позволяют считать актуальной постановку проблемы, вынесенной в заглавие, Следует отметить, что в отечественной литературе практически не представлены исследования, непосредственно посвященные месту и роли театра в процессе социализации молодежи.^" Крайне ограничено число работ, специально изучающих социализирующую роль искусства вообще (51; 149; 122; 166; 168). Определенные трудности возникают в связи с недостаточной разработанностью самого понятия социализации и неоднозначностью его использования. Вместе с тем, существует ряд работ, посвященных затронутой проблеме, авторы которых не используют сам термин "социализация", хотя, содержательно, анализируют включаемые в него явления.(См. например 95; 96; 145; 209).

Сегодня все еще сохраняется некоторая дистанция между теоретическими и конкретно-социологическими уровнями" изучения социального функционирования искусства, что, с одной стороны, проявляется в определенной методологической слабости ряда конкретных социологических исследований, а с другой стороны, затрудняет сопоставление разработанных теорией положений с накопленным эмпирическим материалом. Некоторые причины сложившейся ситуации заключаются в прагматической ориентации конкретных исследований, сложности перевода теоретических положений в систему эмпирически фиксируемых показателей. Исключение составляют работы Г.Д.Суворовой.

Определенная часть работ, в которых затрагивается смежный и пересекающийся с нашей проблемой вопрос о воспитательной роли театра, носит преимущественно эмоциональный характер, их положения опираются на традицию восприятия, а не на систематизированные представления о механизмах воздействия театрального искусства, его социальных функциях и т.д.

Поскольку сама проблема социализирующего воздействия искусства носит комплексный характер, закономерно сочетание подходов, разработанных различными теоретическими дисциплинами: театроведением, социальной психологией, эстетикой, психологией и социологией. Вместе с тем, в исследованиях, которые послужили основой для данной работы, они применялись и, соответственно, описываются преимущественно в рамках социологического и социально-психологического подходов.

В отечественной литературе продолжаются споры о предмете, задачах, правах, возможностях и т.д. социологии искусства, которые, по понятным причинам, пересекаются с дискуссиями о социальном функционировании искусства. Так, И.С.Левшина приводит систематизированный перечень, включающий 8 различных подходов (46, с.34-35). Любопытно, что лишь три из них включают в себя в какой то мере вопрос о последействии искусства, его социальной эффективности. Точка зрения автора в этом вопросе достаточно проявилась при выборе темы исследования. Поэтому укажем, что нам представляется наиболее убедительной позиция Б.Г.Лукьянова, который считает, что социология искусства достаточно эффективно изучает (в потенции):

1) социальную обусловленность производства искусства;

2) потребность в нем, его восприятие и оценки различными социальными группами;

3) воздействие искусства на деятельность и сознание людей в обществе;

4) саму структуру искусства, с точки зрения социальной обусловленности его компонент (206, с.97).

Несмотря на некоторую неопределенность исходных дефиниций, практика конкретно-социологических исследований искусства продолжает развиваться и в своем развитии во многом способствует их прояснению.

Отрадно отметить, что в сфере театра эмпирические исследования ведутся и освещаются, возможно, наиболее интенсивно, по сравнению с другими видами искусства. На протяжении многих лет ведется изучение различных аспектов функционирования театра группами ВНИИ искусствознания, Института художественного воспитания АПН СССР, Института экономики УНЦ АН СССР, сектора театра научно-исследовательского отдела ЛГИТМиКа, группой "Социология и театр" при Ленинградском отделении ВТО и многими другими. Широко и разносторонне освещаются исследователями (Л.Н.Коган, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.Н.Дмитриевский, Л.Н.Коган, У.Ф.Суна, Т.К.Шах-Азизова и др.) в частности, вопрос о взаимосвязи театра и молодежи, а в 1979 году вышла монография, непосредственно посвященная этому вопросу (25). Некоторые результаты этих исследований мы рассмотрим в дальнейшем. Вместе с тем автору, к сожалению, не известны работы, в которых ставилось бы специальной целью изучение взаимосвязи театра и процесса социализации молодежи.

Выбор молодежи в качестве объекта исследования обусловлен прежде всего тем, что именно в этом возрасте процесс социализации с одной стороны носит наиболее интенсивный характер и, с другой стороны, протекает в непрерывно расширяющемся контакте с различными источниками социального воздействия, сопровождаясь достаточно ощутимой рефлексией относительно значимости, специфики и т.д. каждого из них.

Цель диссертационной работы - на основе анализа принципиально важных взаимосвязей между поведением молодежи в сфере художественной культуры и другими формами ее социальной практики, выявить факторы, оптимизирующие функционирование театра как средства социализации молодежи.

Цель исследования обусловила выбор основных задач:

1) определить место, роль и специфику театра как социального института в процессе социализации молодежи;

2) изучить эффективность реализации театром его социализирующих функций в условиях крупного индустриального города;

3) определить условия оптимизации социального функционирования театра как средства социализации молодежи и возможности повышения эффективности его деятельности как социального института.

Поставленные задачи определили характер и структуру диссертационной работы. В основу ее положены результаты конкретно-эмпирических исследований, проведенных в городах Украины с 1975 по 1982 год под руководством Семашко А.Н.^ Работа содержит теоретический анализ поставленных проблем и выводы, основанные на результатах проведенных комплексных исследований. Сочетание этих составляющих позволяет, на наш взгляд, с одной стороны теоретически ориентировать предлагаемый эмпирический материал и, с другой стороны, обосновать и интерпрет1фовать в практическом плане ряд теоретических положений.

Первая глава диссертации: "Функционирование художественной Описание исследований см. приложение I. культуры и социализация личности" посвящена рассмотрению методологических проблем, связанных с понятием социализации и его использованием при анализе функционирования художественной культуры. Она содержит интерпретацию понятия социализации, основанную на марксистской концепции личности. Понимание социализации, как процесса становления личности в качестве субъекта общественного развития, позволяет проследить в дальнейшем роль искусства, как фактора социализации личности, а изменения в функционировании художественной культуры связать с тенденциями общественного развития, преломляющимися в характере социализации личности.

Завершается глава анализом структуры мотивов художественного потребления и ее связи с социальными характеристиками личности. Этот материал позволяет проследить механизм воздействия искусства на процесс социального становления личности и сделать вывод, что мотивы художественного потребления являются эффективным показателем характера отношений в системе: "личность-искусство". Это дает возможность в дальнейшем использовать их в качестве индикаторов, выявляющих специфику воздействия отдельных видов искусства и, прежде всего, театра.

Вторая глава диссертации: "Молодежь и театр" содержит рассмотрение социально-психологических особенностей, ^художественно-го поведения молодежи и их преломление в системе театрально-художественных отношении. Результаты проведенного комплекса исследований становятся основой для анализа психологических особенностей молодежи, обусловленных, в частности, интенсивно идущим процессом социализации. Показана связь между художественным поведением молодежи и процессом социального становления, описаны некоторые типичные для молодежного зрителя механизмы включения в художественную коммуникацию. Эмпирический материал позволяет показать специфику театра в художественном поведении молодежи, наметить некоторые принципиальные положения, связанные с потенциальными возможностями театра и их реализацией. Результаты изучения социальных характеристик группы с доминирующей ориентацией на театр дают основания для определения роли театра в процессе социализации молодежи и перспективах ее развития.

Третья глава диссертации: "Перспективы и пути повышения социальной эффективности функционирования театра" включает в себя анализ реальной театральной практики, преломленный сквозь призму выводов, явившихся итогом предшествующего рассмотрения. Сделана попытка определить некоторые моменты, в которых реальное функционирование театра отклоняется от потенциальных возможностей, обусловленных спецификой театра в системе видов искусства. Определяются пути и предпосылки гармонизации взаимосвязей в системе: "общество-театр-театральная аудитория". Освещаются некоторые тенденции развития театральной практики. Завершается глава описанием проблехм, связанных с управлением институтами культуры, социальным содержанием целей и задач эстетического воспитания, как средства гармоничного включения личности в сферу эстетического воздействия.

Заключение диссертации обобщает материалы выполненного исследования. В нем намечаются пути и возможности практического использования полученных результатов.

Теоретическими источниками и методологической основой работы послужили разработанные классиками марксизма-ленинизма положения о социально-классовой принадлежности индивида, как важнейшем факторе его социального становления и развития, о необходимости рассмотрения любого общественного явления как процесса, о диалектике субъект-объектных отношений, о возрастании роли личности как субъекта общественных отношений в ходе общественного прогресса.

При определении актуальных аспектов рассматриваемой проб> лемн автор опирался на теорию развитого социалистического общества, а также на конкретные рекомендации июньского пленума ЦК КПСС 1983 года, материалы ХХУ1 съезда КПСС и другие партийно-правительственные документы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Диссертационная работа впервые в отечественной науке дает целостный анализ взаимосвязей между социальным функционированием театра и механизмами социализации личности.

Автор принимал участие в разработке самостоятельных методик (методика изучения художественной жизни города, театра,психодиагностики личности, планирования нравственно-эстетического воспитания в трудовом коллективе).

В ходе исследования на основе полученных результатов сформулированы следующие основные положения и вытекающие из них выводы и рекомендации:

- социально-целесообразное развитие социальных отношений неразрывно связано с гармоническим включением личности в сферу воздействия социальных институтов художественной культуры;

- театр является одним из наиболее перспективных средств социализации молодежи;

- по сравнению с другими видами искусства, театр в большей мере воздействует прежде всего на процесс включения личности в социальную деятельность (успешность освоения социальных ролей, их творческую интерпретацию и др.), выступая в роли универсального стимулятора обогащения основных форм социальной деятельности;

- существуют противоречия между внутренне присущими театру социокультурными функциями и их реализацией в условиях крупного индустриального города выражающиеся прежде всего в том, что: а) место, занимаемое театром в структуре художественного потребления не соответствует его месту в структуре художественных потребностей и его возможностям как средства социализации; б) практическая деятельность театров ориентирована на потребности, которые не являются специфическими для театралов;

- для устранения существенной несогласованности взаимных ожиданий медцу художником и публикой необходима непрерывная коррекция деятельности театра на основе изучения как деятельности самого театра, так и его характеристик аудитории;

- социально-эффективными направлениями совершенствования управленческой деятельности театра являются разработка общей (для всех участников управленческого процесса) концепции социальной деятельности театра, развитие профессионального сознания творческого состава театров, согласование целей, средств и методов деятельности работников всех уровней^причастных к функционированию театра;

- необходима ориентация системы эстетического воспитания на объективные закономерности^присущие конкретному этапу социализации молодежи и быть ориентирована на интенсификацию процесса социализации.

Результаты исследования дают материал для развития теоретических представлений о социальном функционировании искусства, позволяют уточнить цели и средства деятельности институтов художественной культуры, открывают резервы оптимизации управленческой деятельности.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования и разработанные рекомендации нашли практическое применение в работе по планированию и управлению деятельностью учреждений художественной культуры, эстетическому воспитанию в городах Днепропетровске и Запорожье.

Методическое пособие "Система идейно-эстетического воспитания студентов", написанное при участии автора, было рекомендовано Проблемным Советом Министерства В и ССО РСФСР для использования в эстетическом воспитании и внедрено в вузах г.г.Свердловска, Ленинграда, Омска, Днепропетровска и др. Практические рекомендации по организации нравственно-эстетического воспитания, разработанные на основе материалов исследования проведенного в Ленинском районе города Запорожья, внедрены в некоторых коллективах района.

Разработанные методики могут быть использованы для изучения социальной эффективности функционирования институтов художественной культуры. Методика изучения деятельности театра была реализована в ходе исследования "Художественно-театральные потребности и отношения в системе театральной жизни",проведенного в 1982 году в II театрах Украины в соответствии с планом и решением Совета по экономике и организации театра УТО.

Полученные материалы могут способствовать формированию системы эстетического воспитания молодежи, использоваться в качестве иллюстративного материала в учебном процессе преподавателями социологии, эстетики, социальной психологии, обществоведения.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора научного управления и прогнозирования развития художественной культуры ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. Основные положения и результаты исследования были изложены автором на всесоюзной научной конференции по проблеме "Основные факторы формирования личности в условиях развитого социализма" (1979), научно-практической конференции "Проблемы перспективного планирования и управления в сфере художественной культуры"(1979), региональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы коммунистического воспитания студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений в свете решений ХХУ1 съезда КПСС"(1981), Всероссийском симпозиуме по эстетическому воспитанию (1977).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Театр и процесс социализации молодежи"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В постановлении ЦК КПСС "О работе партийной организации Белорусского государственного театра имени Янки Купалы" выдвинуто, как ведущая задача театра, - "содействие формированию у советских людей активной жизненной позиции" (19, с.6). Эффективное решение этой задачи требует изучения и целенаправленного использования возможностей специфического воздействия театра, как социального института, на механизм социального становления личности.

В процессе функционирования целостного социального организма осуществляется ориентация его различных социальных институтов, в соответствии с теми требованиями, которые в явной или неявной форме, предъявляет им, с одной стороны, группа, осуществляющая государственные полномочия и, с другой стороны, сами объективные потребности, порождаемые общественным развитием. Естественно, что эти требования могут совпадать, или противоречить друг другу.

Определенность и однозначность требований, предъявляемых обществом к различным социальным институтам, существенно способствует повышению эффективности социализации индивида и обусловливает степень ее универсальности.

Критерием развития личности, важнейшим показателем "ее социального возраста" является возможность и степень участия личности в развитии общественной сущности. Этот показатель включает в себя меру насущной потребности изменения в общественно-значимом направления различных форм деятельности, в том числе

- коллективных, освоение соответствующих навыков, развитость соответствующей общественной потребности, адекватное преломление этой общественной потребности на уровне конкретной социальной сферы индивида.

Проведенное нами исследование показало тесную связь мевду художественным поведением личности и характером ее социальных установок, способом их реализации. Художественное поведение личности отражает подлинность, действительность ее социальных связей. Интенсивному развитию социальных отношений отвечает углубление и обогащение структуры художественных потребностей, социально-эффективное течение процессов художественного производства и художественного потребления. Возможности удовлетворения художественной потребности, то есть художественная среда в свою очень модифицируют саму потребность, что создает предпосылку для изменения духовного мира личности.

Таким образом, художественное поведение является производной прежде всего от процесса социального роста, движения личности, который определяется остротой потребности в развитии и гармонизации отношений с окружающим миром. Это обусловливает внутреннюю близость процессов социализации личности и функционирования художественной культуры.

Органически присущая молодежи включенность в процесс социального развития создает и особенно благоприятные возможности для осуществления искусством своих социальных функций. Оптимальная реализация этих возможностей осуществима только при учете специфики молодежного, в частности, художественного сознания и должна быть основана на комплексной системе эстетического воспитания учитывающей особенности и законы художественной коммуникации? Практические рекомендации, затрагивающие этот аспект исследования подробно изложены в (165).

Изучение театра в художественном поведении молодежи дает основание сделать следующие выводы применительно к проблеме исследования.

1. Место, которое занимает театр в структуре художественного потребления, не соответствует его месту в структуре художественных потребностей и потенциальных возможностей, как транслятора социальной информации. Реализация его возможностей ограничена ориентацией практической деятельности театра на потребности, которые не являются специфическими для театралов.

2. Разрыв между внутренне присущими театру социокультурными функциями и их реализацией постепенно возрастает.

3. Потенциально театр является одним из оптимальных трансляторов социальной информации, связанной с процессом социального становления личности.

4. В художественной коммуникации с театром ожидания молодежи связаны, прежде всего, с получением познавательной, дидактической и эстетической информации, и, в минимальной мере, с возможностями той или иной формы ухода от социальной действительности, либо ее облегченного восприятия.

5. Ориентации на театр соответствует интенсивное и гармоническое течение процесса социализации. Это дает основание утверждать, что "поле воздействия" театрального искусства является фактором, оптимизирующим этот процесс. По сравнению с другими видами искусства театр представляется наиболее перспективным как фактор социализации молодежи.

6. Наиболее глубокий отпечаток театр накладывает на процесс включения в деятельность, успешность освоения молодежью социальных ролей и их творческую интерпретацию, выступая в роли универсального стимулятора обогащения основных форм деятельности.

7. Перспективы развития театра и задача повышения эффективности его социального функционирования требуют направленных усилий по гармонизации взаимосвязей всех компонентов в системе "общество-театр-театральная аудитория и, прежде всего, согласования взаимных ожиданий художника и публики.

8. Особое внимание следует уделить развитию группового профессионального сознания, идейно-воспитательной работе в коллективе театра, формированию целостного марксистского мировоззрения.

9. Возрастает объективная общественная потребность в развитии межтеатральных связей. Эта потребность достаточно адекватно отражается в сознании работников театра. Представляется целесообразным дальнейшее расширение объема и форм гастрольных выступлений, развитие практики приглашения режиссеров, актеров для постановки и участия в спектаклях, организации временных трупп для совместной работы над спектаклем и т.д. Эти мероприятия должны носить не случайный и стихийный характер, а опираться на благоприятствующую атмосферу и соответствующее обеспечение со стороны административно-управленческих работников.

10. Совершенствование управления театром как социальным институтом сегодня невозможно без единой концепции деятельности театра и четких критериев ее оценки. Разработка этой концепции и ее последовательное проведение на всех уровнях и этапах управления театром представляется первоочередной задачей для всех причастных к функционированию театрального искусства.

Комплексное использование изложенных выводов и предложений в сочетании с основным материалом диссертационного исследования позволит, на наш взгляд, существенно повысить эффективность функционирования театра, как социального института.

 

Список научной литературыПаламарчук, Сергей Владимирович, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.3-27.

2. Маркс К. Экономические рукописи 1857-59 годов. Маркс К.,

3. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1.

4. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К.,

5. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.1-167.

6. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К.,

7. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.3-230.

9. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.23, 24, 26, ч.1,П,Ш,1У.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: 1956. , .

11. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858 г.г.)- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709-738.

12. Ленин В.И. Статистика и социология. Полн. собр. соч.,т.30, с.349-356.

13. Ленин В.И. Что такое друзья народа, и как они воюют противсоциал-демократов. Полн. собр. соч., т.1, с. 125-346.

14. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29.

15. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: 1969.

16. Официально-документальные материалы:

17. Материалы ШЮъезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. 222с.

18. Постановление ЦК КПСС. О литературно-художественной критике.- Коммунист, 1972, № 12, с.4-6.

19. Постановление ЦК КПСС. О работе с творческой молодежью.

20. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. -М.: Политиздат, 1978, т. 12, с.369.

21. Постановление ЦК КПСС. О мерах по дальнейшему развитиюсамодеятельного художественного творчества. Правда, 1978, 2 апреля.

22. Материалы пленума ЦК КПСС 22 ноября 1982 г. Коммунист,1982, № 24. с.14-22.

23. Материалы пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М.:1. Политиздат, 1983. 80 с.

24. Постановление ЦК КПСС. О работе партийной организации

25. Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы. Партийная жизнь, № 17, с.5-8.

26. Шестьдесят лет СССР. Доклад генерального секретаря ЦК КПСС

27. Ю.В.Андропова на торжественном заседании в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г. Агитатор, 1983, № 2, с.3-12.

28. Андропов Ю.В. Учение К.Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3, - с.9-23.

29. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 335 с.

30. Акимов Н. О театре. М.: Искусство, 1962. - 350 е.

31. Акимов Н. Не только о театре. М.: Искусство, 1966.- 426 с.

32. Алексеев А.Н., Божков О.Б., Дмитриевский В.Н. и др. Театри молодежь. Опыт социологического исследования. М.: Изд-во ВТО, 1979. - 291 с.

33. Актуальные проблемы социализации личности в условиях НТР.- Киев: Знание, 1972. 32 с.

34. Алперс Б. Театральные очерки. М.: Искусство, 1977,т. I. 563 е., т.2. - 319 с.

35. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы.

36. Пер. с англ. М.: Наука, 1972. - 392 с.29