автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Копалова, Ольга Сергеевна
Введение
Глава 1. Театр как социокультурный институт
§ 1. Особенности социокультурного института театра
§ 2. Специфика социального взаимодействия театра и зрителя
Глава 2. Институциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя
§ 1.Межинституциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя
§ 2. Внутриинституциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя
Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Копалова, Ольга Сергеевна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Серьезные преобразования, произошедшие в политической и экономической сферах российского общества, не могли не сказаться на сфере культуры. Важной особенностью существования ее институтов в настоящий момент является функционирование в условиях развития рыночных отношений. Произведения культуры становятся предметом купли-продажи, а существование ее творцов связано с коммерческими факторами, со спросом на их продукцию на рынке. Нынешняя ситуация принципиально отличается от положения дел в советское время. В рамках советской системы существовало централизованное управление культурной деятельностью - через союзные и республиканские министерства, областные и районные управления, находившиеся в иерархической подчиненности центру. Территориально-административное управление сочеталось с функционально-ведомственным (Госкомиздат, Госкино и т.д.). Весь этот механизм находился под постоянным идеологическим и кадровым контролем.
Современная ситуация в культуре характеризуется тенденцией к децентрализации управления культурой, углублением многообразия и состязательности в развитии различных ее направлений, подключением коммерческих механизмов. Все это имеет не только положительные, но и отрицательные последствия.
Сегодня в духовной жизни общества наблюдаются тревожные тенденции. Исследования показали, что среди населения достаточно много людей отвергают серьезные духовные ценности, для них характерны общественная пассивность и отсутствие ответственности. Культурные потребности отошли на второй план, большинство населения озабочено проблемой выживания, преобладают домашние, пассивные формы проведения свободного времени. Эту ситуацию во многом провоцирует падение значимости искусства в обществе. Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов, влияющих на развитие личности. Одним из сильнейших в этом ряду является искусство.
Теснейшая связь духовного и социального развития человека с его отношением к искусству обнаруживается при рассмотрении самых разных аспектов: чем более развиты в личностном плане люди, тем заметно чаще встречаются среди них интересующиеся искусством, тем больше посещающих учреждения культуры и т.д. Вместе с тем, духовная ограниченность, пассивность и равнодушие гораздо чаще свойственны людям, которые им не интересуются. Чем выше уровень развития людей, тем активнее воздействует общение с театром, музыкой, литературой на формирование духовного мира личности, тем больше удается человеку почерпнуть для себя. Исследования показывают, что в настоящее время общение с искусством становится более поверхностным, чем в советские времена, ослабевает его развивающая роль и усиливается развлекательно-релаксационная, оно продолжает достаточно широко проникать в общество, но все меньше на него влияет.
Изменения в сфере культуры, произошедшие за последние годы, не могли не коснуться сферы театрального и концертного искусства. До начала перестройки существовали только государственные стационарные театры, строго определялись репертуар, количество премьер, спектаклей для детей, спектаклей по произведениям классиков русской литературы и т.д. В настоящее время существуют не только государственные, но и частные театры; решение о составе репертуара принимается коллективом театра. Появилась новая форма организации театрального дела - антреприза. Театр находится на самоокупаемости, дотации из бюджета не покрывают даже расходов на заработную плату. Работники театра получили большую свободу творчества и самовыражения, но утратили некоторые возможности, чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Все эти изменения привели и к положительным, и к отрицательным последствиям для театрального искусства. Изменилось также место театра в культурной жизни общества. Если раньше он был лидером общественной мысли, то сегодня для публики первостепенное значение имеет театр как место отдыха.
Изменение условий деятельности театра требует специального рассмотрения социального взаимодействия общностей в рамках этого социокультурного института, оценки эффективности выполняемых им функций. Отсутствие в отечественной социологической литературе последних лет материалов по этим вопросам делает актуальным рассмотрение современного положения театра. Для дальнейшего использования и углубления его социологического анализа представляется необходимым обратить особое внимание на институциональный подход. Он дает возможность: охарактеризовать театр как социокультурный институт; рассмотреть театр не в качестве изолированного и самодостаточного феномена, а в его связи с обществом в целом и конкретными социальными институтами; раскрыть роль внутри- и межинституциональных факторов, регулирующих деятельность театра; показать влияние социально-политических, экономических, культурных факторов на функционирование и изменение института театра; проанализировать особенности взаимодействия социальных общностей в рамках данного института; рассмотреть взаимосвязь элементов процесса культурной коммуникации с различными компонентами социальной макро- и микросреды. СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ Для того чтобы мог реализоваться весь потенциал искусства, в том числе театрального, необходимо обеспечить соответствующие условия для распространения и освоения художественных ценностей, развития системы учреждений культуры. Последние должны способствовать формированию социально-эффективной структуры культурной деятельности населения, повышению качества его досуга. Для совершенствования деятельности института театра, управления его развитием существенную роль играют социологические исследования.
Изучение проблем культуры и искусства имеет давние и глубокие традиции. Большое значение для нашей работы имели общетеоретические и социологические подходы к исследованию культуры и искусства, которые представлены в работах Ю.Р.Вишневского, Б.С.Ерасова, А.Ф.Еремеева, М.Е.Илле, Л.Г.Ионина, М.С.Кагана, А.С.Кармина, И.Ф.Кефели, Л.Н.Когана, В.А.Куценко, Ю.В.Перова, С.Н.Плотникова, И.Л.Савранского, А.Н.Семашко, К.Б.Соколова, Л.Н.Столовича, Ю.У.Фохт-Бабушкина, В.Т.Шапко и др.
При реализации институционального подхода мы обращались к работам Ю.П.Андреева, Т.Веблена, Г.Е.Зборовского, С.Г.Кирдиной, М.С.Комарова, Г.Б.Кораблевой, Н.М.Коржевской, Н.Б.Костиной, Н.Смелзера, С.С.Фролова, Я.Щепаньского и др. Концепции данных авторов раскрывают основные методологические принципы рассмотрения социальных институтов, их структуры, функций, типологии и могут быть применены к институциональному анализу театра.
В ходе исследования процессов коммуникации и взаимодействия, происходящих в театре, существенное значение для нас имели теории социального взаимодействия, социальной и культурной коммуникации, представленные в работах Г.М.Андреевой, М.Вебера, А.В.Дмитриева, Г.Зиммеля, В.П.Конецкой, Р.Мертона, Ю.И.Мирошникова, А.Моля, Т.Парсонса, П.А.Сорокина, Ю.Хабермаса, Дж.Хоманса, Т.Шибутани и др.
Необходимо отметить, что исследования непосредственно в области театрального искусства имели место в России уже в прошлом веке, но более или менее систематическими они стали после революции 1917 года. В 20-ые годы регулярные исследования театра стали проводиться в театре РСФСР под руководством В. Мейерхольда и в Театре юного зрителя в Ленинграде.
Полученные данные использовались для повышения эффективности работы со зрителем. С середины 20-х годов изучением зрителей стали заниматься научно-исследовательские учреждения и организации. Отличительной чертой первых исследований театра была их практическая направленность на изучение зрительского восприятия спектакля, слабое развитие теоретических и методологических проблем, отсутствие системы точных количественных показателей. В это время самым популярным был метод фиксации реакции зрительного зала. Систематическое наблюдение по фиксированной шкале позволяло регулировать повторяющуюся реакцию и отклонение от неё. Полученные данные учитывались режиссерской группой спектакля при оценке воздействия его элементов на зрителя.
После долгого перерыва изучение функционирования искусства возродилось у нас в период общественной «оттепели» конца 50-х годов. Социологи ставили перед собой задачу определить виды искусства и произведения, интересующие те или иные категории населения, выявить социально-демографические признаки, влияющие на отношение людей к культуре. На этом этапе развития социологии искусства удалось расчленить избранный объект исследования (взаимоотношения искусства и публики) на составные элементы и описать их.
В 70-ые годы исследователи обратились к построению социально-психологической типологии публики. К йонцу 70-х - началу 80-х годов стало постепенно расширяться поле исследовательской деятельности. Функционирование искусства рассматривалось в контексте происходящих социальных процессов, при этом исследователи обращались к таким темам, как искусство и образ жизни, социальная эффективность искусства и т.п.
При анализе специфики театрального искусства, его места в обществе, при описании взаимодействия публики, актеров, режиссеров, администрации театра, при характеристике современного положения театра, экономической стороны его деятельности мы опирались на работы А.Н.Алексеева,
Е.В.Бавриной, В.И.Волкова, В.Н.Головановой, И.Гофмана, Г.Г.Дадамяна,
B.А.Диановой, В.Н.Дмитриевского, Т.Е.Зудиловой, Ю.С.Калашникова, Т.А.Клявиной, И.Л.Куличкова, Г.Лебона, Е.А.Левшиной, А.Я.Рубинштейна, А.П.Свободина, К.С.Станиславского, Г.Д.Суворовой, Г.Тарда, Н.А.Хренова,
C.П.Хршановской и др.
Для анализа состояния и перспектив развития сферы культуры и искусства Свердловской области использовались результаты исследования сферы культуры Большого Урала, проведенного коллективом Института экономики УрО РАН в 2000 году.
Работы, посвященные проблемам театра, публикуются в журналах «Литературное обозрение», «Маркетинг в России и за рубежом», «Общественные науки и современность», «Социологический журнал», «Социологические исследования», «Театр», «Театральная жизнь». Они также стали предметом нашего внимания.
Названные выше источники дают определенную информацию о театре. Признавая большое значение работ упомянутых выше авторов, необходимо отметить, что фронт социологического изучения театра в настоящий момент значительно сократился. Исследования носят единичный характер, практически отсутствуют публикации по данному вопросу. В сложившихся условиях перехода современного российского общества к рыночным отношениям необходим специальный анализ социокультурного института театра и такой острой проблемы,как взаимодействие социальных общностей в его рамках.
ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ состоит в теоретико-методологическом и эмпирическом анализе взаимодействия социальных общностей в рамках социокультурного института театра.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Определить основные теоретико-методологические подходы к изучению взаимодействия социальных общностей в рамках социокультурного института театра.
2. Раскрыть содержание понятия «театр как социокультурный институт», выявить особенности развития театра в современной России, осуществить его содержательный и структурный анализ.
3. Раскрыть функции театра как социокультурного института.
4. Проанализировать взаимодействие социальных общностей в рамках социокультурного института театра на материалах конкретного социологического исследования.
5. Выявить специфику культурной коммуникации и взаимодействия, осуществляющегося между социальными общностями в театре.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертационного исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов в области социологии культуры и искусства, социологии театра, социологии личности, социологии коммуникаций, а также в области социальной психологии, философии, культурологии, искусствоведения, касающиеся данного вопроса. В работе использовались законодательные акты Российской Федерации в сфере культуры и театрального дела. Диссертант опирался на теории социальной коммуникации, социального взаимодействия, социальных общностей. Ведущее теоретическое значение в нашей работе имела методология институционального анализа.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа написана на материалах конкретно-социологических исследований художественной жизни современного общества в 90-ые годы. Основной эмпирический материал был получен в ходе исследования, проведенного автором совместно с Центром Социальных Технологий «Оптима» под руководством H.H. Маликовой, по заказу Министерства Культуры Свердловской области в ноябре 1998 года. С помощью выборочного метода было отобрано и опрошено 972 зрителя 10 государственных театральных и концертных организаций г.Екатеринбурга, г.Нижнего Тагила и г.Каменск-Уральского. Кроме того, был проведен опрос экспертов, представляющих директорский корпус (13 человек) 9 творческих коллективов города Екатеринбурга. Для сравнения результатов нашего исследования с ситуацией в других городах России использовались материалы исследований, проводившихся Ю. Фохт-Бабушкиным, Г.Дадамяном и др., посвященных изучению художественной жизни современного российского общества в 90-ые годы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В своей работе автор опирался как на общенаучные теоретические методы, так и на специальные качественные и количественные методы, используемые при проведении конкретно-социологических исследований: анализ документов, фокусированное интервью, анкетный опрос.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Положения диссертации, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, определяются совокупностью поставленных исследовательских задач и состоят в следующем.
В диссертации осуществлена попытка социологического (теоретического и эмпирического) анализа театра как социокультурного института, позволяющая раскрыть его содержание, структуру, функции, определить методологические подходы к исследованию данного феномена. Театр рассматривается как особым образом организованный социокультурный институт, представляющий собой устойчивую форму организации и регулирования взаимодействия между социальными общностями на основе сложившихся формальных и неформальных норм, правил, образцов поведения. Основной целью театра является производство и трансляция духовных ценностей, реализующиеся через эмоционально-художественную коммуникацию.
- Обоснована актуальность анализа социального взаимодействия общностей в рамках социокультурного института театра, обусловленная: институциональными трансформациями современного российского общества; дисфункциями в сфере культуры, требующей системного (институционального) регулирования; изменениями социальной роли театра в жизни личности и общества; сменой типов взаимодействия театра с другими социальными институтами - политическими, экономическими, образовательными, культурными; обретением им новых социальных функций в условиях становления социокультурных отношений нового типа.
- Выявлены особенности взаимодействия социальных общностей в рамках социокультурного института театра (зрителей, руководителей театров, художественного и артистического персонала, технических исполнителей) путем анализа его специфики и социальных функций. Доказывается, что в этом взаимодействии представители общностей работников театра играют более активную роль, сознательно воздействуя на зрителей, последние же принимают пассивное участие в его процессе, опосредованно, косвенно влияя на создание спектакля. Показана конфликтная сторона взаимоотношений между художественным персоналом и администрацией, между актерами, между актером и режиссером.
- Институциональное взаимодействие общностей раскрывается и конкретизируется посредством анализа понятия «культурная коммуникация». Проанализировано, как в процессе коммуникативного взаимодействия общностей в социокультурном институте театра осуществляются воспроизводство и трансляция духовных ценностей, процессы социализации, индивидуализации и, вместе с тем, ценностно-нормативной дифференциации.
- В работе анализируются функции социокультурного института театра, реализующиеся через социальное взаимодействие. Наряду с выполнением универсальных функций, присущих всем социальным институтам, удовлетворяющим потребности общества в целом - регулятивной, интегративной, социального контроля, в работе выделяются и анализируются специфические функции театра: коммуникативная, развлекательная, познавательная, ценностно-нормативная, творческая, гедонистическая, социализации.
Автор доказывает, что социокультурный институт театра, удовлетворяющий ряд социальных потребностей общества и определенных социальных групп, выполняющий важные социальные функции, нуждается в общественном регулировании, в поддержке со стороны государства, в разработке закона о театре, в формировании новой системы найма актеров, в разработке социальной политики, касающейся всех участников взаимодействия «театр - зритель».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Результаты, полученные в ходе исследования, были переданы в Министерство культуры Свердловской области. На основе этих результатов была проведена коллегия, где обсуждалось состояние зрительской аудитории государственных профессиональных театральных и концертных организаций Свердловской области, перспективы их развития, пути помощи учреждениям культуры области. Полученные данные могут служить основой для выработки государственной политики в отношении театров Свердловской области.
Результаты исследовательской работы могут быть использованы при подготовке лекций и практических занятий по курсам «социология культуры», «культурология», «социология личности» для студентов социологических факультетов и отделений.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ
Структура работы обусловлена решением основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, содержащего 240 наименований. Первая глава посвящена анализу понятия, признаков и функций социокультурного института театра, рассмотрению культурной коммуникации, а также взаимодействия социальных общностей в театре. Во второй главе анализируются внутриинституциональные и
Заключение научной работыдиссертация на тему "Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение данной темы позволило сделать ряд методологических и практических выводов.
Анализируя понятие «театр», автор обосновывает преимущества институционального подхода по сравнению с ценностным, деятельностным, культурологическим и др. Театр рассматривается как социокультурный институт, в рамках которого осуществляется взаимодействие социальных общностей.
Институциональный подход позволяет раскрыть структуру, функции, выполняемые театром, социальные нормы, а также проанализировать процесс взаимодействия между социальными общностями, включенными в функционирование института театра, оценить эффективность его функционирования в современных условиях.
В работе доказывается, что театр правомерно рассматривать как особый социокультурный институт, поскольку он обладает всеми признаками социального института, и его деятельность направлена на духовное производство, создание духовых ценностей и идей, развитие преемственности культуры в обществе, что характеризует его как институт культуры.
Деятельность театра социально опосредована, он включен в систему всех существующих в обществе социальных институтов, театр активно взаимодействует с ними и в своих проявлениях обусловлен общесоциальными закономерностями. Функционирование театра напрямую связано с деятельностью института государства, рынка, образования, семьи и др.
Театр как социокультурный институт выполняет ряд важнейших функций, специфика которых заключается не столько в их содержании, сколько в способах их реализации. Все функции, реализуемые институтом театра, можно разделить на два класса. Универсальные функции, характерные для любого социального института, направлены на удовлетворение общественных потребностей. К ним можно отнести функцию регулятивную, интегративную, социального контроля, для театра они являются латентными.
В качестве явных функций театра, которые он осуществляет непосредственно и целенаправленно, можно назвать коммуникативную, развлекательную, ценностно-нормативную, познавательную, творческую, компенсаторную, функцию социализации. Центральное место в этом ряду принадлежит эмоционально-художественной коммуникации.
Все перечисленные выше функции театр актуализирует через воздействие художественного образа. Через художественные образы человек усваивает необходимые ценности, нормы, стереотипы поведения, принятые в данном обществе. Разделяя или, наоборот, отвергая определенные ценности, люди интегрируются в группы. Театр проводит идеологию, выступает своеобразным средством социального контроля. И, вместе с тем, живое общение актера и зрителя способствует самопознанию, развитию творческих качеств личности, самореализации.
В социокультурном институте театра реализуется кратковременная, ограниченная рамками социальных групп непосредственная культурная коммуникация. Театр сформировался как коммуникативная система, использующая сложные коммуникативные средства, язык театра включает в себя языки всех других искусств и потому является самым сложным для восприятия. В системе «театр - зритель» выделяется субъект духовного производства, создатель ценностей духовной культуры (коммуникатор) -актеры, режиссеры, драматурги, художественный персонал, технические исполнители. Кроме того, выделяются потребители ценностей культуры - это зрители, слушатели, имеющие определенные духовные потребности, одновременно участвующие в духовном производстве.
В театре происходит непосредственное, преходящее, формальное и неформальное институционализированное взаимодействие социальных общностей. Оно реализуется в нескольких социальных пространствах: на сцене» в зрительном зале, в театре в целом. Сущность взаимодействия заключается во взаимном влиянии сторон друг на друга. Во взаимодействии «театр - зритель» театр оказывает сознательное воздействие на зрителя, пытаясь повлиять на его мысли, чувства, поведение. Зритель же занимает менее активную позицию, он ориентирован на восприятие.
Общности работников театра и зрителей отличаются друг от друга условиями своего существования и основными характеристиками. Так, работники театра составляют продолжительно существующие, групповые, формальные, институализированные, официальные общности, в то время как зрители представляют собой кратковременные, массовые, неформальные.
В работе были проанализированы причины непонимания, возникающего между различными социальными общностями в театре. Несмотря на то, что цель театра видится одинаково представителями всех общностей, администрация и художественный персонал выбирают для ее реализации различные способы. Так, для директорского корпуса и администрации важны, прежде всего, экономические механизмы, а для режиссеров и актеров на первое место выходит художественная сторона. Это вызывает некоторые проблемы и несогласованность в их взаимодействии. Кроме того, возникают конфликты между актерами, ими и режиссером. Распределение ролей, занятость в репертуаре часто оставляет кого-то неудовлетворенным, поэтому отношения в труппе, как правило, сложны.
Взаимодействие рассмотренных выше общностей осуществляется в определенной культурной среде. Каждая из социальных общностей, участвующих во взаимодействии театра и зрителя, подвержена влиянию ряда внешних и внутренних факторов, действие которых во многом определяет степень активности, устойчивости и эффективности указанного взаимодействия.
В работе раскрываются условия функционирования театра в советское время, а также особенности его существования в современной России. До реформы театрального искусства для театров было характерно централизованное управление и финансирование, существование только государственных театров, контроль за репертуаром, хорошая материально-техническая баз, гарантии для артистов, фиксированные цены на билеты и т.д.
Функционирование театра как социокультурного института в современной России имеет свои особенности. Произведения культуры становятся товаром, используется гибкая система цен на билеты, театр получил право решать вопросы репертуарной и эксплуатационной политики, организации режима работы. Творческие коллективы получили гораздо больше прав и в области финансовой политики, ценообразования, распоряжения своими доходами, формирования профессионального состава работников, оплаты и стимулирования их труда, развития творческо-производственной и социальной сферы. Театры получили возможность привлекать внебюджетные источники финансирования, появились новые муниципальные и частные театры, антрепризы, что свидетельствует о децентрализации и демократизации театрального дела, но в то же время театр столкнулся с рядом серьезных проблем:
- изначальная убыточность деятельности учреждений искусства при отсутствии достаточного финансирования может привести к закрытию многих театров;
- постоянное изменение правового поля, отсутствие закона о театре, ставит его в условия неопределенности и нестабильности;
- не существует четко проработанной системы найма актеров на контрактной основе; при очень низкой заработной плате работники театра лишены элементарных социальных гарантий;
- театры имеют слабую материально-техническую базу, здания многих театров нуждаются в капитальном ремонте;
- снижается общее число спектаклей, уменьшаются границы деятельности театров, география их гастролей;
- отсутствует четко выработанная государственная политика в отношении театра.
Кроме социально-экономической ситуации, взаимодействие театра и зрителя определяет еще ряд межинституциональных факторов: ценовая политика, местоположение театра, престиж театрального искусства, кадровый состав. Но наибольшее влияние оказывают - экономическая ситуация, общее положение в сфере культуры, законодательная база.
Среди внутриинституциональных факторов, определяющих взаимодействие театра и зрителя, наибольшее влияние на эффективность его деятельности оказывают интересы и потребности зрителей в театральном искусстве, мотивы и цели деятельности работников театра, его внутренняя организация, наличие специальной структуры по работе со зрителем.
Теоретический и эмпирический анализ проблемы взаимодействия театра и зрителя приводит автора к выводу, что институт театра, выполняющий важные социальные и культурные функции, удовлетворяющий запросы и потребности определенных социальных групп общества, нуждается в поддержке со стороны государства, в разработке закона о театре, в формировании новой системы найма актеров, в разработке социальной политики, касающейся работников театра.
Материалы данного исследования могут быть использованы для разработки культурной политики в области театрального искусства. Проведенный в диссертационной работе анализ театра как социокультурного института убеждает нас в необходимости проведения дальнейших исследований данной проблемы для повышения эффективности деятельности театра как социального института.
Список научной литературыКопалова, Ольга Сергеевна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Аванесова Г. Социальный портрет работника театра/ЛВопросы социологии театра: Сб. науч. тр. - М.:ВТО, 1982,- С.81-93.
2. Актер и режиссер: жизнь в театре. Социальные проблемы творческой деятельности/Отв. ред. Г.Г. Дадамян, Н.М. Зоркая. -М., 1991. 216 с.
3. Актер. Персонаж. Роль. Образ: Сб. науч.тр,- Л.-ЛГИТМИК, 1986. 168 с.
4. Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела. М., 1986. - 192 с.
5. Алексеев А., Дмитриевский В. Движение репертуара драматических театров Ленинграда/УВопросы социологии театра: Сб. науч. тр.- М.:ВТО, 1982. -С.93-123.
6. Алексеев А., Дмитриевский В. Театр, спектакль, зритель//Театр и художественная культура. (Социологические исследования театральной жизни). М„ 1980. - СЛ 55-197.
7. Алпатова А. Шаг назад, два шага вперед//Театральная жизнь. 1999. - № 4. -С.25-28.
8. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. -84 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Московского университета, 1988. - 431 с.
10. Ю.Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. Минск:Беларусь, 1983. 334 с.
11. П.Бабосов Е.М. Свободное время и духовное богатство личности. Минск: Наука и техника, 1983. - 143 с.
12. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. -М.:Наука, 1993.-349 с.
13. Бестужев-Лада И. Перспективные социальные проблемы театра//Вопросы социологии театра: Сб. науч. тр. М.:ВТО, 1982. - С. 267-283.
14. Н.Бурдье П. Начала. M.:Socio-Logos, 1994. - 288с.
15. Василинина И. Зачем люди ходят в театр?//Театральная жизнь. 2000,- № 5. - С.2-5.
16. Вебер М. Избранные произведения. М. .Прогресс, 1990. - 808 с.
17. Веблен Т. Теория праздного класса. М.:Издательство «Прогресс», 1984. -368 с.
18. Волков В.И. Актер о публике театра//Театр и наука. М., 1976. - С.284-306.
19. Волков В.И., Зудилова Т.Н. Опыт типологического подхода к анализу зрительских ориентаций в сфере театраУ/Проблемы социологии театра. Сборник статей. М., 1974. - С. 192-212.
20. Волков В.И. Система «театр-зритель» как объект социологического исследования/ТВопросы социологии театра: Сб. науч. тр. М.ВТО, 1982. -С.43-59.
21. Волков В.И. Театр и телевидение: социологический аспект взаимодействия//Исследование и планирование развития духовной культуры трудящихся Урала. Свердловск:УНЦ, 1975. - С. 146-156.
22. Волков В.И. Ценностный аспект искусства как предмет конкретно-социологического исследования (к постановке вопроса)//Художественное восприятие. Л., 1974. -С.93-98.
23. Вопросы искусства. Сборник научных статей. М.: ГИТИС, 1978. - 188 с.
24. Вопросы социального функционирования художественной культуры: Сборник статей. М.: «Наука», 1984. - 269 с.
25. Вопросы социологии искусства: Сб. науч.тр. Л.ЛГИТМИК, 1980. - 150 с.
26. Вопросы социологии искусства: Теоретико-методологические проблемы. Сб. статей. М.: «Наука», 1979. - 351 с.
27. Вопросы социологии театра: Сб. науч. тр. М.:ВТО, 1982. - 296 с.
28. Вопросы социологического изучения театра: Сб. науч. тр. Ленинград, 1979. -179 с.
29. Вопросы театрального искусства. Сборник научных статей. М.:ГИТИС, 1978. - 188 с.
30. Гачев Г. Театральность нашей жизни и театр//Свободная мысль. 1997. -№1. - С.47-54.
31. Голованова В.Н. Художественная культура: социологический аспект. -Ташкент, 1984. 132 с.
32. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. - 144 с.
33. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. -236 с.
34. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. М.: Изд-во «Финпресс», 1999. - 656 с.
35. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: «Канон-пресс-ц», «Кучково поле», 2000. - 304 с.
36. Гращенкова И. Публика в системе художественной культуры//Вопросы социологии театра: Сб. науч. тр.-М.:ВТО,1982. С.165-179.
37. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М.: Наука, 1980.-264 с.
38. Дадамян Г.Г. Актуальные проблемы изучения театра как социально-культурного института//Вопросы социологии театра: Сб. науч. тр. М.:ВТО, 1982. - С.25-43
39. Дадамян Г.Г., Рубинштейн А. Социально-культурные цели театра и хозяйственный механизм их реализации//Социологические исследования театральной жизни. М., 1978. - С.12-28.
40. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М.:Всерос.театр.общество, 1982. - 152 с.
41. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы эффективного хозяйствования в театре//Театр и художественная культура. (Социологические исследования театральной жизни). М., 1980. - С.78-111.
42. Даусон А. Ах, этот мир театра//Нева. 1997. - № 2. - С.218-220.
43. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1998. - 208 с.
44. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. -М., 1996.- 174 с.
45. Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики/Отв. ред. А.Ф. Суховей. Свердловск, 1991.- 55 с.
46. Дианова В. Актер и зритель: особенности диалогического мышления// Вопросы социологического изучения театра. Л.:ЛГИТМИК, 1979. -С.54-66.
47. Дианова В. Особенности общения в театральном искусстве//Театр и художественная культура. (Социологические исследования театральной жизни). -М., 1980. -С.263-273.
48. Дмитриевский В.Н. Зритель в таблицах//Театр. 1968. - № 10. - С.77-86.
49. Дмитриевский В.Н. Некоторые вопросы методики изучения интересов и реакции театрального зрителя//Художественное восприятие. Л., 1971. -С.366-386.
50. Дмитриевский В.Н. Кто смеется последним//Театр. 1970. - № 12. - С.23-32.
51. Дмитриевский В.Н., Алексеев А.Н. Театральный репертуар как объект качественно-количественного анализа//Методологические и методические проблемы контент-анализа. Тезисы докл. Рабочего совещания социологов.-Вып.1. -М., 1973. С.34-40.
52. Дмитриевский В.Н. Формирование и эксплуатации театрального репертуара и публики//Театр и наука. М., 1976. - С.59-76.
53. Докторов Б., Цветаева Н. Телевидение и театр: поведение аудитории// Вопросы социологии театра: Сб. науч. тр.-М.:ВТО,1982. С.213-234.
54. Дондурей Д. Театр в структуре свободного времени// Театр и художественная культура. (Социологические исследования театральной жизни). М„ 1980. - С. 64-78.
55. Дридзе Т. Человек и городская среда в прогнозном социокультурном проектировании//Общественные науки и современность. 1994. -№ 1. - С. 131-138.
56. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987. - 319с.
57. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997. - 591с.
58. Ефремов Е. Судьбы новых театров//Театральная жизнь. 1999. - № 3. - С. 10-14.
59. Жидков B.C. Перестройка системы управления в сфере культуры. М., 1988. - 154с.
60. Жданов Ю.Г. Мастера театра и кино о времени, жизни, творчестве: Интервью с актерами и режиссерами. Киев, 1988. - 148с.
61. Западно-европейская социология XIX века: Тексты/Под ред. В.И. Добренькова. М.:Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 352 с.
62. Захаров М. Коррективы информационной эпохи//Театральная жизнь. 2000,-№ 1. - С.65-66.
63. Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург, 1997. -600 с.
64. Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. -Свердловск, 1974. 222 с.
65. Зорин А. Театр потерял капитана// Театральная жизнь. 2000. - №1 - С.82-85.70.3удилова Т.Е. Зрительские ориентации в сфере театра//Исследование и планирование развития духовной культуры трудящихся Урала. -Свердловск:УНЦ, 1975. 191 с.
66. Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи//Социологические исследования. 1990. - № 12. - С.94-103.
67. Ильин И.В. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. М.: «Искусство», 1993.-347 с.
68. Импровизация на тему выживания. (Материалы круглого стола)//Театральная жизнь. 1999. - №11-12. - С.32-35.
69. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений)//Социологические исследования. 1995. - № 4. - С.3-14.
70. Ионин Л.Г. Культура на переломе//Социологические исследования. 1995. -№2.-С.41-48.
71. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. - 280 с.
72. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты: Сб. науч. тр. -Л.:ЛГИТМИК, 1981. 107 с.
73. Искусство в системе культуры: Сб. статей. Л.: «Наука», 1987. - 272 с.
74. Искусство и общение: Сб. науч. тр. Л.:ЛГИТМИК, 1984. - 168 с.
75. Искусство театра: вопросы теории и практики: Сб. статей. Свердловск: Издательство УрГУ, 1989.-Вып.2. - 197 с.
76. Исследование и планирование развития духовной культуры трудящихся Урала: Сб. статей. Свердловск., 1975. - 191 с.
77. История социологии. Минск:Высш.шк., 1993. - 319 с.83 .История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993. - 424 с.
78. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. -315с.
79. Каган М.С. Морфология искусства. Ист.-теорет.исследование внутреннего строения мира искусств. Л.:Искусство, 1972. - 440 с.
80. Каган М.С. Социальные функции искусства. М.:«3нание», 1978. - 36 с.
81. Калайтан Н. Из истории социологического изучения театральной публики// Вопросы социологии театра: Сб. науч. тр. М.:ВТО, 1982. - С. 193-213.
82. Калашников Ю.С. Театр как объект комплексных исследований//Театр и зритель. М.,1973. - С. 10-32.
83. Каргин A.C. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика. М., Высшая школа, 1988. - 271 с.
84. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 512 с.
85. Кармин A.C. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 512 с.
86. Кесельман Л. Повседневная, реальная и потенциальная аудитории театра// Театр и художественная культура. (Социологические исследования театральной жизни). М., 1980. - С.133-155.
87. Кефели И.Ф., Кулаков Т.А. Культура и экономическая жизнь общества// Социально-политический журнал. 1995. - № 5. - С. 105-111.
88. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.ТЕИС, 2000.-213 с.
89. Китов Ю.В. Интересы и запросы как детерминанты культурной деятельности//Социалистическая культура и проблемы творческой деятельности. М.: Московский государственный институт культуры, 1989. -С.74-81.
90. Климова С.Г. Динамика социальной структуры города: Ценностные основания//Социологические исследования. 1993. - № 11. - С.77-86.
91. Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90-ые годы)//Социологические исследования. 1995. - № 1. - С.59-72.
92. Клявина Т.А. Отношения актера и зрителя. Пути исследования/УВопросы социологического изучения театра. Л.:ЛГИТМИК, 1979. - С.33-54.
93. Клявина Т.А., Хршановская С.П. В поисках зрителя//Социологические исследования. 1988. - № 3. - С.47-54.
94. Коган Л.Н. Актер//Театр. 1965. - № 9. - С.78-84.
95. Коган JI.H., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, 1972. - 169 с.
96. Коган JI.H. Всестороннее развитие личности и культура. М. .Знание, 1981.-63 с.
97. Коган JI.H. Искусство и зритель. (Некоторые исходные принципы социологического исследования зрительской аудитории)//Художественное восприятие. Л. 1971. - С.79-93.
98. Коган Л.Н. Культура как объект управления//Совершенствование управления развитием культуры. Свердловск, 1981. - С.3-12.
99. Коган Л.Н. Публика театра//Театр и зритель. М., 1973. С.33-58.
100. Коган Л.Н. О методах изучения публики театра//Проблемы социологии театра. -М., 1974. С. 131-160.
101. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург:УрГУ, 1992. -117 с.
102. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург:Урал.гос.ун-т, 1993. - 160с.
103. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: «Знание», 1979. - 64 с.
104. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.
105. Кон И.С. Социология личности. М., Изд-во политической литературы, 1967.-383 с.
106. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.
107. Кононенко Е.Г. Искусство быть зрителем: Метод.-библиогр. материалы. -М., 1974. 81 с.
108. Кораблева Г.Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург, 1999. - 284 с.
109. Коренев В. Суждено ли России остаться культурной державой?//Театральная жизнь. 1999. - № 4. - С.45-46.
110. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: перевод с англ. 2-ое европ. изд. К.,М.,Спб.: Издат дом «Вильяме», 1998. -1056 с.
111. Краткий словарь по эстетике/Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: «Просвещение», 1983. -224 с.
112. Крылов И.В. Маркетинг. (Социология маркетинговых коммуникаций). -М.: Центр, 1998. 192 с.
113. Куличков И.Л. О понятии «театральная публика»//Исследование и планирование развития духовной культуры трудящихся Урала. Свердловск:УНЦ, 1975. С. 137-146.
114. Культура и рынок: «Круглый стол» ученых/Юбщественные науки и современность. -1991. № 2. - С.155-166.
115. Культурная деятельность: опыт социологического исследования/Отв. ред Л.Н. Коган. М.: «Наука», 1981. - 238 с.
116. Культурная политика России. История и современность. М/.ГИВЦ Минкультуры РФ, 1996. - 217 с.
117. Куценко В.А. Культура: Испытание рынком//Социально-политические науки. -1991. № 12. - С.12-17.
118. Лауксаргс Я.В. Контент-анализ результатов опроса театральной аудитории//Социологические исследования. 1985. -№ 3. - С. 115-119.
119. Лебедина Л. Зритель вышел на Подмостки//Театральная жизнь. 1999. -№4.-С.8-12.
120. Лебон Г. Психология толп//Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1999. - 416 с.
121. Левшина Е.А. Формирование зрительской аудитории театров. -Л.:ЛГИТМИК, 1989. 70 с.
122. Левшина Е.А. Планирование проката репертуара драматического театра: Учебное пособие. Л.: ЛГИТМИК, 1985. - 66 с.
123. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. (Из опыта социологических исследований). М.: Знание, 1983. - 94 с.
124. Лики культуры: Альманах. М.: Юрист, 1995.-Т.1. - 528 с.
125. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 384 с.
126. Матяш С. Человек в городе: социологические очерки. Киев:Политиздат Украины, 1990. 220 с.
127. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. - 420 с.
128. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3-х т. Т.2. М.: Изд-во «Прогресс», 1993. - 415 с.
129. Мирошников Ю.И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. - 160 с.
130. Михайлова Е.П., Михайлов H.H. Формирование духовных потребностей как управляемый процесс//Совершенствование управления развитием культуры. Свердловск, 1981. - С.35-48.
131. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
132. Мурзин А.Э. Актуально ли изучать свободное время?//Социологические исследования. 1993. - № 11. - С.95-99.
133. Нравственно-эстетическое воспитание средствами театрального искусства. М., 1984. - 104 с.
134. Орлов Г.П. Свободное время и личность. Свердловск: Средне-Уральское кн.изд-во, 1983. - 174 с.
135. Осипов Г.В. Социология и социализм. М.:Наука, 1990. - 342 с.
136. Основные служебные материалы по отраслям культуры и искусства за 1995г. Театральное дело. М., 1995. - 118 с.
137. Основы системы Станиславского. Ростов-на-Дону, 2000. - 128 с.
138. Пави Патрис. Словарь театра. М.:Прогресс, 1991. - 480 с.
139. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Издательство Ленинградского Университета, 1980. - 188 с.
140. Петров В.Н. Некоторые социально-психологические аспекты функционирования театра//Театр и художественная культура. M.BTO, 1980.-320 с.
141. Пиваваров О., Дадамян Г. Бюджет нашего государства равен бюджету компании «Диснейленд»//Театральная жизнь. 1999. - № 4. - С.49-50.
142. Плотников С.Н. Проблемы социологии художественной культуры. -М.: «Знание», 1980. 64 с.
143. Портнов Б.А. Городская среда: Феномен престижности// Социологические исследования. -1991. № 1. - С.69-74.
144. Проблемы современного актерского искусства. Сборник науч. тр. -Ленинград, 1990. 160 с.
145. Проблемы развития культуры в условиях индустриального региона: Сб. статей. Таллин, 1977. - 187 с.
146. Проблемы социологии театра. Сб. статей. М., 1974. - 302 с.
147. Психология. Словарь. М.: «Политиздат», 1990. - 187 с.
148. Развитие личности: проблемы, поиски, решения./Под ред. Меренкова A.B. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. - 124 с.
149. Ратнер Я. Формы театральной зрелищности условия воздействия, восприятия, типология//Театр и художественная культура.-М.:ВТО, 1980. -С. 300-318.
150. Ревякина М. Из жизни Новосибирского молодежного театра «Глобус»//Театральная жизнь. 1996. -№ 6. - С.
151. Российская социологическая энциклопедия. М.:Издательская группа Норма-Инфра, 1998. - 672 с.
152. Рубинштейн А.Я. Структура аудитории театра и проблема посещаемости//Театр и наука. М.Д976. - С. 231-250.
153. Рыжова В.Ф. Рождается спектакль.: Методическое пособие. -М. .Искусство, 1981,- 127 с.
154. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека»//Вопросы философии. 1990,- № 5. - С.61-75.
155. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Издательство «Наука», 1979. - 232 с.
156. Сащенко Г. Директорские истории//Театральная жизнь. 2000. - № 5. -С.29-32.
157. Свободин А.П. Так зачем люди ходят в театр//Литературное обозрение. -1991. № 10. - С.89-93.
158. Семашко А.Н, Паламарчук С. Общество- театр- молодежь. (Социально-коммуникативный аспеьсг)//Театр и художественная культура. М.ВТО, 1980. - С. 247-263.
159. Семашко А.Н. Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей. Киев-Одесса, 1985. - 172 с.
160. Семашко А.Н., Цымблюк H.H. Новая социокультурная реальность и проблемы развития культурно-досуговой сферы//Культура и рынок. -Екатеринбург, 1994. С.278-281.
161. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - 688 с.
162. Смелянский А. Театр для выживания и выживание театра//Театральная жизнь. 1996. - № 6. - С.4-7.
163. Современная западная социология: Словарь. М.: «Политиздат», 1990. -432 с.
164. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества//Социологические исследования. 1993. - № 9. - С.42-51.
165. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М.: Наука, 1990. - 244 с.
166. Соколов Э.В. Культура и личность. JL, 1972. - 228 с.
167. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. - 559 с.
168. Сорокин П.А. Система социологии. М.:Наука, 1993,- Т.1. - 447 с.
169. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.:Политиздат, 1992.-542 с.
170. Состояние и перспективы развития сферы культуры Большого Урала/А.Ф. Суховей, B.JI. Барсук, В.И. Волков, И.М. Голова. Препринт. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2001. 51 с.
171. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986. - 184 с.
172. Социологические исследования театральной жизни. Сб. статей. М., 1978.-220 с.
173. Социологические проблемы художественной культуры (теория, методология, конкретные исследования). Сб. статей. Свердловск, 1976. -128 с.
174. Социология/Г.В. Осипов. М.:Мысль, 1990. - 446 с.
175. Социология культуры и социокультурная ситуация в СССР: «Круглый стол»//Социологические исследования. 1991. - № 11. - С.53-65; 1992. - № 1. - С.75-87.
176. Социология культуры: методология комплексного социологического исследования. М., 1987. - 146 с.
177. Социология культуры: проблемы социологических показателей развития культуры. М.,1982. - 160 с.
178. Социология: Наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996. -687с.
179. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины ХХв. М.:Издательство «Прогресс», 1965. -684 с.
180. Спасибенко С.Г., Дубровина J1.K. Творчество в процессе Взаимодействия общества и личности//Социально-политический журнал. 1996. - № 3. -С.50-66.
181. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 2000. - 448 с.
182. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: «Республика», 1994. - 463 с.
183. Столович JI.H. Природа эстетической ценности. М.: «Издательство политической литературы», 1972. -271 с.
184. Суворова Г. Театр как социальная ценность// Театр и художественная культура. (Социологические исследования театральной жизни). М., 1980. -С.234-247.
185. Тард Г. Мнение и толпа//Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1999. - 416 с.
186. Театр.время перемен: Сборник/Сост. A.M. Смелянский, М.Е. Швыдкой. М.:Искусство, 1987. - 222 с.
187. Театр в свете социологических исследований. Л.:ЛГИТМИК, 1990. -135 с.
188. Театр и зритель. (Проблемы социологии театрального искусства). М., 1973.-267 с.
189. Театр и молодежь: (Опыт социологического исследования). М.: ВТО, 1979.-291 с.
190. Театр и наука. Современные направления в исследовании театра: (Сб. статей). М., 1976. - 306 с.
191. Театр и художественная культура. (Социологические исследования театральной жизни). М., 1980. - 320 с.
192. Театр между прошлым и будупщм:Сб.науч.тр.-М.:ГИТИС, 1989. -223 с.
193. Театрал: размышления о театре. Горький, 1988. - 78 с.
194. Театральная деятельность. Театр как средство эстетического развития/Гл. ИВЦ Мин-ва культуры РФ -М.,1992. 43 с.
195. Театральная энциклопедия. Т.1. М., 1961. - 1214 с.
196. Театральная энциклопедия. Т.2. М., 1963. - 1216 с.
197. Театральная энциклопедия. Т.З. М., 1964. - 1086 с.
198. Театральная энциклопедия. Т.4. М., 1965. - 1152 с.
199. Театральная энциклопедия. Т.5. М., 1967. - 1136 с.
200. Театральное и музыкальное искусство: Сб. обзоров прессы/М-во культуры РФ. М., 1996. - 60 с.
201. Театральный Свердловск. Свердловск;Сред.-Урал.кн.изд-во, 1989. -236с.
202. Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. - 170 с.
203. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: «Прогресс», 1985.-472 с.
204. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп и перераб. -М.:Прометей, Юрайт, 1999. 511 с.
205. Трубина Е.Г Посттоталитарная культура: «Все дозволено» или «ничего не гарантировано»//Вопросы философии. 1993. - № 3. - С.23-27.
206. Туров И.С. Городской образ жизни: Теоретический аспект// Социологические исследования. 1995. 1. - С.131-134.
207. Федеральная целевая программа. Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации.(1997-1999г.г.)
208. Философский энциклопедический словарь. М.:Сов.энцикл., 1987. -814с.
209. Филиппов А. Спектакль для двоих//Известия. 2000. - 14 октября. - С.7.
210. Флиер А. О новой культурной политике России//Общественные науки и современность. 1994. - № 5. - С. 14-25.
211. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека,-М.:3нание, 1982. 110 с.
212. Фохт-Бабушкин Ю.У. Об уровнях интереса к искусству //Социологические исследования театральной жизни. М.:ВТО, 1973. -С.28-51.
213. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.:Наука, 1986. - 235 с.
214. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997.-344 с.
215. Шубкин В.Н. Социология и искусство. М.:3нание, 1980. - 56 с.
216. Хренов Н. История публики как предмет изучения//Вопросы социологии театра: Сб. науч. тр.-М.:ВТОД982. С.43-59.
217. Хренов H.A. Место зрелищных искусств в художественной культуре//Театр и наука. М., 1976. - С.6-38.
218. Хренов H.A. Социально-психологический аспект зрелищного общения//Социологические исследования театральной жизни. М.:ВТО, 1973. - С.106-122.
219. Хренов H.A. Театр как средство массового воздействия//Вопросы социологического изучения театра: Сб. науч. тр. Ленинград, 1979. - С.9-33.
220. Художественная жизнь современного общества. Т.1. Субкультуры и этносы в художественной жизни. С.-Петербург, 1997. -238с.
221. Художественная жизнь современного общества. Т.2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. С.-Петербург, 1997. - 352 с.
222. Художественная жизнь современного общества. Т.З. Искусство в контексте социальной экономии. С.-Петербург, 1997. - 352 с.
223. Художественная культура h гармоническое развитие личности. -Киев: «Наукова Думка», 1982. 240 с.
224. Художественная кулыура и искусство. Методологические проблемы: Сб. науч.тр. Ленинград, 1987. - 158 с.
225. Художественная культура и развитие личности.- М.: «Мысль», 1978. -211 с.
226. Художественное восприятие: Сб. статей. Л., 1971. - 387 с.
227. Шапко В.Т. Феномен актуальной культуры//Социологические исследования. 1997. - №10. - С.93-103.
228. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.:Издательство «Прогресс», 1969. 240 с.
229. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН, 1995. -939 с.
230. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995. - 328 с.
231. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: «Искусство», 1964. - 86 с.
232. Ямпольский М. Россия: Культура и субкультура/Юбщественные науки и современность. 1993. - № 1. - С.58-67.
233. David L. Morgan. Focus groups as qualitative research. (Qualitative research methods. V.16).-Sage publications, Inc., 1988. p. 90.
234. Hauser A. The Sociology of Art.- Chicago, 1992. p. 678.