автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Театр как грань города: хронотоп, поэтика, фестивальное пространство

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Бокурадзе, Денис Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Автореферат по культурологии на тему 'Театр как грань города: хронотоп, поэтика, фестивальное пространство'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Театр как грань города: хронотоп, поэтика, фестивальное пространство"

На правах рукописи

Бокурадзе Денис Сергеевич

ТЕАТР КАК ГРАНЬ ГОРОДА: ХРОНОТОП, ПОЭТИКА, ФЕСТИВАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

11 АВГ 2015

Саранск - 2015

005571376

005571376

Работа выполнена на кафедре философии и культурологии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Бурлина Елена Яковлевна

Официальные оппоненты:

Злотникова Татьяна Семеновна заслуженный деятель науки РФ, доктор искусствоведения, профессор, кафедра культурологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Г. Ушинского», профессор

Дрондина Наталья Геннадьевна кандидат культурологии, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Средне-Волжского (г. Саранск) филиала ФГБОУВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», доцент

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова»

Защита состоится «06» октября 2015 г. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.10 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Полежаева 44, корп. 3, ауд. 423.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М.М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» и на сайте университета: www.mrsu.ru/ru/diss/diss.рЬр?ЕЬЕМЕЫТ_Ш=35754

Автореферат разослан «_» июля 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Кузнецова Ю. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Роль индустриальных городов в наши дни оценивается неоднозначно: от «недогорода» до «оксюморона», предназначенного (или обреченного) быть только производством1. Дух индустриального города, несомненно, проявляется в его взаимоотношениях с культурой, что чутко улавливают искусствоведы и театральные критики: «театр вне социокультурного контекста», «к колеснице города прикованный театр», «театр в городе остановившегося времени«2. Города подобного типа рассматриваются то как ушедшая в прошлое эпоха, то как недооцененное настоящее: «Индустриальная Атлантида: прощай и здравствуй»3. Многомерность и актуальность проблемы порождает новые концепции индустриальной культуры, лежащие на стыке разных гуманитарных дисциплин.

Проблема «театр в городе» представляет особую актуальность в молодых индустриальных городах, подобных Новокуйбышевску, заложенному на берегу Волги в середине XX в. Романтика индустриальных мегапроектов, строившихся по новейшим мировым образцам, совмещалась в послевоенные годы с полной неустроенностью жителей: отсутствием жилья, школ, больниц. Города такого типа еще долгое время оставались «индустриальной слободой», как сформулировал выдающийся урбанист В. Л. Глазычев. Большинство жителей были горожанами в первом поколении, рекрутировались преимущественно из сел и лагерей. Требовались десятилетия, чтобы в таких городах сформировалась театральная среда. Название театра-студии «Грань» в молодом индустриальном Новокуйбышевске отразило именно вышеупомянутые связи театра и города: «Многогранны жизнь и человек, многогранно театральное искусство, высвечивающее разные стороны бытия, хотя ось одна- вечные категории Добра, Любви, Человечности. Умея волноваться и волновать других, театр «Грань» сформировал в городе театральную сре-

1 Гун Г. Е. Художественная культура индустриального города и роль гуманитарной интеллигенции (на примере Магнитогорска) // Город как сцена. История. Повседневность. Будущее: материалы Междунар. науч. конф. (Самара - Дюссельдорф, 12-13 мая 2015 г.) / Е. Я. Бурлина, Л. Г. Иливицкая, Я. Голубиное, Ю. А. Кузовенкова. - Самара: Медиа-книга, 2015. - С. 244-251; Басалева И. П. Музей в городе // Музей в контексте региональной культуры: материалы межрегион, науч.-практ. конф. (Новокузнецк, 2011 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artkuznetsk.ru/nauka/konferentsya/50year/3627; Басалаева И. П. Социальная динамика в локальном пространстве: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Кемерово, 2012.

2Мельникова Е. В. Театр в современном социокультурном пространстве // КИС. - 2007. - № 1(21). - С. 5864; Заславский Г. Театр как театр: не кафедра и не храм // Журнал «Континент». - 2000. - № 103; Горбатова И.И. Театр в отсутствие культурного контекста // Журнал «Культура в современном мире». - 2012. -№ 1 [Электронный pecypcl. Режим доступа: URL http://infocuIture.rsl.ru; Дмитревская М. Ю. Разные театральные эпохи в городе остановившегося времени // Петербургский театральный журнал. - 2015. - Июнь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ptj.spb.ru/blog/epoxivgorode/

3 «Индустриальная Атлантида: прощай и здравствуй!»: секция науч. конф. «Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений» (Самара, 23-25 мая 2013 г.)/ Д. С. Бокурадзе, Е. Я. Бурлина, Л. Г. Иливицкая, Ю. А. Кузовенкова; См. также: Соловьева C.B. Организация и проведение научно-практической конференции «Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - № 2-3. - Т. 15. - С. 555.

ду,нашел единомышленников»4. Автором концепции и руководителем театра-студии «Грань» в городе Новокуйбышевске в течение 40 лет, с 1970 по 2011 гг., была Эльвира Анатольевна Дульщикова (1936-2011).

Феномен театра-студии «Грань» рассматривается в диссертации не только и не столько в плоскости истории провинциального театра. Предлагается межпредметный исследовательский поворот: взаимодействие театра и города, влияние многомерного театрального пространства на горожан и становление городских традиций.

Ключевым понятием для изучения взаимодействия театра и города стало классическое понятие российской гуманитаристики XX в., выдвинутое М.М. Бахтиным, - хронотоп. Предлагаемый методологический подход разрабатывается в междисциплинарных проектах5 и представляется перспективным для исследований по теме «театр в городе». В диссертационной работе показано, что индустриальному городу присуща темпоральная одномерность, предопределенная графиками работы и замкнутым маршрутом «завод - спальный район». Театр представляет альтернативный хронотоп: различные пространства и время разных эпох. К тому же успехи театра «Грань» в городе и на театральных фестивалях за пределами Ново-куйбышевска воспринимаются как достижения «наших» - всех горожан. Театр-студия «Грань» в Новокуйбышевске Самарской области является одним из важных примеров влиятельности российской провинциальной культуры. Предлагаемое в диссертации сравнение хронотопов «город и театр» обосновывается как межпредметный подход.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, во-первых, индустриальный советский и российский город («молодой город») обладает целым рядом типологических особенностей. В частности, в российских индустриальных городах большинство населения составляли горожане в первом поколении с ограниченным культурным опытом, что влекло за собой рурализацию: город оставался «индустриальной слободой» или «поселением». Изучение Новокуйбышевска и других молодых городов в пространственно-временном аспекте (включающем становление городских пространств, ценностей, традиций) является важной методологической базой для выработки оптимальных стратегий развития молодых индустриальных городов в целом по России.

4 Официальный сайт театра-студии «Грань». 41-й сезон [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://theatre.pomost-gran.ru

5 Злотникова Т.С. Человек. Хронотоп. Культура: Введение в культурологию. - Изд. 3-е, доп. и перераб. -Ярославль: ЯГПУ, 2011. - 231 е.; Время в городе: темпоральная диагностика, хронотипы, молодежь: Монография / Е. Я. Бурлина, Л. Г. Иливицкая, H. В. Барабошина и др. - Самара: Изд-во Самарск. научн. центра РАН, 2012. - 112 е.; Барабошина Н.В. Хронотоп малого города: Бузулук - культурное пограничье: дисс. ... канд. филос. наук: 24.00.01. - Саранск, 2013; Ханс-Ульрих Гумбрехт. Современная история в настоящем меняющегося хронотопа // Журнал «Новое литературное обозрение». - 2007. - № 83. - С. 83; Римон Е.Я. Освящение времени: штрихи к описанию хронотипа малого города // Город и время: интернациональный научный альманах Life sciences: в 2 т.; авторы проекта Е. Я. Бурлина, Л. Г. Иливицкая, Ю. А. Кузовенкова. -Самара: Книга, 2012. -Т. 2. -С. 189.

Во-вторых, в качестве одного из акторов городского развития в индустриальном моногороде впервые рассматривается именно театр, режиссер которого сознательно строил театр как «грань» города. Изучение театра-студии «Грань» открывает практики формирования театральной среды и переориентации горожан: от заводской и рутинной бытовой повседневности в пространство мировой культуры (совершенно в духе классических философских концепций о роли эстетического воспитания), которое в данном случае было тождественно пространству театра.

В-третьих, изучение данного театра в контексте индустриального города выявило, что на определенных этапах театр воспринимался как пример культурного эскапизма. Театр-студия «Грань» был свободен в обращении к самому широкому кругу наследий культуры всех эпох и народов, но имел (на начальных этапах) малый круг публики в своем городе. Тем не менее концепция многогранного театра оказалась жизнеспособной: такой театр притягивал тех, кто хотел вырваться из профанной одномерности и войти в многомерный мир лучших драматургов, сценографов и композиторов. Ди-станцированность от повседневности, полифонический хронотоп и поэтика спектаклей, обращенная к разным театральным наследиям, позволили театру подготовить несколько поколений городской интеллигенции: режиссеров, актеров, журналистов. Второе и даже третье поколение, воспитанное театром-студией «Грань», продолжает расширять театральную среду города и свое влияние на горожан.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию такой обширной темы, как «театр в городе», посвящено множество отечественных и зарубежных работ. Известны комплексные работы по данной теме применительно к различным городам и эпохам. Разрабатывались отдельные сюжеты, связанные с социологическими и экономическими вопросами функционирования театра, связями театра с различными группами горожан, взаимодействием и взаимовлиянием с другими культурными институтами города. Кроме того, поскольку в диссертационном исследовании рассматривается становление театра, необходимо было изучение обширной литературы, посвященной языку театрального искусства и, в частности, поэтике театра.

Таким образом, можно разделить на несколько групп комплекс использованной при написании диссертационного сочинения специальной литературы.

Первая группа - межпредметные работы, которые рассматривают театр в тссной связи с другими пространствами культуры (городом, медийной сферой, системой управления и менеджментом индустриального города и др.), показавшими как его специфику в историческом прошлом, так и место в жизни современного города. Среди межпредметных исследований, лежащих на стыке культурологии и философских проблем театроведения, выделяются работы А. Я. Альтшуллера, Б. Р. Виппера и Т. Н. Ливановой, Г. Г. Дадамяна, В. Н. Дмитриевского, Е. В. Дукова, Э. Свифта, Н. А. Хренова

и К.Б. Соколова. Особое место в названной группе занимают работы известных культурологов, которые впервые выдвинули проблему города или региона как особого пространства бытия российской и советской культуры в Х1Х-ХХ вв.: это П. Л. Вайль, Н. И. Воронина, А. А. Генис, Т. С. Злотникова, М. С. Каган, М. С. Уваров и др.

Отдельную группу составляют исследования, посвященные авторскому театру и его поэтике. Будучи специфической системой знаков, театр веками накапливал потенциал коллективного переживания, консолидировавшего коллективное «эго» города и мира. О знаковой природе театра, внутренних закономерностях театрального языка и его поэтике, позволяющей изменять зрителя, писали такие выдающие режиссеры современности, как Е. Б. Вахтангов, Г. А. Товстоногов, известные театроведы Б. В. Алперс, А. Арто, П. Брук, а также современные литературные и театральные критики Б. Зингерман, Н. А. Крымова, М. Я. Поляков, А. М. Смелянский, А. П. Свободин и др. Названные театроведческие исследования или режиссерские концепции также носят междисциплинарный характер: великие режиссеры и критики тонко чувствовали связь между внутренними закономерностями театрального языка и философией культуры, между представлениями о пространстве-времени на улице и в театре.

Третья группа исследований, необходимых для разработки проблемы «театр в городе», — это классические и современные сочинения, посвященные философии города, урбанистике, пространственно-временному измерению и хронотопу, взаимодействию групп внутри городского социума, практикам населения, а также проблемам истории, культурологии, экономики, социологии градообразующих институтов. Среди классиков социологии, культурологии и урбанистики можно выделить таких авторов, как Ф. Бродель, М. Вебер, Л. Вирт, Э. Гидденс, И. Гофман, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др. Особый ряд — межпредметные исследования А. С. Ахиезера, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, среди зарубежных авторов названного дискурса следует отметить М. де Серто, Н. Трифта и Эша Амина и др.

К данной группе можно отнести также монографии и статьи отечественных социологов, культурологов, философов, географов и урбанистов, создавших в последние десятилетия российскую «провинциологию», регио-налистику и культурную урбанистику российских городов. Это, в частности, сочинения таких признанных исследователей, как Н. П. Анциферов, Е. Я. Бурлина, Н.И. Воронина, В. Л. Глазычев, Д. Н. Замятин, Т. С. Злотникова, М. С. Каган, Г. М. Лаппо, Ю. М. Лотман, Е. Г. Трубина, А. И. Трейвиш и др.

Гипотеза научного исследования. «Театр как грань города» подразумевает межпредметные аспекты и понятия: хронотоп (сопоставление внешнего, городского — и внутреннего, театрального пространства-времени); поэтика (внутренние закономерности спектаклей); фестиваль (понимаемый как развитие театральной среды, осознание горожанами значимости театральных фестивалей для своего города). «Театр как грань» есть выражение

б

сущности его отношений с городом в пространственно-временном, художественном и коммуникативном измерениях.

Новейший индустриальный город может оставаться «индустриальной слободой», если в нем не сложились культурные практики. К их числу относится театр с его особой средой и влиянием на город. Театр в индустриальном моногороде может стать не только феноменом художественной культуры, но также одним из важных факторов формирующейся городской идентичности, т. е. важной гранью города.

Актуальность темы и научная гипотеза обусловили выбор объекта и предмета работы, ее цели и перечня задач, которые решаются в настоящем диссертационном исследовании.

Объектом исследования является театр в городском пространстве.

Предмет исследования - театр как «грань» молодого индустриального города: хронотоп, поэтика спектакля и фестиваль, расширяющий городское театральное пространство.

Цель данного исследования - проанализировать становление и развитие театра-студии «Грань» как особого социокультурного феномена, развивающего свою театральность и одновременно формирующего молодой индустриальный город.

В соответствии с целью исследования были выделены два комплекса исследовательских задач.

1. Задачи, связанные с анализом феномена «город-как-театр»:

- проанализировать феномены театра и города с междисциплинарной точки зрения и найти наиболее важные места их соприкосновения;

- исследовать хронотопы индустриального моногорода и театра на конкретном историческом примере Новокуйбышевска и театра-студии «Грань», а также изучить процессы влияния театра на город;

- раскрыть многоаспектную концепцию «театр как грань города», включающую право на самостоятельное театральное пространство и ответственность за культуру горожан.

2. Задачи, связанные с анализом феномена «театр-в-городе»:

- проследить развитие театра «Грань» от простейших организационных форм до того момента, когда театр становится инициатором Всероссийского фестиваля «ПоМост»;

- охарактеризовать поэтику театра-студии «Грань» и ее влияние на театральную среду и роль театра в городе;

- показать функции Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост» в расширении культурного пространства города; превращение фестиваля в масштабное объединение малых театров России.

Методы исследования. Диссертационное исследование выполнено в рамках междисциплинарного подхода на стыке культурологии, искусствоведения, истории, социологии и урбанистики. Каждая из данных дисциплин дала возможность взглянуть на театр и город как на взаимообусловливающие

феномены, позволяющие выделить «город-как-театр» и «театр-в-городе» в рамках единой системы понятий и методов.

Диссертационная работа ориентирована на идеи социокультурной влиятельности театра, разработанные такими выдающимися отечественными и зарубежными мыслителями, как Е. Б. Вахтангов, М. Вебер, Г. Г. Дадамян, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, а также Н. А. Крымова, А. П. Свободин, А. М. Смелянский, Г. А. Товстоногов, М. Е. Швыдкой и др.

В качестве основных методов исследования выступают:

— культурно-антропологический, дающий возможность реконструировать социальную и театральную среду, которая складывалась в городе Новокуйбышевске и театре «Грань» на разных этапах их развития;

— интегративный, позволяющий использовать данные различных областей науки для решения поставленных задач;

-сравнительно-исторический, способствующий выявлению особенностей развития Новокуйбышевска и театра «Грань» на различных исторических этапах;

-аналитический, применяемый для обозначения характерных черт и специфики таких явлений, как «город-как-театр» и «театр-в-городе»;

— искусствоведческий анализ поэтики театра, значения смыслов и знаков.

Источниковую базу работы составили несколько групп текстов.

Во-первых, это материалы, касающиеся истории Новокуйбышевска, его специфики как молодого индустриального города: воспоминания строителей города, его первых жителей, а также тех новокуйбышевцев, которые работали в различное время в театре «Грань» вместе с Э. А. Дулыциковой.

Во-вторых, материалы прессы, т. е. статьи о театре «Грань», его актерах, художественных руководителях, Э. А. Дулыциковой и Д. С. Бокурадзе. Это, в первую очередь, публицистические и искусствоведческие статьи Н.Ю. Лысовой о творческой эволюции театра, становлении его художественной самобытности, описывающие те или иные его спектакли, а также посвященные Всероссийскому театральному фестивалю «ПоМост».

В-третьих, материалы непосредственно театра «Грань», взятые из личных архивов Э. А. Дулыциковой, Д. С. Бокурадзе и Н. С. Лысовой. Они раскрывают историю создания тех или иных спектаклей, а также проливают свет на круг чтения, знакомств, увлечений, привязанностей создателя театра «Грань» Э. А. Дулыциковой.

Научная новизна исследования заключается в том, что были сопоставлены хронотоп молодого индустриального города и хронотоп театра, выявлены принципиальные различия между ними; доказано, что поэтика театра-студии в Новокуйбышевске строилась на образцах высокой культуры и их современной театрализации; представлены формы и жанры многомерного театрально-художественного пространства в Новокуйбышевске (от кружка к театру-студии и фестивалю); определено их влияние на горожан, позволившее театру стать гранью города.

В ходе работы были получены следующие результаты:

- описан хронотоп молодого индустриального города; показана присущая ему одномерность, заданная графиками рабочих смен и ежедневными маршрутами «завод - спальный район»;

- представлен альтернативный хронотоп театра с его принципиальной открытостью мировой культуре и различными формами театральной деятельности; выделена роль студийности в освоении новой драматургии и театральной поэтики;

- выявлены точки соприкосновения конкретного индустриального моногорода и театра на разных этапах их существования, а также сценарии их взаимоотношений: от полного приятия до определенного эскапизма;

-дана развернутая картина становления театра «Грань» в условиях советского индустриального моногорода, а также показаны этапы его развития в 1990-2000-е гг. на фоне изменившихся социально-экономических условий;

- проанализированы особенности поэтики театра «Грань» и их взаимосвязь с многомерным современным театрально-художественным пространством;

- показано значение фестиваля «ПоМост» для Новокуйбышевска и Самарской области, а также всей провинциальной культуры России;

- структурированы функции театрального хронотопа, показана его компенсирующая роль, замещающая одномерность городских пространств, дефицит традиций и культуры;

- определена влиятельность различных театральных пространств на горожан, позволившая театру стать гранью города не в метафорическом, но функциональном значении.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Название театра-студии «Грань» в Новокуйбышевске символизирует связь театра с городом. Изучение сорокалетнего опыта реализации уникальной театральной концепции в индустриальном городе имеет большое научно-практическое значение. Актуальные междисциплинарные концепции в культурологических и урбанистических теориях (историко-культурные, искусствоведческие исследования, уточняющие функции театра в городах разных эпох и культур, а также трактовка города как системы связей, в которых городская культура и идентификация горожан становятся мощными стимулами для развития) явились основополагающими в выборе базовых понятий, определяющих тип города, взаимодействие города и театра с середины XIX в. до современности, консолидацию вокруг себя элиты и формирующих идентификацию горожан.

2. Одним из ключевых понятий избран «хронотоп», используется методология сравнения хронотопа города и хронотопа театра.Предлагаемая пространственно-временная интерпретация является новой и наиболее универсальной для выбранной темы.Хронотоп молодого индустриального города отличается одномерностью. Ритм города задан графиком производственных смен и замкнутыми маршрутами «завод — спальный район».

Театральный хронотоп относительно автономен, это «пространство без пространств», напрямую связанное с мировой культурой.

3. Противоречие между одномерным хронотопом индустриального города и многомерностью иллюзорных пространств театра имеет на практике разные сценарии. Театр может быть вытеснен на периферию городских практик, люди театра останутся малозаметными и невидимыми в индустриальном городе. Другой сценарий взаимоотношений с городом представляет театр-студия «Грань» в Новокуйбышевске, признанный горожанами и использующий для создания театральной среды современную поэтику спектаклей, а в последнее десятилетие - театральный фестиваль как новую форму расширения культурного пространства.

4. Четыре группы театральных форм сыграли особую роль в консолидации театра со своей публикой: во-первых, праздники, детские и юношеские мероприятия во Дворце культуры; во-вторых, авторские спектакли с приглашением лучших композиторов и художников, ориентированные на узкий круг ценителей; в-третьих, театральные фестивали совместно с единомышленниками из других городов, создающими глобальное театральное пространство малых городов России; в-четвертых, совместные зрелищные проекты с другими культурными площадками, например музеем истории города. Все названные формы и жанры не просто накапливались, но укрепляли и расширяли влияние театра-студии «Грань» на город, связывали горожан с мировой культурой.

5. Театр-студия «Грань» создавалась как: 1) творческая мастерская, экспериментальная художественная лаборатория режиссера и актеров; 2) профессиональная школа; 3) нравственно-воспитательное и художественное пространство; 4) пространство формирования в моногороде театрального зрителя и культурной среды. Концепция театра-студии Э. А. Дулыциковой созвучна классической концепции студии Станиславского — Вахтангова — Сулержицкого. Это подтверждает ее укорененность в отечественном театральном пространстве.

6. Основы поэтики театра-студии «Грань»: разножанровая драматургия, обращение к высокой литературе и поэзии, авторская переработка литературного источника; создание условно-символического визуального образа спектакля; оригинальное музыкальное решение идеи и образа спектакля, введение музыкального лейтмотива и танцевальных импровизаций. Наконец, поэтика режиссера Э. А. Дулыциковой предполагала четко выстроенный рисунок каждой роли, соответствующий режиссерской цели.

7. Всероссийский фестиваль «ПоМост: провинциальные театры России» -важная форма взаимодействия театра и города. За время его существования (2001-2015 гг.) концепция фестиваля сформировала следующие принципы: неконкурсный характер проведения, обращение к детской и взрослой аудитории, совмещение в одном пространстве выступлений театров с различной профессиональной спецификой, эксперимент в режиссерских замыслах, проведение выставок, круглых столов и конференций. Фестиваль

ю

«ПоМост» направлен на расширение театрального пространства российских городов (больших, малых, индустриальных, исторических) и решение различных междисциплинарных задач, в том числе эстетических, художественных, коммуникативных, идентификационных и др.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Исследование отдельных феноменов провинциальной культуры России весьма продуктивно может быть осуществлено с помощью межпредметных методологических подходов и понятий: хронотоп театра и города, поэтика спектаклей, театральная среда, в том числе фестивальная деятельность. С их помощью можно прояснить роль незаурядных культурных явлений в становлении городов разного типа, формировании городской жизни, приобщении населения к высокой культуре. Полученные результаты могут быть использованы при разработке курсов культурологии, посвященных как общим проблемам города, так и специфическим вопросам, связанным с функционированием индустриальных моногородов на постсоветском пространстве. Результаты изучения различных форм самодеятельности горожан, их культурных практик, способностей к самоорганизации могут быть использованы при создании стратегий городского развития, планировании городских мероприятий, разработке имиджевой концепции города, планов по взаимодействию различных городских учреждений.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора, четыре из которых опубликованы в журналах, входящих в список ВАК, а также апробированы в ряде статей и выступлений на международных, всероссийских и региональных конференциях.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и культурологии Самарского государственного медицинского университета 29 мая 2015 г. и рекомендована к защите.

Структура н объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения. Содержание изложено на 176 страницах. Библиографический список включает 259 наименований.

п

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, выявляются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, определяются теоретико-методологическая база и методы, характеризуется научная новизна, определяются основные положения, выносимые на защиту, а также теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Театр и город: научные подходы и пространственно-временные практики», состоящей из двух параграфов, анализируются междисциплинарные подходы к проблеме города и театра, а также хронотопы театра в индустриальном городе (на примере Новокуйбышевска и театра-студии «Грань»),

В первом параграфе «Город и театр как предмет междисциплинарного исследования» автор на основе различных подходов показывает, что город может рассматриваться как сложная экономическая, социальная или политическая система, которая стагнирует при отсутствии культурной составляющей, в том числе театральной среды и множественности (полифонии) художественных пространств. Для подтверждения этой концепции в начале первой главы предпринят исторический и социокультурный обзор научных концепций, основанных на пространственно-временных универсалиях. Современные исследователи, в том числе М.С. Каган, Ю. Хабермас, показывают, что культурное пространство древнегреческого театра совпадало с развитием демократии в городах. Поучительные тенденции взаимодействия нового, светского хронотопа представляют такие города, как Флоренция, Париж, Брюссель, где в эпоху Возрождения и Нового времени складывались новые художественные жанры, откристаллизовавшие новый хронотоп. В России XIX в., как проницательно замечено Т. С. Злотниковой, города делились на «имевшие театр» и «лишенные театра». В провинции театр формировал идентификацию горожан. Театр становился «не только местом культурного общения жителей губернского города, но и своеобразным символом новой, «цивилизованной» провинциальной жизни»6.

В рамках предпринятого экскурса в диссертации представлены новые архивные материалы о становлении театральной публики во второй половине XIX в., в том числе в Самаре. Стремительный экономический и демографический рост города шел рука об руку с рождением театральной среды. Купцы, зарабатывавшие миллионные состояния благодаря выгодному транс-портно-логическому положению города, видели в театре важнейший символ города и горожан. Культурологический обзор завершается некоторыми наблюдениями над хронотопом советского городского пейзажа, который центрировался триадой властных, силовых структур и театра, что предопре-

6 Кардынова М.М. Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX — начала XX вв. (на материалах Нижегородской и Казанской губерний): автореф. дисс. ... канд.ист.наук. - Н. Новгород, 2010.-С. 16-17.

деляло трансформации городов. Власть поддерживала академические театры, некоторые из них становились настоящими брендами областных городов. Новым вектором последних десятилетий, как показано в диссертации, является расширение карты провинциальных театров России. Ведущей формой сохранения единого театрального пространства страны стали театральные фестивали, имеющие различные концепции и содержательное назначение.

На базе обширного историко-культурного материала соискатель показывает дифференцированные варианты взаимодействия театра и города: от общегородского праздника в театре до эскапистской театральной студии и «театра - башни из слоновой кости», оказывающей тем не менее влияние на формирование культуры и идентификации горожан. Поскольку театр в столичном городе с развитой театральной инфраструктурой и театр в моногороде живут в разных мирах, возникает необходимость в определении понятия «город». В диссертации предпринят обстоятельный обзор урбанистических концепций, доказывающих его многомерность и текучесть, а также многообразие городских типов в нашей стране.

По замечанию В. Л. Глазычева, «слово "город" употребляют все, но лишь географы точно знают, что они при этом имеют в виду, - у них есть карта, на карте стоит точка, и рядом надпись "город"»7.

Вместе с тем «точка на карте» не разъясняет, каким образом город изменяет людей, а люди в свою очередь изменяют город. Современные урбанистические теории давно ушли от представлений о городе как о системе материальных объектов, связанных одним пространством.

В диссертации указывается на наличие разных типов хронотопов. Хронотоп спектакля или хронотоп романа - специально сочиненная автором система пространственно-временных представлений, выражающая авторскую концепцию, тогда как хронотоп урока задан традициями обучения, а хронотоп города - ландшафтом, районированием, транспортно-логистическими и экономическими связями.

Первый параграф завершается обоснованием следующего методологического принципа: хронотоп города и хронотоп театра - это понятия, позволяющие зафиксировать философско-культурологические основания типа города и типа театра. Представления о пространстве/времени «просвечиваются» во всех общественных и индивидуальных практиках: эстетических, социальных, производственных. Анализируя пространственно-временные представления, автор делает выводы не только о типе города, идентификации горожан, но и о месте театра и театральной среды.

Предложенная схема позволяет сопоставлять хронотоп индустриального города, подчиненный, как уже было сказано выше, ритму рабочих смен и производственному пространству, с хронотопом театра, который свободен в выборе времени и места действия. Иллюзорный хронотоп театра, с одной

7 Глазычев В.Л. Глубинная Россия: 2000-2002 Рлеюронный ресурс]. Режим досту-

na:http://www. glazychev.ru/books/glubinnaya_rossia/GR_4_pogruzhenie_ v_Gorod.htm (дата обращения: 26.04.2014).

стороны, выпадает из повседневных практик горожан, будучи большим или малым островом культурного эскапизма; с другой стороны, компенсирует и восполняет дефицит повседневной монотонности. Потому театр становится притягательным для всех тех, кто стремится вырваться из профанной повседневности и построить разнообразный и целостный мир. Это мир духовной жизни данного индивида, мир его общения с похожими индивидами прежде всего в своем городе.

То есть театр оказывается пространством иллюзорных репрезентаций, которые могут существенно повлиять на город. Прежде всего, иллюзорные хронотопы театра находят отклик у той части городского населения, которая ищет полноты бытия. Театр может также остаться незаметным, вытесненным на периферию культурной жизни; сохраниться в качестве закрытой, эскапистской организации. Причины тому могут быть разнообразными, в том числе неспособность театра строить долговременный диалог с разными группами, не исключая компромиссов и уступок потенциальным зрителям.

Подобные сценарии взаимоотношения города и театра различаются в зависимости от эпохи или конкретного города. Поэтому крайне важно выяснить городской контекст, хронотоп города, на котором разворачивается деятельность театра. Таким образом, для дальнейшего понимания проблемы требуется детальный анализ хронотопа индустриального города.

Во втором параграфе «Хронотоп индустриального города и театр» рассматриваются, во-первых, принципы, по которым строился тип советского индустриального города; во-вторых, варианты вовлеченности театра в жизнь городского сообщества.

Советский индустриальный город существовал в «семантике лозунга, его данность, визуальная и вещественная (тем более отчетная), должна сама собой повествовать об успехах, преодолениях и свершениях»8: строительстве завода, переработке сырья, выпуске новой продукции. Пространство было обустроено прежде всего с помощью идеологической символики, монументального искусства.

Театру отводилась немалая роль в воспитании человека нового, коммунистического общества. Соискатель отмечает, что поддержка театра опиралась еще на традиции XIX - начала XX вв., когда художественная культура выполняла миссию «кафедры» и «храма» в русском обществе. Уже после 1917 г., в период усиленных авангардных творческих исканий, некоторые режиссеры даже пытались объединить в одно целое театр и завод. Однако формальные эксперименты быстро прекратились, а театр, как и кино, музей или филармония, стал мыслиться как помощник партии в борьбе за воплощение в жизнь коммунистических идей. В период оттепели театр вернул и потом уже не терял свое назначение культурного экспериментатора. Это позволяло создавать на сцене иллюзорные миры, наполненные такой поэтикой, которая была немыслима на улицах, украшенных лозунгами и типовыми

* Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сборник статей. - М., 2001. -С. 138,205.

монументальными скульптурами. Авангардное искусство, запрещенное в выставочных и концертных залах, широко присутствовало в сценическом и музыкальном оформлении театральных спектаклей. Созданная сценографа-ми-инноваторами поэтика спектакля открывала многомерность мировой культуры.

Хронотоп театра в определенной степени был знаковым для всех советских городов. В политическом отношении регионы были абсолютно несамостоятельными, а культурная жизнь была практически вся сосредоточена в Москве или столицах союзных республик. Вместе с тем многие большие города видели в театре колоссальный воспитательный ресурс. Он был настоящим брендом города и области, который власть не только контролировала, но и обихаживала, помогая решать вопросы с приглашением режиссеров, выделением квартир и другими жизненными трудностями.

Хронотоп молодых индустриальных городов отличался от хронотопа старых носителей городской культуры. Как правило, в индустриальных городах строился Дворец культуры, но не было театра, музея и других инфраструктур, связанных с художественной средой. Это программировало «разлом» (культурный или социальный) старых и новых районов. Во всех го-родах-«миллионерах» (например, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре) старые районы и новые промышленные районы «не срослись» по своему пространственно-временному устройству и культурным инфраструктурам.

Так и Новокуйбышевск, родина театра «Грань», был полностью искусственным образованием и подлинным советским индустриальным городом, созданным во второй половине 1940-х гг. Поскольку все население было пришлым, оно отличалось пестротой и отсутствием сформированной городской культуры. «Душа города» пребывала в зачаточном состоянии. Жители Новокуйбышевска на протяжении нескольких десятилетий самостоятельно создавали отдельные культурные площадки, формировали культурный ландшафт своего города. Хронотоп индустриального города выстраивался с чрезвычайной простотой: завод и спальные районы живут в строгом рабочем ритме. «Город остановившегося времени» (как определила М.Ю. Дмитриевская) - это пространство центра индустриального города в середине рабочего дня. Энтузиасты — профессионалы и любители — уже на ранних этапах строительства Новокуйбышевска пытались сделать цели существования города более разнообразными, не сводимыми только к поддержанию работы нефтеперерабатывающих и химических предприятий.

Несформированность традиций и отсутствие старых, освященных временем мест воспроизводства и продуцирования культуры толкало молодых горожан к самодеятельности. В 1960-е гг. стало особенно заметно, что «возникают "островки" новой "высокой культуры", внутренне уже не

подчиненные высшим ценностям официальной идеологии»9. Одним из таких самодеятельных «островков» стал новокуйбышевский театральный кружок Эльвиры Анатольевны Дульщиковой, основанный в 1970 г.

Театр под руководством Дульщиковой во всех смыслах непрерывно развивался. Немногочисленные любопытствующие молодые горожане, до этого никак с миром театра не соприкасавшиеся и теперь ставшие актерами этого самодеятельного кружка, росли в профессиональном плане. Усложнялись и становились все более изощренными и изысканными спектакли (как в отношении репертуара, так и в отношении занятого реквизита и декораций). Все больше зрителей приходили на спектакли, многие из которых имели огромный успех среди горожан.

Первоначально театр-студия «Грань» мог существовать в советском индустриальном городе, таком как Новокуйбышевск, только в определенных формах, главными из которых были официальные праздники или детские и юношеские мероприятия, а также спектакли авторского театра — для небольшого круга зрителей. В постсоветское время к ним прибавились такие формы взаимодействия города с театром, как всероссийские театральные фестивали, которые объединяли театр-студию в Новокуйбышевске с другими подобными культурными феноменами, разбросанными по всей России, а также задавали диалог с городскими площадками, такими как, например, музей истории города.

Вторая глава «Театральное пространство в индустриальном городе. Новокуйбышевск: театр-студия "Грань"» посвящена истории становления театра-студии, а также исследованию поэтики театра и влияния Всероссийского фестиваля «ПоМост» на городскую среду и сам театр.

В первом параграфе «Локальные процессы: от драмкружка к театру-студии» освещается творческий путь театра, показано развитие режиссерских замыслов Э. А. Дульщиковой, проанализированы этапы организационной и духовной трансформации театра из скромного кружка театральной самодеятельности в полноценный театр-студию.

Приехав в Новокуйбышевск в 1970 г., Дулыцикова возглавила драматический коллектив, который, по сути, являлся драмкружком во Дворце культуры. 1970-е гг. были отмечены особой любовью к драматическому театру, и подобные самодеятельные коллективы весьма часто возникали в культурных учреждениях малых российских городов. Быстрая смена художественных руководителей, непостоянство любительского актерского состава, недостаточность выделяемых материальных средств на постановки - их отличительная особенность.

1973 г. стал рубежным для драматического коллектива под руководством Дульщиковой. Театру присвоили звание народного, и начался следующий этап в творчестве режиссера. Он совпал со своеобразным расцве-

9 Зудин А. Ю. Культура советского общества: логика политической трансформации // Общественные науки и современность. - 1999. - № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/daIa/867/973/1217/006yUDIN. pdf (дата обращения: 14.06.2014).

16

том любительского театрального движения в отечественной культуре. Уже на этом этапе режиссером была сформирована преданная театру труппа, спектакли ставились на большой сцене Дворца культуры, практически всегда им сопутствовал зрительский успех, они активно освещались в городской и областной прессе.

Театральный коллектив состоял из двух полноценных самостоятельных и в то же время объединенных одним художественным руководителем и режиссером-постановщиком трупп: взрослой и детско-юношеской. Это соответствовало творческому кредо Дульщиковой: ежегодно она ставила спектакли, рассчитанные как на взрослую, так и на детскую аудиторию. Вторая немаловажная особенность, касающаяся функционирования театра в малом моногороде, каким и являлся Новокуйбышевск, - контакт со зрительской аудиторией, который начал налаживаться с самого основания театра как самим режиссером, так и его актерами. Путь воспитания своего зрителя не прерывался на протяжении всех лет существования театра-студии.

В 1980 г. состоялось открытие камерного зала театра-студии на пятьдесят мест, тогда же театр получил свое имя, отразившее его творческое кредо, - «Грань». Желание назвать театр студией возникло не случайно. Во-первых, оно совпало с тем всплеском студийного движения, которое захватило отечественный театр в 1970-1980-е гг. Во-вторых, студийность для Дульщиковой и ее актеров всегда была понятием содержательным, ассоциирующимся прежде всего с рабочей лабораторией художника - режиссера и актера, где рождаются и воплощаются замыслы, где хранится найденное, где соединяются эмоции зрителя и творца.

Обращаясь к 40-летней истории «Грани» и творческому пути режиссера, соискатель акцентирует, что созданный театр был прежде всего авторским произведением. «Грань» никогда не воспринимали отдельно, обособленно от имени режиссера. Главное в понимании студии Дульщиковой связано с возможностью экспериментировать. Режиссер считала, что творчество без эксперимента и вне его невозможно. В своей студии она могла воплотить любые свои замыслы: экспериментировала с пространством на уровне сценографии и художественного света, с костюмами и материалами для них, с музыкальным образом спектакля и, конечно, с актерами.

Основные актеры «Грани» на протяжении долгих лет - любители. Поэтому ассоциация студии со «школой» как процессом профессиональной учебы неизменно присутствовала в понимании феномена студийности Дульщиковой. Наряду с развитием труппы постоянно шел процесс воспитания своего зрителя и формирования театральной среды в малом российском городе. Для студии и студийцев было особенно важно, что «Грань» никогда не работала в пустоту. Режиссер прежде всегоделала ставку на детско-молодежную категорию зрителя, поскольку понимала, что потребность в театре и, шире, в искусстве, наполнив детскую и юношескую среду, со временем перерастет ее границы.

Театр-студия Дульщиковой продемонстрировал многогранность своего существования и как творческая мастерская, экспериментальная художественная лаборатория режиссера и актеров, и как профессиональная школа, и как нравственно-воспитательное художественное пространство, и как очаг формирования в моногороде театрального зрителя и культурной среды в целом.

Второй параграф «Поэтика театра-студии "Грань" как явление культуры» посвящен эстетическим особенностям театра, созданного Э.А. Дульщиковой.

Гипотеза диссертанта состоит в том, что при предельном драматургическом, жанровом и стилистическом разнообразии спектаклей, поставленных Дульщиковой на протяжении четырех десятилетий ее работы в Новокуйбы-шевске, в них просматривается некое единство внутренней формы, или поэтики. «Поэтика» рассматривается в данном параграфе как наиболее адекватное для анализа внутренних эстетических и художественных особенностей творческого метода Дульщиковой методологическое понятие, поскольку поэтика как общеэстетическая категория позволяет обратиться к дискурсам разных областей гуманитарного знания для объяснения феномена театра «Грань».

Поэтологические особенности автор группирует на двух уровнях: внешнем и внутреннем. Внешний уровень, по мнению диссертанта, способен объединить черты, характеризующие визуальный облик спектакля и выбор драматургии, тогда как режиссерский замысел и его интеллектуальное воплощение, связанное с авторским решением, относятся к внутреннему уровню.

Репертуар в театре-студии «Грань» складывался из лучших произведений зарубежной и отечественной драматургии и поэзии. Н. Ю. Лысова сделала вывод о том, что поэтика театра Э. А. Дульщиковой определялась уже самим выбором драматургического материала. Это были произведения, связанные с осмыслением личностных качеств человека, его духовных глубин, остросюжетные водевили, волшебные детские сказки. Дулыцикова брала в работу пьесы, овеянные революционной романтикой, патриотической героикой, философские драмы, притчи. В последние годы жизни и творчества пьесы все чаще писались ею самой, иногда с помощью актеров театра, тем более что среди них были профессиональные филологи, журналисты. «В этом сказывалось не только стремление к творческой независимости, безоговорочному авторству "театра для себя". Скорее, это было проявлением художественных пристрастий и интересов», - замечает Лысова10. Сочиняя сценарии, режиссер не боялась соединять разновременные и разножанровые литературные произведения, если они казались ей близкими по духу, работающими на создание задуманного образа. Хронотоп спектаклей

ш Лысова Н.Ю. Грани театрального пространства: Опыт творческой систематизации // Регйэгталсе. - 2003. -№ 1-2(11-12). - С. 14.

Дульщиковой был многосоставным, обращенным к разным временам и пространствам.

Режиссер была уверена, что зримый, визуальный образ спектакля активно влияет на его внутреннюю психологию, и наоборот. Поэтому пространства в спектаклях Дульщиковой рождались через межвидовой синтез выразительных средств - драматургических, игровых, сценографических, музыкальных, пластических. Вероятно, это еще и своеобразная попытка сохранения лучших театральных традиций (театр - искусство многоликое) и выделения игрового мира из атмосферы повседневности.

Подобный ход, считает автор, можно интерпретировать и иначе, объясняя его с точки зрения хронотопа. Одномерность городского хронотопа, усугублявшаяся убогим визуальным обликом городского пространства, противопоставлялась Дульщиковой многомерному хронотопу театра. Он воспринимался как полиструктура, позволяющая погружаться не только в разные творческие миры, ной в разные времена, события.

Работа с художником, композитором, хореографом - интереснейшая часть творческого процесса Дульщиковой, попытка высветить главное, добиться выразительности сценического пространства. Режиссер «Грани» стремилась к соавторству с людьми талантливыми, глубоко мыслящими, что создавало глобальное, а не провинциально-замкнутое пространство театра.

Таким образом, внешний уровень поэтики театра-студии «Грань» строился на творческом синтезе литературной основы - драматургии, сценографии, театрального костюма, музыки, пластики, творческой полиграфии (афиши, программы), при помощи которых и возникал целостный образ постановки.

Отношение к актеру, работа с ним разделялась в творчестве Дульщиковой на два своеобразных периода. Первая половина деятельности режиссера была связана только с актером-любителем. В начальный период своего творчества Дулыцикова создала замечательную любительскую труппу, в которую входили возрастные (А. В. Карпиченков, Ю. К. Касимов, JI. М. Маренцова идр.) имолодыеактеры (Н. А. Антипина, K.M. Волков, Ю. А. Могильный, А. В. Руденко, JI. Г. Сивохина, A.A. Смирнова-Юнина, Д. А. Софьин, Е. А. Стрелкова, А. С. Юнин, В.А. Якунин и др.). Из первого состава труппы только один актер стал заниматься театром профессионально — А. С. Юнин, руководящий сегодня муниципальным детским театром г.о. Новокуйбы-шевск «Время тайн».

В 1990-е гг., в период зрелости, творческие замыслы Дульщиковой переросли возможности любительской труппы, режиссер берегла время, ей хотелось работать с профессиональными актерами. И такая возможность у нее появилась: в труппу пришли актеры «СамАрта», в том числе Ю. Бокурадзе, А. Костюк. В спектакле «Карманный театр» одну из главных ролей играла народная артистка РФ Н.С. Дроздова.

Таким образом, авторскому театру Дульщиковой свойственна особая поэтика и особый хронотоп. Под этим понимается определенность художе-

ствемного мира, который режиссер создает в своих спектаклях различными выразительными средствами. В поэтике «Грани» они выстраивались в особый визуально-содержательный ряд: 1) выбор разножанровой драматургии, основанный на обращении к высокой литературе и поэзии, часто личная переработка литературного источника в сценарий спектакля; 2) работа над визуальным образом спектакля с художником-сценографом и художником по костюмам; 3) музыкальное решение идеи и образа спектакля с композитором и исполнителями, введение в ткань спектакля живого исполнения музыкального лейтмотива; 4) работа над пластическим решением спектакля, введение танцевальных импровизаций на заданный режиссерский образ; 5) особенности режиссерского почерка и работа с актером над ролью: от свободы в этюдах к четко выстроенному рисунку, соответствующему режиссерской цели в образном решении.

В третьем параграфе «Театр "Грань" в пространстве Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост»: региональное и глобальное» показана роль Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост» в складывании особого уникального стиля театра-студии «Грань», выходе последнего за пределы городской сцены и превращении в полноценное полимасштабное культурное пространство.

Подчеркивая значение фестиваля, автор делает следующие выводы.

Во-первых, идея проведения фестиваля возникла в небольшом промышленном городе, никогда ранее не претендовавшем на статус «театрального». Поэтому гуманизация пространства молодого индустриального города была одной из главных целей задуманного проекта. Во-вторых, фестиваль уже в ходе его подготовки «был воспринят и осознан как результат творчества, материализованный в особое художественное пространство, способное на время объединить "миры особые в одном большом миру"»11. Отсюда одна из важнейших задач - воспитательная, создание театральной среды и повышение культурного уровня зрителя, сплочение его вокруг театра. В-третьих, принципиальна установка организаторов проекта на самостоятельное формирование фестивального репертуара и приглашение к участию в фестивале коллективов самого высокого профессионального уровня. Афиши каждого из «ПоМостов» поражают «звездностью» коллективов-участников, несмотря на их «проживание» в российской провинции: каждый из них является призером и участником целого ряда международных и отечественных конкурсов и фестивалей, многие становились лауреатами национальной премии «Золотая маска». Профессиональное общение коллективов из разных уголков России - одна из важнейших задач проекта. В-четвертых, ориентация инициаторов на «авангардность» в творческих поисках и способность к созвучию с современностью влекла за собой идею осмысления художественных процессов в современном театре.

11 Лысова Н.Ю. «Миры особые в одном большом миру!» Грани театрального пространства // РсгГштпапсе. -2003.-№ I. - С. 8.

Всероссийский фестиваль «ПоМост: провинциальные театры России», проходящий с интервалом раз в два года в небольшом промышленном городе-спутнике Самары Новокуйбышевске, был основан в 2001 г. С тех пор он собирался семь раз (2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2013, 2015 гг.) и вошел в культурную историю города и Самарской области, сформировав собственную историю.

«ПоМост» изначально задумывался как мероприятие авангардное по своей сути. Прежде всего в город, не имеющий профессионального театра как государственного учреждения, решено было приглашать известные отечественные творческие коллективы. Более того, камерное пространство нового фестиваля попыталось отразить, хотя и с долей субъективности, наиболее значимые художественные движения и эксперименты на провинциальной сцене. Анализ основных особенностей «ПоМоста» лишний раз подчеркивает стремление его устроителей обогатить среду российского моногорода, наполнив его культурное пространство истинными культурными ценностями. Именно в этом смысле соискатель вводит понятие «фестивальное пространство», связывающее культуру разных российских городов на площадках Новокуйбышевска.

В Заключении подводятся итоги работы. Делается вывод, что на определенных этапах истории города театр-студия «Грань» выпадал из повседневного хронотопа горожан, воспринимался большим или малым островом, примером культурного эскапизма. Театр-студия «Грань» был свободен в обращении к самому широкому кругу наследия культуры всех эпох и народов, но имел малый круг публики в своем городе. Театр такого типа становился особым пространством для тех, кто стремился вырваться из профанной одномерности и построить свой многомерный мир, связанный с лучшими драматургами, сценографами и композиторами. Нелегко было достичь подобного результата в молодом городе, ориентированном на производственные задачи. Театр «Грань» сумел найти отклик, особенно у молодежи, побудить ее к открытию новых культурных миров. Дистанциро-ванность данного театра от повседневности не помешала ему подготовить несколько поколений городской интеллигенции: режиссеров, актеров, журналистов, а также создать театральную среду и привязанность горожан к своему театру.

Несмотря на определенную студийную замкнутость, театр всегда находился во взаимодействии с «локомотивными группами», обеспечивающими развитие города, которые помогали и благоволили ему. В данном случае отношение властей к театру «Грань» и его руководителю было связано с пониманием их роли в воспитании молодежи, формировании имиджа города, накоплении и продолжении культурных традиций. Всероссийский фестиваль провинциальных театров «ПоМост», организованный в Новокуйбышевске, расширил театральное пространство города и продвинул привязанность горожан к нему.

На примере работы театра-студии «Грань» из г. Новокуйбышевска автор показал, как взаимодействуют культурные феномены «индустриальный город» и «театр», влияя на хронотоп друг друга, иногда навязывая, а иногда совместно создавая различные культурные и урбанистические практики.

Основные положения и выводы диссертации получили отражение в следующих публикациях автора:

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах

1. Бокурадзе Д. С. Инновационность и культура индустриального моногорода (на примере города Новокуйбышевска Самарской области) / Д. С. Бокурадзе // Аспирантский вестник Поволжья. Спец. вып. - Самара: СамГМУ, 2013.-С. 171-173.

2. Бокурадзе Д. С. Театр в городе, город в театре / Д. С. Бокурадзе, Е. Я. Бурлина// Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Т. 15. -№2-3.-С. 10-14.

3. Бокурадзе Д. С. Философско-культурологические аспекты исследований индустриального города / Д. С. Бокурадзе, Е. Я. Бурлина, Я. А. Голубиное, Ю. А. Кузовенкова // Аспирантский вестник Поволжья. -2013. -№ 7-8. - С. 13-17.

4. Бокурадзе Д. С. Хронотоп, хронотип и хронотопия / Д. С. Бокурадзе, Е. Я. Бурлина, Л. Г. Иливицкая // Аспирантский вестник Поволжья. - 2015. -№ 1-2.-С. 8-13.

Научные статьи, доклады и выступления

1. Бокурадзе Д. С. Театральное пространство как содержательная грань городской среды // Д. С. Бокурадзе, Н. Ю. Лысова // Город и время: интернациональный научный альманах 1л1езс1епсе5: в 2 т.; авторы проекта Е. Я. Бурлина, Л. Г. Иливицкая, Ю. А. Кузовенкова. - Самара: Книга, 2012. -Т. 1.-С. 129-135.

2. Бокурадзе Д. С. Всероссийский театральный фестиваль «ПоМост: провинциальные театры России»: традиции и новации / Д. С. Бокурадзе, НЛО. Лысова// Национальное культурное наследие России: региональный аспект: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Самара, 29 окт. 2012 г.); под ред. С. В. Соловьевой. - Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2013. - С. 120-123.

3. Бокурадзе Д. С.Авторский театр в пространстве современного моногорода / Д. С. Бокурадзе //Российские «духовидцы»: традиции и современность: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Саранск, 13 дек. 2012 г.); науч. ред. Н. И. Воронина. - Саранск: МГУ им. Н.П. Огарёва, 2013. - С. 72-77.

4. Бокурадзе Д. С. Философско-культурологический анализ театра в индустриальном городе: театр «Грань» / Д. С. Бокурадзе, Е. Я. Бурлина, Ю. А. Кузовенкова // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 25-41.

5. Бокурадзе Д. С. «Кольцо индустриальной культуры» как региональный проект и платформа интернациональной коммуникации культурологов / Д. С. Бокурадзе, Е. Я. Бурлина // X Конгресс этнографов и антропологов Рос-

сии: тез. докл. (Москва, 2-5 июля 2013 г.); редкол.: M. Ю. Мартынова и др. -М.: ИЭА РАН, 2013. - С. 220.

6. Бокурадзе Д. С. Театр в пространстве м&того индустриального города/ Д.С. Бокурадзе, Я. А. Голубиное // Полифония городских пространств. Философско-культурологические теории и хронотопия: сб. науч. ст.: в 2 т,-Самара: Медиа-книга, 2014.-Т. 2.-С. 120-132.

7. Бокурадзе Д. С. Театр в современном социокультурном пространстве / Д. С. Бокурадзе // Модернизация культуры: идеи парадигмы культурных изменений: материалы Междунар. II науч.-практ. конф. (Самара, 22-23 мая 2014 г.); под ред. C.B. Соловьевой, В. И. Ионесовой, JI.M. Артамоновой, - Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. -Ч. III.-С. 117-121.

8. Бокурадзе Д.С. Полифония городских пространств // Интернациональный научно-исследовательский альманах. Обзоры и концепция / Д. С. Бокурадзе, Е. Я. Бурлина, В. Майсциес и др.: в 2 т. - Самара: Медиа-книга, 2014.-T. 1.-С. 23-27.

9. Бокурадзе Д. С. Театральный фестиваль в индустриальном городе. «Несравнимые времена» / Д. С. Бокурадзе // Город как сцена. История. Повседневность. Будущее. Интернациональный научно-исследовательский альманах: в 2 т. - Самара: Медиа-книга, 2015. - Т. 1,-С. 36-41.