автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему: Театрально-декорационное искусство советского азербайджана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Театрально-декорационное искусство советского азербайджана"
АКАДЕМИЯ НАУК ГРУЗИНСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОГО ИСКУССТВА имени Г. Н. ЧУБИНАШВИЛИ
На правах рукописи
ШУКЮРОВА СОЛМАЗ ИНГИЛАБ кызы
УДК 7.03/09/./479.24/.
ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА (1946—1985)
(07.00.12 — История искусства)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Тбилиси — 1990
Работа выполнена в отделе изобразительного искусства Института архитектуры и искусства Академии наук Азербайджанской ССР
Научный руководитель:
доктор искусствоведения, профессор Н. Д. Габибов
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, профессор М. Н. Наджафов
кандидат искусствоведения К. С. Кинцурашвили
Ведущая, организация — Азербайджанский Государственный институт искусств им. М. А. Алиева
Защита состоится « Р^/^О^О^Д 1990 г. в « »час.
на заседании специализированного совета Д 007.17.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора искусствоведения при Институте истории грузинского искусства им. Г. Н. Чубинашвили АН ГССР по адресу: 380005, Тбилиси, пл. Ираклия П, д. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории грузинского искусства им. Г. Н. Чубинашвили
АН ГССР.
Автореферат разослан
1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат архитектуры
Т. Г. ГЕРСАМИЯ
Актуальность исследуемой проблем». D свете исторических решений Апрельокого /1985/ Пленуиа ЦК КПСС и ХХУЙ съезда КПСС по революционной перестройке всех сфер материального и духовного раэвития нашего социалистического об-цества воспитательная функция литературы и искусства, в том числе таких его массовых видов, как театр и кинематография приобретают особое значение.
Синтетическое иг содержание определяется силой идейно-художественного воздействия на еноционально-интеллекту-альное развитие зрительской аудитории, причеу однкн из важнейших компонентов визуальной экспрессии театра выступает сценография, включающая в себя декорации, костшн, актерский грим, освещение. Вот почему исследование проблемы худохест-венного оформления спектаклей азербайджанского драматического театра приобретает сейчас, на перелошюм этапе развития советской театральной культуры вообще, как.отмечено в решениях ХХ5Ш съезда КПСС, "партия будет добиваться "обеспечения доступности культурных ценностей для всех слоев наоеления, 8аботливого отнопения к таланту худоаннка как к национальному достоянию, бережного отноаеная к культурному наследию народов СССР, всеобщего естетического просвещения..."*, все возрастающую актуальность для развития нашего национального сценического искусства.
Разумеется, чго беа вдумчивого диалектического анализа художественного офорплещш спектаклей как одного из самых существенных компонентов сценического искусства, его воспитательного воздействия на ариэельскуо аудитории, окажутся нополнкаи исследования процесса становления и развитая
1'. К гуманному, пеыокрптичесжсау соиявлшму (Программой заявление ХОТ съезда КПСС). Правда, 1&mm Î9SO.
национального театра на общесоюзном и мировом уровнях, анализ современного его состояния. В таком анализе общих закономерностей развития театра должны сочетаться с его национальными особенностями, в частности с исследованием становления и развития искусства художественного оформления. При втом следует оообое внимание обратить на весьма характерный ÍAKT примерно полувекового временного разрыва между возникновением национального профессионального театра и появлением первых театральных художников. Как известно, в дореволюционных постановках но пзерба^дканской сцене художественное оформление либо вовсе отсутствовало, либо носило предметно-вещественный характер. Вот почему ведущие деятели театрального искусства, знаменитые драматурги, актеры и театральные критики стремились по мере возможности подпеть профессиональный уровень национального театра, в том числе и сценографии. С именами великого Н.Й.Ахундова, а также Н.Вевирова, А.Ахвер-диева, Н.Нариманова, С,С.Ахундова, братьев Уз. и З.Годжабе-ковнх связаны первые шага профессионального театрального искусства Азербайджана.
С начала XX века интенсивное развитие азербайджанского драматического й вувыкального театра открывав! перед художликами-офермителямк сцены новые горизонт«. Можно утверждать, что геатрально-декорвциоиное искусство по степени доходчивости и массовости во многая опередило некоторые виды национального йвобровитбльного искусства.
Новый отап в раввйтаи театрояьно-докорацаонного искусства Азербайджана наступает 1920-30-е годы, когда в театральной живописи оарождаотся профессиональные формы сцени-чеокой выравитеяьности, художники-оформители спектаклей значительно поваиаог уровень одного иэ ваанкх компонентов сце-
нического представления. Интересные ыатериалы о ршшоы ета-пе развития театральной живописи заключает в себе, вышедшей-ив печати в 1968 году книга Д.А.Сафаралиовой "Театрально-декорационное искусство Советского Авербайдаана (1920-1941)".
В силу етого, настоящая диссертация посвящена изучению истории сценографии послевоениого периода. В ней рассматривается оформление спектаклей Азербайджанского Государственного Академического театра драны им Л .Авиэбекова и Театра Юного Зрителя шлД.Горьяого оа t945-t685rr. Основнш ыаторн-олом и первоисточником для коучещш театрально-декорационного искусства исследуемого периода служили не раз просмотренные наш спектакли. Креме стогэ, в це.иоа ряде статей и рецензий, равно как и театроведческих работах и иаутаьк трудах имеются ценные высказывания о худозосгвсзнса оформлении спектаклей азербаЦцжансктЕС дргшагкческиж театров исследуемого периода. Среди шпе особенно пвделяозся гякги доктора искусствоведения, профессора Дз.Дя:афарова иАверба?даанский драматический театр" (1959) и "Азербайдгансгяй театр" (1974), доктора искусствоведения, профессора И .Нефедова "Эстетические проблемы аэербайдаааокой дрЕиагурши" (19S8) и "Театры, актбрн, спектакли" (i960), а такав работа театроведов А.Али-есой, А.Сарабс'кого, М.Аллахвердиева, II.KoptoioBa, И.Рагиали. Творчеству худоннпков оцепы поезящены отдекьныо монографические очерки. Так напрвдюр, гакга И.И'Ликлашевской "Н ар одну Л художник Авсрбайдяансной ССР С.М.С^сюнко" оовэщае? его работу в качеезвэ оформителя спектаклей авербайдавнекого te-aspa. В монография М.НЛадпафоза "âatns Аашваде", аадашии на русском и азербайджанской, языках, освещается творч^озвз Ьвдающегося мастера сатиры, оналааируезгея выполненное ira оформление спектаклей - "Колесо судьбы" (1921, апт. С.П.Ахуп •
дов), "Ох тьмы к свету" (1921, авт. С!.С.Ахундов), "Написанное - не сотрешь" (1082, авт. А.Шаиг), а также ескиаи костю-ыов к спектаклям "Мортвецн" (1933, авт. Дх.Мемедкулиоаде), "В 1905 году" (1935, авт. Д*.Джабарлы), "Шахнаиа" (1936, авт. У.Джанан), "Честь" (1938, авг. А.Ширванзаде) и других. В аналогичной книге, ивдашюй на азербайджанском языке, автор посвятил деятельности Аэима Ааимааде в области сценического оформления специальный равдол.
С точки врения обобщения болыкого фактического иате-риола представляет интерес книга II .Д.Габибова "Садых Швриф-ваде". В ней аналиэирулгся поставленные по его декорациям к костшам ТЮ"овскйе спектакли - "Фигне" (1947, аи^А.ТСаиг), "Продилки Скапена" (19ЬО, аЕт. Е.Б.вольер), '"-(едведь, победитель разбойника" (1346, авт. М. Ахундов), "Несчастный шог,а" (1951, авт.. А.Ахвсрдиев), "Гастелло" (1952, авт. И. Шток), "Хкжина деди Тома" (1951, авт. Б.Стоу), Манифест молодого человека" (1953, авт. М.Дкалал), равно как его оформление спектаклей драматического театра .Авиобекова "Звезда Севильи" (1953, авт. Хопе де Вегв), "Главной врач" (1955, виг. Й.Сафарли), "В секьо Атаевнх" (1955¿авт. И.Э$ендиев), "Дхавантир" (19Ь7, авт. М.Гусейн), "Гачаг Каби" (1958, авт. С.Рустш), "Мария Тюдор" (1962, авт. В.Гюго), "Чудак" (1956, арт. НДикмет), "Деревенщина" (1962t авт. Н.Ибрагимов). Книга кандидата искусствоведения Д.Сафаралиевой "Бадура Афганцы" посвящено деятельности Народного художника Аоербайдганской ССР в театре и киноискусстве.
Таким обравом, театрально-декорационное искусство Авербайджана неизменно находится в центре внимания критиков, театроведов, искуоствоведов. Вместе с тем пока ен;е не написана развернутая история театрально-декорационного искусства
- б -
Азербайджана. Не стало объектом специального изучения оце-нография ТО-80-х годов. Исследование всей проблематики художественного оформления спектаклей азеро'аОДканского театра в целом приобретает особую актуальность - глубокое исследование путей развития сценографии яейлось бы достойнш вкладом в наше искусствоведение, способствовало бы решению актуальных проблей дальнейшего развития театра й театрально-декорационного искусства в республике. И ето несомненно представляет большое теоретическое и практическое значение.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Материал исследования.
Методологической и теоретической основой исследования являются произведения классиков марксиама-ленинизма, программные документы ИКС и реясния Советского правительства по вопросаи развития литературы и искусства, труды основоположников советского театра и его наиболее ведающихся деятелей, а также работы отечественных исследователей, так или иначе касающиеся проблематики, анализируемой в диооорта-ции. Следует преядо всего отметить сохраняющее и поныне свою актуальность теоретическое наследив родоначальника азербайджанской драматургии, великого философа-просветителя М.Ф.Ахундова', чей завет о том, что "надо везде и всегда правдиво художественно оформшть театральное представление"' столь ае актуален сегодня, как был актуален б свое время, а такае блистательной пяееды его последователей - таких, как Н.Йеаиров, А.Ахвердиев, Н.Нариманов, С.С.Ахундов, Дж.Зсйиалов, Г. Араблинский и другие, равно как и работы современных авторов, книги об азербайднанском театре и- изобразительном исг\\усс*№
1. М.Ф.Ахундов. Произведения в трех томах, т. 2. Бару, аад.
АН Азерб. ССР, 1961, с. 235,
Дх JUa-fapoBa, И .^аиедова, А.Алиевой, А.Сарабского, М.Аллах-в'.рдиева, И.Хсргаиова, И.Гагшли, М .Н.Паджафова, Н.Габибова, Д.Сафаралиевой и других.
Материолом для написания данного исследования пос- • яужйла сценография Азербайджанского Государственного Академического театра Драм» им.^.Азизбскова и Азербайджанского ТШ"а им.Горького 10*15-1985 годов, изученная по оскизам, макетам и фотографиям, отенограммам обсуждений спектаклей, DficronKBM декораций, коствмерии и грима, по беседам диссертанта о художниками, режиссерами, актерами и другими театральными деятелями республики, по личнгм впечатлениям диссертанта от просмотренная:' в указанных театрах постановок, а тагяе материалы архивов и пресса, бяли использованы материалы Азербайджанского Государственного Архива искусств, Азербайджанского театрального музея км »Дж.Джаборла.
Весь названный материал проанплиакроран в данной диссертации как в историческом, так и в конкретном худозгест-тенно-стиластичеоком испорте, охарактеризован в тдане идейно-содержательного его значения и творческого своеобразия с выявлением как позвткшых, так к негативных ого сторон в общей преспоктива развития азербайджанского драматического театра исследуемого периода ого истории.
Научная новизна и практическая ценность вседедовапия. Его апробация
Хотя отдельные аспекты исследуемой темы художественного оформления спектаклей азербайджанской драмы 1945- . 1285 годов гак или иначе изучались театроведгши, искусствоведами и историкади сценического искусства, однако полного и цельного научного ¡анализа развития сценография все еще.не'. существует, Амор рассматривает ыатерквл еч во взаимосвязи
о общим развитием национального сценического искусства на фоне ведущих прогрессивных тенденций современного театра освещает творчество художников театра, что несомненно составляет научную новизну данной работы. Хотя отдельные стороны исследованной в настоящей диссертации проблематики, так или иначе освещены в соответствующих публикациях до нас, тем не менее именно нами ета проблематика дае*ся'впервые, вследствие чего становился 1акже вполне ясной й непосредственная практическая ценность диссертации для усвоения нынешним и будущим поколениям театральных деятелей республики поистине неоценимого опыта своих предшественников в развитии театрально-декорационного искусства в национальной сценическом искусстве сегодняынего дня и будущего.
Практическая ае ценность диссертации заключается в обобщении опыта художественного оформления спектаклей азербайджанского драматического театра исследуемого периода с целью использования достижений предшественников и учета их ошибок в дальнейшей работе современных театрйльных художников. Диссертация, кроме того, мохет поолузить методологическим пособием в процессе подготовки кадров театральных художников. Фактический материал, аменцийая в диосертации может быть'использован при составлении ио'«ории азербайдаанского изобразительного искусства. Основное содержание диссертации изложено в рдце статей аввора, опубликованных на страницах республиканской печати.
Диссертация быга обоуядвиа в огдало квобрааитвльно-го искусства ЙнстЕзуга архитектуры и искусства Ш Азербайджанской ССР, на ученой Совете Института истории Грузинского искусства им,Г.И.Чу йшашвилп АЛ ГССР.
Объем и структура исследования
Диссертация к объеме 7 а.л, состоит И8 введения, трех глав, заключения, указателя имен, списков зскизов декораций, костюмов спектаклей обоих театров в 1945-1985 годов, списка использованной литературы и иллюстративного материала в виде альбома.
Введение обосновывает актуальность, цель и задачи его исследования, его методологическую и теоретическую основы, степень изученности рассматриваемого материала, раскрывает научную новизну и практическую ценность данной роботы и ее апробацию, о также определяет объем, структуру и содержание диссертации.
Глава 1 "Азербайджанское театрально-декорационное искусство послевоенного'периода /1940-1960гг./" освещает развитие азербайджанской сценографии драматического театра первых 15 послевоенных лет. В ней на основе анализа конкретных примеров сценического искусства выявляется как несомненные творческие достижения театральных художников, так и их досадные неудачи, раскрывается их причины, указываются особенности стилистического своеобразия творчества наиболее видных представителей еиого искусства - Н.Фатуллвева, И.Ахундова, С.ГСарифзеде и БДфгаялы - авторов художественного оформления спектаклей АаербаРдженского Госудерственного Академического Драматического театра им Л.Азивбекова и Азербайджанского ТГО"а им $ ".Горького. Перед коллективами стих театров была поставлена высокая в ответственная творческая ведача: "в основе генеральной линии развития нашего сценического искусства и его художественного метода должны находиться великие ообыгия нашей вдохи, вв большо! героический пафос, монументальные обрезы налего социалистического общества и его тру-
женина, высокий профессионализм художественного отражения врей жизненной правды"*. Исходя из стой задачи, художник Нусрет Фатуллаев, оформивший первые послевоенние спектакли азизбековцев - "Тебриз туманный" М.С.Ордубадн и Татыр Уа-мед" (первый - в содружестве с Исмаилом Ахундовым, а второй
- с Бадурой Афганлы), попытался в основном избежать театральных штампов и трафаретности в своей сценографической работе и дать реалистическое сценическое изобразительное решение содержания обеих постановок. Той хе творческой канвы он старался придерживаться и в оформлении следующих постановок
- "Человек" (по драме С.Вургуна) и "Мирва Хаял" (по пьесе Мир Джалала), оказавшиеся контрастными - первый из них явился одной из ярких удач художника и театра вообще, а второй, увы, обернулся неудачей из-за слабости пьесы М.Джалала. Если в "Человеке" художник-оформитель оумел вдохновенно придать "пейзажным декорациям спектакля романтический дух и дыхание самой живни даже вопреки чрезмерной перегруженности "многих сцен деталями художественного оформления", то провал постановки "Мирза Хаял" был для него особенно огорчителен.
Первым шагом театрального художника Йсмаила Ахундова в искусстве стал восхитивший Мирзу Джалила Мамедкулизаде, оа-тирический рисунок о горе-педагогическом "комплексном методе" , опубликованный в журнале "Яолла Насредоия". В азизбе-ковском театре же его первым значительным успехом стало оформление спектакля "Гроза", показанного на Всеоосеном смотре в Москве в феврале 1946 года, а вторим - сценография дремы "Ящар", поставленной на сцене в 194? году. Затем последовал
Т. Самед Вургуи. Дальнейшие задачи азербе^яаыской литературы". Газ. "Адабийят", 27 йюня 1946. 2. З.Ариф. О спектакле *Инсвяи. Газ. "Коммунист", 25 декабря 1945.
- и -
рцгт современных И классических спектаклей отечественного и зарубежного репертуара, в которых художник проявил себя как достойный продолжатель традиций классика азербайджанской сатирической графики Аэииа Авимзаде, и в то же время - зрелый самобытный мастер декораций, костюмов и грима.
К сожалению, езизбековский театр не избежал тлетворного влияния пресловутой "теории бесконфликтности", нанесшей значительный урон всему советскому сценическому искусству. Некоторые успехи достигнутые было в области художественного оформления спектаклей исподволь утрачивались. Этим недостатков оказались порвженньыи такие постановки этой труппы, как "Ясность" (1949, агт. С.Рахыак), "Большая любовь" (1950, авт. ДжДЦцжнунбеков), "Цветущие мечты" (1951, авт. М.Тахмасий), "Нежные струны" (1951, авт. С.Ахундов), "Увдцщие цветы" (1959, авт. Дж.Джаборлы) не избежали, к сожалению, столь же горькой участи.
•Лишь в спектаклях 1956-1960 годов театр и его художник-оформитель И.Ахундов сумели вернуть себе былую славу создателей таких вершив сценического искусства, какими стали постановки пьес "Хоаяйго гостиницы" (1952, авт. К.Гояьдо-ниЭ, "В 1905 году" (1954, аст'. Дж .Ддабарлы), "Еейх Сан"он" (1956, авт! Г.Джавид), "Попорот" (1960, авт'. Дж.Джвбаряы), "Забитый человек" (1960, авт. Н.Хкккет) и другие. В 60-х годах втот самобытный театральный художник стал вое более тяготеть к условности изобразительных влёмеитов оформления, что проявилось в постановках "Аликули женится", (19.01, авт.С. Решен), "Сиявуя* (1963, овт^ Г.Дхаввд) и др.
■ В целом удачно провля гастроли театра имЛ .Азизбе-кова в Коокве о 00 июля по 3 сентября 1948 года, накануне его 75-летпя. Зрнтелда столицы бвлн пМсаваны 16 спектаклей.
- ra -
Их успех разделили по праву художники-оформители Н.Фатул-лаев и Б.Афганлы. По возвращении из Иосквы на сцене азиабе-ковсгого театра с неизменным успехом прошли спектакли "Глубокие корни" (1948, авт. Дж.Гоу и Арнальда Дюссо), "Пери Джпду" (1948, авт. А.Ахвердиев), "Вешние води" (1948, авт. И.Эфендиев), "Отелло" (1949, авт. В.Шекспир), 'Невеста огня" (1951, авт. Дж.Джабарлы), "tí огне" (1951, авт. Э.Увмедхан-лы), "В Турции" (1953, авт. Н.Хикыет), "Зимняя ск8ака" (1955, авт. В.Шекспир), "Бухта Ильича" (1958, авт. ДжЛеджнунбеков) и другие. Декорации и костшн к отмеченном спектаклям отличались простотой и выразительностью образного рекения, правдивостью и несомненным профессиональнш мастерством. Эти работы выполненные И.Фатуллаевгм и Б.Афганлы (как сошестно, так и индивидуально) заняли достойное место в общем развитии азербайджанской сценографии. Кроме упомянутых вше спектакли азизбековцев гзрейя от времени оформляли также художника С.Ефиыеико и С.Иарифзаде, чья лучшие работы, в основном, были выполнены на должном идейно-художестЕенноы уровне.
Далее, в 1 главе аналивируются работы художников-оформителей спектаклей Азербайджанского ТШ"а им Л.Горького в 1945-1960 годах. Изучение и анализ работ художников Азербайджанского 'ГШ"а дали основание утверждать, что здесь особенно отличились такие ыастера сценографии как Н.Овчинников, ¡3.Гусак, Г Лустафаев'и С.Шариф8аде. О начала 1950-х годов к ним присоединились А.Сеидап и Ф.Халилов, справляипиеся с делом достаточно профессионально, в духе сценического реализма, увлекавшиеся порой сценической условностью,
В соответствующих разделах диссертации раосягатри-'вакчся работа ведущих художников и на основе подробного ань-лзаа наиболее значительных характерных произведения дулыэг-
ся оледущио обобщения и выводи. В спектаклях Азербайджанского ТЮБ"а им Л.Горького, в том числе их художественном оформлении простота, естественность и ясность имеет преимущественное значение. Бакинский ТШ утверждал себя как театр героики, справедливости, красоты и высокой романтической мечты, в его спектаклях для художника-оформителя, равно как для режиссера, актера, композитора открывался необозримый творческий простор. Репертуар театра включал в себя сказки и классику, современные и научно-фантастические пьесы, что : способствовало максимальному раскрытию творческой фантазии театрального художника. В Азербайджанском ТШ"е км.М.Горького н'араду с главна.! режиссером А.А.'Гугановим ставили спектакли также З.Не^истов й К.Гвсанов, а худож«ственное оформление выполняли художники П ".Овчинников, Ф.Гусак, Г Л уставов и С.Еарифзаде. Первые двое из них в основном оформляли спектаклей русского сектора театра, а тагасе переведенных в азербайджанском сеггоре. Так, Н.Овчинникову принадлежит оформление таких спектаклей, как "Особое задание" по пьесе С.Мн-хелкова, "В начала мая по пьеса В.Лзбимовой и другие, а 5. Гусаку,- "В твоем доие" по пьесе того же автора.
Зашившийся в основном живописью ГЛустафаев -оформил спектакли азербайджанской труппы театра "Родина" (опт. А.Шааг), "Лебединая стая" (авт. Й.ДЕОпгун), "Мелвк Ма-нед" (Двт'.' Э.Аббасов), "Деде Норкуд и Гараджа чобав" (авт. 0.Деиирчиваде). Ток, в ойормлении спектакля Тодкна" воспроизведены сказочные образы яблоневого сада, изумрудного ваа-ка к дворца ястребиного царя. Особенно выразительными были декорации третьей картины спектакля и сцены, ивобрваавшей интерьер темного царства и зла. Костшы к грим» в частности ястребиного царя и его придворныг| отличались заостренной о
характерностью* Яркое впечатление на зрительскую аудиторию проиввело оформление сцен, отобракакица триумф народа над угнетателями, его любовь к Родине. Проатотой, (месте о тем ¡значительностью отличалось оформление Г.Мусгафаева спектаклей '^елик Маиед", "Деде Коркуд и Горадга чобпн". Значительное место отведено рассмотрению «ворчества гяашого художника С.Шарифзаде, которуо основную огвотсгвенносхь оа уровень оформления постановок ТЮЗ"а в тот период нес как главный художник отого театра.
В ofjopuлел£хч спектаклей он проявляя вся сипу интеллектуального и яиеописного его умения, творческий настрой истинного художника сцены. Рсйащсо значение он придавал передаче авторского идзйно-худогестЕенного зпиксла, с иакси-иальной точностью воссоздавал в декорациях сущность режиссерской трактовки. Так» в первой зе своей работы он дал блистательное оформление помавленише peshaeeppü К.Гасановьа спектаклям "Ага Керим-хан Ардебилп" по пьесе И»5»ВезироЕа и "Медведь, победитель разбойника", по' комедииМ'.'З.Ахуадова, В етих постановках худогния суаел ярко и внрпзнтел1»но показать в характерных деталях акань сельчан в ХТХ веке.
В целом, 1945-1960 годы стали оложн.Ыа пор кодой в раавттаия иокуосз^а оформления спектаклей азербайджанской драматической оцени." Народу о творческий удачами, к'. сожалению, появлялись серые, слабыз постановки. В рабоге бшаяиаирупгся причины подобных явлений, имеваих места в сценографии.
Глава П "Новый период рЕЗЕягия езсрбайдаояского те-атрально-декерационного иокусства /1960-1970 годы/" посвящена анализу художественного оформления спектаклей еаэрбайдяян-сяой драматической сцены не иеназ слояного а протгЕоретавогс, чей предвдущий, периода ее истории. Наряду с ряде« аьочнхель-
них творческих достижения художников сцены в драматических спектаклях было, немало явно слабых по идейно-художественному уровню робот. Иные театральные художники снижали требовательности к себе. В таких неуда'тонх постановках, особенно относящихся ко второй полотане 60-х годов, сказались характерные для застойного бявпременья негативные явления, присущие разлитию советсгой театральной культуре вообще и усугубляем»« волюнтаристским произволам партигпо-советского руководства республики.
1йесте о тем, творческие достижения театральных художников азиобековского театра и ТШ"а в спегтаклях исследуемого периода, отразили в себе стремление наиболее смелых и тлливггх мастеров сценографии республики к преодолению негативных явлений к гармоническому сочетанию лучших сценографических традиций национального театра с поистине неисчерпаема! оттаом отечественного, прежде всего передового русского и ыирового классического к современного театрального искусства. Ведущие и талантливые художники добились значительного успеха в своих творческих поисках новых средств в художественной вгфазительности. Народу с традиционными приемами оформления,* художники все смелее и чаще■стали применять новые, де-сцепически более експрессивные приемы ив арсенала графики, кляиатюрн, декоративно-орнаментального искусства, ковроткачества, цветомузыки и т.п., что вполне соответствовало растущему день ото дня встётичеокоыу уровню врительокой пудкто-рии. В соответствующих разделах данной главы, в которых рассматриваются сценическое оформление наиболее удачных спектаклей подчеркиваются, что творческие поиски а удачные находки художников теегра оыгралк немаловажную роль в обеспечении успеха'. Благодаря новетороким исканиям был обеспечен успех
спектаклей азизбекояского театра "Плпмл" (1961, авт. М.Гу-сейн), "Деревенщина" 11062, акт. !'.Ибрагимов), "Свадьба" (1963, авт. и.Га>з»оп), "Антоний и Клеопатра" (1964, авт. В. Шекспир), "Ты всегда со мной" (1364, свт. И.Эфондиев), "Мертвецы" (1966, авт. Дж.Мамодкулизоде), 'Не могу заботь" (1968, авт. И.Зфендиев), "Пери Джоду" (1069, авт. А.Ахвердиев), "Хайям" (1970, авт. Г.Д*авид) и других. Выделялись спектакли ТЮЗ "о "Комсомольская поэма" (1961, авт. Й.Джоигун), "Эти-бар" (1962, авт. F.Исмаилов), "Забота" (1963, авт. З.Агаев), "Прощай, Индия" (1963, авт. Г.Расулов), "Петух" (1965, авт. Ф.Агоеп), "-"псица идет судиться" (1964, авт. И.Джоягун) ."Ромео и Джульетта" £1966, авт. В.Шевспир), Незаконченная кар- ■ тина" (1967, авт. А.Бабаев), "К ясности" (1966, авт. С.Даг-лы), "Поколения" (1967, авт. Г.Расулов) и других.
Искусство оформления спектаклей на современной азербайджанской драматической сцене обоих театров получает заметного развития благодаря неустанным усилиям по совершенствованию профессионального уровня сценографии видных маете- . ров, таких кок Т.Салахов, Н.Фатуллаев, З.Асланов, Ф.Кафаров, СДхвердиеЕа, Й.Исмаилов, А.Сеидов, Т.Таиров. При оформлении того или иного спектакля они, прежде всего, стремились обобщить место и время происходящих на сцене событий, вкбироя наиболее параэкгельшэ и характерные детали сценографии, гармонически сочетая в них элементы сугубо конкретные с элементами условно-символическими полными экспрессии. В результате такого синтеза, удачливой находки художественного образа на сцене зрительская аудитория, сразу же после открытия занавеса, оказывается непосредственно вовлеченной в ход событий спектакля. Именно реальность я предельная экспрессивность художественного оформления, сцены и конкретики'костшерии и гри-
- п -
ио действующих лиц активно помогали правильному восприятию увиденной сцены и сыграли большую роль раскрытии идейного содержания спектакли.
Новаторский дух максимального раскрытия средствами сценографии всей полноты шекспировских образов и реалистического воссоздания на сцене разворачивающихся в трагедии событий далекой впохи пронизывает метод монументального спэк-такля "Антоний и Клеопатра". Вэдь стоив напомнить, что ето - самая пространная, состоящая цв 34 сцен, происходящих то в Риме, ю в Египте. Шекспировская трагедия, и далеко не каждый театр осмеливается обратиться к ее постановке. Но все дело в том, что театр иы'.Азиэбекова привлекла именно многоплановость втого шедевра английского драматурга. Его богатый реалистический фон, широкое дькение эпохи, масштабность воссоздаваемых на сцене событий и характеров. Вот почему "постановщик Т.Кяоимов", в содружестве с художником Т .Салаховым, наиел вполне целесообразную изобразительную форму. Будучи очень простой, она окавалась весьма приемлемой и выразительной для убедительного раскрытия, всех событий трагедия с ее разветвленной композицией"^.
В бО-ТО-х годах среди театральных деятелей страны, в том числе - и у нас в республике, развернулись бурные дискуссии вокруг проблемы *уаловвос!Ши в оформлении сценических постановок. Один из ведущшс оценографо® азизбековского театра 8"Делонов гак выраанл наиболее верное, вв нш взгляд, мнение по етой спорной проблеме; "Яевависиыр оэ того, прибегаем жн мы к приемам условноотн в художественней оформлении спек-какяк нла нет, целью его остается прежде всего, яркое, доход-
1. Да'.Джафаров. Встреча, о Шекспиром. Газ. "Бакинский рабочий, 30 апреля 1964".
- 1а -
чивое и лаконятное отображение идейно-художественного содержания авторского ваынсла, что и предполагает основное направление работы яудожника-оформителя в соответствии с режиссерской трактовкой.
Следует отметить,.что рассмотренные в отдельном рпвделе лучшие роботы 3.Асланова подтверждают эти высказывания художника, Ярким и убедительным свидетельством тому явилась его великолепное оформление спектакля азизбековцен по драме незабвенного Гусейна Джавида "Хайям", посвященной великому поэту и мнслителю-енциклопедисту средневекового мусульманского Востока, бесстрапшоуу мятежнику и борцу деспотизма и мракобесия... Из непроглядно темной, безлюдной и окутанной поистине кладбищенской тишиною, сцене - из мрака появляется седовласый поэт со свечею в руках, горящей ело эаметнн! дрожищин огоньком, декламируя как бы про себя свое знаменитое рубай:
Зсли б смог я стереть все судьбы предкачертзнья, Вместо них - начертать сразу все мои келанья, Навсегда б иэгнпл из лизни все мученья и беды, Вместо солнцп - стяг повесил красоты и созиданья!
В авторскоп нарнанте пьесы такого пролога нет, но ©ту режиссерскую находку Мехти Мамедова Э.Асланову удалось воплотить на сцене настолько естественно а с экспрессией, что под $накоз вхого монолога проходит п закапчивается как бы но одной дыхбния весь спектакль. Академик Дж.Джафаров вполне справеджтво писал: "Омар Хайш для Дзавида, а Джавид для попего театра представляют собою классическое наследие^ Для прочтения этой вдвойне классической пьесы требовалась
1. Эльчкн. Современный театр и его худозник. Газ. "Адабийят ве пндхесенет", 16 декабря 1967,
вдвойне современная ее сценическая трактовка"* . В этом, на наш взгляд, вполне преуспели режиссер и художник, что с одобрением отмечала и критика в прессе, подчеркнув, что труднейшую задачу постановки джавидовского шедевра о Хайлме М.Маме-дов "в содружестве с композиторов Дж.Джангировш и художником Эльчином Асланов'.м" решил блистательно, вследствие чего зрители увидели "спектакль, в котором история органически сочетается с современностью", так как в нем "историческая трагодил осмыслена с позиций современного худокника"2. Вдумчивый худокник Э,Асланов, хорошо знающий историю и культуру • народов средневзгового Востока достиг втой задачи.
Все 8то достигнуто благодаря выразительной акспрес-сии орнаментов, внагон и змблем символизирующей средневековый мусульманский Восток в сочетании с многоцветьем тканей, возвышенностью сценической арены над зрительным залом, ис-. пользования 8 краааподобн'ого пространства для сцен юности поэта, и другим самобытнш элементам оформления спектакля. При етом в гармонии колористического решения лейтмотивными выступали три традиционных цвета восточного ковроткачества -желтый, черный и красный. Таким образом, обозревая оформление постановки, следует вполне солидаризироваться с мнением одного ив критиков о том, что "художник Вльчкн в этом спектакле открылся по-новому. Кго оформление соответствует и духу трагедии Джавида, и изображенной в ней вдохе"*3.
Далее в »той главе рассматривается вопросы и примеры художественного оформления спектаклей тюзовской аэербайд-
1. Дя.Джафаров. Азербайджанский театр. Баку, Аеернешр, 1974, с. 307.
2. А.Баманов'. Спектакль высокого авучания. Газ. "Бакинский рабочий", 21 марта 1970.
3. П.Заманов. Любовь к художественному наследию'. Газ. "Ада-бийят ве инджесенет", а» февраля 1984.
конской труппы следует отметить, что успех обеспечивался тогда, когда режиссер и художник-оформитель работает на сцене в гармоничном творческом содружестве, когда художник стремится глубокому проникновению в идейно-художественную сущность евторского замысла к овладению во всей полноте своеобразием режиссерской трактовкой. В качестве примера подобного успешного творческого содружества резиссера и художника в тюзогских постановках разбираются диссертантом совместная работа режиссера А.Кяаимова с художником А.Сеидова! над "Комсомольской поемы". Спектакль был удостоен дипломом П степени Министрества культуры СССР й ДК Профсоюза работников культуры, а также премии Всесоюзной организации пионеров им. • В.И.Леняна. Творческой удачей этого яе художника явились также спектакли "Соседи", "Остров Свободы", "Если сердце горит", сказки "Петух", "Лисица идет судиться".
Вместе с тем в разделе но основе анализа конкретных работ отмечается, что наряду о рассмотренными Еыяе удач-пши примереми тюзовская азербайджанская труппа поставила, к сокалению, и немало посредственных по идейно-художественному уровню спектаклей, отнюдь не отвечающих возросшим потребностям детско-молодежной аудитории зрителей, причем в них оставляло желать лучшего и их оформление'.
Гдавв Ш "Современный зтап развития азербайжанского театрально-декорационного искусства /19ТО-1585гг;/" посвящена анализу развития сценографии последних лет. Формирование в 60-х годах новых художественных принципов развития сценического искусства Азербайджана в 1970-1985 годах становится значительно серьезнее, шире я глубже, хотя негативные последствия периода застоя отрицательно сказываются и в твор- . чествэ отдельных театральных художников. Вместе о тем, азер-
баЭДасанское сценическое искусство, в том числе - и сценография становится все более психологичнее, все смелее ломает и отбрасывает прочь устаревшие театральные шаблоны, прибегает к более современным средствам художественной выразительности, благодаря чему выходит к новым творческим рубежам. Профессор Дж.Дкафаров в свое время чутко подметил ату положительную тенденцию развития, указав на то, чго "наш театр, углубляя всегда присущий ему сценический реализм и избавляясь от ложной монументальности и внешнего пафоса, становится все психологичнее и тем самым идет к новым победам"'. Эта тенденция находит свое яркое отражение, прежде всего, в творчестве двух наиболее талантливых и самобытных режиссеров азербайджанской сцены - народного артиста СССР Мехти Мамедо-ва и народного артиста Азербайджанской ССР Тофика Кязимова. Важнейшим достижением их творчества является стремление к ■ сценическому синтезу в процессе работы над той или иной постановкой. Глубокое проникновение в вдейяо-художественную сущность авторского замысла данного драматургического материала они сочетали с самобытной режиссерской трактовкой, путем творческого содружества с художником-оформителем, коыпо-аитором и актерским ансамблем спектакля. Вот почему художественное оформление постановок на азербайджанской драматической сцене в 1970-1985 годах развивается от спектакля к спектаклю по плодотворному пути использования в меру театральной условности и лаконизма, традиционных и новаторских сценографических приемов',. С целью воссоздания на сцене конкретных примет места и времени, происходящих на ней собигий пользуются предельно выра8ительньы минимумам художественных
1*. Дж.Джафаров', Азербайджанский *еатр^ Баку, Ааернешр, 1974, с. 193.
средств, наиболее благоприятствующих достижению пространственного простора актерскому ансамблю. Художники республики смело и творчески использовались всеми достижениями сценического искусства театров братских республик. Эта тенденция прослеживается и в создании сценографии. Большое плодотворное значение для дальнейшего развития сценографии в республике имела открывшаяся в 1971 году в Бакинском доме актера им.Шарифваде по принципу историзма выставка работ мастеров художественного оформления сцепы. На стой выставке "значительное место было уделено экспонатам, отражающим новые веяния в художественном оформлении спектаклей, которые обращали на себя особое внимание в последнее время" в творчестве художников Н.Фетуллаева, И.Ахундова, С.Шари^аде, Э.Асланова, Т .Салахов'а и других. Современные веяния особенно зримо проявились в оформлений спектаклей азиэбековского театра "Пылающие очаги" (ÎS66, авт. M.Ибрагимов), "Песня осталась в горах" (1971, авт'. Й.Эфендиев), "Чудак парень" (1973, авт. И. Эфендиев), tien и перо" (1976, по роману М.С,Ордубади, авт. Т.Кявимов), "Мезозойская история" (1976, авт. М.Ибрагимбеков), "Сборище сумасведиих" (1978, авт. ДжЛамедкуливаде), "Иблио" ("Дьявол" - 1983, авт. Г.Джавид), "Инсан" ("Человек" - 1974, авт. С.Вуррун), "Летние дни города" (1977, авт. Анар), "Фаръ-яд" ("Крик душа" - 19В4, авт'. Б.Вагабзаде) и других'; Имели яеето, к сожалению, и отдельные творческие неудачи, а спек-гакле "Плоский холм", где художница С',Ахвердиева оказалась жертвою спабостп драматического материала и режиссерской спешки при постановке. Она ограничилась лишь установлением яа оцене деревянного макета, изображавшего холм, который при вращении сценического круга оборачивался хижиною, расположенной на фоне панорамы селения. Естественно, при такой "сцено-
- 23 .7-
графии" игра актерского ансамбля оборачивалась в бессмысленное выпучивание себя, сковывалась их действия.
Кстати, ета художница гоолие "реабилитировала" себя, как самобытного сценографа национальной сцепы в постановках евизбековскаго театра - "Фаръдц" ("Ярик души" -1364, авт. Б.Вагабзаде), 'Меч, вонаенный в веылю" (1985, авт. Н.Хазри) и "Великий Ромул" (1985, авт. Ф.Дюррнныат). Эти спектакли стали важными вехами в деятельности труппы. Об удачном и вдумчивом оформлении С.Ахвердиевой единодушно одобрением отвивалась критика, пресса и массовая зрительская аудитория.
Весьма удачными по художественному оформлению явились такке спектакли по комедии "Мусьв Кардан, ботаник и дервиш Мастали-шах" (1978, авт. М.Ф.Ахундов, худ. Н,5а-туллаев), "Тайна ночи" (1382, авт. А.Сафронов, худ. К,Щи- . халиев), "Мирзв Еафи Вааех" (1982, авт. Н.Хазри, худ1. Н.Зе-туллаев , К.Шихал^ев), "Бесприданница" (1979, авт. АЛГ.Островский, худ. И.Яатуллаев), "Атаоени" (1983, анг. Н.Гасан-заде, худ. 52.1£афаров). В отзывах о последней ив етих постановках отмечалось, что "несмотря на отдельные мелкие огрехи, художественное, оформление спектакля не только украсило
его, во и помогло яано и четко выразить социальный идейный 1
©шел пьеса" .
В заключительной части Ш главы анализируется художественное оформление спектаклей Бакинского ТШ"а, осуществленных ва/1970-1985 гчда. Художника А.Сеидов, Т.Таиров, Ф.Хвлилов и другие стремились принести с сценографию театра черты совреыеяноотк в новаторства.
I; ¡Г.Гусейлов. Чтавегк*.Газ. "Бака'', 28 шк?ря 1984.
В Заключения диооертации подводится итог развитию сценографии яэербаДцканского драматического театра за 19451985 годы. Отмечается, во-первых, что искусство художников-оформителей обоих театров в целой за рассматриваемый период развивалось по плодотворному пути сценического реализма, обеспечивающем развитие прогресса в советском театре. Вместе с тем присущие периоду застоя негативные явления, тормозившие развитие советского театра - субъективизм, засилие идеологии, политическая тенденциозность, натуралистическая призенлениость жизненных явлений и т.д. не обошли, к сожалению, стороной И сценическое искусство республики. Все ото, отразилось в свою очередь в художественном оформлении некоторых театральных спектаклей театра им.Аэизбекова и Бакинского ТШ"о.
Во-вторь-х, подчеркивая 'апачвнио.несомненных творческих достижений азербайджанских театральных художников, исследуемого периода, отмечается тагсге, что наряду с творческий взлетами у них ®няеуказанных негативных явлений застойных лет случались .также досадные срывы.. Безусловно, от ояибок к творческих неудач никто к никогда пе застроховап в искусство, особенно, в спнгогичесяом по своей природе искусстве театра. Для кн опте по средств еннюс 'в слабцх спектаклей азербайджанской драматической сцена были характерны такие недостатки, так иллюстративность, пяаштность, натуралистическая фотографичность, чрезмерная условность художественного оформления подвергались справедливой к нелицеприятной критике, в закпе ядянодуяно отвергались зрительской аудиторией - спектакли азпибоговскогд театра "Тонкое руно*.(1951,. гшт'. (ГДхундов), "Больная гаэбозь1' (1950, нвт:. Дж'.Медкпунбе-еов), "ЙэлкоЕое. сюзено" (1953, авт^ А'.йххгф), "Тйго апвоваг"
(1964, авт. ГЛуктаров), "В хрустальном дворце" (1983, авт'. И.Эфендиев), спектакли тюзовской азербайджанской труппы "Играй и танцуй" (1983, авт. Й.Джошгун), "Если сосед - на самом деле сосед" (1985, авт. Р.Эфендиев), "Ыои цыплята" (1984, авт. Т.Мутеллабов).
В третьих, изучение и обобщение материала подводи» нас к выводу о том, что в наши дни едва ли кто-нибудь станет отрицать, или принижать существенное значение художественного оформления театральной постановки, как одну из ее неотъемлемой гране. Гармоническое сочетание оформления с другими-компонентами сценического произведения драматургическим материалом, режиссерской трактовкой, музыкальны* оформлением, актерскай игрой достигается на практике лдаь при непреложном условии равноправного творческого содружества всех деятелей театра, участвующих в его создании. Поэтому художнику-оформителю спектакля Следует всегда стремиться к такой гармонии, иначе, как бы не $ыл он талантлив и трудолюбив,.оформленный им спектакль в лучшем случае окажется "серш", а в худшем, увы, может обернуться и явным провалом. Ведь в слагаемых еле-ментах сценического произведения - декорациях, костюмах, гриме , пластике актерского ансамбля театральный художник реализует зримое воплощение идейно-художественного содержания дра магургичеокого материала в стиле режиссерской трактовки. Поет ому он обязан приложить все свои сшш и способности для успевгаого выполнения еаой своей весьма ответственной функции.
Плеяда театральных художников Азербайджана вдохновляясь идеями революционной перестройки всех сфер материальной к духовной жиянн советского общества, отдают весь свой галалт и груд на благо оогетического воспитания трудя-
щихся. В условиях претворения в жизнь программы гуманного и демократического социализма, открывающего простор для расцвета национальных культур, азербайджанское театральное искусство стонет деЯственнш средством духовного прогресса.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Сценическая графика в творчестве художника И.Ахундова. Проблемы развития Архитектуры и искусства Азербайджана'. Баку, изд. "Элм", 1981.
2. Художественное оформление спектаклей АаербаЭДжанского тга-а /1945-1960гг./. Альманах "Гобустан",'5 4, 1985.
3. Художник-оформитель (Солыаз Ахвердиева). Нур. "Азербайджан гадины" , Т-1, 1987.
4. Художественное оформление спектаклей театра т.У..Азизбе-кова /1945-19Э0/. Нур. "Элы ве хаят", 3 3, 1987.
5. 0 художественном оформления. Жур. "Эя1 ве хаят", ."3 9, 1990.
6. Художественное оформление. "Адабийят ве инджесенет", еженедельник, 14 февраля 1986.
7:. Сценическое оформление спектаклей пьес С.Вургуна. Еженедельник "Адабийят ве кнджесенет", 28 ноября 1986.
Кроме того, опубликовано более 15 статей в республиканских газечах. .