автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Текст детского художественного произведения как культурологический портрет эпохи

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Бартель, Виктория Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Текст детского художественного произведения как культурологический портрет эпохи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Бартель, Виктория Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕКСТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

§ 1 Дисциплинарные подходы к культурному феномену «текст».

1.1. Текст с точки зрения философии.

1.2. Эстетические аспекты текста.

1.3. Психологический подход к исследованию текста.

1.4. Лингвистические и психолингвистические аспекты текста.

1.5. Текст с позиции культурологии.

§ 2 Текст и способы его интерпретации.

2.1. Культурно-исторический и диалогический способы интерпретации.

2.2. Аксиологический и антропологический способы интерпретации.

§ 3 Текст как информационная система.

3.1. Функции искусства как сферы художественной деятельности.

3.2 Свойства текста художественной литературы.

3.3 «Культурная доминанта» в тексте произведения художественной литературы.

Глава И. РЕАЛИИ ТЕКСТА ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

§4 Особенности детской художественного литературы.

4.1. Эстетический потенциал и дидактическая направленость.

4.2 Информативная насыщенность.

§ 5 Реалистическое детское литературное произведение в контексте культуры XIX в.

5.1. Реализм : культура, ориентированная на сообщение.

5.2. Национальные варианты культуры в детской литературе эпохи реализма.

§ 6 Анализ реалий в текстах детской художественной литературы XIX в.

6.1. Реалии универсальные (идентификация).

6.2. Реалии национально-маркированные (дифференциация).

6.3. Реалии, характеризующие образ жизни ребёнка XIX в.

ГЛАВА III. ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗА ЭПОХИ И РЕАЛИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.

§ 7 Образ эпохи в детском художественном произведении.

7.1. Образ как концентратор информации.

7.2. Отражение политической обстановки и социально-экономического положения России, США, Англии Х1Хв. в текстах детской художественной литературы.

§ 8 Текст детской художественной литературы как моделирующая система.

8.1. Роль текста детской художественной литературы в процессе формирования образной картины мира в сознании ребёнка.

8.2. Совокупность текстов художественной литературы как культура определённого периода.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Бартель, Виктория Владимировна

Актуальность исследования. Культура как иитегративный образ человеческой жизнедеятельности неразрывно связана с языком, в формах которого получают закрепление способы и результаты общественно-исторического опыта. Мы понимаем и воспринимаем мир не таким, как он существует, а таким, каким он спроецирован на экран культуры и выражен в языке. Специалисты убеждены, что человек живёт не столько в объективном мире вещей, сколько в субъективном мире языка. Язык неразрывно связан с мышлением, он является социальным средством хранения и передачи информации. Язык отражает отношения, существующие в определённой культуре, благодаря языку члены общества могут обучаться многому, в том числе и структуре восприятия.

Восприятие может происходить через определённую совокупность слов или иных знаков. Так, тексты (в которых заключена некая совокупность слов, знаков, организованных по определённым правилам) также являются источником хранения и трансляции информации. Люди приобретают знания не только эмпирически. Значительный объём информации приходит к человеку в языковой форме. Через тексты (научные, учебные, художественные) мы приобщаемся к знаниям, специальным ценностям и нормам, к разнообразным сведениям, накопленным людьми в ходе практической и теоретической деятельности. Сложность, многомерность феномена «текст» обеспечивает разноракурсность подходов к его анализу. На рубеже 60-70-х годов XX в. отчётливо обозначился интерес к художественному творчеству и восприятию как процессам создания, переработки и передачи информации. Таким образом тексты произведений художественной литературы стали предметом исследования не только филологов, литературоведов и лингвистов, но и психологов, социологов, культурологов.

Существование различных подходов к анализу текста художественной литературы (онтологический, гносеологический, аксиологический и т.д.) не отрицает того факта, что художественному произведению присуща «культурная доминанта». Произведения детской литературы не представляют в этом отношении исключения, хотя до настоящего времени практически не подвергались культурологическому анализу. Несмотря на то, что в современном культурном сознании имеет место устойчивое представление о самоценности детской культуры и составной её части - литературы, исследования в области литературного творчества ведутся в основном на материале литературы для взрослых.

В детском произведении художественной литературы поступки героев, их взаимоотношения, сюжетная линия развивается на социально-культурном фоне описываемой эпохи. Ценность произведения литературы (детского в том числе) заключается не в самом факте его существования, а в его форме, пространственно-временной организации, многообразии объективного мира, претворённого в нём.

Процессы интеграции современных наук позволяют осуществить анализ новых проблем, обогатить проблемно-тематическое поле современных дисциплин. Актуальность нашего исследования обусловлена возрастающим интересом к детской литературе, как феномену культуры. Соединение философских, социологических, психологических, лингвистических, культурологических способов анализа произведений художественной литературы и современная тенденция представлять культуру в виде открытой самоорганизующейся системы впервые представили возможность подойти не только к рассмотрению семантической (содержательной) стороны нескольких текстов детской художественной литературы, но и выявить влияние литературных текстов на формирование образной картины мира в сознании современного ребёнка и рассмотреть совокупность текстов художественной литературы как культуру определённого периода.

Степень разработанности проблемы. Факт существования феномена «текст» стал причиной возникновения исследований его структуры с позиции различных дисциплин: с позиции философии «текст» рассматривается не только как коммуникативное, но и как семиотическое образование (Ф.де Соссюр [155], Ю.С. Степанов [156], [157], Ю.М. Лотман [112], [113], А.Ф. Лосев [110], Ю.А. трейдер [190], Б.А. Успенский [178]). с позиции психологии «текст» рассматривается с точки зрения восприятия его целостности реципиентом в рамках субъект-объектных отношений (Д.А. Леонтьев [103], Л.С. Выготский [45], A.B. Брушлинский [33], В.П. Зинченко [74], [75], Л .Я. Дорфман [65]). лингвистика занимается выявлением как содержательных компонентов текста, так и выявлением глубинных смыслов, содержащихся в одном замкнутом тексте (В.В. Виноградов [39], А. Вейль [38], Ш. Балли [8]). В лингвистических исследованиях текста обнаруживаются следы новой синергетиче-ской парадигмы. С точки зрения синергетики, текст становится не пассивным передатчиком активности, а порождает эту активность, обретает большую индивидуальность, несёт в себе собственное пространство и время, свою историю, сам себя организует (К.Э. Штайн [191], И.А. Герман [53], H.A. Кузьмина [95]). психолингвистический подход вскрывает степень аксиологического согласия между текстом и коммуникатором (Ю.А. Сорокин [154], A.M. Шахна-рович [188], Е.А. Седов [147]), выявляет смысловую дистанцию между текстом и реципиентом (И.Г.Торсуева [170], A.A. Брудный [31]), раскрывает наличие в тексте мотивированных вербальных и невербальных единиц (И.Н. Горелов [56], Н.М. Юрьева [188 ]). с позиции эстетики текст рассматривается не только как воплощение художественного совершенства (М.М. Бахтин [12], [14], П.Н. Сакулин [144], [145], Е.А. Волкова [42], Н.И. Рубакин [140]), но и как продукт культуры в котором соотносится эстетическое и неэстетическое в рамках современной эстетики (O.A. Кривцун [92], [93], М.С. Каган [80], [82], A.C. Манасян [115], А.И. Домашнев [64], В.П. Рыжов [143]).

На рубеже 60-70-х годов новый импульс к развитию получило исследование многообразных связей различных дисциплин, в частности литературы, культуры и общества, а также отчётливо обозначился интерес к художественному творчеству и восприятию как процессам создания, передачи и переработки информации (см. работы В.Г. Федотовой [179], A.B. Литвинцевой [107], Е.А. Седова [147], Я.В. Рейзема [139], С. Голдман [54]). На пике интереса к информационным процессам в искусстве формулируются следующие принципы: принцип максимума информации (см. работы Г.А. Голицына [55], В.М. Петрова [55], [133], А. Моль [124], А.Д. Урсул [176], [177]), принцип необходимого разнообразия (см. работы В.П. Рыжова [143], Г.В. Иванченко [77], Л.Я. Дорфмана [65], Н. Силли [233 ]).

Задача системного описания культуры, её феноменов и динамики развития ставилась в работах Л. Уайта [174], развивающего идею представления культуры как самонастраивающейся системы материальных и духовных элементов. В России системные исследования культуры представлены работами М.С. Кагана [81], [82], Э.С. Маркаряна [117],[118], совместной работе A.A. Пелипенко И.П. Яковенко [131]. Вышеперечисленные учёные занимались вопросами функционирования культуры как системы производства и трансляции информации. Разработка этих проблем связывается прежде всего с семиотической интерпретацией культуры Ю.М. Лотмана.

Объектами изучения в междисциплинарных исследованиях культуры становятся различные уникальные системы. Текст детской художественной литературы, который можно представить как уникальную информационную систему, до настоящего времени практически не подвергался исследованию с точки зрения культурологии.

В связи с тем, что наука о детской литературе ещё молода, предварительный этап её становления, пришедшийся на XIX в., представлен статьями критиков и педагогов (Ф.И. Буслаев [35], В.Я. Стоюнин [162], В.П. Острогорский [130],

А.П. Бабушкина [7]), библиографическими указателями, составленными издателями, библиотекарями и учителями.

В последние годы научно-критическое осмысление феномена детской литературы идёт через привлечение данных других наук - не только фольклористики, литературоведения, но и психологии, педагогики, истории, социологии. Среди проблем, решающихся в русле междисциплинарного синтеза, наиболее актуальной представляется проблема восприятия детской литературы читателем-ребёнком. В настоящее время проблема восприятия литературы ребёнком изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия реципиента, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа текста детского художественного произведения (см. работы О.И. Никифоровой [126], A.M. Левидова [99], A.A. Леонтьева [101],[102], П.М. Якобсона [197], З.Я. Рез [137], Л.Г. Жабицкой [70], М.Г. Кудряшева [94], Е.В. Карсаловой [87], В.Г. Ма-ранцмана [116], Т.Д. Полозовой 135 ]).

Психологи, как отечественные так и зарубежные (Л.С. Выготский [45], A.A. Леонтьев [101],[102], О.И. Никифорова [126], Р. Арнхейм [5]) рассматривают восприятие произведение детской художественной литературы как активную деятельность реципиента, а само восприятие как целостную картину мира.

Произведение детской художественной литературы рассматривается в соответствии с одной из продуктивных концепций современной гуманитарной науки, согласно которой существует утверждение, что между творцом и реципиентом нет непроходимой грани (см. работы Э.В. Соколова [153], Б.С. Мейлаха [120], Д.А. Леонтьева [103]).

Проблема восприятия текста художественного произведения читателем-ребёнком рассматривается с позиции активной деятельности реципиента и его мотивации в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (см. работы Л.С. Выготского [45], В.В. Давыдова [58], Н.Силли [233], М. Божур, Д. Эрман [205]).

Вопросами художественной интерпретации текста детского художествен но-го произведения с учётом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонента занимаются М.Н. Скаткин [149], A.M. Левидов [99], И.Я. Лернер [105], В.Г. Маранцман [116].

Поскольку культура является информационной системой, для исследования её феноменов (в том числе и текста детской художественной литературы) большое значение имеют общие принципы информационного описания мира: принцип неопределённости и дополнительности, принцип максимума информации, принцип необходимого разнообразия. В современной науке о детской литературе эти принципы не рассматриваются, также как не анализируется содержательная сторона детских художественных произведений в русле информационной системы.

В современной культурологии проблема генезиса философско-культурного контекста и реалий художественного произведения (в частности детского) в полной мере не разрабатывалась. В нашей работе мы предпринимаем попытку не просто выделить подсистемы культуры (социологические, технологические, идеологические) в текстах детской художественной литературы из которых складывается образ эпохи, но и представить совокупность текстов как культуру определённого периода.

Широкий спектр направлений обусловил цель диссертационного исследования: в рамках информационного подхода соединить дисциплинарные способы анализа текста детского художественного произведения в некое междисциплинарное пространство и представить генезис культурологического образа эпохи и реалий детского художественного текста.

Цель работы определила ряд конкретных задач:

- проанализировать свойства текста художественного произведения в рамках информационного подхода;

- представить особенности текста детского художественного произведения;

- рассмотреть реалистическое детское произведение литературы в контексте культуры XIX века;

- изучить и комплексно представить реалии в текстах детской художественной литературы согласно современной концепции необходимого разнообразия и максимума информации;

- представить текст детского художественного произведения как первичную моделирующую систему, а совокупность текстов как культуру определённого периода.

Методологическая база диссертации. Методологическую основу диссертации составляет синергетическая парадигма. Поскольку работа выполнена в русле междисциплинарного подхода, в её основу положен принцип, отражающий парадигматический состав гуманитарного знания:

- принцип системности, основополагающий для комплексного исследования как дисциплинарных подходов, направлений и способов анализа текстов, так и непосредственно культурных реалий текста. На его основе реализуется понимание соединения философско-культурологического образа эпохи и реалий детского художественного текста.

Опора на данный принцип определила набор соответствующих методов исследования:

- сравнительный метод, позволяющий определить разницу в понимании русской и англоязычной критики реалистического направления в литературе и искусстве; выявить идентичное и дифференциальное при анализе реалий в текстах произведений литературы)

- метод тематической систематизации, дающий возможность систематизации по культурным зонам и носителям культуры

- интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками к разрешению задач, поставленных в настоящем исследовании.

В качестве методологической основы автором использовались:

- исследования по эстетике и философии искусства М.М. Бахтина [12], [13], [15], Л.С. Выготского [45], М.С. Кагана [81], [82], Т.С. Элиот [193], в которых рассматриваются проблемы содержания, формы и принципы художественности в произведениях искусства;

- теоретический анализ синтеза искусств Ю.Б. Борева [26], В.В. Ванслова [36], O.A. Кривцуна [93], раскрывающий сущность и различные классификации синтеза видов искусств;

- исследования по эстетике реализма Б.Л. Сучкова [163], Д.С. Лихачёва [109], P.M. Самарина [146], С.М. Петрова [132], в которых рассматриваются философские и эстетические основы реализма как направления в искусстве;

- труды по теории и истории культуры А.И.Арнольдова [4], Ю.Б. Борева [26], Вяч.В. Иванова [76], М.С. Кагана [81].

Источником аналитического исследования послужили художественные произведения мировой детской классики, такие как, «Приключения Оливера Твиста» (1837) Ч. Диккенса, «Приключения Тома Сойера» (1876) М. Твена (на языке оригинала и в русскоязычных переводах), «Детство» (1852) Л. Толстого.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. В рамках междисциплинарного синтеза показана «многогранность» текста детской художественной литературы, к которой применимы общие принципы информационного анализа культуры - принцип максимума информации и принцип необходимого разнообразия.

2. Впервые предпринята попытка системного анализа реалий детских художественных произведений, составляющих культурные зоны (социологические, технологические, идеологические).

3. Детская литература как подсистема культуры представлена с учётом принципа необходимого разнообразия, вскрыты как универсальные, так и национально-маркированные реалии, отражающие эпоху XIX в. в России, США, Англии.

4. Впервые детская литература представлена как часть общей культуры, которая в свою очередь рассматривается как система производства и трансляции информации.

5. Текст детского художественного произведения представлен как модель мира, а совокупность текстов, составляющих культуру определённого периода в качестве вторичной моделирующей системы и гипертекста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представление аспектов и способов интерпретации культурного феномена «текст» в рамках междисциплинарного синтеза позволяет выявить его «многогранность» и новое качество. Синергетическая парадигма позволяет рассматривать текст не изолированно, а во взаимодействии с адресатом, культурным контекстом, ценностными ориентациями общества и личности.

2. Детская литература обладает всеми свойствами «текста», как часть культурного пространства она в свою очередь является системой производства и трансляции информации.

3. Детская литература как подсистема культуры подчинена принципу необходимого разнообразия. Анализ реалий, содержащихся в текстах произведений детской художественной литературы позволяет рассмотреть текст детского художественного произведения в рамках теории самонастраивающейся системы материальных и духовных элементов. Анализ проводится на базе текстов на языке оригинала и в русскоязычных переводах. 4. Отдельный текст детского реалистического художественного произведения рассматривается как самостоятельная моделирующая система, которая влияет на формирование в сознании читателя-ребёнка образной картины мира. Совокупность текстов представляется как некое множество, которое служит передаче целостной информации и составляет гипертекст.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в теоретических работах по культурологии, истории, философии культуры, зарубежной литературе, при разработке курсов по теории и истории культуры, социальной культурологии, педагогике, а также проведению практических и семинарских занятий по лингвострановедению, лингвокульту-рологии и детской русской и зарубежной литературы.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации излагались автором в выступлениях на:

1. Городской научной конференции «Саратовская филологическая школа на рубеже веков: итоги и перспективы» (Саратов, 28 апреля 2000).

2. Городской методической конференции «Технологии обучения и творческий потенциал учителя» (Саратов, 19 мая 2001).

3. Всероссийской научной конференции «Синергетика культуры» (Саратов, 1415 декабря 2001).

4. Международной конференции «English Unites the World: Diversity within Unity» (Саратов, 29-30 января 2002 ).

Основные положения работы отражены в следующих публикациях: 1. Художественное произведение как источник информации о материальной и духовной культуре описываемого периода // Филологические этюды. Вып. 4. Саратов: Изд-во СГУ., 2001 С. 114-117.

14

2. Образ эпохи в детском художественном произведении.// Материалы IX Страховских чтений. Саратов, Изд-во Саратовского педагогического института, 2000, с. 43-54.

3. Интегративный подход в лекционном курсе «Детская литература стран изучаемого языка» // Технология обучения и творческий потенциал учителя. Саратов: Изд-во Слово, 2001. С. 161-165.

4. Культурное пространство текста детского художественного произведения // Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции / Под ред. проф. A.B. Волошинова.- Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. С. 204-207.

5. Образ жизни ребёнка как культурологическая категория. // Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции / Под ред. проф. A.B. Волошинова. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001. С. 319-322.

6. Влияние текстов детских художественных произведений на формирование образной картины мира у современного ребёнка // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Саратов: Научная книга, 2002 С. 88-95.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения. Содержание работы изложено на 149 страницах. Библиографический список включает 239 наименований.

 

Список научной литературыБартель, Виктория Владимировна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности.

2. Детская литература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы читателя-ребёнка и поэтому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии.

3. Реализм как художественный метод становится доминирующим направлением в европейских литературах к 30-м годам XIX в.

4. Основополагающими принципами реализма XIX в., направленными к художественному познанию человека и окружающего его мира, являются глубокое историческое и философское осмысление жизненных явлений и яркая типизация фактов действительности.

5. Доминанта реализма жизненно-правдивое изображение действительности, человеческого мира, как многообразного единства, движущегося и развивающегося на основе объективных законов.

6. Предметом духовного постижения реалистического метода становится современная действительность и втянутая в ее круговорот личность.

7. Роман является основной художественной формой в литературе XIXвека.

8. Становление детской реалистической литературы в каждой стране проходит собственный путь развития, соотнесенный с общим литературным процессом.

9. В детской реалистической литературе наблюдается расширение стилевых и жанровых возможностей.

10. Реалии универсальные (используем метод идентификации). Реалии, совпадающие в культурах Англии, США, России, отражающие общую тенденцию XIX в. в области науки, культуры, образования.

11. Реалии национально-маркированные (используем метод дифференциации и концепцию лакун как проявления несоизмеримости культур и несовпадения тех или иных культурных реалий).

12. Реалии, характеризующие образ жизни ребёнка XIX в. (используем сочетание двух методов: идентификации и дифференциации.