автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Словесная живопись в русской прозе ХIХ - начале ХХ вв.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Дмитриевская, Лидия Николаевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Словесная живопись в русской прозе ХIХ - начале ХХ вв.'

Текст диссертации на тему "Словесная живопись в русской прозе ХIХ - начале ХХ вв."

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.М. ГОРЬКОГО

На правах рукописи

05201450110

Дмитриевская Лидия Николаевна

СЛОВЕСНАЯ ЖИВОПИСЬ В РУССКОЙ ПРОЗЕ XIX — НАЧАЛА XX вв.

Специальность 10.01.01 русская литература

Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук

Научные консультанты:

доктор филологических наук,

профессор |Ю.И. Минералов

доктор филологических наук, профессор Г.Ю. Завгородняя

МОСКВА 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА I: ПОРТРЕТ-ЭКФРАСИС И ПЕЙЗАЖ-ЭКФРАСИС

27

1.1. Портрет-экфрасис как способ воплощения авторского понима- 31 ния искусства: Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.В.Вересаев

1.2. Мотив оживающего портрета: Н.В. Гоголь, К.С.Аксаков, 61 М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, А.К. Толстой, С.Н. Дурылин

1.3. Фотографический портрет: Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, 86 Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А. Платонов

1.4. Роль портретирования в словесном создании образа иконы: 98 Н.С. Лесков, Д.Ф. Мережковский, И.А. Бунин, И.С. Шмелёв, С.Н. Дурылин, А. Платонов

1.5. Функции пейзажа-экфрасиса: В.М. Гаршин, И.Е.Репин, 133 З.Н. Гиппиус, Е. Замятин

СЛОВЕСНОЙ ЖИВОПИСИ

2.1. Становление пейзажа в русской и европейской литературе: обо- 142 гащение смысла и развитие стиля

2.2. Пейзаж-символ, пейзаж-метафора: инфернальное содержание в 161 произведениях A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А. Белого, З.Н. Гиппиус

2.3. Средства образной выразительности в пейзаже символистов 207

2.4. Семантика и символика женского портрета в русской прозе ру- 222

ГЛАВА II: СЕМАНТИКА И СИМВОЛИКА

142

бежа XIX-XX вв.

2.5. Образ будущего в интерьерах фантастического романа 242 А. Толстого «Аэлита»

ГЛАВА III: СИНТЕЗ И СТИЛИЗАЦИЯ

251

В ПОРТРЕТЕ, ПЕЙЗАЖЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

3.1. Синтез образов: портрет-имя, портрет-судьба, портрет-пейзаж, 251 портрет-интерьер, интерьер-пейзаж: Н.В. Гоголь, З.Н. Гиппиус,

Е. Замятин

3.2. Стиль эпохи в диалоге прозы с визуальными видами искусств: 276 способы создания портрета в романе Е. Замятина «Мы»

3.3. Стилизация художественных методов изобразительного искус- 291 ства в пейзажах и интерьерах: на примере романа Е. Замятина

«Мы»

Заключение

313

Список использованной литературы

320

ВВЕДЕНИЕ

В 2000-е годы в филологической науке очевиден всплеск исследовательского интереса к особенностям словесного живописания. В культурологическом плане это можно объяснить тем, что визуализация начинает играть доминирующую роль в культурной жизни. Приоритет визуального восприятия у современного человека сказывается и на исследовательских подходах к литературному произведению: большая информативность видится именно в описаниях, рассчитанных на перевод слова в зримый образ. Кроме того, действительно, для понимания идейного содержания произведения и при изучении индивидуального стиля писателя самым важным оказывается образ героя, на который работает портрет, и образ мира, который часто воплощается автором через пейзаж.

Понятие словесная живопись в ходу у исследователей портрета и пейзажа в русской классической литературе1, но как термин это словосочетание до сих пор не закреплено в литературоведческих словарях и монографических исследованиях. Необходимость определения «словесной живописи» диктуется, во-первых, актуальностью темы в последнее десятилетие, во-вторых, потребностью дефиниционно выразить смысловую ёмкость понятия.

Как показывает семантика использования данного определения в научных филологических трудах и литературно-критических работах, под словесной живописью понимается словесный образ визуально воспринимаемого объекта в художественной литературе, формирующий описательный и повествовательный план индивидуального авторского стиля.

1 Галанов, Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. — М., 1974; Федосова, Е.А. Мотивы творчества и словесная живопись в творчестве Владимира Солоухина: дис. ... канд. филол. наук — Ставрополь, 2005; Хайнади, 3. Живописание словом. О поэтической функции визуального изображения в творчестве Л. Толстого // Вопросы литературы. 2010. №6. С. 159-377. И др.

Словесная живопись обладает способностью концентрировать смыслы, расширять свою, и без того весьма широкую, функциональность в художественном произведении, за счёт того, что

— является не только описательной составляющей произведения, но и элементом повествования: движущим сюжет мотивом,

— вбирает в себя понятие экфрасис, его функции и возможные смыслы,

— формирует метафорический, символический план произведения,

— является одним из способов воплощения синтеза искусств и внут-рилитературного синтеза (синтеза прозы и поэзии, синтез жанров и т.п.) в произведении.

Из видов словесной живописи по своей частотности, функциональной значимости в прозе особенно выделяются портрет, пейзаж, интерьер. (Описание предмета, вещи в литературе далеко не так часто претендует на решение основных содержательных, идейных проблем художественного произведения.)

Актуальность исследования. На рубеже XX и XXI веков в научной филологической среде возрос интерес к портрету в художественной литературе — этому есть культурологическое объяснение. Глубинную сущность портрета, главную причину его появления в искусстве, подметил В.Н. Топоров: «Идея «портрета» возникает и/или актуализируется перед лицом смерти как овеществляющей силы забвения» . Большая актуальность проблемы портрета среди учёных-филологов последнее десятилетие как раз может быть неосознанной реакцией на духовное «умирание» современного человека, о подсознательном желании исследователей «воскресить» образ Человека с большой буквы. На фоне массовой культуры стал насущным вопрос индивидуальности, возможности развития личности. Известно, что эти проблемы обостряются на грани веков: индивидуализм романтиков XVIII-

1 Топоров, В.Н. Тезисы к предыстории «портрета» как особого класса текстов // Исследования по структуре текста. — М., 1987. С.278.

XIX вв., идея сверхчеловека рубежа Х1Х-ХХ вв. Можно проследить, что в среде филологов интерес к портрету тоже проявляется на рубеже веков: в конце XIX — начале XX веков портрет в литературе исследовали и в России (эти исследования собраны в книге: Искусство портрета)1 и за рубежом (особенно в Германии ).

Пейзаж в литературе не так активно, как портрет, привлекал внимание исследователей, тем не менее, волна научно-исследовательского интереса коснулась и его. В европейской и американской филологической науке в начале XXI века выходят обобщающие работы по пейзажу в литературе — австрийской, итальянской, американской . В российском литературоведении (уровня кандидатских диссертаций) исследование пейзажа в большей степени проводилось на материале зарубежной (главным образом, англоязычной) литературы4. Диссертационных и монографических работ об интерьере в русской литературе пока (до середины 2013 года) не было вовсе, хотя нам известно, что исследования интерьера в русской литературе ведутся (на уровне кандидатских диссертаций).

Итак, научный интерес к таким элементам словесной живописи, как пейзаж, портрет, интерьер, в современном литературоведении весьма высок. Следовательно, возникает необходимость

1 Сборник статей. — М., 1928.

2 Bruns, J. Das literarische Portrat der Griechen — Berlin, 1896; Franz, A. Das literarische Portrat in Frankreich im Zeitalter Richelieus u. Masarins — Chemnitz, 1906; Kircheissen, F.M. Die Geschichte des literarischen Portraits in Deutschland. Bd 1. — Leipzig, 1905.

3 Magro Algarotti, J. The Austrian Imaginary of Wilderness: Landscape, History and Identity in Contemporary Austrian Literature. — The Ohio State University, 2012; Ross, S.M. Tuscan topographies: Landscape in twentieth century Italian literature (Tozzi, Palazzeschi, Pratolini) — The Johns Hopkins University, 1996; Greenham, D. Landscape and Ideology in American Renaissance Literature: Topographies of Skepticism // Journal of American Studies. 2005. December. P. 545-546.

4 Витрук, O.A. Пейзаж как текстовое явление: на материале произведений англоязычных писателей XX — начала XXI вв.: дис. ... канд. филол. наук. — Ростов-на-Дону, 2011; Jly-ценко, P.C. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста: дис. ... канд. филол. наук. — Иваново, 2007; Нагорноеа, Е.В. Пейзаж в произведениях Мэри Мон-тэгю: дис. ... канд. филол. наук. — М., 2003.

— в формулировании или уточнении основных понятий словесная живопись, портрет, пейзаж, интерьер в художественной прозе;

— в комплексном, сопоставительном анализе портрета, пейзажа, интерьера в одной научной работе;

— в описании особенностей функционирования пейзажа, портрета, интерьера в индивидуально-авторском стиле, стиле литературного направления и культурном стиле эпохи.

Интерес научно-филологического сообщества к феномену словесной живописи проявлен также во внимании к проблемам синтеза искусств и эк-фрасиса. Подробного, обобщающего исследования функций экфрасиса в области портрета, пейзажа и интерьера в русской прозе пока не предпринималось, да и сама постановка проблемы экфрасиса в русском литературоведении пока ещё нова и актуальна. Пейзаж и портрет как виды описания близки по своим основным задачам аналогичным жанрам в изобразительным искусстве, поэтому через них часто осуществляется синтез искусств, исследование которого стало особенно актуальным в литературоведении последнего 20-ти л етия.

Основные понятия и термины. Вопрос о литературоведческом понимании портрета и пейзажа в словесном произведении подробно нами не рассматривается, так как он с достаточной полнотой раскрыт в диссертационных и монографических исследованиях тех, кто обращался к данной проблеме. Серьёзное внимание определению портрета в прозе и поэзии уделили

1 2 3

Н.М. Гурович , В.В. Башкеева , С.Н.Колосова . Буквально каждый, кто размышлял о проблеме портрета в художественной литературе, обобщая опыт

1 Гурович, Н.М. Портрет персонажа в структуре эпического произведения: «гротескный» и «классический» типы: на материале романов Н.В. Гоголя «Мертвые души» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: дис. ... канд. филол. наук. — М., 2009.

2 Башкеева, В.В. От живописного портрета к литературному. Русская поэзия и проза конца XVIII — первой трети XIX в. — Улан-Удэ, 1999.

3 Колосова. С.Н. Портрет в русской лирической поэзии. — М., 2011.

предшественников в XX веке (главным образом А.Г. Гарбичевского1, Б.Е. Галанова2, Л. Зингера3, Н.М. Тарабукина4 и др.), формулирует своё определение, уточняя те, что предлагаются в литературоведческих словарях. Пейзаж и интерьер в литературе в теоретическом плане пока ещё не удостоились столь пристального внимания, как портрет, хотя пейзажу в творчестве русских прозаиков (особенно И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.А.. Шолохова5) в течение XX века было посвящено значительное число научно-филологических работ.

Подробный анализ литературоведческих понятий «портрет» и «пейзаж» был проведён нами в монографии «Портрет и пейзаж: проблема определения и литературного анализа (портрет и пейзаж в рассказах З.Н. Гиппиус 1890-1900-х гг.)» — М., 2005. В этой работе после подробного анализа литературоведческих трактовок портрета и пейзажа нами были предложены определения пейзажа и портрета, которые поддержали другие исследователи6, поэтому возьмём за основу именно их (в немного сокращённом виде):

Портрет в прозаическом7 произведении — одно из средств создания образа героя через изображение внешнего облика, являющееся особой фор-

1 Гарбичевский, А.Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета: Сборник статей. — М., 1928. С.53-76.

2 Галанов, Б. Искусство портрета. — М., 1967.

3 Зингер, JI. К определению портрета // Творчество. — М., 1980. №10. С.15-16.

4 Тарабукин, Н.М. Портрет, как проблема стиля // Искусство портрета: Сборник статей. — М., 1928. С.159-193.

5 См. работы О.М. Барсуковой, Г.М. Благасовой, Э.А. Вдовенко. С.П. Гринёвой, A.A. Журавлёвой, Н.Д. Ивановой, Е.Е. Ильиной, В.А. Кошелева, И.Г. Минераловой, К.А. Нагиной, З.А. Оганян, Саводник, В.Ф., JI.A. Смирновой, И.В. Страхова, 3. Хайнади и др.

6 Адамян, Е.И. Художественный и мемуарный портрет в прозе Андрея Белого: дис. ... канд. филол. наук — М., 2011; Колосова. С.Н. Портрет в русской лирической поэзии. — М., 2011; У Чунъмэй Портрет в рассказах и повестях Леонида Андреева. — М., 2006.

7 Портрет в лирическом произведении исследовала С.Н. Колосова, выделив его в самостоятельное явление: «Портрет в поэтическом творчестве — явление ёмкое и многофункциональное, его функционирование в тексте выходит далеко за решки художественного приёма. Это не просто средство создания героя (как в прозаическом произведении), композиционный приём или даже жанр, это часто создание образа идеи произведения, отражение авторского понимания мира в целом». (Колосова. С.Н. Портрет в русской лирической поэзии. — М., 2011. С. 10.)

мой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя'.

Пейзаж в прозе — многофункциональный художественный образ природы, отражающий индивидуальный авторский стиль и стиль эпохи . Добавим, что пейзаж (в живописи и в литературе) — это отражение, «портрет» внутреннего мира человека, мировоззрения человека.

Пейзаж, на первый взгляд, может показаться противопоставленным портрету, так как в нём находит отражение всё, что вне человека (так широко понимал пейзаж, например, А. Бенуа3). Но пейзажем можно назвать только такой образ природы, в котором отражена душа человека, его внутренний мир. «Внешняя природа, — пишет Альфред Бизе, — не могла бы сделаться символом человеческой души, если бы не существовало внутреннего сродства между внутренним миром человека и внешним миром природы, если бы перед нами во всей природе не обнаруживался скрытый в ней дух, который внятно говорит и близко связан с нашим собственным духом»4. Продолжает эту мысль E.H. Григорян, говоря, что «пейзаж при всём многообразии его художественной функции, как самостоятельный род, принадлежит к лирике. Пейзаж — лирика в живописи, и его основное назначение, как и в поэзии — выражение "субъективной стороны человека", "внутреннего человека".

В изобразительном искусстве интерьер так же, как и портрет и пейзаж, является самостоятельным жанром. Не смотря на большой интерес к интерьеру в современной культуре, литературоведение не спешит восполнить терминологический пробел и пробел в исследовании, а ведь в художественной литературе только за два столетия накоплены прекрасные образцы интерье-

1 Дмитриевская, H.H. Портрет и пейзаж: проблема определения и литературного анализа (портрет и пейзаж в рассказах З.Н. Гиппиус 1890-1900-х гг.)» — М., 2005. С.90.

2 Там же. С. 15.

3 Бенуа, А. История живописи всех времён и народов. Часть первая. Пейзажная живопись: Т1, вып. 1: История пейзажной живописи. — СПб, 1912. С.11.

4 Бизе, А. Историческое развитие чувства природы / пер. Д. Коробчевского. — СПб, 1890. С.8.

5 Григорян, К.Н. Пейзаж в русской живописи и поэзии // Литература и живопись. — JL, 1982. С.131.

ров. Нельзя сказать, чтобы ими не занимались вообще, потому что есть статьи, диссертации, монографии, посвященные образу дома, дворянской усадьбе1. Но отдельные, сами по себе ценные, наблюдения не дают целостной картины, как развивается интерьер в русской литературе, какие художественные функции выполняет.

В литературоведческих словарях нет термина «интерьер», хотя есть «пейзаж» и «портрет», но ведь отличие интерьера только в объекте описания: портрет описывает внешний облик человека — создаёт образ героя; пейзаж описывает природу — создаёт её образ, образ мира; интерьер в свою очередь описывает внутреннее пространство помещения, создаёт образ дома. За определением интерьера надо пока обращаться не в литературоведческий словарь, а в толковый:

«Интерьер (франц. intérieur — внутренний) — 1) В архитектуре: отграниченное внутреннее пространство здания или к.-л. помещение. Убранство (мебель, светильники и т. д.) является функциональным компонентом И. Архитектурное решение и характер убранства определяются назначением И. для тех или иных процессов человеческой жизни.

2) В живописи название жанра, представляющего изображение внутр. вида помещения, обычно с жизнью его обитателей» .

Далее в том же словаре даётся культурно-историческая справка: «Ин-терьерная живопись достигает расцвета в Зап. Европе — в голландской живописи 17 в.; в России — в живописи мастеров венециановского круга — 2-я чете. 19 в. (напр.: А. Алексеев. Мастерская А.Г. Венецианова. 1827). Особое место занимают акварели Э. Гау, JI. Премацци, К. Ухтомского и др. художников, запечатлевшие интерьеры Гатчинского, Петергофских, Царско-

1 Минералова И.Г. Любовь, дом и семья в русской литературе // Темы русской классики. М., 2002. С. 152-188; Павлова, М. Тема дома в творчестве Пушкина // Русский язык. 2001. № 7. С.2-3.; Лебедева, Т.А. Мир русской дворянской усадьбы в творчестве И.А. Бунина 1920-1953 гг.: дис. ... канд. филол. наук — Череповец, 2002.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М., 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/rges (Гуманитарный словарь. Интерьер.)

сельских, Зимнего и др. дворцов имп. фамилии и нек-рых аристократ, семей с целью их точной фиксации»'.

В XX веке интерьер стал ещё и самостоятельным видом искусства, появились новые специалисты, художники своего рода — дизайнеры. Это не значит, что и