автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Тема детства в английской оде ХVII - начале XIX века

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Свердлов, М. И.
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Тема детства в английской оде ХVII - начале XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Свердлов, М. И.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Поэтическое открытие детства

1. Семантика детства: культурологический обзор

2. "Простота" и "сложность" детства в поэзии XVII века

3. Дидактическая пауза в развитии темы: от медитации к дидактике

ГЛАВА 2. Детство как одическая тема

Часть 1. Пиндарическая ода в XVII - начале XVIII века: тематическая валентность

Часть 2. Тема детства в "Оде на Отдаленный Вид Итонского Колледжа" Т. Грея: между элегией и одой

ГЛАВА 3. Тема детства и миф о "внезапном восторге" в "Оде: Откровения

Бессмертия" У. Вордсворта

1. От "Лирических Баллад" к "Откровениям

Бессмертия": диалектика "высокого" и "низкого" жанров"

2. Жанровый сюжет "Откровений Бессмертия"

3. Миф о "внезапном восторге" в "романтической оде"

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по филологии, Свердлов, М. И.

Актуальность темы исследования.

Возможно двойное понимание темы данного исследования -узкое и широкое. В узком понимании, исследуется неожиданное взаимодействие жанра оды и темы детства, совершающееся в переломные моменты английской литературной истории - в сороковые годы XVII века и в начале XIX века. В широком понимании, предпринимается попытка культурологически исследовать тему детства в XVII - начале XIX века с точки зрения ее освоения жанром оды, рассматриваемом в его трехвековой эволюции. И в узком, и в широком понимании тема работы представляется нам актуальной.

Обращение к исследованию эволюции английской оды актуально в свете возрастающего интереса мировой филологической науки к проблеме жанра. В русской филологической традиции интерес этот - скорее теоретический: не-достает описаний конкретных жанров[1]. В западной традиции как раз описаниям такого рода уделяется повышенное внимание, но в них обычно не высока степень теоретического осознания жанра. Соединение теоретического подхода к проблеме жанра с исследованием эволюции конкретного жанра - вот актуальная задача.

В решении этой задачи мы опираемся прежде всего на достижения отечественного литературоведения, а именно на противоборствующие школы двадцатых годов XX века: формалистов и так называемую школу Бахтина. Спор, который велся в двадцатые годы вокруг понятия "жанр", сегодня по-прежнему открыт и требует нашего участия. Предпосылкой же этого спора была общность первых тезисов. За вопросом: "Что такое литература?" у Ю.Н. Тынянова следует вопрос: "Что такое жанр?"[2]. Смысл этой связки: понятие "жанр" - ключ к понятию "литература". То же исходное положение находим у М.М. Бахтина (П.Н. Медведева): "Поэтика должна исходить . из жанра"[3].

В этих противоборствующих школах преодолевается представление о системе жанров как о карте с четко разграниченными регионами. Между тем до сих пор приходится возражать против такого представления, против понимания жанров "как тождественных себе самим и непроницаемых друг для друга сущностях" [4]. Возражая, говоря о подвижности и пластичности жанров, вспоминают противников в одном ряду: "Но это как-то странно объяснять после Тынянова и Бахтина"[5].

Вопрос о жанре активно обсуждается сегодняшним литературоведением. На место биологической метафоры жанра ("род" "вид") предлагаются метафоры социологические ("институт", "закон" - исторически подвижные формы коллективного мышления) . Р. Уэллек и О. Уоррен: "Литературный жанр - это институт, в том же смысле, в каком институтом являются церковь, университет, или государство. И существует литературный жанр не в том смысле, в каком существует животное или, скажем, здание, а именно - как институт, как учреждение"[б]. Ж. Дер-рида: "Как только слово "жанр" произнесено, как только оно услышано, как только кто-то попытался постигнуть его, граница начертана. И когда граница утверждена, тут же возникают нормы и запреты. "Делай", "Не делай", - говорит "жанр", слово "жанр", фигура, голос или закон жанра"[7].

Это проедставление о жанре только начинает утверждаться, только начинают звучать голоса, говорящие о том, что цена деления жанра, жанрового мышления - не "произведение", а "слово": ". Жанровый принцип сказывается не только на уровне основных признаков, но и мельчайших особенностей, вплоть до словесного выражения." (Р.У. Рейдер)[8]. Заговорили о переплетенности литературных форм (Р. Коэн[9]), о жанровой обусловленности мельчайших единиц языкового общения (Д. Хирш[10]), о жанровом влиянии, "власти жанра" (например, "одичности" - А. Розмарин[11]). Стоит обратиться к истокам этих "новых" идей - к "эвристически дальнобойным" идеям (выражение Б.Л. Пастернака[12]) отечественной филологии семидесятилетней давности.

У М.М. Бахтина читаем об "элементах", "моментах" языка, которые неизбежно вызывают определенные жанровые ассоциации: "Те или иные моменты языка приобретают специфический аромат данных жанров: они срастаются со специфическими точками зрения, подходами, формами мышления, оттенками и акцентами данных жанров"[13]. В том же направлении мыслит Л.В. Пумпянский, выделяя определенные жанрово-тематические элементы в одах М.В. Ломоносова, в "Памятнике" и "Медном "Всаднике" A.C. Пушкина. В "универсальном алгебраическом языке" оды[14] Л.В. Пумпянский выделяет относительно устойчивые элементы, например, тему титаномахии[15], устойчивые формулы "где прежде, там ныне", "от - до"[1б], устойчивые мифологемы (одического восторга, "певца" и "песнопения", Пиндара как эпонима жанра оды[17]). Идея Л.В. Пумпянского заключается в том, что за каждым из этих элементов и формул - долгая история (иногда многовековая), что они не закреплены за самим жанром оды, а могут попадать в различные жанры, сохраняя свою одическую окраску, "память". Эти наблюдения Л.В. Пумпянского - лишь осколки грандиозного проекта, намеченного им в 1923 году: планировались такие направления как история тем, метафор и эпитетов - все это "глазами "жанра"[18].

Преодоление статической концепции жанра у Ю.Н. Тынянова достигается шоком релятивизма. Каждое произведение - это место приложения различных жанровых сил: так "Руслан и Людмила" A.C. Пушкина, который узнается только по "вторичному признаку" - по величине, есть "комбинированный жанр"[19].

Столь же "эвристически дальнобойны" в своей полемической дополнительности идея Ю.Н. Тынянова о взаимодействии ближайших литературного и внелитературного рядов и идея М.М. Бахтина о речевых жанрах.

В самом противостоянии школ мы видим возможность их сопоставления. "Картины" литературы М.М.Бахтина - Л.В. Пумпянского и В.Б. Шкловского - Ю.Н. Тынянова дополняют друг друга: пафос школы Бахтина - в подчеркивании наследования и преемственности, пафос формалистов - в подчеркивании "борьбы и смены"[20].

Пример пафоса диахронии у М.М. Бахтина - запись в начале семидесятых годов: "Евгений Онегин" создавался в течение семи лет. Это так. Но его подготовили и сделали возможным столетия (а может быть, и тысячилетия)". И тут же М.М. Бахтин добавляет: "Совершенно недооцениваются такие великие реальности литературы, как жанр"[21]. Жанр, по М.М. Бахтину,- носитель "наиболее устойчивых" и "вековечных тенденций в развитии литературы", "представитель творческой памяти в процессе литературного развития"[22]. М.М. Бахтин призывает исследовать "большие и существенные судьбы литературы и языка, ведущими героями которых являются прежде всего жанры" [23] .

Л.В. Пумпянский идет еще дальше. Время литературы он меряет тысячилетиями - и уже без "может быть". Название его первой работы, как бы предваряющее экскурсы М.М. Бахтина, характерно - "Достоевский и античность"[24]. Временной масштаб, взятый Л.В. Пумпянским, литературная эволюция вся сразу - от истока к итогу. Для обозначения многовековых судеб жанров Л. В. Пумпянский находит сильные слова: произведениями Ф.М. Достоевского "Европа нудится закончить историю своего Ренессанса и своей художественной словесности"[25]; "Памятником" A.C. Пушкина заканчивается трехтысячилетняя история отношений поэта и музы ("тень дуэли 1837 года уже пала на оду Горация"[26]).

Ю.Н. Тынянов находит сильные метафоры для подчеркивания "борьбы и смены" в синхронии. Терминологический ряд Ю.Н. Тынянова - "разложение", "выпадение", "невязка", "экспансия", "империализация", "революция", "разрыв", "деформация". Термин "синхрония" для описания "мира" Ю.Н. Тынянова так же слаб, как термин "диахрония" для "мира" Л.В. Пумпянского. "Эпохами" Ю.Н. Тынянов называет декады - и это в "медленном" XIX веке; в XX же веке - "стремительность смен", "жесткость борьбы", "быстрота падений"[27]. Литературный процесс описывается Ю.Н. Тыняновым в стиле газетной хроники: "один поэт-одиночка говорил мне, что каждый час меняет положение"[28]). "Каждый час" - предел Тынянова, "тысячиления" -Пумпянского.

Преемственность в "мире" Тынянова крайне затруднена, прямая связь не признается. Отсюда геометрические метафоры линия, уходящая вкось, традиции "подземные и боковые" - и 1 ме^форы военные: выступление A.C. Пушкина против поздних карамзинистов Тынянов называет "гражданской войной", а попытку посредничества попыткой примирить враждующие армии[29]. Но и сам Тынянов не признает мира: "мирный" и "гладкий" для него эпитеты с клеймом. *

Не примиряя в своем сознании спорящие филологические школы, все же будем следовать им обоим. Нас вдохновляют обе позиции, обе точки зрения на литературную эволюцию, которые не только противоречат, но и дополняют друг друга. Руководствуясь этими соображениями, мы соединяем в данном исследовании два опорных терминологических ряда, последовательно пользуемся терминами и метафорами как Ю.Н. Тынянова, так и Л.В. Пумпянского.

Именно по теории жанра оды представителями этих школ двадцатых годов высказаны наиболее ценные замечания - в целом ряде работ Л.В. Пумпянского и статье Ю.Н. Тынянова "Ода как ораторский жанр"[30]. Тем резче несоответствие: история европейской оды остается одной из наименее исследованных областей в отечественном литературоведении. Давняя глава из книги Ю.Б. Виппера о поэзии Плеяды, обзорная диссертация А.И. Гайдаша "Романтическая ода". Становление жанра", глава о пиндарических одах Э. Юнга в диссертации В.Н. Ганина "Поэзия Эдуарда Юнга: становление жанра медитативно-дидактической поэмы", глава об английской оде из диссертации К.А. Афанасьевой "Русская ода XVIII века: истоки и эволюция", а также статья В.Г. Золотых реферативного характера - вот практически и все, что написано в России о европейской оде[31].

Ввиду неиэученности проблемы, можно было бы ограничиться репрезентативными целями, но исследование задает и пытается ответить на вопросы, не вполне выясненные в англоязычных работах об оде (наиболее значительные из них - Дж.Н. Шастер "Английская ода от Мильтона до Китса", Н. Маклин "От действия к образу: теория лирики в XVIII веке", К. Мэддисон "Аполлон и девятка: история оды", а также работы Р. Шейфера, Дж.Д. Джамп, П.Х. Фрая, С. Куррэна, У. Фитцжеральда, И.Х. Чейз, Х.-М. Ван Де Вейр[32]).

Не в большей мере исследована в России и тема детства в ее культурно-историческом значении. В этом направлении сделаны только первые робкие шаги (обзор И.С. Кона из книги "Ребенок и общество" и небольшая статья М. Эпштейна в соавторстве с Е. Юкиной "Образы детства"[33]). Исключением остается только история детской литературы Англии. Выделим фундаментальную диссертацию Н.М. Демуровой "Английская детская литература 1740 - 1870 годов", а из последних работ - диссертацию Л.И. Скуратовской "Основные жанры детской литературы в историко-литературном процессе Англии XIX - начала XX века"[34].

Помимо же детской литературы, имеющей к тому же только косвенное отношение к теме данной работы, наблюдаем следующее: в российской науке игнорируются именно те вопросы, к которым за границей проявляют повышенный интерес. Работы по истории детства составляют уже обширную область мировой исторической науки (особо отметим классическую работу Ф. Арие-/ма "Ребенок и семья при Старом Режиме", работы П. Лэслетта, Л. Стоуна, Дж. Боаса, И. Пинчбека и М. Хьитт, Л. Демауса, а также статьи, опубликованные в издаваемом Л, Демаусом журнале "History of Childhood Quaterly)"[35]. С регулярностью появляются монографии и статьи по истории детства в литературе (отметим прежде всего прекрасную работу Л.С. Маркус "Детство и культурное отчаянье: тема и вариации в литературе XVII века", исследования Р. Кюна, Р. Бэбинрота, Р. Паттисо-на, П. Ковенея и т.д.)[36]. Российской наукой эти тенденции почти игнорируются.

Данная работа предпринята не только как один из первых шагов для преодоления этого несоответствия, но и как попытка связать историческую поэтику детства с жанровым подходом, до этого момента, кажется, не предпринимавшаяся. Испытанием жанрового подхода становится в работе своеобразный парадокс истории английской поэзии - "встреча" жанра оды с не-одичес-кой темой детства. Пытаясь объяснить его, мы должны по-ново-му взглянуть на одну из наиболее актуальных проблем исторической поэтики - проблему жанрового мышления в эпоху слома нормативной жанровой системы. В работе прослеживаются как моменты изменчивости, динамики, так и моменты устойчивости, преемственности сперва в эпоху, когда слом этот только наметился (сороковые - семидесятые годы XVIII века), а затем в эпоху, когда онт стал уже свершившимся фактом (рубеж XVIII-XIX веков)[37].

Цель и задачи исследования.

Цель настоящей работы - проследить основные моменты эволюции жанра оды и темы детства (макроанализ), сосредоточившись прежде всего на их "встрече". "Встреча" эта могла состояться только в эпоху кризиса и последующего слома нормативной жанровой системы. Значит, за указанной целью стоит и другая: увидеть под новым углом "борьбу и смену" второй половины XVI-II - начала XIX века, проследить их механизм с помощью техники "пристального чтения" (микроанализа).

Основные задачи исследования заключаются в следующем:

-■""'.Л

1) сформулировать устойчивую схему, значений теологической идеи детства, образующуюся в период со средних веков до XVII века;

2) определить, как изменяется теологическая идея детства в результате ее превращения в поэтическую тему (начало XVII века);

3) описать жанровую "валентность" темы детства в английской поэзии XVII века;

4) обозначить причины вытеснения темы детства из высокой литературы на рубеже XVII-XVIII веков;

5) найти жанрообразующие принципы английской пиндарической оды, позволяющие ей сохранить свою идентичность в течение трех веков;

6) выявить причины и следствия "встречи" жанра оды и темы детства в стихотворениях Т. Грея ("Ода на Отдаленный Вид Итонского Колледжа", 1742) и У. Вордсворта ("Откровения Бессмертия", 1802-1806);

7) доказать жанровую идентичность английской пидандрической оды в сороковые-семидесятые годы XVIII века и в романтическую эпоху.

Научно-практическая значимость работы.

Настоящая работа представляет собой опыт рассмотрения безличной истории литературы, опирающийся на последовательный жанровый подход. Жанр - главный "герой" нашего исследования, мы персонифицируем жанр, представляем его имеющим свою волю ("Жанр как бы имеет свою собственную волю" - С.С. Аверин-цев[38]). Каждое явление (направление, произведение, в пределе - слово) увиденное в этой работе "глазами жанра", с точки зрения борьбы и взаимодействия жанровых влияний.

Материал диссертации, ее основные положения и использованные в ней методы могут быть применены в общих и специальных курсах лекций по истории зарубежной литературы, по теории и истории мировой культуры, в спецкурсах по поэтике и анализу поэтического текста.

Апробация.

Основные положения диссертации отражены в публикациях, апробированы в докладах на Пуришевских чтениях 1989-1994 гг., на Всероссийских конференциях англистов 1992- 1993 гг., в выступлениях на кафедре зарубежной литературы Литературного института им. A.M. Горького и на заседаниях Проблемной группы под руководством профессора И.О. Шайтанова.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографии. Первая глава "Поэтическое открытие детства" состоит из трех разделов. В первом из них мы задаемся вопросом: каковы истоки культа детства? (название раздела: "Семантика детства: культурологический обзор). Во втором разделе ("Простота" и "сложность" детства в поэзии XVII века") мы останавливаемся на жанровой валентности темы детства в так называемой "метафизической" поэзии. В третьем разделе главы ("Дидактическая пауза в развитии темы: от медитации к дидактике") предпринятя попытка ответить на вопрос: почему тема детства уходит из "центра" на "периферию" поэзии со второй половины XVII века до сороковых годов XVIII века?

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Тема детства в английской оде ХVII - начале XIX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научная новизна исследования видится в решении следующих конкретных задач:

1) сформулирована схема значений, организующая теологическую идею детства со средних веков до XVII века;

2) введено понятие жанровой "грамматики"; последовательно проведена "грамматическая" классификация анализируемых жанров;

3) найден жанрообразующий принцип пиндарической оды -жанровый миф о "внезапном восторге";

4) предпринята попытка доказать, что за счет относительной устойчивости жанрового мифа английская пиндарическая ода в течение трех веков сохраняет свою идентичность.

Завершая данное исследование, еще раз напомним основные его положения, выносимые на защиту.

Тема детства, открытая "метафизической" поэзией начала XVII века, имела к тому времени сложившуюся в течение многих веков схему значений. Схема значений детства есть его логическое определение. Мы представляем эту логику в виде классификации:

1. Первичное значение детства - отрицательное, определяемое от противного, через отрицательные частицы, предлоги и суффиксы. Ребенок - не только не-взрослый, но и не-чело-век, который, только взрослея, становится человеком.

2. Следующая ступень логического определения детства сопоставления и противопоставления. Ребенка сопоставляют с животным (с античности и раннего средневековья), дурачком и умалишенным (со времени зрелого средневековья), дикарем (с XVI века). Эти имеющие отрицательный характер уподобления могут быть переоценены, как бы перевернуты в иных традициях. Сопоставления дополняются противопоставлениями: ребенка взрослому, а понятия детства - понятию зрелости. Детство и зрелость противопоставляются как простое и сложное, ествест-венное и искусственное, бытовое и официальное, игровое и серьезное.

Теологический парадокс - доминирующий прием в определении детства: он оправдывает и возвышает простое, бытовое и естественное как проявления и грани божественного.

3. Следующая ступень логической схемы значений - определение детства во времени и пространстве. Детство во времени воспринимается, во-первых, как прошедший возраст, предмет воспоминаний, во-вторых, как возраст, устремленный в будущее, с которым связывают ожидания, в-третьих, как возраст, в котором живут настоящим, "минутой".

Каждая из этих точек зрения на детство может быть метафорически расширена. Во взгляде на детство человека как на прошлое берет /качало метафора "детство человечества". Когда в расширительном смысле видят детство как будущее, в нем прочитывают "новость" о грядущем мире, а ребенок предстает "вестником". Если детство увидено временным, минутным, то это начало метафоры, предел которой - настоящее остановленное, ставшее вневременным - вечным.

Пространственна метафора разворачивается в двух направлениях: во-первых, говорят о месте ребенка в социальной иерархии, во-вторых, и его месте в мироздании. В социальной иерархии ребенок противопоставлен взрослому как малое большому. Отсюда - два возможных следствия. Первое - сколь славен ребенок в его малости. Второе - сколь велико малое и ничтожное великое. Вписывая ребенка в мироздание, ищут ему место в "цепи существ": не совпадаея с местом "человека", оно находится или ниже - ближе к "тварям", или выше - ближе к "ангелам".

Становясь поэтической темой, идея детства обретает "жанровую грамматику" поэтической медитации, которой она принадлежит в первой половине XVII века. Под "грамматикой" разумеются отношения стихового "времени" и повествовательной точки зрения, оформленной в выборе местоименного "лица".

Представлены этапы усложнения темы детства. Если в схеме "от первого ко второму лицу" ребенок - "второе лицо", то стихотворение есть рождественская медитация - диалог с младенцем Христом. Если ребенок - "третье лицо", то стихотворение есть другая разновидность рождественской медитации "сиюминутный" рассказ о видении младенца-Христа. В рождественской медитации тема детства еще "связана", подчинена священной истории.

Чтобы тема "выделилась", ребенок и поэт должны совместиться в "первом" лице, ведущем диалог с Богом ("второе лицо"). При этом возможны простой случай, когда "маска" ребенка задана поэтическому "я", и сложный, когда по ходу стихотворения происходит перевоплощение поэта в ребенка.

Решающий шаг в обретении темой детства самостоятельности сделан Г. Воэном и Т. Трэйерном: в их медитациях ребенок (или детство), вновь соответствующий "второму" или "третьему лицам", уже не связан с образом младенца-Христа. Поэт обращается к ребенку не потому, что в образе ребенка явлен I

Бог, а потому, что детство божественно!само по себе. Эти бо1 жественные способности открываются поэту в медитативном созерцании: ребенок не просто подобен Адаму "по определению", а воспринимает мир, как Адам в раю - впервые, заново, свежо и остраненно.

Следствие этого открытия - расширение жанровой валентности темы, еще принадлежащей поэтической медитации, но уже готовой к появлению в жанрах, прямо не связанных с мисти-ко-теологической сферой - элегии и пасторали. В пасторали детство воспринимается как неизменный и статический, замкнутый в себе период ("грамматическая" схема пасторали: "третье лицо", "настоящее время как вечное"). В элегии детство воспринимается как прошедший возраст, о котором приходится сожалеть ("грамматическая" схема: "от первого лица в настоящем времени ко второму или третьему в прошедшем", вариант - "к себе же в прошедшем").

Теме детства предстоит "встретиться" с жанром оды в стихотворении Т. Грея "Ода на Отдаленный Вид Итонского Колледжа" (1742). Для этого, казалось бы, необходимо, чтобы схема значений темы оказалась валентной жанрообразующей структуре жанра оды - его жанровому мифу. Структура эта такова:

1. Начало оды - "начало, обладающее волей" ("рг1пс1р1шп уо1епз") - первый одический поэт Пиндар.

2. Культ Пиндара требует особого культового состояния восторга, "священного безумия". Восторг является "ре'Ьл^л.о ргл-п^рз-л.", то есть "предрешенной предпосылкой" оды: ода пишется не потому, что так хочет поэт, а потому, что так хочет муза - и поэт не может не подчиниться ей. "Восторг внезапный ум пленил" - вот причина такого "бреда", который выше речевого здравого смысла и меры.

3. Восторг дает поэту особенную власть. Во-первых, это власть над "адресатом" и "слушателем"; во-вторых, это власть гораздо более широкая - над историей и культурой. "Воспеть" значит увековечить - то есть поместить человеческую единицу и единичное событие из времени в вечность. История и культура во власти певца, ибо он способен из случайности, явления творить "единую историю" (застывшую историю славы, подобной античному идеалу).

4. Пиндарический восторг дает поэту ни с чем не сравнимую власть, но дается этот восторг немногим избранным: непосвященного ждет жесткое поражение. Собираясь в полет за Пиндаром, поэт осознает опасность: сколрее всего ему грозит бесславное падение. Но неудачи большинства одописцев не могут поколебать величия жанра: напротив, они подкрепляют его, вписываясь в жанровый миф. Такова общая схема мифа, на которую опирается тема поэзии - ведущая тема английской пиндарической оды.

Итак, чтобы тема детства появилась в жанре оды, схема значения темы и жанровый миф оды должны быть валентны друг другу. Но в "Итонском колледже" Т. Грея, стихотворении, в котором жанр и тема "встречаются", ситуация складывается по-другому. Тема детства здесь "преждевременна", она неожиданна в жанре оды и поэтому выводит из равновесия одическую систему • Следствия:

1. - Стилистические "невязки", смешение единичного и общего, характерные для классической оды, не только не преодолены, но даже усилены; причины - несоответствие "возвышенных" одических средств "бытовой" теме; в результате - подчас комический эффект, которого так боялись одописцы;

- смешение "языков" разных жанров, борьба жанров в самом тексте оды;

- логические противорения;

- "абсурдность", немотивированность риторической композиции. "Новая ода" - с точки зрения рационалистической поэтики ("здравого смысла"), - неудачная ода.

2. Главное следствие: нарушение законов жанрового мифа:

- одический восторг используется поэтом в своих целях: поэт не просто воспевает, восхваляет свой объект, но стремится к нему; "власть", которая дается одическим восторгом, направлена на то, чтобы слиться с объектом или воздействовать на него;

- восторженная речь поэта завершается неудачей: не "славным падением" одического "мифа", а демонстрацией поэтического бессилия и самоотрицанием певца.

3. В разрушении традиционной системы - зарождение новых "конструктивных принципов":

- замещение риторической композиции драматической;

- отсюда - новая функция поэта в оде; он уже не просто "рупор" оды, но герой драмматического действия; по ходу оды он изменяется (впадает в различные "состояния"), меняет "роли-маски"; итог этих "перипетий" не предустановлен, непредсказуем;

- изменяется и "адресат" - объект воспевания оды; меняющийся субъект и объект оды вступают в сложные драмматические отношения;

- жанровый миф, выведенный из равновесия, не отменен: происходит динамизация, реализация условных формул.

Тема детства и жанр оды становятся валентны друг другу в результате сложной эволюции - уже в романтическую эпоху - в "Оде: Откровения Бессмертия" У. Вордсворта. В "романтической оде" наблюдаем модификацию традиционного одического мифа под влиянием новых тем, в том числе и темы детства. Сколь бы далеко, однако, не уходила "романтическая ода" от этого мифа, связь и преемственность сохраняются. Эта преемственность и позволяет считать "романтическую оду" принадлежащей пиндарической традиции.

По классическому жанровому мифу, "внезапный восторг" дает певцу огромную власть - над объектом, "слушателем", историей и культурой. В "романтической оде" эта власть нужна для того, чтобы вернуть утраченную связь с поэзией и природой, чтобы преодолеть трагическое отчуждение.

Эта власть действует как чудо. В классической оде жанровый "ре^1;:1о ргз.пс1рИ" - "внезапный восторг", конечно, не был внезапным. Восторг был предустановлен пиндарической традицией, божественным авторитетом Пиндара и музы. В "романтической оде" восторг не задан, начальная точка почти всякий раз - "уныние": одическая попытка предпринимается для преодоления этого "уныния", в поисках "божественного восторга".

Условная формула классической оды сбывается в "романтической оде": восторг, действительно, становится озарением, "вспышкой" - он непредсказуем, он всегда "вдруг".

Восторг дает поэту величайшую власть - возможность творить. Оборотная сторона этой власти - "падение" - потеря божественного состояния, опустошающая трезвость, сменяющая бурный восторг. Поскольку одический восторг уже не предустановлен, поэт может искать его, найти и потерять. Застывшая формула оживает и разыгрываетсмя в увлекательном и полном драматизма сюжете "романтической оды".

Но при этом "романтическая ода" отказывается от "рг1пс1р1иш уо1епБ" классической оды - божественного авторитета Пиндара. Поэт в "романтической оде" должен искать основание поэзии, новый "авторитет"; будучи найденным в данном стихотворении, он не утверждается раз и навсегда; в следующем стихотворении его придется искать заново. Этот поиск и становится "магистральной темой" "романтической оды". Одним из таких "авторитетов" - "вместо музы" - и станосится "маленький ребенок" восьмой строфы "Откровений Бессмертия" У. Вордсворта. В "романтической оде" великим посредником, связующим звеном между Поэзией и Природой является именно ребенок: таким образом, его роль в "романтической оде" - это не просто роль адресата, объекта воспевания, но роль "источника", "начала", "причины" оды. Таков итог "встречи" жанра оды и темы детства в "романтической оде".

 

Список научной литературыСвердлов, М. И., диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992. - 334 с.

2. Английская лирика первой половины XVII века. / Составление, общ. редакция А.Н. Горбунова. М., 1989. 347 с.

3. Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. / Составление, предисловие и комментарий И.О. Шайтанова. М., 1987. 526 с.

4. Античные риторики. / Ред. A.A. Тахо-Годи. М., 1978. -334 с.

5. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4. М., 1984. 830 с.

6. Байрон. Дневники. Письма. / Ред. З.Е. Александровой, A.A. Елистратовой, А.Н. Николюкина. М., 1965. 440 с.

7. Беме Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении. М., 1990. 415 с.

8. Блейк У. Стихи. / Сост. А.М. Зверева. М., 1982. 558с.

9. Вордсворт У. Предисловие к "Лирическим балладам". // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 261-278.

10. Гаманн И.-Г. Пять пастырских посланий о школьной драме. // Идеи эстетического воспитания. Том второй. Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII-XIX веков. М., 1973. С. 149-162.

11. Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991. -732 с.

12. Гораций. Избранные оды. / Ред. Я. Голосовкера. М., 1948. 142 с.

13. Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. / Ред. М.Л. Гаспарова. М., 1970. 479 с.

14. Жуковский В.А. Зарубежная поэзия в переводах В.А. Жуковского. Т. 1. М., 1985. 606 с.

15. Ките Дж. Стихотворения. "Ламия", "Изабелла", "Канун св. Агнессы" и другие стихи. / Под ред. Н.Я. Дьяконовой. Л., 1986. 391 с.

16. Кольридж С.-Т. Избранные труды. М., 1987. 348 с.

17. Из истории английской эстетической мысли XVIII века. / Ред. И.С. Нарского. М., 1982. 367 с.

18. Лабрюйер Ж. де. Характеры, или нравы нынешнего века. М.-Л., 1964. 415 с.

19. Лойола И. Духовные упражнения. Примечания для лучшего понимания духовных учителей, помогающие как дающему, так и воспринимающему их. // Символ. Декабрь 1991, N 26. С. 15 -121.

20. Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т. 3. М., 1988. -681 с.

21. Лукан Марк Анней. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. / Ред. Ф.А. Петровского. М., 1993. 349 с.

22. Монтень М. Опыты в трех книгах. Книга первая и вторая. М. , 1979. 703 с.

23. О возвышенном. / Ред. Н.А. Чистяковой. М., 1966. -149 с.

24. Пикок Т.Л. Аббатство кошмаров. Усадьба Грилла. / Ред. Е.Ю. Гениевой, А.Я. Ливерганта, Е.А. Суриц. М., 1988.

25. Платон. Ион. // Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. М., 1990. С.

26. Платон. Федр. / Пер. А.Н. Егунова: ред. Ю.А. Шичали-на. М. , 1989. 132 с.

27. Спор о древних и новых. / Ред. В.Я. Бахмутского. М., 1985. 471 с.

28. Ходасевич В. Колеблимый треножник. / Ред. Н.А. Богомолова. М., 1991. 684 с.

29. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. / Ред. М.Л. Гаспарова. М., 1972. 471 с.

30. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991. 543 с.

31. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. М., 1978. 327 с.

32. Шиллер Ф. Собрание сочинений в семи томах. Том шестой. Статьи по эстетике. М., 1957. 791 с.

33. Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М., 1991. -463 с.

34. Addison J. The Works of the Right Honourable 3. Addison. / With Notes by R. Hurd. In 6 Volumes. L., 1811. V. 1. 460 p.

35. Akenside M. The Poetical Works of M. Akenside. L., n.d. 312 p.

36. Beattie's Poems. // The Works of English Poets from Chaucer to Cower. /Ed. by A. Chalmers. L., 1810. Vol. XVIII.

37. Bernard (Saint). The Nativity. Chicago; Dublin; L., 1959. 213 p.

38. Bernard, Abbot of Clairvaux. Steps of Humility. Cambridge, Mass., 1950. 461 p.

39. Blake W. The Complete Writings of W. Blake. With all the Variant Readings. / Ed. by G. Keynes. N. Y., MCMLVII. -936 p.

40. Burton R. The Anathomy of Melancholy. What It is with All the Kinds, Causes, Symptoms, Prognostics, and Several Cures of It. By Democritus Junior Robert Burton. L., 1881. 747 p.

41. Lord Byron. The Complete Poetical Works. / Ed. by J. 0. Macgann. Oxford, 1980. Vol. 1. 465 p.

42. Byron G.N.G. The Complete and Unexpurgated Text ofall Letters Available in Manuscript and the full printed Versions of all others. Volume 8. 1821. "Born for Opposition". Byron's Letters and Journals. / Ed. by L.A. Marchand. L., 1978. 271 p.

43. Chamber's Cyclopedia of English Literature. N.Y., 1938. Vol. 2. XVIII c.

44. Clement of Alexandria. The Fathers of the Chureh. A New Translation. Vol. 23. / Tr. by S.P. Wood. Washington, 1953. 522 p.

45. Coleridge S.-T. Collected Letters of S.-T. Coleridge. / Ed. by E.L. Griggs. Vol. II. 1801-1806. Oxford, 1956. 652 p.

46. Coleridge S.-T. The Complete Works of S.-T. Coleridge with an Introductory Essay upon his Philosophical and Theological Opinions. /Ed. by Professor Shedd In Seven Volumes. Vol. 7. The Poetical and Dramatic Works of S.-T. Coleridge. N.Y., 1958. 453 p.

47. Collins W. The Poetical Works of W. Collins. Boston, MDCCCLIII. 150 p.

48. Congreve W. The Poetical Works of W. Congreve. L., n.d. 207 p.

49. Cowley A. The Poems of Cowley. Vol. 1. 365 p.; vol. 2. - 407 p. // The Works of the English Poets with Prefaces biographical and critical, by S. Johnson. L., MDCCLXXIX.

50. Cowper W. The Poetical Works of W. Cowper. /Ed. by R.A. Willmott. L., 1863. 631 p.

51. Crashaw R. Poems by R. Crashaw. Steps to the Temple. Delights of the Muses and other Poems. / Ed. by A.R. Waller. Cambridge, 1904. P.

52. Donne J. The Complete English Poems. / Ed. by A.J. Smith. Harmondsworth (Midd.), 1973. 679 p.

53. Dryden J. The Critical Opinions of J. Dryden. A Dictionary. Nashville, 1963. 579 p.

54. Dryden J. The Poems and Fables of J. Dryden /Ed. by J. Kynsley. L., 1962. 864 p.

55. Dryden J. Dramatic Essays by J. Dryden. L.; Toronto, 1928. 299 p.

56. The Early English Carols. /Ed. by R.L. Greene. Oxford, 1977. 708 p.

57. English Nativity Plays. /Ed. by S.B. Hemingway. N.Y., 1964. 518 p.

58. English Prose. 1600-1660. / Ed. by C.A. Moore and D. Bush. N.Y., 1930. 466 p.

59. Evelyn J. Diary of John Evelyn. / Ed. by Wheatley. L. , 1879. 451 p.

60. Gray T. Complete Poems of T. Gray. English, Latin, and Greek. /Ed. by H.W. Starr; J.R. Hendrickson. Oxford,1966. 284 p.

61. Gray T. Correspondence of T. Gray. /Ed. by P. Toyn-bee, L. Whibley. In 3 Volumes. Vol. 1. 1734-1755. Vol. 2. 1756-1765. Oxford, 1935. 1360 p.

62. Gray T. The Poetical Works of T. Gray. With a Memoir. Boston, 1870. 223 p.

63. Herbert G. The Poems of G. Herbert. / With an Introduction by H. Gardner. L.; N.Y.; Toronto, 1961. 285 p.

64. Herrick R. The Poems of R. Herrick. / Ed. by L.C. Martin. / L., 1965. 418 p.

65. Johnson S. The Critical Opinions of S. Johnson. N. Y., 1961. 493 p.

66. Johnson S. A Dictionary of the English Language, in which the Words are deduced from their Originals, and illustrated in their Different Significations by Examples from the Best Writers. By S. Johnson. In Two Volumes. L., MDCCLV. V. 1.

67. Johnson S. The Lives of the most Eminent English Poets with Critical Observation on their Works by S. Johnson. In Four Volumes. L., MDCCLXXXIII. Vol. 3. 425 p. Vol. 4. - 417 p.

68. Jonson B. /Ed. by C.H. Herford Percy; E. Simpson. In 8 Volumes. Oxford, 1947. V. 8. 674 p.

69. Keats J. Complete Poems and Selected Letters. /Ed. by C.D. Thorpe. N.Y., 1935. 666 p.

70. Lamb Ch. Letters of Ch. Lamb with some Account of the Writer, his Friends and Correspondents, and Explanatory Notes. / Ed. by T.N. Talfourd. In 2. Volumes. L., 1886. V. 1. 451 p.

71. Lamb Ch. The Works of Ch. Lamb. A New Edition. / Ed. by T.N. Talfourd. L., 1890. 712 p.

72. Marvell A. The Poems and Letters of A. Marvell. / Ed. by H. M. Margoliouth. Oxford, 1971. 474 p.

73. Marvell A. Complete Poetry. / Ed. by G.de Ford. N.Y., 1968. 275 p.

74. Meditations on the Life of Christ. An illustrated Manuscript of the XlVth Century. / Ed. by I. Ragusa and R.B. Greene. Princeton, 1961. 390 p.

75. The Meditative Poem. An Anthology of the XVII-th Century Verse. / Ed. by L.L. Martz. N.Y., 1963 374 p.

76. Milton J. Complete Prose Works. /Ed. by D. Bush. New Haven, 1959. P.

77. Milton J. The Poems of J. Milton. /Ed. by H. Darbishire. Oxford, 1961. 679 p.

78. The Fourth Part of Miscellany Poems. / Publ. by J. Dryden. L., 1716. 402 p.

79. Pearl. An English Poem of the Fourteenth Century. / Ed. with a Modern Rendering by I. Gollancz. L., 1891. P.

80. Philips J. The Poems of J. Philips. // The Works of the English Poets. Vol. 38. L., MDCCLXXX. 352 p.

81. The Poems of Parnell and A. Philips. // The Works of the English Poets. Vol. 44. L., MDCCLXXIX. 315 p.

82. Poems on Affairs of State. From 1620 to this Present Year. L., 1707. 436 p.

83. Poetical Miscellanies: The Fifth Part. / Ed. by W. Tonson; J. Dryden. L., 1704. 412 p.

84. Prior M. Poems on Several Occasions. / Ed. by A.R. Waller. Cambridge, 1905. 367 p.

85. Prior M. The Literary Works of M. Prior. Oxford, 1971. 548 p.

86. Quarles F. "Emblems" (1635) by F. Quarles. Faximile Reproduction with and Introduction by A.D. Causens. N.Y., 1951. 497 p.

87. Quarles F. The Complete Works in Prose and Verse of F. Quarles. 3 vol. / Ed. by A.B. Grosart. N.Y., 1967. Vol. 3. 469 p.

88. Richardson A. Iconology. 2 Vol. N.Y., 1979. Vol. 1. 343 p.

89. Ripa C. Barocco and Rococo pictorial Imagery. 1758-1760. Addition of Ripa's "Iconologia". / Ed. by E.A. Maser. N.Y., 1971. 218 p.

90. Shelley P.B. The Poetical Works of P.B. Shelley: Including Various Additional Pieces from Ms. and Other Sources. /Ed. by W.M. Rossetti. L., 1870. Vol. 1. 504 p. Vol. 2. - 602 p.

91. Shenstone W. The Poetical Works of W. Shenstone. With the Life of the Author. In 2 Volumes. L., 1807. V. 1. -197 p. V. 2. 156 p.

92. Smollett T. The Poems of T. Smollett. // The Poetical Works of 0. Goldsmith, T. Smollett, S. Johnson, and W. Shenstone. N.Y., 1863. P. 1-33.

93. Southey R. Letters of R. Southey. A Selection. / Ed. by M.H. Fitzgerald. L.; N.Y.; Toronto; Melbourne, 1912. -552 p.

94. Southey R. The Poetical Works of R. Southey. Complete in One Volume. Paris, 1829. 763 p.

95. Spencer E. The Faerie Queen. / Ed. by T.P. Roche; C. P. 01 Donne11. Harmondsworth (Midd.), 1978. 1246 p.

96. Thomson J. Complete Poetical Works of 0. Thomson. L., 1908. 731 p.

97. Traherne 0. Poems, Centures, and Three Thankgivings. // Ed. by A. Ridler. L., 1966. 427 p.

98. Traherne T. The Poetical Works of T. Traherne, faithfully reprinted from the Anthor•s Original Manuscript. / Ed. by G.I. Wade. L., 1932. 305 p.

99. Vaughan H. The Works of H. Vaughan. / Ed. by L.C.

100. Martin. Oxford, 1957. 771 p.

101. Van De Veen 0. Amorum Emblemata. Antwerpen. (1608) / Ed. by S. Orgel. N.Y.; L., 1979. 213 p.

102. Van De Veen 0. Horatii Emblemata. Amsterdam (1612). // The Philosophy of Images. /Ed. by S. Orgel. N. Y.; L., 1975. 281 p.

103. Waller E. The Works of E. Waller. // The Works of English Poets from Chaucer to Cowper. /Ed. by A. Chambers. L. , 1810. Vol. 8. 629 p.

104. Warton J. // The Three Wartons. A Choice of their Verse. / Ed. by E. Partridge. N.Y., 1970. 311 p.

105. Warton T. The Poetical Works of T. Warton. // The Poetical Works of T. Gray, T. Parnell, W. Collins, M. Green, and T. Warton. / Ed. R.A. Willmott. L., 1855. P. 1-190.

106. Watts I. The Poetical Works of I. Watts. In 7 Volumes. Edinburg, 1782. V. 7. 196 p.

107. Wordsworth W. The Complete Poetical Works of W. Wordsworth. / With an Introduction of D. Morley. L., 1896. -928 p.

108. Wordsworth W. Letters of W. Wordsworth. A New Selection. / Ed. by A.G. Hill. Oxford; N.Y., 1984. 330 p.

109. The Works of the British Poets with Prefaces, Biagraphical and Critical. / By R. Anderson. Edinburgh, 1794. Vol. 11. 1249 p.

110. Young E. The Complete Works, Poetry and Prose: In 2vol. L., 1854. Vol. 1. 537 p.* *

111. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма. // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. М., 1991. С. 3-26.

112. Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература. // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. -С. 3-14.

113. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989. С. 3-25.

114. Аверинцев С.С. Тертуллиан. // Философская энциклопедия М., 1966. С. 225-226.

115. Афанасьева К.А. Русская ода XVIII века: истоки и эволюция. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1994. 215 с.

116. Ахутин А.В. Понятие "природы" в античности и в Новое время ("фюсис" и "натура"). М., 1988. 206 с.

117. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 502 с.

118. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 318 с.

119. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 445 с.

120. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. -566 с.

121. Вайнштейн О.Б. Индивидуальный стиль в романтической поэтике. // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 392-430.

122. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. "Элегическая школа". Спб., 1994. 240 с.

123. Верцман И. Федоров Г. Здравый смысл. // Философская энциклопедия. Том. 2. М., 1962. С. 165.

124. Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. Становление литературной школы. М., 1976. 432 с.

125. Гайдаш А.Н. Английская "пиндарова" ода. (К вопросу о формировании оды как жанра). Запорожье, 1987. 67 с.

126. Гайдаш А.Н. Романтическая ода. Становление жанра (на материале английской литературы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1989.228 с.

127. Ганин В.Н. Поэзия Эдуарда Юнга: становление жанра медитативно-дидактической поэмы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1990.201 с.

128. Ганф Т.А. Сонет Т. Грея "На смерть м-ра Р. Уэста" (опыт анализа). // Вопросы романо-германской филологии. Л., 1972. С. 78-84.

129. Гаспаров М.Л. Басни Эзопа. // Басни Эзопа. /Ред. М.Л. Гаспарова. М., 1968. С. 241-269.

130. Гаспаров М.Л. М.М. Бахтин в русской культуре XX века. // Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979. С. 111-114.

131. Гаспаров М.Л. Научность и художественность в творчестве Тынянова. // Тыняновский сборник. Четвертые тыняновские чтения. Рига, 1990. С. 11-17.

132. Гаспаров М.М. Овидий в изгнании. // Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 1982. С. 189-224.

133. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989. 303 с.

134. Гаспаров М.Л. Седакова О. Диалоги о Бахтине. // Новый круг, 1992. N 1. С. 113-117.

135. Гаспаров М.Л. Строение эпиникия. // Поэтика древнегреческой литературы. С. 290-330.

136. Гаспаров М.Л. Поэзия Пиндара. // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 361-383.

137. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. С. 218.

138. Григорьева Н.И. Вдохновение и творчество в поэтикеплатоновских диалогов. // Античная поэтика. С. 135-157.

139. Гудков Л.Д.; Дубин Б. В. Сознание историчности и поиски теории: исследовательская проблематика Тынянова в перспективе социологии литературы. // Тынянский сборник. Первые тыняновские чтения. Рига, 1984. С. 114-124.

140. Гуковский Г. Очерки по истории русской литературы

141. XVIII века. М.; Л., 1936. 287 с.

142. Гуковский Г. Русская поэзия XVIII века. Л., 1927. -231 с.

143. Демурова Н.М. Английская детская литература. 1740-1870 гг. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1983. 368 с.

144. Дурылин С.H. Св. Франциск Ассизский и "Цветочки". // Цветочки Святого Франциска Ассизского. М., 1990. С. I-XXXII.

145. Дьяконов И.M. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. 315 с.

146. Золотых В.Г. Развитие оды в английской литературе до романтизма. // Переходные явления в литературном процессе XVIII-XX веков. М., 1981. С. 115-121.

147. Козлов С.Л. Литературная эволюция и литературная революция: к истории идей. // Тыняновский сборник. Четвертые тыняновские чтения. Рига, 1990. С. 110-119.

148. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 271 с.

149. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга 1. М., 1988. 414 с.

150. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1994. 715 с.

151. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. , 1993. 959 с.

152. Марков В.А. Тынянов и современная терминология. // Тыняновский сборник. Первые тыняновские чтения. С. 177-190.

153. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. Л., 1928. -192 с.

154. Михайлов A.B. Идея античности и изменчивость культуры. Рубеж XVIII-XIX вв. // Быт и история в античности. М., 1988. С. 219-270.

155. Михайлов A.B. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи. // Историческая поэтика. С. 326-391.

156. Пумпянский Л.В. Достоевский и античность. Пб., 1922. 102 с.

157. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма. (Поэтика Ломоносова). // Контекст-1982. М., 1983. С. 290-226.

158. Пумпянский Л.В. Ломоносов и немецкая школа разума. // XVIII век. Сборник 14. Русская литература XVIII начала

159. XIX века в общественно-культурном контексте. Л., 1983. С. 3-44 .

160. Пумпянский Л.В. "Медный всадник" и поэтическая традиция XVIII века. // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. 4-5. М.; Л., 1939. С. 91-125.

161. Пумпянский Л.В. Об оде А. Пушкина "Памятник". // Вопросы литературы. 1977. N 8. С. 136-153.

162. Пумпянский Л.В. Очерки по литературе первой половины XVIII века. // XVIII век: Сборник статей и материалов. М.; Л., 1935. С. 101-135.

163. Рабинович В.Л. Исповедь Книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991. 496 с.

164. Ревякина Н.В. Трактат Эразма "О воспитании детей" и итальянская гуманистическая педагогика первой половины XV в. // Эразм Роттердамский и его время. / Ред. Л.С. Чиколини. М., 1982. С. 78-90.

165. Скуратовская Л.Н. Основные жанры детской литературы в историко-литературном процессе Англии XIX начала XX века. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1992. - 426 с.

166. Суперфин Г.Г. Б. Пастернак критик "формального метода". // Ученые записки ТГУ, 284. Труды по знаковым системам, V. Тарту., 1971. С. 529-530.

167. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М., 1959. 473 с.

168. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. 574 с.

169. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1968. -424 с.

170. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.,1978. 605 с.

171. Фрейденберг О.М. Об основном характере греческой литературы. // Ученые записки ЛГУ. N 60, 1940. Серия филологических наук. Вып. 6. 1940. С. 32-50.

172. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М. , 1977. 488 с.

173. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. / Ред. С.С. Аверинцева, А.Н. Мешкова, Ю.Н. Попова. М., 1993. -789 с.

174. Шайтанов И.О. Глазами жанра: проблема англоязычной критики в свете исторической поэтики. (Статья в печати).

175. Элиот М.-С. Традиция и индивидуальный талант. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. / Под ред. Г.К. Косикова. М., 1987. С. 169-176.

176. Юкина Е., Эпштейн М. Образы детства. // Новый мир.1979. N 12. С. 235-251.

177. Abrams M.H. Belief and Suspension of Disbelief. // Literary Criticism. Idea and Act. The English Institute. 1939-1972. Selected Essays. / Ed. by W. K. Wimsatt. Berkeley, 1974.P. 115-131.

178. Abrams M.H. The Correspondent Breeze. Essays on English Romanticism. N.Y.; L., 1984. 296 p.

179. Abrams M.H. The Mirror and the Lamp. Romantic Theory and the Critical Tradition. Oxford, 1953. 406 p.

180. Abrams M.H. Natural Supernatural ism. Tradition and Revolution in Romantic Literature. L., 1971. 550 p.

181. Aries P. Certures of Childhood. A Social History of Childhood. Harmondsworth (Midd'x), 1973. 414 p.

182. Babbitt I. The Qualities of Rousseauism. // Romanticism: Points of View. / Ed. by R.F. Gleckner; G.E. Enscoe. N.Y., 1970. P. 9-17.

183. Babenroth A.C. English Childhood: Wordsworth's Treatment of Childhood in the Light of English Poetry from Prior to Crabbe. N.Y., 1922. 328 p.

184. Barnet S.; Berman M.; Burto W. A Dictionary of Literary, Dramatic, and Cinematic Terms. Boston, 1971. 96 p.

185. Bayne-Powel1 R. The English Child in the XVIIIth Century. L., 1939. 479 p.

186. Beer J.B. Wordsworth in Time. L.; Boston, 1979. -232 p.

187. Blackstone B. Worksworth's Mind and Art. Edinburgh, 1969. P.

188. Bloom H. The Myth of Memory and Natural Man. // Wordsworth. A Collection of Critical Essays. / Ed. by M.H. Abrams. N.Y., 1972. P. 95-106.

189. Bloom H. The Visionary Company. A Reading of the English Romantic Poetry. N.Y., 1961. P. 166-173.

190. Bloomfield M.W. The Elegy and the Elegiac Mode // Renaissance Genres. / Ed. by B.R. Lewalski. N.Y., 1986. 487 P

191. Boas G. Cult of Childhood. L., 1948. 106 p.

192. Boas G. Essays on Primitivism and Related Ideas in the Middle Ages. Baltimore, 1948. 227 p.

193. Boas G. Happy Beast in French Thought of the Seventeenth Century. Contribution to the History of Primitivism. N.Y., 1966. 159 p.

194. Bond R.P. English Burlesque Poetry. N.Y., 1964. -483 p.

195. Bowra C.M. The Romantic Imagination. Oxford, 1980. 306 p.

196. Broadus E.R. The Laureateship. A Study of the Office of Poet Laureate in England with some Account of the Poets. Oxford, 1921. 430 p.

197. Brooks C. The Well Wrought Urn. Studies in the Structure of Poetry. N.Y., 1947. 300 p.

198. Brown M. The Urbane Sublime. // ELH. Vol. 45. N 2. Summer 1978. P. 236-254.

199. Chayes I. Rhetoric as Drama: An Approach to the Romantic Ode // PMLA, 79(1). March, 1964. P. 67-79.

200. Christensen J. "Thoughts That Do Often Lie Too Deep for Tears": Toward a Romantic Concept of Lyrical Drama. // The Wordsworth's Circle. Vol. XII. N 1. Winter, 1981. P. 56-64.

201. Clark K.; Holquist M. Mikhail Bakhtin. Cambridge, Mass., 1984. 530 p.

202. Clarke C.C. Romantic Paradox. An Essay on the Poetry of Wordsworth. L., 1962. P.

203. Cohen R. On the Interrelations of Eighteenth-Century Literary Forms. // New Approaches to Eighteenth-Century Literature. Selected Papers from the English Institute. / Ed. by R. Harth. N.Y.; L., 1974. P. 33-78 .

204. Coveney P. The Image of Childhood. Harmondsoworth, 1967. 361 p.

205. Cunnington P.; Buck A. Children's Costume in England. From the XlVth to the End of XlXth Century. L., 1972. 366 p.

206. Curran S. Poetic Form and British Romanticism. L., 1986. 265 p.

207. Curtis J.R. Wordsworth's Experiment. The Lyric Poems of 1802 with Text of the Poems Based on Early Manuscripts. Ithaca; L., 1971. 227.

208. Daly P. The English Emblem Tradition. Vol. 1. L., 1988. 315 p.

209. Danby J.F. "The Idiot Boy".: Wordsworth's Narrative and Dramatic Voices. // Wordsworth. A Collection of Critical Essays. / Ed. by M.H. Abrams. N.Y., 1972. P. 85-93.

210. Darbishire H. The Poet Wordsworth. The Clark Lectures. Trinity College, Cambridge. Oxford, 1959. -P.

211. Darton F.J.H. Children's Books in England. Five Centures of Social Life. Cambridge, 1958. 367 p.

212. Demaus L. The Evolution of Childhood. // History of Childhool Quarterly. Spring 1974, Vol. 1, N 4. P. 3-108.

213. Duthie E. A Fresh Comparison of "The Idiot Boy" and "The Idiot". // Notes & Queries. N 25(3) June 1978. P. 71-76

214. Eliot T.S. The Metaphisical Poets. // XVIIIth Century English Poetry. Modern Essays in Criticism. L., Oxford, N.Y., 1971. P. 23-31.

215. Eliot T.S. Selected Essays. N.Y., 1932. 178p.

216. Empson W. Some Versions of Pastoral. Norfolk, Connecticut, 1960. 286 p.

217. Everest K. Coleridge's Secret Ministry: The Context of the Conversational Poems. 1795-1798. Sussex, 1979. 238 P

218. Ewers H.-H. Kindheit als Poetische Daseinform. Herder. Jean Paul. Novalis. Tieck. Munchen, 1989. 270 p.

219. Ewing E. History of Children's Costume. N.Y., 1977.- 372 p.

220. Fairchild H.N. The Noble Savage. A Study in Romantic Naturalism. N.Y., 1961 535 p.

221. Family Forms in Historical Europe. /Ed. by P. Laslett, R.Wall, J. Robin. Cambridge, 1983. 480 p.

222. Fowber R.A. Dictionary of Modern Critical Terms. Boston, 1978. 453 p.

223. Foxell N. Ten Poems Analysed. Oxford, 1966. 220 p.

224. Freeman R. English Emblem Books. L., 1948. 463 p.

225. Friedman H. Symbolic Goldfinch. N.Y., 1946. 348 p.

226. Frye N. A Study of English Romanticism. N.Y., 1968.- 180 p.

227. Frye N.; Baker S., Perkins G. The Harper Handbook of Literature. 563 p.

228. Fry P.H. The Poet's Calling in the English Ode. New Haven; L., 1980. 328 p.

229. Gardner H. The Metaphisical Poets. // Seventeenth Century English Poetry. Modern Essays in Criticism. Oxford, 1971. P. 273-284.

230. Garrison J.D. Dryden and the Tradition of Panegyric. N.Y., 1975. 313 p.

231. Garrod H.W. Wordsworth. Lectures and Essays. Oxford, 1927. 231 p.

232. Glen H. Vision and Disenchantment: Blake's Songs and Wordsworth's Lyricall Ballads. Cambridge, 1983. 399 p.

233. Goodich M. Bartholomeus Anglicus on Child-Rearing. // History of Childhood Quarterly. Summer, 1975. V. 3. N 1. P. 75-84.

234. Gordon I. Keats and the English Pindaric. // Review of English Literature. N 8, 1967. P. 15-27.

235. Gosse E. English Ode. L., 1886. 216 p.

236. Gosse E. Gray. L., 1915. 231 p.

237. Gravil R. Coleridge's Wordsworth. // The Wordsworth's Circle. N 15, 1984. P. 88-101.

238. Gray W.F. The Poets Laureate of England: Their History and their Odes. N.Y., 1915. 322 p.

239. Green D. The Proper Language of Poetry: Gray, Johnson, and Others. // Fearful Joy. Papers from the Thomas Gray Bicentary Conference at Carleton University. /Ed. by J. Downey; B. Jones. Montreal; L, 1974. P. 85-102.

240. Greenleaf B.K. Children through the Ages: a History of Childhood. N.Y., 1979. 250 p.

241. Grierson H.J.C. The Background of English1.terature and Other Collected Essays. L., 1925. 290 p.

242. Grob A. Wordsworth Immortality Ode and the Search of Identity. // ELH. Vol. 32. N 1. March 1965. P. 32-61.-61.

243. Haig E. The Floral Symbolism of the Great Masters. L., 1913. 289 p.

244. Hamilton H.F. The Pindaric ode in English Verse. N. Y., 1907. 238 p.

245. Harding A.J. Coleridge and the Inspired Word. Montreal, 1985. 324 p.

246. Hardison O.B. The Enduring Monument. A Study of the Idea of Praise in Renaissance Literatural Theory. Chapel Hill, 1962. 347 p.

247. Hartman G.H. The Unmediated Vision. N.Y., 1966. -206 p.

248. Hartman G. H. The Unremarkable Wordsworth. L., 1965. 247 p.

249. Hartman G.H. Wordsworth's Poetry. New Haven; L., 1964. 418 p.

250. Highet G. The Classical Tradition. N.Y., 1957. -687 p.

251. Highet G. The Powers of Poetry. N.Y., 1960. 356p.

252. Hirsh E.D. Validity and Interpretation. New Haven; L., 1978. 369 p.

253. The History of Childhood. / Ed. by R. Dernaus. N.Y., 1975. 631 p.

254. A History of Private Life. / Ed. by P. Aries; G.Duby Cambridge, Mass.; L., 1988. Vol. 2. 563 p. Vol. 3. - 578 p.

255. Hole C. English Home-Life, 1500 to 1800. L., 1947. 763 p.

256. Hollander J. The Untuning of the Sky. Ideas of Music in English poetry. 1500-1700. Princeton, 1961. 489 p.

257. Holmes E. Henry Yaughan and the Hermetic Tradition. N.Y., 1967. 218 p.

258. Holtgen K. Aspects of the Emblem Tradition. N.Y., 1986. 402 p.

259. Hopkins K. The Poet Laureate. Carbondale, 1966. -295 p.

260. Hunt D. Parents and Children in History: The Psyhology of Family Life in Early Modern France. N.Y., L.,1970. 398 p.

261. Hurlimann B. Children's Portraits: The World of the Child in European Painting. N.Y., 1950. 241 p.

262. Jacobus M. The Idiot Boy. // Bicentary Wordsworth. Studies in Memory of J. A. Finch. /Ed. by J. Wordsworth. Ithaca; L., 1970. P. 238-265.

263. Jacobus M. Southey's Debt to "Lyrical Ballads" (1798). // Review of English Studies. N 22(85). February1971. 79-85 p.

264. Janney F.L. Childhood in English Non-dramatic1.terature from 1557 to 1798. A Dissertation. Griefswald, Abel, 1925. 388 p.

265. Johnston A. Thomas Gray: Our Daring Bard. // Fearful Cloy. P. 50-65.

266. Johnston K.R. Recollecting Forgetting: Forcing Paradox to the Limit in the "Intimations Ode". // The Wordsworth's Circle. Vol. XII. N 1. Winter 1981. P. 45-49.

267. Jump J.D. The Ode. L., 1974. 101 p.

268. Kaiser W. Praisers of Folly. Erasmus. Rabelais. Sha-kespear. Cambridge, Mass., 1963. 531 p.

269. King A. The Two Childhoods in the Immortality Ode. // Critics on Wordsworth. /Ed. by R. Cowell. L., 1973. P. 93-101.

270. Kroeber K. The Artifice of Reality. Madison; Milwaukee, 1964. 296 p.

271. Kuhn R. Corruption in Paradise: The Child in Western Literature. L., 1982.

272. Leishman J.B. The Art of Marvell's Poetry. L., 1966. 278 p.

273. Levine W. From the Ridiculous to the Sublime: Gray's Transvaluation of Pope's Poetics. // Philological Quarterly. Volume 70. N 3. Summer 1991. P. 289-316.

274. Lonsdale R. Gray and Johnson: The Biographical Problem. // Fearful Joy. Papers from the Thomas Gray Bicentary Conference at Carleton University. Montreal; L., 1974. P. 66-84.

275. Lorence B.W. Parents and Children in Eighteenth-Century Europe. // History of Childhood Quarterley. Summer 1974. Vol. 2, N 1. P. 1-30.

276. Lovejoy A.O. The Great Chain of Being. A Study of History of Idea. N.Y., 1966. 618 p.

277. Lurits S. Wordsworth Unawares: The Boy of Winander, the Poet, and the Mariner. // The Wordsworth's Circle. Volume XIX. N 3. Summer 1988. P. 156-160.

278. Lyton Sells A.L. Thomas Gray. L., 1980. 227 p.

279. Macdonald A. Gray and his Critics: Patterns of Responce in the XVIIIth and XlXth Centures. // Fearfut Joy. P. 172-197.

280. Macfarland T. Wordsworth: Prophet of the Past. // The Wordsworth's Circle. Volume XIV. N 4. Autumn 1983. P. 251- 256.

281. Macguinness R. English Court Odes. Oxford, 1971. -341 p.

282. Maclean K. The Distant Way: Imagination and Image in Gray's Poetry. // Fearful Joy. P. 136-145.

283. Maclean N. From Action to Image. Theories of Lyric in the XVIIIth Century. // Critics and Criticism Ancient and Modern. Chicago; L., 1975. P. 408-452.

284. Macluhan H.M. The Analogical Mirrors. // Gerard Man-ley Hopkins: A Critical Symposium by the Kenyon Critics. L., 1975. P. 15-31.

285. Maddison C. Apollo and the Nine. L., 1960. 493 p.

286. Marcus L.S. Childhood and Cultural Despair. A Theme and Variations in XVIIth Century Literature. Pittsburg, 1978. 415 p.

287. Marks C.L. Thomas Traherne and Cambridge Platonism. // PMLA. Volume LXXXI. N 7. December 1966. P. 521-534.

288. Marks C.L. Thomas Traherne and Hermes Trismegistus. // Renaissance News. Volume XIX. N 2. Summer 1966. P. 118-131.

289. Martin L.C. Henry Vaughan and the Theme of Infancy. // Essential Articles for the Study of Henry Vaughan. / Ed. A. Rudrum. Hampden,Con., 1987. P. 46-59.

290. Martz L.L. The Poetry of Meditation. New Haven, 1954. 518 p.

291. Mayo R. The Contamporaneity of the "Lyrical Ballads". // William Wordsworth. A Critical Anthology. Harmondsworth (Midd.), 1972. P. 401-422.

292. Monk S.H. The Sublime. Ann Arbor, 1960. 233 p.

293. Morris D.B. The Religious Sublime. Christian Poetry and Critical Tradition in 18-th Century England. Lexington (Kent.), 1972. 260 p.

294. Nevo R. Marvell's Songs of Innocence and Expierence. // SEL. Volume 5. N 1. Winter, 1965. P. 1-21.

295. The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics. /Ed. by A. Preminger; T.V.F. Brogan. Princeton, 1993. 1383 p.

296. Oxford English Dictionary. Oxford, 1978. Vol. II.

297. Parker R. Coleridge's Meditative Art. Ithaca, 1975. 337 p.

298. Pattison R. The Child Figure in English Literature. Athens, 1978. 391 p.

299. Pinchbeck I., Hewitt M. Children in English Society. L., 1969. V. 1. 506 p.; V. 2. - 498 p.

300. Pirie D.B. William Wordsworth. The Poetry of Grandeur and of Tenderness. L.; N.Y., 1982. 388 p.

301. Plumb O.H. The New World of Children in Eighteenth-Century England. // Past and Present, 1967 (May 1975) P. 64-93.

302. Pollock L.A. The Forgotten Children: Parent-Child Relations from 1500 to 1900. Cambridge, 1983. 528 p.

303. Praz M. Studies in XVIIth Century Imagery. N.Y., 1964. 378 p.

304. Race W.H. Classical Genres and English Poetry. N.Y., 1988. 235 p.

305. Rader R.W. The Concept of Genre and

306. Eighteenth-Century Studies. // New Approaches to Eighteenth-Century Literature. P. 77-115.

307. Richards I.A. Coleridge on Imagination. Bloomington, 1960. 206 p.

308. Robinson D.M. Pindar: A Poet of Eternal Ideas. Baltimore, 1936. 231 p.

309. Robinson J.C. The Immortality Ode: Lionel Trilling and Helen Vendler. // The Wordsworth's Circle. Volume. XII. N 1. Winter 1981. P. 64-70.

310. Rogers D. God and Pre-existance in Wordsworth's Intimation Ode. // Durham University Journal. N 30(3). June 1969. P. 143-147

311. Romantic Perspectives. The Work of Crabbe, Blake, Wordsworth, and Coleridge as Seen by Contemporaries and Themselves. /Ed. by P. Hodgart; T. Redpath; G.G. Harrey. L., 1964. P.

312. Rosmarin A. The Power of Genre. Minneapolis, 1985. 381 p. -

313. Ruoff G.W. "Fields of Sheep": The Obscurities of the Ode, I-IV. // The Wordsworth's Circle. Volume XII. N 1. Winter 1981. P. 45-49.

314. Schorch A. Images of Childhool: An Illustrated Social History. N.Y., 1979. 309 p.

315. Schulman S.E. The Spencer of the Intimations Ode. // The Wordsworth's Circle. Volume 11. N 2. Spring 1971. P. 59-64.

316. Sencourt R. Outflying Philosophy. A Literary Study of the Religious Element in the Poems and Letters of J. Donne and in the Works of Sir T. Browne and of H. Vaughan the Silurist. N.Y., 1966. 447 p.

317. Shafer R. The English Ode to 1660. An Essay of Literary History. N.Y., 1966. 315 p.

318. Shahar S. Childhood in the Middle Ages. L.; N.Y., 1990. 482 p.

319. Shiller G. Iconography of Christian Art. Connecticut, 1971. 557 p.

320. Shipley J.T. Dictionary of World Literary Terms. L., 1970. 311 p.

321. Shuster G.N. The English Ode from Milton to Keats. N.Y., 1940. 488 p.

322. Sir Gawain and Pearl. Critical Essays. / Ed. by R.J. Blanch. L., 1966. 274 p.

323. Sitterson J.C. The Genre and Place of the Intimation Ode. // PMLA. N 101, 1986. P. 24-35.

324. Smith B.H. The Poetic Closure. Chicago; L., 1970. -237 p.

325. Sommerville C.J. The Discovery of Childhood in Puritan England. Athens; L., 1992. 339 p.

326. Sommerville C.J. The Rise and Fall of Childhood. Beverley Hills, 1982. 467 p.

327. Spacks P.M. The English Elegy. Harvard, 1985. 3911. P

328. Spacks P.M. The Poetry of Vision. Harvard, 1967. -401 p.

329. Stickland I. The Voices of Children. 1700-1914. N.Y., 1973. 286 p.

330. Stone L. The Family, Sex, and Marriage in England. 1500-1800. N.Y., 1972. 439 p.

331. Stone L. The Past and Present. Boston; L., 1981. -374 p.

332. Stuart D.M. The Boy through Ages. Detroit, 1970. -295 p.

333. Summers J.H. Marvell's Nature. // ELH. N 20, 1953. P. 44-60.

334. Swinburne A.C. Swinburne as Critic. / Ed. by C.K. Hyder. L.; Boston, 1972. P.

335. Tennant F.R. The Sources of the Doctrines of the Fall and of Original Sin. N.Y., 1968. 606 p.

336. Toliver H.E. Pastoral Forms and Attitudes. L., 1971. 341 p.

337. Tomalin C. Parents and Children. Oxford, 1981. -122 p.

338. Trilling L. The Intimation Ode. // English Romantic Poets. Modern Essays in Criticism. /Ed. by M.H. Abrams. N.Y., 1960. P. 123-143.

339. Trotter D. The Poetry of A. Cowley. L., 1979. 2951. P

340. Van De Veire H.-M. The Poetic Self in the English Ode, 1740-1820. Urbana, Illinois, 1990. 475 p.

341. Vernon P.F. The Structure of God's Early Poems. // Essays in Criticism. N 15, 1965. P. 34-51.

342. Vendler H. The Odes of John Keats.Cambridge, 1983. 266 p.

343. Wallerstein R. "On the Death of Mrs. Killigrew": The Perfecting of Genre. // Seventeenth Century English Poetry. P. 449-464.

344. Walsh W. Coleridge's Vision of Childhood. // Listener. N 53. February 1955. P. 27-42.

345. Wardle R.M. Thomas Vaughan's Influence upon the Poetry of Henry Vaughan. // PMLA. Volume LI. N 4. December 1936. P. 936-952.

346. Wicksteed CJ.H. Blake's Innocence and Experience. N. Y., 1928. 231 p.

347. Willey B. The 18th Century Background. Studies on the Idea of Nature in the Thought of the Period. L., 1980. -302 p.

348. William Wordsworth. A Critical Anthology. / Ed. by G. Macmaster. Harmondsworth (Midd.), 1972. 552 p.

349. Williams A. Prophetic Strain: The Greater Lyric in the Eighteenth Century. Chicago, 1984. 185 p.

350. Williams I.M. Image and Symbol in the Sacred Poetry of R. Crashaw. Columbia, MCMLXXIII. 239 p.

351. Williams N.P. The Ideas of the Fall and of Original Sin. A Historical and Critical Study. L., N.Y.; Toronto, 1938. 741 p.

352. Williams R. Keywords. A Vocabulary Of Culture and Society. L., 1976. 286 p.

353. Willy M. Three Metaphisical Poets. L., 1961. 181 53 p.

354. Wimsatt W.K. The Structure of Romantic Nature Imagery. // English Romantic Poets. Modern Essays in Criticism. / Ed. by M.H.Abrams. N.Y., 1960. P. 25-36.

355. Woodhouse A.S.P. The Poet and his Faith. Religion and Poetry in England from Spencer to Eliot and Auden. Chicago; L., 1965. 308 p.

356. Wright D.C. The Poets Laureate from the Earliest Times to the Present. L., 1896. 324 p.