автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Средневековые государственные образования лаков, VIII - ХVII вв.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Курбанов, Ахмед Джабраилович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Средневековые государственные образования лаков, VIII - ХVII вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Курбанов, Ахмед Джабраилович

Введение.

Глава I. Источники и историография вопроса.

§1. Источники.

§ 2. Историография.

Глава II. Туман и Гумик в системе политических образований Дагестана в VIII-XI вв.

§ 1. Политическая карта Дагестана VIII-X вв.

§ 2. Туман (VIII-X вв.).

§ 3. Гумик (X-XI вв.).

§ 4. Вопросы социально-экономического устройства.

§5. Проникновение ислама в Лакию.

Глава III. Казикумухское шамхальство.

§ 1. Образование Казикумухского шамхальства.

§ 2. Общественно-политический и экономический строй Казикумухского шамхальства в XII-XVII вв.

§ 3. Распад Казикумухского шамхальства.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Курбанов, Ахмед Джабраилович

Изучение проблем социально-экономического и политического развития общества и роли народных масс в этом процессе является важной задачей российской исторической науки. Актуальный характер имеет исследование проблем экономической, политической и социальной истории Дагестана.

Одним из сложных и малоисследованных вопросов средневекового Дагестана является история средневековых государств, существовавших на его территории. Без всякого преувеличения можно сказать, что без глубокого и всестороннего изучения этой чрезвычайно важной во всех отношениях проблемы нельзя воссоздать сколько-нибудь объективную картину средневекового Дагестана и Кавказа в целом. Сама постановка вопроса была невозможна в дореволюционной историографии. Было принято считать, что у дагестанцев не могло быть государства на раннем этапе исторического развития. Изучение широкого круга источников, памятников материальной культуры, фольклора и т.д. позволило современным кавказоведам прийти к важным выводам. В их числе важнейшее заключение о возникновении и существовании уже в албано-сарматский и раннесредневековый период на территории Дагестана раннегосударственных образований, становление которых происходило как в результате внутреннего социально-экономического развития горских обществ, так и под воздействием внешних факторов (близость и контакты с закавказскими и переднеазиатскими государствами, развитие торгово-экономических и военно-политических связей, инфильтрация ираноязычных и тюркоязычных кочевников и др.).

Российскими, в том числе дагестанскими, учеными много сделано в изучении средневековых государств на территории Дагестана. Но эта проблема далека от своего окончательного решения. Среди ученых нет устоявшегося мнения о времени и истории образования тех или иных политических структур, еще не очерчены их границы, слабо изучены административно-политическое устройство, социальные отношения и экономическое развитие. Следствием этого является то, что «почти во всех работах, имеющих отношение к этой проблеме, упоминаются Дербентский эмират, «царства» Лакз, Серир, Зирихгеран, Шандан и др. При этом, термин «царство», как правило, заключается в кавычки, но почему это делается, остается не разъясненным. «По всей вероятности, - пишет В.Г. Гаджиев, - одни историки прибегали к этому приему по инерции, и объясняется это не изученностью внутренней истории раннесредневековых государственных образований Дагестана»1.

До сих пор среди дагестановедов ведутся споры и о локализации и ареале тех или иных государственных образований. Так, например, нет единства по вопросу местонахождения Тумана и Гумика. К примеру, одни исследователи считают, что накануне арабского завоевания Гумик был независимым царством, другие утверждают, что Гумик был частью царства Серир, третьи располагают на одной территории, помимо Гумика, также Туман и Бухх.

Из всех раннесредневековых царств Дагестана лучше изученным оказался Серир. Исследователи отмечают, что это было крупное по кавказским масштабам государство, полиэтническое по своему составу. Гораздо хуже изучены другие раннесредневековые государства, в том числе Туман и Гумик. Нет однозначных ответов на такие основополагающие вопросы, как их характер и сущность государственного строя, форма управления. Не ясно, почему, как, в результате чего на месте прежних политических структур возникли новые.

Известно, что большое влияние на административно-политическое развитие Дагестана оказал Арабский халифат. Но вместе с тем, глубоко неверно будет утверждать, что арабы привнесли в Дагестан государственность.

Известно также, что на становление и развитие средневековых государств Дагестана определенное влияние оказали Сасанидский Иран, Хазарский каганат, Иберия-Картли. Однако, как мы уже говорили, средневековые

1 Гаджиев В.Г. Государство и государственные учреждения дореволюционного Дагестана - как исследовательская проблема // Государство и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. С. 6. государства, также как и в свое время «царства», возникли на местной социально-экономической почве и этим событиям предшествовали глубокие экономические и общественно-политические процессы1.

О средневековых государственных образованиях Дагестана немало написано как в обобщающих научных трудах, так и в иных работах, посвященных тем или иным исследовательским темам. Но за редким исключением нет монографических исследований, в которых предметом специального изучения было бы то или другое средневековое государство. Однако без глубокого и всестороннего изучения (в монографическом аспекте) отдельных политических образующих невозможно дать цельную и объективную картину истории средневекового Дагестана как особого историко-культурного и исто-рико-географического региона.

Среди государственных образований, существовавших на территории Дагестана, заметное место занимают Туман, Гумик и особенно Казикумух-ское шамхальство. Первые два существовали в раннесредневековый период, Казикумухское шамхальство возникло позже. Среди ученых нет единства по вопросу о локализации Тумана и Гумика, но большинство склоняется к мнению, что они охватывали территорию современного расселения лаков. Этой точки зрения придерживаются В.Ф. Минорский, P.M. Магомедов, М.-С. Саи-дов, А.Р. Шихсаидов, Р.Г. Маршаев.

Видное место среди государственных образований Дагестана в средние века принадлежало Казикумухскому шамхальству. В период расцвета (XIV-нач.ХУП в.) оно занимало обширную территорию Дагестана, в его пределах проживали представители многих дагестанских народов, т.е. оно имело не моноэтнический характер, что, очевидно, было свойственно раннегосударст-венным образованиям Дагестана, а полиэтнический. Это дает основание некоторым историкам считать шамхальство общедагестанским государством. Казикумухское шамхальство играло важную роль в системе международных отношений. Оно находилось в спектре военно-политических интересов ми

1 Там же, с. 8. ровых держав - России, Ирана, Турции, которые в последний период существования Казикумухского шамхальства, в XVI-перв. пол.ХУП в., активизировали свою внешнеполитическую деятельность на Кавказе, в частности, в Дагестане.

История государственных образований лаков - тема сложная и все еще слабоизученная, в силу, как определенной немногочисленности источнико-вой базы, так и слабой разработки тех или иных проблем. Эта тема имеет немало вопросов, по которым у исследователей нет единого мнения, и которые являются дискуссионными.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают значительный временной (почти тысячелетний) диапазон - с VIII в. до cep.XVII в. Отправная дата исследования -VIII в. - обусловлена тем, что к этому времени относится самое раннее упоминание Тумана, и связано оно с походами арабов в Дагестан. Конечная дата исследования - cep.XVII в. - приходится на время распада Казикумухского шамхальства.

В исследуемый период происходит переход Дагестана от раннефеодального общества к развитому феодализму, когда этот уклад становится ведущим в его социально-экономическом развитии. На протяжении изучаемого исторического отрезка происходит целый ряд значительных военно-политических событий, вторжений иноземных завоевателей, нарушавших нормальный ход исторического развития народов Дагестана. Мы имеем в виду завоевательные походы арабов, нашествия татаро-монголов, разорительные войны Золотой Орды и Хулагуидов, вторжение Тамерлана и т.д., которые оказывали определенное влияние на процессы государственного развития на Восточном Кавказе.

Вместе с тем, средневековый период в истории Дагестана - это период значительных социально-экономических и культурно-исторических достижений, поступательного развития, упрочения государственных форм политической жизни, развития урбанизации, экономики, культуры, этнокультурной и религиозно-идеологической консолидации дагестанских народов. В немалой степени эти процессы были обусловлены активным включением Дагестана в орбиту арабо-мусульманского мира, принятия и последующего упрочения на территории Восточного Кавказа ислама, постепенно вытеснившего язычество и христианство. На этом историческом фоне шел процесс эволюции и развития государственных образований лаков. В настоящей работе предпринимается попытка показать этот процесс в контексте общедагестанской истории.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка монографического изучения средневековых государственных образований лаков. В нем, в частности, решаются такие важнейшие вопросы государственно-политического развития, как возникновение первых раннего-сударственных образований, их внутреннее устройство, образование Казикумухского шамхальства, его общественно-политическая и экономическая структура, причины распада шамхальства. Новизну работе придает новая интерпретация ряда сообщений средневековых источников.

Главной целью диссертационной работы является: на основе глубокого и всестороннего анализа и обобщения имеющихся исторических источников и литературы показать возникновение и развитие государственных образований лаков на протяжении VIII-XVII вв.

В рамках поставленной цели в работе определены следующие задачи:

- показать политическую карту Дагестана VIII-X вв.;

- провести локализацию раннесредневековых государственных образований - Тумана и Гумика;

- осветить вопросы социально-экономического развития Тумана и Гумика;

- показать процесс исламизации лаков и определить его этапы;

- раскрыть предпосылки и факторы образования Казикумухского шамхальства, очертить границы этого государственного образования;

- рассмотреть общественно-политический и экономический строй шамхальства;

- выявить причины распада Казикумухского шамхальства.

Методологическую основу настоящего исследования составляет принцип историзма, предполагающий изучение исторических фактов и событий в конкретных исторических условиях, рассмотрение их в сравнительно-историческом плане, причинно-следственной связи, развитии и взаимозависимости событий истории. Теоретической основой работы послужило утвердившееся в отечественной историографии учение о социально-экономических отношениях и цивилизационных путях развития общества.

Решение поставленных нами проблем и вопросов, в целом, имеет практическое и научно-познавательное значение. Результаты, выводы и материалы диссертации могут быть использованы при составлении обобщающих работ по истории Дагестана, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров на исторических факультетах ВУЗов, при написании курсовых и дипломных работ по истории Дагестана. Материалы диссертации могут быть использованы работниками образования и культуры в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Средневековые государственные образования лаков, VIII - ХVII вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение и освещение многогранной и сложной проблемы становления и развития государств на территории Дагестана является одной из насущных задач дагестанской исторической науки. В настоящем исследовании была предпринята монографическая попытка осветить ряд вопросов возникновения и развития политической формы организации общественной жизни в центральном Дагестане на примере государственных образований, существовавших на исторической территории расселения одного из многочисленных народов Страны гор - лаков. Первые упоминания о существовании в этой зоне государственных структур письменные источники относят к событиям VI в. н.э., но можно не сомневаться в том, что их возникновение следует относить, по меньшей мере, к рубежу албано-сарматского и раннесредневекового периодов, т.е. к III-IV вв.

К VI в. на политической карте раннесредневекового Дагестана мы видим несколько государственных образований, правители которых носят титул шах, подчеркивающий их значительную самостоятельность. Судя по всему, это были этнополитические образования, сложившиеся на основе племенных (потестарных, вождистских) структур и носили моноэтнический характер. Историческое развитие этих ранних государств, в том числе существовавших на этнической территории лаков, происходило в тесной связи и взаимодействии с соседними политическими структурами. Это было обусловлено не только необходимыми экономическими связями, окружающей средой обитания, но предопределено общими историческими судьбами, военно-политическим фактором.

В современной исторической литературе существуют мнения, согласно которым на территории Лакии локализуются одновременно целый ряд «царств»: Бухха, Филан, Туман и Гумик. Предпринятый анализ источников привел нас к следующим наблюдениям: вызывает немалые сомнения взаимосвязь «царств» Бухха и Филана с этнотерриторией лаков; под раннесредневеновым образованием Туман следует рассматривать общелакское государство, просуществовавшее, вероятно, до нач. X в., и на основе которого сложилось владение Гумик; под Гумиком (Амик, Гузни-Ами, Гумаск) до X в. необходимо понимать конкретный населенный пункт - важный опорный центр-крепость, который впоследствии дал название одноименному политическому образованию.

В VI-X вв. в Нагорнрм Дагестане складывалось в основных чертах классовое раннефеодальное общество. Арабские авторы сообщают о правителе Тумана малике, его советниках раисах, «зависимых крестьянах» музара и акара, рабах. Археологический материал свидетельствует о выделении у лаков дружинников уже III-IV вв. (воинские и всаднические погребения Цый-шинского могильника). Основными занятиями лаков были земледелие и скотоводство, развитие получали различные ремесленные производства. Через территорию Тумана и Гумик проходила древняя и важная международная трасса, до сих пор известная у лакцев под названием Аьра ххуллу «Дорога войск», ведущая из Южного Дагестана во внутренние горные районы Дагестана и в Северный Дагестан в обход Прикаспийской равнины. Очевидно, что включение Лакии в систему международной торговли было важным фактором социального и экономического развития этой этнотерритории.

Важным этапом в развитии государственности лаков было образование Казикумухского шамхальства на рубеже XI-XII вв. В значительной степени, как представляется, это было связано с активизацией на Северо-Восточном Кавказе газиев во главе с Калантаром. Два процесса - образование шамхальства и исламизация лаков и их соседей - были тесно связаны между собой.

Существуют различные мнения и о происхождении социального термина «шамхал». По нашему мнению, он образован от термина *шаххъал. Окончание -хъал на лакском языке означает принадлежность к кому-либо. Как известно, ширван-шах Фарибурз обещал прислать в Гумик на правление своего представителя. Для лаков он был человеком шаха, что на лакском звучало бы как *гиах-хъал или Ниаху-хъал. По нашему мнению, это исходная форма термина «шамхал». Обращает внимание близость этого слова к распространенному в источниках термину шаукал//шаухал//шавкал, в котором глухая -х- выпала.

Казикумухское шамхальство было феодальным владением во главе с династией, наследственно обладающей верховной властью. Исследователи отмечали1, что в дагестанских княжествах часто власть наследовалась не по прямой линии, а считалась принадлежащей правящей родственной группе в целом, переходя каждый раз к наиболее влиятельному члену последней. Правление такого порядка наблюдалось не только в шамхальстве, но и в других владениях Дагестана, независимо от происхождения династии. Современники вполне осознавали своеобразие такого порядка.

Шамхалы, как верховные правители Казикумухского шамхальства, которые возглавляли законодательные и совещательные органы власти, чинили суд и расправу, руководили внешней политикой, были главнокомандующими военными силами шамхальства. Однако, шамхальская власть даже в период наибольшего могущества Казикумухского владения, была ограничена олигархической группой «старшин» и знатных фамилий, которые в свою очередь действуют от имени Кумуха, как единой общины. Не исключено при этом, что сама шамхальская власть попеременно переходила от одного знатного дома к другому. Может быть, поэтому в источниках шамхалы именуются то потомками Хамзы, то потомками Аббаса .

Вслед за шамхалами, по сообщению историографа Тимура Йезди, иерархическую лестницу занимали калантары, газии и вельможи. В период монгольского владычества в Лакии в класс феодалов входили беки, нукеры и тарханы. На кумыкских землях, входивших в шамхальство, к феодалам относились и сала-уздени - своеобразное сословие дворян. Основная масса населения шамхальства состояла из свободных крестьян-узденей. К феодально-зависимым крестьянам относились казаки, которые, не имея средств произ

1 Айтберов Т.М. Источники по истории Аварии XVI-XVII вв. // Феодальные отношения в Дагестане. Махачкала, 1981. С. 179-194.

•л

Криштопа А.Е. Политическое развитие. С.213. водства, работали пастухами, обрабатывали поля феодалов, и чагары, находившиеся в личной и земельной зависимости. Ниже всех стояли рабы-лаги. Однако рабство носило патриархальный характер и не составляло основы производства. Таким образом, классовая структура шамхальства XII-XVI вв. дает характерный пример структуры феодального общества. По мере развития в общественном строе шамхальства происходили изменения. Феодальные отношения стали господствующими, но в горной части шамхальства они были развиты слабее, чем в равнинной. По мере развития феодальных отношений власть шамхалов постепенно слабела, что приводило к децентрализации. В XVI в. титул шамхала уже не был наследственным, а передавался старшему в роду.

Шамхал являлся крупным землевладельцем, имел много скота. Свои летние и зимние пастбища он отдавал в аренду сельским общинам. Опорой власти шамхала являлось его войско. Например, в koh.XVI в. он мог выставить около 15 тыс. воинов, что представляло собой, по тем меркам, крупное воинское формирование, наиболее многочисленное на территории СевероВосточного Кавказа. Своеобразным был обычай престолонаследия в шамхальстве, согласно которому одновременно с избранием шамхала утверждался его преемник - крим-шамхал. До вступления в шамхальское достоинство он правил в своем уделе в Бойнаке. Шамхал назначал высшее должностное лицо - везнра.

Сложным является вопрос о границах Казикумухского шамхальства. Одни исследователи говорят о его вседагестанском характере (В.Г. Гаджиев, И. Гусейнов), другие это отрицают (А.Р. Шихсаидов, М.-С.К. Умаханов, Б.Г. Алиев). Очевидно, что при освещении этого вопроса необходимо подходить дифференцированно, с учетом ситуации в определенный исторический период. Так, по нашему мнению, судя по данным источников, в XVI в. в период наивысшего могущества шамхалы контролировали значительную часть Дагестана и Чечни, и поэтому именуются «вали Дагестана». Важно также отметить, что шамхальство из первоначально моноэтнического государственного образования впоследствии стало многонациональным, что было очень важно для развития общедагестанского самосознания.

Для социально-экономической характеристики шамхальства, изучения целого ряда иных исторических вопросов важное значение имеет «Перечень доходов шамхала», помещенный в хронике Мухаммада Рафи «Тарих Дагестан». Согласно этому источнику, все трудовое население шамхальства ежегодно уплачивало харадлс. Помимо этого существовали налоги дясизья, ушр и закят. Господствующей была натуральная рента, мешавшая расширению производства. Важным моментом в податной системе шамхальства явилось то, что на раннем этапе основными податными единицами выступали отдельные дома, селения и общества. Со временем основной фискальной единицей выступает сельская община в целом.

Основными занятиями населения шамхальства традиционно оставались земледелие, скотоводство, ремесло. Земледелие было развито в основном в прибрежной части шамхальства. В горах, где было мало пахотной земли и в силу природно-климатического фактора, ведущими отраслями были скотоводство и ремесло. Столица шамхальства Кумух постепенно превращалась в центр экономической жизни и ремесленного производства. Большое значение для развития экономики имела внутренняя и внешняя торговля. Во многих селениях существовали регулярно работавшие рынки. Наиболее крупными центрами торговли были Кумух, Эндери, Тарки. Внутренняя торговля носила, судя по всему, обменный характер. Предметами внешней торговли были скот, овчинные меха, кожи, соль, изделия ремесла и др. Во внешнюю торговлю были втянуты селения Тарки, Эндери, расположенные на важном торговом пути вдоль Каспийского моря.

В XII-XIII вв. ислам прочно утвердился в Кумухе, и шамхалы вели га-зийские войны, распространяя ислам на соседние, в частности, аварские земли. Кумух стал называться Гази-Кумух. С этого времени наблюдается постепенный рост влияния и могущества Казикумухского шамхальства которое играло активную роль в международной политике и значительно расширяло свою территорию.

Для политической карты шамхальства koh.XVI-XVII в. характерна сложная административно-политическая структура. Выделяются несколько групп тех или иных политических единиц, которые входили в состав шамхальства. Это, прежде всего, феодальные удельные княжества с принципом наследования по старшинству в каждой из ветвей шамхальского рода. Другую группу составляют союзы сельских общин, представлявшие собой в различных случаях формы демократического или олигархического правления (при котором ведущую роль в управлении играли наиболее многочисленные и экономически сильные родственные группы - тухумы) с элементами теократии (глава союза - кадий - совмещал властные светские полномочия с обязанностями религиозного руководителя).

Особое место в политической системе шамхальства занимали чама-линцы (находившиеся в двойной зависимости - от шамхала и от нуцала), Кубачи (подпадавшие периодически под власть Кайтага и шамхальства), отдельные чеченские и кабардинские селения. Часть рутульцев (Шиназский магал), не плативших дани и поставлявших войск, признавали, тем не менее, первенствующее место шамахала в Дагестане (хотя бы в качестве арбитра). Таким образом, следует вывод, что шамхальство Казикумухское являло собой своего рода конфедерацию различных по статусу и политической организации государственных образований с разной степенью автономии. Для «цементирования» шамхальства его правители прибегали не только к силовым и экономическим методам воздействия, но использовали и патриархальные (адатные) традиции (куначество, гостеприимство, молочное братство с узденями, аталычество).

На последнем этапе существования шамхальство сотрясали феодальные междоусобицы. Одна из главных причин этого, на наш взгляд, кроется в порядке замещения шамхальского престола. В это время достоинство шамхала не было наследственным по прямой линии, не закреплялось за каким-нибудь уделом. Это приводило к ожесточенной борьбе за власть между претендентами и ослабляло государство.

В период правления шамхала Сурхая IV, в Кумухе образовалась сильная оппозиция феодалов и феодализирующейся знати. Стремясь к уничтожению шамхальской власти, они использовали кумухское узденство и, согласно преданию, изгнали Сурхай-шамхала и истребили многих представителей шамхальской фамилии. Исследователями это событие и выход Казикумуха из шамхальства априори отнесены к 1641-2 гг. или же к 1640-м гг. Но эта дата является умозрительной и не подкреплена соответствующими доводами, т.к. в предании отсутствует достаточно четкое хронологическое указание.

Собрание феодальной знати къат1а ввело новый титул правителя Казикумуха - халклавчи. Первым халклавчи стал Алибек, сын Тучалава, из шам-хальского рода. Возможно, это была первая попытка приобретения независимости и выхода из состава шамхальства. Опубликованный Т.М. Айтберо-вым документ (см. выше) и приведенные А.С. Шмелевым доводы позволяют несколько по-другому взглянуть на время окончательного выхода Казикумуха из состава шамхальства. Не исключено, что это произошло вслед за смертью шамхала Сурхая IV в 1668 г., которая вызвала новое усиление центробежных устремлений многочисленных владетелей.

В связи с распадом шамхальства достоинство шамхала окончательно утвердилось за владетелями Тарков, т.е. сложилось новое самостоятельное владение - шамхальство Тарковское. Новые политические единицы, появившиеся с распадом Казикумухского шамхальства, в дальнейшем развивались самостоятельно, независимо друг от друга.

156

• Список сокращений.

ВИвид-дис-жмнп

ИГЭДиз

ИНСК-КОИРГО ксиимк

МАДппкнв

РГАДА -РГО-РФ ИИАЭ

РФ ияли

СА-СМАЭ-ССКГ-СМОМПК сэ

УЗ ииял

УЗ СГПУ

Вопросы истории.

Вестник древней истории.

Дагестанские исторические сочинения.

Журнал Министерства народного просвещения.

История, география и этнография Дагестана. Под ред. Косвена и X.

М.Хашаева. М., 1958.

Исторические записки.

История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М„ 1988.

Кавказское отделение Императорского Русского географического общества.

Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР.

Материалы по археологии Дагестана. Памятники письменности и культуры народов Востока. Российский государственный архив древних актов. Русское географическое общество.

Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

Рукописный фонд Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН. Советская археология.

Сборник материалов по археологии и этнографии. Сборник сведений о кавказских горцах.

Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Советская этнография.

Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР.

Ученые записки Свердловского государственного педагогического университета.

 

Список научной литературыКурбанов, Ахмед Джабраилович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Агларов М.А., Айтберов Т.М. Повествование об Али-беке Андийском (Пер. с араб, и коммент.) // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII- начале XIX в. Махачкала, 1980.

2. Ал-Гарнати Абу-Хамид. Подарок умам и выборки диковинок // Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153). М., 1971.

3. Ал-Гарнати Абу:Хамид. Ясное изложение некоторых чудес Магриба // Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153). М., 1971.

4. Алиханов-Аварский. Дербенд-наме. Тифлис, 1898.

5. Алкадари Г.Э. Асари Дагестан // СМОМПК. Вып. 46. Махачкала, 1929. (2-е изд.: Махачкала, 1994).

6. Ахмад ибн Асам ал-Куфи. Книга завоеваний. Пер. З.М. Буниятова. Баку, 1981.

7. Бакиханов А.К. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991.

8. Баладзори. Книга завоевания стран. Пер. П.К. Жузе. Баку, 1927.

9. Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря // ИГЭД. М., 1958.

10. Ю.Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIII вв. Махачкала, 1992.

11. Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // СМОМПК. Вып. XXII. Тифлис, 1897.

12. Дорн Б. Известия о хазарах восточного историка Табари // ЖМНП. 1844. Ч. 43. Отд.2. №7и8.

13. И.Егише. О Вардане и войне армянской. Пер. с арм. И.А. Орбели. Ереван, 1971.

14. Записки временной комиссии о владениях Мехтулинского ханства и повинностях, отбываемых жителями хану и чанкам // Феодальные отношения в Дагестане. XIX начало XX в. Архивные материалы. Сост., предисл. И примеч. Х.-М. Хашаева. М., 1969.

15. Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль. Пер. П.К. Жузе. Баку, 1940.

16. Ибн ал-Факих. Книга о странах. Пер. Н. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXI. Тифлис, 1902.

17. Ибн Русте. Дорогие ценности. Пер. и прим. В.Ф. Минорского // Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963.

18. Ибн Русте. Книга драгоценных камней. Пер. Н. Караулова // СМОМПК. Вып.XXXII. Тифлис, 1903.

19. Ибн Хаукаль. Книга путей и царств. Пер. Н. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXVIII. Тифлис, 1908.

20. Из дагестанских памятных записей (Сост. Т.М. Айтберов, А.Р. Шихсаидов) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.

21. Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. Из сочинения «Книга познания мира». Пер. с англ. З.М. Буниятова. Баку, 1980.

22. Истахрий. Из книги путей и царств. Пер. Н. Караулова // СМОМПК. Вып. XXIX. Тифлис, 1901.

23. История Армении Фавтоса Бузанда. Пер. с древнеарм. и комментарии М.А. Геворгяна. Ереван, 1953.

24. История Каракайтага. Пер. и комм. Т.М.Айтберова и А.Р. Шихсаи-дова // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

25. Летопись Картли. Пер., введ. и примеч. Г.В. Цулая. Тбилиси, 1982.

26. Масуд ибн Намдар. Сборник рассказов, песен и стихов. Предисловие и указатели В.М. Бейлиса. М., 1976.

27. Масуди. Луга золота и рудники драгоценных камней. Пер. Н.А. Ка-раулова// СМОМПК. Вып. 38. Тифлис, 1908.

28. Масуди. Промывальни золота и рудники самоцветов // Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963.

29. Махмуд из Хиналуга. События в Дагестане и Ширване XIV-XV вв. Пер. с араб., сост., предисл., коммент. и прилож. А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1997.

30. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Пер. с древнеарм., предисл. и коммент. Ш.А.Смбатяна. Ереван, 1984.

31. Мухаммед Аваби Акташи. Дербенд-наме. Пер. с тюрк, и араб, списков, предисловие и библиография Г.М-Р. Оразаева и А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1992.

32. Мухаммед Рафи. Тарих Дагестан // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

33. Низам ад-Дин Шами. Книга побед // Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.2. М.-Л., 1941.

34. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию. СПб., 1906.

35. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно // Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов. Махачкала, 1992.

36. Зб.Орудж-Бек Байат Дон Жуан Персидский. Книга (историко-географический трактат). Пер. и коммент. О. Эфендиева и А. Ферзалиева. Баку, 1988.

37. Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрука в лето Благости 1253 // Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука. Вступит, статья и примеч. Н.Г. Шостиной. М., 1957.

38. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Пер. с перс. А. Али-Заде. М., 1946.

39. Рубрук В. Путешествие в восточные страны. СПб., 1911.

40. Страбон. География. Пер., ст. и коммент. Стратановского. М., 1964.

41. Хордадбех. Книга путей и царств. Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXXII. Тифлис, 1903.

42. Худуд ал-Алем. Рукопись Туманского с введением и указ. В. Бар-тольда. JI., 1930.

43. Челеби Эвлия. Книга путешествий. Вып. 2. М., 1979.

44. Шараф ад-Дин Йезди. Книга побед // Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.2. M.-JI., 1941.

45. Якуби. История. Пер. с араб. проф. П.К. Жузе. Баку, 1927.

46. The Derbend-Nameh or the History of Derbend. Translated from a select turkish version and published with notes, by Mirza A. Kazem-Beg. SPb., 1851.1. Архивные материалы.

47. Маршаев Р.Г. Очерки истории лаков // РФ ИИАЭ. Ф.З. On. 1. Д. 73.

48. Маршаев Р.Г. Социально-экономическое и политическое устройство народов Дагестана в XVI-XVII вв. // РФ ИИАЭ. Ф. 3. On. 1. Д. 95.

49. Ахлаков А. Антифеодальные песни народов Дагестана // РФ ИИАЭ. Ф. З.Оп. 5. Д. 159.

50. Ахлаков А. Героико-исторические песни и баллады аварцев // РФ ИЯЛИ. Ф.5. Оп. 3. Д. 112.

51. Ахмедов Ш.М. Внешнеполитическое положение Дагестана V-X вв. Махачкала, 1963 // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.1. Д. 104.

52. Бутаев Д.Б. Дагестан. Дагестанские народности. Их языки, занятия, численность и местонахождение // РФ ИИАЭ. Ф.2. Оп.1. Д. 71.

53. Котович В.Г. Бытовые памятники эпохи раннего железа на территории Дагестана // РФ ИИАЭ. Ф.27. Оп.1. Д.27.

54. Котович В.Г. Отчет о работе 1-го горного отряда дагестанской археологической экспедиции в 1967 г. // РФ ИИАЭ. Ф.27. Оп.2. Д.26.

55. Котович В.Г., Давудов О.М. Отчет о работе 1-го отряда Дагестанской археологической экспедиции в 1966 г. // РФ ИИАЭ. Ф.27. Оп.1. Д.25.

56. Котович В.Г., Маммаев М.М. Отчет о работе Горной археологической экспедиции ИИЯЛ в 1968 г. // РФ ИИАЭ. Ф.27. On. 1. Д.30.11 .Габиев С. Лаки (их прошлое и быт) // РФ ИИАЭ. Ф.24. On. 1. Д.4.

57. Каяев А. Материалы по истории лаков // РФ ИИАЭ. Ф.25. Оп.1. Д.5.

58. З.Лавров Л.И. Некоторые вопросы истории лаков // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 2.

59. М.Панек Л.Б. Лаки//РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д.1613.1. Исследования.

60. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т.2. М., 1973.

61. Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993.

62. Абдуллаев И.Х. Лакский вариант рукописи «Дербенд-наме» // VI научная сессия филологического факультета ТГУ. Тез. док. Тбилиси, 1960.

63. Абдуллаев И.Х. Турун (К истории одного хазарского социального термина в Дагестане) // Социальная терминология в языках Дагестана. Махачкала, 1989.

64. Абдуллаев И.Х., Микаилов К.Ш. К истории дагестанских этнонимов лезг и лак II Этнография имен. М.,1971.

65. Агларов М.А. От редактора. Тюркский «прессинг» на Восточном Кавказе // Дагестан в эпоху Великого переселения народов (этногенетические исследования). Махачкала, 1998.

66. Айтберов Т. М. Запись о разделе земель между повелителями Хун-заха и Казикумуха (XV-XVII вв.) // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII- начале XIX в. Махачкала, 1980.

67. Айтберов Т.М. Дагестанские документы XV-XVII в // Письменные памятники Востока. М., 1982.

68. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990.

69. Айтберов Т.М. Институт главного наследственного кадия (первоначально имама) в политической системе Андалала конца XVI- перв. пол. XVIII в. // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985.

70. Айтберов Т.М. Источники по истории Аварии XVI-XVII вв. // Феодальные отношения в Дагестане. Махачкала, 1981. .

71. Айтберов Т.М. Об общественном строе рутульцев (конец XVI- начало XVII в.) // СЭ. №6. 1981.

72. Айтберов Т.М. Сведения по экономической истории Дагестана XV в. // ППКНВ: XIV научная сессия ЛО ИВАН СССР. Ч. I. 1979.

73. Айтберов Т.М. Материалы по истории Дагестана XVI-XVII вв. // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.

74. Айтберов Т.М. «Родословная Сурхая б. Гарая Казикумухского» как источник по истории Дагестана XV-XVIII вв. // Источниковедение и текстология средневекового Ближнего и Среднего Востока. М., 1984.

75. Айтберов Т.М. Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XII вв. (К хронологии и географии борьбы с мусульманами) // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986.

76. Айтберов Т.М. Материалы по хронологии и генеалогии правителей Аварии // Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1988.

77. Айтберов Т.М., Нурмагомедов А.И. Койсубулинский союз и шамхальство в первой четверти XVIII в. // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII начале XIX в. Махачкала, 1981.

78. Айтберов Т.М., Шмелев А.С. Из истории политического строя Мех-тулы // Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.

79. Айтберов Т.М., Шмелев А.С. Генеалогия и хронология мехтулинских правителей // Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990.

80. Алиев Б.Г., Ахмедов Ш.М., Умаханов М.-С.К. Из истории средневекового Дагестана. Махачкала, 1970.

81. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго в XVII-XVIII вв. Автореф. канд. дисс. Махачкала, 1966. С.6.

82. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII начала XIX в. Кн. I. Махачкала, 1999.

83. Аликберов А.К. ал-Лакзи Йусуф // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып.1. М., 1998.

84. Аликберов А.К. ал-Лакзи Маммус // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып.1. М., 1998. С.64-65.

85. Аликберов А.К. О протографе Дарбанд-нама и его авторе // Восток: прошлое и будущее народов. М., 1991. Т.4.

86. Аликберов А.К. Об авторе исторической хроники «Та'рих Баб ал-аб-ваб ва-Ширван» // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991;

87. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.

88. Атаев Б. Край равнинный Кумыкия (очерки). Махачкала, 1996.

89. Ахмедов Ш.М. К вопросу о распространении ислама в Дагестане // История Дагестана. Т.2. Махачкала, 1975.

90. Ахмедов Ш.М. К вопросу о становлении феодальных отношений в Дагестане // ВИД. Т.З. Махачкала, 1975.

91. Ашурбейли С. Государство ширваншахов. Баку, 1983.

92. Баркуев К., Ахмедов Ш.К., Шихсаидов А.Р. Исторические сведения о Дагестане из арабских рукописей // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Махачкала, Т. XI. 1963.

93. Бартольд В.В. Дагестан // Бартольд В.В. Соч. Т. III. М., 1965.

94. Бартольд В.В. К вопросу о происхождении «Дербенд-наме» // Бартольд В.В. Соч. Т. VIII. М., 1973.

95. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира // Бартольд В.В. Соч. Т.Н. 4.1. М., 1963.

96. Бартольд В.В. Средняя Азия до XII в. // Бартольд В.В. Соч. Т. I. М., 1963.

97. Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир) // ИЗ. Т. 73. М., 1963.

98. Бейлис В.М. Из наблюдений над текстом Масуда б. Намдара // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. М., 1974.

99. Бейлис В.М. Сочинения Масуда б. Намдара как источник по истории Аррана и Ширвана начала XII в. и памятник средневековой арабской литературы. Автореф. дис. . докт. ист. наук. Баку, 1975.

100. Белокуров С. Сношение России с Кавказом. Материалы, извлеченные из Московского главного архива Министерства иностранных дел. Вып.1. 1578-1613 гг. СПб., 1887.

101. Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. 4.1,2. Казань, 1850.

102. Босворт Б.Э. Мусульманские династии. М., 1971.

103. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Т. II. М., 1823.

104. Булатова А.Г. Лакцы (XIX-начало XX в). Историко-этнографические очерки. Махачкала, 1971.

105. Булатова А.Г. Лакцы (XIX-начало XX в). Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2000.

106. Бутаев Д.Б. Дорога из Кумуха в Гуниб через Чох // Известия КО-ИРГО. Т. XXIII. №3. 1915.

107. Волкова Н.Г. У исторической карты народов мира. Лакцы // ВИ. 1975. №12.

108. Габиев Д. Металлообработка у лаков (по этнографическим материалам) // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. T.IV. Махачкала, 1958.

109. Габиев Д.С. Рец.: Народы Дагестана. М., 1955 // МЭГ. IV. Тбилиси, 1957.

110. Гаджиев В.Г. Государство и государственные учреждения дореволюционного Дагестана как исследовательская проблема // Государство и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.

111. Гаджиев В.Г. Дербенд-наме Мирза Хайдара Визирова // ВИД. Вып. II. Махачкала, 1975.

112. Гаджиев В.Г. Перечень доходов шамхалов // Источниковедение досоветского Дагестана. Махачкала, 1987.

113. Гаджиев В.Г. Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся», как исторический источник по истории народов Кавказа. М., 1979.

114. Гаджиев В.Г. Шамхальство (история образования и государственное управление) // Государство и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.

115. Гаджиев М.Г. Древнее земледелие и скотоводство в горном Дагестане // Северный Кавказ в древности и в средние века. М., 1980.

116. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до XV в. Махачкала, 1996.

117. Гаджиев М.С. Древний город Дагестана (опыт историко-топографиче-ского и социально-экономического анализа). Автореф. дис. . докт. ист. наук. Махачкала, 1999.

118. Гаджиев М.С. К этнической карте Дагестана албанского времени // XIV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тез. докл. Орджоникидзе, 1986.

119. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961.

120. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967.

121. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л., 1979.

122. Гапазян А.Д. Историографическая ценность персидских рукописей государственного Матенадарана // Материалы I Всесоюзной конференции востоковедов в Ташкенте, 4-11 июня 1957 г. Ташкент, 1958.

123. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение: о значении арабских материалов для изучения истории Кавказа // Тр. II сессии ассоциации арабистов. М.-Л., 1941.

124. Гидатлинские адаты. Махачкала, 1957.

125. Гмыря Л.Б. Прикаспийский Дагестан в эпоху великого переселения народов. Махачкала, 1993.

126. Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских Ворот. Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов. Махачкала, 1995.

127. Горский А.А. Феодализация на Руси. Основное содержание процесса //ВИ. 1986. №8.

128. Горький A.M. Собр. соч. в 30 томах. Т. 27. М., 1953.

129. Гусейнаев А.Г. Архивные сведения о трех арабских надписях из Ку-муха // Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1986.

130. Гусейнаев А.Г. Лакрал Тарихрава // Дустшиву (Дружба) (на лак. яз.). № 1.1983.

131. Гусейнов И.-Г.Ш. Царство Филаншаха в Дагестане // Наука и молодежь. Сб. ст. молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Махачкала, 2001.

132. Гусейнов И.-Г.Ш. Образование Казикумухского шамхальства. Авто-реф. дис. канд. ист. наук. Махачкала, 1997.

133. Гусейнов И.-Г.Ш. Образование Казикумухского шамхальства. Дис. . канд. ист. наук. Махачкала, 1997.

134. Давудов О.М. Культура Дагестана скифского времени (VII-IV вв. до н.э.). Автореф. канд. дис. М., 1965.

135. Дагестанский сборник. Вып. I. Сост. Е.И. Козубский. Темир-Хан-Шура, 1902.

136. Даниялов Г.-А.Д. Исторический путь развития Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала, 1996.

137. Джавахишвили И.А. Древнегрузинская историческая литература. Тбилиси, 1945.

138. Джафаров Ю.Р. Гунны и Азербайджан. Баку, 1985.

139. Дорн Б.А. Отчет об ученом путешествии по Кавказу и южному побережью Каспийского моря // Тр. Восточного отделения Русского Археологического Общества. 4.VIII. 1864.

140. Дорн Б.А. Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря. СПб., 1895.

141. Исаков М.И. Археологические памятники Дагестана. Махачкала, 1966.

142. История Дагестана. T.I-IV. М., 1967.

143. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.

144. Ичалов Г.Х. В глубь столетий. Народы Дагестана в борьбе за независимость в XII-XV вв. Махачкала, 1988.

145. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. T.l. М., 1957.

146. Кадыраджиев К.С. Структура и генезис соционима шамхал II Социальная терминология в языках Дагестана. Махачкала, 1989.

147. Кадырова Т.К. К изучению идеологии народных движений в Средней Азии VIII-IX вв. // Общественные науки в Узбекистане. № 4. 1967.

148. Камаханов А. Село под землей // Дагестанская правда. 5 января 1967.

149. Каяев А. Ал-Хикайат ал-Мадийа би лисан газигумук (Рассказы о прошлом на лакском языке). Темир-Хан-Шура, 1910 (на араб. яз.). (пер. И. Кая-ева).

150. Каяев А. История лакского народа // Литературный Дагестан (на лак. яз.). Махачкала, 1990. №4.

151. Каяев А. Лакский язык и история // Литературный Дагестан. 1987. № 3-4. (на лак. яз.).

152. Каяев И.А. Феодальный Кумух по местным историческим материалам. Дипл. работа. Махачкала, 1984.

153. Кекелидзе К. История древнегрузинской литературы. Т. 1-2. Тбилиси, 1958-1960.

154. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1. М., 1890.

155. Комаров А. Казикумухские и Кюринские ханы // ССКГ. Вып. 2. Тифлис, 1869.

156. Котович В.Г. О хозяйстве населения горного Дагестана в древности //СА. № 3. 1965.

157. Котович В.Г. К вопросу о древнем земледелии и скотоводстве в горном Дагестане // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т. IX. Махачкала, 1961.

158. Котович В.Г. Новые археологические памятники Южного Дагестана // МАД. Т. I. Махачкала, 1959.

159. Котович В.Г., Мунчаев P.M., Путинцева Н.Д. Некоторые данные о средневековых памятниках горного Дагестана // МАД. Т.П. Махачкала, 1961.

160. Котович В.М. Верхнегунибское поселение памятники эпохи бронзы горного Дагестана. Махачкала, 1965.

161. Криштопа А.Е. К вопросу о письменных источниках по истории феодализма в Дагестан // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Вып. VII. Махачкала, 1976.

162. Криштопа А.Е. Политическое развитие Дагестана в XIII-XV вв. // Автореф. канд. ист. наук. Махачкала, 1981.

163. Криштопа А.Е. Политическое развитие Дагестана в XIII-XV вв. // Дис. . канд. ист. наук. Махачкала, 1981.

164. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

165. Кудрявцев А.А. Город не подвластный векам. Махачкала, 1976.

166. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., 1982.

167. Кудрявцев А.А. Феодальный Дербент. М., 1993.

168. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI 30-е годы XVII в. М., 1963.

169. ПЗ.Кушева Е.Н. Русско-дагестанские отношения XVII первой четверти XVIII в. Документы и материалы. Махачкала, 1958.

170. Кушева Е.Н. Русско-дагестанские отношения XVI-XVII вв. Махачкала, 1954.

171. Лавров Л.И. Ответ Д.С. Габиеву // СЭ. 1958. №2.

172. Лавров Л.И. Археологические разведки в Дагестане 1947 и 1950 гг. //СМАЭ. T.XIV. Л., 1953.

173. Лавров Л.И. Из эпиграфических находок Дагестанской экспедиции //СМАЭ. Т. XVII. 1957.

174. Лавров Л.И. Кавказская Тюмень // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала. 1976.

175. Лавров Л.И. Лакцы // Народы Дагестана. М., 1955.

176. Лавров Л.И. Нашествие монголов на Северный Кавказ // История СССР. 1965. № 5.

177. Лавров Л.И. Новое о Зерихгеране и казикумухских шамхалах // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976.

178. Лавров Л.И. Раннесредневековый могильник в Нагорном Дагестане //СМАЭ. Т. XIII. 1951.

179. Лавров Л.И. Тарки до XVIII в. // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т. IV. Махачкала, 1959.

180. Лавров Л.И. Эмиры Дербента. Шамхалы Казикумухские и Таркин-ские // Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987.

181. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложение. 4.1. Надписи X-XVII вв. М., 1966; 4.2. Надписи XVIII-XX вв. М., 1968; Ч.З. Новые находки. М., 1980.

182. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. М.-Л., 1982.

183. Магомедов К. Вихлинский оползень. Заметки геолога // Дагестанская правда. 25 марта 1956 г.

184. Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX в. Махачкала, 1997.

185. Магомедов М.Г. Махачкала. История города. Махачкала, 2000. С.46.

186. Магомедов М.Г. Остатки оборонительных стен у Андийских ворот // МАД. T.III. Махачкала, 1973.

187. Магомедов М.Г. Хазары на Кавказе. Махачкала, 1994.

188. Магомедов М.Г., Шихсаидов А.Р. Калакорейш (крепость курейши-тов). Махачкала, 2000.

189. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1971, Вып.II Махачкала, 1975.

190. Магомедов P.M. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. Махачкала, 1968.

191. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII начале XIX в. Махачкала, 1957.

192. Магомедов P.M. По аулам Дагестана. Махачкала, 1979. Вып II.

193. Магомедов P.M., Магомедов А.Р. История Дагестана. Махачкала, 1994.

194. Магометов А.А. Кубачинский язык. Тбилиси, 1963.

195. Малачиханов Б.Г. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. T.XIV. Махачкала, 1965.

196. Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. М., 1988.

197. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.

198. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II.

199. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3.

200. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4.

201. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.15.

202. Марр Н.Я. Непочатый источник истории Кавказского мира (из третьей лингвистической поездки в Дагестан 24 декабря 12 января). Петроград, 1917.

203. Маршаев Р.Г. О термине «шамхал» и резиденции шамхалов // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т. III. Махачкала, 1958.

204. Маршаев Р.Г. Сношение Кайтага и Казикумуха с русским государством в первой половине XVII в. Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1954.

205. Маршаев Р.Г., Бутаев Б. История лакцев. Махачкала, 1993.

206. Маршаев Р.Г. Русско-дагестанские отношения XVIII в. (документы и материалы). Махачкала, 1958.

207. Материалы по истории средневекового Дагестана // Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980.

208. Меджидов Ю.В., Абдуллаев М.А. Али Каяев. Махачкала, 1993.

209. Мехтулинские ханы // ССКГ. Вып. II. Тифлис, 1869.

210. Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. соч. М.,1950.

211. Миклухо-Маклай Н.О. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке // УЗ ИВАН СССР. Т.9. 1954.

212. Микульский Д.В. Арабский Геродот. М., 1998.

213. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963.

214. Мунчаев P.M. Археологические исследования в нагорном Дагестане в 1954 г. // КСИИМК. Вып.71.

215. Муркелинский Г.Б. «Дербенд-наме» на лакском языке // Дусщиву (Дружба). №1. 1971 (на лак. яз.).

216. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

217. Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. Вып. I. Тифлис, 1868.

218. Омаров А. Как живут лаки (из воспоминаний детства) // ССКГ. Вып. III. Тифлис, 1870.

219. Освобождение бесправных рабов в Дагестане // ССКГ. Вып. I. Тифлис, 1868.

220. Османов М.О. Некоторые вопросы из истории хозяйства Дагестана // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т. 20. Сер. обществ, наук. Махачкала, 1970.

221. Османов М.О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана (с древнейших времен до начала XX века). Махачкала, 1996.

222. Очерки истории Дагестана. Махачкала, 1957.

223. Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI- начало XIX вв. Л., 1949.

224. Пигулевская М.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П. и др. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958.

225. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л., 1941.

226. Полиевктов М.А. Из истории северокавказских феодалов XVII в. // Академику Н.Я. Марру. Сб. статей. М.-Л., 1935.

227. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964.

228. Саидов М.С. О некоторых памятниках материальной культуры в лакских районах ДАССР Л УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. T.III. Махачкала, 1957.

229. Саидов М.-С. О распространении Абумуслимом ислама в Дагестане // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т. III. Махачкала. 1956.

230. Саидов М.-С., Шихсаидов А.Р. «Дербенд-наме» (к вопросу об изучении) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.

231. Сатыбалов А.А. Социально-политические термины тюркоязычных документов эпохи феодализации в некоторых языках Северо-Восточного Кавказа // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т. IV. 1958.

232. Свод статистических данных, извлеченных из Посемейных списков Закавказья. Тифлис, 1890.

233. Сипенкова Т.М. «История» Халифы ибн Хаййата как источник по истории арабских завоеваний на Кавказе и в Закавказье // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып.5. JL, 1980.

234. Таймасханова Т.Г. Тюркский элемент в аварской топонимии (на материалах салатавского диалекта) // Тюрско-дагестанские языковые взаимоотношения. Махачкала, 1985.

235. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1894.

236. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959.

237. Умаханов М.-С.К. Антифеодальная борьба в Дагестане в XV-XVI вв. // Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1990.

238. Умаханов М.-С.К. Взаимоотношения феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в XVII в. Махачкала, 1973.

239. Умаханов М.-С.К. О классовой борьбе в феодальных владениях Дагестана в XVII в. // ВИД. Вып. III. Махачкала, 1975.

240. Умаханов М.-С.К. Торговые пути Дагестана в XVII-XVIII вв. // Древние промыслы, ремесло и торговля в Дагестане. Махачкала, 1984.

241. Услар П.К. Казикумухские (лакские) народные сказания // ССКГ. Вып. I. Тифлис, 1868.

242. Услар П.К. Лакский язык. Этнография Кавказа. Языкознание. Тифлис, 1896.

243. Федоров Г.С. История Карабудахкента. Махачкала, 1997.

244. Федоров Г.С. К этногенезу кумыков // Дагестан в эпоху Великого переселения народов (этногенетические исследования). Махачкала, 1998.

245. Халилов Х.М. Лакский песенный фольклор. Махачкала, 1989.

246. Хан-Магомедов С.О. Джума-мечеть в Дербенте // С А. №1. 1970.

247. Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961.

248. Цулая Г.В. Грузинский Хронограф XIV в. о народах Кавказа // Кавказский этнографический сборник. Вып. VII. М., 1980.

249. Шавлукова Н.И. История селения Кумух (с древнейших времен до конца XIX в.). Дипл. работа. Махачкала, 1996.

250. Шамхалы Тарковские // ССКГ. Вып. I. Тифлис, 1868 (Репринт, изд.: М., 1992).

251. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. M.-JL, 1949.

252. Шихсаидов А.Р. «Завещание Андуник-нуцала» (к вопросу об изучении) // Вестник ДНЦ РАН. № 1. Махачкала, 1998.

253. Шихсаидов А.Р. Арабские строительные надписи Дагестана (XI-XVII вв.) // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т. XIII. Сер. ист. Махачкала, 1964.

254. Шихсаидов А.Р. Вопросы исторической географии Дагестана X-XIV вв. (Лакз, Гумик) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.

255. Шихсаидов А.Р. Дагестан в X-XIV вв. Махачкала, 1975.

256. Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» Мухаммеда Рафи // Письменные памятники Востока. М., 1977.

257. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане VIII-XV вв. Махачкала, 1969.

258. Шихсаидов А.Р. К вопросу о локализации Филана // Ономастика Кавказа. Махачкала, 1976.

259. Шихсаидов А.Р. К изучению дагестанских исторических сочинений // Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. Вып.1. М., 1989.

260. Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. М., 1986.

261. Шихсаидов А.Р. Когда и как насаждался в Дагестане ислам. Махачкала, 1962.

262. Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969.

263. Шихсаидов А.Р. Новые данные по истории Южного Дагестана // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т. VIII. Махачкала, 1959.

264. Шихсаидов А.Р. Новые данные по средневековой истории Дагестана // УЗ ИИЯЛ Даг ФАН СССР. T.IX. Махачкала, 1961.

265. Шихсаидов А.Р. О пребывании монгол в Рича и Кумухе в 1239-1240 гг. // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т. IV. Махачкала, 1958.

266. Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР, T.III. 1957.

267. Шихсаидов А.Р. Освободительная борьба народов Дагестана против Халифата VII-VIII вв. (в трудах арабских авторов) // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986.

268. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Южном Дагестане // УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т.VI. Махачкала, 1961.

269. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв. как исторический источник. М.,1984.

270. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

271. Шихсаидова Р.С. Из истории дагестано-азербайджанских торгово-экономических отношений в XVII в. // Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа. Махачкала,'1977.

272. Шмелев А.С. К вопросу о выходе Казикумуха из состава шамхальства // Болгария, Турция, Дагестан. Вып. V. Махачкала, 2000.

273. Шурпаева М. Легенды и были Кази-Кумуха. Махачкала, 1999.

274. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

275. Юшков С.В. К вопросу об особенностях феодализма в Дагестане // УЗ СГПУ. Вып. I (исторический). Свердловск, 1938.

276. Khanikoff N. Memoire sur les inscriptions musulmanes du Caucase // Journal Asiatique. Ser. 5. XX. Paris, 1862.!J.с» 1X