автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Тема России: Н. А. Бердяев и Н. О. Лосский
Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Сердюкова, Елена Владимировна
Актуальность темы исследования.
Прошлое - настоящее - будущее. В этих трех словах жизнь и судьба человечества, его успехи и неудачи, взлеты и падения. Что было? Расцвет и гибель древних цивилизаций, зарождение философии и возникновение христианства, географические открытия и колониальные войны, развитие наук и появление марксизма. Что есть? Успешное освоение космоса, достижения генной инженерии, осуществляющийся диалог западной и восточной культур, существование множества концепций философского знания. С другой стороны - угроза атомной войны, экологическая катастрофа, демографический кризис. Налицо своеобразный парадокс истории - чем дольше живет человечество, чем больших успехов достигает оно в своем цивилизационном развитии, тем актуальней становится проблема выживания на Земле. Что будет? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько человечество осознает себя творцом своей судьбы. Насколько оно будет способно сохранить духовную связь с прошлым, учиться у своих предков и учитывать собственные ошибки. Ответственность лежит на каждом народе, являющимся частичкой мирового сообщества.
В ситуации, когда социокультурный кризис приобретает глобальный характер, осмысление темы России представляет далеко не праздный философский интерес. На сегодняшний день тема России, менталитета русской культуры и русского характера становится основой культурологического исследования и открывает перспективу дальнейшего развития российской культуре в новом тысячелетии. В современной культурологии, отмечает И.В.Кондаков, "на поверхность вышел вопрос о национальной специфике культур, усилился исследовательский интерес к национальному менталитету культуры, к лежащему в основе каждой национальной культуры типу рациональности, к национальным образам и картинам мира и т.д."(80, 20) Эти вопросы являлись и являются актуальными для многих современных мыслителей, таких как: М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, Д.С.Лихачев, Г.Д.Гачев, В.М.Межуев, Б.Е.Гройс и многих других.
Но еще в XIX и начале XX веков тема России, проблема национального своеобразия русской культуры и русской истории были основательно разработаны многими русскими философами - П. Я. Чаадаевым, А. Хомяковым, И. Киреевским, Вл. Соловьевым, С. Булгаковым, Л. Карсавиным, Вяч. Ивановым, Г. П. Федотовым, В.В.Зеньковским; о феномене "русскости" писали А. Пушкин и Ф. Тютчев, Ф. Достоевский и Л. Толстой, Н. Гоголь и В. Белинский.
Обращение к нашему духовному наследию сегодня необходимо, т.к. позволит нам глубже понять современные кризисные явления в русской культуре и русской истории. Как пишет С. Хоружий, "русская мысль в ее истинном составе требуется нам сегодня, чтобы увидеть реальный ход собственной духовной истории, ход работы национального самосознания -взамен казенной мифологемы векового реакционного мрака.".(158, 32)
Большинство русских мыслителей XIX - нач. XX вв. осмысливали особенности русского культурно-исторического развития преимущественно в парадигме "Восток - Запад" ("Русская идея" Вл. Соловьева, "Великая Россия" П.Струве, "Восток, Запад и русская идея" Л.Карсавина, "Русские мыслители и Европа" В.Зеньковского, "Россия, Европа и мы" Г.П.Федотова). Но эти рассуждения о России очень часто бывали слишком теоретическими, оторванными от реалий культурно-исторического опыта русского общества.
На этом общем фоне выделялись работы Н.Бердяева и Н.Лосского о России. Эти философы, в отличие от большинства своих предшественников и современников не довольствовались чисто абстрактными построениями, а осмысливали тему России в широкой культурологической перспективе, с опорой на богатейший литературный, философский, исторический, религиозный материал, анализировали особенности русского характера и русской национальной жизни.
Степень разработанности проблемы.
Прежде чем приступить к исследованию темы, заявленной в названии диссертации, диссертант отмечает, что тема данной диссертационной работы ранее не становилась объектом философско-культурологического исследования.
В связи с тем, что для анализа темы России в творчестве Лосского и Бердяева необходим общефилософский и культурологический контекст, автор диссертации опирался на следующие виды источников:
1) исследования отечественных мыслителей Х1Х-ХХ вв., посвященные теме России;
2) оригинальные произведения Лосского и Бердяева и источники, анализирующие творческое наследие этих двух философов как в целом, так и по заявленной теме.
1. Следует особо отметить, что, начиная с "Философических писем" П.Я.Чаадаева, тема России становится предметом чисто философского рассмотрения и осмысливается русскими мыслителями не в эмпирической, а в религиозно-мистической плоскости. Как пишет Вл.Соловьев в "Русской идее", "идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности". Русская философия 19 - начала 20 вв. занята постоянными поисками ответа на вопрос о смысле "русской идеи".
Выработка русской мыслью собственной национальной идеи не была единственным случаем, исключением в мировой практике. Точно так же и западноевропейские мыслители пытались уловить специфику и своеобразие национального духа. Так, например, Гегель полагал, что в германском духе воплотился "всемирный дух" на высшем этапе своего развития, а немецкая история олицетворяет собой вершину развития истории человечества. Подобным образом французский историк Гизо считал, что французская цивилизация - самая истинная, полная и воспроизводит основную идею цивилизации, в то время как английский историк Бокль в работе "История цивилизации в Англии" полагал, что самой нормальной и здоровой является английская история.
Первое "Философическое письмо" П.Я.Чаадаева, содержавшее в себе резкую критику настоящего и прошлого России, послужило причиной интеллектуального взрыва, потрясшего русское общество до глубины основания и вызвавшего оживленную полемику о России, русской истории, специфике русской культуры и православия. Свой вклад в развитие данной темы внесли Л.Толстой и Ф.Достоевский. Как отмечает В.П.Яковлев, "в их лице и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе "на весь мир" - уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур."(151, 106).
Философский спор о России - это, прежде всего, спор славянофилов и западников. По мнению А.С.Хомякова, определяющим условием сохранения жизнеспособности России является православие - главная отличительная черта самобытности русской культуры. Западники /Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, П.В.Анненков/ высоко оценивали реформы Петра 1 и полагали, что Россия в своем историческом развитии должна следовать по пути развития западной цивилизации.
По мнению Вл.Соловьева, главный вопрос для русского человека -вопрос о смысле существования России во всемирной истории. Он ищет ответ в "вечных истинах религии" и приходит к выводу, что каждая нация желает осуществить свою истинную идею, которая есть "образ их бытия в вечной мысли Бога".
Соловьевскую линию истолкования "русской идеи" продолжили представители русского культурного ренессанса начала 20 века - В.Розанов, С.Булгаков, Е.Трубецкой, Л.Карсавин и многие другие философы.
Таким образом, для русских философов-классиков /Чаадаев -славянофилы - Вл.Соловьев/ и последователей Вл.Соловьева, вопрос о России
- это, прежде всего, вопрос о месте России во всемирной истории и культуре, который возникает в мыслительном поле философии истории и чаще всего ограничивается абстрактными теоретизированиями. И в этой связи хочется сразу оговорить следующее: в отличие от своих предшественников Бердяев и Лосский полагают истинный образ России через исследование всех сторон жизни русского народа. Иными словами, они стремятся познать не только то, что "Бог думает о России в вечности", но и то, что "думает она о себе во времени".
В творчестве этих философов обнаруживается стремление не остаться на чисто умозрительных позициях. Они привлекают богатый художественный материал, пытаются понять русский дух исторически, психологически, рассматривая и анализируя при этом материальную, душевную и духовную стороны русской жизни. Оба мыслителя и размышляют о России, и сопереживают, как бы изнутри проникнув в ее душу, в душу ее народа.
2.В связи с тем, что идеи Н.Бердяева в течение долгого времени находятся в центре внимания и часто становятся объектами критики, литература о творчестве философа существует с того времени, когда начали выходить его первые работы. Большой интерес вызывают критические статьи современников мыслителя: Д.Мережковского, С.Франка, Б.Яковенко, Е.Трубецкого, В.Розанова, А.Мейера, Л.Карсавина, Н.Полторацкого, И.Ильина и многих других. Существуют работы, в которых обозначены контуры общефилософской концепции мыслителя. Это - "Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия" Л.Шестова, "Бердяев - мыслитель" Г.П.Федотова, "Н.А.Бердяев" П.А.Сорокина, "Бердяев: пророк или еретик" С.А.Левицкого, "Учение о познании" Ф.А.Степуна. Кроме того, необходимо отметить исследования В.В.Зеньковского и С.А.Левицкого, посвященные русской философской мысли, в которых философии Бердяева отведено почетное место.
Исследуя философские взгляды Н.О.Лосского, нам приходилось опираться, в основном, на работы самого философа и на частичные высказывания о нем Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, С.А.Алексеева /Аскольдова/.
Наиболее фундаментальное и систематическое изложение религиозно-философских взглядов Н.О.Лосского содержится в работе "Очерки по истории русской философии" Левицкого, который является учеником и последователем философа.
В связи с тем, что после революции значительная часть русских философов была выслана из России, а их взгляды были признаны реакционными, буржуазными и попросту "вредными", свободное от идеологических стереотипов изучение философского наследия русских религиозных мыслителей начинается только в конце 80-х и начале 90-х годов.
Среди работ современных авторов, посвященных Бердяеву, выделяются публикации А.А.Ермичева, В.В.Шкоды, Е.В.Барабанова, А.Вадимова, Л.Полякова, А.Смирнова, Р.А.Гальцевой, П.П.Гайденко, В.Лоскутова, М.Семочкиной.
П.Гайденко в статье "Мистический революционаризм Н.А.Бердяева" отмечает, что основной предмет интереса Бердяева — это человек, его свобода, судьба, цель и смысл человеческого существования.
Л.И.Новикова и И.Н.Сиземская в учебном пособии "Русская философия истории" уделяют значительное место взглядам Бердяева и полагают, что главной заслугой мыслителя является учение о свободе человека. По мнению В.В .Шкоды первое место в мировоззрении Бердяева принадлежит идее свободы, которая являлась "альфой и омегой" учения философа. Такого же мнения придерживается Р.А.Гальцева, указывая на существование "культа свободы" в мире Бердяева.
Бердяев много писал о России. Этой теме посвящены такие работы мыслителя, как "Судьба России", "Истоки и смысл русского коммунизма", "Русская идея". На сегодняшний день существует большое количество публикаций современных авторов - А.Ф.Замалеева, С.Левицкого, Л.Новиковой и И.Сиземской, Л.Полякова, Е.Барабанова и мн. др., анализирующих видение Бердяевым судьбы России, ее исторической миссии. Они рассматривают основные идеи таких работ Бердяева, как "Судьба России" и "Русская идея" и осмысливают тему России в творчестве философа преимущественно в парадигме "Восток - Запад".
Проанализировав значительное количество исследований, посвященных философскому учению Бердяева в целом и теме России в частности, автор диссертационной работы пришел к следующим выводам:
1) оценивая творчество русского философа, большинство исследователей выделяют идею свободы как основу учения Бердяева;
2) эта основа учения на сегодняшний день не была использована в качестве методологической предпосылки исследования темы России;
3) тема России у Бердяева виделась большинству современных авторов преимущественно в парадигме Восток - Запад и не была в достаточной степени осмыслена посредством представлений Бердяева о русском характере и русской общественной мысли.
Ценные замечания о философских взглядах Лосского содержатся в исследованиях А.Кувакина, М.А.Маслина, А.Замалеева, А.Титаренко, В.П.Филатова, С.И.Поварнина.
Среди зарубежных исследований хотелось бы отметить труд английского философа Ф.Коплстона "Философия в России: от Герцена до Ленина и Бердяева", в котором основное внимание автор уделяет онтологическим, гносеологическим и этическим взглядам философов, а видение Лосским и Бердяевым особенностей русского характера, православия, существования России во всемирно-историческом процессе, попросту отбрасывается.
К сожалению, в современной литературе практически отсутствуют публикации, посвященные таким работам Лосского, как "История русской философии" и "Характер русского народа". Для Маслина и Андреева "История русской философии" является, в основном, очередным исследованием о русской философии, а для Титаренко труд философа "Характер русского народа" представляет собой "морально-психологические изыскания" автора.
Таким образом, в современных исследованиях творчества Лосского, вышеперечисленные работы ("История русской философии" и " Характер русского народа") не рассматриваются как необходимая часть общефилософской концепции Лосского и материал для культурологического анализа темы России в творчестве мыслителя.
В научно-исследовательской литературе, на сегодняшний день, практически отсутствуют публикации, посвященные сравнительному анализу философских идей обоих мыслителей. Некоторые сравнения взглядов Н.О.Лосского и Н.А.Бердяева мы находим у С.А.Левицкого, а также у А.Ф.Замалеева, который выделяет общность гносеологических исканий философов, придававших огромное значение интуиции. И, к сожалению, отсутствуют исследования, посвященные изучению темы, заявленной в названии диссертации.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
В диссертации используются традиционные методы историко-философского исследования: анализ первоисточников, их теоретическое осмысление и обобщение, анализ особенностей духовной культуры изучаемого периода, сравнительная характеристика философских взглядов мыслителей различных направлений и школ. В работе применяется "проблемный метод", соединяющий воедино теоретический и культурно - исторический аспект реконструкции мысли, а также способы и приемы, разрабатываемые в рамках компаративистского подхода к изучению развития философии и культуры.
Цель и задачи исследования.
Целью данного диссертационного исследования является культурологическое рассмотрение темы России в процессе анализа творчества русских философов - Н.О.Лосского и Н.А.Бердяева.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1) представить общую экспозицию проблемы и авторскую гипотезу о специфике взгляда на Россию Лосского и Бердяева в историческом и современном контексте;
2) выявить философско-методологические основы учений Лосского и Бердяева в качестве предпосылок культурологического исследования темы России;
3) выявить ту область их учения, в которой локализуется культурологическое рассмотрение темы России;
4) представить взгляд Лосского и Бердяева на цель существования России в мировой истории и культуре и пути к достижению данной цели;
5) проанализировать культурологические идеи Лосского и Бердяева о русском характере и установить, какую роль играют понятия свободы и интуиции в понимании особенностей характера русского народа;
6) определить, в чем видят Лосский и Бердяев специфику русской мысли и какое место занимают свобода и интуиция в философских учениях русских мыслителей 19 - нач.20 вв.
Новизна диссертационного исследования состоит в том, что:
1) выявлены две исходные предпосылки культурологического исследования темы России - идея "свободы" /Н.А.Бердяев/ и идея "интуиции" /Н.О. Лосский/;
2) определена область философского учения, в которой локализуется тема России: философия истории /Н.А.Бердяев/; этика и философия ценностей /Н.О. Лосский/;
3) определена цель существования России во всемирно-историческом и культурном пространстве, обозначенная Лосским и Бердяевым, и пути к достижению этой цели;
4) тема России представляется посредством анализа Культурологических идей о русском характере и русской общественной мысли;
5) впервые осуществлен сравнительный анализ философских и культурологических взглядов Лосского и Бердяева по заявленной теме;
6) в работе используются материалы книги Ф.Коплстона "Философия в России: от Герцена до Ленина и Бердяева", не переведенной на русский язык.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. Тема России, являясь одной из ведущих в творчестве Н.О.Лосского и Н.А.Бердяева, приобретает культурологический статус в философско-историческом контексте /у Бердяева/ и в области этики и философии ценностей /у Лосского/. Специфика России, ее самобытность и уникальность раскрываются: а) на бытийно-жизненном уровне - через характер русского народа и б) логосном - посредством анализа русской общественной мысли. Н.А.Бердяев и Н.О.Лосский постигают русский дух культурно-исторически, обращаясь к реальной истории России и ее культуре - к русской литературе и искусству, православной вере, анализируя характер жизни и мысли русского народа.
2. Учение Н.А.Бердяева представляет собой целостное философско-религиозное мировоззрение со связующей идеей первичности свободы и необходимости творчества для ее реализации в бытии человека. Понятие "свобода" и выступает средством для культурологического осмысления темы России в эсхатологии Бердяева, т.к. именно свобода является "вечной онтологической основой" России и душевной структуры русского этноса.
3. Основополагающий пласт в философских и культурологических исследованиях Н.О.Лосского, главная идея, которая "красной нитью" проходит через все его учение и придает ему внутреннюю и внешнюю цельность, -"интуиция", взятая не столько в гносеологическом плане, сколько в религиозно-мистической функции. Интуиция выступает средством осмысления темы России в аксиологической парадигме Лосского и является одной из главных составляющих духовной основы личности русского народа (конкретно -идеального ядра личности русского народа).
4. Осмысливая культурно-историческое развитие России, Лосский и Бердяев определяют цель существования России во всемирно-историческом и культурном пространстве: достижение совершенной жизни в Царстве Божием, которое мыслится Бердяевым как царство свободы в Боге, а Лосским - как царство абсолютного добра. Оба философа указывают путь к достижению этой цели: через творчество (у Бердяева) и посредством любви (у Лосского).
5. Главной и неизменной чертой характера русского народа и его культуры является религиозность и религиозное мировоззрение, которые основываются: а) на воле к свободе (у Бердяева) и б) способности русского народа к "высоким формам" опыта (у Лосского). Особенность русской религиозности состоит в стремлении к абсолютному добру (у Лосского) и эсхатологической устремленности (у Бердяева).
6. Общий взгляд Лосского и Бердяева на русскую философию и ее развитие традиционно оценивался с позиции истории философии. Мы полагаем, что исследование обоими мыслителями специфики русской мысли необходимо ввести в культурологический контекст. Феномен "свободы" выявлен в качестве метафизической основы русской творческой мысли у Бердяева; по мнению же Лосского, все достижения русской философии связаны с интуитивизмом. "Свобода" и "интуиция" как два иррациональных истока самобытности России помогают сохранить ценностно-смысловое единство культуры и истории России.
Научно- практическая значимость исследования.
Материалы и результаты работы могут быть использованы в дальнейшем изучении русской религиозной философии, при чтении лекций, проведении практических занятий по философским и культурологическим дисциплинам, а также в рамках учебных курсов по истории мировой и отечественной культуры. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны при анализе ряда сторон духовной жизни современного российского общества.
Апробация результатов исследования.
Различные аспекты исследования обсуждались на заседании кафедры социальной философии и философии права факультета философии и культурологии РГУ, конференции по философии права в Ростовском
14 юридическом институте МВД РФ (2001г.), научно-преподавательской сессии. Ряд положений работы используется при чтении курса "Философия" для студентов Ростовского государственного университета. Содержание исследования отражено в 3 публикациях автора.(1,2 п.л.)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы, включающего 172 источника.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Тема России: Н. А. Бердяев и Н. О. Лосский"
Заключение.
В диссертационном исследовании было представлено культурологическое рассмотрение темы России в процессе анализа творчества русских философов - Н.А.Бердяева и Н.О.Лосского и получены следующие результаты:
1. Представлена общая экспозиция проблемы исследования и авторская гипотеза о специфике взгляда на Россию Лосского и Бердяева в историческом и современном контексте.
2. Очерчен круг философских интересов НА. Бердяева и Н.О. Лосского и выявлены философско-методологические основы их учений - идея "свободы" и идея "интуиции" - в качестве предпосылок культурологического исследования темы России.
3. Выявлена та область учения Лосского и Бердяева, в которой локализуется культурологическое рассмотрение темы России (философия истории у Бердяева и область этики и философии ценностей у Лосского).
4. Представлен взгляд Лосского и Бердяева на цель существования России в мировой истории и культуре и пути к достижению данной цели.
5.Тема России раскрыта посредством анализа культурологических идей Лосского и Бердяева о русском характере и русской мысли.
6. В результате исследования было установлено, что для Бердяева понятие "свобода" является не только основой учения, но и метафизическим основанием характера русского народа и русской мысли. Для Лосского таким основанием выступает его интуитивизм. "Свобода" и "интуиция" как два иррациональных истока самобытности России помогают сохранить ценностно-смысловое единство культуры и истории России. Итак, в данной работе творчество Бердяева рассмотрено в аспектах его теории познания, онтологии, философии истории, антропологии. Учение Бердяева представляет собой целостное философско-религиозное мировоззрение со связующей идеей первичности свободы и необходимости творчества для её реализации в бытии человека. В учении Бердяева понятие свобода" обладает, таким образом, онтологическим статусом и поэтому определяет характер учения в целом, является его смысловым центром.
Невозможно одним словом охарактеризовать учение Бердяева. Оно религиозно, эсхатологично, экзистенциально, персоналистично, историософично.
Главным для Бердяева было обнаружить первореальность всего сущего, найти онтологическую категорию, которая могла бы стать основной категорией для понимания всех аспектов духовной действительности и человека, как главной составляющей этой действительности. Этой категорией стала свобода. Всё, что лежит в круге интересов Бердяева: человек, творчество, этика и сама философия, - причастно "дыханию" свободы.
Это относится и к философии истории Бердяева: "Если бы не было свободы, не было бы и истории". (28, 45) Для мыслителя-философа история -это учение о конце земной истории и её завершении в Царстве Божием. И именно в плоскости философии истории возникает у Бердяева тема России, русской истории и русской культуры. Философ также отмечает историософический характер русской философской мысли. В работе "Русская идея" автор прослеживает развитие историософических идей у Чаадаева, славянофилов, Ф. Достоевского и Вл. Соловьева. В начале XX века эту традицию продолжит сам Бердяев, для которого тема России станет одной из главных тем.
Для Лосского самой главной областью философии является, на наш взгляд, гносеология - необходимый этап на пути к метафизике, этике и теории ценностей. Согласно Лосскому, "предметы внешнего мира, когда на них направлены акты осознания и внимания, становятся имманентными моему сознанию, но остаются трансцендентными мне, субъекту сознания". (97, 149) Наши интенциальные акты, направленные на предмет, ничего не меняют в нем, в результате этого "мы знаем предметы в подлиннике", т.е. такими, какие они существуют независимо от нашего "я" и от нашего процесса познания. Акт непосредственного созерцания предмета в подлиннике Лосский называет интуицией.
Согласно Лосскому, мир есть органическое целое, состоящее из множества деятелей. С одной стороны, каждый деятель имеет свою творческую силу и действует самостоятельно, но, с другой стороны, все деятели единосущны, благодаря тождественности основных формальных принципов. В мире все существа интимно связаны друг с другом, поэтому человек может наблюдать непосредственно не только свои душевные состояния, но и предметы внешнего мира.
Итак, основой философской позиции Лосского является его интуитивизм, который выступает прежде всего в области теории познания и придает ей метафизический характер.
Касаясь области культуры и общественной жизни, нужно сказать, что, в отличие от Бердяева, который крупно мыслил об истории человечества, у Лосского нет специально разработанной философии культуры и философии истории, однако тема истории и культуры присутствует в его учении, хотя она и взята в её ценностно-религиозном восприятии. И все же, как уже было отмечено в ходе исследования, тема России локализуется у Лосского преимущественно в области этики и философии ценностей. Лосский развивает онтологическую теорию ценностей, в которой утверждает, что ценности не составляют особого царства, отдельного от бытия. Философ полагает, что абсолютные ценности не могут быть доказаны. Они усматриваются непосредственно, через интуицию, духовное озарение.
Согласно Лосскому, существуют два основных пути развития: прогресс -правильный путь восхождения к Богу и регресс - сатанинский путь, но, благодаря свободе, всегда сохраняется возможность вступления на правильный путь. Мыслитель полагает, что в истории человечества нет линейного прогресса - "прогресс или регресс есть свободно развивающаяся личная история каждого существа". (103, 232)В работе "Характер русского народа" Лосский прослеживает "личную историю" России через образ её народа, описывает достоинства и недостатки русского характера, а в работе "История русской философии" дает оценку мыслительной деятельности представителей этого народа.
В работе "Смысл истории" Бердяев отмечает, что целью истории является проникновение в тайну "исторического". Он пишет: "Я должен прежде всего постигнуть это историческое как до глубины моё, как до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу". (28, 15) Это становится возможным потому, что человек является "микрокосмом" и в нем дана разгадка тайны бытия "макрокосма". Обратившись к теме России Бердяев, на наш взгляд, сужает границы "исторического", как понятия, охватывающего всю мировую историю и мировую судьбу, и переходит к понятию русской истории и русской судьбы. Бердяев сам, как человек и как "микрокосм", изнутри, из себя, руководствуясь собственной философской концепцией, пытается разгадать тайну русской судьбы, русской истории, русской души. Он объединяет все эти темы в одном понятии - "Русская идея", которое наследует у Вл. Соловьева. Согласно учению Бердяева Бог может раскрыть себя символически. В результате такого "раскрытия" появляется "русская идея" - понятие-символ -то, что "замыслил Творец о России". У России глубоко противоречивый характер, у других народов тоже, но только у России тезис переходит в антитезис: государственность - в анархию, свобода - в рабство, сверхнационализм - в крайний национализм. Женственная стихия преобладает перед мужественным началом и чувствует его в себе трансцендентным, а не имманентным. Бердяев полагает, что необходимо соединить эти два начала в русском духе.
В ходе исследования мы выяснили, что каждая нация, согласно Бердяеву, имеет свою онтологическую основу и цель существования. Онтологической основой России и её народа является свобода. Народ для Бердяева - это не социальная общность, а духовная, умопостигаемая категория. Бердяев -экзистенциальный мыслитель, для которого мысль означает тождество личной судьбы и судьбы Мира (и России в частности).
Как мы выяснили в результате исследования, каждая личность есть в то же время и народная индивидуальность, в душевной структуре которой можно выделить несколько уровней или пластов:
1). Национальная стихия, которая в мире объективации воплотилась в необъятные пространства русской земли. Свобода здесь присутствует как темная, иррациональная стихия, это добытийная свобода, которая заключает в себе возможность как добра, так и зла.
2). Национальная воля и национальный разум, которые воплотились в характере жизни русского народа и характере русской общественной мысли. На этих уровнях свобода проявляется как свобода воли, свобода выбора между добром и злом. К сожалению, национальная стихия довлеет над разумом и волей, в результате этого русскому человеку бывает трудно распознать, что есть добро, а что есть зло, свобода часто превращается в рабство.
3). Национальный дух, основным содержание которого является "русская идея". Национальный дух - это та сфера сверхсознания, в которой возможен прорыв по "ту сторону" этого мира объективации. Здесь свобода присутствует как истинная свобода, свобода духа, свобода в Боге. К сожалению, национальный дух также находится под влиянием национальной стихии. Вместо того, чтобы погрузиться в себя, в глубину своего "я", осознать истинный смысл "русской идеи", "национальный дух" направлен во внешний мир - "вторичный и скованный". Бердяев называет это явление "ложной направленностью" русского духа, и, как результат этого, русский коммунизм.
Цель существования России заложена в "русской идее". Для того, чтобы раскрыть смысл этой идеи необходимы творческие усилия национальной воли (её творческая энергия) и национального разума (творческие идеи). Бердяев полагает, что русская творческая мысль близко подошла к раскрытию смысла "русской идеи", которая есть эсхатологическая идея Царства Божьего.
По мнению мыслителя, мы можем утверждать, что в глубине русского народа заложена большая свобода духа и русская идея есть эсхатологическая идея на основе внешних, бессознательных их проявлений в нашем объективированном мире. Согласно экзистенциальному мироощущению
Бердяева, внешнее - это всегда символ внутреннего. Анализируя характер русского народа и русскую общественную мысль он находит проявление свободы духа в таких явлениях как: странничество, святые старцы, мистико-пророческие секты, духовные беседы с простыми мужиками. Странничество существует и в мысли - :странниками были JI. Толстой, Н. Гоголь и многие другие мыслители России. В результате исследования мы пришли к выводу, что свобода оказывается метафизическим основанием русской творческой мысли. Вышеперечисленные явления Бердяев обозначает как духовные, в которых выражается национальный дух. Эти духовные явления являются также и выражением "русской идеи". Эсхатологическая устремленность принадлежит к "структуре русской души" и проявляется как в характере жизни русского народа, так и на вершинах русской общественной мысли. В мире объективации эсхатологическое сознание оказывается двойственным. Русские апокалиптики или нигилисты. Русские странники сознательно ищут Царство Божие и руководствуются духом, в то время как в нигилизме, атеизме, социализме эсхатологическая устремленность русской души проявляется бессознательно, стихийно.
Бердяев полагает, что необходимо осознать "русскую идею" как идею братства людей и народов, но это братство должно мыслиться не как природный, общественный коллективизм, а как мистическое, соборное единство свободных духом личностей. Путь к достижению такого единства ("коммюнотарности" по Бердяеву) - путь творчества. Необходимо новое религиозное сознание - эсхатологическое и творческое. Царство Божие не только ожидается, оно и творится, Каждый человек должен начать с самопознания, раскрыть в себе личность, осознать себя существом свободным. Взамен религии плоти русскому народу нужна религия духа, вера в Христа, это имманентная религиозность. Христос освобождает человека от тяжести этого объективированного мира и возвращает ему творческую мощь. Необходимо осознать свободу как возможность творить, созидать добро. Творческий акт прорывает оболочку нашего мира и проникает в царство свободы, свободы в
Боге. Творческий путь - путь Богочеловечества, прихождения от свободы личности к свободе в Боге.
Бердяев полагает, что самобытный тип русской души уже выработан и навеки укреплен. Она должна проявиться не в недостатках, а в мощи, творчестве, свободе, т.е. в тех категориях, которые относятся к царству чистой духовности. Вечной может быть лишь Россия духа.
Таким образом, философ находит в "умопостигаемом образе" России онтологическую основу - свободу, цель её существования, заложенную в "русской идее", которая есть эсхатологическая идея Царства Божия и путь к достижению этой цели - творчество. Миссия России - нести народам свой пророческий дух и поведать Западу тайну свободы. Апостол Павел говорил: "Где Дух Господен, там и свобода". Смысл нового религиозного сознания по Бердяеву: "Где свобода, там Дух Господен, там и Благодать!"
Согласно учению Лосского, каждый народ есть социальная личность. Личность имеет определенную структуру: нормальную индивидуальную идею, вложенную Богом, конкретно-глубинное ядро личности - носителя творческой мощи, эмпирический характер личности и его проявления (поступки).
Каждая личность обладает свободой и поэтому может следовать этой идее (в ней заложено идеальное назначение этой личности) или нет. Изначально эта идея заложена в подсознании личности и может проявляться как сознательно, так и бессознательно.
Лосский развивает онтологическую теорию ценностей, смысл которой состоит в том, что все принадлежащее к составу мира имеет ценностной характер, все ценности объективны и общезначимы. Основой всего мира ценностей является Царство Божие, а сверхценностью - Бог.
Цель жизни России и её народа обнаруживается в искании абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Царство Божие является одновременно и целью существования, и абсолютной ценностью. Каждая личность имеет материальную, душевную и духовную стороны жизни, которые основываются на чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции. В
Царстве Божием существует только духовная жизнь.
Конкретно-глубинное я" русского народа, его субстанциальная сущность - это способность к различным видам интуиции, особенно к высоким формам опыта - религиозному, нравственному, аксиологическому и т.п., которая проявляется как в характере жизни русского народа, так и в русской философской мысли.
Если духовно-душевный уровень жизни русского народа очень высок, то материальная сторона жизни русского народа находится на низком уровне развития. Эмпирический характер русского человека не выработан, он не стоит как направляющий и ограничивающий фактор над поступками русского человека.
Изучая различные стороны жизни русского народа, прослеживая "личную историю" России Лосский обнаруживает в характере русского народа и в русской мысли высокую духовную жизнь, реализующуюся через способность русского народа к высоким формам опыта. Лосский обнаруживает такие духовные основы русского характера и русской мысли, как: - большая сила воли, свобода духа, доброта, сострадательность, соборность и т.п. У этих свойств есть и обратная сторона: достоинство часто превращаются в недостатки, но это связано со строением нашей несовершенной свободы. Недостатков характера много, но сила воли русского народа способна преодолеть их и перестроить эмпирический характер. Русский народ оказывается носителем великих духовных и истинных ценностей.
К сожалению, констатирует Лосский, революция 1917 года прервала здоровое развитие духовной жизни в России, а безбожный и бесчеловечный советский режим олицетворяет собой сатанинское зло. Он заменил абсолютные ценности относительными и поставил Россию на путь регресса.
Совершив добровольное богоотступничество, русский народ изменил своей идее, он отошел от Бога и встал на сатанинский путь, но, тем не менее, она имманентно все равно присутствует в человеке и поэтому даже революционеры ищут (правда, бессознательно) абсолютного добра. Что же необходимо для того, чтобы встать на правильный путь?
Благодаря свободе, душа может очиститься глубоким раскаянием, закалить волю, сформировать характер. Русский человек должен в своей жизни ориентироваться на абсолютные ценности, которые усматриваются непосредственно, духовным озарением.
Реализовать идею русский народ может только при помощи любви - к Богу и ближнему. Необходимо воспользоваться потенциалом - способностью к индивидуальному познанию. Интуиция - созерцание чужого бытия в подлиннике. Благодаря этому интимному проникновению во внешний мир возможна любовь к чужому индивидуальному бытию и к абсолютным ценностям. Любовь кратчайшим путем ведет к конкретному единосущию, которое осуществимо лишь в Царстве Божием.
Таким образом, Лосский, как и Бердяев, выделяет в духовном облике России: цель её существования (жизнь в Царстве Божием), субстанциональную основу (способность к интуиции) и путь к реализации идеального назначения России (любовь). Миссия России - соборное единение различных народов, которое предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур.
Образ России возникает у Бердяева в философско-историческом пространстве, а у Лосского в аксиологическом и достигает своей целостности благодаря тому, что Бердяев и Лосский прибегают к историческому, социологическому, культурологическому, национально-психологическому анализу жизни русского народа и выходят за рамки чисто метафизического рассмотрения темы России. Оба мыслителя переходят с философского на культурологический уровень исследования, и анализируют то, что мы сегодня называем менталитетом культуры. Диссертант вполне согласен с И.В.Кондаковым в определении понятия "менталитет" ("национальным менталитетом мы называем глубинные структуры культуры, определяющие на протяжении длительного времени ее этническое /национальное/ или историческое /эпохальное/ своеобразие "(80, 43)). Русский образ жизни и
150 русский образ мысли формируют менталитет русской культуры, поэтому анализ темы России осуществлялся на двух уровнях исследования -бытийно -жизненном (характер жизни русского народа) и логосном (характер мысли русского народа) и выявление архетипов культуры, т.е. того, что позволяет мыслить русский национальный характер, русскую культуру и русскую историю в неразрывном единстве. Несмотря на разрывы в культурно-историческом развитии России и противоречивость русского характера и русской мысли, основа этого развития, "фундамент" русской культуры остается неизменным. "Свобода" и "интуиция" как два иррациональных истока самобытности России помогают сохранить ценностно-смысловое единство культуры и истории России.
Если мы считаем, что перед отечественной культурологией сегодня стоит задача "воссоздать культурно-исторический процесс не в "линейном", "плоскостном" отображении, т.е. однозначно, а во всей его многомерности и объемности" (80, 19), то пионерами в выполнении этой задачи можно считать Н.Лосского и Н.Бердяева.
Список научной литературыСердюкова, Елена Владимировна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская идея,- М., 1992. с. 110-118.
2. Альтицер Т. Россия и апокалипсис // Вопросы философии 1996. - № 7.
3. Арсеньев Н.С. Духовные силы в жизни русского народа // Русские философы: Антология М.: Изд-во "Кн. Палата", 1993. - с. 33-41
4. Ахутин А. Историософское самопознание // Параллели 1991. - № 1 - с.10.15
5. Барабанов Е.В. Россия Запад: взгляд издалека // Вопросы философии1991.-№ 10
6. Барабанов Е.В. "Русская идея" в эсхатологической перспективе // Вопросы философии 1990.-№ 8
7. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии -1991.-№ 8
8. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого //Русская идея. М., 1992. -с. 73-91
9. Белый А. Центральная станция // Н.А.Бердяев: Pro et contra. Санкт-Петербург, 1994. - с. 53-59
10. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1994
11. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Н.А. Бердяев о русскойфилософии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 2т, 1ч
12. Бердяев Н.А. Моё философское миросозерцание // Н.А. Бердяев о русской философии. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. - 2т, 1ч
13. Бердяев Н.А. Новое средневековье // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. - 1т
14. Бердяев Н.А. О "вечно-бабьем" в русской душе // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. - 2т. - с. 290301
15. Бердяев Н.А. О культуре // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. - 1т. - с. 523-530
16. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.
17. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики // Н.А. Бердяев. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - с. 164-287
18. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики // Русские философы: Антология М.: Изд-во "Книжная палата", 1993. - с.56 - 72
19. Бердяев Н.А О характере русской религиозной мысли XIX в. // Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск.: Изд-во Урал ун-та, 1991. -т.2, ч.2
20. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М.,1994. - 1т. - с. 376-392
21. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.с. 43-272
22. Бердяев Н.А. Самопознание. -М.: Мысль, 1991. 220 с.
23. Бердяев Н.А. Смысл истории // Смысл истории. М.: Мысль, 1990.-е. 3-161
24. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. - 1т. - с. 37-343
25. Бердяев Н.А. Судьба России // Николай Бердяев. Судьба России. М.: "Эксмо-пресс", 1998. - с. 267 - 478.
26. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире: Статьи и письма // Новый мир 1990. - № 1. - с. 207-232
27. Бердяев Н.А. Философия неравенства // Николай Бердяев. Судьба России. -М.: "Эксмо-пресс", 1998. с. 479 - 731
28. Бердяев Н.А. Философия свободы // Николай Бердяев. Судьба России. М.: "Эксмо-пресс", 1998.-с. 29-266
29. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря // Н.А. Бердяев. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - с.288-357
30. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Н.А.Бердяев. О назначении человека. -М.: Республика, 1993.-е. 254358
31. Бибихин В. Россия и мир // Параллели М., 1991 - выпуск 1.-е. 5-10
32. Билимович А.Д. Неискреннее христианство // Н.А. Бердяев: Pro et contra. Антология. Санкт-Петербург, 1994. - с. 361-363
33. Бовкало А.А. Н.О. Лосский и Петроградский Богословский институт // Вопросы философии. 1997. - № 1
34. Булгаков С.Н. Россия, эмиграция, православие // Русские философы: Антология. -М.:Изд-во "Кн. Палата", 1993. -с. 110-120
35. Вадимов А. Н. Бердяев: изгнание // Вопросы философии. 1991. - № 1
36. Валицкий А. По поводу "русской идеи" //Вопросы философии.- 1994. № 1
37. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии 1994. - № 1
38. Гайденко П.П. "Вехи": неуслышанное предостережение // Вопросы философии. 1992. - № 2
39. Гайденко П.П. Мистический революционаризм Н.А. Бердяева // Н.А. Бердяев О назначении человека М.: "Республика", 1993
40. Гальцева Р.А. Николай Бердяев философ творчества и теоретик культуры // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства: в 2т. М.: Изд-во "Искусство", 1994. - 1т
41. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: "Academia", 1998. - 430 с.
42. Гоголь Н.В. Нужно проездиться по России // Русская идея. М.: "Республика", 1992. - с. 104-110
43. Громов М.Н. Козлов Н.С. Русская философская мысль X ХУ11 веков. -М.: Изд-во МГУ, 1990. - 285 с.
44. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры // Вопросы философии -1994.-№ 1
45. Доброхотов A.JI. Вступительная статья к работе Н.А. Бердяева "Опыт эсхатологической метафизики" // Русские философы: Антология М.: Изд-во "Кн. Палата", 1993. - с. 48-55
46. Достоевский Ф.М. Избр. соч. в 6 т. М., 1998 - т5.
47. Достоевский Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине//Русская идея, М.: "Республика", 1992 - с. 129-136
48. Достоевский Ф.М. Пушкин // Русская идея.- М.:"Республика", 1992. с. 136147
49. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М.: Изд-во "Вече", 1997.-560 с.
50. Ермичев А.А. "Я всегда был ничьим человеком" вступительная статья // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Санкт-Петербург, 1994. - с.8-23
51. Ерыгин А.Н. Восток. Запад. Россия (становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ, 1993. - с. 93
52. Ерыгин А.Н. Восток. Запад. Россия. Формационная и цивилизационная характеристика // Российская историческая политология Ростов-на-Дону. : "Феникс", 1998 - с. 461-483
53. Ерыгин А.Н. Восток Запад - Россия: опыт метаисторического исследования // Инновационные подходы в науке.: Ростов-на-Дону, 1995.
54. Ерыгин А.Н. Культурологические теории в России // Культурология. Ростов-на-Дону.: "Феникс", 1995. с. 343 - 366
55. Ерыгин А.Н. Российский менталитет и феномен западничества в русской культуре // Вопросы философии. 1994. - № 1
56. Иером Иоанн (Шаховский) О назначении человека и о путях философа //Н.А. Бердяев: pro et contra: Антология. Санкт-Петербург, 1994.- с.367-380
57. Иванов Вяч. О русской идее // Русская идея. М.: Республика, 1992. - с. 226241
58. Ильин И.А. Кошмар Н.А. Бердяева //Н.А. Бердяев: pro et contra: Антология. -Санкт-Петербург, 1994. с. 339 - 344
59. Ильин И.А. О русской идее // Русская идея. М.: Республика, 1992. - с. 436444
60. История философии: Учебник для высших учебных заведений; под ред. В.П. Кохановского и В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999. -576 с.
61. Кандыба В. Золин П. Реальная история России: истоки русской духовности. Санкт-Петербург, 1997. - 460 с.
62. Карасёв П.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. -1992. -№ 8
63. Карлов Н.В. Честь имени, или о русском национальном самосознании // Вопросы философии. 1997. - № 4
64. Кареев Н.И. О духе русской науки // Русская идея. М.: Республика, 1992. -с. 171 -185
65. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. -М.:
66. Республика, 1992. с. 313 - 324
67. Карсавин Л.П. Ответ на статью Н.А. Бердяева о "евразийцах" // Н.А. Бердяев: pro et contra. Санкт-Петербург, 1994. - с. 334 - 339
68. Кизеветтер А.А. О "русской душе"// Н.А. Бердяев: pro et contra. Санкт-Петербург, 1994. -с. 331-334
69. Киреевский И.В. В ответ А.С.Хомякову // Русская идея. М.: Республика, 1992. - с. 64-73
70. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие. -М.:Аспект пресс, !997.
71. Кувакин В.А. Маслин М.А. Вступительная статья //Н.О. Лосский. История русской философии М.: Высшая школа, 1991. - с. 3-18
72. Культурология. Краткий тематический словарь Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001.- 192 с.
73. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1997.-480 с.
74. Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик // Н.А. Бердяев: pro et contra: Антология. -Санкт-Петербург, 1994. с. 501-518
75. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. -с. 495
76. Леонтьев К.Н. О всемирной любви. М.: Республика, 1992. - с. 147-171
77. Лихачёв Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии1990.-№4.- с. 3-7
78. Лосев А.Ф. Основные особенности русской философии // Лосев А.Ф. Философия. Мифология, культура. -М.: Изд-во политической литературы,1991. с. 509 - 514
79. Лосев А.Ф. Русская философия // Лосев А.Ф. Философия, Мифология. Культура. М.: Изд-во политической литературы, 1991, - с. 509-514
80. Лоскутов В. Семочкина М. Опыт философии общей судьбы или Был ли Бердяев антимарксистом?//Параллели. М., 1991. Выпуск. 1. -с.91-109
81. Лосский Н.О. Бог и мировое зло // Н.О. Лосский . Бог и мировое зло М.:
82. Республика, 1994. с. 316-390
83. Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский труд // Вопросы философии 1991. - № 10
84. Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский труд // Вопросы философии -1991.-№11
85. Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский труд // Вопросы философии 1991. - № 12
86. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Н.О. Лосский . Бог и мировое зло М.: Республика, 1994. - с. 6 - 250
87. Лосский Н.О. Идея конкретности в русской философии // Вопросы философии. 1991. - № 2
88. Лосский Н.О. Интуитивизм // Н.О. Лосский. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. -М: Прогресс, 1992 с. 136-206
89. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991, -559 с.
90. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Н.О. Лосский. Избранное М.: Правда, 1991.-с. 338-484
91. Лосский Н.О. Мысли Н.А. Бердяева о назначении человека //Н.А. Бердяев: pro etcontra: Антология. -Санкт-Петербург, 1994. с. 460-468
92. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Н.О.Лосский Избранное. М.: Правда, 1991. - с. 13 -337
93. Лосский Н.О. Свобода воли // Н.О. Лосский. Избранное. М.: Правда, 1991. - с. 484 - 598103 .Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. // Н.О.Лосский Условия абсолютного добра. М.: Изд-во Политической литературы, 1991. - с. 24-237
94. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Прогресс, 1992. -с. 10-136
95. Лосский Н.О. Характер русского народа // Н.О, Лосский Условия абсолютного добра. М.: Изд-во политической литературы, 1991, - с. 238 - 361
96. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Н.О.Лосский Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - с. 250-315
97. Ю7.Малая церковь . Настольная книга прихожанина. М., 1992 108.Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и её философской культуре // О России и русской философской культуре, - М.: Наука, 1990. - с. 5-42
98. Ю9.Маслин М.А. "Велико незнанье России."// Русская идея. М.: Республика, 1992. - с. 3-18
99. Ю.Межуев В.М. О национальной идее //Вопросы философии 1997. - № 12 Ш.Мейер А.А. Новое религиозное сознание // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. - Санкт-Петербург, 1994. - с. 280 - 284
100. Мейер А.А. Религиозный смысл мессианства // Вопросы философии 1992.- № 7
101. ПЗ.Мень А. Быть христианином (интервью и последняя лекция). -М.: Anno Domini, 1992. 32 с.
102. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. 1996.- № 3
103. Неретина С.С. Н. Бердяев и П. Флоренский о смысле исторического // Вопросы философии. 1997. - № 3
104. Пб.Новикова Л.И. Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Изд-во "Магистр", 1997. - 327 с.
105. Полторацкий Н.П. Н.А.Бердяев. Философия эсхатологического анархизма // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. -Санкт-Петербург, 1994. с. 451-455
106. Полторацкий Н.П. Пленённый пророк // Н.А. Бердяев pro et contra. Антология. -Санкт-Петербург, 1994. с. 455-460
107. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии .- 1992. № 2. - с. 123 - 141
108. Поляков Л. Мессия XX века (Судьбы России sub specie Николая Бердяева) // Параллели, М., 1991. выпуск 1 - с. 66 - 91
109. Пушкин А.С. Письмо П.Я. Чаадаеву // Русская идея. М.: Республика,1992. с. 49 - 52
110. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии // А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет: очерки истории русской философии. -Свердловск, Изд-во Урал, ун-та, 1991. с. 96 - 216
111. Розанов В.В. Идея "мессианизма". По поводу книги Н.А. Бердяева "Смысл творчества" //Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Санкт-Петербург, 1994. -с. 276-280
112. Розанов В.В. Новая религиозно-философская концепция // Н.А. Бердяев: pro et contra. -Санкт-Петербург, 1994. с. 261 -270
113. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. 1997. - № 11
114. Российская ментальность (материалы круглого стола) // Вопросы философии 1994. -№1
115. Россия и Запад: взаимодействие культур (круглый стол) // Вопросы философии. 1992.-№ 6
116. Сердюкова Е.В. Н.А.Бердяев и Н.О.Лосский: тема России // Нам 30 лет: Юбилейный сборник филос. факультета РГУ - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2000. - с.233-236
117. Сердюкова Е.В. Тема России в философии Н.О.Лосского и Н.А.Бердяева (сопоставление позиций) // Философия в пространстве истории (западноевропейская и русская мысль). Серия "Восток-Запад-Россия". Выпуск 3. Ростов-на-Дону, 2000. - с.29-40
118. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М.: Изд-во "Academia", 1996. - 204 с.
119. Смирнов А. Путь к истине: Ибн Араби и Николай Бердяев ( о двух типах мистического философствования) //Параллели. М., 1991. - вып. 1. - с. 109-144
120. Соловьёв Вл. Русская идея // Русская идея. М., Республика, 1992.- с. 185205
121. Соловьёв B.C. Сочинения: В 2т.,- М.: Изд-во Правда, 1989. 1т. - 687 с.
122. Соловьёв B.C. Сочинения: В 2т.,- М.: Изд-во Правда, 1989. 2т. - 735 с.
123. Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда, 1989. -с. 768
124. Сорокин П.А. Н.А. Бердяев // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. -Санкт-Петербург, 1994. с. 477-483
125. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - с. 463 - 490
126. Степун Ф.А. Учение о познании у Н.А. Бердяева // Н.А. Бердяев: pro et contra. Санкт-Петербург, 1994. - с. 483 - 501
127. Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе // Вопросы философии 1993. -№ 7
128. Тареев М.М. Религия и общественность // Н.А. Бердяев: pro et contra. -Санкт-Петербург, 1994. с. 197-217
129. Титаренко А. Классическая этика Абсолюта (вместо предисловия) // Н.О. Лосский. Условия абсолютного добра. М.: Изд-во политической литературы,1991.-с. 5-22
130. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм //Русская идея. М.: Республика, 1992. -с. 241-258
131. Тютчев Ф.И. Россия и Германия // Русская идея. М.: Республика, 1992. - с. 91-104
132. Федотов Г.П. Бердяев мыслитель // Н.А. Бердяев: pro et contra.- Санкт-Петербург, 1994. - с. 437-447
133. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990 - с. 450-462
134. Федотов Г.П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - с. 444-449
135. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея М.: Республика,1992. с. 379-420
136. Федотов Г.П. Стихи духовные. М.: Прогресс, 1991. - 192 с.
137. Федотова Л.Г. Концепция свободы в творчестве Н.А. Бердяева: автореферат дис. к-та филос. наук 09.00.03./МГУ М., 1998.
138. Филатов В.П. Жизнь и философская система Н.О. Лосского // Н.О. Лосский: Избранное М.: Правда, 1991. - с. 3-10
139. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: "Феникс", 1995.-576 с.
140. Философия истории. Антология. М.: Аспект пресс, 1995, - 350 с.
141. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991, - 599 с.
142. Франк С.Л. Знание и вера // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. -Санкт-Петербург, 1994. с. 217-221
143. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки 1990. - № 5
144. Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея. М.: Республика, 1992. -с. 52-64
145. Хоружий С.С. Арьергардный бой // С.С. Хоружий. После перерыва. Пути русской философии. Санкт-Петербург, Изд-во "Алетейя", 1994,- с. 208 - 253
146. Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина //После перерыва. Пути русской философии. Санкт-Петербург, Изд-во "Алетейя", 1994. - с. 32 -66
147. Хоружий С.С. Проблема личности в православии: мистика исихазма и метафизика всеединства // После перерыва. Пути русской философии. Санкт-Петербург, Изд-во "Алетейя", 1994. - с. 263-275
148. Хоружий С.С. Философский пароход // С.С.Хоружий. После перерыва. Пути русской философии. Санкт-Петербург, Изд-во "Алетейя", 1994. - с. 188-208
149. Четвериков С. Открытое письмо Н.А. Бердяеву // Н.А. Бердяев: pro et162contra. Антология. Санкт-Петербург, 1994. - с. 403 - 407
150. Шестов JI. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология.- Санкт-Петербург, 1994. с. 411-437
151. Шестов JI. Похвала глупости // Н.А. Бердяев: pro et contra. Санкт-Петербург, 1994. - с. 169-182
152. Шкода В.В. О человеке, который ставил свободу выше бога // Николай Бердяев. Судьба России. М.: "Эксмо-пресс", 1998. - с. 5 - 26
153. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет: Очерки истории русской философии. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. с. 217 - 570
154. Эрн В.Ф. Налет валькирий. Ответ Н.А. Бердяеву // Н.А. Бердяев: pro et contra. Санкт-Петербург, 1994. - с. 255 - 260
155. Яковенко Б.В. Философское донкихотство // Н.А. Бердяев: pro et contra. -Санкт-Петербург, 1994. с. 226 -237
156. Ясперс К. Истоки истории и её цель // К. Ясперс Смысл и назначение истории. М.: Изд-во политической литературы, 1991. -с. 28 - 287
157. Copleston F. Philosophy in Russia: From Herzen to Lenin and Berdyaev. Univ. of Notre Dame, 1986. 445 c.