автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Тема семейных отношений в творчестве Августа Стриндберга

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Лисовская, Полина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Тема семейных отношений в творчестве Августа Стриндберга'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лисовская, Полина Александровна

Оглавление.

Введение.

Глава 1.

1. Проблема биографизма. Антропологические теории второй половины XIX века.

2. Семейная проблематика у великих реалистов XIX века. Отражение творчества Бальзака и Диккенса в творчестве Стриндберга.

3. Семейная проблематика у Стриндберга до кризиса Инферно. Дарвинизм и Ибсен. Деконструкция «Браков».

Глава 2.

1. Причины и результаты.

2. Переоценка ценностей. Бальзак. Трагизм человеческого существования.

3. Ревность.

4. "Серафита". Терпимость.

5. Развод и неполные семьи.

6. Мир иллюзий. Гротеск. Вампиризм.

Глава 3.

1. «Пасха» и «Пляска смерти».

2. Проза: романы «Одинокий» и «Черные знамена».

3. «Камерные пьесы».

4. Супружеские отношения в произведениях пост-Инферно.

5. Ключевой роман пост-Инферно «Черные знамена» - модификация «маленького ада». Гротеск и трагизм женской судьбы.

Глава 4.

1. Дети и родители после Инферно. Общие замечания.

2. Превратности родительской участи. Отцовство и материнство.

3. Les enfantes terribles, как воплощение страха встречи с неизведанным. Тема «Блудного сына».

4. Отцы и дочери. Отчим как угроза для ребенка.

5. Братья и сестры.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Лисовская, Полина Александровна

Семью и семейные отношения можно назвать одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества Августа Стриндберга. В этом он продолжил драматургическую традицию, ведущую свое начало от античной трагедии, развил в своей прозе и драмах тематику семьи и родственных отношений,, так тщательно исследовавшуюся писателями в течение девятнадцатого века и, преобразовав собственные взгляды и творческие установки в последние полторы декады жизни, условно говоря, с 1896 по 1912 годы, создал оригинальные, неповторимые прозу и драмы. Это обширное и разнообразное стриндберговское наследие, помимо собственной ценности, стало предвестником драмы немецкого экспрессионизма, внесло вклад во французский сюрреализм, итальянскую драму абсурда и другие литературные направления минувшего века, творчество Ю. О'Нила, Э. Олби, Т. Уильямса. Для шведской культуры значение Стриндберга не исчерпывается лишь его вкладом в развитие мировой драматургии и получившей известность за пределами Швеции прозой. Дело в том, что Стриндберг общепризнанно является реформатором шведского литературного языка, который до него был скован условностями и во многом лишен той раскованности, демократизма, а также страстной яркости и образности, которые привнес в него «сын служанки». По меткому выражению Яна Мюрдаля: «Стриндберг однажды выбил язык из рук у официальных писателей. Они до сих пор не смогли получить его назад»1.

1 Myrdal, Jan. Strindberg och Balzac. Sthlm, 1983.—s. 61 4

Несмотря на то, что Стриндберг и по сей день самая крупная величина на шведском литературном Олимпе, его творчество остается малоизученным в нашей стране. По целому ряду причин* среди которых тотальная невозможность поместить его наследие в определенную литературную нишу, книги Стриндберга практически не издавались в советское время, соответственно, и исследовательская работа велась в очень скудном объеме. Однако в 90-е годы двадцатого века ситуация начала постепенно меняться. «Новый приход Стриндберга в Россию - факт знаменательный и сам по себе требующий анализа»2, пишет А.А. Юрьев. Действительно, пока еще трудно со всей объективностью оценить причины, по которым через сто лет после своего первого триумфа в России в эпоху Серебрянного века, необузданный и противоречивый гений шведского писателя вновь обретает свое место в литературном и театральном пространстве нашей страны.

Тема данной диссертации подразумевает исследование того, как отображается тема семейных отношений в позднем творчестве Стриндберга. Без обращения к произведениям первого или натуралистического периода творчества картина семейных отношений в романах и прозе 1900-х годов была бы не полной. Аналитический обзор и систематические ссылки на такие ключевые тексты 1880-х годов, как «Слово безумца в свою защиту» (1887), «Сын служанки» (1886), новеллы из «Браков 1-Й» (1884-1886), «Отец» (1887), «Фрекен Жюли» (1888), как представляется, должны помочь продемонстрировать сходства и отличия трактовки семейной тематики и систем образов в поздних произведениях в сравнении с произведениями раннего периода. Основной материал исследования, однако, составят проза и драмы Стриндберга, написанные с 1900 по 1912 годы. Будут затронуты наиболее значительные пьесы и романы этого периода. Основным критерием

2 Юрьев, А.А. Хенрик Ибсен и Август Стриндберг.// Август Стриндберг и мировая культура. Материалы межвузовской научной конференции. СПб, 1999.—С. 60 5 отбора, помимо признанности и художественного значения произведения, является доминирование семейной тематики и проблематики в тексте. Согласно данному критерию в этой работе не рассматривается, например, такая всемирно известная драма как «Игра снов» (1902). По той же причине мы не будем подробно касаться философской трилогии «Путь в Дамаск», которая создавалась с 1898 по 1901 годы и относится к интересующему нас периоду.

Когда говорят о периоде с 1900 по 1912 годы в жизни и творчестве Стриндберга, то чаще всего используют термин - пост-Инферно.3 Словом Инферно (на латыни «ад») обозначают вслед за самим писателем целый период его жизни, приблизительно с 1892 по 1897 годы, во время которого, как считается, Стриндберг пережил тяжелейший душевньщ и творческий кризис. Как представляется, самым главным здесь является тот факт, что на этом промежутке он практически полностью перестал создавать художественные тексты. Свои переживания писатель затем перенес в роман с одноименным названием - «Inferno» (1897), в котором, кстати, присутствуют аллюзии на «Ад» Данте.

Безусловно, эволюция мировоззрения Стриндберга, его философских и художественных взглядов предполагает гораздо более широкий спектр проблем и их взаимосвязей. Но, тем не менее, именно семья заняла центральное место в тематике произведений Стриндберга и стала зеркалом тех размышлений и исканий, которые занимали его в течение всей творческой карьеры - от первых драм и натуралистических произведений до поздней драматургии и прозы последних десяти лет жизни. Отношения мужчины и женщины - один из ключевых мотивов творчества Стриндберга, з

Творчество Стриндберга традиционно принято делить на два периода: период до кризиса «Инферно» и период после него. Одним из первых такое деление ввел в обиход стриндберговедов Мартин Ламм, член шведской академии и автор двух фундаментальных трудов о писателе «Драмы Стриндберга 1-Й» (1922, 1924) и «Август Стриндберг 1-И»(1924, 1926). Сам кризис длился несколько лет в середине 90-х годов XIX века, приблизительно с 1892 по 1897 годы. 6 но при этом он чаще пишет об общении между мужчинами и женщинами в семье. В его произведениях мы редко встречаем просто мужчину, и просто женщину, не состоящих в брачных отношениях. Мир человека для Стриндберга - это мир тесных, болезненно близких взаимосвязей между людьми. Даже довольно часто встречающиеся у него герои, о которых можно сказать, что они несут в себе сверхчеловеческие черты, например - короли или ученые, - сильно зависимы от того, как складывается их личная жизнь, отношения с близкими. Чаще всего перед нами мужья и жены, отцы и матери. Разумеется, что из картины мира в таком контексте не могу выпадать дети.

Трудно выразить суть предмета и обосновать интерес этого исследования лучше, чем сделал это шведский комментатор некоторых русских изданий Стриндберга Ларе Клеберг: «У Стриндберга семья - это та сценическая площадка, где все начинается и куда все возвращается, неважно, идет ли речь об истории или современности, о социальном конфликте или конфликте внутриличностном.»4

Всемирную славу Стриндбергу принесли, прежде всего, его драмы, причем в основном так называемые «натуралистические», созданные в 1880-е годы. Проза натуралистического периода так же пользуется признанием и не в последнюю очередь потому, что в ней остро ставится семейная проблематика. В период, которому посвящена данная работа, Стриндбергом также создано много художественных текстов, в которых он разрабатывает тему брака и семьи. Но все эти произведения менее известны и менее изучены по разным причинам, причем не только в России и за рубежом, но и на родине у писателя. Позднее творчество Стриндберга в целом изучено гораздо менее полно. В Швеции вплоть до середины 1940-х годов, если не позднее, существовало предубеждение в отношении произведений пост

4 Клеберг, Ларе. Драматургия шведской семьи.// Все дни, все ночи. Современная шведская пьеса. М., 1997,—С. 348 7

Инферно, что ведет начало еще с тех времен, когда писатель был жив. Официальную, «придворную» критику, в том числе и Шведскую академию не устраивали новаторская форма и безапелляционность стриндберговских атак на истэблишмент. А так называемых «левых» писатель отталкивал от себя подчеркнутой религиозностью, которая пропитывает все поздние драмы и прозу, а также своим полным отходом от радикализма 1880-х годов.

Поздние произведения в основном не входили даже в антологии избранного, издававшиеся в Швеции. Даже сейчас взять том «Красной комнаты» или «Жителей острова Хемсе» в любой шведской библиотеке не составляет труда, но, например, романы «Одинокий» или «Черные знамена» скорее всего, будут доступны только в академическом издании, соответственно, в единственном экземпляре. Такая ситуация не могла не отразиться и на изучении и издании позднего творчества в других странах и, конечно, в России, где Стриндберг и без того десятилетиями был практически под запретом по идеологическим соображениям.

Если говорить о драме, то «Камерные пьесы» (1907) начали изучать в должном объеме только в последнее десятилетие. Романы «Одинокий» (1903) и «Черные знамена» (1904, 1907) почти не изучены. Последний роман в России публиковался лишь в 1915 году в переводе Н. Жихаревой. Драма «Пасха» (1900) не входит ни в одно послереволюционное русское издание Стриндберга, хотя ее довольно часто ставят как в Швеции, так и за ее пределами. Больше всего из поздних произведений писателя «повезло» драме «Пляска смерти» (1900), она опубликована у нас и достаточно изучена за рубежом и в Швеции.

В наше время на родине Стриндберга и в других странах накоплен достаточно объемный корпус исследовательских материалов о жизни и творчестве этого писателя. Из работ российских исследователей творчества Стриндберга, прежде всего, нужно упомянуть появившиеся в последние годы очень ценные публикации московских и петербургских литературоведов. Во8 первых, это емкие и глубокие статьи А.Мацевича и А. Сергеева, сопровождающие издания произведений писателя в 1990-е годы. Во-вторых, это единственный в своем роде сборник статей, полностью посвященный Стриндбергу, содержащий материалы конференции, проводившейся в Санкт-Петербурге в 1999 году в связи со 150-летием со дня его рождения. Большую ценность для данного исследования имеют статьи Н.В. Голик, А.А. Юрьева, В.В. Лецовича и В. М. Диановой.

В Швеции основной вклад в изучение наследия Стриндберга продолжают вносить стокгольмская и уппсальская школы литературоведения. Начиная с Мартина Ламма шведские литературоведы на каждом этапе стараются применить к стриндберговскому наследию новейшие литературные теории, при этом бережно относясь к национальной самобытности писателя. Одним из ценных достижений шведского стриндберговедения является изданная в 2000 году книга, в которой рассортированы и напечатаны неопубликованные наброски из так называемого «зеленого мешка» (Ur den grona sacken, 2000). Среди новейших изданий шведских ученых хочется отметить книгу Ульфа Ульсона «Живой мертвец» (Olsson, Ulf. Levande dod. Studier i Strindbergs prosa. Eslov, 1996), посвященную ряду романов Стриндберга, и сборник статей разных авторов под редакцией Эвы Адольфссон и Ульфа Ульссона «Превращения Стриндберга» (Strindbergs forvandlingar. Eslov, 1999), в котором очень хорошо отражаются различные современные тенденции в исследовании творчества писателя, от феминизма и психоанализа до марксизма и деконструкции. В Дании творчеством Стриндберга в самом современном контексте занимается Пер Стоунбьерг, на базе целого ряда уже изданных статей этот ученый планирует выпустить монографию, где собирается предложить видение творчества Стриндберга в двадцать первом веке.

Много сделано по изучению отдельных аспектов творчества Стриндберга в Англии и США. Помимо целой массы журнальных статей, в 9

80-е и 90-е годы особенно интересные монографии о писатели издали Эверт Спринчерн (Sprinchorn, Evert.Strindberg as Dramatist. Yale, 1982), Майкл Робинсон, (Robinson, Michael. Strindberg and Autobiography. Norwich, 1986) и целый ряд других.

Что касается непосредственно темы семейных отношений, то список посвященной этой теме литературы не очень обширен. Во-первых, следует назвать вышедшую почти сорок лет назад диссертацию Ульфа Боэтиуса «Стриндберг и женский вопрос» (Boethius, Ulf. Strindberg och kvinnofragan. Till och med Giffcas I. Sthlm, 1964), в которой, к сожалению, рассматривается тема семьи лишь на самом раннем этапе творчества Стриндберга. Новейшей монографией, посвященной позднему периоду, является книга Х.-И. Экмана о камерных пьесах - Ekman, Hans-Goran. Villornas varld. Uppsala, 1997. Интересное исследование об изменении видения роли отца в литературе второй половины девятнадцатого начала двадцатого века издал Росс Шиделер (Shideler, R. Questioning the Father. From Darwin to Zolya, Ibsen Strindberg and Hardy. Stanford, 1999).

В целом же не существует исследования, отдельно посвященного теме семейных отношений в творчестве Стриндберга. Более того, несмотря на то, что редкий исследователь может обойти молчанием женскую и семейную тему у Стриндберга, в основном, все внимание к этому аспекту концентрируется на произведениях, относящихся к периоду до-Инферно.

Аксиомой является тот факт, что основным источником творчества Стриндберга был его личный опыт, следовательно, опыт в семейной сфере в первую очередь. А поскольку душевное здоровье писателя неоднократно подвергалось сомнению, то уже в двадцатые годы стали появляться работы по психопатологии творчества шведского гения. Одной из наиболее серьезных работ является вышедшее в 1926 году сравнительное исследование Карла Ясперса «Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и

10

Гельдерлина». Притом что основной целью Ясперса являлось обоснование диагноза шизофрении у Стриндберга, он дает серьезный анализ периодов творческой активности писателя. Нас в данном случае интересует его периодизация и критика трактовки вопросов пола, брака и семьи у Стриндберга, с которой есть все основания согласиться:

Первому периоду свободного перебора романических возможностей и страстной связи с первой супругой соответствует антифеминизм преимущественно теоретического толка [«Браки 1-11» - П.Л.], который появляется до начала болезненного процесса [приведшего к Инферно - П.Л.]. (.) Во второй фазе, в апогее отчаянной ревности, ненависть к женщине возрастает в-такой степени, что вдохновляет на написании пьес «Отец» и «Товарищи». На третьей стадии (в последние десять лет жизни) эта ненависть, видевшая все зло только в женщине, смягчается в пользу более примирительного пункта о распределении вины на оба пола о зависимости этой злосчастной половой судьбы от некой высшей силы»5.

Ясперс, Карл. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. СпБ., 1999—С. 126-127

11

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Тема семейных отношений в творчестве Августа Стриндберга"

Заключение

В главах данной работы рассмотрены различные аспекты семейной и супружеской жизни, как они были представлены в прозе и драматургии Августа Стриндберга. Основное внимание при этом было сосредоточено на позднем периоде творчества писателя, так называемом «пост-Инферно».

В первой главе проанализированы литературные и внелитературные факторы, влияние которых можно рассматривать как существенное в процессе формирование взглядов позднего Стриндберга на сферу частной жизни человека, и прежде всего на то, как это видение мира преобразовалось в мир его художественных произведений. Несомненное влияние на позднее творчество, в особенности прозу шведского писателя, оказали произведения Чарльза Диккенса и, прежде всего, Бальзака. Оба великих реалиста были серьезно заняты проблемами семейной жизни человека своего времени: Диккенс больше внимания уделял проблеме детства и ответственности родителей перед ребенком, Бальзак же в первую очередь интересовался проблемой буржуазного брака, супружеских отношений. Кстати, и тот, и другой были консерваторами, что значительно сближает их с отошедшим от радикализма поздним Стриндбергом. Аксиомой стало так же и то, что творчество Стриндберга до Инферно можно легко сопоставить с таким общеевропейским литературным направлением, как натурализм. Влияние Мопассана и, безусловно, Золя присутствует в драмах и прозе Стриндберга 1880-х годов, в особенности, когда писатель поднимает проблему наследственности и среды, а так же живописует перипетии буржуазного брака. Пример этого влияния - автобиографический роман «Сын служанки», который Стриндберг сознательно строил по принципам натурализма, но, тем не менее, как всегда привнес в него свой оригинальный метод. В этот ряд также можно также поставить новеллы из обоих сборников «Браки».

Из произведений раннего периода на протяжении всей диссертации неоднократно анализируются лучшие драмы раннего периода «Отец» и

190

Фрекен Жюлн», так как они очень важны для понимания более позднего творчества ' Стриндберга. После Инферно и даже уже после «Сына служанки», романа, прототипом которого послужил автобиографический цикл коммунара Жюля Валлеса о Жаке Вентра, Стриндберг не возвращается к радикализму и либерализму молодых лет. Скорее его творческая деятельность наполняется стремлением сохранить хотя бы то, что есть в семейной сфере современного человека. В его выводах есть много путанного и непоследовательного, но убежденность в том, что нормальная семья это благо и желанная тихая гавань, как в тех романах Диккенса, где герой проводит полжизни в поисках семьи, всегда сохраняется у Стриндберга. Даже тогда; когда он с сарказмом пишет о том, что брак это узаконенная проституция, что современные родители в состоянии произвести на свет лишь нечто бесхарактерное, бесполое и бесполезное подобное Пирре и Брунте Сакриссонам, Стриндберг не разочаровывается окончательно и бесповоротно в семейных ценностях.

Стриндберг при всем его пессимизме не доходит до тех выводов, которые в начале 1880-х сделал Лев Толстой в «Крейцеровой сонате». У обоих писателей можно, тем не менее, найти точки соприкосновения. Русский классик подобно Стриндбергу констатирует, что современный брак чаще всего представляет собой узаконенный конкубинат, Стриндберг же еще в «Браках», утверждал, что истинно правильные и естественные отношения в половой сфере человека имеют место лишь в деревне, где людям, в отличие от культурных слоев, просто некогда не то чтобы заниматься блудом, но и даже уделять неоправданно большое внимание собственным плотским инстинктам. Стриндберг в итоге все же выступает за брак, при чем отнюдь не проклинает, и его физическую сторону. Если обратиться к Оккультному дневнику, то станет ясно, что «физика», в целом, оценивается Стриндбергом позитивно, даже поэтизируется. В отличие от Эроса декадентов, Эрос у Стриндберг^ не преподносится как фатально темная и враждебная человеку

191 сила. Вспомним, что и у натуралистов половые инстинкты преподносились как животное начало в человеке, непреодолимый зов рода. Для Стриндберга эти порывы, конечно, тоже являют собой страсти, но они остаются вполне человеческими и не низводят индивида на уровень животного. Католические симпатии писателя на исходе жизни видимо подкрепляют его убеждение в том, что брак - это все же христианский институт (Толстой же толкует евангелие с противоположной точки зрения). Действительно, на протяжении всего творчества и, безусловно, в поздний период Стриндберг относится к браку как социальному институту с исключительной серьезностью, он может быть предметом критики и источником трагедии, но не предметом насмешки и пренебрежения. Уже в 1880-е годы было видно, как такой настрой отличает творчество Стриндберга от литературы декаданса, исследовавшей экзистенциальный страх, livsangesten. В частности у Улы Ханссона во второй части "Sensitiva amorosa" мы читаем о том, что «для нас [moderna manniskor, «современных людей» - П.Л.] брак - это азартная игра, когда делаешь высокую ставку на плохие карты". Стриндберг же мог называть брак и «взаимным- людоедством», и «монархической формой правления», и «узаконенной проституцией» («Браки 1-11»), но он никогда не принимал в его творчестве эфемерные или абстрактные формы. Даже в произведениях, выполненных в технике сновидений, где действуют сказочные существа и привидения, брак изображается во вполне конкретных формах, понятно, кто чей муж и жена, ясно представлены такие категории, как ревность, развод, измена, страсть, родительская любовь. Семья, конечно, не всегда цель у позднего Стриндберга, нередко - это средство достижения человеком личностной гармонии, поиска смысла жизни, испытания, искупления вины. Например, в драме из жизни богемы «Преступление и преступление» герой оказывается между двумя женщинами, между долгом и страстью, между любовью к ребенку и страстью к женщине, то есть между богом и дьяволом, что недвусмысленно подчеркивается автором во многих аллюзиях. Морис

192 очередной стриндберговский Иов, теряющий все и получающий вдвое больше - прощение и спасение души. Как уже показывалось, Стриндберг, прекрасно знавший Библию, постоянно использует христианскую мифологию в особенности в позднем творчестве. Среди наиболее часто встречающихся сюжетов уже упомянутая притча об Иове, миф о борьбе Иакова с богом, миф о грехопадении Адама и Евы, миф о воскресении, а так же деяния апостола Павла, история его путешествия в Дамаск.

Помимо континентальных авторов предыдущего поколения в творчестве Стриндберга можно найти много перекличек с творчеством скандинавских писателей эпохи Прорыва, конечно, постоянную полемику с Ибсеном и Бьернссоном, другими литературными деятелями Северных стран. Что касается прочих современников Стриндберга в Европе, то весьма интересным может показаться сопоставление семейной проблематики на рубеже веков у Стриндберга и Герхардта Гауптмана. В той или иной степени сопоставимой проблематикой занимался на рубеже веков Франк Ведекинд. Среди позднейших соотечественников Стриндберга , его традиции несомненно продолжил уже в наше время Ингмар Бергман, а так же другие современные шведские драматурги.

Как многократно отмечалось всеми исследователями шведского писателя, после Инферно начинается другой Стриндберг. Это во многом, как указывалось, обусловило предубеждение против позднего творчества, неприятие, как новой формы, так и новой религиозной доктрины писателя со стороны многих критиков и коллег Стриндберга. Превращение касалось его философских, общественных, эстетических взглядов, не осталась без изменения и художественная форма. Манера письма обретает новые свойства: иллюзорность мира, пессимизм, игра сновидений и господство призраков, гротеск занимают все стриндберговское пространство. В связи с этим указывалось так же влияние романтической эстетики на позднего Стриндберга, прежде всего творчества Гофмана. Кроме того, есть мнение о

193 том, что наряду с немецким романтиком интерес Стриндберга к мистике, психологии преступления, всевозможным оккультным мотивам был отчасти разбужен и творчеством Э.А. По, чьи рассказы еще в 1880-годы писатель

177 прочел благодаря У. Ханссону. В частности, внимание к символическим деталям и парапсихологическим моментам в поздней драматургии и романах можно приписать и влиянию По. Но совершенно прав автор книги о По в Скандинавии К. Андерсон, говоря о том, что «.всякая попытка обнаружить специфические связи между произведениями По и творчеством Стриндберга с этого момента [с середины 1890-х - П.Л.] падет жертвой осознания того, что трансформация Стриндбергом заимствованных идей или деталей была настолько сильной, что вопрос об источниках грозит стать не только поистине неразрешимым, но и практически иррелевантным» (курсив мой -П. Л.)178.

Важен тот факт, что из периода до Инферно в творческий мир нового Стриндберга переходит семья в широком понимании этого слова, то есть писатель продолжает, хотя и новыми методами и. с кардинально отличным настроением, строить свои произведения так, что неизменно заостренной в них остается именно семейная проблематика. Столкновение индивида с окружающим миром у Стриндберга происходит только через семью. Она более чем микрокосм, она каждый раз представляет собой космос, на котором все замыкается. Это особенно заметно в драматургии: «Пляска смерти», «Пасха», «Пеликан». В поздней прозе проблемы брака и отношений между родителями и детьми имеет не менее ключевое значение, чем в предыдущие периоды. Хотя герой «Одинокого» и декларирует в начале романа преимущества одинокой жизни вдовца, тем не менее, главной его отрадой является наблюдение за счастливой парой и ребенком в окнах дома напротив, а главное расстройство ему доставляет появление псевдо-сына. Не

177 см. Anderson, Carl L. Рое in Northlight. Durham: Duke Univ. Press, 1973—s. 135

178 Ibid. pp. 136-137

194 говоря уже о «Черных знаменах», где проблемы общества показываются через «forfall», то есть разложение и упадок семьи Сакриссон. Да и нет сомнения в том, что главной болью и радостью Сакриса, как и источником жизни и творчества, является его безумное семейство. Это относится и ко всем остальным персонажам этой панорамы стокгольмского «декаданса» на рубеже веков.

В работе неоднократно подчеркивается взаимосвязь мотивов и сюжетных линий в разных драмах и романах позднего Стриндберга, многие из которых перешли в творчество пост-Инферно из произведений раннего периода. При попытке обобщения выявлен ряд структур, которые, несколько видоизменяясь, переходят из пьесы в пьесу и из драмы в роман. Среди них возвращение блудного сына, разлука отца с ребенком, любовный треугольник (женщина и двое мужчин, один из которых - муж; почти не встречается при этом обратный вариант, исключение - герой между двумя женщинами в «Преступлении и преступлении») и другие. В ряде произведений Стриндбергом помимо горизонтальной игры людей между собой раскрывается и вертикаль отношений «Бог - человек». Горизонтальный план отношений характеризуется таким явлением как психологический вампиризм и «борьба мозгов» («hjarnornas kamp»), ведущая начало еще из раннего периода. Вертикаль «Бог-человек» обретает вполне осязаемые очертания, в том числе и потому, что Стриндберг вводит разные символические, мистические, даже фантастические мотивы. Испытуемые герои постоянно ощущают, что существует высшая сила, которая ведет их и испытывает, так как им являются двойники, знаки из потустороннего мира, знамения. При кажущемся и явном сходстве этих изобразительных средств с эстетикой неоромантизма, символизма, даже прото-экспрессионизма, нет оснований включать позднего Стриндберга в одну из этих ниш. Ведь при всем при этом на сцене того же Интимного театра к удивлению неподготовленной публики речь идет о вещах, казалось бы излишне

195 тривиальных. Это замерзающие от холода дети, преступная мать, снимающая сливки с молока и жир с бульона, горе кондитера, у которого жиголо сманивает любимую дочь или муж, из мести грозящий жене разводом, престарелый отец, разлученный с малолетней дочерью и так далее. Все это искусно накладывается на христианские мифы и легенды, мотивировки мастерски подгоняются под религиозный смысл, при этом художественная форма, в которой это сделано, по сей день вдохновляет фантазию режиссеров во всем мире.

Наконец, следует резюмировать то, к чему Стриндберг приходит в своих взглядах относительно взаимоотношений полов и вопросов брака и семьи. Если окинуть взглядом весь его творческий путь, начиная с «Местера Улофа» (1872), то, безусловно, общий счет в вопросах морали и духовности будет не в пользу женского пола. Символично, что в последнюю декаду жизни, в 1903 году, писатель посылает венок на могилу покончившего с собой Отто Вайнингера. Стриндберга интересовали как труды, так и жизнь этого венского ученого:

Так Стриндберг признавал в Вайнингере мыслителя, представившего на дискурсивном языке именно те идеи, которые он сам выразил в литературной форме. Вайнингер в какой-то степени его ученик, так как он нашел применение знаниям, полученным им из драм Стриндберга: но он так же является и его товарищем, если не учителем в области метафизики пола, так как он смог выразить ясно то, что Стриндберг едва «осмелился произнести»»179.

Однако полная идентификация доктрин этих двух людей было бы упрощением. Ведь Вайнингер мог опираться на творчество Стриндберга раннего периода, на «Отца», «Кредиторов», «Товарищей». Да и сам

179 Sokol, Lech. The Metaphysics of Sex: Strindberg, Weininger and S. I. Witkiewicz.//Theatre Research International Vol. 12, No. 1. - p. 41

196

1 ЯП

Стриндберг чуть позже в одном из писем будет отрицать первооткрывательство Вайнингера, говоря, что того нельзя считать Прометеем, похитивший тайну богов, то есть секрет взаимоотношений между полами.

Видимо, воинственное и псевдо-научно обоснованное женоненавистничество Вайнингера уже и для Стриндберга переставало быть остро актуальным по мере наступления его последнего творческого взлета. Если отвергается возможность счастливого брака в семье, основанной на чувственном влечении, если власть пола признана враждебной духовности, как мужчины, так и женщины, то, что остается в таком случае человеку? Нужно вспомнить здесь, что уже в «Сыне служанки» Стриндберг отметает возможность и чистого духовного брака, так как для этого потребуются два бесполых существа, то есть аномалия. В заключительной части романа, к примеру, говорится о том, какое впечатление на автора произвели семейные отношения в романе Чернышевского «Что делать?»: «В книге говорится о бесполых людях, и их совместная жизнь ненормальна; но эта аномалия рано или поздно должна быть принята в расчет, даже если решение всей этой проблемы станет ошибочным». (SS 7: 395-396) Но в поздний период, в «Одиноком» и «Пасхе» писатель, обращаясь к рассуждениям на эту тему, показывает, что чисто духовный союз мог бы рассматриваться как идеальный. Тем не менее, как уже отмечалось, и к радикализму «Крейцеровой сонаты» Стриндберг, несомненно, не приближается вплотную. Конечно, и ему, несмотря на то, что всю жизнь, проведенную в попытках решить, как же лучше человеку сосуществовать с другим человеком, не удается выдать готовый рецепт. Не удастся это и никому в последующих поколениях прозаиков и драматургов.

180 письмо к Гердеру от 8 декабря 1903 г.

197

 

Список научной литературыЛисовская, Полина Александровна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Издания на русском языке:

2. Бояджиев, Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1969 С.242.255 (Статья: «Август Стриндберг»)

3. История западноевропейского театра. М., 1970. Т.5 С. 400-418 (Статья:

4. Стриндберг», автор: Адмони В .Г.)

5. История руской литературы: XX век: Серебряный век/ Под ред. Жоржа Нива идр. М., 1995. 704 с. Сс. 73-106,333-389

6. Краткая литературная энциклопедия. М., 1972. Т.7. С. 218-222 (Статья:

7. Стриндберг», автор: Неустроев В.П.)

8. Энциклопедия символизма. М.: Республика, 1998. Сс. 5-31,181-287

9. Стриндберг, Август. Слово безумца в свою защиту. Одинокий. Пьесы. БМЛ—М.,1997

10. Стриндберг А. Игра снов: избранное. М., 1994

11. Стриндберг, Август. Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 1, Т.2. М., 1986

12. Стриндберг, Август. Ад. ПСС: в 15-ти томах. Т. 2. М.: Современные проблемы, . 1909-266 с.

13. Стриндберг, Август. Пасха. Повести и драмы. ПСС: в 15-ти томах. Т. 3. М.:

14. Современные проблемы, 1909 264 с.

15. Стриндберг, Август. Разрыв. ПСС: в 15-ти томах. Т. 11. М.: Современныепроблемы, 1910 -236 с.

16. Стриндберг, Август. Черные знамена. ПСС: в 15-ти томах. Т. 15. М.:

17. Современные проблемы, 1911 357 с.

18. Абрамович, Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. Мировое творчество иполовая любовь. М., 1913 сс. 13-27

19. Бальзак, Оноре де. Серафита. М.: Энигма., 1996.—288 с.

20. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. //Вопросы литературы иэстетики. М., 1975

21. Бердяев, Н. О рабстве и свободе человека.// В кн. Философия любви. Т.2. М.,1990. С. 401-409198

22. Биллесков Янсон, Ф. Ю. Серен Киркегор: жизнь и творчество. Фредериксберг, . 1994

23. Блок, А. Ибсен и Стриндберг. С. соч. в 8-ми томах. М.-Л., 1962. Т.5 — с.687

24. Валлес, Жюль. Детство. Пер. с франц. П.С. Нейман. M.-JL, 1936 434 С.

25. Вейдле, В.В.Умирание искусства. Спб.,1996 336 с.

26. Гауптман, Герхардт. Перед восходом солнца; Одинокие. //В кн. Гауптман, Герхардт. Пьесы. Т. 1. М., 195 9

27. Голик, Н. В. Трагизм человеческого существования (Кьеркегор—

28. Стриндберг)//Август Стриндберг и мировая культура. Материалы межвузовской научной конференции. СПб, 1999

29. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. С.-Пб., 1998. -272с.

30. Э.Т.А. Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. Пер. снем.- Сост. К. Гюнцеля. М., 1987. 464 с.

31. Гуревич П.С. Вступительная статья.//Эрос. Страсти человеческие. М., 1998

32. Гуревич, Л. Загадки Бальзака// Бальзак, Оноре де. Серафита. М.: Энигма., 1996

33. Джоунс, М. Достоевский после Бахтина. Исследования фантастическогореализма Достоевского. Спб, 1998

34. Дианова, М.В. Философия в жизни и творчестве Августа Стриндберга// Август

35. Стриндберг и мировая культура. Материалы межвузовской научной конференции. СПб, 1999

36. Ерхов, Б. А. Август Стриндберг: Библиографический указатель. М., 1981 118 с.

37. Клеберг, JIapc. Драматургия шведской семьи.// Все дни, все.ночи. Современнаяшведская пьеса. М., 1997

38. Лукач, Д. Своеобразие эстетического. Т.З, М., 1986

39. Мартынова, О. С. Август Стриндберг и драма немецкого экспрессионизма:

40. Автореф. на соиск. уч. степени к. филол. н. М., 1995

41. Мацевич, А. «Он менее всего конец, более всего начало»// Стриндберг А. Играснов: избранное. М., 1994.

42. О'Нил, Ю. Стриндберг и наш театр.//Писатели США о литературе. М., 1974 -С.211.212

43. Пяст, Вл. Встречи. Сост. Р. Тименчика. М., 1997. 416 с. Сс. 151-158, 160-161,348.354

44. РеизОв, Б.Г. Отец Горио.// Бальзак. Сборник статей. Л. 1960.199

45. Рябов, О. В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново,1997

46. Свасьян, К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу.// Шпенглер, Освальд.

47. Закат Европы. Кн. 1. М., 1993

48. Сведенборг, Эммануил. Мудрость ангельская о божественной любви ибожественной мудрости; Мудрость ангельская о Божественном Провидении/ Пер. с латинского. Львов М., 1999 - 736 с.

49. Сергеев, А.В., Соловьева С.К. Комментарии.// Стриндберг, Август. Словобезумца в свою защиту. Одинокий. Пьесы. БМЛ—М., 1997

50. Скобелев, А.В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры втворчестве Э.Т. А. Гофмана.// Художественный мир Гофмана. М., 1982 296 с.

51. Толстой, Л.Н. Крейцерова соната. С. соч. в 12-ти томах. Т. XI. М., 1984. сс. 97173.

52. Философия. Кн. 2. Ред. Обухова В.Л., Спб, 1998.—С.93-95

53. Шарыпкин, Д.М. Август Стриндберг и русская культура; Стриндберг и русскиеписатели// В кн. Шарыпкин, Д.М. Русская литература в скандинавских странах. Л., 1975 С. 142-213

54. Шарыпкин, Д.М. Стриндберг в России.//В кн. Исторические связи Скандинавиии России; XI-XX вв. Л., 1970 -С. 294-312

55. Шоу, Б. О драме и театре. М., 1963. 640 с. (Ст. «Женщины у Чарльза Диккенсаи Августа Стриндберга» с. 60-61)

56. Эткинд, Александр. Новый историзм. Русская версия.//Новое литературноеобозрение. N.47.2001

57. Юрьев, А.А. Хенрик Ибсен и Август Стриндберг.// Август Стриндберг и мироваякультура. Материалы межвузовской научной конференции. С.-Пб., 1999

58. Юрьев, А.А. Хенрик Ибсен и традиции мистериальной драмы (К вопросу о . «предтечах» символистского театра)// Скандинавская филология. Scandinavica.

59. Вып. 6. СПб, 1999. С. 165-172

60. Яспёрс, Карл. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографическогоанализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. С.-Пб., 1999

61. Изданияна иностранных языках:

62. Den svenska litteraturen. D. 4. Stockholm, 1989200

63. Markqr, F., Marke , L.-L. A history of Scandinavian theatre. Cambridge Univ. Press,1996

64. Olsson, В., Algulin, I. Litteraturens historia i varlden. Fjarde uppl. Stockholm:1. Norstedts, 1999 666 s.

65. A Penguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. By J.A. Cuddon. Fourthedtion. L., 1999-991 p.

66. August Strindbergs Brev. V.XIV, XV. Utg. av Torsten Eklund. Sthlm, 1974-1976

67. August Strindbergs Brev. V.XVI, XVII, XIX. Utg. av Bjorn Meidal. Sthlm, 19891994

68. August Strindberg. Giftas I II. Samlade verk. Del. 16. Sthlm, 198258. "Jag ar en djefla man som kan gora manga konster.": August Strindberg om sig sjalv,medmanniskor och omvarld. Citat valda och kommenterade av P.-A. Hellquist. Stockholm, 1994. 216 s.

69. Strindberg, August. Forord till Svarta fanor.Skrivet februari 1908

70. Strindberg, August. Svarta fanor.// Skrifter.D.4. Stockholm: Bonniers., 1946 352 s.

71. Strindberg, August. Fagervik och Skamsund. Karantanmastarens andra berratlese//

72. Skrifter.D.5 Stockholm: Bonniers., 1946 324 s.

73. Strindberg, August. Tjanstekvinnans son.// Skrifter. D.7. Sthlm, Bonniers. 1946—437s.

74. Strindberg, August. Inferno. Ensam// Skrifter. D.9 Stockholm: Bonniers, 1946 298 s.

75. Strindberg, August. Pask. Dodsdansen. Till Damaskus. // Skrifter. D.ll Stockholm:1. Bonniers., 1946-426 s.

76. Strindberg, August. Brott och brott. Kammarspel // Skrifter. D.12 Stockholm:1. Bonniers., 1946-366 s.

77. Strindberg, August. Samlade skrifter. V.18. Sthlm, 1920

78. Strindberg, August. Sjalamord. Samlade verk. D.29. Sthlm. 1982

79. Ahlund, Claes. Medusas huvud: dekadensens tematik i svensk sekelskiftesprosa.1. Uppsala, 1994.—228 ss.

80. Andersen, Per Tomas. Dekadense i nordisk litteratur 1880-1900. Oslo, 1992. ss. 551593

81. Anderson, Carl L. Рое in Northlight. Durham: Duke Univ. Press, 1,973

82. Barnard, Robert. Imagery and Theme in the Novels of Dickens. Bergen, 1971

83. Benjamin, Walter. Paris 1800-talets huvudstad. В. 1. Stockholm, 1990201

84. Benjamin, Walter. Selected writings. 1913-1925. V.l. Cambridge-L., 1996

85. Bentley, Eric. Playwright as Thinker. NY, 1946

86. Berendsohn, Walter. August Strindbergs skargards- och Stockholmsskildringar.

87. Struktur- och stilstudier. Stockholm, 1962 588 s.

88. Blackwell, Marilyn Johns. Strindberg's Early Dramas and Lacan's "Law of the

89. Father'7/Scandinavian Studies. Y.71, N3,1999

90. Boethius, Ulf. Forord.//Giftas I-II. SV. Stockholm, 1982

91. Boethius, Ulf. Strindberg och kvinnofragan. Till och med Giftas I. Sthlm, 1964

92. Borland, H. Nietzsche's Influence on Swedish literature. Goteborg, 1956

93. Brandell, G. Strindberg—ett forfattarliv. D. 3,4. Sthlm, 1989

94. Brandell, Gunnar. Strindbergs Infernokris. Stockholm: Bonnier, 1950,- 303 s.

95. Brantly, Susan. Naturalism or Expressionism. A meaningful mixture of styles in The

96. Dance of Death.//Strindberg's Dramaturgy. Ed. Goran Stockenstrom. Stockholm, 1988

97. Bredsdorff, Elias. Den store nordiske krig om seksualmoralen. Kbh, 1973. ss. 142-143,148.159

98. Bredsdorff, Thomas. Magtspil. Europaeiske familiestykker. Kbh.: Gyldendal, 1986.,182 s.

99. Brooks, Peter. The Melodramatic Imagination. Balzac, Henry James, Melodrama, andthe mode of excess. Yale Univ. Press, New Haven L., 1995. - 235 p. (pp. 11-22)

100. Brustein, Robert. The Theatre of Revolt. Boston-Toronto, 1964

101. Carlson, Harry. Out of Inferno: Strindberg's reawakening as an artist. Seattle, 1996

102. Carlson, Harry. Strindberg och myterna: Overs fran engelska. Goteborg, 1979 —286 s.

103. Christiani, Dounia Bunis. Scandinavian Elements of Finnegans Wake. Evanston, 1965.pp. 76-83 (Chapter 8, "Strindberg's Growing Castle")

104. Collis, J.S. Marriage and Genius: Strindberg and Tolstoy. Studies' in Tragicomedy. L.,1963-310 p.

105. Dijkstra, Bram. The Idols of Perversity. Fantasies of Feminine Evil in Fin-De-Siecle

106. Culture.Oxford Univ.Press. NY, 1986

107. Duncan, Ian. Modern Romance and the Transformation of the Novel: The Gothic,

108. Scott, Dickens. Cambridge. 1992

109. Eaton, W. K. Contrasts in the Representation of Death by Sophocles, Webster and

110. Strindberg.//Salzburg Studies in English Literature.N. 17. Salzburg, 1975 244 p.

111. Ekman, Hans-Goran. Villornas varld. Uppsala, 1997202

112. Elmquist, Carl Johan. Strindbergs Kammerspil. Kbh, 1949

113. Fahlgren, Margaretha. Det hotande andra—om den manliga, "hysteriska"texten./ZKvinnoveteskaplig tidskrift. N14. Stockholm, 1990

114. Fahlgren, Margaretha. Kvinnans ekvation. Kon, makt och rationalitet i Strindbergsforfattarskap. Sthlm, 1994 292 s.

115. Feuk, Douglas. Omfale/Omfalos. Kring nagra malningar av Strindberg fran hosten1901. Strindbergiana. N.7

116. Freedman,Morris. Strindberg's Positive Nihilism.// Essays in the Modem Drama.1. Boston, 1964. pp.56-63

117. Gross, R. F. Strindberg's Ovader: melodrama pays a visit.// Themes in Drama. N.14. Cambridge Univ. Press, pp. 182-191

118. Gustafsson, L. Strindberg as a Forerunner of Scandinavian Modernism.//The Hero in Scandinavian Literature. From Peer Gynt to the Present. Ed.by J.W.Weinstock and R.T. Rovinsky. Univ. of Texas Press, Austin—L., 1975

119. Hansson, Ola. Sensitiva amorosa. D.4// Attiotalsnoveller i urval av Bjorn Julen. Stockholm: Aldus. 1962

120. Hansson, Thelma. Karl Kraus och Strindberg. Goteborg, 1996 ss. 19-75

121. Harper, G. A. Strindberg's fictional life-worlds, a study of the confessional novels from the point of view of the sociology of knowledge. Ann Arbor, 1977

122. Hart, Wegner. The Invisible Wound and the Transplanted Flower: the making of autobigraphical literature.//Philological Papers.V.46. West Virginia University Press, 2000

123. Jeiinings, Lee B. The Ludicrous Demon. Aspects of the Grotesque in German Post-Romantic Prose.//University of California Publications in Modern Philology. V.71. Berkeley-Los Angeles, 1963

124. Johannesson, E.A. The Novels of August Strindberg: A study in theme and structure. Berkeley, 1968.-317 p.

125. Kayser, W. The Grotesque in Art and Literature. Transl. by Ulrich Weistein. Columbia Univ. Press., NY, 1981

126. Key, Ellen. Barnets arhundrade. Sthlm, 1900. ss. 26-29

127. Kiberd, Deelan. Men and Feminism in Modern Literature; L, 1985 pp. 34-60 (Chapter 2)

128. Karnell, K.-A. Strindbergs bildsprak:en studie i prosastil. Uppsala, 1962. -320 s.203

129. Konigsgarten, Hugo f. Romeo och Julia. Den strindbergska versionen.// Strindbergiana, n. 13 ss. 92-94

130. Karhell, K.-A. Strindbergs leaikon: Figurer, titlar, bevingade ord m.m. i Strindbergs verk. Stockholm, 1969 109 s.

131. Kora och vanda: Strindbergs efterlamnade раррег/ I urval av Ulf Olsson. Sthlm: Bonnier, 1999

132. Kvam, Kela. Strindberg as an Innovator of Dramatik and Theatrical Form// Strindberg and Genre. Ed. Michael Robinson. Norwich, 1999 ss. 109-117

133. Lagerkrantz, Olof. August Strindberg. Sthlm, 1979

134. Lagerstrom, Mona. Dramatisk teknik och konsideologi. Ann-Charlotte Lefflers tidiga karleks- och aktenskapsdramatik. Goteborg, 1999

135. Lamm, M. August Strindberg. Sthlm, 1986119! Lamm, M. Det moderna dramat. Stockholm, 1948

136. Leifer, Leif. Den lutrende ild. En studie i symbolikken i Strindbergs kammerspil.// Samlaren. V.81,1960 ss. 168-193

137. Lindstrom, H. Hjarnornas kamp: psykologiska ideer och motiv i Strindbergs attiotalsdiktning. Uppsala, 1952 329 s.

138. Lingard, Lorelei. The Daughter's Double Bind: The Single-parent Family as Cultural Analogue in Two Turn -of-the-Century Dramas// Modern Drama.V.40.N.l, 1997

139. Ljungdorff, Vilhelm. E.T.A. Hoffman och ursprung till hans forfattarskap. Lund, 1924

140. Lloyd, R. The Land of Lost Content. Oxford Univ.Press, NY, 1992. -pp. 170-222

141. Lloyd, Rosemary. Closer and Closer Apart. Jealousy in Literature. Cornell Univ. Press. Ithaca-L., 1995

142. Malinowski, Bronislaw. Sex, Culture, and Myth. NY, 1962. pp. 115-131.

143. Mqller, Peter Ulf. Efterspil til Kreutzersonaten. Tolstoj og konsmoralsdebatten i russisk literatur i 1890erne. Kbh, 1983

144. Myrdal, Jan. Strindberg och Balzac. Sthlm, 1983

145. Nicholls, Peter. Modernisms: A Literary Guide. London, 1995. pp. 155-159

146. Norrman, Stig. Jag ser din musik. Musik som uttrycksmedel i August Strindbergs prosa// Stockholms universit. studier i musikvetenskap. N.10,2000

147. Ollen, Gunnar. Strindbergs dramatik. Sthlm, 1966204

148. Olsson, Ulf. Det blodiga tecknet. Sexualitet och mening i "Svarta fanor".//Strindbergs forvandlingar. Eslov-Sthlm, 1999

149. Olsson, Ulf. Levande dod. Studier i Strindbergs prosa. Sthlm, 1996

150. Oster, Rose-Marie G. Hamm and Hummel—Becket and Strindberg on the Human Condition.// Scandinavian Studies. V.41.N.4,1969 pp. 330-345

151. Robinson, Michael. Sesquicentennial Strindberg: An Anglo-Swedish Editorial Note// Scandinavica, Vol. 38, no. 1,1999

152. Robinson, Michael. Strindberg and Autobiography. Norwich, 1986

153. Robinson, Michael. Studies in Strindberg. Norvik Press, Norwich, 1998. 244 p.

154. Rokem, Freddie. The Representation of Death in Strindberg's Chamber Plays// Strindberg and Genre. Ed. Michael Robinson. Norwich, 1999 ss. 119-136

155. Romberg, Bertil. Svarta fanor: ett utkast till ett romanmonografi.// Svensk litteraturtidskrift. V.32. N.2.1969

156. Shideler, R. Questioning the Father. From Darwin to Zolya, Ibsen Strindberg and Hardy. Stanford Univ.Press, 1999

157. Shideler, Ross. Strindberg: The Man and the Myth as seen in the Mirror of Per Olov Enqviist// Structures of influence: a comparative approach to August Strindberg. Ed. Marylin J. Blackwell. Chapel Hill, 1981 ss. 65-78

158. Showalter, Elaine. Sexual Anarchy: Gender and Culture at the "Fin-de- siecle". L., 1991

159. Sokol, Lech. The Metaphysics of Sex: Strindberg, Weininger and S.L. Witkiewicz// Theatre Research International Vol. 12, N. 1. pp. 39-51

160. Sommar, C.O. Strindberg, Ekelof och andra. Stockholm, 1995

161. Sprinchorn, Evert. Strindberg as Dramatist. Yale, 1982 332 p.

162. Steene, Birgitta. August Strindberg. Stockholm, 1982,—176 p. ( pp. 145-155, Chapter 9)

163. Steene, Birgitta. The Greatest Fire. A Study of August Strindberg. L.-Amsterdam, 197i

164. Stounbjerg, Per. En melankolisk konstellation. Konstruktion av ett monster i Strindbergs forfattarskap.//Strindbergs forvandlingar.Red. Ulf Olsson. Sthlm, 1999

165. Stqunbjerg, Per. Lynlas i gylpen. Selvbiografiens forudsaetninger og begraensninger i litteraturvidenskabelig belysning//Kritik, n.94.1994. ss. 49-65

166. Stounbjerg, Per. Klosterporten og kokkenvinduet. Om Svarta fanor (1907) // Marginal. Nr.4. Tema: August Strindberg. Oslo, 1997205

167. Stuart, Roxana. The Eroticism of evil: the Vampire in Ninetenth-century Melodrama//Themes in Drama.n.14. Cambridge Univ. Press, 1992

168. Synpunkter pa Strindberg/ Red. av G. Brandell. Stockholm, 1964.—246 s.

169. Tjader, P.-A. Magen som forsvann. En dramatisk detalj i Strindbergs Pelikanen. Strindbergiana, n. 2, ss. 61-71

170. Waal, Carla. Harriet Bosse. Strindberg's Muse and Interpretor. South Illinois Univ. Press, 1990. 298 pp.

171. Warwik, Alexandra. Vampires and the Empire.// Cultural Politics at the Fin de Siecle. Cambridge Univ. Press, 1995

172. Weinstein, Arnold. Child's Play: The Cradle Song in Strindberg's Fadren// Scandinavian Studies. V.66, N.3, 1994. pp.337-360

173. Westin, Boel.Vandraren, drommen och dikten: Ensam.//Strindbergs forvandlingar. Eslov, 1999

174. Wilczek, Janus Maria. Stanislaw Przybyszewski's View of Strindberg.// Scandinavian Studies V. 57, N.2, 1985. pp. 131-145

175. Wilkinson, Lynn R. Strindberg, Peter Szondi, and the Origins of Modern (Tragic) Drama.// Scandinavian Studies. V.69, N.l, 1997

176. Wilkinson, R.L. The Politics of the Interior: Strindberg's Chamber Plays//Scandinavian Studies. V.65, N.4.,1993

177. Wirmark, Margaretha. Den kluvna scenen. Kvinnor i Strindbergs dramatik. Sthlm, 1989 '

178. Wirmark,M.Kampen med doden . En studie 6ver Strindbergs Dodsdansen. Sthlm, 1989. ss. 16-33

179. Zetterlund, Rune. Bibliografiska anteckningar om August Strindberg. NY, 1968. -325 p.

180. Zweig, Arnulf. Immanuel Kant's Children.// The Philosofer's Child. Critical Perspectives in the Western Tradition. Univ. of Rochester Press, 1998