автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Тенденции и национально-этнические особенности развития молодой семьи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Тенденции и национально-этнические особенности развития молодой семьи"
Рг
Г)
о Рд
„ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ-,,ФИЛОСОФИИ И ПРАВА ИМЕНИ И. М. МУМИНОВА
¡1 ) ■ ' ,- ч
На правах рукописи
ТУРСУНОВ Мухиддин Болтаевич
«ТЕНДЕНЦИИ И НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»
09.00.11 —Социальная философия
АВТОР ЕФЕРАТ
диссертации иа соискание ученой степени кандидата философских наук
Ташкент — 1993
Работа выполнена в Институте философии и права имени И. М. Муминова АН Республики Узбекистан и на кафедре философии и политологии Термезского Государственного Университета.
Научный руководитель —доктор философских наук, профессор Умурзакова О. П.
Официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор Шайхова X. А. кандидат психологических наук Кадырова 3. К-
Ведущая организация —Ташкентский медицинский институт
Защита состоится « ^ ^» MiOfX 1QQ4 г. в /4** часов на заседании специализированного совета Д.015.03.22 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Институте философии и права им. И. М. Муминова АН РУз (700170, Ташкент-170, ул. Муминова, 9).
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной
библиотеке АН РУз (700170, г. Ташкент-170, ул. Муминова, 13)" г
Автореферат разослан «. JÍL»_ЗМ _199З г.
Ученый секретарь специализированного совета доктор философских наук, профессор | АЛИКУЛОВ X. А.
Акту а л ы ю с -г т сш. Одной из актуальнейших социально-политических проблем в развитии современного общества является вопрос формирования и развития личности. Проблема не обрела би столь специфического актуального звучания, если бы не некоторые изменения во взглядах но роль и значимость субъективного фактора, его социальных истоков в развитии общества, особенно о последние годы. Это полностью подтверждается практикой социальных изменений в Республике Узбекистан, которая, сегодня идет по пути независимого суверенного развития, С принятием Конституции страта, ориентирующей на построение гуманного демократического общества, правового светского государства, призванного обеспечить гражданское согласие, межнациональную стабильность, создание условий для реализации прав личности, актуализируется вопрос о социально-экономической, политической, культурно-нравственной базе, на которой возможно совар-¡пенствованш системы воспитания каждого конкретного индивидуума, о в конечном счете, зависит и успешное продвижение Узбекистана по пути социально-рнночнпх преобразований.
Проблема заключается н том, что прежде забота о всестороннем развитии человека носила преимущественно декларативны;! и, подчас, демагогический характер, в связи с известной политико-экономической ситуацией в обпестве, обуслаялпвавшей нивелирование личности как таковой, низведение человека до уровня послушного "Бинтика" в гигантской тоталитарной феодально-бюрократической империи. Был предан забвению тот непреложный и объективный факт, что человек есть не просто главный производительный козырь общества, но и решающий фактор его социально-экономического и культурного развития и прогресса. В обозримом будуиен - при всех весомых достижениях НТР и НТ11 - подобное положение вряд ли изменится, ибо конкретную экономику, политику либо культуру творит субъект, а значит неизмеримо возрастает значимость среди и условий, .детерминирующих формирование его взглядов, мировоззрения, мышления, определяющих его поступки на протяжении всей последующей жизни.
В этом ракурсе ваадюе научно-методологическое значение имеет то, что и значительной мере полноценное воспитание современный гражданин должен получать в семье, которая сегодня решает не только фучкшп всспрокзподстая населения, но и служит сферой самореализация личности, получения многих социально онччгсиых свойств и
качеств. Ведь "с чувством патриотизма -глубоко созвучна гордость sa сбою сеиьл, за свою фамилий. Ьто прежде всего бережное coupa-пеане и приумножение семейных традиции, стремление не запятнать добрее имя отцов и дедов, келание своим трудом, знаниями упрочить, авторитет фамилии, заслужить признание и уважение ладей"^.
Общеизвестно, что семья представляет собой исторически сложившуюся, уникальную ячейку цивилизованного обазства, в которой доданы удовлетворяться общественны?- н яичные потребности людей кик в физическом, так и в духовном плане, роализевииатьен ряд других со-циально-зксноппчаских к культурно-иравствешшх возможностей. Ой этой подчеркивается и в различных директивная документах последнего времени (выступлениях Президента 11.Д.Каримова, Конституции Республики Узбекистан и др.)*".
Сеиья занимает вакнейлое иесто в системе вот.и¡аннл личности в любой ооцнакшоЯ системе, поскольку именно здесь будущий гражданин получает основы мировоззрения, происходит формироьание оп -ре,деленных »юралыш-зтпческих, нравственно-психоло! ичеекпх, киз немных критериев и установок. Поэтому государство, общество не;т.ю--гут но волновать вопроси, связшшио с функционирование« семьи, Условиями, обеспечишюшими определенную регуляции ссс гве-тстьуюших_ тенденция и процессов, происходящих в отой области йлзнедоятель-ностн людей.
Другое дело, что назрела настоятельная необходимость перехода от решении локальных, пусть дь;::е крупных, проблем к долгосрочной, научно выверенной государственно;! политике, созцани.ч а^фнепшних механизмов реализации намеченных пер. С оти:-; объективно сеязнна другая важная стратегическая задача - укрепление физического и нравственного здоровья нации, укреплений С1айи.к>аи(.у«шей роли семьи ¡гак первичной ячеШси общества, ос .мтчепин в гуховном рта -витии человека.
Особую важность оброааот вопрос мкоям сыче, и тон числе молодой, в аспекте прадвкхисия Республики Уьбеки'.чаи к социально ориентированно!! рыночной системе. Ьарясу со етрьтешческой соци-алыю-окономич&с.'сой политикой государства Я oroii области п целом, нужна конкретная программа социальной помоаи iîe«t«ii - молодим и
1. Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса.
Ташкент. "Узбекг.етол". T-jîvî. С, 70.
2. Правда Востока. 199У. у п 1Ь иекабря.
Актуальность темы. Одно ti из актуальнейших социально-политических проблем п развитии современного общества является вопрос формирования и развития личности. Проблема не обрела би столь специфического актуального звучания, если бы не некоторые изменения во взглядах на роль и значимость субъективного фактора, его социальных истоков в развитии общества, особенно п последние годы. Зто полностью подтверждается практикой социальных изменений в Республике Узбекистан, которая сегодня идет по пути независимого суверенного развития. С принятием Конституции страны, ориентирующей на построение туманного демократического общества, правового светского государства, призванного обеспечить гражданское согласие, межнациональную стабильность, создание условий для реализации прав личности, актуализируется вопрос о социально-экономической, политической, культурно-нравственнсП Сазе, на которой возмогло совер-он'нствоьание системы воспитания каждого конкретного индивидуума, о в конечном счет, зависит и успсаное продвижение Узбекистана по пути социально-ршючних преобразований.
Проблема заключается в тон, что прежде забота о всестороннем развитии человека носила прекмупественно декларативный и, подчас, демагогический характер, в связи с известной политико-экономической ситуацией в обаестве, обуславливавшей нивелирование личности как таковой, низведение человека до уровня послушого "Бинтика" в гигантской тоталитарной феодально-бюрократической империи. Был предал забвению тот непреложный и объективный факт, что человек есть не просто главный производительный козырь общества, но и решающий фактор его социально-экономического и культурного развития и прогресса. В обозримом будушем - при всех, весомых достижениях ШР и HUI - подобное положение вряд ли изменится, ибо конкретную экономику, политику либо культуру творит субъект, а значит неизмеримо возрастает значимость среды и условий, .ретешинируюших формирование его взглядов, мировоззрения, мышления, определяющих его поступки на протяжении всей последующей жизни.
В этем ракурсе ваздгое научно-методологическое значение имеет то, что в значительной мере полноценное воспитание современный гражданин должен получать в семье, которая сегодня решает не только фучк!,.!'"'1 воспроизводства населения, но и случит сферой самореа-лизлпи*; личности, получения многих социально значимых свойств и
качеств. Ведь "с чувством патриотизма глубоко созвучна гердостл за свою семья, за свою фамилии, ото прежде всего бережное сохранение и приумножение семейньк традиций, стремление не запятнать доброе имя отцов и дедов, желание сбои« трудоы, знаниями упрочить авторитет фамилии, заслужить признание и уважение «адей"^.
Общеизвестно, что семья представляет собой исюрически сложившуюся, уникальную ячейку цивштзоианного общества, и которой должны удовлетворяться общественные и личные потребности людей как в физическом, так и в духовном плане, реалпзоьыьатьсн ряд других со-циальио-эксномических и культурно-нравствешшх возможностей. Об этом подчеркивается и в различных директивны): документах последнего времени (выступлениях Президент» U.a.Каримова, Конституции Республики Узбекистан и др.)^.
Сеыья занимает вампейдее место в системе boci.¡манил личности в любой социальной системе, поскольку именно здесь судуший гражданин получает основы мировоззрения, происходит формирование ал -ределенньк морально-этических, нраветве!mo-ueижолоj ических, »из ■* пенных критериев и установок. Поэтому государство, общество не.ио-гут не волновать испроси, связашшз с функционированием семьи, Условиями, обеспечишшшпми определшпен регуляции соетветстьулашх_ тенденций и процессов, пропсходни их в стой области дпэнедеятель-ности ладе Гг.
другое дело, что назрела настоятельная необходимость перехода от решения локальных, пусть да::;е крупных, проблем к долгосрочно!!, научно выверенной государственной политике, созданий и.{4*:-ктпБньи иеханизнов реализации напеченных пер. С отим объективно связана другая важная стратегическая задача - укрепление физического п иравсчвенного ¡здоровья нации, укрепление мь&шчшрдаоей роли семья как первичной ячеШш озлества, ее с.наченик в гулоьном раз -витии человека.
Особую важность обретает вопрос ниноаи семье, в тон числе колодой, в аспекте продвижении Республики Узбекистан к социально ориентированной рыночной система. Ьаряду со стратегической соцн-ально-окопомичесг.ой политикой государства в «гон области п целом, нужна конкретная программа социальной nouoau осиьки молодым и
1. Каримов H.A. Узбекистан: свой путь обновлении н пргт репса.
Ташкент, "¿'збеккегон". Рлй. С. 70.
2. Правда Востока. 11®. У и lb nu;sr>pi,-.
<1!!0г.-,,чс1!1к:1 - в ел-л-шх с лови-к •.•нснсмлческою, лолитг.чоскею I: культурного трг.!1С'1сгм1!роЕ'М11!я сС-дэства, различных его структур.
Проблемы ссмсПло-брачних отношений тесно связан;! с конкретными условиями социосреди', которое, в.спою очередь, взаимосвязан» и в л а I о г; га л ;*с ими »/езду собой, о'то том более паяно учесть, что переходный пирпод к качественно новой модели социально-экономического устройства сспрссонгдпется естественными социальными издержками и противоречиям!'., с которыми, как правило, сопрлясны различные экономические ро|орм:-л, смегаснисм некоторых ценностных н установочных ориентиров г, критериев граждан, особенно молодежи, в сфере общественного сознания и духовной культуры, возрастанием настроен;',!"! безысходности и пессимизма у некоторых: слоев населения, сушесчвенним ухудшением морально-нравственной атассферы, как следствия значительного падения уровня жизни людей. Об отом свидетельствуют и данные различия социологически опросов и исследований.
Лктуяльнссть вшиления, анализа тенденций и национально-этнических особенностей разлития молодо/1 семьи обуславливается также тем, что уходит п прошлое конфронтационная парадигма, основанная на идеологическом противостоянии, а в связи с этим и признание ряда явлений сферы общественного сознания и духовной культуры, что -было невозможно в совсем еыа недавнем прошлом. Вместе с тем, не стоит забь-сать о невозмох ности начинать каждый раз история с "чистого листа", признания постулатов и концепций только потому, что они отличны от существовавших прежде. Бее это лишь подчеркивает актуальность, необходимость и своевременность объективного научно-методологического анализа проблем такого социального феномена, каковым является современная молодая семья, ее ценностно-ориентировочных, нравственно-воспитательных и социализирующих возможностей в формировании субтдзкто социальных процессов - патриота и гражданина.
Степень, разработанности проблем». В научно-философской мысли лрегалого к настоящего вопрос о месте, роли и значении семейно-бн-тсснх отношений в обшестп-з всегда занимал вягкное место. В предшзст-руишг.е год1.; била создана солидная база по изучению теоретико-методологических и практических проблем семьи, со развития в динамике обиг'стэечнс-полятичсстнсс, гксномтсаскх н .духовных процессов. Следует отметить, что ннопге аспекты проблемы затрагивались и подроб-
но сс1са;и лг.оь си; о ьаСь.ьх ¡¡¡.¡ь^мчьи. шс-. и ьяч й Дреодю Нас го-
«Л
(длмнивёсшго, что ч работе:; советских учшшх ироблсш исшзй-otiidaierii.lt щ-ьииушсзчв&шю рассматривая;.^ скызаь приз-цу ^аршисрисласи "соцтяисч ичео.кого образа жизни", ебье'.ппыю помивлешзго сегодня под ссимонио. с тем, сьодет отме-
тить, иго спрсиел^ише положения, "нарабо-гки" и концепции не только не »1 стеря^и стеей научно-псзнавателмюй ценности и философской значимости, но ¡1 псом» мохутшольаоБатьс л согодгп нредсгаьв'Хигжм различных огиел; II знания. ¡шумер, у,патент о взаимосвязи пройдем сепег))|0-;.'(лщаих отн&ленпП с оСьектныгп.-ш оакошклг ссцпалмю-сконсимчоск&го ра&пгл ня общества, с деидс-и'/жоЙ хмчни* и сскест -веншм ыгтсрссо», с различными аспектами фог-'-:нровап::л ндучло-фило-со {.скоро мировоззрения. /'адгое дело как штерлретироватв югаеобоо-начениие соцка."ьш:а феномены сквозь пркпму сигодияшшго дни.
Ьизива^т определенный интерес такие аснскти после,[;ус:.!с»1 проблемы, как сег.:с;'..-:ое воспитание, культура становления психологии, мировоззрения I: взглядов детей и подростков, влияние на них традиций г. обычаев, а том числе религиозных, подвергавшихся ранее на» всегда справедливой обструкции и уничижительной крнгл:е, першек-■тиьц и прогнозы в отношении мехг.низнов более эффективного раскрытия соцпалтого потеиц::;'.1та разновидностей форы воздействии пгсцёс-' са фсриироиш..: личное:-«. 11 аспекте сказанного, работы таких но г. следователе!! как Аль-ксое-ва Ь.Г., Ааг&иов Д. П., /итокуров 'ГЛ., Васильева о,К., Ьасшш Ь.А., Глеогрш;и Г.С., Голод С.й., домченкс В.Н., Зубепио 31.л., ЬуКк'ова Е.1А., Карклин С.1>., Кочетов А.И., кт~ тенок С.Д., Ла-гшев Н.А., Левин Б.;]., ¡-'ацковскиП ¡л.С., Ьурпев Ы., Павлов Б.С., Рсдзинская И.Ю., Сангилов ы., Пономарев А.П., Соловьев 11.Я., Сулшов и.Ф., Сусоколов А.А., Ташгепироз У., Титаренро ¡5. Я., Фетисов ЭЛ.!., £отеева , Хамвдсьа Г.!.!., Харчс-ь А.Г., шпнин II.Д., Ьркег.мч II.Г., Языкова З.А. и других, во п.чогшш утра-
тили познавательной ценности и поныне. В указаниях работах даются анализ!! различных аспектов проблемы места и роли семьи, в том числе молодой, в современном обществе: взаимосвязи и взаимозависимости отношенья семьи, школы, трудового коллех!иьд и общественности
I. Перечень трудов, упоминаемых в данном раздело авторов и их выходные дйнмне даются в списке литиратури, приложенном к диссертации.
в iip-;'V-Т'''о Bocnutiicsft ч.г-лт.?::«, съсгнс.Чная национ^.-гл-у-сггоци-]':!-ч"пг"? л псоблгис.мостц и гажисо-л! ''ункцийш-
р '."".ти inp'), "!г:гл,. ггчдгамлыгсго {чсуод!ио-сбрпдогсю ксналекза к.тг ря-*'шгс KOi'íitífitirrp. CTjryrr»';:-» г.ультури быта и др.
Гагяачл««$ и:::poct-: тт.^'мпиЛ и нац'ионалъно-ятннческнх особен-nccxcf развитra ютлн отраженно в трудах узбекских ученых
Лб::,уллаера М.А., дбдуллпевой ¡,i.!l., Лбдугсукуроп Г.Х., Саратова Н.
Гплиега Л.К., .'Vi,«тога Ü..M., Пулптсла X.I1., Унургаковой О.И., ИяПхивой Х.Л., ¡i;r'C.U., Хайрулласпч М.М., Ханаэароиа К. X., Юсупова ЭЛ.1., внесших ошлстшЗ вклад как в разработку конкрет-ппх аспектов дачнпЛ проблематики, ток и л нацнснальнуго науку восб-ес.
Рлэугсетоя, биио Си прсгдсвременньш считать проблемы семейно-Грачных отнс'::е;:",;й штерп ротированными окончательно, а исследован!'.'; на рту т?му .?:ч;сраеш1ыми и не требукшя»« совершенствования. Ведь кмшрстчкэ тру/ш писались в ксскротнув опоху и на них не могли не спасат!с wivrrr.ww.ün политическая шндштурп, идеологическая сэтснсниц-ь н тенопелчя на уяг.-щ, соревновательный (состязатель-гн") хога-ггер lipci ¡'постоянна дг>;-х сушестпопавзия социальных сг.с -ic'.i. Ьч'г.г.-.ст'.к ггогп, проблема яналилп тсндепцгЛ и особенностей розгнлл гедедой с; ni.it нуждается в конкрзтно-историческом научно-оегглел >ч:п1 с учетом Опом этнографических, социологи-urrv.iv, гул.'.туролоп'чеекгх, нстяяогпческих, эстетических, национальных матс;п:ял»э и ссоСечиссгеЯ сквозь призму общечеловеческих ¡(емкостей и достптений я г?>сЛ области.
Пчепте с тем, нч'.тсе трактовалось верно, что подтверждается социальной прлчткчо'? ссгодифвдих дней. Предвидение Узбекистана к р'.'нку сопровождаете;» естественными его "спутниками" (процесса со-цивзъио-ешютпески* преобразований): экономическим и духевнкм 1'.п'?иорк, бепглботуцей, инфляцией, социальным расслоением ладей, рсчом преступила гн, наркомании, проституции, спекуляции, крушением v)ir?.KT! и кллрзиЗ, заложенных в епоху ''развитого социализма", "се ого ешкм нсноередствешшм образом сказывается на функционировании рсмья, ее кач^стаепно-количествеишх показателях. Спецр^и-'.v-vop зручапуз сти ясгоосы полупят в уолояшх Централыгс-азиатс-кргу региона, сесбснно в Узбекистане, где в силу оСюктивнчх усло-::b:;¡í'i'f-rnu:í фтико нов (достаточно подробно ирсаналглировашшч
ь раг.о^), ¿.сфораация «оцкал1ао-.'люашнчосссга, псдигачеокого и культурно-конросшийыюто характера проявились навбояс« п-мшо .1 остро.
Ь ¿шсссртыцм аатроиутн ныгоюр1.е (.сиыми и воасе ¡.; передо -шишх (д«йо не до конца изучения; кли йна&л:.¡1роваьи;г.;2я достслм-ио одлсболо) проблем: ьопроси ваыиевтосвнкЯ демократии к семьи, поьиде:г-игк;;х, испхоязгичеихкх и г.рсшосг;.чес«-их <1ун::ц1:Л с условиях ссцздаыюгс расслоение в облстео {"элитаршиг сеии:" - пиг.2пл±, характеризук.^зссл ч'.зннгс^и-и и особенности: ксодоэзидо&г') ссой-1.1 на), позиции шх и кйгатиыглх создюКстеий р-шс-лн:: с •»¡¡о.^еанЦ ка ссш-ч.» сия&шишх с ЗИЕ1 иаиснепий о отжигу го социйлыюЯ тилолег. гнедой с£-ии1 а ряд друнии
Iь_и рпппмИ Н'У.-лецо!"1!П'Л. Дел» шслг;иь.-.к»:и
¿скс.-Н!.';'! сны из и рппработка конши,'.:;! ^опо^'.ои сыаи, *з:ц1сш1:.Г( п иьцтпшшю-отикссктс особенно:. 1 ей ос- (одвктоя а иегм;: «;ш1крй*п>-истирт'леских условиях стыюпленил г.о2йв;:'.:1!посги Гьсву&иаш кис тан, ее предьияешш по пути социально-риисчаих ирисй'рпссмил:."..
Для реализации постепенной цели а,к;сдел::(!и кэньяс-кшо исследовательские задачи: •
1. Оеновиааясь на филсссфск;...!, исци&гзд э-:ю:.нтц!1£;, думл.«-ьон наследии «целителей прзилого, в тон числе Во с теп*, а, рзпг.мчи:.:-. взглядах и концепциях, вшгл'.ть кссто и роль молодой семьи в стру:: туре семайно-брачних ошозеш'Л в Узбекистане, в си-:те.-;.:с: .|ор.*1Н,-.о-в&шш духовных ценностей и илрсЕсзгфснш челоьежа.
2. Лроашшшировать .яналш.зтау раггими п«и|1!№зд.'л<с>--с особенностей в образе е;:знн по.чодой сыхи, ьи хар&кчор и и:::ц.Лику с учетом ры'поиалыю-своеобрьзтк и сСиечглосеч&ски'л тсцг;-»Г;1Л ь сфере семгСшо-битових отлс-паний.
3. Раскрыть ситолог.'.ческиэ и пюсасдогиче«:;!:; с.:н,;пи нировашш цолодой сеньи и ес;пре;..,с-:шс:) .'.блеете кгл: ьааною качественно-количественного показателя сог;:алытзю Слтд гшиапу.у^'а и общества.
4. Дать иодсфкмзироичннуи интерпретации виши&а о^.оип:;':!!;.;; условий и субгектшшх фякторэв в обшей гонцеиций с{\чг.?лв-с«» ичнк отношений в контекста раджальних ипсенегшИ с '¿г ;:;ого сознания и духовной культур» н о&юсгои.
I. Осуществить конкрегннй научней 'пц-.Л'.и л ; оп;: симьи
в становлении личности, развитии у нее интернационалистских черт, настроений межнациональной лояльности и терпимости.
6. Обосновать необходимость поддержания и дальнейшего развитии: условий для удовлетворения социально-культурных потребностей молодых супругов кок важного фактора упрочения духовно-нравственных стимулов и оптимистических тенденций в условиях подъема национального самосознания узбекского народа.
7. Описать специфические особенности социально-экономических проблем, сопутствуюанх функционирования молодой семьи в переходный период к рсточной системе, а такхе скономическуа базу и факторы, детег'инируюпио оптимистический вектор в возможностях государственных, общественных и части;« коммерческие структур по оказанию ей необходимой социальной поддерт.ки.
8. Разработать практические рекомендации, направленные на решение проблем» комплексного и системного воспитания граждан, особенно молодых, с учетом гармоничного сочетания национальных инте-ресоп и обпечеловеческих ценностей, достижений человеческой цивилизации в области политической, светской демократии, культуры, психологии, социологии, спроецировав их на сферу семейно-брачных отношений в преобразующемся Узбекистане.
Ноу>итя_!_гав^знг!_,ра.богтн заключается г
- в попытке выяснения тенденций и национально-этнических особенностей молодоП семьи в аспекте переосмысления адекватных концепций с проецированием обшечелсвеческих ценностей и достижений на специфически своеобразную национально-конфессиональную почву Республики Узбекистан в перехощшй период к рыночной системе;
- в ьнявлении на основе комплексного подхода конкретно-исторического социального смысля места и роли молодой семьи в эпоху омега сац'гл!:ных систем в целом, и становлешш независимого светского и демократического государства, в частности, фиксируемых поли-тнко-эксног/кчсской ситуацией и переливаемых субъектом уровней эмоций, озатений и восприятий реальной действительности;
- в рассмотрении дизлектини частного и общего, в эволюции се-кейнр-брачных стноаешИ!, механизма взаимовлияния индивидуального и социального в системе семейного воспитания и возможностей их соврриеиствопания в условиях обновления различных сфер жкзки об-сестпз;
- о -
- б раскрытии сцгологическкх и шосоологиче.л::>х сюш .прс&о-мы функционирования молодо?! семьи в русле шдьчиенит на 'авансцену социального развития ее национально-этнически* особенностей, ду-ховно-нривелтеннп;: возможностей воздействия ид повеление и нос -тупки дадсП, формирование их оцбпачио-ивткваг.ионних ; стансяск;
- и модернизации интерпретации роли и шшченшт сбьекг.инич условий п субьективннх факторов п зб.неГ! концепции семечко-братних стмолеипй ь конюкете раднкалын'.х изменений в с|сре облэствекаота сознания и духоьной культуры в сбиествв;
- в осуществлении и показе социальной ответственности сомы; п становлении личности, развитии у нее шгернацисналистокнч черт, настроений моняациональноП лояльности и терпимости;
- в списании специфических особенностей социально-оизнгл.и,всяких проблем, сопутствующих развитт .'..ояздоГ: семьи в пщсхсднпЛ по-риод, а так,.-й зкономвческоп базп п факторов, .лет^ргинп^уи^пос оптимистические олеыентн в восприятии пром'здде&пс соцпс.льно-оиономи-ческих, политических и духовне-куиыуг,у.т:х изменении, еопуолшостзН государствен!!:!;:, обшсствеиннх и части;»: коммерческих структур п.о оказании ей необходимой социальной но.дпеге'ин. . '
Теоретическая и гетопояс.угг-шс кг.я ч исслеаоь'.нпр.. ц г.ачсса— ве исходной иетодологической пссиш.:: исследования ..нллетси ¿.пробированный многовековой историей челоночссксГ! цизилизап;.:.; принцип, согласно коюрому основные духовито, ыо^иыю-нривстьснша, гай-чес кие и эстетические принципы зйгладивйится в семю. пьрздьзтея от родителей, формируется ь процессе воспитании де-и.Л, что обуславливает необходимость соответствующе го бережного лтло;.:.:нп;; к этому важному социальному подраапэленпм обаесиа.
перелатает слом эпох, динамичным период.с;..-..п.! С:г..хеп п правителей, яриро.цше катаклизмы и социальные Сху.сыщ, ьой..а н смерть, радость успехов и горечь «аких неудат л покрь, но се«;-я во ее времена оставалась местом, где сохранялись кезиблеши тра диционные устои, позволявшие преодолевать многие »¡яоюди.
Тенденции и национально-этнические особенности развития молодо;"! семьи свидетельствуют и обуславливает наличии определенного научно-философсксго материала, извлеченного из работ отечественных и зарубежных, в тем числе восточных, философов и историков, экономистов и психологов, этнографов и культурам,гов, социологов, на которые делаются соответствующие сснлки.
• е'.шпн'.ческий материал игт-л-ринут из периедтзекей
иечпти, гудо.леетпенкг.й i! срцччлыю'-колитлческоЯ дитерптури, повлечен к а материалов уонкретнс-с оцкологичзских ::сслодстииП, проводил--пихся учеными рчзлтншх ноушо-исслгдопателвских цент pon в послед-низ годы, накоплгд;чнх лично автегом в ::оде анкетнс-социолсгичоскиж иослеговамиД в ряде районоп СурхандгрышскоИ области Узбекистана n J'J'jl году, a rnr.vc и хедз неучио-теорет1песк:к конференций, в ко-Tor.ivc диссертант пиинг.нал нтсирсдс; венное участие.
jipanпг'.зскач ценность работ состоит в систематизации и анализе диссертационного материала и на слой основе значительной модернизации обшеЧ кпгщшции фунгецнонирепшм и развития колодой семьи в ГеспуСлгкз Узбекистан в процессе en продвияенпп к модели демократического, светского государства, с описании ос национально-этнически:': пообспноетек, роли и итюдая в контексте духовного вез-роядепг.т лородоп Гссгублчки.
)л:поди и реконс.чдацш:, иррдлохешгыг в работе, могут найти применен!!»? в выработке модели сСт'.ссоциальнп" политики, ео совер-пч?нстрг,вш:1:и и конкретизации с учетом национально-своеобразных факторов рспгаиалшогэ развития и т<?»денциЗ обяечслоеопеского развития.
Стделиу:о раздели могут быть кепользеланы з чтении спецкурса* но (1нлсг-:р,1:1 i: сг::;:-ологин, политолог;-.!! и культурологии в пузах, пу'-;лкч!гнх "нстуил'.'нг.р;:, освеонтачх различные аспекты социально!! полягут в i¡;wi, и мар по ока-зац.та поддержки полодой семье, в нг^тнсст:', г Tjei-e;:o'nni!t период к рь'.нтпп'Н системе.
¡'ред.'ога'.чглш сипема омчиричгских показателен качественного и •.'?.-игл';хрс.'г.«с1 о г.чпаа?а <¿.y ^кциопнрева:! кя гододэВ сгиьп, а также щкургашгсч в г-тоЧ сблостк работа гокет нейти примет нив в социе-«-¡ockü'c гсг.-£г,цгс>.пклх прч'лсм человека, культуры, нацаеналышх -.1Тно'"'гки!!, г-лиги:', политики. этнографии, т.е. г тех сферах кизне-■'гпт'л'и.пг.'стп дгуой, кото^е ккетт язатюсгязь -и взаимозависимость ystviv.!' все", с.-цгальимх п>уш и слоен, обпествештых движений и ср-гялнлгщ!!'5. теударствя и ';аст>г;;д структур,
L'vdí'-.u и практгчгские рекекояааиии уогут быть полезны в реаля-рг,г;;:г' с ел.!/','•::(. npir-at."!» и функции, осязанных с формированием лччгтл'нсг:' гл;!Г-СРГ?зрп1«мя и мировосприятия гржздпн сквозь призму п г^лство слетайте и противоречивых, но объективно
закономерных тенденций и процессов.
Апробация работы. Ряд положений исследования докладывался на научно-практических конференциях молодых ученых последних лет, рв' гулярнс проводившихся в различных городах Республики Узбекистан, в процессе чтения лекций по философия и политологии в Термозском Госуде^ственнои Университете, в молодежных и студенческих аудиториях, публичных выступлениях перед тружениками Сурхандарьинскол области Узбекистана.
Диссертация обсуждена в соответствующих подразделениях Тер-иезского Государственного Университета, а такие Института философии и права им. Й.М.Луминова Академии Наук Республики Узбекистан.
Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, а также списка использованных источников и литературы.
Во вьеленчи обоснована актуальность исследусмой темы, дан обзор имеющейся литературы, определен аспект рассмотрения, сформулированы цель и задачи работы, раскрыта новизна - подхода в изучении проблемы.
Б первой главе - "Методологические проблемы исследования образа нцзни молодой семьи на современном этапе" - состоящей из двух параграфов, анализируется комплекс вопросов, связанных с диалек*-тикой развития национально-этнических особенностей в образе жизни молодой семьи в Узбекистане, предпринимается попытка выявления философского синела проблемы соотношения объективного и субгек -тивного в ее жизнедеятельности.
Трудно отрицать объективную взаимосвязь семьи и конкретных условий, существующих в обществе. Например, то, что сущность се-ыейно-брачнцх отношений, особенно молодых семей, в значительной мере определяется уровнем развития материального производства, конкретным способом его функционирования. Однако, ведущая роль семьи, как одного из основных факторов общественного развития, имеет также и естественно-физиологическую подоплеку. Следовательно, можно утверждать, что функционирование семьи, как малой спе -цифической социальной группы, обусловлено развитием общества в целом и общественной потребностью, в частности.
В диссертации подчеркивается, что в развитых странах Запада, по мере успешного, в целом, решения экономических проблем, возрастания уровня.и качества жизни, на первый план в сфере иссл^до-
вяниИ семепно-брачных отношении выдвинулись новые ценности: для кого-то этические, для кого-то гедонистические. "Угадывается тенденция к приватизации жизни гнднвида". При этом падает ценность коллективистского начала d общественных представлениях, и на семью смотрят теперь но как на место, где осуществляется воспроизводство рабочей силы, а как на область самореализации личности,.. Семья перестала выполнять своо функция социализации в том смысле, что она будто бы формирует личность не коллективистскую, а эгоцентрическую, и тонн в обществе непригодную и воспроизводящую в следующем поколении 1С у.с эгоцентрические свойства..."^. Как пред -етазлпется, зто бчло обусловлено совокупность») явлений, признаков и черт, характерных для индустриально развитого мира.
'Ую лишь подтверждает расхожее мгенне о том, что семья, как специфическое общественное явление, действительно занимает особое ноет о » ссцнгшноп структуре обпес.тзч. Во-первых, устойчивость семьи как социального института, обеспечивается наличием таких прочных уз как родство и супругаетвп, Бо-вторнх, она представляет универсальную форму (в минкаторе) кизнедеятельности общества, образно говоря, является извечным его спутником. Такая неразрывная связь семьи и общества пптекпот из того, что они являются пзаимо-сбуслазл»евкшл*и ¡¡якторпчи развития друг друга. В-третьих, семья рапоиппс:ся в сооаветствии с об пемп, специфическими и частными об~ явственными законами. Вместе с тем, семья - относительно самостоятельный соцгалншй институт, который, отражая все противоречия общества, кадзлеи собственными внутренними противоречиями, а следовательно, н внутренними цсточш:кам:! развития. Неудивительно, что соотносясь друг с другом как истерические формы общности людей, к примеру, нация и семья зависят и от конкретного этапа общественного развития. Вместе с тем, нация предстает объективной социальной обиностьп, которая выступает по откопению к семье средой ее фун.'ш.исш'ровалия, Л национально-этническое, в 'свою очередь, выражает истерические форм:-.) проявления объективных законов общественного развития, их конкретное применение в жизни наций и этносов.
Б диссертации подчеркивается, что суть национального как в конкретизации общечеловеческого, так и в отражении национального быть 1{ациокалыю-этимескке особенности, отражая характерные
I. с'гол'оцгя семья р современном обществе. 111Ш0Н. 1С.Ш. С. 6-7.
ерти, неповторимые стороны национальной кизни, с o^uoii с ¡срони, ¡тделяют нации и относи друг от друга, с другой - сплачивают и соединяют внутренние стороны каждой национальной либо этнической общности, совокупность которых объединяется в единую национальную концепцию, служащую основой для построении определенном социальной структуры, lia Востоке, к примеру, в основу функционирования семьи легли принципы, продеклариронанные в свое время известными национальными мыслителями, уделявших первостепенное социальное значение брачным отноаенням, заботившихся о создании механизма се укрепления и регуляции внутри- и межличностных связей^.
Поотону, в определенном смысле семья представляет собой фактор развития социальной жизни наций, а поскольку все ценности общечеловеческой культуры привносится в культуру личности в определенных национальных формах и рамках, культура речи, обления, поведения, даже чувства, формируются и функционируют jmit единство национально-своеобразных и общечеловеческих моментов. Ибо каждая нация стремится к поддержан™, сохранению и обеспеченна передачи из поколе-
Я1Ш в поколение ценностей национальной истории и культуры, само
2
сохраняясь при зтом как социальная целостность. >
Данные исследования и объективная реальная практика свидетельствуют о том, что по-прежнему, в большинстве своем, авторитарная" сеиья с относительными патриархальными устоями, с вплетением многих элементов исламской догматики, а также доисламских верований и обрядов, достаточно сильно влияет на подавляющее большинство сторон жизнедеятельности молодо!'! семьи в Узбекистане. Например, брачный выбор осуществляется, как правило, родителями, ь первую очередь отцом семейства, матери отводится лишь совещательный голос (в крупных городах Республики обратная ситуация детерминирована наличием определение!го слоя семей интеллигентов либо урбанизированных рабочих; бывают ситуации, когда существует семейный паритет в решении ото го и других вопросов, но говорить о поступательно Я к широко распространенной тенденции в исследуемо fi области пока не приходится - прим. автора).
В предаествуфше годи развитие внутрисемейных отнесений характеризовалось сложностью и противоречивости). Среди негативных яп-
J. См.: Сагадеев А.В. Мн-Сшя (¿¡ыщенна). !.i. Шелк JsfcM. С.
. 204.
2. См. подробнее: Ачмлова Р. Нация н семья. Фрунзе. Яжи JybV.
легшй тоталитарного периода можно отметить и вмешательство государства в чпстнссеипПиуя жизнь граждан, ею попытки всячески регули-*-ровать и регламентировать внутрисемейные межличностные отношения (достаточно вспомнить партийно-производственные "проработки" "про-вшпмихся" супругов, соответствующие выговоры, "партийно-произ -водственные хярактерисгики" и пр.), и низведение кеншин до уровня автоматизированных роботов, для которых приоритетными должны быть интересы государства, а уж потом - семьи, и покушения на духов -ность граждан (чего стоят одни лишь факты разрушения мечетей и церквей, сашщионированнке прежними структурами власти, либо осу-шествляЕ™к:есп при их молчаливом попустительстве), что не могло не сказаться на семье, ставшей по сути, заложником у государства. А ведь "система заложников и преследования семей... является самым сильным оружием преследования, потому что самые смелые люди, которые не боятся себя, могут дрогнуть от угрозы семье'ЧЛ. Солженицын)^. по в том то и пила "уклад-) жизни населения, образа мышле -ния, народных: традиций и обычаев"'", других национально-этнических особенностей, которые не смогли уничтожить даже десятилетия тоталитарно-бюрократического правления и "молох" адмшгистративно-ко -мандннх структур власти.
В силу виасобозначеиного, неудивительны те изменения, что происходят в процессе переосмысления некоторых научно-методологических понятий и представлений, ранее носивших несколько схоластический и догматический характер. Например, понятие "социальная типология" как специфический способ познания явлений общественной жизни, вид теоретического обобщения, выполнявшего спою гносеологическую и классификационную функцию. Анализируя типологию молодой семьи в Узбекистане, следует уяснить, что речь должна вдти об опре-ленинх существенных типических чертах, свойствах, тенденциях, формах отношений для конкретных социальных групп молодых семей, что позволяет перейти от эмпирического уровня познания к теоретическому осмысленга материала, раскрытию сущности, закономерностей и тенденций.
В диссертации достаточно подробно анализируется типология молодой семьн..в_Узбег{^ста11е,.. изменения в ее структуре, детерминиро-1. См.: Комсомстьстюя правда. 1У:Я. 17 января.
'¿. Каримов U.A. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса.
In'¡гонт. Узбскистсн. С. 10.
валкие общим ходом продвижения Республики к социально-ориснтпрован-ной рыночной системе. Б частности, констатируется, что социальная типология, ее анализ позволяют выделить следующие тиш молодых семей в динамично трансформирующемся и реформирующемся обществе: I, Молопая„сельская_семья, характеризующаяся патриархальным укладом быта, относительной многодетностью и религиозностью; 2. Гороц-1;ак важный элемент социальной структуры I! модель социальной ячейки, внутри которой, в свою очередь, предлагается различать: а) молодое, семьи, проживающие в махаллеЯгородской), особенностью которых является их определенное и "пограничное" положение в структуре городского образа жизни, а также многие признаки к черти, присущие сельскому типу молодых семей (учет роли г. значения общественного мнения, особая спайка и достаточно ярко выраженная приЕор-кенность националы»:;.! обычая» и традиции». В то ке время,, близость к городским"очагам" культуры, образования, искусства, обуславливает более высокий, по сравнению с сельским, уро -вень интеллектуального и культурного уровня членов молодых семей,, меньшее количество детей, стремление со временем побыстрее отде.--литься от родителей (если семья не нуклеарная); б) молодая семья', проживающая в современнух_кварта;:ах_с шогостаянпии домами, характеризуется высокой степенью урбанизироЕшшости, проявляющейся, прежде всего, в оЬшем уровне ее трудового, культурного, социального функционирования. Молодые супруги семей этого типа более изолированы от соседей, несмотря на кажуыл'юся близость проживания друг с другом, чем их сверстники на селе, и даже, в городской махалле. Нуклеарность же 1!Х обуславливает большие возможности в плане удовлетворения социокультурных возможностей; в) тип молодой олитлшой семьи, стЗяшей несколько особняком, в диссертации выделяется в связи с ее соотнесенностью с приметами нового времени, необратимо вторгающихся в социальную практику наших дней. Менеджеры и бизнесмены, брокеры и предприниматели, банкиры и молодые представители делового4иира, являются членами семей, характеризующихся целым набором типических черт и атрибутов (особенно материального плана), свидетельствующие об их значительных возможностях б удовлетворении своих потребностей в различных сферах, йлитарная молодая семья, однако, испытывает трудности специфического характера (сложившегося в общественном мнении и психологии негативного отношения к "спекулянту", детерминирующего адекватное негативное воздействие, в
частности, психологического свойства).
Ото важно обозначить в аспекте того, что -изучение бытующих у народов Центральной Азии, в том числе узбекского, типов семьи свидетельствует 'о нарастании процесса нуклеаризации, а доля нукле-арних (простых, малых) семой достигает у коренных национальностей региона приблизительно СО %, хотя региональной особенностью является их тесная связь патронимическими удами со своими семейно-род-ственныыи группами. В целом :ке, ото естественный результат всех противоречий индустриального развития народов в современную эпоху.
¡ленду тем, лэбое социальное явление требует детального рассмотрения в конкретно-историческом плаяе, с учетом соответствующих обстоятельств времени. Анализ объективных условий и субъективных факторов в динамике развития молодой семьи, механизма функционирования ее жизнедеятельности, осуществленный в диссертации, подтверждает весьма нетипичный для отечественной научно-философской мысли прошлого вывод о том, что субъективное, будучи выражением активной творческой деятельности человека, совершает определенные действия, направленные на осуществление поставленных целей, и таким образем, субъект активно может выеииваться в объективный ход событий, вносить'в него свои, подчас, весьма существенные коррективы, превращая субъективное в объективное. Вследствие этого, сегодня наблюдается объективный выход субъективного фактора на авансцену социальной жизни государств и народов, нередко его решающая роль в определении их судеб. 'Смешение ценностных критериев и представлений граждан, нося-дих субъективный характер, являются своеобразным барометром социального самочувствия общества, вырисовывающего достаточно объективную ситуацию, отношение к ней конкретных субъектов, большинство из которых - члены молодых семсй. К примеру, 6,7 % респондентов на вопрос об экономическом положении Республики Узбекистан давт отрицательную оценку, характеризуя его как "плохое", в то ко время63,3% выразили некоторый оптимизм. Таков же разброс мнений относительно уровня прожиточного минимума семьи из расчета в среднем на одного человека___Поэтому
функционирование молодой семьи в значительной мере является показателем того, как сфера социально-политических отношений самым
I. См.: Справку по результатам конкретно-социологических исследований среди людей трупа в Сурхандарьинской области Республики Узбекистан. С. 3, ^-10.
непосредственным образом влияет и сказывается на проблемах семей-но-брачных: отношений, а личное_и социальное нередко находчтся во взаимосвязанном и взаимозависимом единстве.
Во второй главе - "Пути развития сферы быта и традиций молодой семьи в условиях социальных преобразований fe Республике Узбекис -тан',' - состоящей из трех параграфов, анализируются социально-экономические и демографические параметры разрешения противоречий и проблем в развитии молодой семьи в переходный' период, специфика удовлетворения социокультурных потребностей молодых супругов и пути укрепления духовно-нравственной и психологической атмосферы в молодой семье.
Среди важнейших проблем, требующих безотлагательного раэрен:з-ния в условиях осуществления социальных реформ в Узбекистане - необходимость поддержания определенного (минимального) уровня материального благосостояния. Особую значимость при этом обретает необходимость реализации "принципов социальной справедливости, обеспечение гарантированных прав наиболее уязвимых слоев населения - престарелых, инвалидов, сирот, многодетных семей, учащейся молодежи - на социальную заииту со стороны государства". Ведь "в самых развитых странах широко применяется система социальной зашиты человека, а в наших условиях -. ото гарантия сохранения гражданского согласия"*. В контексте вышеизложенного, с учетом трудностей, с которыми сталкивается молодая семья в условиях становления рыночных отношений, при анализе положения-в сфере быта важно уяснение того, что развитие различных сторон жизнедеятельности общества должно быть адекватно изменениям и преобразованиям в других областях: в жилищном строительстве, торговле, медицинском и культурном обслуживании, воспитании детей, подрастающего поколения и др. Общеизвестные издержки переходного периода во многом могут быть "смягчены" использованием и учетом специфики природно-клпма-тических условий, с одной стороны, и реализацией достаточного потенциала, позволяющего защитить политическую и экономическую независимость Республики в целом, с другой. Достаточно сказать, что месторождение золота вблизи города Зарафшан, в добыче которого теперь принимает ууя^ие цемпадия NewMOur HiNiNg. (ША), позволяет I. Каримов )'..А. Узбекистан: срой путь обновления и прогресса.
С. 19-2.0.
.Узбекистану входить в десятку главных производителей золота в н;-,ре! сто, конечно, детерминирует значительный вектор оптимистической доминанты з сфере общественного сознания, а том числе, в аспекте улучшения качестзенно-колкчестпенних характеристик функционирования молодой семьи п Узбекистане в переходный период. Но зто требует и переосмысления подходов в анализе ряда других качестЕенно-ко-лкчественшх параметров образа жизни и быта как его составной. К примеру, связанных с продолжительностью кизни граждан, садь образ а'изни и здоровье людей в значительной мере являются следствием благосостояния общества, определяются соответстБуютши социальными показателями, в том числе, наличествующими в сфере ct-мейно-битовых отношений; Относительно тяжелая ситуация в Республико по ряду показателей подобного плана (продолжительность низни, детская смерт -[¡ость и пр.) обусловлена целым рядом объективных социальных причин, о которых подробно говорится в диссертации. Вместе с тем, было би необъективным не замечать и некоторые социальные "подвкнки" в этой сфере.* Так, за трехлетний период времени (I569-I09I) в Узбекистане цифра детской смертности на втором году жизни уменьшилась более чем наполовину^,-в чем заслуга как Детского фонда и'Минздрава, так и изменившегося отношения общественности к проблемам охраны тте-рннства-и детства.
В заданном ракурсе в диссертации рассматриваются и проблема демографии (планирование семьи и регулирование рождаемости), а также удовлетворения социокультурных потребностей молодых супругов. О важности решения первой из них говорит то, что по мнешш авторитетных экспертов в Комиссии ООН но народонаселению, из II миллиардов (1Юзмо:шая цифра человечества в обозримом будушем) 9,5 шрд. будут ¡г/лиши, и лишь 1,Ь млрд - богатыми.. "Зависть и голод вызовуv гаев, затем насилие и потом - борьбу за выживание... . К етоыу стоит и.баылч-, что в среде большинства медиков и биологов, социологов г. психологов, работающих в данной области, наличествует довольно устойчиво мнение, в соответствие с которым, чем меньше детей, тем 0Ш1 пдсроЕсо и счастливее. Короткие же временные интервалы между
1. См.: Орлов Я. Золотая хила России // Московские новости. 1993.
3 шс.аря. Is I. С. 1С.
2. См.: Йс5 (Х'О спасенных детских жианс»// Семья. J'J'ji. .V П. С. I.
о. Нс:.,."у> iipct/.c Госоы!, тесно как- ь конмунакке // Глби»«»« T:,:-6vi[a ¿¿I нал. /¡7' ' "
их появлением на свет ослабляют организм матери, повышают детскую смертность, увеличивают число-грлодных и нищих. Активная же демографическая политика государства предлагается не как средство ограничения рождаемости, а уменьшения смертности. В диссертации, однако, отмечается, что в регионах традиционного распространения ислама, в том числе Республике Узбекистан, подобные тенденции и умозаключения сталкиваются со взглядами и представлениями, преобладающими в сфера общественного сознания и психологии, в частности, обуславливающих высокие темпы прироста населения к трудовых ресурсов, причем в структуре насел; ния свыше СО % - дети, подростки и молодежь в возрасте до 25 лет*. Веками складывались и всячески поддерживались традиции сложных семей, многодетностиs проживания большими семейными коллективами, устойчивость которым пр;уишали сравнительно невысокие темпы урбанизации, преобладание сельского населения, "привязанность к традиционным пестам проживания их предке» и несклонность к миграции"**. Да и не забыта пословица "Унта булса урни бош^а - ¿'ели и десять - каждому будет место". Иными словами, в определенной мере фактор многодетности (естественно, разумной) в сложных социально-экономических условиях способен раскрить ряд до конца не раскрытых соцшпотенций семьи, .в частности, морально-психологического свойства, в деле стабилизации межличностных отношений, особенно молодых супругов, усилия которых объективно нап ~ равляются на трудовую деятельность, четкое распределение обязан« ностей и функций, рациональное распределение своих физических г. умственно-интеллектуальных сил и возможностей,-а не на выяснение отношений и создание почвы для ссор и недопонимания. Немаловажную роль играет фактор престижности многодетных родителей, особенно молодых, в общественном мнении окружающей национальной среды (га-пример, в махалле).
Но в работе отмечается и то, что время и условия диктуют сбои законы и здесь. Обвальный спад производства, инфляция, рост преступности, безработица, "корректируют" и эту сторону функционирования молодой семьи, в которьт наметилась тенденция г. относительному снижению рождаемости, особенно в городе. В отой ситуации кок никогда велика роль государства, способного в сложных условиях
I. См.: Каримов H.A. Узбекистан: свой путь обновления и пгогре.?-па. С. II.
'¿. Там же.
''вхождения" в рынок, регулировать и этот процесс. О достаточно эффективной политике руководства Узбекистана в этой области в определенной степени говорит тог факт, что в Республике, несмотря на объективные" трудности современного этапа социального развития, в 1992 году зафиксирована "прибавка" в 550 тысяч человек^. Не остаются в стороне от благого дела и частно-коммерческие структуры, выделяя значительные суммц на благотворительные цели.
Специфика действия определеншх тенденций и закономерностей в развитии молодой семьи в регионе, удовлетворения различного рода потребностей, заключена как в сути происходят!« здесь преобразований, так и в традициях узбекского народа, его богатом историко-культурном прошлом. Ведь "есть связи даке более важные, чем экономические. Духовные - и в э-.'оы очень большой смысл"^. Не случайно в повседневной практике обшения люди для определения своей этнической принадлежности и национального самоопределения указывают на такие устойчивые и отчетливо внешне выраженные компоненты культуры как язык, религия., привычки, своеобразие быта, оформляющую их обрядность. Об отом, кстати, говорил и великий Беруни, придававший важное значение знании любого языка, предупреждая, однако, что их овладение нередко связано со значительными препятствиями и слож -ностями"!.
Таким образой, являясь своеобразной социальной нишей, в которой реализуются определенные действия и устремления молодых супругов, семья, по сути дела, превратилась в осознанный и организованный первичный микроколлек'л'.в, малую обаность, предполагающую формирование и удовлетворение социально-зкономических и культурных потребностей разноплановой направленности.
Как показывает анализ, конкретные условия влияют и на характер свободного времени, что впрямую взаимосвязано с проблемой социально-культурных потребностей моло/чх супругов. В работе подчеркивается, что одной из особенностей здесь является определенное "сужение" как количества свободного времени, так и его качества, ведь молодые члены семей, особенно многодетных, сегодня все боль-
J. См.: Не построив Hoiwii иоы - не разрушай старого // Комсомоль-" екая правда. 1-. -УЗ, 12 ij ^нралл.
2. 'Гаи же.
3. См.: Лбу Pat; л он Беруни. Индия, йзбршшпе произвецения. П. Ташкент. Издательстго All УзШ'. lfJ63. С. 6-l-fc5.
ше заняты поисками "хлеба насущного", возможностями длл дополни -тельного приработка, позволявшего сохранить относительны!? гатери--альный достаток. Это, а также другие вьязеприпеднише причины, детерминируют формирование так называемых феноменов, "отклоштаисгосг. поведения" и "обеспокоенного индивида", которым в диссертации даны конкретике научно-методологпческпо характеристики. При всем многообразии разновидностей их функций и последствий, есть ¡»¡что их родняшее, а именно: пред, ушерб, причиняемый интерес,личности и обшества, установившего соответствующую систему регулятивных норм, что детерминирует поведение на грани.наруаенг.п закона (плохи учеба и низкое качество работы, определеннее падение кул:-туры и нравов) либо социодуховное состояние личности, сопровождающееся постоянным "ожиданием неприятностей" (неудовлетворенность теку""»::? бытием, а то и вовсе страх, пессимизм в смысле перспектив на буду шее), что не может не проецироваться на исхличностнке сзаиыоотнс-шения молодых супругов (и не только их). Гпзплтс::-социальные причины, порождающие эти явления, но останется нойоне!;:;?'! их Еонипс-свяэь с конкретной социалыю-истсрпчсскиП практике:".
Поэтому, если брать, к примеру, сфпру духопног': Ззгьшюнигсш-ния молодых семой, то необходим стметтть, что кстдмЯ струглурн'-ч компонент, скажем, ритуально-обрядового гсмплеиса, :>д стругаурис-функционэльном уровне связан с уяеплеаг.!орсп::ем какого-либо определенного круга запросов как обшествп, так я цндир^пууча. Вед.', модг» декь, в целом, сохраняет приверженность облочелего.-^екпи ц9ш«осч«м и понятиям. 63,3 % респондентов оп!-Т'з-!пчно г.текч^алгеь в подпер*. -ку национальных обычаев и традиций; чагпгп^и »Л'-депду им ш-гто-заяи 29,5 %, а 2,0 % прогемоиетрпрог&лп к п-м рпш'сдупис- при и 47,0 % считают религию в спрсделэш:~г? н?ое г> ;•'?,.? ~
"исключительно полезно;"", в то то вряия .1,8 с ; дчлг.чпчг;' сговор-коми относятся к ной ноп'тивне4-. •- го':тс-'.:р:г..пт,г
определенную связь обыденного и нкуч'хпо с<2п::,.тг<-, п
неприятии основной изесой респондентов зар,:н пзургчб: ? :<л крайности в крайность. и-;:;яткау вгва-гнпа.ч* г. с:Чи!ТШгого "Ьгт: • росания дкчностно-соцгалыкх гсгячдоп к погл-к.". б.-; -
лее Г'Сог.наг'Т свои сомеСыппот;., - оняггегт ¡'грг-угнг 1!.»\Л(яг"-'оп,
I, С.'.: Справку ко ропульто п>ч етне-.'.'ч"»"!}.''. гн --г'"!::;
гч::м!'- с Сурхгч'дррькч! обгяот'т "'-с-:':.:'-: ч. .
Х07Я и повторюсь, но считаю нужный снизать о возрождении Навруза, мусульмансккх праздников, Возроядая национальные нравственные ценности, мы сотрудничаем со всеми людьми...(ввделено автором).
В диссертации подробно анализируются такие аспекты функционирования молодой семьи в Узбекистане, как проблемы иационально-сметая-яых семей, нравственного воспитания, разводов, женский вопрос и др., сквсзь призму регионально-спецйфнческкх, эткоконфессиональных и культурно-исторических особенностей и традиций, тем более, что мио-гие из них затрагивались еще в работах мыслителей древности'*.
"Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства", - говорятся в Конституции Узбекистана (гл.ИУ, разд.З)^. Зти слова - зеркальное отражение проводимой руко-всцством с;увурезной республики социальной политики, направленной иа подпег-йание семьи, в том числе молодой, в нынешней нелегкий пери::« исторического развишя народов. Ибо именно в семье сегодня закладывается основной фундамент образа жезни и его составных, которым оу;п:ено стать основой функционирования человеческой цивилизации в "стремительно наступающем" XXI веке...
В заключении диссертации делаются теоретические гивопы я солер-•¿штся ряд практических рекомендаций по совершенствованию сферы огиейно-.брачных отношений с учетом '.тенденций и национально-этнических особенностей'развития ¡¿олопой семьи в Узбекистане на современном этапа.
Осношшз иаучяме положения, выводы, предложения в диссертации, отражен« в следующих научных публикациях и выступлениях:
1. Проблема молодой семьи в социалистическом обществе. В кн. Материалы научн.теар.конференция, посвященной 66-летию образования СССР. Термез, 1989, 0.2 п.л.
2. Семья зеркало общества. Брошюра. Термез, 1990, 1,3 п.л. ( в соавторстве ).
3. Проблемы семейного воспитания. Брошюра!Термез, 19Э2, I л.л.
4. Образ жизни молодых семей и меры его дальнейшего улучшения. Независимость. Мировоззрение. Общественные науки. Материалы научно-практической конференции. Ташкент, 20-21 апреля 1993 г., 0,1 п.л.
1. Правда Бостона. Т992. 9 декабря.
2. См.: Абу Гьйхон Т.еруни. "Индия" и др.
3. Правы Востока. 1992. Г5 декабря
турсунов МУХВДДИВ
" II
"Ев оиладар ^аетининг миллий - этяик хуоуоиятлари ва фйалитлари" мавдуидаги диссертацшшинг'^шкача мазани
^"озирги даврда муста^ил Узбекизтоннинг асосий датимоий-сие-сий ьуамйблари тизимида ишоннинг шакдланиши ва унянг э$ар томон-лама тараздиэ'твда оиланинг урни, иунингдек еш оилалар хаетига ало^адор муаммоларнинг урганилиши ало^ида ах;амият касб'зтади.
Реоцубликамиз Президента ИЛ.Каримов Узбекшгон Реопублта-си Коютитуцияон к;абул цилинганининг i йиллиги мунособати билан сузлаган нуткида^ам ахрлининг энг кам ташинланган табакдлапи-ни, ну «умладан еш оттащи ижгшоий жи^атдая мухофаза з; пли ni му^имлигини таъквдяаб, цувдай деган эди : " Узбеккатон К/отакил-лигини йълон кшшб, узиаинг маънааий цадриятларини ва азг^лий оало-^иятнни тиклаш, и^гиооди" эа ижтимоий со^аларда туб узгаришар, иктшоий ^имояни кузда гутган xyiç/кий демократии давлат ncí-дево-рини зуриш давргга калам ^йдв
Ресцублякаиизда оилавмй хает, унпнг иктшоий ва маънавий-ахлоций ыасалаларига багишланган бир rçairaa илмий ишлар ва дгосср-тациялар килянган Оулса-да, лекин ёш ошгалар адуашоларига дойр таддикотлар етарли даражада амалга оширилмаган. Щ/нинг учун хам ушбу диосвргацияда айаан ёи оилалар з^аетининг миллкй-этник хусу-сиятлари ва !5уналшларини пл.чий жи^атдам та^ддл цпжт аоосиЕ ма^сад кялиб з<у{"ялган.
Диссертация кириш, иккита боб, хулоеа клюми, фойдалаиилган манбалар ва адабиатлар руйхатидан ибораг.
Кириш кизмвда урганилаетган мавэунинг бозор мунособатларк» га утиш давридаги долзарблнги, мазнур масалога алокадор мавлуд адабиётларнш1Г уадумий тщтли, ддзсэртация вщцшнг аоооий макаад ва вазифаЛари тугрисида тухгалиб утилган.
• Биринчи боб - и ^озирги даардаги ёш оилаларнинг jypMfß тарзини ургалишнинг методологии иуаммолари " деб комлакади. У икки кпсмдак нборат булиб, уларда Узбекготондеги вто оилглар турмуш тарзидаги миллий-атшк хусусиятлар рузокланииашияг диаяск-тякаоига алокадор комплекс мпсалалар тадкик атилади. НУ бидая бирга еш оилалар ^аатидаги объэктив ва субъектив омилларнянг узаро нисбаги муаммоскшшг фалозфий-мазмуяиня ант-лаж а харакат
килинган.__________
•I. " 'Зуркввтон 8 декабрь 1993 Гил.
Иккипчи боб - " Уабокютои Peciyблика:ana и&тшояй хайта улгартиришлар варс^ада еш оалалар турну ши ва ащ&наляри рияож-ланиншшнг Пулдари " деО ноылаиада з^аида уч ^иРмдан иборат ;'улзди. Y'xüy сЬбда угиш даврвдаги кктшоий-щстиаодий, демографии тадбирларншг ёш о ил ал ар г,аатидаги муашолар ва знддиятлар-ки г,ал к.иливдоги яз.;ал^яти ?ахлЕЛ калинадн ^амца еш оалалар ш т о а :5-м ад а ни il здиеяларинанг ^овдприлвши, улар наьнааий-.зхлокий ва яаахо.ло1'ик мух/ииня янада цусто^камлаш $лляри шшй зихатдан аз ослаб бер плоди, Щпгянгдвк ош сшгалар т/рцуш тарвы-нинг янада татомяллашб боришвда, улар маънавий дуне^арашининг узгеришвда цлдриятлар, глллий ypf-одатлар. акъаяаларпкнр узигя хоз таге i:p и иаоалалар'л ко икрвт социолог га тйдктткотлар оркалл сратиб берилади.
Jinocal к^киида,. ^озкрги джрда Узбакиа тонна оила-нта;о>; иунэсобатларини еш онлалар ^аетининт миллий-этнак хусуоаятлари на ^надшлервдаги уз ara хооликш хюойга олган хрт& мго танкам лаш'а цараталган наэарей унумлапмалар rçumuui газда блр !-шгт азалий тасгсЦшф ютари сурилядл.
The nationality anil etlnlc characteristic and t. end w les ol young fa® 11 les.
SuBtiary
Tnrs'jnov Huxlddln
fit the present time of all the socio-polItlkal probleas whlel confront Uzbekistan, one of the eost basic Is the huían being the formation of and the place of the far,ily In all especta of his progress like »ise a speclcl slgnl- flcang oust be granted to the study oí the probleas related to the 11 fu of young fan 11 les.
In a speed given in conjuction «1th the first annlver- sary of the ratification of I'zbekistart's Constitution, cur rtrpublies president, Islan Karl nob conlirnetí the lapor- lance of dnfenclnp the lnteveots of the population's soft untér privileged snclal gvoups; among then yond (anllles.(see:Turf!iHcfi, n/os//9£*)
Then thongh many reseash projects and dissertations have been dedicated to family life in our republies and to its corla! and ■oral ratifications, sufficient reseaeli tin the prublsns of young fanllles has not been cauir-d uut. There, fcue the hade Intention of thlo dissertation is to selep.tlileally analyse the ethnic and nationality character 1 siie.3 of thefí? saras young families. The dlsser- tatlon consists of Introduction,. two chapters, concluding section, and a list of scares and llt«:;atv? consulted.
Introduction: Th«¡- introduction dee'.s m!»h (he cor?«lil?g Ispostanci ol the topic h<?inc stw'te' Ir! the ¡sr li^, ol tranletlon to a market en onus a geneva) <; ii It ue rf ertant literature relateb to the topic, ats'i a r'u1 sirens t!ie dissertation b?*?ic posls.
Chapter One the tirjt chapter i$ entith'J. "Hethodolo«ii-ai probleas i? the study ol the Ilf9-.?t'«le f,i 'Present Pay" y;iu»8 fanllle'. It is coup')?«'.1 o! tve p3r!$, ahlch vo.nins the cosí ltxl'.líí i! the íií-lec* it? r<i Un mi1 iú" '«-.»i i.iMilty
- 2 b -
and ethnic peculiarities cf ycuno faallloS' iii'a-stule,
The firs diopter als.? attespls tj clarify the piii ius»-; !ilcal meaning of the problem of the relation a hetueen ubjeec:;vq and subjective factors in the life of young i&ai! 1^3. Char.iTuc. The second chapter is entitled, "i'hd life ci' noting fat ¡lies under ccmiit lens of social renew I Is the Uzbek Republic and BBthods rf developing traditions", ft i:> coapcscd at tl-.ee parts. Chapter two deal with the eig— niflcsm-j of the ;Dciti-econujJc, and rieiuercplils aeasures t alien In the5 period of trawftlun in the resolution of the pr si Is 23 end conflicts in tU Ills ;.f yturns fasilles. Chapter Un alio deals with the i/.t icfactiv.i t.f young iaslliss social arnl spirited dssirss ar.d offers asrisritif're haii» for- aeihcds of fortifulne the aoual and fpiritual fcnvlconiueiit. Likewise t.uj chapter clarifies, by xihns cf concrete sociological research: Use ¡Titter cf vah.es ia the evolution of young fasilles' life ¡¡tules ami in changes in spiritual world'; vicu'g and deals uith the natter of the Influence I'hiel steins flea IrsdiUccsl nays et life.
Suaiary and condition. '¡¡;3 linal sectior, :il:is Uucvetlcal geli era ligations deslinj uilh ^Iri-r^therilng faklly and Carriage relations In the Ufa cf young foillies Is contesporaing Dzbehlftaa; taking Intcaccunt there specific nationality and ethnic characteristics ua lenuencie?. The suaiary section also puts forts sevoial practical proposals.