автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Тенденции и новаторство в творчестве Ю.П. Казакова

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Байниева, Куляш Темиргалиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Тенденции и новаторство в творчестве Ю.П. Казакова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Тенденции и новаторство в творчестве Ю.П. Казакова"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. П. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 053.01.19

На правах рукописи

ЕАШШЕЕА Куляш Темиргалневна

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ 10. П. КАЗАКОВА

Специальность 10.01.02 — литература народовХССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата; филологических наук

Москва 1993

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени Б. II. Ленина.

Научный р у к о в о д н т е л ь:

кандидат филологических наук, доцент В. А. СЛАВИНА

Официальные оппопенты:

доктор филологических наук А. М. МИНАКОВА, *

кандидат филологических наук Т. В. САСЬКОВА

Ведущая организация: Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН.

Защита диссертации состоится «/...'г. в 10 часов на заседании специализированного совета К 053.01.19 по присуждению ученой степени кандидата филологических паук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: Москва, Малая Пироговская ул., 1, »УД..........

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Лепииа по адресу: 119882, Москва, Малая Пироговская, д. 1. ,,

1к...

Автореферат разослан «/!

Ученый секретарь

1993 г.

алпзированиого совета А. В. КАРАВАШКИН

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЖОТЫ

Образно говоря, движение всемирной истории можно представить в ввде бесконечной 1фивой,. где точки минимума обозначай упадок, а точки максиыдгма воплощают расцвет цивилизации. Плавная, безмятежно-спокойная эволюция смэняется коренной ломкой сложившихся устоев в тех или иных сферах общественной жизни, достигая своего апогея в социальной революции.

Переживаемое Россией и другими, в недавнем прошлом братскими республиками бывшего Советского Союза, время уде сейчас оценивается как смутное. Разрушена некогда мэгучая деркава, оборонный, экономический, культурный потенциал которой лороздал уважение всего мирового сообщества; искажается, а порой и оплевывается история, пусть и коммунистическая, но история великой страны; на смену повальному единогласию и единомыслию, ныне ностальгически ощутимой уверенности в завтрашнем дне, пришли, ¡Фоме всего прочего, духовные разброд и шатания, массовая потеря ценностных ориентаций у взрослой части населения и полное отсутствие веры в какие-либо общественные идеалы среди значительного слоя, современной шлодеаи.

. С учетом такого переломного характера нынешней исторической ситуации обращение к проблеме взаимодействия традиций и новаторства, даже на материале литературы, приобретает особую актуальность. Этим подчеркивается как бы непрерывность , исторического процесса, непреходящее значение д нем предшествующего социального опыта, накопленного в различных областях как материальной, та* я духовной сфер общественной яизни.

Творчество Ю.П.Казакова / 1927-1982 / - известного русско»: писателя - связано о развитием советской прозы 5СИ70-Х годов Это было время тотального проникновения КПСС во все поры соци- ' альвой жизни, особенно сщутию я властно партийный диктат осуща-< ствляооя в области идеологии я искусства. Учет специфики политического режима, особенностей царившей в стране духовной атмэсфе-ры, проявившейся в литературе в насаждении и официальном признании лишь мгтода социалистического реализма, позволяет более чет-

ко и взвешенно понять мировосприятие такого писателя, как Ю-Казаков, своеобразие его индивидуальной творческой манеры.

В центре художественно-эстетической концепции Ю.Казакова находится частная жизнь ивдиввда, вовлеченного в орбиту художественного анализа в отдельный,- фрагментарно взятый юшнт сво-. его бытия. Писателя, в отличие от его маститых собратьев; по перу, вовсе не интересует человек как активный субъект общественных отношений, в этом коренится нравственно-философский пафос и лирический характер творчества писателя." Отскда, глубокий и стойкий интерес автора к "патриархальщине", к быту и жизни ки- . телей Русского Севера, в сохранившееся укладе деятельности и образе миросозерцания которых, писатель видит истоки национального бытия и истинный смысл человеческого существования. Именно этим обусловлено преклонение ©.Казакова перед могуществом и красотой природы, которая выступает у него в качестве самодостаточной нравственно-эстетической ценности.

Нельзя утверздать, что Ю.Казаков относится к числу "кашр-ных" писателей, что он не ставит в своем творчестве больших общественных проблем. В его произведениях обнаруживается постоянный поиск новых тем, сюжетов, героев, новых средств художественного воплощения персонажей, поиск иных , форм повествования. Неслу чайно поэтому дальнейшая творческая эволюция писателя характеризуется обрацением к элементам сатирического изображения совре-. №нной ещ действительности, а такае попыткой осмыслпть средствами литературы фатальное и губительное воздействие войны на судьбу человека. '

Особенности художественно-эстетической концепции Ю.Казака-* ва нашли своеобразное преломление в литературной форме его про- -изведешй, определив приверженность писателя канру рассказа. В . фабульной отношении его цроизведения непритязательны, они ве заг* хватьшаог вообракеине читателя занимательностью и закручеквостьо сачета. Событийная канва в них отходит на задний план, уступая место художественному осмысленно перекиваний и настроений героев. для передачи душевного состояния персонажей проза® активно использует различные приемы ритмизации повествования.

Авторское начало в его произведениях макет быть сведено до минимума, ксвда писатель предоставляет действующим лицам право самостоятельно высказать переполндацие их мысли и чувства. В иных случаях автор передает собственное отношение к происходящему, выступая в образе геро^рассказчика. в качестве самостоятельного персонажа у Ю.Казакова макет выступать и природа, которая то помогает героям понять смутные и неосознаваемые влечения души, то подталкивает их к принятию верного решения. .

Подобно произведениям классиков русской литературы финалы рассказов Ю.Казакова носят открытый характер, его герои не поддастся однозначной оценке. Автор словно предлагает читателю самому дошслить, дорассказать прочитанное.

Новаторский характер творческих поисков Ю.Казакова сопро-всядадся сознательной приверженностью писателя традициям великой русской классической литературы, вдейно-худоаественные достижения которой, он осмысливал и творчески преобразовывал на материале современной ему действительности.

; итак, общечеловеческая направленность идейного содержания произведений Ю.Казакова, новаторский и оригинальный характер его индивидуальной манеры созвучны духу свободы, и свободомыслия, пронизывающих содержание нынешнего этапа истории страны. В этой . связи актуальность поставленной в диссертации проблемы существенно возрастает.

Вместе с тем актуальность исследования вызывается и специфическим научным интересом, стремлением разрешить неразработанные или малоразработанные вопросы литературного наследия пнсаг-теля.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема тради-■ ции и новаторства относится к разряду вечных проблем эстетики и конкретно-искусствоведческих дисциплин, поскольку отражает про--цесс и результат художественного творчества. Фундаментальный характер данной проблемы обусловил введение в структуру диссертации первой главы, которая носит теоретический характер. При освещении этого раздела соискатель .опирался на методологические положения В.Г.Белшского, Л.Н.Толстого, й. Г.Чернышевского, а также на труды известных филососоов / Баллер Э.А., Маркарян Э.С. и др./, литературоведов и эстетиков / М.М.Бахтин, Ю.Б.Еорев,

В.В.Ванслов, В.В.Коаинов, Д.С.Лихачев, М.Б.Храпченко и др./. Наиболее существенную помощь в раскрытии содержания первой главы оказали работы А.С.Бушмина.

Изложение последующих глав опиралось на литературовед чес -кие исследования по проблемам русского и совремгнного рассказа ••■ / В.В.Гусев, Э.А.Шубин и др./, на раЗоты, в которое рассматривается творчество А.П. Чехова, И.¿.Бунина, .Я.С. Тургенева, а тан-' же на многочисленные критические статьи, посвяценные анализу художественных произведений Ю.Казакова. В диссертационных работах Н.А.Брябиной, А.П.Кав£1)Кина, Н.А.Куд'елько, Р^Д.Цивина раскрыв гются отдельные аспекты художественного мастерства писателя: роль художественной детали и ее-значение в композиции произведений, приемы раскрытия характера героев, особенности сшета. Единственной диссертацией, специально посвяценной анализу творчества Ю.П.Казакова, является работа Н.А.Чекулкной, в основу которой положен проблемно-хронологический принцип исследования. Большая и плодотворная работа по изучению литературного наследия прозаика проделана и.С.Кузьмичевым. Им написана единственная пока монография о Ю.Казакове. Кроме того, он участвовал в подготовке к изданию книги набросков и^зашток, непублиновавшихся преяде произведений писателя.

Вместе с тем в научной и критической литературе о Ю.Казакове до сих пор отсутствует целостный анализ бунинских.-традиций(;-в рассказах; худоккика, не в полной мере освещено тургеневское ... . начало в его творчестве. Рассмотрение основных этапов эволюции -Ю.Казакова как мастера художественного- слова осуществляется .вне : связи с ранним периодом его творчества и без учета особенностей . незавершенных произведений. Диссертант в ходе своего исследования попытался преодолеть отмеченные недостатки ж упущения.

Целью исследования, в прямом соответствии с его предметом," является анализ взаимодействия традиций русской классической литературы и новаторских поисков в творчестве Ю.П.Казакова.

Определение цели исследования дает возможность сформулировать его основные задачи:

- показать специфику взаимодействия традиций и новаторства в литературе и искусстве; '

- раыфыть творческий характер усвоения вдейно-художест- , венных достижений русской классической литературы в произведе-

ниях писателя; •

, . :: .- выявить существенные черты художественно-эстетической концепции и художественного мышления Й.Казакова; .

-•показать своеобразие-творческой манеры прозаика.

•: Научная новизна Исследования состоит в следующем: ■ ~ - проводится анализ вдейно-эстетической и.стилевой общности Ю^Казакова и представителей русской классической литературы / А.П.Чехов, и.А.Бунин, И.С.Тургенев /, причем, традиции К. А.Бунина впервые рассматриваются подробно;

V выявляются особенности художественной структуры произведений писателя; '

г показывается значение ранних и незавершенных произведений, а также переводческой деятельности ю.Казакова для понимания его аащювых поисков.

' Исследование литературного наследия осуществляется в контексте? социально-исторической и культурной ситуации, окружавшей художника. - -

" црактическая-и теоретическая значимость настояцего исследования состоит в определенном вкладе автора в разработку вопросов литературного, наследия Ю.Казакова, а также в возшкности использования материала диссертации в процессе .преподавания истории русской'литературы.'

Апробация результатов и основных положений диссертационной работы- осуществлена в публикациях соискателя, его выступлениях на. научных-конференциях^ и методологических семинарах. .

'-• : структура работы.Диссертация состоит из введения, трех Ляав, заключения и библиографии. ,

• .; ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ .

' :Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается краткий ■ анализ критической и научной литературы по ука-. занной проблеме, формулируются цель и задачи диссертационной работы, излагается научная новизна исследования.

■ 'Первая глава работы - "Теоретические аспекты проблемы традиций :и новаторства",; состояцая из двух параграфов, дает саатое изложение особенностей взаимодействия наоледуешго*гз собственно ■ творческого в искусстве и литературе.

• - В первом параграфе освещается понимание специфики взаикн

проникновения традиций и новаторства в искусстве современной эстетической мыслью. Определяя художественные традиции как передающийся во времени необозримо-обширный художественный опыт, который откристаллизовался в подлинных шедеврах мирового искусства, автор вьщеляет в качестве основных мировоззренческие, эстетические, национальные, формообразующие и предметные' их компоненты. Рассматривая новаторство как глубокое, существенное изменение искусства, способствующее его прогрессу и охватываощее преимущественно содержание или форцу художественных произведений, диссертант высказывает аргументированную' мысль о необходимости введения в научный оборот категории "художественная новация". -

Развитие лоб о го ввда и жанра искусства на любом временном отрезке их существования представляет собой неперерывное взаимодействие старого и нового, обнаруживаемое то в явному то в скрытом ввде. Раскрывая существенные стороны диалектической взаимосвязи традиций и новаторства в искусстве, диссертант переходит к характеристике категории "художественная преемственность" как понятия, интегрирующего в своем содержании смысл анализируемых терминов. В этой связи соискатель выступает против тех распространенных утверждений, в которых понятие "художественная преемственность" рассматривается как синоним понятия "художественная традиция". В завершаощей части пар аграфа, раскрывается сущность влияния, заимствования и подражания как наиболее общих форм, в которых реально проявляется взаимодействие традиций и новаторства в искусстве.

Второй параграф раскрывает специфику взаимодействия традиций и новаторства в литературе. В диссертации под*'литературными традициями понимается культурно-художественный опыт прошлых эпох воспринятый и освоенный писателями, ставший для них творческим ориентиром. Осуществляя связь времен, традиция характеризуется " избирательным и инициативным овладением литературного, наследия , предшествующих поколений во имя решения современных художественных задач, поэтому ей закономерно сопутствует обновление литературы,т. е. новаторство. Новаторство .выступает как творческая пе- , рекомпоновка и достраивание взятого у предшественников. В наиболее ярких и масштабных проявлениях новаторство отличается воз-' никновением беспрецедентно нового в литературном процессе. Гар-иония традиционного и новаторского - важнейшее условие плодот-

ворной литературной деятельности. Во второй части параграфа соискатель рассматривает методику исследования традиций и новаторства в творчестве отдельного писателя.

Основная часть диссертационной работы посвяцена исследованию творческого наследия Ю.П.Казакова, где автор диссертации дает собственную интерпретацию произведении писателя. Цель второй главы, которая обозначена как "Традиции русской классической литературы в творчестве Ю.П.Казакова", показать оригинальный характер усвоения адейно-худоаественных достижений великих предшественников. В первом параграфе главы - "Ю.П.Казаков и А.П.Чехов", анализ чеховских традиций проводится на примере рассказов "Туман", "Двое в декабре" и. "Проклятый Север".

- >Тема счастья, являясь стеркневой в творчестве Ю."Казакова /"Осень в дубовых листьях", "Адам и Ева", "На острове" п т.д./, объединяет указанные произведения. Их персонажи стремятся к счастью, говорят и тоскуют о нем, это то внутренне непобедимое состояние души, .которое определяет поведение и отношения героев к окрукаацему миру. Счастье недосягаемо, мимолетно, хрупко, но герои Ю.Казакова» так страстно пытающиеся его обрести, иногда сами разрушай- или не используют возможности его достижения, в этом состоит существенное отличие от чеховского понимания счастья, недостижимость которого связывалась, в основном, с общей "неразумностью", античеловеческим укладом российской жизни. Ответственность за свою судьбу, личное неблагополучие Ю.Казаков полностью накладывает на человека, отдельная личность в сфере своей повседневной жизни имеет возможность решать свою судьбу в соответствий с делаемым,..

Творчески опираясь на художественные искания А. П. Чехова, Ю.Казаков в рассказе. "Проклятый север" непосредственно исследует и саму личность писателя, причем рисует не хрестоматийный облик А.Чехова, а яивой портрет человека. Рассказу подчеркнуто придается элемент субъективности в изображении классика русской литературы, облик которого воссоздается через восприятие героев повествования, двух отдыхающих в Ялте рыбаков. Благодаря такому пркег.'у выявляется кивая потребность в непосредственном общении с великим писателе?,1, которую у Ю.Казакова ощущаот люди обыкновенные.' ■

Прием контраста, прямого противопоставления лронкзквает

' 8 ' . ■ • , ' весь рассказ, начиная с его названия "Проклятый Север". Герои произведения, наблвдая юаную природу, постоянно воспроизводят в своем сознании облик,'родной, северной. Введение в образную систему рассказа'иуд иного дерева привносит мотив измены» преда- ' . -тельства всего того, что дорого и мило им: работы, друзей,..даря, Севера. Они приходят к осознанию истинной ценнбстк- чере:ггСоприкосновение с чужим для них. Таким образом, понятие севера; и юга в контексте рассказа нажшшотся новым, не гемуаЬическим,: ~а. окорее, нравственно-психологическим содераанием.. попыткой вайга неподдельное, чистое и стала поездка.к Чехову, судьба которого ' перекликается с переживаниями героев, людьми другой эпохи. * Так •. , стираются временные границы'. Прямое обрацение к личности А.Чехова дает возможность через образы рыбаков вьфазить свое собствен-' ....' ное отношение к писателю. Это один из героев рассказа,. Наверное, самый главный, ведь он является своеобразной нравственной:точкой отсчета. ' . -

А.Чехов близок Ю.Казакову неизменным, неистребимым вниманием к обыкновенному человеку в "простейшей" ситуации. Из неостановимого потока текущей жизни берется довольно произвольный момент и описывается так, что побувдает. читателя к размдалениям, переоценке окружающего. • > '--/■."•.'"■»

Идейная общность обоих, писателей нащда своеобразное преломление и в определенной схйаести манеры письма, творческом ' ; заимствовании Ю.Казаковым наработанных классиком худсисествекных..,', приемов. Так часто,используется чеховский;принцип.введения.мини- • мального количества сопроводительных комментариев.., неприятие ок-1 руншщей илзни героями передается посредством перебива изобрази-' тельно-сшсловых планов. Живо ощущается в казаковских текстах и ' специфическая музыкальность чеховской фразы, для чего использу--. ется трехчленное сочетание однородных синтаксических единиц, це-' лые периоды, построенные на анафоре и синтаксическом парадлелиз- ■ ме. , .. -

В пристрастии ю.Казакова к определенным типам современной жизни, в способах обрисовки, в проявлен;>ш авторского начала явно чувствуется влияние и.А.Бунина, .анализ чего составляет содержа-. ; ние второго параграйа главы. Это глубокое "воздействие И.Бушша, который "обрушился" на писателя, как заявлял впоследствии Ю.Казаков, не раз отмечалось критикой, но никогда подробно не кссле-;.

1 9 ■

довалось. Молодого Ю,Казакова привлеклале только сочная и плотная образнбсть бунинских произведений, ясная и 'свежая ритмико-интонационная мзлодика фразы, но и полное пренебрежение официоза глубокий психологизм, близость к природе и естеству человека, высокая, культура слова.

Активное приобщение к бунинской традиции имело не просто художественное значение, но и в какой-то мере политической звучание. Этим подчеркивалась как бы прямая-связь литературы- 50-х годов с классической русской литературой, представителем которой в 20-м столетии был И.А.Бунин. •

. Открытая ориентация Ю.Казакова на художественный и 'нравственный опыт, И.Бунина большинством критиков была воспринята отри1- .■ цательно, хотя и находила поддержку и одобрение. Анализ рассказов, рассматриваемых в данном параграфе, тем самым преследует цель , не только обнаружения сходства и различий обоих писателей, но и опровержения тех критиков, которые обвиняли Ю.Казакова в эпигонстве и слепом подражании И.Бунину.

Подобно И.Бунину, Ю.Казаков в своих рассказах "Оленьи рощ / еде его интересует состояние иной рас1фывающейся души в ее со- ' прикосновениис'цриродой /, на "На охоте". / в котором.основная : коллизия предстает в соотнесении мироощущения отца и сына,^ушедшего и настоящего / в,Центр своего художественного исследования ставит человека с его переживаниями и настроениями, изображение которых и составляет сюжетную основу повествования. Вместе с тем обоих писателей, в отличие от . А.Чехова, в рассказах-которого действуют, в основном, заурядные лица, привлекают лвди неординарные, необычные по своим внешним и внутренним качествам. Такими предстают Тихон и Крутлов, способные на сильные по глубине и длительности чувства, в рассказе "Старики".-Несколько особняком в этой связи стоит рассказ "странник", в котором писатель ' . стремится отобразить странничество как социальный феномен современной ему я из ни. Для Й.Бунина .странничество - явление религиозного и нравственного порэдка, поэтому его странник .в рассказе "Птицы небесные", показан как'человек высокой нравственной культуры. Ю.Казаков, , стфаясь избегать художественного воплоще-•ния идеологических клише,, рассматривающих странничество в каче-- стве пережитка прошлого в сознании людей, пытается быть объективным," предоставляя право высказаться сачому герою.

И.Бунина и Ю.Казакова - писателей разных и даже противо-. подокнах культурно-исторических.формаций - объединяет превде • всего обостренное внимание к частной жизни индивида, через художественное осмысление которой они пытаются выразить истинный смысл человеческого бытия. Сив такое постижение невозможно вне соприкосновения с природой, вне осознания ее нравственной и эс-- тетической самоценности для личности, общность идейно-эстетических установок приводит к определенно^ структурному сходству их прозы: фабульной непритязательности произведений, глубокому проникновению в мир человеческой души. Вот почему на первый-план для названных писателей выступает настроение, эмоциональное состояние героев.

Своеобразным подтверждением неподдельного интереса Ю.Казаг-кова к яизни и творчеству И.Бунина является очерк "Вилла Бельведер" - лирико-публицистическое размышление о судьбе писателя, о мимолетности славы и о затерянности в чужом мире. ..Сознательное .. усвоение нравственно-психологического, вдейно-зстетического опыта И.Бунина помогло Ю.Казакову глубоко и оригинально выразить . противоречивое содержание окружавшей его социалистической дей- , ствительности. . '- - ..-..'■_

. рассказы Ю.Казакова продолжают также традиции национального русского рассказа, который своими истоками уходит в "записки охотника" И.С.Тургенева. Характер освоения вдейно-худоаественных . достижений И.Тургенева в творчестве Ю.Казакова является объектом литературоведческого анализа третьего параграфа третьей главы.

Ранняя критика, советская и зарубежная, отметив влияние , И.Тургенева в цроизведениях писателя, не придала этому большого значения. Исторически и психологически такое отношение объяснимо 3 50-60-е годы основное читательское внимание было сосредоточено попеременно то на произведениях А.Чехова, то на литературных творениях И.Бунина, и и.Тургенева несколько "отстранили".

Проведенный в диссертации сопоставительный анализ рассказов И.Тургенева /"свидание", "Певцы", "Хорь и Катаныч"/ с одной стороны, а также соответственно произведений Ю.Казакова /"На полустанке", "Трали-вали", "Нестор и.Кир"/ позволяют соискателю сделать однозначный вывод о тематическом, сшетно'м и текстуальном сходстве указанных литературных произведений.

Особое место для■ понимания характера наследования Ю.К'аза-

ковын художественных традиций И.Тургенева занимает очерк "Нестор и Ьдр", который повествует о нелегкой судьбе умного я хозяйственного помора. Подлинной заслугой Ю.Казакова является то, что он попробовал "подойти к русскому народу с той :се стороны, с какой зашел к нему" И.Тургенев в 19-м веке. И оказалось, что действительное положение не соответствует официальному представлению о- народно*! жизни. Образ Нестора генетически восходит к -тургеневскому Хоро, оба персонажа воплотили лучшие черты рус- . ского крестьянства - его трудолюбие, хозяйственную сметку, приверженность к традициям и образу жизни предков. Усино ли теперь согласится с утверждениями тех критиков, будто Ю.Казаков'- "ка- • мерный писатель", что он не ставал больших общественных проб- ' лем. Скорее всего, их просто не заметили. Ведь единственное, чего требует Нестор от властей ели Хорь от барина - это всего лишь не мешать хозяйствовать.

Подводя итог сказанному, хотелось бы объяснить, почему в качестве литературных ориентиров Ю.Казакова названы А.Чехов, И.Бунин, И.Тургенев. Это диктуется обстоятельствам следующего , рода. Презде всего Ю.Казакова роднит с этими писателями нравственно-философский и лирический характер его прозы, выразившийся в пристальном внимании к судьбе и переживаниям обыкновенного человека. При этом, раскрытие душевного состояния своих персонажей Ю.Казаков, подобно классикам русской литературы, стремится показать в соприкосновении с природой, которая высту-. паег у него как высшая нравственная и эстетическая ценность^ С другой стороны, известное "подобие" художественно-эстетической концепции и художественного мышления писателей налло оригинальное преломление в творчестве самого Ю.ТТ.Казакова. Он, заимствуя в определенной степени разработанные классиками анкеты; характеры действующих лиц, стилистячешсие особенности, и т.д., (■ тем не менее выработал свой, присущий только ему стиль художе-.. ственкого шобрагения действительности. Наконец, писатель сам неоднократно признавался в тех мощных'влияниях, которые он испытал со стороны А. Чехова и И.Бунина;

В третьей главе диссертация.- "Творческие искания и нрав-'.ственш-фляософсгле открытия Ю.П.Казакова" - соискатель, про- • должая характеркзозать особенности художественного шровоззре-ния пис'ателя и его индивидуальной манеры, стремится показать

новаторский характер творческих поисков Ю.Казакова.

Литературное наследие писателя отличается ярко выраженной нравствешхо-дидософской проблематикой и лирической направленностью. . Какие бы теш не затрагивал художник - будь то рассказы о животных, история фрагментарных отношений меаду лодьми или-описание быта и. характера жителей поморской деревни - в них. отчетливо видны экзистенциальные мотивы, стремление автора обнаружить коренные устои и смысл человеческого существования. Сложный, философский аспект поставленной задачи побуждает писателя обратиться к образам животных, чтобы на основе их жизни и поведения попытаться осмыслить эту проблему /"Тедди", "Дрктур,-гончий пес"/, рассказ "Арктур - гончий пес" можно в определенной степени оценить как программный для творчества Ю.Казакова. Уже тогда, в конце 50-х годов, это произведение явно обнаружило главную.нравственную установку писателя: выполнить свое предназначение, даже ценой собственной жизни, обязан каждый.

* Известное "безразличие" Ю.Казакова к человеку как носителю социальных качеств, как субъекту коллективного действия является существенной чертой его художественного мышления. Писателя инте. ресует презде всего ивдиввд, эмоциональное состояние его душ. 1 Поэтому, некоторые критики обвинили Ю.Казакова во "вневременнос-ти" идей, ситуаций, персонажей писателя, в "биологической" направленности его творчества. Акцент на анализе внутренних, переживаний приводит художника, к изображению психологии действую-'щих лиц в.ее внешнем проявлении, что прослеживается.йм порой на уровне физиологического противопоставления: отец - сын, 1фасивый пареньнекрасивая девушка. ,

Рассказ "Некрасивая" продолжает разработку Ю.Казаковым темы предназначения, начатой им в новеллах- о животных, и показывает новый подход в осмыслении средствами литературы проблемы истинного существования:, постижение подлинной экзистенции индивидуального бытия невозможно вне страдания. Пережитое, страдание не подавляет героиню произведения, скорее наоборот,' через страдание ей открылась пронзительная красота шгра - ночное небо с полыхао-щиш и падающими звездами.

Художественное осмысление роли эмоциональных потрясений в" постижении смысла собственного существования развивает рассказ "Адам и Ь'ва", в которого Ю.Казаков обрадается к библейски!;: мотм-

N '

вам. Подчеркнутый в названии религиозный оттенок повествования находит отражение..и в т'вкетеофоизведения.,герой рассказа "Адам и Ева" - московский художник Агеев. - Он испытывает кризисный момент своей жизни, думает о том, "как дальше жить", и находит спасение не в любви, а в творчестве. Знаменательно, что в постижении собственного смысла существования,, в обретении самого себя, герою произведения помогает не только красота цриродй, но • а церковь. Сопржение момента истинного црозрения с идеей высшего сакрального объекта для советской литературы 60-х годов оказалось, несошеяно, новым и смелым яалением.

Анализ рассказов "северного" цикла составляет сод ерзание.

• второго параграфа третьей главы. В освоении новой для .-писателя• темы большую роль сыграли поездки Ю.Казакова на Русский Север. Писателя сильно поразили нетронутая природа края. Белое море, непривычно светлые ночи и удивительный быт поморской деревни.

"Никщкины тайны" и "Манька" были первыми художественными произведениями Ю.Казакова о необыкновенном крае. В этих рассказах чувствуется некоторая литературность восприятия, затмевающая порой живость непосредственного впечатления; наблвдает- -1 ей явная ориентация на экспериментаторство в целях передачи близкой к оригиналу самобытной, народной, речи. Анализируя "Ни^ кшшдаш тайны", диссертант оспаривает мнение Н. Чекулиной.-опре-делившей жанр произведения как рассказ-сказку. По мнению автора работы "Никишины тайны" - талантливая стилизация под пошрекий народный сказ. Сказовая интонация понадобилась Ю.Казакову для , воосоздания поэтической детской натуры, воспринимающей мир как нечто совершенно удивительное.

Рассказ Ю.Казакова !*никишкины. тайны" - яркий образец литературного мастерства писателя, в Котором прекрасная стилиза-. .ция .сочетается с. великолепно выписанными истинами природы.• ,, причем, природа изображается как нечто антропоморфной, животине наделяются свойствами человеческого, сознания. Писатель пе-.'• реносих нас в мир, где лвди сосуществуют в редкостной гармонии с первозданной природой. Цравы я обычаи этого мира сохранили опыт шогих поколений и еще- не-,подверглись разрушительному во- адействив цивйлизацйи. Жизнь поморской деревни находится как. бы в другом потоке исторического времени. Эта естественная

• приблакенность к извечным основам бытия я привлекает Ю.КвзааевА,

Своеобразным гимном остановившемуся времени представляется рассказ "Поморка". Он статичен, в нем отсутствует динамика событий. Лапидарными'мазками, более угадывая, а не узнавая, пи-„ саг ель как бы проникает в прошлое старухи Марфы. Глубокое и искреннее перекивание позволяет постичь его, определяет лирический характер произведения. С этой целью автор использует прием ли-рико-ромактических вопросов - восклицаний, кохда герой-рассказчик только приступает к пониманию душ и долгой жизни Марфы, а через ее образ, и поморской женщины, так, образ главной героини из обыкновенной,-докивамцей свой век старухи, вырастает до обобщающего символа яоморской кенциш-трукеницы.

Поездки на север давали обильный жизненный материал для произведений Ю. Казакова. Таким образом родился "Северный дневник". Дневниковый характер повествования позволил писателю объ~. единить написанное в разные годы и по разному поводу, не нарушая основной вдеи. Главная цель, которой руководствовался Ю.Казаков -'познать русский Север., как уникальный историко-культурный фено • мен, как выражение русской национальной стихии.

Русский север стал для Ю.Казакова не просто темой экзотической, новой, еще не освоенным литературой, жизненным материалом. Нет, он явился своего рода "духовной" Родиной, обретением дома, прикосновением к чистым первородным истокам национального бытия. Поэтом?, писатель постоянно возвращается к северу, его - природе и лвдям. Ьа подчеркнуто-пристальным вниманием художника к патриархальному укладу жизни поморов, пока еде не испытавшего воздействия технотронной цивилизации, за показом гармонической близости северных кителей к природе и каэдодяевной их зависимое- . ти от ее капризов, просматривается неистребимое желание постичь коренные устои нравственности русской души.

Наше представление о творческих исканиях Ю.Казакова окажет ся неполным вне рассмотрения места и роли незавершенных произведений, , а такие литературных работ раннего периода для понимания художественной эволюции писателя. В этом" состоит основное содер-кание третьего параграфа.

Самым значительным из всех незавершенных произведений Ю.

Казакова является набросок повести "Две:,ночи" / "разлучение душ"/, над которой он работал до последних дней своей кизня. В основе повести лежит сопоставление двух ночей: военной, полной

N '

страха и горя, и другой - в мирном времени, двадцать дет спустя. У героя на всю жизнь остается ясно осознаваемое и г^учитель-но переживаемое чувство вины за то, что он, единственный, щ всех участников той ужасной ночи, оказался жив. Так возникает сквозной мотив произведений Ю.Казакова - память, неугасшая в человеческом сознании, не дакдая ощутить всю полноту счастья, и, вместе с тем, дагацая возможность оставаться человеку человеком. Отвечая на извечный вопрос жизни, кто виноват, Ю.Казаков приходит к выводу, что ответственность лежит на системе, которая порсвдает зло войны. Возможно,-именно здесь таится одна из причин незавершенности рассматриваемой повести. Логично предположить, исходя из мировоззрения писателя, что он мог• сделать подобный вывод и в отношении истории собственной страны.

Эволюция творчества Ю.Казакова показывает, что стилевые искания писателя усложняются сатирическими элементами. Яркое свидетельство тоиу - рассказ "Дым". Он написан в совершенно несвойственной мастеру манере, ибо представляет собой остроумно написанную историю о "строительстве" дома и связанных с этим событиях. -

Странное и противоречивое впечатление оставляет это единственное сапфическое произведение писателя. С одной стороны, перед наш попытка художественного осмысления соотношения Здравого смысла и легковерия в отдельных лзодях. По после прочтения рассказа остается какой-то горький осадок. В этой связи диссертант предлагает собственную интерпретацию произведения, согласно которой оно содержит неявный оттенок социальной критики.

С целью лучшего уяснения жанрово-стилевнх поисков Ю.Казакова диссертант обрацается к анализу ранней пьесы писателя "Новый станок". Само это произведение примечательно лишь четким, отображением общественной психологии своего времени, однако в ■ художественном отношении маловыразительно, и пото?у осталось незамеченным широким читателем.

Творческая судьба Ю.Казакова оказалась тесно связанной с казахской литературой. В этой' связи в Диссертации разбираются отдельные художественные достоинства и недостатки перевода романа-трилогии А.Нурпеисова "Кровь и пот".

В заключении излагаются наиболее общие выводи, к которым пришел -автор в ходе диссертационного исследования:

1. Творчество Ю.Казакова отличается новаторскими поисками и достижениями, которые проявились как в содержании, так ив. форме его произведений. - ...

2. Ю. Казаков сознательно продолжает художественные трэди-, ции русской классической литературы /А.П. Чехова, М.А.Бунина, И.С.Тургенева /, творчески преобразовывая их с учетом своего мировосприятия, особенностей изображаемой действительности и.художнических задач.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

1. Тургеневские традиции в творчестве Ю.П.Казакова // Проблемы советской литературы: Межвузовский сборник научных трудов - М.: Кзд-во "Прометей" ИЩУ им.В. И. Ленина. -1991. - С. 56-65.

2. Ю.П.Казаков и Казахстан // Рынок и проблеш развития науки и техники Казахстана: Тезисы докладов 1-ой научно-практической и учебно-методической конференции молодых ученых Казахстана. - 4.2. Педагогика. Психология. - М., 1992, - С. 20-22.

3. Проблема художествешой преемствензости в творчестве Ю.П.Казакова// Труды иалодых ученых. философия. Педагогика^ Литературоведение: Межвузовский сборник научных трудов. - Кызыл, 1952. - С. 47-51.