автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Тенденции и пути формирования духовности учащейся молодежи в современных условиях

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Аскеева, Гульнар Байгановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Тенденции и пути формирования духовности учащейся молодежи в современных условиях'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Тенденции и пути формирования духовности учащейся молодежи в современных условиях"

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА- ТРУДОЕОГО КРАСНОГО ■ ЗНЛГ.ЗЗПТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КШШ Аль-<МРАШ

На правах рукописи

АСКЕЕВЛ Гульнэр БеГггшюша

ТЕНДЕН1Ш И'ПУТИ СОРШРОВАШЯ ДУХОВНОСТИ УЧАЩЕЕСЯ ГОЛОДЕН! Б СОЕРЕШШНХ УСЛОВИЯХ

^иепивльность 09.00.02 - теория и история социализма

' АВТОРЕФЕРАТ

диссертации ":з соискание ученой степени кандидата философских паук

Алгла-Ата - 1391

Работа выполнена на кафедре социально-политической теории Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. Аль-Фараби

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущее учреждение

доктор исторических наук, профессор Г.УСТАЛИН Т.Т. доктор философских неук, профессор САТШЛДИНА К. 1.1. кандидат философских неук, доцент ДЕГАКОВ Г. А. кафедра политологии и теории социолизш Алш-Атинского архитектурно-строительного института

Защита диссертации состоится j^Cstcv-Q-JL 1991 года

в /О часов на заседании специализированного совета К 058.01.01 по присукдешв ученой степени кандидат философских наук при Казахском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им.Аль-Фараби (480012, г. Алма-Ата, у л. Ашнге л ьды, CI).

С диссертацио}? можно ознакомиться в научной библиотеке КааГУ ви.Аль-Фараба (ул. Тимирязеве, 46).

Автореферат разослан " " I9PI годе.

Ученый секретарь

специализированного согета, доктор социологических наук

С-

Я/Г-

f„.r.:.TAiini

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ. Происходящие в стране революционные обновления включает в себя всемерную активизацию интеллектуального^ духовного потенциала общества. Исторический опыт убедительно пока-зввает, что только люди, обладающие духовной зрелостью и воодушевленные высокой и возвышающей их самих идеей» способны совершать героизм.

Прогрессивная социально-политическая мысль предсказывала» что развитие материального производства будет идти в тем направлении, •когда само это развитие, умножение средств производства станут зависимыми в большей мере от духовных факторов, от образованности И культуры людей, чем от вещных факторов производства. Сегодня в нашем обществе происходит переосмысление значимости духовно-этических начал. Логика жизни такова, что если подорваны духовНо-мравст-венные устои личности, то напряженно происходят социальная эрозия, смещение ценностей. Об этом свидетельствует, в частности,то, что произошло на рубеже 70-80-х годов. Не является*секретом то, что возросла прослойка людей, для которых цель жизни свелась к материальном/ <5лагот»ояуч*в, я наживе любыми способами. Стало«очввид-ным: в перестроечных процессах необходимо*добиться коренного оздоровления нравственной атмосферы общества. Эпицентром этого обновления стала духовная жизнь человека.

Застойные явления, падение социальных нравов нашли отражение и в сфере образования. Трезвый взгляд на положение дел в такой области духовной жизни, как образование, показывал насколько актуальными стели вопроса формирования у учащейся молодежи, будущих специалистов качеств духовности. Сложившаяся технократическая практика в системе образования, ориентированная на достижение уз-* копрагматической цели - подготовку кадров специалистов - породила

явления отрицательного характера, т.е., общая цель'стала сводиться только к односторонней специализации. При этом предавалась забвению истина, что обучение и образование не одно и то же. В отличие от обучения образование - зто формирование человека, его личности, мировоззрения, отношения к себе и миру. Концептуальные основы образования неразрывно связаны с перспективами духовно-нравсгвенког« развития общества в целом. На современном этапе в решении проблем образования необходимо исходить из того, что во многом изменился субъект учения. Причина здесь в том, что характер жизнедеятельности нашего современника коренным образом отличается от жизнедеятельности его ровесника не только в XIX веке, но даже в 50-60-х годах нашего столетия. Справедливо пишет известный социолог И.С. Кон: "В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы прежде всего по тому, насколько км удалось'передать детям накопленные знания, умения, навыки и ценности. Детей готовили к жизни в обществе, которое - это молчаливо предполагалось - в главных своих чертах будет похоже на мир, в котором жили их родители. Ныне положение меняется. Социальные изменения - научно-технические, культурные, бытовые - настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того,'в котором живут их родители и воспитатели"*. В этой связи самое время глубоко осмыслить существо изменений, происшедших за последние десятилетия в механизмах воспроизводства и развития культуры, в особенности процессов, определяющих характер к способы функционирования духовной культуры. Баз этого невозможно успешное решение образовательных задач в русле обусловленного революционным обновлением общества нового . подхода к обучению молодежи.

I. См.: Коммунист.- 1987,- * 4.- С. 96.

Формирование духовности у молодежи в системе образования и воспитания опирается на такие глубокие тенденции общественной психологии, как возросший динамизм потребностей людей, рост их интеллектуальной и поведенческой самостоятельности, демократизации общественных отношений.

Актуальность формирования духовности у молодежи находит отражение в концепции новой молодежной политики. В ней предусматривается преодоление противоречия между представлениями моподежи о жизненных стандартах и реальной жизнью, между молодежными и общественными ценностями, отчуждения молодого поколения от общественных отношений.

Целью молодежной политики в области духовного и физического развития подрастающего поколения должно стать утверждение свободной личности молодого человека, способной к самоощущению своей индивидуальности, полноты своих духовных и физических сил.

В свете новой концепции молодежной политики, адекватно отражающей потребности гуманного, демократического общества, возникает ряд теоретических и методологических проблем формирования духовной зрелости обучающейся молодежи. На основе" теоретического,исследования проблем духовно-нравственного формирования молодежи возможен поиск оптимальных решений практических задач, новые подходы к реализации принципа единства обучения и воспитания в учебных заведениях.

Таким образом, как в теоретическом, так и в практическом отношениях проблема духовности входит в число актуальных вопросов, -требующих творческого осмысления в обществоведческой науке.

СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Социально-политическая наука, исходя из учета происходящих изменений в общественном развитии, решила ряд важных вопросов, связанных с изучением духовной сферы общества. В конце 70-х - начале 80-х годов была

проанализирована структура духовной жизни как .чрезвычайно сложного и многопланового общественного образования. Проблемы духовного развития общества, личности получили обстоятельное освещение в коллективных монографиях "Духовная сфера социалистического общества" (1967 г.), "Основы марксистско-ленинской теории культуры"(1976 г.), "Духовное производство: Социально-философский аспект проблем духовной деятельности" (1981 г.) и др.

Философские проблемы духовной культуры личности разрабатывались в работах Бабосова Е.М., Бачинина В.А., Бурбулиса Г.Э., Кел-лерова В.Е., Ыкляра Л.Е., Куравлева В.В., Земляного С.Н., Уледо-ва А.К., Когана Л.Н. и др.* В них - серьезное обогащение знаний по вопросам структуру духовкой жизни, взаимосвязи составлявших ее элементов.

В изучении духовкой жизни общества есть вклад и казахстанских, ученых, среди которых следует назвать Абишева К.А., Акмамбе-това Г.А;, Казнханозу Б.Р., Сарсенбаева Т.О., Сегизбаева O.A., Черняк В.А,, Трошихила В.В., Сужикова М.М., Мустафина Т.Т., Касым-

I. Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека.- Минск, 1933;

Бачинин В.А. Духовная культура личности,- М., XGG6; Бурбулис Г.Э.,

Келлеров В.Е. Духовность и рациональность.- М., 1936; Вишневский

С.С.'Формирование духовного облика советского человека.- М., 1935; Куравлев В.В. Некоторые вопросы перестройки в области духовной , , жизни и коммунистического воспитания // Научный коммунизм.-1987,-.¥ 2 ; Земляной С.Н. Духовно-нравственный потенциал общественного прогресса,- М;-, I9S7; Культура духовных запросов личности,- Киев, 1956; Мартынова Э.И. О понятии и структуре духовного мира социалистической личности // Вестник МГУ-,' 1966, № 6; Шкляр J1.E. Развитие духовного мира социалистической личности.- Киев,. 1988; Уле-дов А.К. Перестройка и сознание.- .4., 1568.

жанова А.Х., Абсаттарова Р.Б., Усенову М.М. и других*. В трудах названных ученых духовная сфера общества рассматривается не как сумма существующих ценностей, но и активная жизнедеятельность» Многие исследования казахстанских ученых посвящены взаимосвязи .. духовности и интернационалистского сознания.

За последние годы защищен ряд диссертационшх работ по проблеме духовной жизни социалистического общества, духовности как

р

фактора социальной активности .

В последние годы заметно активизировалось изучение проблем духовной сферы общества. Этому способствует прежде всего имеющая место высокая духовная активность в нашем обществе. Одним из характерных моментов современной культурней ситуации становится усиление дифференциации духовной жизни и культуры. Сегодня духовная энергия общества, искусственно сдерживавшаяся в года застоя бюрократической регламентацией, культивируемая сверху психологией недоверия ко всему новому, оригинальному, индивидуально-неповторимому, выступает в самых различных формах. В атмосфере поиска,

1. Сарсенбаев Т.С. Проблема интернационального воспитания личности (фллософско-социологическое исследование).- Алма-Аса, 1973; Сегиэбаев O.A. Идейные связи общественно-философской мысли Казахстана и России.- Алма-Ата, 1987; Касымжанов А.Х. О культуре мышления.- М., 1986; Мустефин Т.Т. Новое общество - новый человек.-Алма-Ата, 1975; его же. Гармонизация взаимоотношений личности И общества ,в перестройке преподавания научного коммунизма // Гуманизация преподавания общественных наук. Науч.сб.- Алма-Ата, 1989; Абсаттаров Р.Ь. Культура межнационального общения.- Алма-Ата, 1989; Трошихин В.В. Диалектика политической культуры социалистической личности.- Алма-Ата, 1986; его же. Политическая культура.-Алма-Ата, 1990; Сужиков М.М. Закономерности интернационализации общественной жизни.- Алма-Ата, 1985; и др.

2. Атаева A.M. Возвышение духовны* потребностей как фактор развития и совершенствования социалистического образа жизни.- М.4 1986; Андрщенко В,П. Проблема взаимосвязи научной идеологии и духовной культуры (Методолого-социологический анализ).- Киев, 1988; Башлыков A.M. Мировоззрение в системе духовного производства.- Саратов, 1987; Бонько В.К. Духовные потребности личности и их возвышение.- Минск, 1987; Власенко Т.Т. Духовное богатство кай фактор совершенствования социализма.- Харьков, 1988; и др.

обновления, свободного развития дискуссий, доверия к научно выверенным факторам, широкого плюрализма на одно из первых мест выдвинулась проблематика духовно-нравственного формирования учащейся молодежи. За последние годы достигнуты определенные результаты в изучении образования как социального института, имеющего дело с производством и воспроизводством самого человека, как общественного индивида. Исходя из принадлежности образования к духовной сфере и с социально-философским подходом к анализу значения перестройки образования в процессе духовного формирования личности сделаны ценные научные выводы в работах: "Гуманитаризация образования в технических вузах"(1989), Рубина Л.Я. "Советское студенчество (социологический аспект)"(1981), Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. "Общественные потребности, система образования, молодежь"(1983), "Социальные проблемы образа жизни студенческой молодежи! Сб.Науч.статей" (1988), Бовкун A.B. "Образ жизни советской молодежи"(1988), Ветош-кин А.П. "Место и роль студенчества в развитии социалистического общества"(198б), Дмитриенко В.А., Лютья H.A. "Образование как социальный институт"(1909), Казакина М,Г. "Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе" (1989), Калмыкова Э.И. "Педагогика гуманизма" (1990), "Начало пути: поколение со средним образованием" (1989), "Образование и культура: история и современ-ность"(1989), "Образование в современном мире"(1986), "Художественно-эстетическое воспитание и задачи гуманитаризации высшего образования: Материалы научно-практической конференции" (1989) и др.

Однако анализ литературу показывает, что в разработке проблемы духовного формирования учащейся молодежи недостаточно освещаются вопросы взаимосвязи обновления образования с интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферами развития личности. Исследователи мало обращаются к таким аспектам, как духовный потенциал учащейся молодежи пути его раскрытая через реализация нового типа с буче-

ния, от репродуктивного к продуктивному. Имеющиеся на сегодня пробелы в научном изучении процессов формирования духовной зрелости молодежи послужили причиной выбора теш нашего исследования. Кроме того, нами учтено почти полное отсутствие исследований по проблеме воспитания духовности учащихся, студенческой молодежи периода перестройки в Казахстане.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе анализа теоретического и конкретно-социологического материала выяснить сущность и специфику формирования духоиного облика учащейся молодежи. Для достижения поставленной цели в работе предпринимается попытка решить следующие задачи :

- раскрыть некоторые вопросы диалектики формирования духовности как личностного качества ;

- показать значение революционного обновления общества как объективной основы совершенствования духовной культуры учащейся, студенческой молодежи;

- уточнить содержание некоторых дефиниций, относящихся к процессам духовной сферы общества ;

- раскрыть особенности учебно-воспитательного процесса, направленного на гуманизацию и гуманитаризацию образования ; *

- проанализировать роль инициативы и самодеятельности в духовном становлении молодежи ;

- изучить реальное состояние духовной культуры учащейся молодежи и обосновать новь'е, более эффективные методы и формы ее формирования..

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются диалоктико-материалистические принципы объективности и изучения общественных явлений на основе постоянного взаимодействия с практикой, й разработке темы и решении поставленных задач важную роль сыграло использование официальных документальных материалов,

водлядарцих в себе идеи и установки на новое политическое мьплле-

построение гумдвдюго, демократического общества. Исследование. опирается и на новые теоретические достижения в крупных монографических работах, обобщающих итоги творческих исканий научных обществоведческих коллективов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования состоит в обо( нов8ШМ1 закономерного характера усиления роли системы образована в. обогащении духовного, интеллектуального потенциала общества: в вщвлении сущности, специфики духовной культуры учащейся молодели ее взаимодействия с другими личностными качествами; в систематизь ции имеющихся к настоящему времени представлений о факторах форми рования духовного облика молодежи в условиях учебного заведения ; в выделении критериев духовной зрелости личности учащегося, студента; в выявлении конкретных направлений и форм воздействия учебно-воспитательного процесса на формирование духовного облика молодежи; в раскрытии роли гуманизации и гуманитаризации образования, связанных с решением задач непрерывного образования, демократизации учебного заведения, в духовном развитии; в критическом подходе, позволяющем вскрыть основные противоречия, трудности, рычаги торможения в процессе формирования духовности молодежи.

ЭМПИРИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются- данные статистики и опубликованные материалы социологических исследований. В диссертации использованы итоги конкретных социологических исследований, проведенных с участием диссертанта в 1988-1990 гг. в школах, средних специальных учебных заведениях, вузах г.Алма-Аты, Алма-Атинской области,-г.Чимкента и Чимкентской области. Было опрошено по специальной методике около 3000 респондентов из 8-ми вузов, 10-ти ссузов и 4-х школ. Материалы социологических исследований били обработаны на ЭВМ с выяснением корреляционных связей.

V V il

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем формирования духовного облика учащейся молодежи. Материалы диссертации могут представить интерес с точки зрения использования содержащихся в ней рекомендаций для научной организации учебно-воспитательной деятельности учебних заведений,'особенно в реализаций идей гуманизации и гуманитаризации образования. Теоретические выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла. В преподавании философии, теории социально-политических отношений могут быть учтены положения дисеертации о закономершетях, тенденциях, факторах духовности учащейся молодежи.

АПРОРАЦ'/Л РАБОТЫ осуществлялась путем выступлений автора на научно-практических конференциях и семинарах, в том числе: на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Актуальные проблемы научного коммунизма в условиях реальностей современного мира"(Киев, 1989), на городском семинаре директоров сСузов г.Алма-Аты "Об ито-, гах изучения состояния духовных потребностей учащихся"(Алма-Ата, 1989), У-й Республиканской школе молодых ученых-философов "Нравственная и гуманистическая сущность Великой Октябрьской социалистической революции"(Алма-Ата, 1967); на межвузовской научно-методической конференции "Использование материалов XIX Всесоюзной конференции КПСС в преподавании общественных наук"(Алма-Ата, ИПК, 1989), городской научно-теоретической конференции."Гуманизация преподавания общественных наук" (Алма-Ата, 1990).

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 'РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность теш исследования, анализируется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи работы, определяются теоретические основы, ее научная новизна и практическая значимость.

Первая глава диссертации. "Методологические вопросы духовного развития учащейся молодежи в условиях революционного обновления общества" посвящена анализу категорий "духовность", "духовный потенциал", "духовные основы", рассмотрению сущности и основных черт духовной зрелости.

В первом параграфе "Диалектика развития духовности личности в новой социокультурной ситуации" раскрывается роль духовной сферы в социальной эффективности общества. Происходящие революционные преобразования в огромной степени связаны с возроздением духовности,. Без духовного потенциала - глубокого образования народа, непререкаемости авторитета науки, высоких нравственных принципов, влияния исполненных исторического оптимизма и гуманности литературы и искусства - невозможно обеспечить продвижение общества по пути реализации общечеловеческого идеала свободы, равенства и справедливости. В диссертации показано, что духовный потенциал общества ныне реализуется в условиях действия новых тенденций социокультурного развития страны. 3 основе этих тенденций лежит гуманизм высшего типа, когда общество ставит своей главной целью, "самоцелью" создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого человека и реализации им своей сущности. В целом это - процесс преодоления отчужденного состояния человека в обществе: отчужденности от труда, от результатов своего труда; отчужденности от общества, от управления обществом, государством; отчужденности от духовной жизни (из-за отсутствия свободного времени, низкого образователь-

ного уровня и т.п.).

Автор детально анализирует духовные ценности общества, которые создаются не только учеными, идеологами, деятелями литературы и искусства. В значительной степени они вызревают и в Гуще масс, в их живом творчестве как сплав Прогрессивных идей, нового шшления, политической, нравственной и художественной культуры. В диссертации подчеркивается, что активное претворение и жизнь гуманистических идей закономерно находит выражение в многогранных явлениях общества, в раскрытии творческих способностей личности, человека не "одномерного", "социального автомата", а свободного, критически мыслящего, раскованного, самобытного.

Духовная сфера общества - это не только сумма существующих ценностей, но и активная жизнедеятельность по освоению имеющихся культурных ценностей.

Автор рассматривает духовный мир личности, обладающий сложной структурой< как культурно-идеологическое и социально-психологическое явление, взятое в своей целостности и исполненное конкретно-историческим содержанием.

Духовный мир каждой личности составляет в цёлом духовный потенциал всего общества, который нельзя сводить к сумме сверхъестественных ценностей, так как он имеет другое измерение, обозначенное понятием духовности. Духовные ценности человека - это результат его жизнедеятельности, взаимодействия с обществом, развития его природных и социальных потребностей. Человек сам ставит перед.собой цели, формирует нравственные нормативы и оценки, осуществляет свое подлинное назначение, несет ответственность за свою жизнь.

На основе анализа имеющихся дефиниций духовности, диссертант формулирует свое определение этого феномена. Духовность, с нашей точки зрения, это нравственная чистота в отношении к другим людям,

высокая политическая культура, интернационализм, деятельное участие в государственной и общественной жизни, потребность в самосовершенствовании, возникающая в результате обращения человека к самому себе, как результат работы совести, высокая культура жизне-творчества.

В диссертации рассматриваются условия духовного становления молодежи, являющейся не только объектом, но и субъектом духовного обновления общества. Уровень духовной культуры зависит от функционирования разных институтов воспитания. Автор критически оценивает деятельность социальных институтов, которые в' большей части бюрократической регламентацией, культивированием сверху психологии недоверия ко всему живому, сдерживали духовную энергию людей.

Автор раскрывает участке науки в деде, утверждения духовности людей., которая выступает как механизм содсолговки, человека к вое-придти» достижений культуры. Время, требуе.т ютац чтобы наука оказывала влияние на духовный ..прогресс, общества как целостное явление. Смысл науки заиуиачдецсл а гуманизации общества, во всестороннем и свободном, раэдо{дойь лйчйости. Научно-технический прогресс может обернуться величайшим регрессом именно в гуманитарном отноше-ЬМ, поэтому огромной важности задачей является подчинение развития науки и техники человеческим интересам, совершенствованию общества, возвышению человека.

Историческое время требует смелого пересмотра сложившихся ранее научных и идеологических представлений и концепций, отказ от господствовавших десятилетиями стереотипов. Новые качества социалистической идеологии связаны с тем, что они соотносятся с реальным, очень возросшим к концу века интеллекзуальным и образовательным уровнем народа. Важнейшей ценностью новой идеологии является новое политическое мышление, новое видение мира, признание приоритета общечеловеческих ценностей.

Упрочение духовност:; нашего общества безусловно должно происходить и в форме возрождения веры в идеалы, идеалы реальные.

Решение духовного возрождения общества немыслимо без совер-аествования системы общественного воспитания. Важной качественной стороной воспитательного процесса в условиях революционных перемен яьляется создание условий для самовоспитания. Именно отсюда берется самостоятельный взгляд, личность, гражданская позиция.

Новый воспитательный процесс - это опорный механизм перестройки:, который действует в направлении формирования цельной личности, деятельно включающейся в процесс, социальных и духовных преобразований.

Вз. втором параграфе "Образование как социальный институт формирования духовно развитой личности" автор анализирует важнейшие черты, функций я роль образования в духовной обновлении общества. Перестройка создает новый культурный пласт» который, вырастает на . достижениях духовного прогресса прошлых лет, из богатейшей основе советской, отечественной., ми,ризой культура» Духовное формирование молодежи в новых социокультурных .условиях непосредственно связано с радикальными изменениями в функционировании системы образования.

Поскольку в истории, общественно-политической мысли вопросы образования и воспитания всегда, имели важное место, диссертант счёл необходимы;,I осуществить*краткий экскурс в истории. В 60-е годы сложились серьезные противоречия в системе образования. Жизнь потребовала проведение подлинной перестройки всей системы образования, встала задача создания всеохватывающей системы непрерывного образования, существенного повышения его качества, его гуманизации и демократизации.

Диссертант выделяет некоторые аспекты непрерывного образования. Важным компонентом выступает воспитание и развитие творческого мышления, умения преодолеть сложившиеся ваблены и стереотипы,

критически переосмыслить опыт прошлого и взять из него все ценное.

Функцией непрерывного образования является'всестороннее общекультурное развитие личности. В этом смысле реализуются возможности образования как культурной ценности. Функцией непрерывного образования является так же и то, что оно служит эффективным средством адаптации человека к окружающему социальному и природному миру. Непрерывное образование может играть коррективно-компенсирующую роль.

Образование как социальный институ* все более и более подвергается усложнению, разветвлению и глубоко связывается с другими социальными институтами, требует научного анализа с точки зрения своего места в обществе.

В диссертации система образования изучается с позиции, что в этой сфере жизнедеятельности общества происходит производство и воспроизводство самого человека как общественного индивида. Автор выделяет три стороны образования: знание, деятельность, институциональная оформленность.

. Вопросы воспитания занимают центральное место в обновлении высшей школы. Имевшие место деформации коснулись принципов обучения и воспитания в высших учебных заведениях- Малоотзывчи?ая на требования века высшая школа вела к кризису человеческой энергии, нивелированию талантов, распространению психологии подражательности. В современных условиях задача заключается в том, чтобы восстановить подлинную роль высшей школы в духовном развитии общества.

Автор приходит к выводу, что источник целостности педагогического процесса надо искать не просто в способности личности к всестороннему, овладению опытом социальной шизы: - его надо искать в характере общения, которое обусловливает и характер овладения опытом социальной жизни, в том числе научными знаниями, нравственной и эстетической культурой.

Диссертант пытается найти ответы на вопросы: какова суть студенчества как особой социальной группы, как влияют ее особенности на формирование образа жизни учащейся молодежи ?

В соответствии с вступлением в новый этап развития учебных заведений коренным образом изменяется подход к вопросам организации Боепитания. Воспитание должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности.

Мощным фактором воспитания учащейся молодежи становится наука, которая предстает как наиболее концентрированное выражение социального опыта. Среди мнегих жгучих и неотложных проблем воспитания автор выделяет одну, которая включена во все направления единого процесса формирования личности. Речь идет о духовной целостности как цели учебно-воспитательной деятельности. Идеал формирования такой личности реален только в результате глубинной перестройки самосознания, ценностных ориентации. В нынешнее, переломное время научно-педагогические коллективы учебных заведений должны глубже осознавать свою ответственность перед обществом за своих питомцев -- субъектов духовного производства, реализующих духовный потенциал общества в науке, литературе, образовании, искусстве.

В диссертации указывается, что социально-духовный облик специалиста с высшим образованием в духе современных требований характеризуется следующими чертами:

- во-перзых, он обладает высокой профессиональной культурой, базирующейся на глубоких социальных знаниях и навыках;

- во-вторых, его отличает политическая культура, в основе которой лежит научное мировосприятие, новое политическое ыьтплекие и всесторонняя правовая грамотность;

- в-третьих, важнейшей чертой духовного облика шпусхниха является культура нравственная, еысокий уровень могальгГаХ у~таксгск

и ценности, человечности и гражданственности.

Перестройка общества, отражаясь на системе образования в целом, усилила тенденции, которые призваны оптимизировать прежде всего социальные функции воспитания. В диссертации отмечается, что в нынешнее, переломное время во всей полноте должны раскрыться со~ циально-культурная природа и гуманистическое призвание учебного заведения. Именно этот аспект отражает общественное назначение системы образования, создающей культурные ценности, прежде всего главнейшую ценность - личность человека.

На основе анализа новой социокультурной ситуации автор приходит к заключению о том, что в единой системе непрерывного образования создаются широкие возможности для решительного перевода жизни школ, ссуэов, вузов на рельсы интенсификации духовной") созревания личности, воспитания у нее таких качес*":, Сез которых революционный процеси ие может состояться.

Во второй главе "Развитие духовных сил учащейся молодежи на принципе единства обучения и воспитания" раскрываются факторы духовного .формирования личности молодого человека, культуротворчес-кая роль учебно-воспитательносо процесса.

В первом параграфе "Гуманистичность учебного процесса - веду- . щий фактор формирования духовного облика молодежи" рассматриваются проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, которые, по мнению автора, определяют сегодня духовное развитие молодежи в специфических условиях учебного заведения. Культуротворческие приоритеты обучения и воспитания немыслимы без гуманитарной направленности.

В резолюции Всесоюзного съезда работников народного образования (1988 г.) указывалось: "Поручить Госкомитету СССР по народному образованию совместно с Всесоюзным советом по народному образованию, министерствам/, комитетами союзных республик рассмотреть гут;!

гуманизации и гуманитаризации всей сферы образовании» выработать рекомендации о мерах по исправлению создавшегося, неудовлетворительного положения с преподаванием и изучение предметов, и. дисциплин1 общественного, гуманитарного и эстетического, цикла,,, привлечь, к решению этой зядачи лучшие творческие силы страны."^..

Роль учебно-педагогического процесса в духовном формировании учащейся молодежи предполагает существенное углубление и целенаправленную конкретизацию изучаемых предметов в направлении очеловечивания, познания человеческих ценностей. Гуманитарная подготовка обеспечивается и путем взаимодействия обществоведческих, языковых, правовых и естественно-научных учебных дисциплин.

Б диссертации представлен обобщенный опыт решения организационной и педагогической проблемы формирования духовной культуры у учащейся молодежи. Автор исходит из того, что каждая дисциплина, в том числе негуманитарная, специальная, имеет свой специфический подход к формированию у обучающихся духовной культуры.

Г'уманистичность образования зависит от наличия определенных условий в деле организации учебного процесса. Автор к ним относит следующие: I) профессиональное мастерство, эрудицию, высокий нравственный облик, общую и эстетическую культуру учителя, преподавателя; 2) вариативность-содержания образования с тем, чтобы помочь раскрыться реальным способностям обучающегося; 3) ответственное отношение обучающегося к образованию, стремление к знаниям.

В деле гуманизации системы обучения огромная роль принадлежит университетам. 3 диссертации показано, что каждый университет в идеале должен стать уникальным духовным социумом, где занятия наукой сочетаются с обучением молодежи, где различные науки находят "модус зизенди", где облина учителей и учен/ков самим

I. Учительская газета. 1г€3. 29

своим существованием становится моральной и тем самым политической силой, облагораживающей общество. Для того чтобы возродились идеи университета как особой формы духовного бытия ему необходима автономия. Именно в условиях самостоятельности университеты могут максимально искать и внедрять новое, а не перерабатывать заранее известное.

В диссертации в качестве субъективных типообразующих показателей духовности использованы: уровень преподавания обществоведческих дисциплин, реализация новой ориентировки в преподнесении материалов из истории и литературы.

Прежде всего необходимо изменить радикально роль общественных наук: они должны превратиться из догматизированных дисциплин, призванных лишь комментировать те или иные мифы сталинской идеологии, в генераторов новых идей, основанных на достижениях мировой фило-софско-политологической мысли,

Признание общечеловеческой ценности гражданского 'общества позволило прийти к пониманию того, что подлинный смысл свободы общественных и политических институтов.состоит в том, что они сами по воле их членов свободно формируют свои взгляды на внутреннюю и внешнюю политику и избирают линию своего поведения.

Исходя из новой концепции школы и среднего образования, диссертант обосновывает идею усиления гуманитарной подготовки учащейся молодежи через понимание достижений мировой и отечественной культуры, сущности образного языка великих творений человеческой цивилизации. Автор особо обращает внимание на перестройку преподавания литературы, которая художественным раскрыт ?м духовного мира человека, триединства истины, добра и красота как целостного типа духовности всегда является подлинным учебником жизни. Обучение истории сегодня призвано содействовать формированию активной социальной силы эпохи, осознанию человеком своих функции и всзутгкостеР,

ответственности. Поэтому история должна быть представлена на уроках как творчество людей.

Во втором параграфе второй главы "Инициатива, самодеятельность как черты духовной зрелости учащейся молодежи" автор рассматривает значение социальной активности как стержневого элемента духовного потенциала личности. В диссертации дан анализ весьма обширного социологического материала, который посвящен изучению основных компонентов процесса жизненного самоопределения. В ответах на вопросы анкеты четко просматривается влияние социальной среды, типа семьи родителей на духовное созревание учащейся молодежи.

Как показывают итоги социологического исследования, само образование оказывает, сильное воздействие на духовное формирование молодели. Особый интерес заключают данные о ценностных представлениях как внутренних мотиваторах социальной активности молодежи. Важным компонентом ценностного сознания являются жизненные ориентации. Они выполняют функцию включения субъекта в те или иные формы социальной деятельности. Из итогов социологических исследований следует, что учащейся молодежью наиболее высоко оцениваются такие вида деятельности, как общение с друзьями, просмотр телепередач, учеба, чтение, посещение кино и др. Довольно низко оценивается молодежью общественная -работа, что связано с заорганизованностью, формализмом в этой сфере.

В результате'исследования проблемы раскрыты факторы общественно-политической активности учащейся молодежи. Обращено особое внимание на роль педагога, его мировоззрения, четкости позиции, степени личной заинтересованности в предмете обучения. Педагог как профессиональный специалист, вэдусий учебную и воспитательную работу, пер?дакк:ий мслодети научные знания, обт=стэчууч? спат, сам должен быть яркой, духовно богатой, тгорчес/--? личность».

Фстчирсз-уке ДУХО&ЧСЙ личное?''' /.-

происходит под воздействием соответствующего морально-психологического климата учебного заведения, включающего-в себя следующие моменты: I. Взаимоотношения между преподавателями; 2. между преподавателями и учащимися; 3. между обучающимися в учебном заведении, группе, на курсе, факультете.

В диссертации рассматривается сущность педагогики сотрудничества, когда требуется активное участие в совместном процессе деятельности как обучающего, так и обучаемого.

• Огромную роль в духовном развитии играет демократизация воспитания, которая предполагает прежде всего опору на инициативу учащихся, студентов. Автор на основе теоретического изучения и обобщения практики приходит к выводу о негативности навязывания, как это было в прошлом, определенных обязательных форм деятельности, мелочной опеки, регламентации общественной деятельности обучающихся.

В формировании духовной культуры важную функцию выполняют различного рода дискуссионные клубы, общественно-политические центры, шефство, конкретные виды самоуправленческой деятельности.

Постоянное, активное участие в социокультурном процессе и есть формирование духовной зрелости личности, ее реального творческого потенциала.

В заключении подводятся итоги исследования и делаются практические рекомендации.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ диссертации нашли отражение в публикациях, методических рекомендациях, научных и пропагандистских статьях: I. Ленинские принципы интернационализма и современность // Нравственная и гуманистическая сущность Великой Октябрьской социалистической революции. У Республиканская школа молодых ученых философов.- Алма-Ата, 1987. С. 13-17.

2; Некоторые вопросы перестройки э аёд&йтл духовной жизни и воспитания молодежи // Использование материадаз л1Х Всесоюзной конференции КГ1СС в преподавании сбщастЕаымх маук; Тааисы докладов и выступлений на межвузовской научно-ме?одач£с*:.гЭ конференции.-Алма-Ата, Г939. С. 124-125.

3. Духовная культура и интернациональное ьосгитание личности // Актуальные прэбдюу, научного коммунизма а условиях реальностей современного м1г,-.&: "Ьггсоаэная научио-тегт<лкчесхая хси.уаренция.-"Челаьек в система гс^галиотачесхих о&»ес?а<»©5йХ отнесений": Тезисы докладов. Секция 3.- Кйсз» 2» 100-103.

4. Педагогический колле.ктиз —■ глинная сила учебного заведения// Труппой коллектив: социальные и воспитательные резервы ь условиях ускорения социально-экономического развития социалистического общества. Сб.науч.статсй под ред.Мустафина Т.Т.- Алма-Ата: Изд.КазГУ им.С..7..Кирова, 1989. С. 87-97.

5. Гуманизация духовной низнк общества // Гуманизация преподавания общественных наук. Сб.науч.статей под ред.Мустафина Т.Т. -Алма-Ата: Изд.КазГУ, 1990. С. 56-58.

6. Духовная культура будущего специалиста и интернациональное воспитание (в соавторстве)// Некоторые вопросы перестройки интернационального воспитания и совершенствования социалистического образа жиоки. Сб.науч.тр. под ред.Мустафина Т.Т. - Алма-Ата: Изд.

- КазГУ, 1969. С. 3-16.

7. Горизонты молодости: Что показал социологический спрос учащихся ссузое г.Алма-Аты и Алма-Атинской области (в соавторстве)// Огни Алатау. 1990.

^—\ '