автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Теоретические основания эмпириомонизма А. А. Богданова

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Кульсеева, Татьяна Гавриловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Курск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Теоретические основания эмпириомонизма А. А. Богданова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кульсеева, Татьяна Гавриловна

Введение.

Глава I. Праксеологические основания эмпириомонизма

А.А.Богданова.

§ I.I. "Марксиствугаций позитивизм" в России конца XIX - начала XX века.

§ 1.2. Сущность и гносеологические основания эмпириомонизма.

§ 1.3. Категорк практики в эмпириомонизме.

Глава П. Социокультурные аспекты философии А.А.Богданова

§ 2.1. Социально-этический идеал А.А.Богданова.

§ 2.2. Философия пролетарской культуры.

§ 2.3. Всеобщая организационная наука (тектология) как форма социальной практики.

 

Введение диссертации1995 год, автореферат по философии, Кульсеева, Татьяна Гавриловна

Выработка нового миропонимания и умения жить в едином целостном и взаимосвязанном мире - это единственный путь, ведущий в выходу из тушка, куда завела человечество техногенная цивилизация, насилие над человеческой природой и попытки реализации социальных утопий.

Трагическая практика человечества и порожденный ей экологический кризис поставили на повестку дня проблему, которую необходимо решать немедленно. Сущность ее заключается в следующем: - пока человек и человечество не осознают себя неразрывной частью мира, космоса и не научатся подчиняться природе, чтобы только таким образом властвовать над ней, трагическая разобщенность между природой и человеком приведет только к одному - к опустошению земли, человека и их последующей возможной гибели. Опыт планеты, концентрация наиболее тяжелых проблем в нашей стране, своеобразным символом формально организованного общества, где наиболее систематично знание превращалось в силу, показали абсурдность и вредность превращенного знания, т.е. силы, порождающей и воспроизводящей упрощенный образ мира. Настоятельная необходимость отхода от упрощенного образа мира, где природа только объект освоения, экспансии человечества, выработка новой панорамы; целостного мира потребовали возвращения к хорошо забытому старому - в том числе к культуре России конца XIX - начала XX века, ее философскому наследию.

У Владимира Соловьева сформирована концепция целостного знания, где знание рассматривается шесте с ценностью. Эта идея получила развитие в русской философии конца XIX - начала XX вв. Русская философия этого периода - это богатство идей в онтолологии, гносеологии, в социальной философии. Заметим только, что не одни российские философы, но и естествоиспытатели, историки и филологи, юристы и математики дали много интересных научно-философских идей.

История философии в России конца XIX - начала XX века, -это несомненно часть мировой культуры и науки, тем более, что обмен идеями отечественных и западных ученых проходил тогда естественно и органично.

Мыслители России, внесшие существенный вклад в развитие философии, выступали и как социологи, и как специалисты в области истории и права, и как политики. Она также дает возможность раскрыть механизм становления тоталитарной системы в нашей стране. Без знания истории русской философии конца XIX - начала XX в. мы не можем понять культуру русского зарубежья. Следовательно, это нужно и в познавательном смысле, и общекультурном.

Возникновение "русского позитивизма" отразило многие аспекты социальной действительности России 40-60 гг. XIX века.

Явление позитивизма связано о бурным развитием точных наук и стремлением освободиться в философии от метафизических спекуляций. Родоначальник позитивизма, французский математик Згюст Конт ставил себе задачу создать цельное, соответствующее современности общее мировоззрение - позитивное. Оно должно было представить в обыденной системе главные положения точных наук и дополнить их созданием еще одной науки - социологии, т.е. научного учения об обществе, из которого должна вытекать и научная политика. Эти идеи получили большое распространение в России. К этому же времени относится и бурное развитие мировой и русской науки, и особенно естествознания. В этой связи позитивизм привлек к себе ученых разных специальностей, и стал своего рода их философским кредо. Среди них Н.И.Пирогов, А.И.Вернадский, И.й. Мечников, И.М.Сеченов, А.А.Богданов.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ исследования обусловлена возрастанием интереса к личности А.А.Богданова. Его творческое наследие чрезвычайно разнообразно: он разработал собственную философскую систему - эмпириомонизм, стал основателем тектологии - всеобщей организационной науки, к пониманию которой мир пришел спустя десятилетия; экономистом, создал теорию пролетарской культуры, сделал открытия в медицине, был писателем и революционером. Многосторонняя деятельность Богданова выражает его главную философскую идею - идею монизма всех сторон опыта и его социальный идеал -"коллективистское общество" с социалистическим идеалом - трудовым коллективизмом".

Долгое время творчество Богданова оставалось мало изученным» о нем упоминалось лишь в связи с "Материализмом и эмпириокритицизмом". Первые работы, посвященные конструктивному рассмотрению богдановского наследия, появились в нашей стране только в семидесятые годы.

Сегодня необходим объективный и беспристрастный анализ деятельности А.А.Богданова. Его идеи имеют важное значение для выработки новых ориентиров общественного развития*

Таким образом, обращение к философии Богданова, не нашедшей пока достаточного полного освещения в исследовательской литературе, необходимо для заполнения пробела в истории философии и может иметь значение для социальной практики.

Социальный идеал Богданова - единство многообразия, сущность его философской системы в том, что весь мир опыта, "мир вещей, людей и идей" представляется единым целым. Богданов отрицает диалектико-материалистический дуализм материи и духа и подчеркивая социальную направленность своей философии пишет: но "из практики возникает познание; гармония практики и гармония познания имеют один и тот же смысл" (Богданов А.А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Кн.1. М., 1905. G.57).

Монистическая философия стала основой всеобщей организационной науки - тектологии. Тектология по мысли ее автора должна стать наукой будущего, поскольку представляет собой новый, системный подход к изучению реальности. Тектология стала предшественницей теории систем и кибернетики, а также и синергетики.

Социологические идеи Богданова, включащие концепцию "собирания человека", теорию общественной солидарности и функционального разделения труда, взгляда на пролетариат и его роль в мировом развитии, созданную им теорию пролетарской культуры и нового труда, базирующегося на коллективистском сознании, - представляют важный этап развития социологической мысли.

Родился А.А.Богданов 22 августа 1873 года в местечке Соколки Гродненской губернии, в семье учителя» Окончил гимназию с золотой медалью. Увлекался математикой, биологией. В 1892 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. За полгода до окончания, в декабре 1894 года А.А.Богданов был арестован за участие в народовольческой организации "Союзный Совет землячества" и выслан в Тулу, где приобщился к работе социал-демократических кружков. Под влиянием революционно настроенных рабочих, работ Б.И.Ленина, К. Маркса А.А.Богданов отходит от народнических идей.

В 1897 году выходит его первая работа "Краткий курс экономической науки", написанная на основе лекций, которые 23-летний студент-медик читал в подпольных рабочих кружках. Этот учебник долгие годы был основным учебным пособием по изучению марксистской экономической теории и основ исторического материализма.

В 1899 году А.А.Богданов экстерном закончил медицинский факультет Харьковского университета. В этом же году выходит его первая философская работа "Основные элементы исторического взгляда на природу"» которую Ленин считал произведением, написанным в духе стихийного материализма.

Сосланный в Калугу, а затем на три года (I90I-I903) в Вологду, А.А.Богданов работает врачом-психиатром. Там же, в Вологде, Богданов усиленно занимается философией, естествознанием, общественными науками, публицистикой. Он выступает на теоретических диспутах в колонии ссыльных, оппонируя философу Н.Бердяеву, будущему боевику Б.Савинкову, писателю А.Ремизову, историку П.Ще-голеву. Сближается с А.В.Луначарским. В "Самопознании" Н.А.Бердяев так вспоминал о Богданове: "Курьезны были мои отношения с А.Богдановым (Малиновским), который впоследствии создал целую философскую систему, синтезировавшую марксизм с эмпириокритицизмом и эмпириомонизмом. А.Богданов был очень хороший человек, очень искренний и беззаветно преданный идее, но по типу своему совершенно мне чуждый. Богданов очень благородно держал себя во время большевистской революции. Он был старым большевиком, участвовал в ряде сборников и журналов вместе с Лениным. Но в эпоху торжества большевизма он оттолкнулся от его уродливых сторон, признал ненастоящим и занимал очень скромное положение" (Бердяев Н.А, Самопознание. Л., 1991. С.130).

Конфликт Богданова с марксистами зарождается в конце 1890-х годов, когда ему становится ясно, что задачи науки и революционной деятельности не должны ограничиваться критикой и уничтожением хозяйств противоречий существующего строя, что обществу нужны новое сознание и новая культура. Богданов видел, что Маркс не вполне ответил на вопрос о том, каким будет обновленное общество. Решение этой проблемы Богданов берет на себя. Об этом идет речь в "Кратком курсе экономической науки", написанной им.

Оценочный подход к марксизму сразу же был принят в штыки его главным теоретиком Г.В.Плехановым. Свою философскую позицию Богданов отстаивал в спорах с Н.Бердяевым во время своей ссылки в Вологду в I90I-I902 годах, в книге "Очерки реалистического мировоззрения" (1904), а также в журнальных публикациях.

В 1904 году примыкает к большевикам. По окончании ссылки Богданов уезжает в Швейцарию, где решительно поддерживает Ленина в борьбе с меньшевиками. На третьем съезде РСДРП его избирают членом ЦК. В связи с Крондштадтским восстанием в ноябре 1905 года Богданов был арестован. В тюрьме пишет 3-ю часть "Эмпириомонизма". На 17 и У съездах РСДРП его снова избирают в большевистский центр.

Противостояние между Лениным и Богдановым началось на 3-ем съезде РСДРП, где Богданов выступил против участия партии в Думе. В статьях; "К сведению товарищей, которые пожелали бы; сотрудничать в "Искре", "Один из выводов", "Либералы и социалисты", "Либеральные программы" он считал, что пролетариат не готов к делу мирового переворота, он еще не выработал своей идеологии, поэтому революция в данный момент может иметь печальные последствия.

Партийная фракция "Вперед" и школы на Капри и Болонье -следующий этап борьбы Богданова и Ленина за влияние на массы. Им владела идея формирования специфической пролетарской культуры, нового типа сознания, без него, по его мнению невозможно приступать к строительству нового общества. Формирование у рабочих социалистической идеологии в основе всех его начинаний.

Еще в 1903-1908 гг. Богданов разработал свою философию

Эмпириомонизм", которая находит отражение в ряде его работ того времени (Жизнь и психика: Эмпириомонизм в учении о жизни. //Вопросы философии и психологии. М., 1903. № 4-5. Идеал познания: Эмпириокритицизм и эмпириомонизм. //Вопросы философии и психологии. М., 1903. JS 2. Психический подбор: Эмпириомонизм в учении о психике. //Вопросы философии и психологии. М., 1904. В 3-4. Страна идолов и философия марксизма, //Очерки по философии марксизма. СПб., 1908.), включая научно-фантастический роман "Красная Звезда" (1908). Богдановская философия была подвергнута суровой критике Лениным в его работе "Материализм и эмпириокритицизм", на которую Богданов ответил своей - "Вера и наука".

В 1909 году Богданова как фракционера исключают из ЦК РСДРП и в дальнейшем он отходит от политической деятельности, а в 1914 году выходит из партии большевиков.

В I9I4-I9I7 гг. был мобилизован в качестве младшего полкового врача, участвовал в наступлении в Восточной Пруссии, затем вернулся и работал врачом в госпитале;в>Москве.

После Октября 1917 года стал одним из организаторов и руководителей Пролеткульта (I9I8-I92I). В этот период Богданов пишет множество статей, посвященных вопросам "пролетарской культуры", науки, социализма (Вопросы социализма, М.: Кн. изд-во писателей в Можве, 1918; Искусство и рабочий класс. М.: Пролетарская культура, 1918; Социализм науки. М,: Пролетарская культура, 1918). На протяжении десятилетий шло отождествление теории пролетарской культуры А.Богданова с позицией Пролеткульта. Это неточно, что было обусловлено социально-политическими моментами нашего общественного развития.

С 1918 года до конца своей жизни был членом Коммунистической академии, куда был приглашен по настоянию Ленина. Читал лекции по экономике в Московском университете (I9I8-I92I).

В I92I-I922 гг. Богданов по заданию правительства в качестве представителя Внешторга был направлен в Англию для ознакомления с состоянием работ по переливанию крови.

В 1923-1924 гг. организует группу врачей (Д.А.Гудин-Левко-вич, С.Л.Малолетков, И.С.Соболев и др.), ставшую ядром будущего Института переливания крови.

Идея целесообразного обменного переливания крови является заслугой Александра Александровича Богданова в области медицины. Здесь он был первым. Эту идею он излагает впервые в 1908 году в романе-утопии "Красная Звезда" и обосновывает в своей работе "Борьба за жизнеспособность", которая увидела свет в 1927 году, но излагает вопросы переливания крови не только в медицинском, а так же в общебиологическом и геронтологическом аспектах. В начале своего труда А.А.Богданов писал: "Вся медицина, вся гигиена сводятся к борьбе за поддержание жизнеспособности, если она падает, за ее повышение, по возможности, сверх всякого уровня" (Богданов А.А. Борьба за жизнеспособность. М., 1927. § I), Говоря о чрезвычайной сложности конкретных практических задач медицины, А.А.Богданов подчеркивал значимость закономерностей, намечающих путь исследования и решения частных вопросов. Если верно намечен исходный пункт и главная линия исследования, писал он, то возможные ошибки не будут носить принципиального характера, появляются как следствие недостаточности фактических данных и могут быть легко устранены.

Такая трактовка задач научного исследования, призывающая к широким обобщениям, к выявлению основных закономерностей, не утратила актуальности и в современных условиях. Далее А.А.Богданов, развивая свою мысль, указывал, что речь идет не о простом восстановлении нарушенной жизнеспособности» а о стремлении поднять активность здорового организма, укрепить и закалить организм вообще, повысить его общую сушу жизнеспособности, например, путем гигиены и. спорта. Эта идея перекливается с современным принципом профилактики - борьбы за здоровье здоровых.

Понятие жизнеспособности, по словам Богданова, не является абстрактным и статическим, а имеет смысл только в условиях той конкретной среды, с которой организм взаимосвязан, а структурная жизнеспособность является сложной, переменной и динамической величиной. "Жизнь есть одна из форм подвижного равновесия", "непрерывного обновления" (там же. § 3). Своими идеями Богданов опережал современные ему науки, хотя его взгляды признавались механистическими и односторонними (Богомолец А.А. Механизм действия трансфузий крови. Киев, 1934. Белова А.А. Одна из памятных страниц прошлого. //Проблемы гематологии и трансфузиологии. № 6. 1967), и его нередко упрекали в биологизации социальных проблем.

В качестве метода, повышающего жизнедеятельность организма, он предлагает так называемый "метод конъюгации" (Богданов А.А. Борьба за жизнеспособность. М., 1927. С.95).

В обменном переливании крови А.А.Богданов видел метод омоложения - "о выравнивании крайностей и пополнении недочетов двух соответственно подобранных организмов" (там же. § 13). В наше время развитием его идей стал плазмацитофорез. Таким образом, Богданов пытался решить сложную медико-биологическую и социальную проблему старения человека. Увлекаясь идеей перелива-ЩЕ крови, Богданов часть опытов проводит на себе. С 1924 по тз перенес II обменных переливаний крови. 12-й привел к смерти. 7 апреля А.А.Богданова не стало. Его имя было присвоено институту переливания крови. В 1934 году снято, а в 1990 году имя было восстановлено.

Но главным трудом его жизни было создание "Тектологии" -всеобщей организационной науки (т.1 - 1913 г., т»П - 1917 г. и т.Ш вышел в 1922 году), основные идеи которой более чем на 30 лет опередили представления западных ученых Н.Винера и 1. фон Берталанфи, создателей кибернетики и общей теории систем.

Проанализировав и систематизировав громадный материал как естественных, так и общественных наук, А.А.Богданов создал целую концепцию единства организационных форм различных объектов и процессов действительного мира, открывавшую возможность использования для их изучения единых методов.

Философская позиция Богданова наложила определенный отпечаток на эту талантливую его работу, что и определило ее судьбу -труд был подвергнут жесткой критике и задолго забыт. 0 ней вспомнили в начале 70-х годов, в связи с исследованиями в области кибернетики (Сетров М.И. Об общих элементах тектологии А.Богданова, кибернетике и теории систем //Ст. философские и социологические исследования. ЛГУ.f 1970. Тахтаджян А.А. Тектология: история и проблемы //Системные исследования 1971 года. М., 1972).

Портрет Богданова был бы не полным без упоминания и его научно-фантастических романах "Красная Звезда" CI908) и "Инженер Мэнни" (1912). Роман "Красная Звезда" в утопической форме отражал черты будущего коммунистического общества, созданного передовой цивилизацией марсиан. Роман "Инженер Мэнни", посвящен прошлому Марса, периоду прорывания там "огромных каналов". Главное содержание его - торжество идеи труда, вера в то, что наука будет основой построения социалистического общества.

Философские взгляды Богданова нашли свое выражение не только в специальных работах, но и в трудах по проблемам психологий, политэкономии и культуры. Наиболее отчетливо их эволюцию можно проследить по "Эмпириомонизму^ 1904-1906), "Философии живого опыта" (1913) и "Всеобщей организационной науке (Тектоло-гии)" (I9I3-I922), хотя сам А.Богданов и не причислял последнее произведение к философским. По нашему же мнению, это форма социальной деятельности или "практическая философия". Отметим основные этапы его философских воззрений:

- Естественно-исторический материализм ("Основные элементы исторического взгляда на природу". СПб., 1899).

- Увлечение энергетизмом В.Ф.Оствальда ("Познание с исторической точки зрения". СПб., 1901),

- Переход к махизму ("Эмпириомонизм". Статьи по философии, кн.1-3, М., 1904-06).

- Отрицание философии в традиционном смысле. Создание "практической философии" ("Тектология: Всеобщая организационная наука". М., I9I3-I922).

По Богданову философские понятия - дух, материя, субстанция и т.п. - суть "идолы: и фетиши познания", порожденные трудовыми отношениями в определенную эпоху и не имеющие смысла за ее пределами (см.: Очерки по философии марксизма, СПб., 1908, с.215-242). Истина, по Богданову, есть организующая форма коллективного опыта (см.: "Философия живого опыта"). Рассматривая марксистскую диалектику как форму организации, упорядочения знания, Богданов выдвинул свою организационную диалектику (Тектология. ч.З). Производственные отношения, по Богданову, суть "группы первично-организующих идеологических комбинаций" (Эмпириомонизм, кн.З, СПб., 1906, с.54, прим.) и поэтому "общественное бытие и общественное сознание, тождественны" (Из психологии общества, СПб., 1904. С.57).

- 14

Влияние марксизма на мировоззрение А.А.Богданова было огромным. Он изучал Маркса, будучи выслан в Тулу, и, когда работал врачом-психиатром. И не случайно, в 1904 году А.А.Богданов примыкает к большевикам. В то время марксизмом увлекались многие выдающиеся мыслители и писатели. В "Эмпириомонизме" ч.Ш А.Богданов описывает этапы своего философского пути, приведшие его в конце концов к созданию своей собственной философской системе - "монизму типа организации", а от него к тектологии -всеобщей организационной науке.

В то время, когда жизнь в лице товарищей - рабочих натолкнула меня на ознакомление с историческим материалозмом Маркса, я занимался, главным образом, естественными науками и был горячим сторонником того мировоззрения, которое можно обозначить, как материализм естественников". Эта философия, по мнению А.А.Богданова, "несколько примитивная, в ней много своеобразного радикализма, много родственного всем "крайним" .идеологиям, Данное мировоззрение строит картину мира только из одного материала - из "материи", как объекта физических наук. Свои объяснения "материализм естественников" строит на неизменных законах движения материи в пространстве и времени. Но, однако, отмечает А.А.Богданов, эта философия враждебна ко всем фетишам религиозных и метафизически-идеалистических мировоззрений" (Богданов А. Эмпириомонизм. Кн.Ш. СПб., С.З).

Марксизм для Богданова А.А. "заключает в себе отрицание безусловной объективности какой бы то ни было истины, отрицание всяких вечных истин" (там же. С.4-5). Об этом он еще будет спорить с В^И.Лениным в своей книге "Вера и наука" (1910). От строгого "материализма естественников" пришлось отказаться и продолжить поиск в области философии "чего-нибудь лучшего". Для Богданова А.А. это было нелегко, так как "этот материализм подобно марксизму, был силен монистическими объяснениями" и поэтому бывает выше, чем эмпириокритицизм" (там же. СДО). Приходилось искать дальше. Материалистическая атомистика, по словам Богданова, была несовместима с "диалектичностью" марксистского мировоззрения. Очевидно, в этот период своих философских исканий А.А.Богданов критически воспринял диалектику. Для него "диалектика вовсе не есть нечто универсальное. она частный случай организационных процессов, которые могут идти также и иными путями" (Богданов А.А. Философия живого опыта. Петроград-Москва. 1923. С.266). "Враждебная атомизму", но в остальном очень родственная старому материализму "энергетика" Оствальда привлекла самые горячие симпатии А.А.Богданова (Богданов А.А. Эмпириомонизм. Кн.Ш. СПб. С.ХУТ). Под влиянием Оствальда была написана книга "Основные элементы исторического взгляда на природу" (1899). В этой его первой работе прослеживаются и материалистические тенденции. Хотя, по мнению А.А.Богданова, "гипотеза материи отживает свой век", но она еще не вполне отжила его (Богданов А.А. Основные элементы: исторического взгляда на природу. СПб, 1899. 4.1. Природа.). "Познавательная деятельность" для него есть "деятельность сознания" (там же. Ч.Ш. Психика). По А.А.Богданову понятие "истины" и "лжи" отражают на себе г.от-живащее статистическое мировоззрение" (там же. 4.1. Природа).

Только "представление историческое" на познание может быть без противоречия с самим собой. Безусловной, абсолютной истины никакое познание не может дать. Истина познания всегда относительна, т.е. имеет силу только в пределах известных условий" (там же. С.8-9). Везде в этой книге А.А.Богданов подчеркивает свой релятивизм, как "последовательно проведенное отрицание безусловного в сфере познания" (там же. С.206). Пытаясь соединить идею эволюции с марксизмом, А.А.Богданов рисует общую схему развития психики в связи с общественнши условиями (там же. Ч.Ш. Психика). В дальнейших своих работах А.Богданов мог с большей ясностью и глубиной определить свои взгляды. В 1901 году выходит работа, которая называется "Познание с исторической точки зрения", некоторым образом генетически связанная с его предыдущей работой. В "Познании" выявляется и обосновывается применением "монистического мировоззрения" в области познания. Таким образом, А.А.Богданов поставил перед собой задачу "сложную" и "трудную": исследовать условия, которые порождают те или иные формы мышления, в их разнообразии, в их противоречиях, необходимо установить те общие закономерности, которые связывают идейную жизнь личности с объективными условиями ее существования" (Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения. СПб, 1901),

В данной работе наметились основные черты "научного" метода А.Богданова - эмпириомонизма. В этой же работе продолжились поиски социального познания. Еще в первой своей философской работе он утверждал: "Исходной точкой социологического познания должна являться общественная форма, т.е. отдельность и единство существования общественных процессов" (Богданов А.А. Основные элементы исторического взгляда на природу. СПб., 1899. С.156). В их основе - "система непрерывных индивидуально-психических процессов, которые объективизируются в формах технических и идеологических" (там же. С.160). Именно за это Богданова А.А. и критиковал В.И.Ленин, отвергавший тезис о том, что "социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно психическая" (Ленин В.И. Полн.собр.соч. T.I8.C.342).

Исследовав познание при помощи общих методов биологии и психологии А.А.Богданов переходит к рассмотрению "специального метода, который должен обособить учение о познании, как определенную общественную науку" (Богданов А.А, Познание с исторической точки зрения СПб., 1901. С.161). И здесь мы обнаружили интересные идеи Богданова об обществе и формах организации человеческой жизни. Он исследовал авторитарные формы общественной жизни. И как утверждает А.В.Водолагин, что А.А.Богданов в этом вопросе "опередил на полвека таких мыслителей, как Т.Адорно и Х.Арендт" (Водолагин А.В. Политическая социология А.А.Богданова // Социс. 1990. $ 6).

Но и "энергия" Оствальда не удовлетворила Богданова А.А. Энергетика давала монизм метода, но не давала картины мира. В это время он знакомится с "кантианским критицизмом".

Но "я очень скоро понял схоластический характер этой философии с научными претензиями, но без научной основы, и не мог серьезно относиться к ее бесчисленным и бесполезным "теориям познания" (Богданов А.А. Эмпириомонизм. Кн.Ш. СПб., 1906.С.17). Тем не менее, продолжает Богданов А.А., "как всякая схоластика, новое кантианство дает большую практику в логическом анализе -его полезность в этом" (там же. С.18). Знакомство с "Критикой чистого опыта" Р.Авенариуса и "Анализом ощущений" Э.Маха помогло ему сделать шаг дальше. Влияние Э.Маха и Р.Авенариуса было широко распространено в начале XX века в среде русских марксистов.

От эмпириокритицизма, "как наиболее строгой из существующих форм позитивизма" Богданов А. берет за исходную точку "критику опыта", а также антитезу физического и психического типа связи элементов опыта. А.А.Богданова волновал вопрос: "действительно ли эти типы совершенно несводимы; ни один к другому, ни оба к третьему, и откуда их различие?" (Богданов А.А. Эмпириомонизм. Кн.Ш. СПб., 1906. С.20-21). Если в "Познании с исторической точки зрения" была поставлена задача исследовать условия возникновения знания, то в 1904-1906 г.г. А.Богданов поставил задачу рассмотреть механизм познавательного процесса, т.е. "как?" и "почему?" мы познаем. Отталкиваясь от идей Маха и Авенариуса, разработал теорию познания, названную им эмпириомонизмом.

СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ. В настоящее время научная деятельность Богданова является малоисследованной. На Западе о его теории писали уже в 30-е годы (Ю.Геккер). Сложилось несколько направлений "богдановедения". Можно выделить несколько проблем, чаще всего привлекающих внимание исследователей. Во-первых, это взгляды Богданова на классы, классовую структуру общества. Во-вторых, это отношение эмпириомонизма к марксизму и полемика Богданова с Лениным, В-третьих, понимание Богдановым роли интеллигенции в революции. В-четвертых, формирование теории новой пролетарской культуры и практика ее построения.

См., например, Kotarbinski Т. Rozwoj prakseologii //Kul-tura i proteczenstwo. 1961.- T.5, N4; Gorska G.A. Bogdanov und der Russische Proletkult. Theorie und Praxis einer sozialisti-scher Кulturrevolution. Frankfurt / New York : Campus, 1980; Jassour A. Philosophy - Religion - Politics: Borachov, Bogdanov und Lunacharsky //Studies in Soviet Thought.- 1986.- V.31, n 3; Susilioto I. The origins and development of Systems thinking in the Soviet Union. Helsinki, 1982; Zenovia A. Sochor Revolution and Culture: The Bogdanov - Lenin Controversy. Ita-ca and Hondon, 1988; Williams R. The Other Bolsheviks. Bloo-mington, 1988; Gorelik G. Proncipal Ideas of Bogdanov's "Tectology" //General Systems.- Vol.XX.- 1975.- P.3-13; Manicke-Gryongyoai K. "Proletarische Wissenschaft und Sozialistische Menschheitsreligion" als Modelle proletarischer Kultur. Berlin, 1982; Lynn Mally. Culture of the Future. The Proletkult movement in revolutionary Russia. Berkley,Los Angeles,Oxford,1990.

Наследие А.А.Богданова изучают доктор Шерер во Франции, доктор Норман Перейра в Канаде, профессор Джон Биггарт в Великобритании.

Работы исследователей Р.Тахтаджяна, С.Утехина, П.А.Плютто, А.В.Водолагина, Дж.Биггарта, З.Сохор, Г.Горской, Г.Горелика, Я.Сусилото представляют собой реконструкцию и .анализ идей Богданова, стремление вписать их в политический и философский контекст времени.

По словам К.Дженсена, Богданов воспринимается как "отчасти гениальный, отчасти плодотворный, отчасти серьезный социалистический теоретик, а в целом - как важный, оригинальный и всегда интересный русский мыслитель" ( Jensen К. "Red Star". Bogdanov Builds Utopia//Studies in Soviet Thought, 1982, Ж 23.- P.1.).

У нас же А.А.Богданов до последнего времени был больше известен как "махист", "реакционер", "богостроитель" и т.п. См., например, Суворов Л. Из истории борьбы В.И.Ленина, партии большевиков против богдановской "организационной науки" //Философские науки. 1966. Л 3; Краткий очерк философии //Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И.Ойзермана, И.Я.Шипанова. М.,1981; Л.Н.Суворов "Материалистическая диалектика". М., 1980; История философской мысли в Московском университете //Под ред. И.Я.Шипанова. МГУ., 1982; А.И.Кравченко. Экспериментальные исследования труда в 20-е годы //Социологические исследования, 1982. № 4; Э.В.Ильенков.Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.,1984; Э.В.Ильенков. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1980; М.Н.Грецкий, Е.Л.Петренко. Учебно-методическое пособие по истории марксистско-ленинской философии. МГУ,, 1985; А.й.Володин. Бой абсолютно неизбежен. Историко-философские очерки о книге В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". М., 1985; А.Ганг-нус. На руинах позитивной эстетики //Новый мир. 1988, № 9; А.А. Лебедев. "Последняя религия" //Вопросы философии. 1989. № I; П.В.Алексеев. Революция и научная интеллигенция. М. ,1987. М.И. Панов. Почему плехановская критика А.А.Богданова не сработала? //Марксистоко-ленинское методологическое наследие и современная наука. М., 1989.

В 90-е годы наступает новый этап в изучении наследия Богданова. Архивные источники позволяют рассматривать проблемы еще не выдвигавшиеся исследователями или решаемые в общей форме. В 1989 году вышла "Тектология" новым изданием; в этом же году в Москве проходила международная конференция "А.А.Богданов - революционер и мыслитель", сборник "История становления советской социологической науки в 20-30 годы". М., 1989; сборник "Труды комиссии по научному наследию А.А.Богданова" М., Ин-т экономики РАН. 1992; сборник статей: "Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования", АОН при ЦК КПСС. М., 1989; К.В. Кулаев "Эстетическая мысль 20-х годов" М.: Знание, 1990; Л.Чижо-ва ".Он был еретиком" - Театр. 1990. Л 7; Г.Гловели и Н.Фигу-ровская (Богданов А.А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990); Сюда же можно отнести статьи П.А.Плютто и А.В.Водо-лагина в "Социологических исследованиях" (1990) - "А.А.Богданов о "военном коммунизме", № II, и "Политическая социология А.А.Богданова", № 6 (1990); В.В.Прозерский. Неутомимый искатель

А.А.Богданов. Взгляд через десятилетия) //Вестник ЛГУ". Сер.6. 1991. Вып.2; И.С.Нарский. А.А.Богданов - философ. //Философские науки. 1991. № 4; В.Г.Пушкин. "Тектология" А.А.Богданова; фило-софскочиютодологические аспекты. // Философские науки. 1991. № 4. Разбирает философские взгляды А.А.Богданова и В.В.Зеньков-ский (См.: История русской философии в 2-х томах. Л.,1991.Т.2. 4.2. С.41-44), а также уделил ему внимание Н.О.Лосский (См.: История русской философии, М., 1991. С.482-483). Больше повезло А.А.Богданову с публикациями о его деятельности как врача-экспериментатора и его книге "Борьба за жизнеспособность". Данная работа методологически связана с "Тектологией". Но это требует отдельного исследования. См.: например, А.А.Богомолец. Механизм действия трансфузий крови. Киев, 1934; А.А.Белова. Одна из памятных страниц прошлого //Проблемы гематологии и трансфузиологии. 1967. № 6; А.Я.Белицкая. А.А.Богданов и его жизненный подвиг (к 100-летию со дня рождения) // Советское здравоохранение.1974. I 3; А.А.Белова. А.А.Богданов. М.Медицина. 1974; А.А.Богомолец. К вопросу о научном и практическом значении метода переливания крови //Труда НИИ переливания крови. T.I. С.ШП. М., 1928; М.П. Кончаловский. Болезнь и смерть А.А.БбРданова, там же, с.ХП;Н.Семашко. Памяти Богданова, там же, с.УП; В.И.Новоселов. А.Богданов в Вологодской ссылке. //Советское здравоохранение. 1982. J 3; Ю.Н.Токарев, И.Ю.Мальцева, Г.Д.Гловели. А.А.Богданов - к 115-летию со дня рождения. // Гематология и трансфузиология. 1988. № 12.

Однако, несмотря на появившиеся в последнее время ряд работ отечественных философов, экономистов, социологов, посвященных А.Богданову, целостного философского и социокультурного исследования его творческого наследия еще нет.

- 22

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель диссертационного исследования состоит в определении философских и теоретических основ эмпириомонизма А.А.Богданова, а также скорректировать бытующее -часто несправедливое и неполное представление о нем как о мыслителе. Реализация этой цели предполагает решение следующих теоретических задач:

- анализ идейных истоков "марксиствущего позитивизма";

- выявление гносеологических оснований эмпириомонизма;

- выяснения особенностей категории "практики" в эмпириомонизме;

- показать научно-философскую сущность теории познания А.А.Богданова и ее актуальность;

- исследование методологических проблем социальной философии: этики, философии культуры, тектологии, обусловленных специфическими моментами философии А.А.Богданова.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. В основу настоящей работы положен анализ основных трудов А.А.Богданова, а также материалы исследований отечественных и зарубежных ученых.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДАННОЙ РАБОТЫ заключается в рассмотрении позитивистской философской концепции Богданова. Впервые в данной работе предпринимается попытка комплексного философского, социального и культурологического анализа эмпириомонизма А.А.Богданова, выявляется сущность и гносеологические основания эмпириомонизма, связь его с "Тектологией". При анализе "Тектологии" подчеркивается, что всеобщая организационная наука является "практической философией". Автор уточняет социально-этический идеал Богданова. В диссертации анализируются генезис и эволюция философских взглядов ученого, а также определяется значение его творчества для науки.

- 23

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в создании методологии комплексных исследований о человеке и обществе.

Материалы работы способны оказать помощь студентам вузов при изучении гуманитарных дисциплин и курсов, они могут быть использованы при разработке и чтении спецкурсов по истории философии, проблем социологии и социальной работы, истории медицины', культуры.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Теоретические основания эмпириомонизма А. А. Богданова"

- 125 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История России рубежа двух веков - XIX и XX - знает немало выдающихся личностей - ученых, писателей, политических деятелей. Оценка их маета и роли в ходе великих социальных потрясений этого времени - социальных кризисов, революций, войн - во многом еще нуждается в уточнении, В ряду наиболее яцэких деятелей той эпохи несомненно стоит и А.А.Богданова - свидетель и активный участник исторических событий. Являясь идейным наследником многих достижений науки, Богданов переосмыслил их в новых исторических условиях, обогатив опытом современных ему событий. В результате был создан ряд научных трудов, теорий, идей, которые в некоторых моментах не утратили своей актуальности до наших дней.

Вклад А.А.Богданова в развитие российской культуры и науки по достоинству еще не оценен. Различные аспекты его творчества ждут исследователей. Между тем мировоззрение А.А.Богданова - сложнейший духовный феномен: оно в творчески преобразованном виде впитало в себя многие результаты развития отечественной и мировой философии и культуры. На протяжении жизни ученого-философа его мировоззрение находилось в постоянном изменении, содержательно обогащалось и развивалось, а в этом процессе были как эволюционные, так и революционные периода.

За внешним многообразием научных интересов А.А.Богданова всегда скрывалась всепроникающая монистическая целеустремленность: выявление организационных связей мирового целого, А.А.Богданов был лишен того, что сам называл "первой предпосылкой социальной связи людей - взаимного понимания". В своих воспоминаниях детства он пишет: "Я видел большие события, крупных людей. Все это я понимал не так, как понимали многие, вернее - большинство, пожалуй даже, огромное большинство моих современников". Всю свою жизнь

- 126 он сталкивался с таким непониманием, в то время как его душа неудержимо стремилась "к монизму не только в области науки, но и в жизни" (Лепешинский П. Трагедия крупного ума //Огонек, 1928. № 17. с.45).

А.А.Богданов представляет собой сложную противоречивую фигуру, и с этих позиций мы попытались оценить его научное творчество.

Особенности его философских, социальных и культурологических ориентаций, а также научной деятельности во многом обусловлены своеобразием исторического периода, в котором он жил.

На основе исследования научно-философской деятельности А.А. Богданова можно сформулировать следующие основные выводы;.

Россия конца XII - начала XX века это сложнейший, чрезвычайно разнородный по разноголосице точек зрения период, который современники характеризовали как кризисный.

Основное содержание русской философии этого периода составила борьба религиозного и научного подходов к миру. В этом противостоянии, обострившемся особенно в начале XX века, русский марксизм (как ортодоксальный, так и марксиствующий позитивизм) находился в одном культурном, "посюстороннем" пространстве с представителями других форм научной философии (позитивизм, неокантианство), в то время как представители религиозной философии образовали противостоящий им (по этим параметрам) лагерь.

Среди марксистсвующих позитивистов А.А.Богданов стоит на. первом месте, так как он единственный, из них, создавший целостную философскую концепцию - эмпириомонизм.

Философия, - отмечает Богданов, - возникла как стремление мыслить все содержание опыта в однородных и связных формах и приобрела самостоятельное значение именно как реакция против чрезмерной раздробленности и противоречивости опыта, выступившей

- 127 на определенной стадии культурного развития. Иначе говоря, философия выражает потребность познания мыслить монистически.

В процессе поиска метода исследования познания, А.А.Богданов обращается именно к естественным наукам, обладающим, по его мнению, более разработанными методами, чем философия познания.

Богданов стремится к достижению "истинного эмпириомонизма", который представляется ему идеалом познания. Он пытается обосновать монизм при рассмотрении жизни и психики - не приемлет эмпириокритицизма из-за его дуалистического принципа. Он подчеркивает, что в системе познания подчинение субъективного в опыте объективному представляет основной организующий принцип, вне которого само познание немыслимо.

В "Эмпириомонизме" автор поясняет, что хотя Мах и Авенариус и не употребляют термины "материя", "дух" в ленинском понимании, с точки зрения диалектического материализма, они - такие же последователи Маркса, поскольку признают первичность "физического" и более высокую степень развития "психического" ряда опыта. Таким образом Богданов не считает свое мировоззрение идеалистическим, тем более, что многие его понятия не противоречат ленинскому пониманию реальности, но вносят новое содержание в диалектику, корректируя ее представления.

Главный недостаток диалектического материализма, по Богданову, заключается в том, что он не объяснил самой диалектики. Диалектика вовсе не есть нечто универсальное. Она является частным случаем организационных процессов. Научный метод обобщения не сводится к диалектике. Элемент диалектики можно найти повсюду, но ими не исчерпывается жизнь и движение. Философия должна поставить свою задачу в более общей форме: исследовать связь мирового процесса с точки зрения всех возможных путей и способов организации. Эта задача и решается Богдановым в философии эмпириомонизма.

Эмпириомонизм - это мировая программа человеческой практики» философия живого опыта.

А.А.Богданов пытался рассмотреть вопрос о соотношении материальных и идеальных моментов человеческой деятельности, о сложной, исторически изменчивой взаимосвязи практики и познания в развитии общества и судьбе человека. Поэтому можно утверждать, что Богданов является создателем марксистской праксеологии.

Развитием эмпириомонизма в области обществознания явилась "всеобщая организационная наука" - тектология. Основная задача тектологии - разбить схоластическую замкнутость социальных наук, связать отдельные частные методы единством универсальной методологии познания.

Создание "Тектологии" Богдановым явилось новым достижением в области методологии науки.

Всеобщая организационная наука" была подготовлена ходом развития техники и производства, общественных отношений, естественных наук и философии.

Богданов рассматривает процессы организации и дезорганизации, ингрессии и дезингрессии, организационные кризисы во всех областях материального и духовного мира. По Богданову, все предложенные в "Тектологии" схемы носят универсальный характер. Для описания общественного Порядка" Богданов впервые в России применил термин "социальная система".

Отличительным признаком социальной жизни Богданов считает ее сознательно психический характер: социальность нераздельна с с сознательностью, а потому общественное бытие и общественное сознание тождественны. Смысл идеи прогресса Богданов видит в "возрастающей полноте и гармонии жизни сознания", а идеалом развития

- 129 общества является состояние равновесия, Тектология - это практическая наука или форма социальной практики.

Идеи "Тектологии" не были приняты при жизни Богданова, как и его идея пролетарской культуры. Выделяя четыре равноправные формы рабочего движения: политическое,(партия), экономическое (профсоюзы), хозяйственное (кооперация) и культурно-идеологическое (Пролеткульт), Богданов считал, что пролетарская культура должна освободиться от груза прошедшего и идти своей дорогой, поскольку основана на принципиально новом типе сознания - коллективистском, в то время как вся предшествующая культура по своей природе индивидуалистична. Большое значение он придавал формированию и воспитанию нового человека.

Каков же образ этого нового человека? Прежде всего он коллективист, человек труда, преодолевающий односторонность своего развития на пути к универсальным знаниям и умениям (коллективному опыту). Скорее он человек действия, а не чувства, имеющий идеалы общего дела, активный политический борец. Время опровергло надежды Маркса и Богданова, связанные с исторической миссией пролетариата, но не отменило, а укрепило объективную потребность в целостном, гармоничном человеке.

Наряду с достижениями и реальным вкладом в науку Богданов не избежал определенных просчетов и заблуждений. Это его излишний прагматизм, социальный утопизм, абсолютизация роли идеологии в культуре, - труда в социальной практике, это абсолютизация роли науки в жизни общества, превращение ее в единственную форму познания и организации человеческой жизни. Ибо человек не только существо разумное, но и духовное, стремящееся нравственно, эстетически и т.п. относиться к действительности. Результаты развития культуры, стремящейся к сциентизму, позволяют убеждаться в наше время без особого труда.

Но он остался убежденным сторонником социализма, "коллективистом по разуму и чувству одновременно" (Бухарин Н.й. Памяти Богданова //Богданов А.А. Тектология. Кн.2. С.346).

Деятельность и жизнь А.А.Богданова - это одна из страниц истории отечественной философии рубежа XIX-XX веков. И без него трудно ее понять. Имя А.А.Богданова должно занять достойное место в курсах и учебниках по истории российской философии. Необходимо переиздание его работ и их исследование.

Мы предприняли попытку представить А.А.Богданова таким, каким он был, освободить его облик и работы от многолетних наслоений идеологической ретуши.

 

Список научной литературыКульсеева, Татьяна Гавриловна, диссертация по теме "История философии"

1. Абрамов М.А. Вожди играют в шахматы: (0 философских спорах В.И.Ленина с А.А.Богдановым) //Из истории социальной философии в России в 20-е годы. -М., 1992. - С.9-18.

2. Авенариус Р. Критика чистого опыта в популярном изложении А.Луначарского. Новая теория позитивного идеализма. -М.: Дороватский и Чарушников, 1908,-124 с.

3. Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. -М.: Политиздат, 1987. -С.50-66.

4. Аксельрод Л.И. (Ортодокс). Рецензия на книгу "Материализм и эмпириокритицизм" //Вопросы философии. -1991. 12. -С.88-91.

5. Андреев Н. Богданов А.А. Эмпириомонизм. Кн.1-2.,М.,1905.КнЗ. СПб., 1906 //Вопросы филос. и психол. 1908.-В 2(92) -С,270-277.

6. Базаров В.А. Мистицизм и реализм нашего времени //Очерки по философии марксизма. Философский сборник. -СПб.;Зерно,1908.-С.3-71.

7. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии.-Л.; Лениздат, I99I.-C.I30.

8. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение, 1955 г.-4М. .-Наука, 1990.-224 с.

9. Берман Я.А. Диалектика в свете современной теории познания. -М.: Московское книгоиздательство, 1908.-236 с.

10. Биггарт Дж. Александр Богданов и теория "нового класса" /Соци-ол. исследования.-1993.-ё 7.-С.139-150.

11. Биггарт Дж. Бухарин, "культурная революция" и истоки сталинизма //Отечественная история.-1994.2.-С.90-104.

12. Богданов А.А. Основные элементы исторического взгляда на природу. -СПб.;Издатель,1899.-261 с.- 132

13. Богданов А.А. Авторитарное мышление //Шз психологии общества. (Статьи I901-1904 г.).-СПб., 1904.-С.95-156.

14. Богданов А.А. Из психологии общества. (Статьи I90I-I904 г.).-СПБ.? Дороватский и Чарушников, I904.-2I5 с.

15. Богданов А.А. Развитие жизни в природе и обществе //Из психологии общества. (Статьи I90I-I904 г.).-СПб.,1904.-С.35-94.

16. Богданов А.А. Что такое идеализм? //Из психологии общества. (Статьи I90I-I904 г.) -СПб.,1904sС.II-34.

17. Богданов А.А. Страна идолов и философия марксизма //Очерки по философии марксизма. Философ, сб.-СПб.; Зерно» 1908.-С.215-242.

18. Богданов А.А. Философия современного естествоиспытателя //Очерки философии коллективизма.-СПб., 1909.С.35-142.

19. Богданов А.А. Эмпириомонизм; в 3-х кн.-СПб, : Дороватский и Чарушников, 1908.-Кн.I.-184 с.

20. Богданов А.А. Эмпириомонизм: в 3-х кн. СПб.: Дороватский и Чарушников,1907.-Кн.П.-169 с.

21. Богданов А.А. Эмпириомонизм: В 3-х кн.-СПб.; Дороватский и Чарушников, J906.-Кн.Ш.-159 с.

22. Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения. СПб.Дороватский и Чарушников, I90I.-2I7 с.

23. Богданов А.А. Падение великого фетишизма. Вера и наука.-СПб : Дороватский и Чарушников, I9I0.-223 с.

24. Богданов А.А. Наука об общественном сознании.-Москва-Петроград. :Госиздат, 1923.-313 с.

25. Богданов А.А. Философия живого опыта. Популярные очерки.-Москва-Петроград.-.Госиздат, 1923.-347 с.

26. Богданов А.А. Борьба за жизнеспособность.-М.;Госиздат,1927.-159 с.

27. Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени.-М. ;Дороватский и Чарушников, I9II.-92 с.

28. Богданов А.А. Искусство и рабочий класс.-М.;Пролет.культура, 1918.-79 с.

29. Богданов А.А. Критика пролетраского искусства //Пролетарская культура.-19183.-С.56-78.

30. Богданов А.А. О художественном наследстве //Пролетарская культура. -1918.-Л 2.-С.31-43.

31. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М.; Экономика, 1989.-Кн.1.-304 с.

32. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М.; Экономика, 1989.-Кн.2.-351 с.

33. Богданов А.А. Вопросы социализма: работы разных лет.-М.:Политиздат,-1990.-479 с.

34. Богданов А.А. Что такое пролетарская поэзия //Пролетарская культура.-1918.-^ I.-С.12-22.

35. Богданов А.А. Революция и философия //Образование.-СПб.,1906.2.-0.54-63.

36. Богданов А.А. Между человеком и машиной (0 системе Тейлора)-СПб.; Прибой, I9I3.-I3 с.

37. Богданов А.А. К вопросу о новейших философских тенденциях (ответ г.Бердяеву) //Вопр.филос. и психол.-М. ,1902.-№ 5(65)- C.I049-I059.

38. Богданов А.А. Общество правовое и общество трудовое //Очерки реалистического мировоззрения.-СПб.; Дороватский и Чарушников. 1904.-С.551-583.

39. Богданов А.А. Обмен и техника //Очерки реалистического мировоззрения. СПб.:Дороватский и Чарушников. 1904.-0.279-343.

40. Богданов А.А. Пределы научности рассуждения //Вестник Комака-демии.-1927.-№ 21.-С.244-263. С.282-290.

41. Богданов А.А. О пролетарской культуре; I904~I924.-JE.-M. Книга, -1924.-344 с.

42. Богданов А.А. Задачи рабочих в революции.-М.: Тип. Я.Г.Сазонова, I917.-22 с.

43. Богданов А.А. Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса.-М. Госиздат,1920,-96 с.

44. Богданов А.А. Теория капитализма.-М.,1922.-21 с.

45. Богданов А.А, Памяти великого учителя К.Маркса.- Тифлис.:Тип. Надевда, I9I6.-8 с.

46. Богданов А,А. Открытое письмо тов.Плеханову //Beстн.жизни. М.Д907.-С.46-51.

47. Богданов А.А. Приключения одной философской школы.-СПб. .'Знание, 1908.-66 с.

48. Богданов А.А. Наука и философия (под псевдонимом "Вернер Н") //Очерки философии коллективизма. -06.1.-СПб.: Знание,1909.-С.9-34.

49. Богданов А.А. Социализм науки.-М,?Пролет.культура,1918Я04 с.

50. Богданов А.А. Красная звезда //Русская литературная утопия. -М.: 1986.-С.200-305.

51. Богданов А.А. Роль коллектива в истории.-Тифлис, -Термес,1914. -16 с.

52. Богданов А.А. Новый мир.-М.;Госиздат, 1920.-136 с.

53. Бородач А.А. Идея Богданова о целеорганизованных действияхи современность // Тез,докл,международ,науч.теорет,конф.-Грод-но,1994.-С.I50-152.

54. Бухарин Н.И. Избранные произведения. Л.Политиздат, 1988.-ХП, 499 с.

55. Валентинов Н. Философские построения маркойзма.-М.;Кн.маг."Сотрудник провинции", 1908.-30? с.57. "Вехи": Сборник статей о русской интеллигенции: Репринтное воспроизведение издания 1909 года.-М.: Новое время и Горизонт.1990.-211 с.

56. Владимирова А.П. Социалистические воззрения А.А.Богданова //Тез. докл.мевдународ.науч.конф. -Гродно, 1994.42.187-188.

57. Водолагин А.В. Политическая социология А.А.Богданова. //СоцИС. -1990.-й 6.-С. 132-140.

58. Володин А.И. Бой абсолютно неизбежен: Историко-философские очерки о книге В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм".-М.: Политиздат. 1985.-223 с.

59. Государев А.А. Александр Богданов и проект рабочей энциклопедии //Те з. докл. мездународ. научн. теор» ;;конфДородно,1994 X. 159161.

60. Деборин А. Философия и маркойзм.-М.-Л.,1930 .-С.96-116.

61. Ермичев А.А. О марксиствущем позитивизме в России //Тез.докл. и выступлений 2-го Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии.-СПб,,1993.-0.73-75.

62. Ермичев А.А. Борьба В.И.Ленина за материалистическую теорию культуры и современность.-Л. :Изд-во ЛГУ, 1982.-57 с.

63. Замалеев А.Ф. Марксизм и русская философия //Вестн.Ленигр.унта. Сер.б.-Л.: ЛГУ, 1991.-Вьгп.2.-С.55-58.

64. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений: Учебное пособие.-СПб.; Изд-во С.-Петерб.ун-та. 1994.-208 с.

65. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т.-Л.: ЭГО,1991.-T.2. 4.1.-С.134-150.- 136

66. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т.-Л.;ЭГ0. I99I.-T.2. 4.2.-0.5-26,41-44.

67. Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма.-М.; Политиздат. 1989. -175 с.

68. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории.-2- е изд. доп.-М.Политиздат, 1984.-320 с.

69. История становления советской социологической науки в 20-30-е годы.-М.; Наука,-С.42-62.

70. История философской мысли в Московском университете /Под ред. Н.Я.Щипанова.-М.: Изд-во Моек.ун-та,1982.-С.75-86.

71. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники.-М.:Наука,1986.-208 с.

72. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание,практика, -М.: Политиздат, 1989.-303 с.

73. Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время.-СПб.;Издатель. 1989.-327 с.

74. Ленин В.И. Материализм и эмпирикритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии //Полн.собр.соч.-Т.17.-525 с.

75. Ленин В.И. О "Вехах" //Полн.собр.соч.-Т.19.-С.167-175.

76. Ленин В.И. Философские тетради //Полн.собр.соч.-Т.29.-С.77-128, 279-290, 297-302, 316-322.

77. Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм //Полн.собр.соч.-Т.17*0.15-26.

78. Ленин В.И. О пролетарской культуре //Полн.собр.соч.-Т.41. -С. 336-337.

79. Лосский Н.О. История русской философии.4/1. гтВысш.шк. ,1991.-С.439-481,482-484.

80. Лебедев А.А. Критика А.Богдановым и Н.Валентиновым абсолютизации материи и ее последствия //Тез.докл.международ.науч.теорет. конф. -Гродно , 1994.-С.164-165.- 137

81. Луначарский А.В* Религия и просвещение /Сост. В.Н.Кузнецов; Вступ.ст. Ю.Б.Пищика.-М.:Сов.Россия. 1985.-544 с.

82. Луначарский А.В. Атеизм //Очерки по философии марксизма.-СПб.: Знание. I908.-C.I07-I6I.

83. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.З.-С.1-4.

84. Маркс К., Энгельс §. Манифест коммунистической партии //Соч.-2-е изд.-Т.4.-С.419-459.

85. Маркс К. К критике политической экономии: Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.13.-С.1-9.

86. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому /С предисл.авт. к русск.пер. и вступит.статьей А.Богданова.- М.; Скирмунт.1908.-304 с.

87. Мах Э. Познание и заблуждение.-М.:Скирмунт. 1909.-471 с.

88. Мустафаев Р.А. Философская доктрина Богданова А.А. в контексте европейской философии конца XIX начала XX века //Тез.докл. международ, науч. теорет. конф. -Гродно. 1994. -С. 153-154.

89. Нарский И.С. А.А.Богданов-философ //Философские науки, -1991.-№ 4.-С.58-73.

90. Никоненко B.C. К проблеме человека в русской философии ХУШ века. //Вестник ЛГУ. Сер.6, 1991. Вып.2.-С.52-55.

91. Об изучении философского наследия А.А.Богданова (по материалам международной конференции. Москва. 1989 г.). //Философские науки.-1990.-Л 8.-C.II7-I20.

92. Осипов И.Д. В.й.Ленин о противоречиях буржуазной социологии культуры //0 противоречивости исторического развития философии.-Л., I989.-C.23-31.

93. Осипов И.Д. Философия культуры марксизма: А.А.Богданов и А.В. Луначарский //Тез.докл.международ.науч.теорет.конф.-Гродно,1994.- С.170-172.96